Какое наказание за скрытие с места ДТП? Что делать, если виновное лицо оставило место ДТП. В каких ситуациях можно законно оставить место ДТП

Каждый водитель знает, что стоит делать при аварии: необходимо оказать первую помощь пострадавшим, обезопасить область ДТП, оценить ущерб, вызвать инспектора ГИБДД и приступить к заполнению бумаг. И тем более каждый водитель знает, что уезжать с места ДТП ни в коем случае нельзя. Однако, вопреки этому простому правилу, большое количество автолюбителей пытается скрыться с места ДТП.

Следует помнить, что оставление места ДТП — серьезное нарушение, карающееся законом. При этом наказание для тех, кто скрылся с места ДТП, может быть значительно серьезнее чем наказание за само ДТП.

В первую очередь стоит рассмотреть вопрос о том, когда именно водителя можно обвинить в скрытии с места ДТП? Согласно законам РФ, оставлением места дорожно — транспортного происшествия может считаться только передвижение автомобиля с места аварии, совершенное со злым умыслом либо с целью скрыть свое преступление. Если водитель покинул место аварии, не имея злого умысла, то он не может считаться правонарушителем.

Рассмотрим два примера. В первом примере водитель, выезжая с парковки, задел поставленный рядом с ним автомобиль. Так как один из автомобилей получил повреждение, то такое происшествие уже можно рассматривать как ДТП. Если водитель проигнорировал аварию, продолжив дальнейшее движение, то можно считать, что он скрылся с места ДТП. Если же он остановился, нашел способ связаться с водителем припаркованного автомобиля и урегулировал ситуацию и только после этого продолжил движение, то на лицо отсутствие злого умысла. В этом случае считается, что водитель не скрывался с места ДТП.

Во втором примере рассмотрим следующую ситуацию: два автомобиля столкнулись на оживленном участке дороги. Если при этом один из водителей, не смотря на аварию, продолжил движение и покинул место происшествия, то можно считать, что он скрылся с места ДТП. Однако если он нашел свидетелей и задокументировал положение автомобилей любым доступным способом, то он может переставить свой автомобиль для нормализации дорожного движения и снижения риска при движении других водителей — в этом случае злой умысел рассматриваться не будет.

Исключения из вышеописанного правила

Каждое ДТП уникально по своему. Поэтому если водитель уехал с места аварии, то не во всех случаях можно считать, что он уехал с места ДТП. Не будут рассматриваться в качестве нарушения следующие случаи:

  • Если водитель уехал с места аварии, чтобы доставить пострадавшего в ней участника до медпункта;
  • Если оба водителя разъехались с места ДТП, зафиксировав местоположение автомобилей в своих полисах ОСАГО;
  • Если водитель сразу после аварии отправился на ближайший пост ГИБДД. Такой вариант возможен, если у водителя нет возможности вызвать инспектора.

Возможны и другие случаи. Чаще всего они связаны с тем, что у водителя нет иного выбора, кроме как передвинуть транспортное средство после аварии.

Оставление места ДТП как правонарушение

Самое важное, что нужно знать об оставлении места ДТП это то, что такое нарушение рассматривается Административным Кодексом Российской Федерации и к обычным штрафам ГИБДД не имеет никакого отношения. Поэтому и наказание за оставление места ДТП может варьироваться в весьма широком диапазоне.

Оставление места дорожного происшествия водителем, виновном в этом нарушении, рассматривается в статье 12.27 КоАП РФ. При этом сама статья именуется как «Невыполнение обязанностей в связи с дорожно-транспортным происшествием», а оставление места аварии рассматривается только во второй её части.

Всего статья 12.27 КоАП РФ содержит три части. В первой рассматривается невыполнение водителем обязанностей, которые он обязан исполнить в связи с ДТП. Во второй рассматривается скрытие с места ДТП. В третьей — употребление водителем спиртного или наркотических средств после ДТП и до медицинского освидетельствования.

Наказание

Как и за любое другое нарушение, за скрытие с места предусмотрены различные меры наказания. При этом нарушитель не сможет отделаться простым штрафом. Согласно второй части статьи 12.27 Административного Кодекса Российской Федерации, наказание за оставление места аварии составляет от года до полутора лет лишения водительских прав с возможностью ареста виновного на пятнадцать суток. При этом мера наказания должна быть установлена в ходе судебного разбирательства и соответствовать тяжести нарушения. Арест чаще всего проводится в том случае, если виновный скрылся с места происшествия со злым умыслом или специально скрывался после совершения правонарушения.

У наказания есть свои срок давности. Его длительность составляет три месяца. Если за это время не будет инициировано разбирательство, то по прошествии трех месяцев его начать уже не могут. Однако укрывательство грозит виновному еще большими штрафами.

Стоит отметить важную деталь — скрытие с места аварии с оставлением пострадавших, которым требуется медицинская помощь, может стать причиной расследования и послужить основанием для уголовного дела по статье «неоказание помощи».


Подведем итоги

Скрыться как можно скорее с места ДТП, рассчитывая на то, что вас никто не догонит или никто не заметил ваших номеров — весьма плохая идея. Практически всегда есть свидетели, видеорегистраторы и иные средства установить виновность автолюбителя и его личность. И если вы решите покинуть место ДТП, то только значительно усугубите ваше положение. Ведь, оставшись на месте ДТП и оформив необходимые бумаги, вы всего лишь потратите время — ущерб возместят полисы ОСАГО и КАСКО. А вот оставление места ДТП в значительной мере усугубит ваше положение даже при незначительном ущербе — дело может дойти даже до ареста за небольшую аварию.

Неосторожность и самоуверенность водителя транспортного средства на дороге в редких случаях остается безнаказанной. Когда произошло по вине водителя, он будет нести ответственность согласно нормам действующего законодательства. Испугавшись ответственности или находясь в шоковом состоянии, человек может покинуть место происшествия, но в таком случае будет отвечать еще и за скрытие с места ДТП.

Чем же грозит оставление места ДТП нерадивому автолюбителю? Как понять, в каких случаях покинуть место аварии можно, а когда за подобные действия последует наказание? Об этом и пойдет речь в следующем материале.

Покинуть место дтп нельзя!

Дорожно-транспортным происшествием законодательство называет событие, случившиеся в ходе движения транспортного средства с его участием, вследствие которого причинен физический людей, произошла смерть одного из участников происшествия или был нанесен материальный ущерб в виде повреждения транспортных средств, перевозимых ими грузов, разрушения зданий.

Можно выделить несколько разновидностей ДТП:

  • Столкновение – это происшествие, при котором столкнулись несколько транспортных средств. Столкновение может произойти между двумя автомобилями, которые находятся в движении, с внезапно остановившимся транспортным средством (на перекрестке, светофоре, перед пешеходным переходом) или с подвижным составом на железнодорожном пути. По траектории движения транспортных средств относительно друг друга выделяют несколько видов столкновений: попутное, встречное и боковое.
  • Наезд на пешехода – это ситуация столкновения транспортного средства с физическим лицом – участником дорожного движения. Может быть в виде наезда движущегося транспортного средства на пешехода или же когда человек сам натолкнулся на находящийся в движении автомобиль.
  • Наезд на препятствие – столкновение автомобиля с неподвижным предметом (забором, зданием, деревом и т.д).
  • Наезд на велосипедиста – столкновение движущегося транспортного средства с велосипедом.
  • Наезд на животное – столкновение транспортного средства и животного, в результате которого был причинен материальный ущерб владельцу животного.
  • Опрокидывание – переворачивание транспортного средства на крышу в процессе движения.
  • Наезд на не движущееся и др.

