Могут ли бюджетные учреждения безвозмездно предоставлять помещения. Учет передачи нфа между бюджетными, казенными и автономными учреждениями

Для ведения предпринимательской деятельности предприятию необходимы разные основные средства. При этом совсем необязательно приобретать объекты в собственность. Компания вполне может получить ОС в безвозмездное срочное пользование. Рассмотрим далее нюансы этой процедуры.

Общие сведения

Передача в безвозмездное пользование имеет ряд специфических черт. На практике ее часто путают с бесплатным приобретением объектов. Однако между этими процедурами существует принципиальная разница. Бесплатное приобретение ОС предполагает переход права собственности к получающей стороне, а при предоставлении объектов в безвозмездное пользование первоначальный владелец не меняется.

Предмет сделки

Право безвозмездного пользования распространяется исключительно на индивидуально определенные вещи. В качестве предмета сделки могут выступать разные объекты. В настоящее время достаточно популярно безвозмездное пользование недвижимым имуществом. В его состав входят земельные участки, предприятия, сооружения, комплексы зданий, обособленные и пр. Эти вещи должны быть непотребляемыми - не теряющими свои натуральные характеристики в ходе эксплуатации. Это правило обеспечивает гарантии исполнения обязательств получателем по возврату объекта. Используя это ограничение, стороны отношений должны понимать, что значение будут иметь не столько свойства предмета как таковые, сколько соотношение со спецификой его использования, предусмотренной в условиях соглашения. То есть эксплуатация объекта не препятствует его возврату в натуре. К примеру, продукты питания - это, несомненно, потребляемые вещи. Однако это не препятствует передаче их в срочное пользование для показа на сельскохозяйственной выставке. Немаловажное значение имеет и индивидуальная определенность вещи. Это свойство позволяет оценить, выполнил ли получатель обязательство по возврату объекта в натуре или нет.

Исключительные сделки

Недвижимым имуществом имеет ряд ограничений. В ст. 607 ГК присутствуют ссылки на специальные законы по отдельным условиям заключения сделки. В частности, речь идет о возможности установления перечня объектов, бесплатная аренда которых ограничена, запрещена или осуществляется по особым правилам. В п. 2 указанной нормы предусматривается установление специального режима для земельных участков и иных обособленных природных комплексов. Такие законы, ссылки на которые присутствуют в статье, обладают исключительным характером. Уже в силу этого они к договорам безвозмездной передачи относиться не могут, если не содержат соответствующих указаний. Учитывая не исключаются, на первый взгляд, противоречивые ситуации. Так, например, предметы, аренда которых запрещена, могут быть переданы в бесплатную эксплуатацию. Более того, при определенных условиях в сделке могут участвовать Такие ситуации обуславливаются тем, что безвозмездное пользование недвижимым имуществом или иными средствами предполагает ограниченные правомочия по отношению к вещам, в сравнении со срочной эксплуатацией за плату.

Участники сделки

В качестве субъекта, предоставляющего объект, может выступать лицо, наделенное правом распоряжения им. Соответственно, получателем может быть тот, кто имеет юридическую возможность эксплуатировать вещь по условиям соглашения. Первому участнику посвящена ст. 690 ГК. В норме присутствует указание на возможность предоставления имущества только собственниками или другими лицами, уполномоченными им либо законом. При этом на владельца объекта могут накладываться определенные ограничения. Например, в ст. 346 ГК установлено, что залогодатель может предоставить объект в безвозмездное пользование только по согласию залогодержателя. Субъектом, уполномоченным собственником, может выступать комиссионер, который действует в пределах поручения. Несколько меньший объем юридических возможностей предусмотрен для доверительного управляющего. Он может совершать различные сделки, осуществлять безвозмездное пользование недвижимым имуществом, но только в интересах выгодоприобретателя.

Запреты

Тот факт, что предоставление объекта по ссудному соглашению производится безвозмездно, требует ограничить в некоторых случаях возможность его заключения. По общим правилам, запреты направлены на обеспечение защиты интересов не только субъекта, вступающего в сделку, но и других лиц. В качестве последних главным образом выступают кредиторы, а также участники товариществ и прочих хозяйствующих обществ. Один из запретов присутствует в ст. 690 ГК. Нормой не допускается предоставление коммерческой организацией в безвозмездное пользование предметов лицу, которое является ее учредителем, руководителем, участником, членом контрольного или административного органа. Это обуславливается тем, что указанные субъекты могут косвенно либо прямо повлиять на формирование воли самого общества. Например, оказать воздействие на ссудополучателя заключить соглашение, направленное на получение выгоды лицами, приведенными в ст. 690, п. 2, вопреки интересам предприятия, с которым они связаны. В таких случаях будет учитываться характер сделки, заведомо не соответствующий основной цели организации. Кроме этого, ограничения могут относиться к представительству. 37 статья ГК пунктом вторым предоставляет попечителям и опекунам достаточно широкие возможности по распоряжению объектами, принадлежащими подопечному. Однако при этом устанавливается перечень сделок, которые могут совершаться или на которые представители могут давать согласие только при наличии разрешения от госоргана.

Нюанс

Как правило, основания для установления ограничений для второго участника сделки отсутствуют. Более того, с учетом того, что соглашение отвечает интересам, прежде всего, получателя, законодатель в некоторых случаях считает обоснованным и необходимым исключение его из существующих запретов. Например, не допуская заключения сделок попечителями/опекунами, их супругами и родственниками с подопечными, статья 37 в пункте третьем предусматривает возможность передать имущество последнему в безвозмездное пользование и в виде дара.

Особые случаи

В ГК присутствует специальная норма, действие которой направлено на сохранение соглашения при изменении одного из его участников. Речь о том, что за ссудодателем остается право отчуждать либо предоставлять его в возмездное пользование. Ст. 700 ГК предусматривает в таком случае особый режим. В частности, покупка или аренда помещений/строений/зданий и прочих объектов предполагают переход юридических возможностей к новому владельцу или эксплуатирующему лицу по заключенному ранее ссудному соглашению. При этом устанавливается соответствующее обременение. В указанной статье предусмотрены также разные виды правопреемства со стороны ссудодателя. На случай смерти лица либо их обязанности и юридические возможности переходят к наследнику или иному лицу, имеющему соответствующие правомочия. Специально оговаривается обстоятельство, что при преобразовании любого типа обязанности и права получает лицо, выступающее в качестве преемника, если другое не вытекает из смысла ссудного соглашения. Иные правила действуют в отношении приобретателя. Так, в случае смерти гражданина либо реорганизации предприятия, действие ссудного соглашения прекращается, если иное не вытекает из его условий.

