Виды предупреждения аварийных ситуаций. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций

1) Деятельность органов управления, специальных сил, направленная на предотвращение чрезвычайных ситуаций (ЧС), уменьшение возможных потерь и ущерба в случае их возникновения, основу которой составляют конкретные превентивные мероприятия научного, инженерно-технического и технологического характера, осуществляемые по видам природных и техногенных опасностей и угроз; 2) комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Значительная часть этих мероприятий проводится в рамках инженерной, радиационной, химической, медицинской, медико-биологической и противопожарной защиты. Практические меры реализуются в ходе подготовки сил и средств, объектов, систем жизнеобеспечения личного состава и населения военного городка (ВГ) к работе в экстремальных условиях. Комплекс мер по предупреждению ЧС природного и техногенного характера включают меры организационного, организационно-экономического, инженерно-технического и специального характера.

Силы и средства РСЧС используются в составе территориальных и функциональных подсистем на пяти уровнях: федеральном, региональном, субъектовом, местном (городском, районном) и объектовом.

На федеральном уровне группировка сил включает: соединения и части гражданской обороны (ГО) РФ; авиационные формирования МЧС, мобильные поисково-спасательные формирования, специализированные формирования служб ГО центрального подчинения. В состав сил и средств региональной группировки входят: соединения и части войск ГО, предназначенные для прикрытия территорий региональных субъектов; региональные поисково-спасательные формирования; региональные специализированные формирования федеральных министерств, ведомств и федеральных служб (региональные центры медицины катастроф, аварийно-технические центры Минатома РФ и др.). Группировка сил РСЧС субъекта создается в интересах крупных городов. Она включает: силы и средства, непосредственно подчиненные органу управления ГОЧС и начальникам служб ГО данного субъекта РФ. Группировка сил РСЧС местного уровня (города, района) включает: территориальные формирования общего назначения; специальные формирования служб города, района; специализированные формирования наиболее крупных объектов. Объектовые формирования РСЧС предназначаются и используются, как правило, на своих объектах. Они включают сводные отряды и формирования служб объекта.

Управление решением задач по предупреждению и ликвидации последствий ЧС, возложенных на ВС РФ, осуществляют постоянные (штатные) органы управления. В состав сил постоянной готовности функциональной подсистемы ВС РФ входят: специальные аварийные формирования ВС; соединения, части инженерных войск, войск радиационной, химической и биологической защиты; силы и средства поисковых и аварийно-спасательных работ ВМФ; авиационные поисково-спасательные силы и средства видов ВС; военные команды противопожарной защиты и спасательных работ; пожарные расчеты, команды, формирования местной обороны объектов ВС; службы экстренной медпомощи ВС.

Предупреждение ЧС как в части их предотвращения (снижения рисков их возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них в частях и соединениях РВСН проводится по направлениям: мониторинг и прогнозирование ЧС; рациональное размещение объектов, сил и средств с учетом природной и техногенной безопасности; предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных, техногенных явлений и процессов путем систематического снижения накапливающегося потенциала опасности: предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения безопасности технологических процессов и эксплуатационной надежности оборудования; разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение ЧС, уменьшение их масштабов, защиту личного состава, населения ВГ и материальных средств; подготовку оперативных групп и специально выделяемых сил и средств к действиям в условиях ЧС; подготовку объектов, систем жизнеобеспечения личного состава и населения ВГ к работе в условиях ЧС; лицензирование деятельности потенциально опасных объектов; страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации потенциально опасного объекта; проведение государственной экспертизы в области предупреждения ЧС, государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности; информирование личного состава и населения ВГ о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории дислокации соединений и частей; подготовка личного состава, населения ВГ в области защиты от ЧС. В целях реализации данных направлений в РВСН созданы силы и средства (см. Безопасность войск в чрезвычайной ситуации).

Реализация перечисленных направлений осуществляется путем планирования и выполнения соответствующих мероприятий. Мероприятия выполняются на этапах заблаговременного обеспечения устойчивости объектов соединений и частей РВСН и непосредственного предупреждения ЧС. На каждом объекте соединения (части) мероприятия и способы по повышению устойчивости на случай аварий и стихийных бедствий будут различными, но по характеру решаемых задач их можно объединить в следующие группы по: защите личного состава и населения ВГ; повышению устойчивости инженерно-технического комплекса объектов; исключению или ограничению поражения вторичными факторами; обеспечению устойчивости систем вооружения, боевого дежурства и управления; подготовке к проведению восстановительных работ в кратчайшие сроки.

Существующая система мониторинга ЧС в РВСН позволяет выявить опасность за некоторое время до возникновения аварии или стихийного, экологического, эпидемиологического бедствия. Следовательно, в определенных условиях командиры и штабы могут иметь некоторое время (сутки, часы) для организации и проведения мероприятий непосредственного предупреждения и снижения ущерба от ЧС. К ним относятся следующие группы мероприятий непосредственного предупреждения и снижения ущерба от ЧС. К ним относятся следующие группы мероприятий: информационное обеспечение; усиление безопасности; организационные мероприятия; непосредственная подготовка личного состава и населения ВГ; непосредственная подготовка и выдвижение специальных подразделений, формирований к месту возможного действия; мероприятия материально-технического обеспечения.

Приобретают все более острый и актуальный характер. Не только в России, но и во всем мире нарастает озабоченность в связи с возрастающим количеством ежегодно возникающих чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, увеличением их масштабов, ростом потерь и ущерба. Складывающаяся обстановка требует принятия мер по совершенствованию управления безопасностью. Но даже самые эффективные меры по предотвращению не могут свести риск возникновения чрезвычайных ситуаций к нулю (принцип “ненулевого”, “приемлемого” риска). Сегодня исключить чрезвычайные ситуации нельзя, но существенно снизить число, уменьшить масштабы и смягчить последствия чрезвычайных ситуаций возможно.

Деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций является более важной, чем их ликвидация. Связано это с тем, что социально-экономические результаты превентивных действий по предотвращению чрезвычайных ситуаций (снижение потерь и ущерба) могут быть более эффективными для граждан, общества и государства. С экономической точки зрения это обходится в десятки, а иногда и сотни раз дешевле, чем ликвидация последствий техногенных аварий и стихийных бедствий.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций — это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Это понятие характеризуется также как совокупность мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организационными структурами РСЧС, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций и уменьшение их масштабов в случае возникновения. Предупреждение чрезвычайных ситуаций основано на мерах, направленных на установление и исключение причин возникновения этих ситуаций, а также обусловливающих существенное снижение потерь и ущерба в случае их возникновения.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения (снижения рисков их возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них (смягчения последствий) проводится по следующим направлениям:
  • мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций;
  • рациональному размещению производительных сил по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;
  • предотвращению в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося разрушительного потенциала;
  • предотвращению аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;
  • разработке и осуществлению инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;
  • декларированию промышленной безопасности;
  • лицензированию деятельности опасных производственных объектов;
  • страхованию ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;
  • проведению государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;
  • государственному надзору и контролю по вопросам природной и техногенной безопасности;
  • информированию населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания;
  • подготовке населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций

Сущность и назначение мониторинга и прогнозирования заключаются в наблюдении, контроле и предвидении опасных процессов и явлений природы, техносферы, внешних дестабилизирующих факторов (террористических актов, вооруженных конфликтов и т.п.), являющихся источниками чрезвычайных ситуаций.

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций на территории субъектов РФ включают в себя:
  • мониторинг окружающей среды, опасных природных процессов и явлений;
  • прогнозирование чрезвычайных ситуаций природного характера;
  • мониторинг состояния безопасности зданий, сооружений и потенциально опасных объектов;
  • прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций.
Основными задачами системы мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций являются:
  • оперативный сбор и обработка информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций природного, техногенного, природно-техногенного и биолого-социального характера;
  • создание и поддержание банка данных по чрезвычайным ситуациям, прогнозирование возникновения, характера развития чрезвычайных ситуаций и их последствий, заблаговременная разработка мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и смягчению их социально-экономических последствий;
  • принятие экстренных мер по защите населения, сельскохозяйственного производства от радиоактивных, отравляющих, аварийно химически опасных веществ и возбудителей инфекционных заболеваний.

