Структура и функции комиссии по чрезвычайным ситуациям при правительстве калужской области. Режим повседневной деятельности рсчс Режим повседневной деятельности условия назначения

порядок функционирования РСЧС, ее территориальных, функциональных и отраслевых подсистем при нормальной производственно-промышленной деятельности, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, отсутствии эпидемий, эпизоотии, эпифитотий на подведомственной территории.

  • - сведенные в определенную систему и развернутые соответствующим образом силы и средства для выполнения задач по предупреждению и ликвидации...
  • - определяемое нормативными правовыми актами, руководящими нормативными документами и обязательное для выполнения исполнительными органами государственной власти, органами руководства и повседневного...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - совокупность организованных действий, направленных на решение какой-либо из задач по предупреждению или ликвидации ЧС, выполняемых органами повседневного управления, силами и средствами территориальных,...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - комплекс мероприятий, проводимых с целью обеспечения единства, точности и достоверности измерений, осуществляемых с помощью аппаратуры, приборов, устройств и технических средств, используемых в...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - комплекс учебных и организационных мероприятий по совершенствованию теоретических знаний и практических навыков личного состава сил РСЧС по предотвращению ЧС, ведению разведки и эффективному выполнению...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - режим функционирования РСЧС, ее отдельных подсистем или звеньев, вводимый при угрозе возникновения ЧС или получении прогноза о вероятности ее возникновения на определенной части территории России или в отдельной...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - порядок функционирования РСЧС, предусматривающий деятельность ее органов руководства и повседневного управления, вспомогательных и обслуживающих служб и учреждений, сил и средств с учетом обстановки, связанной...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - режим функционирования РСЧС, территориальных, функциональных и отраслевых ее подсистем, звеньев, вводимый при возникновении ЧС на подведомственной территории и особо важных объектах или в связи с возникновением...

    Гражданская защита. Понятийно-терминологический словарь

  • - English: Asymmetrical regime Режим работы многофазной системы электроснабжения, при котором фазные напряжение или токи не образуют симметричных многофазных систем Источник: Термины и определения в электроэнергетике...

    Строительный словарь

  • - совокупность одной или нескольких баз данных и средств управления данными, предназначенных для хранения, обеспечения актуальности и представления данных по словарям и классификаторам АИУС РСЧС, информации...
  • - содержание и организация повседневной деятельности ВСМК при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий,...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - РСЧС порядок функционирования РСЧС, её территориальных и подсистем при нормальной производственно-промышленной деятельности, радиационной, химической, биологической, сейсмической и гидрометеорологической...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - система социально-экономических, правовых, организационных, инженерно-технических и других мероприятий государства, проводимых с целью укрепления РСЧС. Основные мероприятия в строительстве РСЧС:...

    Словарь терминов черезвычайных ситуаций

  • - Система определения валютных курсов...

    Экономический словарь

  • - English: Device normal regime of work Режим работы электротехнического изделия, характеризующийся рабочими значениями всех параметров Источник: Термины и определения в электроэнергетике...

    Строительный словарь

  • - прил., кол-во синонимов: 1 ношебный...

    Словарь синонимов

"Режим повседневной деятельности РСЧС" в книгах

«В волненьи повседневной суеты…»

Из книги Нежнее неба. Собрание стихотворений автора Минаев Николай Николаевич

«В волненьи повседневной суеты…» В волненьи повседневной суеты, Среди житейских бед и тягот, Мы все подвластны времени и ты Сегодня стала старше на год. Сегодня день рожденья твоего, Когда-то в этот день и где-то Ты родилась быть может

О повседневной жизни

Из книги Статьи и воспоминания автора Шварц Евгений Львович

О повседневной жизни Фото «Мосфильм-инфо»

Пример 2. Индивидуальный предприниматель работает в двух регионах – в г. Саратове и Саратовской области. В одном из регионов его деятельность подпадает под режим ЕНВД, в другом под УСН. Предприниматель не ведет раздельный учет расходов по своей деятельности

Из книги Типичные ошибки в бухгалтерском учете и отчетности автора Уткина Светлана Анатольевна

Пример 2. Индивидуальный предприниматель работает в двух регионах – в г. Саратове и Саратовской области. В одном из регионов его деятельность подпадает под режим ЕНВД, в другом под УСН. Предприниматель не ведет раздельный учет расходов по своей деятельности Пунктом 7 ст.

Принципы организации повседневной и инновационной деятельности

Из книги Охота за идеями. Как оторваться от конкурентов, нарушая все правила автора Саттон Роберт

Принципы организации повседневной и инновационной деятельности Уловить разницу в подходах к организации повседневной и инновационной работы нам поможет сравнение cast members, т. е. актеров, как именует компания Disney сотрудников своих «Диснейлендов», с imagineers, т. е.

1. Общие критерии достижения успешной деятельности и структура организаторской деятельности менеджера и бизнесмена

Из книги Практический менеджмент. Методы и приемы деятельности руководителя автора Сацков Н. Я.

Развитие Воли в повседневной деятельности

Из книги Об энергетических структурах автора

Развитие Воли в повседневной деятельности Для усиления Воли в первую очередь необходимо научиться чувствовать и уважать Время.Для этого нужно упорядочить своё Время. Возможно для этого придётся провести хронометраж, чтобы понять сколько времени теряется попусту, а

Развитие воли в повседневной деятельности

Из книги Путь Воина Духа.Том II. Человек автора Баранова Светлана Васильевна

Развитие воли в повседневной деятельности Развивая волю, в первую очередь научись чувствовать и уважать время. Для этого нужно упорядочить своё время. Возможно, придётся провести хронометраж, чтобы понять, сколько времени ты теряешь попусту, а сколько используешь

5.7. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности

Из книги Обществознание. Полный курс подготовки к ЕГЭ автора Шемаханова Ирина Альбертовна

5.7. Организационно-правовые формы и правовой режим предпринимательской деятельности Предпринимательское право – отрасль российского права, которая представляет собой совокупность юридических норм, регулирующих предпринимательские отношения и тесно связанные с ними

Пользовательский режим и режим ядра

Из книги Сетевые средства Linux автора Смит Родерик В.

