Об организации прокурорского надзора за исполнением законов. Предмет и задачи прокурорского надзора за исполнением законов

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ, СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛЬНАЯ ПРОКУРАТУРА РФ 22 мая 1996 г. N 30 (НЦПИ) В целях совершенствования прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, приведения его в соответствие с новыми правовыми и социально-экономическими реалиями, руководствуясь ст.17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"*, приказываю: --------------- * Далее - Закон о прокуратуре 1. Заместителям Генерального прокурора, начальникам управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным прокурорам, прокурорам специализированных прокуратур в полной мере использовать предоставленные Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" полномочия для укрепления правовых основ российской государственности, обеспечения верховенства закона и единства законности. Основными направлениями надзорной деятельности считать надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений. 2. В надзорных действиях руководствоваться положением о высшей юридической силе Конституции Российской Федерации, прямом ее действии и применении на всей территории России, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации. 3. Надзор за законностью правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, осуществлять независимо от поступления информации о нарушениях законности. Использовать для этого систематическое ознакомление с протоколами заседаний, право участия в заседаниях представительных (законодательных), исполнительных органов и органов местного самоуправления, периодические проверки и т.п. 4. Обеспечить надзор за соответствием конституций республик, уставов, законов, нормативных актов субъектов Российской Федерации, а также уставов муниципальных образований Конституции Российской Федерации и федеральным законам. При этом прежде всего исходить из установленного распределения компетенций между Российской Федерацией, составляющими ее субъектами и органами местного самоуправления. 4.1. В целях предотвращения принятия представительными (законодательными) органами субъектов Российской Федерации законов и иных нормативных актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, в соответствии со ст.9 Закона о прокуратуре наладить необходимое взаимодействие органов прокуратуры с представительными органами, обеспечить непосредственное участие прокуратуры в правотворческом процессе (разработка законопроектов, имеющих принципиальное значение, в составе рабочих групп, подготовка заключений на законопроекты, выступления на заседаниях и др.). 4.2. При выборе форм реагирования на выявленные незаконные правовые акты руководствоваться тем, что прокурор вправе по своему усмотрению либо принести протест на незаконный правовой акт, либо обратиться по этому поводу непосредственно в суд. В случае отклонения органом власти субъекта Российской Федерации протеста на противоречащий Конституции России правовой акт, принятый по вопросам ведения Российской Федерации или совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, все материалы с необходимым обоснованием незамедлительно направлять в Генеральную прокуратуру. При отклонении иных протестов добиваться отмены противоречащих Конституции Российской Федерации и законам правовых актов путем обращения в суды общей юрисдикции, военные или арбитражные суды. 5. Установить постоянный надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, включая не противоречащие федеральному законодательству законы субъектов Федерации. О наиболее серьезных нарушениях законности и возникающих проблемах в осуществлении прокурорского надзора информировать Генеральную прокуратуру. 6. Проверки исполнения законов проводить на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь - для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и гарантий групп населения, трудовых коллективов, репрессированных, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой охране. В качестве повода для прокурорских проверок рассматривать материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона. При рассмотрении сигналов о правонарушениях в сферах, на которые распространяется действие законодательства о коммерческой или банковской тайне, руководствоваться порядком, установленным для таких случаев законом. 7. В области экономических отношений сосредоточить усилия на надзоре за исполнением законов о собственности, земле, приватизации, предпринимательской деятельности, финансового, налогового, банковского, таможенного законодательства. Особое внимание уделять положению дел на объектах военно-промышленного комплекса и предприятиях, имеющих стратегическое значение. Максимально использовать потенциал прокурорской системы, имеющиеся права и полномочия в интересах осуществления экономических реформ, для пресечения и устранения нарушений законности. 8. С учетом экологической обстановки в каждом регионе наладить эффективный надзор за исполнением законов об охране природы и рациональном использовании ее ресурсов. По каждому факту экологического правонарушения остро ставить вопросы об ответственности виновных и взыскании причиненного материального ущерба. 9. В надзоре за исполнением законов контролирующими органами первостепенное значение придавать выполнению ими обязанностей по выявлению и пресечению правонарушений. Требовать в необходимых случаях выделения специалистов для выяснения возникших вопросов. Проверять законность и полноту принятых этими органами мер по устранению нарушений и привлечению виновных к ответственности. В случае бездействия органов контроля решать вопрос об ответственности их руководителей. 10. Конкретными и систематическими действиями реализовывать приоритетное направление прокурорского надзора - соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, воинскими частями и учреждениями, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (предприятий, хозяйственных товариществ и обществ, производственных и потребительских кооперативов, общественных объединений, благотворительных и иных фондов). 10.1. Акцентировать внимание на защите закрепленных в Конституции Российской Федерации трудовых, имущественных, жилищных, экологических, избирательных и иных политических прав и свобод человека и гражданина. При проверках на предприятиях и в организациях анализировать выполнение работодателями обязанностей по своевременной выплате заработной платы и созданию работникам безопасных условий труда. 10.2. Решительно пресекать факты незаконного применения к гражданам административного задержания, штрафов и иных мер административной ответственности. Активнее использовать предоставленное ст.22 Закона о прокуратуре право освобождать своим постановлением лиц, необоснованно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов. 10.3. При осуществлении надзора за исполнением законов органами власти и управления в обязательном порядке оценивать правомерность принимаемых в отношении граждан решений по жалобам на действия подчиненных организаций. 10.4. В случаях обнаружения нарушений прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, по возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы, либо когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо если в силу других обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, предъявлять и поддерживать в суде (арбитражном суде) иски в интересах пострадавших. 11. Обеспечить профилактическую направленность прокурорского надзора. Систематически проверять исполнение законов о занятости населения, о борьбе с наркоманией, пьянством, нарушением порядка приобретения и использования оружия. Стремиться к соединению надзорных действий с мерами по укреплению правопорядка, предпринимаемыми со стороны представительных (законодательных) и исполнительных органов, органов местного самоуправления. Шире использовать в профилактических целях материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел. 12. В документах прокурорского реагирования излагать правовую сущность, а также негативные последствия нарушений закона, причины и условия, которые этому способствовали, ставить вопрос об их устранении и ответственности виновных лиц. Контролировать фактическое устранение нарушений законов, принципиально реагировать на неисполнение требований прокурора. При внесении представлений и протестов в каждом случае решать вопрос о необходимости участия прокурора в их рассмотрении. 13. Прокурорский надзор осуществлять гласно. Гражданам, общественным организациям, средствам массовой информации предоставлять возможность получения в предусмотренных законом пределах сведений о деятельности прокуратуры, состоянии законности и правопорядка. Регулярно информировать об этом органы законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления, а также население. 14. При обнаружении пробелов и противоречий в действующем законодательстве, руководствуясь ст.9 Закона о прокуратуре, вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов. В случае выявления несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам, несовершенства федерального законодательства представлять материалы Генеральному прокурору. 15. Деятельность прокуроров по надзору за исполнением законов, законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина оценивать, исходя из правомерности и своевременности вмешательства, полноты использования предоставленных им полномочий, принципиальности и настойчивости в устранении нарушений закона, восстановлении нарушенных прав, привлечении виновных к ответственности. 16. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур обеспечить должную организацию прокурорского надзора подчиненными им органами и контроль за их работой, оказывать им необходимую методическую и практическую помощь. Создать эффективную систему изучения действующего законодательства и повышения профессионального уровня подчиненных работников. Направлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации копии документов прокурорского реагирования по наиболее актуальным вопросам, информировать ее о возникающих проблемах, имеющих общегосударственное значение и требующих разрешения на федеральном уровне. 17. Управлениям по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов, по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах, по делам несовершеннолетних и молодежи, второму управлению, Главной военной прокуратуре: - осуществлять надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, ведомствами, органами контроля, военного управления, их должностными лицами, соблюдением законов общероссийскими общественными объединениями по предметам их ведения; - систематически анализировать состояние законности, изучать прокурорскую и правоприменительную практику, определять актуальные проблемы, вносить предложения по их разрешению; - оказывать практическую помощь нижестоящим прокурорам в организации прокурорского надзора, осуществлять руководство и контроль за их деятельностью; - наладить взаимодействие всех звеньев органов прокуратуры, используя при этом предметный принцип организации работы. Установить тесную координацию надзорных действий территориальных, транспортных, военных прокуроров, прокуроров специализированных прокуратур; - совместно с Научно-исследовательским институтом проблем укрепления законности и правопорядка и Институтом повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации разрабатывать нормативно-методические основы прокурорского надзора, распространять положительный опыт работы прокуроров. 18. Считать утратившими силу пп.2-3, 7.3, 8, 10 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 28.05.92 N 20. Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации Давыдова В.И. и Паничева В.Н. Приказ направить прокурорам субъектов Российской Федерации, прокурорам городов и районов, прокурорам специализированных прокуратур. Генеральный прокурор Российской Федерации Действительный государственный советник юстиции Ю.И. Скуратов

