Постановления правительства российской федерации по вопросам антитеррористической защищенности объектов (территорий). Обеспечение антитеррористической защищенности объектов Требования к антитеррористической защищенности критически важных объектов

Каковы нормативные основы антитеррористической защищенности? Какое оборудование устанавливается в учреждениях с этой целью? Каковы особенности его установки и принятия к учету?

Статьей 41 Закона об образовании и рядом других нормативных актов установлена необходимость обеспечения безопасности обучающихся во время пребывания в организации, осуществляющей образовательную деятельность. Мерой, направленной на выполнение данной обязанности, является установка в образовательном учреждении систем электронных пропусков и видеонаблюдения. Об этих системах мы и расскажем в статье.

Нормативные основы антитеррористической защищенности

В силу п. 1 и 7 ст. 2 Федерального закона от 06.03.2006 № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (далее – Федеральный закон № 35-ФЗ) одним из основных принципов противодействия терроризму является обеспечение и защита основных прав и свобод человека и гражданина, приоритет мер его предупреждения.

Согласно п. 13 ст. 30 Федерального закона от 30.12.2009 № 384-ФЗ «Технический регламент о безопасности зданий и сооружений» для обеспечения защиты от несанкционированного вторжения в здания и сооружения необходимо соблюдение следующих требований:

  • в зданиях с большим количеством посетителей, а также в зданиях образовательных, медицинских, банковских учреждений, на объектах транспортной инфраструктуры должны быть предусмотрены меры, направленные на уменьшение возможности криминальных проявлений и их последствий;
  • в закрепленных законодательством РФ случаях в зданиях и сооружениях должны быть устроены системы телевизионного наблюдения, системы сигнализации и другие системы, направленные на обеспечение защиты от угроз террористического характера и несанкционированного вторжения.

Пунктом 6.48 Свода правил 118.13330.2012 СНиП 31-06-2009 «Общественные здания и сооружения», утвержденного Приказом Минрегиона РФ от 29.12.2011 № 635/10 (далее – СНиП 31-06-2009), установлено, что для комплексной безопасности и антитеррористической защищенности учреждений образования и их учащихся следует предусматривать на первом этаже помещения для охраны с установкой в них систем видеонаблюдения, пожарной и охранной сигнализации и канала передачи тревожных сообщений в органы внутренних дел (вневедомственной охраны) или в ситуационные центры «Службы 112».

Из приложения «В» к СНиП 31-06-2009 следует, что требования об установке систем видеонаблюдения распространяются на дошкольные образовательные организации и общеобразовательные учреждения (школы, гимназии, лицеи, колледжи, школы-интернаты), учреждения профессионального образования (высшего, среднего и дополнительного).

Таким образом, системы видеонаблюдения и электронных пропусков должны быть установлены для обеспечения мер безопасности в образовательном учреждении.

На предмет наличия в учреждении системы видеонаблюдения проведен целый ряд прокурорских проверок в различных регионах России. И как показывает судебная практика, если указанной системы нет в образовательном учреждении, последнее обязывают ее установить. При этом отсутствие необходимого финансирования не принимается во внимание судами. Они ссылаются на следующие законодательные нормы.

Подпунктом 5 п. 1 ст. 9 Закона об образовании к полномочиям органов местного самоуправления муниципальных районов и городских округов по решению вопросов местного значения в сфере образования отнесено обеспечение содержания зданий и сооружений муниципальных образовательных организаций, обустройство прилегающих к ним территорий.

В соответствии с п. 4 ст. 3 Федерального закона № 35-ФЗ противодействие терроризму – деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления по предупреждению терроризма, выявлению, предупреждению, пресечению, раскрытию и расследованию террористического акта, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма.

На основании пп. 6.1 п. 1 ст. 15 Федерального закона от 06.10.2003 № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (далее – Федеральный закон № 131-ФЗ) к вопросам местного значения муниципального района относится участие в профилактике терроризма и экстремизма, а также в минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма и экстремизма на территории муниципального района.

В силу п. 3 ч. 1 ст. 17 Федерального закона № 131-ФЗ в целях решения вопросов местного значения органы местного самоуправления муниципальных районов обладают полномочиями по финансированию муниципальных учреждений.

Таким образом, из приведенных правовых норм следует, что исполнение требований нормативных правовых актов по обеспечению технической укрепленности и антитеррористической защищенности является обязанностью не только образовательных учреждений, но и органов местного самоуправления, которые должны финансировать профилактические мероприятия в области противодействия терроризму, в том числе установку систем видеонаблюдения в образовательных учреждениях.

При таких обстоятельствах суд пришел к обоснованному выводу о том, что осуществление деятельности образовательного учреждения в отсутствие системы видеонаблюдения не обеспечивает в полной мере исполнение требований действующего законодательства в области антитеррористической защищенности, может повлечь неблагоприятные последствия, связанные с причинением вреда жизни и здоровью граждан, создает опасные условия для неопределенного круга лиц, в том числе несовершеннолетних, нарушает их права и законные интересы.

Поскольку выполнение указанной обязанности направлено на обеспечение безопасности несовершеннолетних и сотрудников образовательного учреждения, их защиту от любых посягательств со стороны третьих лиц, данная мера является одной из профилактических мер, направленных на противодействие террористической деятельности, поэтому суд, установив факт отсутствия системы видеонаблюдения в здании образовательного учреждения, учредителем которого является администрация района в лице ее отдела по образованию, принял правильное решение об удовлетворении заявленных прокурором требований в полном объеме (апелляционные определения Волгоградского областного суда от 10.09.2015 по делу № 33-10120/2015, Омского областного суда от 29.10.2014 по делу № 33-6925, Вологодского областного суда от 16.05.2014 по делу № 33-2288/2014).

Система электронных пропусков

Система электронных пропусков, установленная в учебном заведении, позволяет не только предотвращать проникновение посторонних лиц в учреждение, но и осуществлять контроль посещаемости обучающихся и вести кадровый учет.

На проходной устанавливается турникет со встроенной системой контроля доступа. Обучающимся и сотрудникам образовательной организации выдаются электронные пропуска (пластиковые карты). Информация о данных лицах, занесенная на карточку, считывается с нее при входе и выходе через турникет, идентифицирует проходящего и заносится в память системы. Для работы такой системы необходимо специальное программное обеспечение. Оно позволяет расширить функциональные возможности установленной системы и кроме защиты от несанкционированного проникновения может использоваться, например, для извещения родителей о приходе и уходе ребенка из учебного заведения с помощью СМС-уведомления. Как следствие, уверенность родителей в безопасности ребенка повышает рейтинг образовательной организации.

Таким образом, для внедрения электронной пропускной системы в учреждении нужно приобрести необходимое оборудование (турникеты), программное обеспечение и изготовить электронные пропуска. Расходы на эти цели в соответствии с Указаниями № 65н осуществляются по статьям 310 «Увеличение стоимости основных средств», 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» и подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ.

В соответствии с п. 45 Инструкции № 157н инвентарные объекты основных средств (в данном случае – турникет) принимаются к учету согласно требованиям Общероссийского классификатора основных фондов ОК 013-94, утвержденного Постановлением Госстандарта РФ от 26.12.1994 № 359 (далее – ОКОФ).

Турникеты со считывающим устройством, с помощью которого осуществляется их открытие, можно отнести к подразделу «Машины и оборудование» на один из кодов ОКОФ 14 3319250 «Устройства приемно-контрольные охранные и охранно-пожарные».

На программное обеспечение заключается пользовательское лицензионное соглашение. В зависимости от положений учетной политики эти расходы могут быть списаны на финансовый результат, отнесены на услуг либо учтены в расходах будущих периодов.

В бухгалтерском (бюджетном) учете государственных (муниципальных) образовательных учреждений операции по установке и внедрению электронной пропускной системы будут отражаться следующим образом:

Казенное учреждение

(Инструкция № 162н*)

Бюджетное учреждение

(Инструкция № 174н**)

Автономное учреждение

(Инструкция № 183н***)

Отражение капитальных вложений в приобретение турникетов

Принятие к учету турникетов в составе основных средств

Списание стоимости ПО на финансовый результат текущего года

Отнесение стоимости ПО на себестоимость услуг

Отнесение стоимости ПО на расходы будущих периодов

Списание стоимости ПО в течение срока его использования

Отражение расходов на изготовление электронных пропусков

Оплата стоимости программного обеспечения и изготовления пропусков

* Инструкция по применению Плана счетов бюджетного учета, утвержденная Приказом Минфина РФ от 06.12.2010 № 162н.

** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета бюджетных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 16.12.2010 № 174н.

*** Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета автономных учреждений, утвержденная Приказом Минфина РФ от 23.12.2010 № 183н.

По мнению автора, учреждение может принять решение учитывать изготовленные пропуска в составе материальных запасов на счете 105 06 «Прочие материальные », а при их выдаче обучающимся и работникам переводить на забалансовый учет на счет 27 «Материальные ценности, выданные в личное пользование работникам (сотрудникам)».

