Земельных участков для государственных и муниципальных нужд. Прекращение права собственности для государственных и муниципальных нужд

Изъятие земельного участка у собственника является крайне, исключительной процедурой, которая может осуществляться только по основаниям, указанным в законодательных актах. В ряде случаев правообладатель сможет получить денежную компенсацию за изъятый объект земельной недвижимости.

Условия для изъятия

По общему правилу, собственник имущественных активов может быть их лишен только на основании прямых законодательных норм. В отношении земельной недвижимости такие основания регламентированы в ЗК РФ и ГК РФ:

В каждом из перечисленных случаев отказ правообладателя от исполнения законных требований повлечет принудительное изъятие земельного участка у собственника. В ряде случаев владелец земли сможет рассчитывать на возмещение стоимости изымаемого объекта, а при несогласии с государственным расчетом компенсации можно оспорить его в судебном порядке.

Как происходит изъятие

Чтобы земельный объект мог быть изъят на легальном основании, должен выноситься распорядительный акт властных органов или судебное решение. Иные документы, в том числе различных государственных служб и ведомств не могут стать причиной для принудительного лишения собственника его имущества.

Порядок изъятия земельного участка у собственника для нужд публичных образований предусматривает выплату возмещения, а последовательность действий будет выглядеть следующим образом:

  1. властный орган принимает решение об изъятии земельного надела, которое должно соответствовать требованиям законодательных актов;
  2. принятое решение доводится до сведения правообладателя путем направления письменного уведомления - в этом документе указывает срок, цель и порядок изъятия, а также размер предлагаемой компенсации;
  3. если правообладатель усматривает нарушение закона при вынесении решения или расчете суммы компенсации, он вправе подать на обжалование в суд;
  4. если в срок, указанный в уведомлении, правообладатель не выполнит предусмотренные действия, земля изымается в принудительном порядке.

Обратите внимание! Если на территории участка располагаются какие-либо строения, их стоимость также учитываться при расчете суммы компенсации. Размер возмещения может оговариваться в обоюдном соглашении, или в результате судебного урегулирования спора.

При изъятии надела для комплексного освоения территорий также используется указанный выше алгоритм действий, а правообладатель сможет получить компенсации за свою недвижимость.

Иные правовые последствия наступают при выявлении фактов нарушений со стороны владельца земли. Для каждого земельного надела устанавливается ряд характеристик, существенно ограничивающих его целевое использование. В частности, каждый владелец земли должен соблюдать вид разрешенного пользования и категорию участка. Например, на землях сельхозназначения не допускается возведение промышленных объектов или многоквартирных зданий (исключения из этого правила могут устанавливаться законом).

Выявление фактов нарушений происходит в результате проверок уполномоченных служб и ведомств, либо по обращению заинтересованных лиц. Каждое нарушение фиксируется в результате административного обследования, данная процедура определена Постановлением Правительства № 251. Полномочия для выполнения указанных действий принадлежат должностным лицам Госземнадзора. Выявленные нарушения повлекут и меры административного воздействия в виде штрафов, которые применяются одновременно с изъятием земли.

Аналогичная мера ответственности будет применяться, если собственник участка, предназначенного для ведения сельхоздеятельности или возведения объектов недвижимости, не использовал его по назначению в течение трехлетнего периода (законом может устанавливаться и более длительный срок, например для ИЖС земля может предоставляться на срок до 10 лет).

При изъятии земли таким способов учитываются следующие нюансы:

  • в ряде случаев правообладатель не сможет получить какой-либо компенсации;
  • если в результате допущенных нарушений земле или окружающей среде был причинен ущерб, его возмещение будет производиться за счет владельца участка (для этого будет подано соответствующее исковое заявление);
  • период, в течение которого земля не использовалась по прямому назначению, может быть продлен при наличии уважительных причин (например, если собственник потратил много времени на освоение участка).

Изъятие земли таким способом осуществляется в судебном порядке, владельцу участка предоставлено право обжаловать вердикт суда в вышестоящих инстанциях.

При наличии чрезвычайных обстоятельств земля может быть реквизирована по решению властных органов. Эта процедура может носить временный характер, после чего участок подлежит возврату законному владельцу. Если вернуть надел невозможно, собственник получит рыночное возмещение из бюджета, либо аналогичный по стоимости участок в ином месте. При реквизиции собственник также вправе оспорить расчет компенсации в судебном порядке.

