Социальная направленность личности. Социальная направленность стратегии деятельности предприятий

Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. По подсчетам американских ученых, правильный выбор професссии в 2-2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10-15% увеличивает производительность труда и в 1,5-2 раза уменьшает стоимость обучения кадров.

Для оценки профессионального личностного типа применяют методику Джона Голланда. Согласно его концепции он выделил 6 типов социальной направленности личности.

1. Реалистический тип - несоциальный, ориентированный на настоящее, эмоционально стабильный, занимающийся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдает предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности. Развиты математические, невербальные способности.
Рекомендуются профессии: механик, электрик, инженер, агроном и т.д.

2. Интеллектуальный тип - несоциален, аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические ценности, любит решать задачи, требующие абстрактного мышления, интеллектуал. Гармонично развиты вербальные и невербальные способности.
Рекомендуются профессии научного характера: ботаник, астроном, математик, физик и т.д.

3.Социальный тип - обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Черты его характера: стремление поучать и воспитывать, психологический настрой на человека, гуманность. Представитель данного типа старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем; активен, но часто зависим от мнения группы людей. Проблемы решает опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладает хорошими вербальными способностями.
Рекомендуются профессии: врач, учитель, психолог и т.д.

4. Конвенциальный тип - предпочитает четко структурированную деятельность. Характер стереотипный, конкретный, практический. Не проявляет критичность, оригинальность, консервативен, зависим, не любит смену деятельности. Слабо развиты организаторские способности, преобладают математические способности.
Рекомендуются профессии, связанные с канцелярией и расчетом.

5. Предприимчивый тип - избирает цели. которые позволяют проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, любит приключения. Представитель данного типа доминантен, любит признание, любит руководить. Ему не нравится практический труд, а также занятия требующие интеллектуальных усилий, усидчивости. Хорошо решает задачи, связанные с руководством, статусом и властью, агрессивен и предприимчив, обладает хорошими вербальными способностями.
Рекомендуются профессии: артист, журналист, телеоператор, заведующий, директор, дипломат и т.д.

6. Артистический тип - опирается на эмоции, воображение, интуицию; имеет сложный взгляд на жизнь. Независим в решениях, оригинален. Высоко развиты моторные и вербальные способности. Для представителей данного типа характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего "я". Он несоциален в том смысле, что не придерживается условностей общества.
Рекомендуются творческие занятия: музыка, рисование, литературное творчество и т.д.


Развитие самооценки. Я- концепция.

Возвращаясь к объекту нашего исследования, особо важно будет подчеркнуть проблему юношеского самоосознания собственной индивидуальности, неповторимости и непохожести на других, формирование устойчивой самооценки и ее более широкого конструкта- Я-концепции. Важно заметить, что Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Формирование, разви­тие и изменение Я-концепции обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда (семья, школа, многочисленные формальные и нефор­мальные группы, в которые включена личность) оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции. Фундаментальное влияние на формирование Я-концепции в процессе социализации оказывает семья. Причем это влияние сильно не только в период самой ранней социализации, когда семья является единственной (или абсолютно доминирующей) социальной средой ребенка, но и в дальнейшем. С возрастом все более весомым в развитии Я-концепции становит­ся значение опыта социального взаимодействия в школе и в неформальных груп­пах. Однако вместе с тем семья как институт социализации личности продолжает играть важнейшую роль и в подростковом, и в юношеском возрасте.

В самом общем виде в психологии принято выделять две формы Я-концепции - реальную и идеальную. Однако возможны и более частные ее виды, например, профессиональная Я-концепция личности или Я-профессиональное. В свою оче­редь, профессиональная Я-концепция личности также может быть реальной и иде­альной.

Понятие «реальная», как справедливо замечает X. Ремшмидт, отнюдь не пред­полагает, что эта концепция реалистична. Главное здесь - представление лично­сти о себе, о том, «какой я есть». Идеальная же Я-концеп­ция (идеальное «Я») - это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»).

Конечно, реальная и идеальная Я-концепции не только могут не совпадать, но в большинстве случаев обязатель­но различаются. Расхождения между реальной и идеаль­ной Я-концепцией могут иметь различные, как негативные, так и позитивные следствия. С одной стороны, рассогласо­вание между реальным и идеальным Я может стать источ­ником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной Я-концепции является источником саморазвития и самосовершенство­вания личности. Можно сказать, что многое определяется мерой этого рассогласования, а также его внутриличностной интерпретацией. В любом случае безосновательно ожидать полного совпаде­ния Я-реального и Я-идеального, особенно если речь идет о подростковом и юно­шеском возрасте. По существу на представлении о том, что статистической нормой является закономерное несовпадение реальной и идеальной Я-концепции, построены и не­которые методики измерения адекватности самооценки, одна из таких методик используется в данной работе.

Расхождения между реальной и идеаль­ной Я-концепцией могут иметь различные, как негативные, так и позитивные следствия. С одной стороны, рассогласо­вание между реальным и идеальным Я может стать источ­ником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной Я-концепции является источником саморазвития и самосовершенство­вания личности. Можно сказать, что многое определяется мерой этого рассогласования, а также его внутриличностной интерпретацией. В любом случае безосновательно ожидать полного совпаде­ния Я-реального и Я-идеального, особенно если речь идет о подростковом и юно­шеском возрасте.

Несмотря на очевидную близость психологические понятия самооценки и Я-концепции имеют отличия. Я-концепция представляет набор скорее описатель­ных, чем оценочных представлений о себе. Хотя, конечно, та или иная часть Я-концепции может быть окрашена положительно или отрицательно. Напротив, уже сам термин «самооценка» непосредственно указывает на свое понятийное содержание, предполагающее оценочный компонент. Например, осознание челове­ком того, что по темпераменту он является сангвиником, или того, что он высокого роста и у него карие глаза, составляет часть его Я-концепции, причем данные свойства в оценочном плане не рассматриваются. В случае же с самооценкой те или иные качества определяются как хорошие или плохие; субъект оценивает себя по этим качествам, сравнивая их с другими. Важно и то, что одни и те же качества могут интерпретироваться одним человеком в позитивном плане (и тогда они повышают самооценку), а другим - в негативном (и тогда они понижают самооценку).

Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру. Хотя, ко­нечно, следует отдавать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значитель­ной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировос­приятия. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре личности самооценке принадлежит особо важное место.

Развивается самооценка путем постепенного погружения (интериоризации) внешних оценок, выражающих семейные требования, в требования человека к самому себе. По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции . Ведущим мотивом в этом возрасте выступает желание утвердится в коллективе сверстников, завоевать авторитет уважение и внимание товарищей. При этом те юноши, кто ценит себя высоко, предъявляют высокие требования и в общении, стараясь им соответствовать, так как считают ниже своего достоинства быть на плохом счету в коллективе. Для молодого человека типично стремление к сохранению такого статуса в группе, который поддерживает его повышенную самооценку (Р.М. Грановская) .

Глава 4. Самооценка и социальная среда.

Положение человека в системе личных взаимоотношений не только зависит от целого ряда факторов, но и само является существенной предпосылкой формирования личности. Ведь качества личности и особенности поведения, обуславливающие положение человека в обществе, могут быть поняты и обратно, а именно как результат воздействия на личность того статуса, который он приобретает в коллективе. Например, аффективность, почти всегда понижающая положение личности в среде сверстников, как показала Л.С. Славина, сама является следствием неудовлетворенности ребенка своим положением.

Чтобы понять психологические механизмы взаимодействия между формированием личности и ее положением в группе, надо не только иметь объективные данные об этом положении, но и представлять внутреннюю позицию человека, т.е. знать как сам человек переживает свое положение, как он к этому относится. Отношение человека к своему положению в группе включает в себя два основных психологических компонента: переживание и осознание. Переживание и осознание теснейшим образом связаны между собой, но это разные психологические характеристики отношения к окружающему.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

ОПРЕДЕЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ ЛИЧНОСТИ

1. Выбор профессии по социальному типу

Отрицательные последствия неправильно выбранной профессии затрагивают как самого человека, так и все общество. По подсчетам американских ученых, правильный выбор профессии в 2-2,5 раза уменьшает текучесть кадров, на 10-15% увеличивает производительность труда и в 1,5-2 раза уменьшает стоимость обучения кадров.

Для оценки профессионального личностного типа применяют методику Джона Голланда. Согласно его концепции он выделил 6 типов социальной направленности личности.

1. Реалистический тип - несоциальный, ориентированный на настоящее, эмоционально стабильный, занимающийся конкретными объектами (вещами, инструментами, машинами), отдает предпочтение занятиям, требующим моторной ловкости, конкретности. Развиты математические, невербальные способности.

2. Интеллектуальный тип - несоциален, аналитичен, рационален, независим, оригинален. Преобладают теоретические ценности, любит решать задачи, требующие абстрактного мышления, интеллектуал. Гармонично развиты вербальные и невербальные способности.

3. Социальный тип - обладает социальными умениями, нуждается в контактах. Черты его характера: стремление поучать и воспитывать, психологический настрой на человека, гуманность. Представитель данного типа старается держаться в стороне от интеллектуальных проблем; активен, но часто зависим от мнения группы людей. Проблемы решает опираясь на эмоции, чувства, умение общаться. Обладает хорошими вербальными способностями.

4. Конвенциальный тип - предпочитает четко структурированную деятельность. Характер стереотипный, конкретный, практический. Не проявляет критичность, оригинальность, консервативен, зависим, не любит смену деятельности. Слабо развиты организаторские способности, преобладают математические способности.