Пользовательский режим и режим ядра Сервер NFS в основном предназначен для обмена данными между файлами на диске и сетевым интерфейсом. В обычных условиях сервер NFS выполняется в системе Linux в пользовательском режиме. Это означает, что сервер не имеет специальных

ГЛАВА 2. Правовые режимы деятельности иностранных юридических лиц: режим недискриминации, национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и преференциальный режим

Из книги Правовые формы участия юридических лиц в международном коммерческом обороте автора Асосков Антон Владимирович

ГЛАВА 2. Правовые режимы деятельности иностранных юридических лиц: режим недискриминации, национальный режим, режим наибольшего благоприятствования и преференциальный режим 1. Понятие правового режима деятельности иностранного юридического лица Признание

Глава XVII ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА РЕЖИМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ И РЕЖИМ ПРЕБЫВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА

Из книги Кодекс о Правонарушениях Республики Молдова в силе с 31.05.2009 автора Автор неизвестен

Глава XVII ПРАВОНАРУШЕНИЯ, ПОСЯГАЮЩИЕ НА РЕЖИМ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАНИЦЫ И РЕЖИМ ПРЕБЫВАНИЯ НА ТЕРРИТОРИИ РЕСПУБЛИКИ МОЛДОВА Статья 331. Умышленное повреждение, уничтожение, перемещение знаков государственной границы, установление поддельных знаков государственной

Из книги Градостроительный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 55.9. Обеспечение саморегулируемой организацией доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов Саморегулируемая организация в целях обеспечения доступа к информации о своей деятельности и деятельности своих членов наряду с информацией,

54. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС)

Из книги Безопасность жизнедеятельности автора Алексеев Виктор Сергеевич

54. Единая государственная система предупреждения и ликвидации ЧС (РСЧС) Предупреждение чрезвычайных ситуаций – это комплекс мероприятий, проводимых заблаговременно и направленных на максимально возможное уменьшение риска возникновения ЧС.В соответствии

2.4. Тандемный режим деятельности

Из книги Об имитационно-провокационной деятельности автора СССР Внутренний Предиктор

2.4. Тандемный режим деятельности Упорствовать в совершении противных Концепции общественной безопасности действий и ссылаться при этом на то, что «людям свойственно ошибаться» или что «никто не обладает знанием истины», на основании чего он якобы в праве игнорировать

В повседневной жизни

Из книги Бог и Его образ. Очерк библейского богословия автора Бартелеми Доминик

В повседневной жизни Для того, чтобы святость Бога, понятая неправильно, не истребила когда-нибудь почти весь народ, необходимо осуществить Его власть над над народом в повседневной жизни, удерживая его в страхе Божием, страхе, который означает, что человек не

Функционирование РСЧС в мирное время при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотий и эпифитотий. Это планомерное осуществление мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций и повышению готовности органов управления, сил и средств к ликвидации возможных аварий, катастроф, стихийных и экологических бедствий.

Повседневная деятельность комиссии организуется на основе годового плана работы КЧС и ПБ. Плановые заседания комиссии проводятся не реже одного раза в квартал. При угрозе возникновения ЧС и в других случаях по решению председателя КЧС и ПБ могут проводиться внеплановые заседания. Заседание комиссии является правомочным при наличии на заседании более половины её членов. Решения принимаются открытым голосованием, простым большинством голосов. Решения оформляются протоколами, которые подписываются председательствующим и секретарём комиссии. Секретарь обеспечивает сбор членов КЧС и ПБ, оформляет протокол заседаний и осуществляет доведение принятого решения до исполнителей. Он же ведет отчетную документацию о проведенных мероприятиях.

Председатель комиссии либо лицо, исполняющее его обязанности, в пределах предоставленных полномочий, имеет право давать указания и поручения членам комиссии.

Распределение обязанностей в комиссии осуществляется председателем и оформляется в виде функциональных обязанностей (п.7 Положения о РСЧС). Функциональные обязанности членов комиссии должны разрабатываться с учетом их деятельности и полномочий по занимаемым штатным должностям.

В режиме повседневной деятельности особое внимание КЧС и ПБ должно быть обращено на разработку и реализацию мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций.

Комплекс мер по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, обеспечению пожарной безопасности включает мероприятия организационного, инженерно-технического и специального характера и проводится по следующим направлениям:

Организация мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

Рациональное размещение производительных сил на территории области, муниципальных образований и организаций с учетом природной, техногенной и пожарной опасностей;

Совершенствование системы оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации, поддержание в готовности единых дежурных диспетчерских служб по приему и оценке информации об угрозе и возникновении ЧС и доведения ее до соответствующих органов управления, экстренных оперативных служб и аварийно-спасательных сил;

Снижение риска аварий и катастроф путем повышения промышленной безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;

Разработка и осуществление инженерно-технических мероприятий, на­правленных на уменьшение источников возможных чрезвычайных ситуаций, смягче­ние их последствий, защиту населения (персонала) и материальных средств;

Комплексное применение основных способов защиты от ЧС;

Обустройство безопасных районов;

Подготовка объектов экономики и объектов систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;

Декларирование промышленной безопасности;

Лицензирование деятельности опасных производственных объектов;

Обязательное страхование гражданской ответственности владельцев опасных объектов при авариях;

Участие в проведении государственного надзора и контроля по вопросам пожарной, природной и техногенной безопасности;

Информирование населения (работников организаций) о потенциальных опасностях возможных ЧС природного и техногенного характера на территории проживания;

Подготовка населения и персонала организаций в области защиты от чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности. Вопросы состояния и совершенствования системы обучения населения действиям в ЧС рекомендуется рассматривать на заседании КЧС и ПБ не реже одного раза в год.

Мониторинг и прогнозирование обстановки заключается в наблюдении, контроле и предвидении опасных процессов и явлений природы, техносферы, внешних дестабилизирующих факторов (вооруженных конфликтов, тер­рористических актов и т.п.), являющихся источниками чрезвычайных ситуаций, а также сценариев развития и определения их масштабов. При выявлении рисков возникновения ЧС рассматриваются статистические показатели, отражающие риски, и оцениваются ресурсы для управления рисками. При этом определяются уровни индивидуального риска для различных видов ЧС и происшествий на соответствующих территориях.