Пример 1

Бюджетное образовательное учреждение приобрело и установило электронную пропускную систему. Стоимость оборудования (турникетов) (иное движимое имущество) составила 45 000 руб., стоимость программного обеспечения – 25 000 руб. Она отнесена на общехозяйственные расходы. Кроме этого, изготовлено 500 пропусков по 100 руб. каждый. За оборудование был уплачен 30%-й аванс. Пропуска приняты к учету в составе материалов. 400 пропусков выданы обучающимся и сотрудникам и приняты к учету на забалансовом счете 27 . Все операции произведены за счет субсидии на выполнение государственного задания и оплачены с лицевого счета учреждения.

Данные операции в соответствии с Инструкцией № 174н будут отражаться следующим образом:

Сумма, руб.

Перечислен аванс за поставку пропускного оборудования (турникетов)

(45 000 руб. х 30%)

Поступили турникеты в учреждение

Произведен окончательный расчет с поставщиком оборудования

(45 000 - 13 500) руб.

Произведен зачет аванса

Стоимость программного обеспечения отнесена на общехозяйственные расходы

Оплачена стоимость программного обеспечения

Оплачена стоимость изготовления пропусков

(500 шт. х 100 руб.)

Отражены вложения в изготовление пропусков

Пропуска приняты к учету в составе материалов

Отражено списание выданных пропусков с одновременным принятием их к забалансовому учету

(400 шт. х 100 руб.)

Забалансовый счет 27

Система видеонаблюдения

Система видеонаблюдения, установленная в образовательном учреждении, может выполнять не только охранную функцию, но и наблюдательную. В соответствии с Приказом Минобрнауки РФ от 26.12.2013 № 1400 система видеонаблюдения должна быть установлена в образовательных учреждениях, в которых организованы пункты проведения экзаменов в ходе государственной итоговой аттестации.

В том и другом случае указанная система будет являться набором специального оборудования, которое должно быть смонтировано. Приобретенное оборудование подлежит учету в составе материальных запасов, а значит, оно должно приобретаться за счет статьи 340 «Увеличение стоимости материальных запасов» КОСГУ. Работы по его монтажу следует оплачивать по подстатье 226 «Прочие работы, услуги» КОСГУ. Такие разъяснения даны в письмах Минфина РФ от 16.12.2014 № 02-14-10/64/944, от 06.06.2014 № 02-05-10/27545.

В соответствии с п. 118 Инструкции № 157н оборудование, требующее монтажа, подлежит учету на счете 105 04 «Строительные материалы». Смонтированная система видеонаблюдения предназначена для использования в учреждении более 12 месяцев, а следовательно, подлежит учету в составе основных средств. В силу ОКОФ система видеонаблюдения относится к подразделу «Машины и оборудование» к аппаратуре теле- и радиоприемной (код 14 3230000 ОКОФ).

Поступление и принятие ее к учету будет отражаться следующими бухгалтерскими операциями:

Казенное учреждение

(Инструкция № 162н)

Бюджетное учреждение

(Инструкция № 174н)

Автономное учреждение

(Инструкция № 183н)

Приобретение оборудования, требующего монтажа

Отражение вложений (стоимости материалов и монтажа оборудования) в систему видеонаблюдения

Оплата стоимости оборудования

Оплата стоимости работ по монтажу

Принятие к учету системы видеонаблюдения

Пример 2

Автономное образовательное учреждение за счет средств от приносящей доход деятельности приобрело оборудование для монтажа системы видеонаблюдения. Его стоимость составила 40 000 руб. Работы по монтажу данной системы выполнены сторонней организацией. Цена по договору за выполненные работы составляет 20 000 руб. Смонтированная система видеонаблюдения принята в состав иного движимого имущества учреждения. Оплата оборудования и работ по монтажу производилась с лицевого счета учреждения.

Данные операции в соответствии с Инструкцией № 183н будут отражаться следующим образом:

Сумма, руб.

Приобретено оборудование для монтажа системы видеонаблюдения

Отражены вложения в систему видеонаблюдения:

– в размере стоимости оборудования

– в размере стоимости работ по монтажу оборудования

Оплачена стоимость:

– оборудования

– работ по установке оборудования

Принята к учету система видеонаблюдения

(40 000 + 20 000) руб.

Для бесперебойной работы системы видеонаблюдения могут понадобиться техническое обслуживание или периодические ремонтные работы. Расходы на эти цели следует предусмотреть по подстатье 225 «Работы, услуги по содержанию имущества» КОСГУ (Указания № 65н).

Пример 3

В казенном образовательном учреждении установлена система видеонаблюдения. Произошла поломка указанной системы. Для ее ремонта заключен гражданско-правовой договор с физическим лицом. Размер вознаграждения равен 10 000 руб. Начисления страховых взносов на данные выплаты составили: в ПФР – 2 200 руб. (10 000 руб. х 22%); в ФФОМС – 510 руб. (10 000 руб. х 5,1%). Оплата произведена путем перечисления на банковскую карту физического лица.

Данные операции в соответствии с Инструкцией № 162н будут отражены следующим образом:

Сумма, руб.

Начислено денежное вознаграждение исполнителю услуг

Начислены с денежного вознаграждения:

– в ФФОМС

Удержан НДФЛ с вознаграждения по договору

(10 000 руб. х 13%)

Перечислены в бюджет и внебюджетные фонды:

– взносы в ПФР

– взносы в ФФОМС

Перечислено вознаграждение на банковскую карту

(10 000 - 1 300) руб.

В рамках мероприятий антитеррористической направленности в образовательных учреждениях устанавливаются системы видеонаблюдения и электронных пропусков. Указанные системы могут выполнять и другие функции, повышающие рейтинг образовательных учреждений. Эти системы следует учитывать как самостоятельные объекты основных средств. Расходы на их последующее обслуживание следует предусмотреть в плане ФХД либо бюджетной смете в зависимости от типа учреждения.

Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Указания о применении бюджетной классификации Российской Федерации, утв. Приказом Минфина РФ от 01.07.2013 № 65н.

Инструкция по применению Единого плана счетов бухгалтерского учета для органов государственной власти (государственных органов), органов местного самоуправления, органов управления государственными внебюджетными фондами, государственных академий наук, государственных (муниципальных) учреждений, утв. Приказом Минфина РФ от 01.12.2010 № 157н.

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации постановляет :

Утвердить прилагаемые:

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, ее территориальных органов и подведомственных организаций;

Форму паспорта безопасности объектов (территорий) Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, ее территориальных органов и подведомственных организаций.

Председатель Правительства
Российской Федерации
Д. Медведев


Прим. ред.: текст постановления опубликован на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, 03.09.2014.

Требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, ее территориальных органов и подведомственных организаций

I. Общие положения

1. Настоящие требования разработаны в целях установления обязательного для выполнения комплекса организационных, инженерно-технических, правовых и иных мер антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федеральной службы по техническому и экспортному контролю (далее - объекты (территории), их категорирования с учетом степени угрозы совершения на них террористических актов и возможных последствий их совершения, а также в целях определения порядка разработки, содержания и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий).

2. Для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений и систем, отдельные здания, строения и сооружения, правообладателем которых являются Федеральная служба по техническому и экспортному контролю, ее территориальные органы и подведомственные организации (далее - органы и (или) организации, эксплуатирующие объекты (территории) или которые относятся к сфере их деятельности.

3. Настоящие требования не распространяются на объекты (территории), подлежащие обязательной охране полицией.

4. В целях установления дифференцированных требований обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляется их категорирование.

Объекты (территории), располагающиеся на одной или нескольких территориально связанных площадках, правообладателем которых является один орган или организация, эксплуатирующие объекты (территории), подлежат категорированию как один объект (территория).

Объекты (территории), располагающиеся на территориально удаленных и (или) технологически и технически не связанных между собой площадках, правообладателем которых является один орган или организация, эксплуатирующие объекты (территории), подлежат категорированию как отдельные объекты (территории).

5. Устанавливаются следующие категории объектов (территорий):

Потенциально опасные объекты (территории);
иные объекты (территории), не отнесенные к категории потенциально опасных объектов (территорий).

6. Категорирование объектов (территорий) осуществляется на основании оценки состояния защищенности объектов (территорий), учитывающей их значимость для инфраструктуры и жизнеобеспечения, степень потенциальной опасности и угрозы совершения террористического акта на объектах (территориях), а также возможных последствий его совершения.

Степень угрозы совершения террористического акта определяется на основании данных о совершенных и предотвращенных террористических актах. Возможные последствия совершения террористического акта на объекте (территории) определяются на основании прогнозных показателей о количестве работников органа или организации, эксплуатирующих объект (территорию), и количестве населения, которые могут погибнуть или получить вред здоровью, возможном материальном ущербе и ущербе окружающей природной среде в районе нахождения объекта (территории).

7. К категории потенциально опасных объектов (территорий) относятся объекты (территории), на которых используют, производят, перерабатывают, хранят, эксплуатируют, транспортируют или уничтожают радиоактивные, пожаровзрывоопасные, опасные химические и биологические вещества, создающие реальную угрозу возникновения источника чрезвычайной ситуации.

