Наличные средства выданные сотруднику для оплаты закупки материальных ценностей. Законодательство о наличной и безналичной формах расчетов 44 фз покупка за наличные

Министерства разъясняют

Совсем недавно вышло совместное письмо от 05.08.2014 Минэкономразвития России № 18505-ЕЕ/Д28и и Минфина России № 02-02-04/39043 о позиции указанных министерств по некоторым вопросам применения норм Закона № 44-ФЗ (далее - Совместное письмо).
Авторы Совместного письма разъяснили два случая закупок через подотчетных лиц: при направлении работников в командировку и при осуществлении заказчиком закупки через подотчетных лиц.

Направление работника в служебную командировку

Трудовым законодательством предусмотрены случаи предоставления работникам компенсаций, в том числе произведенных работником расходов на оплату товаров, работ, услуг. Указанные затраты работника возмещаются в силу положений статьи 164 ТК РФ, если они связаны с исполнением им трудовых или иных обязанностей, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и другими федеральными законами.
При предоставлении гарантий и компенсаций соответствующие выплаты производятся за счет средств работодателя (ст. 165 ТК РФ).
Гарантии и компенсации касаются не только служебных командировок, но и исполнения государственных или общественных обязанностей (присяжные заседатели, доноры, члены избирательных комиссий и другие). Органы и организации, в интересах которых работник исполняет государственные или общественные обязанности, производят работнику выплаты в порядке и на условиях, которые предусмотрены Трудовым кодексом РФ, другими федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
Что касается командировок, то, согласно положениям статьи 167 ТК РФ, при направлении работника в служебную командировку ему гарантируется возмещение расходов, связанных со служебной командировкой. Данные расходы должны быть произведены с разрешения или с ведома работодателя.
Соответствующие правила установлены пунктом 11 Положения об особенностях направления работников в служебные командировки, утвержденного постановлением Правительства РФ от 13.10.2008 № 749 .
В соответствии со статьей 168 ТК РФ работодатель обязан возмещать работнику:

Порядок и размеры возмещения расходов, связанных со служебными командировками, работникам, заключившим трудовой договор о работе в государственных (муниципальных) органах, работникам государственных внебюджетных фондов, государственных (муниципальных) учреждений определяются соответственно нормативными правовыми актами Правительства РФ, органов государственной власти субъектов РФ, правовыми актами органов местного самоуправления (части 2 и 3 ст. 168 ТК РФ). Так, в отношении сотрудников некоторых федеральных органов исполнительной власти применяется постановление Правительства РФ

Можно ли как-то в рамках 44-ФЗ учесть представительские расходы? или расходы на хоз. нужды предприятия? (чай, кофе, салфетки).

Да, можно.

Закон о контрактной системе регулирует отношения, касающиеся заключения гражданско-правового договора, предметом которого являются поставка товара, выполнение работы, оказание услуги государственными и муниципальными унитарными предприятиями (ч. 1 ст. 1 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ).

Поэтому по умолчанию любые сделки гражданско-правового характера по приобретению товаров, работ, услуг унитарным предприятием должны проводиться в соответствии с Законом от 05.04.2013 № 44-ФЗ. В том числе розничные сделки, закупки осуществляемые через подотчетных лиц от имени унитарного предприятия и т.д.

Для таких закупок обычно применяют основание, установленное пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона от 05.04.2013 № 44-ФЗ (малые закупки до 100 тысяч рублей). При закупках по данному основанию не требуется:

  • размещать извещение об осуществлении закупки (ч. 2 ст. 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);
  • обосновывать в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта (ч. 3, 4 ст. 93 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);
  • оформлять документы о проведении проверки соответствия участников закупки требованиям, установленным частью 1 статьи 31 Закона № 44-ФЗ, а также осуществлять описание закупки и разрабатывать техническое задание для осуществления закупки товаров, работ, услуг (письмо Минэкономразвития России от 19.10.2015 № Д28и-3139);
  • составлять и размещать в ЕИС отчет об исполнении контракта с приложением документов о приемке (ч. 9 ст. 94 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);
  • направлять информацию в реестр контрактов (ч. 1 ст. 103 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ);
  • оформлять контракт в письменной форме (ч. 15 ст. 34 Закона от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ).

Относится ли закупка товаров на деньги, выданные работникам под отчет, к закупкам у единственного поставщика?

Закупка товаров на деньги, выданные работникам под отчет, относится к закупкам у единственного поставщика.

