Положение о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя — Российская газета. III

Порядок аттестации аварийно-спасательных служб,

аварийно-спасательных формирований, спасателей

и граждан, приобретающих статус спасателя

22 декабря 2011года Правительством Российской Федерации принято Постановление № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» , которое утверждает «Положение о проведении аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя».

Ранее действующее постановление Правительства Российской Федерации от 22 ноября 1997 г. N 1479 "Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей" утратило силу.

В данном материале приводится основное содержание вышеназванного Положения.

Он предназначен для руководства при подготовке в соответствии с новыми требованиями к аттестации как уже созданных аварийно-спасательных служб и формирований, так и для еще не аттестованных, а так же для граждан, решивших пополнить ряды спасателей Ростовской области.

I. Общие положения

1. Настоящее Положение определяет порядок проведения аттестации профессиональных аварийно-спасательных служб, профессиональных аварийно-спасательных формирований, нештатных аварийно-спасательных формирований, общественных аварийно-спасательных формирований (далее - аварийно-спасательные службы (формирования)), а также спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, осуществляющих свою деятельность на территории Российской Федерации.

2. Аварийно-спасательные службы (формирования) аттестуются на право ведения аварийно-спасательных работ. При проведении аттестации аварийно-спасательной службы (формирования) определяется ее (его) соответствие установленным настоящим Положением обязательным требованиям и готовность к выполнению задач, которые возлагаются на аварийно-спасательную службу (формирование) в соответствии с законодательством Российской Федерации.

3. Граждане, приобретающие статус спасателя, и спасатели аттестуются на право ведения аварийно-спасательных работ с присвоением или подтверждением статуса спасателя и класса квалификации. При проведении аттестации гражданина, приобретающего статус спасателя, или спасателя определяется его соответствие установленным настоящим Положением обязательным требованиям и готовность к исполнению об

4. В отношении вновь созданной аварийно-спасательной службы (формирования) или гражданина, приобретающего статус спасателя, проводится первичная аттестация.

В отношении действующей аварийно-спасательной службы (формирования) или спасателя с периодичностью 1 раз в 3 года проводится периодическая аттестация, а в случаях, предусмотренных настоящим Положением, может проводиться внеочередная аттестация.

5. Аттестационными органами, осуществляющими аттестацию аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, являются следующие постоянно действующие комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей (далее - аттестационные комиссии):

Межведомственная комиссия по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей (далее - Межведомственная аттестационная комиссия), образуемая совместно заинтересованными федеральными органами исполнительной власти;

аттестационные комиссии федеральных органов исполнительной власти , создающих функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - аттестационные комиссии федеральных органов исполнительной власти), образуемые этими органами;

аттестационные комиссии уполномоченных организаций, создающих функциональные подсистемы единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций (далее - аттестационные комиссии уполномоченных организаций), образуемые этими организациями;

аттестационные комиссии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, образуемые этими органами.

6. Аттестация аварийно-спасательных служб (формирований) (структурных подразделений этих служб (формирований)), обслуживающих организации (или их представительства и филиалы), занимающиеся одним или несколькими видами деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у таких организаций собственных аварийно-спасательных служб (формирований), в которых не созданы аттестационные комиссии, осуществляется аттестационными комиссиями федеральных органов исполнительной власти или аттестационными комиссиями уполномоченных организаций, проводящими аттестацию на аналогичные по профилю и технологии ведения виды аварийно-спасательных работ.

7. Аттестация аварийно-спасательных служб (формирований) (структурных подразделений этих служб (формирований)), обслуживающих организации (или их представительства и филиалы), эксплуатирующие объекты, находящиеся в ведении и (или) входящие в сферу деятельности федеральных органов исполнительной власти и уполномоченных организаций, в которых не созданы аттестационные комиссии, осуществляется аттестационными комиссиями федеральных органов исполнительной власти или аттестационными комиссиями уполномоченных организаций, проводящими аттестацию на аналогичные по профилю и технологии ведения виды аварийно-спасательных работ.

8. Аттестация аварийно-спасательных служб (формирований) Вооруженных Сил Российской Федерации и спасателей, входящих в их состав, проводится органами военного управления.

9. Организация работы по проведению аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, возлагается на Межведомственную аттестационную комиссию, аттестационные комиссии федеральных органов исполнительной власти, аттестационные комиссии уполномоченных организаций и аттестационные комиссии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

Аттестационные комиссии федеральных органов исполнительной власти, аттестационные комиссии уполномоченных организаций и аттестационные комиссии органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации организуют свою работу в соответствии с методическими рекомендациями, утверждаемыми Межведомственной аттестационной комиссией.

10. Полномочия, права и обязанности аттестационных комиссий, требования, предъявляемые к порядку их формирования и составу, а также порядку принятия ими решений по вопросам аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Координация работы по проведению аттестации аварийно-спасательных служб (формирований), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, осуществляется Межведомственной аттестационной комиссией.

II. Порядок проведения аттестации

аварийно-спасательных служб (формирований)

11. Вновь созданная аварийно-спасательная служба (формирование) допускается к первичной аттестации после укомплектования личным составом и оснащения аварийно-спасательными средствами в соответствии с требованиями, установленными пунктом 12 настоящего Положения.

Периодическая аттестация аварийно-спасательной службы (формирования) проводится 1 раз в 3 года.

Внеочередная аттестация аварийно-спасательной службы (формирования) проводится в случае реорганизации юридического лица - учредителя аварийно-спасательной службы (формирования), а также при изменении вида (видов) аварийно-спасательных работ, проводимых аварийно-спасательной службой (формированием), - по инициативе учредителя или руководителя аварийно-спасательной службы (формирования).

Внеочередная аттестация аварийно-спасательной службы (формирования) также может проводиться по инициативе органов контроля (надзора), осуществлявших в соответствии с законодательством Российской Федерации проверку аварийно-спасательной службы (формирования), при выявлении в ходе проверки нарушения обязательных требований, предъявляемых при их аттестации.

12. Обязательными требованиями, предъявляемыми при аттестации аварийно-спасательной службы (формирования), являются:

а) наличие учредительных документов аварийно-спасательной службы (формирования) (устава (положения), приказа или иного документа о создании аварийно-спасательной службы (формирования);

б) соответствие аварийно-спасательной службы (формирования) организационно-штатной структуре, утвержденной ее (его) учредителями или организацией, создавшей аварийно-спасательную службу (формирование);

в) укомплектованность личным составом, не менее 75 процентов которого составляют спасатели, аттестованные на право ведения тех видов аварийно-спасательных работ, на выполнение которых аттестуется аварийно-спасательная служба (формирование);

г) оснащенность в соответствии с нормами обеспечения, утверждаемыми учредителями аварийно-спасательной службы (формирования), аварийно-спасательными средствами, обеспечивающими выполнение заявленных видов аварийно-спасательных работ и принадлежащими этой службе (этому формированию) на праве собственности или ином законном основании на срок не менее срока действия аттестации;

д) наличие условий (в соответствии с нормами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций), обеспечивающих размещение аварийно-спасательных средств и проведение мероприятий по профессиональной подготовке спасателей к выполнению заявленных видов аварийно-спасательных работ в соответствии с технологией их ведения, а для профессиональной аварийно-спасательной службы (формирования), кроме этого, - условий, обеспечивающих несение дежурства спасателями этой службы (этого формирования);

е) постоянная готовность к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации.