Договор безвозмездного пользования: образец

Заключение соглашения осуществляется сторонами добровольно. При этом следует отметить, что безвозмездность предполагает определенные обязанности для организаций, выступающих как ссудодатели. К примеру, в соответствии с ФЗ "О библиотечном деле", установлена возможность каждого предприятия и гражданина получать на время любые документы из учреждений, частично либо полностью находящихся на финансировании из федерального, регионального либо местного бюджета. В гл. 36 ГК отсутствуют специальные нормы, регламентирующие порядок, по которому должен заключаться договор, а также определяться его форма. Кроме этого, ст. 609 не включается в перечень статей, ссылки на которые содержатся в ст. 689, п. 2. В этой связи при составлении соглашения необходимо руководствоваться общими правилами. В частности, это значит, что если осуществляется бесплатная аренда помещений, стоимость которых не меньше чем в 10 раз выше МРОТ, сделка между гражданами оформляется письменно. Если соглашение заключается между физическим лицом и предприятием, то такая форма обязательна вне зависимости от цены объекта. В остальных случаях допускается устное оформление сделки, а также посредством конклюдентных (указывающих на соответствующие намерения) действий. В письменной форме соглашения указываются предмет сделки, обязанности и права сторон, срок, в течение которого будет осуществляться пользование жилым помещением или иным объектом, ответственность участников, правила возврата.

Дополнительно

В случае нарушения требований об обязательном письменном оформлении наступают последствия, предусмотренные ст. 162 ГК. В частности, при возникновении спора запрещено ссылаться на свидетельские показания в подтверждение совершения сделки и установления ее условий. В предусмотренных статьями 164 и 131 ГК и федеральным законом случаях, договор о безвозмездном пользовании должен быть зарегистрирован. По общему правилу, соглашение будет считаться действующим после проведения этой процедуры.

Бухучет

Основные средства, которые получены в безвозмездное пользование, должны отражаться по 001. При предоставлении ОС оформляются соответствующие документы. В качестве одного из них выступает Образец этого документа служит основанием для записи оценочной стоимости по дебету сч. 001. Кроме этого, на объект заполняется инвентарная карточка по ф. ОС-6. В ней делается соответствующая пометка о безвозмездном пользовании и отнесении средства на забалансовый счет. Инвентарные карточки по таким объектам должны храниться отдельно. По завершении действия соглашения и возврате ОС следует:


Ответственность

В процессе пользования имуществу может быть причинен вред. Ответственность за его нанесение устанавливается гл. 36. По ст. 697 она предусматривается для ссудодателя, если он не сможет доказать, что ущерб причинен по грубой неосторожности или умыслу получателя либо лица, у которого предмет оказался с его согласия. Основанием для снятия ответственности с причинителя вреда выступает отсутствие его вины. Это положение устанавливается ст. 1064 ГК (п. 2). Ссудодатель, таким образом, может руководствоваться этой нормой, если одновременно будет отсутствовать и вина получателя, и его собственная.

Вопрос: Между федеральным бюджетным учреждением и территориальным управлением Росимущества заключен договор безвозмездного пользования частью нежилого помещения (200 кв. м). Договор заключен на неопределенный срок. Подписан акт приема - передачи.

До 1 января 2018 г. объект, полученный в безвозмездное пользование, учитывался на забалансовом счете 01. Согласно СГС "Аренда" право пользования ссудополучателя нежилым помещением следует признавать в качестве объекта учета аренды. Функции по содержанию переданного имущества на федеральное бюджетное учреждение не возложены. Право оперативного управления имуществом переоформляться не будет.

Можно ли в этом случае в 2018 г. и последующие годы продолжать учитывать имущество на счете 01 и не ставить его на балансовый счет 111.40 "Право пользования имуществом" как объект операционной аренды?

Ответ от 13.08.2018

С 1 января 2018 г. учреждения применяют пять федеральных стандартов бухгалтерского учета для организаций госсектора, в т.ч. федеральный стандарт "Аренда" , утв. приказом Минфина России от 31.12.2016 № 258н (далее - СГС "Аренда"). В силу п. 2 СГС "Аренда" объекты имущества, полученные в безвозмездное пользование на основании договоров, должны учитываться как объекты учета аренды.

СГС "Аренда" не применяется, если учреждение передает объекты нефинансовых активов иным учреждениям (органам власти) для выполнения функций (полномочий), однако обязанности по содержанию имущества остаются у передающей стороны. Иными словами, если учреждение создано собственником имущества в целях организационно-технического обеспечения других учреждений и органов власти, классификация объектов учета аренды не осуществляется. Передача такого имущества отражается в порядке, который действовал до применения СГС "Аренда" (до 1 января 2018 г.):

  • передающей стороной - на соответствующих счетах аналитического учета счета 101 00 "Основные средства", одновременно на забалансовом счете 26 "Имущество, переданное в безвозмездное пользование";
  • принимающей стороной - на счете 01 "Имущество, полученное в пользование".

Такие разъяснения содержатся в разд. II методических рекомендаций, доведенных письмом Минфина России от 13.12.2017 № 02-07-07/83464. Соответствующее положение закреплено в п. 32 инструкции , утв. приказом Минфина России от 01.12.2010 № 157н (далее - Инструкция № 157н).

В бухгалтерском учете пользователя (арендатора) объекты следует отражать на счете 01 при соблюдении хотя бы одного из следующих условий (письмо Минфина России от 13.06.2018 № 02-07-10/40429):

  • наличие распорядительных документов о передаче объектов пользователю (арендатору) в целях использования имущества в рамках выполнения функций (полномочий), без возложения на пользователя (арендатора) имущества обязанности по его содержанию;
  • наличие организационно-распорядительных документов у арендодателя имущества, возлагающих на него функции по содержанию имущества.

Если приведенные условия не выполняются, объект прав в случае операционной аренды должен учитываться на счете 111 40 "Права пользования активами" (п. 151.1 Инструкции № 157н).

Актив, полученный учреждением в бессрочное безвозмездное пользование, можно квалифицировать как объект учета операционной аренды на льготных условиях (пп. 12 , 26 СГС "Аренда"). Разъяснения даны в письме Минфина России от 07.03.2018 № 02-07-10/14794 .

Отсутствие каких-либо платежей за помещение (например, возмещения стоимости коммунальных услуг и эксплуатационных расходов) само по себе не говорит о том, что применять СГС "Аренда" не нужно. Важно, чтобы функции по содержанию имущества были официально возложены на другую организацию.

Очевидно, в рассматриваемом случае эти расходы погашаются за счет средств ссудодателя. Использование бюджетных средств на оплату коммунальных услуг, оказанных арендаторам (ссудополучателям), без их возмещения арендаторами (ссудополучателями), а также использование бюджетных средств на содержание имущества, переданного в аренду (безвозмездное пользование), квалифицируется как нарушение. См., например, п. 3.3 Методических рекомендаций по оценке правомерности и эффективности предоставления и использования субсидий на выполнение государственного задания, утв. приказом Контрольно-счетной палаты Москвы от 19.06.2014 № 31/01-05, см. письмо Минимущества России от 17.09.2001 № НГ-30/16725.

Вопрос: Как оформить и учесть безвозмездную передачу основных средств бюджетному учреждению для целей бухгалтерского учета, налога на прибыль, НДС?

