Орган повседневного управления муниципального звена рсчс. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций

За последние годы в России произошли радикальные изменения не только в геополитической и военно-стратегической обстановке, но и во взглядах на причины и характер чрезвычайных ситуаций, которые продолжают усложнять жизнь нашей страны. Дестабилизируют обстановку военные конфликты на территории стран СНГ и в самой России. Мировой и отечественный опыт показывает, что на современном этапе ЧС стали более частым явлением в общественной жизни. За последние 30 лет число разрушительных природно-техногенных катастроф в мире с ущербом более 30% годового валового национального продукта стран, где они произошли, возросло более чем в 4 раза, а с числом погибших более 100 человек – в 2 раза. Не случайно ООН объявлено международное десятилетие борьбы за уменьшение угрозы и опасности стихийных бедствий.

До трагедии Чернобыля (1986 г.), землетрясения в Армении (l987 г.), взрывов в Арзамасе и Свердловске (1988 г.), катастрофы в Башкирии и крупной аварии на Ионавском объединении «Азот» в Литве (1989 г.) основные меры по предупреждению и ликвидации последствий аварий и катастроф осуществляли руководители предприятий, отраслевые министерства и ведомства.

При крупных техногенных авариях, катастрофах и стихийных бедствиях координацией усилий всех участвующих в ликвидации ЧС сил занимались местные органы исполнительной власти. При необходимости создавались временные правительственные комиссии, которые привлекали силы и средства из других регионов.

Система гражданской обороны в основном предназначалась для действия во время войны, хотя и привлекалась для ликвидации крупных стихийных бедствий, аварий на химически опасных объектах и крупномасштабных техногенных катастроф. Такая организация не позволяла концентрировать силы и средства, имеющиеся в стране, в кратчайший срок на решающем участке, не обеспечивала гибкости и единства руководства в борьбе с чрезвычайными ситуациями природного и техногенного характера. А сокращение времени на принятие решения и введение в действие сил и средств резко снижает количество жертв и экономический ущерб от ЧС.

Ныне деятельность, связанная с техногенными, экологическими и природными рисками, рассматривается как неотъемлемая функция безопасности государства. Все это предопределяет объективную необходимость усиления внимания к решению проблем, связанных с чрезвычайными ситуациями, на самом высоком государственном уровне. Именно поэтому и создана единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, которая продолжила дело МПВО, ГО, корпуса спасателей и других подобных организаций. В полной мере учтен российский и международный опыт предупреждения и ликвидации ЧС, в том числе и американский. В США еще в 1980 г. было создано федеральное агентство по действиям в кризисных ситуациях (FEMA). РСЧС построена на принципе концентрации сил различных ведомств, регионов и территорий (рис. 2).


Основные задачи РСЧС изложены в статье 4 Закона «О защите населения и территорий от ЧС природного и техногенного характера»:

Разработка и реализация правовых и экономических норм, связанных с обеспечением защиты населения и территорий от ЧС;

Осуществление целевых и научно-технических программ, направленных на предупреждение ЧС и повышение устойчивости функционирования предприятий, учреждений и организаций независимо от их организационно-правовых норм;

Обеспечение готовности к действиям органов управления, сил и средств, предназначенных для предупреждения и ликвидации ЧС;

Сбор, обработка, обмен и выдача информации в области защиты населения и территорий от ЧС;

Подготовка населения к действиям при ЧС;

Прогнозирование и оценка социально-экономических последствий ЧС;

Создание резервов финансовых и материальных ресурсов для ликвидации ЧС;

Осуществление государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

Ликвидация ЧС;

Осуществление мероприятий по социальной защите населения, пострадавшего от ЧС, проведение гуманитарных акций;

Реализация прав и обязанностей населения в области защиты от ЧС, в том числе лиц, непосредственно участвующих в ликвидации;