13. Для проведения первичной аттестации аварийно-спасательной службы (формирования) в аттестационную комиссию представляется заявление об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, подписанное руководителем организации, создавшей аварийно-спасательную службу (формирование), или руководителем аварийно-спасательной службы (формирования), если она (оно) является юридическим лицом, в котором указывается полное и (при наличии) сокращенное наименования аварийно-спасательной службы (формирования), организационно-правовая форма юридического лица и место нахождения юридического лица (в случае, если аварийно-спасательная служба (формирование) является юридическим лицом), место дислокации, телефон руководителя и оперативного дежурного.

К заявлению прилагаются:

а) перечень видов аварийно-спасательных работ, на ведение которых аттестуется аварийно-спасательная служба (формирование), исходя из возложенных на нее задач по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций;

б) копии учредительных документов (устава (положения) аварийно-спасательной службы (формирования), приказа или иного документа о создании нештатного или общественного аварийно-спасательного формирования и положения о нем);

в) карта (карты) зоны ответственности аварийно-спасательной службы (формирования);

г) копия документа, устанавливающего численность аварийно-спасательной службы (формирования);

д) справка об укомплектованности личным составом;

е) копии документов о профессиональной подготовке, образовании и (или) квалификации спасателей и других работников аварийно-спасательной службы (формирования) с учетом заявленных видов аварийно-спасательных работ;

ж) справка, содержащая сведения об аттестованных спасателях, с указанием реквизитов соответствующих аттестационных комиссий;

з) табель и ведомость оснащения оперативным автотранспортом и аварийно-спасательными средствами, необходимыми для проведения заявленных видов аварийно-спасательных работ, документы по учету их технического состояния, а также документы, подтверждающие их принадлежность к аварийно-спасательной службе (формированию) на праве собственности или ином законном основании на срок не менее срока действия аттестации;

и) справка, содержащая сведения о наличии зданий (строений) и помещений, в которых дислоцируется аварийно-спасательная служба (формирование), наличии условий для проведения мероприятий по профессиональной подготовке спасателей, а также об учениях и тренировках, проведенных аварийно-спасательной службой (формированием), в предаттестационный период (начиная со дня создания аварийно-спасательной службы (формирования).

14. Для проведения периодической или внеочередной аттестации аварийно-спасательной службы (формирования) соответствующее заявление с указанием вида аттестации (периодическая или внеочередная) представляется в порядке, предусмотренном пунктом 13 настоящего Положения. К заявлению прилагаются:

а) документы, представляемые для первичной аттестации, если за межаттестационный период в них внесены изменения;

б) справка, содержащая сведения о выполненных за межаттестационный период аварийно-спасательных работах, а также о проведенных аварийно-спасательной службой (формированием) учениях и тренировках;

в) копии документов о профессиональной подготовке, образовании и (или) квалификации спасателей и других работников аварийно-спасательной службы (формирования) с учетом заявленных видов аварийно-спасательных работ, полученных за межаттестационный период.

15. Копии документов, указанных в пунктах 13 и 14 настоящего Положения, должны быть заверены печатью организации, подавшей заявление об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ.

Сроки рассмотрения аттестационной комиссией документов, представляемых для проведения аттестации аварийно-спасательной службы (формирования), не должны превышать 45 дней со дня поступления в аттестационную комиссию заявления об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ.

16. По результатам аттестации аварийно-спасательной службы (формирования) аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

а) аттестовать на право ведения заявленных видов аварийно-спасательных работ;

б) аттестовать на право ведения одного или нескольких из заявленных видов аварийно-спасательных работ;

17. Основаниями отказа в аттестации аварийно-спасательной службы (формирования) являются:

б) непредставление какого-либо из документов, предусмотренных пунктами 13 и 14 настоящего Положения;

в) несоответствие аварийно-спасательной службы (формирования) обязательным требованиям, предусмотренным пунктом 12 настоящего Положения.

18. Аварийно-спасательной службе (формированию), ее (его) структурным подразделениям, созданным на базе представительств и филиалов организации, в отношении которых аттестационной комиссией принято положительное решение об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, выдается свидетельство об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ (далее - свидетельство об аттестации).

Форма и описание бланка свидетельства об аттестации утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Изготовление и выдача бланков свидетельства об аттестации осуществляются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций, по заявкам аттестационных комиссий федеральных органов исполнительной власти, аттестационных комиссий уполномоченных организаций и аттестационных комиссий органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

19. При изменении полного и (или) сокращенного наименования (при наличии) аварийно-спасательной службы (формирования) и (или) адреса места дислокации руководитель организации, создавшей аварийно-спасательную службу (формирование), или руководитель аварийно-спасательной службы (формирования), если она (оно) является юридическим лицом, представляет в аттестационную комиссию заявление о переоформлении свидетельства об аттестации с указанием новых сведений.

Аттестационная комиссия проводит проверку представленных сведений и по результатам проверки принимает решение об оформлении нового свидетельства об аттестации.

Новое свидетельство об аттестации выдается не позднее чем через 15 рабочих дней со дня поступления в аттестационную комиссию заявления о переоформлении свидетельства об аттестации. При этом срок действия свидетельства об аттестации не продлевается.

20. В случае утраты свидетельства об аттестации аттестационная комиссия на основании соответствующего письменного заявления руководителя аварийно-спасательной службы (формирования) в течение 15 рабочих дней со дня получения заявления выдает дубликат, который оформляется с пометкой "дубликат".

III. Порядок проведения аттестации

спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя

21. Граждане, впервые приобретающие статус спасателя, допускаются к первичной аттестации не позднее чем через 6 месяцев после прохождения медицинского осмотра (обследования), психиатрического освидетельствования и обучения по программам подготовки к ведению аварийно-спасательных работ.

Периодическая аттестация спасателей проводится 1 раз в 3 года.

Спасатели аварийно-спасательных служб (формирований), не прошедшие в установленные сроки периодическую аттестацию по уважительным причинам (временная нетрудоспособность, отпуск, служба в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, альтернативная гражданская служба, командировка), допускаются к периодической аттестации по ходатайству руководителя аварийно-спасательной службы (формирования) в аттестационную комиссию.

Спасатели, не входящие в состав аварийно-спасательных служб (формирований), не прошедшие в установленные сроки периодическую аттестацию по указанным причинам, допускаются к периодической аттестации по их заявлению в аттестационную комиссию.

Внеочередная аттестация спасателя в случае изменения вида (видов) выполняемых спасателем аварийно-спасательных работ проводится по инициативе руководителя аварийно-спасательной службы (формирования) или спасателя, а также при присвоении спасателю более высокого класса квалификации до проведения периодической аттестации.

Внеочередная аттестация спасателя также может проводиться по инициативе органов контроля (надзора), осуществлявших в соответствии с законодательством Российской Федерации проверку аварийно-спасательной службы (формирования), при выявлении в ходе проверки нарушения обязательных требований, предъявляемых к спасателям при их аттестации.

22. Обязательными требованиями, предъявляемыми при аттестации спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, являются:

а) прохождение медицинского осмотра (обследования) и психиатрического освидетельствования на предмет пригодности к выполнению аварийно-спасательных работ с учетом технологии их ведения;

б) выполнение нормативов по физической подготовке, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

в) обучение по программам подготовки спасателей в образовательных учреждениях, образовательных подразделениях аварийно-спасательных служб (формирований) или организаций, имеющих соответствующие лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам подготовки к ведению аварийно-спасательных работ.

