Частные детективные и охранные предприятия кратко. Организация частных детективных и охранных служб

Наряду с государственными органами обеспечения охраны порядка и безопасности в нашей стране созданы и успешно функционируют негосударственные организации обеспечения правоохраны. Речь идет о частных детективных и охранных службах – предприятиях, имеющих специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, которые оказывают на возмездной договорной основе услуги физическим и юридическим лицам в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. Частная детективная и охранная деятельность осуществляется соответственно для сыска и охраны. Иногда в рамках охранной деятельности различают два подвида: охрана материальных объектов и охрана физических лиц (работа телохранителей).

Правовой основой частной детективной и охранной деятельности выступают Конституция РФ, Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации» от 11 марта 1992 года №2487-1 (далее – Закон о детективной и охранной деятельности), а также иные нормативно-правовые акты нашей страны. К примеру, надо вспомнить, что еще 14 августа 1992 года было принято Постановление Правительства РФ №587 «Вопросы негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности» (далее – Постановление Правительства РФ №587).

Из самого названия – частные – следует, что детективные и охранные службы не относятся к числу государственных органов. Соответственно, на граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется. Детективы (сыщики) и охранники не могут применять меры государственного принуждения. Эти лица не вправе осуществлять какие-либо оперативно-розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания (иными словами, не осуществляют оперативно-розыскную деятельность). Не уполномочены они и на расследование уголовных дел, проведение по ним каких-либо процессуальных действий.

С другой стороны, выполнение частным детективом или охранником своих функций может быть сопряжено с необходимостью применения им физической силы, специальных средств, оружия. Поэтому законодатель требует, чтобы детективная и охранная деятельность осуществлялась на основе специальных разрешений (лицензий ) органов внутренних дел.

Небезынтересно в связи с этим напомнить здесь позицию Конституционного Суда РФ, озвученную им в Определении от 14 января 2003 года №32-О по запросу Судебной коллегии по гражданским делам Архангельского областного суда о проверке конституционности пункта 5 части четвертой статьи 6 Закона Российской Федерации «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации»:



«Поскольку частная детективная и охранная деятельность сопряжена с повышенной опасностью для жизни и здоровья граждан (тех, кто занимается такой деятельностью, тех, в чьих интересах она осуществляется, и иных граждан) и поскольку при этом могут затрагиваться конституционные права и свободы (право на неприкосновенность жилища и частной жизни, право на личную и семейную тайну и др.), а также иные права и законные интересы физических и юридических лиц, законодатель - исходя из положений Конституции Российской Федерации о гарантированности государственной защиты прав и свобод человека и гражданина (статьи 2 и 45, часть 1), о недопущении при реализации прав и свобод человека и гражданина нарушения прав и свобод других лиц (статья 17, часть 3) - вправе предусматривать особые квалификационные требования к лицам, претендующим на занятие данным видом деятельности. Установление таких специальных требований не противоречит и статье 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации, допускающей ограничение прав граждан федеральным законом в конституционно значимых целях (в данном случае - в целях защиты прав и законных интересов других лиц)».

Далее в названном Определении Конституционный Суд РФ подчеркивает, что лицензия на частную сыскную и охранную деятельность является документом, подтверждающим профессиональное соответствие осуществляющих ее лиц, и, следовательно, предусмотренные законом основания к отказу в ее выдаче выступают, по сути, именно в качестве квалификационных требований, установление которых само по себе не может рассматриваться как нарушающее закрепленные Конституцией России принцип равенства (части 1 и 2 статьи 19) и право свободно распоряжаться своими способностями к труду, выбирать род деятельности и профессию (часть 1 статьи 37) либо как не согласующееся с предписаниями ее статьи 55 (часть 3).

На необходимость получения лицензии для занятия частной детективной или охранной деятельностью указывается не только в упомянутом Законе о детективной и охранной деятельности (о чем будет сказано ниже), но и в Федеральном законе «О лицензировании отдельных видов деятельности» от 8 августа 2001 года №128-ФЗ (пункты 79, 80 части 1 статьи 17 этого Закона). Сам порядок получения лицензий определен в Положении о лицензировании негосударственной (частной) сыскной деятельности и в Положении о лицензировании негосударственной (частной) охранной деятельности, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 14 августа 2002 года №600.

Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, индивидуального частного детективного предприятия или объединения, частного охранника или частного охранного предприятия либо охранно-сыскного подразделения, запрещается оказывать услуги, отнесенные законом к одному из видов частной детективной или охранной деятельности. За незаконную частную детективную или охранную деятельность установлена административная ответственность (см. статью 20.16 Кодекса РФ об административных правонарушениях).

Оказание услуг в области частного сыска и частной охраны – вид предпринимательской деятельности, поэтому такие услуги оказываются на возмездной договорной основе .

Предприятиям, осуществляющим частную детективную и охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе.

Теперь по отдельности рассмотрим частную детективную и охранную деятельность более подробно. Начнем с первой из них. Согласно части 2 статьи 3 Закона о детективной и охранной деятельности, в целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг :

сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;

выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;

поиск без вести пропавших граждан;

поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;

сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом дознавателя, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.

Частным детективом признается гражданин Российской Федерации, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий перечисленные выше услуги.

Выдаче лицензий частным детективам посвящена статья 6 Закона о детективной и охранной деятельности. В этой статье не только перечислены документы, которые должен представить гражданин, претендующий на получение лицензии, но также названы категории граждан, которым лицензия не выдается. Ими являются:

граждане, не достигшие двадцати одного года;

граждане, состоящие на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;

граждане, имеющие судимость за совершение умышленного преступления;

граждане, которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);

граждане, уволенные с государственной службы, из судебных, прокурорских и иных правоохранительных органов по компрометирующим их основаниям;

бывшие работники правоохранительных органов, осуществлявшие контроль за частной детективной и охранной деятельностью, если со дня их увольнения не прошел год;

граждане, не представившие необходимые документы.

Гражданину, получившему лицензию на работу в качестве частного детектива, соответствующим органом внутренних дел одновременно выдается документ установленного образца, удостоверяющий его личность.

Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается.

В ходе частной сыскной деятельности допускаются :

устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия);

наведение справок ;

изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев);

внешний осмотр строений, помещений и других объектов;

наблюдение для получения необходимой информации в целях оказания перечисленных выше услуг.

Кроме того, при осуществлении частной сыскной деятельности допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, а также средств оперативной радио- и телефонной связи.

Еще раз подчеркнем, что хотя перечисленные выше действия, осуществляемые частным детективом, по своему содержанию и названиям напоминают некоторые оперативно-розыскные мероприятия (см. статью 6 Закона об ОРД), тем не менее, они таковыми не являются . ОРМ могут проводить только оперативные подразделения государственных органов, специально уполномоченные на это законом (см. статью 13 Закона об ОРД). Также не следует путать перечисленные действия с внешне схожими следственными действиями , например, с осмотром, так как последние производятся только властными субъектами уголовного процесса (следователем, органом дознания, дознавателем), но никак не частным детективом, и только в порядке, установленном УПК (см., к примеру, статьи 176, 177 УПК).

В случае необходимости оказания частными детективами услуг, сопряженных с опасностью для их жизни и здоровья, им разрешается использование специальных средств, виды, порядок приобретения, учета, хранения и ношения которых устанавливаются Правительством РФ.

Для того чтобы не допустить нарушения прав и свобод граждан, интересов общества и государства, весьма важны ограничения в сфере деятельности частного детектива, установленные в статье 7 Закона о детективной и охранной деятельности. Частным детективам запрещается :

скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений;

выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;

собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;

осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц;

прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан;

совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;

фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента;

разглашать собранную информацию, использовать ее в каких-либо целях вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц;

передавать свою лицензию для использования ее другими лицами.

Частный детектив, в отличие от государственных органов или должностных лиц, выполняющих публичную функцию по раскрытию преступления (органа дознания, дознавателя, следователя), не уполномочен обращаться в суд за получением согласия на ограничение конституционных прав граждан. Проведение сыскных действий, нарушающих тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений либо связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища, влечет за собой установленную законом ответственность (см. статьи 137 – 139 УК).

Законом допускается создание объединений частных детективных предприятий. Такие объединения имеют статус юридического лица. Обязательным требованием для их руководителей является наличие высшего юридического образования и лицензий на частную сыскную деятельность.

Выше уже было отмечено, что услуги в области частного сыска оказываются на договорной основе. Статья 9 Закона о детективной и охранной деятельности требует, чтобы частное детективное предприятие (объединение) заключило с каждым из своих клиентов письменный договор на оказание услуг. В таком договоре должны быть отражены сведения о договаривающихся сторонах, в том числе номер и дата выдачи лицензии, содержание поручения, срок его выполнения, ориентировочная сумма денежных расходов и гонорара за услуги, меры ответственности сторон, дата заключения договора.

В договоре предусматривается обязанность частного детективного предприятия (объединения) предоставить клиенту письменный отчет о результатах проделанной работы, который должен включать ответы на основные вопросы, интересующие клиента в соответствии с договором. К отчету прилагается уточненный расчет гонорара и расходов частного детективного предприятия (объединения). Копия отчета подлежит хранению в архиве предприятия (объединения) в течение трех лет.

Перейдем теперь к рассмотрению частной охранной деятельности. Согласно части 3 статьи 3 Закона о детективной и охранной деятельности, в целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг :

защита жизни и здоровья граждан;

охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке;

проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;

обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Оказание всех перечисленных выше услуг разрешается только предприятиям, специально учреждаемым для их выполнения. Предприятие, которое в соответствии со своим уставом занимается оказанием охранных услуг, обязано иметь на то лицензию, выдаваемую в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Охранная деятельность предприятий не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством РФ (см. Приложение №1 к Постановлению Правительства РФ №587).

Охранным предприятиям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества собственников, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.

Руководителям охранных предприятий, а также охранникам не разрешается совмещать охранную деятельность с государственной службой либо выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях.

Частный охранник работает по трудовому договору с охранной организацией. Частный охранник выполняет трудовую функцию и пользуется предусмотренными законом правами при наличии удостоверения частного охранника, выданного органами внутренних дел в порядке, установленном Правительством РФ.

Дополнительные ограничения по приобретению правового статуса частного охранника установлены статьей 11¹ Закона о детективной и охранной деятельности. В ней сказано, что на приобретение такого статуса не вправе претендовать лица:

не являющиеся гражданами Российской Федерации;

не достигшие восемнадцати лет;

признанные решением суда недееспособными или ограниченно дееспособными;

имеющие заболевания, которые препятствуют исполнению ими обязанностей частного охранника. Перечень таких заболеваний устанавливается Правительством РФ;

имеющие судимость за совершение умышленного преступления (см. статью 86 УК);

6) которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке).

Дополнительные условия выдачи лицензий на оказание охранных услуг названы в статье 12 Закона о детективной и охранной деятельности. В частности, для получения такой лицензии предприятие, создаваемое для этих целей, представляет в соответствующий орган внутренних дел записку, в которой перечисляются виды охранных услуг и указываются территория деятельности создаваемого предприятия охраны, данные о предполагаемой численности персонала, намерении использовать технические и иные средства, специальные средства, оружие и потребности в них.

Обязательным требованием к руководителю предприятия является наличие высшего образования.

Заключение охранными предприятиями договоров с клиентами на оказание охранных услуг осуществляется в том же порядке, что и заключение договоров между частным детективным предприятием и клиентом (см. статью 9 Закона о детективной и охранной деятельности).

На охранную деятельность распространяются приводившиеся выше ограничения, установленные в отношении детективной деятельности (см. статью 7 Закона о детективной и охранной деятельности). Охранникам запрещается использовать методы сыска.

Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемые жизнь и здоровье граждан или собственность, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в орган внутренних дел (милицию). Подчеркнем, что речь здесь идет только о фактическом, но никак не об уголовно-процессуальном задержании подозреваемого; последнее может осуществить только компетентный государственный орган (должностное лицо): орган дознания, дознаватель или следователь (статьи 91, 92 УПК). Уголовно-процессуальное задержание подозреваемого производится к тому же только по возбужденному уголовному делу.

