Законодательная база российской федерации. Законодательная база российской федерации Ст 16 фз 171 об обороте алкогольной

Для целей настоящего Федерального закона используются следующие основные понятия:
1) этиловый спирт - спирт, произведенный из пищевого или непищевого сырья, в том числе денатурированный этиловый спирт, этиловый спирт по фармакопейным статьям, головная фракция этилового спирта (отходы спиртового производства), спирт-сырец, дистилляты винный, виноградный, плодовый, коньячный, кальвадосный, висковый;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
2) денатурированный этиловый спирт (денатурат) - этиловый спирт, содержащий денатурирующие вещества в концентрации, предусмотренной настоящим Федеральным законом;
2.1) этиловый спирт по фармакопейным статьям - этиловый спирт, который произведен путем добавления очищенной воды в закупленный ректификованный этиловый спирт, произведенный из пищевого сырья и используемый в качестве лекарственного средства и (или) для производства лекарственных препаратов, содержащих этиловый спирт, зарегистрированных уполномоченным федеральным органом исполнительной власти и включенных в государственный реестр лекарственных средств. Содержание этилового спирта в этиловом спирте по фармакопейным статьям изменяется путем добавления в него очищенной воды;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
3) спиртосодержащая продукция - пищевая или непищевая продукция с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 490-ФЗ)
4) спиртосодержащая пищевая продукция - пищевая продукция, в том числе виноматериалы, любые растворы, эмульсии, суспензии, виноградное сусло, иное фруктовое сусло, пивное сусло (за исключением алкогольной продукции) с содержанием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, более 0,5 процента объема готовой продукции;
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 218-ФЗ , от 31.12.2014 N 490-ФЗ)
5) спиртосодержащая непищевая продукция - непищевая продукция (в том числе денатурированная спиртосодержащая продукция, спиртосодержащая парфюмерно-косметическая продукция, любые растворы, эмульсии, суспензии), произведенная с использованием этилового спирта, иной спиртосодержащей продукции или спиртосодержащих отходов производства этилового спирта, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 490-ФЗ)
6) денатурированная спиртосодержащая продукция - спиртосодержащая непищевая продукция, содержащая денатурирующие вещества в концентрации, предусмотренной настоящим Федеральным законом;
7) алкогольная продукция - пищевая продукция, которая произведена с использованием или без использования этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции, с содержанием этилового спирта более 0,5 процента объема готовой продукции, за исключением пищевой продукции в соответствии с перечнем, установленным Правительством Российской Федерации. Алкогольная продукция подразделяется на такие виды, как спиртные напитки (в том числе водка, коньяк), вино, фруктовое вино, ликерное вино, игристое вино (шампанское), винные напитки, пиво и напитки, изготавливаемые на основе пива, сидр, пуаре, медовуха;
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 218-ФЗ , от 25.12.2012 N 259-ФЗ , от 31.12.2014 N 490-ФЗ)
Подпункт 8) - Утратил силу.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
9) спиртные напитки - алкогольная продукция, которая произведена с использованием этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртосодержащей пищевой продукции и не относится к винным напиткам;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
10) водка - спиртной напиток, который произведен на основе этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и воды, с содержанием этилового спирта от 38 до 56 процентов объема готовой продукции;
10.1) коньяк - спиртной напиток с содержанием этилового спирта не менее 40 процентов объема готовой продукции (за исключением коньяка с защищенным географическим указанием, коньяка с защищенным наименованием места происхождения, коллекционного коньяка), который произведен из коньячных дистиллятов, полученных фракционной дистилляцией (перегонкой) виноматериалов, произведенных из винограда, и выдержан в дубовых бочках или дубовых бутах либо в контакте с древесиной дуба не менее трех лет. Коньяк с защищенным географическим указанием, коньяк с защищенным наименованием места происхождения, коллекционный коньяк должны иметь содержание этилового спирта не менее 37,5 процента объема готовой продукции. Коньячный дистиллят, выдержка которого составляет более пяти лет, выдерживается в дубовых бочках или дубовых бутах. Коньяк, выдержка которого составляет более пяти лет, производится из коньячных дистиллятов, прошедших полный цикл производства дистиллятов;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 490-ФЗ)
11) вино - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 8,5 (за исключением вина с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения) до 16,5 (за исключением столового вина) процента объема готовой продукции, произведенная в результате полного или неполного брожения ягод свежего винограда, виноградного сусла без добавления этилового спирта, а также без добавления (за исключением столового вина) концентрированного виноградного сусла и (или) ректификованного концентрированного виноградного сусла. Вино с защищенным географическим указанием или с защищенным наименованием места происхождения может иметь содержание этилового спирта не менее 4,5 процента объема готовой продукции. Содержание этилового спирта в столовом вине не должно превышать 15 процентов объема готовой продукции. При производстве столового вина допускается добавление концентрированного виноградного сусла и (или) ректификованного концентрированного виноградного сусла для увеличения содержания этилового спирта (обогащение) или подслащивания. При обогащении или подслащивании добавление концентрированного виноградного сусла и (или) ректификованного концентрированного виноградного сусла осуществляется в количестве, которое может увеличить содержание этилового спирта в объеме готовой продукции не более чем на 4 процента. При производстве столового вина обогащение осуществляется путем добавления концентрированного виноградного сусла и (или) ректификованного концентрированного виноградного сусла в виноградное сусло, подвергшееся неполному брожению, или в вино, в котором процесс брожения не окончен, а подслащивание - на любой стадии технологического процесса до момента розлива;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ (ред. от 30.06.2012))
Подпункт 12) - Утратил силу.
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
12.1) ликерное вино - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 15 до 22 процентов объема готовой продукции, произведенная в результате полного или неполного брожения целых или дробленых ягод винограда, иных фруктов либо виноградного или иного фруктового сусла с добавлением или без добавления концентрированного виноградного или иного фруктового сусла, ректификованного концентрированного виноградного или иного фруктового сусла, без добавления (за исключением специального вина) этилового спирта, за исключением винного дистиллята, ректификованного винного дистиллята, виноградного дистиллята, ректификованного виноградного дистиллята, иного фруктового дистиллята. При производстве ликерного вина с защищенным географическим указанием, ликерного вина с защищенным наименованием места происхождения допускается добавление ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья (специальное вино);
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 218-ФЗ , от 31.12.2014 N 490-ФЗ)
12.2) фруктовое вино - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 6 до 15 процентов объема готовой продукции, произведенная в результате полного или неполного брожения дробленых свежих фруктов одного вида или нескольких видов, либо фруктового сусла, либо восстановленного концентрированного фруктового сока с добавлением или без добавления сахаросодержащих продуктов, без добавления этилового спирта;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
12.3) винный напиток - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 1,5 процента до 22 процентов объема готовой продукции с насыщением или без насыщения двуокисью углерода, содержащая не менее 50 процентов виноматериалов с добавлением или без добавления ректификованного этилового спирта, произведенного из пищевого сырья, и (или) спиртованных виноградного или иного фруктового сусла, и (или) винного дистиллята, и (или) фруктового дистиллята, и (или) сахаросодержащих продуктов, и (или) ароматических и вкусовых добавок, и (или) пищевых красителей, и (или) воды;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
12.4) сидр - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта не более 6 процентов объема готовой продукции, произведенная в результате брожения яблочного сусла и (или) восстановленного яблочного сока без добавления этилового спирта с насыщением или без насыщения двуокисью углерода;
(в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 259-ФЗ )
12.5) пуаре (грушевый сидр) - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта не более 6 процентов объема готовой продукции, произведенная в результате брожения грушевого сусла и (или) восстановленного грушевого сока без добавления этилового спирта с насыщением или без насыщения двуокисью углерода;
(в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 259-ФЗ)
12.6) медовуха (медовый напиток) - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта от 1,5 процента до 6 процентов объема готовой продукции, произведенная в результате брожения медового сусла, содержащего не менее 8 процентов меда, с использованием или без использования меда для подслащивания и иных продуктов пчеловодства, растительного сырья, с добавлением или без добавления сахаросодержащих продуктов, без добавления этилового спирта;
(в ред. Федерального закона от 25.12.2012 N 259-ФЗ)
13) виноматериалы - спиртосодержащая пищевая продукция с содержанием этилового спирта до 22 процентов объема готовой продукции, произведенная в результате полного или неполного брожения ягод винограда, иных фруктов, виноградного или иного фруктового сусла с добавлением или без добавления концентрированного виноградного или иного фруктового сусла, ректификованного концентрированного виноградного или иного фруктового сусла, с добавлением (специальные виноматериалы) или без добавления этилового спирта разлитая в производственную или транспортную тару, предназначенная для производства алкогольной продукции и не подлежащая реализации населению;
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 218-ФЗ , от 31.12.2014 N 490-ФЗ)