система объединяющая органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий (акваторий) от чрезвычайных ситуаций. Состоит из территориальных и функциональных подсистем. Территориальные подсистемы создаются в субъектах РФ для предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций в пределах их территорий и состоят из звеньев, соответствующих ад-министративно-территориальному делению этих территорий. Функциональные подсистемы создаются федеральными органами исполнительной власти для организации работы по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций в сфере их деятельности и порученных им отраслях экономики.
Система имеет пять уровней: федеральный, региональный, территориальный, местный и объектовый. Каждый уровень включает: координирующие органы—комиссии по чрезвычайным ситуациям и обеспечению пожарной безопасности; постоянно действующие органы управления — органы управления ГОЧС, специально уполномоченные для решения задач в области защиты населения и территорий в чрезвычайных ситуациях; органы повседневного управления — пункты управления (центры управления в кризисных ситуациях), оперативно-дежурные службы; силы и средства; резервы финансовых и материальных ресурсов; системы связи, оповещения и информационного обеспечения. В состав сил и средств каждого уровня РСЧС входят силы и средства постоянной готовности, предназначенные для оперативного реагирования на чрезвычайные ситуации и проведения работ по их ликвидации (далее — силы постоянной готовности). Основу сил постоянной готовности составляют аварийно-спасательные службы, аварийно-спасательные формирования, иные службы и формирования, оснащённые специальной техникой, оборудованием, снаряжением, инструментом, материалами с учетом обеспечения проведения аварийно-спасательных и других неотложных работ в зоне чрезвычайной ситуации в течение не менее 3 суток. Для ликвидации чрезвычайных ситуаций создаются и используются: резервный фонд Правительства РФ по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций; запасы материальных ценностей для обеспечения неотложных работ по ликвидации чрезвычайных ситуаций, находящиеся в составе государственного материального резерва; резервы материальных ресурсов федеральных органов исполнительной власти; резервы финансовых и материальных ресурсов субъектов РФ, органов местного самоуправления и организаций. Порядок создания, использования и восполнения резервов финансовых и материальных ресурсов определяется законодательством РФ, законодательством субъектов РФ и нормативными пра-вовыми актами органов местного самоуправления. Номенклатура и объём резервов материальных ресурсов для ликвидации чрезвычайных ситуаций, а также контроль за их созданием, хранением, использованием и восполнением устанавливаются создающим их органом.
Управление РСЧС осуществляется с использованием систем связи и оповещения, представляющих собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети связи общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил РСЧС и населения. Мероприятия по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций в рамках

На федеральном уровне - МЧС России;

На территориальном уровне, охватывающем территорию субъекта Российской Федерации, - органы управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

На местом уровне, охватывающем территорию района, города (района в городе), населенного пункта, - органы управления по делам ГОЧС, создаваемые в составе или при органах местного самоуправления;

На объектовом уровне (в организациях) - отделы, секторы (или специально назначенные лица) по делам ГОЧС.

Руководители постоянно действующих органов повседневного управления РСЧС по должности являются заместителями руководителей соответствующих органов исполнительной власти, органов местного самоуправления, организаций по вопросам защиты населения и территорий от ЧС.

В целях обеспечения непрерывного оперативного управления РСЧС, сбора, обработки и передачи оперативной информации имеются дежурно-диспетчерские службы, включающие:

Оперативно-дежурные службы органов управления по делам ГОЧС субъектов Российской Федерации, городов и других населенных пунктов, отнесенных к группам по ГО (центры управления в кризисных ситуациях, оперативно-дежурные смены, оперативные дежурные);

Дежурно-диспетчерские службы и специализированные подразделения федеральных органов исполнительной власти, организаций.

Органы обеспечения непрерывного оперативного управления размещаются на пунктах повседневного управления, оснащаемых соответствующими средствами связи, оповещения, сбора, обработки и передачи информации и поддерживаемых в состоянии постоянной готовности к использованию.

В целях координации деятельности территориальных и функциональных подсистем на всех уровнях управления РСЧС создаются комиссии по чрезвычайным ситуациям (КЧС), которые являются коллегиальными (совещательными) органами:

На федеральном уровне - Межведомственная комиссия по предупреждению и ликвидации ЧС и ведомственные (межведомственные) КЧС в федеральных органах исполнительной власти;

На территориальном уровне - КЧС органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации;

На местном уровне - КЧС органов местного самоуправления;

На объектовом уровне (в организациях) - объектовая КЧС, создаваемая в зависимости от объема решаемых задач.

Рабочими органами КЧС являются соответствующие постоянно действующие органы повседневного управления РСЧС.

Для руководства силами и средствами МЧС России, дислоцированными на территории нескольких субъектов Российской Федерации, а также координации деятельности соответствующих территориальных органов управления по делам ГОЧС, организации взаимодействия территориальных КЧС функционируют региональные центры по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий МЧС России (далее - региональные центры).