Ответ: При безвозмездной передаче основного средства коммерческой организацией бюджетному учреждению необходимо заключить договор дарения.
Даритель оформляет акт приемки-передачи с сопутствующими документами.
Доходов или расходов для целей исчисления налога на прибыль у дарителя не возникает, а в бухгалтерском учете отражается списание ОС.
У дарителя не возникает обязанности по начислению и уплате НДС. НДС, принятый к вычету при приобретении (получении) такого имущества, дарителю (передающей стороне) необходимо восстановить.

Обоснование: В Гражданском кодексе РФ предусмотрено два способа безвозмездной передачи имущества - по договору дарения (ст. 572 ГК РФ) и договору безвозмездного пользования (ссуды) (ст. 689 ГК РФ).
В рассматриваемой ситуации одна организация планирует безвозмездно передать другой организации основные средства, что, по сути, является дарением.
Так, по договору дарения одна сторона (даритель) безвозмездно передает или обязуется передать другой стороне (одаряемому) вещь в собственность либо имущественное право (требование) к себе или к третьему лицу либо освобождает или обязуется освободить ее от имущественной обязанности перед собой или перед третьим лицом.
Договор дарения движимого имущества должен быть совершен в письменной форме, в случае когда дарителем является юридическое лицо и стоимость дара превышает три тысячи рублей (п. 2 ст. 574 ГК РФ).
Договор дарения недвижимости всегда заключается в письменной форме и подлежит государственной регистрации (п. 3 ст. 574 ГК РФ, ч. 1, 2 ст. 14 Федерального закона от 13.07.2015 N 218-ФЗ "О государственной регистрации недвижимости").
Подпунктом 4 п. 1 ст. 575 ГК РФ для них установлен запрет на сделки дарения между коммерческими организациями. На сделки дарения между коммерческими и некоммерческими организациями запрета не установлено.
В свою очередь, бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная РФ, субъектом РФ или МО для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах (п. 1 ст. 9.2 Федерального закона от 12.01.1996 N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях").
Таким образом, безвозмездная передача коммерческой организацией ОС бюджетному учреждению, без взимания дополнительной платы или иной обязанности предоставить встречное предоставление, полностью законна и соответствует положениям гражданского законодательства о дарении.

Бухгалтерский учет
Операции по выбытию ОС оформляются первичными учетными документами (п. 7 Методических указаний по бухгалтерскому учету основных средств, утвержденных Приказом Минфина России от 13.10.2003 N 91н (далее - Методические указания)).
В качестве первичных учетных документов могут применяться унифицированные первичные документы по учету основных средств, утвержденные Постановлением Госкомстата России от 21.01.2003 N 7, или по самостоятельно разработанным формам, содержащим обязательные реквизиты, установленные ч. 2 ст. 9 Федерального закона от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Применяемая форма первичных документов должна быть утверждена приказом руководителя организации в качестве приложения к учетной политике организации (ч. 4 ст. 9 Федерального закона N 402-ФЗ).
Передача организацией объекта основных средств в собственность бюджетного учреждения может быть оформлена актом приемки-передачи основных средств по форме N ОС-1 (кроме зданий, сооружений), по форме N ОС-1а (здания/сооружения) (утв. Постановлением Госкомстата России N 7) или п. 81 Методических указаний.
Акт оформляется в двух экземплярах, один из которых передается принимающей стороне. Оба экземпляра акта должны быть подписаны и утверждены как дарителем, так и одаряемым. К акту прилагается техническая документация, относящаяся к передаваемому объекту основных средств, а также инвентарная карточка по переданному основному средству (может быть использована форма N ОС-6). На основании данного акта в бухучете дарителя отражается списание основного средства.
Для отражения выбытия имущества из состава основных средств на счете 01 открывается отдельный субсчет "Выбытие основных средств". В момент передачи объекта по дебету счета отражается его первоначальная (восстановительная) стоимость. По кредиту - сумма амортизации, начисленная за период эксплуатации выбывающего объекта.
В результате сальдо на счете 01 "Выбытие основных средств" будет отражать остаточную стоимость передаваемого основного средства.
Остаточную стоимость передаваемого ОС и другие затраты, связанные с безвозмездной передачей (например, расходы на хранение, упаковку, обслуживание, транспортировку и т.д.), учитываются в составе прочих расходов (п. п. 30 и 31 Положения по бухгалтерскому учету "Учет основных средств" ПБУ 6/01 (утв. Приказом Минфина России от 30.03.2001 N 26н), п. 11 Положения по бухгалтерскому учету "Расходы организации" ПБУ 10/99 (утв. Приказом Минфина России от 06.05.1999 N 33н) и Инструкция по применению Плана счетов бухгалтерского учета финансово-хозяйственной деятельности организаций (утв. Приказом Минфина России от 31.10.2000 N 94н) (счета 01 и 91)).

Налог на прибыль
При безвозмездной передаче основного средства в налоговом учете доходов не возникает (ст. ст. 249, 250 Налогового кодекса РФ).
Даритель, согласно п. 16 ст. 270 НК РФ, расходы в виде стоимости безвозмездно переданного имущества (суммы недоначисленной в соответствии с установленным сроком полезного использования амортизации), а также расходы, возникшие в связи с передачей имущества, при расчете налога на прибыль учитывать не может. Обращаем ваше внимание на то, что не нужно восстанавливать амортизационную премию, поскольку основное средство выбывает не в результате реализации, а по иным основаниям, в частности при передаче ОС на безвозмездной основе (Письмо Минфина России от 28.09.2012 N 03-03-06/1/510).

НДС
По общему правилу согласно п. 1 ст. 146 НК РФ передача права собственности на товары на безвозмездной основе признается объектом налогообложения по НДС.
Но в силу пп. 5 п. 2 ст. 146 НК РФ, учитывая положения пп. 3 п. 3 ст. 39 НК РФ, если основное средство передается безвозмездно некоммерческой организации для целей ее уставной деятельности или органам государственной власти и местного самоуправления, а также государственным и муниципальным учреждениям, государственным и муниципальным унитарным предприятиям, объекта налогообложения по НДС не возникает.
Таким образом, при передаче ОС бюджетному учреждению у дарителя не возникает обязанности по начислению и уплате НДС.
Вместе с тем налог, принятый к вычету при приобретении (получении) такого имущества, дарителю (передающей стороне) необходимо восстановить в порядке пп. 2 п. 3 ст. 170 НК РФ (Письмо Минфина России от 04.11.2012 N 03-07-09/158).
Таким образом, в случае передачи основных средств на безвозмездной основе бюджетному учреждению суммы НДС по основным средствам, принятые к вычету при их приобретении, подлежат восстановлению в общеустановленном порядке в том налоговом периоде, в котором основное средство было передано безвозмездно.
При этом восстановлению подлежит сумма НДС в размере, пропорциональном остаточной (балансовой) стоимости без учета переоценки (Письмо Минфина России от 12.04.2007 N 03-07-11/106).
Сумма НДС, подлежащая восстановлению, не включается в стоимость основного средства, а учитывается в составе прочих расходов в соответствии со ст. 264 НК РФ (Письмо Минфина России от 19.08.2008 N 03-03-06/1/469).
Однако есть вероятность, что налоговые органы сочтут сумму восстановленного НДС расходом, связанным с безвозмездной передачей, и откажут в ее признании уменьшающей налоговую базу по налогу на прибыль на основании п. 16 ст. 270 НК РФ.