Конфискация может выступать в качестве дополнительной меры наказания при совершении преступлений. В этом случае владелец не сможет получить какого-либо возмещения, изъятие происходит в безвозмездном порядке. После отбытия назначенного наказания и погашения судимости, конфискованный участок не возвращается собственнику, так как переходит в государственный или муниципальный фонд.

Иногда случается так, что пребывающий в частной собственности участок земли отчуждается для муниципальных нужд или же государственных. Как правило, подобное практикуется в случаях, когда определенная территория требуется для строительства:

  • автодороги федерального уровня;
  • железнодорожной ветки;
  • линии электропередач и пр.

В этой ситуации государство обязуется вернуть бывшему владельцу земли:

  • ее полную стоимость, по рыночной оценке;
  • возместить все убытки;
  • компенсировать утраченную выгоду.

В прошлом году в середине весны был введен в действие законодательный акт, содержащий поправки к нормативно-правовым документам, регулирующим порядок изъятия земли для нужд государства или муниципалитета.

В старой редакции Земельного кодекса было только несколько правил, касающихся этого вопроса. Сейчас же там появилась отдельная глава.

В основе новых требований лежит опыт, полученный при организации строительных работ в:

  • Новой Москве;
  • Сочи (зимняя Олимпиада);
  • Владивостоке (подготовка к съезду АТЕС).

Чтобы обеспечить реализацию этих проектов, было принято несколько специальных законов, которые вводили в каждом конкретном случае особый упрощенный порядок отчуждения земельных наделов. Сейчас же данная правоприменительная практика обобщена и распространяется на все аналогичные случаи.

Основания

Как и в прежнее время, соответствующее решение об изъятии земли принимается на уровне следующих исполнительных органов власти:

  • федеральных;
  • региональных;
  • местных.

Тем не менее с прошлого года ввели в действие норму, согласно которой инициировать соответствующее решение об изъятии у собственника надела, в связи со строительством того или иного объекта, может не только исполнительная власть, но и:

  • естественные монополии;
  • пользователи недр;
  • другие организации.

На инициаторов законодательство возлагает все расходы, связанные с:

  • кадастровыми работами;
  • возмещением стоимости.

Это позволит в перспективе существенным образом сэкономить средства федерального и региональных бюджетов. Специалисты же отмечают, что такое нововведение несет потенциальную угрозу для землевладельцев.

Порядок выявления собственника

Первым этапом процедуры изъятия является определение владельца той или иной делянки. Орган власти, принявший соответствующее решение, обращается в Росреестр с запросом. В случае если там информацию не обнаружили, поиски продолжаются в архивах местных властных структур, в ведении которых находится конкретный участок.

Кроме того, закон также предусматривает размещение поисковых заявок на официальных сайтах уполномоченных органов, и на информационных щитах, расположенных в населенном пункте. Делать это необходимо не позднее, чем за два месяца до момента изъятия.

Как полагают юристы, вероятнее всего, здесь будет актуальной следующая норма – собственники земли, которых не удалось определить до момента отчуждения, получат право истребовать денежную компенсацию. Но ни при каких обстоятельствах вернуть назад свой надел они не смогут.

В ситуации если владельцев участка не удалось выявить, орган власти подает в суд заявление, в котором содержится требование – признать право Российской Федерации или местных властей на данную землю, а кроме того, на недвижимость, на ней расположенную.

Как считают юристы, проблемы, скорее всего, возникнут у граждан, оформивших наделы в собственность до 98-го года прошлого столетия. Все дело в том, что такая недвижимость не внесена в госреестры. Могут там содержаться только сведения, которые были предоставлены по инициативе самих владельцев. По этой причине всем гражданам, получившим землю до указанной выше даты, следует обратиться в Росреестр и выяснить – есть ли там соответствующие данные.

Обратиться в регистрирующий орган могут непосредственно собственники или же уполномоченные ими лица на основании доверенности, заверенной у нотариуса. Уточнить информацию удастся через:

  • сайт Госуслуг;
  • веб-ресурс Росреестра.