13.1) пиво - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, которая произведена из пивоваренного солода, хмеля и (или) полученных в результате переработки хмеля продуктов (хмелепродуктов), воды с использованием пивных дрожжей, без добавления этилового спирта, ароматических и вкусовых добавок. Допускается частичная замена пивоваренного солода зерном, и (или) продуктами его переработки (зернопродуктами), и (или) сахаросодержащими продуктами при условии, что их совокупная масса не превышает 20 процентов массы заменяемого пивоваренного солода, а масса сахаросодержащих продуктов не превышает 2 процентов массы заменяемого пивоваренного солода;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
13.2) напитки, изготавливаемые на основе пива (пивные напитки), - алкогольная продукция с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения пивного сусла, не более 7 процентов объема готовой продукции, которая произведена из пива (не менее 40 процентов объема готовой продукции) и (или) приготовленного из пивоваренного солода пивного сусла (не менее 40 процентов массы сырья), воды с добавлением или без добавления зернопродуктов, сахаросодержащих продуктов, хмеля и (или) хмелепродуктов, плодового и иного растительного сырья, продуктов их переработки, ароматических и вкусовых добавок, без добавления этилового спирта;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
13.3) сусло - спиртосодержащая пищевая продукция, являющаяся полуфабрикатом производства алкогольной продукции, с содержанием этилового спирта, образовавшегося в процессе брожения, более 1,5 процента от ее объема, получаемая в зависимости от вида алкогольной продукции из фруктов (фруктовое сусло), из воды, пивоваренного солода, хмеля и (или) хмелепродуктов (пивное сусло), из воды и меда (медовое сусло). В сусле для производства пива и пивных напитков допускается частичная замена пивоваренного солода зерном, и (или) полученными в результате переработки зерна продуктами (зернопродуктами), и (или) сахаросодержащими продуктами при условии, что совокупная масса не превышает 20 процентов массы заменяемого пивоваренного солода, а масса сахаросодержащих продуктов не превышает 2 процентов массы заменяемого пивоваренного солода;
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 218-ФЗ , от 31.12.2014 N 490-ФЗ)
13.4) виноградное сусло - пищевое сырье с содержанием этилового спирта не более 1 процента объема готовой продукции, получаемое из ягод свежего винограда самопроизвольно или с использованием физических приемов - дробления, отделения гребней, стекания, прессования;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 490-ФЗ)
14) безводный (стопроцентный) спирт - условное понятие, применяемое в расчетах;
15) производство этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции - производство такой продукции в целях ее продажи и получения прибыли, а также для собственных нужд. Не признаются производством алкогольной продукции действия по изготовлению алкогольной продукции путем смешения закупленной алкогольной продукции, содержащейся в потребительской упаковке и маркированной в соответствии со настоящего Федерального закона, с иной пищевой продукцией или с применением других технологических процессов (настаивание, брожение и другие) в отношении такой алкогольной продукции, совершаемые организацией, осуществляющей розничную продажу алкогольной продукции при оказании услуг общественного питания в местах оказания таких услуг;
(в ред. Федеральных законов от 31.12.2014 N 490-ФЗ , от 03.07.2016 N 261-ФЗ)
15.1) полный цикл производства дистиллятов - производство организацией винного, виноградного, коньячного дистиллятов, включающее в себя переработку винограда (в том числе выращенного), производство виноматериалов, их дистилляцию и выдержку (хранение в специальной производственной таре до достижения свойств дистиллятов, определенных техническими документами организации);
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 490-ФЗ)
16) оборот - закупка (в том числе импорт), поставки (в том числе экспорт), хранение, перевозки и розничная продажа, на которые распространяется действие настоящего Федерального закона;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
17) уведомление - документ, который подтверждает закупку (в том числе для собственных нужд), поставку, перевозку этилового спирта (в том числе денатурата), нефасованной спиртосодержащей продукции с содержанием этилового спирта более 25 процентов объема готовой продукции и наличие которого является обязательным для организации, осуществляющей закупку, поставки, перевозки указанной продукции;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
18) мощность основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта, для производства пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи (производственная мощность) - максимально возможный годовой объем производства соответствующей продукции на принадлежащем организации и установленном ею основном технологическом оборудовании для производства соответствующей продукции, выраженный в декалитрах;
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 218-ФЗ , от 23.07.2013 N 232-ФЗ)
19) норма минимального использования производственной мощности - минимально возможный годовой объем производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта на принадлежащем организации и установленном ею основном технологическом оборудовании для производства соответствующей продукции, выраженный в декалитрах и позволяющий обеспечивать установленный Правительством Российской Федерации минимальный уровень рентабельности производства этих видов продукции;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
20) приостановление использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта - временное прекращение использования организацией основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта по уведомлению о приостановлении использования указанного оборудования, представленному организацией в лицензирующий орган, без приостановления действия лицензии;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
21) уведомление о приостановлении или возобновлении использования основного технологического оборудования для производства этилового спирта или алкогольной продукции с использованием этилового спирта - документ, который подтверждает возможность или невозможность соблюдения нормы минимального использования производственной мощности;
(в ред. Федерального закона от 18.07.2011 N 218-ФЗ)
22) уведомление о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции - документ, содержащий дату первой поставки на территорию Российской Федерации алкогольной продукции определенного наименования, описание ее характеристик и свойств, технологических процессов производства, производственного контроля, хранения, перевозки, реализации, утилизации, маркировки алкогольной продукции, подаваемый в уполномоченный Правительством Российской Федерации федеральный орган исполнительной власти в порядке, установленном Правительством Российской Федерации. Информация, содержащаяся в уведомлении о начале оборота на территории Российской Федерации алкогольной продукции, вносится в федеральный реестр алкогольной продукции.
(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 218-ФЗ , от 30.12.2012 N 286-ФЗ)
23) винодельческая продукция - пищевая продукция, произведенная в результате полного или неполного брожения ягод свежего винограда, виноградного сусла, либо произведенная с последующей перегонкой виноматериалов и выдержкой или без выдержки, либо произведенная в результате полного или неполного брожения ягод свежего винограда, виноградного сусла с добавлением одного или нескольких таких продуктов, как ректификованный этиловый спирт, произведенный из пищевого сырья, виноградный дистиллят, винный дистиллят (в том числе ректификованные), сахаросодержащие продукты, вкусовые добавки, ароматизаторы, диоксид углерода, вода, указанные в технических документах на такую продукцию. Винодельческая продукция подразделяется на такие виды, как вино, игристое вино (шампанское), ликерное вино, дистилляты (винный, виноградный, коньячный), спиртные напитки, произведенные из указанных дистиллятов (в том числе коньяк), виноматериалы (виноградные), винные напитки. Винодельческой продукцией с защищенным географическим указанием, с защищенным наименованием места происхождения могут быть такие виды, как вино, игристое вино (шампанское), ликерное вино, спиртные напитки, произведенные из винного, виноградного, коньячного дистиллятов (в том числе коньяк);
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 490-ФЗ)
24) винодельческая продукция с защищенным географическим указанием - винодельческая продукция, производство которой, в том числе розлив, осуществляется в границах географического объекта, указываемого на различных видах этикеток (этикетке, кольеретке, контрэтикетке), потребительской таре (упаковке), и которая произведена из определенных техническими документами сорта или смеси сортов винограда и обладает свойствами, которые определяются характерными для данного географического объекта природными условиями. Винодельческая продукция с защищенным географическим указанием производится из винограда, не менее 85 процентов которого выращено в границах данного географического объекта, а остальной использованный для производства такой продукции виноград выращен в границах субъекта Российской Федерации, в котором расположен данный географический объект;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 490-ФЗ)
25) винодельческая продукция с защищенным наименованием места происхождения - винодельческая продукция, производство которой, в том числе розлив, осуществляется в границах географического объекта, указываемого на различных видах этикеток (этикетке, кольеретке, контрэтикетке), потребительской таре (упаковке), и которая произведена из определенных техническими документами сорта или смеси сортов винограда, произрастающего и переработанного в границах данного географического объекта, и обладает свойствами, которые определяются характерными для данного географического объекта природными условиями и (или) людскими факторами, используемыми агротехническими мероприятиями и технологическими приемами;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 490-ФЗ)
26) виноградник - земельный участок, предназначенный для выращивания кустов винограда и используемый в этих целях, в том числе для производства винодельческой продукции;
(в ред. Федерального закона от 31.12.2014 N 490-ФЗ)
27) реестр виноградных насаждений - государственная информационная система учета сведений о виноградных насаждениях, в том числе о месте нахождения, площади, правообладателях виноградников, количестве кустов винограда, плотности виноградных насаждений, об их состоянии, о сортовом составе, об урожайности, об объеме собранного винограда.
(в ред. Федерального закона

Основные правила в сфере оборота алкогольной продукции устанавливаются ФЗ № 171 (1995 года). Рассмотрим далее более детально все основные его положения, а также особенности предписываемых им норм и ограничений.