Поскольку подотчетное лицо, закупая товары (работы, услуги) по поручению учреждения, действует от его имени и в его интересах, то оно выступает в качестве уполномоченного представителя учреждения. Поэтому приобретение им за наличные деньги товаров (работ, услуг) от имени заказчика квалифицируют как закупку, которая должна совершаться в соответствии с правилами Закона о контрактной системе .

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что если на суммы, выданные подотчетным лицам, закупают товары (работы, услуги) для обеспечения государственных (муниципальных) нужд или нужд учреждений, то такие отношения регулируются положениями Закона о контрактной системе и указанные средства должны быть учтены в плане-графике размещения заказов в 2015 году (письмо Минэкономразвития России от 28 марта 2014 г. № Д28и-385).

«Мелкие» закупки

Рассмотрим подробнее, чего при закупке малого объема делать не надо.

Не требуется составлять отчет с обоснованием невозможности или нецелесообразности использования иных способов закупки, начальной цены и иных существенных условий контракта. Случаи оформления этого отчета регламентированы частью 3 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Не нужно размещать на сайте извещение о закупке. Но при некоторых закупках у единственного поставщика его все же надо опубликовать – не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта (ч. 2 ст. 93 Закона о контрактной системе).

Кроме того, нет необходимости устанавливать обеспечение исполнения контракта. Ведь заказчик обязан это делать только в ситуациях, предусмотренных частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.

На заметку

Контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ, в том числе и в устной.

Сведения о такой закупке не включают в реестр контрактов (ст. 103 Закона о контрактной системе). Отчет об исполнении контракта (ч. 9 ст. 94 Закона о контрактной системе) по форме, определенной постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1093 , тоже не составляют.

При закупке небольшого объема заказчик может отступать от требований статьи 34 Закона о контрактной системе.

Требования к закупке

Информацию о закупках, которые планируется совершать в соответствии с пунктами , части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, указывают в плане-графике одной строкой по каждому коду бюджетной классификации в размере совокупного годового объема денежных средств по закупкам товаров, работ, услуг, не превышающих 100 тыс. руб. и не превышающих 400 тыс. руб. При этом расчет допустимого объема «мелких» закупок на период до конца 2015 года производится без учета плана-графика.

Предельный размер расчетов наличными для учреждений – 100 тыс. руб.

Заказчик должен корректно определить свой общий совокупный годовой объем закупок, то есть утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления закупок, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

До 2016 года такой расчет делают исходя из бюджетной сметы или плана финансово-хозяйственной деятельности заказчика. До следующего года эти понятия не связаны с планом-графиком.

Для закупок товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., заказчику надо выбрать схему расчета объема «мелких» закупок: или общее количество таких закупок не должно превышать 2 млн руб. в год, или нужно ориентироваться на 5 процентов совокупного годового объема закупок.

Первый вариант подойдет заказчику с небольшими объемами закупок, второй – заказчику с крупными объемами. При проведении закупок в соответствии с пунктами , части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе надо помнить, что сумму таких закупок не учитывают при вычислении минимального объема закупок, которые заказчик обязан проводить с ограничением для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Наличный расчет и безналичный - 2 формы обращения денежных средств на территории РФ. Однако при их использовании различными категориями граждан и организаций имеются особые требования, соблюдение которых необходимо. В противном случае виновное лицо может быть привлечено к ответственности.

Чем регулируется порядок организации наличных и безналичных расчетов в 2018 — 2019 году

Наличный и безналичный расчет в РФ регулируется следующими нормативными актами:

  • гл. 46 Гражданского кодекса РФ;
  • законом «О Центральном банке Российской Федерации (Банке России)» от 10.07.2002 № 86-ФЗ;
  • законом «О применении контрольно-кассовой техники…» от 22.05.2003 № 54-ФЗ (далее — закон № 54-ФЗ);
  • указанием Банка России «Об осуществлении наличных расчетов» от 07.10.2013 № 3073-У (далее — указание № 3073-У);
  • положением Банка России «О порядке ведения кассовых операций …» от 28.01.2018 № 630-П;
  • указанием Банка России «О порядке ведения кассовых операций юридическими лицами и упрощенном порядке ведения кассовых операций индивидуальными предпринимателями и субъектами малого предпринимательства» от 11.03.2014 № 3210-У;
  • указанием ЦБ РФ «О предельном размере расчетов наличными деньгами и расходовании наличных денег…» от 07.10.2013 № 3073-У (далее — указание № 3073-У).