Координацию деятельности всех учреждений, работающих в этой области и руководство ими осуществляет Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (ВЦМП) МЧС России, который начал функционировать с 1 июля 1999 г. Он имеет также название центр “Антистихия” и функционально он входит в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Качество мониторинга и прогноза чрезвычайных ситуаций влияет на эффективность деятельности в области снижения рисков их возникновения и масштабов. Оценка риска ведется на основе банка данных, полученного в результате мониторинга и прогнозирования, паспорта безопасности территорий, деклараций безопасности промышленных объектов.

В зависимости от складывающейся обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций функционирует в режиме повседневной деятельности, режиме повышенной готовности или режиме чрезвычайной ситуации.

В целом результаты мониторинга и прогнозирования являются основой для разработки долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных программ, планов, а также принятия соответствующих решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Без учета данных мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций нельзя планировать развитие территорий, принимать решения на строительство промышленных и социальных объектов, разрабатывать программы и планы по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций.

Меры по предупреждению чрезвычайных ситуаций и уменьшению их масштабов в случае возникновения

Предупреждение большинства опасных природных явлений (землетрясений, ураганов, смерчей) невозможно. Однако существует целый ряд опасных природных явлений и процессов, негативному развитию которых может воспрепятствовать целенаправленная деятельность людей. К ним относятся мероприятия по предупредительному спуску лавин, уменьшению масштабов наводнений и другие. Мерами, направленными на предупреждение аварий в техногенной сфере, являются совершенствование технологических процессов, повышение надежности технологического оборудования, своевременное обновление основных фондов и многое другое.

Превентивные меры по снижению возможных потерь и ущерба, уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций осуществляются по ряду направлений. Одним из них может быть инженерная защита территорий и населенных мест от поражающего воздействия стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф. Так, гидротехнические сооружения (плотины, шлюзы, насыпи, дамбы) используют также для защиты от наводнений. Для уменьшения ущерба от оползней, селей, лавин применяются защитные инженерные сооружения в населенных пунктах горной местности.

Другим направлением уменьшения масштабов чрезвычайных ситуаций служат мероприятия по повышению физической стойкости объектов к воздействию поражающих факторов при авариях, природных и техногенных катастрофах.

Уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций (особенно в части потерь) способствуют создание и использование систем своевременного оповещения населения, персонала объектов и органов управления. Это позволяет своевременно принять необходимые меры по защите населения и тем самым снизить потери.

К организационным мерам , уменьшающим масштабы чрезвычайных ситуаций, могут быть отнесены охрана труда и соблюдение техники безопасности, поддержание в готовности убежищ и укрытий, эвакуация населения, обучение населения.

Планирование предупредительных мероприятий на различных территориях страны осуществляется с учетом опасностей, характерных для той или иной территории. С этой целью производится зонирование территории страны, регионов, городов и населенных пунктов по критериям природного и техногенного рисков; выделяются зоны возможного опасного землетрясения, вероятного катастрофического затопления, возможного радиоактивного загрязнения и химического заражения.

Снижению риска возникновения чрезвычайных ситуаций способствует рациональное размещение объектов экономики таким образом, чтобы они не попадали в зоны высокой природной и техногенной опасности. Они должны быть отнесены от жилых зон и друг от друга на расстояние, обеспечивающее безопасность населения и соседних объектов. Вокруг радиационно и химически опасных объектов предусматриваются санитарно-защитные зоны и зоны наблюдения. При этом не должно допускаться размещение зданий и объектов экономики на земельных участках, загрязненных органическими и радиационными отходами, в зонах оползней, селевых потоков и снежных лавин, возможного катастрофического затопления, сейсмических районах и зонах, непосредственно прилегающих к активным разломам земной коры.

В проектах планировки необходимо предусматривать ограничение развития в крупных городах потенциально опасных объектов экономики, их постепенный вывод из городов, модернизацию, обеспечивающую снижение до приемлемого уровня риска поражения населения, среды его обитания и объектов экономики.

В районах, подверженных воздействию землетрясений, наводнений, селей, оползней, обвалов, должно предусматриваться местное зонирование территорий. В зонах с наибольшей степенью риска размещаются парки, сады, открытые спортивные площадки и т. д. В сейсмических районах целесообразно рассредоточенное размещение объектов экономики, особенно пожаро- и взрывопожароопасных объектов. Для городов, расположенных в районах с сейсмичностью 7-9 баллов, как правило, должны планироваться одно- двухсекционные жилые здания не более 4 этажей, а также малоэтажная застройка с приусадебными участками. Пожаро- и взрывоопасные объекты необходимо выносить за пределы населенных пунктов.

В настоящее время в соответствии с положениями Градостроительного кодекса Российской Федерации о соблюдении при градостроительной деятельности требований безопасности территорий и поселений и защиты их от воздействия чрезвычайных ситуаций в градостроительную документацию всех видов включаются разделы о защите территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, а также определяются мероприятия по гражданской обороне.

Декларирование промышленной безопасности

Эффективным мероприятием по предупреждению чрезвычайных ситуаций техногенного характера служит декларирование промышленной безопасности , одной из основных задач которой является возложение на предпринимателя обязанностей по осуществлению комплекса работ по оценке опасностей эксплуатируемых им объектов с учетом принятых им мер по предупреждению возникновения и развития аварий. Декларация промышленной безопасности представляется надзорным органам в качестве обязательного элемента для получения лицензии на эксплуатацию объектов, а также органам местного самоуправления для информирования о проделанной работе. Тем самым повышается ответственность руководителей организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты в части обеспечения безопасности.

В соответствии с положениями федерального закона Российской Федерации “О промышленной безопасности опасных производственных объектов” (1997), наряду с всесторонней оценкой риска аварии на объекте и связанной с ней угрозы для производственного персонала, населения и территории декларация промышленной безопасности объекта должна содержать анализ достаточности принятых мер по предупреждению аварий, обеспечению готовности объекта функционировать в соответствии с требованиями безопасности, а также готовности к локализации, ликвидации и смягчению последствий аварии в случае ее возникновения.

Лицензирование деятельности опасного производственного объекта

Лицензирование деятельности опасных производственных объектов является частью социально-экономического механизма обеспечения безопасности населения и защиты окружающей среды от аварий на потенциально опасных промышленных объектах. Государственная стратегия в области лицензирования деятельности определена федеральным законом “О лицензировании отдельных видов деятельности” от 8 августа 2001г. № 128-ФЗ, а также подзаконными актами в свете требований данного закона.

Особенность положений данного закона состоит в том, что он направлен преимущественно на лицензирование деятельности по эксплуатации потенциально опасных производственных объектов.

Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю (лицензиату).

Среди перечня видов деятельности, на осуществление которых требуется лицензия, значительное место занимают объекты, нарушение порядка эксплуатации которых может привести к чрезвычайным ситуациям.

Выдача лицензии осуществляется при наличии у заявителя заключения экспертизы промышленной безопасности, договора страхования ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта, декларации промышленной безопасности опасного производственного объекта.

В процессе рассмотрения документации на получение лицензий производится проверка предприятий органами исполнительной власти, осуществляющими лицензирование, на предмет соответствия представленной документации фактическому состоянию оборудования, подготовки кадров, а также устранению нарушений, замене изношенного оборудования и т. п.

По данным МЧС, лицензирование эксплуатации объектов и работ повышенной опасности способствует более качественному обучению инженерно-технических работников и рабочих потенциально опасных производств и объектов, повышению ответственности за состояние безопасности юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, а также повышению эффективности надзора и контроля за безопасностью производственной деятельности потенциально опасных объектов.

Страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта

К механизмам государственного регулирования промышленной безопасности, возмещения ущерба, обусловленного авариями и катастрофами на опасных промышленных объектах, относятся различные формы государственной компенсации, самострахование объектов, различные формы финансовых гарантий. Наиболее широко применяемым механизмом возмещения ущерба во всем мире, а в последнее время и в России является страхование.