Общие данные

Прежде всего следует отметить то, что рассматриваемый нормативный документ относится к числу законов, имеющих федеральное значение. Это означает, что все субъекты, входящие в структуру государства, обязаны четко исполнять его требования и предписания. ФЗ № 171 был принят в 1995 году. Что касается его главных задач, то они заключаются в регулировании основных вопросов, связанных с производством, потреблением, а также товарным оборотом той продукции, которая относится к категории алкогольной. Более того, в его статьях определяются основные полномочия, а также обязанности органов, призванных следить за оборотом горячительной продукции.

Действие закона

Необходимо понимать то, что рассматриваемый закон имеет особенную сферу своего действия, которая распространяется на отношения, связанные с производством, реализацией и употреблением продукции, содержащей в своем составе этиловый спирт. Существует определенный перечень деятельности, на которую действие рассматриваемого закона об алкоголе попросту не распространяется. К числу таковых относятся действия, связанные с производством алкоголя без наличия цели его дальнейшего сбыта. Следует отметить, что это касается исключительно физических лиц.

Действие данного закона не распространяется на деятельность, которую осуществляют аптечные структуры. Она, в первую очередь, должна быть связана с отпуском лекарственных препаратов, в содержании которых имеется алкоголь. Вниманию закона не подвергаются лекарственные средства, содержащие в своем составе спирт, которые отмечены в специальном реестре органами исполнительной власти. То же самое касается деятельности физических лиц или целых организаций, связанной с производством и оборотом спиртосодержащей продукции, предварительно помещенной в металлическую упаковку аэрозольного типа. Следует отметить, что рассматриваемая продукция должна быть непригодной к употреблению.

Полномочия органов власти в сфере действия закона

Следует отметить, что органы государственной власти имеют некоторые полномочия в той сфере действия, на которую распространяется рассматриваемый нормативный акт. Ими обладают как органы государственной власти страны, так и лица, занимающие аналогичные должности в отдельных субъектах.

К числу полномочий рассматриваемой группы лиц в сфере оборота этилового спирта, на основании рассматриваемого закона об алкоголе, относится прежде всего возможность регулирования стоимости указанной продукции, ее импорта, экспорта, а также ведение различных форм контроля над сбытом таковых продуктов и его организацией. Указанные субъекты имеют право заниматься осуществлением непосредственной маркировки особенными марками и акцизами. Однако такие полномочия действительны и могут быть осуществлены исключительно в отношении той продукции, которая производится на территории РФ или ее отдельных субъектов.

Указанные лица имеют возможность устанавливать стандарты государственного вида, а также утверждать технические условия производства продукции, содержащей этиловый спирт.

К числу полномочий государственных органов власти закон об алкоголе относит разработку, а также применение на практике конкретного комплекса мер, направленных на осуществление защиты не только здоровья потребителей спиртного, но и их прав. Ими также могут быть разработаны и внедрены в практику некоторые программы, направленные на улучшение производства продукции, содержащей спирт, а также на ликвидацию конкуренции, обладающей недоброкачественными свойствами.

На рассматриваемые органы возлагается осуществление деятельности по ведению государственного реестра и единой системы информационного характера, содержащей в себе данные относительно объема производства спирта, а также его сбыта. Более того, отдельно ими должны разрабатываться и вводиться в действие некоторые другие реестры: по учету виноградных насаждений, производственной мощности и т. д.

Особенности оборота спирта

Федеральным законом "О продаже алкоголя" устанавливаются определенные правила, в соответствии с которыми должен осуществляться оборот продукции, содержащей в своем составе спирт. В них указываются определенные особенности, которые следует учитывать в процессе закупки, продажи, поставки, а также перевозки продукции рассматриваемого типа.

Так, на основании положений, представленных в законе об алкоголе, закупку спирта в больших объемах следует производить исключительно на основании специального уведомления. Важным моментом здесь является то, какой объем спирта законодательство считает большим - это 200 декалитров в год. Более того, в трактовке данной нормы закона следует учитывать и то, что приобретение продукции по уведомлению возможно лишь в том случае, если предполагается использование готовой продукции для удовлетворения собственных нужд.

Что касается поставок спирта, то они также должны совершаться исключительно при наличии на то специального уведомления. Это касается тех случаев, когда перевозятся продукты, содержащие в своем составе более 25 % спирта, а также если они представлены в нефасованном виде. Что касается договора поставки, который стороны могут заключить для осуществления перевозки продукции, то в ряде своих основных условий он обязательно должен содержать пункт о том, что с момента сдачи продукции покупателю все права собственности передаются ему. Следует отметить, что поставками данного типа продукции могут заниматься исключительно те перевозчики, которые имеют на то специальную лицензию, позволяющую осуществлять абсолютно все действия в отношении рассматриваемой продукции (хранение, перевозку, производство).

Что касается особенностей закупки спирта, то она может производиться исключительно по тем ценам, которые не являются ниже тех, что установлены Правительством страны. Все закупки и поставки спиртосодержащих продуктов могут быть осуществлены исключительно при наличии извещения, свидетельствующего об уплате авансового акциза, или документа, который говорит об отсутствии необходимости его уплаты.

Налогообложение

Рассматриваемый закон об алкоголе предписывает определенные правила в сфере налогообложения алкогольной продукции. Вся продукция, содержащая в своем составе алкоголь, которая производится на территории Российской Федерации, должна иметь маркировку в виде федеральной специальной марки. Это требование не касается той продукции, которая заведомо изготавливается на экспорт, а также таких напитков, как пиво, сидр, пуаре и медовуха. Если говорить о продукции, которая ввозится в Россию из других стран, то она подлежит отметке акцизными марками.

Все специальные марки, необходимые для обозначения импортируемой и экспортируемой продукции, могут быть приобретены в территориальном органе исполнительной власти, в обязанности которого входит ведение надзора над оборотом рассматриваемого типа продукции. Для этого регулярно следует предоставлять определенный пакет документов. В число рассматриваемого пакета входит само заявление о предоставлении необходимого количества марок, справка об отсутствии задолженности у юридического лица перед налоговой службой, копия лицензии на производство, продажу или импорт продукции, содержащей алкоголь, а также копия договора ее поставки. К указанному перечню документов также следует добавить отчеты, составленные в отношении тех марок, которые ранее были приобретены и использованы, а также расчет потребностей в спецмарках.

Для того чтобы использовать печатный материал в указанных целях, заказчик должен приложить письменное обязательство, а также документ, который способен подтвердить его обеспечение. Следует отметить, что все указанные выше требования не могут быть применены в том случае, если марки приобретаются сельскохозяйственными производителями, а также теми предприятиями, которые осуществляют маркировку продукции виноделов с географическим указанием, которое ранее было защищено.

Лицензирование деятельности

Следует отметить, что деятельность, связанная с производством алкогольной продукции, а также ее оборотом, подлежит обязательному лицензированию. Однако законодатель предусматривает некоторые исключения - те сферы, в которых необходимость получения специального разрешения попросту не предусмотрена. К числу таковых закон о торговле алкоголем относит сферу производства спирта, содержащего этил, или иных лекарственных препаратов. Розничная торговля продукцией, в составе которой имеется спирт, и производство виноградного сусла также не подлежат лицензированию.