Правовое регулирование наличных и безналичных расчетов: статьи 861 и 862 ГК РФ

Ст. 861 ГК РФ открывает главу, в которой содержатся общие положения о расчетах в РФ. Главная особенность данной статьи в том, что она четко определяет субъектный состав расчетных правоотношений, подразделяя всех участников:

  • на юридических лиц;
  • граждан-непредпринимателей;
  • граждан, которым необходимы наличные расчеты в целях ведения бизнеса (к которым относятся главы КФХ, ИП).

Несмотря на то что в ГК РФ больше внимания уделяется безналичным расчетам, в статье имеется 2 абзаца, посвященных наличному расчету, а именно:

  • если речь идет о расчетах между гражданами, которые не связаны с осуществлением ими предпринимательской деятельности, то на передаваемые суммы ограничения нет;
  • расчеты между организациями, ИП и гражданами могут производиться в наличной форме, но с учетом особенностей, установленных законодателем, а именно: на основании п. 6 указания № 3073-У в пределах 100 000 руб.

Согласно требованиям закона № 54-ФЗ на территории РФ допускается применение наличного расчета только с использованием банкнот и монет, которые выпускает ЦБ РФ.

В ст. 862 ГК РФ установлены формы осуществления безналичных расчетов. К ним относятся чеки, по инкассо, по аккредитиву и т. д. При этом законодатель дает сторонам сделки возможность установить форму расчетов самостоятельно.

Общая характеристика наличных расчетов деньгами (указание ЦБ РФ № 3073-У «Об осуществлении…»)

ЦБ РФ в указании № 3073-У разъяснил все вопросы относительно наличного расчета на территории РФ. При этом действие документа распространяется на правоотношения, возникшие по вопросам:

  • банковских платежей;
  • таможенных платежей;
  • наличных расчетов между физическими лицами (не ИП).

Законодатель вводит ограничения на использование денежных средств, которые поступили в кассу ИП и организаций. Согласно п. 2 указания № 3073-У их можно использовать при наличном расчете исключительно на следующие цели:

  • выплату работникам зарплаты;
  • выплату страхового возмещения;
  • передачу денег под отчет служащим компании;
  • оплату товаров, выполненных работ или оказанных услуг;
  • для возврата;
  • на личные нужды предпринимателя, которые не связаны с его деятельностью.

При этом кредитные организации могут пользоваться наличным расчетом без ограничений.

Указание № 3073-У устанавливает 2 главных правила, согласно которым:

  1. Граждане могут осуществлять между собой операции с использованием наличного расчета без ограничения сумм (п. 5 указания № 3073-У).
  2. Организации и ИП вправе расплачиваться наличными исключительно в пределах 100 000 руб. в рамках одного договора (п. 6 указания № 3073-У).

Остановимся на оговорке «в рамках одного договора». Например, организация заключила договор на поставку канцелярских принадлежностей на 90 000 руб. За 2 месяца сумма соглашения была выбрана. Стороны вправе заключить дополнительное соглашение на 10 000 руб. в рамках данного контракта. Получается, что 100 000 руб. наличным расчетом в рамках договора уже использованы (о чем свидетельствует судебная практика, например постановление ФАС Волго-Вятского округа от 30.11.2010 по делу № А28-2959/2010). Но если компания подпишет новое соглашение, то лимит обнуляется.

Запрет на наличные денежные платежи в России по закону № 44-ФЗ

Обратимся к тексту ст. 34 закона «О контрактной системе в сфере…» от 05.04.2013 № 44-ФЗ (далее — закон № 44-ФЗ), которая определяет цену контракта. В ней не сказано, что расчеты в рамках данных правоотношений в наличной форме запрещены.

Более того, п. 15 ст. 34 предусматривает, что требования о твердой цене и форме заключения соглашения могут не применяться, если речь идет, например, о соглашении с единственным поставщиком. Исходя из этого, можно сделать вывод, что наличным расчетом с единственным поставщиком можно воспользоваться в 2 случаях:

  1. При заключении контракта, сумма которого не превышает 100 000 руб. (п. 4 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ).
  2. При подписании соглашения, сумма которого не превышает 400 000 руб., для некоторых организаций в соответствии с п. 5 ч. 1 ст. 93 закона № 44-ФЗ (например, физкультурно-спортивной).

Во всех остальных случаях наличным расчетом пользоваться не допускается.