Страхование — это особая форма финансовых перераспределительных отношений, направленная на создание специальных денежных резервов для возмещения ущерба, возникающего при непредвиденных событиях. Одним из видов страхования может быть страхование ответственности за причинение вреда имуществу, жизни и здоровью людей и природной среде (нанесение ущерба) в результате аварии (катастрофы) на опасном производственном объекте.

Цель этого страхования — повышение промышленной безопасности путем использования экономического механизма компенсации вреда, причиненного жизни и здоровью, имуществу и природной среде в результате аварий при эксплуатации опасных производственных объектов, а также защита имущественных интересов организаций, эксплуатирующих опасные производственные объекты, на случай таких аварий.

Для предприятий (страхователей) страхование ответственности создает:
  • финансовый резерв для ликвидации последствий аварий и возмещения ущерба пострадавшим гражданам и организациям, а также юридическую поддержку по претензиям и искам (страховая компания отклоняет неправомерные претензии к страхователю и оплачивает лишь действительные убытки);
  • финансирование при отсутствии страховых случаев превентивных мероприятий, направленных на повышение безопасности и противоаварийной устойчивости объекта.

Для населения (или третьих лиц, потерпевших в результате аварии) страхование — гарантия прав на получение возмещения ущерба жизни, здоровью и имуществу, в том числе, косвенно, на компенсацию за экономический ущерб от аварии.

Для органов власти и управления страхование ответственности дает финансовый резерв для ликвидации последствий аварии и возмещения ущерба пострадавшим гражданам и организациям, а также контроль со стороны страховой компании за безопасностью и противоаварийной устойчивостью объекта страхования (страховой компании невыгодны аварии и она будет предпринимать все меры, чтобы их предотвратить).

Максимальный размер возмещения (страховая сумма), выплачиваемый при страховом случае, — 70 тыс. минимальных размеров оплаты труда (МРОТ) для опасных производств, если на нем получаются, перерабатываются, хранятся, транспортируются или уничтожаются опасные вещества; 1 тыс. МРОТ — для иного опасного производства.

Несмотря на государственное значение данного вида страхования, темпы его реализации недостаточно высоки и возмещение ущерба от чрезвычайных ситуаций в настоящее время по-прежнему в значительной степени осуществляется за счет средств федерального и регионального бюджетов.

Государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Надзор и контроль в области защиты от чрезвычайных ситуаций

В соответствии с федеральным законом “О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера” (ст. 26) государственная экспертиза проектов и решений организуется и проводится по тем объектам производственного и социального назначения и процессам, которые могут быть источниками чрезвычайных ситуаций или влиять на обеспечение защиты населения.

Цель государственной экспертизы в области защиты населения и территорий — выявление степени соответствия объектов экспертизы установленным нормам, стандартам и правилам в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, а также в области проектирования инженерно-технических мероприятий гражданской обороны.

Экспертный совет при Межведомственной комиссии по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций должен рассматривать программные документы федерального уровня, проекты нормативных правовых актов и нормативно-технических документов.

Государственная экспертиза проектов МЧС России должна рассматривать градостроительную документацию по планированию развития территории субъектов Российской Федерации, генеральные планы городов, отнесенных к группам по гражданской обороне или с численностью населения 250 тыс. человек или более, декларации промышленной безопасности опасных производственных объектов, проекты строительства потенциально опасных промышленных, энергетических и транспортных объектов.

Важным направлением деятельности органов управления РСЧС всех уровней в области предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций может быть осуществление надзора и контроля.

Основными методами надзора и контроля, осуществляемого МЧС России и его территориальными органами, являются участие в проведении государственной экспертизы градостроительной документации, организации и проведении декларирования безопасности опасных производственных объектов, а также участие в расследовании чрезвычайных ситуаций.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций - это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения чрезвычайных ситуаций, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба природной среде и материальных потерь в случае их возникновения. Это понятие характеризуется также как совокупность мероприятий, проводимых федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления и организационными структурами РСЧС, направленных на предотвращение чрезвычайных ситуаций и уменьшение их масштабов в случае возникновения (ГОСТ Р22.0.02-94).

Деятельность по предупреждению чрезвычайных ситуаций имеет приоритет по сравнению с другими видами работ по противодействию этим ситуациям. Это обусловлено тем, что социально-экономические результаты превентивных действий предотвращающих чрезвычайные ситуации и урон от них в большинстве случаев гораздо более важны и эффективны для граждан, общества и государства, чем их ликвидация.

Организация работы по предупреждению чрезвычайных ситуаций в масштабах страны осуществляется в рамках Федеральной целевой программы "Снижение рисков и смягчение последствий чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в Российской Федерации до 2005 года" (постановление Правительства Российской Федерации от 29 сентября 1999 г. № 1098).

Комплекс мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера включает меры организационного, организационно-экономического, инженерно-технического и специального характера.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения (снижения рисков их возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них (смягчения последствий) проводится по следующим направлениям :

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

Рациональное размещение производительных сил по территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;

Предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения их накапливающегося разрушительного потенциала;

Предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;

Разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, направленных на предотвращение источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;

Подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;

Декларирование промышленной безопасности;

Лицензирование деятельности опасных производственных объектов;

Страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

Проведение государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;

Государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности;

Информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания;

Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.


Заключение

Для наиболее эффективного противодействия ЧС необходимо максимально полно представлять себе все особенности данного вида разворачивания событий. Они должны стать исходными положениями для построения адекватной и эффективной системы противодействия. При этом нужно учитывать временные, энергетические и информационно-психологические особенности ЧС, среди которых основными являются:

Внезапность (часто);

Экстремальный характер воздействия на элементы СЗИ;

Психологические феномены экстремального воздействия (поведение сотрудников и руководителей - дезорганизация на всех уровнях управления);

Системность ЧС как процесса (содержит одновременно несколько деструктивных факторов);

Системность воздействия ЧС на СЗИ.

Последнее заключается в воздействии на различные функциональные структуры СЗИ:

Информационную структуру (получение, обмен, обработка и распространение информации);

Организационную структуру (система управления);

Техническую структуру (распределение и использование материальных ресурсов);

Коммуникативную структуру (взаимодействие сотрудников, руководства);

Психику сотрудников.

Например, стихийное бедствие: создает ситуацию неопределенности, разрушает линии связи, технические средства охраны и ЗИ, дезорганизует управление, влияет на поведение сотрудников.

Любая ЧС так или иначе одновременно осуществляет воздействие на несколько структур, это воздействие существует независимо от наших знаний о нем, постоянно и неизбежно сопутствуя всем ЧС.

Все эти представления о ЧС позволяют сформулировать ряд важных положений для организации работы с ЧС (противодействия СЗИ ЧС):

Только комплексные меры по подготовке и противодействию способны эффективно противостоять экстремальным воздействиям;

Подготовка сотрудников - основной элемент системы противодействия ЧС;

Наибольший эффект (наименьший ущерб) даст не реагирование на уже случившееся событие, а предотвращение или пресечение ЧС.

Комплексные меры противодействия предполагают создание системы работы с ЧС, которая состояла бы формально из четырех блоков:

Теоретические выкладки: представление обо всех негативных факторах ЧС, пути и возможности эффективного противодействия;

Методическая поддержка: разработка методов и средств противодействия ЧС для СЗИ;

Структура системы и ее функционирование: элементы, их роль и взаимодействие;

Нормативное обеспечение: положения, должностные и ситуационные инструкции, штатные расписания, плакаты, памятки и т. п.

Универсальный алгоритм работы с ЧС

Разработка теоретических представлений о ЧС

Формулировка концепции работы с ЧС

Создание организационной структуры

Прогнозирование и оценка угроз

Планирование работы

Разработка оперативных мероприятий на случай реализации угроз

Сбор и анализ информации

Распознавание ЧС

Разработка оперативных мероприятий по реагированию на ЧС

Подготовка и принятие необходимых решений

Реализация действий по предотвращению, пресечению, локализации и ликвидации ЧС

Вторичный анализ действий и угроз

При этом необходимо помнить, что система будет способна обеспечить необходимый уровень противодействия только при определенных условиях, выполнение которых позволит СЗИ эффективно противостоять экстремальным воздействиям. Условиями эффективного противодействия можно назвать подготовленность, превентивность, системность, полноту, обоснованность, оптимальность, плановость, своевременность, оперативность, точность и адекватность.