5. Предприимчивый тип - избирает цели, которые позволяют проявить энергию, энтузиазм, импульсивность, любит приключения. Представитель данного типа доминантен, любит признание, любит руководить. Ему не нравится практический труд, а также занятия, требующие интеллектуальных усилий, усидчивости. Хорошо решает задачи, связанные с руководством, статусом и властью, агрессивен и предприимчив, обладает хорошими вербальными способностями.

6. Артистический тип - опирается на эмоции, воображение, интуицию; имеет сложный взгляд на жизнь. Независим в решениях, оригинален. Высоко развиты моторные и вербальные способности. Для представителей данного типа характерен высокий жизненный идеал с утверждением своего "я". Он несоциален в том смысле, что не придерживается условностей общества.

3. Развитие самооценки. Я- концепция

Возвращаясь к объекту нашего исследования, особо важно будет подчеркнуть проблему юношеского самоосознания собственной индивидуальности, неповторимости и непохожести на других, формирование устойчивой самооценки и ее более широкого конструкта - Я-концепции. Важно заметить, что Я-концепция является не статичным, а динамичным психологическим образованием. Формирование, развитие и изменение Я-концепции обусловлены факторами внутреннего и внешнего порядка. Социальная среда (семья, школа, многочисленные формальные и неформальные группы, в которые включена личность) оказывает сильнейшее влияние на формирование Я-концепции. Фундаментальное влияние на формирование Я-концепции в процессе социализации оказывает семья. Причем это влияние сильно не только в период самой ранней социализации, когда семья является единственной (или абсолютно доминирующей) социальной средой ребенка, но и в дальнейшем. С возрастом все более весомым в развитии Я-концепции становится значение опыта социального взаимодействия в школе и в неформальных группах. Однако вместе с тем семья как институт социализации личности продолжает играть важнейшую роль и в подростковом, и в юношеском возрасте.

В самом общем виде в психологии принято выделять две формы Я-концепции -- реальную и идеальную. Однако возможны и более частные ее виды, например, профессиональная Я-концепция личности или Я-профессиональное. В свою очередь, профессиональная Я-концепция личности также может быть реальной и идеальной.

Понятие «реальная», как справедливо замечает X. Ремшмидт, отнюдь не предполагает, что эта концепция реалистична. Главное здесь -- представление личности о себе, о том, «какой я есть». Идеальная же Я-концепция (идеальное «Я») -- это представление личности о себе в соответствии с желаниями («каким бы я хотел быть»).

Конечно, реальная и идеальная Я-концепции не только могут не совпадать, но в большинстве случаев обязательно различаются. Расхождения между реальной и идеальной Я-концепцией могут иметь различные, как негативные, так и позитивные следствия. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным Я может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной Я-концепции является источником саморазвития и самосовершенствования личности. Можно сказать, что многое определяется мерой этого рассогласования, а также его внутриличностной интерпретацией. В любом случае безосновательно ожидать полного совпадения Я-реального и Я-идеального, особенно если речь идет о подростковом и юношеском возрасте. По существу на представлении о том, что статистической нормой является закономерное несовпадение реальной и идеальной Я-концепции, построены и некоторые методики измерения адекватности самооценки, одна из таких методик используется в данной работе.

Расхождения между реальной и идеальной Я-концепцией могут иметь различные, как негативные, так и позитивные следствия. С одной стороны, рассогласование между реальным и идеальным Я может стать источником серьезных внутриличностных конфликтов. С другой стороны, несовпадение реальной и идеальной Я-концепции является источником саморазвития и самосовершенствования личности. Можно сказать, что многое определяется мерой этого рассогласования, а также его внутриличностной интерпретацией. В любом случае безосновательно ожидать полного совпадения Я-реального и Я-идеального, особенно если речь идет о подростковом и юношеском возрасте.

Несмотря на очевидную близость психологические понятия самооценки и Я-концепции имеют отличия. Я-концепция представляет набор скорее описательных, чем оценочных представлений о себе. Хотя, конечно, та или иная часть Я-концепции может быть окрашена положительно или отрицательно. Напротив, уже сам термин «самооценка» непосредственно указывает на свое понятийное содержание, предполагающее оценочный компонент. Например, осознание человеком того, что по темпераменту он является сангвиником, или того, что он высокого роста и у него карие глаза, составляет часть его Я-концепции, причем данные свойства в оценочном плане не рассматриваются. В случае же с самооценкой те или иные качества определяются как хорошие или плохие; субъект оценивает себя по этим качествам, сравнивая их с другими. Важно и то, что одни и те же качества могут интерпретироваться одним человеком в позитивном плане (и тогда они повышают самооценку), а другим -- в негативном (и тогда они понижают самооценку).

Самооценка относится к центральным образованиям личности, ее ядру. Хотя, конечно, следует отдавать себе отчет в том, что самооценка не есть нечто данное, изначально присущее личности. Само формирование самооценки происходит в процессе деятельности и межличностного взаимодействия. Социум в значительной степени влияет на формирование самооценки личности. Отношение человека к самому себе является наиболее поздним образованием в системе его мировосприятия. Но, несмотря на это (а может быть, именно благодаря этому), в структуре личности самооценке принадлежит особо важное место.

Развивается самооценка путем постепенного погружения (интериоризации) внешних оценок, выражающих семейные требования, в требования человека к самому себе. По мере формирования и укрепления самооценки возрастает способность к утверждению и отстаиванию своей жизненной позиции. Ведущим мотивом в этом возрасте выступает желание утвердится в коллективе сверстников, завоевать авторитет уважение и внимание товарищей. При этом те юноши, кто ценит себя высоко, предъявляют высокие требования и в общении, стараясь им соответствовать, так как считают ниже своего достоинства быть на плохом счету в коллективе. Для молодого человека типично стремление к сохранению такого статуса в группе, который поддерживает его повышенную самооценку (Р.М. Грановская).

3. Самооценка и социальная среда

Положение человека в системе личных взаимоотношений не только зависит от целого ряда факторов, но и само является существенной предпосылкой формирования личности. Ведь качества личности и особенности поведения, обуславливающие положение человека в обществе, могут быть поняты и обратно, а именно как результат воздействия на личность того статуса, который он приобретает в коллективе. Например, аффективность, почти всегда понижающая положение личности в среде сверстников, как показала Л.С. Славина, сама является следствием неудовлетворенности ребенка своим положением.

Чтобы понять психологические механизмы взаимодействия между формированием личности и ее положением в группе, надо не только иметь объективные данные об этом положении, но и представлять внутреннюю позицию человека, т.е. знать, как сам человек переживает свое положение, как он к этому относится. Отношение человека к своему положению в группе включает в себя два основных психологических компонента: переживание и осознание. Переживание и осознание теснейшим образом связаны между собой, но это разные психологические характеристики отношения к окружающему.

Человек может что-то осознавать, но это оставляет его более или менее спокойным, эмоционально не затрагивает. И, наоборот, у него могут быть переживания, чьих истинных причин он не осознает.

Остро в подростковом и юношеском возрасте переживается любое нарушение в сфере взаимоотношений с товарищами. Действительная или мнимая потеря привычного положения нередко воспринимается молодым человеком как трагедия. Проиллюстрируем сказанное выдержками из интереснейших и весьма достоверных психологических документов - юношеских дневников.

«Я снова занял в классе свое старое и насиженное место общепризнанного шута. Ребятам, конечно, весело, но мне это душу рвет…

Класс я люблю, но люблю безнадежно. Класс живет, Ольга живет, а я стою в стороне, хотя иногда меня ”пускают”, чтобы, послушав несколько моих грошовых острот, посмеяться и снова оставить одного… Вообще, если я живу, то только не в классе». «Я в классе поганка- мухомор». «Меня сейчас обуревает дикое желание всеми силами и средствами завоевать обратно свое положение по отношению к моим товарищам… Не остановлюсь ни перед какими средствами, чтобы добиться этого» (Дневник Пети Сагайдачного. М., 1963. С. 102).Как мы видим самосознание, самооценка своего места в социуме играет если не решающую, то одну из главных ролей в формировании личности. Самосознание и самооценка в значительной степени определяет социальную адаптацию и дезадаптацию личности, являясь регулятором поведения и деятельности.

В условиях, когда самооценка подростка не находит опоры в социуме, когда его поведение оценивается другими исключительно негативно, когда потребность в (само) уважении остается нереализованной, -- развивается резкое ощущение личностного дискомфорта. Личность не в состоянии выносить его бесконечно долго; подросток не может не искать выхода из сложившейся ситуации. Его самооценка должна найти адекватную опору в социальном пространстве. Одним из распространенных путей решения этой проблемы является переход подростка в группу, в которой характеристика его личности окружающими адекватна самооценке или даже превосходит ее. В такой среде подростка ценят и постоянно подтверждают это вербально и невербально, что приводит к удовлетворению потребности в уважении, а, следовательно, и к состоянию комфорта от принадлежности к группе.

Самооценка подростка, таким образом, наконец, получает адекватную опору в пространстве внешних социальных оценок личности. Группа, куда переходит подросток, может иметь различную ориентацию, различные ценности. К сожалению, очень часто в новой информационной группе, в которой подросток находит необходимую социальную опору, доминирующей является контрнормативная шкала ценностей. Как показывают исследования (Валицкас, Гиппенрейтер, 1989), контрнормативность ценностей характерна для групп подростков-делинквентов.

