Действие бездействие субъекта административного права является. Административное правонарушение: понятие, признаки, состав

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое КоАП РФ или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность (ч. 1 ст. 2.1 КоАП РФ).

Административное правонарушение обладает следующими признаками:

Состав административного правонарушения совокупность объективных и субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного правонарушения.

Состав административного правонарушения включает в себя следующие элементы:

  1. объект административного правонарушения;
  2. объективная сторона административного правонарушения;
  3. субъект административного правонарушения;
  4. субъективная сторона административного правонарушения.

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в сфере государственного управления, регулируемые нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Особенная часть КоАП РФ в названиях гл. 5-11 указывает на родовые объекты административных правонарушений, т.е. на объекты конкретных административных проступков, объединенных совокупностью однородных общественных отношений, которые нарушаются субъектами соответствующего правонарушения – физическими или .

Объективная сторона состава характеризует правонарушение как антиобщественный акт внешнего поведения нарушителя норм права, влекущий административную ответственность и выражающийся в действии или бездействии и наступившем результате.

Обязательными элементами объективной стороны объекта административного правонарушения выступают: противоправное деяние (в форме действия или бездействия), общественно вредные последствия, причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями.

Факультативные элементы: время (временной промежуток, в течение которого было совершено деяние и наступили общественно вредные последствия), место (определенная территория, где было совершено противоправное деяние и наступили его последствия), способ (приемы, методы, используемые при совершении правонарушения), обстановка (совокупность обстоятельств, окружающих событие правонарушения), признак другого лица (неисполнение распоряжения, приказа уполномоченного лица правонарушителем).

Объективная сторона правонарушений, влекущих административную ответственность юридических лиц, выражается в действии или бездействии руководителей, других должностных лиц либо представителей предприятий, учреждений и организаций, нарушивших установленные для юридических лиц требования, правила, нормы и стандарты.

Субъектами административного правонарушения являются физические и юридические лица.

Общим субъектом административного правонарушения признаются вменяемые лица, достигшие 16 лет.

Субъективная сторона административного правонарушения это психическая сфера деятельности лица, совершившего административное правонарушение в связи с совершением им общественно опасного деяния.

Субъективная сторона административного правонарушения представляет собой вину и может выражаться как в форме умысла, так и в форме неосторожности.

Административные правонарушения: Видео

Нормативное регулирование

Откроем КоАП. В нем определены: понятие административного проступка, их перечни, основания и порядок привлечения к ответственности. За нарушения на виновных налагаются наказания. Предлагается несколько вариантов наказаний, и чиновник или суд выбирает одно из них, наиболее подходящее в разбираемом деле.

Регионы вправе принимать свои законы или Кодексы об административной ответственности. Эти акты основаны на КоАП и не могут ему противоречить. Они предлагают дополнительный перечень проступков и в них прописываются:

Периодически судами делаются обзоры практики применения законодательства. В частности, несколько документов было издано ВС РФ.

Понятие правонарушения

Согласно закону административный проступок – это действие или бездействие, запрещенное законом. Оно характеризуется виной, и за его совершение непосредственно законом предусматривается административная ответственность. Привлекаются и граждане, и юридические лица.

Элементы правонарушения

Исследователи выделяют несколько свойств характерных для административного проступка:

  • противоправность;
  • наличие вины;
  • субъектность;
  • наказуемость.

Противоправность означает выход за рамки правового поля, нарушение требований норм права.


Вина – отношение человека к совершаемому им действию. Выражается в форме прямого умысла и в виде неосторожности.

Прямой умысел – включает в себя:

  • осознание вредности своего поступка;
  • желание наступления вредных последствий своего поступка;
  • лицо предвидит последствия поступка либо ему неинтересно, наступят ли они.

При неосторожности виновный проявляет самонадеянность, думая, что последствия не наступят, либо он их предотвратит. Виновный также мог и не предвидеть того, что произойдет, хотя и должен был (иногда это характеризуется как легкомыслие).

Субъектность – наличие признаков, одновременное присутствие которых дает право составить протокол и вынести решение по делу в отношение конкретного лица.

Например, дети привлекаются лишь с 16 лет. Также привлечь к ответственности за нарушение должностного лица возможно, если виновный имеет соответствующий статус. Ряд нарушений могут допускаться только людьми или организациями.

Наказуемость – наказание за выход за рамки закона непосредственно установлено законом.