Законные действия водителя после совершения ДТП

Если есть пострадавшие, нужно в первую очередь помочь им!

Авария является основанием для немедленного прекращения движения всеми транспортными средствами, к ней причастными. Предметы, имеющее к ней отношение, забирать, переносить или перемещать запрещено. Если в результате произошедшего имеются пострадавшие, водитель обязан немедленно вызвать скорую медицинскую помощь и оказывать необходимую доврачебную помощь до приезда .

О случившимся следует сообщить в правоохранительные органы и ждать их приезда на месте происшествия. Не помешает записать данные свидетелей аварии. Виновнику категорически запрещено покидать место происшествия, исключение могут составить только экстренные ситуации.

Прием алкоголя, наркотических или психотропных средств после происшествия запрещен. Это может повлиять на достоверность результатов освидетельствования и установления всех обстоятельств аварии.

Что грозит водителю, оставившему место аварии?

Оставление места ДТП образует состав отдельного правонарушения. Согласно нормам действующего законодательства такое действие карается лишение права управлять автотранспортом на протяжении до 1,5 лет или на 15 суток.

В какой срок могут быть применены санкции?

3 месяца дает законодательство сотрудникам правоохранительных органов для привлечения сбежавшего с места аварии водителя к ответственности. Этот строк отсчитывается со дня происшествия и если по его истечению правонарушитель не найдется, то дело будет закрыто в связи с окончанием срока .

Когда оставление места аварии является вынужденной мерой?

Освобождение проезжей части должно быть осуществлено до приезда сотрудников ГИБДД, если участвующие в ДТП автомобили перекрыли дорогу и препятствуют движению других транспортных средств. До перемещения автомобиля водитель должен зафиксировать его расположение во время аварии, а также следы и предметы, причастные к происшествию. С этой целью составляется схема происшествия.

Обязательным условием является присутствие свидетелей, которые своими подписями должны удостоверить соответствие схемы ДТП реальным событиям. На схеме отмечается взаимное расположение автомобилей-участников дорожно-транспортного происшествия с привязкой к местности, а также указываются техничные характеристики трассы (ширина, количество полос), тормозной путь и другие параметры.

Покинув место аварии в связи с крайней необходимостью, водитель также не будет считаться правонарушителем. Крайней необходимостью в таком случае будет потребность срочного оказания медицинской помощи пострадавшему.

Водитель может доставить пострадавшего в лечебное учреждение на своем автомобиле или остановив попутное транспортное средство. После этого он обязан как можно быстрее вернуться на место происшествия.

Если ДТП произошло на парковке

Неосторожность как причина ДТП

Ситуации, когда виновник ДТП о факте случившегося даже не подозревает и соответственно покинул место происшествия без малейшего зазрения совести, встречаются довольно часто. Например, выезжая с парковки, водитель не заметил как задел зеркалом чужой или зацепил проходящего рядом пешехода и уехал.
Фактически состав правонарушения существует: ущерб причинен и оставление места происшествия произошло.

Но как быть с умыслом? Доказать отсутствие умысла в такой ситуации водителю будет крайне сложно, лучше воспользоваться услугами грамотного специалиста в этой сфере. Часто встречаются случаи, когда после совершения ДТП на парковке водители договариваются без участия сотрудников и мирно разъезжаются. Такая ситуация может повлечь неприятные последствия, если вдруг один из водителей решить обратится в ГИБДД.

Доказать то, что все вопросы были решены и место ДТП никто не покидал, будет практически невозможно.
Единственным вариантом будет составление объяснительной записки каждым из . В документе следует указать, что ситуация с ДТП показалась и претензий никто ни к кому не имеет. О том, что водители договорились, а факт происшествия все-таки был, писать не стоит.

Если место ДТП оставил пострадавший

Бывают случаи, когда, не заметив повреждений автомобиля, пострадавший покидает место происшествия. А виновник ДТП при этом или умолчал о причиненных им повреждениях или тоже не придал им значения. После того как потерпевший обнаружит ущерб, даже если он уехал с места аварии, не дождавшись сотрудников ГИБДД, он имеет право обратиться в соответствующие органы. В отличии от виновника, потерпевший не может быть привлечен к ответственности за оставление места ДТП.

Как составить европротокол?

Превышение скорости как причина ДТП

Самостоятельное составление на месте аварии европротокола без привлечения сотрудников ГИБДД возможно при наличии таких условий:

  1. Если ДТП произошло с участием двух автомобилей;
  2. Отсутствуют пострадавшие;
  3. , причиненный аварией, оценивается водителями в суму не более 25 тыс. рублей.

Такой метод урегулирования возможен, если оба участника аварии имеют полис ОСАГО. Оформлению европротокола предшествует составление схемы места происшествия. Составляется она в двух экземплярах, подписывается каждым из участников аварии. Также следует удостовериться, что в результате аварии у ее участников отсутствует физический ущерб, а материальный ущерб оценивается сторонами одинаковой суммой.

Оформление европротокола исключает возможность привлечения участников аварии к ответственности. Поэтому, составив европротокол, водители имеют право покинуть место происшествия, оставшись безнаказанными.

В каких случаях можно избежать ответственности?

Водитель может и не заметить, что стал причиной ДТП

Если водитель не заметил совершенного им ДТП и покинул место происшествия, он может избежать санкций. В такой ситуации следует доказать, что водитель на самом деле не заметил, как совершил аварию, и уехал с места ДТП неумышленно. Ведь к ответственности можно привлечь только в случае умышленных действий человека. Например, когда водитель знал о случившийся аварии и осознанно уехал с места происшествия.

Если водитель действовал в ситуации крайней необходимости, он также может избежать ответственности. Единственным условием является то, что предотвращенный вред должен быть больше причиненного ущерба. Так, например если водитель, доставляя тяжелобольного человека в , попадает в аварию и уезжает с места происшествия, то считается, что он действует в ситуации крайней необходимости. Ведь ущерб, нанесенный водителем вследствие ДТП, намного менее значим, чем польза от ликвидации угрозы жизни больного.

Иногда участник ДТП, чтобы избежать ответственности, пытается выдать любую ситуацию за крайнюю необходимость. Например, опоздание на самолет, поезд, работу, запланированную встречу. Такие причины к ситуациям крайней необходимости не относятся и в судебном порядке таковыми признаны не будут.

Покинуть безнаказанно место ДТП, зная о причиненном ущербе, не получится также тогда, когда сложившуюся ситуацию видели свидетели. Они смогут подтвердить, например, что виновник заметил повреждения и даже вышел с машины, чтобы их осмотреть, после чего просто уехал.

Дисциплинированному водителю следует помнить, что если второй участник дорожно-транспортного происшествия, которому был нанесен материальный ущерб, уехал с места происшествия, то все же следует вызвать правоохранительные органы и дождаться их приезда. Ведь уехавший водитель позже, заметив повреждения своего автомобиля, может обратиться в полицию, чтобы найти виновника.

А если оставшийся на месте виновник аварии не вызвал правоохранительные органы сам, то будет считаться что он совершил . Забрать заявление пострадавший в таком деле уже не сможет и закрыть дело в связи с примирением сторон не получиться. Виновник аварии может рассчитывать на смягчение наказания за оставление места ДТП, если возместит ущерб потерпевшему.