Следует отметить, что в соответствии с рассматриваемым законодательством лицензия может быть выдана только на определенные виды деятельности. К ряду таковых относятся: действия, связанные с производством спирта, его хранением и совершением поставок, а также закупкой. Законодатель определяет то, что лицензирование необходимо при совершении действий в отношении как пищевой, так и непищевой продукции. Обязательному лицензированию подлежит деятельность, связанная с розничной продажей алкогольных напитков.

Следует также понимать и то, что на действия, связанные с оборотом пищевой и непищевой продукции, должны быть выданы отдельные типы лицензий.

Закон о продаже алкогольной продукции устанавливает то, что приобретение специального разрешения для осуществления розничной торговли алкогольными напитками осуществляется в органах исполнительной власти, уполномоченных на их выдачу. В некоторых регионах страны данная функция возлагается на органы местного самоуправления. Законодатель также предусматривает действительность лицензии, выданной на территории одного субъекта государства на территории другого, но только при том условии, если между ними действует специальное соглашение.

Выдача лицензий

Отдельное внимание следует уделить тому, как именно происходит процесс выдачи лицензий. Следует отметить, что для получения разрешительного документа нужно обратиться в территориальный орган исполнительной власти, предоставив его сотрудникам полный пакет необходимых документов. В числе документального пакета в обязательном порядке должно присутствовать заявление, написанное от имени того юридического лица, в адрес которого должен быть выдан документ. Кроме этого, в заявлении должны быть указаны все контактные данные этого лица и номер расчетного счета в банке.

К общему пакету обязательно следует приложить копии учредительных документов предприятия, а также свидетельство о его государственной регистрации. Более того, среди предоставленных справок должно быть свидетельство о постановке юридического лица на налоговый учет. Перед тем как обратиться в орган исполнительной власти с прошением о предоставлении лицензии, необходимо заранее оплатить государственную пошлину, справку об этом также следует прикрепить к остальным документам.

Рассматриваемый закон о предусматривает соблюдение качественных показателей лицензированной продукции на надлежащем уровне. Именно поэтому для получения разрешения на оборот алкогольных напитков и других непищевых продуктов в органы исполнительной власти заявитель обязательно должен предоставить документы, свидетельствующие о техническом соответствии оборудования для производства напитков и продукции тем стандартам, которые установлены на государственном уровне.

Следует отметить, что законодатель категорически запрещает представителям уполномоченных органов требовать для предоставления лицензии те документы, которые не предписаны законом об алкоголе от 1 июня 1995 года.

Продажа алкогольной продукции

Современное законодательство устанавливает определенные требования для тех лиц, которые занимаются продажей спиртных напитков. В первую очередь они касаются наличия некоторых документов.

В особых требованиях к розничной продаже алкогольной продукции говорится о том, что продавец должен осуществлять свою деятельность на основании лицензии, законно полученной в местном органе исполнительной власти. Более того, в качестве продавца должно выступать только юридическое лицо с правильно оформленной государственной регистрацией.

Если говорить об указанных факторах в действующем законе, запрещающих продажу алкоголя, то стоит отметить среди них такой, как отсутствие специального разрешения. Кроме этого, категорически запрещается сбыт продукции рассматриваемого типа в крупной таре (более 1,5 литра), сделанной из полимерного материала. Также запрещается осуществление сбыта алкогольной продукции через Интернет или любым другим удаленным способом.

Розничная торговля также имеет и другие нюансы. В частности, в законе об ограничении продажи алкоголя говорится о том, что продукцию, содержащую в своем составе этиловый спирт, нельзя реализовывать на территориях определенного типа. К их числу относятся места, прилегающие к школам, больницам, детским садам, культурным и спортивным учреждениям, а также непосредственно в зданиях указанного типа. Категорически запрещен сбыт алкоголя в общественном транспорте, на вокзалах и в аэропортах, недалеко от мест с повышенным уровнем опасности, а также непосредственно на их территории.

Что касается порядка продажи данной продукции, то он также предусмотрен в рассматриваемом законе. Так, данная деятельность реализуется путем осуществления трех видов процедур: закупки, хранения и поставки товаров. Данный алгоритм характерен для оптовых типов продаж.

Ограничения в продаже алкоголя

Законодательными нормами установлен ряд ограничений, предусмотренных в продаже рассматриваемого типа продукции. Так, действующими нормативными актами категорически запрещена продажа алкоголя лицам моложе 18 лет (Закон № 171). Продавец при возникновении у него сомнений относительно достижения покупателем факта совершеннолетия имеет право затребовать у него документ, в котором указана его дата рождения. Таковыми могут выступать военный билет, паспорт, права на вождение автомобиля, загранпаспорт, свидетельство о наличии вида на жительство - данный перечень представлен в положениях закона о продаже алкоголя. С 21 года лицам разрешена продажа крепких алкогольных напитков (40 и более оборотов).

Кроме возрастных ограничений, законодательством предусмотрены и некоторые временные рамки, в пределах которых может быть осуществлен отпуск продукции рассматриваемого типа. Так, по закону продажа алкоголя после 23:00 категорически запрещена, а нарушители данного правила могут быть подвержены наказанию в виде ответственности административного характера. Что касается Санкт-Петербурга и Новосибирска, то ограничение в отпуске алкогольной продукции становится действительным, начиная с 22:00. Однако следует отметить, что из установленного правила выделяются некоторые исключения. К ним относятся такие напитки, как пиво, медовуха, пуаре и сидр.

Более того, на территории РФ действуют некоторые законодательные нормы, которые ограничивают продажу спиртных напитков в определенные дни. Так, закон о продаже алкоголя в праздничные дни устанавливает определенные даты, по которым отпуск продукции рассматриваемого типа категорически воспрещен. К числу таковых относятся те дни, в которые проводятся последние звонки, линейки и другие мероприятия, связанные с окончанием или началом учебного года. То же самое касается и дат, в которые совершается проведение выпускных вечеров. действует в День защиты детей, День молодежи и День трезвости, который проводится 11 сентября. Во все остальные даты действует обычный режим отпуска рассматриваемого типа напитков.

Следует отметить, что список дат, установленных законом в качестве таковых, по которым запрещается продажа алкоголя, более широкий в некоторых отдельных регионах страны. Так, в Дагестане отпуск алкоголя невозможен в дни проведения постов, а также в период Рамадана, в Бурятии - во время Сурхарбана, а во всей Владимирской области купить алкоголь нельзя 8 июля, в День любви, верности и семьи. Практика показывает, что Пермский край отличается наиболее широким списком таких дней - здесь нельзя найти спиртное в дни, когда отмечают свои профессиональные праздники сотрудники военизированных формирований, а также в День Победы.

Об употреблении напитков

Кроме правил хранения, реализации и перевозки продукции, содержащей в своем составе алкоголь, законодатель устанавливает определенные требования и ограничения касательно употребления напитков, в составе которых имеется этиловых спирт.

Со скольки лет по закону продают алкоголь? На отпуск большей части напитков установлено возрастное ограничение - покупатель должен быть не младше 18 лет. Что касается их употребления, то распитие напитков, содержащих в своем составе алкоголь, можно совершать, начиная с такого же возраста.

Следует отметить, что представителям любой возрастной категории запрещается пить спиртные напитки прилюдно. Для всех нарушителей законодательство предусматривает штраф за распитие алкоголя в общественных местах. Он взимается на основании положения, представленного в КоАП РФ. Размер штрафа за распитие алкоголя в общественном месте составляет от 5000 рублей и может достигать 30000. В том случае, если указанные действия совершают должностные лица, то ответственность ужесточается, и сумма штрафа резко возрастает до 600 000 рублей.

Торговля спиртосодержащими напитками - отрасль, занимающая значительную часть всемирного товарооборота. Это справедливо и для Российской Федерации. Чтобы законодательно контролировать оборот алкогольной продукции, применяется ФЗ 171. О содержании, поправках и ключевых статьях закона и пойдет речь в статье.

Федеральный закон под номером 171 регламентирует правовые основы вопросов производства и товарного оборота алкогольной продукции, и контролирует из потребление (распитие).