КЧС и ПБ субъектов Российской Федерации, муниципальных образований и организацийв режиме повседневной деятельности в соответствии с Положением об РСЧС осуществляют следующие мероприятия :

Определяют наиболее важные направления в области предупреждения чрезвычайных ситуаций, пожарной безопасности и безопасности на водных объектах, требующие разработки нормативных правовых и иных актов, а также внесения изменений и дополнений в действующие документы;

Организуют сбор, обработку и обмен в установленном порядке информацией в области защиты населения и территорий от ЧС и обеспечению пожарной безопасности;

Организуют мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций и пожаров, анализ и управление риском ЧС природного и техногенного характера, разработку паспортов безопасности территорий и опасных объектов;

Организуют создание, подготовку и поддержание в готовности органов управления, сил и средств (прежде всего сил постоянной готовности) к действиям в чрезвычайных ситуациях, а также ресурсное обеспечение их деятельности;

Организуют разработку и реализацию комплекса превентивных организационных, инженерно-технических и специальных мероприятий;

Организуют подготовку руководителей и должностных лиц, личного состава спасательных служб и аварийно-спасательных формирований, персонала организаций и населения к действиям при угрозе и возникновении чрезвычайных ситуаций;

Обеспечивают своевременное оповещение населения в чрезвычайных ситуациях, организуют взаимодействие по информированию со средствами массовой информации;

Организуют взаимодействие органов управления функциональных и территориальных подсистем и звеньев РСЧС при осуществлении мероприятий по снижению риска и смягчению последствий в случае угрозы или проведения террористических актов;

Принимают участие в осуществлении федеральных и региональных целевых и научно-технических программ по проблемам предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности;

Разрабатывают предложения по финансированию мероприятий в области предупреждения чрезвычайных ситуаций и пожарной безопасности;

Руководят созданием, размещением и хранением резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Организуют проведение мероприятий по подготовке к эвакуации населения, материальных и культурных ценностей в безопасные районы, а также жизнеобеспечению населения в чрезвычайных ситуациях;

Осуществляют в пределах своих полномочий государственный надзор и контроль в обла­сти защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций и обеспечения пожарной безопасности;

Ведут статистическую отчетность о чрезвычайных ситуациях, участвуют в расследовании причин аварий и катастроф, а также выработке мер по устранению причин подобных аварий и катастроф.

Режим повышенной готовности

С момента возникновения угрозы чрезвычайной ситуации КЧС и ПБ переходит в режим повышенной готовности и организует выполнение мероприятий плана действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

Оповещение членов комиссии осуществляется в соответствии со схемой оповещения и сбора: КЧС и ПБ органа местного самоуправления - ЕДДС муниципального образования или дежурной службой администрации; КЧС и ПБ объекта - ДДС организации.

Место работы комиссии - пункт управления или служебные кабинеты в зависимости от обстановки. Под руководством председателя КЧС и ПБ проводится внеплановое заседание комиссии. Орган управления ГОЧС оценивает обстановку, прогнозирует ее возможное развитие, готовит предложения для принятия решения председателем КЧС и ПБ на проведение мероприятий по защите населения (персонала организации). На основе анализа обстановки и принятого решения вносятся уточнения в план действий. Комиссия, в случае необходимости, формирует из своего состава оперативную группу для решения задач на месте возможной ЧС. Комиссия осуществляет руководство всем комплексом мероприятий по защите населения (работников) и ликвидацией последствий ЧС.

Комплекс мероприятий по защите населения и персонала организаций в ЧС включает :

Оповещение населения и персонала организаций об опасности и о порядке действий в конкретной обстановке;

Подготовку и проведение эвакуационных мероприятий;

Меры по инженерной защите населения (укрытие в защитных сооружениях);

Меры по радиационной, химической и бактериологической защите;

Медицинские мероприятия;

Подготовку и проведение первоочередных мер по жизнеобеспечению населения;

Подготовку к санитарной обработке;

Подготовку населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций.

Объемы, содержание и сроки проведения мероприятий по защите населения и работников организаций определяются на основании прогнозов природной и техногенной опасности на соответствующих территориях (в организациях) и отражаются в планах действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера и в планах застройки территорий муниципальных образований. Меры по защите населения от чрезвычайных ситуаций осуществляются силами и средствами организаций, органов местного самоуправления, органов исполнительной власти субъекта РФ, на территории которых возможна или сложилась чрезвычайная ситуация.

Важную роль в системе мероприятий по своевременной защите населения от ЧС природного и техногенного характера занимает оповещение и информирование о возникновении или угрозе возникновения какой-либо опасности .

Организация оповещения предусматривает также оповещение органов управления и ответственных должностных лиц, принимающих решения на выполнение мероприятий по защите населения и проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ.

Оповещение включает доведение в сжатые сроки до органов управления (прежде всего до КЧС и ПБ всех уровней), должностных лиц и сил МОСЧС, а также населения на соответствующей территории заранее установленных сигналов, распоряжений и экстренной информации органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации и органов местного самоуправления муниципальных образований. Для решения задач оповещения на всех уровнях создаются автоматизированные системы централизованного оповещения (АСЦО). В целях оперативного информирования населения необходимо использование средств массовой информации и телекоммуникаций. Соответствующие руководители, а также председатели КЧС и ПБ обязаны организовать поддержание систем оповещения и информирования в постоянной готовности к задействованию. Для качественного решения задач по оповещению и информированию населения в субъектах РФ, муниципальных образованиях и ряде организаций создаются спасательные службы связи и оповещения.

Для защиты населения при возникновении угрозы чрезвычайных ситуациях КЧС и ПБ должны предусматривать:

Укрытие населения и работников организаций в защитных соору­жениях;

Проведение эвакуации населения из зон опасностей в безопасные районы;

Использование средств индивидуальной защиты и применение медицинских средств защиты.

В целях обучения руководящего состава, специалистов, населения в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций КЧС и ПБ субъектов РФ и органов местного самоуправления на соответствующих территориях:

Режим чрезвычайной ситуации

Общее руководство организацией и проведением аварийно-спасательных работ на территории или объекте осуществляет соответствующая КЧС и ПБ в зависимости от масштабов и последствий чрезвычайной ситуации. С получением доклада о возникшей ЧС председатель КЧС и ПБ отдает команду на оповещение и сбор членов комиссии, приведение в готовность сил, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций. До прибытия членов КЧС и ПБ председатель уточняет реальную обстановку и определяет первоочередные меры по защите населения и персонала организаций от ЧС. По прибытии членов комиссии председатель ставит задачи:

На введение в действие соответствующего раздела плана действий;

На формирование и отправку оперативной группы в район ЧС (при необходимости);

На организацию разведки;

На оказание помощи пострадавшим;

На подготовку плана проведения АСДНР;

На привлечение сил для организации спасательных работ;

На поддержание общественного порядка;

На определение размеров ущерба.

