Акт расследования обстоятельств и причин возникновения пожара, произошедшего в здании (помещении) таможенного органа. Акт служебного расследования пожара происшедшего на объекте нефтепродуктопроводного транспорта

служебного расследования пожара

(указывается дата, место расположения, объект пожара)

Комиссия в составе:

Председателя - (Указывается должность, фамилия, и.о.)

Членов комиссии - (Указываются должности, фамилии, и.о.),

провела служебное расследование по факту пожара, происшедшего (Указываются дата, время, место расположения, объект пожара.)

1. Обстоятельства возникновения пожара.

(Указываются время обнаружения, кто обнаружил, порядок сообщения о возникновении пожара, другие обстоятельства возникновения пожара.)

2. Организация тушения пожара.

(Указываются пожарное подразделение, принявшее сообщение о возникновении пожара, время поступления сообщения о пожаре, время выезда и прибытия пожарного подразделения к месту пожара, время локализации и ликвидации пожара, силы и средства, использованные для ликвидации пожара, иные обстоятельства тушения пожара.)

3. Сведения об объекте пожара.

(Приводится краткая характеристика объекта пожара, для подвижного состава приводятся сведения о наличии и виде груза, указываются сведения о пожарной опасности объекта, его противопожарном состоянии к моменту возникновения пожара, условиях, способствовавших возникновению и распространению пожара, гибели и травмированию людей, другие сведения об объекте, имеющие отношение к пожару.)

4. Последствия пожара.

(Указываются сведения о повреждении объекта пожара, груза, при его наличии, прямом материальном ущербе, погибших и травмированных на пожаре.)

5. Причина пожара.

(На основании объяснений, заключения специалиста о технической причине возникновения пожара, других источников и изучения материалов служебного расследования пожара указывается причина его возникновения.)

6. Виновные в возникновении пожара.

(На основании изучения материалов служебного расследования указывается, установлены или нет лица, виновные в возникновении пожара, степень и характер их вины. Или делается запись о том, что лиц, виновных в возникновении пожара, не усматривается.)

Комиссия предлагает:

(приводятся предложения комиссии по осуществлению комплекса организационно-технических мероприятий по предотвращению аналогичных случаев возникновения пожаров, направления, при наличии признаков преступления, предусмотренного УК РФ, материалов служебного расследования в соответствующие органы для решения вопроса о возбуждении уголовного дела).

Акт о пожаре

АКТ О ПОЖАРЕ - офиц. документ службы пожарной охраны, составляемый уполномоченным должностным лицом по факту возникновения пожара. В документе д. б. отражены следующие позиции:

  • состав комиссии, участвующей в составлении акта
  • адрес, наименование и принадлежность объекта, на котором произошёл пожар
  • время и место обнаружения пожара
  • кто обнаружил пожар и каким способом сообщил о нём в пожарную охрану
  • дата и время поступления сообщения о пожаре в пожарную охрану
  • время прибытия первого пожарного подразделения
  • дата и время локализации и ликвидации пожара
  • обстановка к моменту прибытия пожарных подразделений
  • силы и средства, применявшиеся при тушении пожара
  • участники тушения пожара
  • сведения о погибших и травмированных
  • результаты пожара
  • условия, способствовавшие развитию пожара
  • ущерб и причина пожара
  • лица, виновные в возникновении пожара
  • принятые меры
  • спасено на пожаре
  • куда направлен акт для проверки
  • особые замечания
  • лица, получившие экз. акта.
  • Образец составления акта расследования причин пожара на предприятии

    АКТ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН ПОЖАРА

    "____" _______________ 2011 год

    1. Наименование объекта:

    ЗАО "_______________"

    Адрес: ________________________________________

    2. Состав комиссии по расследованию (номер приказа и дата создания комиссии):

    - _________________________

    Приказ № ___ от ____ января 2011 года

    3. Состояние объекта, сооружения и т.п. до возникновения пожара:

    Удовлетворительное.

    4. Время начала и ликвидации пожара (дата, время):

    Возгарание произошло ___ февраля 2011 года в __ часов ___ минут. В ___ часов ___ минут было объявлено о ликвидации пожара.

    5. Описание обнаружения пожара и его развития:

    Пожар был обнаружен охранником. Возгарание произошло в павильоне _______. Огонь в считанные минуты распространился на соседние павильоны – ____________. В итоге в очаг пожара превратился весь ряд павильонов, площадь пожара – 200 м2. В процессе тушения пожара пожарной охране удалось локализовать и ликвидировать пожар в границах данного ряда магазинов и не допустить его распространения по территории торгового комплекса.

    6. Принятые меры по тушению пожара персоналом объекта, добровольной пожарной дружиной. Вызов пожарной охраны, ее прибытие, организация и ход тушения. Кем и какими средствами потушен пожар. Положительные стороны и недостатки при тушении пожара:

    При обнаружении пожара незамедлительно была вызвана пожарная охрана. До их прибытия персонал торгового комплекса самостоятельно приступил к тушению пожара и его локализации. На ранней стадии пожара были использованы порошковые огнетушители ОП-4. После обесточивания павильонов в качестве огнетушащего вещества применялась вода, подаваемая на очаг пожара посредством пожарных кранов (гидрантов).

    Вызов пожарной охраны был сделан в ___ часов ___ минуты. В ___ часов ___ минут первые пожарные расчеты прибыли на место пожара и приступили к его тушению. В ___ часов ___ минуты пожар был полностью локализован.

    На пожаре работало 6 пожарных расчетов. Тушение пожара производилось водой из пожарных машин.

    Положительные стороны: своевременное обнаружение пожара, вызов и прибытие пожарной охраны. Эффективное тушение пожара: недопущение его распространения на рядом стоящие павильоны и корпуса (локализация), быстрая ликвидация пожара, отсутствие пострадавших.

    Недостатки: порошковые огнетушители оказались малоэффективны при тушении пожара, невозможно проводить тушение пожара в помещениях (из-за токсичности дымовых газов) без газодымозащитных комплектов.

    7. При наличии автоматических установок обнаружения и тушения пожара указать их тип, эффективность работы (недостатки и положительные стороны), кем выполнен проект и монтаж установки:

    Павильоны оборудованы системой автоматической охранно-пожарной сигнализации. Для обнаружения пожара используются дымовые извещатели пожара (типа ДИП). Количество извещателей в каждом павильоне не менее двух.

    Проект охранно-пожарной сигнализации и ее монтаж выполнен собственниками павильонов.

    Обслуживание охранно-пожарной сигнализации осуществлял ____________ по договору.

    8. Допущенные отклонения от строительных норм и правил (СНиП), а также ведомственных нормативных документов, способствовавших возникновению и развитию пожара:

    Не известно.

    9. Роль и действия ДПД в профилактике, организации и тушении пожара:

    Профилактика пожаров – инструктажи по пожарной безопасности, ежемесячные проверки соблюдения требований пожарной безопасности, тренировки с добровольной пожарной дружиной.

    Организация и тушение пожаров – вызов пожарной охраны, тушение пожара первичными средствами пожаротушения, эвакуация людей.

    10. Последствия пожара (что горело, повреждено): строительные конструкции, агрегат, оборудование, материалы и т.п:

    Выгорело ___________________________. Пострадал соседний ряд павильонов (отделка павильонов, рекламные вывески).

    Также понесен ущерб _________________________.

    11. Установленная причина пожара и его развития. При необходимости прикладывается экспертное заключение специалистов по причинам пожара:

    Предположительная причина пожара – нарушение правил технической эксплуатации электроустановок (ПТЭЭ), а именно электронагревательные приборы (обогреватель) были оставлены без присмотра, подключение электронагревательных приборов в устройства без заземления (тройники, удлинители).

    12. Лица, нарушения которыми требований нормативных документов, привело к возникновению и развитию пожара:

    Персонал павильона.

    13. Должностные лица, ответственные за допущенные нарушения и конкретные недостатки в работе (невыполнение или не надлежащее выполнение должностных обязанностей):

    Персонал павильона

    14. Сведения о пострадавших на пожаре:

    Пострадавших нет.

    15. Материальный ущерб от пожара:

    Уточняется.

    16. Противопожарное состояние подразделения, в котором произошел пожар, а, при необходимости, объекта в целом:

    Пожарное состояние – удовлетворительное. Павильоны были оборудованы охранно-пожарной сигнализацией, в каждом павильоне имелся огнетушитель (порошковый), УЗО.

    По результатам расследования и в целях дальнейшей профилактики пожаров составлен приказ № ___ от ___ марта 2011 года с планом по устранению недочетов и профилактике пожаров.

    Приложения:

    1. Объяснительные записки (рапорта) персонала, участвовавшего в ликвидации пожара, очевидцев и лиц, причастных к возникновению пожара на _____ стр.

    2. Справку об ущербе, причиненном пожаром, подписанную руководителем и главным бухгалтером на ______ стр.

    3. Копия акта о пожаре, составленного ОГПН на ______ стр.

    4. Описание (протокол), фотографии, чертежи (схемы), поясняющие место пожара и его распространения, а также зоны сильного задымления на ______ стр.

    5. Приказ руководителя объекта по результатам расследования пожара на ______ стр.

    Рассматриваем: Акт о пожаре образец - актуальная информация.

