Интерес общий, подходы - разные: о том, как реализуется закон об организации регулярных перевозок пассажиров. Пассажирским перевозкам посвятили отдельный закон 220 фз в последней редакции

В России наконец-то началось федеральное регулирование городских пассажирских перевозок и это просто прекрасно. Раньше всё зависело от желания (или нежелания - как в случае Твери) городского департамента транспорта и депутатов городской думы наводить порядок в сфере перевозок, поэтому в одних городах вроде Белгорода, Перми, Москвы городской транспорт развивался относительно нормально, другие же города заполонили полчища маршруток. Теперь все будут подчиняться единым общероссийским правилам. Коротко пройдусь по нововведениям 220-ФЗ от 13.07.2015 г. "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации".

Перевозчики обязаны работать только по контрактам с Администрацией
"Ст.14, п.2: Осуществление регулярных перевозок по регулируемым тарифам обеспечивается посредством заключения уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или уполномоченным органом местного самоуправления либо иным государственным или муниципальным заказчиком государственных или муниципальных контрактов в порядке, установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, с учетом положений настоящего Федерального закона."
Раньше многие маршрутчики спорили и судились, что для осуществления пассажирских перевозок им достаточно одной лицензии на работу. Подобный беспредел уходит в прошлое, теперь в обязательном порядке должны заключаться контракты на основе открытых конкурсов по 44-ФЗ. Примечательно, что п.5 той же статьи предусматривает возможность современного способа расчётов с перевозчиками: забирать выручку маршрутчиков себе, а уже после оплачивать их транспортную работу (про сроки оплаты ничего не сказано).

Свидетельство и карты маршрута
Победителю конкурса выдаётся свидетельство об осуществлении перевозок по муниципальному маршруту. Также на каждое транспортное средство из конкурсной заявки выдаются карты маршрута (ст.19). Срок действия этих документов - 5 лет, однако в случае наличия планов по отмене маршрута может быть указан и меньший срок.
Если я правильно понял, то по истечению срока действия документы продлеваются на следующие 5 лет без конкурса (п.5 ст.19)!
При этом допускается аннулировать свидетельство, если будет принято официальное решение о закрытии маршрута (ст.29, ч.1, п.5), а перевозчик должен быть уведомлён об этом за 6 месяцев (ст.39, ч.5).
Ещё Дептранс может аннулировать свидетельство через суд в следующих случаях:
- неоднократного нарушения п.3-5 ст.11.33 КоАП в течение года (ночная стоянка в неположенном месте, перевозка без карты маршрута или на автобусе, не соответствующем характеристикам в карте маршрута);
- расторжения договора простого товарищества.
Чтобы Дептранс смог получить необходимую статистику, УГАДН обязали передавать информацию о выписаных по ст.11.33 штрафах в Администрацию города в течение 1 дня по факсу (ст.36).

Требования к перевозчикам при участие в конкурсе
"Ст.23, ч.1 п.2: наличие на праве собственности или на ином законном основании транспортных средств, соответствующих требованиям, указанным в реестре маршрута регулярных перевозок, в отношении которого выдается свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок, либо принятие на себя обязательства по приобретению таких транспортных средств в сроки, определенные конкурсной документацией ;"
Перевозчик может пообещать приобрести транспортные средства, теперь ему необязательно иметь их в наличии.

Критерии отбора победителя открытого конкурса
Регион или муниципалитет разрабатывает свою шкалу оценки для следующих критериев, по которым и выбирается победитель:
- количество ДТП с жертвами или причинением вреда здоровью пассажирам за прошлый год в расчёте на 1 ТС;
- опыт работы в перевозках, подтверждённый исполнением гос- или муниципальных контрактов;
- характеристики ТС, влияющие на качество перевозок (кондиционер, низкий пол, возможность перевозки МГН и т.д.);
- максимальный срок эксплуатации ТС в течение срока действия свидетельства.
Если ни одна заявка не соответствует требованиям конкурсной документации или никто не заявился на конкурс, то Администрация вправе закрыть маршрут или повторить конкурс (ст.24).

Реестр маршрутов муниципального транспорта
Закон устанавливает внушительные требования к содержанию реестра (ст.26). Вот они:
- номер маршрута;
- указание начального и конечного пункта;
- наименование промежуточных остановочных пунктов;
- наименование улиц, по которым проходит маршрут ;
- протяжённость ;
- порядок посадки и высадки (везде или только на остановках);
- вид регулярных перевозок (по установленным тарифам или нет);
- вид и класс транспортных средств (с максимальным количеством ТС каждого класса) ;
- экологические характеристики для ТС ;
- дата начала перевозок ;
- наименование и адрес ЮЛ или ИП (если товарищество, то всех!), осуществляющих перевозки по маршруту .
Нынешний реестр тверского городского транспорта выглядит смехотворно, так как большей части важнейшей информации о маршрутах там нет. Выше я подчёркнул пункты, которых как раз сейчас нет и которые закон обязывает добавить в течение полугода.
От себя порекомендую всем Департаментам вносить также информацию по минимальным интервалам движения в часы пик (как уже сделано, например, в Саратове).
Новый закон обязывает размещать реестр на сайте Администрации в доступной для ознакомления форме без взымания платы. Сейчас на сайте tver.ru реестр можно кое-как отыскать лишь в постановлениях, что, конечно же, неудобно для горожан. По-хорошему ссылку на реестр необходимо разместить в отдельном транспортном разделе сайта, которого, к сожалению, до сих пор нет.