Председатель КЧС и ПБ определяет порядок и места работы членов комиссии.

В зависимости от обстановки председателем КЧС и ПБ может быть отдано предварительное распоряжение на проведение экстренных мероприятий по защите населения и работников организации. В этот период также могут отдаваться распоряжения по видам обеспечения. Обстановка оценивается по элементам и включает:

Оценку района предстоящих действий;

Масштабы ЧС, обстановку на маршрутах ввода на участках работ сил;

Оценку привлекаемых сил и средств, их возможности и обеспеченность;

Оценку метеоусловий, времени года, суток и их влияние на выполнение задач.

Основными мероприятиями, проводимыми КЧС и ПБ при введении режима чрезвычайной ситуации, являются :

Контроль за состоянием окружающей среды, прогнозирование развития ЧС и их последствий;

Оповещение органов управления, организаций и населения о возникших ЧС;

Проведение мероприятий по защите населения и территорий от ЧС;

Организация работ по ликвидации ЧС и всестороннему обеспечению действий сил и средств, поддержанию общественного порядка в ходе их проведения;

Непрерывный сбор, анализ и обмен информацией об обстановке в зоне ЧС и о ходе проведения АСДНР;

Организация непрерывного взаимодействия между органами управления различных уровней по вопросам ликвидации ЧС;

Проведение мероприятий по жизнеобеспечению населения в ЧС.

Для проведения АСДНР привлекаются силы и средства, которые выделяются в соответствии с планом действий по предупреждению и ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

В муниципальных образованиях и организациях для выполнения работ по ликвидации последствий ЧС и проведения работ по первоочередному жизнеобеспечению населения решением соответствующих руководителей создаются спасательные службы и нештатные АСФ (НАСФ) и нештатные формирования обеспечения мероприятий гражданской обороны (НФ ГО). Примерный перечень создаваемых нештатных АСФ (территориальных и НАСФ организаций) определен приложением 1 к порядку, утвержденному приказом МЧС России от 23.12.2005 №999 в редакции приказа МЧС России от 30.06.2014 №331. Сроки приведения в готовность для НАСФ, НФ ГО не должны превышать: в мирное время – 6 часов, в военное время – 3 часов.

Комиссия организует материально - техническое и финансовое обеспечение работ.

Организации всех форм собственности участвуют в ликвидации ЧС за счет собственных средств.

Ликвидация ЧС осуществляется :

Локальной - силами и средствами организации;

Муниципальной - силами и средствами органов местного самоуправления;

Межмуниципальной и региональной - силами и средствами органа исполнительной власти субъекта РФ.

Если масштабы ЧС таковы, что имеющимися силами и средствами локализовать или ликвидировать ЧС невозможно, то в установленном порядке привлекаются силы и средства федеральных органов исполнительной власти.

Методика и последовательность работы председателя и членов комиссии в каждом конкретном случае будет определяться :

Типом аварии или видом стихийного бедствия;

Масштабом последствий ЧС;

Удалением источника аварии (стихийного бедствия) от объекта (территории);

Метеоусловиями на момент возникновения ЧС;

Рельефом местности;

Наличием средств индивидуальной и коллективной защиты.

Для некоторых, наиболее характерных, типов чрезвычайных ситуаций разработываются алгоритмы действий председателя КЧС и ПБ.

Алгоритм работы председателя КЧС и ПБ при возникновении ЧС включает:

Сбор и уяснение данных об обстановке и проведение необходимых расчетов;

Принятие экстренных мер по защите населения (персонала организаций);

Организация аварийно-спасательных работ;

Ведение АСДНР;

Ликвидация последствий ЧС.

Руководство АСДНР осуществляется на принципе единоначалия . При необходимости в зоне проведения работ развертывается оперативный пункт управления. В ходе работ организуются комендантская служба, охрана материальных и культурных ценностей, учет пострадавших.

Основой управления является решение председателя комиссии. Исходными данными для принятия решения являются: данные разведки и прогнозирования обстановки, выводы из ее оценки, данные по возможностям имеющихся сил и средств, а также состояние резервов материальных и финансовых ресурсов. В выработке решения необходим системный подход, предусматривающий учет всех факторов и их взаимодействие. Решение принимается на основе уяснения задачи, оценки обстановки, проведенных расчетов и сделанных выводов.

В решении председателя КЧС и ПБ указываются:

Краткие выводы из обстановки;

Объем и характер предстоящих задач, последовательность и сроки их выполнения;

Состав сил, привлекаемых для ликвидации чрезвычайных ситуаций;

Задачи подчиненным силам и средствам;

Порядок всестороннего обеспечения действий сил;

Организация взаимодействия и управления;

Меры безопасности при проведении АСДНР.

Решение председателя КЧС и ПБ оформляется на карте муниципального образования или плане территории организации. На карте (плане организации) отражаются:

Границы территории муниципального образования (организации);

Данные об имеющихся силах и средствах;

Замысел действий;

Задачи силам и средствам;

Основные вопросы обеспечения и взаимодействия;

Основы организации управления;

Исходные районы (места) сосредоточения формирований;

Маршруты и порядок выдвижения к местам проведения АСДНР;

Зоны прогнозируемых/фактических пожаров, завалов, затоплений, загрязнений;

Места расположения пунктов управления;

Метеоданные;

Другие необходимые данные.

Важным условием успешного руководства мероприятиями является организация постоянного взаимодействия между вышестоящими, подчиненными и другими органами управления, а также силами, привлекаемыми к проведению работ по ликвидации ЧС. Взаимодействие организуется при постановке задач председателем КЧС и ПБ путем согласования действий формирований по целям, задачам, месту и времени, способам действий, прежде всего в интересах формирований, выполняющих главную задачу. Органы управления ГОЧС взаимодействуют также с учреждениями СНЛК, учреждениями надзора и контроля, органами МВД, военным командованием, территориальным центром по гидрометереологии, территориальным центром мониторинга и прогнозирования.

Организация взаимодействия включает:

Четкую постановку задач исполнителям и разграничение их функций;

Согласование порядка совместного выполнения задач по способам выполнения, месту и времени;

Установление порядка обмена данными об обстановке и организации связи;

Сигналы управления, оповещения и порядок действия по ним;

Организацию контроля за выполнением установленного порядка взаимодействия.