«Об организации прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции »

В целях обеспечения действенного прокурорского надзора, учитывающего требования законодательства и международных обязательств Российской Федерации в области противодействия коррупции, а также эффективной координации деятельности правоохранительных органов в этой области, с учетом приоритетности данного направления прокурорской деятельности, руководствуясь статьей 17 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации», приказываю:
1. Заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур рассматривать коррупцию как одну из системных угроз безопасности Российской Федерации и принять меры к усилению борьбы с ней и активизации работы по выявлению и пресечению злоупотреблений служебными полномочиями.
Важнейшей задачей надзорной деятельности считать своевременное предупреждение коррупционных правонарушений, выявление и устранение их причин и условий, минимизацию и (или) ликвидацию последствий коррупционных правонарушений.
2. Управлению по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:
1) систематически проводить в поднадзорных органах проверки исполнения законодательства о противодействий коррупции, о государственной и муниципальной службе в части соблюдения установленных обязанностей, запретов и ограничений, уделяя особое внимание:
исполнению требований законодательства о представлении служащими и иными лицами, на которых возложена эта обязанность, достоверных и полных сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера, а также о предотвращении и урегулировании конфликта интересов на государственной и муниципальной службе;
деятельности комиссий по соблюдению требований к служебному поведению государственных служащих Российской Федерации и урегулированию конфликта интересов, а также подразделений кадровых служб по профилактике коррупционных и иных правонарушений (должностных лиц кадровых служб, ответственных за работу по профилактике коррупционных и иных правонарушений).
В ходе проводимых проверок принимать надлежащие меры к обеспечению неотвратимости ответственности за совершенное коррупционное правонарушение;
2) регулярно, при необходимости с привлечением Федеральной антимонопольной службы, ее территориальных органов, а также других государственных органов осуществлять проверки соблюдения антикоррупционного законодательства, в том числе регламентирующего вопросы предотвращения и урегулирования конфликта интересов, уведомления о склонении к совершению коррупционных правонарушений в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд. Принимать исчерпывающие меры превентивного характера, направленные на обеспечение прозрачности, эффективности и результативности закупочной деятельности. В случае причинения ущерба в результате коррупционного правонарушения добиваться его возмещения;
3) руководствуясь методикой проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов и проектов нормативных правовых актов, утвержденной постановлением Правительства Российской Федерации от 26 февраля 2010 г. N 96, и положениями приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 28 декабря 2009 г. N 400 «Об организации проведения антикоррупционной экспертизы нормативных правовых актов», проводить на постоянной основе данную работу, результаты которой анализировать и обобщать не реже одного раза в полугодие;
4) повышенное внимание уделять вопросам соблюдения организациями требований статьи 13.3 Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции». Принять дополнительные меры по обеспечению неотвратимости ответственности юридических лиц, виновных в совершении правонарушений, предусмотренных статьей 19.28 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях;
5) активно использовать полномочие по обращению в суд с заявлением об обращении в доход Российской Федерации земельных участков, других объектов недвижимости, транспортных средств, ценных бумаг, акций (долей участия, паев в уставных (складочных) капиталах организаций), в отношении которых лицом, замещающим (занимающим) одну из должностей, указанных в пункте 1 части 1 статьи 2 Федерального закона от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам», не представлено сведений, подтверждающих их приобретение на законные доходы;
6) при осуществлении прокурорского надзора первоочередными задачами считать защиту лиц, сообщающих о фактах коррупции, от преследования и ущемления их прав и законных интересов, оказание им бесплатной юридической помощи в порядке, предусмотренном действующим законодательством, а также защиту имущественных прав граждан, организаций и государства в случае нарушения их прав в результате совершения коррупционных правонарушений;
7) ежеквартально проводить в органах, осуществляющих оперативно-розыскную деятельность, проверки соблюдения законности при получении и документировании информации о коррупционной деятельности, при принятии решений по ее проверке и последующей реализации в делах оперативного учета. В целях обеспечения соблюдения прав и свобод человека и гражданина активнее использовать полномочия по восстановлению нарушенных в ходе оперативно-розыскной деятельности прав и законных интересов физических и юридических лиц, возмещению причиненного вреда.
Надзирая за законностью оперативно-розыскной деятельности, особое внимание уделять полноте принимаемых правоохранительными органами мер по выявлению и пресечению преступлений, представляющих большую общественную опасность, совершенных высокопоставленными должностными лицами;
8) в ходе осуществления надзора за расследованием уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности следить за соблюдением разумных сроков уголовного судопроизводства и полнотой мер, принимаемых по устранению причин и условий, способствующих совершению преступлений, а также придавать значение полноте принимаемых органами расследования мер по установлению и аресту имущества, на которое может быть обращено взыскание в целях обеспечения исполнения приговора, в том числе возможной конфискации имущества;
9) при поддержании государственного обвинения по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности во всех случаях, когда хотя бы одно из совершенных деяний относится к преступлениям, предусмотренным пунктом «а» части первой статьи 104.1 Уголовного кодекса Российской Федерации, предлагать судам применение конфискации имущества.
Предлагая наказание виновному в виде штрафа, кратного сумме взятки или коммерческого подкупа, учитывать имущественное положение подсудимого, при наличии данных о невозможности оплаты штрафа ориентировать суды на назначение иного наказания.
С учетом конкретных обстоятельств уголовного дела и личности виновного, при наличии условий, указанных в части 3 статьи 47 Уголовного кодекса Российской Федерации, высказывать мнение о возможности назначения подсудимому дополнительного наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
3. Управлению по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции в соответствии с Положением об управлении и иными организационно-распорядительными документами Генерального прокурора Российской Федерации:
1) координировать деятельность подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации в области противодействия коррупции, в том числе по реализации мероприятий, определенных Национальным планом противодействия коррупции. На основе анализа собственной надзорной деятельности и полученной от других подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации и нижестоящих прокуратур информации осуществлять с привлечением подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации подготовку информационно-аналитических и других материалов, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции и Календарным планом работы президиума Совета при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции, а также разработку мероприятий по совершенствованию прокурорского надзора;
2) систематически, при необходимости с привлечением иных подразделений Генеральной прокуратуры Российской Федерации проверять исполнение законодательства о противодействии коррупции в федеральных органах исполнительной власти, государственных корпорациях, иных органах (организациях), на служащих (работников) которых в соответствии с требованиями Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции» распространяются установленные данным Федеральным законом ограничения, запреты и обязанности;
3) контролировать работу прокуратур субъектов Российской Федерации и приравненных к ним специализированных прокуратур по осуществлению надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции, обеспечить организационное и методическое руководство такой деятельностью, проверять организацию прокурорского надзора за исполнением законодательства в указанной области;
4) регулярно обсуждать проблемы правоприменительной практики и межведомственного взаимодействия в области противодействия коррупции на заседаниях межведомственной рабочей группы по противодействию коррупции;
5) инициировать обсуждение наиболее актуальных вопросов на Координационном совещании руководителей правоохранительных органов Российской Федерации;
6) на систематической основе проводить обобщение и анализ работы по рассмотрению обращений граждан и организаций по фактам коррупции;
7) принимать участие и обеспечивать работу российской делегации в Группе государств против коррупции (ГРЕКО), способствовать реализации выработанных ГРЕКО рекомендаций;