Способность эффективного противодействия ЧС предполагает своевременное разрешение ряда основополагающих задач:

Выявление основных угроз для СЗИ;

Разработка концепции (подход, основные принципы) безопасности СЗИ;

Разработка стратегии действий СЗИ по обеспечению безопасности;

Проектирование системы противодействия ЧС;

Создание структуры и механизма согласования действий всех подразделений и должностных лиц, занимающихся обеспечением безопасности;

Определение плана конкретных мероприятий по реализации этой стратегии;

Проведение обследования СЗИ на предмет уязвимости для ЧС (надежность системы противодействия);

Проведение постоянного мониторинга состояния СЗИ и контроль проводимых мероприятий.

В заключении хотелось бы еще раз подчеркнуть значение человеческого фактора для противодействия ЧС. Большинство ЧС так или иначе воздействуют на эмоциональное состояние и поведение человека. Последствия такого воздействия могут заключаться в его неспособности адекватно воспринимать и правильно реагировать на ситуацию, и даже при наличии в системе ресурсов для противодействия ЧС сотрудники в силу стрессовой ситуации не всегда способны правильно отреагировать на деструктивные процессы (воздействие). Поэтому персонал можно считать наиболее уязвимым местом любой организации. Кроме того, персонал является наиболее важным звеном в системе противодействия ЧС, потому что человеческий ресурс - это универсальный ресурс, способный заменить или компенсировать недостаток любого другого.

Задание на самоподготовку: изучить принципы и варианты оценки экономического ущерба от различных чрезвычайных ситуаций.

Составитель:


Похожая информация.


Особенность применения порошковых огнетушителей заключается в том, что в замкнутом пространстве существует опасность попадания мелкодисперсного огнетушащего порошка в дыхательные пути и на органы зрения. По этой причине, эвакуация через зону применения ОП существенно затрудняется или становится невозможной, поэтому позиция для тушения должна находиться между очагом пожара и эвакуационным выходом. При применении углекислотных огнетушителей следует исключить физический контакт конечностей с раструбом для формирования углекислотных хлопьев (инея), так как температура на этом элементе конструкции огнетушителя достигает -60 -70°С, что может привести к обморожению. Не стоит долгое время находиться в замкнутом помещении (при применении ОУ в помещении снижается уровень кислорода). Необходимо строго следовать информации, приведённой на корпусе огнетушителя, о возможности тушения электрооборудования под напряжением. Дополнительно необходимо проинформировать об опасности поражения электрических током при непосредственном тушении пожара, его локализации и недопущении распространения огня на новые площади, если огнетушащим веществом является вода или её растворы (применение пожарных кранов внутреннего противопожарного водопровода, огнетушителей с огнетушащим веществом на водной основе). Особенность применения песка для тушения разлитых горючих жидкостей (керосин, бензин, масла, смолы, клеи, краски и др.) заключается в том, что сыпать песок следует не в очаг горения (иначе произойдет разбрызгивание и растекание горящей жидкости), а главным образом по внешней кромке горящей зоны, стараясь окружать песком место горения. Затем при помощи лопаты нужно покрыть горящую поверхность слоем песка, который впитает жидкость и собьет огонь. Асбестовое полотно, грубошерстные ткани или войлок (кошма, покрывало из негорючего материала) эффективно используются для изоляции очага горения от доступа воздуха, но безопасно могут применяться лишь при небольшом очаге горения - на площади не более 50% от площади применяемого полотна.

В соответствии с требованиями Правил противопожарного режима в Российской Федерации, при обнаружении пожара или признаков горения в здании, помещении (задымление, запах гари, повышение температуры воздуха и др.), необходимо:

а) немедленно сообщить об этом по телефону в пожарную охрану (при этом необходимо назвать адрес объекта, место возникновения пожара, а также сообщить свою фамилию);

б) принять посильные меры по эвакуации людей и тушению пожара.

До сведения инструктируемых лиц также рекомендуется довести следующую информацию: «Если огонь не в вашем помещении (комнате), то прежде чем открыть дверь и выйти наружу, убедитесь, что за дверью нет большого пожара: приложите свою руку к двери или осторожно потрогайте металлический замок, ручку. Если они горячие, то ни в коем случае не открывайте эту дверь! Не входите туда, где большая концентрация дыма и видимость менее 10 м: достаточно сделать несколько вдохов и вы можете погибнуть от отравления продуктами горения. Возможно, кто-то решится пробежать задымленное пространство, задержав дыхание, хорошо представляя себе выход на улицу. При этом обязательно надо учесть, что в темноте можно за что-то зацепиться одеждой или спотыкнуться о непредвиденное препятствие. Кроме того, очаг пожара может находиться на нижнем этаже, и тогда путь к спасению - только наверх, т.е. вашей задержки дыхания должно хватить, чтобы успеть вернуться обратно в помещение.

Если дым и пламя позволяют выйти из помещения наружу, то:

Уходите скорее от огня; ничего не ищите и не собирайте;

Ни в коем случае не пользуйтесь лифтом: он может стать вашей ловушкой;

Знайте, что вредные продукты горения выделяются при пожаре очень быстро; для оценки ситуации и для спасения вы имеете очень мало времени (иногда всего 5-7 мин);

Если есть возможность, попутно отключите напряжение на электрическом щите, расположенном на лестничной клетке;

Дым, вредные продукты горения могут скапливаться в помещении на уровне вашего роста и выше, поэтому пробирайтесь к выходу на четвереньках или даже ползком

Ближе к полу температура воздуха ниже и больше кислорода;

По пути за собой плотно закрывайте двери, чтобы преградить дорогу огню (дверь может задержать распространение горения более чем на 10-15 мин!).

Если дыма много, першит в горле, слезятся глаза - пробирайтесь, плотно закрывая дыхательные пути какой-нибудь многослойной хлопчатобумажной тканью, дышите через ткань. Хорошо, если вы сможете увлажнить внешнюю часть этой ткани. Этим вы спасете свои бронхи и легкие от действия раздражающих веществ. Но помните, что этот способ не спасает от отравления угарным газом;

Покинув опасное помещение, не вздумайте возвращаться назад за оставленными вещами, так как опасность там сильно возросла;

Если дым и пламя в соседних помещениях не позволяют выйти наружу:

Не поддавайтесь панике;

Если вы отрезаны огнем и дымом от подъезда, проверьте, существует ли возможность выйти на крышу или спуститься через соседние лоджии;

Если возможности эвакуироваться нет, то для защиты от тепла и дыма постарайтесь надежно загерметизировать свое помещение. Для этого плотно закройте входную дверь, намочите водой любую ткань, обрывки одежды или штор и плотно закройте (заткните) ими щели двери изнутри помещения. Во избежание тяги из коридора и проникновения дыма с улицы - закройте окна, форточки, заткните вентиляционные отверстия, закройте фрамуги вентиляционных решеток;

Если есть вода, постоянно смачивайте двери, пол, тряпки;

Если в помещении есть телефон, звоните в пожарную охрану, даже если вы уже звонили туда до этого, и даже если вы видите подъехавшие пожарные автомобили. Объясните диспетчеру, где именно вы находитесь, и что вы отрезаны огнем от выхода;

Если комната наполнилась дымом, находитесь как можно ближе к полу - так будет легче дышать (около пола температура ниже и кислорода больше);

Оберните лицо повязкой из влажной ткани, наденьте защитные очки; продвигайтесь в сторону окна, находитесь возле окна и привлекайте к себе внимание людей на улице;

Если нет крайней необходимости (ощущения удушья, помутнения сознания), старайтесь не открывать и не разбивать окно, так как герметичность вашего убежища нарушится, помещение быстро заполнится дымом и дышать даже у распахнутого окна станет нечем. Благодаря тяге вслед за дымом в помещение проникнет пламя. Помните об этом, прежде чем решиться разбить окно. Опытные пожарные говорят: «Кто на пожаре открыл окно, тому придется из него прыгать»;

Привлекая внимание людей и подавая сигнал спасателям, не обязательно открывать окна и кричать, можно, например, вывесить из форточки или из окна (не распахивая их!) большой кусок яркой ткани. Если конструкция окна не позволяет этого сделать, можно губной помадой во все стекло написать «SOS» или начертить огромный восклицательный знак».