8. На каждом объекте (территории) независимо от его категории выделяются потенциально опасные участки и (или) критические (наиболее значимые) элементы объекта (территории), совершение террористического акта на которых приведет к прекращению нормального функционирования объекта (территории) в целом, его повреждению или аварии на объекте (территории).

10. Руководителем органа и (или) организации, эксплуатирующих объект (территорию), назначается комиссия по категорированию объекта (территории) (далее - комиссия). В состав комиссии включаются работники органа и (или) организации, эксплуатирующих объект (территорию), представители территориального органа безопасности и территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации. К работе комиссии могут привлекаться эксперты из числа работников специализированных организаций, имеющих право осуществлять экспертизу безопасности объектов (территорий).

Председателем комиссии назначается руководитель органа и (или) организации, эксплуатирующих объект (территорию), или его заместитель, курирующий вопросы антитеррористической деятельности.

11. Результаты работы комиссии оформляются актом категорирования объекта (территории). Акт категорирования объекта (территории) составляется в 2 экземплярах. Один экземпляр акта категорирования объекта (территории) хранится в органе и (или) организации, эксплуатирующих объект (территорию), второй экземпляр передается в Федеральную службу по техническому и экспортному контролю.

13. Учет потенциально опасных и иных объектов (территорий) осуществляется Федеральной службой по техническому и экспортному контролю.


III. Меры, применяемые для обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий)

14. Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов и (или) организаций, эксплуатирующих объекты (территории).

Антитеррористическая защищенность объектов (территорий) обеспечивается осуществлением комплекса мер, направленных:

А) на воспрепятствование неправомерному проникновению на территорию объектов (территорий);
б) на выявление потенциальных нарушителей установленных на объектах (территориях) режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористических актов;
в) на пресечение попыток совершения террористических актов на объектах (территориях);
г) на минимизацию возможных последствий и ликвидацию угрозы террористических актов на объектах (территориях);
д) на проведение дополнительных мер, необходимых для обеспечения антитеррористической защищенности объектов (территорий) (организационных, инженерно-технических, правовых и иных мер по созданию защиты объектов от совершения на них террористического акта), в том числе на этапе их проектирования и планирования.

15. На иных объектах (территориях), не отнесенных к категории потенциально опасных объектов (территории), реализуются следующие меры:

Выделяются охраняемые зоны объекта (территории) и его периметра по степени наибольшей уязвимости и масштабам последствий террористических актов;
оборудуются контрольно-пропускные пункты, препятствующие бесконтрольному проникновению на объект (территорию);

Б) в целях выявления потенциальных нарушителей установленных на объекте (территории) режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористических актов:

Устанавливаются пропускной и внутриобъектовый режимы;
разрабатываются инструкция о пропускном режиме и положение о внутриобъектовом режиме;

В) в целях пресечения попыток совершения террористических актов на объекте (территории):

Организуется охрана объекта (территории);
из числа работников объекта (территории) назначаются лица, ответственные за выполнение задач по противодействию терроризму и ликвидации (минимизации) последствий террористических актов на объекте (территории);
разрабатывается план действий работников объекта (территории) в штатных и чрезвычайных ситуациях;
разрабатывается план взаимодействия руководства объекта (территории), подразделения, осуществляющего охрану объекта (территории), с территориальными органами безопасности и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации в штатных и чрезвычайных ситуациях;
исключается несанкционированный доступ посторонних лиц к документации и во внутренние компьютерные сети объекта (территории);

Г) в целях минимизации возможных последствий и ликвидации угроз террористических актов на объекте (территории):

Проводится регулярный осмотр объекта (территории), потенциально опасных участков и (или) критических (наиболее значимых) элементов объекта (территории) на предмет выявления посторонних лиц и подозрительных предметов;
организуется проведение с работниками объекта (территории) инструктажа и практических занятий по действиям при обнаружении посторонних лиц и подозрительных предметов;
обеспечивается постоянная готовность сил и средств, предназначенных для выявления (обнаружения) попыток неправомерного проникновения на объект (территорию) и совершения террористических актов на объекте (территории), а также для ликвидации и минимизации последствий террористических актов на объекте (территории);
при террористическом акте либо наличии информации о противоправных действиях, создающих непосредственную угрозу совершения террористического акта на объекте (территории), проводятся оповещение и эвакуация работников объекта (территории), командированных лиц и посетителей, за исключением лиц, назначенных для выполнения задач по противодействию терроризму и ликвидации (минимизации) последствий террористических актов на объекте (территории).

16. На потенциально опасных объектах (территориях) дополнительно к мерам, предусмотренным пунктом 15 настоящих требований, реализуются следующие меры:

А) в целях воспрепятствования неправомерному проникновению на объект (территорию):

Охраняемые зоны объекта (территории) и его периметра, а также контрольно-пропускные пункты оборудуются инженерно-техническими средствами охраны (физической защиты);
разрабатывается план проверки технического состояния и работоспособности инженерно-технических средств охраны (физической защиты);
разрабатывается план совершенствования системы охраны (физической защиты) объекта (территории);

Б) в целях выявления потенциальных нарушителей установленных на объекте (территории) режимов и (или) признаков подготовки или совершения террористического акта на контрольно-пропускных пунктах при доступе на объект (территорию) досмотр проходящих лиц и их личных вещей, а также проезжающего транспорта проводится с применением технических средств обнаружения запрещенных к проносу материалов и предметов;

В) в целях пресечения попыток совершения террористического акта на объекте (территории) организуется вооруженная охрана объекта (территории) и разрабатывается план охраны (обороны) объекта (территории);

Г) в случае совершения террористического акта на объекте (территории) либо при наличии информации о противоправных действиях, создающих непосредственную угрозу совершения террористического акта на объекте (территории), в целях минимизации возможных последствий и ликвидации угрозы террористического акта на объекте (территории) любая хозяйственная деятельность на потенциально опасных участках объекта (территории) приостанавливается.

17. При получении информации об угрозе совершения террористического акта для своевременного и адекватного реагирования на возникающие террористические угрозы, предупреждения совершения террористических актов, направленных против объектов (территорий), осуществляются мероприятия соответствующего режима усиления противодействия терроризму.

18. Содержание режимов усиления противодействия терроризму предусматривает выполнение комплекса мер, указанных в настоящих требованиях, в зависимости от степени угрозы совершения террористического акта и его возможных последствий, уровня террористической опасности, вводимого в пределах субъектов Российской Федерации и отдельных местностей (объектов) Российской Федерации в соответствии с Порядком установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. N 851 "О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства".

19. Инженерно-технические меры и требования к отдельным элементам охраны (физической защиты) потенциально опасных объектов (территорий) включают в себя:

А) требования к периметру объекта (территории) и отдельным участкам объекта (территории);
б) требования к контрольно-пропускным (контрольно-техническим) пунктам;
в) требования к зданиям (сооружениям) и (или) помещениям, в которых размещаются потенциально опасные участки и (или) критические элементы объекта (территории);
г) требования к стенам, перекрытиям и перегородкам;
д) требования к дверным конструкциям;
е) требования к оконным конструкциям;
ж) требования к вентиляционным шахтам, коробам, люкам, дымоходам и другим технологическим каналам и отверстиям.

20. К периметру и отдельным участкам объекта (территории) в том числе устанавливаются следующие требования:

А) по периметру объекта (территории) организуется охраняемая зона, которая оснащается инженерно-техническими средствами, обеспечивающими обнаружение несанкционированных действий, экстренный вызов сил реагирования и предоставление информации для оценки ситуации, задерживающими продвижение нарушителя к потенциально опасным участкам и (или) критическим элементам объекта (территории), а также препятствующими проходу лиц и проезду транспорта на охраняемый объект (территорию) или с объекта (территории), минуя контрольно-пропускные пункты;

Б) по границе охраняемая зона объекта (территории) оборудуется:

Физическими барьерами, включающими в себя основное ограждение объекта (территории) и инженерные заграждения (общее количество физических барьеров должно быть не менее 2);
средствами обнаружения, которые должны быть размещены таким образом, чтобы их зоны обнаружения образовывали непрерывный рубеж, исключающий наличие неконтролируемых участков;
средствами оптико-электронного наблюдения;
средствами связи и устройствами тревожно-вызывной сигнализации;
освещением;
предупредительными, разграничительными и указательными знаками;

В) подъезды (дороги, участки местности) к периметру объекта (территории) и (или) контрольно-пропускным пунктам, через которые может быть совершен прорыв транспортных средств, должны быть оснащены противотаранными устройствами и иными заградительными сооружениями, а дорожное полотно должно исключать возможность развития необходимых для прорыва скоростей (иметь надолбы, крутые повороты и другое);

Г) местность, прилегающая к периметру объекта (территории), должна быть очищена от кустарника, деревья прорежены, и исключена возможность их использования для преодоления периметра объекта (территории);

Д) все участки периметра объекта (территории) должны быть доступны для наблюдения силами охраны. В случае отсутствия или невозможности установки средств оптико-электронного наблюдения предпринимаются соответствующие компенсационные меры;

Е) инженерные заграждения выполняются из железобетонных панелей, колючей проволоки (ленты), металлических спиралей, сеток и решеток, устроенных на отдельно стоящих металлических, железобетонных или деревянных опорах, или в виде других конструкций, затрудняющих продвижение нарушителя;

Ж) ограждение должно быть выполнено с минимальным количеством изгибов и поворотов, ограничивающих наблюдение и затрудняющих применение технических средств охраны;

З) в ограждении не должно быть лазов, проломов и других повреждений, а также незапираемых ворот, дверей и калиток;

И) границы периметра объекта (территории) должны быть обозначены на местности хорошо видимыми указателями с надписью на русском языке и языке субъекта Российской Федерации, на территории которого находится объект (территория).