8) проводить работу по обеспечению имплементации положений Конвенции ООН против коррупции;
9) совместно с Главным управлением международно-правового сотрудничества обеспечивать взаимодействие Генеральной прокуратуры Российской Федерации с международными органами и организациями, а также с органами, организациями и учреждениями иностранных государств по вопросам противодействия коррупции;
10) оказывать правоохранительным органам иностранных государств практическую помощь в разработке мер по предупреждению коррупции;
11) принимать участие в работе Национального контактного пункта по обеспечению практического международного сотрудничества по выявлению, аресту, конфискации и возвращению активов, полученных в результате коррупционной деятельности;
12) в целях дальнейшего совершенствования законодательства о противодействии коррупции вносить в установленном порядке предложения об изменении и дополнении названного законодательства.
4. Главным управлениям и управлениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации, Главной военной прокуратуре, Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации к 25 января представлять в пределах своей компетенции в управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции основанную на результатах своей непосредственной надзорной деятельности информацию (за исключением Главного уголовно-судебного управления, Главной военной прокуратуры и Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, которым представлять обобщенную информацию) по итогам года для подготовки доклада Совету при Президенте Российской Федерации по противодействию коррупции о результатах работы органов прокуратуры в области противодействия коррупции, в том числе по вопросам:
надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие, при выявлении преступлений, возбуждении, расследовании и прекращении уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности;
поддержания государственного обвинения по таким уголовным делам;
деятельности координационных совещаний, создание и функционирование которых предусмотрено статьей 8 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»;
результатов работы правоохранительных органов по борьбе с коррупционными проявлениями.
5. Прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, другим территориальным, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:
1) с целью получения данных о коррупционных проявлениях наладить и поддерживать деловое взаимодействие с общественными организациями, средствами массовой информации, субъектами предпринимательской деятельности. Безотлагательно организовывать проверки сведений о коррупционных правонарушениях и принимать по ним решения о привлечении виновных к установленной законом ответственности, в том числе о привлечении юридических лиц к административной ответственности. Систематически анализировать работу по рассмотрению обращений граждан и организаций по фактам коррупции;
2) в целях совершенствования деятельности по выявлению преступлений коррупционной направленности обеспечить функционирование постоянно действующих рабочих групп из числа представителей правоохранительных и контрольно-надзорных органов, в рамках работы которых планировать и осуществлять совместные профилактические мероприятия, рассматривать ход реализации мероприятий, предусмотренных Национальным планом противодействия коррупции и действующими на поднадзорной территории долгосрочными планами противодействия коррупции;
3) усилить надзор за законностью правовых актов органов государственной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления в области противодействия коррупции, включая акты, устанавливающие запреты и ограничения в сфере предпринимательской деятельности, реализации прав и свобод граждан, бюджетных правоотношений. Добиваться отмены незаконных правовых актов, в том числе посредством обращения в суд;
4) при выявлении нарушений закона в сферах бюджетного, антимонопольного законодательства, законодательства о закупочной деятельности, в разрешительной и контрольной сферах, при распределении ограниченного ресурса, включая случаи оказания необоснованных преференций, давать им оценку на предмет наличия нарушения законодательства о противодействии коррупции, в том числе несоблюдения требований о предотвращении и урегулировании конфликта интересов;
5) принять меры к повышению превентивной направленности прокурорского надзора, активизации работы по недопущению причинения ущерба коррупционными правонарушениями, а при наличии ущерба — к обеспечению его взыскания;
6) обеспечить социальную направленность надзорной деятельности путем усиления надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции в сферах образования, охраны здоровья граждан, регулирования градостроительной деятельности и за соблюдением законности при реализации программ социально-экономического развития регионов, а также в иных сферах (областях);
7) обеспечить ежегодное проведение проверок соблюдения требований федеральных законов от 3 декабря 2012 г. N 230-ФЗ «О контроле за соответствием расходов лиц, замещающих государственные должности, и иных лиц их доходам» и от 7 мая 2013 г. N 79-ФЗ «О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами» в период с установленной даты представления сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера за истекший календарный период до августа текущего года;
8) обеспечить действенный прокурорский надзор за исполнением законов при приеме, регистрации и разрешении сообщений о преступлениях коррупционной направленности, законностью принимаемых процессуальных решений о возбуждении либо об отказе в возбуждении уголовных дел. При установлении фактов волокиты, принятия незаконных решений, неполноты проверок ставить вопрос о привлечении к ответственности виновных лиц, а также рассматривать вопрос об ответственности прокурорских работников, не обеспечивающих надлежащий надзор за их деятельностью;
9) поручать наиболее квалифицированным работникам поддержание государственного обвинения, по делам указанной категории, по особо значимым делам поддерживать государственное обвинение лично;
10) взвешенно, с соблюдением прав участников уголовного судопроизводства и норм о недопустимости разглашения данных предварительного следствия информировать общественность о работе органов прокуратуры по противодействию коррупции и конкретных результатах прокурорского надзора.
6. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур:
1) лично осуществлять оперативное руководство подразделениями по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции;
2) обсуждать наиболее актуальные проблемы борьбы с преступлениями коррупционной направленности на координационных совещаниях руководителей правоохранительных органов;
копии материалов координационных совещаний и планов работы прокуратур в области противодействия коррупции, а также отчетов об исполнении принятых решений (выполнении планов) направлять в управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции (военным прокурорам представлять соответствующие материалы в Главную военную прокуратуру);
3) незамедлительно информировать управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции о несоответствии законодательству о государственной службе, о противодействии коррупции правовых актов федеральных органов исполнительной власти, Следственного комитета Российской Федерации, их территориальных подразделений и должностных лиц (военным прокурорам представлять соответствующую информацию в Главную военную прокуратуру, транспортным прокурорам информировать также управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере);
4) в случаях нарушения руководителями территориальных органов федеральных органов исполнительной власти, территориальных и специализированных подразделений Следственного комитета Российской Федерации законодательства о государственной службе и о противодействии коррупции вносить в управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции мотивированные предложения о постановке перед соответствующими федеральными органами исполнительной власти, Следственным комитетом Российской Федерации вопроса о привлечении руководителей территориальных (специализированных) подразделений к ответственности (транспортным прокурорам указанные предложения направлять также в управление по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенной сфере);
5) с привлечением территориальных органов Федеральной антимонопольной службы, других органов исполнительной власти систематически проверять соблюдение законодательства о размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и (или) муниципальных нужд, в том числе при проведении открытых аукционов в электронной форме. В рамках своей компетенции добиваться соблюдения прозрачности процедур закупок. Принципиально реагировать на факты совершения государственными и муниципальными служащими незаконных действий, которыми причинен ущерб соответствующим бюджетам. Во всех случаях ставить вопрос о привлечении виновных к ответственности, соразмерной характеру их деяний и причиненному ими ущербу;
средствами прокурорского надзора добиваться возмещения причиненного ущерба. Активнее использовать в этих целях право прокурора на обращение в арбитражные суды с исками о признании недействительными сделок и применении последствий недействительности ничтожных сделок;
6) лично контролировать организацию надзора за расследованием наиболее актуальных уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности;