В последнем случае придется внести 250 рублей. В остальных госпошлина составляет от 500 до 1,5 тысячи. Требуемую информацию предоставят на протяжении пяти рабочих дней.

В случае если с регистрацией прав владения возникли какие-либо трудности, нужно постоянно отслеживать объявления, публикуемые на городском сайте, касающиеся вопросов перепланировки, застройки и развития инфраструктуры. При обнаружении намерений изъять конкретный участок, его собственник сможет оперативно направить заявление, содержащее требование учесть его права на землю, или же попытаться опротестовать решение в суде.

Постановление об изъятии участка земли

После того как были установлены лица, владеющие определенной территорией, орган власти должен принять решение об отчуждении. В этом документе подробно указываются:

  • какие именно участки подлежат изъятию;
  • объекты недвижимого имущества на них расположенные;
  • цели и причины;
  • реквизиты нормативных актов.

В случае если принятие такого решения произошло по инициативе какой-либо организации – ее название также следует указать. В следующую декаду после издания распоряжения органы власти должны донести до сведения владельцев земли информацию об изъятии. Делается это такими способами:

  • через официальные веб-ресурсы;
  • путем публикации сообщений в печатных периодических местных изданиях.

Кроме того, копия решения направляется:

  • в Росреестр;
  • собственникам надела;
  • организации, затребовавшей изъятие.

Согласно закону, владелец считается уведомленным с момента получения им копии решения, или со дня публикации его в СМИ.

Документ об изъятии остается действительным на протяжении 3-х лет. Его также разрешается опротестовать в судебном порядке.

Стоимость земли

Изъятие земельного участка предполагает выплату компенсации не только собственникам, но еще и:

  • арендаторам;
  • лицам, использующим надел безвозмездно:
  • гражданам, получившим делянку в пожизненное владение или по наследству.

Стоимость земли определяется путем оценивания. Подлежит выкупу также и вся недвижимость, расположенная на делянке. В процессе оценки не учитываются строения и другие улучшения, сооруженные вопреки условиям использования участка. Также не получится вернуть деньги за объекты, строительство которых началось после обнародования уведомления об отчуждении.

Объемы компенсации должны быть определены не позже, чем за два месяца до пересылки владельцу земли соглашения об ее изъятии.

Договор об отчуждении

Данное соглашение, согласно Земельному кодексу, заключается с каждым собственником по отдельности. В том случае, если на территории надела расположены объекты недвижимости, в тексте договора необходимо указать полный перечень их.

По согласию сторон правообладателям могут предоставить взамен изъятых участков и находящихся на них построек, другие наделы или жилье. В этом случае применяются нормы законодательства, регулирующие порядок обмена недвижимости.

С 01.04.2015 вступили в силу изменения законодательства, касающиеся права собственности на землю.

В частности, упрощены некоторые этапы процедуры отчуждения землевладения в пользу государства:

  • Определены правила поиска владельца. Причём отсутствие сведений в ГКН и ЕГРП теперь не является помехой для изъятия.
  • На сумму выкупа не повлияет стоимость произведённых неотделимых улучшений и возведённых объектов, если они не соответствуют правилам использования земли данного типа.
  • На подписание соглашения о выкупе участка даётся 90 дней. Иначе будет подан судебный иск о проведении такого процесса в принудительной форме.

Такие новшества связаны с тем, что на сегодняшний день больше половины земельных наделов не учтены в государственных реестрах. Это произошло из-за того, что система оформления прав на недвижимое имущество появилась спустя несколько лет после начала процесса приватизации.

Основания для изъятия земельного участка у собственника

Законодательством утверждён ряд причин для отчуждения владения. Среди них можно выделить следующие:

  1. Государственные и муниципальные нужды , такие как:
  2. Способ эксплуатации землевладения противоречит его назначению, или оно вообще никак не используется.
  3. Нарушение земельного законодательства.
  4. Форс-мажорные обстоятельства, в связи с которыми властям временно потребовался этот участок.
  5. Преступление, совершённое владельцем земли.