23. Для проведения первичной аттестации гражданин, приобретающий статус спасателя, представляет в аттестационную комиссию заявление об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, подписанное им лично. В заявлении указываются имя, фамилия, отчество гражданина, место его работы, адрес места жительства и контактный телефон, а также перечень видов аварийно-спасательных работ, на ведение которых аттестуется гражданин, приобретающий статус спасателя.

Заявление гражданина, приобретающего статус спасателя, входящего в состав аварийно-спасательной службы (формирования), заверяется руководителем организации, создавшей аварийно-спасательную службу (формирование), или руководителем аварийно-спасательной службы (формирования), если она (оно) является юридическим лицом.

24. К заявлению, поданному в соответствии с пунктом 23 настоящего Положения, прилагаются:

а) копия документа, удостоверяющего личность;

б) копии документов об образовании;

в) две цветные фотографии размером 3 х 4 сантиметра;

г) справка по результатам медицинского осмотра (обследования);

д) заключение врачебной комиссии по результатам психиатрического освидетельствования;

е) копии документов об обучении по программам подготовки спасателей в образовательных учреждениях, образовательных подразделениях аварийно-спасательных служб (формирований) или организаций, имеющих соответствующие лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам подготовки к ведению аварийно-спасательных работ;

ж) копии документов, подтверждающих владение дополнительными специальностями в соответствии с заявленными видами аварийно-спасательных работ и технологией их проведения (при наличии);

з) копии документов, подтверждающих наличие спортивных разрядов (при наличии).

25. Для проведения периодической или внеочередной аттестации спасателя соответствующее заявление с указанием вида аттестации (периодическая или внеочередная) и заявленного класса квалификации представляется в порядке, предусмотренном пунктами 23 и 24 настоящего Положения.

К заявлению прилагаются:

а) документы, предусмотренные пунктами 23 и 24 настоящего Положения;

б) удостоверение личности спасателя;

в) книжка спасателя с отметками об участии в аварийно-спасательных работах за межаттестационный период;

г) документы о профессиональной подготовке, соответствующем образовании и (или) квалификации, полученных за межаттестационный период (при наличии);

д) служебная характеристика, подписанная руководителем аварийно-спасательной службы (формирования) или лицом, его замещающим (для спасателей, входящих в состав аварийно-спасательных служб (формирований)).

26. Сроки рассмотрения аттестационной комиссией документов, представляемых для проведения аттестации спасателя или гражданина, приобретающего статус спасателя, не должны превышать 45 дней со дня поступления в аттестационную комиссию заявления об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ.

27. По результатам аттестации спасателя или гражданина, приобретающего статус спасателя, аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

а) аттестовать на право ведения заявленных видов аварийно-спасательных работ с присвоением или подтверждением статуса спасателя, а также с присвоением, подтверждением или понижением класса квалификации;

б) аттестовать на право ведения одного или нескольких из заявленных видов аварийно-спасательных работ с присвоением или подтверждением статуса спасателя, а также с присвоением, подтверждением или понижением класса квалификации;

в) отказать в аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ.

28. Для оценки уровня готовности спасателей вводятся следующие классы квалификации:

а) спасатель;

б) спасатель третьего класса;

в) спасатель второго класса;

г) спасатель первого класса;

д) спасатель международного класса.

29. Классы квалификации присваиваются последовательно:

а) квалификация "спасатель" присваивается гражданину, прошедшему обучение по программам профессиональной подготовки к ведению аварийно-спасательных работ и аттестованному на право ведения одного или нескольких видов аварийно-спасательных работ;

б) квалификация "спасатель третьего класса" присваивается спасателю, со дня аттестации которого на квалификацию "спасатель" прошло не менее 2 лет, подтвердившему в ходе аттестации соответствие требованиям, предъявляемым для присвоения такого класса квалификации;

в) квалификация "спасатель второго класса" присваивается спасателю, со дня аттестации которого на квалификацию "спасатель третьего класса" прошло не менее 2 лет, подтвердившему в ходе аттестации соответствие требованиям, предъявляемым для присвоения такого класса квалификации;

г) квалификация "спасатель первого класса" присваивается спасателю, со дня аттестации которого на квалификацию "спасатель второго класса" прошло не менее 3 лет, подтвердившему в ходе аттестации соответствие требованиям, предъявляемым для присвоения такого класса квалификации;

д) квалификация "спасатель международного класса" присваивается спасателю, со дня аттестации которого на квалификацию "спасатель первого класса" прошло не менее 3 лет, подтвердившему в ходе аттестации соответствие требованиям, предъявляемым для присвоения такого класса квалификации.

30. Требования, предъявляемые к спасателям для присвоения (подтверждения) классов квалификации, определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Федеральные органы исполнительной власти, имеющие аварийно-спасательные службы (формирования), уполномоченные организации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать дополнительные требования, предъявляемые к спасателям аварийно-спасательных служб (формирований).

31. Для присвоения спасателю следующего класса квалификации обязательными условиями являются:

а) совершенствование физической, специальной, медицинской и психологической подготовки, навыков действий в составе аварийно-спасательных служб (формирований);

б) получение в межаттестационный период профессионального или дополнительного образования, направленного на совершенствование и развитие знаний, умений и навыков, освоение новых технологий ведения аварийно-спасательных работ;

в) подтверждение в ходе аттестации требований, предъявляемых для присвоения следующего класса квалификации.

32. При принятии решения о присвоении следующего класса квалификации спасателя учитывается опыт его участия в аварийно-спасательных работах, а для спасателя профессиональной аварийно-спасательной службы (формирования) - оценка его профессиональной служебной деятельности и результаты профессиональной подготовки.

Спасателю, не подтвердившему в ходе аттестации ранее присвоенный класс квалификации, решением аттестационной комиссии присваивается более низкий класс квалификации в соответствии с квалификационными требованиями вплоть до лишения класса квалификации.

Спасателям, не прошедшим в установленные сроки периодическую аттестацию по причинам, указанным в пункте 21 настоящего Положения, ранее присвоенный класс квалификации сохраняется до момента прохождения периодической аттестации.

33. Основаниями отказа в аттестации спасателя или гражданина, приобретающего статус спасателя, являются:

а) наличие в заявлении об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ и (или) документах, представленных для проведения аттестации, недостоверной или искаженной информации;

б) непредставление какого-либо из документов, предусмотренных пунктами 23 - 25 настоящего Положения;

в) несоответствие спасателя или гражданина, приобретающего статус спасателя, обязательным требованиям, предусмотренным пунктом 22 настоящего Положения.

34. Гражданину, в отношении которого аттестационной комиссией принято положительное решение о присвоении статуса спасателя и об аттестации его на право ведения одного или нескольких видов аварийно-спасательных работ, выдаются удостоверение личности спасателя, книжка спасателя и жетон спасателя с нанесенными на него фамилией, именем и отчеством, группой крови и регистрационным номером спасателя.

В книжке спасателя указываются вид (виды) аварийно-спасательных работ, на ведение которого (которых) он аттестован.

Форма и описание бланка удостоверения личности спасателя и жетона спасателя, а также положение о книжке спасателя утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Изготовление жетона спасателя, бланков удостоверения личности спасателя и книжки спасателя, а также их дубликатов производится за счет финансовых средств, предназначенных для обеспечения деятельности аварийно-спасательной службы (формирования), а для спасателей, не входящих в состав аварийно-спасательных служб (формирований), - за счет средств спасателей.

Спасатель несет персональную ответственность за сохранность выданных ему удостоверения личности спасателя, книжки спасателя и жетона спасателя.