своевременно предпринимать меры к пресечению незаконного воздействия на прокурорских работников с целью повлиять на законность и обоснованность принимаемых по делу решений;
7) при организации поддержания государственного обвинения по уголовным делам о преступлениях коррупционной направленности обеспечивать участие в судебном рассмотрении наиболее значимых и резонансных уголовных дел работников отделов (старших помощников, помощников прокуроров) по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции;
8) о выявленных особо значимых нарушениях закона, влияющих на социально-экономическую ситуацию в регионе, о фактах допущенных нарушений антикоррупционного законодательства лицами, замещающими государственные должности Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, а также иными лицами, назначение которых на должности осуществляется Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, незамедлительно информировать управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции Генеральной прокуратуры Российской Федерации;
9) ежеквартально (до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом) докладывать в управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции о состоянии прокурорского надзора в обозначенной сфере (военным прокурорам представлять соответствующие материалы в отдел надзора (за исполнением законодательства о противодействии коррупции) Главной военной прокуратуры). В докладных записках в обязательном порядке отражать:
результаты анализа состояния законности и борьбы с преступностью, организации прокурорского надзора в указанной сфере;
данные о результатах оперативно-розыскной деятельности за отчетный период, в том числе по выявлению и пресечению коррупционных преступлений, представляющих большую общественную опасность и совершенных лицами особого правового статуса;
сведения о практике рассмотрения сообщений о коррупционных преступлениях и расследования дел этой категории;
информацию о практике участия прокуроров в рассмотрении судами уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, включая практику назначения наказания в виде штрафа, кратного сумме взятки или коммерческого подкупа, и результаты исполнения данных приговоров (соответствующую информацию с приложением копий судебных постановлений по наиболее значимым делам до 15 числа месяца, следующего за отчетным периодом, представлять в Главное уголовно-судебное управление);
результаты работы органов МВД России, ФСБ России, ФСКН России, ФТС России, ФСИН России, ФССП России, ФМС России, МЧС России по борьбе с коррупционными преступлениями;
результаты проведенных за отчетный период совместных с правоохранительными и контролирующими органами мероприятий по профилактике коррупции, в том числе в рамках работы постоянно действующих рабочих групп, предусмотренных подпунктом 2 пункта 5 настоящего приказа;
сведения о состоянии борьбы с коррупцией в правоохранительных органах, включая количество сотрудников правоохранительных органов (с разбивкой по ведомствам и категориям), привлеченных к уголовной ответственности за отчетный период, с приведением наиболее типичных примеров;
информацию о практике проведения проверок исполнения Федерального закона от 25 декабря 2008 г. N 273-ФЗ «О противодействии коррупции», выявленных нарушениях, связанных с несоблюдением соответствующих требований закона лицами, замещающими государственные должности субъектов Российской Федерации и муниципальные должности, руководителями территориальных органов исполнительной власти, а также с несоблюдением в организациях требований статьи 13.3 названного Федерального закона;
результаты работы по привлечению виновных должностных и юридических лиц к административной ответственности за совершение правонарушений, предусмотренных статьями 19.28 и 19.29 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, а также данные о фактическом исполнении обязанности виновных лиц по уплате соответствующих административных штрафов;
сведения о практике работы по возмещению ущерба, причиненного в результате совершения коррупционных правонарушений;
выявленные в ходе осуществления прокурорского надзора основные причины и факторы, способствующие коррупции, принятые меры по их устранению;
проблемы и недостатки в работе по противодействию коррупции, предложения по решению проблем и устранению недостатков;
10) в целях упорядочения работы по анализу и рассмотрению обращений, поступающих с официального сайта Генеральной прокуратуры Российской Федерации в сети Интернет (www.genproc.gov.ru), обеспечить:
ведение отдельного учета указанных обращений, контроль за ходом их рассмотрения; сбор, накопление и анализ статистических и иных данных, связанных с разрешением обращений;
по результатам рассмотрения обращений — незамедлительное направление копий принятых актов прокурорского реагирования, а также аналитической и иной информации о разрешении таких обращений в управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции (военным прокурорам представлять соответствующие материалы в Главную военную прокуратуру).
7. Военным прокурорам:
1) в соответствии с настоящим приказом и организационно-распорядительными документами заместителя Генерального прокурора Российской Федерации — Главного военного прокурора обеспечить системный прокурорский надзор за исполнением законодательства о противодействии коррупции в поднадзорных воинских частях, органах и учреждениях;
2) регулярно проверять с привлечением Федеральной службы по оборонному заказу и ее территориальных органов исполнение законодательства о государственном оборонном заказе при организации и осуществлении поставок вооружения, военной, специальной техники и материальных средств для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов;
3) на постоянной основе осуществлять надзор за исполнением должностными лицами органов военного управления Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов, а также лицами (работниками), замещающими (занимающими) отдельные должности на основании трудового договора в организациях, создаваемых для выполнения задач, поставленных перед федеральными государственными органами, требований законодательства о государственной службе в части соблюдения установленных обязанностей, запретов и ограничений, связанных с прохождением федеральной государственной службы, и требований о представлении сведений о доходах, расходах, об имуществе и обязательствах имущественного характера.
8. Отделу надзора (за исполнением законодательства о противодействии коррупции) Главной военной прокуратуры результаты обобщения практики прокурорского надзора, предусмотренного подпунктом 9 пункта 6 настоящего приказа, ежеквартально (до 25 числа месяца, следующего за отчетным периодом) направлять в управление по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции.
9. Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации во взаимодействии с управлением по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции:
1) организовать обучение и повышение квалификации прокурорских работников в области противодействия коррупции;
2) своевременно готовить соответствующие методические рекомендации по актуальным направлениям прокурорского надзора за исполнением законодательства о противодействии коррупции, в том числе по проведению проверок исполнения данного законодательства;
3) вносить предложения по внедрению в деятельность органов и организаций прокуратуры Российской Федерации инновационных технологий, повышающих объективность и обеспечивающих разумную прозрачность при принятии управленческих решений, а также обеспечивающих межведомственное электронное взаимодействие и взаимодействие с гражданами и организациями в рамках осуществления прокурорского надзора в области противодействия коррупции.
10. Управлению по надзору за исполнением законодательства о противодействии коррупции в установленном порядке разработать и направить в соответствующие нижестоящие прокуратуры типовую схему ежеквартальной докладной записки, предусмотренной подпунктом 9 пункта 6 настоящего приказа, с детализацией разделов, подлежащих отражению; не реже одного раза в год анализировать содержание указанных докладных записок, по итогам вырабатывать предложения по улучшению их качества.
11. Признать утратившим силу приказ Генерального прокурора Российской Федерации от 15 мая 2010 г. N 209 «Об усилении прокурорского надзора в свете реализации Национальной стратегии противодействия коррупции» и пункт 8.3 приказа Генерального прокурора Российской Федерации от 9 февраля 2012 г. N 39 «Об организации надзора за деятельностью Следственного комитета Российской Федерации вне уголовно-процессуальной сферы».
12. Опубликовать настоящий приказ в журнале «Законность».
13. Контроль за исполнением настоящего приказа возложить на первого заместителя Генерального прокурора Российской Федерации Буксмана А.Э., заместителя Генерального прокурора Российской Федерации — Главного военного прокурора Фридинского С.Н. и заместителей Генерального прокурора Российской Федерации по направлениям деятельности.
Приказ направить заместителям Генерального прокурора Российской Федерации, начальникам главных управлений и управлений Генеральной прокуратуры Российской Федерации, ректору Академии Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним военным прокурорам и прокурорам иных специализированных прокуратур, прокурорам ЗАТО г. Межгорье и комплекса «Байконур», которым довести его содержание до сведения подчиненных работников.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
действительный государственный
советник юстиции
Ю.Я.ЧАЙКА