Контроль за осуществлением регулярных перевозок
Государственный контроль (надзор) в области транспорта допускает проведение следующих проверок УГАДН (ст.35):
- наличие у водителя карты маршрута и соответствие ТС техническим характеристикам из этой карты;
- соблюдение требований посадки/высадки пассажиров;
- соблюдение требований парковки в ночное время с 22:00 до 6:00 (ст.33).
Проверку выполнения прочих условий контракта осуществляют сотрудники Администрации. Полномочия проверок УГАДН могут быть переданы субъекту отдельным соглашением.
Также перевозчик должен направлять в Администрацию ежеквартальные отчёты о своей деятельсности (ст.37).

Реализация настоящего ФЗ
В течение месяца с момента принятия закона (к 13 августа 2015) все перевозчики присылают в Дептранс информацию о своих маршрутах (ст.39, ч.1).
В течение 6 месяцев (к 13 января 2016) Дептранс обновляет реестр и выкладывает его на сайте (ст.39, ч.2).
В течение 6 месяцев региональные и муниципальные власти приводят свою нормативку по перевозкам в соответствие данному ФЗ. Пока же они обязаны действовать лишь в части, не противоречащей данному ФЗ (ст.39, ч.10).
В течение 9 месяцев (к 13 апреля 2016) Дептранс должен выдать всем перевозчикам свидетельства и карты маршрутов (ст.39, ч.3).

Изменения в КоАП
ФЗ вносит изменения и в КоАП. Появляется новая важная статья 11.33 о правонарушениях водителей, правда вступит в силу она лишь через год (ст.40):
- ч.1. Штраф водителю за посадку-высадку пассажиров в неустановленном месте - 3 000 руб.
- ч.2. Повторное правонарушение из ч.1 - 5 000 руб.
- ч.3. Ночная стоянка ТС вне установленных мест - 5 000 для водителя, 25 000 для юрлица
- ч.4. Перевозка без карты маршрута - 5 000 для водителя, 300 000 для юрлица
- ч.5. Несоответствие характеристик ТС указанным в маршрутной карте - 20 000 для юрлица
Под статьёй есть супер-крутое примечание: "За административные правонарушения, предусмотренные настоящей статьей, лица, осуществляющие предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, несут административную ответственность как юридические лица". Другими словами всякие ИП будут нести ответственность по всей строгости (раньше была небольшая коллизия, из-за которой получалось штрафовать только водителей).

Порядок вступления в силу настоящего ФЗ
Статьи 1-3, 39, 41, 42 - со дня опубликования
статьи 4-32, 36-38 - через полгода
статьи 33-35, 40 - через год


Такой вот документик. По сути он позволяет городским властям в полной мере навести порядок на рынке пассажирских перевозок. Что ж, посмотрим, как воспользуются предоставленной возможностью городские власти в разных городах страны.

1. Вопрос: Что должен включать в себя документ планирования регулярных перевозок? Общий перечень мероприятий или данный перечень по каждому маршруту?

Ответ: Документ планирования регулярных перевозок – это программа развития регулярных перевозок на определенную перспективу, т.е. это мероприятия не в отношении отдельного маршрута, а в отношении всей маршрутной сети. Законом регламентируется только отдельные мероприятия, которые могут быть включены в этот документ, в частности, перспективный план по оптимизации маршрутной сети и структуры перевозок (установление специализации остановочных пунктов межрегиональных маршрутов по направлениям перевозок, отмена отдельных маршрутов, изменение вида перевозок по отдельным маршрутам), а также помаршрутный график перехода на контрактную систему. Остальное содержание данного документа определяется органами государственной власти субъектов Российской Федерации и органами местного самоуправления. Все мероприятия за исключением установления помаршрутного графика перехода на контрактную систему не являются обязательными.

2. Вопрос: Обязаны ли перевозчики прикладывать к представленной информации согласно части 1 статьи 39 подтверждающие документы (паспорт маршрута, договор, иную информацию)?

Ответ: Не должны. Вся эта информация должна быть в распоряжении органа власти, если все изменения со дня утверждения паспорта маршрута документировались надлежащим образом. Если же этого не происходило, в том числе вследствие бездействия органа власти, то может возникнуть ситуация, когда представленные сведения не соответствуют данным паспорта. В соответствии со статьей 2 закона в этом случае решение остается за органом власти. Самое справедливое (поскольку в этом виновны также и органы власти) объявить амнистию, т.е. если перевозки уже осуществляются по измененным (по сравнению с паспортом) маршрутам, узаконить эти изменения.

3. Ст. 39 Федерального закона предусмотрено, что регулярные перевозки, частично или полностью оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществляются в порядке, действовавшем до дня официального опубликования настоящего Федерального закона.

Ответ: К ним следует относить любые перевозки, в отношении которых предоставляется бюджетное финансирование, независимо от его целевого назначения.

4. Свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок - документ, подтверждающий право осуществления регулярных перевозок по нерегулируемым тарифам по маршруту регулярных перевозок. Переходными положениями федерального закона предусмотрено: - до 09.04.2016 выдать перевозчикам, включенным в соответствующие реестры, карты данных маршрутов;

До 14.07.2016 выдать владельцам карт маршрутов свидетельства об осуществлении регулярных перевозок по маршрутам и новые карты маршрутов.

Вопрос: Для какого вида перевозок выдается свидетельство?

Ответ: Для перевозок, которые не финансировались бюджетами.

5. Ст. 14 Федерального закона предусмотрено, что государственный или муниципальный контракт, предметом которого является выполнение работ, связанных с осуществлением регулярных перевозок по регулируемым тарифам, будет заключаться в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 № 44 «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Федеральный закон № 44). Таким образом, согласно Ст. 22 Федерального закона № 44 начальная (максимальная) цена контракта подлежит обоснованию.