Этапы изъятия земельного участка у собственника

Согласно действующим нормативным документам РФ процедура отчуждения состоит из нескольких этапов:

  1. Инициировать процесс и составить соответствующее заявление имеют возможность лица, указанные в правовых актах, а также сами федеральные, региональные или местные исполнительные власти.
  2. Решение об изъятии принимают уполномоченные властные структуры.
  3. Правообладатель должен быть уведомлен письменно. В СМИ публикуется сообщение об экспроприации имущества.
  4. В ситуации когда сведения об изымаемом объекте отсутствуют в ЕГРП и ГКН владелец обязан и в течение 60 дней после объявления обратиться в административное учреждение. Ему необходимо предоставить заявление и набор правоустанавливающих документов с указанием почтового адреса и способа для связи. В противном случае собственность будет признана публичной в судебном порядке. Таким образом, новые правила позволяют государству признать право собственности на бесхозяйную недвижимость гораздо быстрее.
  5. Владелец, лишённый своей недвижимости по умолчанию, вправе обратиться к властям за компенсацией в случае, если землевладение не было передано третьему лицу.
  6. Выкуп осуществляется субъектом, для нужд которого необходим данный участок либо Российской Федерацией. Для этого производится оценка рыночной стоимости имущества, иных прав на него, подлежащих прекращению, упущенной выгоды и других объектов, находящихся на его территории и принадлежащих данному собственнику.
  7. С согласия хозяина ему может быть предоставлен равноценный земельный надел взамен изымаемого.
  8. Составляется соглашение об экспроприации, в котором прописываются её сроки, размер предусмотренной выплаты и другие особенности процедуры.

Постановление об изъятии земли

Чтобы уведомить все заинтересованные стороны о начале процесса отчуждения органы исполнительной власти региона или муниципального образования обязаны разработать и направить им документ, который содержит краткую информацию об изымаемой недвижимости.

Образец:

Правительство Саратовской области

Распоряжение

г. Саратов

Об отчуждении земельных участков для государственных нужд Саратовской области

В соответствии с гражданским и земельным законодательством Российской Федерации, законом Саратовской области от 22 декабря 2011 года № 101 «Об управлении земельным фондом» и постановлением Правительства Саратовской области от 14 октября 2014 года № 475 «О развитии автомобильных дорог». Для строительства автомагистрали Балашов - Аркадак, на территории Октябрьского муниципального образования в Балашовском районе:

Экспроприировать для государственных нужд Саратовской области земельный участок с кадастровым номером 64:06:043902:37 площадью 22550 кв. м из земель сельскохозяйственного назначения. Адрес (описание местоположения): установлено относительно ориентира, расположенного в границах участка. Почтовый адрес ориентира: Саратовская область, Балашовский район, ООО «Совхоз Октябрьский».

Департаменту имущественных отношений Саратовской области направить копию настоящего распоряжения:

  • правообладателю земельного участка, указанного в пункте 1 настоящего распоряжения;
  • в Росреестр Саратовской области.
  • Главному управлению автомобильных дорог Саратовской области: выступить заказчиком работ по оценке земельных участков, указанных в пункте 1 настоящего распоряжения;
  • провести переговоры с собственником изымаемого имущества для урегулирования условий отчуждения;
  • обеспечить подготовку и направление владельцу участка для подписания проекта соглашения об изъятии;
  • выступить от имени Правительства Саратовской области стороной в соглашении об отчуждении недвижимого имущества для государственных нужд;
  • заключить с правообладателем земельного участка соглашение об изъятии;
  • осуществить оплату размера возмещения стоимости отчуждённой собственности;
  • обеспечить регистрацию права государственной собственности Саратовской области на изымаемый участок.
  • Предоставить в Департамент имущественных и земельных отношений Саратовской области свидетельство права собственности на изъятую недвижимость;
  • подготовить и представить в суд требование о принудительном отчуждении данного имущества, в случае, если в установленные законодательством сроки вышеуказанное соглашение не будет подписано и предоставлено.

Контроль за исполнением возложить на руководителя Департамента имущественных и земельных отношений Саратовской области.

Губернатор Самарской области Соболев И.А.

Принудительное изъятие участков

На принятие решения владельцу недвижимого имущества даётся не более 90 дней . Если он не согласен с условиями выкупа, предложенными представителями государственных структур, то в судебную инстанцию направляется соответствующее требование. Рассмотрев материалы практики, становится понятно, что в большинстве случаев решение выносится в пользу государства.