ПРИКАЗ
от 22 мая 1996 г. N 30

ОБ ОРГАНИЗАЦИИ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ, СОБЛЮДЕНИЕМ ПРАВ И СВОБОД ЧЕЛОВЕКА И ГРАЖДАНИНА

В целях совершенствования прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, приведения его в соответствие с новыми правовыми и социально-экономическими реалиями, руководствуясь ст.17 Федерального закона "О прокуратуре Российской Федерации"*,

1. Заместителям Генерального прокурора, начальникам управлений и отделов Генеральной прокуратуры Российской Федерации, прокурорам субъектов Российской Федерации, городов и районов, военным прокурорам, прокурорам специализированных прокуратур в полной мере использовать предоставленные Федеральным законом "О прокуратуре Российской Федерации" полномочия для укрепления правовых основ российской государственности, обеспечения верховенства закона и единства законности.

Основными направлениями надзорной деятельности считать надзор за законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина, надзор в сфере экономики и экологической безопасности, предупреждение преступных проявлений.

2. В надзорных действиях руководствоваться положением о высшей юридической силе Конституции Российской Федерации, прямом ее действии и применении на всей территории России, а также общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации.

3. Надзор за законностью правовых актов, издаваемых федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, военного управления, органами контроля, их должностными лицами, осуществлять независимо от поступления информации о нарушениях законности.

Использовать для этого систематическое ознакомление с протоколами заседаний, право участия в заседаниях представительных (законодательных), исполнительных органов и органов местного самоуправления, периодические проверки и т.п.

4. Обеспечить надзор за соответствием конституций республик, уставов, законов, нормативных актов субъектов Российской Федерации, а также уставов муниципальных образований Конституции Российской Федерации и федеральным законам. При этом прежде всего исходить из установленного распределения компетенций между Российской Федерацией, составляющими ее субъектами и органами местного самоуправления.

4.1. В целях предотвращения принятия представительными (законодательными) органами субъектов Российской Федерации законов и иных нормативных актов, противоречащих Конституции Российской Федерации и федеральному законодательству, в соответствии со ст.9 Закона о прокуратуре наладить необходимое взаимодействие органов прокуратуры с представительными органами, обеспечить непосредственное участие прокуратуры в правотворческом процессе (разработка законопроектов, имеющих принципиальное значение, в составе рабочих групп, подготовка заключений на законопроекты, выступления на заседаниях и др.).

4.2. При выборе форм реагирования на выявленные незаконные правовые акты руководствоваться тем, что прокурор вправе по своему усмотрению либо принести протест на незаконный правовой акт, либо обратиться по этому поводу непосредственно в суд.

В случае отклонения органом власти субъекта Российской Федерации протеста на противоречащий Конституции России правовой акт, принятый по вопросам ведения Российской Федерации или совместного ведения Российской Федерации и ее субъектов, все материалы с необходимым обоснованием незамедлительно направлять в Генеральную прокуратуру.

При отклонении иных протестов добиваться отмены противоречащих Конституции Российской Федерации и законам правовых актов путем обращения в суды общей юрисдикции, военные или арбитражные суды.