Мнение юриста-эксперта:

В статье изложено много информации на ситуацию об оставлении места ДТП. Один из моментов, описанных в статье – не заметил ДТП. Хотелось бы обратить внимание на эту возможность избежать наказания. Не заметил – это несколько не тот путь. Водитель обязан все видеть, слышать и реагировать на создавшуюся дорожную ситуацию. Он обязан также обеспечить безопасность и не создавать проблем другим участникам дорожного движения.

А вот если представить ситуацию в другом ракурсе. Водитель не имел возможности обнаружить факт ДТП в силу таких-то обстоятельств. И эти обстоятельства должны быть весомыми. Они должны убедить судью в том, что вы действительно не виновны, так как действительно не были надлежащим образом информированы о том, что стали участником ДТП.

Как правильно покинуть место ДТП? Разъяснит видеоматериал:

Смысл данного понятия, какие именно и чьи действия под него подпадают, какая [ответственность установлена законом за оставление места ДТП] и как такие дела рассматриваются на практике, от чего может зависеть результат их рассмотрения – этим и другим интересным вопросам посвящена настоящая статья.

Законодательство с комментариями

Чтобы во всём в этом разобраться, необходимо провести анализ ряда законодательных норм, и начать нужно с ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ , собственно и определяющей, что грозит водителю, покинувшему место ДТП.

С самой нормой можно без труда ознакомиться, просто перейдя по ссылке. Но понятно ли, что означает само используемое законодателем словосочетание — «оставление места ДТП»? Что понимается под словом «оставление», как определяются границы «места»?.. Имеет ли значение, в частности, расстояние, на которое удалился гражданин от места происшествия; какие вообще действия должны быть совершены гражданином, чтобы возникали основания для привлечения его к означенной ответственности?

Поверьте, чётко сформулированных и понятым образом изложенных ответов на эти вопросы в законе найти не удастся, чем нередко и пользуются некоторые не очень добросовестные сотрудники ГИБДД, пытаясь ввести в заблуждение граждан относительно юридической квалификации их действий.

Именно поэтому смысл понятия «оставление места ДТП» – важнейший вопрос, в котором следует разобраться, что нами непременно и будет сделано. Но сперва проанализируем данную норму в тех её частях, которые изложены законодателем понятно.

Кто подлежит ответственности за оставление места ДТП?

Ответ на этот вопрос содержится в самой рассматриваемой норме: только водитель, который принимал участие ДТП. И никто более.

Для законного привлечения к ответственности необходимым условием является факт управления гражданином транспортным средством в момент происшествия, а само происшествие должно отвечать всем признакам ДТП, то есть являться событием, в котором погибли или были ранены люди, или кому-либо был причинён ущерб: повреждены транспортные средства, грузы и т.д. (вплоть до повреждений одежды или каких-либо личных вещей – в основном касается ДТП с пешеходами).

Таким образом, гражданин не может подлежать ответственности, если, например, в результате контактирования его транспортного средства с каким-либо иным объектом не образовалось никаких повреждений (такое редко, но бывает).

Равным образом, нельзя привлечь к ответственности за оставление места ДТП и в том случае, если гражданин вообще не управлял транспортным средством непосредственно в момент происшествия. Следует иметь в виду при этом, что, основным признаком управления транспортным средством является его нахождение в движении. Следовательно, если транспортное средство не двигается, никаких действий по приведению его в движение гражданином не предпринимается, то такой гражданин водителем не является. Однако не стоит это понимать слишком уж буквально и утрированно, как это сделал, например, один из наших несостоявшихся клиентов, который на полном серьёзе собирался убедить суд в том, что он не подлежит ответственности за оставление места ДТП, поскольку само происшествие произошло при тех обстоятельствах, что он остановился перед светофором, после чего в заднюю часть его уже стоящего автомобиля врезался другой автомобиль. И так как его автомобиль в момент ДТП стоял, то он им «не управлял» и, соответственно, субъектом правонарушения не является. Разумеется, как потом об этом стало известным, его доводы не были приняты ни одним судом, через которые прошло его дело, хотя он и дошёл с этими доводами до надзорной инстанции.

Следует знать также и о том, что сейчас не работают и доводы о неправомерности привлечения к ответственности, если происшествие произошло не на «дороге», а на «прилегающей территории» (ПДД РФ разделяют данные понятия), хотя, казалось бы, эти доводы сами собой напрашиваются из определения «ДТП». Дело в том, что ещё в феврале 2012 года Верховный Суд РФ внёс определённые изменения , согласно которым по таким делам «официально» перестало иметь значение, где именно произошло происшествие — на дороге или на прилегающей территории. Впрочем, и до внесения данных изменений суды соглашались с такими доводами очень неохотно и нечасто.

Более подробно о том, что должно подлежать доказыванию по таким делам и как они рассматриваются в судах на практике, описано в разделе «Судебная практика»

Место ДТП покинуть всё-таки можно

Как это также следует из ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, установленная ею ответственность распространяется отнюдь не на всех оставивших место ДТП водителей, а лишь на тех из них, кто сделал это именно вопреки требованиям Правил дорожного движения. Тем самым рассматриваемая норма достаточно ясно указывает: обязанность участников ДТП оставаться на месте вовсе не является безусловной — всё зависит от ситуации, предусмотренной законодателем.

Вместе с тем, чтобы понять, в каких случаях можно покинуть место ДТП, а в каких случаях это делать запрещено, необходимо обратиться к пунктам 2.6 и 2.6.1 ПДД РФ , и выделить из них наиболее важные, на наш взгляд, аспекты, непосредственно относящиеся к рассматриваемой теме.

Из данных пунктов ПДД РФ в целом следует, что любые возможные ДТП делятся законодателем на две условные группы: «ДТП с пострадавшими» и «ДТП без пострадавших».

И как раз тем обстоятельством, пострадали ли в ДТП люди, в основном и определяются возможные варианты дальнейших действий водителей:

Оставление места ДТП с пострадавшими

Если уж так вышло, что в ДТП пострадали люди, то водитель, помимо всего прочего, обязан вызвать медиков и сотрудников полиции, и покидать место происшествия по прибытия туда последних ему нельзя. Исключение возникает только в самой экстренной ситуации – когда срочно нужно отвезти пострадавших в больницу, и только если это невозможно сделать на попутном транспорте. Но потом водитель всё равно должен вернуться на место ДТП. Иначе он может быть привлечён к ответственности за оставление места ДТП с пострадавшими.

Оставление места ДТП без пострадавших

Разумеется, предусмотрена аналогичная ответственность и за оставление места ДТП без пострадавших, но в этих случаях законодатель оставляет водителю куда большую свободу действий.

Обязанность сообщить в полицию о ДТП, в котором вред был причинён только имуществу, возникает у участников происшествия лишь в случае разногласий между ними по поводу обстоятельств, при которых произошло само ДТП, или по поводу того, какой вред был причинён их имуществу в результате происшествия.