Вопрос: Как формируется начальная (максимальная) цена контракта в соответствии с Федеральным законом по регулярным маршрутам с регулируемыми тарифами?

Ответ: В соответствии с частью 4 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ в отношении перевозок, которые в настоящее время осуществляются без предоставления бюджетного финансирования, но с применением регулируемых тарифов, должны быть выданы свидетельства. Если такие перевозки осуществляются на основании договора, то данные свидетельства начнут действовать по окончании срока действия этого договора. При этом со дня начала действия свидетельства тарифное регулирование соответствующих перевозок должно быть отменено.

Переход на контрактную систему предусмотрен только в отношении перевозок, которые осуществляются с предоставлением бюджетного финансирования. Этот переход должен быть осуществлен помаршрутно в течение 5 лет. До перехода на контрактную систему перевозки по соответствующим маршрутам должны осуществляться в том же порядке, который действовал до вступления закона в силу.

В настоящее время Минтранс России разрабатывает проект приказа «О порядке определения начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным подрядчиком, на выполнение работ, связанных с осуществление регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом по регулируемым тарифам». В случае утверждения данного приказа в Российской Федерации будет введен единый порядок определения начальной цены таких контрактов.

6. Вопрос: Может ли маршрут, частично или полностью оплачиваемый за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, иметь вид перевозок - регулярные перевозки по нерегулируемому тарифу?

Ответ: Не может.

7. Вопрос: Означает ли наличие обязанности в выдаче свидетельства перевозчикам до 14.07.2016, что все маршруты, включенные в реестр в январе 2016 года, имеют вид перевозок – регулируемые перевозки по нерегулируемым тарифам?

Ответ: Если маршрут установлен после 11 января 2016 года, орган власти должен определиться будет или не будет в отношении перевозок по данному маршруту предоставляться бюджетное финансирование. Если не будет, то по этому маршруту могут осуществляться только перевозки по нерегулируемому тарифу.

Если будет, то до перехода на контрактную систему (в течение 5 лет со дня официального опубликования закона) перевозки по данному маршруту должны осуществляться по регулируемым тарифам и в порядке, действовавшем до дня официального опубликования закона.

8. Ст. 11 Федерального закона определены полномочия органов местного самоуправления в части регулирования тарифов на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок в границах одного сельского поселения, в границах двух и более поселений, находящихся в границах одного муниципального района. Вместе с этим ст.15 Федерального закона утвержден порядок установления регулируемых тарифов на перевозки, где пунктом 1 данной статьи определено, что регулируемые тарифы на перевозки по муниципальным маршрутам регулярных перевозок устанавливаются органом государственной власти субъекта Российской Федерации, если иное не установлено законом данного субъекта Российской Федерации.

Вопрос: Будет ли устранено это противоречие в части порядка установления тарифов на регулярные перевозки?

Ответ: В части 2 статьи 11 допущена техническая ошибка. В настоящее время Комитет Государственной Думы РФ по транспорту подготовил проект соответствующих поправок в Федеральный закон № 220-ФЗ, который планируется принять до конца 2015 года.

9. Вопрос: Имеет ли право уполномоченный орган власти предусмотреть для одного маршрута одновременно 2 вида регулярных перевозок?

Ответ: Не имеет.

10. Вопрос: Если с перевозчиком будет расторгнут договор до конца 2015 года, должен ли уполномоченный орган власти выдать такому перевозчику карты маршрутов на срок до окончания года со дня официального опубликования закона (до 14 июля 2016) года?

Ответ: В соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ карты маршрута должны быть выданы после размещения на официальном сайте уполномоченного органа реестра соответствующих маршрутов (не позднее 11 января 2016 года) и до истечения 270 дней со дня официального опубликования закона. При этом такие карты выдаются только на срок до окончания действия договора, предусматривающего осуществление перевозок по маршруту, включенному в реестр. Поэтому, если договор с перевозчиком будет расторгнут до истечения 270 дней со дня официального опубликования закона, то данный перевозчик утратит право на получение карты маршрута.

11. Вопрос: Что означает понятие «установление маршрута»? Равнозначно ли оно понятию «открытие маршрута»?

Ответ: Равнозначно.

12. Вопрос: каким образом осуществляется процедура установления отдельного маршрута в случаях:

1) если регулярные перевозки осуществляются совместно не более чем тремя юридическими лицами и (или) индивидуальными предпринимателями по муниципальному маршруту регулярных перевозок и такие юридические лица, индивидуальные предприниматели отказались от заключения договора простого товарищества;

2) если регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов осуществляются по одному маршруту совместно с регулярными перевозками, частично или полностью оплачиваемыми за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов.

При этом процедура установления предполагает открытие (установление) нового маршрута (с новым порядковым номером), не включенного в реестр каждому ип, юр. лицу, или присвоение для каждого ип, юр. лица, обслуживающего маршрут, нового регистрационного номера маршрута (при этом они будут осуществлять перевозку по уже открытому (установленному) ранее маршруту, но с разными реестровыми номерами)?

Ответ. Новым маршрутам должны присваиваться новые порядковые и новые реестровые номера.

13. Ст. 28 Федерального закона установлены сведения, которые должна содержать карта маршрута регулярных перевозок.

Вопрос: Будет ли предусмотрено порядком заполнения карты или формой бланка карты маршрута указание государственного регистрационного номера автобуса?

Ответ: Не будет.

14. Вопрос: Каким образом в целях оценки конкурсного предложения, предусмотренного пунктом 1 части 3 ст. 24, определяется и подтверждается количество транспортных средств, имевшихся в распоряжении юридического лица, индивидуального предпринимателя или участников договора простого товарищества в течение года, предшествующего дате проведения открытого конкурса?