Также, в ФЗ 171 приведены определения, включая «этиловый спирт», «денатурат», «спиртосодержащая продукция», «спиртные напитки» и т. д. Закон определяет полномочия органов контроля за торговлей алкогольными напитками и порядок производства, указывает на способы контроля за соблюдением настоящего законопроекта.

Принятие настоящего закона и его вступление в силу произошло 22 ноября 1995 года. После этого неоднократно вносились поправки и изменения. Последняя редакция ФЗ 171 датируется 3 июля 2016 года, с ее вступлением в силу 4 числа.

Последние поправки в ФЗ 171 «Об обороте алкогольной продукции»

Проблема чрезмерного потребления алкоголя на территории Российской Федерации стоит очень остро. Поэтому, чтобы контролировать этот момент, в ФЗ 171 «Об обороте алкогольной продукции» и вносятся поправки.

Первой необходимо рассмотреть статью 16 ФЗ 171, которая внесла существенные поправки в законопроект о розничной торговле спиртосодержащей продукцией.

Статья 16

  • 1. В этом пункте ст. 16 ФЗ 171 рассматривается, какие предприятия, организации и хозяйства имеют право розничной продажи пива, сидра, пуаре и т. д. Под эти категории попадают ИП, сельскохозяйственные товаропроизводители и организации;
  • 2. Здесь указывается, в каких категориях строений и помещений не допускается розничная торговля алкогольными напитками: образовательные и медицинские учреждения, недвижимость, принадлежащая ЮЛ и т. д.;
  • 3. Данный пункт закона приводит исключения из правил, попадающих под запрет пункта 2 настоящей статьи: торговля на бортах авиа- и водных судов, в магазинах беспошлинной торговли и т. д.;
  • 4. Объяснение, при каких условиях допустима розничная продажа алкоголя в заведениях общественного питания;
  • 5. Уточнение, что в стандартных условиях продажа спиртосодержащей продукции в объектах общественного питания, на водных и воздушных судах, не допускается, за исключением моментов, которые указаны в 3 и 4 пункте настоящей статьи;
  • 6. Указание исключений, на какие виды алкогольной продукции не распространяются запреты на продажу;
  • 7. Этот пункт законопроекта объясняет, в каких местах и кому запрещено распитие алкогольных напитков;
  • 8. Определение границ объектов, на территории которых запрещено распитие спиртосодержащей продукции. И этот пункт рассматривает порядок информирования органов местного самоуправления об организациях, занимающихся распространением этих напитков, уполномоченными лицами;
  • 9. Временные ограничения для розничной торговли алкогольными напитками устанавливаемые законодательством РФ и органами государственной власти субъектов РФ;
  • 10. Требования к организациям, занимающимся продажей алкоголя, касательно складских помещений, с исключениями из подпункта закона;
  • 11. В этом пункте поясняется - когда территория торгового объекта уже во время действия лицензии перестает соответствовать требованиям ФЗ 171, то организация имеет право продолжать деятельность, и на последующую выдачу лицензии это не влияет - только ограничение срока в 5 лет.

Рассмотрим оставшиеся ключевые статьи закона.

В этой статье закона приведены понятия, используемые в тексте ФЗ 171, с определениями: все спиртосодержащие пищевые и непищевые товары, термины, относящиеся к производству и торговле. В последней редакции закона, статья изменений не претерпела.

Объяснение правил использования аппаратуры, применяемой при сбыте алкогольной продукции. Изменению подвергся пункт ФЗ 171, в котором говорится о случаях, когда учет объема проданных напитков не обязательно должен вестись с использованием электронных ресурсов. В предыдущей редакции ФЗ 171 это разрешено для поселений с числом жителей менее трех тысяч - теперь - для неподключенных к сети «Интернет».

Ст. 12

Статья рассматривает особенности налогообложения алкогольной продукции, и ее маркировки. Текст пункта ФЗ 171 включает информацию о необходимых документах и условия выдачи акцизных марок. В последней редакции закона, статья изменений не претерпела.

Ст. 18

Этот пункт ФЗ 171 указывает, какие виды торговой и производственной деятельности подлежат лицензированию, а какие - нет. В последней редакции закона, пункт изменений не претерпел.

Ст. 19

Текст статьи ФЗ 171 описывает порядок выдачи официальных лицензий на производство алкогольной продукции, перечень документов, и исключения из закона. В последней редакции, статья изменений не претерпела.

Ст. 20

Пункт ФЗ 171, полезный для начинающих предпринимателей - описание условий приостановки, возобновления или даже аннулирования лицензии на деятельность. В последней редакции закона, статья изменений не претерпела.

Ст. 26

Статья ФЗ 171, важная для новичков в производстве и реализации спиртосодержащей продукции - ограничения и запреты. С учетом возможности уголовной ответственности за нарушения, пункт требует внимания. В последней редакции закона, изменений не претерпел.

Текст федерального закона 171

С учетом поправок и дополнений настоящего закона, смысла обращаться к изначальному варианту нет. Рекомендуем скачать по ФЗ 171 «Об обороте алкогольной продукции» с изменениями последней редакции от 3 июля 2016 года.

Производство и распространение алкогольной продукции зачастую осуществляется с корыстными целями и влечёт безнравственные и порой негуманные последствия. Для защиты здоровья населения и поддержания культурных ценностей оборот и употребление алкогольных изделий ограничивается настоящим Федеральным законом.

Суть 171 ФЗ

Федеральный закон № 171 регламентирует законные основания для производства этилового спирта, алкогольных и спиртосодержащих изделий, а также установление ограничений на употребление алкогольной продукции в Российской Федерации.

Настоящее законодательство осуществляет контроль производства и оборота спиртосодержащих и алкогольных изделий на государственном уровне в целях защиты нравственности населения, здоровья, законных прав и интересов как граждан, так и государства в целом. Это достигается путём обеспечения безопасности данных изделий и удовлетворения нужд потребителей в них, а также контролируя соблюдение настоящего законодательства в области производства, распространения и распития алкогольной и спиртосодержащей продукции.

Последние изменения в ФЗ о торговле

Положения ФЗ-171 распространяются на следующие лица и сферы деятельности:

  • физические лица, изготавливающие продукцию, содержащую этиловый спирт, не для сбыта;
  • обращение спиртосодержащих лекарств, зарегистрированных федеральными органами и включённых в государственный реестр лекарств. Исключением из этого положения является использование этанола в личных целях;
  • деятельность аптек, которые изготавливают и отпускают лекарственные препараты, содержащие этиловый спирт;
  • оборот непищевой продукции, содержащей спирт и расфасованной в металлические аэрозольные упаковки, объёмом не более 450 миллилитров;
  • экспорт и импорт в Российскую Федерацию этилового спирта, алкогольных и спиртосодержащих изделий, которые предназначаются для официальных дипломатических организаций, консульских представительств и межправительственных учреждений иностранных государств;
  • ввоз и вывоз из РФ спиртосодержащих продуктов для участия в выставках и сертификации, в количестве не более 5 единиц потребительской тары каждого наименования;
  • оборот зарегистрированных медицинских препаратов, содержащих спирт, а также организации, которые занимаются их производством и распространением, кроме этанола в жидком виде.

Правительство РФ имеет право устанавливать перечень парфюмерно-косметической продукции, бытовой химии и средств личной гигиены, исходя из их стоимости и объёма тары, если на эти изделия не распространяется настоящий Федеральный закон.

ФЗ-171 был принят Государственной думой в третьем чтении 19 июля 1995 года и одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года. Федеральный закон был подписан президентом и вступил в силу 22 ноября 1995 года. С тех пор он был неоднократно был правлен и дополнен. Последние изменения в текущем законодательстве были внесены 29.07.2017 Федеральным законом № 278-ФЗ.

Последние изменения

Статья 2 , определяющая основные понятия, которые используются в текущем законодательстве, была изменена в последний раз постановлением № 278-ФЗ от 29.07.2017. Редакция затронула пункты 3.1 и 3.2.

  • Пункт 3.1 даёт определение термину “спиртосодержащие лекарственные препараты”, под которым понимаются лекарственные средства в жидкой форме, содержащие этиловый спирт, для применения в медицинской и ветеринарной сферах. Данные лекарства определены Федеральным законом № 61-ФЗ “Об обращении лекарственных средств”.
  • Пункт 3.2 определяет термин “спиртосодержащие медицинские изделия”, под которым подразумеваются медицинские препараты в жидкой форме, которые содержат этанол или этиловый спирт.

