Целевое назначение и разрешенное использование земельных участков - Земельное право (Меденцов А.С.). Целевое назначение земельного участка

ЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ

один из принципов земельного права, который состоит в том, что земля, в чьем бы владении она ни находилась, должна использоваться в соответствии с тем ее назначением,которое установлено земельным законодательством именно для этой категории земель (для целей сельскохозяйственного производства, промышленности, транспорта, иного несельскохозяйственного назначения, размещения городов, поселков и других поселений, государственного лесного фонда). Пользователи земель не вправе изменять их целевое назначение без согласия органов государственной власти, в том числе при совершении сделок. Порядок определения целевого назначения земель и их правового режима устанавливается ФЗ и законами субъектов РФ, поскольку вопросы владения, пользования и распоряжения землей согласно ст. 72 Конституции РФ находятся в совместном ведении РФ и ее субъектов. Целевое назначение земельных участков, находящихся во владении тех или иных пользователей, их правовой режим и принадлежность отражаются в земельном кадастре, Едином государственном реестре прав на недвижимое имущество и сделок с ним,землеустроительной и градостроительной документации.

Жариков Ю.Г.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ЦЕЛЕВОЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗЕМЕЛЬ" в других словарях:

    Голодомор на Украине массовый голод, охватывавший обширные территории и приведший к значительным человеческим жертвам на территории Украинской ССР в первой половине 1933 года, являющийся частью общего голода в СССР 1932 1933. Точных данных по… … Википедия

    ГОСТ 17.5.1.01-83: Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения - Терминология ГОСТ 17.5.1.01 83: Охрана природы. Рекультивация земель. Термины и определения оригинал документа: 59. Биологическая мелиорация Мелиорация, направленная на интенсивное повышение плодородия нарушенных земель, урожайности… …

    Направление рекультивации земель - 25. Направление рекультивации земель Определенное целевое использование нарушенных земель в народном хозяйстве. Примечание. К основным направлениям рекультивации относятся: сельскохозяйственное, лесохозяйственное, водохозяйственное, рекреационное … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    направление рекультивации земель - Определенное целевое использование нарушенных земель в народном хозяйстве. Примечание К основным направлениям рекультивации относятся: сельскохозяйственное, лесохозяйственное, водохозяйственное, рекреационное и др. [ГОСТ 17.5.1.01 83] Тематики… … Справочник технического переводчика

    ОЦЕНКА СТОИМОСТИ ЗЕМЛИ - (англ. land appraisal) – процедура определения полезных свойств земельных участков различного назначения и вида использования в физическом или денежном выражении. До 1991 была широко распространена оценка физико химич. свойств земли… … Финансово-кредитный энциклопедический словарь

    Земля как имущество особого рода для организации крестьянского (фермерского) хозяйства. Законодательством о земельной и аграрной реформах 1991 1996 гг. установлен механизм выхода из колхоза и совхоза крестьян, пожелавших создать крестьянское… … Энциклопедия юриста

    Эта статья или раздел описывает ситуацию применительно лишь к одному региону. Вы можете помочь Википедии, добавив информацию для других стран и регионов … Википедия

    Ипотека - (Mortgage) Определение ипотеки, возникновение и регулирование ипотеки Информация об определении ипотеки, возникновение и регулирование ипотеки Содержание Содержание Основания возникновения ипотечного кредита и ее регулирование Ипотека в силу… … Энциклопедия инвестора

    Рынок недвижимости - (Real estate market) Понятие рынок недвижимости, структура и функции рынка Информация о понятии рынка недвижимости, структура и функции рынка, особенности рынка невижимости Содержание Содержание Определение термина Рынок недвижимого имущества… … Энциклопедия инвестора

    Внебюджетный фонд - (Off budget fund) Состав и классификация внебюджетных фондов Особенности социальных внебюджетных фондов РФ Содержание > Содержание Внебюджетный фонд это, определение это фонд денежных средств, не включаемый в бюджетную систему. К В.ф. принято… … Энциклопедия инвестора

Земли России составляют ее земельный фонд, представляющий собой множество земельных участков с более или менее точно определенными на местности границами. Использование каждого такого участка производится в соответствии с конкретным правовым режимом, который определяет целевое назначение земельного участка.