    Описание:

    Акт испытания пожарной лестницы: структура документа и процесс проверки

    Обеспечение пожарной безопасности здания помимо всего прочего подразумевает систематические проверки состояния маршрутов для эвакуации. Именно по этой причине акт испытания пожарной лестницы является одним из важнейших документов, поскольку регулярный контроль - это обязательное условие содержания конструкции в рабочем состоянии.

    В нашей статье мы постараемся максимально подробно описать процедуру испытаний, а также охарактеризуем основные акты и протоколы, которые составляются по их результатам.

    Сведения о процессе контроля

    Разновидности лестниц

  • Вертикальные – наиболее простая разновидность. Представляют собой металлические конструкции, которые закрепляются на наружной несущей стене здания. Нижняя часть верктиальной пожарной лестницы располагается на некотором расстоянии от поверхности земли, а верхняя совединяется с плоскостью кровли посредсвом специальной переходной площадки. Металлическую лестницу можно соорудить своими руками.
  • Маршевые – отличаются более сложным устройством, но в то же время более удобны в эксплуатации. Маршевая лестница оборудуется площадками напротив эвакуационного выхода на кажом этаже. Нижняя часть маршевого прохода устанавливается на грунте. Маршевые лестницы могут быть одномаршевыми, двухмаршевыми и многомаршевыми.
  • Фото маршевой конструкции

    Обратите внимание! В отличие от вертикальных конструкций, маршевые не обязательно соединяются с кровлей здания. Это следует учитывать при составлении плана эвакуации при пожаре.

    Нормативная база

    Естественно, к конструкции и характеристикам эвакуационных приспособлений выдвигаются самые строгие требования. Документами, которые регламентируют процедуру проведения контроля, являются:

  • ГОСТ Р 53254 – 2009 – «Пожарные стационарные лестницы и ограждения кровли. Методика проведения контроля качества и общие технические условия».
  • НПБ 245 – 2001 – «Пожарные стационарные лестничные конструкции. Ограждения кровли. Общие технические условия и методика контроля».
  • Эти два документа являются основополагающими в работе любых пожарных инспекций. В них содержится информация о требованиях, которые выдвигаются к эвакуационным путям, последовательности и периодичности проведения контроля и т.д. Также в приложениях к данным документам можно найти образец акта испытания пожарной лестницы, который будет очень полезен для тех, кто хочет разобраться в процедуре досконально.

    Согласно требованиям упомянутых нормативов, проверки стационарных пожарных лестниц на соответствие требованием ГОСТ проводятся:

  • С полным контролем и инструментальными проверками – не реже одного раза в течение пяти лет.
  • С визуальным контролем – не реже одного раза в течение года.
  • Обратите внимание! Нормативы допускают осуществление контроля как в летний, так и в зимний период. Связано это с тем, что эвакуационные пути должны быть работоспособны в любое время года.

    Следует помнить, что подобный контроль осуществляется только для стационарных лестничных пожарных конструкций. К примеру, акт испытания лестниц - стремянок и переносных лестниц составляется по другой схеме, и не имеет отношения к регулировке пожарной безопасности здания.

    Процедура проверки

    Как же осуществляется непосредственный контроль состояния конструкций, предназначенных для эвакуации людей при возгорании? В некотором роде представление об этом поможет составить уже упоминавшийся образец акта испытаний пожарных лестниц, однако в данном разделе мы опишем составляющие процедуры более подробно:

    Визуальный осмотр

    Вне зависимости от того, устанавливали вы лестницу своими руками, или она была смонтирована специалистами соответствующего профиля, процесс испытания должен проводиться по единой утвержденной схеме.

    Регламент проведения включает в себя такие этапы:

  • Визуальное обследование лестницы, несущих и крепежных конструкций. На данном этапе оценивается общее состояние эвакуационного маршрута, качество установки и крепления элементов, состояние покрытия, наличие либо отсутствие признаков коррозии. Также в ходе визуального обследования осматриваются сварные швы и определяются их очевидные дефекты.
  • Испытания под нагрузкой (статические и динамические). В ходе проведения контроля каждый элемент и вся конструкция в целом подвергаются нормативным нагрузкам. Для этого используется специальное контрольное оборудование, позволяющее дать оценку уровню деформации.
  • В итоге проверке подвергаются:

  • Расположение эвакуационных маршрутов и соответствие положения отдельных элементов стандартам.
  • Габариты пожарных лестниц и их частей.
  • Состояние деталей, их целостность, наличие пи характер повреждений.
  • Надежность сварных соединений, прочность ступеней, тетив, косоуров, маршевых площадок.
  • Определение прочности ступени

    После завершения измерительного этапа процедуры инструкция предполагает анализ полученных данных, выполнение расчетов и заполнение отчетной документации. Данные и выводы вносятся в бланк акта испытания пожарных лестниц, на основании которого выносится экспертное заключение.

    Структура протокола

    Титульный лист протокола

    Какой бы высокой ни была цена услуг компании, осуществляющей испытания, экономить на них не стоит. А вот оценить работу специалистов, изучив итоговый протокол, нужно обязательно.

    В типовом протоколе должна содержаться такая информация:

  • Данные об исполнителе работ и об объекте, на котором проводятся испытания.
  • Схема расположения лестницы, описание ее конструкции и габаритов (тип, способ крепления, линейные размеры, количество ступеней и т.д.).
  • Условия, при которых проводилась оценка (дата, время, освещенность, температура и т.д.).
  • Используемые приборы и приспособления.
  • Результаты визуального осмотра.
  • Схема приложения статических и динамических нагрузок, показания приборов, расчеты прочности.
  • Обнаруженные недостатки, способы их устранения.
  • В итоговой части протокола обязательно должно содержаться заключение о соответствии либо несоответствии конструкции требованиям ГОСТ Р 53254 – 2009.

    Вывод

    Если в вашем ведении находится один или несколько эвакуационных маршрутов, изучить образец акта испытания лестниц нужно в обязательном порядке. Тогда вы сможете, не дожидаясь проверки, оперативно устранить все недостатки, и избежать излишних трат. В представленном видео в этой статье вы найдете дополнительную информацию по данной теме (читайте также об особенностях лестницы на больцах и об основных моментах ее изготовления).

    Если на предприятии произошел инцидент, то помимо взыскания с виновного работника материального ущерба необходимо провести инвентаризацию и служебное расследование. Оно необходимо, чтобы в будущем избежать неприятных последствий и застраховаться от подобных случаев.

    Инвентаризация нужна, чтобы оценить причиненный ущерб, служебное расследование – чтобы выявить причины его возникновения . Расследование выполняется по этапам и в завершении составляется акт служебного расследования.

    Акт служебный – это документ, который фиксирует определенные значимые факты. Виды служебных Актов могут различаться (Акт приема-передачи, акт приемки выполненных работ и т.п.), так и в процессе труда (Акт об отсутствии на рабочем месте, об отказе от подписи, об инвентаризации, передачи смены и т.п.).

    Работник, который совершил правонарушение, и чья вина была доказана в ходе проведенного служебного расследования, должен написать объяснительную записку (ее образец размещен выше), в которой кратко и емко следует изложить причины такого поступка.

    Служебное расследование – это совокупность принятых компанией мер, направленных на сбор, проверку и анализ документов, подтверждающих факт нарушения.

    Для проведения расследования назначается председатель комиссии, для ведения документации – секретарь.

    Российское законодательство выделяет только 2 дня на дачу объяснений работником, в отношении которого проводится служебная проверка.

    Комиссия в соответствии с Трудовым кодексом должна запросить у сотрудника письменное объяснение в связи со случившимся. Секретарь составляет запрос, в котором работник должен расписаться. Если он отказывается это сделать, нужно данный факт зафиксировать.

    Если работник отказывается давать и письменные объяснения или уклоняется от исполнения обязанности, то должен составляться акт, в котором расписываются свидетели.

    Служебное расследование может быть начато на основании следующих нарушений:

    1. Систематические опоздания.
    2. Преждевременное завершение трудового дня.
    3. Невыполнение профессиональных обязанностей (расследуется на основании жалоб недовольных клиентов или служебной записки других сотрудников, образец которой можно найти немного ниже).
    4. Нарушение инструкции (должностной) или техники безопасности, в том числе и противопожарной.
    5. Нанесение субъекту предпринимательской деятельности материального ущерба.
    6. Мошеннические действия, которые повлекли за собой финансовые потери компании и т. д.

    Пример служебного акта

    Утверждаю:

    Генеральный директор

    ООО «ЛанышСМИ»

    Цветков В.М.

    Акт

    г. Иркутск

    о выделении к уничтожению

    документов, не подлежащих хранению

    На основании Перечня типовых управленческих архивных документов, образующихся в процессе деятельности государственных органов, органов местного самоуправления и организаций, с указанием срока хранения отобраны к уничтожению как не имеющие научно-исторической ценности и утратившие практическое значение документы ООО «ЛандышСМИ».

    Итого 7 ед. хр. За 2010-2012 годы. Описи дел постоянного хранения за 2010-2012 годы утверждены по личному составу

    согласованы с ЭПК соответствующего архивного учреждения (протокол № 9 от 17.12.2010 г. и протокол № 4 от 08.02.2012 г.)

    начальник отдела делопроизводства

    П.В. Лавочкина 08.04. 2017 г.