Законодательством Российской Федерации допускаются также смешанные формы детективной и охранной деятельности. Согласно статье 13 Закона о детективной и охранной деятельности, частным охранным предприятиям и предприятиям (объединениям) частных детективов для осуществления охранно-сыскной деятельности разрешается создавать на договорной основе ассоциации с сохранением своей самостоятельности и прав юридических лиц.

Помимо этого, следует учитывать, что, в соответствии со статьей 14 названного Закона, предприятия независимо от их организационно-правовых форм, расположенные на территории Российской Федерации, вправе учреждать обособленные подразделения для осуществления охранно-сыскной деятельности в интересах собственной безопасности учредителя (далее - службы безопасности). Руководители и персонал служб безопасности обязаны руководствоваться требованиями Закона о детективной и охранной деятельности и действовать на основании своих уставов, согласованных с органами внутренних дел по месту своего учреждения.

Службе безопасности запрещается оказывать услуги, не связанные с обеспечением безопасности своего предприятия.

Особо в Законе о детективной и охранной деятельности подчеркивается необходимость социальной и правовой защиты частных детективов и охранников. Частная детективная и охранная деятельность засчитывается в общий трудовой стаж и стаж для назначения пособий по государственному социальному страхованию при условии уплаты взносов в Пенсионный фонд РФ и в Фонд государственного социального страхования РФ. Граждане, занимающиеся частной детективной и охранной деятельностью, подлежат обязательному страхованию за счет средств соответствующего предприятия (объединения) на случай гибели, получения увечья или иного повреждения здоровья в связи с осуществлением сыскных или охранных действий.

В ходе осуществления частной детективной деятельности разрешается применять специальные средства, а при осуществлении частной охраной деятельности - специальные средства и огнестрельное оружие, однако только в случаях и в порядке, предусмотренных законом. Этому вопросу посвящены статьи 16 – 18 Закона о детективной и охранной деятельности.

В частности, закон обязывает охранника при применении специальных средств или огнестрельного оружия либо частного детектива при применении специальных средств:

предупредить о намерении их использовать, предоставив при этом достаточно времени для выполнения своих требований, за исключением тех случаев, когда промедление в применении специальных средств или огнестрельного оружия создает непосредственную опасность его жизни и здоровью или может повлечь за собой иные тяжкие последствия;

стремиться в зависимости от характера и степени опасности правонарушения и лиц, его совершивших, а также силы оказываемого противодействия к тому, чтобы любой ущерб, причиненный при устранении опасности, был минимальным;

обеспечить лицам, получившим телесные повреждения, доврачебную помощь и уведомить о происшедшем в возможно короткий срок органы здравоохранения и внутренних дел;

немедленно уведомить прокурора обо всех случаях смерти или причинения телесных повреждений.

Виды вооружения охранников, порядок приобретения, учета, хранения и ношения ими оружия регламентируются Правительством РФ. Так, уже упоминавшееся ранее Постановление Правительства РФ №587 содержит следующие приложения:

Перечень видов специальных средств, используемых в негосударственной (частной) охранной и негосударственной (частной) сыскной деятельности (Приложение №2);

Перечень видов вооружения охранников (Приложение №3);

Правила применения частными детективами и охранниками специальных средств (Приложение №4);

нормы обеспечения негосударственных (частных) охранных организаций оружием и патронами (Приложение №5).

Контроль за частной детективной и охранной деятельностью на территории Российской Федерации осуществляют Министерство внутренних дел РФ, иные министерства и ведомства и подчиненные им органы и подразделения в пределах, установленных нормативно-правовыми актами нашей страны.

Должностные лица, уполномоченные осуществлять контроль за деятельностью частных детективных и охранных предприятий (объединений, ассоциаций), образовательных учреждений и служб безопасности, вправе требовать от них в рамках своей компетенции представления соответствующих документов и получать письменную или устную информацию, необходимую для выполнения контрольных функций.

Отметим, что еще 31 декабря 1999 года издан Приказ МВД №1105 «О мерах по усилению контроля органами внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью», которым утверждено Наставление по организации контроля органами внутренних дел за частной детективной и охранной деятельностью.

Надзор за исполнением Закона о детективной и охранной деятельности возложен на Генерального прокурора РФ и подчиненных ему прокуроров.

Одним из возможных последствий выявленных нарушений в деятельности частных детективных и охранных служб является приостановление и аннулирование лицензий, которое регламентировано в статье 13 Закона о лицензировании отдельных видов деятельности.

Кроме того, как говорилось выше, нарушения, допущенные детективами и охранниками в ходе частной сыскной или охранной деятельности, могут повлечь за собой административную и даже уголовную ответственность.

Закон РФ «О частной детективной и охранной деятельности в РФ» от 11 марта 1992 г. № 2487-1;

В соответствии с законом от 11 марта 1992 г. частная детективная и охранная деятельность осуществляется предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел (ст. 1). В ст. 11 этого же закона указывается, что оказание услуг в целях охраны разрешается только предприятиям, специально учрежденным для их выполнения. Поэтому отдельные граждане, имеющие индивидуальную лицензию на занятие частной охранной деятельностью, таковой могут заниматься только в составе частного охранного предприятия после заключения с ним трудового соглашения (контракта.

Несколько иное положение складывается в сфере сыска. Отдельные граждане, имеющие индивидуальную лицензию на занятие частной сыскной деятельностью, могут, как и частные охранники, работать в составе объединения частных детективов на контрактной основе. Вместе с тем, они могут осуществлять сыскную деятельность индивидуально. Для этого они должны зарегистрировать индивидуальное частное детективное предприятие (ч. 5 ст. 6 Закона).

В настоящее время предусмотрено создание и деятельность следующих видов детективных и охранных предприятий:

1) индивидуальные частные детективные предприятия;

2) объединения частных детективных предприятий;

3) филиалы объединений частных детективных предприятий; 4)частные охранные предприятия;

5) ассоциации частных охранных предприятий и предприятий (объединений) частных детективов;

6) службы безопасности на предприятиях;

7) негосударственные образовательные учреждения и организации специальной подготовки частных детективов и охранников.