Назначение земель как принцип земельного права

Это право основано на ряде принципов, один из которых гласит, что земельные участки должны использоваться в соответствии с их назначением, установленным земельным законодательством. Пользователи не имеют права изменять целевое назначение земельного участка, не заручившись согласием органов госвласти. Это назначение, согласно Конституции РФ, устанавливается как федеральным законодательством, так и законами субъектов РФ и отражается в земельном кадастре и ЕГРП.

Чем целевое назначение отличается от категории земель

Под первым из этих понятий подразумевается то особое направление их использования, те функции, которые данный тип земель выполняет в различных общественных отношениях. Так, сельхозземли являются средством для производства продукции растениеводства и животноводства, земли лесов являются жизненной субстанцией для существования лесной растительности и т. д.

Земельные участки, имеющие общее для всех них целевое назначение земельного участка, объединяются в совокупность таких участков с целью их классификации и учета, называемую категорией земель. Таким образом, между понятиями «категория земель» и «целевое назначение» имеется определенная разница: первое из них – это элемент законодательно установленной классификации земель, а второе – это признак, на основании которого она ведется.

Как классифицируются земли в РФ по их целевому назначению

Законодатели, создавая ЗК РФ, выделили следующие возможные типы целевого назначения земельных участков:

Производство сельхозпродукции;

Размещение населенных пунктов;

Размещение объектов хоздеятельности человека:

  • промышленных;
  • транспортных;
  • энергетических;
  • объектов связи и телевещания;
  • оборонных объектов и объектов, связанных с космической деятельностью;
  • объектов спецназначения;

Размещение объектов и территорий с режимом особой охраны;

Размещение естественных и искусственных водоемов;

Размещение лесных массивов;

Запас земель.

Получилось всего семь типов назначений земель, хотя могло быть выбрано и большее их число. Каждому типу целевого назначения ЗК РФ поставил в соответствие определенную категорию земель от 1-й (сельхозземли) до 7-й (земли в запасе).

Соотношение между площадями категорий земель РФ

По данным Росреестра, общая площадь земельного фонда РФ на 1.01.2015 составила 1709,8 млн га. Больше всего российских земель занято лесами (категория 6) – 65,3 %, сельхозземлями (категория 1) занято 23,0 %, землями запаса (категория 7) – 5,9 %. Землями под объектами и территориями с режимом особой охраны (категория 4) занято 2,0 %, землями под водоемами (категория 5) – 1,6 %, землями под населенными пунктами (категория 2) – 1,2 %, землями под объектами хоздеятельности человека (категория 3) занят 1,0 % общей площади земель РФ.

Классификатор целевого назначения земельных участков

Направления целевого использования участков земли определяются их категориями. Однако внутри них возможны различные виды такого использования, носящие наименование видов разрешенного использования (ВРИ). Эти виды определяются по классификатору ВРИ земельных участков, утвержденному Приказом Минэкономразвития РФ и вступившему в силу с 24.12.2014.

Следует отметить, что зачастую в различных статьях в Интернете вместо понятия «ВРИ земельного участка» используется его аналог - «виды целевого назначения земельного участка», которое официально используется в земельном законодательстве Украины. Вероятно, такой разнобой в терминологии был вызван отчасти тем обстоятельством, что, хотя в ЗК РФ неоднократно упоминается о «разрешенном использовании земельного участка», однако не содержится его нормативного определения. Но после выхода классификатора ВРИ земельных участков следует использовать формулировки в его редакции.

Структура классификатора ВРИ земельных участков

Все возможные ВРИ в классификаторе отнесены к 12 условным группам - от 1-й до 12-й, т. е. их количество превышает число категорий земель по ЗК РФ. Кроме групп ВРИ, соответствующих категориям сельхозземель, лесов, водоемов, территорий с особой охраной, земель запаса, появилась группа ВРИ №2 для участков под размещение жилых построек, ВРИ №3 для участков под объекты капстроительства, назначением которых будет удовлетворение различных человеческих потребностей, ВРИ №4 для участков под размещение объектов капстроительства с целью извлечения прибыли (банки, торговые предприятия и т. д.). Отдельной группы ВРИ (№6) удостоились участки под размещение объектов промышленности, а также транспортных объектов (путей сообщения) – №7.