    Согласовано:

    Протокол ЭК

    от 06.04.2017 г. № 1

    Причины и основания для служебного акта

    С точки зрения содержания служебных актов и их назначения существует множество видов такого рода документов: акт передачи товарно-материальных ценностей, акт списания материальных ценностей, обследования условий труда, акт испытаний образцов.

    Служебный акт должен составляться и при увольнении сотрудника (который не является материально-ответственным лицом) и передаче дел, в т.ч. незавершенных, новому работнику.

    Акт всегда составляется несколькими лицами (коллегиально) – не менее чем 2-мя. Нередко руководителем сначала создается комиссия (распоряжением, приказом), которая и наделяется какими-то полномочиями и функциями. И уже эта комиссия составляет по итогам своей деятельности служебный акт. Такой документ может содержать выводы, например, акт служебного расследования.

    Роль служебных актов в процессе трудовой деятельности весьма значительна. Правильно составленные документы могут использоваться в качестве доказательств по гражданским делам, учитываются при проведении проверок по жалобе в трудовую инспекцию и другие органы власти.

    Что включает в себя служебный Акт

    В нашем примере используется утвержденная форма акта об уничтожении. Тем не менее на ее основе и знании изложенных ниже нюансов Вы сможете подготовить любой служебный документ для фиксации событий или действий.

    Служебный акт может составляться на официальном бланке организации . Может составляться на простом листе формата А 4, но содержать графу: утверждаю, согласовано (подписывается руководителем). Некоторые виды актов (по финансовым вопросам) приобретают юридическую силу только после заверения грифа «утверждаю» печатью.

    К обязательным реквизитам служебного акта, помимо указания на организацию, относятся:

    1. название документа (Акт), номер (при наличии) и дата
    2. место составления
    3. основание (проверка, факт, событие, указание начальника, ссылка на норму закона)
    4. суть установленных фактов, результаты и выводы, предложения
    5. подписи сторон (председатель и члены комиссии или сотрудники организации, присутствующие при составлении документа).

    Когда кто-то из обязательных членов комиссии при составлении служебного акта не согласен с какими-то выводами, он вправе приобщить к документу в качестве приложения особое мнение в письменном виде.

    Количество экземпляров (когда оно не утверждено законом) определяется практической необходимостью.

    Обратите внимание, что служебный акт, как правило, отдельно не хранится, а приобщается к материалам того дела, с которым связан зафиксированный факт.

    Акт служебного расследования

    Образец Акта служебного расследования:

    формате Word, doc)

    (в формате Word, doc)

    Пример акта служебного расследования

    УТВЕРЖДАЮ:

    ООО «Кувшинка»

    Генеральный директор

    Братчиков Родион Константинович

    Акт служебного расследования

    Составлен комиссией:

    Председатель: Начальник отдела кадров П.Р. Малахов

    Члены комиссии:

    Факт нарушения: невыполнение администратором Синициной Анастасией Владимировной возложенных обязанностей по уведомлению миграционного подразделения ГУ МВД России по Краснодарскому краю в г. Геленджике о прибытии иностранных граждан в место временного пребывания в течение суток (нарушение ст. 20 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ).

    В результате проведенного служебного расследования выявлено:

    1. 18 апреля 2017 г. в гостиницу «Кувшинка» по адресу: г. Геленджик, ул. Морская, 48, в 12 час. 48 мин. прибыл гражданин Республики Узбекистан Фархудов Махмуд, 08.04.1972 г.р., для временного пребывания.
    2. Согласно табелю учета рабочего времени, журналу учета, 18 апреля 2017 г. администратор Синицина А.В. выполняла свои функциональные обязанности с 06 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин. 19 апреля 2017 г., в т.ч. по заселению гостей и предоставлению им гостиничных номеров. Синицина А.В. предоставила гражданину Узбекистана Фархудову М. номер 309 на третьем этаже гостиницы, а также взяла оплату и выдала квитанцию.
    3. В нарушение п. 2.4 должностной инструкции администратора гостиницы и ст. 20 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания Синициной А.В. не заполнялось, в миграционное подразделение в ГУ МВД России по Краснодарскому краю в г. Геленджике не подавалось.
    4. 05.05.2017 г. в результате проведенной проверки ГУ МВД России по Краснодарскому краю в г. Геленджике в отношении ООО «Кувшинка» составлен административный протокол и вынесено постановление об административном правонарушении по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ. Наложен административный штраф в размере 400 000 руб.
    5. Согласно письменным объяснениям Синициной А.В. от 05.05.2017 г. уведомление в ГУ МВД по Краснодарскому краю в г. Геленджике не направила по забывчивости.
    6. Ранее сотрудник проявлял усердие в работе, должностные обязанности выполнял в срок. Неснятых взысканий нет. За нарушения трудовой дисциплины к ответственности не привлекался. Работает в ООО «Кувшинка» по трудовому договору в должности администратора с 05.08.2015 г.

    Изучив материалы, а именно: Правила внутреннего трудового распорядка, должностная инструкция администратора гостиницы, материалы дела об административном правонарушении, объяснения Синициной А.В., комиссия приходит к следующим выводам:

    1. В действиях Синициной А.В. содержится состав дисциплинарного нарушения, выразившегося в ненадлежащем исполнении работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, в результате чего работодателю причинен ущерб в размере 400 000 руб.
    2. Привлечь Синицину А.В. к дисциплинарной ответственности и применить дисциплинарное взыскание в виде выговора.

    Председатель комиссии:

    П.Р. Малахов

    Члены комиссии:

    Специалист по охране труда С.С. Выхина

    Ведущий юрисконсульт Д.В. Федосеева

    С актом служебного расследования ознакомлен:

    Синицина А.В.

    Причины для проведения служебного расследования

    Разбирательство проводится при выявлении серьезного дисциплинарного нарушения, содеянного сотрудником. Например, в следующих случаях:

    • при отсутствии трудящегося на рабочем месте свыше 4 часов без уважительной причины (т.е. прогул);
    • когда выявлены факты нанесения материального вреда организации;
    • если работник злоупотребил должностным положением и т.д.

    Во время СР устанавливается степень виновности человека в произошедшем, а также выявляются обстоятельства, побудившие его повести себя не лучшим образом.

    Права работника, в отношении которого проводится разбирательство, закреплены в инструкции организации о проведении служебных расследований. Но существуют общие положения, вытекающие из прав человека и гражданина. Расследование должно быть объективным и независимым, с соблюдением интересов работника, в отношении которого проводится проверка. Это значит, что сотрудник имеет право давать показания, менять их, приводить доказательства своей невиновности, а также знакомиться со всеми документами в отношении него, которые будут собраны во время проверки.

    Сроки проведения Служебного расследования

    Сроки проведения служебного расследования по трудовому кодексу не установлены. Обычно срок проведения разбирательства закреплен в локальных актах организации и не превышает сроки привлечения к дисциплинарной ответственности по ТК РФ.

    По общепринятой практике, срок проведения проверки не должен превышать одного месяца. Исключение составляют периоды нахождения работника на больничном, в отпуске, в командировке. В случае нарушения сроков СР, виновный сотрудник будет автоматически освобожден от дисциплинарной ответственности.

    Действия до составления Акта

    Акт служебного расследования составляется в случаях причинения ущерба работодателю действиями работника или выявления нарушений трудовой дисциплины. Такой документ необходимо составлять и после Акта об отсутствии на рабочем месте при намерении уволить работника за прогул.

    Проведение служебного расследования или проверки инициируется резолюцией руководителя – первого лица организации. Состав комиссии утверждается приказом, а срок проведения проверки ограничен 30 календарными днями. С приказом должны ознакомиться члены и председатель комиссии. Кстати, это должны быть лица, не связанные с происшествием.

    Комиссия собирает, изучает документы, связанные с происшествием, истребует объяснения у сотрудника (обязательно). При отказе – составляется соответствующий Акт (по аналогии с Актом об отказе от получения). По результатам проверки составляется Акт служебного расследования, который подписывается всеми членами комиссии и работником, в отношении которого она проводилась (Акт об отказе от подписи).

    Порядок проведения проверки

    1. Руководитель издает приказ

    Чтобы инициировать проведение СР, работодатель издает соответствующий приказ.

    Образец приказа о проведении служебного расследования:

    Этим приказом работодатель собирает комиссию с участием не менее трех человек. Чаще всего, в ее состав входят сотрудники службы безопасности предприятия, кадровики, бухгалтеры и юристы, члены профсоюза.

    2. Комиссия собирает информацию

    Созданная комиссия начинает собирать информацию, позволяющую подтвердить факт совершения проступка сотрудником организации. Основными источниками сведений, позволяющими обнаружить нарушения, выступают следующие документы:

    • служебная записка;
    • заявление самого работника;
    • жалоба клиента;
    • акт инвентаризации и т.д.

    3. Комиссия запрашивает объяснительную с сотрудника

    Комиссия с помощью уведомления обязана запросить письменную объяснительную с человека, в отношении которого проводится внутренняя проверка. Тот должен предоставить ее в течение двух дней с момента получения уведомления.

    Если работник не хочет объяснять свой поступок или отказывается получать на руки уведомление, членами комиссии составляется акт об отказе дать объяснения.

    4. Составляется акт

    В конце мероприятия составляется акт служебного расследования на предприятии. Он оформляется в произвольной форме.