Однако описанный путь снятия противоречия между оценкой и самооценкой может и не приводить к негативным последствиям. Происходит это в том случае, когда подросток включается в неформальную группу, ориентированную на нормативную шкалу ценностей.

Предлагаемый здесь механизм, а точнее концепция пускового механизма де-линквентности позволяет объяснить и то, почему терпят неудачу отчаянные попытки педагогов и родителей вырвать подростка из «нехорошей компании». Чаще всего подобные попытки изначально обречены на провал, т. к. предполагают негативное психологическое следствие для личности, -- подростка снова пытаются лишить социальной опоры, включив в неприемлемую и отторгаемую им (а может, в первую очередь отторгающую его) группу.

Существует, следовательно, лишь один эффективный путь решить это психологическое противоречие. Надо не просто пытаться вырвать подростка из одной группы; необходимо «подставить» ему вместо данной асоциальной группы другую -- просоциальной ориентации. Очевидно, излишне при этом напоминать, что новая группа должна быть такой, чтобы самооценка подростка находила бы в ней адекватную опору в виде социальной оценки его личности.

Вышеизложенный подход объясняет и те парадоксальные факты, когда подросток упорно держится за некоторую асоциальную группу, хотя и занимает в ней очень низкое положение. В таких случаях, действительно, переход личности в данную группу не сопровождается повышением статуса личности среди членов группы. Однако, с другой стороны, принадлежность к асоциальной группе удовлетворяет потребность во внешнем подтверждении самооценки за счет подростков, не входящих в избранный круг. Работает модель: внутри группы -- «шестерка», тогда как для посторонних подростков -- «авторитет». В более крайних формах такое удовлетворение может достигаться и путем проявления агрессии, унижающей и подчиняющей других подростков -- не членов группы.

4. ПОНЯТИЕ «УРОВЕНЬ ПРИТЯЗАНИЙ»

Термин «уровень притязаний» был введен в школе известного немецкого психолога К.Левина. Причиной появления концепта послужил один из феноменов, найденных в опытах Т. Дембо. В этих экспериментах, где для провоцирования гнева испытуемым предлагали очень сложные или просто нерешаемые задачи, обнаружилось, что если поставленная цель слишком трудна для индивида, он намечает некоторую «более легкую задачу, представляющую собой приближение к исходной цели, которую человек хочет достигнуть по этапам». Вот эту промежуточную цель Т.Дембо и назвала уровнем притязаний (anspruchsniveau) данного момента, обозначив тем самым спонтанный переход субъекта к доступной ему деятельности с указанием величины шага на пути решения основной задачи.

Первое значительное исследование процесса выбора уровня притязаний, обеспечившее одновременно и построение экспериментальной техники его оценки, и определенное содержательное раскрытие нового понятия, принадлежит Ф.Хоппе. Он сохраняет то значение термина, в котором его использовала Т. Дембо, - значение минутной реальности в целеобразовании - однако Ф. Хоппе открывает возможность широкой трактовки концепта « уровень притязаний» в качестве психологического понятия. Подразумеваемая под ним «совокупность сдвигающихся с каждым достижением то неопределенных, то более точных ожиданий, целей и притязаний к будущим собственным достижениям» субъекта, Ф. Хоппе интерпретирует уровень притязаний в общем виде как цель последующего действия.

Понятие «уровень притязаний» в дальнейшем встречается в работе Дж. Фрэнка, где оно трактуется как широко охватывающие цели личности, включающие ее взгляд на себя. М. Юкнат называет это образование самосознанием. К.Левин говорит об учете субъектом своих возможностей при прогнозировании вероятности достижения цели. С точки зрения Б.В.Зейгарник, во всех случаях речь идет о самооценке, и такая редакция является наиболее точной, ибо Дж. Фрэнк, обобщая обширные исследования уровня притязаний в интервале между 1930-1940 г.г. прямо указывает, что анализ притязаний позволяет выявить то, как индивид оценивает себя, т.е. его самооценку. Аналогичный взгляд на уровень притязаний дают Дж. Гарднер, П. Сирс, Ю. Роттер, А. Гилински, И. Стейнер, в определенном смысле - Р. Мейли и Я. Рейковский, той же логики придерживается Х. Хекхаузен и многие другие зарубежные исследователи. Резюмируя мнение большинства, В. Гошек пишет, что уровень притязаний представляет собой самооценку, косвенно выраженную посредством требований к качеству собственной деятельности.

Наряду с этим Х. Хекхаузен, А. Карстен и др. видят в уровне притязаний показатель индивидуальной специфики мотивации достижения, ее конкретно-личностное выражение. Имеется и более широкий контекст изучения уровня притязаний (о взаимосвязи уровня притязаний с различными психологическими характеристиками будет говориться ниже в отдельной главе).

С момента введения обсуждаемого понятия в психологический обиход в литературе накопилось довольно много различных частных определений уровня притязаний. Каждый из авторов подчеркивает отдельные аспекты, так что термин приобретает множество вариативных значений и, несмотря на свою распространенность, сохраняет неоднозначность в понимании обозначаемого им феномена. По представлениям В.Н.Мясищева уровень притязаний - это те качественно-количественные показатели, которым должна удовлетворять, с точки зрения исследуемого лица, его производительность. В трактовке Б.Г.Ананьева уровень притязаний связан с оценочными потребностями, будучи притязаниями на оценку. Согласно В.С. Мерлину, уровень притязаний отражает ту степень оценки, в которой нуждается человек, чтобы испытывать удовлетворение. Автор истолковывает уровень притязаний как форму синтеза мотивов разного уровня обобщенности, например, специфической «потребности в одежде, продуктивности деятельности … и более общего мотива социального престижа». Для Е.А.Серебряковой уровень притязаний - это потребность в определенной самооценке, принимаемой и одобряемой человеком. У Н.Л. Коломинского уровень притязаний представляет собой модель самоосуществления, образ - Я, который личность считает для себя приемлемым и т.д.

И все-таки большинство авторов сохраняет в качестве наиболее общего понимание уровня притязаний, близкое к исходному, при котором рассматриваемый концепт имел значение уровня трудности выбираемых субъектом целей. Эта интерпретация достаточно прочно удерживается за рубежом. Она же является основной и в отечественной психологии. Нетрудно заметить, что в таком определении нивелируется отмеченный выше оттенок операциональности и более рельефно выступает другой - представление об уровне притязаний как о важнейшем личностном образовании, своеобразном индикаторе способа целеполагания субъекта(

Как видно понятие «уровень притязаний» имеет очень широкую и не односложную трактовку. Для моей исследовательской работы следует выделить какое-либо одно определение, охватывающее все стороны уровня притязаний. Для этого предпримем попытку составить понятийный словарь и построить контент-аналитическую матрицу по каждому из имеющихся понятий.

Можно ли на основании полученных данных попытаться дать определение понятию уровень притязаний, выделив наиболее существенные его аспекты? Стоит попытаться.

Итак, уровень притязаний - это разница между уровнем трудности выбираемых субъектом целей, формирующихся в результате прошлого опыта, оценки своих способностей и возможностей и результатом действия, направленного на достижение данной цели. Уровень притязаний характеризуется мотивацией достижения и является показателем самооценки, уровня Я.

Подобные документы

    Сущность социальной защиты населения. Принципы и функции социальной защиты населения. Организационно-правовые формы социальной защиты населения. Формирование системы социальной защиты населения как социального института. Термин "социальная защита".

    контрольная работа , добавлен 08.11.2008

    Объективные закономерности общественного развития и жизнедеятельности человека как социального существа. Изучение личности человека в рамках его принадлежности к социальной группе. Исследование социального статуса и личностной самооценки школьников.

    курсовая работа , добавлен 16.05.2017

    Социальная напряженность в обществе. Религиозные организации деструктивной направленности. Последствия деятельности сект в отношении личности и социальной среды. Организация социальной помощи адептам религиозных организаций деструктивной направленности.

    контрольная работа , добавлен 26.07.2009

    Социальная работа. Работник социальной службы, формирование и развитие его профессионального мастерства. Подготовка специалистов по социальной работе. Профессиональное мастерство социального работника. Программа повышения профессионального мастерства.

    курсовая работа , добавлен 10.03.2009

    Социальная работа и ее педагогические аспекты: формирование гуманистических ценностей, определяющих мировоззрение человека, его готовность к сотрудничеству, оказанию помощи. Рассмотрение взаимосвязи социальной работы с историей и социальной политикой.

    реферат , добавлен 29.03.2012

    Теоретические основы диагностики социальной среды. Понятие социальной среды и система социальной защиты детей в России. Методы диагностики социальной среды. Исследование социальной среды Православного детского приюта "Рождественский" в Калужской области.

    дипломная работа , добавлен 14.02.2010

    Социальная работа как теоретическая деятельность. Сложность взаимоотношений между клиентом и обществом. Сущность и формирование социальной политики. Основные характеристики социального государства. Взаимосвязь социальной политики и социальной работы.

    курсовая работа , добавлен 23.02.2010

    Социология как наука об обществе. Понятие "социальная система" в трудах древних мыслителей. Элементы социальной структуры общества. Значение элементов, их место в структуре, существенные связи. Типы социальной общности. Концепции социальной структуры.

    реферат , добавлен 13.02.2010

    Характеристика, динамика и специфика социальной работы на селе, ее воспитательная направленность. Уровень социальной жизни в сельском секторе. Модель организации труда специалиста по социальной работе (социального педагога) Дома детского творчества.