35. В случае утраты спасателем удостоверения личности спасателя, книжки спасателя или жетона спасателя аттестационная комиссия на основании соответствующего письменного заявления спасателя в течение 15 рабочих дней со дня получения заявления выдает их дубликаты.

Дубликаты удостоверения личности спасателя и книжки спасателя оформляются с пометкой "дубликат".

IV. Оформление результатов аттестации

36. Решение аттестационной комиссии оформляется в виде протокола ее заседания, который подписывается председателем, заместителем (заместителями) председателя, секретарем и членами аттестационной комиссии, присутствовавшими на заседании.

Выписка из протокола заседания аттестационной комиссии с содержащимся в ней решением аттестационной комиссии в течение 15 рабочих дней направляется руководителю организации, подавшей заявление об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ аварийно-спасательной службой (формированием), спасателем или гражданином, приобретающим статус спасателя, а при аттестации спасателя или гражданина, приобретающего статус спасателя, не входящего в состав аварийно-спасательной службы (формирования), - непосредственно спасателю или гражданину.

Результаты аттестации в течение 15 рабочих дней в письменной форме доводятся до организации, создавшей аварийно-спасательную службу (формирование), или учредителя (учредителей) аварийно-спасательной службы (формирования), если она (оно) является юридическим лицом, а также до руководства обслуживаемых аварийно-спасательной службой (формированием) объектов и территорий.

Руководитель аварийно-спасательной службы (формирования), спасатель или гражданин, приобретающий статус спасателя, в случае несогласия с решением аттестационной комиссии имеет право обжаловать это решение в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

37. После принятия решения об аттестации сведения об аттестованных аварийно-спасательных службах (формированиях) и спасателях заносятся в регистрационные реестры аттестационной комиссии - регистрационный реестр аварийно-спасательных служб (формирований) и регистрационный реестр спасателей.

Порядок ведения указанных регистрационных реестров определяет федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

38. Документы, представленные для проведения аттестации аварийно-спасательной службы (формирования), спасателя, гражданина, приобретающего статус спасателя, протокол заседания аттестационной комиссии с решением об аттестации или отказе в аттестации, а также другие документы формируются в дело аттестационной комиссии.

размер шрифта

ПОСТАНОВЛЕНИЕ Правительства РФ от 22-12-2011 1091 О НЕКОТОРЫХ ВОПРОСАХ АТТЕСТАЦИИ АВАРИЙНО-СПАСАТЕЛЬНЫХ СЛУЖБ... Актуально в 2018 году

III. Порядок проведения аттестации спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя

21. Граждане, впервые приобретающие статус спасателя, допускаются к первичной аттестации не позднее чем через 6 месяцев после прохождения медицинского осмотра (обследования), психиатрического освидетельствования и обучения по программам подготовки к ведению аварийно-спасательных работ.

Периодическая аттестация спасателей проводится 1 раз в 3 года.

Спасатели аварийно-спасательных служб (формирований), не прошедшие в установленные сроки периодическую аттестацию по уважительным причинам (временная нетрудоспособность, отпуск, служба в Вооруженных Силах Российской Федерации, других войсках, воинских формированиях и органах, альтернативная гражданская служба, командировка), допускаются к периодической аттестации по ходатайству руководителя аварийно-спасательной службы (формирования) в аттестационную комиссию.

Спасатели, не входящие в состав аварийно-спасательных служб (формирований), не прошедшие в установленные сроки периодическую аттестацию по указанным причинам, допускаются к периодической аттестации по их заявлению в аттестационную комиссию.

Внеочередная аттестация спасателя в случае изменения вида (видов) выполняемых спасателем аварийно-спасательных работ проводится по инициативе руководителя аварийно-спасательной службы (формирования) или спасателя, а также при присвоении спасателю более высокого класса квалификации до проведения периодической аттестации.

Внеочередная аттестация спасателя также может проводиться по инициативе органов контроля (надзора), осуществлявших в соответствии с законодательством Российской Федерации проверку аварийно-спасательной службы (формирования), при выявлении в ходе проверки нарушения обязательных требований, предъявляемых к спасателям при их аттестации.

22. Обязательными требованиями, предъявляемыми при аттестации спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, являются:

а) прохождение медицинского осмотра (обследования) и психиатрического освидетельствования на предмет пригодности к выполнению аварийно-спасательных работ с учетом технологии их ведения;

Б) выполнение нормативов по физической подготовке, утверждаемых федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

в) обучение по программам подготовки спасателей в образовательных учреждениях, образовательных подразделениях аварийно-спасательных служб (формирований) или организаций, имеющих соответствующие лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам подготовки к ведению аварийно-спасательных работ.

23. Для проведения первичной аттестации гражданин, приобретающий статус спасателя, представляет в аттестационную комиссию заявление об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ, подписанное им лично. В заявлении указываются имя, фамилия, отчество гражданина, место его работы, адрес места жительства и контактный телефон, а также перечень видов аварийно-спасательных работ, на ведение которых аттестуется гражданин, приобретающий статус спасателя.

Заявление гражданина, приобретающего статус спасателя, входящего в состав аварийно-спасательной службы (формирования), заверяется руководителем организации, создавшей аварийно-спасательную службу (формирование), или руководителем аварийно-спасательной службы (формирования), если она (оно) является юридическим лицом.

24. К заявлению, поданному в соответствии с пунктом 23 настоящего Положения, прилагаются:

а) копия документа, удостоверяющего личность;

б) копии документов об образовании;

в) две цветные фотографии размером 3 x 4 сантиметра;

г) справка по результатам медицинского осмотра (обследования);

д) заключение врачебной комиссии по результатам психиатрического освидетельствования;

Е) копии документов об обучении по программам подготовки спасателей в образовательных учреждениях, образовательных подразделениях аварийно-спасательных служб (формирований) или организаций, имеющих соответствующие лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам подготовки к ведению аварийно-спасательных работ;

ж) копии документов, подтверждающих владение дополнительными специальностями в соответствии с заявленными видами аварийно-спасательных работ и технологией их проведения (при наличии);

з) копии документов, подтверждающих наличие спортивных разрядов (при наличии).

25. Для проведения периодической или внеочередной аттестации спасателя соответствующее заявление с указанием вида аттестации (периодическая или внеочередная) и заявленного класса квалификации представляется в порядке, предусмотренном пунктами 23 и 24 настоящего Положения. К заявлению прилагаются:

а) документы, предусмотренные пунктами 23 и 24 настоящего Положения;

б) удостоверение личности спасателя;

в) книжка спасателя с отметками об участии в аварийно-спасательных работах за межаттестационный период;

г) документы о профессиональной подготовке, соответствующем образовании и (или) квалификации, полученных за межаттестационный период (при наличии);

Д) служебная характеристика, подписанная руководителем аварийно-спасательной службы (формирования) или лицом, его замещающим (для спасателей, входящих в состав аварийно-спасательных служб (формирований)).

26. Сроки рассмотрения аттестационной комиссией документов, представляемых для проведения аттестации спасателя или гражданина, приобретающего статус спасателя, не должны превышать 45 дней со дня поступления в аттестационную комиссию заявления об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ.

27. По результатам аттестации спасателя или гражданина, приобретающего статус спасателя, аттестационная комиссия принимает одно из следующих решений:

А) аттестовать на право ведения заявленных видов аварийно-спасательных работ с присвоением или подтверждением статуса спасателя, а также с присвоением, подтверждением или понижением класса квалификации;

б) аттестовать на право ведения одного или нескольких из заявленных видов аварийно-спасательных работ с присвоением или подтверждением статуса спасателя, а также с присвоением, подтверждением или понижением класса квалификации;

в) отказать в аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ.