Многоквартирный жилой фонд

В целом, требования к жилым помещениям в многоквартирных жилых домах аналогичны требованиям к жилым помещениям в индивидуальных жилых домах, освещённых в предыдущем разделе и касаются:

Соблюдения установленных требований Правил противопожарного режима в Российской Федерации при эксплуатации электросетей и электротехнической продукции:

Запрещается:

Соблюдения установленных Правилами противопожарного режима в Российской Федерации требований при эксплуатации баллонов с горючими газами и газовых приборов:

У входа в жилые дома, в которых применяются газовые баллоны, размещается предупреждающий знак пожарной безопасности с надписью «Огнеопасно. Баллоны с газом».

Дополнительно к указанным требованиям, к жилым помещениям в многоквартирных жилых домах предъявляются следующие требования, установленные Правилами противопожарного режима в Российской Федерации:

Исключение устройства в помещениях квартир производственных и складских помещений для применения и хранения взрывоопасных, пожаровзрывоопасных и пожароопасных веществ и материалов, изменения их функционального назначения, в том числе при сдаче в аренду;

Недопустимость блокировки и загромождения люков на балконах и лоджиях квартир.

Как правило, люками на балконах и лоджиях оборудуются многоквартирные жилые здания высотой более 5 этажей в новом жилом фонде. До сведения инструктируемых лиц следует довести, что данные люки предназначены для обеспечения возможности эвакуации жильцов на нижележащие этажи, при невозможности покинуть здание через лестничную клетку в подъезде. Однако, как показывает практика, хранимые на балконах и лоджиях предметы и вещи ограничивают или делают невозможным оперативный доступ жильцов к люкам.

Для предупреждения возникновения пожаров в общем имуществе многоквартирных жилых домов, ограничения его развития, обеспечения безопасной эвакуации, отдельно следует провести инструктаж о следующих требованиях Правил противопожарного режима в Российской Федерации:

О недопустимости устройства в лестничных клетках и поэтажных коридорах кладовых и других подсобных помещений, хранения под лестничными маршами и на лестничных площадках вещей, мебели и других горючих материалов, установки в лестничных клетках внешних блоков кондиционеров;

Об исключении загромождения мебелью, оборудованием и другими предметами дверей, люков на балконах и лоджиях, переходов в смежные секции и выходов на наружные эвакуационные лестницы, демонтажа межбалконных лестниц;

О недопустимости демонтажа предусмотренных проектной документацией дверей эвакуационных выходов из поэтажных коридоров, холлов, фойе, тамбуров и лестничных клеток, других дверей, препятствующих распространению опасных факторов пожара на путях эвакуации и т.д.

При разъяснении требований пожарной безопасности, предъявляемых к общему имуществу, следует сделать акцент на том, что подъезд с устроенной в нём лестничной клеткой является единственным путём эвакуации для жильцов, и именно поэтому законодателем предъявляются требования, исключающие устройство в подъездах дополнительных помещений (кладовок, киосков, мастерских и пр.), а также хранение любых посторонних материалов (мебели, велосипедов, детских колясок, ящиков для овощей, газовых баллонов и пр.).При наличии источника зажигания (например, курение в подъезде, детская шалость, поджог, короткое замыкание и пр.), произойдёт возгорание указанных материалов, с мгновенным распространением опасных факторов пожара (густой дым, высокая температура) по всему объёму подъезда!

В период проведения рейдов (независимо от сезонных условий), с целью профилактики гибели детей на пожарах в жилом секторе, рекомендуется акцентировать внимание на недопустимость оставления малолетних детей без присмотра даже на непродолжительное время, исключение хранения на видных местах в жилых помещениях источников открытого огня (спички, зажигалки), проведение индивидуальных воспитательных бесед родителей с детьми об опасности шалостей с огнём.

Дополнительно целесообразно рекомендовать инструктируемым лицам обеспечить наличие в жилых помещениях автономных дымовых пожарных извещателей. Они предупредят о возникшей для жизни и здоровья опасности, в том числе в ночное время, при нахождении в состоянии сна, алкогольного опьянения.

Предупредите об опасности привычки курения в постели, особенно в состоянии алкогольного опьянения! Отравление продуктами горения происходит практически незаметно, достаточно загорания, вызванного непотушенным окурком. От вдохов угарного газа человек теряет сознание, спастись в такой ситуации становится практически невозможным!

Индивидуальный жилой сектор

Соблюдение установленных требований Правил противопожарного режима в Российской Федерации при эксплуатации электросетей и электротехнической продукции:

Запрещается:

Прокладка и эксплуатация воздушных линий электропередачи (в том числе временных и проложенных кабелем) над горючими кровлями, навесами, а также над местами открытого хранения горючих веществ, материалов и изделий.

Эксплуатировать электропровода и кабели с видимыми нарушениями изоляции;

Пользоваться розетками, рубильниками, другими электроустановочными изделиями с повреждениями;

Обертывать электролампы и светильники бумагой, тканью и другими горючими материалами, а также эксплуатировать светильники со снятыми колпаками (рассеивателями), предусмотренными конструкцией светильника;

Пользоваться электроутюгами, электроплитками, электрочайниками и другими электронагревательными приборами, не имеющими устройств тепловой защиты, а также при отсутствии или неисправности терморегуляторов, предусмотренных конструкцией;

Применять самодельные электронагревательные приборы;

Оставлять без присмотра включенными в электрическую сеть электронагревательные приборы, а также другие бытовые электроприборы, в том числе находящиеся в режиме ожидания, за исключением электроприборов, которые могут и (или) должны находиться в круглосуточном режиме работы в соответствии с инструкцией завода-изготовителя (например, холодильники);

Размещать (складировать) в электрощитовых (у электрощитов), у электродвигателей и пусковой аппаратуры горючие (в том числе легковоспламеняющиеся) вещества и материалы;

При проведении аварийных и других строительно-монтажных и реставрационных работ использовать временную электропроводку, включая удлинители, сетевые фильтры, не предназначенные по своим характеристикам для питания применяемых электроприборов.

Кроме доведения установленных Правилами противопожарного режима требований, необходимо довести следующие рекомендации:

    пригласите специалиста для оценки состояния электросетей в эксплуатируемых Вами помещениях! Установите устройство защитного отключения. Поверьте, затраты на заблаговременную проверку электросетей и их ремонт (замену) ничтожно малы по сравнению с ущербом, который может нанести пожар!

    ни в коем случае не допускайте превышения суммарной мощности электроприборов, подключаемых к одной розетке. Ознакомьтесь со сведениями о мощности используемых электроприборов в документации завода-изготовителя (паспорте на прибор)!

    не оставляйте бытовые зарядные устройства подключенными к электрической сети! Это может привести к пожару или поражению детей электрическим током!

    не пользуйтесь электроприборами, особенно подключенными к сети (в том числе мобильными телефонами), в период приёма ванны.

Соблюдение установленных Правилами противопожарного режима в Российской Федерации требований при устройстве и эксплуатации печного отопления:

Перед началом отопительного сезона следует осуществить проверку и, при необходимости, ремонт печей.

Запрещается эксплуатировать печи и другие отопительные приборы без противопожарных разделок (отступок) от горючих конструкций, предтопочных листов, изготовленных из негорючего материала размером не менее 0,5 x 0,7 метра (на деревянном или другом полу из горючих материалов), а также при наличии прогаров и повреждений в разделках (отступках) и предтопочных листах.

При эксплуатации печного отопления запрещается:

а) оставлять без присмотра печи, которые топятся, а также поручать надзор за ними детям;

б) располагать топливо, другие горючие вещества и материалы на предтопочном листе;

в) применять для розжига печей бензин, керосин, дизельное топливо и другие легковоспламеняющиеся и горючие жидкости;

г) топить углем, коксом и газом печи, не предназначенные для этих видов топлива;

д) производить топку печей во время проведения в помещениях собраний и других массовых мероприятий;

е) использовать вентиляционные и газовые каналы в качестве дымоходов;

ж) перекаливать печи.