Реквизия

При наступлении чрезвычайных обстоятельств земля может быть временно реквизирована для публичных нужд. Если впоследствии её нельзя будет вернуть, то собственнику выплачивается рыночная стоимость имущества или предоставляется равноценный участок (по его желанию).

Компенсация за изъятие земельного участка

Для определения величины денежных затрат на выкуп проводится оценка:

  • Отчуждаемого участка.
  • Возведённых на нём недвижимых объектов и произведённых неотделимых улучшений, при условии, что все работы велись в соответствии с назначением земли.
  • Упущенной выгоды.
  • Иных убытков.

Собственнику выплачивается возмещение в денежном эквиваленте либо предоставляется схожее по параметрам имущество.

Таким образом, в процессе отчуждения землевладения можно выделить несколько этапов:

  • Принятие решения.
  • Разработка соглашения об изъятии.
  • Его подписание либо подготовка судебного иска.
  • Возмещение убытков.

Согласно главному закону страны – Конституции РФ, частная собственность является неприкосновенной. Однако бывают моменты, когда у владельца отбирают угодье. Именно поэтому так важно быть подкованным во всех юридических тонкостях этого вопроса. Ключевым основанием для превращения правомочий для юридических и физических лиц выступает изъятие данных участков в пользу государства.

Процедура начинается с изымания земельных наделов с выявлением собственников. Заинтересованный орган может подать запрос в Росреестр и, если не был получен ответ на вопросы, которые были перечислены, тогда запросы в обязательном порядке посылаются в архивы компаний, в которых могут еще храниться сведения.

Система проводит поиск владельцев через размещение оповещений на главной странице портала, либо же каких-то других информационных ресурсах государственных органов. Эту процедуру проводят обычно не меньше чем за 2 месяца до принятия стратегически важного решения об изъятии.

Если не были найдены собственники после процедуры поиска, тогда инициатору следует подать в суд и добиваться признания права собственности муниципалитета либо же государства на недвижимые объекты, которые были расположены на этом участке.

Граждане, которые зарегистрировали свои участки до 1998 года, могут попасть в эту категорию. Владелец должен подтвердить свое право, подать соответствующие документы в Росреестр. Если этого не произошло, высока вероятность того, что в государственной базе отсутствуют данные о правообладателе. В суде земельный участок может быть признан собственностью государства.

Угодья очень редко изымаются для нужд страны, и каждый из случаев прописан в статье 49 Земельного Кодекса Российской Федерации. Выкуп может быть осуществлен РФ либо же каким-то другим сопутствующим объектом Российской Федерации.

Решение о необходимости изъять землю принимают региональные, а также федеральные органы. Порядок выглядит так: правообладатель и государственные органы должны обсудить условия и прийти к соглашению. Сумма и порядок возмещения обязательно должны быть прописаны. Собственник имеет право требовать компенсацию за все имущество, которое было утрачено, и за которое он понес убытки.

Участок, который изымается, можно заменить на любое недвижимое имущество, которое равноценно с точки зрения своей стоимости. На замену может быть предоставлена земля либо же недвижимый объект, который полностью покроет сумму возмещения.

Обычно порядок изъятия выглядит так:

  • Проводится подготовка к процедуре, с определением общего порядка, а также прекращением прав владения;
  • Должно быть принято решение с обоснованием условий проведенного изъятия;
  • Собственнику сообщают о предстоящей процедуре;
  • Заключается соглашение о проведении изъятия с владельцем земли.

Государство может выдать вам участок, меньший по своей территории, с обязательной выплатой разницы возмещения. Принудительное взыскание должно быть обеспечено равноценным возмещением, сумма должна быть выдана единожды в полном объеме. Суд имеет все полномочия установить сроки, сумму и порядок возмещения на основании материалов, которые были предоставлены по делу.

Постановление об изъятии земельного участка для муниципальных нужд

Может быть составлено решение об изъятии земли как для одного участка, так и для нескольких наделов одновременно. В случае, если сносят многоэтажный дом, выдается лишь одно постановление.