Каждая группа содержит от 18 (№1) до 4 (№12) различных ВРИ со своими цифровыми кодами, состоящими из двух полей: номера группы ВРИ от 1 до 12, кода ВРИ от 0 до 18.

Зачем нужна смена целевого назначения земельного участка

Обладатели прав на участки земли обязаны вести использование их в том направлении, которое соответствует их назначению. Оно определяется категорией земель и записано в кадастровый паспорт участка. Самостоятельно изменять это назначение запрещено. Нарушение этого требования признается административным правонарушением и наказывается согласно КоАП РФ.

Однако экономическая и социальная целесообразность могут обусловить объективные причины, для того чтобы поменять целевое назначение земельного участка. Эта замена должна проходить по специальной юридической процедуре. Решение о том, что такое изменение возможно (или невозможно), будет приниматься различными органами власти в зависимости от его собственника. Если собственность на землю федеральная, то изменить целевое назначение земельного участка может только Правительство РФ. Если собственником земли является субъект РФ, то решать будет орган госвласти субъекта РФ. Назначение земель, относящихся к муниципальной или частной собственности, изменяют органы местной власти. По сельхозземлям во всех случаях, кроме земель, относящихся к федеральной собственности, решение о том, что изменяется их назначение, принимают на уровне субъекта РФ.

Процедура изменения назначения земель

Как поменять целевое назначение земельного участка? Обладатель прав на участок, заинтересованный в изменении его назначения, должен подать ходатайство об этом в орган госвласти, уполномоченный рассматривать такое ходатайство (ст. выше).

Рассмотрев его, соответствующий орган госвласти принимает акт о внесении изменений в статус участка либо отказывает в этом в следующие сроки:

  • в срок не более 3-х месяцев, если иное не установлено законодательством РФ;
  • в срок не более 2-х месяцев, если ходатайство рассматривает субъект РФ или орган местной власти.

Акт о внесении изменений должен содержать:

  • границы, площадь и кадастровый номер участка;
  • основания для изменения назначения земель;
  • конечную категорию земель участка;
  • исходную категорию земель участка.

Уполномоченный орган, принявший акт, направляет его копию в течение 5-ти дней с даты его принятия в Росреестр. Последний, осуществив изменение целевого назначения земельного участка на основании акта путем внесения новых сведений в кадастровый паспорт участка, уведомляет о них заинтересованных правообладателей земельного участка и делает соответствующую запись в Единый госреестр прав на недвижимость (ЕГРП).

Новое назначение считается вступившим в силу с даты внесения изменений о нем в ЕГРП. Переоформлять какие-либо документы на земельный участок после этого не нужно.

Содержание ходатайства о смене назначения земли

Ходатайство должно содержать:

  • текущую категорию по ЗК;
  • кадастровый номер;
  • запрашиваемую категорию по ЗК;
  • источник прав заявителя на участок;
  • чем обосновано изменение.

К ходатайству прилагаются:

  • выписка из ЕГРП по участку;
  • копии личных документов ходатайствующего физлица, выписка из ЕГРИП при ходатайстве от индивидуального предпринимателя или выписка из ЕГРЮЛ при ходатайстве от юрлица;
  • заключение экологической госэкспертизы (если она необходима);
  • согласие собственника участка со сменой его назначения, если ходатайство от землепользователя.

Целевое назначение земель на Украине

ЗК Украины классифицирует земли по признаку основного целевого назначения по 9 категориям, которые частично (сельхозземли, леса, водоемы, объекты хоздеятельности человека) совпадают с категориями земель по ЗК РФ. В отдельные категории, в отличие от ЗК РФ, вынесены земли под жилыми постройками и общественными объектами, а также земли под оздоровительными объектами, земли для рекреации и земли, имеющие историко-культурное назначение.