    Пример 1:

    Пример 2:

    Образец акта служебного расследования на предприятии должен содержать следующую информацию:

    1. Наименование документа, место и дату его составления.
    2. Состав комиссии (ФИО и должности);
    3. Сведения о человеке, в отношении которого проводилось расследование (ФИО, должность).
    4. Основная часть с указанием цели проведения расследования и обстоятельств, которые привели к нарушению.
    5. В заключительной части, выносится решение о виновности/невиновности сотрудника. В случае, если вина доказана, определяется вид дисциплинарного взыскания.
    6. Приложение, подписи всех членов комиссии.

    Об отказе от ознакомления с актом
    проведения служебного расследования

    Мы, нижеподписавшиеся, составили настоящий акт о том, что медицинская сестра палатная Иванова М.И., в отношении которой проводилось служебное расследование, в нашем присутствии отказалась от удостоверения своей подписью факта ознакомления с актом проведения служебного расследования. Ничем свой отказ не мотивировала.

    Заместитель директора по медицинской части «___» ____ 20___ г. ____________ Иванов Н.Н.
    Фельдшер «___» ____ 20___ г. ____________ Сидорова В.В.
    Старшая медицинская сестра «___» ____ 20___ г. ____________ Петрова Н.Н.

    АКТ РАССЛЕДОВАНИЯ ПРИЧИН ПОЖАРА

    "____" _______________ 2011 год

    1. Наименование объекта:
    ЗАО "_______________"
    Адрес: ________________________________________

    2. Состав комиссии по расследованию (номер приказа и дата создания комиссии):
    Председатель – _______________________________
    Члены комиссии:
    - _________________________
    - _________________________
    - _________________________
    - _________________________

    Приказ № ___ от ____ января 2011 года

    3. Состояние объекта, сооружения и т.п. до возникновения пожара:
    Удовлетворительное.

    4. Время начала и ликвидации пожара (дата, время):
    Возгарание произошло ___ февраля 2011 года в __ часов ___ минут. В ___ часов ___ минут было объявлено о ликвидации пожара.

    5. Описание обнаружения пожара и его развития:
    Пожар был обнаружен охранником. Возгарание произошло в павильоне _______. Огонь в считанные минуты распространился на соседние павильоны – ____________. В итоге в очаг пожара превратился весь ряд павильонов, площадь пожара – 200 м2. В процессе тушения пожара пожарной охране удалось локализовать и ликвидировать пожар в границах данного ряда магазинов и не допустить его распространения по территории торгового комплекса.

    6. Принятые меры по тушению пожара персоналом объекта, добровольной пожарной дружиной. Вызов пожарной охраны, ее прибытие, организация и ход тушения. Кем и какими средствами потушен пожар. Положительные стороны и недостатки при тушении пожара:
    При обнаружении пожара незамедлительно была вызвана пожарная охрана. До их прибытия персонал торгового комплекса самостоятельно приступил к тушению пожара и его локализации. На ранней стадии пожара были использованы порошковые огнетушители ОП-4. После обесточивания павильонов в качестве огнетушащего вещества применялась вода, подаваемая на очаг пожара посредством пожарных кранов (гидрантов).
    Вызов пожарной охраны был сделан в ___ часов ___ минуты. В ___ часов ___ минут первые пожарные расчеты прибыли на место пожара и приступили к его тушению. В ___ часов ___ минуты пожар был полностью локализован.
    На пожаре работало 6 пожарных расчетов. Тушение пожара производилось водой из пожарных машин.
    Положительные стороны: своевременное обнаружение пожара, вызов и прибытие пожарной охраны. Эффективное тушение пожара: недопущение его распространения на рядом стоящие павильоны и корпуса (локализация), быстрая ликвидация пожара, отсутствие пострадавших.
    Недостатки: порошковые огнетушители оказались малоэффективны при тушении пожара, невозможно проводить тушение пожара в помещениях (из-за токсичности дымовых газов) без газодымозащитных комплектов.

    7. При наличии автоматических установок обнаружения и тушения пожара указать их тип, эффективность работы (недостатки и положительные стороны), кем выполнен проект и монтаж установки:
    Павильоны оборудованы системой автоматической охранно-пожарной сигнализации. Для обнаружения пожара используются дымовые извещатели пожара (типа ДИП). Количество извещателей в каждом павильоне не менее двух.
    Проект охранно-пожарной сигнализации и ее монтаж выполнен собственниками павильонов.
    Обслуживание охранно-пожарной сигнализации осуществлял ____________ по договору.

    8. Допущенные отклонения от строительных норм и правил (СНиП), а также ведомственных нормативных документов, способствовавших возникновению и развитию пожара:
    Не известно.

    9. Роль и действия ДПД в профилактике, организации и тушении пожара:
    Профилактика пожаров – инструктажи по пожарной безопасности, ежемесячные проверки соблюдения требований пожарной безопасности, тренировки с добровольной пожарной дружиной.
    Организация и тушение пожаров – вызов пожарной охраны, тушение пожара первичными средствами пожаротушения, эвакуация людей.

    10. Последствия пожара (что горело, повреждено): строительные конструкции, агрегат, оборудование, материалы и т.п:
    Выгорело ___________________________. Пострадал соседний ряд павильонов (отделка павильонов, рекламные вывески).
    Также понесен ущерб _________________________.

    11. Установленная причина пожара и его развития. При необходимости прикладывается экспертное заключение специалистов по причинам пожара:
    Предположительная причина пожара – нарушение правил технической эксплуатации электроустановок (ПТЭЭ), а именно электронагревательные приборы (обогреватель) были оставлены без присмотра, подключение электронагревательных приборов в устройства без заземления (тройники, удлинители).

    12. Лица, нарушения которыми требований нормативных документов, привело к возникновению и развитию пожара:
    Персонал павильона.

    13. Должностные лица, ответственные за допущенные нарушения и конкретные недостатки в работе (невыполнение или не надлежащее выполнение должностных обязанностей):
    Персонал павильона

    14. Сведения о пострадавших на пожаре:
    Пострадавших нет.

    15. Материальный ущерб от пожара:
    Уточняется.

    16. Противопожарное состояние подразделения, в котором произошел пожар, а, при необходимости, объекта в целом:
    Пожарное состояние – удовлетворительное. Павильоны были оборудованы охранно-пожарной сигнализацией, в каждом павильоне имелся огнетушитель (порошковый), УЗО.

    17. Подлежащие выполнению и рекомендуемые организационные и технические мероприятия (корректирующие меры) по предупреждению возникновения аналогичных пожаров и повышению пожарной безопасности объекта:
    По результатам расследования и в целях дальнейшей профилактики пожаров составлен приказ № ___ от ___ марта 2011 года с планом по устранению недочетов и профилактике пожаров.

    Приложения:
    1. Объяснительные записки (рапорта) персонала, участвовавшего в ликвидации пожара, очевидцев и лиц, причастных к возникновению пожара на _____ стр.
    2. Справку об ущербе, причиненном пожаром, подписанную руководителем и главным бухгалтером на ______ стр.
    3. Копия акта о пожаре, составленного ОГПН на ______ стр.
    4. Описание (протокол), фотографии, чертежи (схемы), поясняющие место пожара и его распространения, а также зоны сильного задымления на ______ стр.
    5. Приказ руководителя объекта по результатам расследования пожара на ______ стр.

    Подписи членов комиссии

    Внутренним документом, фиксирующим обстоятельства дисциплинарного проступка и наличие его состава, является акт служебного расследования, или акт служебной проверки.

    Наличие такого документа в случае судебных тяжб с работником или проведения проверки по позволит доказать соблюдение требований ст. 192-193 Трудового кодекса РФ. А это значит, что есть определенные нюансы, которые составитель акта и руководитель организации должны учесть при проведении служебного расследования и подготовке соответствующего акта. О них мы и расскажем в этой статье. При наличии затруднений можно воспользоваться помощью дежурного юриста.

    Кстати, обратите внимание на локальные акты организации. Возможно, форма акта служебного расследования на предприятии утверждена. А если нет, на основе нашего примера его можно разработать.

    Пример акта служебного расследования

    УТВЕРЖДАЮ:

    ООО «Кувшинка»

    Генеральный директор

    Братчиков Родион Константинович

    Составлен комиссией:

    Председатель: Начальник отдела кадров П.Р. Малахов

    Члены комиссии:

    Факт нарушения: невыполнение администратором Синициной Анастасией Владимировной возложенных обязанностей по уведомлению миграционного подразделения ГУ МВД России по Краснодарскому краю в г. Геленджике о прибытии иностранных граждан в место временного пребывания в течение суток (нарушение ст. 20 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ).