Ответ: ПТС, договором аренды или лизинга.

15. Вопрос: Может ли орган местного самоуправления/ субъект РФ регулировать минимальную, максимальную величину тарифа по виду перевозок - по нерегулируемому тарифу по муниципальным маршрутам?

Ответ: Если перевозки осуществляются по нерегулируемым тарифам, то органы власти не вправе устанавливать предельные значения данных тарифов, поскольку это также будет являться тарифным регулированием.

16. Вопрос: Предполагается ли введение такого регулирования на законодательном уровне?

Ответ: Наделение органов власти правом устанавливать предельные значения тарифов на такие перевозки не предполагается.

17. Вопрос: Каким образом уполномоченный орган может регулировать процесс установления нерегулируемого тарифа перевозчиком и контролировать процесс его применения?

Ответ: Органы власти не вправе "регулировать процесс установления нерегулируемого тарифа перевозчиком и контролировать процесс его применения".

18. Вопрос: в законе за уполномоченным органом не закреплена обязанность заключения договора с ип, юр лицом, получившим свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по результатам открытого конкурса. В связи с тем что предметом конкурса является: право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по одному или нескольким муниципальным маршрутам регулярных перевозок вправе ли орган местного самоуправления при утвердждении порядка проведения открытого конкурса предусмотреть процедуру заключения договора на право осуществления перевозок по маршруту регулярных перевозок.

Ответ: Законом заключение таких договоров не предусмотрено. В то же время в соответствии с частью 1 статьи 421 ГК РФ заключение договора в обязательном порядке может быть установлено только федеральным законом. Поэтому органы власти не вправе обязать перевозчиков заключать такие договоры.

19. Вопрос: если маршруты установлены до 11 января 2016 года - перевозчикам, включенным в реестр как обслуживающим данные маршруты, орган местного самоуправления в сроки, регламентированные законом, выдает карты маршрута и свидетельства.

Означает ли это, что данные маршруты имеют вид перевозок - по нерегулируемому тарифу и могут изменить вид перевозок - по регулируемому тарифу только в сроки перехода на контрактную систему, указываемые уполномоченным органом в документе планирования?

Ответ. Законом предусматривается сохранение до перехода на контрактную систему прежнего порядка организации только тех перевозок, которые частично или полностью финансируются бюджетами. Если после вступления в силу статьи 18 закона (т.е. после 11 января 2016 года) будет принято решение об изменении на каком-либо маршруте вида перевозок (с перевозок по нерегулируемым тарифам на перевозки по регулируемым тарифам) и при этом в отношении таких перевозок не будет предоставлено бюджетное финансирование, то такое решение будет противоправным. Если же в отношении данных перевозок будет предоставлено бюджетное финансирование, то такое изменение вида перевозок возможно. При этом до перехода на контрактную систему они могут выполняться в прежнем порядке, действовавшем до вступления закона в силу.

20. Вопрос: Если с перевозчиком будет расторгнут договор до конца 2015 года, должен ли уполномоченный орган власти выдать такому перевозчику карты маршрутов на срок до окончания года со дня официального опубликования закона (до 14 июля 2016) года?

Ответ: В соответствии с частью 3 статьи 39 Федерального закона № 220-ФЗ карты маршрута должны быть выданы после размещения на официальном сайте уполномоченного органа реестра соответствующих маршрутов (не позднее 11 января 2016 года) и до истечения 270 дней со дня официального опубликования закона. При этом такие карты выдаются только на срок до окончания действия договора, предусматривающего осуществление перевозок по маршруту, включенному в реестр.

Поэтому, если договор с перевозчиком будет расторгнут до истечения 270 дней со дня официального опубликования закона, то данный перевозчик утратит право на получение карты маршрута.

21. Ст. 39 Федерального закона определен порядок выдачи карты маршрута и свидетельства юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов Российской Федерации, на основании действующих документов на организацию регулярных перевозок по маршрутам (договоры, разрешения, паспорта, расписания) сроком действия пять лет. Однако в ст. 39 не указано, подлежат ли данные свидетельства и карты маршрута пролонгации.

Вопрос: Можно ли к данным свидетельствам и картам маршрута применить нормы ст. 19 (действие указанных свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карт маршрута регулярных перевозок продлевается на срок не менее чем пять лет, количество таких продлений не ограничивается)?

Ответ: Нужно.

22. Вопрос: Каким образом в целях оценки конкурсного предложения, предусмотренного пунктом 4 части 3 статьи 24, определяется максимальный срок эксплуатации транспортных средств, предлагаемых юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем?

Ответ: Этот срок предлагается участником конкурса в виде добровольно принимаемых на себя обязательств. Например, использование для перевозок по маршруту транспортных средств со сроком эксплуатации не больше 5 лет.

23. Вопрос: ФЗ не предусмотрено оформление паспорта муниципального маршрута при его установлении, изменении. Вправе ли орган местного самоуправления утвердить форму паспорта маршрута, порядок его оформления при разработке порядка установления, изменения, отмены маршрутов или такая необходимость отсутствует в связи с наличием большинства сведений, ранее содержащихся в паспорте, в оформляемых уполномоченным органом картах маршрута, свидетельствах, реестре маршрутов?

Ответ. В соответствии с законом документом, подтверждающим установление маршрута, является не паспорт маршрута, а реестр маршрутов. Свидетельство и карты маршрута являются по сути выписками из этого реестра. В то же время закон не запрещает органам власти предусматривать оформление паспортов на все маршруты, кроме межрегиональных, если они посчитают это целесообразным.