Статья 12 , предусматривающая порядок маркировки и налогообложения алкогольной продукции, была изменена 29.07.2017 Федеральным законом № 278-ФЗ. Изменения коснулись следующих положений:

  • Часть 2.1 , устанавливающая список документов, необходимых для представления в государственный или таможенный орган при приобретении акцизных марок. Редакция затронула третий абзац , описывающий особенности получения справки от налогового органа об отсутствии у организации каких-либо задолженностей. Если данная справка не была предоставлена организацией, покупающей акцизные марки, необходимую информацию представляет федеральное ведомство, отвечающее за контроль и надзор за законодательством о соблюдении налоговых сборов. Другими документами, необходимыми для получения права на федеральные марки, являются:
    • заявление о выдаче марок с описанием конкретного алкогольного изделия;
    • отчёт об эксплуатации ранее полученных марок;
    • копия лицензии на осуществление оборота алкогольной продукции. Если данный документ не предоставляется организацией, то лицензирующее ведомство предоставляет по запросу таможенному органу необходимую информацию о лицензии;
    • копия соглашения о поставке алкогольных изделий;
    • подтверждение права пользования товарным знаком для алкогольных изделий;
    • обязательство использовать получаемые марки по назначению;
    • расчёт необходимости в акцизных марках;

Все документы оформляются в соответствии с требованиями Правительства Российской Федерации. Также при выдаче марок не допускается истребование у организации других документов, кроме перечисленных.

  • Часть 2.3, предусматривающая перечень документов, необходимых при приобретении специальных федеральных марок сельскохозяйственными организациями и производителями товаров, была изменена в третьем абзаце , предусматривающем получение справки об отсутствии налоговых задолженностей. Заявитель обязан предоставить справку из налогового органа, подтверждающую отсутствие долгов за налоговые сборы, страховые взносы, пени и штрафы. Если организация не предоставляет указанный документ, тогда по межведомственному запросу лицензирующий орган предоставляет необходимую информацию. Другими документами, которые следует предоставить в орган, выдающий федеральные марки, являются:
    • заявление на выдачу марок, с указаниями винодельческой продукции, объёма маркируемых изделий, маркируемой тары, и необходимое количества марок;
    • отчёт о ранее выданных марках;
    • обязательство об использовании марок по назначению;
    • расчёт требуемых федеральных марок;

Заявитель предоставляет только перечисленные документы, оформленные согласно требованиям Правительства Российской Федерации.

  • Часть 2.4 , предусматривающая условия выдачи специальных федеральных и акцизных марок заявителям, которые обладают лицензией на соответствующий вид деятельности, была изменена в третьем абзаце . Он обязывает выдавать марки только лицам, которые не имеют задолженностей по уплате налоговых сборов, пеней, страховых взносов и штрафов;
  • Часть 7 текущей статьи, устанавливающая основания для отказа в выдаче марок, была изменена в пункте 4 . Акцизные марки не выдают, если у заявителя обнаруживается несоответствие между полученными марками и отгруженной спиртосодержащей продукцией, и данный факт подтверждается выездной налоговой комиссией. Новые марки будут выданы только после уплаты налогоплательщиком всех необходимых налогов в бюджет Российской Федерации.
  • Часть 8 предписывает отправлять сведения о налоговых задолженностях заявителя на получение акцизных марок в соответствующий федеральный орган исполнительной власти, который выполняет контроль и надзор за соблюдением законодательства о налоговых сборах. Отправка сведений осуществляется посредством межведомственного запроса от органа, выдающего лицензии.

Статья 16 , предусматривающая требования к розничной продаже алкогольной продукции и её распитию, была полностью отредактирована федеральным постановлением № 278-ФЗ от 29.07.2017.

  1. Розничная продажа алкогольных изделий, а также их продажа в составе услуг общественного питания производится только организациями . Исключение составляет розничная продажа пива и пивных напитков, сидра, пуаре, медовухи, а также вина и шампанского, произведёнными крестьянами и фермерскими хозяйствами, не являющимися юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями, которые признаются сельскохозяйственными производителями.
    Продавать пиво, медовуху, сидр, пуаре и пивные напитки при оказании услуг общественного питания могут и организации, и индивидуальные предприниматели. Крестьяне и фермерские хозяйства, которые не являются юридическими лицами, а также ИП, являющиеся производителями сельскохозяйственных товаров, вправе осуществлять розничную торговлю только вина и шампанского, произведённого ими.
  2. Запрещается осуществлять розничную торговлю алкогольных напитков в следующих местах:
    1. В зданиях, строениях и помещениях нижеперечисленных владельцев:
      • образовательных организаций;
      • индивидуальных предпринимателей и организаций, которые занимаются образовательной и обучающей деятельностью;
      • индивидуальных предпринимателей и юридических лиц независимо от их правовой формы организации, которые занимаются медицинской деятельностью на основе полученной лицензии;
      • юридических лиц и индивидуальных предпринимателей, которые осуществляют деятельность в сфере культуры;
    2. На территории спортивных сооружений;
    3. На оптовых и розничных рынках;
    4. В общественном транспорте, а также на его остановках и автозаправках;
    5. На территории военных и исследовательских объектов;
    6. На вокзалах и в аэропортах;
    7. На территории объектов, представляющих источники повышенной опасности;
    8. В области большого скопления граждан во время публичных мероприятий, которые организуются согласно ФЗ-54 “О собраниях, митингах, демонстрациях, шествиях и пикетированиях”;
    9. В передвижных торговых объектах, кроме случаев, предусмотренных законом.
    10. На территории, прилегающей к следующим объектам:
      • зданиям, строениям и сооружениям образовательных организаций или находящихся в их
      • пользовании, кроме организаций дополнительного и дополнительного профессионального образования;
      • к зданиям и сооружениям организаций, которые осуществляют обучение несовершеннолетних;
      • к зданиям и сооружениям индивидуальных предпринимателей и юридических лиц любой формы правовой организации, которые занимаются медицинской деятельностью на основе лицензии;
      • к спортивным сооружениям;
      • объектам и местам, указанным в подпунктах 5-7 настоящего пункта.
    11. Также запрещено продавать алкогольную продукцию несовершеннолетним лицам. Если у продавца возникают сомнения относительно достижения совершеннолетнего возраста покупателя, он имеет право потребовать документы для установления возраста покупателя.
    12. Не допускается осуществлять продажу алкогольных изделий без наличия соответствующей лицензии и сопроводительных документов.
    13. Запрещается отпускать алкогольную и спиртосодержащую продукцию без предоставления покупателю документа со штрихкодом, в котором отображён факт о розничной торговле алкоголем.
    14. Недопустимо осуществлять торговлю алкогольными изделиями дистанционным способом.
      Запрещено продавать спиртосодержащую продукцию в таре, изготовленной из полимерных материалов (полиэтилен, полистирол, полиэтилентерефталат) объёмом более 1.5 литров.
  3. Запрет на распространение алкогольной продукции в следующих местах :
    • на оптовых и розничных рынках (п.3 ч.2 текущей статьи) — не действует на розничную торговлю вином и шампанским сельскохозяйственными производителями на сельскохозяйственных рынках;
    • на вокзалах, в аэропортах и нестационарных торговых точках (п. 6 и 9 ч.2 текущей статьи) — недействителен при розничной продаже алкогольных изделий в магазинах беспошлинной торговли.
  4. Продажа алкогольных изделий в розницу при оказании услуг общественного питания допускается только в объектах организации общественного питания , у которых есть соответствующий для этого зал обслуживания клиентов (ресторан, бар, кафе, буфет), вагонах-ресторанах и водных судах. Отпуск алкоголя осуществляется только при вскрытии упаковки ответственным, за продажу спиртосодержащих напитков, лицом. Продавать алкогольную продукцию в розницу при осуществлении услуг общественного питания во время выездного обслуживания можно только при наличии соответствующего места для обслуживания и необходимой лицензии. Данные ограничения не распространяются на продажу алкогольных продуктов через мини-бары в гостиничных номерах.
  5. В объектах общественного питания, вагонах-ресторанах, водных и воздушных судах запрещается распространение алкоголя в розницу, кроме следующих исключений:
    • розничная продажа алкогольных изделий, осуществляемая организациями, при условии, что продукция располагается на борту водных и воздушных судов в качестве припасов, в соответствии с правами ЕАЭС и законодательством РФ о таможенном деле;
    • продажа алкогольных продуктов в розницу, если это связано с услугами общественного питания;
    • розничная продажа алкогольных изделий на борту воздушного судна допустима только по месту оказания услуг общественного питания;

Организации, которые занимаются перевозкой людей на воздушном транспорте, имеют право продавать алкогольную продукцию в розницу при оказании услуг общественного питания только от имени или по поручению организаций, имеющих соответствующую лицензию на данный вид деятельности, и данная продукция находится на борту судна в качестве припасов согласно правам ЕАЭС и таможенного законодательства Российской Федерации.