Состав нарушения

За административный проступок ответственность возникает при наличии элементов состава:

  • объект нарушения;
  • объективная сторона;
  • субъект нарушения;
  • субъективная сторона.

Объект – общественные отношения, затронутые проступком, блага, на которые посягнули. Например, право гражданина принять участие в выборах.

Объективная сторона. Сюда включаются само деяние (действие или бездействие), вредные последствия, а также связь между ними.


Субъект – лицо должно быть вменяемым (осознавать свои действия и иметь возможность их контролировать), достичь определенного возраста. Специальный субъект должен обладать определенными правами или статусом – лица, находящиеся в должности, водители и др.

Субъективная сторона представляет собой наличие или отсутствие умысла. За некоторые нарушения ответственность полагается лишь при прямом умысле.

Примеры административных проступков

Наиболее распространенные примеры, с которыми сталкиваются почти все – нарушения ПДД. Даже человек, не имеющий прав на вождение автомобиля, имеет возможность оказаться наказанным. Стоит ему перейти через дорогу в неположенном месте – и сотрудник полиции уже составляет протокол.

Приведем примеры административных проступков:

Особенность данного вида ответственности в том, что она распространяется на нарушения, имеющие очевидно разную степень опасности.


Административным проступком является безбилетный проезд, и таким же проступком считается нарушение норм о порядке проведении митингов. За первый полагается небольшой штраф, за второй - арест до 2 недель.

Категории проступков

Выше затрагивался вопрос об объектах нарушений. В принципе, это главный критерий разделения административных проступков на виды. Законодатель ввел достаточно четкую структуру нарушений. Если посмотреть КоАП, выделена ответственность за нарушения прав граждан, нарушения в области промышленности, в области государственного управления.


Не так давно были попытки внести изменения и дополнить градацию нарушений по степени тяжести, но их признали неудачными. Тем более, что сейчас активно обсуждается тема введения в УК или принятие отдельного закона об уголовных проступках. Формально являющихся нарушением УК, но привлекаемые лица будут испытывать на себе менее серьезные последствия, в части судимости и ограничения прав в будущем (например, запрет на занятие некоторых должностей).

Что общего с преступлениями

Законодательство об уголовной и административной ответственности построено по аналогичным правилам:

  • наличие состава для привлечения к ответственности;
  • меры наказания за конкретные нарушения выбираются согласно перечню, прописанному в законе;
  • закон должен предусматривать норму, которой установлена ответственность за деяние.

В то же время имеется и существенная разница.

Во-первых, строгость наказаний, во-вторых, наличие судимости. Отметки об административной ответственности в прошлом, как правило, никак не влияют на ограничение в правах. Осужденный по нормам УК, даже по истечение срока судимости будет сталкиваться с последствиями до конца жизни.

Таким образом, между преступлением и административным проступком имеется существенная разница.

Дисциплинарные нарушения

Они стоят особняком в иерархии нарушений. Хотя и касаются должностных обязанностей человека, все же выходят за рамки чисто трудовых отношений. К дисциплинарной ответственности привлекают лиц, занимающих особое положение в среде государственных служащих. Сюда включаются собственно государственные и муниципальные служащие, судьи, прокуроры, полицейские и военнослужащие.


Законы о прохождении соответствующего вида службы предусматривают основания и порядок привлечения к этому виду ответственности, а также принимаемые к нарушителям меры.

Стандартные меры:

  • понижение в чине;
  • лишение премии;
  • понижение в должности.

Наиболее серьезные проступки, допущенные в служебной деятельности, приводят к увольнению. Причем, это не столько воля руководителя, сколько требование закона.

Как сочетаются административная и дисциплинарная ответственность? Нарушение запретов КоАП, напрямую не затрагивающих служебную деятельность, может повлиять на карьерные перспективы человека. Например, военнослужащий в случае привлечения к ответственности за нарушение ПДД, рискует досрочно уволиться.

Судья, неоднократно попадающий в подобные ситуации, рискует лишиться мантии из-за действий, порочащих судебную власть.

В заключение

Дисциплинарный проступок, административный проступок и преступление – понятия разные и, вроде бы, не связанные между собой. Первые два могут вообще сочетаться и оказывать влияние на карьеру человека.

Преступление - наиболее опасная форма нарушений закона для общества, о чем так и говорится в УК.