24. п. 3 ст. 39 предусмотрена выдача карт маршрута только юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, которые осуществляют регулярные перевозки, не оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, по маршрутам регулярных перевозок, включенным в соответствующие реестры.

Вопрос: На основании чего будут осуществлять свою деятельность перевозчики, осуществляющие регулярные перевозки, частично или полностью оплачиваемые за счет средств бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, до момента заключения муниципального контракта? Каким образом органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, осуществляющие государственный контроль в сфере перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом смогут отличить таких перевозчиков и не взыскивать штраф за работу без карты маршрута?

Может ли орган местного самоуправления предусмотреть выдачу карт маршрута в рамках заключенного муниципального контракта?

Ответ. В соответствии с частью 9 статьи 39 такие перевозки до перехода на контрактную систему осуществляются в том же порядке, который действовал до вступления закона в силу, т.е. без карт маршрута. При этом в соответствии с частью 4 статьи 11.33 КоАП РФ административная ответственность за осуществление перевозок без карт маршрута наступает в случае, когда наличие таких карт является обязательным. Поскольку для таких перевозок до перехода на контрактную систему наличие карт маршрута не является обязательным, то на них эта норма КоАП не распространяется. Надеюсь, что в Вашем регионе все маршруты, где осуществляются перевозки с предоставлением бюджетного финансирования, и перевозчики, осуществляющие такие перевозки, как-то "помечены" (соответствующим договором или НПА). По крайней мере пока еще никто не заявлял о проблемах, связанных с невозможностью отличить "бюджетные" перевозки от "небюджетных".

25. В соответствии со ст. 19 Федерального закона по результатам открытого конкурса свидетельство об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок и карты маршрута регулярных перевозок выдаются в течение десяти дней со дня проведения открытого конкурса, а юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, получившие право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по результатам открытого конкурса, обязаны приступить к осуществлению предусмотренных данным свидетельством регулярных перевозок не позднее чем через шестьдесят дней со дня проведения открытого конкурса.

В случае если участник открытого конкурса взял на себя обязательства по приобретению транспортных средств, а приступить к осуществлению перевозок может не позднее чем через шестьдесят дней, то каким образом в течение десяти дней и на какие автобусы могут быть выданы карты маршрутов?

В случае если юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, уполномоченный участник договора простого товарищества, получившие право на получение свидетельства об осуществлении перевозок по маршруту регулярных перевозок по результатам открытого конкурса не готов приступить к обслуживанию маршрута сразу после результатов открытого конкурса, то кто и на каком основании будет осуществлять перевозки на регулярном маршруте на протяжении шестидесяти дней? Может ли в данном случае уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации урегулировать данный вопрос на региональном уровне?

Ответ: Карты маршрута выдаются не на «живые» автобусы, а на то количество автобусов, которое необходимо для осуществления перевозок. Количество таких автобусов определяется при установлении маршрута, т.е. до того как появится конкурсная документация.

Если конкурс проводится в отношении нового маршрута, то таких проблем не возникает. Если конкурс проводится в отношении маршрута, по которому перевозки уже осуществляются, но перевозчик утратил право их осуществления, то в соответствии с пунктом 1 части 3 и частью 6 статьи 19 органы власти вправе предоставить право осуществления таких перевозок любому перевозчику, но не более чем на 180 дней.

26. Федеральным законом определены критерии конкурсного отбора, которые не содержат критериев, направленных на реализацию распоряжения Правительства Российской Федерации от 13.05.2013 № 767-р «О регулировании отношений в сфере использования газового моторного топлива».

Вопрос: Являются ли критерии исчерпывающими или можно установить иные критерии конкурсного отбора?

1. Владелец объекта транспортной инфраструктуры не вправе отказать в пользовании услугами, оказываемыми на данном объекте, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, участникам договора простого товарищества, получившим в установленном настоящим Федеральным законом порядке право осуществлять регулярные перевозки по маршруту, в состав которого включен данный объект.

2. Условия пользования услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры, устанавливаются едиными для юридических лиц, индивидуальных предпринимателей, участников договора простого товарищества, осуществляющих регулярные перевозки по соответствующему маршруту, в состав которого включен данный объект.

3. Пользование платными услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры, осуществляется на основании договора, заключенного владельцем данного объекта с юридическим лицом, индивидуальным предпринимателем или уполномоченным участником договора простого товарищества, которым предоставлено право осуществлять регулярные перевозки по маршруту, в состав которого включен данный объект (далее - договор оказания услуг). Владельцу объекта транспортной инфраструктуры запрещается:

1) навязывать указанным лицам платные услуги, в которых они не заинтересованы;

2) взимать плату за пользование элементами обустройства автомобильных дорог.

4. Расторжение договора оказания услуг допускается по соглашению сторон или по решению суда.

5. Владелец объекта транспортной инфраструктуры обязан разместить на своем сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" сведения о платных услугах, оказываемых на данном объекте юридическим лицам, индивидуальным предпринимателям, участникам договора простого товарищества, осуществляющим регулярные перевозки по маршруту, в состав которого включен данный объект, включая тарифы на такие услуги.


Судебная практика по статье 34 ФЗ от 13.07.2015 № 220-ФЗ

    Решение от 17 декабря 2018 г. по делу № А51-12404/2018

    Решение от 13 декабря 2018 г. по делу № А51-12571/2018

    Арбитражный суд Приморского края (АС Приморского края)

    Является владельцем объектов транспортной инфраструктуры (Автовокзалы, автостанции). Заключение договоров на оказание услуг, оказываемых на объектах транспортной инфраструктуры, обязательно для ответчика в силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом. и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о...