28. Для оценки уровня готовности спасателей вводятся следующие классы квалификации:

а) спасатель;

б) спасатель третьего класса;

в) спасатель второго класса;

Г) спасатель первого класса;

д) спасатель международного класса.

29. Классы квалификации присваиваются последовательно:

а) квалификация "спасатель" присваивается гражданину, прошедшему обучение по программам профессиональной подготовки к ведению аварийно-спасательных работ и аттестованному на право ведения одного или нескольких видов аварийно-спасательных работ;

б) квалификация "спасатель третьего класса" присваивается спасателю, со дня аттестации которого на квалификацию "спасатель" прошло не менее 2 лет, подтвердившему в ходе аттестации соответствие требованиям, предъявляемым для присвоения такого класса квалификации;

в) квалификация "спасатель второго класса" присваивается спасателю, со дня аттестации которого на квалификацию "спасатель третьего класса" прошло не менее 2 лет, подтвердившему в ходе аттестации соответствие требованиям, предъявляемым для присвоения такого класса квалификации;

Г) квалификация "спасатель первого класса" присваивается спасателю, со дня аттестации которого на квалификацию "спасатель второго класса" прошло не менее 3 лет, подтвердившему в ходе аттестации соответствие требованиям, предъявляемым для присвоения такого класса квалификации;

д) квалификация "спасатель международного класса" присваивается спасателю, со дня аттестации которого на квалификацию "спасатель первого класса" прошло не менее 3 лет, подтвердившему в ходе аттестации соответствие требованиям, предъявляемым для присвоения такого класса квалификации.

30. Требования, предъявляемые к спасателям для присвоения (подтверждения) классов квалификации, определяются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Федеральные органы исполнительной власти, имеющие аварийно-спасательные службы (формирования), уполномоченные организации и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации могут устанавливать дополнительные требования, предъявляемые к спасателям аварийно-спасательных служб (формирований).

31. Для присвоения спасателю следующего класса квалификации обязательными условиями являются:

А) совершенствование физической, специальной, медицинской и психологической подготовки, навыков действий в составе аварийно-спасательных служб (формирований);

б) получение в межаттестационный период профессионального или дополнительного образования, направленного на совершенствование и развитие знаний, умений и навыков, освоение новых технологий ведения аварийно-спасательных работ;

в) подтверждение в ходе аттестации требований, предъявляемых для присвоения следующего класса квалификации.

32. При принятии решения о присвоении следующего класса квалификации спасателя учитывается опыт его участия в аварийно-спасательных работах, а для спасателя профессиональной аварийно-спасательной службы (формирования) - оценка его профессиональной служебной деятельности и результаты профессиональной подготовки.

Спасателю, не подтвердившему в ходе аттестации ранее присвоенный класс квалификации, решением аттестационной комиссии присваивается более низкий класс квалификации в соответствии с квалификационными требованиями вплоть до лишения класса квалификации.

Спасателям, не прошедшим в установленные сроки периодическую аттестацию по причинам, указанным в пункте 21 настоящего Положения, ранее присвоенный класс квалификации сохраняется до момента прохождения периодической аттестации.

33. Основаниями отказа в аттестации спасателя или гражданина, приобретающего статус спасателя, являются:

а) наличие в заявлении об аттестации на право ведения аварийно-спасательных работ и (или) документах, представленных для проведения аттестации, недостоверной или искаженной информации;

б) непредставление какого-либо из документов, предусмотренных пунктами 23 - 25 настоящего Положения;

В) несоответствие спасателя или гражданина, приобретающего статус спасателя, обязательным требованиям, предусмотренным пунктом 22 настоящего Положения.

34. Гражданину, в отношении которого аттестационной комиссией принято положительное решение о присвоении статуса спасателя и об аттестации его на право ведения одного или нескольких видов аварийно-спасательных работ, выдаются удостоверение личности спасателя, книжка спасателя и жетон спасателя с нанесенными на него фамилией, именем и отчеством, группой крови и регистрационным номером спасателя.

В книжке спасателя указываются вид (виды) аварийно-спасательных работ, на ведение которого (которых) он аттестован.

Форма и описание бланка удостоверения личности спасателя и жетона спасателя, а также положение о книжке спасателя утверждаются федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Изготовление жетона спасателя, бланков удостоверения личности спасателя и книжки спасателя, а также их дубликатов производится за счет финансовых средств, предназначенных для обеспечения деятельности аварийно-спасательной службы (формирования), а для спасателей, не входящих в состав аварийно-спасательных служб (формирований), - за счет средств спасателей.

Спасатель несет персональную ответственность за сохранность выданных ему удостоверения личности спасателя, книжки спасателя и жетона спасателя.

35. В случае утраты спасателем удостоверения личности спасателя, книжки спасателя или жетона спасателя аттестационная комиссия на основании соответствующего письменного заявления спасателя в течение 15 рабочих дней со дня получения заявления выдает их дубликаты.

Дубликаты удостоверения личности спасателя и книжки спасателя оформляются с пометкой "дубликат".

Файлы для скачивания

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на право ведения горноспасательных работ – docx (91.1 Кб)

I. Общие положения

1. Методические рекомендации по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований (далее – АСС (АСФ), спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, на право ведения горноспасательных работ (далее – Методические рекомендации) разработаны в соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 22 декабря 2011 г. № 1091 «О некоторых вопросах аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» (далее – Положение об аттестации), приказом МЧС России от 20.02.2013 № 102 «Об утверждении Положения о постоянно действующих комиссиях по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований, спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя» и приказом МЧС России, Министерства здравоохранения Российской Федерации, Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства природных ресурсов и экологии Российской Федерации, Министерства промышленности и торговли Российской Федерации, Министерства транспорта Российской Федерации, Министерства энергетики Российской Федерации, Федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом» от 07.06.2013 № 371/367/444/191/874/199/291/Пр-245/1/591-П «О Межведомственной комиссии по аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей».

2. В рамках настоящих Методических рекомендаций под горноспасательными работами понимаются аварийно-спасательные работы, выполняемые в горных выработках по оказанию помощи пострадавшим, тушению пожаров, ликвидации последствий взрывов, внезапных выбросов (горной массы и газов), прорывов плывунов, затоплений, загазований, завалов (обрушений) и других аварий.

II. Порядок работы аттестационной комиссии по проведению аттестации аварийно-спасательных служб (формирований)

3. При проведении аттестации АСС (АСФ) рассматривается поступившее в аттестационную комиссию заявление об аттестации на право ведения горноспасательных работ по форме согласно приложению № 1 и определяется отсутствие в заявлении недостоверной или искаженной информации, проверяется наличие прилагаемых к заявлению документов, предусмотренных пунктами 13, 14 Положения об аттестации.

4. При рассмотрении учредительных документов АСС (АСФ) (устава (положения), приказа или иного документа о создании АСС (АСФ) аттестационная комиссия удостоверяется в правомерности создания АСС (АСФ), в части соблюдения норм .

При аттестации созданных организациями собственных профессиональных АСС (АСФ) в порядке, установленном статьей 7 Федерального закона от 22 августа 1995 г. № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей» , аттестационная комиссия проверяет, в том числе, наличие в уставе организаций одного или нескольких видов деятельности, при осуществлении которых законодательством Российской Федерации предусмотрено обязательное наличие у организаций собственных АСС (АСФ).