Одновременно с этим процедуры, основания и принципы привлечения к ответственности в административном порядке напоминают процесс привлечения к уголовной ответственности. Сходство заканчивается, если сравнить строгость наказаний и наличие судимости.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического или юридического лица, за которое настоящим Кодексом или законами субъектов Российской Федерации об административных правонарушениях установлена административная ответственность ().

Признаки административного правонарушения

Из определения административного правонарушения, данного в статье 2.1 КоАП РФ, можно выделить следующие его признаки.

1. Противоправность действия (бездействия) . Противоправное – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие, нарушение нормы законодательства, регулирующей те или иные отношения;

2. Виновное действие (бездействие) . Вина в совершении правонарушения характеризуется умыслом или неосторожностью (формой вины).

Определение понятий умысла и неосторожности содержится в статье 2.2 КоАП РФ :

умышленно , если лицо, его совершившее, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия и желало наступления таких последствий или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично.

Административное правонарушение признается совершенным по неосторожности , если лицо, его совершившее, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть.

3. Субъект правонарушения . К административной ответственности может быть привлечено как физическое, так и юридическое лицо.

Возраст . Административной ответственности подлежит лицо, достигшее к моменту совершения административного правонарушения возраста шестнадцати лет ().

Иностранные граждане . Иностранные граждане, лица без гражданства и иностранные юридические лица, совершившие на территории Российской Федерации административные правонарушения, подлежат административной ответственности на общих основаниях ().

4. Наказуемость деяния : за совершенное деяние КоАП РФ или законом субъекта РФ установлена административная ответственность.

Для привлечения лица к административной ответственности необходимо не только наличие признака, указанного в п. 1 (противоправность – не основанное на законе (незаконное) действие или бездействие), но и наличия соответствующей нормы закона, предусматривающей административное наказание.

Из указанного следует, что недопустимо привлечение к административной ответственности за противоправное (незаконное) деяние, за которое не предусмотрена административная ответственность ни кодексом РФ об административных правонарушениях , ни законами субъектов Федерации.

Состав административного правонарушения

Признаки административного правонарушения как понятия следует отличать от элементов и признаков состава конкретного административного правонарушения.

Состав административного правонарушения - это совокупность признаков, при наличии которых конкретное деяние становится административным правонарушением.
Состав административного правонарушения представляет собой совокупность нескольких элементов, заключающих в себе однотипную совокупность признаков: субъект, субъективная сторона, объект, объективная сторона.

1) Объект административного правонарушения - это общественные отношения, охраняемые мерами административной ответственности, которым противоправным деянием наносится вред.

Общим объектом для всех административных правонарушений является совокупность общественных отношений, урегулированных нормами административного и некоторых других отраслей российского права, которая охраняется мерами административной ответственности.

Выделяют родовой объект административного правонарушения, который соответствует каждой из глав Особенной части КоАП РФ). Например, объектом правонарушений, сгруппированных в главе 5 КоАП РФ будут являться права граждан, в главе 7 КоАП РФ – отношения в области охраны собственности, в главе 12 КоАП РФ – отношения в области дорожного движения, и т.д.

Выделяют непосредственный объект административного правонарушения, который определяется в каждой главе Особенной части КоАП РФ конкретным составом административного правонарушения.

Например, непосредственным объектом посягательства, согласно статье 5.61 КоАП РФ будет являться честь и достоинство лица, родовой же объект, как указывалось выше – права граждан.

2) Объективная сторона административного правонарушения - это совокупность признаков, характеризующих внешнее проявление данного правонарушения.

Административное правонарушение – это, прежде всего противоправное деяние (действие или бездействие), а также наступившие вредные последствия и причинно-следственная связь между ними.

Устанавливать причинно-следственную связь необходимо для определения обстоятельств наступления негативных последствий, т.е. для определения действительности наступления таких последствий в результате противоправного деяния, а не по иным причинам. Например, для привлечения к административной ответственности по статье 12.24 КоАП РФ ("Нарушение Правил дорожного движения или правил эксплуатации транспортного средства, повлекшее причинение легкого или средней тяжести вреда здоровью потерпевшего") не достаточна констатация того обстоятельства, что после ДТП потерпевший месяц провел в больнице. Следует установить, мог ли водитель, соблюдая правила дорожного движения, избежать столкновения с пешеходом, или причинения вреда здоровью стало следствием неправомерных действий самого потерпевшего. Кроме того, необходимо установить, что кратковременное или длительное расстройство здоровья в указанный период стало последствием именно действий лица, нарушившего правила дорожного движения, а не иных событий, произошедших ранее. Указанные обстоятельства могут устанавливаться на основании заключений экспертов, медицинских заключений.

