К экономическим основам конституционного строя рф относятся. Экономические и социальные основы конституционного строя рф

1. Экономические основы конституционного строя.

В РФ гарантируются единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка конкуренции, свобода экономической деятельности. В РФ признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. Право частной собственности охраняется законом.

Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в РФ как основа жизни и деятельности народов, проживающих на соответствующей территории. Земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности. Граждане и их объединения вправе иметь в частной собственности землю. Владение, пользование и распоряжение землей и другими природными ресурсами осуществляются их собственниками свободно, если это не наносит ущерба окружающей среде и не нарушает прав и законных интересов иных лиц.

2. Социальные основы конституционного строя.

РФ – социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Направления деятельности государства в социальной сфере:
1) охрана труд и здоровья людей;
2) установление гарантированного минимального размера оплаты труда;
3) обеспечение государственной поддержки семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан;
4) развитие системы социальных служб;
5) установление государственных пенсий, пособий и иных гарантий социальной защиты.

Политика социального государства направлена на создание условий обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека. Условиями этого выступают: достойный человека прожиточный минимум, материальная обеспеченность, возможность обладать и пользоваться материальными и социальными благами, включая жилище и медицинское обслуживание, личную безопасность и социальное обеспечение, доступ к ценностям культуры. Достойная жизнь включает и свободное развитие человека, его физическое, умственное и нравственное совершенствование.

22. Духовные основы. Конституция РФ внесла немало нового и в конституционные основы духовной жизни общества и государства. Если раньше в конституциях нашей страны достаточно жестко закреп­лялось идейно-политическое единство общества на основе идеологии марксизма-ленинизма как идеологии рабочего класса, то ныне речь идет о признании идеологического многообразия, о том, что никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной (ч. 1 и 2 ст. 13). В соответствии с этим общим принципом гл. 2 Конституции РФ среди других прав человека и гражданина в ст. 29 указывает, что: каждому гарантируется свобода мысли и слова; никто не может быть принужден к выражению своих мыслей и убеж­дений или отказу от них; каждый имеет право свободно искать, полу­чать, передавать, производить и распространять информацию любым законным способом; гарантируется свобода массовой информации, а цензура запрещается; не допускаются пропаганда и агитация, возбуж­дающие социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду; запрещается пропаганда социального, расового, наци­онального, религиозного или языкового превосходства.

Принцип идеологического многообразия в российском обществе и государстве находит свое выражение и в отношении к религии. Опре­делив РФ как светское государство, Конституция РФ в главе об осно­вах конституционного строя провозглашает, что никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной и что религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (ст. 14). Вместе с тем ст. 28 гласит, что каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедо­вать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять ре­лигиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. Эти конституционные положения подробно раскрываются в законе «О сво­боде вероисповедания» (октябрь 1990 г.),* принятом ранее действую­щей Конституцией РФ, но полностью ей соответствующем.

Конституция РФ гарантирует каждому и свободу литературного, художественного, научного, технического и других видов творчества, преподавания. Интеллектуальная собственность охраняется законом. Каждый имеет право на участие в культурной жизни и пользование учреждениями культуры, на доступ к культурным ценностям. Каждый обязан заботиться о сохранении исторического и культурного насле­дия, беречь памятники истории и культуры (ст. 44). В соответствии с этим Основы законодательства РФ о культуре указывают, что органы государственной власти и местного самоуправления не вмешиваются в творческую деятельность, за исключением случаев открытой пропаган­ды войны, насилия, жестокости, расовой и классовой нетерпимости, порнографии.

Особое внимание уделяется в Конституции РФ закреплению права на образование и основ системы образования. Гарантируются общедо­ступность и бесплатность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях и на предприятиях. Каждый вправе на конкурсной основе бесплатно получить высшее образование в государ­ственном или муниципальном образовательном учреждении и на пред­приятиях. Основное общее образование (т.е. в объеме 9 классов) явля­ется обязательным, и на родителей или лиц, их заменяющих, Консти­туция возлагает обязанность обеспечения получения детьми такого об­разования. РФ устанавливает федеральные государственные образовательные стандарты, поддерживает различные формы образования и самообразования (ст. 43).