    В результате проведенного служебного расследования выявлено:

    1. 18 апреля 2017 г. в гостиницу «Кувшинка» по адресу: г. Геленджик, ул. Морская, 48, в 12 час. 48 мин. прибыл гражданин Республики Узбекистан Фархудов Махмуд, 08.04.1972 г.р., для временного пребывания.
    2. Согласно табелю учета рабочего времени, журналу учета, 18 апреля 2017 г. администратор Синицина А.В. выполняла свои функциональные обязанности с 06 час. 00 мин. до 06 час. 00 мин. 19 апреля 2017 г., в т.ч. по заселению гостей и предоставлению им гостиничных номеров. Синицина А.В. предоставила гражданину Узбекистана Фархудову М. номер 309 на третьем этаже гостиницы, а также взяла оплату и выдала квитанцию.
    3. В нарушение п. 2.4 должностной инструкции администратора гостиницы и ст. 20 Федерального закона «О миграционном учете иностранных граждан и лиц без гражданства» от 18.07.2006 г. № 109-ФЗ уведомление о прибытии иностранного гражданина в место пребывания Синициной А.В. не заполнялось, в миграционное подразделение в ГУ МВД России по Краснодарскому краю в г. Геленджике не подавалось.
    4. 05.05.2017 г. в результате проведенной проверки ГУ МВД России по Краснодарскому краю в г. Геленджике в отношении ООО «Кувшинка» составлен административный протокол и вынесено постановление об административном правонарушении по ч. 4 ст. 18.9 КоАП РФ. Наложен административный штраф в размере 400 000 руб.
    5. Согласно письменным объяснениям Синициной А.В. от 05.05.2017 г. уведомление в ГУ МВД по Краснодарскому краю в г. Геленджике не направила по забывчивости.
    6. Ранее сотрудник проявлял усердие в работе, должностные обязанности выполнял в срок. Неснятых взысканий нет. За нарушения трудовой дисциплины к ответственности не привлекался. Работает в ООО «Кувшинка» по трудовому договору в должности администратора с 05.08.2015 г.

    Изучив материалы, а именно: Правила внутреннего трудового распорядка, должностная инструкция администратора гостиницы, материалы дела об административном правонарушении, объяснения Синициной А.В., комиссия приходит к следующим выводам:

    1. В действиях Синициной А.В. содержится состав дисциплинарного нарушения, выразившегося в ненадлежащем исполнении работником по его вине возложенных на него трудовых обязанностей, в результате чего работодателю причинен ущерб в размере 400 000 руб.
    2. Привлечь Синицину А.В. к дисциплинарной ответственности и применить дисциплинарное взыскание в виде выговора.

    Председатель комиссии:

    П.Р. Малахов

    Члены комиссии:

    Специалист по охране труда С.С. Выхина

    Ведущий юрисконсульт Д.В. Федосеева

    С актом служебного расследования ознакомлен:

    Синицина А.В.

    Что сделать до составления акта служебного расследования

    Акт служебного расследования составляется в случаях причинения ущерба работодателю действиями работника или выявления нарушений трудовой дисциплины. Такой документ необходимо составлять и после при намерении уволить работника за прогул.

    Проведение служебного расследования или проверки инициируется резолюцией руководителя – первого лица организации. Состав комиссии утверждается приказом, а срок проведения проверки ограничен 30 календарными днями. С приказом должны ознакомиться члены и председатель комиссии. Кстати, это должны быть лица, не связанные с происшествием.

    Комиссия собирает, изучает документы, связанные с происшествием, истребует объяснения у сотрудника (обязательно). При отказе – составляется соответствующий Акт (по аналогии с ). По результатам проверки составляется Акт служебного расследования, который подписывается всеми членами комиссии и работником, в отношении которого она проводилась ().

    Что включается в акт служебного расследования

    Комиссией по проведению служебного расследования должны быть установлены следующие факты:

    • причинен ли ущерб компании, имело ли место происшествие или факт нарушения трудовой дисциплины работником
    • обстоятельства, при которых это произошло
    • последствия произошедшего и причинно-следственная связь между действиями работника (работников) и причиненным ущербом
    • чья вина, в чем она выразилась
    • обстоятельства, смягчающие или отягчающие ответственность (факт нарушения трудовой дисциплины ранее и т.п.)
    • вывод комиссии: установлен ли факт нарушения работником своих обязанностей. Вид дисциплинарного взыскания может устанавливаться отдельно приказом руководителя по его усмотрению, а может быть выражен в акте служебного расследования.

    РОССИЙСКОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ
    «ЕЭС
    РОССИИ»

    ИНСТРУКЦИЯ
    ПО РАССЛЕДОВАНИЮ И УЧЕТУ ПОЖАРОВ
    НА
    ОБЪЕКТАХ ЭНЕРГЕТИКИ

    РД 153-34.0-20.802-2002

    ДЕПАРТАМЕНТ ГЕНЕРАЛЬНОЙ ИНСПЕКЦИИ ПО ЭКСПЛУАТАЦИИ ЭЛЕКТРИЧЕСКИХ СТАНЦИЙ И СЕТЕЙ

    103074, г. Москва, Китайгородский пр, 7 тел 220 51 40 факс 220 48 23

    от 31.01.2002 г.

    на № _____________ от ____________

    О вводе в действие «Инструкции по расследованию и учету пожаров на объектах энергетики» (РД 153-34.0-20.802-2002)

    Руководителям филиалов, дочерних и зависимых акционерных обществ Холдинга РАО «ЕЭС России», региональным предприятиям «Энерготехнадзор»

    ОПЕРАТИВНОЕ УКАЗАНИЕ ОУ №-03-2002 (ПБ)

    РАО «ЕЭС России» 19.01.2002 г. утверждена и с 01.01.02 введена в действие «Инструкция по расследованию и учету пожаров на объектах энергетики» (РД 153-34.0-20.802-2002).

    Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей предлагает:

    1 . Руководителям филиалов, дочерних и зависимых акционерных обществ Холдинга РАО «ЕЭС России»

    1.1 . Принять к сведению и исполнению требования Инструкции.

    1.2 . Обеспечить подведомственные предприятия и подразделения необходимым количеством «Инструкций по расследованию и учету пожаров на объектах энергетики» (РД 153-34.0-20.802-2002).

    1.3 . Организовать расследование и учет причин и обстоятельств возникновения пожаров на подведомственных энергетических предприятиях в соответствии с требованиями Инструкции.

    1.4 . РП «Энерготехнадзор» установить контроль за выполнением в полном объеме требований Инструкции при расследовании и учете пожаров, происшедших на энергетических предприятиях.

    Приложение: на 20 листах.

    Начальник Департамента М.И. Чичинский

    РОССИЙСКОЕ АКЦИОНЕРНОЕ ОБЩЕСТВО ЭНЕРГЕТИКИ И ЭЛЕКТРИФИКАЦИИ
    « ЕЭС РОССИИ»

    Утверждаю:

    Член Правления РАО «ЕЭС России»

    В.К. Паули

    ИНСТРУКЦИЯ
    ПО РАССЛЕДОВАНИЮ И УЧЕТУ ПОЖАРОВ
    НА ОБЪЕКТАХ ЭНЕРГЕТИКИ

    РД 153-34.0-20.802-01

    Инструкция по расследованию и учету пожаров на объектах энергетики РД 153-34.0-20.802-2002

    Разработана Департаментом генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей с учетом предложений ГУГПС МВД РФ, РП «Энерготехнадзор» и АО-энерго.

    Исполнители Чичинский М.И., Замыслов Д.А., Иванов А.Н., Камышев В.Н.

    Утверждена Член Правления РАО «ЕЭС России» В.К. Паули 19.01.02 г.

    Инструкция составлена на основании положений Федерального закона России «О пожарной безопасности» в части расследования причин и обстоятельств происшедших пожаров, организации обязательного учета и государственной отчетности по пожарам, а также разработки необходимых мер по обеспечению пожарной безопасности. Учтены отдельные положения утвержденной Министерством внутренних дел РФ «Инструкции о порядке статического учета пожаров и последствий от них в Российской Федерации».

    Требования настоящей Инструкции обязательны для акционерных обществ энергетики и электрификации, их филиалов, дочерних и других зависимых структурных подразделений электроэнергетической отрасли.

    С вводом в действие настоящей Инструкции утрачивает силу «Инструкция по расследованию пожаров, происшедших на объектах энергетики» (РД 153-34.0-20.802-99).

    Срок введения в действие с 01.01.02 г.

    1 . ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

    1.1 . Основными задачами расследования пожаров на энергетических предприятиях являются:

    1.1.1 . Установление причин и обстоятельств возникновения и развития пожара;

    1.1.2 . Определение допущенных в период эксплуатации энергетического предприятия отступлений от требований норм проектирования, строительства, правил технической эксплуатации технологического оборудования и пожарной безопасности, которые способствовали возникновению и развитию пожара;

    1.1.3 . Разработка организационно-технических мероприятий по предупреждению аналогичных пожаров;

    1.1.4 . Оценка эффективности работы установок пожаротушения и пожарной сигнализации, подготовка предложений по их совершенствованию;

    1.1.5 . Анализ совместных действий персонала предприятия (организации) и объектовой пожарной охраны по тушению пожара для необходимых уточнений и корректировок оперативного плана пожаротушения;

    1.1.6 . Подготовка предложений и дополнительных требований пожарной безопасности для внесения их в нормативно-технические документы, а также для разработки более эффективных средств пожарной защиты энергетических объектов.