    Постановление от 3 декабря 2018 г. по делу № А56-27302/2018

    Тринадцатый арбитражный апелляционный суд (13 ААС)

    Разногласий по договору в гражданско-правовом порядке, отклоняются апелляционным судом как несостоятельные. Как усматривается из материалов дела, Предприятие, направляя соответствующие оферты перевозчикам, руководствовалось положениями статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в РФ и о внесении...

    Постановление от 3 декабря 2018 г. по делу № А60-37053/2018

    Семнадцатый арбитражный апелляционный суд (17 ААС)

    О том, что приказом истца от 22.01.2018 г. № 10 утверждены платные услуги, единые для всех перевозчиков противоречит с ч.ч. 2, 3 ст. 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ, содержанию названного приказа, и обстоятельствам дела. Ответчик также не согласен с выводом суда о том, что отсутствие заключенного договора...

    Решение от 29 ноября 2018 г. по делу № А51-12575/2018

    Арбитражный суд Приморского края (АС Приморского края)

    Является владельцем объектов транспортной инфраструктуры (Автовокзалы, автостанции). Заключение договоров на оказание услуг, оказываемых на объектах транспортной инфраструктуры, обязательно для ответчика в силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом. и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о...

    Решение от 29 ноября 2018 г. по делу № А51-4913/2018

    Арбитражный суд Приморского края (АС Приморского края)

    Является владельцем объектов транспортной инфраструктуры (автовокзалы, автостанции). Заключение договоров на оказание услуг, оказываемых на объектах транспортной инфраструктуры, обязательно для ответчика в силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 № 220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о...

    Решение от 26 ноября 2018 г. по делу № А15-2776/2018

    Арбитражный суд Республики Дагестан (АС Республики Дагестан)

    Перевозок пассажиров и багажа, основанием для прекращения свидетельства явилось нарушение обществом требований пункта 7 части 1 ст. 29 указанного Закона №220- ФЗ. Частью 1 статьи 34 Закона №220- ФЗ предусмотрено, что владелец объекта транспортной инфраструктуры не вправе отказать в пользовании услугами, оказываемыми на данном объекте, юридическому лицу, индивидуальному предпринимателю, участникам договора простого товарищества, ...

    Решение от 26 ноября 2018 г. по делу № А51-12573/2018

    Арбитражный суд Приморского края (АС Приморского края)

    Является владельцем объектов транспортной инфраструктуры (Автовокзалы, автостанции). Заключение договоров на оказание услуг, оказываемых на объектах транспортной инфраструктуры, обязательно для ответчика в силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 №220-ФЗ «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом. и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о...

    Решение от 16 ноября 2018 г. по делу № А68-3599/2018

    Арбитражный суд Тульской области (АС Тульской области)

    И городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» (далее – Федеральный закон №220-ФЗ). Согласно ст. 34 Федерального закона №220-ФЗ пользование платными услугами, оказываемыми на объекте транспортной инфраструктуры, осуществляется на основании договора, заключенного владельцем данного объекта с лицом, которому предоставлено право осуществлять регулярные...

    Постановление от 23 октября 2018 г. по делу № А06-2116/2017

    Двенадцатый арбитражный апелляционный суд (12 ААС)

    Является владельцем объектов транспортной инфраструктуры (автовокзалы, автостанции). Заключение договоров на оказание услуг, оказываемых на объектах транспортной инфраструктуры, обязательно для ответчика в силу части 1 статьи 34 Федерального закона от 13.07.2015 N 220-ФЗ "Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и...

Перевозчик обязан качественно в требуемом объеме выполнять услуги, удовлетворяющие спрос населения на передвижение и гарантировать при этом безопасность пассажиров. А также эффективно использовать транспортные средства и снижать транспортные расходы. Правила организации пассажирских перевозок, закрепленные в нормативных документах, призваны обеспечить четкую организацию скорейшей доставки пассажиров с необходимыми им удобствами.

Общие правила

Организация пассажирских перевозок базируется на систематическом анализе направленности и плотности пассажиропотоков с помощью специальных методик.

На основе полученных данных:

Осуществлять пассажирские перевозки может индивидуальный предприниматель или компания, получившие специальное разрешение (лицензию) на этот вид деятельности.

Перевозчик за полученную от пассажира плату обязуется, предоставив место в транспорте, доставить пассажира в место назначения. Право на проезд закрепляется договорами перевозки - билетом, электронным или в бумажном виде, и багажной квитанцией. При льготном проезде, а также на железнодорожном и авиатранспорте, билет оформляется по документам, удостоверяющим личность пассажира и его право на льготу. Перепродажа или передача билетов другим лицам не допускается.

НА ЗАМЕТКУ! Проезд без билета, по поддельному или выписанному на другое лицо билету, или по льготному билету без предъявления документа, удостоверяющего право на льготу, влечет штраф за безбилетный проезд и оплату проезда от пункта посадки до места назначения или пункта, в котором безбилетник покинет транспорт. Если невозможно установить место посадки безбилетника, стоимость проезда рассчитывается от начальной точки отправления транспорта.

Общими правилами перевозки пассажиров определены условия:

  • бронирования мест;
  • оформления билетов;
  • обслуживания пассажиров;
  • перевоза домашних животных, багажа, ручной клади;
  • разрешения конфликтных ситуаций между пассажирами и сотрудниками перевозчика.

Перевозчик вправе установить свои правила, не противоречащие общим правилам пассажирской перевозки и не ухудшающие качество обслуживания пассажиров.