1. Бюджетным учреждением признается некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством Российской Федерации полномочий соответственно органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

2. Бюджетное учреждение осуществляет свою деятельность в соответствии с предметом и целями деятельности, определенными в соответствии с федеральными законами, иными нормативными правовыми актами, муниципальными правовыми актами и уставом.

3. Государственные (муниципальные) задания для бюджетного учреждения в соответствии с предусмотренными его учредительными документами основными видами деятельности формирует и утверждает соответствующий орган, осуществляющий функции и полномочия учредителя.

Бюджетное учреждение осуществляет в соответствии с государственными (муниципальными) заданиями и (или) обязательствами перед страховщиком по обязательному социальному страхованию деятельность, связанную с выполнением работ, оказанием услуг, относящихся к его основным видам деятельности, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи.

Бюджетное учреждение не вправе отказаться от выполнения государственного (муниципального) задания.

Уменьшение объема субсидии, предоставленной на выполнение государственного (муниципального) задания, в течение срока его выполнения осуществляется только при соответствующем изменении государственного (муниципального) задания.

4. Бюджетное учреждение вправе сверх установленного государственного (муниципального) задания, а также в случаях, определенных федеральными законами, в пределах установленного государственного (муниципального) задания выполнять работы, оказывать услуги, относящиеся к его основным видам деятельности, предусмотренным его учредительным документом, в сферах, указанных в пункте 1 настоящей статьи, для граждан и юридических лиц за плату и на одинаковых при оказании одних и тех же услуг условиях. Порядок определения указанной платы устанавливается соответствующим органом, осуществляющим функции и полномочия учредителя, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Бюджетное учреждение вправе осуществлять иные виды деятельности, не являющиеся основными видами деятельности, лишь постольку, поскольку это служит достижению целей, ради которых оно создано, и соответствующие указанным целям, при условии, что такая деятельность указана в его учредительных документах.

5. Бюджетное учреждение осуществляет в порядке , определенном Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования, полномочия соответственно федерального органа государственной власти (государственного органа), исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств перед физическим лицом, подлежащих исполнению в денежной форме.

6. Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания бюджетным учреждением осуществляется в виде субсидий из бюджетов бюджетной системы Российской Федерации.

(см. текст в предыдущей редакции)

Финансовое обеспечение выполнения государственного (муниципального) задания осуществляется с учетом расходов на содержание недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленных за бюджетным учреждением учредителем или приобретенных бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, расходов на уплату налогов, в качестве объекта налогообложения по которым признается соответствующее имущество, в том числе земельные участки.

В случае сдачи в аренду с согласия учредителя недвижимого имущества и особо ценного движимого имущества, закрепленного за бюджетным учреждением учредителем или приобретенного бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему учредителем на приобретение такого имущества, финансовое обеспечение содержания такого имущества учредителем не осуществляется.

Финансовое обеспечение осуществления бюджетными учреждениями полномочий федерального органа государственной власти (государственного органа), органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления по исполнению публичных обязательств, предусмотренных пунктом 5 настоящей статьи, осуществляется в порядке , установленном соответственно Правительством Российской Федерации, высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации, местной администрацией муниципального образования.

7. Порядок формирования государственного (муниципального) задания и порядок финансового обеспечения выполнения этого задания определяются:

1) Правительством Российской Федерации в отношении федеральных бюджетных учреждений;

2) высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в отношении бюджетных учреждений субъекта Российской Федерации;

3) местной администрацией в отношении муниципальных бюджетных учреждений.

8. Бюджетное учреждение осуществляет операции с поступающими ему в соответствии с законодательством Российской Федерации средствами через лицевые счета, открываемые в территориальном органе Федерального казначейства или финансовом органе субъекта Российской Федерации (муниципального образования) в порядке , установленном законодательством Российской Федерации (за исключением случаев, установленных федеральным законом).

9. Имущество бюджетного учреждения закрепляется за ним на праве оперативного управления в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации. Собственником имущества бюджетного учреждения является соответственно Российская Федерация, субъект Российской Федерации, муниципальное образование.

Земельный участок, необходимый для выполнения бюджетным учреждением своих уставных задач, предоставляется ему на праве постоянного (бессрочного) пользования.

Объекты культурного наследия (памятники истории и культуры) народов Российской Федерации, культурные ценности, природные ресурсы (за исключением земельных участков), ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, закрепляются за бюджетным учреждением на условиях и в порядке, которые определяются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации.

Право оперативного управления бюджетного учреждения на объекты культурного наследия религиозного назначения, в том числе ограниченные для использования в гражданском обороте или изъятые из гражданского оборота, переданные в безвозмездное пользование религиозным организациям (а также при передаче таких объектов в безвозмездное пользование религиозным организациям), прекращается по основаниям, предусмотренным федеральным законом.

10. Бюджетное учреждение без согласия собственника не вправе распоряжаться особо ценным движимым имуществом, закрепленным за ним собственником или приобретенным бюджетным учреждением за счет средств, выделенных ему собственником на приобретение такого имущества, а также недвижимым имуществом.

Остальным находящимся на праве оперативного управления имуществом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно, если иное не предусмотрено пунктами 13 и настоящей статьи или абзацем третьим пункта 3 статьи 27 настоящего Федерального закона.

11. Для целей настоящего Федерального закона под особо ценным движимым имуществом понимается движимое имущество, без которого осуществление бюджетным учреждением своей уставной деятельности будет существенно затруднено. Порядок отнесения имущества к категории особо ценного движимого имущества устанавливается Правительством Российской Федерации. Виды такого имущества могут определяться:

1) федеральными органами исполнительной власти, осуществляющими функции по выработке государственной политики и нормативному правовому регулированию, в отношении федеральных бюджетных учреждений , находящихся в ведении этих органов или в ведении федеральных служб и агентств, подведомственных этим органам, федеральными органами государственной власти (государственными органами), руководство деятельностью которых осуществляет Президент Российской Федерации или Правительство Российской Федерации, в отношении федеральных бюджетных учреждений, находящихся в их ведении;

Для целей настоящего Федерального закона крупной сделкой признается сделка или несколько взаимосвязанных сделок, связанная с распоряжением денежными средствами, отчуждением иного имущества (которым в соответствии с федеральным законом бюджетное учреждение вправе распоряжаться самостоятельно), а также с передачей такого имущества в пользование или в залог при условии, что цена такой сделки либо стоимость отчуждаемого или передаваемого имущества превышает 10 процентов балансовой стоимости активов бюджетного учреждения, определяемой по данным его бухгалтерской отчетности на последнюю отчетную дату, если уставом бюджетного учреждения не предусмотрен меньший размер крупной сделки.