    1.2 . Расследованию и государственному статистическому учету подлежат все случаи пожаров, независимо от причин их возникновения и ущерба, за исключением:

    1.2.1 . Локальных очагов самовозгорания хранящегося запаса угля, сланца или торфа в штабелях склада твердого топлива при условии, что они не привели к возникновению и распространению горения по данному штабелю или пожару на объектах склада топлива, а также других сооружений энергетического предприятия;

    1.2.2 . Вспышек (хлопков) в системе пылеприготовления твердого топлива при условии, что они не привели к разрушению системы пылеприготовления и пожару на другом оборудовании;

    1.2.3 . Местного загорания топлива в котле при его растопке при условии, что это не привело к разрушению обмуровки и конструкции котла, а также к повреждению другого технологического оборудования или сооружений;

    1.2.4 . Контролируемого применения огня в специально отведённых местах для сжигания мусора, уничтожения выбракованных материалов, тары, списанных с баланса и подлежащих сносу строений и т.п.;

    1.2.5 . Пожара под линиями электропередачи (лесных массивов, строений, нефтепроводов и газопроводов), происшедших по вине сторонних организаций или физических лиц, если это не привело к отключению и повреждению оборудования.

    1.2.6 . Коротких замыканий в электроустановках электростанций, тепловых и электрических сетях без последующего их горения;

    1.2.7 . Горения сухой травы или тополиного пуха, если они не привели к отключению или изменению схемы состава оборудовании, его повреждению, а также возникновению пожара в зданиях и сооружениях энергетического предприятия.

    1.3 . При составлении материалов расследования необходимо использовать терминологию согласно приложению .

    1.4 . Состав ведомственной комиссии по расследованию пожара на энергетическом предприятии устанавливается в зависимости от характера и тяжести происшедшего пожара и назначается приказом акционерного общества энергетики и электрификации или вышестоящей организации электроэнергетической отрасли.

    1.5 . В состав комиссии должны входить представители регионального предприятия «Энерготехнадзор», генеральной проектной организации, а в необходимых случаях (по согласованию) представители заводов-изготовителей технологического оборудования и пожарной охраны. Объектовая пожарная охрана (при наличии) участвует в работе комиссии в обязательном порядке.

    Для уточнения и определения причин пожаров (короткое замыкание, поджог, неисправность оборудования, приборов и др.) к работе в комиссии по расследованию пожара могут привлекаться эксперты научно-исследовательских организаций.

    1.6 . Пожары, происшедшие по причине воздействия других организаций (проектных, монтажных, строительных, ремонтных, заводов-изготовителей и т.п.), должны расследоваться с приглашением представителей этих организаций, а копии актов расследования направляться в их адрес. При невозможности соблюдения этого требования в акте расследования должна быть сделана соответствующая запись и приложены заверенные копии приглашений.

    1.7 . Пожары, происшедшие в зданиях, помещениях, сооружениях и на территории энергетических предприятий, арендуемых сторонними организациями расследуются комиссиями энергетических предприятий с привлечением представителей арендаторов.

    1.8 . В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ и Федеральным законом «О пожарной безопасности» материалы ведомственного расследования пожара при поступлении запроса должны представляться в органы дознания, на которые по законодательству возложены обязанности по обнаружению преступлений и определению лиц их совершивших, а также принятия мер, необходимых для предупреждения и пресечения преступления.

    1.9 . Администрация предприятия (организации), на котором расследуется пожар, обязана:

    1.9.1 . Предоставить документацию и другие материалы по требованию комиссии;

    1.9.2 . Выделить транспорт, средства связи, оргтехнику, помещение для работы комиссии по расследованию пожара;

    1.9.3 . Обеспечить фотографирование места пожара, предоставление и размножение технической документации и итоговых документов по результатам расследования.

    1.10 . Руководители филиалов, дочерних и зависимых акционерных обществ и других организаций РАО «ЕЭС России» в соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» несут персональную ответственность за:

    Сообщение о происшедших пожарах;

    Своевременное расследование и учет;

    Возмещение ущерба и наказание виновных лиц в соответствии с действующим законодательством;

    Устранение недостатков, выявленных при расследовании пожара;

    Выполнение мероприятий по предупреждению пожаров.

    2 . ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ РАССЛЕДОВАНИЯ ПОЖАРА

    2.1 . Пожар, явившийся причиной или следствием технологического нарушения в работе оборудования, расследуется в соответствии с «Инструкцией по расследованию и учету технологических нарушений в работе энергосистем, электростанций, котельных, электрических и тепловых сетей». В этом случае отдельный акт расследования пожара не оформляется, однако основные положения обстоятельств его возникновения и тушения должны в полном объеме вноситься в акт расследования технологического нарушения.

    В случаях, когда пожар не вызван технологическим нарушением работы оборудования, а также, если акт технологического нарушения на бумажном носителе не составляется, обстоятельства расследования возникновения и тушения пожара должны оформляется актом по форме приложения .

    2.2 . Администрация объекта до начала работы комиссии по расследованию пожара обязана принять следующие меры:

    2.3.1 . После ликвидации пожара обеспечить сбор объяснительных записок от очевидцев и участников тушения пожара, диаграммы регистрирующих приборов, записей оперативных переговоров и имеющиеся вещественные доказательства, относящиеся к причинам пожара, которые по описи должны передаваться в комиссию по расследованию;

    2.3.2 . Сохранить обстановку на месте пожара такой, какой она была сразу после его ликвидации. В случае невозможности ее сохранения зафиксировать обстановку с помощью видеоаппаратуры, составления схем, эскизов и других средств;

    2.3.3 . Прекратить в зоне пожара все работы, кроме работ, связанных со спасением и обеспечением безопасности людей или защиты материальных ценностей, а также работ по пуску оборудования, если это вызвано режимом работы объекта;

    2.3.4 . Запретить вскрытие и разборку технологического оборудования, которое явилось источником возникновения пожара, до прибытия комиссии или специалистов (экспертов), привлеченных к расследованию.

    2.4 . Члены комиссии имеют право в процессе расследования проводить дополнительный опрос (брать письменное объяснение) персонала, руководителей предприятий (организаций) и их структурных подразделений, а также знакомиться с записью переговоров персонала, оперативной, распорядительной и технологической документацией и другими материалами, имеющими отношение к пожару и противопожарному состоянию объекта.

    2.5 . Расследование пожара должно быть начато немедленно и закончено в десятидневный срок.

    В особых случаях, по представлению председателя комиссии, срок расследования может быть продлён организацией, назначившей комиссию по расследованию. В акте расследования об этом делается соответствующая запись.

    2.6 . Работа комиссии должна проводиться в соответствии с регламентом, устанавливаемым ее председателем.

    2.7 . При расследовании пожара устанавливаются обстоятельства, связанные с его возникновением и развитием, процессом организации тушения, а также последствия пожара, которые должны отражаться в описательном блоке акта (приложение ), а именно:

    2.7.1 . Принятые персоналом объекта и пожарными подразделениями меры по тушению пожара. Недостатки и положительные стороны в тушении пожара;

    2.7.2 . Состояние технологического оборудования и строительных конструкций, способствовавшее возникновению, развитию или ограничению (локализации) пожара;

    2.7.3 . Состояние электротехнического оборудования (в том числе кабелей и проводов) или приборов, которое явилось причиной возникновения пожара или его развития;

    2.7.4 . Эффективность работы средств противопожарной защиты: противопожарного водопровода, установок автоматического пожаротушения, пожарной сигнализации, устройств охлаждения ферм машинного зала, огнезащитных покрытий кабелей, первичных средства пожаротушения и т.п. Недостатки и положительные стороны в работе средств противопожарной защиты;

    2.7.5 . Противопожарные мероприятия, изложенные в предписаниях органов пожарной охраны и РП «Энерготехнадзор», на основании требований норм и правил пожарной безопасности, полное или частичное невыполнение которых привело к возникновению пожара, его развитию и (или) вызвало недостатки в процессе тушения;

    2.7.6 . Заключения соответствующих организаций или специалистов, которые подтверждают причины пожара и его развития (в необходимых случаях);

    2.7.7 . Указываются последствия пожара, которые должны учитывать:

    2.7.7.1 . Уничтоженное или поврежденное в ходе тушения пожара оборудование, здания и сооружения;

    2.7.7.2 . Материальный ущерб, который состоит из прямого и косвенного ущерба, определяется на основании документов бухгалтерской отчетности, сведений страховых компаний, документов собственников личного имущества;

    2.7.7.3 . Сведения о погибших и пострадавших в процессе тушения пожара от воздействия опасных факторов пожара (ожоги, отравления, телесные повреждения от обрушения строительных конструкций, оборудования, падения при пожаре, воздействие машин и механизмов и другое).

    2.8 . В акт расследования обязательно включаются мероприятия, рекомендуемые комиссией, направленные на предотвращение и развитие аналогичных пожаров.

    2.9 . Все несчастные случаи с персоналом во время пожара (травмы, ожоги, смертельный исход, воздействие опасных факторов пожара) должны расследоваться в соответствии с действующим «Положением о расследовании и учете несчастных случаев на производстве».

    2.10 . К акту расследования должны быть приложены все необходимые документы, подтверждающие выводы комиссии (диаграммы регистрирующих приборов, стенограммы оперативных переговоров, выписки из оперативных журналов, объяснительные записки, схемы, чертежи, фотографии, результаты испытаний, приказы о наказании виновных лиц и т.п.).

    2.11 . Акт расследования должен быть подписан всеми членами комиссии, а при несогласии с отдельными его положениями одного или ряда членов комиссии - допускается подписание акта «с особым мнением», которое прилагается к акту.