Взаимодействующие органы управления должны:

Знать обстановку в районе ЧС и постоянно уточнять данные о ней;

Правильно понимать замысел руководителя и задачи совместно проводимых мероприятий;

Поддерживать между собой непрерывную связь и осуществлять обмен информацией;

Организовывать совместную подготовку и планирование проводимых мероприятий;

Согласовывать вопросы управления, разведки и других видов обеспечения.

При организации управления председатель КЧС и ПБ определяет:

Места и время развертывания пунктов управления;

Расчет должностных лиц по пунктам управления;

Мероприятия по восстановлению управления в случае его потери.

Организация сбора, обработки и обмена информацией о ЧС осуществляется на основании постановления Правительства РФ от 24.03.97 №334 «О порядке сбора и обмена в Российской Федерации информацией в области защиты населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера».

Установленный порядок сбора и обмена информацией о ЧС с разработанными формами донесений конкретизирован приказами МЧС России от 7.11.2006 №635 дсп «О введение в действие Табеля срочных донесений» и от 7.07.1997 №382 «О введении в действие инструкции о сроках и формах представления информации в области защиты населения и территорий от ЧС».

При возникновении проишествий и чрезвычайных ситуаций на территории Московской области органы управления МОСЧС должны также руководствоваться распоряжением Губернатора Московской области «Об обмене информацией при возникновении аварийных ситуаций (происшествий) на территории Московской области» от 27.12.2012 №612-РГ (с изменениями, внесенными распоряжением Губернатора от 14.11.2014 №445-РГ).

Планирование работы КЧС и ПБ. Перечень разрабатываемых документов.

Под планированием работы комиссии понимается детальная разработка содержания и порядка выполнения органами управления, силами и средствами мероприятий по действиям при угрозе и возникновении ЧС.

Основные требования к планированию - это реальность, целенаправленность, конкретность, согласованность проводимых мероприятий и соответствие основным принципам защиты населения. Задачи планирования состоят в определении необходимого перечня мероприятий, последовательности их выполнения и установлении сроков решения задач и исполнителей.

Планирование заключается в детализации решения председателя КЧС и ПБ по определению основных задач, распределению имеющихся сил и средств, организации всестороннего обеспечения действий сил, мероприятий по защите населения и организации взаимодействия органов управления и сил.

К планированию и разработке документов привлекаются члены КЧС и ПБ, работники органов управления ГОЧС, руководители спасательных служб, а также при необходимости могут привлекаться специалисты проектных и экспертных организаций.

На основе прогнозирования, анализа и оценки обстановки определяется комплекс мероприятий по защите населения и территорий муниципальных образований и работников организаций.

При планировании необходимо учитывать:

Наличие потенциально опасных объектов на территории муниципального образования и опасных участков в организации, возможные сценарии развития аварийных ситуаций;

Возможные стихийные бедствия и опасные природные явления на территории муниципального образования и в районе расположения организации;

Имеющиеся силы и средства для ликвидации ЧС и их готовность к проведению аварийно-спасательных работ, возможные варианты усиления группировки сил;

Ориентировочный объём, порядок и сроки выполнения мероприятий по предупреждению или снижению ущерба от ЧС, проведению АСДНР;

Другие исходные данные, определяемые местными условиями и спецификой деятельности организаций.

При разработке планирующих документов необходимо установить ориентировочное время на выполнение основных работ по управлению силами и средствами. Так для организаций могут быть рекомендованы следующие временные показатели на выполнение мероприятий по управлению:

Уяснение задачи 3-10 мин.;

Отдача предварительных распоряжений 3-5 мин.;

Оценка обстановки 10-30 мин.;

Принятие решения 15-30 мин.;

Доклад вышестоящему руководителю 5-10 мин;

Оформление решения на карте 20-60 мин.;

Разработка приказа 30-50 мин.

Отработку планирующих документов можно условно разделить на 3 – этапа:

1. организационно – подготовительный.

2. практическая разработка и оформление документов.

3. согласование, рассмотрение и утверждение документов.

Планирование мероприятий по защите от ЧС рекомендуется начинать с разработки основного документа – Плана действий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (п.23 Положения о РСЧС). Практическую разработку документов в организациях, как правило, организуют заместители председателя комиссии: главный инженер и руководитель органа управления, уполномоченного на решение задач в области ГО и защиты от ЧС.

Другим важнейшим документом по управлению силами при ликвидации ЧС является рабочая карта (план объекта) с пояснительной запиской и необходимыми расчета ми. Рабочая карта (план) предназначена для уяснения задачи, оперативной оценки обстановки и принятие решения, постановки задач подчиненным формированиям и управлению ими в ходе проведения аварийно-спасательных работ, а также представления докладов старшим руководителям. Рабочая карта (план) оформляется в 2-х экземплярах: для председателя КЧС и ПБ и руководителя органа управления, уполномоченного на решение задач в области защиты от ЧС и ГО.

На карту последовательно наносятся следующие группы данных:

Данные, необходимые для принятия решения председателем КЧС и ПБ;

Данные, составляющие решение председателя на предстоящие действия;

Данные обстановки в ходе проведения АСДНР.

Основные документы КЧС и ПБ можно свести в следующие группы:

1. документы по организации системы предупреждения и ликвидации ЧС;

2. документы по управлению мероприятиями и силами предупреждения и ликвидации ЧС;

3. рабочие документы комиссии;

4. отчетно-информационные документы;

5. справочные документы.

Документы разрабатываются в ограниченном количестве экземпляров и доводятся только для тех лиц, которым предназначены. В подчиненные органы управления, аварийно-спасательные формирования направляются выписки из документов.

а) при отсутствии угрозы возникновения ЧС на объектах, территориях или акваториях органы управления и силы единой системы функционируют в режиме повседневной деятельности .

б) режим повышенной готовности - при угрозе возникновения чрезвычайных ситуаций.

в) режим чрезвычайной ситуации - при возникновении и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Режимы устанавливаются решением руководителей федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций, на территории которых могут возникнуть ЧС, или возникли ЧС.

Руководители федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и организаций должны информировать население через средства массовой информации и по иным каналам связи о введении на конкретной территории соответствующих режимов функционирования органов управления и сил единой системы, а также мерах по обеспечению безопасности населения.