Выполнена должна быть процедура:

  • после того, как будет принято постановление в течение 10 дней (информация об этом размещается на официальном сайте, а также иных источниках информации);
  • процесс публикации информации сохраняет за собой общий порядок расположения недвижимого объекта, который изымается;
  • ксерокопии решения должны быть выданы каждому владельцу, интересы которого были затронуты;
  • копия должна быть направлена в органы регистрации прав владельцев;
  • в случае изъятия недвижимых объектов на основании прошения, в организацию следует направить копию решения.

В постановлении указывается правовая основа, и основания, согласно которым происходит регулирование данного вопроса.

Соглашение об изъятии земельного участка для государственных нужд

В ст. 56.9 Земельного Кодекса РФ регулируются все аспекты, которые относят к составлению соглашения как ключевого документа, согласно которому право владения переходит от собственника к государству, либо муниципальному органу.

В таком документе обязательно должны быть включены положения:

  • имена граждан, подписи которых стоят в документе;
  • указаны кадастровые номера земельных участков, которые изымаются;
  • перечислены основания принятого решения, общие цели с реквизитами документа;
  • прописан общий перечень прав, которые перестают действовать либо же возникают в результате проведенной сделки;
  • срок передачи не должен быть больше 6 месяцев;
  • порядок выплаты компенсации, а также ее размеры.

Отдельной строкой могут быть также указаны ключевые нюансы в адрес некоторых объектов, право использования которых остается за владельцем.

Основания изъятия земельного участка для государственных нужд

Земли у собственника могут быть отобраны в пользу муниципалитета либо же государства – это прописано в статьях 49 и 55 ЗК РФ. Владелец недвижимого имущества должен получить письмо о том, что будет проведена процедура изъятия. Сообщить необходимо не позже чем за 1 год до ее проведения.

Причинами могут выступить:

  • Государство выполняет свои международные обязательства;
  • Проводится процедура отчуждения земли, чтобы в дальнейшем на этой территории можно было разместить федеральные и государственные объекты, если нет иных для этого возможностей;
  • Другие случаи регулируются согласно действующему законодательству.

Обычно процесс изъятия земельных наделов происходит из-за того, что государство в них нуждается. Основаниями может послужить строительство значимых сооружений с заранее созданным проектом. Другого способа, кроме изъятия земельных участков просто нет. К примеру, в процессе подготовки олимпийских объектов на территории Сочи пришлось прибегнуть к этому методу. Подобные ситуации могут произойти при строительстве магистралей, водопроводов, железнодорожных веток и т.д.

Земли, которые попадают в категорию изъятия, будут выявлены еще на стадии подготовки строительного проекта.

Со стороны государства будет проведено серьезное исследование относительно прав владельца на землю с последующим определением денежной суммы, которая станет достойной компенсацией финансового возмещения за изымаемый участок. Проанализированное законодательство выявило ряд несоответствий, которые выступили поводом для дальнейшего изменения в Земельном Кодексе.

1 апреля 2015 года в силу вступил новый закон, который определяет порядок изъятия земельных участков у граждан для государственных нужд. Теперь ст.279 ГК РФ регламентирует данную процедуру: владельца просто лишают права собственности.

Согласно новому закону, теперь к правообладателям относятся не только собственники, но и землепользователи и арендаторы. У каждого правообладателя есть право на замещение, поэтому в выкупную цену входит рыночная стоимость с понесенными убытками и упущенной выгодой.

Компенсация при изъятии земельного участка для госнужд

Статья 56.8 Земельного Кодекса Российской Федерации обеспечивает процедуру правового регулирования возмещения убытков, которые были нанесены из-за изъятия земельных наделов. В ней прописано, что компенсацию за лишение земель владелец получит в соответствии с установленной рыночной стоимостью.

Объекты, которые не подлежат возмещению:

  • Недвижимость, которая была возведена с рядом нарушений, в том числе правил пользования и аренды;
  • Строительные объекты, которые появились после того, как о них уведомили собственника.

Возмещение убытков, которые возникли при правомерном изымании земли, может быть проведено согласно общим основаниям предоставленных данных до направления их владельцу. Размер компенсации согласно действующему законодательству должен быть установлен не менее чем за 2 месяца до того, как соглашение будет отправлено собственнику.