Крупная сделка, совершенная с нарушением требований абзаца первого настоящего пункта, может быть признана недействительной по иску бюджетного учреждения или его учредителя, если будет доказано, что другая сторона в сделке знала или должна была знать об отсутствии предварительного согласия учредителя бюджетного учреждения.

Руководитель бюджетного учреждения несет перед бюджетным учреждением ответственность в размере убытков, причиненных бюджетному учреждению в результате совершения крупной сделки с нарушением требований абзаца первого настоящего пункта, независимо от того, была ли эта сделка признана недействительной.

14. Бюджетные учреждения не вправе размещать денежные средства на депозитах в кредитных организациях, а также совершать сделки с ценными бумагами, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Безвозмездное пользование объектами недвижимого имущества является отдельным правовым институтом, регламентированным ГК РФ. О том, кто и на каких основаниях приобретает право безвозмездного пользования, как правильно составить договор безвозмездного пользования жилым или нежилым помещением для физических и юридических лиц – читайте в нашей статье.

Передача имущества в безвозмездное пользование на сегодняшний день ситуация довольно распространенная. Предметом договора о безвозмездном пользовании может выступать, как движимое, так и недвижимое имущество. принадлежащее на правах собственности государству, муниципальным организациям, коммерческим предприятиям или физическим лицам. Так или иначе, российское законодательство предусматривает правовую ответственность за соблюдение требований правовых актов и норм.

Безвозмездное пользование помещениями и земельными участками, принадлежащими государству

Согласно с п. 1 ст. 689 ГК РФ договор безвозмездного пользования предполагает передачу объекта в безвозмездное пользование одной стороной к другой (ссудодателем к ссудополучателю), последний, в свою очередь, принимает на себя обязательство по возврату предмета соглашения в том же состоянии, в каком он был получен с учетом естественного износа. Объектом договора безвозмездного пользования может выступать имущество:

Вышеназванное имущество может быть передано в безвозмездное пользование на основе результатов торгов/аукционов/конкурсов, проведенных в соответствии с Правилами проведения данных мероприятий на получение права на заключение договора аренды, договора безвозмездного пользования или доверительного управления государственным имуществом, а также иных соглашений о переходе права владения или пользования государственным или муниципальным имуществом (Приказ Федеральной антимонопольной службы России №67 от 10.02.2010 г.). Ссудодателями государственного имущества являются органы управления государственным и муниципальным имуществом, органы оперативного управления унитарными предприятиями, казенными, бюджетными и автономными учреждениями. Передача в , жилых и нежилых помещений, ценного движимого имущества, принадлежащего названным предприятиям, может быть осуществлена только с письменного согласия собственника имущества. Получить в безвозмездное пользование государственное имущество могут:

  • федеральные и региональные органы власти и управления;
  • органы местного самоуправления;
  • муниципальные учреждения;
  • некоммерческие организации любых организационно-правовых форм;
  • лица, заключившие государственное соглашение на право безвозмездного пользования имуществом по результатам проведенного аукциона (торгов, конкурса);
Важно! Срок предоставления прав на безвозмездное пользование объектов движимого или недвижимого имущества, принадлежащего государству, не может превышать срок исполнения государственного контракта.
  • иные лица, заключившие договор в порядке, предусмотренном российским законодательством.

Порядок предоставления в безвозмездное пользование имущества, входящего в состав государственной казны, закрепленное за унитарными, автономными и бюджетными организациями

Для того, чтоб получить государственное (муниципальное) имущество в безвозмездное пользование, заинтересованное лицо должно направить в адрес органа управления данным имуществом соответствующее заявление, составленное в письменной свободной форме. Данное заявление рассматривается главой исполнительной власти в срок до 30 дней, по истечении которых выносится решение о заключении договора безвозмездного пользования с проведением торгов, без проведения таковых либо об отказе в передаче имущества в безвозмездное пользование. Торги проводятся в соответствии с действующим антимонопольным законодательством РФ. Без проведения торгов государственное имущество может быть передано:

  1. государственным органам и внебюджетным фондам, ЦБ РФ;
  2. муниципальным предприятиям и госучреждениям, корпорациям и компаниям;
  3. на основании международных договоров и федерального законодательства РФ;
  4. некоммерческим организациям, деятельность которых направлена на решение социальных проблем и развитие гражданского общества в РФ (профсоюзы, общественные движения и фонды, политическим партиям и другие);
  5. образовательным и медицинским учреждениям;
  6. адвокатским, нотариальным и торгово-промышленным палатам;
  7. объектам почтовой связи;
  8. взамен объекта недвижимости, в отношении которого были прекращены права пользования в связи со сносом или реконструкцией.

Основаниями для договора безвозмездного пользования государственным имуществом выступают Постановления главы исполнительной власти и итоговый протокол торгов/аукциона/конкурса. Передача имущества, принадлежащего унитарным, бюджетным и автономным учреждениям на правах оперативного управления и хозяйственного ведения, возможна только при наличии результатов проведенных торгов, дающих право безвозмездного пользования имуществом. В данном случае уполномоченный орган представляет экспертную оценку последствий, которые имеют место быть после передачи объекта в безвозмездное пользование.

Важно! Договор о передаче права на безвозмездное пользование имуществом не может быть осуществлен в случае, если результат экспертной оценки показал возможность ухудшения условий, указанных в договоре.

Решение о передаче или отказе в передаче прав безвозмездного пользования государственным имуществом принимается органом управления в течение 1 месяца. Договор безвозмездного пользования помещением заключается между двумя участниками (ссудодателем и ссудополучателем) в письменной форме. Соглашение считается заключенным при достижении соглашения по всем пунктам договора обеих сторон, после факта передачи имущества ссудополучателю по акту приема-передачи.

Ответственность ссудополучателя после получения прав на безвозмездное пользование государственным имуществом

Использование имущества, принадлежащего государству, унитарным, бюджетным и автономным учреждениям, является целевым, без возможности изменения целевого назначения. Государственное (муниципальное) имущество, в том числе помещения и земельные участки, полученные на праве безвозмездного пользования, не могут быть переданы ссудополучателем в субаренду, внесены как залог или в качестве вклада в Уставной капитал хозяйственных обществ, а также переданы в безвозмездное пользование для коммерческих целей. Ссудополучатель вместе с правом безвозмездного пользования имуществом приобретает обязанности по его содержанию и поддержанию в исправном состоянии, проведению текущих и капитальных видов ремонта за счет собственных средств после получения на то письменного согласия ссудодателя.

Важно! Оплата коммунальных и иных обязательных платежей является обязанностью ссудополучателя на основании отдельно заключенных договоров в соответствии с действующими тарифами.