Наличная форма расчетов: как хранить деньги в кассе

Все поступления и выдачи из кассы денежных средств должны оформляться приходными и расходными кассовыми ордерами. При этом допускается хранение в кассе небольших денежных сумм в пределах лимита, размер которого руководитель организации определяет самостоятельно согласно п. 2 указания Банка России «О порядке ведения кассовых операций…» от 11.03.2014 № 3210-У (далее — указание № 3210-У). Допускается превышение лимита, например, в период выплаты заработной платы.

Приходный ордер должен быть подписан главным бухгалтером, а расходный — руководителем, главным бухгалтером или иным уполномоченным лицом. Документы должны быть написаны четким почерком или с применением технических средств.

Если при наличном расчете использовалась доверенность, то об этом необходимо указать в расходных документах. Оригинал доверенности остается в кассе предприятия.

Все операции в кассе должны быть записаны в кассовую книгу (п. 4.6 указания № 3210-У), которая прошнуровывается, пронумеровывается и скрепляется печатью организации. В конце рабочего дня кассир должен подвести итоги проведенных операций и записать, сколько наличных средств осталось в кассе. При этом законодатель допускает ведение книги автоматизированным способом (п. 4.7 указания № 3210-У).

Оплата за наличный расчет: как правильно выдать деньги

По договоренности сторон представитель поставщика может прийти в организацию-покупателя с доверенностью для получения наличного расчета из кассы.

Здесь важно определить факт оплаты по договору: момент исполнения обязательства по оплате будет считаться временем получения денег при наличном расчете представителем поставщика, а не днем, когда эти деньги попали к поставщику.

Алгоритм действий кассира следующий:

  1. Проверить оформление предъявленной доверенности. Как правило, она носит разовый характер и направлена на получение средств по конкретному договору. В этом случае в документе указывается номер и дата соглашения. Немаловажным является факт проставления всех необходимых печатей и подписей. Оригинал доверенности остается у кассира. Он является документом, подтверждающим перечисление денег поставщику при наличном расчете.
  2. В идеале от поставщика необходимо получить чек о том, что деньги ему переданы. Но на практике мобильные ККТ встречаются редко. Фактически отсутствие чека ничем не грозит, так как факт поставки будет подтвержден первичными документами, факт оплаты соответственно. Но имеется письмо Минфина РФ от 21.02.2008 № 03-11-05/40, в котором есть указание на то, что наличный расчет для учета расхода по УСН требует получения чека. В связи с этим может сложиться ситуация, когда ФНС при проверке снимает расходы, на которых нет чека.
  3. Правильное оформление расчетно-кассового ордера.

Таким образом, законодательство о наличных и безналичных расчетах обладает следующей спецификой: есть ограничение наличных операций в пользу безналичных для организации и ИП, в то время как физическим лицам разрешается наличный расчет без ограничений.

Как и где государственному заказчику правильно отразить закупку материальных ценностей оплаченную без договора, но через выданные сотруднику наличные средства с последующим предоставлением авансового отчета? Нужно ли за такую закупку писать отчет в ЕИС, и если да, то как правильно это сделать?

Ответ

Оксана Баландина , шеф-редактор Системы Госзаказ

С 1 июля 2018 года по 1 января 2019 года у заказчиков переходный период – разрешено проводить и электронные, и бумажные процедуры. С 2019 года конкурсы, аукционы, котировки и запросы предложений на бумаге запретят, кроме восьми исключений.
Читайте, какие закупки проводить на ЭТП, как выбрать площадку и получить электронную подпись, по каким правилам заключать контракты в переходный период и после.

Если мы правильно поняли Ваш вопрос и речь идет о закупке в рамках Закона № 44-ФЗ на сумму до ста тысяч рублей, то сообщаем следующее.

Закупка товаров, совершенная работником организации по кассовому чеку (по авансовому отчету), является контрактом, заключенным в соответствии с п. 4. ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ. Т.е., данная закупка отражается в Плане графике (в рамках одной строки по соответствующему коду бюджетной классификации). При этом п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе не подпадает под случаи размещения заказчиком извещения об осуществлении закупки в ЕИС, в реестр контрактов так же такую закупку включать не нужно.

Для получения полного доступа к порталу ПРО-ГОСЗАКАЗ.РУ, пожалуйста, зарегистрируйтесь . Это займет не больше минуты. Выберите социальную сеть для быстрой авторизации на портале:

Также при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) на основании п. 4 и 5 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ контракт не должен содержать расчет и обоснование цены контракта, т.е. документальный отчет обосновании цены контракта. Однако, во исполнении ст. 22 Закона № 44-ФЗ, заказчик обязан обосновать цену сделки одним из предусмотренных способов, но при этом не должен формировать документальный отчет.