Материальный состав правонарушения

Вышеприведенный пример описывает материальный состав правонарушения, в объективную сторону которого всегда включается наступление негативных материальных последствий. Как в примере, указанном выше – вред здоровью лица. Последствием может быть возникновение пожара, причинение ущерба и проч. Материальный состав правонарушения предполагает, что если указанные соответствующей статье КоАП РФ последствия не наступили, то лицо к административной ответственности не привлекается.

Формальный состав правонарушения

Однако большинство составов правонарушений является формальным. Это означает, что для наступления административной ответственности лица не требуется наступления какого-либо вредного материального последствия. Поэтому нет нужды устанавливать и причинно-следственные связи. Вредные последствия административного правонарушения с материальным составом состоят, по мнению законодателя, по сути, в общественной опасности самого деяния. Например, в главе 12 КоАП РФ:

  • Управление транспортным средством, не зарегистрированным в установленном порядке ();
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим при себе документов на право управления им, регистрационных документов на транспортное средство ();
  • Управление транспортным средством при наличии неисправностей или условий, при которых эксплуатация транспортных средств запрещена ();
  • Управление транспортным средством водителем, не имеющим права управления транспортным средством ();
  • Управление транспортным средством водителем, находящимся в состоянии опьянения ();
  • Превышение установленной скорости движения ()
  • и т.д.

Факультативные признаки объективной стороны состава административного правонарушения

К факультативным признакам традиционно относятся время, способ, место, повторность, систематичность, злостность, неоднократность деяния, характер его совершения.
Например, состав мелкого хулиганства образуют действия, именно выражающее явное неуважение к обществу (признак "характер совершения "), и именно в общественных местах (признак "место ").

3) Субъект административного правонарушения - физическое или юридическое лицо. Физическое лицо может быть привлечено к административной ответственности, если оно достигло 16-летнего возраста на момент совершения административного правонарушения и отвечает признаку вменяемости, т.е. отсутствием признаков психического нездоровья в момент совершения правонарушения.

Общие субъекты правонарушения - любые вменяемые лица, достигшие 16 лет.

Специальные субъекты правонарушения - должностные лица, несовершеннолетние, водители транспортных средств и проч.

Особые субъекты правонарушения - военнослужащие, лица, имеющие специальные звания, и иные лица.

4) Субъективная сторона административного правонарушения - это психическое отношение субъекта к противоправному действию или бездействию и его последствиям.

Субъективная сторона административного правонарушения характеризуется прежде всего виной, т.е. особым осознанно-волевым отношением субъекта правонарушения к совершаемому деянию и его последствиям в форме умысла или неосторожности, о чем указывалось выше.

Факультативными признаками субъективной стороны могут являться цель совершения правонарушения (представление правонарушителя о желаемом результате, к которому он стремится) и мотив (побуждение, которое толкает его на совершение правонарушения).

  • Например, статьей 5.22 КоАП РФ предусмотрено наказание за получение в избирательной комиссии, комиссии референдума избирательного бюллетеня, бюллетеня для голосования на референдуме с целью проголосовать вместо избирателя..;
  • Статьей 7.12 КоАП РФ предусмотрено наказание за ввоз, продажу, сдачу в прокат или иное незаконное использование экземпляров произведений или фонограмм в целях извлечения дохода в случаях, если экземпляры произведений или фонограмм являются контрафактными…;
  • содержит санкцию за вмешательство в деятельность Уполномоченного по правам человека в Российской Федерации с целью повлиять на его решения.
  • предусматривает ответственность за пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутики или символики либо публичное демонстрирование атрибутики или символики экстремистских организаций. Мотивы действий следует учитывать при оценке вины правонарушителя. Такие мотивы должны быть обусловлены именно экстремистскими направленностями в понимании Федерального закона "О противодействии экстремистской деятельности".

Административный проступок — достаточно распространенное явление. В связи с этим актуально правильное разграничение административного проступка и других деяний, особенно уголовных. Наша статья поможет разобраться в этом вопросе, а также раскроет другие полезные нюансы.

Административный проступок и его отличия от уголовного преступления

Наряду с рассматриваемым, существуют другие нарушения действующего законодательства: гражданско-правовые, дисциплинарные, уголовные. Что является административным проступком? Это действие или бездействие, за которое предусмотрена административная ответственность.