По данным украинской Госслужбы по вопросам картографии, геодезии и кадастра, общая площадь земельного фонда страны - 60,4 млн га, из которых сельхозземли занимают 41,8 млн га, или 70 %, и только 17 % (10,4 млн га) - леса.

Около 90 % всех сельхозземель распаеваны, т. е. большинство сельских жителей имеют на руках госакты на земельные участки. Поскольку на Украине действует многолетний мораторий на продажу сельхозземель, то большинство участков сданы в аренду крупным агрохолдингам.

Целевое назначение земельного участка Украина зачастую изменяется при отводе перспективных участков под коммерческое строительство коттеджных городков и торговых объектов, особенно в окрестностях Киева и крупных областных центров.

Как построена система классификации земель на Украине

Множество различных направлений использования земель по каждой их категории обусловило принятие еще в 1998 г. Украинского классификатора видов целевого назначения земель. Все возможные виды целевого назначения разбиты в нем на 9 секций, обозначенных буквами английского алфавита, причем наименования их строго соответствуют категориям земель по ЗК Украины. Таким образом, классификация земель на Украине идет по схеме «основное целевое назначение земельного участка по ЗК Украины» – «конкретный вид целевого назначения по Классификатору видов» без введения дополнительного понятия ВРИ, как это сделано в земельном законодательстве РФ. В общем же содержание одноименных секций украинского классификатора видов целевого назначения в основном соответствует содержанию групп российского классификатора ВРИ.

Порядок изменения назначения земель на Украине

Как изменить целевое назначение земельного участка в Украине? Такие изменения осуществляются по проектам землеустройства относительно отвода земельных участков, у которых изменяется назначение. Проекты землеустройства заказываются в инициативном порядке правообладателями на земельные участки, ходатайствующими об изменении, специализированным землеустроительным фирмам, а порядок их разработки утвержден законом.

  1. заявление;
  2. оригинал проекта землеустройства, являющийся основанием для внесения изменения вида назначения участка;
  3. документ об оплате услуг по внесению запрашиваемых изменений.

Проверив соответствие документов установленным требованиям, кадастровый госрегистратор вносит соответствующие изменения и предоставляет ходатайствующему выписку из земельного кадастра, подтверждающую факт внесения изменений. Выписка из кадастра является бессрочной.

Отдельно же разрешенное использование и в ЗК (в большинстве случаев), и в Градостроительном кодексе характеризует только земельные участки. Целевое назначение в Градостроительном кодексе вообще не упоминается. В ЗК отдельно от разрешенного использования оно предназначается в основном для характеристики земель (п.1 ст.7; п.1 ст.8; п.3 ст.14 и др.), однако применяется и к земельным участкам (п.1 ст.40; ст.42; п.2 ст.45; п.2 ст.46, п.1 ст.57, п.3 ст.95). В ГК разрешенное использование не упоминается, а целевое назначение применяется в большинстве случаев к земельному участку (п.2 ст.260; п.1 ст.263; п.2 ст.276; ст.ст.280, 284, 285) и только в п.2 ст.260 - к землям.

Представляется, что для параллельного, соединительного упоминания понятий целевого назначения и разрешенного использования нет оснований. Ответ на вопрос о соотношении этих понятий состоит в том, что целевое назначение и разрешенное использование - это одно и то же.

Целевое назначение может быть предельно широким. Таковым является целевое назначение определенной категории земель (ст.7 ЗК). В соответствии же со ст.14 Федерального закона от 21 декабря 2004 г. (в ред. от 25 декабря 2009 г.) №172-ФЗ "О переводе земель и земельных участков из одной категории в другую" отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных ЗК категорий земель является обязательным. Целевое назначение может быть более узким, характеризующим лишь некоторые земли, входящие в категорию земель. Например, сельскохозяйственные угодья или земли, занятые внутрихозяйственными дорогами, в составе категории земель сельскохозяйственного назначения (ст.77 ЗК). Целевое назначение может быть и предельно узким. Таково, например, целевое назначение пашен, сенокосов, пастбищ и других земель, входящих в состав сельскохозяйственных угодий (ст.79 ЗК). Все это виды установленного законом целевого назначения, которое ограничивает или не допускает использование земель для других целей (ст.261 ГК). Использование земли не в соответствии с этим назначением будет противоправным.