    дипломная работа , добавлен 26.12.2009

    Социальная адаптация пожилых людей в период выхода на пенсию. Изучение самооценки пожилого мужчины. Работа над статьей: "Социальный, материальный и эмоциональный климат в старости в России". Тестирование как метод исследования в социальной работе.

д-р экон. наук, профессор

заслуженный деятель науки РФ

Социальная направленность стратегии деятельности предприятий

Человек и человеческая деятельность в процессе своей эволюции создают социальную среду, превосходящую по своим позитивным контекстам среду экономическую, политическую и правовую. А это означает, что судьбы общественного развития находятся в собственных руках человека, а его разум, профессиональная и общественная деятельность являются определяющими не только в вопросах бытия личности, социальных групп, но будущего общественного развития. Как следствие, в деятельности современных предприятий необходимо переосмысление стратегических принципов их функционирования. Чем это обусловлено?

До недавнего времени как зарубежная, так и отечественная экономическая теория рассматривала предприятие как систему для преобразования ресурсов в продукцию определенного объема, структуры, качества и цены в соответствии с общественным спросом. В контексте переосмысления роли предприятия в обществе происходит осознание институциональной роли предприятия как субъекта концентрации и воспроизводства ресурсов, формирования будущих потребностей и тенденций. Меняется и диверсифицируется понятие эффективности предприятия: встает необходимость рассматривать наряду с технологической и экономической эффективностью его институциональную эффективность как степень реализации институциональной роли предприятия в обществе, что предполагает в каждом конкретном случае стратегического развития предприятий рассматривать и социальную эффективность. Институт предприятия, однако, не исследован до конца, отличается существенной национальной спецификой и тесно связан с другими социально-экономическими институтами - системой налогообложения, социального управления, территориальным развитием и др.

Трудности обобщения этих направлений эффективности развития предприятий обусловлены многочисленными проблемами.

Так, к проблемам прошлого (устаревшие технологии и слабый спрос на инновации, изношенность оборудования, низкая трудовая и производственная дисциплина и др.) добавились новые: снижение качества, комплексности и целенаправленности управления; погоня за краткосрочными целями в ущерб продолжению развития и, как следствие, торможение воспроизводственных процессов; рост социальных напряжений между наемными работниками и собственниками; утеря квалификации кадров; деконсолидация трудовых коллективов и пр. Но это лишь практическая сторона вопроса.

Ситуацию усугубили серьезные трудности в теоретико-методологической базе преобразований. Не вполне применимыми к российской реальности оказались известные в мировой экономической науке варианты теории развития предприятий. В экономике спада, неплатежей, бартера , почти тотального нарушения даже самых слабых контрастных обязательств как внутри предприятий, так и в отношениях между ними, как выяснилось, ни неоклассические, ни институционалистские, ни эволюционные, ни агентские концепции развития предприятий не имеют достаточных оснований для описания и объяснения происходящих процессов. В различных отраслях народного хозяйства объемы производства продукции производственно-технического назначения снизились на 30-90%. В Санкт-Петербурге к началу XXI века продолжали свою деятельность только 14% предприятий промышленности. В условиях 70%-го уровня бартерного обмена, отсутствия адекватного ценного учета обмениваемых товаров повисают в воздухе предположения о максимизации прибыли или выручки от реализации и т. п. стоимостных показателей как целевой установке, лежащей в основе механизма принятия управленческих решений на предприятии. Концепция предприятия как «совокупности контрактов», на которой базируются как институциональная, так и агентская теории развития предприятий также не адекватна российской действительности с широко распространившейся практикой невыплаты зарплат, перевода на неполный рабочий день по инициативе администрации, неплатежей и других явлений подобного типа, превращающих заключение как контрактов, так и устных договоренностей, по существу, в необязательные сделки.

Классическая микроэкономика оперирует предприятиями как простейшими микроорганизмами, чье поведение определяется примитивной реакцией на внешние раздражители (преимущественно ценовые сигналы). Между тем каждое предприятие – это целый мир, заслуживающий детального и многоуровневого изучения. Поэтому и поведение предприятия не носит исключительно реактивного характера, а сами реакции обусловлены не только, а, может быть, и не столько внешними «раздражителями», сколько внутренним состоянием и эволюцией предприятия. Соответственно и рекомендации по формированию и осуществлению экономической политики, построенные на неоклассической базе, не должны приниматься без тщательной сверки всей цепочки аргументации с реалиями российской жизни, например, ростом безработицы , снижением трудового потенциала работников, социальной криминологии общественной жизни.

Вполне объективна оценка ведущих ученых-экономистов, по которой «Вопрос о роли предприятия в современной отечественной экономике, о направленности и характере взаимосвязей между макроэкономическим и микроэкономическим уровнями, о внутренних механизмах принятия решений на предприятиях остается открытым». «Очередной подъем научно-технического развития начинается в условиях относительно стабильной социальной ситуации». Однако эта стабильность может быть достигнута лишь при условии учета в программах деятельности предприятий социальной эффективности осуществляемых технических, производственных и экономических мер. От решения этого вопроса зависит определение управляемых факторов, влияющих на деятельность предприятий и выработка рекомендаций по реструктуризации предприятий, оздоровлению внутренней структуры и механизмов управления. Привлечение необходимой для решения данного вопроса достаточно объемной и достоверной информации как теоретического, так и эмпирического характера вызывает определенные трудности. Обусловлено это положение так называемой «коммерческой тайной » деятельности предприятий, отсутствием специалистов необходимой квалификации и опыта работы. Уже с начала 90-х годов практически все социологические службы на предприятиях были сокращены. Ошибочна была не оценка места и значимости предприятия, а трактовка его поведения как некой инвариантной схемы, лишь задавленной и искаженной административно-командной системой. В действительности в периоды социально-экономических трансформаций в деятельности предприятий проявляются одновременно три типа черт, элементов поведения: во-первых, черты, сформированные собственным прошлым (дореформенным) опытом, во-вторых, «генетические», то есть запрограммированные заранее особенности восприятия сигналов внешней среды и реагирования на них, в-третьих, новые, усваиваемые по ходу дела, строящиеся на почерпнутых из литературы и обмена профессиональной информацией представлениях о правилах экономического поведения в рыночной экономике.

Результатом деятельности предприятий являются не только материальные блага, но и сущностные черты социального устройства предприятий. Предприятия формируют особенности поведения, которое, в свою очередь, определяет базовые ценности, приоритеты, социальное самочувствие отдельных работников и групп. Это не удивительно, если учесть, что предприятия являются, в сущности, единственными среди экономических образований институтами, самовоспроизводство которых, как и общества в целом, заложено в концепцию их существования, а симбиоз государства и предприятий – единственным способом успешного взаимного существования экономического и социального. В контексте социального приобретают важное значение отношения между управляющей и управляемой подсистемами предприятий, между собственниками, представителями исполнительной дирекции и наемными работниками.

После разрушения административно-командной системы централизованного управления руководители предприятий оказались предоставленными самим себе. В этих условиях в их действиях как представителей юридических лиц возобладали эгоистические мотивы, характерные для физических лиц. Согласно данным обследования, проведенного в 1996 г. Институтом стратегического анализа и развития предпринимательства, из трех вариантов целей руководителей («стабильное функционирование предприятия», «развитие предприятия», «развитие трудового коллектива») первую цель признают 46,2% директоров, вторую – 49,4%, в то время как третью – лишь 2,8%. Соответственно этому взгляду на трудовой фактор как нечто незначимое минимальную оценку получают и проблемы мотивации работников предприятия (стоит напомнить, что именно снижение трудовой мотивации называлось в качестве основного недостатка дореформенной экономической системы). Только 1,6% руководителей считают значимой проблему незаинтересованности работников в хорошей работе. При этом проблема нехватки денежных оборотных средств была отмечена как наиболее значимая 22,7% респондентов, проблемы сбытового характера – 13,4%.

По данным положение усугубляется и тем, что работники предприятий имеют устойчивую позицию в отношении руководящего звена предприятий:

Мешает рациональной деятельности предприятий нестабильная экономическая и политическая обстановка (62,0%), криминальная обстановка (41,5%), взяточничество чиновников (25,0%), невнимание федеральных и местных органов управления к нуждам предприятий (30,5%), протекционизм со стороны федеральных и местных органов управления (29,5%), вмешательство «теневиков» в материально-техническое обеспечение и сбыт произведенной продукции (28,8%).

Руководители предприятий следующим образом оценивают свои профессиональные качества, способствующие рационализации функционирования предприятий:

· организованность – 80,5%;

· дисциплинированность – 93,0%;

· высокая квалификация – 85,5%;

· ответственность – 90,4%;

· умение разбираться в людях – 70,5%;

· знание психологии поведения людей – 64,5%;

· расчетливость – 70,0%;

· умение предвидеть ситуацию – 68,5%;

· уступчивость – 62,0%;

· твердость в отстаивании своих позиций – 75,5%;

· владение экономическими знаниями и опытом экономической работы – 63,5%.

По самооценкам руководителей им не хватает знаний в вопросах кредитования (60,5%), ценообразования (58,0%), финансов и банковского дела (84,0%), компьютерной техники (90,5%).