Чем же отличается административное деяние от уголовного:

  • Основное отличие в том, что административный проступок менее общественно опасен, чем уголовное преступление.
  • Виновными могут быть как люди, так и организации. В уголовном праве — только физические лица.
  • Виновный привлекается к ответственности не только судом, но и другими государственными органами. Например, Федеральной налоговой службой — за налоговые правонарушения, Государственной жилищной инспекцией — за деяния в области жилищных прав.
  • Наказания не такие тяжелые. Нет последствий в виде судимости.
  • Административный процесс более мобильный и простой.
  • Административным проступком может быть даже бездействие определенных категорий лиц.

Отдельные аспекты административного проступка, имеющие практическое значение

Физическое лицо может привлекаться к ответственности с 16 лет, юридическое — с момента государственной регистрации.

Важно! Ответственность по деликтам организаций сохраняется даже в случае реорганизации. Иностранные юридические лица, иностранцы и лица без гражданства несут ответственность на общих основаниях.

Ранее говорилось, что нарушить права возможно как путем совершения действия, так и бездействия (например, не предоставить преимущество автомашине со спецсигналами).

Сроки давности в подавляющем большинстве случаев — 1 год. Исключение составляют нарушения законодательства в области:

Любые постановления об административных проступках могут быть обжалованы в суде. Следует заметить, что часто даже опытные юристы путают сроки административного и гражданского (арбитражного) процессов. Так, обратиться в суд любой инстанции для оспаривания административных решений необходимо в течение 10 суток.

Виды административных проступков, кем они устанавливаются: некоторые примеры

Примечательно, что, помимо Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП), в каждом субъекте существуют свои законы, устанавливающие дополнительные виды административных проступков. Например, в КоАП не упоминается нарушение режима тишины в многоквартирном жилом доме, зато в региональном законодательстве подобное, как правило, оговаривается.

Из-за большого количества все деяния для удобства распределены законодателем на виды. Они традиционно выделены в 3 большие категории: против личности и гражданских прав, общества, государства. Приведем примеры некоторых из них.

1. Административные проступки против личности и гражданских прав:

  • В сфере избирательных прав (подкуп избирателей).
  • Против свободы религии (осквернение религиозной литературы).
  • Против права о труде (уклонение от заключения трудового договора).
  • В отношении несовершеннолетних (уклонение родителей от обязанностей по содержанию и воспитанию детей, привлечение детей к распитию алкогольных напитков и курению табака).
  • Оскорбление и дискриминация.
  • В отношении здоровья и санитарно-эпидемиологического благополучия граждан (незаконное занятие народной медициной, нарушение требований к питьевой воде).

2. Административные проступки против общества:

  • Нарушение запрета курения.
  • Против собственности (самовольное занятие земельного участка).
  • В сфере жилищных отношений (нарушение правил пользования жилым помещением, незаконное подключение к электрическим сетям).
  • Мелкое хищение на сумму до 1 000 руб., хулиганство.
  • Нарушение правил дорожного движения.
  • Незаконная деятельность предпринимателей и юридических лиц (предпринимательство без регистрации).

3. Административные проступки против государства:

  • Нарушение таможенных правил (недекларирование перевозимых товаров).
  • В отношении институтов государственной власти (нарушение порядка использования государственных символов).
  • В области защиты государственной границы (нарушение режима в приграничной области, иммиграционных правил).
  • Заведомо ложный вызов специализированных служб.
  • Проживание гражданина без паспорта.
  • Незаконное изымание паспорта, а также его принятие в залог.
  • В области воинского учета.

Итак, на основании изложенного можно убедиться, что риск совершить административный проступок гораздо выше, чем любое другое деяние. Причина в том, что соответствующая отрасль права регулирует огромный спектр отношений. В связи с этим всегда полезно иметь общее представление об отличиях, условиях и видах данных деликтов.

Административным правонарушением признается противоправное, виновное действие (бездействие) физического лица или юридического лица, за которое КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях установлена административная ответственность.

Существуют следующие признаки административного правонарушения.

Общественная опасность. В результате совершения административного правонарушения причиняется ущерб (урон) правам и законным интересам граждан, общества и государства. Это объективный признак административного правонарушения.

Противоправность – указывает, что в результате совершенного деяния нарушаются правовые запреты, установленные нормами административного, финансового, трудового и других отраслей российского права. Административно-правовые санкции охраняют отношения в различных областях человеческой деятельности, что указывает на их универсальных характер. Это субъективный признак правонарушения, так как зависит от воли законодателя.