Необходимо обеспечить побелку дымовых труб и стен, в которых проходят дымовые каналы!

При доведении установленных требований, необходимо разъяснить значение слов «разделка» и «отступка»:

разделка – это утолщение стенки печи или дымового канала в месте соприкосновения с конструкцией здания, выполненной из горючего материала;

отступка – это пространство между наружной поверхностью печи или дымового канала и стеной (перегородкой).

Предтопочный лист должен располагаться узкой стороной (50 см) к топке.

Долговременная топка может привести к перекаливанию печи и возникновению прогаров!

Соблюдение установленных Правилами противопожарного режима в Российской Федерации требований при эксплуатации баллонов с горючими газами и газовых приборов:

Газовые баллоны для бытовых газовых приборов (в том числе кухонных плит, водогрейных котлов, газовых колонок), за исключением 1 баллона объемом не более 5 литров, подключенного к газовой плите заводского изготовления, должны располагаться вне зданий в пристройках (шкафах или под кожухами, закрывающими верхнюю часть баллонов и редуктор) из негорючих материалов у глухого простенка стены на расстоянии не менее 5 метров от входов в здание.

Пристройки и шкафы для газовых баллонов должны запираться на замок и иметь жалюзи для проветривания, а также предупреждающие надписи «Огнеопасно. Газ».

У входа в индивидуальные жилые дома, в которых применяются газовые баллоны, размещается предупреждающий знак пожарной безопасности с надписью «Огнеопасно. Баллоны с газом».

При использовании бытовых газовых приборов запрещается:

а) эксплуатация бытовых газовых приборов при утечке газа;

б) присоединение деталей газовой арматуры с помощью искрообразующего инструмента;

в) проверка герметичности соединений с помощью источников открытого пламени, в том числе спичек, зажигалок, свечей.

Необходимо обеспечить своевременную проверку состояния газовых баллонов (в том числе на герметичность) в специализированной организации!

При появлении запах газа в жилом помещении ни в коем случае нельзя пользоваться источниками открытого огня, электрооборудованием или искрообразующим инструментом! Необходимо тщательно проветрить помещение и вызвать специалистов газовой службы!

С целью профилактики гибели детей на пожарах в жилом секторе, рекомендуется акцентировать внимание на недопустимость оставления малолетних детей без присмотра даже на непродолжительное время, исключение хранения на видных местах в жилых помещениях источников открытого огня (спички, зажигалки), проведение индивидуальных воспитательных бесед родителей с детьми об опасности шалостей с огнём.

Дополнительно целесообразно рекомендовать инструктируемым лицам обеспечить наличие в жилых помещениях автономных дымовых пожарных извещателей. Они предупредят о возникшей для жизни и здоровья опасности, в том числе в ночное время, при нахождении в состоянии сна, алкогольного опьянения.

Предупредите об опасности привычки курения в постели, особенно в состоянии алкогольного опьянения! Отравление продуктами горения происходит практически незаметно, достаточно загорания, вызванного непотушенным окурком. От вдохов угарного газа человек теряет сознание, спастись в такой ситуации становится практически невозможным!

Одним из направлений государственной политики в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является подготовка и реализация мер, направленных на предупреждение чрезвычайных ситуаций (предотвращение и уменьшение их масштабов). Эти меры преимущественно проводятся в превентивном порядке. Издавна считалось, что гораздо важнее предотвратить беду, чем потом бороться с нею. Зарубежный опыт и отечественная практика показывают, что затраты на проекты по предупреждению чрезвычайных ситуаций значительно ниже возможного ущерба от них.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций обеспечивается заблаговременным, а иногда и оперативным проведением органами управления, силами и средствами федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от ЧС, комплекса мероприятий (превентивных мер), направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС, а также на сохранение здоровья людей, снижение размеров ущерба, нанесенного окружающей природной среде, и материальных потерь в случае их возникновения.

Превентивные меры защиты от чрезвычайных ситуаций - это предпринимаемые заблаговременно меры по уменьшению риска ЧС и смягчению их негативных последствий, по прогнозу времени и места возникновения опасных природных и техногенных явлений, как правило, на основе прогноза их частоты (или вероятности за заданный интервал времени) на определенной территории.

Превентивные меры защиты можно классифицировать по цели, уровню принимаемых решений на их осуществление, факторам риска и другим признакам (рис. 6.4).

Предупреждение чрезвычайных ситуаций состоит в предпринимаемых заблаговременно организационных, инженерно-технических и других мероприятиях по снижению возможности возникновения ЧС и масштабов их последствий. Предупреждение ЧС основано на:

мониторинге окружающей природной среды, потенциально опасных объектов, диагностике состояния зданий и сооружений с точки зрения их устойчивости к воздействию поражающих факторов опасных природных и техногенных явлений;

прогнозировании опасностей и угроз возникновения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера и последствий воздействия их поражающих факторов на население, объекты экономики и окружающую природную среду.

Рис. 6.4. Классификация превентивных мер зашиты по цели

Превентивные меры по предотвращению (снижению возможности возникновения) ЧС предусматриваются по следующим направлениям:

  • - исключение (снижение частоты) событий, инициирующих ЧС;
  • - снижение вероятности перерастания опасного явления в ЧС (инициирующего события в стихийное бедствие или аварию).

Снижение частоты событий, инициирующих ЧС (опасных природных, техногенных и социальных явлений), достигается путем проведения следующих мероприятий:

  • - инженерно-геологического районирования территории и в соответствии с его результатами рационального размещения объектов территориального экономического комплекса, в частности, рационального выбора площадок для потенциально опасных объектов;
  • - предупреждения (снижения интенсивности) некоторых опасных природных явлений;
  • - профилактики возникновения аварий (диагностика оборудования, планово-предупредительные ремонты, техническое обслуживание);
  • - борьбы с терроризмом и преступностью.

К мерам по снижению вероятности перерастания опасного явления в ЧС относятся:

  • - инженерная защита от опасных природных и техногенных явлений;
  • - физическая защита потенциально опасных объектов от опасных социальных явлений, проведение мероприятий по повышению надежности персонала;
  • - обеспечение защищенности объектов (снижение уровней нагрузок, возникающих от опасных явлений);
  • - снижение уязвимости объектов к воздействию негативных (поражающих) факторов опасных природных и техногенных явлений;
  • - обеспечение физической стойкости зданий и сооружений;
  • - обеспечение эффективности (в частности, надежности) систем безопасности, препятствующих перерастанию аварийных ситуаций в аварию.

Рассмотрим комплексы мер, исключающих события, инициирующие чрезвычайные ситуации.

Инженерно-геологическое районирование территории проводится по совокупности геологических факторов (рельеф, строение и свойства горных пород, гидрогеологические условия, развитие современных геодинамических процессов и т.д.). На картах инженерно-геологического районирования выделяются участки по степени их пригодности для хозяйственного освоения, по устойчивости к воздействию опасных природных явлений. Такое ранжирование территорий позволяет обеспечить высокое качество и надежность создаваемых объектов, а также их оптимальное инвестирование.

Помимо карт инженерно-геологического районирования, для сейсмоопасных районов составляются карты детального сейсмического районирования и микрорайонирования. На них территории разделяются по степени сейсмической опасности (сейсмической балльности) с учетом конкретных геологических, структурно-тектонических, гидрогеологических, геоморфологических условий и сейсмодинамических свойств пород, слагающих эти территории.

С использованием результатов инженерно-геологического районирования проводится рациональное размещение территориальных комплексов расселения и хозяйства. Безопасные участки рекомендуются для размещения важных объектов, например, жилых зон с высокой плотностью населения или крупных объектов жизнеобеспечения (электростанции, транспортные коммуникации и др.), опасные - оставляют свободными от застроек, создают там зоны отдыха, лесопарки и т.п.

На основе специальных исследований ряда площадок осуществляется выбор площадок из условия обеспечения безопасности людей для размещения потенциально опасных объектов, например АЭС. Влияющими факторами являются население, геологические и сейсмические характеристики предполагаемой площадки, а также характеристики окружающей среды. Вопросы рационального размещения опасных объектов более детально будут рассмотрены в главе 8.