Частный детектив и частный охранник - это физические лица, отвечающие определенным требованиям, имеющие государственную лицензию и выполняющие услуги, составляющие содержание частной сыскной или частной охранной деятельности.

Ими могут быть граждане Российской Федерации, достигшие двадцати одного года и пригодные по состоянию здоровья заниматься соответствующей деятельностью, имеющие юридическое образование либо прошедшие специальную подготовку, отличающиеся безусловной социальной репутацией и законопослушным поведением. Отсутствие юридического образования может быть заменено наличием стажа практической работы не менее трех лет: в оперативных или следственных подразделениях правоохранительных органов (для лица, претендующего на работу в качестве частного сыщика) или в органах внутренних дел, либо органах Федеральной службы безопасности (для лица, претендующего на работу в качестве частного охранника).

Не допускаются к частной детективной и охранной деятельности граждане, состоящие на учете по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании; имеющие судимость за совершение умышленного преступления; которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке); уволенные с государственной службы, из судебных, прокурорских и иных правоохранительных органов по компрометирующим их обстоятельствам и др.


Обязательным условием для работы в качестве сыщика или охранника является получение разрешения (лицензии) органа внутренних дел, которое выдается в течение месяца со дня подачи заявления на три года. Одновременно гражданину, получившему лицензию, выдается удостоверение личности охранника (детектива). За один месяц до истечения срока действие лицензии по ходатайству заявителя продлевается на пять лет.

Получение лицензии гражданином еще не делает его частным детективом или охранником. Таковым он становится после заключения трудового договора (контракта) с соответствующим предприятием. Лицензия на работу в качестве детектива дает возможность ее обладателю зарегистрировать индивидуальное частное детективное предприятие. Работа в качестве частного детектива или охранника должна быть основным видом деятельности. Совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается. На указанных лиц статус работников правоохранительных органов не распространяется. Им запрещается проведение каких-либо оперативно-розыскных мероприятий. Частный сыщик и охранник не вправе вызывать граждан и требовать объяснений, проверять у них документы, производить личный досмотр, досмотр личного транспорта, входить в жилые и иные помещения и т.п.

Законом от 11 марта 1992 года определены средства и методы работы частных сыщиков и охранников. Особенно широкими полномочиями наделен частный детектив, который может проводить устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия); наводить справки, изучать предметы и документы (с письменного согласия их владельцев), проводить внешний осмотр строений, помещений и других объектов, а также наблюдение.

Содержанием деятельности частного охранника является предупреждение и пресечение противоправных посягательств на жизнь и здоровье граждан, на имущество собственников. И если такое посягательство будет совершено, охранник обязан применить к правонарушителю принуждение в соответствии с правилами необходимой обороны и крайней необходимости, установленными Уголовным кодексом. Охранник также вправе задержать лицо, застигнутое на месте совершения преступного посягательства, с незамедлительной передачей задержанного в орган внутренних дел (в милицию).

При осуществлении частной детективной и охранной деятельности допускается использование видео-, кино-, фотоаппаратуры, средств аудиозаписи, оперативной радио- и телефонной связи и иных технических средств при условии, что они не будут причинять вред жизни и здоровью граждан и окружающей среде.

В случае необходимости оказания услуг, сопряженных с опасностью для жизни и здоровья частных детективов и охранников, им разрешается использовать специальные средства: защитный жилет, защитный шлем, спецсредство "Черемуха-10" и его аналоги, газовый пистолет, наручники, резиновую или пластмассовую палку.

Охранники имеют право применять огнестрельное оружие. Законом установлены не только случаи, когда частные охранники (сыщики) могут применять специальные средства и огнестрельное оружие, но и условия, а также порядок их применения.

Деятельность частных детективов и охранников должна осуществляться при неукоснительном соблюдении законности. В определенных случаях закон допускает возможность аннулирования органами внутренних дел лицензий, выданных как предприятиям, так и частным лицам.

Частная детективная и охранная деятельность - новый вид негосударственной правоохранительной деятельности, которая определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

« предпринимательская, рассчитанная на поддержку частной инициативы, осуществляется на коммерческой основе, имея в виду получение прибыли теми, кто ею занимается;

32. направлена на оказание охранно-сыскных услуг индивидуально определенным клиентам путем заключения соответствующих соглашений, предусматривающих надлежащую оплатутаких услуг;

проводится лицами, на которых не распространяется действие законов, закрепляющих правовой статус работников право охранительных органов, и не имеющими права/осуществлять оперативно-розыскные действия, отнесенныераконом к исключительной компетенции государственных органов. Правовыми основами частной детективной И охранной деятельности служат Конституция РФ, федеральные закоаы, указы Президента РФ и постановления Правительства РФ, нормативные правовые акты федеральных министерств и ведомств. Законом РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективно! и охранной деятельности в Российской Федерации» регламентированы порядок ее организации и ведения, создание и компетенция частных детективных и охранных предприятий, полномочия частных детективов, государственный контроль в этой сфере.

В соответствии с упомянутым законом частная детективная и охранная деятельность осуществляется в целях сыска и охраны.

В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:

s сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с

участниками процесса;

" изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

s установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;

S выяснение биографических и других характеризующих лич-., ность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов; ".S поискбез вести.пропавших граждан;

s поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества; .

s сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.

В целях, охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

s защита жизни и здоровья граждан;

s охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке;

^ проектирование, монтаж и эксвдуатация средств,охранно-пожарной сигнализации;

S обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий. \

Предприятиям, осуществляющим частную детективную и охранную деятельность предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе.

Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, индивидуального частного детективного предприятия или объединения, частного охранника или частного охранного предприятия либо охранно-сыскного подразделения, запрещается оказывать услуги, перечисленные ранее.

Законом установлено, что частную сыскную (детективную) деятельность могут осуществлять как предприятия, так и отдельные граждане-частные детективы, частная охранная деятельность осуществляется только предприятиями.