Досрочное расторжение договора безвозмездного пользования

Ссудодатель вправе потребовать расторжения договора безвозмездного пользования в одностороннем порядке в случаях:

  • использования ссудополучателем государственного имущества не по назначению, указанному в договоре;
  • не исполнения ссудополучателем обязательств по содержанию имущества и поддержанию его в надлежащем состоянии;
  • передачи ссудополучателем имущества, полученного на праве безвозмездного пользования, третьему лицу без согласия на то ссудодателя;
  • значительного ухудшения состояния имущества вследствие пользования ссудополучателем.

В свою очередь, ссудополучатель также имеет право расторгнуть договор безвозмездного пользования в одностороннем порядке. Основанием для этого может стать:

  1. факт обнаружения недостатков, которые не позволяют использовать имущество в полной мере по назначению, и о которых ссудополучатель не был проинформирован в момент заключения договора;
  2. невозможность использования имущества, как предмета договора, по назначению в связи с возникшими обстоятельствами, за которые ссудополучатель ответственность не несет;
  3. факт наличия прав третьих лиц на данное имущество, о чем при заключении договора ссудополучатель предупрежден не был;
  4. неисполнение ссудодателем условия договора безвозмездного пользования по передаче имущества и сопутствующих документов, по акту приема-передачи ссудополучателю.

Рустам

КФХ пользуется объектом недвижимости находящейся в муниципальной собственности на правах аренды. Может ли сельское поселение заключить договор безвозмездного пользования на данный объект по инициативе КФХ.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Рустам! Тут надо смотреть, о каком объекте идет речь: о земле или о здании. Если о земле, то в определенных случаях можно рассчитывать на получение земельного участка в безвозмездное пользование. Если же речь идет о здании, то тут все зависит от усмотрения местной администрации как собственника.

Наталья

Здравствуйте! Между казенным учреждением и ФГУП заключен договор на передачу недвижимого имущества в безвозмездное пользование без проведения аукциона, площадью до 20 кв. м. Договор заключен на неопределенный срок. С момента заключения прошло 4 года. Можно ли заключить дополнительное соглашение на увеличение площади свыше 20 кв.м? Или придется проводить аукцион?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Наталья! В настоящее время проведение аукциона на предоставление имущества в безвозмездное пользование между указанными субъектами не требуется. Поэтому нет никаких препятствий для заключения дополнительного соглашения относительно увеличения сдаваемого в пользование имущества, если на то есть согласие обеих сторон.

марина

Здравствуйте, мы муниципальное бюджетное учреждение культуры. Наши структурные подразделения работают в зданиях, которое принадлежат администрациям сельсоветов. Сейчас оформляем договора безвозмездного пользования имуществом. Скажите, мы можем не платить за коммунальные услуги, а только пользоваться имуществом?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Марина! По общему правилу, прописанному в законодательстве, обязанность по оплате коммунальных платежей возлагается на лиц, которые пользуются имуществом на безвозмездной основе. Но в договоре безвозмездного пользования могут быть прописаны иные правила. Поэтому, если Вы сможете договориться с собственником зданий о том, чтобы не оплачивать коммунальные услуги, то Вам не надо будет их оплачивать.

Елена

Здравствуйте! В оперативном управлении у сельского клуба находится здание, отдел МВД хочет заключить договор безвозмездной передачи помещения для участкового. 1. Согласование с собственником здания(поселение)? 2. Оплата коммунальных услуг? 3. Допустимый срок заключения договора? 4. Регистрация в Росреестре? 5. Может ли собственник здания(поселение) на прямую заключить договор? Спасибо за внимание.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Елена! 1. В данном случае требуется получения согласия собственника здания. 2. По общему правилу оплата коммунальных услуг должна осуществляться пользователем помещения, если иное не установлено договором. 3. Таких требований в законодательстве нет. Заключайте договор в сроки, удобные обеим сторонам. 4. Если договор заключается на срок больше года, то его надо регистрировать в Росреестре. 5. Может, но только предварительно здание надо изъять у сельского клуба.

Любовь

Было передано имущество в безвозмездное пользование от Мингосимущества к Министерству и затем к ГБУ. Возникла задолженность по коммунальным платежам, дело в суде по факту необоснованное обогащение. Ни одного договора с ЖЭУК не было. Платежи должно было осуществлять Министерство или Мингосимущество?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Любовь! В соответствии со ст. 695 ГК РФ именно ссудополучатель обязан содержать переданное ему имущество. В Вашей ситуации обязанность оплачивать коммунальные платежи должна была исполняться ГБУ, как конечным пользователем.

Лариса

Здравствуй. МОУ «СОШ № 1» планирует передать в безвозмездное пользование государственному автономному учреждению здравоохранения движимое имущество которое находится на праве оперативного управления. Что для этого требуется? Спасибо.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Лариса! Потребуется согласие собственника, если имущество ценное. А так оформляете сам договор и все.

Елена

Здравствуйте. Хочу приобрести апартаменты в апарт отеле. В проектной декларации сказано, что здание передается безвозмездно в пользование муниципальных властей. Чем это грозит мне как собственнику? Спасибо.

ПД_ЛендГранд_19-02-2019.pdf

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Елена! Если у Вас будет надлежащим образом оформленное право собственности на апартаменты, то особо бояться не стоит. Праву собственности ничто не будет угрожать. Но необходимо помнить, что муниципальные власти могут использовать переданные им помещения для размещения различных учреждений или объектов, чье соседство может Вам не понравиться.

Людмила

Здравствуйте, хотелось бы уточнить вопрос: Соответствует ли закону договор, согласно которому общество с ограниченной ответственностью передает принадлежащее ему на праве собственности недвижимое имущество в безвозмездное пользование другому обществу с ограниченной ответственностью?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Людмила! Такая передача не запрещена гражданским законодательством, поэтому договор является законным.

Вера

Здравствуйте. Мы ГБУ, нам передано помещение на праве безвозмездного пользования (мы также не осуществляем содержание такого помещения, т.е. коммунальные услуги и эксплуатацию оплачивает ссудодатель). Можем ли мы разместить в этом помещении вендинговые аппараты и взимать за это плату?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Вера! Если это допускается договором безвозмездного пользования, то можете. Но если такой возможности в договоре нет, то разместить вендинговые аппараты без разрешения собственника вы не можете.

Анна

Здравствуйте. Для заключения договора безвозмездного пользования недвижимостью, где ссудодатель - ФГУП, а ссудополучатель - муниципальное учреждение, требуется проведение торгов? И какие документы предварительно нужно подготовить сторонам?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Анна! В силу ст. 17.1. закона о защите конкуренции в данном случае проводить торги не надо. Порядок оформления передачи имущества в безвозмездное пользование может быть установлен внутренними документами. По общему правилу надо оформить сам договор, акт приема-передачи, а также зарегистрировать договор в Росреестре.