Правовой статус личности – это прежде всего правовое положение человека, которое отражает его действительное состояние при взаимодействии с государством и обществом. Классификация правовых статусов личности прежде всего проводится по сфере действия и структуре правовых систем. Различают правовые статусы:

1) общий, который включает в себя, помимо внутригосударственных, права, свободы, обязанности и гарантии, выработанные международным сообществом и зафиксированные в международно-правовых документах;

2) конституционный. Данный статус должен обладать устойчивостью, его существование длится до тех пор, пока основные общественные отношения не изменятся в корне и своем большинстве;

3) отраслевой, который состоит из правомочий и иных компонентов, опосредованных отдельной или комплексной отраслью правовой системы (гражданским, трудовым, административным правом и др.);

4) родовой. Родовой статус личности выражает специфику правового положения конкретных категорий людей, имеющих какие-нибудь дополнительные субъективные права и обязанности;

5) индивидуальный статус показывает особенности положения отдельного человека в зависимости от его возраста, профессии, пола, участия в управлении государственными делами и т. п.

Защита общего правового статуса личности предусмотрена как внутренним законодательством, так и международным правом. Его характерным признаком считают стабильность, которая обусловлена особенностями самой человеческой жизни и предполагает установление в обществе нормального правопорядка, разумных и предсказуемых его изменений, способных обеспечивать сохранение генофонда страны, темпы производства материальных, а также духовных ценностей, свободное развитие каждой личности. Как любая основа, на которой образуются новые качества, стабильность конституционного статуса личности зависит от того, как полно она будет соответствовать действительным общественным отношениям.

В структуру понятия правового статуса входят также следующие элементы: 1) правовые нормы, устанавливающие данный статус; 2) правосубъектность;

3) основные права и обязанности; 4) законные интересы; 5) гражданство; 6) юридическая ответственность; 7) правовые принципы; 8) правоотношения общего типа.

Наименование параметра Значение
Тема статьи: Конституционные основы экономического строя в РФ.
Рубрика (тематическая категория) Государство

Экономические основы представляют из себябазис конституционного строя и складываются из отношений собственности, обмена, распределœения и потребления материальных и духовных блаᴦ. Экономические отношения, как правило, возникают и развиваются объективно, но общество и государство, используя законодательство и социальные нормы, могут оказывать на них существенное влияние. Известны две возможные модели экономической системы: рыночная и планово-регулируемая. Составляющими элементами экономических основ конституционного строя являются: отношения собственности (существуют две основные формы собственности - частная и публичная, всœе остальные формы производны от них); производство материальных благ, в базе которого лежит созидательный труд человека. Публичная собственность является в отличие от частной неделимой. Субъектами права публичной собственности могут являться государство в целом, его составные части (в федерации - субъекты, в унитарном государстве - административно-территориальные единицы), самоуправляющиеся местные территориальные общности или их органы. От имени РФ и ее субъектов права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 Гражданского кодекса РФ (см. также ч. 3 ст. 214 этого Кодекса). Следует подчеркнуть, по мнению ряда исследователœей и политиков, что Гражданский кодекс РФ - второй по значению после Конституции РФ законодательный акт, поскольку, в частности, он содержит важнейшие институты и правила, необходимые, для регулирования базовых экономических отношений. Ныне действуют первая, вторая и третья части ГК РФ. Право частной собственности охраняется законом, это специально подчеркивается в ч. 1 ст. 35 Конституции. Субъектами права частной собственности признаются граждане и юридические лица. Возможен переход из частной собственности в публичную - национализация, а также из публичной в частную - приватизация. Российское государство признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности. При этом земля, другие природные ресурсы также могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9 Конституции). Другим важным элементом экономической основы конституционного строя является материальное производство. Ни одно общество не способно существовать, ничего не производя, в связи с этим оно заинтересовано в создании благоприятных условий для труда человека. Право граждан свободно распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду является основой трудовых отношений. Большое значение придается также предпринимательской деятельности, свобода которой гарантируется государством. В РФ обеспечивается единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг, финансовых средств, поощряется добросовестная конкуренция.

В качестве экономической основы конституционного строя Российской Федерации выступает социальное рыночное хозяйство, в рамках которого производство и распределœение товаров и благ осуществляется на базе рыночных отношений (ст. 8 Конституции РФ).