21. К контрольно-пропускным (контрольно-техническим) пунктам устанавливаются следующие требования:

А) по границам охраняемых зон объекты (территории) должны быть оборудованы контрольно-пропускными пунктами, предназначенными для осуществления пропускного режима;

Б) контроль доступа проходящих лиц на контрольно-пропускных пунктах следует осуществлять с применением пропускных устройств шлюзового или блокирующего типа (турникетов), затрудняющих беспрепятственный проход лиц, не имеющих прав доступа или пытающихся пронести запрещенные предметы;

В) в автоматизированных системах управления доступом в дополнение к контролю пропуска должны использоваться способы удостоверения личности по присвоенным признакам;

Г) транспортные контрольно-пропускные пункты должны быть оборудованы въездными и выездными воротами и инженерными и (или) техническими средствами, обеспечивающими возможность досмотра транспортного средства. В составе транспортных контрольно-пропускных пунктов оборудуются специализированные площадки для досмотра автомобильного и другого транспорта, въезжающего на территорию объекта (территории) и выезжающего с его территории;

Д) ворота транспортных контрольно-пропускных пунктов оборудуются ограничителями или стопорами для предотвращения произвольного открывания (движения). Расстояние между дорожным покрытием и нижним краем ворот и калиток должно быть не более 0,15 метра;

Е) контрольно-пропускные пункты оборудуются техническими средствами (стационарными и (или) переносными) обнаружения проноса или провоза запрещенных предметов, применяемыми для досмотра проходящих лиц и их вещей, а также проезжающего транспорта;

Ж) обстановка на контрольно-пропускном пункте должна контролироваться с помощью средств оптико-электронного наблюдения, а на самом контрольно-пропускном пункте необходимо размещать средства связи и устройства тревожно-вызывной сигнализации.

22. К зданиям (сооружениям) и (или) помещениям, в которых размещаются потенциально опасные участки и (или) критические элементы объекта (территории), устанавливаются следующие требования:

А) здания (сооружения) и (или) помещения, в которых размещаются потенциально опасные участки и (или) критические элементы объекта (территории), оборудуются дополнительными рубежами охраны (физической защиты);

Дополнительные рубежи охраны включают в свой состав средства обнаружения и физические барьеры (инженерные заграждения, усиленные металлические двери, решетки), а также средства оптико-электронного наблюдения, средства связи и устройства тревожно-вызывной сигнализации (при необходимости);

Б) входы и въезды в здания (сооружения) и (или) помещения, в которых размещаются потенциально опасные участки и (или) критические элементы объекта (территории), оборудуются средствами контроля и управления доступом;

В) при необходимости здания (сооружения) и (или) помещения, в которых размещаются потенциально опасные участки и (или) критические элементы объекта (территории), выделяются в отдельные охраняемые зоны.

23. К стенам, перекрытиям и перегородкам устанавливаются следующие требования:

А) наружные и внутренние стены зданий (сооружений), перекрытия пола и потолка, перегородки помещений объектов (территорий) должны обеспечивать защиту от несанкционированного проникновения к потенциально опасным участкам и (или) критическим элементам объектов (территорий);

Б) допускается усиление стен, перекрытий и перегородок металлическими решетками (металлическими листами) или иными конструкциями с внутренней стороны.

24. К дверным конструкциям устанавливаются следующие требования:

А) дверные конструкции зданий (сооружений) и (или) помещений объекта (территории), в которых размещаются потенциально опасные участки и (или) критические элементы объекта (территории), должны обеспечивать надежную защиту;
б) дверные проемы могут быть оборудованы дополнительной запирающейся металлической решетчатой дверью;
в) двухстворчатые двери должны быть оборудованы 2 стопорными задвижками, установленными в верхней и нижней частях одного дверного полотна;
г) все аварийные выходы, расположенные в охраняемой зоне, в том числе аварийные выходы из зданий (сооружений) и (или) помещений, в которых размещаются потенциально опасные участки и (или) критические элементы объекта (территории), должны быть заперты, оборудованы средствами обнаружения и индикации вмешательства (опломбированы), а в случае аварийной ситуации - обеспечивать беспрепятственный выход людей.

25. К оконным конструкциям помещений объекта (территории) устанавливаются следующие требования:

А) оконные конструкции (окна, форточки, фрамуги) во всех помещениях должны быть остеклены, иметь надежные и исправные запирающие устройства;
б) оконные конструкции должны обеспечивать надежную защиту помещений и обладать достаточным классом защиты от разрушающих воздействий;
в) оконные проемы первого и подвального этажей, выходящие на неохраняемую территорию, примыкающие к пожарным лестницам, балконам и карнизам, а также зданий (сооружений) и (или) помещений, в которых размещаются потенциально опасные участки и (или) критические элементы объекта (территории), должны быть оборудованы защитными конструкциями или защитным остеклением;
г) если все оконные проемы помещения оборудуются решетками, одна из них делается открывающейся (распашной, раздвижной). Решетка должна запираться с внутренней стороны помещения на замок или на иное устройство, обеспечивающее надежное запирание решетки и эвакуацию людей из помещения в чрезвычайных ситуациях.

26. К вентиляционным шахтам, коробам, люкам, дымоходам и другим технологическим каналам и отверстиям устанавливаются следующие требования:

А) вентиляционные шахты, короба, дымоходы и другие технологические каналы и отверстия диаметром более 200 миллиметров, имеющие выход за границы охраняемой зоны объекта (территории), в том числе на крыши зданий, а также в смежные неохраняемые помещения, должны быть оборудованы металлическими решетками и при необходимости средствами обнаружения;
б) двери погрузо-разгрузочных люков по конструкции и прочности должны быть аналогичны наружным входным дверям;
в) двери и коробки чердачных люков по конструкции и прочности должны быть аналогичны входным наружным дверям и закрываться изнутри.


IV. Порядок информирования об угрозе совершения или о совершении террористического акта на объектах (территориях)

27. Руководители органов и (или) организаций, эксплуатирующих объекты (территории), обязаны незамедлительно предоставлять информацию об угрозах совершения и о совершении террористических актов на подчиненных объектах (территориях) в территориальные органы безопасности, территориальные органы Министерства внутренних дел Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по гражданской обороне, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

28. Информация об угрозах совершения и о совершении террористических актов на объектах (территориях) осуществляется посредством имеющихся средств связи и обмена информацией.

29. При отсутствии полной информации об угрозах совершения и о совершении террористических актов и актов незаконного вмешательства на объектах (территориях), подлежащей предоставлению, руководители органов и (или) организаций, эксплуатирующих объекты (территории), незамедлительно представляют имеющуюся информацию и дополняют ее по мере поступления данных.


V. Организация контроля за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)

30. Контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляется в форме плановых и внеплановых проверок Федеральной службы по техническому и экспортному контролю.

31. Основанием для проведения плановых проверок состояния антитеррористической защищенности объектов (территорий) является ежегодный план проверок в Федеральной службе по техническому и экспортному контролю, ее территориальных органах и подведомственных организациях, утверждаемый директором Федеральной службы по техническому и экспортному контролю.

32. Плановые проверки состояния антитеррористической защищенности объектов (территорий) проводятся не реже одного раза в 5 лет.

33. Внеплановые проверки могут проводиться при изменении данных, внесенных в паспорт безопасности объекта (территории), а также на основании полученной оперативной информации об угрозе совершения террористического акта.

34. Плановые и внеплановые проверки состояния антитеррористической защищенности объектов (территорий) проводятся комиссиями, состав которых утверждается директором Федеральной службы по техническому и экспортному контролю. В состав комиссии включаются работники Федеральной службы по техническому и экспортному контролю. К работе комиссий могут привлекаться эксперты из числа работников органов и организаций Федеральной службы по техническому и экспортному контролю.

35. Результаты проведения плановых и внеплановых проверок оформляются актом проверки с отражением в нем состояния антитеррористической защищенности объекта (территории) и предложений по устранению выявленных недостатков.

36. По результатам проверки органом или организацией Федеральной службы по техническому и экспортному контролю разрабатывается план мероприятий по устранению выявленных недостатков, содержащихся в акте проверки, с указанием сроков их устранения, который утверждается руководством Федеральной службы по техническому и экспортному контролю.