Разрешенное использование выполняет ту же функцию, а потому также является предельно узким целевым назначением земли. Но это не обычный вид целевого назначения. Во-первых, он устанавливается только для земельных участков. Об этом свидетельствует подавляющее большинство норм о разрешенном использовании. И лишь посредством того, что земельные участки с одинаковым разрешенным использованием составляют одну территориальную или иную зону, разрешенное использование становится характерным и для нее (п.7 ст.1; п.9 ст.1 Градостроительного кодекса). Во-вторых, этот вид целевого использования устанавливается специальным нормативным актом, в соответствии с которым производится зонирование. Например, правилами землепользования и застройки (п.8 ст.1 Градостроительного кодекса). Если установление целевого назначения земель определенной категории задает общий вектор использования земли и в некоторых случаях этого может оказаться достаточно для эффективности такого использования, то выделение в специальном, предусмотренном нормативным актом порядке территориальной зоны в условиях дефицита земель населенных пунктов существенно сужает это направление, делая его максимально эффективным.

Разница между обычным целевым назначением и разрешенным использованием хорошо видна в ситуации, когда необходимо изменить обычное узкое целевое назначение или разрешенное использование земельного участка. В первом случае достаточно будет, например, индивидуального акта органа местного самоуправления, во втором случае придется менять границы территориальной зоны посредством изменения уже нормативного акта. Таким образом, при зонировании и установлении разрешенного использования земли создаются большие правовые гарантии сохранения ее целевого назначения.

Поэтому, если в отношении земель произведено зонирование и установление разрешенного использования входящих в соответствующую зону земельных участков, упоминание наряду с разрешенным использованием целевого назначения указанных земель или входящих в их состав земельных участков будет излишним.

Если попытаться суммировать сказанное о целевом назначении и разрешенном использовании, то можно дать их и самое общее определение.

Целевое назначение - это установленное на основании закона и в предусмотренном им порядке разрешение властного органа на использование земель и входящих в их состав земельных участков только определенным образом. Разрешенное использование - наиболее узкое целевое назначение земельного участка, установленное нормативным актом, принятым в результате зонирования земель.

Итак, земель, не поделенных на категории, быть не может. И для каждой из этих категорий установлено целевое назначение. Но целевое назначение в массе статей действующего законодательства применяется и для характеристики земельного участка. Это позволяет прийти к следующим выводам. Во-первых, земельных участков, существующих вне той или иной категории земель, также не может быть. Во-вторых, земельный участок, как губка, впитывает органичное свойство той категории земли, к которой относится, - целевое назначение.

При этом у земельных участков может быть и особый, характерный только для них, вид целевого назначения: разрешенное использование. Но если зонирования земель в месте нахождения земельного участка, а следовательно, и его разрешенного использования может и не быть, то целевое назначение у земельного участка будет всегда.

Таким образом, у земельного участка есть не только фактические характеристики (границы, площадь), но и юридические - целевое назначение и разрешенное использование. Эти юридические характеристики отличают земельный участок от земли-территории и земли - природного объекта и ресурса, но сближают его с понятиями "земли" и "территориальная зона".

Их имманентность земельному участку определяется природой земли, ее ограниченностью как природного ресурса. Более того, эти правовые признаки влияют и на фактические характеристики земельного участка. Так, например, для личных подсобных хозяйств предельные размеры земельных участков будут одни, для крестьянских хозяйств - другие. Даже их установление происходит по-разному. В соответствии со ст. 4 Федерального закона от 7 июля 2003 г. N 112-ФЗ (в ред. от 30 декабря 2008 г.) "О личном подсобном хозяйстве" предельные (максимальные и минимальные) размеры земельных участков, предоставляемых гражданам в собственность из находящихся в государственной или муниципальной собственности земель для ведения личного подсобного хозяйства, устанавливаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления.