Экономические основы конституционного строя РФвключают:

· разнообразие и равенство всœех форм собственности (государственная, муниципальная, частная и иные), в т.ч. на землю и другие природные ресурсы - право каждого иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; никто не должна быть лишен своего имущества иначе, как по решению суда; принудительное отчуждение имущества для государственных нужд в случае крайне важно сти производится лишь при условий предварительного и равноценного возмещения (ст. 35 Конституции РФ);

· свобода экономической деятельности и свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств предполагает: возможность беспрепятственного создания и преобразования предприятий, распоряжения продуктами своей деятельности с целью извлечения прибыли; свободу торговли, банковской и биржевой деятельности, создание хозяйственных объединœений;

· добросовестная конкуренция и ее поддержка государством - выражается в подавлении монополизма и монополистических тенденций в борьбе за получение прибыли (ч. 2 ст. 34 Конституции РФ) и включает разгосударствление, приватизацию и акционирование предприятий, специальные антимонопольные меры, стимулирование инвестиционной активности. (Закон ʼʼО конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынкахʼʼ от 22 марта 1991 ᴦ.);

· единство экономического пространства - означает свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; территория России представляет собой своеобразный общий рынок с едиными правилами.

Конституционные основы рыночной экономики не только не исключают, но и предполагают государственное регулирование экономических отношений, наличие государственных предприятий и учреждений, в т.ч. и субъектов Федерации, а также возможность административного вмешательства в экономическую жизнь.

Конституционные основы экономического строя в РФ. - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Конституционные основы экономического строя в РФ." 2017, 2018.


Институт основ конституционного строя Российской Федерации закрепляет основополагающие принципы определяющие развитие общества в целом и обеспечивающие реальное осуществление народом его суверенной воли.
Многообразие и свобода экономической деятельности РФ закреплены в ст. 8, 9 Конституции Российской Федерации. Экономические основы представляют собой экономический базис конституционного строя и складываются из отношений собственности, обмена распределения и потребления материальных и духовных благ. Экономические отношения как правило возникают и развиваются объективно, вместе с тем, общество и государство, используя законодательство и социальные нормы, могут оказывать на них существенное влияние.
Составляющими элементами экономических основ конституционного строя являются:
- отношения собственности (существуют две основные формы собственности - частная и публичная, все остальные формы производны от них);
- производство материальных благ, в основе которого лежит созидательный труд человека.
Публичная собственность является, в отличие от частной, неделимой. Субъектами права публичной собственности могут являться государство в целом, его составные части (в федерации - субъекты, в унитарном государстве - административно-территориальные единицы), самоуправляющиеся местные территориальные общности или их органы.
От имени Российской Федерации и ее субъектов права собственника осуществляют органы и лица, указанные в ст. 125 Гражданского кодекса РФ (см. ч. 3 ст. 214 ГК). Следует подчеркнуть, что Гражданский кодекс РФ - второй по значению после Конституции РФ законодательный акт, поскольку, в частности, он содержит все важнейшие институты и правила, необходимые для регулирования всех основных экономических отношений.
Право частной собственности охраняется законом, это специально подчеркивается в ч. 1 ст. 35 Конституции. Субъектами права частной собственности признаются граждане и юридические лица. Возможен перевод из частной собственности в публичную - национализация, а также из публичной в частную - приватизация. Российское государство признает и защищает равным образом частную, государственную, муниципальную и иные формы собственности. При этом земля и другие природные ресурсы также могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности (ч. 2 ст. 9 Конституции).
Другим важным элементом экономической основы конституционного строя является материальное производство. Ни одно общество не способно существовать, ничего не производя, поэтому оно заинтересовано в создании благоприятных условий для труда человека.
В основе трудовых отношений лежит право граждан свободно распоряжаться своими способностями к производительному и творческому труду. Большое значение придается также предпринимательской деятельности, свобода которой также гарантируется государством.

Еще по теме 11. Экономические основы конституционного строя.:

  1. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ОСНОВ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ И БЕЗОПАСНОСТИ ГОСУДАРСТВА
  2. § 1. Общая характеристика и виды преступлений против основ конституционного строя и безопасности государства

Политические отношения в обществе, их характер и природа определяются типом производственных отношений, образующих реальный базис, над которым возвышается политическая и идеологическая надстройка.