В целях координации деятельности в области защиты населения и территорий от ЧС на территории нескольких субъектов Российской Федерации и организации взаимодействия между органами исполнительной власти нескольких субъектов Российской Федерации при региональных центрах могут создаваться региональные КЧС или другие координирующие органы.

Еще по теме Постоянно действующими органами повседневного управления РСЧС являются::

  1. 2.1.1. СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ РСЧС И ГО, РЕЖИМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ
  2. 2.5.1. ХАРАКТЕРИСТИКА МОРАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
  3. 3.4.2. ОРГАНИЗАЦИЯ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ ГОЧС С НАДЗОРНЫМИ И КОНТРОЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ В ОБЛАСТИ ПРЕДУПРЕЖДЕНИЯ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ, ЗАЩИТЫ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ
  4. 4.1.1. СОДЕРЖАНИЕ ОСНОВНЫХ ПОЛОЖЕНИЙ ФЗ «О ЗАЩИТЕ НАСЕЛЕНИЯ И ТЕРРИТОРИЙ ОТ ЧС ПРИРОДНОГО И ТЕХНОГЕННОГО ХАРАКТЕРА»

Для прогнозирования, предотвращения и устранения последствий катастроф и природных катаклизмов в каждой цивилизованной стране создаются специальные организационные структуры. В России для решения этих задач функционирует централизованная система, объединяющая различные ветви государственной власти. Благодаря взаимодействию и координации всех звеньев госаппарата правительству удается эффективно бороться с различными катаклизмами и аномальными природными явлениями.

Первые шаги к созданию организованной системы защиты от экстремальных происшествий были предприняты в Советской России еще в 1918 году. Функции возлагались на создававшуюся в то время гражданскую оборону, которая была по большей части ориентирована на военные нужды. В декрете Комитета по обороне Петрограда предписывалось организовывать наблюдательные позиции и пункты оказания первичной медпомощи, а также разъяснять местным жителям правила поведения при воздушных атаках.

В 30-х годах решением Совнаркома была создана первая централизованная организация - Местная противовоздушная оборона . В нее вошли более трех тысяч отдельных добровольных дружин, существовавших в это временя. В период Великой Отечественной войны МПВО обеспечивала эффективную сохранность стратегических промышленных и социально значимых объектов от бомбардировки вражеской авиации.

В 50-е годы с возникновением угрозы применения оружия массового поражения назрела необходимость модернизации МПВО . Поэтому в 1961 году данная организация была усовершенствована и переименована в Гражданскую оборону . Система ГО стала составной частью Министерства обороны. Сфера деятельности ГО распространялась не только на защиту от средств массового поражения, но и на выполнение аварийно-спасательных мероприятий.

В 70-80-е годы система Гражданской обороны не претерпела особых изменений, хотя созрели предпосылки для ее серьезной реорганизации.

Кардинальные перемены произошли в начале 90-х годов, когда распоряжением правительства был сформирован Российский корпус спасателей на правах Госкомитета. С этого времени началось становление новой централизованной системы, объединявшей в одной структуре различные подразделения государственной власти.

В 1992 году принимается решение об учреждении Российской системы предупреждения и действий в ЧС. Она получила широкие полномочия в экономической, военной, экологической сфере деятельности. Даная структура призвана координировать усилия всех органов власти при возникновении различных катаклизмов. Позже она была переименована в Единую государственную систему предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций , которая существует по настоящий день. При этом ее аббревиатура сохранилась как РСЧС .

Основные направления деятельности РСЧС

Сегодня РСЧС является одним из ключевых звеньев структуры государственной власти. Приоритетными направлениями работы системы РСЧС являются:

  • Руководство структурными подразделениями централизованного подчинения, координация деятельности муниципальных органов власти.
  • Контролирующая деятельность. Надзорные и контролирующие инстанции осуществляют контроль деятельности органов государственной власти и местного самоуправления.
  • Проведение профилактической работы. Профилактическая деятельность заключается в разработке программ и проведении мероприятий, обеспечивающих своевременное предупреждение об угрозе экстремального происшествия и его их масштабах.
  • Обучающие и практические занятия. Обучение граждан нормам поведения в критических условиях предполагает разработку специальных программ, проведение обучающих семинаров и учебных тренировок. Обучение профильных работников МЧС, повышение их профессиональных навыков производится в специализированных образовательных центрах и учреждениях повышения квалификации.
  • Материально-техническое снабжение структурных подразделений.