    2.12 . По завершении расследования пожара руководством предприятия в обязательном порядке издается распорядительный документ с изложением в нем результатов расследования и организационно-технических мероприятий, направленных на обеспечение пожарной безопасности предприятия и наказанием лиц, не принявших мер по недопущению его возникновения и развития, а также по частичному возмещению причиненного ущерба на основании действующего законодательства.

    2.13 . По окончании расследования по одному экземпляру акта расследования пожара немедленно направляется в РП «Энерготехнадзор», Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей РАО «ЕЭС России», и вышестоящую организацию по подчинённости.

    2.14 . По материалам расследования пожара вышестоящая организация может издавать распорядительный документ для принятия мер по предотвращению возникновения аналогичных пожаров и совершенствования пожарной безопасности на других подведомственных предприятиях отрасли.

    3 . классификация пожаРов по причинам их возникновения

    3.1 . При расследовании должны быть квалифицированы причины возникновения и развития пожара, а именно:

    3.1.1 . Неисправность технологического оборудования;

    3.1.2 . Конструктивные недостатки оборудования или прибора;

    3.1.3 . Нарушение правил эксплуатации оборудования или приборов;

    3.1.4 . Нарушение правил пожарной безопасности;

    3.1.5 . Короткое замыкание в электроустановке;

    3.1.6 . Нарушение правил проведения огнеопасных работ;

    3.1.7 . Самовозгорание веществ и материалов;

    3.1.8 . Поджог;

    3.1.9 . Взрыв;

    3.1.10 . Воздействие стихийных явлений;

    3.1.11 . Не установленные причины.

    3.2 . Классификационными признаками организационных причинпожаров являются:

    3.2.1 . Ошибочные или неправильные действия персонала, ответственного за противопожарное состояние объекта:

    3.2.1.1 . Административного персонала.

    3.2.1.2 . Оперативного персонала .

    3.2.1. 3 . Неопе ративного персонала .

    3.2.1.4 . Подрядных организаций .

    3.2.2 . Дефекты проекта.

    3.2.3 . Дефекты изготовления.

    3.2.4 . Дефекты монтажа.

    3.2.5 . Дефекты строительства.

    3.2.6 . Дефекты ремонта.

    3.2.7 . Воздействие посторонних лиц и организаций .

    4 . ПОРЯДОК СООБЩЕНИЯ О ПОЖАРЕ

    4.1 . Оперативное сообщение о пожарах, происшедших на предприятиях электроэнергетической отрасли передаётся диспетчеру - информатору ЦДУ «ЕЭС России», РП «Энерготехнадзор», а также в установленном порядке по случаям, предусмотренным в регламенте передачи оперативной информации в соответствии с «Порядком передачи информации о нарушениях в работе энергопредприятий и энергосистем».

    4.2 . При пожарах в зданиях проектных институтов, образовательных, оздоровительных, торговых, культурно-зрелищных учреждениях, а также на объектах строительства, промышленных предприятиях, других учреждениях и объектах энергетических предприятий (не связанных с выработкой и передачей энергии), оперативное сообщение передается только по подчинённости и в Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей РАО «ЕЭС России».

    5 . УЧЕТ И ОТЧЕТНОСТЬ ПО ПОЖАРАМ

    5.1 . Государственная отчетность по пожарам:

    5.1.1 . В соответствии с Федеральным законом «О пожарной безопасности» и соответствующим постановлениям Государственного комитета по статистике в Российской Федерации установлена единая система учета пожаров и их последствий, которая обязательна для исполнения органами государственной власти, органами местного самоуправления, ведомствами и предприятиями.

    На основании действующих положений филиалы, дочерние и зависимые акционерные общества и другие организации, ежеквартально до 10 числа следующего месяца после отчетного периода представляют в РП «Энерготехнадзор» РАО ЕЭС России сведения о происшедших пожарах по прилагаемой форме (приложение ).

    5.1.2 . Региональные предприятия «Энерготехнадзор» до 15 числа месяца после отчетного квартала обязаны сводные данные направить в Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей РАО «ЕЭС России».

    5.1.3 . Статистическому учёту подлежат случаи пожаров:

    5.1.3.1 . В зданиях, помещениях, на сооружениях тепловых и гидравлических электростанциях, сетевых предприятиях;

    5.1.3.2 . На технологическом оборудовании электростанций и подстанций, в том числе явившихся следствием или причиной технологических нарушений в работе оборудования;

    5.1.3.3 . В зданиях, сооружениях, помещениях и на других объектах энергетики, не связанных с выработкой и передачей электрической и тепловой энергии;

    5.1.3.4 . На подведомственных объектах строительства, промышленных и ремонтных предприятиях;

    5.1.3.5 . Во временных мобильных (инвентарных) зданиях, передвижных бытовых и другого назначении вагончиках, ведомственных общежитиях, гостиницах и предприятиях коммунального хозяйства;

    5.1.3.6 . В административных зданиях филиалов, дочерних и зависимых акционерных обществ, электростанций, сетевых предприятий, отраслевых научно-исследовательских и проектных институтах, учебных заведениях и других организациях РАО «ЕЭС России».

    5.1.3.7 . В зданиях и помещениях, расположенных на территории энергетических предприятий, арендуемых сторонними организациями.

    5.1.4 . Проектные и научно-исследовательские организации, самостоятельные оздоровительные, образовательные и другие учреждения РАО «ЕЭС России» до 15 числа месяца после отчетного квартала направляют сводные данные по форме (приложение ) в Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей РАО «ЕЭС России».

    5.1.5 . Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей проводит обобщения данных по Холдингу РАО «ЕЭС России» и до 20 числа месяца после отчетного квартала направляет статистический отчет в соответствующие государственные органы Российской Федерации в установленном порядке.

    5.2 . Внутрифирменная отчетность по пожарам:

    5.2.1 . О всех случаях пожаров, происшедших за месяц сводная информация от акционерных обществ, электростанций, МЭС, ОДУ и других организаций должна передаваться до 3 числа после отчетного месяца в соответствующее РП «Энерготехнадзор».

    5.2.2 . РП «Энерготехнадзор» осуществляют полный учет пожаров на подведомственных региональных энергообъектах и направляют в Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей сведения о происшедших пожарах, а именно:

    5.2.2.1 . Оперативные сообщения - немедленно по телефону, факсом или электронной почтой;

    5.2.2.2 . Оперативные сведения о пожарах за неделю и ходе расследования этих событий - по понедельникам по телефону или факсом;

    5.2.2.3 . Сводные за месяц сведения о происшедших пожарах, включающие: общее количество пожаров, материальный ущерб, количество уничтоженного и поврежденного оборудования и краткое описание каждого события - ежемесячно до 5 числа после отчетного по электронной почте или факсом.

    5.2.3 . Проектные и научно-исследовательские организации, самостоятельные оздоровительные, образовательные и другие учреждения РАО «ЕЭС России» до 5 числа после отчетного месяца направляют по электронной почте, факсом или письменно сведения в Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей «РАО ЕЭС России» о происшедших пожарах, включающие: общее количество пожаров за месяц, материальный ущерб, количество уничтоженного и поврежденного оборудования и краткое описание каждого события.

    5.2.4 . Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей может запрашивать необходимые сведения о проис шедших пожарах, происшедших па объектах Холдинга РАО «ЕЭС России».

    5.2.5 . На основании материалов расследования пожаров Департамент генеральной инспекции по эксплуатации электрических станций и сетей РАО «ЕЭС России» производит обобщение, анализ и разработку необходимых мер пожарной безопасности для:

    Подготовки необходимых материалов в государственные органы;

    Разработки противопожарных мероприятий и внесения соответствующих изменений в действующие нормы и правила пожарной безопасности;

    Разработки новых проектных решений;

    Принятия мер по совершенствованию обучения персонала;

    Подготовки циркуляров, предписаний и информационных писем.

    Приложение № 1

    ТЕРМИНОЛОГИЯ

    1 . Пожар - неконтролируемое горение вне специально предназначенного места, приводящее к социальному и (или) материальному ущербу.

    2 . Горение - экзотермическая реакция окисления вещества, сопровождающаяся, по крайней мере, одним из трёх факторов: пламенем, свечением, выделением дыма.

    3 . Вспышка (хлопок) - быстрое сгорание горючей смеси, не сопровождающееся образованием сжатых газов, способных разрушать конструкции или установки.

    4 . Взрыв - быстрое экзотермическое химическое превращение взрывоопасной среды, сопровождающееся выделением энергии и образованием сжатых газов, способных производить разрушение конструкций или установок.

    5 . Источник зажигания - горящее или накаленное тело, либо электрический разряд, обладающие запасом энергии и температурой, достаточными для возникновения возгорания.

    6 . Тление - беспламенное горение материала.

    7 . Очаг пожара - место первоначального возникновения пожара.

    8 . Самовозгорание - явление резкого увеличения скорости экзотермической реакции, приводящее к возникновению возгорания вещества и смеси (твердой, жидкой и газообразной) при отсутствии источника зажигания.

    9 . Локализация пожара - период тушения пожара, при котором отсутствует или ликвидирована угроза людям, а также прекращено распространение пожара и созданы условия для его ликвидации имеющимися силами и средствами пожаротушения.

    10 . Огнетушащее вещество - вещество, обладающее физико-химическими свойствами, способное прекратить горение.

    11 . Ликвидация пожара - период тушения пожара, при котором прекращено горение и устранены условия для его самопроизвольного возникновения.