Является ли закупка товаров, совершенная работником организации по авансовому отчету, контрактом, заключенным в соответствии с п. 4. ч. 1. ст. 93 Закона № 44-ФЗ?

Согласно п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) может осуществляться заказчиком, в случае закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. руб. При этом совокупный годовой объем закупок, который заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не должен превышать 2 млн руб. или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн руб. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании настоящего пункта, не применяются в отношении закупок товаров, работ, услуг, осуществляемых заказчиками для муниципальных нужд сельских поселений.

Кроме этого, согласно ч. 15 ст. 34 Закона № 44-ФЗ в случае заключения контракта на основании п. 4 ч. 1 ст. 93 настоящего закона контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом Российской Федерации (далее - ГК РФ) для совершения сделок.

Так, п. 1 ст. 159 ГК РФ установлено, что сделка, для которой законом или соглашением сторон не установлена письменная (простая или нотариальная) форма, может быть совершена устно.

С учетом изложенного, заказчик вправе заключить контракт в устной форме, оплатив поставленный товар, выполненную работу, оказанную услугу наличными денежными средствами с учетом предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке. При этом подтверждением заключения такого контракта будет являться кассовый чек.

Таким образом, закупка товаров, совершенная работником организации по кассовому чеку (по авансовому отчету), является контрактом, заключенным в соответствии с п. 4. ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ.

Обязан ли заказчик размещать в единой информационной системе (на официальном сайте) извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика до 100 тыс.руб?

Напоминаем, что в соответствии с ч. 2 ст. 93 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных п. 1 - 3, 6 - 8, 11 - 14, 16 - 19 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, заказчик размещает в ЕИС извещение об осуществлении такой закупки не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта. Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) должно содержать информацию, указанную в п. 1, 2, 4, 8 ст. 42 Закона о контрактной системе. Извещение об осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) не требуется, если сведения о ней составляют государственную тайну.

При этом п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе не подпадает под случаи размещения заказчиком извещения об осуществлении закупки в ЕИС.

Таким образом, при осуществлении закупки у единственного поставщика в соответствии с п. 4 ч. 1 ст. 93 Закона о контрактной системе, заказчик не размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении такой закупки.

Правила осуществления закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя): извещение, экспертиза, обеспечение исполнения, уведомление, обоснование

4. Закупка на сумму, не превышающую 100 тыс. руб.

Пункт 4 ч. 1 ст. 93 Закона № 44-ФЗ: осуществление закупки товара, работы или услуги на сумму, не превышающую 100 тыс. руб.. При этом годовой объем закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, не должен превышать 2 млн руб. или не должен превышать 5% совокупного годового объема закупок заказчика и не должен составлять более чем 50 млн руб. Указанные ограничения годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, не применяются в отношении закупок, осуществляемых заказчиками для обеспечения муниципальных нужд сельских поселений. В отношении федерального органа исполнительной власти, осуществляющего закупки для обеспечения федеральных нужд государственных органов, образованных для обеспечения деятельности Президента РФ, Правительства РФ, расчет указанных ограничений годового объема закупок, которые заказчик вправе осуществить на основании данного пункта, производится раздельно для такого федерального органа исполнительной власти и каждого такого государственного органа.

Размещение извещения об осуществлении закупки за 5 дней до даты заключения контракта Обязательное обоснование в документально оформленном отчете невозможность или нецелесообразность использования иных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а также цену контракта и иные существенные условия контракта Включение в контракт расчета и обоснования цены контракта Обязанность привлекать экспертов, экспертные организации к проведению экспертизы поставленного товара, выполненной работы или оказанной услуги Установление обеспечения исполнения контракта
ч. 2 ст. 93 ч. 3 ст. 93 ч. 4 ст. 93 ч. 3, 4 ст. 94 ч. 2 ст. 96
Не обязательно размещать Обоснование не обязательно Можно не включать Экспертиза результатов, предусмотренных контрактом, может проводиться заказчиком своими силами Не обязательно устанавливать

«Мелкие» закупки

Закупки через подотчетных лиц. О чем следует помнить

Даже если «подотчетники» приобретают товары на небольшие суммы, эти закупки нельзя совершить в обход Но оформить их гораздо проще, надо лишь знать ряд важных нюансов

Александр БУРКОВ,

Закупки через подотчет

Бюджетные учреждения как заказчики имеют право выдавать своим сотрудникам деньги под отчет для производственных нужд. Их не ограничивает Федеральный закон от 5 апреля 2013 г. № 44-ФЗ «О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд» (далее – Закон о контрактной системе). Однако надо учесть следующее.