5. Установить постоянный надзор за исполнением действующих на территории Российской Федерации законов, включая не противоречащие федеральному законодательству законы субъектов Федерации. О наиболее серьезных нарушениях законности и возникающих проблемах в осуществлении прокурорского надзора информировать Генеральную прокуратуру.

6. Проверки исполнения законов проводить на основании поступившей в органы прокуратуры информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь - для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и гарантий групп населения, трудовых коллективов, репрессированных, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой охране.

В качестве повода для прокурорских проверок рассматривать материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях закона.

При рассмотрении сигналов о правонарушениях в сферах, на которые распространяется действие законодательства о коммерческой или банковской тайне, руководствоваться порядком, установленным для таких случаев законом.

7. В области экономических отношений сосредоточить усилия на надзоре за исполнением законов о собственности, земле, приватизации, предпринимательской деятельности, финансового, налогового, банковского, таможенного законодательства.

Особое внимание уделять положению дел на объектах военно-промышленного комплекса и предприятиях, имеющих стратегическое значение.

Максимально использовать потенциал прокурорской системы, имеющиеся права и полномочия в интересах осуществления экономических реформ, для пресечения и устранения нарушений законности.

8. С учетом экологической обстановки в каждом регионе наладить эффективный надзор за исполнением законов об охране природы и рациональном использовании ее ресурсов.

По каждому факту экологического правонарушения остро ставить вопросы об ответственности виновных и взыскании причиненного материального ущерба.

9. В надзоре за исполнением законов контролирующими органами первостепенное значение придавать выполнению ими обязанностей по выявлению и пресечению правонарушений. Требовать в необходимых случаях выделения специалистов для выяснения возникших вопросов. Проверять законность и полноту принятых этими органами мер по устранению нарушений и привлечению виновных к ответственности.

В случае бездействия органов контроля решать вопрос об ответственности их руководителей.

10. Конкретными и систематическими действиями реализовывать приоритетное направление прокурорского надзора - соблюдение прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами и ведомствами, представительными (законодательными) и исполнительными органами субъектов Российской Федерации, органами местного самоуправления, органами военного управления, воинскими частями и учреждениями, органами контроля, их должностными лицами, а также органами управления и руководителями коммерческих и некоммерческих организаций (предприятий, хозяйственных товариществ и обществ, производственных и потребительских кооперативов, общественных объединений, благотворительных и иных фондов).

10.1. Акцентировать внимание на защите закрепленных в Конституции Российской Федерации трудовых, имущественных, жилищных, экологических, избирательных и иных политических прав и свобод человека и гражданина.

При проверках на предприятиях и в организациях анализировать выполнение работодателями обязанностей по своевременной выплате заработной платы и созданию работникам безопасных условий труда.

10.2. Решительно пресекать факты незаконного применения к гражданам административного задержания, штрафов и иных мер административной ответственности. Активнее использовать предоставленное ст.22 Закона о прокуратуре право освобождать своим постановлением лиц, необоснованно подвергнутых административному задержанию на основании решений несудебных органов.

10.3. При осуществлении надзора за исполнением законов органами власти и управления в обязательном порядке оценивать правомерность принимаемых в отношении граждан решений по жалобам на действия подчиненных организаций.

10.4. В случаях обнаружения нарушений прав и свобод человека и гражданина, защищаемых в порядке гражданского судопроизводства, когда пострадавший по состоянию здоровья, по возрасту или иным причинам не может лично отстаивать в суде или арбитражном суде свои права и свободы, либо когда нарушены права и свободы значительного числа граждан, либо если в силу других обстоятельств нарушение приобрело особое общественное значение, предъявлять и поддерживать в суде (арбитражном суде) иски в интересах пострадавших.

11. Обеспечить профилактическую направленность прокурорского надзора. Систематически проверять исполнение законов о занятости населения, о борьбе с наркоманией, пьянством, нарушением порядка приобретения и использования оружия.

Стремиться к соединению надзорных действий с мерами по укреплению правопорядка, предпринимаемыми со стороны представительных (законодательных) и исполнительных органов, органов местного самоуправления. Шире использовать в профилактических целях материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел.

12. В документах прокурорского реагирования излагать правовую сущность, а также негативные последствия нарушений закона, причины и условия, которые этому способствовали, ставить вопрос об их устранении и ответственности виновных лиц. Контролировать фактическое устранение нарушений законов, принципиально реагировать на неисполнение требований прокурора.

При внесении представлений и протестов в каждом случае решать вопрос о необходимости участия прокурора в их рассмотрении.

14. При обнаружении пробелов и противоречий в действующем законодательстве, руководствуясь ст.9 Закона о прокуратуре, вносить в законодательные органы и органы, обладающие правом законодательной инициативы, предложения об изменении, дополнении, отмене или принятии законов и иных нормативных правовых актов.

В случае выявления несоответствия постановлений Правительства Российской Федерации Конституции Российской Федерации и федеральным законам, несовершенства федерального законодательства представлять материалы Генеральному прокурору.

15. Деятельность прокуроров по надзору за исполнением законов, законностью правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина оценивать, исходя из правомерности и своевременности вмешательства, полноты использования предоставленных им полномочий, принципиальности и настойчивости в устранении нарушений закона, восстановлении нарушенных прав, привлечении виновных к ответственности.

16. Прокурорам субъектов Российской Федерации, приравненным к ним прокурорам специализированных прокуратур обеспечить должную организацию прокурорского надзора подчиненными им органами и контроль за их работой, оказывать им необходимую методическую и практическую помощь. Создать эффективную систему изучения действующего законодательства и повышения профессионального уровня подчиненных работников.

Направлять в Генеральную прокуратуру Российской Федерации копии документов прокурорского реагирования по наиболее актуальным вопросам, информировать ее о возникающих проблемах, имеющих общегосударственное значение и требующих разрешения на федеральном уровне.

17. Управлениям по надзору за исполнением законов и законностью правовых актов, по надзору за исполнением законов на транспорте и в таможенных органах, по делам несовершеннолетних и молодежи, второму управлению, Главной военной прокуратуре:

Осуществлять надзор за исполнением законов, соответствием законам издаваемых правовых актов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина федеральными министерствами, ведомствами, органами контроля, военного управления, их должностными лицами, соблюдением законов общероссийскими общественными объединениями по предметам их ведения;

Систематически анализировать состояние законности, изучать прокурорскую и правоприменительную практику, определять актуальные проблемы, вносить предложения по их разрешению;

Оказывать практическую помощь нижестоящим прокурорам в организации прокурорского надзора, осуществлять руководство и контроль за их деятельностью;

Наладить взаимодействие всех звеньев органов прокуратуры, используя при этом предметный принцип организации работы. Установить тесную координацию надзорных действий территориальных, транспортных, военных прокуроров, прокуроров специализированных прокуратур;

Совместно с Научно-исследовательским институтом проблем укрепления законности и правопорядка и Институтом повышения квалификации руководящих кадров Генеральной прокуратуры Российской Федерации разрабатывать нормативно-методические основы прокурорского надзора, распространять положительный опыт работы прокуроров.