Экономические отношения обуславливают качество общественной системы. Для ее нормального функционирования и развития необходимо единство экономической, социальной, политической и идеологической сфер. Поэтому важное значение имеет выявление взаимосвязи политической организации общества и его экономической и социальной структуры.

Что следует понимать под экономической системой общества? Для ответа на поставленный вопрос, приведу два наиболее распространенных определения:

Первое - под экономической системой принято понимать способ производства и присущий ему тип собственности, цели общественного производства, принципы распределения общественного продукта и основы руководства экономикой;

Второе - экономическая система представляет собой совокупность экономических отношений, в которые вступают люди в процессе производства, распределения и потребления совокупного общественного продукта.

Как первое, так и второе определение исходит из того, что государство посредством законодательных мер, а также сформированных и установленных социальных норм и определенного мировоззрения регулирует соответствующую группу общественных отношений.

Конституция Российской Федерации 1993 года не содержит специального раздела об экономической основе государства и общества, не устанавливает какую-либо форму собственности в качестве основной, равно как и не предусматривает каких бы то ни было ограничений для других форм собственности. Действующая Конституция Российской Федерации обязывает государство обеспечивать свободу экономической деятельности и поддерживать конкуренцию, запрещая лишь монополизацию этой деятельности и недобросовестную конкуренцию, провозглашает равенство всех форм собственности и их равную защиту.

Поэтому, экономической основой конституционного строя Российской Федерации является находящаяся в стадии становления рыночная экономика. Гарантии ее эффективного функционирования зафиксированы в статье 8 Конституции Российской Федерации. К ним относится:

Единство экономического пространства страны, свобода перемещения, финансовых и иных ресурсов;

Свобода конкуренции;

Свобода экономической деятельности.

Под гарантией единства экономического пространства подразумевается обеспечение государством идентичных условий для всех, не противоречащих закону, форм экономической деятельности, единство правового регулирования гражданских отношений, а также форм и методов защиты нарушенных прав на всей территории Российской Федерации, единство гражданского, гражданско-процессуального и арбитражно-процессуального законодательства. Согласно п. "о" ст. 71 Конституции Российской Федерации эти отрасли отнесены к предметам исключительного ведения Федерации.

Под гарантией свободного перемещения; услуг и финансовых средств подразумевается обеспечение экономического режима при отсутствии внутренних таможенных границ, равным положением предпринимателей на всей территории Российской Федерации вне зависимости от места их регистрации или расположения.

Гарантией свободы конкуренции является прежде всего ее поддержка государством через осуществление им обязанности ограничивать монополизм в сферах конкурентного предпринимательства, обеспечивать контроль и регулировать деятельность производителей-монополистов в сферах естественных и иных монополий, а также формировать такое законодательство, которое бы объективно содействовало появлению новых предпринимателей во всех сферах производства и создавало им преимущества на первоначальном этапе деятельности.

К гарантиям обеспечения принципа свободы экономической деятельности можно отнести и те, которые упоминались при рассмотрении принципа единства экономического пространства, свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств, свободы конкуренции, а также юридическое закрепление равноправия всех форм собственности и свободы предпринимательской деятельности. Однако, центральное место среди них принадлежит конституционным нормам, служащим основой всего правового регулирования отношений собственности.

Конституционное регулирование отношений собственности имеет свою специфику. Конституция Российской Федерации, юридически закрепляет формы собственности, исходит из того, что экономической системе Российской Федерации присуща собственность в ее различных формах. В ч. 2 статьи 8 Конституции признаются и защищаются равным образом частная, государственная, муниципальная и иные формы собственности. В статье 9 Конституции Российской Федерации также устанавливается, что земля и другие природные ресурсы могут находиться в частной, государственной, муниципальной и иных формах собственности.

Так как Конституция Российской Федерации закрепляет, в принципе, многообразие форм собственности, вопрос о том, какие именно объекты будут относиться к той или иной форме собственности, определяются ст. ст. 213, 214, 215 Гражданского кодекса Российской Федерации.