Закон Российской Федерации от 11 марта 1992 г. № 2487-1 О частной детективной и охраннойдеятельности в Российской Федерации" предусмотрел новый вид деятельности в сфере правоохраны,получившей название частная детективная и охранная деятельность. Ее сущность согласно Законузаключается в оказании на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицампредприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защитызаконных прав и интересов своих клиентов (ст. 1). Содержанием этой деятельности являются услугичастных детективных и охранных предприятий, направленные на защиту жизни и здоровья граждан, охрануимущества собственников, обеспечение порядка, поиск без вести пропавших лиц и т. д. И в этом смысле онапереплетается с деятельностью, осуществляемой государственными правоохранительными органами. Болеетого, в ряде случаев частная правоохранительная деятельность проникает в такие сферы отношений,которых государственные правоохранительные органы до сих пор не касались Например, частные детективные и охранные предприятия оказывают услуги в сфере бизнеса: сбор информации для веденияделовых переговоров, выявление ненадежных деловых партнеров, осуществление функций телохранителя ит. д.

Частная детективная и охранная деятельность характеризуется рядом признаков, позволяющих отличать ееот правоохранительной деятельности, осуществляемой государственными органами.

Во-первых, эта деятельность по своему характеру является предпринимательской, рассчитанной наподдержку частной инициативы граждан и их объединений в сфере правоохраны. Она осуществляется навозмездной, коммерческой основе и рассчитана на получение прибыли теми лицами и предприятиями,которые ее осуществляют.

Во-вторых, эта деятельность рассчитана на оказание охранно-сыскных услуг индивидуально определеннымклиентам - физическим и юридическим лицам. Клиентами частных детективных и охранных предприятиймогут быть отдельные граждане, а также предприятия, учреждения, организации любой организационно-правовой формы (государственные, частные, коммерческие, общественные и т. д.). Обязательным условиемосуществления частной детективной и охранной деятельности является предварительное заключение междучастным детективно-охранным предприятием и клиентом письменного договора. В договоре не толькоуказывается содержание оказываемых услуг клиенту, но и оговаривается ориентировочная сумма денежныхрасходов и гонорара за услуги, устанавливается порядок их возмещения. Обязанностью частногодетективного (охранного) предприятия является представление клиенту письменного отчета о результатахпроделанной работы.

В-третьих, осуществлять подобную деятельность могут не любые, а только такие предприятия, которыеполучили на это специальное разрешение (лицензию) органа внутренних дел и прошли государственнуюрегистрацию.

В-четвертых, на лиц, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, правовой статусработников государственных правоохранительных органов не распространяется.

В соответствии с Законом от 11 марта 1992 г. частная детективная и охранная деятельность можетосуществляться для сыска и охраны.

Сыскная деятельность направлена на сбор определенного рода информации и обеспечение ею клиента вобусловленной форме. В целях сыска разрешается представление следующих видов услуг:

а) сбор сведений по гражданским и уголовным делам;

б) сбор информации в сфере предпринимательской деятельности (бизнеса);

в) сбор сведений об отдельных лицах при заключении с ними контрактов;

г) поиск без вести пропавших граждан и утраченного имущества.

Содержанием первого вида услуг является сбор информации по гражданским и уголовным делам, имеющейзначение для правильного их разрешения. Клиентами в сфере данного вида услуг могут быть не толькоучастники процесса (истец, ответчик, потерпевший, обвиняемый), но и иные лица (защитник, родственники,знакомые участников процесса). Необходимым условием выполнения указанного вида услуг, связанных сосбором сведений по уголовным делам, является обязательное в течение суток с момента заключенияконтракта с клиентом письменное уведомление об этом частным детективом органа дознания, следователя,прокурора или суда, в чьем производстве находится уголовное дело.

Деятельность частных детективов в сфере бизнеса может проводиться для получения информации осостоянии рынка (спрос, предложение, цена и т. д.), о надежности партнера (его кредитоспособность,состояние и уровень финансово-хозяйственной деятельности и т. д.), о фактах недобросовестнойконкуренции (распространение ложных сведений о деловой репутации клиента, попытки сборасведений, составляющих коммерческую тайну, и т. д.).

Сбор информации об отдельных лицах связан с выяснением биографических и иных характеризующихличность данных при заключении трудового и иного контракта (например, брачного контракта). Такаяинформация о частной жизни лица может быть получена только с его письменного согласия (ч. 1 ст. 24Конституции РФ и п. 4 ч. 2 ст. 3 Закона от 11 марта 1992 г.).

Охранная деятельность направлена на охрану личных и имущественных прав. В целях охраныразрешается предоставление следующих видов услуг:

1. Защита жизни и здоровья граждан, которая предполагает осуществление мер по активнойфизической защите охраняемых лиц от различного рода преступных посягательств. Цель ее – недопустить причинения телесных повреждений охраняемым лицам, лишения их жизни.

2. Охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке, предполагает какфизическую, так и техническую охрану имущества. Это могут быть здания, сырье, продукция,транспортные средства. Охраняемое имущество может находиться в государственной, федеральнойили муниципальной собственности, в коллективной и личной. Оно может принадлежать какроссийской стороне, так и зарубежным деловым партнерам либо находиться в совместнойсобственности. Охранная деятельность частных охранных предприятий не распространяется только наобъекты, подлежащие государственной охране".

3. Проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарнойсигнализации.

5. Обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий (на основе договора сустроителями съездов, симпозиумов, спортивно-массовых мероприятий и др.).№ 8. Ст. 506), в которое впоследствии были внесены изменения и дополнения.

Приведенный перечень сыскных и охранных услуг, оказываемых клиентам в процессе частнойдетективной и охранной деятельности, является исчерпывающим. Такая деятельность не должнаслужить никаким другим целям, кроме защиты законных прав и интересов клиентов. Поэтому охранно-сыскные предприятия не вправе заключать договоры на выполнение услуг, которые направлены наограничение законных прав и интересов третьих лиц.