Контроль за исполнением приказа возложить на заместителей Генерального прокурора Российской Федерации Давыдова В.И. и Паничева В.Н.

Приказ направить прокурорам субъектов Российской Федерации, прокурорам городов и районов, прокурорам специализированных прокуратур.

Генеральный прокурор
Российской Федерации
Действительный государственный
советник юстиции
Ю.И.СКУРАТОВ

А.Ф. Хусаинов, первый заместитель прокурора Мурманской области Престиж образования с каждым годом неуклонно возрастает. В современных условиях Российская Федерация, как социальное государство, должна обеспечить право каждого на образование. Общедоступность и бесплатность права на образование, как одного из основных конституционных прав, гарантируется принципом юридического равенства (ч. 1 и 2 ст. 43 Конституции РФ) и конкретизируется Законом РФ «Об образовании». Однако нередко образование становится бесплатным только на бумаге, зачастую школы занимаются «самофинансированием» в форме систематических поборов с родителей, что свидетельствует о коррумпированности должностных лиц образовательных учреждений. Провозглашая бесплатность образования, закон предоставил образовательным учреждениям, независимо от их организационно-правовой формы, привлекать дополнительные финансовые средства, в том числе за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц (ст. 41 Закона РФ «Об образовании»). В письме Минобразования России от 15.12.1998 № 57 предусмотрено, что образовательные учреждения вправе использовать дополнительные привлеченные финансовые средства на развитие учреждения, осуществление образовательного процесса (в том числе на приобретение предметов хозяйственного пользования, обустройство интерьера, проведение ремонтных работ), организацию досуга и отдыха детей и другие нужды. Внесение подобного рода денежных средств (пожертвований) физическими лицами (в частности, обучающимися (их родителями, законными представителями) осуществляется только на добровольной основе целевым назначением на расчетный счет образовательного учреждения. Кроме того, все добровольные пожертвования и целевые взносы подлежат документальному оформлению и учету, как в доходной, так и расходной части. Однако как бы ни хотелось верить в законность и торжество права, с сожалением приходится констатировать, что указанные выше нормы не соблюдаются. Результаты проверок, проведенных прокуратурой области (в ноябре 2008 г.), подтверждают, что учебные заведения, принимая неправомерные решения об обязательном оказании обучающимися (их родителями, законными представителями) так называемой «спонсорской помощи», предоставленным правом злоупотребляют. В результате этого добровольные пожертвования превращаются в принудительный сбор денежных средств. Так, вопреки требованиям ст. 41 Закона РФ «Об образовании», наделяющего полномочиями привлекать дополнительные финансовые средства исключительно образовательное учреждение, такое право локальными правовыми актами МОУ Лицей № 2 и МОУ Гимназия № 2 (г. Мурманск) незаконно предоставлено классному родительскому комитету лицея и попечительским советам. Одновременно в нарушение ст. 13 Закона РФ «Об образовании» данные акты не указаны в перечне локальных актов Устава и не зарегистрированы в качестве дополнения к нему. По протестам прокуроров незаконные положения локальных актов отменены. Родительский комитет, реализовав именно таким способом незаконные полномочия, в летний период 2008 г. собрал с родителей денежные средства в размере 64 тыс. руб., за счет которых отремонтировано помещение класса МОУ Лицей № 2. При этом денежные средства на счет образовательного учреждения не зачислены и не оприходованы. Администрация лицея не обладала информацией об организации, проводившей ремонтные работы, об использованных материалах и их соответствии требованиям безопасности. Вследствие этого стоимость работы и материалов была явно завышена: на указанную сумму произведена лишь оклейка стен, окраска потолка и окон. Фактически в лицее получила распространение не основанная на законе практика передачи денежных средств представителям родительского комитета без их перечисления на расчетный счет образовательного учреждения и самостоятельного, без ведома администрации образовательного учреждения, проведения ремонтных работ. Прием у родителей учащихся денежных средств в бесконтрольном порядке создает благоприятную почву для злоупотреблений со стороны лиц, которым они вверены. Аналогичным образом, в нарушение установленного порядка, за счет собранных родительским комитетом денежных средств произведена замена дверей в кабинетах истории и литературы МОУ СОШ № 12 (г. Мурманск) на сумму 23 000 руб. Факты сборов денежных средств с родителей без их зачисления на счет образовательного учреждения и без учета добровольности выявлены в деятельности МДОУ № 20 г. Кандалакши, когда в апреле 2007 г. по решению представителей родительского комитета собраны денежные средства с родителей в размере 250 руб. на отделочные, слесарные, покрасочные материалы и проведение ремонтных работ. В это же время в старшей группе родители сдавали по 250 руб. на игрушки, рабочие тетради, в ясельной группе - по 400 руб. на мягкий инвентарь, игрушки и ремонтные работы. Установление фиксированной суммы, подлежащей сбору с каждого родителя, ее несоразмерность доходам и материальному положению в семье, взимание без учета мнения всех родителей не отвечает критериям благотворительной деятельности и добровольности пожертвований. В 4-х образовательных учреждениях г. Полярные Зори учебники и учебные пособия были приобретены за счет средств родителей, что не отвечает требованиям пп. 15 п. 1 ст. 29 Закона РФ «Об образовании», согласно которым организация обеспечения учебниками отнесена к полномочиям региональных органов власти. Всего было собрано с родителей более 835 тысяч рублей, в то время как из областного бюджета поступило 1 200 тыс. рублей. В данном случае денежные средства на счет образовательного учреждения также не зачислялись, при их привлечении бал грубо нарушен принцип добровольности, о чем свидетельствовал фиксированный размер вносимых родителями средств и стопроцентный охват. Большинством образовательных учреждений в целях охраны жизни и здоровья обучающихся заключены договоры с частными охранными предприятиями. Вместе с тем порядок заключения и реализации таких договоров расходится с требованиями законодательства. В частности, между МОУ Гимназия № 3 (г. Мурманск), ООО ЧОП «Регион» и Попечительским Советом заключен трехсторонний договор на предоставление охранных услуг. Непосредственным сбором денежных средств с родителей в рамках реализации данного договора занимался Попечительский Совет, а расчеты осуществлял его председатель. Между тем Попечительский Совет юридическим лицом не являлся, соответственно не мог выступать стороной договора, собирать денежные средства с родителей и осуществлять расчеты с охранным предприятием. Таким образом, с согласия администрации образовательного учреждения «Гимназия № 3» незаконно заключен трехсторонний договор на оказание охранных услуг, расчеты с ООО ЧОП «Регион» неправомерно производились, минуя счет образовательного учреждения. Несоответствие положений договоров, заключаемых с охранными предприятиями, и проведение наличных расчетов выявлены при проверке предоставления охранных услуг в деятельности МОУ СОШ № 31 (г. Мурманск) и МОУ СОШ № 7 (г. Апатиты). Факт навязывания родителям предложений об оказании благотворительной помощи установлен в деятельности МОУ СОШ № 7 (г. Мончегорск), которой с родителями обучающихся заключен договор «о взаимоотношениях». Пунктом 3.10 договора на родителей возлагалась обязанность принимать участие в ремонте и поддержании санитарно-гигиенических норм классной комнаты, а именно: утеплять окна, проводить ежегодный косметический ремонт. При этом подпунктом «г» п. 4.2 договора предусмотрено право образовательного учреждения на отчисление учащегося решением администрации за «нарушение родителями или лицами, их заменяющими, одного из пунктов настоящего договора». Помимо того, что на родителей возлагаются обязанности сверх предусмотренных законом, договор позволял администрации исключать из образовательного учреждения учащихся, родители которых не принимали участие в ремонте классов, что противоречило требованиям ст. 19 Закона РФ «Об образовании». По протесту прокурора отменен п. 10 Основных направлений совершенствования организации школьного питания муниципальной целевой программы «Школьное питание» на 2008 - 2011 гг., утвержденной постановлением главы муниципального образования г. Полярные Зори № 415 от 08.07.2008, которым незаконно предусматривались в качестве источников финансирования денежные средства родителей. Факты нарушений бюджетного законодательства и законодательства о бухгалтерском учете и отчетности, законодательства о благотворительной помощи в деятельности образовательных учреждений области носят распространенный характер, что подтверждают результаты горячей линии, проведенной органами прокуратуры области 30 октября 2008 г. Только за один день в органы прокуратуры поступило 16 обращений, касающихся вопросов принудительных сборов с родителей в образовательных учреждениях области. Как показала проверка, одной из причин сложившейся ситуации с привлечением внебюджетных средств явился тот факт, что у образовательных учреждений отсутствовали самостоятельные расчетные счета. Все расчеты производились посредством централизованных бухгалтерий. Результаты настоящей проверки показали, что состояние законности в части реализации образовательными учреждениями права на привлечение внебюджетных средств осуществляется с грубейшими нарушениями законодательства, что приводит к нарушениям прав граждан на общедоступное и бесплатное общее образование. По всем выявленным нарушениям закона приняты меры прокурорского реагирования, включая представление в адрес министра образования и науки Мурманской области. По результатам их рассмотрения приняты меры к устранению допущенных нарушений и привлечению виновных лиц к ответственности. Прокурорам направлено информационное письмо, губернатору области направлена информация о состоянии законности, результаты проверки обсуждены на коллегии прокуратуры области.