Виновность. Деяние признается административным правонарушением в том случае, если оно совершено виновно, т. е. умышленно или по неосторожности. Невиновные деяния, за которые установлена юридическая ответственность, допускаются в гражданском праве (объективное вменение).

Наказуемость. За совершение административного правонарушения следует применение предусмотренных законодательством мер административной ответственности. Чаще всего речь идет об административных наказаниях. Это не распространяется на случаи исключения административной ответственности, освобождения от административной ответственности и ограничения административной ответственности по субъектным признакам.

16.2. Состав административного правонарушения: понятие, элементы, виды

Состав административного правонарушения совокупность объективных и субъективных признаков, описанных в правовой норме, необходимых и достаточных для признания совершенного деяния в качестве конкретного административного правонарушения.

Элементы состава административного правонарушения:

1) объект административного правонарушения;

2) объективная сторона административного правонарушения;

3) субъект административного правонарушения;

4) субъективная сторона административного правонарушения.

Значение состава административного правонарушения состоит в том, что он является основанием для административной ответственности. При отсутствии в деянии состава административного правонарушения дело об административном правонарушении не может быть начато, а начатое подлежит прекращению.

По степени общественной опасности состав административного правонарушения может быть основным, с отягчающими обстоятельствами (квалифицированный), с особо отягчающими обстоятельствами (особо квалифицированный).

По способу описания признаков состава он бывает простым (состоит из одного деяния, одного последствия, имеет один объект и одну форму вины) или сложным (содержит описание некоторых правонарушений, нескольких объектов, нескольких форм вины).

В зависимости от особенной законодательной конституции, связанной с определением момента окончания правонарушения, состав делится на материальный (считается оконченным с момента наступления установленных в законе последствий) и формальный (считается оконченным с момента совершения деяния и не требует наступления конкретных последствий).

16.3. Объект административного правонарушения

Объектом административного правонарушения являются общественные отношения в сфере государственного управления, регулируемые нормами права и охраняемые мерами административной ответственности.

Значение объекта административного правонарушения:

1) определяет круг общественных отношений, охраняемых мерами административной ответственности;

2) в значительной мере определяет противоправное или непротивоправное деяние;

3) определяет тяжесть возможного или предполагаемого вреда. Виды объектов административного правонарушения:

1) общий объект (совокупность всех общественных отношений, возникающих в сфере государственного управления, регулируемых нормами административного права и охраняемых нормами административной ответственности);

2) родовой объект (определенный круг односторонних общественных отношений (благ, ценностей), охраняемых единым комплексом административно-правовых мер, составляющих неотъемлемую и самостоятельную часть общего объекта);

3) видовой объект (определенная группа общественных отношений, которые охраняются административно-правовыми нормами, общих для ряда проступков одного рода);

4) непосредственный объект (конкретные общественные отношения, охраняемые административно-правовыми нормами, которым причиняется ущерб данным правонарушением);

5) дополнительный объект (общественные отношения, которым причиняется ущерб правонарушением, но которые не выступают в качестве основного объекта правоохраны, а дополняют его);

6) факультативный объект (общественные отношения, которым в зависимости от складывающихся условий может быть причинен ущерб, а может быть и не причинен).

Предмет административного правонарушения – элемент охраняемого законом общественного отношения, блага, ценности материального и иного характера, воздействуя на которые правонарушитель причиняет вред этому отношению.

Отличие предмета от объекта административного правонарушения:

1) объект есть в любом правонарушении, а предмета может не быть;

2) предмет является факультативным элементом объекта;

3) объект всегда терпит ущерб от правонарушения, предмет зачастую не страдает (например, при хищении).

16.4. Объективная сторона административного правонарушения

Объективная сторона административного правонарушения внешнее выражение административного правонарушения, характеризующееся деянием, наступившими последствиями и причинно-следственной связью между ними.

Обязательными элементами объективной стороны объекта административного правонарушения выступают: противоправное деяние (в форме действия или бездействия), общественно вредные последствия, причинно-следственная связь между деянием и наступившими последствиями.

Факультативные элементы: время (временной промежуток, в течение которого было совершено деяние и наступили общественно вредные последствия), место (определенная территория, где было совершено противоправное деяние и наступили его последствия), способ (приемы, методы, используемые при совершении правонарушения), обстановка (совокупность обстоятельств, окружающих событие правонарушения), признак другого лица (неисполнение распоряжения, приказа уполномоченного лица правонарушителем).