Перспективы деятельности предприятий руководители видят в:

· восполнении оборотных средств (12,0%);

· закупке современного технологического оборудования (15,0%);

· расширении сферы деятельности (22,0%);

· повышении качества производимой продукции (17,0%);

· оказании помощи малоимущим и социально неблагополучным слоям населения (2,0%);

· развитии социальной сферы (10,0%);

· увеличении доходов персонала предприятия (4,0%);

Объективизация рассмотрения эффективной деятельности предприятий в контексте экономического и социального обусловливает необходимость формирования стратегических целей социального и экономического развития предприятий, столь характерных для начала 70-х годов прошлого века. Однако, в условиях складывающихся к настоящему времени рыночных отношений социально-экономическое развитие приобретает качественно новое содержание, тем более, что каждое из предприятий находится на разных стадиях и этапах своего стратегического становления.

Как показывает практика, рыночная экономика – отнюдь не неизменная система экономических отношений. В настоящее время на ход развития передовых стран рыночной экономики доминирующее влияние оказывают социальные факторы. Их воздействие распространяется на различные сферы экономики, приводит к изменению структуры общественных потребностей, видов экономической деятельности, ценностей, которые ею создаются. Это позволяет говорить «о «социализации» современной экономики, трансформации рыночной экономики в социально-ориентированную рыночную экономику».

«Социальная экономика» является изучением наиболее развитой формы рыночной экономики, в которой рыночная свобода хозяйствования сочетается с принципом социального выравнивания, социальным прогрессом. Цель формирования социальной рыночной экономики сводится к тому, чтобы на основе конкурентного хозяйства соединить свободу и инициативу с социальным прогрессом, обеспеченным рыночными методами хозяйствования.

Основной проблемой социальной рыночной экономики является исследование противоречия между внутренними законами рынка с его экономической свободой и необходимостью ее ограничения в социальных целях. Теория социальной рыночной экономики изучает формы проявления данного противоречия, определяет возможности их разрешения и, что наиболее важно, выявляет пределы этих возможностей.

Существенным ограничением в соединении экономического и социального в стратегическом развитии предприятий является то, что в отличие от ряда восточноевропейских постсоциалистических стран Россия была наименее подготовлена к такой трансформации.

Так, к 1990 году в структуре народнохозяйственного управления государственная и муниципальная собственность составляла 82,6%, собственность общественных организаций – 0,8%, частная собственность – 8,9%; собственность, смешанная без участия иностранного капитала – 4,0% собственность, смешанная с участием иностранного капитала – 0,1%. Но это лишь один из структурных аспектов ограничения в стратегическом развитии предприятий. Важно установить и содержательный аспект.

Немецкий ученый Х. Ламперт, определяя сущность социальной рыночной экономики, подчеркивает, что эта модель экономики представляет синтез гарантированной государством свободы, экономической свободы и идеалов социального государства, связанных с социальной защищенностью и социальной справедливостью.

Термин «социальная экономика» означает, что:

· рыночная экономика ориентирована на решение как экономических, так и социальных целей;

· рыночная экономика ограничивается там, где она неэффективна и может привести к социально нежелательным результатам.

Социальная рыночная экономика функционирует на основе экономического и социального порядков. Экономический порядок – это правила, регулирующие организационное строение экономики, происходящие в ней процессы, а также совокупность институтов, ответственных за управление ею и придание экономике определенной организационной формы. Экономический порядок включает:

· конкурентный порядок; финансовый порядок;

· налоговый порядок;

Социальный порядок – это совокупность институтов и норм, определяющих социальное положение граждан и отдельных групп населения, а также социальные отношения между членами не только общества, но и конкретного предприятия. Социальный порядок охватывает:

· порядок в сфере труда;

Деловые услуги включают финансовые услуги, услуги страхования, услуги по операциям с недвижимостью, услуги маркетинга, лизинга , инжиниринга , аудита, консалтинга и др. Деловые услуги нацелены на создание необходимых предпосылок для ведения производственной, коммерческой и иных видов экономической деятельности в условиях рыночной экономики. Они способствуют ускорению процесса экономического оборота в целом, более рациональному использованию ресурсов, формированию и развитию рыночных структур. Кроме того, они удовлетворяют также ряд интересов населения (услуги страховых компаний, юристов, банков и др.). Но основное функциональное назначение деловых услуг – это обслуживание агентов производства и обращения.

Общественные услуги – услуги органов государственной власти – обеспечивают стабильное и последовательное развитие общества. По мере совершенствования рыночных отношений значение общественных услуг не уменьшается. Растет необходимость в более широком использовании органов государственной власти для ослабления социальных конфликтов в обществе, создания экономических условий, которые способствовали бы формированию и внедрению новых технологий, смягчению негативных последствий современного типа экономического роста.

К социальным услугам относятся услуги образования, здравоохранения, искусства и культуры, социального обеспечения. Социальные услуги направлены на повышение качества жизни населения, укрепления его здоровья, образовательного, научного, духовного потенциала общества, реализацию свободного времени , прав граждан. В настоящее время в странах с социально-ориентированной рыночной экономикой данная группа услуг развивается ускоренными темпами.

Учитывая изложенное, можно сформулировать стратегические цели социального и экономического развития предприятий в рыночной экономике: максимально высокий уровень и качество жизни персонала, обеспечиваемый в результате адекватной экономической оценки деятельности работников; социальная обеспеченность жизнедеятельности и жизнеспособности работников в результате формирования программных блоков в стратегии научно-технического и производственно-экономического развития предприятий; рациональное социальное самочувствие работников, связываемое с удовлетворением потребностей и ожиданий в процессе производственной деятельности; создание социально-психологического климата на предприятии и т. д.

Достижение этих целей возможно, когда на предприятии сложились:

· весьма значимая роль государства в обеспечении социальной ориентации стратегии деятельности предприятий.

Основная цель деятельности государства в социальной рыночной экономике состоит в поддержании социально-экономической стабильности, в обеспечении максимально высокого уровня благосостояния, социального прогресса, в сохранении общественных ценностей, окружающей природной среды на основе экономической свободы, конкуренции, частной инициативы. В социальной рыночной экономике такие макроэкономические цели, которые в смешанной экономике традиционно возлагаются на государство (стабилизация цен, равновесие экономики и др.), дополняются социальными целями.

Фишер С., Дорнбуш Р., Шмалензи Р. Экономика. Пер. с англ. – М.: Дело Лтд, 1993.; Экономические механизмы / А. Кульман: Пер. с фр. – М.: Прогресс, 1993.; Сакс Дж. Рыночная экономика и Россия: Пер. с англ./ВВСМРМ. – М.: Экономика, 1994.; , Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1992 и т. д.

Современные проблемы России. Путь в XXI век. – М.: Экономика, 1999.

Гуманистические ориентиры России. – М.: ИЭРАН, 2002, с. 253

Современные проблемы России. Путь в XXI век. – М.: Экономика, 1999, с. 403.

Рывкина перемен: Экономическая социология переходной России. – М.: Дело, 2001, с. 277.

Управление персоналом / Под ред. . – СПб.: РАЕН, 2002, с. 118.

Polterovich V. M. Employment and wage decisions in the insider-owned firm: a model. Prepared for the Conference “Transforming Government and Economies in Transition”. New Economic School, September 18-19, 1997

Горшков и лжебанкротство. – СПб.: Политехника, 2000. – 106 с.

Предпринимательство: экономика, управление, государственное регулирование. – СПб.: С.-З. АГС, 1996. – 200 с.

Юрьева экономика. М.: Дрофа. 2004, с. 6.

Российский статистический ежегодник: Статистический сборник / Госкомстат России. – М.: 2000. С. 112.

См. подробнее: Потемкин инфраструктура регионов: нормативный подход к преобразованию. – СПб.: ИСЭП РАН, 1996. – 140 с.

Социальное направление внеурочной деятельности.

Пояснительная записка.

Социальное направление внеурочной работы понимается сегодня преимущественно как деятельность, организуемая с классом, группой обучающихся во внеурочное время для удовлетворения потребностей школьников в содержательном досуге. Эта работа позволяет педагогам выявить у своих подопечных потенциальные возможности и интересы, помочь ребенку их реализовать.

Связующим звеном социальной направленности внеурочной работы детей выступают различные мероприятия такие как:

    самоуправление в классе;

    социальная проба (инициативное участие ребёнка в социальном деле,

акции, организованной взрослым);

    коллективно-творческое дело;

    социальный проект.

В условиях общеобразовательного учреждения социальная направленность дает ребенку реальную возможность выбора своего индивидуального пути. Получение ребенком такой возможности означает его включение в занятия по интересам, создание условий для достижений, успехов в соответствии с собственными способностями, увеличивает пространство, в котором школьники могут развивать свою творческую и познавательную активность, реализовывать свои личностные качества, демонстрировать те способности, которые зачастую остаются невостребованными основным образованием. Ребенок сам выбирает содержание и форму занятий, может не бояться неудач. Поскольку именно в сфере свободного выбора видов деятельности можно рассчитывать на "незаметное", а значит и более эффективное воспитание.

Еще одна отличительная черта социальной направленности детей – компенсаторная (или психотерапевтическая), поскольку именно в этой сфере ребята, обучающиеся в условиях школы - интерната, получают возможность индивидуального развития тех способностей, которые не всегда получают поддержку в учебном процессе. Социальная направленность создаст "ситуацию успеха", помогает ребенку в изменении своего статуса, поскольку в процессе занятий различными видами деятельности, он вступает в равноправный диалог с педагогом. Будучи слабо успевающим по основным школьным дисциплинам, удается снять стереотип однозначного восприятия школьника как "троечника" или "трудного".