Пассажир может быть удален из транспорта, если он:

  • пьян и нарушает общественный порядок, беспокоит (высаживается сотрудниками полиции);
  • в болезненном состоянии, проявления которого нарушают покой окружающих, и нет возможности его отдельного размещения (высаживается медиками на той станции, где есть специализированные медицинские учреждения).

Заказные и регулярные перевозки

Пассажирские перевозки могут подразделяться по степени участия пассажира в определении параметров перевоза.

Выделяются перевозки:

1. Заказные . Маршрут, время отправления, места остановок определяет пассажир. Транспорт предоставляется на основе договора фрахтования, с условиями, определяемыми соглашением сторон. При предоставлении услуг легкового такси договор фрахта заключается пассажиром непосредственно с водителем. Легковое такси имеет на крыше оранжевый фонарь и цветографическую схему на кузове. В салоне - информация о фрахтовщике, водителе, контролирующем качество перевозок органе и условиях оплаты услуг легкового такси.

2. Регулярные. Осуществляются по заранее составленному расписанию.

2.1. Остановочные пункты оснащаются:

  • информационными указателями;
  • защитой от атмосферных осадков (при отправлении более 100 пассажиров в сутки);
  • либо размещаются на территории вокзалов, автостанций (при отправлении от 250 человек в сутки и максимальном интервале отправления транспорта по маршрутам более 2 часов).

2.2. Транспорт оснащается указателями номера маршрута, с проставлением начальной и конечной остановки. В салоне должны быть указаны адрес, телефон и наименование перевозчика, контролирующий орган, стоимость проезда, места расположения огнетушителей и кнопок остановки и т. д.

Виды пассажирских перевозок и нормативные документы

Действующие редакции законов Российской Федерации (РФ) определяют условия и основы взаимодействия транспортных структур между собой, с пользователями услуг транспорта (пассажирами), с учетом специфики видов используемого для перевозки транспорта. Основные нормативные акты для каждого вида транспорта представлены в Таблице 1.

Таблица 1.

Тип перевозки по виду используемого транспорта Нормативные документы отраслевого и ведомственного характера, определяющие правила организации перевозки пассажиров Примечание
Железнодорожные перевозки «Устав железнодорожного транспорта РФ» от 10.01.2003 N 18-ФЗ

Постановление Правительства РФ от 02.03.2005 N 111 «Об утверждении ».

Организация железнодорожных пассажирских перевозок предусматривает обеспечение на вокзале работы справочного бюро, билетных касс, залов ожидания и комнат отдыха, камер хранения багажа. А также ресторанов и буфетов, помещений санитарно-гигиенического.
Для оформления билета и при посадке перевозчик требует удостоверяющий личность пассажира документ.В пригородных поездах курение запрещено (в том числе в тамбурах). В поездах дальнего следования курить разрешено только в тамбурах с некотловой стороны.Пассажиры в пути следования могут воспользоваться:
  • комплектом постельного белья;
  • горячим чаем по установленной цене;
  • кипяченой питьевой водой (для поездов дальнего следования).
Воздушные перевозки «Воздушный кодекс РФ» от 19.03.1997 N 60-ФЗ.

Приказ Минтранса России от 28.06.2007 N 82 «Об утверждении Федеральных авиационных правил «Общие правила воздушных перевозок пассажиров, багажа, грузов и требования к обслуживанию пассажиров, грузоотправителей, грузополучателей «».

Организация пассажирских автомобильных перевозок в части деятельности легковых такси регламентируется ст. 9 закона «О внесении изменений…» от 21.04.2011 N 69-ФЗ.
Морские и речные перевозки. «Конвенция о перевозке морем пассажиров и их багажа » (г. Афины, 13.12.1974)

Организация перевозки пассажиров требует серьезного обеспечения:

  • аналитического (исследование пассажиропотоков, разработка маршрутов и т. д.);
  • административного (организация труда водителей, контроль за уровнем их профессиональной подготовки и т. д.);
  • технического (подготовка и экипировка транспорта; обустройство остановок и т. д.).

Поэтому пассажирские перевозки как вид деятельности подлежат обязательному государственному лицензированию.

Чтобы осуществлять перевозку пассажиров и багажа, необходимо соблюдать множество законодательных норм. Главным постановлением, регулирующим сферу деятельности организаций, осуществляющих перевозки, является закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации».

Федеральный Закон № 220 был принят депутатами Государственной Думы 30 июня 2015 года. Сотрудники Совета Федерации одобрили законопроект 8 июля того же года. В законную силу вступил документ 13 июля.

Помните, что все поездки не зависимо от типа транспорта регламентируются уставом автомобильного транспорта РФ (последняя редакция закона ).

1-ая статья настоящего Федерального Закона содержит предмет регулирования. Согласно рассматриваемому законодательному акту, в качестве предмета регулирования выступает — организация постоянных маршрутов по транспортировке пассажиров и багажа наземным транспортным средством. Также законодательный акт определяет:

  • путь и рейс общественного транспортного средства;
  • изменение маршрутного пути;
  • отмену конкретного рейса;
  • контроль в области регулярных перевозок.

Состоит Федеральный Закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» из 8 глав и 42 статей. Основные положения ФЗ № 220:

  • Глава 1 (ст 1-3) содержит общие положения закона — основные понятия, правовое регулирование;
  • Глава 2 (ст 4-10) описывает правила организации межрегиональных регулярных перевозок;
  • Глава 3 (ст 11-24) указывает на принципы организации систематических перевозок по муниципальным маршрутам;
  • Глава 4 (ст 25-26) обуславливает правила ведения реестра по регулярным перевозкам;
  • Глава 5 (ст 27-29) содержит указания по оформлению и переоформлению документов о регулярных перевозках пассажиров и багажа;
  • Глава 6 (ст 30-34) характеризует перечень требований, предъявляемый к объектам транспорта и к транспортной инфраструктуре;
  • Глава 7 (ст 35-37) содержит условия по осуществлению контроля за регулярными перевозками на общественном транспорте;
  • Глава 8 (ст 38-42) состоит из заключительных положений настоящего закона № 220.