Противоправное деяние – это сознательное, волевое действие или бездействие, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.

Противоправное действие – это общественно опасное, активное, осознанное, волевое поведение субъекта, причинившее вред охраняемым общественным отношениям.

Противоправное бездействие – противоправное пассивное поведение субъекта, обязанного действовать определенным образом; обязанность совершать действия может вытекать из закона или иного нормативного правового акта, профессиональных обязанностей, приказа или иного распоряжения, в силу договора, из предшествующих действий.

Деяние может быть однократным (имеет место единственное деяние), собирательным (состоит из системы тождественных неоднократных неправомерных деяний), длящимся (начинается с противоправного действия либо бездействия, сопряженного с последующим длительным невыполнением обязанностей, возлагаемых на виновного под угрозой административного наказания), продолжаемым (правонарушение, складывающееся из ряда противоправных деяний, направленных на достижение общей цели и составляющих в своей совокупности единое правонарушение).

Общественно вредные последствия – негативные изменения, происходящие (наступившие) в общественных отношениях в результате противоправного деяния.

В зависимости от характера общественно-вредных последствий различают последствия материальные и нематериальные.

Причинно-следственная связь – это объективная связь между общественно опасным деянием и наступившим общественно вредным последствием, при которой данное деяние определяет появление данного последствия.

16.5. Субъект административного правонарушения

Субъектом административного правонарушения признается лицо, совершившее общественно опасное деяние и способное нести административную ответственность (обладающее административной деликто-способностью).

По действующему законодательству субъектами административных правонарушений признаются индивидуальные субъекты и юридические лица.

Индивидуальные субъекты – физические лица, достигшие 16-летнего возраста и обладающие вменяемостью.

Вменяемость – способность физического лица, достигшего 16-летнего возраста, осознавать фактический характер своего деяния, его общественную опасность и руководить им.

Индивидуальные субъекты административных правонарушений делятся на общие (достигшие 16-летнего возраста, вменяемые) и специальные (отражающие особенности трудового, служебного положения; прошлое противоправное поведение, иные особенности правового статуса граждан).

Одним из специальных субъектов выступают должностные лица. В соответствии с примечанием к ст. 2.4 КоАП под должностным лицом следует понимать лицо, постоянно, временно или в соответствии со специальными полномочиями осуществляющее функции представителя власти, т. е. наделенное в установленном законом порядке распорядительными полномочиями в отношении лиц, не находящихся в служебной зависимости от него, а равно лицо, выполняющее организационно-распорядительные или административно-хозяйственные функции в государственных органах, органах местного самоуправления, государственных и муниципальных организациях, а также в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях Российской Федерации. Совершившие административные правонарушения в связи с выполнением организационно-распорядительных или административно-хозяйственных функций руководители и другие работники иных организаций, а также лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как должностные лица, если законом не установлено иное.

Законодательством установлены особенности ответственности для отдельных видов субъектов. Так, за исключением отдельных правонарушений военнослужащие, граждане, призванные на военные сборы, и имеющие специальные звания сотрудники органов внутренних дел, органов и учреждений уголовно-исполнительной системы, Государственной противопожарной службы, органов по контролю за оборотом наркотических средств и психотропных веществ и таможенных органов в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ, регламентирующими прохождение военной службы (службы) указанными лицами и их статус, несут дисциплинарную ответственность. Исключение составляют административные правонарушения, предусмотренные ст. 5.1 – 5.26, 5.45 – 5.52, 5.56, 6.3, главой 8, ст. 11.16 (в части нарушения правил пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов), главами 12, 15 и 16, ст. 17.7, ст. 18.1 – 18.4 и ст. 20.4 (в части нарушения требований пожарной безопасности вне места военной службы (службы) или прохождения военных сборов) КоАП.

Особые условия привлечения к административной ответственности должностных лиц, выполняющих определенные государственные функции (депутатов, судей, прокуроров и иных лиц), устанавливаются Конституцией и федеральными законами.

Юридические лица – организации, которые имеют в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество и отвечают по своим обязательствам этим имуществом, могут от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, обязанности, быть истцом или ответчиком в суде.