В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возникшей ЧС природного и техногенного характера решением соответствующего руководителя органа исполнительной власти в пределах соответствующей конкретной территории устанавливаются следующие режимы функционирования РСЧС:

1. РЕЖИМ ПОВСЕДНЕВНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ - при нормальной производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии, эпифитотий и пожаров.

Мероприятия:

 наблюдение и контроль за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;

 планирование и выполнение целевых и научно-технических программ и мер по предотвращению ЧС природного и техногенного характера, обеспечению безопасности и защиты населения, сокращению возможных потерь и ущерба, а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС природного и техногенного характера;

 создание и поддержание в готовности сил и средств ликвидации последствий ЧС;

 совершенствование подготовки органов управления по делам ГОЧС, сил и средств к действиям в ЧС природного и техногенного характера, организация обучения населения способам защиты и действиям при этих ситуациях;

 создание и пополнение резервов финансовых и материально-технических ресурсов для ликвидации ЧС природного и техногенного характера;

 осуществление целевых видов страхования;

 участие в проведении заблаговременных мероприятий по подготовке к ведению ГО.

Управление осуществляется из пунктов постоянного расположения органов повседневного управления.

2. РЕЖИМ ПОВЫШЕННОЙ ГОТОВНОСТИ - при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической (бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС.

Мероприятия:

 формирование при необходимости оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в районе возможной ЧС, выработка предложений по ее нормализации;

 усиление дежурно-диспетчерских служб;

 усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и прилегающих к ним территориях, прогнозирование возможности возникновения ЧС природного и техногенного характера и их масштабов;

 принятие мер по защите населения и окружающей природной среды, по обеспечению устойчивости функционирования промышленных объектов в ЧС;

 приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий и выдвижение при необходимости в предполагаемый район действий.

Управление осуществляется из пунктов постоянного расположения органов повседневного управления и (при необходимости) из вспомогательных пунктов управления (подвижных и стационарных).

3. РЕЖИМ ЧРЕЗВЫЧАЙНОЙ СИТУАЦИИ - при возникновении и во время ликвидации ЧС природного и техногенного характера.

Мероприятия:

 выдвижение оперативных групп в район ЧС;

 разведка зоны ЧС;

 уточнение решения по ликвидации ЧС;

 организация ликвидации ЧС, защиты населения и территорий, проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ, эвакуация населения;

 организация работ по обеспечению устойчивого функционирования отраслей экономики и промышленных объектов, первоочередному жизнеобеспечению пострадавшего населения, оказанию экстренной медицинской помощи, проведению других неотложных мероприятий;

 непрерывный контроль за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях.

Управление осуществляется из пунктов повседневного управления и вспомогательных пунктов управления (подвижных и стационарных) в зависимости от развития ЧС.

Организация мероприятий по предупреждению и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в учреждении здравоохранения

Готовность объектов здравоохранения определяется созданием соответствую­щих формирований, подготовленностью к проведению мероприятий в ЧС, обученностью персонала, достаточной обеспеченностью необходимым имуществом, организа­цией четкого управления в соответствии с имеющимися планами и конкретной обста­новкой в ЧС).

Для организации и проведения этих мероприятий в больнице создается объекто­вая комиссия по чрезвычайным ситуациям, которая возглавляется главным врачом или его заместителем по лечебной работе.

Ответственность за создание и подготовку органов управления и формирований в больнице для работы в ЧС несет главный врач, который по положению является на­чальником гражданской обороны (ГО) своего объекта.

В больницах приказом начальника ГО объекта (главного врача) создается орган управления - штаб ГО объекта. Состав штаба определяется в зависимости от струк­туры больницы, ее возможностей и решаемых задач в ЧС. В его состав включаются основные руководящие работники, которым определяются функциональные обязан­ности в соответствии с характером выполняемой ими повседневной работы.

Функциональные обязанности отрабатываются каждым должностным лицом штаба ГО объекта под руководством начальника штаба, обсуждаются на заседании штаба, подписываются исполнителем и начальником штаба и утверждаются началь­ником ГО объекта. Первый экземпляр документа с указанием функциональных обя­занностей должностных лиц хранится у начальника штаба, а второй - в рабочей пап­ке должностного лица.

Для обеспечения плановой, целенаправленной подготовки больницы к работе в ЧС ее руководству выдается задание. В нем кратко излагается возможная (прогнози­руемая) обстановка в границах административной территории при возникновении ЧС. Это необходимо для того, чтобы персонал больницы мог сделать соответствую­щие выводы и использовать их при планировании мероприятий. В задании определя­ется: какие медицинские формирования и с каким сроком готовности создать, поря­док их обеспечения медицинским и другим имуществом, транспортом. С учетом про­филя больницы, ее возможностей предписывается: какого профиля пораженных и в каком количестве необходимо принять, срок готовности к приему и время, в течение которого необходимо проводить прием, порядок дальнейшей эвакуации пораженных.

Эти данные необходимы, чтобы персонал больницы мог наиболее рационально спланировать экстренную выписку больных, находящихся на лечении, перепрофили­ровать лечебные отделения, развернуть на базе приемного отделения приемно-сортировочное, подготовить другие отделения, учитывая возможный профиль поступления пораженных в ЧС.

От срока готовности к приему пораженных зависят организация выписки боль­ных из отделений и время развертывания приемно-сортировочного и других отделе­ний. Количество и темп поступления пораженных обусловливают интенсивность их разгрузки, проведения медицинской сортировки в приемно-сортировочном отделе­нии, а следовательно, и потребность в сортировочных бригадах, санитарах-носиль­щиках, средствах транспортировки в отделения больницы.

Получив задание, начальник штаба готовит проект приказа по лечебному учреж­дению, в соответствии с которым к работе привлекают весь состав штаба и персонал отделений, участвующий в ликвидации ЧС.

Работа штаба организуется в зависимости от режимов функционирования боль­ницы. В режиме повседневной деятельности штаб разрабатывает планы защиты от поражения радиоактивными, ядовитыми веществами и биологическими средствами, организационные вопросы оказания медицинской помощи при прогнозируемых ЧС в соответствии с возложенными задачами; проводит подготовку (обучение) личного состава формирований и санитарно-просветительную работу; организует мероприя­тия по подготовке больницы к устойчивой работе в условиях ЧС.