Иными словами, если на месте ДТП участники происшествия не могут прийти к согласию о его причинах (например, один водитель утверждает, что ДТП произошло из-за того, что другой водитель проехал на красный сигнал светофора, а последний с этим не соглашается и утверждает, что он двигался на зелёный) и/или видимых последствиях (например, предполагаемый виновник ДТП не соглашается с тем, что в результате происшествия на автомобиле оппонента была повреждена какая-то конкретная кузовная деталь, полагая, что она могла быть повреждена задолго до происшествия), то сообщать в полицию о таком ДТП – надо. А дальше нужно просто следовать указаниям сотрудников полиции относительно места оформления ДТП с их участием. Если данное требование проигнорировать и просто уехать с места аварии, то в дальнейшем можно стать привлечённым к ответственности по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Однако закон предусматривает возможность и оставления места ДТП, в котором обошлось без пострадавших — но только если у его участников не возникает разногласий относительно обстоятельств, при которых оно произошло, а также относительно характера и видимых повреждений транспортных средств. В таких случаях водители могут не сообщать о произошедшем в полицию и покинуть место инцидента. Документы же они могут составить впоследствии как с участием сотрудников полиции, так и самостоятельно – заполнив бланки извещения о ДТП – но только в том случае, если в ДТП принимали участие два транспортных средства, гражданская ответственность владельцев которых застрахована, а вред был причинен только этим транспортным средствам. Более того, участники такого ДТП вообще могут не оформлять документы о происшествии, если не считают это необходимым.

Таким образом, при ДТП, в котором были повреждены только транспортные средства, и ущерб для их владельцев не является существенным, водители могут не сообщать о происшествии в полицию, никаких документов не оформлять и, по обоюдному согласию, просто разъехаться – «оставлением места ДТП» в контексте ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ это считаться не будет.

Все водители оставили место ДТП

Однако, во избежание неприятностей, в таких случаях, как и в случаях самостоятельного оформления документов по ДТП, имеет смысл проявлять определённую осторожность.

К сожалению, практике известны примеры, когда водители, даже выполнив все условия, позволяющие покинуть место аварии без обращения к сотрудникам полиции, впоследствии привлекались по [статье 12.27 КоАП РФ за оставление места ДТП].

Одна из таких историй произошла с нашим подзащитным. Поскольку у участников происшествия не возникло никаких разногласий относительно его причин и последствий, они решили сами заполнить извещение о ДТП, после чего оба покинули место ДТП. Однако у второго участника зародились сомнения в том, всё ли было сделано правильно, в связи с чем он вернулся назад и позвонил в ГАИ. Спустя некоторое время нашего будущего клиента вызвали в отдел ГИБДД, где, недолго думая, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и направили дело мировому судье, который тоже думал не долго и признал гражданина виновным в оставлении места ДТП. Гражданин обратился к нам, наш юрист подал жалобу на постановление, потом участвовал во второй инстанции в качестве защитника. Данное дело, к счастью, закончилось благополучно.

Ознакомиться с решением:



И это было ещё не самое сложное дело. По крайней мере, второй участник ДТП не оспаривал фактические обстоятельства, и суд исходил именно из того, что произошло в действительности. Тем не менее, имел место полноценный судебный процесс с обжалованием постановления и, чтобы решить эту возникшую на пустом месте проблему, понадобилась помощь профессиональных юристов.

Но бывают ведь и более тяжёлые случаи – когда водители договариваются «разъехаться полюбовно» вообще без оформления документов; один из них действительно уезжает и по-честному забывает об инциденте, однако другой так же точно, как и в истории выше, впоследствии обращается в ГАИ, но при этом заявляет, что уехавший с места ДТП сделал это в отсутствие каких-либо договорённостей. И всё – приехали: с большой степенью вероятности, в отношении водителя, уехавшего с места аварии, будет возбуждено дело по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, и отбиться потом от этого обвинения в суде будет весьма непросто, если удастся это сделать вообще.

Поэтому, чтобы минимизировать риски, в целях экономии денег, времени и нервов в дальнейшем, рекомендуется прямо на месте ДТП позаботиться о доказательствах, подтверждающих отсутствие необходимости у всех участников происшествия в его документальном оформлении. Таковыми доказательствами могут стать, например, расписки или видеозаписи общения участников происшествия. Данные доказательства желательно хранить в течение хотя бы 3-х месяцев с момента ДТП.

Надеяться же только лишь на устные договорённости и «джентельменские соглашения» – не стоит, ибо порою это выходит боком.

Наказание за оставление места ДТП

Из нормы также следует, какое наказание предусмотрено за оставление места ДТП: лишение прав на срок от года до полутора, либо административный арест до 15-ти суток. Только такая альтернатива, и иных вариантов нет. То есть, признав гражданина виновным в данном правонарушении, судья не сможет назначить ему, например, [штраф за оставление места ДТП], ибо это будет противоречить закону.

Пересмотр в 2019 году

В своё время в определённых кругах поговаривали, что в 2019 году законодатель хотел пересмотреть наказание за оставление места ДТП – либо смягчив его в принципе, либо сделав его более дифференцированным – в зависимости хотя бы от последствий самого ДТП. Но, очевидно, законодатель был занят более важными делами, и санкция ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ так и не претерпела никаких изменений. Поэтому в 2019 году водителю, если он покинул место ДТП, грозит такое же наказание, что и раньше.

При этом, по мнению того же законодателя, административный арест, даже на самый минимальный срок, считается более суровой мерой, нежели лишение прав, причём на любой срок, что на практике приводит к тому, что лишение водительских прав за оставление места ДТП назначается в разы чаще, чем административный арест.

Лишение права управление ТС — потеря работы

Периодически с таким «гуманизмом» находятся несогласные – в основном из числа граждан, для которых лишение права управления транспортными средствами означает и потерю единственного источника доходов, которые буквально умоляют судей «не лишать их прав», а «посадить на сутки». Однако реально добиваются этого лишь немногие «счастливчики». Некоторые пытаются даже обжаловать постановления, прося уже вышестоящие судебные инстанции заменить им лишение прав на административный арест, но это никогда не приводит к желаемому результату, потому что законом прямо запрещается усиливать административное наказание при обжаловании постановлений.

В целях полноты раскрытия вопроса о наказании для водителя, если он действительно покинул место ДТП, необходимо рассмотреть и ситуации, при которых водитель вообще может быть освобождён от такой ответственности. К счастью, такие случаи законом предусмотрены.

На практике

Одна из таких ситуаций – это действия в состоянии крайней необходимости. Применительно к рассматриваемой теме это может означать, например, что если водителю поступают угрозы жизни и здоровью от других участников ДТП или ему нужна срочная медицинская помощь, то он может оставить место происшествия. Равным образом он может сделать это и в случае, например, необходимости доставления в роддом беременной женщины, у которой начались преждевременные роды, если её доставление невозможно иным способом. И таких примеров можно было бы привести намного больше. Но следует иметь в виду, что «крайняя необходимость» – состояние, нуждающееся в специальном доказывании, то есть в суде вовсе недостаточно будет произнести: «у меня была крайняя необходимость». Придётся именно обосновывать и доказывать – как сам факт опасности, угрожавшей кому-либо, и её серьёзность, так и невозможность её устранения иначе как путём оставления места ДТП.

Другая ситуация – это малозначительность административного правонарушения. Определение данному понятию дано Верховным Судом РФ , но, к сожалению, без чётких критериев, что на практике приводит к тому, что редко какое административное правонарушение признаётся малозначительным. Мы не хотим сказать, что это – «мёртвая норма», она всё-таки применяется, но происходит это настолько редко, что уповать лишь на неё мы бы не советовали.

Иных оснований, безусловно освобождающих водителя от [наказания за оставление места ДТП], закон не содержит. За исключением, пожалуй, предусмотренного ст. 2.8 КоАП РФ , но ссылаться на эту норму мы, по понятным причинам, также бы не советовали.

Неумышленное оставление места ДТП

Однако есть обстоятельство, ссылаться на которое, если это соответствует действительности, можно и порою даже необходимо. И таким обстоятельством является отсутствие умысла на совершение правонарушения.