В аттестационную комиссию представляются копии учредительных документов (устава (положения) АСС (АСФ). Для нештатного или общественного АСФ - копия приказа или иного документа о создании АСФ и положения о нём.

6. При определении соответствия АСС (АСФ) организационно-штатной структуре, утвержденной её (его) учредителями или организацией, создавшей АСС (АСФ), аттестационная комиссия проверяет действующий в АСС (АСФ) нормативный документ, определяющий организационную структуру, должностной и численный состав. В ходе проверки аттестационным комиссиям следует исходить из того, что организационно-штатная структура оперативных подразделений АСС (АСФ) составляет основу постоянной готовности к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению работ по их ликвидации АСС (АСФ).

Структура и штаты профессиональных АСС (АСФ) устанавливаются в зависимости от степени допустимого риска при выполнении горноспасательных работ в непригодной для дыхания атмосфере горных выработок в различных условиях (ограниченной видимости, высокой температуры воздуха, возможного взрыва пожарных и других газов и т.п.), а также оценки необходимых сил и средств этих АСС (АСФ) и обусловлены наличием на дежурстве спасателей в составе каждого горноспасательного отделения не менее пяти человек, аттестованных на право ведения горноспасательных работ, и водителя оперативного автомобиля.

В отношении состава отделений вспомогательных горноспасательных команд (далее – ВГК) необходимо руководствоваться требованиями приказа МЧС России от 29.11.2013 № 765 «Об утверждении Порядка создания вспомогательных горноспасательных команд».

7. АСС (АСФ), осуществляющие горноспасательное обслуживание организаций, ведущих горные работы подземным способом (за исключением объектов подземного строительства), должны дислоцироваться на расстоянии, позволяющем обеспечивать эффективное выполнение горноспасательных работ в соответствии с планом предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и обеспечивать постоянную готовность к выезду на ликвидацию аварии не менее двух горноспасательных отделений при условии соблюдения нормальной продолжительности рабочего времени. Для объектов подземного строительства допускается выезд одного горноспасательного отделения.

При рассмотрении карты (карт) зоны ответственности АСС (АСФ) аттестационная комиссия проверяет соответствие дислокации оперативных подразделений АСС (АСФ) нормативным требованиям, определяющим временные нормативы по реагированию на чрезвычайные ситуации и аварии, а также количество обслуживаемых ими объектов.

дислокация оперативных подразделений АСС (АСФ);

местонахождение опасных производственных объектов, горноспасательное обслуживание которых возложено на АСС (АСФ);

расстояние от мест дислокации каждого оперативного подразделения АСС (АСФ) до обслуживаемого им опасного производственного объекта;

маршруты (направления) выдвижения по всем доступным и предусмотренным планом предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций видам транспорта от мест дислокации каждого оперативного подразделения АСС (АСФ) до обслуживаемого опасного производственного объекта и расчетное время прибытия до них с учетом используемого вида транспорта.

справка об укомплектованности личным составом, по форме согласно приложению № 2 и сведения об аттестованных спасателях с указанием реквизитов соответствующих аттестационных комиссий, по форме согласно приложению № 3;

копия утвержденного учредителем АСС (АСФ) нормативного акта, определяющего организационную структуру, должностной и численный состав, а также справка о фактической организационной структуре и численности работников АСС (АСФ);

карта (карты) зоны ответственности АСС (АСФ).

8. При проверке укомплектованности АСС (АСФ) личным составом в соответствии с подпунктом «в» пункта 12 Положения об аттестации аттестационная комиссия определяет соотношение фактической численности спасателей, аттестованных на право ведения горноспасательных работ, к установленной нормативным документом численности работников, должностные обязанности которых непосредственно связаны с постоянной готовностью к выезду на ликвидацию аварий, оперативным реагированием на ЧС и проведением горноспасательных работ.

9. При определении оснащенности АСС (АСФ) в соответствии с нормами обеспечения, утверждаемыми учредителями АСС (АСФ), аварийно-спасательными средствами, обеспечивающими выполнение горноспасательных работ и принадлежащими этой службе (этому формированию) на праве собственности или ином законном основании на срок не менее срока действия аттестации, по месту дислокации АСС (АСФ) проверяется:

фактическое наличие и состояние технического оснащения и оборудования для ведения горноспасательных работ, в том числе оперативного автотранспорта;

наличие документов, подтверждающих техническое состояние оборудования (выписки из учетных документов, протоколов, актов, журналов, формуляров и т.п., имеющие отметки о поверке оборудования).

В аттестационную комиссию представляются:

нормы обеспечения (табель оснащения) оперативным автотранспортом и аварийно-спасательными средствами, утвержденные учредителем АСС (АСФ), необходимыми для проведения горноспасательных работ;

ведомость фактического оснащения АСС (АСФ), по форме согласно приложению № 4;

документы по учету технического состояния оснащения, а также документы, подтверждающие их принадлежность АСС (АСФ) на праве собственности или ином законном основании на срок не менее срока действия аттестации, по форме согласно приложению № 5.

10. При определении наличия условий, обеспечивающих размещение аварийно-спасательных средств и проведение мероприятий по профессиональной подготовке спасателей к выполнению горноспасательных работ, и условий, обеспечивающих несение дежурства спасателями, аттестационной комиссией по месту дислокации АСС (АСФ) проверяется:

наличие служебно-технических зданий и сооружений для хранения техники, имущества (в том числе и арендуемых), их состояние, порядок эксплуатации;

наличие служебных, хозяйственно-бытовых и вспомогательных помещений в соответствии с нормами, утверждаемыми федеральным органом исполнительной власти, уполномоченном на решение задач в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

укомплектованность помещений оборудованием и инвентарем.

11. Оценка готовности АСС (АСФ) к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению горноспасательных работ проводится, как правило, по месту дислокации АСС (АСФ) рабочей группой, создаваемой аттестационной комиссией. При этом рекомендуется руководствоваться установленными критериями оценки готовности АСС (АСФ) к оперативному реагированию на чрезвычайные ситуации и проведению горноспасательных работ согласно приложению № 7. По результатам работы рабочей группы составляется акт проверки соответствия АСС (АСФ) обязательным требованиям, предусмотренным пунктом 12 Положения об аттестации.

В аттестационную комиссию представляется:

справка об учениях и тренировках, проведенных АСС (АСФ), в предаттестационный период (начиная со дня создания АСС (АСФ), по форме согласно приложению № 8;

12. По итогам рассмотрения представленных документов, предусмотренных пунктами 13, 14 Положения об аттестации, и по результатам оценки соответствия аттестуемой АСС (АСФ) обязательным требованиям, предусмотренным пунктом 12 Положения об аттестации, аттестационной комиссией принимается решение об аттестации или об отказе в аттестации АСС (АСФ) на право ведения горноспасательных работ.

13. При изменении полного и (или) сокращенного наименования (при наличии) и (или) адреса места дислокации АСС (АСФ) рассматривается поступившее в аттестационную комиссию заявление о переоформлении свидетельства об аттестации, поданное руководителем организации, создавшей АСС (АСФ), или руководителем АСС (АСФ), если она (оно) является юридическим лицом, по форме согласно приложению № 10 и определяется отсутствие в заявлении недостоверной или искаженной информации, проверяется наличие прилагаемых к заявлению документов.