Устранение недостатков, выявленных в ходе плановых и внеплановых проверок антитеррористической защищенности объектов (территорий), осуществляется руководителями органов и (или) организаций, эксплуатирующих эти объекты (территории). Контроль за ходом и качеством устранения недостатков осуществляется Федеральной службой по техническому и экспортному контролю.

37. Сроки проведения проверок состояния антитеррористической защищенности объектов (территорий) определяются в зависимости от вида проводимой проверки, категории проверяемого объекта (территории), а также его сложности и составляют до 10 рабочих дней.


VI. Требования к разработке паспортов безопасности объектов (территорий)

38. На каждый объект (территорию) разрабатывается паспорт безопасности.

39. Паспорт безопасности объекта (территории) является информационно-справочным документом для осуществления мероприятий по предупреждению (пресечению) террористических актов, направленных против работников объекта (территории) и непосредственно объекта (территории), а также определяющим состояние антитеррористической защищенности объекта (территории).

40. Паспорт безопасности объекта (территории) составляется комиссией, указанной в пункте 10 настоящих требований, совместно с руководителем подразделения, обеспечивающего охрану объекта (территории).

Паспорт безопасности объекта (территории) подписывается председателем комиссии, членами комиссии и руководителем подразделения, обеспечивающего охрану объекта (территории), согласовывается с руководителями территориального органа безопасности и территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории), утверждается директором Федеральной службы по техническому и экспортному контролю, либо его заместителем, курирующим антитеррористическую деятельность, либо иным лицом, уполномоченным директором Федеральной службы по техническому и экспортному контролю.

41. Паспорт безопасности объекта (территории) является документом ограниченного пользования и имеет ограничительную отметку "Для служебного пользования", если ему не присваивается гриф секретности.

Решение о присвоении паспорту безопасности грифа секретности принимается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

42. Паспорт безопасности объекта (территории) разрабатывается в 3 экземплярах.

Один экземпляр паспорта безопасности объекта (территории) хранится в органе и (или) организации, эксплуатирующих объект (территорию), а остальные экземпляры паспорта безопасности объекта (территории) передаются в Федеральную службу по техническому и экспортному контролю и территориальный орган безопасности.

43. Паспорт безопасности объекта (территории) разрабатывается сроком на 5 лет.

44. Актуализация паспорта безопасности объекта (территории) происходит ежегодно, а также при изменении данных о назначении объекта (территории), общей площади и протяженности периметра объекта (территории), количестве потенциально опасных участков и (или) критических элементов объекта (территории), сил и средств, привлекаемых для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории), а также при изменении мер по инженерно-технической защите объекта (территории).

45. Актуализация паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется в порядке, установленном для его разработки.

Внесенные в паспорт безопасности объекта (территории) изменения согласовываются с руководителем территориального органа безопасности.

ПРАВИТЕЛЬСТВО РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ПОСТАНОВЛЕНИЕ

ОБ УТВЕРЖДЕНИИ ТРЕБОВАНИЙ К АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ОБЪЕКТОВ (ТЕРРИТОРИЙ) МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОБЪЕКТОВ (ТЕРРИТОРИЙ), ОТНОСЯЩИХСЯ К СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, И ФОРМЫ ПАСПОРТА БЕЗОПАСНОСТИ ЭТИХ ОБЪЕКТОВ (ТЕРРИТОРИЙ)

С изменениями:

(в ред. Постановления Правительства РФ от 07.02.2018 N 120)

В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 5 Федерального закона "О противодействии терроризму" Правительство Российской Федерации постановляет:

Утвердить прилагаемые:

требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации;

форму паспорта безопасности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации.

Председатель Правительства

Российской Федерации

Д.МЕДВЕДЕВ

ТРЕБОВАНИЯ К АНТИТЕРРОРИСТИЧЕСКОЙ ЗАЩИЩЕННОСТИ ОБЪЕКТОВ (ТЕРРИТОРИЙ) МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОБЪЕКТОВ (ТЕРРИТОРИЙ), ОТНОСЯЩИХСЯ К СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

I. Общие положения

1. Настоящие требования устанавливают комплекс мероприятий, направленных на обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации и объектов (территорий), относящихся к сфере деятельности Министерства труда и социальной защиты Российской Федерации (далее - объекты (территории), включая вопросы инженерно-технической укрепленности этих объектов (территорий), их категорирования, контроля за выполнением настоящих требований и разработки паспорта безопасности объектов (территорий).

Настоящие требования не распространяются:

на объекты (территории), подлежащие обязательной охране войсками национальной гвардии Российской Федерации;

на важные государственные объекты, специальные грузы, сооружения на коммуникациях, подлежащие охране войсками национальной гвардии Российской Федерации, в части их оборудования инженерно-техническими средствами охраны, порядка контроля за оборудованием и эксплуатацией указанных инженерно-технических средств охраны.

2. Для целей настоящих требований под объектами (территориями) понимаются комплексы технологически и технически связанных между собой зданий, строений, сооружений и систем, отдельных зданий, строений и сооружений, правообладателями которых являются Министерство труда и социальной защиты Российской Федерации, Федеральная служба по труду и занятости и ее территориальные органы, подведомственные Министерству труда и социальной защиты Российской Федерации организации, Пенсионный фонд Российской Федерации и его территориальные органы, Фонд социального страхования Российской Федерации и его территориальные органы, государственные органы субъектов Российской Федерации, осуществляющие полномочия в области содействия занятости населения и (или) в сфере социального обслуживания, государственные учреждения службы занятости населения, организации социального обслуживания, находящиеся в ведении федеральных органов исполнительной власти или государственных органов субъектов Российской Федерации, предоставляющие социальные услуги в полустационарной форме или в стационарной форме (далее - органы (организации), являющиеся правообладателями объектов (территорий).

3. Ответственность за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий) возлагается на руководителей органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), а также на должностных лиц, осуществляющих непосредственное руководство деятельностью работников на объектах (территориях).

4. В целях установления дифференцированных требований к обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий) с учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения проводится их категорирование.

Категорирование осуществляется в отношении функционирующих (эксплуатируемых) объектов (территорий), при вводе объектов (территорий) в эксплуатацию, а также в случае изменения характеристик объектов (территорий), которые могут повлиять на изменение ранее присвоенной категории.

5. Степень угрозы совершения террористического акта определяется на основании данных об обстановке в районе расположения объекта (территории), о возможных угрозах совершения террористических актов, а также о совершенных и предотвращенных в районе расположения объекта (территории) террористических актах.

Возможные последствия совершения террористического акта на объекте (территории) определяются на основании прогнозных показателей о количестве людей, которые могут погибнуть или получить вред здоровью, и о возможном материальном ущербе.

6. Для проведения категорирования объекта (территории) решением руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), назначается комиссия по обследованию и категорированию объекта (территории) (далее - комиссия).

7. В состав комиссии включаются представители органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), работники этого объекта (территории), представители территориальных органов безопасности, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по месту нахождения объекта (территории) (по согласованию).

К работе комиссии могут привлекаться эксперты из числа работников специализированных организаций в области проектирования, строительства и эксплуатации технологических систем, специализированных организаций, имеющих право осуществлять экспертизу безопасности объектов (территорий).

Комиссию возглавляет должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории).

8. Комиссия назначается:

в отношении функционирующего (эксплуатируемого) объекта (территории) - в течение 3 месяцев со дня утверждения настоящих требований;

при вводе в эксплуатацию нового объекта (территории) - в течение 30 дней со дня окончания мероприятий по его вводу в эксплуатацию.

Срок работы комиссии определяется руководителем органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), назначившим комиссию, в зависимости от сложности объекта (территории) и составляет не более 60 рабочих дней.

9. В ходе своей работы комиссия:

а) проводит обследование объекта (территории) на предмет состояния его антитеррористической защищенности;

б) изучает конструктивные и технические характеристики объекта (территории), организацию его функционирования, действующие меры по обеспечению безопасного функционирования объекта (территории);

в) определяет степень угрозы совершения террористического акта на объекте (территории) и возможные последствия его совершения на основании оценки состояния защищенности объекта (территории);

г) выявляет потенциально опасные участки и критические элементы объекта (территории), действия в отношении которых могут привести к прекращению нормального функционирования всего объекта (территории) и возникновению чрезвычайной ситуации;

е) определяет мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объекта (территории) с учетом категории объекта (территории), а также сроки осуществления указанных мероприятий с учетом объема планируемых работ и источников финансирования.

10. В качестве критических элементов объекта (территории) рассматриваются:

а) зоны, конструктивные и технологические элементы объекта (территории), в том числе зданий, инженерных сооружений и коммуникаций;

б) элементы систем, узлы оборудования или устройств потенциально опасных установок на объекте (территории);

в) места использования или хранения опасных веществ и материалов на объекте (территории);

г) другие системы, элементы и коммуникации объекта (территории), необходимость физической защиты которых выявлена в процессе анализа их уязвимости.