Гарантированное ч. 2 ст. 8 Конституции Российской Федерации юридическое равенство форм собственности, равное их признание и защита предполагают одинаковую защиту всеми допустимыми средствами и способами, не противоречащих законодательству. В статье 35 Конституции установлено, что право частной собственности охраняется законом. В этом случае под охраной права частной собственности следует понимать как охрану права собственности на вещи, принадлежащие частному лицу (физическому или юридическому), как и охрану осуществляемой частными лицами хозяйственно-экономической деятельности на базе принадлежащего им имущества.

Нормы, содержащиеся в ст. 35 Конституции Российской Федерации, получают свое развитие в административном, уголовном законодательстве, а также в нормах земельного, экологического, природно-ресурсового законодательства. Так, в Уголовном кодексе Российской Федерации этому вопросу посвящены: глава 21 - преступления против собственности (ст. ст. 158-168); глава 22 - преступления в сфере экономической деятельности (ст. ст. 169-200); глава 23 - преступления против интересов службы в коммерческих и иных организациях (ст. ст. 201-204); в Кодексе об административных правонарушениях Российской Федерации вопросам охраны собственности посвящена глава 7 - административные правонарушения в области охраны собственности (ст. ст. 7.1-7.28); в иных отраслевых нормативных правовых актах также содержатся определенные меры воздействия, применяемые к нарушителям установленных в них правил.

Еще по теме §1. Экономическая основа конституционного строя Российской Федерации:

  1. § 1. Конституционный строй Российской Федерации: понятие, содержание
  2. §2. Социальные основы конституционного строя Российской Федерации
  3. Фактические коллизии (на основе решений Конституционного Суда Российской Федерации и конституционных судов республик в составе России о признании неконституционными нормативных правовых актов)
  4. Глава IV. СООТНОШЕНИЕ ФЕДЕРАЛЬНЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ НАЧАЛ В СИСТЕМЕ ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ
Конституционное право РФ. Конспект лекций Некрасов Сергей Иванович

6.3. Экономические и политические основы конституционного строя

В последние десятилетия отмечается тенденция к расширению объекта конституционно-правового регулирования за счет включения сюда основ политической, социальной, экономической и духовной жизни общества. Принципиально важно, что правовым регулированием вообще и конституционно-правовым регулированием в частности должны охватываться именно основы указанных сфер общественных отношений, поскольку чрезмерное вмешательство государства в дела гражданского общества свидетельствует о недемократическом, неправовом характере такого государства. Конституция РФ (гл. 1) содержит и некоторые базовые принципы, которые могут быть отнесены к экономическим и политическим основам конституционного строя России.

В подходе к государственному регулированию экономической деятельностью в России в 1990-х гг. произошли принципиальные изменения: государство сегодня не учреждает экономический строй и не осуществляет детальную регламентацию всех сторон экономической деятельности, а лишь обеспечивает правовыми средствами функционирование рыночной экономики. Именно такой подход закреплен в российском Основном Законе.

К конституционным принципам рыночной экономики в России можно отнести (ст. 8, 9 Конституции РФ): единство экономического пространства; свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств; свободу экономической деятельности и государственную поддержку конкуренции; многообразие и равенство форм собственности.

Указанным конституционным положениям корреспондируют нормы ст. 71 и 72 Конституции РФ, в соответствии с которыми установление правовых основ единого рынка, финансовое, валютное, кредитное, таможенное регулирование, денежная эмиссия, основы ценовой политики, гражданское, земельное и природоохранное законодательство, установление налоговой системы и общих принципов налогообложения и сборов в России отнесено либо к исключительному ведению Российской Федерации, либо к совместному ведению Российской Федерации и ее субъектов (при безусловном приоритете федеральных норм). Таким образом, ни в одной составной части России не может осуществляться собственное, отличное от общегосударственных подходов, правовое регулирование отмеченных важных принципов экономической системы.

Базовые принципы рыночной экономики, закрепленные в гл. 1 Конституции РФ, развиваются в других конституционных положениях. Так, в развитие нормы о поддержке конкуренции (ч. 1 ст. 8) ч. 2 ст. 34 Конституции запрещает экономическую деятельность, направленную на монополизацию и недобросовестную конкуренцию. Одним из первых рыночных российских законов был Закон РСФСР от 22.03.1991 № 948-1 «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках».