Эмоциональная насыщенность - еще одна особенность развития детей в условиях школы – интерната. Ее важность объясняется необходимостью противостоять "засушенности" учебного процесса, где преобладают вербальные способы коммуникации, где логика учебных знаний может привести к подавлению эмоционально-образного восприятия мира, столь значимого в детском возрасте. Развитие чувств необходимо школьникам как средство формирования целостной картины мира.

Социальное направление также затрагивает восприятие жизненных проблем, его ценности и смыслы жизни, сталкивает его с ценностями и смыслами других людей,

Социальная направленность выполняет еще одну важную задачу - расширяет культурное пространство школы.

Особое значение имеет для решения проблемы социальной адаптации и профессионального самоопределения школьников.

Таковы основные особенности социальной направленности внеурочной деятельности детей, развивающихся в условиях школы – интерната.

Цель: формирование адекватного коммуникативного поведения обучающихся в повседневной жизни.

Задачи:

1 класс

2 - 3 классы

4 - 5 класс

формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к школе, ориентацию на содержательные моменты школьной действительности и принятие образца «хорошего ученика»;

использование речевых средств общения для решения различных коммуникативных задач;

формирование навыков организации сотрудничества с педагогами, сверстниками (в том числе и нормально видящими), родителями (законными представителями);

развитие доброжелательности и эмоциональной отзывчивости, понимания других людей и сопереживания им;

укрепление доверия к другим людям

воспитание ценностного отношения к своему национальному языку и культуре;

адекватное использование компенсаторных способов деятельности, своей сенсорной системы (в том числе нарушенного зрения) для решения различных задач

формирование умения договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов; построение понятных для партнёра высказываний; формулирование вопросов;

воспитание потребности в социальных контактах, предметно-практической деятельности;

адекватное использование нарушенного зрения для решения различных коммуникативных задач;

использование адекватных средств общения для взаимодействия с партнером

формирование умения адекватно использовать коммуникативные, прежде всего, речевые средства для решения различных коммуникативных задач, строить монологическое высказывание (в том числе сопровождая его

аудиовизуальной поддержкой), владеть диалогической формой коммуникации, используя, в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;

Уровни результатов социального направления.

Первый уровень (1 класс)

Второй уровень (2-3 классы)

Третий уровень (4 – 5 классы)

Школьник знает и понимает общественную жизнь

Школьник ценит общественную жизнь

Школьник самостоятельно действует в общественной жизни

Приобретение школьником социальных знаний (об общественных нормах, об устройстве общества, о социально одобряемых и неодобряемых формах поведения в обществе и т.п.),понимание социальной реальности и повседневной жизни.

Формирование позитивных отношений школьников к базовым ценностям общества (человек, семья, Отечество, природа, мир, знание, труд, культура).

Получение школьником опыта самостоятельного социального действия.

Модернизация системы отечественного образования в качестве одной из важнейших задач российской школы ставит формирование социально активной личности, способной плодотворно жить в современных условиях и преобразовывать их, самостоятельно принимать верные, жизненно важные решения, позитивно самореализовываться в основных сферах жизнедеятельности. В этом плане важную роль призвано сыграть участие детей в управлении своим классным коллективом.

В первых классах привлечение учащихся к выполнению простейших функций может быть успешным уже начиная со второй четверти (первые два месяца работы уходят на приучение учащихся к их учебным обязанностям, соблюдению основных правил поведения в школе, чем закладываются сами основы организации классного коллектива). Начинается самоуправление первоклассников с выполнения ими простейших обязанностей дежурных по классу. В этой работе учитель использует памятку дежурного. Она действует не целый год, а лишь на начальном этапе приучения детей к труду в классе. В ноябре они уже могут выполнять обязанности акима, санитара, цветовода, игровика, хозяйственника и т. д. Дети помогают учителю, собирая тетради для проверки, раздавая индивидуальный дидактический материал и т. д. Всё это они делают по прямым поручениям учителя. Никаких постоянных обязанностей за отдельными учащимися на длительные сроки в первом классе закреплять не рекомендуется. Это связано как с особенностями психологии младших школьников, так и с необходимостью для учителя лучше познакомиться с классом, а, следовательно, большее число учеников посмотреть в работе. Кроме того, малыши очень ревниво относятся к таким поручениям: каждому хочется быть санитаром и ухаживать за рыбками, дежурить и т. д. И надо дать такую возможность на время каждому учащемуся. Очевидно, для этого учитель должен вести специальный учёт распределения временных обязанностей своих учеников, чтобы всех в своё время «назначив на должность».
Со второго класса , когда оформятся и начнут свою деятельность отдельные группы ребят, целесообразно закрепление на определённый срок (опять-таки не очень длительный) уже известных поручений за группами детей. Новое в работе и коллективный характер исполнения своих обязанностей. Здесь важно учить детей распределять работу между исполнителями. Опыт показывает, что исключительно важное значение для стимулирования первых шагов школьников в самоуправлении играет атрибутика. Красивые нарукавные повязки, эмблемы с вышитым на них цветочком, рыбкой, красным крестом не просто вносят в работу детей элемент игры (что, кстати, важно и само по себе), но и делают гласной работу актива, ставят детей под контроль товарищей, повышают их ответственность за выполнение поручений коллектива.
С четвёртого класса самоуправление всё больше начинает выполнять свою внешнюю функцию - включение класса в общешкольный коллектив. Здесь уже избираются на сравнительно долгий срок ответственные по основным участкам работы: в качестве представителей класса они входят в состав органов самоуправления общешкольного коллектива.

Социальная проба:

Школа выступает для ребенка первой и основной моделью социального мира. Именно школьный опыт помогает осваивать, передавать те законы, по которым живет взрослый мир (различные соц. роли, межличностные отношения). И эта передача происходит всей атмосферой жизни школы, нормами, по которым она живет.

    Дает установку на развитие потенциала всех детей

    Ориентирует на социальное «закаливание» детей

    Уравнивает баланс между интеллектуальным и социальным становлением личности, предотвращает дисгармонию личностного развития

    Предусматривает конкретные действия – шаги ребенка как первичной стратегии социального поведения «Теория малых дел»

    Активизирует социальный опыт, формирует витагенный опыт младшего школьника, вырабатывает иммунитет на социальную приемлемую обществом практику

    Развивает открытую педагогическую систему диагностики ученика: диагностика предназначена для обсуждения всеми субъектами образования как приглашение к разговору и сотрудничеству.

Цели:

выявление склонностей, способностей и интересов к тем или иным видам деятельности;

создание благоприятных условий для становления самостоятельности и развития способности к самоорганизации.

Критерий – внешние показатели личностных проявлений и взаимодействий с внеучебной средой как результат способности проектировать свою жизнедеятельность.

Уровень

Описание

Обучающийся инфантилен, не проявляет интереса, явных достижений, демонстрирует единичные результаты, пробы носят случайный характер

Обучающийся самостоятельно или с незначительным вмешательством взрослых формирует ближайшие и отдаленные цели, осуществляет рефлексию, пытается реализовывать свои задатки, но явной демонстрации личной идентификации не происходит

Обучающий демонстрирует способность владеть большей частью критериев и открыто демонстрирует свои задатки и витагенный опыт, самостоятелен в своих выборах, имеет широкий спектр социальных практик, выступает инициатором дела, видит перспективу и идет к намеченным целям

Коллективно-творческое дело.

В современном образовательном пространстве педагог помогает ребёнку с одной стороны, войти в общество сверстников, включиться в социум, присвоить ценности человеческой культуры, а с другой – сохранить и развить свои лучшие индивидуально-неповторимые черты, личностно раскрыться в индивидуальном стиле деятельности и поведения.

Цели КТД: развитие организаторских способностей лидеров классных коллективов; создать условия для проявления лидерских качеств младших школьников.

Задачи:

2 - 3 классы

4 – 5 классы

Формирование межличностных отношений, навыков общения и навыков групповой работы в разновозрастных группах.

Формирование умений самоорганизации, индивидуальной и коллективной деятельности, умение налаживать отношения друг с другом.

Реализовать и развить свои способности;

Выявление потенциала лидеров.

Воспитывать общность интересов, чувство локтя, взаимовыручки.

Проявить организаторские умения;

Обучение организации проведения КТД в процессе игровой деятельности.

Способствовать развитию творческого мышления учащихся, активизировать познавательную деятельность.

Приобрести навыки проектирования;

Формировать способности к рефлексии (анализу)

Критерии

Низкий уровень

Средний уровень

Высокий уровень

стремление к социально-ценностной деятельности у школьника не проявляется, он не умеет преодолевать трудности, возникшие при выполнении поручений, избегает участия в коллективной деятельности, ученик недисциплинирован и безответственен в деятельности.

стремления к социально-ценностной деятельности при наличии примера со стороны сверстников или взрослых; участие в коллективной деятельности на «вторых» ролях, ученик дисциплинирован и ответственен деятельности только при наличии контроля взрослых или сверстников.

стремление к социально-ценностной деятельности является внутренним убеждением школьника, который самостоятельно преодолевает трудности, возникшие при выполнении поручений, помогает сверстникам, активно участвует в коллективной деятельности, предлагает и реализовывает интересные творческие идеи; ученик дисциплинирован и ответственен в деятельности.

Социальный проект

Изменения, происходящие в современном обществе, требуют развития новых способов образования, новых педагогических технологий, способствующих индивидуальному развитию личности, творческой инициативы, выработке у учащихся навыков самостоятельной навигации в информационных полях, формирования универсального умения разрешать проблемы, возникающие в жизни: как в профессиональной деятельности, так и в самоопределении, и в повседневной жизни.