От имени юридического лица могут выступать не только его органы в соответствии с законом, иными правовыми актами и учредительными документами (ст. 53 Гражданского кодекса РФ), но и его представители. Это лица, действующие на основании выданной им доверенности или полномочия которых следуют из обстановки (п. 1 ст. 182 , п. 1 ст. 185 Гражданского кодекса РФ). Действия представителя (подотчетного лица) непосредственно создают, изменяют и прекращают гражданские права и обязанности представляемого учреждения (п. 1 ст. 182 Гражданского кодекса РФ).

Поскольку подотчетное лицо, закупая товары (работы, услуги) по поручению учреждения, действует от его имени и в его интересах, то оно выступает в качестве уполномоченного представителя учреждения. Поэтому приобретение им за наличные деньги товаров (работ, услуг) от имени заказчика квалифицируют как закупку, которая должна совершаться в соответствии с правилами Закона о контрактной системе .

Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что если на суммы, выданные подотчетным лицам, закупают товары (работы, услуги) для обеспечения государственных (муниципальных) нужд или нужд учреждений, то такие отношения регулируются положениями Закона о контрактной системе и указанные средства должны быть учтены в плане-графике размещения заказов в 2015 году (письмо Минэкономразвития России от 28 марта 2014 г. № Д28и-385).

«Мелкие» закупки

Рассмотрим подробнее, чего при закупке малого объема делать не надо.

Не требуется составлять отчет с обоснованием невозможности или нецелесообразности использования иных способов закупки, начальной цены и иных существенных условий контракта. Случаи оформления этого отчета регламентированы частью 3 статьи 93 Закона о контрактной системе.

Не нужно размещать на сайте извещение о закупке. Но при некоторых закупках у единственного поставщика его все же надо опубликовать – не позднее чем за пять дней до даты заключения контракта (ч. 2 ст. 93 Закона о контрактной системе).

Кроме того, нет необходимости устанавливать обеспечение исполнения контракта. Ведь заказчик обязан это делать только в ситуациях, предусмотренных частью 1 статьи 96 Закона о контрактной системе.

На заметку

Контракт может быть заключен в любой форме, предусмотренной Гражданским кодексом РФ, в том числе и в устной.

Сведения о такой закупке не включают в реестр контрактов (ст. 103 Закона о контрактной системе). Отчет об исполнении контракта (ч. 9 ст. 94 Закона о контрактной системе) по форме, определенной постановлением Правительства РФ от 28 ноября 2013 г. № 1093 , тоже не составляют.

При закупке небольшого объема заказчик может отступать от требований статьи 34 Закона о контрактной системе.

Требования к закупке

Информацию о закупках, которые планируется совершать в соответствии с пунктами , части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, указывают в плане-графике одной строкой по каждому коду бюджетной классификации в размере совокупного годового объема денежных средств по закупкам товаров, работ, услуг, не превышающих 100 тыс. руб. и не превышающих 400 тыс. руб. При этом расчет допустимого объема «мелких» закупок на период до конца 2015 года производится без учета плана-графика.

Предельный размер расчетов наличными для учреждений – 100 тыс. руб.

Заказчик должен корректно определить свой общий совокупный годовой объем закупок, то есть утвержденный на соответствующий финансовый год общий объем финансового обеспечения для осуществления закупок, в том числе для оплаты контрактов, заключенных до начала указанного финансового года и подлежащих оплате в указанном финансовом году.

До 2016 года такой расчет делают исходя из бюджетной сметы или плана финансово-хозяйственной деятельности заказчика. До следующего года эти понятия не связаны с планом-графиком.

Для закупок товаров, работ, услуг на сумму, не превышающую 100 тыс. руб., заказчику надо выбрать схему расчета объема «мелких» закупок: или общее количество таких закупок не должно превышать 2 млн руб. в год, или нужно ориентироваться на 5 процентов совокупного годового объема закупок.

Первый вариант подойдет заказчику с небольшими объемами закупок, второй – заказчику с крупными объемами. При проведении закупок в соответствии с пунктами , части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе надо помнить, что сумму таких закупок не учитывают при вычислении минимального объема закупок, которые заказчик обязан проводить с ограничением для субъектов малого предпринимательства и социально ориентированных некоммерческих организаций.