    12 . Причина пожара - явление или обстоятельство, которое непосредственно привело к возникновению пожара.

    13 . Материальный ущерб от пожара - общая сумма прямого и косвенного ущерба пожара уничтоженных материальных ценностей, оборудования, зданий и сооружений (или их части), а также затрат на тушение пожара и ликвидацию его последствий, включая сумму на восстановление или ремонт объекта для нормального функционирования.

    Прямой материальный ущерб от пожара - оцененные в денежном выражении материальные ценности (оборудование, здания, сооружения и т.п.), уничтоженные и (или) поврежденные вследствие непосредственного воздействия опасных факторов пожара, огнетушащих веществ, мер, приня тых для спасения людей и материальных ценностей, а также недоотпуск электро- и теплоэнергии потребителям по договорам.

    Косвенный ущерб от пожара - оцененные в денежном выражении затраты на тушение и ликвидацию последствий пожара, а также восстановление или ремонт объекта.

    14 . Горючее вещество - материалы и смеси (твердые, жидкие, газообразные), которые способны самостоятельно гореть после удаления источника зажигания.

    15 . Негорючее вещество - материалы и смеси (твердые, жидкие, газообразные), не способные к самостоятельному горению под воздействием источника зажигания.

    16 . Установка пожаротушения - стационарные технические средства, предназначенные для тушения пожара за счет подачи огнетушащего вещества после приведения их в действие от установок пожарной сигнализации или путем ручного пуска.

    17 . Установка пожарной сигнализации - стационарные технические средства, предназначенные для обнаружения пожара и сообщения о месте его возникновения, путем подачи звукового сигнала или включения световой индикации, а также возможности включения в работу установок пожаротушения.

    18 . Пожарный извещатель - элемент установки пожарной сигнализации, предназначенный для восприятия признаков пожара и передачи информации о нем на приемную пожарную станцию.

    19 . Спринклерная установка пожаротушения - автоматическая установка водяного пожаротушения, оборудованная закрытыми оросителями, открывающимися при достижении определенной температуры.

    20 . Дренчерная установка пожаротушения - установка водяного пожаротушения, оборудованная открытыми оросителями.

    21 . Ороситель - элемент установки пожаротушения, предназначенный для выпуска огнетушащего вещества (жидкости, газа, порошка) в защищаемое помещение или установку.

    22 . Огнетушитель - переносное или транспортируемое устройство, предназначенное для тушения пожара за счет выпуска огнетушащего вещества путём ручного пуска.

    23 . Пожарный гидрант - устройство для отбора воды из наружного водопровода, применяемое при тушении пожара.

    24 . Пожарная колонка - съёмное устройство, устанавливаемое на пожарный гидрант для отбора воды.

    25 . Пожарный кран - комплект, состоящий из вентиля, оборудованного пожарной соединительной головкой для подключения пожарного рукава и ствола, который установлен на водопроводе.

    26 . Опасный фактор пожара - фактор пожара, воздействие которого на людей и (или) материальные ценности может приводить к ущербу.

    Приложение № 2

    Форма АКТА РАССЛЕДОВАНИЯ ПОЖАРА

    1. Адресный блок

    Предприятие:_____________________________________________________

    Дата и время возникновения пожара__________________________________

    Учетный признак__________________________________________________

    Классификационные признаки причин пожара_________________________

    Недоотпуск энергии (тыс. кВтч/Гкал)_________________________________

    Экономический ущерб (тыс. руб.)____________________________________

    Дата и время ликвидации пожара:____________________________________

    Ключевые слова___________________________________________________

    2. Описательный блок

    Описание возникновения пожара и его протекание.

    Принятые персоналом объекта и пожарными подразделениями меры по тушению пожара. Недостатки и положительные стороны в тушении пожара.

    Технологическое оборудование и строительные конструкции, которые способствовали возникновению, развитию или ограничению (локализации) пожара. Электротехническое оборудование (в том числе кабели и провода) и бытовые приборы, которые явились причиной возникновения пожара или его развития.

    Эффективность работы средств противопожарной защиты: противопожарного водопровода, установок автоматического пожаротушения, пожарной сигнализации, устройств охлаждения ферм машзала, огнезащитных покрытий кабелей, первичных средств пожаротушения и т.п.

    Недостатки и положительные стороны в работе средств противопожарной защиты.

    Противопожарные мероприятия, изложенные в предписаниях органов пожарной охраны и РП «Энерготехнадзор» на основании требований норм и правил пожарной безопасности, невыполнение или частичное выполнение которых привело к возникновению пожара, его развитию и (или) вызвало недостатки в процессе тушения.

    Последствия пожара: перечисляется поврежденное оборудование, здания и сооружения.

    Указывается материальный ущерб.

    Установленные причины возникновения и развития пожара. Прикладывается экспертное заключение специалистов (если проводилась экспертиза).

    Сведения о пострадавших и погибших (если они имелись).

    3. Визовый блок

    Состав комиссии, номер и дата приказа о назначении комиссии по расследованию пожара.

    Подписи председателя и членов комиссии.

    К акту расследования прикладываются: результаты опроса персонала, фотографии, поясняющие чертежи (схемы) распространения пожара, а также

    Приложение № 3

    Форма Госкомстата России по учету пожаров

    20609430 стр. 1 ГОСУДАРСТВЕННАЯ СТАТИСТИЧЕСКАЯ ОТЧЕТНОСТЬ

    0609430

    Формы по ОКУД

    Организации составителя отчета по ОКПО

    Министерства (ведомства) по ОКОГУ

    Вида деятельности по ОКПД

    Организационно-правовой формы по КОПФ

    Формы собственности по КФС

    Территории по СОАТО

    КОДЫ проставляет организация-составитель отчёта

    ФОРМА № 1 (пожары)

    Утверждена постановлением Госкомстата России от 20.06.94 № 80

    КВАРТАЛЬНАЯ

    кому высылается - Российское акционерное общество энергетики и электрификации «ЕЭС России», 117526, г. Москва, проспект Вернадского, д. 101, корпус 3.

    Объединение, предприятие, организация, учреждение

    ______________________________________________________________

    Адрес _________________________________________________________

    республика, входящая в состав России,автономная область, автономный округ, край, область, район

    Вид деятельности (основной) ____________________________________

    Организационно-правовая форма _______________________________

    Форма собственности __________________________________________

    ОТЧЕТ

    о пожарах и последствиях от них за _____ квартал __ г.

    (ежеквартально нарастающим итогом с начала года)

    20609430 стр. 2 РАЗДЕЛ 1. ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ

    Номер строки

    Наименование показателей

    Всего

    Количество пожаров, (единиц)

    Материальный ущерб от пожаров (тыс. рублей в целых)

    Погибло при пожарах (человек)

    Травмировано при пожарах (человек)

    УНИЧТОЖЕНО (ЕДИНИЦ):

    Строений

    Морских, речных судов

    Воздушных судов

    Автотракторной техники

    Технологического оборудования

    ПОВРЕЖДЕНО (ЕДИНИЦ)

    Строений

    Морских, речных судов

    Номер строки

    Наименование

    Количество пожаров из стр. 1 гр. 3 раздел 1)

    Материальный ущерб от пожаров (стр. 02 Гр. 3 раздел 1)

    ПРИЧИНЫ ПОЖАРОВ

    Поджоги

    Нарушение правил устройства и эксплуатации электрооборудования и бытовых эл. приборов

    Неисправность производственного оборудования, нарушение технологического процесса производства

    Неосторожное обращение с огнем

    Шалость детей с огнем

    Нарушение правил пожарной безопасности при проведении электрогазосварочных работ

    Взрывы

    ОБЪЕКТЫ ПОЖАРОВ

    Производственные здания и складские помещения производственных предприятий

    Склады, базы и торговые помещения

    Административно-общественные здания

    Жилой сектор (жилые дома, общежития, дачи)

    Строящиеся объекты

    Сооружения, установки

    Транспортные средства

    Руководитель ____________ (подпись)

    Ф.И.О. исполнителя, № телефона, дата

    КРАТКИЕ УКАЗАНИЯ ПО ЗАПОЛНЕНИЮ

    1 . Отчет составляется в соответствии с требованиями инструкции о порядке государственного статистического учета пожаров и последствии от них в Российской Федерации, утвержденной Министерством внутренних дел Российской Федерации. В отчет включаются сведения о пожарах на объектах, на которых Министерства, ведомства, другие юридические лица в соответствии с соглашением с Государственной противопожарной службой МВД России осуществляют надзорные функции в области пожарной безопасности (подземные сооружения шахт, рудников и копии, морские, речные, воздушные суда, находившиеся в пути следования и на временных стоянках; объекты Минобороны, ФСК России. ФПС-Главкомата, СВР России, ФАПСИ и др.). Кратких указаний необходимо свободные строки заполнить следующими данными:

    В разделе 1 в строках 09 и 14 - соответственно уничтоженное или поврежденное технологическое оборудование (тепломеханическое и электрическое);

    В разделе 2 в строке 08 - количество пожаров из-за заводских дефектов;

    В разделе 2 в строке 09 - прочие причины пожаров (не установленные, стихийные явления и др.);

    В разделе 2 в строке 18 - прочие объекты (вагончики, битумоварки, низовые пожары травы на территории и другие).