14. При выдаче дубликата свидетельства об аттестации рассматривается поступившее в аттестационную комиссию заявление руководителя АСС (АСФ) по форме согласно приложению № 11 и определяется отсутствие в заявлении недостоверной или искаженной информации. После проверки сведений о проведении аттестации утратившей свидетельство АСС (АСФ) в течение 15 рабочих дней со дня получения заявления выдается дубликат, который оформляется с пометкой «дубликат».

III. Порядок работы аттестационной комиссии по проведению аттестации спасателей и граждан, впервые приобретающих статус спасателя

15. При аттестации спасателей и граждан, впервые приобретающих статус спасателя, рассматривается поступившие в аттестационную комиссию заявление об аттестации на право ведения горноспасательных работ по форме согласно приложениям № 12, 13 и определяется отсутствие в заявлении недостоверной или искаженной информации, проверяется наличие документов, предусмотренных пунктами 24, 25 Положения об аттестации.

16. Уровень физической подготовки спасателей и граждан, впервые приобретающих статус спасателя, оценивается аттестационной комиссией при выполнении ими нормативов по физической подготовке, утверждаемых установленным порядком в соответствии с пунктом 22 Положения об аттестации.

17. В ходе рассмотрения представленных в аттестационную комиссию справки о результатах медицинского осмотра (обследования) и заключения врачебной комиссии по результатам психиатрического освидетельствования делается вывод о пригодности спасателя или гражданина, впервые приобретающего статус спасателя, по состоянию здоровья к выполнению горноспасательных работ с учетом технологии их ведения.

18. В аттестационную комиссию представляются копии документов о профессиональной подготовке, образовании и (или) квалификации спасателей. По итогам рассмотрения документов аттестационная комиссия определяет уровень профессиональной подготовки, образования и (или) квалификации спасателя или гражданина, впервые приобретающего статус спасателя, и устанавливает их соответствие установленным квалификационным требованиям к спасателям, выполняющим горноспасательные работы. При этом руководители АСС (АСФ) должны иметь высшее профессиональное образование по направлению подготовки (специальности) горное дело.

19. К аттестации спасателей и граждан, впервые приобретающих статус спасателя, на право ведения горноспасательных работ допускаются лица, прошедшие обучение по программам подготовки спасателей в образовательных учреждениях, образовательных подразделениях АСС (АСФ) или организаций, имеющих соответствующие лицензии на право ведения образовательной деятельности по программам подготовки к ведению горноспасательных работ. При этом спасатели профессиональных АСС (АСФ) перед первичной аттестацией на право выполнения горноспасательных работ должны пройти обучение по программе первоначальной подготовки спасателей к ведению горноспасательных работ продолжительностью не менее 313 часов, включающей в себя:

оказание первой помощи – не менее 60 часов;

противопожарная подготовка – не менее 30 часов;

психологическая подготовка – не менее 20 часов;

экология – не менее 3 часов;

физическая подготовка – не менее 20 часов;

нормативные документы военизированных горноспасательных частей –не менее 24 часов;

горноспасательное оснащение – не менее 62 часов;

горное дело, правила безопасности и меры безопасности при ведении горноспасательных и технических работ – не менее 34 часов;

ведение горноспасательных работ – не менее 40 часов;

практические тренировки в изолирующих дыхательных аппаратах - не менее 20 часов.

Спасатели нештатных АСС (АСФ), в том числе члены ВГК, перед первичной аттестацией на право ведения горноспасательных работ в соответствии с приказом МЧС России от 29.11.2013 № 765 «Об утверждении Порядка создания вспомогательных горноспасательных команд» должны пройти обучение по программе первоначальной подготовки спасателей к ведению горноспасательных работ продолжительностью не менее 68 часов, включающей в себя:

теоретические занятия по изучению нормативных документов, регламентирующих деятельность ВГК и опасных производственных объектов (не менее 10 часов), и по изучению противоаварийной защиты опасных производственных объектов (не менее 4 часов);

теоретические занятия и практические тренировки по изучению горноспасательного оснащения, правил его применения и мер безопасности при эксплуатации (не менее 18 часов), по основам медицинской подготовки для оказания первой помощи пострадавшим, в том числе в условиях подземных горных выработок и непригодной для дыхания атмосфере (не менее 16 часов), по психологической подготовке (не менее 4 часов);

практические тренировки в изолирующих дыхательных аппаратах (не менее 16 часов).

20. Решение об аттестации спасателя или гражданина, впервые приобретающего статус спасателя, принимается аттестационной комиссией на основании материалов, представленных аттестуемым, и по результатам оценки его физической, психологической и профессиональной готовности к выполнению горноспасательных работ в соответствии с пунктом 27 Положения об аттестации.

– это определение возможности выполнения спасателями, возложенных на них задач. Обязательность аттестации спасателей определена Федеральным законом РФ от 22 августа 1995 года № 151-ФЗ «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей». Она проводится в порядке, устанавливаемом Правительством РФ. Основные положения аттестации спасателей утверждены постановлением Правительства РФ от 22 ноября 1997 года «Об аттестации аварийно-спасательных служб, аварийно-спасательных формирований и спасателей».

Для проведения аттестации спасателей создаются постоянно действующие аттестационные комиссии: Межведомственная комиссия, комиссии федеральных органов исполнительной власти, имеющих в своем составе аварийно-спасательные службы (аварийно-спасательные формирования), и аттестационные комиссии органов исполнительной власти субъектов РФ.

Координация работы по аттестации спасателей возложена на Межведомственную комиссию по и спасателей, образованную решением Совета Министров – Правительства РФ от 30 мая 1993 года. Аттестация спасателей проводится с целью определения их профессиональной готовности к реагированию на чрезвычайные ситуации природного и техногенного характера и проведению работ по их ликвидации. Аттестации подлежат спасатели, входящие в состав профессиональных аварийно-спасательных служб (формирований), нештатных, общественных аварийно-спасательных формирований, а также не входящие в состав аварийно-спасательных формирований. Установлена первичная, периодическая и внеочередная аттестации.

Первичная аттестация проводится для граждан, решивших стать спасателями; периодическая – по истечении срока аттестации и при повышении (подтверждении) классности, но не реже 1 раза в 3 года; внеочередная – в случае изменения вида выполняемой спасателем аварийно-спасательной работы, а также выявленных в ходе проверок нарушений требований, предъявляемых к спасателям. Решение о присвоении гражданину статуса спасателя, а также подтверждении (повышении) его классности принимают аттестационные комиссии по результатам медицинского освидетельствования, выполнения нормативов по физической подготовке и обучения по программам подготовки спасателей. Первоначальная подготовка спасателей РФ осуществляется в соответствии с Программой первоначальной подготовки спасателей, принятой на заседании Межведомственной аттестационной комиссии и утвержденной ее Председателем – Министром РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий в 1999 году. Первоначальная подготовка спасателей проводится в два этапа: обучение в образовательных учреждениях и обучение в составе аварийно-спасательного формирования. При этом обучение граждан, впервые принятых на работу в аварийно-спасательные службы (формирования) на должность спасателя, проводится по месту работы начиная со дня назначения на должность. Обучение в образовательных учреждениях (имеющих лицензии на право образовательной деятельности) организуется и проводится по подготовке, переподготовке и повышению квалификации спасателей. Обучение в образовательных учреждениях, включает подготовку по трем предметам:

  • медицинская подготовка – 64 часа;
  • противопожарная подготовка – 30 часов;
  • психологическая подготовка – 20 часов.