Как внести закупку в план-график

Важно запомнить

Запрещено включать в условия банковской гарантии требование о представлении заказчиком гаранту судебных актов, подтверждающих неисполнение принципалом обязательств, о беспечиваемых этой банковской гарантией (ч. 4 ст. 45 Закона о контрактной системе).

  • сумму, подлежащую уплате гарантом заказчику в случаях, установленных частью 13 статьи 44 или статьей 96 Закона о контрактной системе;
  • обязательства принципала, надлежащее исполнение которых обеспечивает гарантия;
  • обязанность гаранта уплатить заказчику неустойку в размере 0,1 процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки;
  • условие, согласно которому исполнением обязательств по банковской гарантии является фактическое поступление денежных сумм на счет, на котором в соответствии с законодательством РФ учитывают операции со средствами, поступающими заказчику;
  • срок действия банковской гарантии с учетом требований статей и Закона о контрактной системе;
  • отлагательное условие, предусматривающее заключение договора предоставления банковской гарантии по обязательствам принципала, возникшим из контракта при его заключении, в случае предоставления банковской гарантии в качестве обеспечения исполнения контракта;
  • установленный Правительством РФ перечень документов, предоставляемых заказчиком банку одновременно с требованием об осуществлении уплаты денежной суммы по банковской гарантии.

Устанавливаем дополнительные требования

Дополнительные требования к банковской гарантии, порядок ведения и размещения в ЕИС реестра этих гарантий, форма требования об уплате по гарантии определены в постановлении Правительства РФ от 8 ноября 2013 г. № 1005 .

С 20 декабря 2014 года оно действует в редакции постановления Правительства РФ от 9 декабря 2014 г. № 1339 .

В новой редакции сохранена норма о том, что банковская гарантия должна быть оформлена на бумаге или в виде электронного документа.

При этом уточнено, что усиленной неквалифицированной электронной подписью такой документ может подписать лицо, имеющее право действовать от имени банка на условиях, предусмотренных гражданским законодательством РФ и статьей 45 Закона о контрактной системе.

В банковской гарантии необходимо закрепить такие положения.

1. Право заказчика представить письменное требование об уплате денежной суммы и (или) ее части по банковской гарантии при ненадлежащем выполнении или невыполнении поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, а также в случаях, установленных частью 13 статьи 44 Закона о контрактной системе.

7 мин на чтение

Примерное время

Распечатайте
и возьмите с собой

Распечатать статью

Скачать статью

Проверка

Поставщик нарушил обязательства: суммы можно удержать

Правительство РФ определило ряд случаев, когда заказчики в 2015 году могут заключать государственные контракты без предоставления обеспечения (Постановление Правительства РФ от 6 марта 2015 г. № 199). Если такое условие все же установлено, то эти суммы учитывают на отдельном лицевом счете. Причем впоследствии их можно будет удержать в счет неустоек...

Ольга ФУЦАЙ, эксперт журнала «Госзакупки в учреждениях»

Обеспечение по контракту – защита от мошенников

Победителю закупки необходимо перечислить аванс, если это предусмотрено контрактом. В то же время авансирование всегда связано с риском. Ведь есть вероятность того, что контрагент, взяв предоплату, не выполнит свою часть обязательств. Поэтому законодатели предусмотрели несколько механизмов защиты от недобросовестных поставщиков. В частности, авансовый платеж не должен превышать размер обеспечения контракта (залога).

А при финансировании контракта за счет средств субсидии на капвложения в объекты строительства государственной (муниципальной) собственности или на приобретение объектов недвижимости суммы удержания отражают на лицевом счете с отметкой «без права расходования».

Операции с данными средствами будут невозможны, пока учреждение не сдаст в отделение казначейства сведения об операциях с целевыми субсидиями, предоставленными государственному (муниципальному) учреждению (ф. 0501016). При этом в графах 6 и 8 указывают удержанные суммы, а в графе 9 – планируемые расходы.

Казенные учреждения должны перечислить удержанные суммы в соответствующий бюджет.

Перечисление и возврат средств казенным учреждением

Суммы удержанного казенным учреждением обеспечения подлежат перечислению в доход соответствующего бюджета, для обеспечения нужд которого заключен контракт (подп. 6 п. 1 ст. 46 Бюджетного кодекса РФ).

А обеспечение, источником финансирования которого является межбюджетный трансферт, должно быть возвращено в бюджет, из которого оно предоставлено.