Организации, перевозящие людей на воздушных судах, имеют право осуществлять розничную продажу алкогольных продуктов в составе услуг общественного питания только по поручению или от имени организации, имеющей соответствующую лицензию, а также по договору между этими организациями.

Запрет на распространение алкогольных изделий в розницу при общественном питании не распространяется на следующие места, указанные в текущей статье:

  • в абзаце 5 пункта 1 части 2 — в концертных и театральных залах, парках при распространении пива, сидра, пуаре и медовухи организациями и индивидуальными предпринимателями при оказании услуг общественного питания;
  • в пунктах 3 и 9 части 2 — на оптовых и розничных рынках, а также нестационарных торговых точках при продаже организациями и ИП алкогольной продукции, содержащей менее 16.5 процентов этилового спирта в готовом изделии, при оказании услуг общественного питания;
  • в пункте 4 части 2 — в общественном транспорте при отпуске организациями алкогольных продуктов, а также пивных напитков индивидуальными предпринимателями во время оказания услуг общественного питания на общественном транспорте междугородного и международного сообщения, а также частных транспортных средствах;
  • в пункте 6 части 2 — в аэропортах и на вокзалах при осуществлении услуг общественного питания организациями и индивидуальными предпринимателями с соответствующей лецензией;
  • в пятом абзаце пункта 10 части 2 — на территориях прилегающих к спортивным объектам при продаже организациями алкогольных продуктов и индивидуальными предпринимателями пивных напитков, во время оказания услуг общественного питания, кроме времени проведения детско-юношеских спортивных мероприятий.

Распитие алкогольных напитков не допускается в местах, указанных в пунктах 1-9 части 2 настоящей статьи, во всех общественных местах, включая дворы, подъезды, лестницы и лестничные площадки, детские площадки и рекреационные зоны (парки, пляжи, леса и прочие места для отдыха, туризма и занятий физической культурой), кроме распития алкогольных напитков, приобретённых у лицензированных организаций и ИП в местах предоставления ими услуг общественного питания, а также употребление алкоголя несовершеннолетними лицами. Употребление алкогольных изделий, приобретённых в местах общественного питания, разрешается только на территории этого места.

Границы примыкающих территорий и объектов, указанных в п. 10 ч. 2 текущей статьи, устанавливаются в результате обсуждения местных, муниципальных и региональных органов самоуправления, в соответствии с постановлениями Правительства РФ. О принятом решении уведомляются все производители алкогольных изделий, а также организации и предприниматели, занимающиеся их реализацией, в том числе розничной торговлей в местах общественного питания.

Розничная продажа алкогольной продукции запрещена в период с 23 до 8 часов по местному времени. Исключение составляет продажа алкогольных изделий, а также пивных напитков, при оказании услуг общественного питания на территории водного и воздушного транспорта, если данная продукция размещена на борту в качестве припасов, со всеми необходимыми для этого документами, и в магазинах беспошлинной торговли. Государственные органы имеют право устанавливать дополнительные ограничения на розничную продажу алкоголя, кроме вышеуказанного исключения.

Организации, предприниматели и производители, занимающиеся розничной торговлей алкогольных напитков, обязаны иметь в собственности или во владении или аренде специализированное, под хранение спиртосодержащей продукции складское, помещение.

В случае, если стационарный торговый объект организации, продающей в розницу алкогольные напитки в составе оказания услуг общественного питания, перестал соответствовать необходимым требованиям к хранению и розничной продаже алкоголя, то такие организации вправе продолжать свою деятельность на данном объекте.

Статья 18 , устанавливающая какие виды деятельности подлежат лицензированию, была изменена в последний раз 29.07.2017 приказом № 278-ФЗ. Редакции подверглись следующие части:

  • Часть 1 , предусматривающая исключения из видов деятельности, связанных с оборотом и производством алкогольной и спиртосодержащей продукции, которые подлежат обязательному лицензированию, была изменена в первом и шестом абзацах.
    • Первый абзац предусматривает отсутствие лицензирования производства фармацевтического этанола, а также спиртосодержащих лекарственных средств и медицинских препаратов. Сюда же относится производство пива и пивных напитков;
    • Шестой абзац освобождает от необходимости получать отдельную лицензию на розничную продажу алкогольных изделий на борту воздушных судов, если она производится от имени или по поручению организации, имеющей соответствующую лицензию, а также продукция находится на борту воздушного транспорта в качестве припасов с соответствующей документацией и отпускается в составе услуг общественного питания.
  • Часть 4 , устанавливающая необходимость получения отдельных лицензий при закупках, хранении и продаже пищевой и непищевой спиртосодержащей продукции, была изменена в двух последних абзацах:
    • Лицензия на изготовление, хранение, поставку и продажу в розницу винодельческих продуктов, которые были произведены сельскохозяйственными производителями, предполагает право на розничную продажу винной продукции, а также её продажу в составе услуг общественного питания.
    • Лицензия на продажу спиртосодержащей продукции при оказании услуг общественного питания в конкретном месте (водного судна или вагона-ресторана), предусматривает право организации, которая осуществляет розничную продажу алкогольных напитков, предоставлять данные услуги на всём пути следования указанного транспортного средства.

Статья 19 , предусматривающая порядок выдачи лицензии, была изменена в последний раз Федеральным законом № 278-ФЗ от 29.07.2017 года. Исправления коснулись следующих положений:

  • Часть 1 , предписывающая список необходимых документов для получения лицензии на один из видов деятельности по производству этилена и спиртосодержащих изделий, кроме лицензий для фермерских хозяйств и индивидуальных предпринимателей на производства, хранение и сбыт винодельческой продукции с защищённым местом производства, была изменена в пункте 14 . Он предусматривает необходимость предоставления копии документа о значении координат точек границ земельного участка, на котором заявитель осуществляет свою деятельность. Если данный документ не предоставляется, лицензирующий орган вправе получить необходимую информацию по межведомственному запросу.
  • Часть 3.2 , перечисляющая документы, необходимые для получения лицензии на продажу алкогольных продуктов в розницу (кроме фермерских хозяйств и ИП), была исправлена в пункте 1 . Данный пункт предусматривает необходимость предоставления документов, перечисленных в пунктах 1-4 части 1 текущей статьи, а именно:
    • заявление о выдаче лицензии;
    • копии учредительных документов;
    • копия документа о госрегистрации организации или юридического лица;
    • копия документа о пребывании организации на налоговом учёте;
    • копия документа об уплате госпошлины за лицензию.

В заявлении о выдаче лицензии о продаже алкоголя в розницу на бортах водных судов в соответствии с документами ЕАЭС и таможенном законодательстве РФ вместо места нахождения объекта указываются регистрационные данные судна.