Юридические лица подлежат административной ответственности за совершение административных правонарушений в случаях, предусмотренных статьями раздела II КоАП или законами субъектов РФ об административных правонарушениях. В случае если в статьях разделов I, III, IV, V КоАП не указано, что установленные данными статьями нормы применяются только к физическому лицу или только к юридическому лицу, данные нормы в равной мере действуют в отношении и физического, и юридического лица, за исключением случаев, когда по смыслу данные нормы относятся и могут быть применены только к физическому лицу. При слиянии нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. При присоединении юридического лица к другому юридическому лицу к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается присоединившее юридическое лицо. При разделении юридического лица или при выделении из состава юридического лица одного или нескольких юридических лиц к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается то юридическое лицо, к которому согласно разделительному балансу перешли права и обязанности по заключенным сделкам или имуществу, в связи с которыми было совершено административное правонарушение. При преобразовании юридического лица одного вида в юридическое лицо другого вида к административной ответственности за совершение административного правонарушения привлекается вновь возникшее юридическое лицо. В случаях, указанных в ч. 3 – 6 ст. 2.10 КоАП, административная ответственность за совершение административного правонарушения наступает независимо оттого, было ли известно привлекаемому к административной ответственности юридическому лицу о факте административного правонарушения до завершения реорганизации. Административные наказания, назначенные в соответствии с пп. 2 – 4 ч. 1 ст. 3.2 КоАП юридическому лицу за совершение административного правонарушения до завершения реорганизации юридического лица, применяются с учетом положений ч. 3 – 6 ст. 2.10 КоАП.

16.6. Субъективная сторона административного правонарушения

Субъективная сторона административного правонарушения это психическая сфера деятельности лица, совершившего административное правонарушение в связи с совершением им общественно опасного деяния.

Элементы субъективной стороны административного правонарушения могут быть обязательными (вина) или факультативными (мотив, цель).

Вина – это сознательное, волевое отношение субъекта к совершенному им общественно опасному деянию и к наступившим последствиям, выраженное в форме умысла или неосторожности.

Деление вины на умышленную и неосторожную в административном праве применяется только в отношении юридических лиц.

Умышленная вина (лицо, совершившее административное правонарушение, сознавало противоправный характер своего действия (бездействия), предвидело его вредные последствия или сознательно их допускало либо относилось к ним безразлично).

Неосторожная вина (лицо, совершившее административное правонарушение, предвидело возможность наступления вредных последствий своего действия (бездействия), но без достаточных к тому оснований самонадеянно рассчитывало на предотвращение таких последствий либо не предвидело возможности наступления таких последствий, хотя должно было и могло их предвидеть).

Юридическое лицо признается виновным в совершении административного правонарушения, если будет установлено, что у него имелась возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых КоАП или законами субъекта РФ предусмотрена административная ответственность, но данным лицом не были приняты все зависящие от него меры по их соблюдению. Назначение административного наказания юридическому лицу не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение виновное физическое лицо, равно как и привлечение к административной или уголовной ответственности физического лица не освобождает от административной ответственности за данное правонарушение юридическое лицо.

Цель – предполагаемый результат, к которому стремится виновный; желаемые последствия, которые должны наступить в результате совершения административных правонарушений.

Мотив – осознаваемая причина, побуждающая виновного к совершению правонарушения, связанная с удовлетворением его потребностей.

Цели и мотивы могут выступать в качестве обязательного признака основного состава правонарушения, квалифицированного признака отдельных составов правонарушений, обязательств, отягчающих или смягчающих административную ответственность.

Цели и мотивы правонарушений подлежат:

Доказыванию по делу об административном правонарушении;

Учету при определении меры и вида административной ответственности;

Анализу при изучении причин совершения правонарушения.

16.7. Виды административных правонарушений

В зависимости от сферы совершения: совершенные в экономической сфере, совершенные в административно-политической сфере, совершенные в социально-культурной сфере.

В зависимости от родового объекта посягательства: посягающие на государственный порядок, на общественный порядок, на общественную безопасность, на права граждан и здоровье населения, на собственность, на установленный порядок управления, на другие объекты.

В зависимости от характера деяния: совершенные в форме действия и совершенные в форме бездействия.

В зависимости от субъекта правонарушения: совершаемые индивидуальным субъектом, юридическими лицами, как индивидуальным субъектом, так и юридическими лицами.

В зависимости от формы вины: совершенные умышленно и по неосторожности.

В зависимости от состояния физического лица, совершившего правонарушение: в состоянии опьянения, с психическими отклонениями.