Вышеуказанные главы ФЗ РФ № 220 преследуют цель — установить права, обязанности и ответственность пассажиров и перевозчиков. В настоящий закон изменения не вносились.

По закону, для осуществления регулярных перевозок пассажиров и багажа наземным транспортом, водителю необходимо иметь при себе пакет документов:

  • лицензия, позволяющая осуществлять подобные регулярные перевозки;
  • водительские права, подтверждающие умения водителя управлять транспортным средством из категорий — D, DE, D1 и так далее;
  • страховой полис ОСАГО;
  • путевой лист, означающий право следовать установленному маршруту;
  • справка из медицинского учреждения, свидетельствующая о надлежащем здоровье водителя;
  • документ, подтверждающий, что ТС прошло техосмотр;
  • технический паспорт ТС.

При отсутствии одного из вышеперечисленных документов или при отказе их предъявить — водитель будет оштрафован сотрудниками дорожной полиции.

Скачать федеральный закон 220

Согласно положениям настоящего закона, все пассажиры и перевозчики обязаны соблюдать определенные нормы. Требования, предъявляемые к водителям:

  • обязательное наличие водительского удостоверения соответствующей категории;
  • знать и соблюдать правила дорожного движения;
  • следить за техническим состоянием транспортного средства;
  • при осуществлении регулярных перевозок пассажиров и багажа обязательно иметь при себе пакет необходимых документов;
  • ехать по специальному маршруту с соблюдением расписания передвижения транспортного средства;
  • осуществлять прием и выдачу багажа пассажирам;
  • следить за выполнением пассажирами правил безопасности при поездке;
  • высаживать людей из транспортного средства в специализированных местах при осуществлении заправки;
  • при посадке пассажиров обязательно надо проверять наличие билетов;
  • останавливать ТС только в специальных местах;
  • периодически проходить медицинский осмотр;
  • продавать билеты до отправления ТС;
  • соблюдать опрятный внешний вид и вежливо относиться к пассажирам;
  • сообщать все остановки, указанные в маршрутном листе.

По закону, при переезде на общественном транспорте пассажиры обязаны соблюдать правила:

  • приобретать посадочный билет до начала поездки;
  • садиться на место, указанное в билете;
  • сохранять билет до окончания поездки и предъявлять его контролеру;
  • прибыть на место отправления заранее до отъезда (за 15 минут);
  • при произошедшем ДТП, незамедлительно сообщить в спасательную службу;
  • не мусорить в салоне ТС;
  • не отвлекать водителя во время управления ТС.

Если водитель и пассажир не соблюдают вышеуказанные правила, то им грозит штраф за нарушения правил Федерального Закона № 220. Для изучения правил регулярных перевозок, рекомендуется ознакомиться со всеми аспектами настоящего законодательного акта. Скачать закон «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» можно по

Изменения, внесенные в 220 ФЗ «Перевозка пассажиров»

Во все законодательные акты время от времени вносятся изменения, поправки и дополнения. Периодическая корректировка законов необходима для поддержания актуальности законопроектов. Но в рассматриваемый закон о маршрутном транспорте изменения еще не вносились.

Статья 34 закона о регулярных перевозках людей и багажа

В рассматриваемой статье закреплены правила пользования объектами транспортной инфраструктуры. Данные правила гласят, что пользование платными услугами, которые оказываются на транспортном объекте, должны осуществляться на основании подписанного договора. По закону, с владельцем объекта заключить договор вправе — юридическое лицо, индивидуальный предприниматель или участник простого товарищества. Согласно о пассажирских перевозках ФЗ, владельцу объекта транспортной инфраструктуры нельзя:

  • навязчиво предоставлять платные услуги, не интересующие юридическое лицо;
  • обязывать юридических лиц платить за пользование элементами обустройства автомобильных дорог. (Читайте )

В последней редакции законодательного акта изменения в настоящую статью не вносились.

Федеральный Закон о пассажирских перевозках ст 23

23 статья содержит в себе требования, которым должны соответствовать участники открытого конкурса. Принять участие в открытом конкурсе могут юридические лица, индивидуальные предприниматели, участники простого товарищества. Все перечисленные участники должны соответствовать следующим требованиям:

  • иметь специальную лицензию на ведение деятельности по перевозке пассажиров;
  • иметь в собственности транспортные средства, предназначенные для регулярных перевозок пассажиров и багажа;
  • не быть банкротом или на стадии ликвидации;
  • по закону, у потенциального участника не должно быть задолженностей по обязательным платежам в бюджеты;
  • для участников простого товарищества необходимо предъявить соответствующий договор.

Нововведения в настоящую статью не вносились.

Статья 42

Положения 42-ой статьи 220 ФЗ о пассажирских перевозках гласят о порядке вступления в силу документа. Основная часть закона вступает в силу со дня официального публикования, но за исключением статей:

  • С 4 по 32, 36 и 38 — вступают в законную силу через 180 дней после опубликования закона;
  • С 33 по 35, 40 — вступают ровно через один год после официального публикования закона.

Остальные статьи Федерального Закона «Об организации регулярных перевозок пассажиров и багажа автомобильным транспортом и городским наземным электрическим транспортом в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации» вступили в силу в день публикования документа (13.07.2015).