  • Часть 3.2-2 , о документах для получения лицензии на розничную торговлю алкогольными напитками при оказании услуг общественного питания, была изменена в пункте 1 и 5 .
    • Необходимо предоставить документы, перечисленные в пунктах 1-4 с. 1 текущей статьи, и в заявлении о получении лицензии на продажу алкоголя в розницу в общественных транспортных средствах указать вместо местоположения объекта регистрационные данные вагона-ресторана, водного судна или другого транспортного средства.
    • Документ, который подтверждает права заявителя на владение, управление, пользование или аренду определённого транспортного средства, а также право оказывать услуги общественного питания в нём.
  • Часть 9 , предусматривающая основания для отказа в выдачи лицензии, была изменена в пунктах 4 и 7:
    • отклонение помещений заявителя для хранения и производства спиртосодержащей продукции от требований пожарной безопасности и экологических требований, если соответствующее заключение было получено от компетентного органа. Исключением является лицензия на розничную торговлю алкогольными напитками при услугах общественного питания;
    • наличие на момент обращения у заявителя неоплаченных в срок административных штрафов за правонарушения в области оборота алкогольной продукции.
  • Часть 10 была исправлена в первом абзаце, предусматривающем, что при приобретении технического оборудования для производства этилового спирта и других алкогольных и спиртосодержащих продуктов лицензиат должен предоставить в лицензирующий орган документы данного оборудования, для подтверждения его сертификата и декларации соответствия, а также документы, обозначенные в пунктах 10, 11, 13 части 1 текущей статьи, для получения соответствующей лицензии. Если оборудование нуждается в государственной регистрации, вышеперечисленные документы предоставляются после госрегистрации.
  • Часть 12 , устанавливает, что если изменяется наименование лицензиата, местонахождение, заканчивается срок аренды помещений или происходят другие изменения указанной в лицензии информации, получение новой лицензии или переоформление старой происходит при подаче заявления лицензиата с приложенными документами, которые подтверждают произошедшие изменения или утрату старой лицензии. При этом выдаётся новый бланк лицензии, но сохраняется предыдущий срок её действия. Старый бланк лицензии необходимо вернуть, если он не утрачен.
  • Часть 17 предусматривает, что срок действия лицензии на изготовление и продажу алкоголя и спиртосодержащих продуктов устанавливается по просьбе заявителя, но не более 5 лет. Продлить срок действия разрешения на торговлю и производство алкогольных и спиртосодержащих изделий можно при условии отсутствия задолженностей по налоговым выплатам, что подтверждается соответствующим документом, прилагающимся к заявлению лицензиата о продления срока действия лицензии, который подаётся в лицензирующий орган.

Статья 20 , регламентирующая порядок приостановления, возобновления, прекращения действия лицензии, а также её аннулирование, была изменена приказом № 278-ФЗ от 29.07.2017 в нижеперечисленных положениях:

  • Часть 1 предусматривает, что действие лицензии на изготовление и реализацию алкогольных и спиртосодержащих продуктов приостанавливается решением лицензирующего органа на основании информации, предоставленной мониторизирующими органами, и по инициативе самого органа, если случай находится в его компетенции. Изменения произошли в следующих абзацах:
    • абзац 11 был признан утратившим силу;
    • неуплата в предусмотренный срок административного штрафа за правонарушение в области производства и оборота алкогольной продукции;
    • действие лицензии приостанавливается на время, которое требуется для ликвидации найденных нарушений, но не более шести месяцев, кроме случаев приостановления лицензии из-за непредоставления в предписанный срок отчёта об устранении причин, послуживших поводом для её приостановки. Исключение составляют случаи, которые являются основанием для аннулирования лицензии, при этом лицензия аннулируется со дня вступления в силу соответствующего постановления уполномоченных органов;
    • если лицензиат не предоставит в требуемый срок заявление об исправлении нарушений, которые повлекли приостановление лицензии, лицензирующий орган вправе остановить действие разрешения до принятия решения о направлении заявления об аннулировании в суд.
  • Часть 3 , предусматривающая основания для приостановки лицензии на производство и реализацию алкогольной продукции в судебном порядке, была изменена в следующих положениях:
    • Продажа алкоголя в розницу в том же месте, что и розничная продажа спиртосодержащих изделий при оказании услуг общественного питания на основание одной и той же лицензии, если настоящий ФЗ не предусматривает иное;
    • Нарушение условий продажи алкоголя в розницу, установленных ч. 2 и первым абзацем части 9 статьи 16 настоящего законодательства;
    • Передача акцизных марок другому лицу;
    • Использование товарных знаков, промышленных изобретений, которые защищены патентами, после вступления в силу судебного постановления, запрещающего их эксплуатацию;
    • Перевозка этилового спирта (включая денатурат) и неупакованных алкогольных изделий с содержанием спирта более 25 процентов при помощи автомобиля без передачи необходимой информации о его перемещении и соответствующей декларации о перевозке продукции.
  • Часть 5 исправлена в следующих абзацах:
    • После аннулирования или приостановления лицензии, лицензиат вправе в течении двух месяцев хранить остатки этилового спирта и алкогольных изделий, вернуть их поставщику или продать другой организации, имеющей лицензию на покупку и реализацию соответствующей продукции, исключая случаи, когда данные изделия подлежат изъятию;
    • Временное разрешение позволяет завершить полный цикл производства дистилляторов или закончить выдержку винодельческих изделий, а также право хранить их и поставлять;
    • Во временном разрешении указывается объём дистилляторов, цикл производства которых требуется завершить, и винодельческих изделий, которые находятся на стадии выдержки, и время, требуемое для завершения данных процессов и их поставку в соответствии с требованиями законодательства.
    • В соответствии со временным разрешением в сводный государственный реестр ограниченных и аннулированных лицензий на изготовление и оборот алкогольных продуктов вводится текущая информация о праве завершения цикла производства дистиллятов и выдержки винодельческих изделий, а также право хранения и поставки указанной продукции в течении установленного временным разрешением срока.

Статья 26 , определяющая ограничения в области производства и оборота этилена, а также алкогольных и спиртосодержащих изделий, была изменена в последний раз приказом № 278-ФЗ от 29.07.2017 года. Редактировались следующие части:

  • Часть 1 , перечисляющая запрещённые действия в сфере изготовления и оборота алкогольных продуктов, была исправлена в нижеперечисленных положениях:
    • Использование этилового спирта, изготовленного из непищевого сырья, а также фармацевтического этанола для производства алкогольных и спиртосодержащих пищевых продуктов;
    • Продажа спирта этилового и спиртосодержащих пищевых изделий в розницу, кроме продукции, которая включена в перечень пищевых товаров, а также той, что произведена без использования пищевого спирта, содержащая не более 0.5 процентов спирта и не относящаяся к алкогольным продуктам;
    • Соглашения купли-продажи алкогольных изделий с третьими лицами, если их не предусматривает текущее законодательство;
    • Поставка и продажа в розницу спиртосодержащей продукции, произведённой физическими лицами в домашних условиях, кроме предусмотренных, настоящим ФЗ, случаев;
    • Продажа алкогольных изделий в розницу по лицензии розничной продажи алкоголя при оказании услуг общественного питания, если данную ситуацию не предусматривает настоящее законодательство;
    • Продажа алкогольных продуктов в розницу через торговые автоматы;
  • Часть 2.1 запрещает распространять информацию о продаже в розницу дистанционным способом этилового спирта, пищевых и непищевых алкогольных и спиртосодержащих продуктов, оборот которых ограничен или запрещён текущим Федеральным законом.

Действующая редакция ФЗ 171

Для детального ознакомления с положениями законодательства и последними его изменениями необходимо обратиться к актуальной редакции оригинального текста. Сказать ФЗ-171 об обороте алкогольной продукции с последними изменениями можно на нашем сайте по ссылке ниже.

Законодательство Российской Федерации

Сборник основных федеральных законов РФ

Федеральный закон «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» от 22.11.1995 N 171-ФЗ (ред. от 01.05.2019)

РОССИЙСКАЯ ФЕДЕРАЦИЯ

ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ЗАКОН

О ГОСУДАРСТВЕННОМ РЕГУЛИРОВАНИИ ПРОИЗВОДСТВА
И ОБОРОТА ЭТИЛОВОГО СПИРТА, АЛКОГОЛЬНОЙ И СПИРТОСОДЕРЖАЩЕЙ
ПРОДУКЦИИ И ОБ ОГРАНИЧЕНИИ ПОТРЕБЛЕНИЯ (РАСПИТИЯ)
АЛКОГОЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ

Принят Государственной Думой 19 июля 1995 года
Одобрен Советом Федерации 15 ноября 1995 года

Глава I. Общие положения

Глава II. Требования к производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

Глава III. Лицензирование деятельности по производству и обороту этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции

Глава IV. Контроль за соблюдением настоящего Федерального закона и ответственность за его нарушение

Федеральный закон РФ «О государственном регулировании производства и оборота этилового спирта, алкогольной и спиртосодержащей продукции и об ограничении потребления (распития) алкогольной продукции» N 171-ФЗ (действующая редакция 2019)

Российское законодательство 2019
Сборник федеральных законов РФ (ФЗ РФ)
Последнее обновление: 21.05.2019