При этом указывают следующие коды КБК:

  • 000 2 18 00000 00 0000 151 «Доходы бюджетов бюджетной системы Российской Федерации от возврата бюджетами бюджетной системы Российской Федерации остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет» – при отсутствии потребности в возврате;
  • 000 2 19 00000 00 0000 000 «Возврат остатков субсидий, субвенций и иных межбюджетных трансфертов, имеющих целевое назначение, прошлых лет» – при необходимости возврата средств для их последующего направления на эти же цели (на основании решения главного распорядителя бюджетных средств).

Впоследствии удержанный аванс по решению главного распорядителя бюджетных средств могут вернуть заказчику.

Так, если удержанное обеспечение поступило в течение финансового года, в котором были оплачены обязательства, при возврате казенное учреждение может направить средства на заключение нового госконтракта.

Если суммы удержаны после завершения финансового года, в котором выплачен аванс, сумму могут вернуть только для выполнения обязательств, которые должны быть исполнены в текущем финансовом году по заключенным контрактам.

Важно запомнить

Суммы, которые остались после соответствующих удержаний, должны быть возвращены контрагенту в срок, предусмотренный контрактом.

7 мин на чтение

Примерное время

Распечатайте
и возьмите с собой

Распечатать статью

Скачать статью

Закупки по закону № 223-ФЗ

Определены правила закупок у предпринимателей

Правительство РФ установило правила закупок с участием малого бизнеса, совершаемых из средств от приносящей доход деятельности по Закону № 223-ФЗ (Постановление Правительства РФ от 11 декабря 2014 г. № 1352). Многим учреждениям надо будет руководствоваться новыми нормами уже с 1 июля.

Александр БУРКОВ, ведущий аналитик Института управления закупками и продажами им. А. Б. Соловьева ГУ-ВШЭ

Специальные нормы распространяются не на всех

Особенности участия малого и среднего бизнеса в закупках из собственных средств бюджетных организаций упоминаются в пункте 2 части 8 статьи 3 Федерального закона от 18 июля 2011 г. № 223-ФЗ «О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц» (далее – Закон № 223-ФЗ).

Правительство РФ вправе установить:

  • особенности участия субъектов малого и среднего предпринимательства в закупках;
  • годовой объем закупок (который данные заказчики обязаны закупить у малого и среднего бизнеса) и порядок расчета такого объема;
  • форму годового отчета о закупке у субъектов малого и среднего предпринимательства и требования к содержанию этого отчета.

Вместе с тем действует ограничение по численности работников: микропредприятия должны иметь до 15 работников, малые предприятия – до 100 работников, а средние предприятия – до 250 работников.

На заметку

Объем выручки за предшествующий год для признания бизнеса малым (средним) ограничен такими суммами (без учета НДС): микропредприятия – 60 млн руб.; малые предприятия – 400 млн руб.; средние предприятия – 1 млрд руб. (постановление Правительства РФ от 9 февраля 2013 г. № 101).

Осуществление закупок у предпринимателей

В то же время участники закупок в заявках должны будут декларировать свою принадлежность к малому бизнесу (п. 11 Положения № 1352).

Отметим, что предельная начальная (максимальная) цена договора при проведении закупки только среди субъектов малого предпринимательства будет составлять 200 млн руб. (п. и Положения № 1352).

Как определить годовой объем закупок

Часть 5 Положения № 1352 предусматривает, что годовой объем закупок у малого и среднего бизнеса устанавливается в размере не менее 18 процентов совокупного годового стоимостного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок.

Совокупный годовой стоимостной объем договоров, заключенных по результатам закупок, предназначенных исключительно для малых и средних фирм, должен составлять не менее 10 процентов совокупного объема договоров, заключенных заказчиками по результатам закупок.

Об этом сказано в пункте 5 Положения № 1352.

Правила расчета совокупного годового объема закупок изложены в частях , Положения № 1352 и учитывают многочисленные особенности применения норм Закона № 223ФЗ различными заказчиками.

Важно запомнить!

Годовой отчет составляют по форме, утвержденной постановлением № 1352 , и размещают в ЕИС не позднее 1 февраля года, следующего за отчетным.

Не забудьте отчитаться по закупкам

Положение № 1352 устанавливает требования к содержанию годового отчета о закупке товаров, работ, услуг отдельными юридическими лицами у среднего и малого бизнеса.

Важно, что данную отчетность составляют все заказчики вне зависимости от годового объема выручки. Заказчик должен помнить, что нормы, связанные с подготовкой и публикацией отчета, помимо этого дополняются требованиями части 19

6 мин на чтение

Примерное время

Распечатайте
и возьмите с собой

Распечатать статью