Ключевую роль в реализации государственной программы в плане защиты граждан, природных и материальных ресурсов играет проектирование и внедрение единой программы действий для подразделений разных уровней РСЧС . Это стало возможным благодаря скоординированной работе всех звеньев системы. (В прошлом эти вопросы решались самостоятельно каждым подразделением).

Цели и задачи РСЧС

Главные цели РСЧС можно сформулировать, исходя из названия данной организационной структуры:

  • предупредить и предотвратить чрезвычайные происшествия;
  • уменьшить ущерб от бедствий, катастроф и иных катаклизмов;
  • быстро нейтрализовать ЧС и устранить ее негативные последствия.

Для выполнение этих целей руководящим органам необходимо решать следующие задачи РСЧС :

  1. Создание условий для внедрения в практику научных проектов, направленных на прогнозирования природных катаклизмов и уменьшение масштаба разрушительных последствий, а также укрепление функциональности производственных объектов в экстремальных условиях.
  2. Обеспечение подготовленности техники и людских ресурсов к действиям по устранению чрезвычайных происшествий.
  3. Обучение гражданского населения правилам поведения в экстремальной обстановке.
  4. Координация работы контролирующих органов РСЧС.
  5. Организация деятельности специальных служб для прогнозирования и анализа вероятных последствий.
  6. Формирование фонда материальных и финансовых средств для помощи потерпевшим и восстановления разрушенных объектов.
  7. Скоординированное взаимодействие всех подразделений по локализации стихийных бедствий и устранению последствий катастроф.
  8. Организация медпунктов по оказанию первой помощи потерпевшим от катастроф или бедствий.
  9. Создание и реализация нормативных актов, связанных с предоставлением правовой защиты гражданам страны при наступлении ЧС.
  10. Развитие сотрудничества на международном уровне.

Структура РСЧС. Уровни РСЧС

Единая система РСЧС состоит из двух взаимосвязанных между собой подсистем:

  1. Функциональные подсистемы РСЧС создаются в министерствах и отделениях для выполнения профессиональной деятельности в подотчетных им отраслях народного хозяйства. Они формируются и контролируются федеральными управляющими органами власти.
  2. Территориальные подсистемы РСЧС создаются по административно-территориальному принципу. Они формируются в субъектах РФ и в муниципальных образованиях для выполнения работ на подконтрольной им местности.

Помимо этого, структура РСЧС делится на 5 уровней , каждый из которых подотчетен вышестоящему:

  • Федеральный. Высший ярус представлен министерствами и отделениями центрального подчинения.
  • Межрегиональный. В каждом из семи округов находится централизованный орган управления РСЧС .
  • Региональный. Руководящие обязанности возлагаются на министерства субъектов.
  • Муниципальный. Местные органы управления РСЧС в муниципальных единицах.
  • Объектовый. Аккредитованные сотрудники отдельно взятого промышленного, социального и иного объекта.

Органы управления РСЧС

Все управляющие органы РСЧС подразделяются на постоянные, координирующие и органы РСЧС повседневного управления.

Постоянно действующие органы РСЧС

Центры и отделения, функционирующие на постоянной основе, предназначены для прямого контроля за исполнением запланированных мероприятий.Такими центрами являются: МЧС центрального подчинения, ГУ МЧС в федеральных субъектах, региональные и муниципальные отделения МЧС.

Координирующие органы РСЧС

Для координации всех звеньев РСЧС формируются комиссии. Состав и полномочия КЧС утверждается федеральным или региональным органом, а также органом местного самоуправления. Главной задачей КЧС является обеспечение взаимодействия и скоординированной работы всех подразделений.

Органы РСЧС повседневного управления

Пункты управления РСЧС осуществляют круглосуточный мониторинг обстановки на подконтрольной территории. Высшей инстанцией является Центральный командный пункт. В субъектах, муниципальных образованиях действуют центры и отделения, которые имеют дежурные и диспетчерские службы. На объектах действуют диспетчерские отделы.