Всего – 114 часов.

В системе МЧС России первоначальная подготовка граждан, принятых на работу в поисково-спасательные формирования на должность спасателя, проводится в соответствии с Программой первоначальной подготовки спасателей МЧС России, разработанной на основе Программы первоначальной подготовки спасателей РФ и утвержденной Министром РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий С.К. Шойгу в 1999 году. Кроме трех упомянутых предметов обучения, данная программа включает специальную (техническую), тактико-специальную и физическую подготовку, подготовку по связи, по радиационной, химической и биологической защите, по топографии. Программа предусматривает 140 часов обучения в составе поисково-спасательного формирования и 146 часов – в образовательных учреждениях.

В период прохождения первоначального обучения граждане, принятые на должность спасателя, не включаются в состав дежурной смены и не привлекаются к проведению аварийно-спасательных работ, при которых может возникнуть угроза их жизни и здоровью в связи с профессиональной неподготовленностью. По окончании подготовки, обучаемые сдают зачеты и представляют документы в аттестационную комиссию. Аттестационная комиссия проводит проверку физических качеств, профессиональных знаний и навыков спасателей. Результаты аттестации оформляются протоколом. При положительном решении аттестационной комиссии гражданину присваивается квалификация «спасатель». Приказом начальника аварийно-спасательного формирования он допускается к самостоятельному исполнению должностных обязанностей.

По результатам аттестации спасателю выдаются удостоверение спасателя, книжка спасателя и жетон установленного образца. Положение о книжке спасателя утверждает Министр РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий. Основной формой поддержания и повышения профессионального уровня спасателей является систематическое проведение занятий по совершенствованию профессиональных знаний и навыков, поддержанию физического уровня. Профессиональная подготовка и повышение квалификации спасателей в составе поисково-спасательных формирований в системе МЧС России проводится в соответствии со сборником программ профессиональной подготовки спасателей МЧС России. Спасателю, имеющему стаж работы спасателем не менее двух лет и подтвердившему классность в ходе аттестации, решением аттестационной комиссии может быть присвоена квалификация «спасатель 3 класса». Квалификация «спасатель 2 класса» присваивается спасателю, имеющему стаж работы спасателем 3 класса не менее двух лет и подтвердившему классность в ходе аттестации. Квалификация «спасатель 1 класса» присваивается спасателю, имеющему стаж работы спасателем 2 класса не менее двух лет и подтвердившему классность в ходе аттестации. Квалификация «спасатель международного класса» присваивается спасателю, имеющему стаж работы спасателем 1 класса не менее двух лет, принимавшему участие в международных спасательных работах и имеющему документ, подтверждающий знание иностранного языка. Аттестационным комиссиям предоставлено право внеочередного повышения классной квалификации спасателям по результатам ведомственных, региональных и всероссийских соревнований аварийно-спасательных (поисково-спасательных) формирований, аварийно-спасательных команд и кинологических расчетов.

На аттестацию от АСС и АСФ ГКУ МО «Мособлпожспас» и муниципальных образований Московской области прибыло 68 кандидатов , из них аттестовано 55 человек (81 %), отказано в аттестации на право ведения заявленных видов аварийно-спасательных работ 13 кандидатам (19 %).
Анализ проведения аттестации показал, что качественно организована подготовка кандидатов в Балашихинском, Серпуховском территориальных управлениях, спасатели которых показали хорошие результаты.
Улучшилась подготовка спасателей в Можайском, Орехово-Зуевском территориальных управлениях.
Вместе с тем, хуже проходит подготовка к аттестации в Егорьевском (не аттестовано 100 % кандидатов), Коломенском (не аттестовано 40 % кандидатов), МБУ АСО г.Пушкино (не аттестовано 30 % кандидатов).
Анализ знаний и выполнения нормативов, показанный спасателями при аттестации показывает, что руководители аварийно–спасательных формирований в основном организуют подготовку спасателей к аттестации, однако на низком уровне проводятся занятия на водно-спасательных станциях и муниципальных образований, особенно по медицинской , альпинистской и физической подготовкам .
По результатам аттестации спасателей и граждан, приобретающих статус спасателя, которые получили неудовлетворительные оценки, аттестационная комиссия приняла следующие решения:
спасателям второго класса Петухову А.С. (ПСО-7(с)), Евстигнееву Р.А. (ПСО-18), не подтвердившим в ходе аттестации ранее присвоенный класс квалификации, присвоена квалификация «спасатель третьего класса»;
спасателям второго класса Гусеву А.А. (ПСО-15(с)) и Клочкову Р.Н. (МБУ АСО г.Пушкино), не подтвердившим в ходе аттестации соответствие требованиям, предъявляемым для присвоения следующего класса квалификации, оставлена ранее присвоенная квалификация «спасатель третьего класса», с последующим ее подтверждением на очередной аттестации;
спасателям третьего класса Астахову В.Е. (ПСО-32(с)), Никонову И.В. (ВСС – 25), Кареву А.Н. (ПСО – 7(с)), Грачеву В.В. и Егорову С.В. (МБУ АСО г.Пушкино), не подтвердившим в ходе аттестации ранее присвоенный класс квалификации, присвоена квалификация «спасатель»;
спасателям третьего класса Глазунову Д.В. (ПСО – 12(с)), Багонину С.Н. (ПСО 15(с)), не подтвердившим в ходе аттестации соответствие требованиям, предъявляемым для присвоения следующего класса квалификации, оставлена ранее присвоенная квалификация «спасатель», с последующим ее подтверждением на очередной аттестации.
спасатели Рудаков В.Г. (ПСО – 29(с) «Клинское ТУ»), Гусаков А.В. (ПСО – 15(с) «Егорьевское ТУ»), не подтвердившие в ходе аттестации ранее присвоенную квалификацию, лишены квалификации «спасатель».
На основании этих данных можно сделать вывод о том, что в спасательных подразделениях указанных территориальных управлений и муниципальных образований профессиональная подготовка спасателей к аттестации проводится на низком методическом уровне, самоподготовка кандидатов не контролируется, нормативы не отрабатываются. Вышеуказанные спасатели не стремятся и не желают повышать свое профессиональное мастерство. Руководством территориальных управлений не был проведен предварительный отбор кандидатов, а если и проводился отбор, то на низком уровне.
На заседании аттестационной комиссии утверждены материалы, представленные рабочей группой:
по аттестации 22 пожарных частей и 1 АСФ ООО «Центр Безопасности» на право ведения заявленных видов работ.
отказано в аттестации 282 пожарной части Егорьевского ТУ ГКУ МО «Мособлпожспас»(нет 75 % аттестованных спасателей на заявленные виды работ);
из числа пожарных ГКУ МО «Мособлпожспас» и ОФПС МЧС России по Московской области в пунктах постоянной дислокации рабочей группой из состава МОАК аттестованы на квалификацию «спасатель» - 363 чел., из них из числа граждан, приобретающих статус спасателя – 140 чел., подтвердили квалификацию «спасатель» – 223 чел.
При проведении аттестации работников (сотрудников) пожарных частей на квалификацию спасатель были выявлены основные недостатки:
- слабые теоретические знания по оказанию первой помощи пострадавшим, противопожарной подготовке, водной подготовке;
- слабые практические навыки в выполнении нормативов по РХБЗ: - надевании средств защиты органов дыхания и кожи (противогаза, легкого защитного костюма Л-1), пользовании ГАСИ, оказанию первой помощи пострадавшим.