Денис Юрьевич

Здравствуйте! Может ли ГБУ передать в безвозмездное пользование (бессрочно) общественному движению земельный участок с находящимся на данном участке объектом недвижимости - жилым домом? Если может, что необходимо? Нужны ли в данном случае торги? Спасибо.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Денис Юрьевич! При условии осуществления общественным движением деятельности, направленной на решение социальных проблем, развитие гражданского общества в Российской Федерации, в соответствии со ст. 17.1 закона о защите конкуренции не требуется проведения торгов. Возможно, потребуется согласие собственника земельного участка, если ГБУ владеет земельным участком на праве оперативного управления или хозяйственного ведения.

Ольга

Мы-казенное учреждение культуры - библиотека для слепых. Имеем ли мы право заключать договоры с физ. лицами (читателями) на безвозмездное бессрочное пользование техническими средствами (тифлоплееры), находящимися у нас по праву оперативного управления. Согласование с учредителем (департамент культуры области) есть. Нужно ли в этом случае согласование собственника (департамент имущественных отношений области)? Не будет ли это приравниваться к аренде?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Ольга! В этом случае согласование с собственником требуется, так как это право оперативного управления. А заключать договора безвозмездного пользования техническими средствами не запрещено законодательством. Аренда же отличается тем, что она предусматривает возмездное пользование имуществом.

Алена

Могут ли органы местного самоуправления передавать свое имущество в безвозмездное пользование юридическому лицу

Людмила

Добрый день! Здравствуйте! ГБУ занимает помещение на праве оперативного управления. Может ли ГБУ передать часть помещений в безвозмездное пользование МВД, соцзащите и ООО?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Людмила! Нет, не можетю Для этого требуется проведение аукциона на право получения помещений (по крайней мере относительно ООО). Кроме того, для этого требуется получение согласия собственника имущества.

Татьяна

Здравствуйте, МБУ пользуется нежилым помещением (гаражом) который принадлежит частному лицу между ними был заключён договор аренды на безвозмездной основе, позже узнается что такой договор не верный, вообщем частное лицо требует что бы мы ему оплачивали расходы по электро энергии. Вопрос? Как правильно заключить с ним договор и по какому пункту 44 ФЗ оплатить эти расходы

Елена

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, финансовое управление размещается в здании администрации. Это два юридических лица. Необходимо ли заключать договор безвозмездного пользования с применением федеральных стандартов и учитывать право пользования? Либо продолжать находиться в помещении и учитывать его на забалансовом счете, как помещение выделенное учредителем учреждению для выполнения его полномочий?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Елена! Законодательство не обязывает заключать в данном случае договор безвозмездного пользования. Поэтому в данном случае следует поступать по усмотрению сторон. С юридической точки зрения нарушения в этом нет: собственник вправе самостоятельно распоряжаться своим имуществом.

Анатолий Лю-фа

Добрый день! Возможна ли передача муниципального здания на безвозмездное пользование, индивидуальному предпринимателю? Спасибо буду ждать.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Анатолий! Теоретически такое допускается, но для заключения такого договора надо проводить торги.

Юлия

Добрый день!Мы автономное учреждение, хотим по договору безвозмездного пользования поставить на забаланс и использовать движимое имущество (столы, шкафы и др.) полученное от работников учреждения и используемое ими же на своих рабочих местах.Можно ли это делать и как это оформить?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Юлия! По трудовому законодательству работодатель обязан обеспечить работника всеми необходимыми предметами труда. Согласно ст. 188 Трудового кодекса РФ при использовании работодателем личного имущества работника последнему должна быть выплачена компенсация. Поэтому передача в безвозмездное пользование личного имущества работников и официальное оформление таких действий является незаконным.

Юлия

Добрый день. Мы казенное учреждение, имеем на праве оперативного управления автомобиль. Можем ли мы передать на временное безвозмездное пользование 1-2 месяца этот автомобиль муниципальному предприятию и оформить это договором транспортного обслуживания?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Юлия! Предоставление муниципальному предприятию автомобиля в Вашей ситуации на основании договора безвозмездного пользования должно осуществляться только по результатам аукциона. Исключением является возможность предоставления автомобиля максимум на один месяц в течение полугода (ст. 17 закона о защите конкуренции). В последнем случае проводить аукцион не надо.

Игорь

АНО хочет дважды в неделю проводить занятия на площадях бюджетного учреждения культуры. Каким образом можно оформить такой вариант?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Игорь! Можно заключить договор безвозмездного пользования помещением или договор аренды.

Павел

Здравствуйте. В одном здании находится исполнительный орган власти и государственное казённое предприятие, которое является подведомственным этому ИОГВ. ИОГВ владеет имуществом на праве безвозмездного пользования, а ГКП на праве оперативного управления по Распоряжению Совета министров. Нужно ли согласие ГКП на изменение статуса пользования ИОГВ на праве оперативного управления по Распоряжению Совета министров? Спасибо.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Павел! Законодательством получение согласия пользователя имущества на праве оперативного управления на изменение статуса других пользователей не требуется.

Мария

Здравствуйте! Орган исполнительной власти является учредителем (далее - учредитель) государственного бюджетного учреждения. За этим государственным бюджетным учреждением (далее - ГБУ) учредитель закрепил на праве оперативного управления имущество. В данный момент в помещении закрепленном за ГБУ учредителем, необходимо разместить работников учредителя. Как правильно оформить безвозмездное пользование помещения? Или каким образом можно законно разместить в помещении переданном ГБУ учредителем работников самого же учредителя? И можно пожалуйста ссылки на НПА.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Мария! Так как помещение находится в собственности учредителя, то оно сохраняет базовые права собственника на данное помещение. Поэтому, на наш взгляд, каким-либо юридическим образом оформлять предоставление помещения учредителю не требуется. Как вариант, можно оформить изъятие части имущества, переданного ГБУ, что предусмотрено ст. 296 ГК РФ.

Виктория

Государственное бюджетное учреждение хочет передать физическому лицу в безвозмездное пользование автомобиль. Возможно ли это без проведения торгов и нужно ли в данном случае согласование нашего учредителя?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Виктория! Возможно, но на срок не более 30 дней в течение шести последовательных календарных месяцев. По общему же правилу для заключения такого договора требуется проведение торгов.

Ульяна Иванова

Добрый день! Муниципальное бюджетное учреждение хочет передать в безвозмездное пользование управлению Росгвардии имущество, находящееся у него на праве оперативного управления. В свою очередь, Росгвардия желает передать имущество, находящееся на праве оперативного управления, муниципальному бюджетному учреждению. Можно ли это сделать без торгов?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Ульяна! В данном случае торги проводить не требуется, так как имущество передается государственному органу.

Анна

Государственному учреждению ФСС передано в безвозмездное пользование нежилое помещение по договору "о передачи имущества в безвозмездное пользование". ФСС просит закрепить указанное имущество на праве оперативного управления, можем ли это сделать

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Анна! Право оперативного управления устанавливается собственником имущества по собственному усмотрению. Поэтому, если собственник решит передать имущество в оперативное управление учреждению, то это будет являться законным.