Среди мер по предупреждению свое место занимают мероприятия, направленные на снижение интенсивности (силы) возможных опасных природных явлений или даже на их предотвращение. В частности, для снижения силы землетрясений может проводиться провоцирование (преждевременный сброс напряжений) землетрясений меньшей силы с помощью ядерного взрыва, мощных генераторов колебаний. Возможно предотвращение (снижение силы) таких явлений, как град, лавины, сели, снег, дождь.

Профилактика возникновения чрезвычайных ситуаций техногенного характера основана на проведении диагностики оборудования, планово-предупредительных ремонтов, повышении качества технического обслуживания. По данным Ростехнадзора, основной причиной высокой аварийности в промышленности является износ основных фондов во всех отраслях экономики и низкие темпы их обновления из-за неудовлетворительного финансово-экономического положения большинства предприятий. Профилактике аварий способствуют также процедуры государственного регулирования промышленной безопасности.

В комплексе мер по предупреждению ЧС важное место занимают усилия по снижению вероятности перерастания опасных явлений в чрезвычайные ситуации.

Среди них особое место отводится инженерной защите населения и территорий.

В ходе инженерно-геологического и сейсмологического районирования часто выясняется, что даже наиболее благоприятные для освоения участки недостаточно устойчивы и мало защищены от опасных природных явлений. Иногда возникает необходимость в освоении заведомо неблагоприятных территорий, например, пониженных участков морских побережий и долин рек, склонов гор, территорий с закарстованными и просадочными грунтами. В этом случае одним из важнейших элементов превентивных мероприятий становится инженерная защита населения и территорий.

Инженерная защита населения и территорий осуществляется в зонах возможных разрушительных землетрясений, затоплений и подтоплений, оползней, обвалов, карста, селевых потоков, снежных лавин. Она проводится в целях снижения риска перерастания опасных явлений в ЧС и состоит в возведении инженерно-технических сооружений для защиты от поражающих факторов, вызванных характерными для рассматриваемой территории опасными природными и техногенными явлениями, т.е. создании физических барьеров, снижающих уровни негативных (поражающих) факторов опасных явлений.

Основными объектами инженерной защиты являются население, объекты хозяйственной инфраструктуры и территории.

Для защиты руководства страны, органов управления, войск, персонала предприятий (организаций) и населения от ЧС мирного и военного времени используются следующие защитные сооружения - специальные фортификационные сооружения, войсковые фортификационные сооружения и защитные сооружения гражданской обороны. Эти сооружения предназначены для укрытия людей от поражающих факторов оружия и некоторых поражающих факторов, возникающих при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера.

Опасность наводнений, схода селей, снежных лавин, оползней устраняет или снижает строительство защитных дамб и других специальных сооружений, водоотводящих каналов, подпорных стенок. Снижают опасность стихийных бедствий специальные работы по инженерной подготовке территорий: отсыпка грунта и повышение уровня поверхности, строительство дренажных сооружений, мероприятия по усилению несущей способности грунтов (уплотнение, закрепление, обезвоживание и многое другое).

Рационально спланированные и последовательно реализуемые мероприятия инженерной защиты обеспечивают снижение возможных людских и материальных потерь на 30-40%, а в сейсмо-, селе- и лавиноопасных районах - на 70-80%. Однако проведение инженерно-технических мероприятий требует значительных капитальных вложений.

Более подробно инженерная защита населения и территорий будет рассмотрена в главе 9. Однако одного аспекта инженерной защиты - повышения физической стойкости зданий и сооружений - целесообразно коснуться уже сейчас.

Одной из главных причин массовой гибели людей при стихийных бедствиях считается бесплановая (часто стихийная) застройка городов, которая опережает развитие городской инфраструктуры и мероприятия по инженерной подготовке территорий. Статистика показывает, что при стихийных бедствиях гибель большинства людей связана с обрушением жилых и промышленных зданий. Имеется значительный объем специальных знаний, обобщающих накопленный опыт и позволяющих разрабатывать принципиально новые конструкции зданий и сооружений повышенной физической устойчивости. Такое строительство признано социально приемлемым и экономически оправданным. Оно обходится, как правило, на 2-12% дороже стоимости строительства обычных зданий, а получаемый эффект несравнимо выше, если учесть не только экономические, но и социальные, экологические, психологические и другие факторы, являющиеся неотъемлемыми компонентами устойчивого развития общества.

В ряде случаев социально оправдано строительство, требующее больших дополнительных затрат. Так, в Бангладеш, где за последние 30 лет от циклонов и штормов погибло около 750 тыс. человек, осуществляется крайне дорогое строительство специальных убежищ на морском побережье. Это двух-четырехэтажные здания, возведенные на укрепленных бетонных колоннах высотой 7-8 м (выше уровня волн) или на намытых земляных холмах. В каждой конкретной местности нужно найти простые, не требующие больших расходов, методы реконструкции существующих зданий, которые бы повышали их устойчивость к опасным природным явлениям.

Необходимость мер противодействия землетрясениям в нашей стране вызвана высокой сейсмической активностью на Северном Кавказе, Дальнем Востоке, Алтае, Саянах, Прибайкалье, Якутии. Это требует принятия мер по повышению сейсмостойкости потенциально опасных объектов, жилых зданий и гидротехнических сооружений. С появлением новых карт общего сейсмического районирования территории Российской Федерации требования к сейсмостойкости объектов, расположенных в упомянутых районах, существенно возросли - в соответствии с новыми оценками балльность возможных землетрясений повышена на 2-3 единицы. Это означает, что многие города и промышленные предприятия, размещенные в этих районах, фактически оказались по новым нормам не способны противостоять разрушительным землетрясениям. Теперь более 70% населения сейсмоопасных регионов проживает в зданиях, не отвечающих требованиям по сейсмостойкости (с дефицитом сейсмостойкости), т.е. подвергаются сейсмической угрозе. Поэтому в сейсмоопасных районах сейсмостойкое строительство и сейсмоукрепление зданий и сооружений, построенных без учета сейсмичности, является очень актуальной государственной задачей.

Важную роль в управлении техногенными рисками играют соответствующие системы безопасности. Обеспечение эффективного функционирования организационных и технологических систем безопасности, которыми должны оснащаться потенциально опасные объекты, является важным направлением деятельности по предупреждению чрезвычайных ситуаций. Задачи подобных систем безопасности могут быть сведены к двум группам:

  • - в объектах одноразового применения, не функционирующих в процессе эксплуатации - предотвращение задействования (преждевременного срабатывания) от внешних факторов (аварийных и поражающих воздействий, несанкционированных действий) или перевод объектов в безопасное состояние с точки зрения возможного воздействия на окружающую среду в случае значительной вероятности такого срабатывания;
  • - в функционирующих объектах - предотвращение развития аварийных предпосылок в аварию либо ограничение последствий аварии.

Основными видами систем безопасности по принципу действия являются системы, в которых применяются пассивные или активные методы защиты.

Пассивная, или жесткая защита основана на создании физических барьеров на пути распространения аварийных факторов к критически важным с точки зрения безопасности узлам потенциально опасного объекта, а также на пути выхода из объекта и распространения поражающих факторов. Преодоление этих барьеров требует затраты большого количества энергии.

Активная, или функциональная защита включает чувствительные элементы (датчики), следящие за состоянием потенциально опасного объекта и фиксирующие возникновение аварийных ситуаций, а также системы, препятствующие развитию предпосылок ситуации в аварию или снижающие ее последствия. В местах возможного повышения концентрации взрывопожароопасных паров и газов устанавливаются анализаторы-сигнализаторы довзрывных концентраций.

Системы безопасности потенциально опасных объектов чаше всего основаны на принципе прерывания (подавления) аварийного процесса или формирующегося опасного фактора, а также отключающие из функциональной схемы объекта аварийные блоки. Системы предотвращения возникновения аварий включают блокировочные и предохранительные устройства (клапаны, фильтры, плавкие вставки и т.п.), системы пожаротушения, системы безаварийной остановки технологических процессов (например, ядерных реакторов), локализации источников аварии и аварийного энергоснабжения.