Еще по теме Актуальные вопросы организации прокурорского надзора за исполнением законодательства об образовании:

  1. НЕКОТОРЫЕ ВОПРОСЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА О РЫНКЕ ЦЕННЫХ БУМАГ
  2. О.С. Капинус и др.. Прокурорский надзор за исполнением законодательства в сфере экономики, 2010
  3. Под общей редакцией Н.Н. Карпова. АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПРОКУРОРСКОГО НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ И ЗАКОННОСТЬЮ ПРАВОВЫХ АКТОВ Сборник статей Часть II, 2011
  4. Д.В. Григорьев и др.. Прокурорский надзор за исполнением законодательства о порядке рассмотрения обращений граждан, 2010
  5. Баскакова С.И.. Прокурорский надзор за исполнением законодательства об охране атмосферного воздуха, 2010
  6. § 4. Организация прокурорского надзора в сфере исполнения наказаний
  7. § 2. Организация прокурорского надзора за исполнением законов органами, осуществляющими оперативно-розыскную деятельность
  8. Т е м а 7. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ (ОБЩИЙ НАДЗОР)
  9. § 5. Организация прокурорского надзора за исполнением законов и законностью правовых актов
  10. ПРИКАЗ ГЕНЕРАЛЬНОГО ПРОКУРОРА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина" от 22 мая 1996 г. № 30
  11. ПРОБЛЕМЫ РАЗГРАНИЧЕНИЯ ПРЕДМЕТОВ НАДЗОРА ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ БЮДЖЕТНОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА И НАЛОГОВОГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА
  12. Т Е М А 10. ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ СУДЕБНЫМИ ПРИСТАВАМИ
  13. Винокуров А.Ю.. Прокурорский надзор за исполнением законов судебными приставами-исполнителями: пособие, 2012
  14. Глава VII ПРОКУРОРСКИЙ НАДЗОР ЗА ИСПОЛНЕНИЕМ ЗАКОНОВ В СТАДИИ ИСПОЛНЕНИЯ ПРИГОВОРОВ
  15. Т.Л. Козлов и др. Выявление нарушений законодательства о противодействии коррупции средствами прокурорского надзора: методич. рекомендации, 2012
  16. Н.В. Крючкова, А.В. Паламарчук, А.Е. Русецкий. Прокурорский надзор за исполнением законов о безопасности дорожного движения: пособие, 2012
  17. Черепанова И.В.. Прокурорский надзор за исполнением законов о внешней трудовой миграции: лекция, 2012

- Авторское право - Аграрное право - Адвокатура - Административное право - Административный процесс - Акционерное право - Бюджетная система - Горное право‎ - Гражданский процесс - Гражданское право - Гражданское право зарубежных стран - Договорное право - Европейское право‎ - Жилищное право - Законы и кодексы - Избирательное право - Информационное право - Исполнительное производство - История политических учений -

Судебная практика и законодательство - Приказ Генпрокуратуры России от 07.12.2007 N 195 (ред. от 21.06.2016) "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина"

С учетом характера возложенных на прокуратуру Российской Федерации публичных функций, связанных с поддержанием правопорядка и обеспечением своевременного восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан и их объединений, предполагается, что органы прокуратуры должны адекватно реагировать с помощью всех доступных им законных средств на ставшие известными факты нарушения законов независимо от источника информации, включая информацию, полученную прокурором самостоятельно на законных основаниях. Такой подход нашел отражение в приказе Генерального прокурора Российской Федерации от 7 декабря 2007 года N 195 "Об организации прокурорского надзора за исполнением законов, соблюдением прав и свобод человека и гражданина", согласно пункту 6 которого органам прокуратуры поручено проводить проверки исполнения законов на основании поступившей к ним информации (обращений граждан, должностных лиц, сообщений средств массовой информации и т.п.), а также других материалов о допущенных правонарушениях, требующих использования прокурорских полномочий, в первую очередь - для защиты общезначимых или государственных интересов, прав и законных интересов групп населения, трудовых коллективов, репрессированных лиц, малочисленных народов, граждан, нуждающихся в особой социальной и правовой защите; при этом к поводам прокурорской проверки отнесены материалы уголовных, гражданских, арбитражных и административных дел, результаты анализа статистики, прокурорской и правоприменительной практики, а также другие материалы, содержащие достаточные данные о нарушениях законов.