Чем же так важно данное обстоятельство, на что оно влияет и почему имеет смысл на него ссылаться?

Условие для привлечения к ответственности

Дело в том, что само по себе противоправное деяние, даже если оно действительно имело место, не является достаточным основанием для привлечения к ответственности. Необходимым условием для этого является наличие состава правонарушения в целом. В свою очередь, состав правонарушения – это совокупность четырёх элементов, одним из которых является субъективная сторона (говоря по-простому, — вина). Отсутствие же любого из его элементов, в том числе и субъективной стороны (вины) приводит к отсутствию состава правонарушения как такового, что является основанием для прекращения производства по делу.

Соответственно, в случае отсутствия вины в совершении правонарушения, гражданин не может подлежать ответственности, о чём, кстати сказать, прямо указывается в ч. 1 ст. 1.5 КоАП РФ.

Именно поэтому, совершенно неслучайно, положениями закона предписывается выяснение не только наличия самого события правонарушения, но и вины гражданина в его совершении.

Тонкости вопроса

И тут важно понимать определённую тонкость: правонарушение, предусмотренное ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с субъективной стороны может характеризоваться исключительно умышленной формой вины , из чего следует, что водитель, покинувший место ДТП, может подлежать ответственности за это лишь в том случае, если он, по меньшей мере, был осведомлён о том, что являлся участником происшествия.

Кроме того, есть и ещё тонкость – в слове «умысел». Считается, что у водителя, покидающего место ДТП, умысел направлен на избежание ответственности, порождаемой самим фактом его участия в происшествии, что может быть достигнуто, в частности, путём сокрытия своей личности.

Соответственно, под «оставлением места ДТП» в ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ понимается именно «скрытие с места ДТП», то есть действия водителя, который знал о том, что он являлся участником происшествия, но, несмотря на это, осознанно, с целью сокрытия данного факта и избежания ответственности за него, скрылся с места ДТП.

Разумеется, вина водителей, совершивших умышленное оставление места ДТП, под сомнение не ставится, а наказание, предусмотренное для них законом, представляется обоснованным. Ведь если такой водитель являлся виновником происшествия, то у потерпевшей стороны зачастую возникают практически неразрешимые проблемы с возмещением ущерба, что наиболее остро проявляется в случаях с ДТП с пострадавшими. Впрочем, даже если обошлось без пострадавших, то, согласитесь, это несправедливо – ремонтировать за свой счёт свой автомобиль или иное имущество, повреждённое в ДТП, виновником которого являлся другой человек, которого невозможно даже установить, чтобы предъявить ему претензии, поскольку он самым бессовестным образом скрылся.

Реальная практика

Однако, как показывает практика, случаев именно умышленного оставления места ДТП – на общем фоне не так уж и много.

  • Во-первых, зачастую в том нет никакого смысла, потому что в настоящее время ответственность практически всех владельцев транспортных средств застрахована, и, как следствие, возмещение ущерба в связи с ДТП ложится на страховую компанию. Более того, если впоследствии водитель, скрывшийся с места аварии, будет установлен (а в большинстве случаев именно так и происходит), то у страховой компании появляется право предъявления к нему регрессного требования , чем страховщик практически всегда и пользуется, что в итоге приводит к тому, что такой водитель, хоть и не сразу, но всё-таки возмещает причинённый ущерб фактически из своего кармана.
  • Во-вторых, многие водители знают, что грозит за оставление места ДТП, и поэтому редко находятся желающие сознательно подвести себя под арест или лишение прав, тогда как всего этого можно избежать, просто оставшись на месте происшествия и решив возникшие проблемы по закону.

Именно поэтому подавляющее большинство наших клиентов утверждают, что они ничего не знали о том, что являлись участниками какого-либо ДТП, пока их не вызвали в ГИБДД. И мы склонны им верить, потому что подавляющем большинстве таких случаев речь идёт о совершенно незначительных ДТП – буквально касания транспортного средства о другой объект, которое, действительно, невозможно заметить и/или почувствовать.

Но можно ли говорить о виновности водителя, покидающего место подобного ДТП, если при этом никто из числа возможных свидетелей происшествия не обратил его внимания на то, что оно вообще имело место?

Конечно же, нет. Ведь таких случаях водитель не осознает противоправность своего поступка, и собственно «скрытие» с места происшествия им не осуществляется. Как следствие, в его действиях нет вины, а значит – и состава правонарушения, предусмотренного ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Соответственно, он не может и подлежать ответственности, установленной данной нормой.

Поэтому, если водитель не был осведомлён о факте своего участия в ДТП, у него не было умысла на скрытие с места происшествия, то, разумеется, на данное обстоятельство можно и нужно ссылаться при рассмотрении дела, ибо ответственности за неумышленное оставление места ДТП законом не предусмотрено.

Срок давности за оставление места ДТП

Ещё один вопрос, всегда вызывающий самый живой интерес у водителей, которые всё-таки оставили место ДТП, это – существует ли срок, по истечению которого их уже невозможно привлечь за это к ответственности, и если такой срок есть, то сколько он составляет и как он высчитывается?

Конечно же, срок давности привлечения к ответственности водителя, если он покинул место ДТП, законодателем предусмотрен, и составляет он три месяца со дня совершения правонарушения. Ни с момента установления личности водителя, ни со дня передачи дела в суд или принятия судом дела к производству, и т.д., а именно со дня совершения правонарушения.

Из чего, в свою очередь, следует, что если в течение трёх месяцев со дня ДТП сотрудники ГИБДД не смогли передать дело в суд, либо судья почему-то не успел это дело рассмотреть, то ответственность водителю более не грозит.

Однако подобное развитие событий – достаточно большая редкость. В последнее время инспекторы по розыску обычно успевают своевременно устанавливать личность оставившего место ДТП водителя, произвести необходимые процессуальные действия, составить должным образом административный материал и направить дело в суд. Не стоит также питать больших надежд и на то, что судья не успеет рассмотреть дело, если оно принято им к своему производству, это единичные и исключительные случаи. Даже если дело поступает в суд буквально за два-три дня до окончания срока давности, судьёй обычно прилагается максимум усилий к тому, чтобы всё равно вынести постановление в пределах данного срока.

Впрочем, может произойти и так, что судья не примет дело и отправит его назад – в ОГИБДД, для исправления каких-либо недостатков. Это тоже бывает нечасто, но если это происходит, то шансы на избежание ответственности значительно повышаются, поскольку истечение срока давности не прерывается, и пока дело «ходит» между судом и отделом ГИБДД, этот срок может и истечь.

Если же никаких недостатков в деле судьёй не выявляется и дело им принимается к производству, то это практически всегда означает, что постановление (чаще всего обвинительное) будет вынесено в пределах срока давности, и в следующий раз о данном сроке уместно будет вспомнить лишь в случае возможной отмены постановления в вышестоящем суде по каким-либо процессуальным основаниям, когда будет решаться вопрос о возможности или невозможности направления дела на новое рассмотрение в первую судебную инстанцию.

Судебная практика

Что ж, нормы законодательства рассмотрены, и теперь самое время подкреплять теорию практикой.