11. С учетом степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения устанавливаются следующие категории объектов (территорий):

а) объекты (территории) первой категории - объекты (территории), прогнозируемое количество пострадавших в результате террористического акта на которых составляет более 50 человек и (или) прогнозируемый материальный ущерб - более 5 млн. рублей;

б) объекты (территории) второй категории - объекты (территории), прогнозируемое количество пострадавших в результате террористического акта на которых составляет менее 50 человек и (или) прогнозируемый материальный ущерб - менее 5 млн. рублей.

12. Результаты работы комиссии оформляются актом обследования и категорирования объекта (территории), который составляется в одном экземпляре, подписывается всеми членами комиссии, утверждается руководителем органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), назначившим комиссию, или уполномоченным им лицом.

В случае возникновения в ходе составления указанного акта разногласий между членами комиссии решение принимается председателем комиссии. Члены комиссии, не согласные с принятым решением, подписывают акт обследования и категорирования объекта (территории) с изложением своего особого мнения, которое приобщается к материалам обследования и категорирования объекта (территории).

13. Акт обследования и категорирования объекта (территории) является основанием для разработки паспорта безопасности объекта (территории).

14. В отношении каждого объекта (территории) в соответствии с установленной категорией разрабатывается перечень мероприятий по обеспечению его антитеррористической защищенности с указанием срока реализации указанных мероприятий, который не может превышать 12 месяцев со дня подписания акта обследования и категорирования объекта (территории).

III. Мероприятия по обеспечению антитеррористической защищенности объектов (территорий)

15. Антитеррористическая защищенность объекта (территории) независимо от его категории обеспечивается путем осуществления мероприятий в целях:

а) воспрепятствования неправомерному проникновению на объект (территорию), что достигается посредством:

организации и обеспечения пропускного и внутриобъектового режимов на объекте (территории), контроля их функционирования;

разработки и реализации комплекса мер по выявлению, предупреждению и устранению причин неправомерного проникновения на объект (территорию);

своевременного выявления, предупреждения и пресечения действий лиц, направленных на совершение преступлений террористического характера;

оснащения при необходимости объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны или обеспечения охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций;

обеспечения контроля за выполнением мероприятий по антитеррористической защищенности объекта (территории);

организации обеспечения информационной безопасности, разработки и реализации мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объекта (территории);

б) выявления потенциальных нарушителей установленных на объекте (территории) пропускного и внутриобъектового режимов и (или) признаков подготовки совершения террористического акта или его совершения, что достигается посредством:

своевременного выявления фактов нарушения пропускного и внутриобъектового режимов, попыток проноса и провоза запрещенных предметов (радиоактивных, взрывчатых, отравляющих веществ, оружия, боеприпасов, наркотических и других опасных предметов и веществ) на объект (территорию);

принятия к нарушителям пропускного и внутриобъектового режимов мер дисциплинарного характера;

организации санкционированного допуска лиц и автотранспортных средств на объект (территорию);

исключения бесконтрольного пребывания на объекте (территории) посторонних лиц и нахождения транспортных средств, в том числе в непосредственной близости от объекта (территории);

поддержания в исправном состоянии инженерно-технических средств и систем охраны, оснащения бесперебойной и устойчивой связью объекта (территории);

контроля состояния систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта, складских помещений;

организации взаимодействия с территориальными органами безопасности и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации по вопросам противодействия терроризму и экстремизму;

в) минимизации возможных последствий совершения террористического акта на объекте (территории) и ликвидации угрозы его совершения, что достигается посредством:

своевременного выявления и немедленного доведения информации об угрозе совершения террористического акта или о его совершении до территориального органа безопасности и территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации;

разработки порядка эвакуации работников объекта (территории), а также посетителей в случае получения информации об угрозе совершения террористического акта либо о его совершении;

обучения работников объекта (территории) способам защиты и действиям при угрозе совершения террористического акта или при его совершении;

проведения учений, тренировок по безопасной и своевременной эвакуации работников и посетителей объекта (территории) из зданий (сооружений);

своевременного оповещения работников и посетителей объекта (территории) о безопасной и беспрепятственной эвакуации из зданий (сооружений), обеспечения технических возможностей эвакуации;

г) обеспечения защиты служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации, в том числе служебной информации ограниченного распространения о принимаемых мерах по антитеррористической защищенности объекта (территории), что достигается посредством:

установления порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения;

ограничения доступа должностных лиц (работников) к служебной информации ограниченного распространения, содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации;

определения обязанностей лиц, допущенных к служебной информации ограниченного распространения, в том числе лиц, ответственных за хранение паспорта безопасности объекта (территории), иных документов и других материальных носителей информации, содержащих сведения о состоянии антитеррористической защищенности объекта (территории) и принимаемых мерах по ее усилению;

обеспечения надлежащего хранения и использования служебной информации ограниченного распространения, в том числе содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации;

организации и осуществления контроля за обеспечением установленного порядка работы со служебной информацией ограниченного распространения и ее хранения в целях выявления и предупреждения возможной утечки служебной информации ограниченного распространения, в том числе содержащейся в паспорте безопасности объекта (территории), иных документах и на других материальных носителях информации;

подготовки и переподготовки должностных лиц (работников) по вопросам работы со служебной информацией ограниченного распространения.

16. В целях обеспечения необходимой степени антитеррористической защищенности объектов (территорий) независимо от присвоенной им категории разрабатываются и утверждаются организационно-распорядительные документы по вопросам:

а) организации пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях) и осуществления контроля их функционирования;

б) порядка эвакуации работников объектов (территорий) и посетителей в случае угрозы совершения на объектах (территориях) террористического акта;

в) назначения лиц, ответственных за обеспечение антитеррористической защищенности объектов (территорий), их критических элементов;

г) осуществления контроля за выполнением мероприятий по антитеррористической защищенности объектов (территорий);

д) информирования работников объектов (территорий) о требованиях к антитеррористической защищенности объектов (территорий) и осуществления пропускного и внутриобъектового режимов на объектах (территориях);

е) организации проведения с работниками объектов (территорий) инструктажей и практических занятий по действиям при обнаружении на объектах (территориях) посторонних лиц и подозрительных предметов, а также при угрозе совершения террористического акта или при его совершении;

ж) проведения учений, тренировок по безопасной и своевременной эвакуации работников объектов (территорий) и посетителей из зданий (сооружений);

з) взаимодействия и взаимного обмена информацией с территориальными органами безопасности и территориальными органами Министерства внутренних дел Российской Федерации;

и) обеспечения информационной безопасности и осуществления мер, исключающих несанкционированный доступ к информационным ресурсам объектов (территорий).

17. На объектах (территориях) первой категории дополнительно к мероприятиям, предусмотренным пунктом 15 настоящих требований, осуществляются следующие мероприятия:

а) оснащение объекта (территории) инженерно-техническими средствами и системами охраны и (или) обеспечение охраны объекта (территории) путем привлечения сотрудников охранных организаций;

б) периодический обход и осмотр объекта (территории), его помещений, систем подземных коммуникаций, стоянок автотранспорта, а также периодическая проверка складских помещений;

в) контроль состояния помещений для проведения мероприятий с массовым пребыванием людей.

18. При получении информации об угрозе совершения террористического акта должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), обеспечивает:

а) осуществление мероприятий по обеспечению соответствующего режима усиления противодействия терроризму в целях своевременного и адекватного реагирования на возникающие террористические угрозы, предупреждения совершения террористических актов, направленных против объекта (территории);

б) оповещение находящихся на объекте (территории) лиц об угрозе совершения террористического акта;

в) эвакуацию людей;

г) усиление охраны, а также пропускного и внутриобъектового режимов;

д) организацию доступа оперативных подразделений территориальных органов безопасности, территориальных органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальных органов Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделений вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальных органов Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий на объект (территорию).

19. Режимы усиления противодействия терроризму предусматривают выполнение мероприятий, определенных настоящими требованиями, в зависимости от степени угрозы совершения террористического акта и возможных последствий его совершения, уровня террористической опасности, вводимого в пределах субъектов Российской Федерации и на отдельных участках территории Российской Федерации (объектах) в соответствии с Порядком установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства, утвержденным Указом Президента Российской Федерации от 14 июня 2012 г. N 851 "О порядке установления уровней террористической опасности, предусматривающих принятие дополнительных мер по обеспечению безопасности личности, общества и государства".

IV. Порядок информирования об угрозе совершения террористического акта на объектах (территориях) или о его совершении

20. При обнаружении угрозы совершения террористического акта на объекте (территории), получении информации (в том числе анонимной) об угрозе совершения террористического акта на объекте (территории) или при совершении террористического акта на объекте (территории) должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников объекта (территории), либо уполномоченное им лицо незамедлительно информирует об этом территориальный орган безопасности, территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориальный орган Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориальный орган Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий, а также орган (организацию), являющийся правообладателем объекта (территории), и (или) вышестоящий орган (организацию).