Силы и средства РСЧС

Для предотвращения и устранения различного рода катаклизмов сформированы контролирующие службы и аварийно-спасательные подразделения. В состав сил и средств РСЧС входят:

  • Контролирующие и надзорные службы РСЧС . Осуществляют постоянный мониторинг потенциально опасных объектов (создающих угрозу жизнедеятельности человека) и окружающей среды обитания. Кроме того, они контролируют эпидемиологические, гидрологические, геофизические и другие службы.
  • Силы оперативного реагирования . В состав входят аварийно-спасательные, пожарные, ремонтные подразделения, используемые в экстремальных ситуациях. К ним также относятся отдельные военизированные формирования, санитарно-эпидемиологическая служба и другие подразделения.

Главным средством связи и координации действий служит автоматизированная информационно-управляющая система. Этот комплекс обеспечивает обмен данными и анализирует сведения из разных источников. Спасательные подразделения оснащаются современным оборудованием: телевизионными и акустическими устройствами для поиска потерпевших, радиолокационными приборами, пневматическим, гидравлическим и другим инструментом.

Для устранения последствий и материальной помощи пострадавшим используется Резервный фонд РФ.

Статью прислал: R600

Координирующими органами являются:

- на федеральном уровне - Меж­ведомственная и ведомственная комиссии по преду­преждению и ликвидации ЧС;

- на ре­гиональном уровне - региональные центры по делам гражданской обороны, ЧС и ликвидации по­следствий стихийных бедствий;

- на территориальном, местном и объектовом уровне - комиссии по ЧС (КЧС).

Координирующие органы организуют, контроли­руют и руководят осуществлением всего комплекса задач по защите населения и территорий, предупреж­дению и ликвидации ЧС на подведомственных им тер­риториях и объектах.

Органами постоянного управления по делам граж­данской обороны и ЧС (ОУГОЧС) являются:

- на феде­ральном уровне - Министерство по делам ГОЧС;

- на региональном уровне - региональные центры (РЦ);

- на территориальном и местном уровнях - ко­митеты, главные управления, управления, отделы, со­здаваемые при органах исполнительной власти и ор­ганах местного самоуправления, Органы управления по делам ГОЧС;

- на объектовом уровне - отделы (секторы или специально назначенные лица) по де­лам ГОЧС. ОУ ГОЧС выполняют функции рабочих органов КЧС.

Органами повседневного управления являются:

Цен­тры управления в кризисных ситуациях;

Оперативно-дежурные службы органов управления ГОЧС (ОДС;

Дежурно-диспетчерские службы органов исполни­тельной власти (ДДС).

В системе управления РСЧС предусмотрено созда­ние стационарных мирное время – повседневных; в военное время – запасных) и подвиж­ных пунктов управления (воздушных и мобильных).

Для непосредственного управления ликвидацией ЧС на базе органов управления ГОЧС создаются не­штатные органы управления: оперативные штабы (группы) - ОШ (ОГ) ГОЧС с включением в них представителей ФСБ, МВД и других служб.

2.1.3 Силы и средства наблюдения и контроля РСЧС:

· службы (учреждения) и организа­ции федеральных органов исполнительной власти, осуществляющие наблюдение и контроль за состоя­нием природной среды и обстановкой на потенциаль­но опасных объектах;

· формирования Госсанэпиднад­зора России;

· ветеринарная служба Минсельхозпрода России;

· геофизическая служба РАН;

· оперативные группы Росгидромета и подразделения Минатома России;

· учреждения и агентства по мониторингу ЧС;

· учреждения сети наблюдения и лабораторного кон­троля ЧС.

Основу группировки сил ликвидации ЧС различного назначения составляют части и подразделения посто­янной готовности различных уровней и подсистем РСЧС:

1) части и подразделения МЧС:

Поисково-спасательная служба (ПСС), включаю­щая Центральный аэромобильный отряд («Центро-спас»), Центр по проведению спасательных работ особого риска «Лидер», региональные и территори­альные спасательные службы;



Противопожарные части и подразделения;

Войска ГО, состоящие из отдельных спасательных бригад, полков и батальонов;

2) специально подготовленные инженерные и хими­ческие части и подразделения Минобороны (МО) России;

3) сводные мобильные формирования частей войск ГО и МО России;

4) бригады экстренного реагирования и специализи­рованной медицинской помощи Всероссийской службы медицины катастроф;

5) профессиональные спасательные отряды и различ­ные формирования Минатома и других профиль­ных министерств и ведомств.

Кроме сил постоянной готовности различной степе­ни к ликвидации ЧС привлекаются нештатные аварий­но-спасательные формирования общего назначения и специальных служб министерств, ведомств, организа­ций, отдельных объектов на различных уровнях РСЧС.