Частные детективные и охранные предприятия создаются и функционируют не в противовесдеятельности государственных правоохранительных органов, а в ее дополнение. И те и другие решаютряд общих задач по охране и улучшению правопорядка. В некоторых случаях совпадает их компетенция, связанная с выполнением отдельных видов правоохранительной деятельности. Все этообъективно выдвигает задачу организации четкого взаимодействия между государственными инегосударственными субъектами правоохранительной деятельности. Вопрос о механизме такого взаимодействия частично решен в Законе от 11 марта 1992 г. Закон, в частности, допускает возможностьсбора частными детективами сведений по уголовным делам, но с определенными ограничительнымиусловиями: на договорной основе с участником процесса, с обязательным уведомлением о заключенииконтракта государственных должностных лиц и органов, в производстве которых находится дело.

Еще одной формой взаимодействия является предоставление законом частным детективным иохранным предприятиям права на оказание содействия государственным правоохранительным органамв обеспечении правопорядка. Содержанием этого вида взаимодействия является практическоевыполнение совместных сыскных и охранных действий, направленных на поддержание правопорядка.

Взаимодействие между охранно-сыскными предприятиями и правоохранительными органамиосуществляется также в форме информационного обмена, оказания друг другу различного рода услуг,личного контакта руководителей, проведения совместных совещаний и т. д. Особенностьювзаимодействия частных детективных и охранных предприятий с правоохранительными органами врамках обеспечения правопорядка является то, что оно может осуществляться на договорной основе.

Статья 1. Частная детективная и охранная деятельность

Настоящим Законом частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов.

На граждан, осуществляющих частную детективную и охранную деятельность, действие законов, закрепляющих правовой статус работников правоохранительных органов, не распространяется.

Граждане, занимающиеся частной детективной деятельностью, не вправе осуществлять какие-либо оперативно - розыскные действия, отнесенные законом к исключительной компетенции органов дознания.

Статья 2. Правовая основа частной детективной и охранной деятельности

Правовую основу частной детективной и охранной деятельности составляют Конституция РСФСР, настоящий Закон, другие законы и иные правовые акты Российской Федерации.

Статья 3. Виды частной детективной и охранной деятельности

Частная детективная и охранная деятельность осуществляется для сыска и охраны.

В целях сыска разрешается предоставление следующих видов услуг:

1) сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

2) изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

3) установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;

4) выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;

5) поиск без вести пропавших граждан;

6) поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;

7) сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса. В течение суток с момента заключения контракта с клиентом на сбор таких сведений частный детектив обязан письменно уведомить об этом лицо, производящее дознание, следователя, прокурора или суд, в чьем производстве находится уголовное дело.

В целях охраны разрешается предоставление следующих видов услуг:

1) защита жизни и здоровья граждан;

2) охрана имущества собственников, в том числе при его транспортировке;

3) проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно - пожарной сигнализации;

5) обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Предприятиям, осуществляющим частную детективную и охранную деятельность, предоставляется право содействовать правоохранительным органам в обеспечении правопорядка, в том числе на договорной основе.

Физическим и юридическим лицам, не имеющим правового статуса частного детектива, индивидуального частного детективного предприятия или объединения, частного охранника или частного охранного предприятия либо охранно - сыскного подразделения, запрещается оказывать услуги, перечисленные в настоящей статье.

ЧАСТНАЯ ДЕТЕКТИВНАЯ (СЫСКНАЯ) ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья 4. Частный детектив

Частным детективом признается гражданин Российской Федерации, получивший в установленном законом порядке лицензию на частную сыскную деятельность и выполняющий услуги, перечисленные в части второй статьи 3 настоящего Закона.

Сыскная деятельность должна быть основным видом занятости частного детектива, совмещение ее с государственной службой либо с выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях не разрешается.

Статья 5. Действия частных детективов

В ходе частной сыскной деятельности допускаются устный опрос граждан и должностных лиц (с их согласия), наведение справок, изучение предметов и документов (с письменного согласия их владельцев), внешний осмотр строений, помещений и других объектов, наблюдение для получения необходимой информации в целях оказания услуг, перечисленных в части первой статьи 3 настоящего Закона.

При осуществлении частной сыскной деятельности допускается использование видео- и аудиозаписи, кино- и фотосъемки, технических и иных средств, не причиняющих вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, а также средств оперативной радио- и телефонной связи.

В случае необходимости оказания частными детективами услуг, сопряженных с опасностью для их жизни и здоровья, им разрешается использование специальных средств, виды, порядок приобретения, учета, хранения и ношения которых устанавливаются Правительством Российской Федерации.

Статья 6. Выдача лицензий частным детективам

Выдача лицензий на частную сыскную деятельность на определенной территории Российской Федерации производится соответствующим органом внутренних дел в пределах его компетенции.

Гражданин, претендующий на получение лицензии на работу в качестве частного детектива, обязан лично предоставить в соответствующий орган внутренних дел:

фотографии;

медицинскую справку о состоянии здоровья;

документы, подтверждающие его гражданство, наличие юридического образования или прохождение специальной подготовки для работы в качестве частного сыщика, либо стаж работы в оперативных или следственных подразделениях не менее трех лет;

сведения о потребности в специальных средствах, средствах связи и иных технических средствах и намерении их использовать.

Органы внутренних дел вправе устанавливать достоверность сведений, изложенных в представленных документах, необходимых для принятия решения о выдаче лицензии, в том числе путем собеседования с гражданином, претендующим на ее получение.

Лицензия не выдается:

1) гражданам, не достигшим двадцати одного года;

2) гражданам, состоящим на учете в органах здравоохранения по поводу психического заболевания, алкоголизма или наркомании;

3) гражданам, имеющим судимость за совершение умышленного преступления;

4) гражданам, которым предъявлено обвинение в совершении преступления (до разрешения вопроса об их виновности в установленном законом порядке);

Пункт 5 части четвертой подлежит применению в соответствии с его конституционно-правовым смыслом, выявленным в определении Конституционного Суда РФ от 14.01.2003 N 32-О исходя из правовых позиций Конституционного Суда Российской Федерации, сохраняющих свою силу.