Отношения собственности - отношения гражданско-правовые, хотя институт права собственности, вне всякого сомнения, является комплексным, межотраслевым. Здесь можно вычленить, помимо собственно правового, философский, экономический, социальный, этический, нравственный, психологический и иные аспекты. Именно собственность определяет политическую, экономическую, социальную системы, духовную сферу жизни общества. Существуют вполне обоснованные взгляды на право собственности как на политическое право. Именно поэтому как принципиально важные (а во многом - революционные) следует рассматривать положения ч. 2 ст. 8 Конституции РФ о признании и равной защите частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности.

Принцип неприкосновенности собственности в Российской Федерации нельзя трактовать как абсолютный: право собственности (и частной, и публичной) в любом современном цивилизованном государстве уже не рассматривается как «священное и неприкосновенное», как и всякое право, оно может быть ограничено. Однако в соответствии с ч. 3 ст. 35 Конституции РФ никто не может быть лишен своего имущества иначе как по решению суда, а принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть осуществлено только при условии предварительного и равноценного возмещения. Это положение требует разъяснения.

Во-первых, речь здесь идет не о собственности в узком смысле слова, а об имуществе вообще, включая и имущественные права (например, заключенные в ценных бумагах, а также заработная плата, в том числе и неполученная, и т. п.).

Во-вторых, термин «решение суда» следует толковать расширительно, понимая под ним решение как таковое, т. е. процессуальный акт суда, рассматривающего гражданские дела, и приговор суда, рассматривающего дела уголовные (в частности, при применении конфискации имущества или штрафа).

В-третьих, данному конституционному положению не соответствует ряд норм отраслевого (налогового, таможенного, административного) законодательства, допускающих лишение имущества частных лиц без судебного решения, в частности, о бесспорном списании с банковских счетов налогоплательщиков - юридических лиц недоимок по налогам, об изъятии в административном порядке имущества, составляющего предмет контрабанды, не прошедшего надлежащего таможенного оформления, орудий совершения преступления, незаконного промысла, улова и т. п.

При оценке и разрешении подобных юридических коллизий нельзя обойтись без учета правовой позиции Конституционного Суда РФ, неоднократно высказывавшейся в ряде постановлений и определений. Конституционный Суд РФ подтвердил незыблемость конституционного положения о невозможности лишения кого-либо права на имущество (прежде всего права собственности) без судебного решения, признав неконституционность соответствующих положений оспариваемых нормативных актов (Таможенного кодекса РФ, Кодекса РФ об административных правонарушениях и др.). Однако Суд пояснил, что не исключено временное изъятие имущества у частных лиц в административном порядке в целях реализации публичных интересов (в частности, при совершении таможенных и иных административных правонарушений). Такие меры превентивного характера направлены на обеспечение сохранности имущества, которое подлежит конфискации, и сами по себе не влекут прекращения права собственности на это имущество. Моментом же прекращения права собственности на конфискованное имущество у частных лиц и, соответственно, возникновения права государственной собственности на это имущество является вступление в законную силу решения суда либо истечение срока на обжалование решения о конфискации. Кроме того, судебного решения не требуется для изъятия имущества у частных лиц за совершенные правонарушения в случаях, когда гражданин или юридическое лицо добровольно соглашается заплатить определенную сумму (например, штраф).

Чрезмерное вмешательство государства недопустимо не только в сферу экономики, но и в сферу идеологии и политики. Конституция РФ не закрепляет политическую систему общества, исходя из того, что эта система в конечном счете создается инициативой свободных личностей. В качестве одной из основ конституционного строя ст. 13 Конституции РФ закрепляет идеологическое и политическое многообразие (плюрализм). Данные положения непосредственно связаны с такими конституционными правами и свободами, как свобода совести и вероисповедания, свобода выражения мнений и убеждений, свобода мысли и слова, свобода информации, свобода творчества, право на объединение, свобода собраний, митингов и демонстраций и др. В России никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной. Недопустимо идеологическое преследование официально не одобряемых направлений в науке, искусстве, религиозной деятельности и т. п.