21. При направлении в соответствии с пунктом 20 настоящих требований информации об угрозе совершения террористического акта на объекте (территории) или о его совершении с помощью средств связи лицо, передающее информацию, сообщает:

а) свои фамилию, имя, отчество (при наличии) и занимаемую должность;

б) наименование объекта (территории) и его точный адрес;

в) дату и время получения информации об угрозе совершения террористического акта или о его совершении;

г) характер информации об угрозе совершения террористического акта или характер совершенного террористического акта;

д) количество находящихся на объекте (территории) людей;

е) другие оперативно значимые сведения по запросу территориального органа безопасности, территориального органа Министерства внутренних дел Российской Федерации, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации и территориального органа Министерства Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий.

22. Лицо, передавшее информацию об угрозе совершения террористического акта или о его совершении, фиксирует фамилию, имя, отчество (при наличии), занимаемую должность лица, принявшего информацию, а также дату и время ее передачи.

При направлении такой информации с использованием средств факсимильной связи лицо, передающее информацию, удостоверяет сообщение своей подписью.

V. Контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий)

23. Контроль за выполнением требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) осуществляется руководителями органов (организаций), являющихся правообладателями объектов (территорий), или уполномоченными ими лицами в виде проверок.

24. Плановая проверка антитеррористической защищенности объекта (территории) проводится не реже одного раза в 3 года в соответствии с планом-графиком проверок, утверждаемым руководителем органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории).

25. Должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), уведомляется о проведении плановой проверки антитеррористической защищенности объекта (территории) не позднее чем за 30 дней до начала ее проведения посредством направления копии соответствующего приказа (распоряжения).

26. Внеплановая проверка антитеррористической защищенности объекта (территории) проводится по решению руководителя органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), и (или) вышестоящего органа (организации) при получении информации о несоблюдении на объекте (территории) требований к антитеррористической защищенности объекта (территории), а также после актуализации паспорта безопасности объекта (территории).

27. Срок проведения проверки антитеррористической защищенности объекта (территории) не может превышать 5 рабочих дней.

28. По результатам плановой или внеплановой проверки антитеррористической защищенности объекта (территории) оформляется акт проверки с отражением в нем состояния антитеррористической защищенности объекта (территории) и предложений по устранению выявленных нарушений и недостатков.

29. В целях устранения нарушений и недостатков, выявленных в ходе проведения плановой или внеплановой проверки антитеррористической защищенности объекта (территории), должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), составляется план мероприятий по устранению выявленных нарушений и недостатков, копия которого направляется в орган (организацию), проводивший проверку.

VI. Паспорт безопасности объекта (территории)

30. На каждый объект (территорию) в соответствии с актом обследования и категорирования объекта (территории) разрабатывается паспорт безопасности объекта (территории).

31. Паспорт безопасности объекта (территории) разрабатывается должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), согласовывается с руководителями территориального органа безопасности, территориального органа Федеральной службы войск национальной гвардии Российской Федерации или подразделения вневедомственной охраны войск национальной гвардии Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории) и утверждается руководителем органа (организации), являющегося правообладателем объекта (территории), или уполномоченным им лицом.

32. Согласование паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется в течение 30 дней со дня его разработки.

33. Паспорт безопасности объекта (территории) является документом, содержащим служебную информацию ограниченного распространения, и имеет пометку "Для служебного пользования", если ему не присваивается гриф секретности.

Решение о присвоении паспорту безопасности объекта (территории) грифа секретности принимается в соответствии с законодательством Российской Федерации.

34. Паспорт безопасности объекта (территории) составляется в 2 экземплярах.

Первый экземпляр хранится на объекте (территории), второй экземпляр направляется в орган (организацию), являющийся правообладателем объекта (территории).

Копии (электронные копии) паспорта безопасности объекта (территории) направляются в территориальный орган безопасности и территориальный орган Министерства внутренних дел Российской Федерации по месту нахождения объекта (территории).

35. Актуализация паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется не реже одного раза в 5 лет, а также в случае изменения:

а) общей площади и периметра объекта (территории);

б) количества потенциально опасных и критических элементов объекта (территории);

в) сил и средств, привлекаемых для обеспечения антитеррористической защищенности объекта (территории);

г) мер по инженерно-технической защите объекта (территории).

36. Актуализация паспорта безопасности объекта (территории) осуществляется в порядке, предусмотренном для его разработки.

37. Изменения вносятся во все экземпляры паспорта безопасности объекта (территории) с указанием причин и дат их внесения.

38. Решение о замене паспорта безопасности объекта (территории) принимается должностным лицом, осуществляющим непосредственное руководство деятельностью работников на объекте (территории), по результатам его актуализации.

39. Утративший силу паспорт безопасности объекта (территории) хранится на объекте (территории) в течение 5 лет.

ФОРМА ПАСПОРТА

БЕЗОПАСНОСТИ ОБЪЕКТОВ (ТЕРРИТОРИЙ) МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ И ОБЪЕКТОВ (ТЕРРИТОРИЙ), ОТНОСЯЩИХСЯ К СФЕРЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ МИНИСТЕРСТВА ТРУДА И СОЦИАЛЬНОЙ ЗАЩИТЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Срок действия паспорта

до "__" ___________ 20__ г. ______________________

(пометка или гриф)

Экз. N ____

УТВЕРЖДАЮ

____________________________________

(Министр труда и социальной защиты

Российской Федерации (руководитель

Иного органа (организации),

Являющегося правообладателем

Объекта (территории), или

Уполномоченное им лицо)

________________ ___________________

(подпись) (ф.и.о.)

"__" ______________ 20__ г.

СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

_______________________________ ________________________________

(руководитель территориального (руководитель территориального

Органа безопасности) органа Росгвардии или

Подразделения вневедомственной

Охраны войск национальной

Гвардии Российской Федерации)

_____________ _________________ _____________ __________________

(подпись) (ф.и.о.) (подпись) (ф.и.о.)

"__" __________________ 20__ г. "__" __________________ 20__ г.

ПАСПОРТ БЕЗОПАСНОСТИ

(наименование объекта (территории)

Г. ___________________________________

(наименование населенного пункта)

20__ г.

I. Общие сведения об объекте (территории)

___________________________________________________________________________

(полное и сокращенное наименование органа (организации), являющегося

Правообладателем объекта (территории)

___________________________________________________________________________

(адрес объекта (территории), телефон, факс, электронная почта)

___________________________________________________________________________

(основной вид деятельности)

___________________________________________________________________________

___________________________________________________________________________

(ф.и.о. должностного лица, осуществляющего непосредственное руководство

Деятельностью работников на объекте (территории), служебный и мобильный

Телефоны, факс)

___________________________________________________________________________

(ф.и.о. должностного лица, ответственного за обеспечение

Антитеррористической защищенности

Объекта (территории), служебный и мобильный телефоны)

___________________________________________________________________________

(общая площадь объекта (территории), кв. метров, протяженность

Периметра, метров)

II. Общие сведения о работниках объекта (территории)

И (или) об арендаторах объекта (территории)

1. Численность работников объекта (территории) ________________________

(человек)

2. Режим работы объекта (территории)

___________________________________________________________________________

(продолжительность, начало (окончание) рабочего дня, максимальная

Численность работающих на объекте (территории) в дневное и ночное

Время, в том числе на его элементах, человек)

3. Сведения об арендаторах

___________________________________________________________________________

(численность, человек, срок аренды, вид деятельности)

III. Сведения о потенциально опасных участках

И (или) критических элементах объекта (территории)

1. Перечень потенциально опасных участков объекта (территории) (при

наличии)

2. Перечень критических элементов объекта (территории) (при наличии)

3. Возможные места и способы проникновения террористов на объект

(территорию) ______________________________________________________________

4. Наиболее вероятные средства поражения, которые могут применить

террористы при совершении террористического акта __________________________

___________________________________________________________________________

IV. Возможные последствия совершения террористического акта

На объекте (территории)

___________________________________________________________________________

V. Оценка социально-экономических последствий совершения

Террористического акта на объекте (территории)

VI. Силы и средства, привлекаемые для обеспечения

Антитеррористической защищенности объекта (территории)

1. Силы, привлекаемые для обеспечения антитеррористической защищенности

объекта (территории) ______________________________________________________

___________________________________________________________________________

2. Средства, привлекаемые для обеспечения антитеррористической

защищенности объекта (территории) _________________________________________

___________________________________________________________________________

VII. Меры по инженерно-технической, физической защите

И пожарной безопасности объекта (территории)

1. Меры по инженерно-технической защите объекта (территории)

___________________________________________________________________________

(характеристика и состояние ограждения, охранного освещения, охранной

Сигнализации)

2. Меры по физической защите объекта (территории)

___________________________________________________________________________

(характеристика сил и средств физической защиты объекта (территории)

3. Меры по пожарной безопасности объекта (территории)

___________________________________________________________________________

(характеристика мер по пожарной безопасности)

___________________________________________________________________________

IX. Дополнительная информация с учетом особенностей

Объекта (территории)

___________________________________________________________________________

Приложения: 1. План (схема) объекта (территории) с обозначением

Потенциально опасных участков и критических элементов

Объекта (территории).