5) гражданам, уволенным с государственной службы, из судебных, прокурорских и иных правоохранительных органов по компрометирующим их основаниям;

6) бывшим работникам правоохранительных органов, осуществлявшим контроль за частной детективной и охранной деятельностью, если со дня их увольнения не прошел год;

7) гражданам, не представившим документы, перечисленные в части второй настоящей статьи.

Часть пятая исключена. - Федеральный закон от 10.01.2003 N 15-ФЗ.

В случае отказа в выдаче лицензии орган внутренних дел обязан письменно информировать об этом гражданина, направившего заявление, с указанием мотивов отказа. Это решение или нарушение срока рассмотрения заявления могут быть обжалованы в вышестоящий орган внутренних дел или суд.

Гражданину, получившему лицензию на работу в качестве частного детектива, соответствующим органом внутренних дел одновременно выдается документ установленного образца, удостоверяющий его личность.

Статья 7. Ограничения в сфере деятельности частного детектива

Частным детективам запрещается:

1) скрывать от правоохранительных органов ставшие им известными факты готовящихся или совершенных преступлений;

2) выдавать себя за сотрудников правоохранительных органов;

3) собирать сведения, связанные с личной жизнью, с политическими и религиозными убеждениями отдельных лиц;

4) осуществлять видео- и аудиозапись, фото- и киносъемку в служебных или иных помещениях без письменного согласия на то соответствующих должностных или частных лиц;

5) прибегать к действиям, посягающим на права и свободы граждан;

6) совершать действия, ставящие под угрозу жизнь, здоровье, честь, достоинство и имущество граждан;

7) фальсифицировать материалы или вводить в заблуждение клиента;

8) разглашать собранную информацию, использовать ее в каких-либо целях вопреки интересам своего клиента или в интересах третьих лиц;

9) передавать свою лицензию для использования ее другими лицами.

Проведение сыскных действий, нарушающих тайну переписки, телефонных переговоров и телеграфных сообщений либо связанных с нарушением гарантий неприкосновенности личности или жилища, влечет за собой установленную законом ответственность.

Статья 8. Создание объединений частных детективных предприятий

Частные детективные предприятия могут создавать объединения, имеющие статус юридических лиц. Обязательным требованием для их руководителей является наличие высшего юридического образования и лицензий на частную сыскную деятельность.

Объединения частных детективов вправе открывать свои филиалы в других регионах Российской Федерации.

Статья 9. Договор между частным детективным предприятием (объединением) и клиентом

Частное детективное предприятие (объединение) обязано заключить с каждым из своих клиентов письменный договор на оказание услуг, в котором должны быть отражены сведения о договаривающихся сторонах, в том числе номер и дата выдачи лицензии, содержание поручения, срок его выполнения, ориентировочная сумма денежных расходов и гонорара за услуги, меры ответственности сторон, дата заключения договора.

Договор считается заключенным, если между сторонами на конфиденциальной основе достигнуто соглашение по всем его пунктам и он составлен с соблюдением условий, установленных в части первой настоящей статьи.

В договоре предусматривается обязанность частного детективного предприятия (объединения) предоставить клиенту письменный отчет о результатах проделанной работы, который должен включать ответы на основные вопросы, интересующие клиента в соответствии с договором.

К отчету прилагается уточненный расчет гонорара и расходов частного детективного предприятия (объединения). Копия отчета подлежит хранению в архиве предприятия (объединения) в течение трех лет.

Споры по расчетам за услуги и другим основаниям, установленным договором между частным детективным предприятием (объединением) и клиентом, пользующимся его услугами, рассматриваются в судебном порядке.

Статья 10. Исключена. - Федеральный закон от 10.01.2003 N 15-ФЗ.

ЧАСТНАЯ ОХРАННАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Статья 11. Оказание услуг в сфере охраны

Оказание услуг, перечисленных в части третьей статьи 3 настоящего Закона, разрешается только предприятиям, специально учреждаемым для их выполнения.

Предприятие, которое в соответствии со своим уставом занимается оказанием охранных услуг, обязано иметь на то лицензию, выдаваемую в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

(часть вторая в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

Охранная деятельность предприятий не распространяется на объекты, подлежащие государственной охране, перечень которых утверждается Правительством Российской Федерации. Охранным предприятиям разрешается оказывать услуги в виде вооруженной охраны имущества собственников, а также использовать технические и иные средства, не причиняющие вреда жизни и здоровью граждан и окружающей среде, средства оперативной радио- и телефонной связи.

Часть четвертая исключена. - Федеральный закон от 10.01.2003 N 15-ФЗ.

Руководителям охранных предприятий, а также охранникам не разрешается совмещать охранную деятельность с государственной службой либо выборной оплачиваемой должностью в общественных объединениях.

(в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

Части шестая - седьмая исключены. - Федеральный закон от 10.01.2003 N 15-ФЗ.

Виды вооружения охранников, порядок приобретения, учета, хранения и ношения ими оружия регламентируются Правительством Российской Федерации.

Статья 12. Дополнительные условия выдачи лицензий

Для получения лицензии на оказание охранных услуг предприятие, создаваемое для этих целей, представляет в соответствующий орган внутренних дел записку, в которой перечисляются виды охранных услуг и указываются территория деятельности создаваемого предприятия охраны, данные о предполагаемой численности персонала, намерении использовать технические и иные средства, специальные средства, оружие и потребности в них.

Обязательным требованием к руководителю предприятия является наличие высшего образования.

При необходимости органы внутренних дел вправе устанавливать достоверность сведений, изложенных в представленных документах, необходимых для принятия решений о выдаче лицензий на охранную деятельность.

Заключение охранными предприятиями договоров с клиентами на оказание охранных услуг осуществляется в соответствии с положениями статьи 9 настоящего Закона.

(часть четвертая в ред. Федерального закона от 10.01.2003 N 15-ФЗ)

На охранную деятельность распространяются ограничения, установленные статьей 7 настоящего Закона. Охранникам запрещается использовать методы сыска.

Лицо, совершившее противоправное посягательство на охраняемые жизнь и здоровье граждан или собственность, может быть задержано охранником на месте правонарушения и должно быть незамедлительно передано в орган внутренних дел (милицию).