Для выполнения основных задач больницы в соответствии с реально имеющи­мися возможностями и с учетом прогнозируемой обстановки, в которой она может оказаться при возникновении наиболее вероятных ЧС, планируется проведение меро­приятий при угрозе возникновения ЧС непосредственно в границах территории боль­ницы (при пожарах, взрывах, затоплениях, террористических актах и др.), на других близко расположенных к больнице объектах, транспортных магистралях и др.

· приведение в готовность в установленные сроки органа управления – штаба ГОЧС больницы;

· приведение в готовность медицинских формирований в установленные сроки, их использование в соответствии с предназначением и с учетом обстановки;

· приведение в готовность объектовых формирований ГО общего назначения (спасательных, пожаротушения, радиационного и химического наблюдения и др.), предназначенных для защиты больных и персонала, ведения спасатель­ных работ на территории больницы; определение порядка их использования;

· выделение медицинского персонала для доукомплектования медицинских формирований и лечебно-диагностических подразделений других больниц, получивших задание для работы в ЧС;

· выделение медицинского персонала и медицинского имущества в целях ме­дико-санитарного обеспечения населения при его эвакуации из города и воз­можных опасных зон, в местах его расселения, а также при его размещении в защитных сооружениях;

· выделение с учетом прогнозируемой обстановки медицинского персонала для проведения санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий среди населения, которое может оказаться на радиоактивно загрязненной территории, или при возникновении массовых инфекционных заболеваний;

· эвакуация больниц из городов (если она предусмотрена) и развертывание в загородной зоне в составе больничной базы;

· организация защиты персонала и больных, членов семей персонала больницы в загородной зоне;

· мероприятия, проводимые на территории больницы, по ликвидации последствий ЧС при их возникновении в масштабе больницы и при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях территориального или регионального уровня. В зависимости от конкретной обстановки (характера воздействия поражающих факторов) больница может быть не способной вести прием пораженных (больных) в ЧС или вести его ограниченно, возможно, в более поздние сроки после возникновения ЧС;

· прием пораженных (больных) при возникновении ЧС, оказание квалифицированной, специализированной медицинской помощи и лечение;

· организация управления, учета и отчетности.

Больница, руководствуясь заданием, планирует выполнение тех мероприятий из числа перечисленных, которые обеспечивают решение задач при возникновении ЧС.

Основными формами подготовки персонала больницы, ее штаба ГО и формиро­ваний являются штабные тренировки и учения, командно-штабные учения, а подго­товки больницы в целом - комплексные учения и тренировки на объектах.

В зависимости от обстановки, масштабов прогнозируемой или возникшей ЧС решением руководителя ОИВ в пределах соответствующей конкретной территории устанавливается один из следующих режимов функционирования РСЧС :

    режим повседневной деятельности ;

    режим повышенной готовности ;

    режим ЧС .

В режиме повседневной деятельности РСЧС функционирует при нормальной производственно-промышленной, радиацион­ной, химической, биологической, сейсми­ческой и гидрометеорологической обстановке, при отсутствии эпидемий, эпизоотии, эпифитотий и пожаров. В этом режиме проводится :

    наблюдение и контроль состояния окружающей природной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и на прилегающих к ним территориях;

    планирование и выполнение научно-технических программ и мер по предотвращению ЧС, защите населения , а также по повышению устойчивости функционирования промышленных объектов и отраслей экономики в ЧС ;

    совершенствование подготовки органов управления, сил и средств к действиям при ЧС ;

    организация обучения населения способам защиты и действиям при ЧС;

    создание и пополнение резервов финансовых и материально-техни­ческих ресурсов для ликвидации ЧС;

    осуществление целевых видов страхования .

Режим повышенной готовности вводится при ухудшении производственно-промышленной, радиационной, химической, биологичес­кой, сейсмической и гидрометеорологичес­кой обстановки, при получении прогноза о возможности возникновения ЧС. В этом режиме проводится :

    формирование , при необходимости, оперативных групп для выявления причин ухудшения обстановки непосредственно в райо­не возможной ЧС, выработка предложений по ее нормализации;

    усиление дежурно-диспетчерских служб ;

    усиление наблюдения и контроля за состоянием окружающей при­родной среды, обстановкой на потенциально опасных объектах и при­легающих к ним территориях, прогнозирование возможности воз­никновения ЧС и их масштабов;

    принятие мер по защите населения и окружающей природной среды , обеспечению устойчивости функционирования про­мышленных объектов в ЧС ;

    проверка систем и средств оповещения и связи;

    приведение в состояние готовности сил и средств, уточнение планов их действий . Проверяются системы и средства оповещения и связи.

В режиме повышенной готовности управление РСЧС осуществляется из пунктов повседневного управления , а при необходимости – с использованием вспомогательных пунктов управления (подвижных и стационарных );

Режим ЧС вводится при возникновении и во время ликвидации ЧС. В этом режиме проводится :

    выдвижение оперативных групп в район ЧС;

    определение границ зоны ЧС;

    осуществление непрерывного контроля за состоянием окружающей природной среды в районе ЧС, за обстановкой на аварийных объектах и прилегающих к ним территориях.

    организация работ по ликвидации последствий ЧС .

Мероприятия этой группы выполняются поэтапно :

На первом этапе решаются задачи по экстренной защите населения и уменьшению воздействия поражающих факторов ЧС . С этой целью проводится :

    оповещение населения об опасности;

    использование населением индивидуальных средств защиты,убежищ (укрытий), средств медицинской профилактики;

    установление режимов поведения (режимов защиты);

    эвакуация населения из опасных участков;

    оказание пораженным первой медицинской помощи.

На втором этапе выполняются аварийно-спасательные и другие неотложные работы .

Аварийно-спасательные работы заключаются в спасении людей, материальных и культурных ценностей, защите природной среды в зоне ЧС , локализации ЧС и снижению воздействия характерных для них опасных факторов .