Цель – создание условий для личного роста школьников, мотивированного выбора своей деятельности и социальной адаптации учащихся; создание условий для формирования и приобретения исследова­тельских умений учащихся, выработке самостоятельности и инициативы, способствую­щих развитию творческих способностей, формирование активной жизненной позиции.

Задачи:

1класс

2 класс

3 класс

4 класс

5 класс

уточнить, сделать более четкими и осознанными представления о явлениях социальной сферы жизни,

формировать целостный, обобщенный "образ мира";

развитие познавательных навыков учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания,

ориентироваться в информационном пространстве,

развивать критическое и творческое мышление.

Критерии

1класс

2класс

3класс

4класс

5класс

Уметь делать что-то интересное в группе или самому, максимально используя свои возможности;

Уметь проявить себя, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу и показать публично достигнутый результат

Уметь решать интересные проблемы

Находить способ решения проблемы, которая носит практический характер, имеет важное прикладное значение и, что весьма важно, интересен и значим для самих открывателей.

умение работать в команде и отвечать за результаты коллективного труда; проведению экономической и экологической оценок процесса и результатов труда

Модель выпускника младшего школьника.

Качества, способствующие становлению младшего школьника:

б) социального взаимодействия (сотрудничать в процессе учебной деятельности, оказывать помощь товарищам и принимать их помощь, следить за ходом совместной работы и направлять её в нужное русло);

в) оценочные (оценивать ход, результат своей деятельности и деятельности других);

г) информационные (самостоятельно осуществлять поиск нужной информации; выявлять, какой информации или каких умений недостаёт);

д) презентационные (выступать перед аудиторией, отвечать на незапланированные вопросы, использовать различные средства наглядности, демонстрировать артистические возможности);

е) рефлексивные (отвечать на вопросы: «чему я научился?», «Чему мне необходимо научиться?»; адекватно выбирать свою роль в коллективном деле);

ж) менеджерские (проектировать процесс; планировать деятельность – время, ресурсы; принимать решение; распределять обязанности при выполнении коллективного дела).

Приложение 1

по тематике соц.направленности

Тематика по социальной направленности

Название тем по датам

1класс

2класс

3класс

4класс

5класс

Сентябрь

Само

управление

Дежурства на месяц.

Организация работы в классе Выбор администрации класса,

составление графика дежурства в классе

Организация собрания по самоуправлению дежурства, в классе, в столовой.

Администрация

класса Выбор

администрации класса.

Назначение министров

и распределение

обязанностей

Организация работы в школе Составление графика дежурство в

классе, в столовой, в коридоре

2 Соц.проба

Акция «Помоги учителю» Встреча с учителем биологии Экскурсия на пришкольный участок Сбор семян цветов,

Акция «Помоги учителю» Сбор семян цветов, сушка, упаковка,

хранение

Акция «Помоги учителю» Работа на пришкольном участке Посильная помощь учителю биологии

Акция «Помоги учителю» «Береги зеленые насаждения» Уход за комнатными растениями в

классе и в школе

Акция «Помоги учителю» Уборка пришкольного участка

3 КТД

Знакомство с оригами Изготовление пакетиков для сбора семян

Изготовление упаковочного материала

для хранения семян цветов

Изготовление папки-гербария «Мои

любимые цветы»

Цветочная выставка

«Бал цветов»

«Цветочный праздник»

4 Соц.проект

Конкурс рисунков «Учительница первая моя»,

Подготовка номеров к поздравлению

Конкурс рисунков «Учительница первая моя», Подготовка номеров к поздравлению

Подготовка к празднованию Дня учителя.

Подготовка к празднованию Дня учителя (концертная программа, встречи с ветеранами педагогического труда)

октябрь

1 Самоуправление

Организация работы в классе Дежурство в классе, составление графика

Дежурства на месяц.

«Порядок в классе, порядок в коридоре.» закрепление обязанностей каждого члена коллектива.

«Порядок в классе, порядок в коридоре.» Организация дежурства в классе, в коридоре, в столовой.

«Научился сам – научи другого»

организация перемен с

первоклассниками

«Научился сам – научи другого»

организация перемен с

первоклассниками

2 Соц.проба

Акция «Откуда хлеб на стол пришёл?» Экскурсия на хлебопекарню

Акция «Как хлеб на стол пришёл?»

Собрание историй о зерне.

Акция «Как хлеб на стол пришёл?

От А до Я» Составление презентации с использованием собранной истории 3классниками.

Мероприятие, посвященное хлебу.

3 КТД

Конкурсы рисунков «Моя малая родина в будущем», «Край, в котором я живу»

Выставка поделок из природного материала

Конкурс фотографий «Край, в котором я живу, природа в объективе».

4 Соц.проект

«Друзья и враги леса»

«О маленьких ранах» (правила поведения на природе)

«Друзья и враги леса»

«О больших ранах, которые наносят природе люди» создание газеты.

«О больших ранах, которые наносят природе люди» создание презентации

Конкурс рисунков «Природа в опасности»

ноябрь

Каникулы.

2 Соц.проба

«Мы, наши имена, фамилии и отчества» (культура общения со взрослыми и сверстниками)

«Чем мы обязаны взрослым»

Мероприятие

«Чем мы обязаны взрослым»

Мероприятие

«Неразлучные друзья – взрослые и дети». Мероприятие

3 КТД

Конкурс рисунков

«Моя семья»

Конкурс рисунков

«Моя семья»

Конкурс рисунков

«Моя семья»

Конкурс рисунков «Моя семья»

Конкурс рисунков «Моя семья»

4 Соц.проект

Акция «Здоровый образ жизни» мой распорядок дня дома.

Акция «Здоровый образ жизни» полезные и вредные продукты.

Акция «Здоровый образ жизни» «Витамины» Изготовление газеты

Акция «Здоровый образ жизни» составление викторины для малышей.

Акция «Здоровый образ жизни» мероприятие для малышей.

декабрь

1 Самоуправление

«Я сегодня молодец!» Мои успехи по работе в классе.

Подведение итогов по самоуправлению в классе: организации дежурств в классе, столовой.

Газета «Как я выполнял обязанности в жизни класса.

Диспут «Мои идеи по работе дежурства по школе, в классе»

2 Соц.проба

«Новогоднее настроение» посещение театров, просмотр новогодних представлений

«Новогоднее настроение»

(оформление кабинета)

«Новогоднее настроение»

(оформление кабинета, коридора школы)

«Новогоднее настроение»

Новогодние игрушки для малышей – сирот.

3 КТД

Поздравления к Новому году: изготовление открыток, выпуск газет, новогодних игрушек.

Поздравления к Новому году: изготовление открыток, выпуск газет, новогодних игрушек.

Поздравления к Новому году: изготовление открыток, выпуск газет, новогодних игрушек.

Поздравления к Новому году: изготовление открыток, выпуск газет, новогодних игрушек.

4 Соц.проект

Покормите птиц зимой. изготовление кормушек

Акция Покормите птиц зимой. изготовление кормушек

Покормите птиц зимой. изготовление кормушек

Покормите птиц зимой. изготовление кормушек

январь

2 Соц.проба

Трудовой десант

Уборка класса.

Трудовой десант

Уборка класса.

Трудовой десант

Уборка класса.

Трудовой десант

Уборка класса.

Трудовой десант

Уборка класса.

3 КТД

«Моя школьная жизнь» подбор фотографий

«Моя школьная жизнь»

подбор фотографий.

«Моя школьная жизнь» Изготовление газеты.

«Моя школьная жизнь» Изготовление фотоальбома

«Наша школьная жизнь в будущем. использование презентаций.

4 Соц.проект

Путешествие

«По городу мастеров».

посещение выставок, музеев

Путешествие

«По городу мастеров».

посещение выставок, музеев

Путешествие

«По городу мастеров».

Встреча с интересными людьми.

Путешествие

«По городу мастеров».

Знакомство с историей мастерства в нашем крае.

Путешествие

«По городу мастеров».

Собирание информации мастерства нашего города..

февраль

1 Самоуправление

Организация работы в классе Дежурство в классе, составление графика

Дежурства на месяц.

Продолжение работы по дежурству в классе, школе, столовой.

Продолжение работы в классе.

Санитарный рейд к первоклассникам «мои тетрадки и книжки в порядке.

Рейд во 2 класс «Мои тетрадки и книжки в порядке»

2 Соц.проба

«Берегу школу»

Составление правил сбережения школьного имущества

«Берегу школу»

Мое отношение к школьному имуществу.

«Берегу школу»

Как продлить жизнь мебели. Свод правил.

«Берегу школу»

Газета – молния о нарушителях гос.имущества

«Берегу школу»

Активная помощь плотнику, девочки – салфетки для кабинета СБО,

3 КТД

4 Соц.проект

«Защитники отечества» встреча с героями отечества

Игра «Зарница» встреча с героями отечества

Игра «Зарница» встреча с героями отечества

март

1 Самоуправление

Организация работы в классе Дежурство в классе, составление графика

Дежурства на месяц.

Продолжение работы в классе, дежурстве по школе

Продолжение работы в классе, дежурстве по школе

Продолжение работы в классе, дежурстве по школе

2 Соц.проба

Как я помогаю дома близким?

Нужна ли помощь твоим близким от тебя? Обсуждение.