александр

здравствуйте! Акционерному обществу "Оборонэнерго" Министерсво обороны передало в безвозмездное пользование электрические сети. Часть этих сетей были списаны например, воздушная линия на опорах. Имеет ли право Оборонэнерго забрать себе остатки списанной линии опоры, металлоконструкции или они являются собственностью Министерства обороны?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Александр! Даже списанное имущество продолжает оставаться собственностью Министерства обороны, если оно не отвечает критериям брошенной или бесхозяйственной вещи.

Мария

Добрый день! Наша организация является органом исполнительной власти. Нашей подведомственной организации в безвозмездное пользование передано помещение, в котором мы занимаем несколько кабинетов. За коммунальные услуги платит подведомственная организация. Однако в настоящее время встал вопрос о том, что за себя мы должны платить сами. Можем ли мы, ссылаясь на то, что помещение передано нашей подведомственной организации, утверждать что и за коммунальные услуги должны платить они с нами никакие договора заключены не были?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Мария! Если отсутствует оформленный договор, то платить Вы ничего не обязаны. Все договора с обслуживающими организациями заключены с подведомственной организацией, которая и является ответственной за их уплату.

Татьяна

Здравствуйте, Мы муниципальное образование сельское поселение, хотим заключить договор безвозмездного пользования помещения с казенным учреждением, владеющим помещением на праве хозяйственного управления. Надо ли проводить торги для заключения договора и можно ли заключить договор на 5 лет с последующей пролонгацией.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Татьяна! В Вашей ситуации не требуется проведения торгов. Вы можете установить любые параметры договора, в том числе на пять лет с последующим продлением.

Кристина

хотела бы поблагодарить вас за такую информативную статью. Исходя из статьи делаю вывод о том, что в безвозмездное пользование ГБУ может предоставить нежилые помещения некоммерческой организации, в частности интересует АНО ДПО. Только очень нужна ссылка на н-п акт!

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Кристина! Смотрите положения Гражданского кодекса РФ, федерального закона "О защите конкуренции".

Лариса

Добрый день! Подскажите, пожалуйста, для НКО обязателен ли договор аренды помещения адреса? Или для функционирования достаточно гарантийного письма? НКО была создана несколькими бюджетными организациями, зарегистрирована в 2011 году минюстом, на основании гарантийного письма мингосимущества о предоставлении адреса одной из организаций-учредителя госучреждение. По этому адресу НКО осуществляет свою деятельность, Президент НКО осуществляет управление без доверенности является директором этого госучреждения.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Лариса! Предоставление юридического адреса для регистрации еще не является подтверждением заключения договора, по которому НКО приобретает какие-либо права на помещение. Как таковой обязанности заключать договор аренды при использовании помещения в законодательстве нет, но если оно фактически используется, то для собственного спокойствия договор все же лучше заключить.

Алла

Здравствуйте! Помещение в нежилом здании передано по договору безвозмездного пользования Государственному учреждению. Возник вопрос по заключению договора с обслуживающей организацией на техническое обслуживаниеохранно-пожарной сигнализации. Кто обязан заключить указанный договор?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Алла! Решение данного вопроса зависит от того, какие обязанности предусмотрены для ссудополучателя по договору и кто обязан осуществлять текущее содержание и обслуживание здания.

Марина

Часть Недвижимого имущества казенного учреждения кабинетПередано в безвозмездное пользование. Ссудодателем в договоре является Куги, ссудополучатель орган власти, а само учреждение- балансодержаель. Нужно ли проводить торги на передачу такого имущества и кто должен их проводить куги или само учреждение, ведь решение о передаче приняло куги.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Марина! Торги проводить не нужно. Об этом сказано в ст. 17.1 закона о защите конкуренции.

Наиля

Передаем движимое имущество в безвозмездное временное пользование нашему подведомственному учреждению ИФНСдля дальнейшего совместного использования часть оборудования одной единой сети. Обе организации имеют статус юридического лица. Какие документы должны при этом составляться? Нужен ли договор безвозмездного пользования? Или достаточно акта-приема передач данного имущества для принятия той стороны на Забалансовый счет 01 "Имущество, полученное в пользование"?Спасибо.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте! Необходимо заключить договор безвозмездного пользования и акта приема-передачи.

Марина

Здравствуйте! Мы государственное казенное учреждение хотим принять в безвозмездное пользование помещение для размещения сотрудников у государственного автономного учреждения, у которого в свою очередь помещение находится в оперативном управлении. Требуются ли для этого торги или только заключение договора о безвозмездном пользовании?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Марина! Для заключения договора безвозмездного пользования в отношении указанного Вами имущества требуется проведение торгов.

Елена

Здравствуйте! Мы автономное муниципальное учреждение.Помещение, принадлежащее нам на праве оперативного управления сдали в аренду с согласия собственника и арендовали другое помещение. Часть вновь арендуемого помещения хотим сдать в субаренду для размещения Платежного терминала. Нужно ли согласие нашего учредителя?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Елена! Для решения данного вопроса надо смотреть условия договора. Но по общему правилу на такие действия получать согласие не нужно, так как в этом случае не происходит распоряжение имуществом собственника.

Елена

Здравствуйте! Мы заключаем договор безвозмездного пользования с линейным отделом полиции. По Закону о полиции ст.48 п.6. "Субъекты транспортной инфраструктуры предоставляют на безвозмездной основе территориальным органам и подразделениям полиции.....служебные и подсобные помещения, оборудование, средства и услуги связи. Оборудование помещений мебелью, оргтехникой и средствами связи и обеспечение технической эксплуатации этих помещений водоснабжение, отопление, освещение, уборка, ремонт осуществляются за счет средств бюджетных ассигнований федерального бюджета." Вопрос в том, можно ли кроме коммунальных услуг возложить на ссудополучателя обязанность компенсировать другиерасходы по содержанию имущества, а именно: страхование, налог, аренду земли и амортизационные отчисления пропорционально занимаемой площади?

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте, Елена! Все перечисленные Вами расходы являются исключительно расходным обязательством собственника и в силу приведенной Вами нормы закона не включаются в число расходов бюджета. Конечно, можно предусмотреть такие платежи в договоре, но есть высокий риск попасть в сферу внимания органов прокуратуры, которые могут усмотреть в этих положениях нарушение законодательства.

Эльвира Галеева

Добрый день! В 2011 году по итогам торгов был заключен договор безвозмездного пользования муниципальным имуществом с индивидуальным предпринимателем сроком на 10 лет. Вопрос: по окончании срока действия договора, возможно ли заключить на новый срок договор с этим же ИП без торгов, или всё таки нужно будет проводить торги по-новой? Спасибо.

Сергей (старший юрист)

Здравствуйте! Надо снова проводить торги, так как Ваша ситуация не перечислена в числе обстоятельств, когда торги можно не проводить.