Аварийно-спасательные работы осложняются наличием факторов, угрожающих жизни и здоровью проводящих эти работы людей, и требуют специальной подготовки, экипировки и оснащения . К аварийно-спасательным работам относятся поисково-спасательные, горноспасательные работы, тушение пожаров, работы по ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

К аварийно-спасательным работам относятся:

    определение и обозначение границ зоны ЧС (очага поражения);

    ведение разведки маршрутов выдвижения формирований и участков (объектов) работ;

    локализация и тушение пожаров;

    розыск пострадавших, извлечение их из завалов, горящих зданий, загазованных, затопленных и задымленных помещений, вскрытие убежищ;

    подача воздуха в заваленные защитные сооружения;

    оказание мед помощи пораженным и их эвакуация из зоны ЧС;

    вывод (вывоз) населения из зоны ЧС в безопасные районы

Кроме аварийно-спасательных работ в зоне ЧС (очагах поражения) проводятся и другие неотложные работы , заключающиеся во всестороннем обеспечении аварийно-спасательных работ , оказании населению, пострадавшему в ЧС, медицинской помощи , создании условий, минимально необходимых для сохранения жизни и здоровья людей, поддержания их трудоспособности .

К другим неотложным работам относятся:

    локализация очага чрезвычайной ситуации;

    прокладка колонных путей и устройство проездов в завалах и зонах заражения;

    разбор завалов в очаге;

    укрепление или обрушение конструкций, угрожающих разрушением и препятствующих безопасному проведению АСР;

    восстановление коммунально-энергетических сетей, линий связи, дорог, мостов;

    обнаружение, обезвреживание и уничтожение опасных предметов и веществ;

    проведение при необходимости дегазации, дезактивации, дезинфекции и санитарной обработки людей.

На третьем этапе решаются задачи по обеспечению жизнедеятельности населения в пострадавших районах . С этой целью проводится:

    восстановление жилья и возведение временных жилых пост­роек;

    восстановление коммунального обслуживания;

    снабжение продовольствием и предметами первой необходимо­сти;

    возвращение временно эвакуированного населения;

    восстановление функционирования промышленных объектов.

чрезвычайной ситуации.Организованный переход от одного режима функционирования к другому осуществляют в соответствии с планом медико-санитарного обеспечения населения в ЧС.Режим повседневной деятельности ВСМК включает выполнение следующих мероприятий: участие в организации и осуществлении наблюдения за средой обитания населения и обстановкой на потенциально опасных объектах в плане возможных медико-санитарных последствий ЧС; организация и обеспечение постоянного эффективного функционирования дежурно-диспетчерской службы; обеспечение готовности отделений экстренной и консультативной медицинской помощи населению и организации их работы; организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения эпидемических очагов; создание и поддержание готовности органов управления, формирований и учреждений службы медицины катастроф, совершенствование подготовки её личного состава; создание резервов медицинского имущества, его накопление, обновление, контроль хранения и правильного использования; разработка и реализация комплекса мероприятий по материальнотехническому обеспечению формирований и учреждений необходимыми материальными средствами и техническими приспособлениями, позволяющими организовать работу в условиях любыхЧС; участие в медицинской подготовке личного состава аварийноспасательных формирований РСЧС.Мероприятия режима повседневной деятельности должны обеспечить быстрый полноценный переход в другие режимы функционирования.Уровень медицинской защиты населения находится в прямой зависимости от обеспеченности медицинскими средствами защиты, своевременности выдачи и умения населения их использовать, а также от обучения правилам поведения в очагах ЧС, способам профилактики поражений, оказания первой помощи себе и окружающим.
В режиме повышенной готовности ВСМК выполняет следующие основные мероприятия: оповещение о введении режима повышенной готовности и сбор личного состава органов управления, формирований и учреждений службы медицины катастроф; усиление дежурно-диспетчерской службы; анализ причин, обусловивших введение режима повышенной готовности, и прогнозирование возможного развития обстановки; уточнение планов медико-санитарного обеспечения населения в ЧС с учётом возникшей обстановки и прогноза её изменений; проверка готовности к использованию материально-технических ресурсов и резервов медицинского имущества и их пополнение; уточнение планов взаимодействия с формированиями РСЧС иВСМК; усиление наблюдения за санитарно-гигиенической и эпидемиологической обстановкой, прогнозирование возможности возникновения массовых инфекционных заболеваний.Все мероприятия, проводимые службой при введении режима повышенной готовности, направлены на сокращение сроков достижения полной её готовности к ликвидации возможной ЧС.Решение о введении режима повышенной готовности принимает начальник ВСМК данного уровня (руководитель органа здравоохранения) на основе указаний руководителя органа исполнительной власти этого уровня. При этом в зависимости от характера и масштаба ЧС определяют содержание, объём, сроки и порядок выполнения упомянутых и других мероприятий. В частности, уточняют заблаговременно разработанный план оповещения и сбора личного состава службы (только руководящего состава или всего персонала органа управления, личного состава только определённых или всех формирований и учреждений и т.п.).В режиме чрезвычайной ситуации ВСМК проводит следующие основные мероприятия: оповещение личного состава органов управления, формирований и учреждений службы медицины катастроф о введении режима чрезвычайной ситуации;
сбор информации об обстановке в районе ЧС, её оценка и доклад председателю межведомственной координационной комиссииВСМК; немедленное выдвижение в зону ЧС оперативных групп центра медицины катастроф, формирований и учреждений службы медицины катастроф; проведение лечебно-эвакуационных мероприятий в зоне ЧС; организация взаимодействия с аварийно-спасательными и другими формированиями РСЧС, работающими в зоне ЧС; организация и осуществление медицинского обеспечения личного состава формирований и учреждений, участвующих в ликвидации последствий ЧС, и эвакуируемого населения; организация и осуществление мероприятий медико-санитарного обеспечения населения; организация и проведение судебно-медицинской экспертизы погибших и судебно-медицинского освидетельствования поражённых.При введении этого режима в первую очередь принимают меры по получению данных об обстановке в зоне ЧС, созданию устойчивойсистемы управления, контролю готовности формирований, предназначенных для работы в зоне ЧС, и их выдвижению.Содержание, объём медицинской помощи поражённым и порядок её оказания в зоне ЧС и за её пределами определяют в зависимости от вида и масштаба ЧС, наличия сил и средств, условий медикосанитарного обеспечения, при обязательном учёте официальных требований к организации лечебно-эвакуационного обеспечения.В заключение следует отметить, что мероприятия, соответствующие режимам повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, планируют, организуют и проводят с учётом места, масштабов, характера возможной или возникшей ЧС.Таким образом, ВСМК — централизованная государственная структура, функциональная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. Она предназначена для эффективной и быстрой ликвидации медико-санитарных последствий разнообразных аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий, вооружённых конфликтов, террористических актов и других ЧС.