Мои обязанности дома. Анкетирование.

Хороший ли я помощник по дому? Диспут.

Хороший ли я хозяин в своем доме? Обсуждение.

3 КТД

С днем весны.

Изготовление газеты, выставка рисунков,

Изготовление газеты, выставка рисунков,

Изготовление газеты с использованием фотографий.

Приготовление презентации для малышей о весне.

4 Соц.проект

Акция «День матери» подбор стихов. Чаепитие с мамами.

Акция «День матери» Профессии наших мам Встреча с мамами разных профессий

Акция «День матери» «Мамы разные нужны - мамы разные важны» Встреча с мамами разных профессий

Акция «День матери» Поэтический вечер для мам.

Акция «День матери» Праздник. Активное участие.

апрель

1 Самоуправление

Организация работы в классе – уборка. Санитарный день для учебников.

Организация работы в классе – уборка. Санитарный день для учебников.

Организация работы в классе – уборка. Санитарный день для учебников.

Организация работы в классе – уборка. Санитарный день для учебников.

2 Соц.проба

Акция «Мой ш Экологическая экспедиция «Мой школьный двор самый чистый»

Экологическая экспедиция «Мой школьный двор самый чистый»

Акция «Мой ш Экологическая экспедиция кольный двор самый чистый»

Экологическая экспедиция «Мой школьный двор самый чистый»

3 КТД

Конкурс рисунков о космосе.

Конкурс рисунков о космосе.

Картина – аппликация из пластилина.

Газета о космосе.

Подготовка мероприятия ко дню космонавтики для малышей.

4 Соц.проект

Встреча с инспектором по ПДД

Акция «СветофорДорожные знаки»

Акция «Светофор. Дорожные знаки»

Акция «Светофор. Дорожные знаки» составление свода правил по ПДД

Акция «Светофор Дорожные знаки» составление викторины по ПДД для малышей.

Акция «Светофор. Дорожные знаки»

Мероприятие для малышей.

1 Самоуправление

Утренник

«Вот мы на год стали взрослее»

Подведение итогов

«Мое участие в жизни класса.

Подведение итогов

«Мое участие в жизни класса. Интересные моменты с использованием фото.

«Зажги свою свечу» Праздник прощание с начальной школой

Подведение итогов

«Мое участие в жизни класса.

Использование коллажа.

2 Соц.проба

Экскурсия в музей боевой славы.

Поделки на память для участников ВОВ.

Встреча с ветеранами Вов.

Возложение цветов к памятникам ВОВ

Поздравление ветеранов Вов.

3 КТД

Конкурс рисунков ко дню рождения города, подбор стихов и песен.

Конкурс рисунков ко дню рождения города подбор стихов и песен.

Газета «Успехи нашего города» ко дню рождения города

Презентация «Мой город», с использованием подборки поэзии младшими классами..

Конкурс фотографий «Город, в котором я живу».

Соц.проект

Акция «История моего города» Посещение музея

Акция «История моего города» посещение исторических мест.

Акция «История моего города» знакомство с выдающимися людьми.

Акция «История моего города»

Сбор информации. Презентация памятники истории

Акция «История моего города» мероприятие для малышей.

Каждый человек имеет свои взгляды на жизнь, стремления, идеалы, интересы, желания и цели, и в психологии совокупность этого имеет название – направленность личности.

Направленность формируется в зависимости от воспитания и окружения, ведь любой человек поддается влиянию общества в какой-либо мере. Направленность личности – это важная характеристика человека, в психологии ее также заменяют термином «динамическая тенденция», которая влияет на его характер и деятельность.

Формы направленности

Основная жизненная направленность человека выражается в его целях на жизнь, приоритетах, увлечениях, мировоззрении, а также убеждениях. Рассмотрим все формы направленности:

  • Желание

Эта форма подразумевает не только желаемый объект, но также методы его заполучения. Также желания личности дают старт для формирования целей.

  • Стремление

Это желание с обдуманным выбором и планом достижения желаемого.

  • Интерес

Это направленность на познание новой информации, проявление познавательной потребности человека.

  • Склонность

Выражается в желании человека заниматься какой-либо отдельной деятельностью. В результате он совершенствует свои навыки в выбранной сфере для достижения успеха.

  • Мировоззрение

Включает в себя взгляды на жизнь, а также место человека в ней.

  • Убеждение

Форма направленности, которая побуждает личность поступать в соответствии со своими взглядами на жизнь.

  • Идеал

Идеальный для личности образ, к воплощению которого он стремится.

  • Установка

Установка бывает: позитивной, негативной, нейтральной и заключается во взглядах на жизнь и ценностях человека.

  • Позиция

Включает в себя мотивы и желания человека, которыми он руководствуется в жизни.

Результат, которого хочет добиться человек в своей деятельности.

Виды направленности

В психологии отмечают наличие нескольких видов направленности. Определить ее можно по поведению человека в различных ситуациях. Основные виды направленности:

  • ЛИЧНАЯ

Люди с данной направленностью главным в жизни считают самореализацию и всегда заняты достижением собственных целей. Нередко их называют эгоистами, ведь они не заботятся о проблемах других. Таким людям присущи такие черты характера, как целеустремленность, уверенность, ответственность, самостоятельность. Они не просят помощи у окружающих, а предпочитают справляться со всеми проблемами самостоятельно.

  • КОЛЛЕКТИВНАЯ

Заключается в направленности на общение и взаимные действия, такие люди, как правило, общительные. Для таких личностей крайне важно общение, и они делают все для поддержания хороших отношений с окружающими. Они участвуют в коллективных работах, но при этом не занимают позицию лидера и избегают ответственности. Такая личность зависит от мнения окружающих людей, делает все для получения одобрения и обычно не высказывает собственное мнение.

  • ДЕЛОВАЯ

Такие люди крайне требовательны к себе и окружающим и всегда ищут выгоду для себя и своей команды. Они предпочитают руководить, при этом всегда оказывают помощь и поддержку своим подчиненным. Такие люди любят общество, много общаются с людьми, но при этом любят свободу и всегда высказывают и доказывают свою точку зрения.

  • ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ

Такие люди часто переживают, даже без повода, и неравнодушны к проблемам окружающих. У них хорошо развито чувство сострадания, поэтому они всегда могут выслушать и поддержать. К ним часто обращаются за советом, ведь такие люди располагают к себе и вызывают доверие. Также, в основном, это творческие личности, которые любят музыку, литературу и живопись. Они способны прожить жизнь героя, прочувствовав на себе все его переживания.

  • СОЦИАЛЬНАЯ

Такие личности не могут жить без общества и всегда ведут активную общественную деятельность. Они всегда вкурсе всех событий и любят общение. Люди с социальной направленностью личности могут быть как начальниками, так и подчиненными, но их работа обязательно должна быть связана с обществом.

Профессиональная направленность

Каждая профессия требует обладания конкретными чертами характера, которые необходимы для достижения успеха в данной области. В психологии определяют несколько типов личности:

  • Реалистический тип

Предпочитают физический труд и работу с реальными объектами. Больше всего им подходят такие профессии: строитель, техник, механик.

  • Конвенциальный тип

Личность обладает внимательностью, сосредоточенностью и спокойным характером. Такие люди ответственные и всегда выполняют работу вовремя. Предпочтительные профессии: библиотекарь, товаровед.

  • Интеллектуальный тип

Эти люди очень любят размышлять и узнавать новую информацию. Они любят проводить исследовательские работы. Самые подходящие профессии: учитель, писатель.

  • Предприимчивый тип

Такие личности обладают лидерскими качествами и отлично умеют руководить. Подходят такие профессии: руководитель, бизнесмен.

  • Социальный тип

Люди с хорошо развитым чувством сопереживания, которые стремятся помочь окружающим. Подходят такие профессии: врач, социальный работник.

  • Артистический тип

Такое личности не любят работать по графику и вводить себя в какие-либо рамки. Они непредсказуемые и творческие. Лучшие профессии: художник, поэт.

Направленность и мотивация

Результат деятельности личности зависит от мотивации, которая бывает внешней и внутренней. Внешняя мотивация может заключаться в получении одобрения окружающих. Внутренняя мотивация заключается в интересе самой личности выполнить конкретную задачу. Внутренняя мотивация гораздо лучшее влияние оказывает на человека, ведь он таким образом саморазвивается. Чем лучше мотивирован человек, тем больше он верит в собственные силы и тем больше у него желания работать для достижения цели.

Крайне важно, чтобы человек понимал, для чего он выполняет свою работу, только в таком случае он сделает это качественно. Если же работа не дает никаких благ и не приближает к цели, то любому человеку она быстро надоест.

Правильная постановка цели и уверенность в себе

Для того чтобы добиться успеха, человеку необходимо определиться со своими желаниями и целями. Также важно продумать план их достижения. Для повышения эффективности работы следует представлять результат своих трудов и достижение поставленной цели.

Также для того чтобы обрести успех, необходимо быть уверенным в своих силах. Только уверенный в себе человек может делать конкретные шаги к достижению цели. Уверенность к себе можно развить, ведь она необходима и для построения отношений с окружающими.

Направленность личности формируется еще с детского возраста во время обучения и воспитания. Каждая личность развивается в социуме и поддается его влиянию, при этом у некоторых позже развивается независимость от мнения окружающих. Направленность личности – это мотивы, желания и цели человека, которые влияют на его деятельность и поведение. Поэтому направленность личности определяет на сколько она будет успешна и каким образом будет добиваться своих целей.