Сумму компенсации высчитывают, учитывая несколько ключевых составляющих:

  • стоимость земельного угодья на недвижимом рынке;
  • оценочную стоимость имущества;
  • возмещенные убытки, которые в дальнейшем может понести собственник после того, как будет прекращено использование участка;
  • материальная компенсация упущенной выгоды от пользования землей.

Консультируют специалисты Управления Росреестра по Оренбургской области:

Чем вызвана необходимость изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд?

У государства или муниципалитетов может возникнуть необходимость строительства крупных инфраструктурных объектов на земельных участках, находящихся в собственности граждан и компаний. Такие участки могут изыматься у собственников, если иного способа решения задачи нет. Эта процедура называется изъятие земельных участков для государственных или муниципальных нужд. Пример - Сочи во время строительства олимпийских объектов. В качестве другого примера может служить необходимость строительства крупных автотранспортных магистралей и железнодорожных веток. Изъятие земельных участков для государственных нужд – процесс длительный и занимает по времени не менее полугода.

Условия изъятия земельных участков для государственных и муниципальных нужд Земельные участки для государственных или муниципальных нужд изымаются при обязательном наличии одного из условий:

Для строительства или реконструкции объектов федерального, регионального или местного значения, предусмотренных документами территориального планирования и проектами планировки территории, но не позднее 3 лет от даты утверждения таких документов;

Для создания или расширения особо охраняемой природной территории;

Для выполнения международного договора;

Для выполнения работ, связанных с пользованием недрами;

После признания аварийного состояния многоквартирного дома.

Единственной категорией земель, которая не может быть изъята, являются земли особо охраняемой природной территории, предоставленные федеральным госбюджетным учреждениям, осуществляющим управление такими природными территориями, «за исключением случаев, предусмотренных федеральными законами».

Кто принимает решение об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд?

Решение об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд может быть принято федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов федерации или органами местного самоуправления, причем решение об изъятии органы власти принимают не только по своей инициативе, но и по ходатайству субъектов естественных монополий, недропользователей и иных организаций (п. 4 ст. 56.3 Земельного кодекса РФ). Ходатайство может быть подано отношении одного или несколько участков. В ходатайстве об изъятии должна быть указана цель изъятия. Ходатайствующая организация должна оплатить все расходы по кадастровым работам и выплате возмещения за изымаемую недвижимость, что позволит сэкономить бюджетные средства (п. 1 ст. 56.7 Земельного кодекса РФ).

С чего начинается изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд?

Изъятие земельного участка начинается с выявления лиц, которым он принадлежит. Для этих целей орган, принимающий решение об изъятии, направляет запрос в Росреестр, а если такой запрос не дал результатов – в архивы, органы государственной власти, органы местного самоуправления, в распоряжении которых могут находиться указанные сведения, а также предполагаемым правообладателям изымаемых земельных участков. Помимо этого, поиски собственников изымаемых участков ведутся посредствам размещения сообщений на своем официальном сайте и на городских информационных щитах не менее, чем за 60 дней до принятия решения об изъятии (ст. 56.5 Земельного кодекса РФ). Если правообладатели изымаемой недвижимости не были выявлены, уполномоченный орган должен обратиться в суд с заявлением о признании права собственности Российской Федерации, субъекта федерации или муниципального образования на объекты недвижимого имущества, расположенные на изымаемых земельных участках (п. 10 ст. 56.5 Земельного кодекса РФ).

Как уведомляется правообладатель о решении об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд? В течение 10 дней после принятия решения об изъятии земельного участка уполномоченный орган доводит его до сведения заинтересованных лиц: размещает на своем официальном сайте и в печатных СМИ, направляет копию в Росреестр, правообладателям изымаемой недвижимости и в организацию, подавшую ходатайство об изъятии (п. 10 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ). Правообладатель изымаемой недвижимости считается уведомленным о принятом решении об изъятии со дня получения его копии, со дня возврата отправителю заказного письма, или со дня направления письма на электронную почту (а если нет сведений о месте его проживания или адресе "электронки" - со дня опубликования решения об изъятии). Решение об изъятии действует в течение трех лет со дня его принятия и может быть обжаловано в суд (п. 13-14 ст. 56.6 Земельного кодекса РФ).