2. План (схема) охраны объекта (территории) с указанием

Контрольно-пропускных пунктов, постов охраны,

Инженерно-технических средств охраны.

3. Акт обследования и категорирования объекта (территории).

Составлен "__" ____________ 20__ г.

___________________________________________________________________________

(должностное лицо, осуществляющее непосредственное руководство

Деятельностью работников на объекте (территории)

_____________________________ ___________________________________________

(подпись) (ф.и.о.)

Актуализирован "__" ___________ 20__ г.

Причина актуализации ______________________________________________________

Приветствую, уважаемые друзья! В связи с повышенным риском террористических актов, актуальным вопросом является обеспечение антитеррористической безопасности в организациях. Не беспокойтесь, Блог Инженера и Ко спешат вам на помощь!

Антитеррористическая безопасность — важный аспект жизнедеятельности

Предлагаю вам абсолютно бесплатно скачать готовый комплект документов по антитеррористической безопасности на примере образовательного учреждения.

В комплекте документов по антитеррористической безопасности условно есть две папки:

Папка №1 — Законодательные и нормативные акты по антитеррористической защищённости.
Папка №2 — Нормативные документы по организации антитеррористической работы в образовательном учреждении.

ПАПКА № 1
Законодательные и нормативные акты по антитеррористической защищённости

В папке должны находиться: Федеральные законы, Указы Президента Российской Федерации, Постановления Правительства Российской Федерации, приказы и другие документы МЧС России, нормативно-правовые акты Республики Крым, приказы, инструктивные письма, изданные департаментом образования и науки Республики Крым, касающиеся антитеррористической защищённости, муниципальные постановления, приказы, инструктивные письма.

1. Федеральный закон от 28 декабря 2010 г. № 390-ФЗ «О безопасности» (с изменениями и дополнениями).

Настоящий Закон закрепляет правовые основы обеспечения безопасности личности, общества и государства, определяет систему безопасности и ее функции, устанавливает порядок организации и финансирования органов обеспечения безопасности, а также контроля и надзора за законностью их деятельности.

2. Федеральный закон от 6 марта 2006 года № 35-ФЗ «О противодействии терроризму» (с изменениями и дополнениями).

Настоящий Федеральный закон устанавливает основные принципы противодействия терроризму, правовые и организационные основы профилактики терроризма и борьбы с ним, минимизации и (или) ликвидации последствий проявлений терроризма, а также правовые и организационные основы применения Вооруженных Сил Российской Федерации в борьбе с терроризмом.

3. Указ Президента от 12 мая 2009 года № 537 «О стратегии национальной безопасности Российской Федерации до 2020 года».
4. Указ Президента от 15 февраля 2006 № 116 «О мерах по противодействию терроризма».
5. Закон РФ от 11 марта 1992 года № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» (с изменениями и дополнениями).
6. Письмо Министерства образования РФ «О проведении учебных занятий по вопросам противодействия химическому и биологическому терроризму» от 15 октября 2001 г. № 42-15/42-11.
7. Постановление Совета министров Республики Крым от 25 ноября 2014 г. № 466 «О мерах и требованиях по обеспечению антитеррористической защищенности объектов с массовым пребыванием людей, расположенных на территории Республики Крым».
8. Указ Главы Республики Крым от 15 апреля 2014 г. № 2 «О создании антитеррористической комиссии в Республике Крым».
9. Письмо Министерства образования и науки РФ от 4 июня 2008 г. № 03-1423 «О методических рекомендациях».
10. Постановление Правительства РФ от 25 декабря 2013 г. № 1244 «Об антитеррористической защищенности объектов (территорий)».
11. Указ Президента РФ от 26 июля 2011 г. № 988 «О Межведомственной комиссии по противодействию экстремизму в Российской Федерации».

Примечание к папке №1 Содержание всех вышеуказанные законодательных и нормативных актов в папке не приводится, но это не проблема; вам в помощь К+, Гарант и т.п. Кроме всего прочего, при поиске вам надо будет учесть законодательные и нормативные акты вашего региона. В данной папке, в то числе приводятся законодательные и нормативные акты действующие на территории Крыма

ПАПКА № 2

Нормативные документы
по организации антитеррористической работы в образовательном учреждении

1. Приказ руководителя структурного подразделения, филиала КФУ о создании антитеррористической группы, утверждении системы работы по противодействию терроризму и экстремизму, утверждении Положения о антитеррористической группе (приложение № 1).
2. Приказ об организации охраны, пропускного и внутри объектового режимов работы в зданиях и на территории (приложение № 2).
3. Инструкция руководителю образовательного учреждения по обеспечению безопасности, антитеррористической защищенности сотрудников и обучающихся в условиях повседневной деятельности (приложение № 3).
4. План профилактической работы по предотвращению террористических актов (приложение № 4).
5. Инструкция персоналу по действиям при обнаружении предмета, похожего на взрывное устройство (приложение № 5).
6. Рекомендуемые зоны эвакуации и оцепления при обнаружении взрывного устройства или подозрительного предмета, который может оказаться взрывным устройством (приложение № 6).
7. Инструкция персоналу по действиям при поступлении угрозы террористического акта по телефону (приложение № 7).
8. Инструкция руководителю по действиям при поступлении угрозы террористического акта в письменном виде (приложение № 8).
9. Инструкция персоналу по действиям при захвате террористами заложников (приложение № 9).
10. Инструкция по действиям постоянного состава и обучающихся в условиях возможного биологического заражения (приложение № 10).
11. Рекомендации по обеспечению охраны образовательного учреждения (приложение № 11):
— виды, система, порядок и задачи охраны объектов;
— общие положения;
— организация делопроизводства;
— меры инженерно-технической укреплённости образовательного учреждения;
— оборудование образовательного учреждения техническими средствами;
— создание системы оповещения;
— организация взаимодействия администрации образовательного учреждения;
— категорирование объектов возможных террористических посягательств;
— рекомендации по разработке плана-схемы охраны образовательного учреждения при угрозе или совершении террористического акта;
— оценка эффективности систем антитеррористической защиты и разработка перспективного плана оборудования инженерно-техническими средствами охраны и обеспечения безопасности образовательного учреждения;
— рекомендации по обучению сотрудников образовательных учреждений действиям при возникновении террористических угроз и иных преступных посягательств.
12. Акт комиссионной проверки антитеррористической защищённости образовательного учреждения (приложение №12).
13. Рекомендации по заключению договоров на охрану учреждений образования (приложение №13), образцы документов, находящихся на посту охраны:
— инструкция по охране объекта;
— уведомление ОВД о взятии объекта под охрану;
— лицензия на осуществление частной охранной деятельности;
— свидетельство Республики Крым о государственной регистрации ЧОП;
— инструкция сотруднику охраны по пожарной безопасности;
— инструкция сотруднику охраны при угрозе проведения террористического акта и обнаружении бесхозных предметов;
— действия сотрудников охраны в ЧС;
— зоны эвакуации и оценивания мест вероятного взрыва;
— памятка сотрудника охраны;
— личная карточка охранника;
— удостоверение частного охранника;
— журнал учёта посетителей;
— журнал приёма, сдачи дежурств и контроля за несением службы;
— журнал выдачи ключей и приёма помещений под охрану;
— график несения службы охранниками;
— список автомобилей, имеющих право въезда на территорию ОУ;
— рабочая тетрадь охранника;
— схема оповещения персонала;
— расписание занятий работы кружков, секций.
14. Паспорт антитеррористической безопасности (приложение № 14):
— положение о паспорте антитеррористической безопасности;
— аннотация;
— возможные ситуации на объекте;
— сведения о персонале объекта;
— силы и средства охраны объекта;
— план-схема охраны;
— документация приложение;
— приложение к пунктам паспорта антитеррористической безопасности (приложение № 1-8).
15. Памятка дежурному администратору образовательного учреждения о первоочередных действиях при угрозе террористического акта (приложение № 15).
16. Памятка руководителю образовательного учреждения о первоочередных действиях при угрозе террористического акта (приложение № 16).
17. Функциональные обязанности ответственного лица образовательного учреждения по выполнению мероприятий по антитеррористической защищённости (приложение № 17).
18. Примерное положение об организации пропускного режима в образовательном учреждении (приложение № 18).
19. Рекомендации руководителю образовательного учреждения по противодействию терроризму (приложение № 19).
20. Рекомендации руководителю образовательного учреждения по предотвращению террористических актов (приложение № 20).
21. Рекомендации должностному лицу при получении угрозы о взрыве (приложение № 21).
22. Рекомендации должностному лицу при обнаружении предмета, похожего на взрывоопасный (приложение № 22).
23. Инструкция по ведению телефонного разговора при угрозе взрыва (приложение № 23).
24. Контрольный лист наблюдений при угрозе по телефону (приложение № 24).
25. Применяемые условные обозначения (приложение № 25).

Для обеспечения антитеррористической безопасности вам понадобится