Максимальный размер общей площади земельных участков, которые могут находиться одновременно на праве собственности и (или) ином праве у граждан, ведущих личное подсобное хозяйство, устанавливается законом субъекта РФ. Кроме того, в соответствии со ст. 12 Закона Российской Федерации от 11 июня 2003г. №74-ФЗ (в ред. от 28 декабря 2010г.) "О крестьянском (фермерском) хозяйстве" минимальные размеры земельных участков для ведения крестьянского хозяйства устанавливаются законами субъектов РФ.

Земельный участок невозможно описать без его юридических признаков. Если в одних и тех же границах существует земельный участок с целевым назначением пашни, а затем это целевое назначение меняется в связи с отнесением земель, на которых находится земельный участок, к землям транспорта, то это не может быть один и тот же земельный участок. Это разные вещи, потому что предназначены они для разных целей.

Именно в силу своего правового характера целевое назначение и разрешенное использование отличаются от прочих (фактических) признаков земельного участка и иных вещей. Они являются еще и пределами вещных прав на земельные участки. Эти пределы устанавливаются путем указания на круг разрешенных действий, входящих в состав правомочия пользования субъекта вещного права. Здесь уже исчезает характерная в целом для гражданского права дозволительность (разрешено все, что прямо не запрещено) и появляется предписание определенного поведения. Если большинство вещей можно использовать и не в соответствии с их обычным назначением, и для закона это будет безразлично, то земельный участок нельзя не только описать, но и использовать, не соблюдая его юридические признаки, без риска возникновения негативных последствий, установленных законом.

Указанные точки зрения сложились без учета следующих обстоятельств. Непригодность использования участка по целевому назначению (равно как и в соответствии с разрешенным использованием) - это явление фактического порядка. Целевое же назначение и разрешенное использование - это юридические характеристики земельного участка. Также как невозможность осуществления права собственности не говорит об утрате этого права, так и невозможность использования земельного участка в соответствии с целевым назначением или разрешенным использованием еще не говорит о том, что эти юридические характеристики земельного участка перестали существовать. Они продолжают свое бытие, а потому сам земельный участок продолжает оставаться вещью, объектом имущественных отношений. Но правомочие пользования им становится фактически невозможным. В этом случае использование земельного участка каким-либо иным, фактически возможным, образом будет нецелевым, противоправным. Однако целевое назначение или разрешенное использование земельного участка могут быть приведены в соответствие с фактическими реалиями, изменены по решению властного органа. И тогда (и только тогда, а не автоматически) должен прекратить свое существование один земельный участок и в тех же границах возникнуть другой.

К сожалению, действующее законодательство этого не учитывает. Целевое назначение и разрешенное использование вопреки всей логике гражданского и земельного законодательства отнесены Федеральным законом от 24 июля 2007г. №221-ФЗ (в ред. от 27 декабря 2009г.) "О государственном кадастре недвижимости" не к уникальным характеристикам земельного участка, позволяющим индивидуализировать его как недвижимую вещь, а к дополнительным сведениям о нем (п.3 ст.1). Изменение дополнительных сведений не приведет к изменению кадастрового номера. Изменившийся по сути, превратившийся в другую вещь земельный участок формально-юридически останется тем же самым. Это положение должно быть однозначно преодолено путем отнесения целевого назначения и разрешенного использования к уникальным характеристикам земельного участка. Целевое назначение и разрешенное использование могут перестать существовать лишь в одном случае: когда объект, чьей неотъемлемой характеристикой они являются, сам по каким-либо причинам перестанет существовать (например, гибель земельного участка в результате затопления).

Целевое назначение земельного участка изменить можно, если в этом есть необходимость, и эта конкретная территория не входит в список тех, которые можно использовать только для определенной деятельности. Если не провести процесс изменения назначения перед использованием земли, можно понести ответственность за нарушение законодательства.

Можно ли поменять назначение земельного участка?