Соглашение об изъятии земельного участка для государственных и муниципальных нужд Соглашение об изъятии недвижимости заключается с каждым правообладателем земельного участка и расположенного на нем объекта недвижимого имущества. Если лицу принадлежат земельный участок и расположенный на нем объект недвижимого имущества, соглашение об изъятии недвижимости заключается в отношении всех принадлежащих данному лицу и подлежащих изъятию объектов недвижимого имущества (п. 2 ст. 56.9 Земельного кодекса РФ). При наличии согласия лиц, у которых изымаются земельные участки и расположенные на них объекты недвижимого имущества, в соглашении об изъятии недвижимости может быть предусмотрено предоставление им земельных участков или иных объектов недвижимости взамен изымаемых. К таким отношениям применяются правила гражданского законодательства о мене.

Принудительное изъятие земельного участка для государственных и муниципальных нужд О принудительном изъятии речь пойдет в том случае, если властям не удалось договориться мирным путём с собственником (правообладателем) о выкупе его земли. Тогда производится принудительное изъятие, но по решению суда. В этом случае сумма выкупа земельной собственности и находящихся на ней построек будет определяться судом при условии предварительного и равноценного возмещения. Это означает то, что за участок власти заплатят по рыночной цене. Иск в суд о принудительном изъятии орган власти может подать только через 90 дней после того, как собственник участка или его арендатор получит проект соглашения об изъятии земельного участка.

Цена земельного участка, изъятого для государственных и муниципальных нужд Принудительное отчуждение имущества для государственных нужд может быть произведено только при условии предварительного и равноценного возмещения. На материальное возмещение при изъятии земельных участков могут претендовать не только их собственники, но и правообладатели, владеющим такими землями на правах аренды, безвозмездного пользования, постоянного (бессрочного) пользования или пожизненного (наследуемого) владения (п. 3 ст. 56.8 Земельного кодекса РФ). Выкупная цена изымаемого земельного участка определяется по результатам проведенной оценки (Федеральный закон от 29 июля 1998 г. № 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации"). Размер возмещения определяется не позднее, чем за 60 дней до направления правообладателю земельного участка соглашения об изъятии недвижимости. В размер возмещения включаются:

Рыночная стоимость земельного участка или рыночная стоимость иных прав на земельный участок, подлежащих прекращению в связи с изъятием;

Убытки, причинённые изъятием земельного участка, или убытки в связи с невозможностью исполнения правообладателем обязательств перед третьими лицами (например, по договору аренды);

Упущенная выгода. Если на изымаемых участках расположен многоквартирный комплекс или иное здание, то правообладателям жилья предоставляется аналогичное помещение на основании договора социального найма.

Возмещение за изымаемые земельные участки и (или) расположенные на них объекты недвижимого имущества осуществляется за счет средств соответствующего бюджета бюджетной системы РФ или в случае, если решение об изъятии принято на основании ходатайства об изъятии, поданного организацией, за счет средств указанной организации. Законом конкретизированы и объекты, не подлежащие учёту при установлении размера возмещения. Так, правообладатель участка не сможет получить возмещение за строение на земельном участке, если оно не соответствует разрешённому использованию участка, или за убытки, возникшие в связи с невозможностью исполнения договора аренды участка, если такой договор был заключён после получения уведомления об изъятии земли (п. 8 ст. 56.8 ЗК РФ).

Государственная регистрация и кадастровый учет земельных участков, изъятых для государственных и муниципальных нужд Снятие с государственного кадастрового учета и прекращение государственной регистрации прав на исходные земельные участки, права на которые прекращаются в связи с их изъятием для государственных или муниципальных нужд, осуществляются только одновременно с осуществлением государственной регистрации прав на земельные участки, образованные на основании решения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд. Эта норма действует и в отношении земельных участков, права на которые у граждан или юридических лиц возникают на основании соглашения об изъятии недвижимого имущества для государственных или муниципальных нужд или решения суда о таком изъятии. Законодателем предусмотрены сроки для исключения по решению государственного регистратора прав из Единого государственного реестра недвижимости дополнительных сведений о решении об изъятии – по истечении трех лет со дня принятия решения об изъятии.