Сразу хотим оговориться: в данном разделе будут представлены только случаи, закончившиеся в судах победами по таким делам, и в которых принимали участие профессиональные юристы в качестве защитников. К сожалению, судебная практика в целом такова, что судьи намного чаще стараются занимать сторону сотрудников полиции, а исход каждого дела во многом может зависеть от личности судьи и прочих весьма субъективных обстоятельств. Но тем не менее, как показывает та же судебная практика, предрешённым является исход далеко не любого дела, и если в защиту водителя представляется возможным привести убедительные доводы, а сама защита осуществляется грамотно, то это нередко приводит к успеху.

Надеемся, данный раздел окажется полезным для тех, кому в настоящее время грозит суд по оставлению места ДТП – возможно, в приведенных примерах (для ровного счёта пускай их будет десять) найдётся что-то общее с обстоятельствами дела, возбуждённого в их отношении…

Не доказано, что являлся водителем

В ОГИБДД поступило заявление о том, что некто, управляя транспортным средством, допустил незначительное столкновение (фактически касание) с другим транспортным средством и уехал.

Инспекторы, установив собственника автомобиля, вызвали его в отдел и не выясняя вообще ничего (не интересуясь даже, кто находился за рулём во время происшествия), составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Когда гражданин начал высказывать недоумение по этому поводу и возмущаться, автор протокола сказал, что «в суде разберутся, кто там был за рулём». Собственно, разобрались. Вообще, случай достаточно редкий: инспекторы ДПС обычно выясняют хотя бы, являлся ли собственник водителем в момент ДТП.

Ознакомиться с решением:



Не доказан контакт транспортных средств между собой

Тоже замечательная история.

Владельцем автомобиля были обнаружены на нём свежие повреждения с вкраплением краски синего цвета. Поскольку в том же дворе стоял автомобиль синего цвета, на котором, как он посчитал, имелись схожие повреждения, он предположил, что имел место контакт именно с этим автомобилем, и обратился к его владельцу с соответствующими претензиями.

Но переговоры зашли в тупик и в дело вмешались сотрудники ГИБДД. Не исследуя повреждения на автомобилях — насколько они вообще соответствуют друг другу, не замеряя даже, на каком уровне они находятся относительно опорной поверхности, они, недолго думая (автомобиль же – синий!) составили в отношении нашего будущего подзащитного протокол за оставление места ДТП и направили дело мировому судье, который вынес постановление о лишении прав.

К счастью, суд второй инстанции удалось убедить в том, что доказательная база, мягко говоря, слабовата.

Ознакомиться с решением:







Примерно похожая ситуация, но в данном случае сотрудники ГИБДД не только не сопоставляли между собой повреждения на автомобилях, но ими была проигнорирована даже видеозапись, из которой чётко следовало, что между транспортными средствами не было контакта. Мировой судья оправдал водителя.

Ознакомиться с решением:



Происшествие не является ДТП, поскольку ущерб не нанесён

Заправившись на АЗС, водитель забыл вынуть из бака автомобиля топливораздаточный пистолет и начал движение. Результат закономерен: обрыв шланга. На первый взгляд, все признаки ДТП – налицо, а поскольку в итоге водитель место происшествия покинул, не вызывает сомнения и его вина в оставлении места ДТП. По всей видимости, примерно из таких соображений исходил мировой судья, который вынес постановление о лишении прав за оставление места ДТП.

Но после вмешательства в дело юриста, выяснилось, что сам механизм поворотно-разрывной муфты повреждён не был. Как следствие, не было причинено и ущерба. Соответственно, происшествие не является ДТП с точки зрения ПДД РФ, и поэтому в действиях водителя нет состава правонарушения, в связи с чем во второй инстанции производство по делу было прекращено.

Ознакомиться с решением:




Отсутствие умысла

Водитель рейсового автобуса во время следования по маршруту допустил резкое торможение, из-за чего один из пассажиров стукнулся лицом о впереди стоящее сидение. Как это будет установлено в дальнейшем, пассажиру был причинён здоровью.

Но на тот момент об этом ничего не было известно даже пассажиру, поэтому он, ничего не сказав водителю, сошёл с автобуса на следующей же остановке и пошёл домой, записав перед этим, правда, госрегзнак автобуса. Уже дома ему стало плохо, и он обратился в медицинское учреждение, откуда, в свою очередь, информация о ДТП была передана сотрудникам ГИБДД.

Установить личность водителя автобуса стало делом техники. Сотрудники ГИБДД прекрасно с этим справились и впоследствии составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Дело поступило в один из районных судов г. Москвы, судья которого лишил водителя права управления транспортными средствами.

Однако постановление было обжаловано в Московском городском суде, где судья полностью согласился с доводами о том о невиновности водителя.

Ознакомиться с решением:




Вообще, водители, ставшие участниками ДТП, нередко попадают в неприятности из-за странных действий пострадавших.

Именно так произошло и в данном случае. Водитель неаккуратно остановился прямо на пешеходном переходе, и один из пешеходов, перебегая дорогу, налетел на стоящий автомобиль, в результате чего упал. Водитель вышел из автомобиля, поинтересовался у пешехода, не пострадал ли он, нужна ли ему медицинская помощь, но пешеход, не сказав ни слова, буквально убежал с места происшествия, записав, однако, госномер автомобиля. Позже пострадавший почувствовал боль в ноге, в связи с чем также обратился за медицинской помощью. А дальше – всё как в предыдущем случае: медики сообщили о происшествии в ГАИ, инспекторы установили личность водителя, составили в его отношении протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ и передали дело в суд.

К счастью, судью удалось убедить в том, что в анализируемой ситуации в действиях водителя состава правонарушения нет.

Ознакомиться с решением:


Еще один случай с пострадавшим

И снова случай с ДТП, в котором пострадал человек. В процессе движения задним ходом водитель совершил наезд автомобилем на пожилого мужчину, от чего последний упал и получил телесные повреждения. Всё это произошло на глазах супруги данного мужчины и многочисленных свидетелей, между которыми и водителем сразу же возникли неприязненные отношения, что, впрочем, и понятно.

Но надо отдать должное водителю: стойко выдержав все упрёки очевидцев, он не предпринял даже попытки скрыться с места происшествия. Напротив, он общался с пострадавшим и с его супругой, предлагал им свою помощь, оставил им все свои контактные данные – в общем, вёл себя предельно прилично. Более того, он дождался приезда наряда «Скорой помощи» и оставил свои данные медикам, и лишь после этого уехал с места инцидента.

Разумеется, впоследствии его вызвали в отдел ГИБДД, где составили в его отношении материал по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Осознав, чем ему грозит данная ситуация, и сразу же озаботившись вопросом, как избежать лишения прав за оставление места ДТП, гражданин обратился к нам. Мировой судья согласился с сотрудниками ГИБДД, однако судья городского суда, рассмотревший жалобу на постановление, по достоинству оценил действия водителя и согласился с защитой в том, что его действия должны быть переквалифицированы на ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ. В итоге водитель получил штраф за оставление места ДТП.

Ознакомиться с решением:




Уехал с места ДТП – не значит, что скрылся с места ДТП

В данном случае водитель вынужденно уехал с места ДТП в связи с необходимостью доставления в больницу пострадавшего, откуда сообщил в ГИБДД о факте произошедшего.

Инспектор ДПС, а следом и мировой судья посчитали, что водитель должен понести наказание по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, с чем, в свою очередь, не согласился судья городского суда, который на стадии уже рассмотрения жалобы на постановление прекратил производство по делу.

Ознакомиться с решением:





Когда расстояние не имеет значения

В начале настоящей статьи мы задавались вопросами о том, как определяются границы места ДТП, и имеет ли какое-либо значение расстояние, на которое может удалиться гражданин от места происшествия. И это вовсе не праздные вопросы!