Развитие теории и практики управления безопасностью сложных технических систем идет главным образом по пути предъявления повышенных требований к качеству оборудования, систем управления и персоналу, ограничивающих возможные негативные техногенные воздействия на окружающую среду и человека. Перспектива же управления безопасностью этих систем связана с их проектированием с учетом критериев безопасности, возможности возникновения в таких системах в процессе эксплуатации цепочек событий, которые в обычной ситуации не приводят к опасным состояниям, но при определенном стечении обстоятельств могут стать причиной аварий.

Последовательное освоение системных методов проектирования сложных технических систем позволит в будущем решить задачу предупреждения возникновения крупных аварий и катастроф. Эти методы проектирования основаны на следующих принципах:

  • - принцип многоуровневой защиты (создание последовательных уровней защиты, уменьшающих вероятность аварий и ограничивающих их последствия). Этот принцип применяется для компенсации потенциальных ошибок человека или отказов технических устройств. Принцип реализуется в первую очередь путем создания серии барьеров для удержания энергии или опасных веществ, которые должны быть нарушены, прежде чем может быть нанесен ущерб человеку и окружающей среде;
  • - принцип комбинированной защиты (объединение систем жесткой и функциональной защиты объекта от аварий);
  • - принцип единичного отказа (объект должен оставаться безопасным при отказе любого элемента);
  • - принцип безопасного отказа (отказы системы аварийной защиты должны способствовать ее ложному срабатыванию, но не допускать перерастания аварийной ситуации в аварию);
  • - принцип независимости и разнообразия, когда системы обеспечения безопасности проектируются так, чтобы влияние дефектов, ошибок, отказов на работоспособность системы было минимальным. При этом независимость достигается физическим, функциональным и пространственным разнесением, а разнообразие - разнотипностью физических, методических и аппаратных принципов реализации;
  • - принцип надежности и живучести, когда обеспечивается высокий уровень надежности функционирования важнейших элементов в нормальных условиях эксплуатации и при проектных внешних воздействиях;
  • - принцип естественной технической безопасности, который реализуется путем применения автономных специальных средств защиты, максимально упрощенной и надежной конструкции технической системы, минимизации уровня запасенной энергии и вредных веществ, а также исключением влияния ошибок оператора на развитие аварийных процессов. В качестве перспективной стратегии обеспечения безопасности рассматривается применение бионических принципов, т.е. проектирование сложных технических систем с внутренне присущей им безопасностью;
  • - принцип самозащищенности систем (создание систем с пассивными и внутренне присущими характеристиками безопасности). Пассивные средства защиты действуют автономно, основаны на знании законов природы и поэтому заведомо обладают высокой надежностью.

При реализации последнего принципа необходимо соблюдение следующих правил:

  • - максимальное упрощение рабочих процессов, конструкции и систем управления потенциально опасным объектом с целью повышения надежности;
  • - минимизация запасенной энергии и вредных веществ, опасных при реализации аварийной ситуации;
  • - минимизация роли ошибок человека в инициировании и развитии аварийных процессов и повышение длительности периода, когда вмешательство человека не обязательно.

Как уже упоминалось, важной целевой составляющей предупреждения чрезвычайных ситуаций (наряду с их предотвращением) является смягчение последствий чрезвычайных ситуаций , или в других терминах, снижение размеров возможных потерь и ущерба, уменьшение масштабов последствий.

Известно, что в основе возникновения стихийных бедствий и природных катастроф лежат процессы и явления, энергетическая мощь которых несоизмерима с возможностями человечества по противодействию им. Человек способен предотвратить лишь малую их часть (некоторые сели, лавины, град и др.). То же самое в технике. Не может быть предотвращено, например, развитие аварии с автомобилем при большой скорости его движения и, следовательно, кинетической энергии, развитие взрыва - выделение энергии в течение малого промежутка времени, т.е. большой мощности.

В связи с этим профилактическая работа по отношению к таким опасным природным и техногенным явлениям сводится не только к их предотвращению, пока еще не поздно, но в основном к принятию мер по снижению ущерба, наносимого ими людям и окружающей природной среде.

Комплекс заблаговременных мер по смягчению возможных последствий чрезвычайных ситуаций включает:

  • - превентивную локализацию зон возможного воздействия поражающих факторов источников чрезвычайных ситуаций;
  • - подготовку к ликвидации ЧС (поддержание в готовности системы управления, сил и средств территориальных и функциональных подсистем РСЧС к ликвидации последствий ЧС; создание запасов материальных средств; подготовку к проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ, поддержание в готовности аварийно-спасательных формирований, совершенствование аварийно-спасательных средств; создание страхового фонда документации и т.д.);
  • - подготовку объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к устойчивому функционированию в условиях чрезвычайных ситуаций;
  • - защиту населения (обеспечение средствами защиты, подготовку эвакуационных мероприятий) и многое другое;
  • - осуществление первоочередного жизнеобеспечения в условиях чрезвычайных ситуаций.

Целью государственной политики по противодействию ЧС является обеспечение защиты населения, его жизни и здоровья. В связи с этим осуществление комплекса мероприятий, обеспечивающих защиту населения, является важнейшим направлением деятельности органов государственной власти в области обеспечения природной и техногенной безопасности. В соответствии с Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" защите от ЧС подлежит все население Российской Федерации, а также иностранные граждане и лица без гражданства, находящиеся на территории России.

Мероприятия по подготовке к защите населения проводятся заблаговременно. Именно они, в основном, обеспечивают при возникновении чрезвычайной ситуации смягчение ее последствий. Эти мероприятия планируются и осуществляются дифференцированно с учетом особенностей конкретных районов, городов и объектов экономики, степени реальной природной и техногенной опасности, природно-климатических и других местных условий. Объемы, содержание и сроки проведения этих мероприятий определяются исходя из принципа разумной достаточности, экономических возможностей государства или отдельных регионов по их реализации.

Составной частью комплекса мероприятий защиты в ЧС, кроме рассмотренной инженерной защиты, является радиационная, химическая, медицинская, противопожарная защита населения, а также его эвакуация. Вопросы защиты населения будут отдельно рассмотрены в главе 9.

Одним из направлений деятельности в области снижения риска и смягчения последствий ЧС является подготовка органов управления, сил и средств к ликвидации чрезвычайных ситуаций, оперативному проведению аварийно-спасательных и других неотложных работ. От того, насколько быстро будет оказана помощь пострадавшим, приняты меры по локализации и ликвидации очагов поражения, в значительной мере зависят масштабы последствий ЧС. Опыт показывает, что сокращение времени начала аварийно-спасательных работ в завалах зданий с 6 часов до 1 часа уменьшает людские потери на 30-40%, а повышение темпов работ в два раза увеличивает число спасенных на 35%.

Заблаговременная подготовка в стране к ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций организуется и проводится федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления в соответствии с их полномочиями, установленными Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" на основе соответствующих программ и планов.

В процессе этой подготовки осуществляется также подготовка к осуществлению первоочередного жизнеобеспечения населения в условиях чрезвычайной ситуации, что при успешном его проведении позволяет снизить потери среди населения и таким образом смягчить последствия ЧС.

Успех предупреждения и ликвидации чрезвычайной ситуации в решающей степени зависит от организации действий органов управления и сил РСЧС, эффективности управления проведением аварийно-спасательных и других неотложных работ. В основе организации этих работ лежат заблаговременно разработанные на всех уровнях РСЧС, во всех ее подсистемах и звеньях планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Эти планы разрабатываются на основе оценки риска возникновения ЧС для соответствующей территории, прогнозирования вариантов возможной при этом обстановки, анализа возможных решений на проведение работ.

В целях согласования содержания планов исходные данные, необходимые для планирования, доводятся до органов управления нижестоящих уровней РСЧС. Со стороны органов управления вышестоящих уровней РСЧС осуществляется методическое руководство планированием. Разработанные проекты планов рассматриваются, согласовываются и утверждаются председателями соответствующих вышестоящих комиссий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечению пожарной безопасности.

Планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС уточняются при возникновении угрозы и непосредственно в процессе работ по ликвидации чрезвычайной ситуации.