Формирования общего назначения подразделяют­ся на:

- сводные отряды (команды, группы) - предназначены для проведения как аварийных, так и спаса­тельных работ;

- спасательные формирования - выпол­няют в основном спасательные работы.

Формирования служб (группы, звенья) могут со­здаваться для наблюдения за экологической обстанов­кой, а также проведения противопожарных, медицин­ских мероприятий, охраны общественного порядка и т. д.

2.1.4 Информационное обеспечение функционирования РСЧС осуществляется информационно-управляющей системой, которая включает:

· центр управления в кри­зисных ситуациях МЧС;

· информационные центры федеральных органов исполнительной власти;

· инфор­мационно-управляющие центры регионов и органов управления по делам ГОЧС

субъектов Российской Фе­дерации;

· абонентские пункты районных и городских органов управления по делам ГОЧС;

· информационные центры организаций; средства связи и передачи дан­ных.

В зависимости от обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей ЧС предусмотрено три режима функционирования РСЧС, вводимых решением соответствующих орнанов исполнительной власти в пределах конкретной территории:

I. Режим повседневной деятельности : функционирование системы при нормальной,

отсутствии эпидемий, эпизодий и эмпифитомий, ведения долгосрочных работ по

ликвидации последствий катастроф, стихийных и иных бедствий.

II. Режим повышенной готовности : функционирование системы при ухудшении

производственно-промышленной, радиационной, химической, биологической

(бактериологической), сейсмической и гидрометеорологической обстановки, при

получении прогноза о возможности возникновения ЧС.

III. Чрезвычайный режим : функционирование системы при возникновении и ликвидации

ЧС.

КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАДАНИЯ И ВОПРОСЫ:

С целью закрепления изученного материала и самоконтроля степени его усвоения необходимо выполнить следующие устные контрольные задания и ответить на следующие вопросы:

1) Для чего предназначена РСЧС?

2) Что представляет из себя структура РСЧС?

3) Какие уровни и подсистемы входят в РЧС?.

4) Перечислите основные задачи РСЧС.

5) Дайте краткую характеристику и назначение органов управления РСЧС.

6) Какими основными силами и средствами располагает РСЧС?

7) Что включает в себя информационно-управляющая система РСЧС?

8) Сколько предусмотрено нормативных режимов функционирования РСЧС?

Литература по теме «Единая российская государственная система предупреждения и

ликвидации ЧС (РСЧС)»:

1. Безопасность жизнедеятельности: Словарь-справочник: около 6000 слов /

Л.Н.Горбунова, А.А.Калинин, В.Я.Кондрасенко и др.; Под общ. ред. О.Н.Русака,

К.Д.Никитина. Красноярск: ИПЦ КГТУ, 2003. – 799 с.

2. Безопасность жизнедеятельности. Учебник для вузов/ Под общ. ред. С.В.Белова. – М.: Высш

3. Безопасность жизнедеятельности : Учебное пособие для студентов педвузов. / Сост.

И.А. Кувшинова. – Магнитогорск: МаГУ, 2005. – 175 с.

4. Безопасность деятельности : Энциклопедический словарь / Под ред. засл. деят. науки и

техники РФ, д-ра техн. Наук, проф. О.Н.Русака. – СПб.: Информационно-издательское

агентство «ЛИК», 2003. – 504 с.

5. Емельянов В. Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных

жизнедеятельности, 1999. - № 3. – С.67-70.

6. «О мерах подго­товки населения в области защиты

7. Постановление Правительства РФ «О единой государственной системе предупреждения

8. Положение «О подго­товке населения в области защиты от чрезвычай­ных ситуаций

природного и техногенного характера» (Утверждено Постановлением Правительства

9. Постановление Правительства РФ «О подго­товке населения в области защиты от

чрезвычай­ных ситуаций природного и техногенного характера» № 547 от 04.09.2003 г.

10. Предупреждение и ликвидация чрезвычайных ситуаций / Под ред. В А. Воробьева.

МЧС РФ. М., 2002.

11. Указ Президента Российской Федерации «Осно­вы единой государственной политики в

области гражданской обороны на период до 2010 г.». М., 2003 г.

12. Федеральные законы Российской Федерации:

· «О защите населения и территорий от чрез­вычайных ситуаций природного

· и техногенного характера», 1994 год..