Потому что встречаются инспекторы ДПС, которые на полном серьёзе полагают, что если водитель остановился не сразу на месте ДТП, а проехал, например, несколько десятков метров, то это вполне достаточное основание для квалификации его действий по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. И даже для объявления его самого и его автомобиля в розыск, и это при том, что автомобиль находится в непосредственной близости от места происшествия, о чём инспектору прекрасно известно, а сам водитель чуть ли не насильно пытается вручить инспектору свои документы и всячески выражает согласие на участие в оформлении материала по ДТП.

Более того, встречаются даже мировые судьи, которые разделяют такую странную позицию. Но, к счастью, есть и другие судьи – пограмотнее и поопытнее, которые всё-таки понимают всю абсурдность обвинения и не соглашаются с наличием в действиях такого водителя состава правонарушения.

Ознакомиться с решением:





Истечение срока давности привлечения к ответственности

Ну и напоследок классика жанра: отмена постановления суда первой инстанции по процессуальным основаниям и прекращение производства по делу, ввиду невозможности его направления на новое рассмотрение, так как на момент вынесения решения по жалобе срок давности привлечения к ответственности истёк.

Необходимо отметить, что подобная ситуация может сложиться по любому делу, безотносительно его фактических обстоятельств.

Ознакомиться с решением:



В заключение

В завершение хотелось бы сказать следующее.

Оставление места ДТП – грубое нарушение Правил дорожного движения, за которое законодателем установлена весьма суровая ответственность. И это, наверное, правильно.

Но практика показывает, что зачастую «под раздачу» попадают люди, которые и не думали скрываться с места ДТП, и в действиях которых весьма сомнителен состав данного правонарушения. И чаще всего это происходит ввиду того, что они просто не могут должным образом привести доводы в свою защиту.

Надеемся, что данная статья кому-то поможет найти способ, как избежать ответственности за оставление места ДТП.

Юрист Коллегии правовой защиты. Специализируется на ведении административных и гражданских дел, связанных с нарушением ПДД, возмещением ущерба, спорами со страховыми компаниями, обжалованием постановлений и решений ГИБДД, защитой прав потребителя.

Ни один преступник, совершивший противозаконное действие, не хочет быть наказанным. Поэтому часто, слушая в новостях о каком-либо преступлении, мы можем услышать такое выражение: «скрылся с места преступления».

Дорожно-транспортное происшествие – это преступление на дороге. И даже если оно не было преднамеренным, виновные в произошедшем происшествии, чтобы избежать наказания, могут покинуть место аварии.

«Покидать место аварии» – означает уехать с места происшествия до того времени, как туда приедут сотрудники ГИБДД. При этом виновники не думают о том, что из-за созданной ними аварийной ситуации могло пострадать не только имущество, но и люди.

Можно ли избежать наказания, если покинул место аварии?

Чтобы понимать, что вам грозит в подобной ситуации, следует ознакомиться с п. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. В частности, в данной статье говорится, о том, что за оставление водителем, нарушившим ПДД, места происшествия, ему грозит лишение водительских прав сроком от 1 года до полутора лет, или административный арест, сроком до 15 суток.

Часто лишение прав управления автомобилем происходит за создание аварийной ситуации, где повреждения ТС были минимальными и никто не пострадал.

Для виновника аварии, который уехал с места происшествия важно доказать, что он имел веские причины для таких действий. Только так он сможет избежать законного наказания.

Среди причин, оправдывающих действие водителя, можно назвать следующие:

  • участники аварии пришли к обоюдному мнению по поводу виновника ДТП и вопросу возмещения ущерба;
  • после аварии участники самостоятельно заполнили Европротокол;
  • ТС, участвовавшие в ДТП, мешают движению другого транспорта, поэтому водители передвинули свои машины, предварительно зафиксировав свое положение в протоколе;
  • пострадавшие в ДТП нуждались в срочной медицинской помощи;
  • срок давности по ДТП истек.

Одной из причин оставление места аварии может быть ситуация, когда в силу слишком шумного и загруженного движения на трассе, водитель мог не понять, что он повредил чей-то автомобиль, как результат – покидание места ДТП.

Что можно предложить в качестве доказательств при оставлении места аварии?

Доказать тот факт, что вы покинули место аварии не из «чувства самосохранения», будет нелегко. Для этого вам придется очень хорошо постараться, тем более, что в данном случае презумпция невиновности не работает.

Самым оптимальным вариантом, в данной ситуации, будет доказать, что ваши действия не были специально продуманны.

Чтобы подтвердить тот факт, что ваши действия не носили преднамеренный характер, необходимо доказать следующее:

  • в момент аварии были плохие погодные условия, из-за чего видимость на дороге была недостаточной;
  • момент соприкосновения автомобилей не сопровождался скрежетом или другими громкими звуками;
  • в салоне автомобиля играла громкая музыка.

Если в вашем случае есть одна из вышеперечисленных причин, можете обратиться к своему адвокату или постарайтесь доказать свою невиновность самостоятельно.

Как использовать срок давности в случае оставления места ДТП?

Консультацию по поводу того, как избежать наказания за нарушения подобного рода, можно получить у хорошего адвоката. Те способы, которые были описаны выше, не всегда могут быть действенными.

Поэтому можно попробовать еще несколько вариантов, но только если вам не грозит уголовная ответственность:

  • договориться со вторым участником аварии до того, как на место прибудут сотрудники ГИБДД;
  • стараться всеми возможными способами задерживать решение суда. Например, можно утверждать, что вы не были за рулем автомобиля. Машиной в момент аварии управляло доверенное лицо, которое может дать показания по этому делу. Пока вы «найдете» это лицо, срок давности (3 месяца), закончится и дело закроют.

Некоторые водители выбирают для себя довольно простой способ избежать наказания. В течение 3 месяцев они стараются не попадать на глаза полиции или ГИБДД. Судебное дело без наличия виновного не может быть рассмотрено (п. 3 ст. 25.1 КоАП РФ).

В данной статье говорится о том, что любое дело об административном нарушении, которое предусматривает наказание в виде административного ареста или административного выдворения за пределы РФ гражданина, не имеющего российского гражданства, не может происходить без его непосредственного присутствия.

Как юрист может помочь водителю, покинувшему место ДТП в освобождении от ответственности?

Доказать тот факт, что действия виновника аварии носили неумышленный характер, довольно сложно. Хотя юристы, имеющие достаточный опыт в данных делах, могут истолковать ст. 12.27 так, как это выгодно их клиенту.

Часто приходится выбирать из двух вариантов исхода дела:

  • свести наказание до штрафа;
  • полностью избежать ответственности.

Самостоятельно, без помощи юриста, избежать наказания не получится.

Хороший же специалист сумеет сразу доказать, что вины водителя в происшествии нет, и переквалифицирует дело в малозначительные происшествия.

Для переквалификации дела в незначительное, можно представить следующие аргументы: на машине оппонента почти нет повреждений, виновник оставил для потерпевшего информацию о себе, пострадавший не предъявил претензии, прочее.

Как поступить, если сразу уехал с места аварии?

Обычно осознание того, что поступил неправильно, приходит к виновнику после того, как он уже совершил свои неправомерные действия, или ему приходит повестка явиться в полицию или суд.

Если вы совершили такие необдуманные действия – сразу же обращайтесь к юристу, который занимается подобными делами. Он не только объяснит вам, чем грозят подобные действия, но посоветует как вести себя дальше.