Общение с правоохранительными органами Кучерена Анатолий Григорьевич

1.1.7. Частные детективные и охранные службы

Частная детективная и охранная деятельность осуществляется соответствующими организациями и лицами в целях сыска и охраны. Деятельность частных детективных и охранных организаций регламентируется Конституцией РФ, Законом РФ от 11 марта 1992 г. № 2487-1 «О частной детективной и охранной деятельности в Российской Федерации», а также иными законами и правовыми актами Российской Федерации.

Согласно действующему законодательству частная детективная и охранная деятельность определяется как оказание на возмездной договорной основе услуг физическим и юридическим лицам предприятиями, имеющими специальное разрешение (лицензию) органов внутренних дел, в целях защиты законных прав и интересов своих клиентов. В целях сыска проводятся следующие действия: сбор сведений по гражданским делам на договорной основе с участниками процесса;

изучение рынка, сбор информации для деловых переговоров, выявление некредитоспособных или ненадежных деловых партнеров;

установление обстоятельств неправомерного использования в предпринимательской деятельности фирменных знаков и наименований, недобросовестной конкуренции, а также разглашения сведений, составляющих коммерческую тайну;

выяснение биографических и других характеризующих личность данных об отдельных гражданах (с их письменного согласия) при заключении ими трудовых и иных контрактов;

поиск без вести пропавших граждан;

поиск утраченного гражданами или предприятиями, учреждениями, организациями имущества;

сбор сведений по уголовным делам на договорной основе с участниками процесса.

При оказании услуг охраны охранная организация или частный охранник осуществляют: защиту жизни и здоровья граждан;

охрану имущества (в том числе при его транспортировке), находящегося в собственности, во владении, в пользовании, хозяйственном ведении, оперативном управлении или доверительном управлении;

проектирование, монтаж и эксплуатационное обслуживание средств охранно-пожарной сигнализации;

обеспечение порядка в местах проведения массовых мероприятий.

Организации и граждане, осуществляющие детективную и охранную деятельность, не подчиняются какому-либо государственному органу напрямую. Косвенный контроль осуществляется с помощью системы лицензирования такой деятельности.

Предприятие, осуществляющее охранную деятельность, обязано получить в органах внутренних дел лицензию в порядке, установленном законом. Частный охранник также должен иметь удостоверение частного охранника, выданного органом внутренних дел.

Требование об обязательном лицензировании распространяется также и на частного детектива.

Данный текст является ознакомительным фрагментом. Из книги Уголовный кодекс РФ автора Законы РФ

Глава 30. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями 1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам

Из книги Гражданский процессуальный кодекс автора Законы РФ

Статья 226. Частные определения суда 1. При выявлении случаев нарушения законности суд вправе вынести частное определение и направить его в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны в течение месяца сообщить о принятых ими

Из книги Сборник действующих постановлений пленумов верховных судов СССР, РСФСР и Российской Федерации по уголовным делам автора Михлин А С

К главе 30 «Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления» 3.39. Постановление Пленума Верховного Суда СССР «О практике применения судами законодательства об ответственности за взяточничество и

Из книги Гражданский процессуальный кодекс Российской Федерации Текст с изм. и доп. на 10 мая 2009 года автора Коллектив авторов

СТАТЬЯ 226. Частные определения суда 1. При выявлении случаев нарушения законности суд вправе вынести частное определение и направить его в соответствующие организации или соответствующим должностным лицам, которые обязаны в течение месяца сообщить о принятых ими

Из книги Адвокатура и нотариат: конспект лекций автора Шалагина Марина Александровна

ЛЕКЦИЯ № 20. Государственные и частные нотариусы 1. Государственные нотариальные конторыГосударственные нотариальные конторы открываются и упраздняются Министерством юстиции РФ или по его поручению министерствами юстиции республик в составе РФ, органами юстиции

Из книги Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов автора Автор неизвестен

Глава 30. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ СТАТЬЯ 285. Злоупотребление должностными полномочиями 1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам

Из книги Уголовный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 1 октября 2009 г. автора Автор неизвестен

Глава 30. ПРЕСТУПЛЕНИЯ ПРОТИВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ВЛАСТИ, ИНТЕРЕСОВ ГОСУДАРСТВЕННОЙ СЛУЖБЫ И СЛУЖБЫ В ОРГАНАХ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ Статья 285. Злоупотребление должностными полномочиями 1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам

Из книги Федеральный закон «О государственной гражданской службе Российской Федерации». Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 6. Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов Взаимосвязь гражданской службы и государственной службы Российской Федерации иных видов обеспечивается на основе единства системы государственной службы Российской

Из книги Криминальная история России. 1993-1995. Сильвестр. Отари. Мансур автора Карышев Валерий

Статья 7. Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы Взаимосвязь гражданской службы и муниципальной службы обеспечивается посредством:1) единства основных квалификационных требований к должностям гражданской службы и должностям муниципальной

Из книги Уголовное право Особенная часть автора Питулько Ксения Викторовна

Статья 33. Общие основания прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с гражданской службы 1. Общими основаниями прекращения служебного контракта, освобождения от замещаемой должности гражданской службы и

Из книги Уголовное право (Общая и Особенная части): Шпаргалка автора Автор неизвестен

«Охранные услуги»

Из книги Коммерческое право автора Голованов Николай Михайлович

Тема 17 Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления 1. Злоупотребление должностными полномочиями Объектом преступления является установленный порядок функционирования органов

Из книги Уголовное право. Особенная часть: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

103. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы ворганах местного самоуправления – виновно совершенные

Из книги Уголовный кодекс Российской Федерации [По состоянию на 1 сентября 2014 года] автора Законы РФ

6. Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела Принцип недопустимости произвольного вмешательства в частные дела сформулирован в ст.23 Конституции РФ. Он имеет существенное значение для коммерческого оборота, поскольку касается прежде всего

Из книги автора

Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления Эти виды преступлений представляют собой уголовно-правовое проявление коррупции.Видовым объектом этих преступлений является совокупность

Из книги автора

Глава 30. Преступления против государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления СТАТЬЯ 285. Злоупотребление должностными полномочиями1. Использование должностным лицом своих служебных полномочий вопреки интересам