Назначение земли обусловливается классом, к которому принадлежит участок. Сведения об этом введены в концепцию кадастровых списков, наравне с данными о местоположении, количестве собственников и других характеристиках, внесенных в реестр. На основании этих данных участку присваивается определенная категория назначения.

Назначение сменить можно, для этого есть разные варианты:

  • Изменение разрешения. Происходит в рамках одной категории. Например, участок имеет назначение «овощеводство», а владелец захотел разводить скот, и ему нужны земли под пастбища. В данном случае меняется разрешение, но сама категория (сельскохозяйственное назначение земли) не меняется. Читайте также – .
  • Изменение категории. Когда владелец земли, назначение которой – «садоводство и огородничество» решил построить гостиничный комплекс, необходимо собирать бумаги на смену категории назначения территории.

Чтобы поменять назначение участка, придётся провести большую работу. В том случае, когда выгода очевидна, труды окупаются сполна.


В зависимости от того, в чьем ведомстве находится земля, решение принимается на разном уровне.

После подачи заявления состоится слушание, на котором и будет решен вопрос о смене назначения площади. Ответ собрания может быть, как положительным, так и отрицательным, все зависит от того, насколько убедительны аргументы владельца.

Случаи, когда могут отказать

Отказ всегда обосновывается вескими доводами:
  • Нет достаточной аргументации запроса.
  • Собраны не все документы, не проведен ряд согласований.
  • Запрет на смену назначения по региональным или федеральным законам.
  • Земли уникальные и могут быть использованы только в одной определённой сфере.
  • Неправильно заполнены бумаги.
  • Вывод экологической экспертизы.
  • Перевод земли в лесной фонд Российской Федерации.
Не во всех случаях отказ категоричен. Если причина, по которой запрос отклонён, состоит в пакете документов, есть возможность собрать недостающие бумаги, оформить их правильно и обратиться с заявлением повторно.

Порядок изменения целевого назначения земельного участка

Процедура изменения назначения участка состоит из следующих шагов:
  • Собрать необходимые бумаги.
  • Написать заявление и подать его с пакетом документов в администрацию для назначения даты слушания.
  • Проведение слушания (как правило – в течение 5-ти дней после подачи запроса).

Поменять решение без смены категории не так уж сложно, а вот сменить категорию назначения земли бывает очень затруднительно.


В видеоролике профессиональный адвокат рассказывает о процедуре изменения назначения земельного участка:

Какие документы нужно собрать

В список нужных бумаг входит:
  • паспорт;
  • документ, подтверждающий право собственности;
  • выписка из Единого ГосРосреестра потребителей.
Выписка требуется не всегда, но во избежание недоразумений и откладывания слушания лучше приготовить её заранее.

Заполнение заявления

Заявление пишется на имя главы администрации населенного пункта или района. Желательно подать его лично, но при отсутствии такой возможности не запрещается и отправка по почте заказным или ценным письмом.

В правом верхнем углу заявления пишется должность, фамилия и инициалы лица, которому подается заявление. Далее – ваши фамилия, имя и отчество без сокращений (перед фамилией не пишется предлог «от»). Далее указывается адрес проживания, паспортные данные и номер телефона.

В конце ставится дата и подпись, а также прописывается список прилагаемых документов.

В том случае если документы подаются повторно, в заявлении обязательно нужно это отметить, прописать причину отказа при подаче бумаг в предыдущий раз, и указать, как недочет был устранён.

Сроки и стоимость

Если собрание приняло положительное решение, которого иногда приходится ждать 1,5 месяца, следует зарегистрировать новое назначение участка. Пока не выполнена регистрация, изменение категории не вступит в силу.


Регистрация нового назначения проходит в организации учета кадастра населенного пункта. С собой нужно иметь разрешение, новое заявление и те же документы, которые подавались главе администрации на рассмотрение.

Госпошлина за внесение новой записи в кадастр составляет 350 рублей.


Процедура изменения назначения земельного участка довольно сложная, но если собрать все необходимые документы и правильно составить заявление, это вполне реально. Если же вы получили отказ, не отчаивайтесь, а изучите причину. Возможно, достаточно получить недостающую справку – и ваш запрос будет удовлетворён.