На идеологическом многообразии основывается многообразие политическое, проявляющееся в наличии разнообразных направлений практической политической деятельности. Важнейшая роль в этой деятельности принадлежит политическим партиям и иным общественным объединениям, преследующим те или иные политические цели. Статус различных видов общественных объединений (общественных организаций, общественных движений, общественных фондов, общественных учреждений, органов общественной самодеятельности, профсоюзов, религиозных организаций и др.) закреплен в Федеральном законе от 19.05.95 № 82-ФЗ «Об общественных объединениях» с изм. и доп., а также в других законах и иных правовых актах.

В ряду общественных объединений особое место принадлежит политическим партиям. Если общественная организация (или объединение) может быть создана для реализации любых некоммерческих целей, то политической партией организация, не преследующая политических целей, быть не может. Конституция РФ конкретно о политических партиях практически не говорит ничего, подробное же регулирование статуса этого вида общественных объединений осуществляется Федеральным законом от 11.07.01 № 95-ФЗ «О политических партиях» с изм. и доп. Конституция РФ и действующее законодательство формально-юридически закрепляют в России многопартийную систему (именно многопартийность является внешним выражением политического плюрализма).

Закрепляя равенство политических партий и общественных объединений перед законом, ч. 5 ст. 13 Конституции РФ определяет пределы идеологического и политического плюрализма. Демократическое государство не должно допускать деятельность политизированных институтов гражданского общества, стремящихся изменить основы конституционного строя неконституционным, насильственным путем. Правовая государственность несовместима с распространением в обществе фашистской, расистской, антисемитской, антиисламской и иных подобных идеологий. Поэтому в России установлен ряд запретов на создание и деятельность таких общественных объединений, цели или действия которых направлены на: насильственное изменение основ конституционного строя; нарушение целостности Российской Федерации; подрыв безопасности государства; создание вооруженных формирований; разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни.

Тема 6 Основы конституционного строя России 6.1. Понятие конституционного строя и его основ Конституционный строй - понятие комплексное, более широкое, чем государственный строй, но, в свою очередь, более конкретизированное и юридизированное по сравнению со строем

6.1. Понятие конституционного строя и его основ Конституционный строй - понятие комплексное, более широкое, чем государственный строй, но, в свою очередь, более конкретизированное и юридизированное по сравнению со строем общественным. В обобщенном плане определить его

Глава 1. Основы конституционного строя Статья 1 1. Российская Федерация – Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.2. Наименования Российская Федерация и Россия

Глава 1 ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ Статья 1 1. Российская Федерация - Россия есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.2. Наименования Российская Федерация и Россия

27. Экономические и политические предпосылки образования сословно-представительной монархии в России, ее характерные черты Сословно-представительная монархия – форма государственного правления, при которой монарх (царь) управляет государством совместно с выборными

2.2 Основы конституционного строя Конституционный строй представляет собой определенную форму, определенный способ организации государства, закрепленный в его конституции. Принятие конституции само по себе означает установление обязанности государства следовать

ГЛАВА 1. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ СТАТЬЯ 2 Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина – обязанность

ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРАВА КОНКУРЕНЦИИ Конкурентный рынок позволяет максимально эффективно распределять ограниченные ресурсы, в рамках конкурентного рынка достигается наиболее точный баланс спроса и предложения. В реальности такая ситуация недостижима: на рынок

Преобразования конституционного строя В период государственно-политической диктатуры собственно единого нового конституционного закона выработано не было. Но это была в принципе другая государственная организация, в основании которой лежали совершенно иные, чем

Эволюция конституционного строя ГДР Государственно-политическое определение Восточной Германии - Германской Демократической республики - пошло по принципиально иному пути создания социалистической государственности, причем, в силу особой значимости для СССР

15. Основы конституционного строя Российской Федерации Основы конституционного строя Российской Федерации закреплены в первой главе Конституции РФ. Поэтому никакие другие положения Конституции РФ не могут противоречить основам конституционного строя. Конституция РФ

15. ОСНОВЫ КОНСТИТУЦИОННОГО СТРОЯ Конституционный строй – организация государственной и общественной жизни, при которой власть государства имеет демократический, правовой характер, а права, свободы, честь и достоинство человека признаются высшей ценностью, их

§ 19. Основы конституционного строя Конституция РФ начинается словами: «Мы, многонациональный народ Российской Федерации…» Эта торжественная преамбула имеет огромное юридическое значение. В ней выражены важнейшие государственно-правовые идеи Конституции, говорится о