В то время как ваш юрист будет добывать всю информацию по вашему делу, действуйте в соответствии с его рекомендациями.

Юрист пообщается со свидетелями происшествия, понятыми, также уточнит, какие именно права вы нарушили, прочее.

Впоследствии он будет представлять ваши интересы в суде. Он обязательно попытается представить ситуацию в таком свете, что ваша вина будет минимальной. При успешном ведении дела вы вообще сможете избежать наказания.

Ответственность за оставление места происшествия при ДТП

Кодексом РФ об административных правонарушениях предусмотрены наказания за оставление места ДТП (ч. 2 ст. 12.27).

Законом определены два вида наказания: лишение водительских прав (от 1 года до полутора лет), административный арест сроком до 15 суток.

В судебной практике понятие ДТП трактуется более расширенно, чем в правилах дорожного движения.

Согласно ПДД (п. 2.5) административная ответственность предусмотрена за невыполнение требований данного пункта, если ДТП произошло в пределах дорожного полотна или на территории, прилегающей к дороге.

Территорией, прилегающей к дороге, признается территория жилых массивов, частных дворов, автостоянок, автозаправок, прочее.

То есть, в каком бы месте не произошло ДТП, водитель должен остановить свое ТС, обозначить место происшествия аварийными сигналами, не менять расположение автомобиля, не трогать предметы, имеющие отношение к аварии.

В том случае, если место происшествия было оставлено, но выполнены условия, изложенные в п. 2.5 ПДД РФ, в отношении данного водителя будет составлен административный протокол по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ.

Если предписания абз. 1 п. 2.5 ПДД не были выполнены, а водитель не покинул место аварии, предусмотрено наказание согласно ч. 1 ст. 12.27 КоАП РФ.

Если было нарушение ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ, административной ответственности подлежат все водители. При этом не имеет значения ни их статус, ни степень вины в данном ДТП.

Иногда может случиться так, что водителю просто необходимо покинуть место аварии. Это может произойти, когда потерпевшему или другому человеку, требуется срочная медицинская помощь.

Но сотрудники ГИБДД могут не посчитать некоторые случаи оставления места аварии как крайнюю необходимость. Поэтому против данных водителей будет возбуждено административное производство по ч. 2 ст. 12.27 КоАП РФ. Данные дела потом рассматриваются в суде.

В данном случае водители заинтересованы в доказательстве своей невиновности, ибо презумпция невиновности не срабатывает.

Конечно, никому не хочется лишаться водительских прав или отбывать срок ареста. Поэтому водители обращаются к юристам, которые знают все тонкости подобных дел.

Если водитель покинул место аварии непреднамеренно, а по особым причинам, то в качестве доказательства могут служить сведения о водителе, оставленные в больнице, куда ним был отправлен пострадавший. Также значимым доказательством является возвращение водителя на место аварии, а также подробное объяснение оснований, которые заставили его покинуть место происшествия.

В каком случае предусмотрена уголовная ответственность за оставление места дорожно-транспортного происшествия?

Статья 125 Уголовного кодекса РФ гласит о том, что человек, оставивший другого человека в опасности, должен понести уголовную ответственность.

В случае аварии, в результате которой есть погибшие или потерпевшие, которым был нанесен тяжелый вред здоровью, ответственность виновника наступает согласно ст. 264, 268 УК РФ. Если при этом виновник оставил место аварии, к нему будет применено действие ст. 125 УК РФ (оставление пострадавших без помощи).

В каком случае наступает гражданско-правовая ответственность за оставление места происшествия на дороге?

Кроме того, что виновные, оставившие место ДТП, будут нести ответственность согласно гл. 59 Гражданского кодекса РФ, им еще придется возместить страховой компании средства, которые она выплатила в виде компенсации пострадавшим по договору ОСАГО.

Это требование страховщиков вполне законно и предусмотрено п. «Г» ст. 1 Закона «Об обязательном страховании гражданской ответственности владельцев транспортных средств».

Таким образом, от потерпевшего к страховщикам переходят права требования компенсации, выплаченной в качестве страхового возмещения, к виновнику ДТП, покинувшему место аварии.

Такая же норма предусмотрена п. 1 ст. 20 ФЗ «Об ОСАГО». В соответствии с данной статьей к РСА переходит право на регресс. То есть, виновный должен возместить РСА сумму, потраченную ними на возмещение ущерба пострадавшим.

Пострадавшие в аварии, виновник которой скрылся с места происшествия, могут не получить положенную выплату. Это происходит в том случае, когда страховая компания не может установить страховой случай. В данном случае потерпевшим придется обращаться в суд.

Как действовать, если место аварии покинул пострадавший?

Если пострадавшие думают, что покинув место аварии, они не нарушают закона, то они ошибаются. И виновник аварии, и потерпевший имеют определенные обязанности и ответственность. Это имеет отношение к ДТП, возникшим с движущимся ТС и тем автомобилем, что просто стоял.

Если ваша машина стояла во дворе, и вы обнаружили на ней повреждения, необходимо действовать в соответствии с Правилами, то есть, сообщить в полицию и признать факт аварии.

Пострадавшему, который не сообщил о данном инциденте, может быть выдвинуто обвинение за то, что он покинул место ДТП. Не имеет значения, был ли он на этом месте в момент нанесения повреждений.

Лучше дождитесь приезда сотрудников полиции и поприсутствуйте при оформлении ДТП. Если у вас нет времени, предложите ГИБДД самостоятельно подъехать на пост ДПС или другое подразделение, находящееся поблизости.

Подумайте о том, что виновник повреждений ТС вернется на место происшествия, а вас там нет. Понятно, что при оформлении ДТП сотрудниками ГИБДД данный водитель постарается представить ситуацию в выгодном для себя свете. Попробуйте потом доказать обратное.

Что делать потерпевшему при оставлении места ДТП виновником

Выделяется два типа случаев, когда водитель, виновный в ДТП, покидает место происшествия:

  • водитель, пострадавший в аварии, находясь на месте ДТП, также стал его участником;
  • пострадавший водитель отсутствует на месте происшествия.

Никогда не преследуйте машину с виновником аварии. Вы можете навредить окружающим, так как создадите аварийную обстановку.

Если вы являетесь потерпевшим в происшествии со сбежавшим виновником, выполните следующие действия:

  • Поставьте на месте ДТП аварийные знаки, чтобы обозначить место, где находится ваше ТС. Осмотрите это место на предмет обнаружения каких-либо следов виновника аварии. Сделайте фотоснимки;
  • Если у вас была возможность заметить, кто виновен в аварии, запомните сведения о данной машине: модель, цвет, номера, где сосредоточены места повреждения ТС, приметы человека, управлявшего автомобилем. Вся эта информация пригодится для установления полицией личности виновника аварии, а также для доказательства его вины;
  • Поставьте в известность полицейских о происшествии. Обязательно расскажите обо всех деталях дела, что поможет в краткие сроки найти виновника аварии и его автомобиль;
  • Пока приедет полиция или сотрудники ГИБДД, постарайтесь найти как можно больше доказательств, свидетелей ДТП, прочее. Также было бы неплохо найти водителей с видеорегистратором, на которых может быть запечатлен момент происшествия;
  • В том случае, когда ваш автомобиль мешает проезду других машин, организуйте объезд.

Обязательно зафиксируйте происшествие на схеме, постарайтесь не затереть следы аварии.

  • Когда сотрудники полиции будут оформлять аварию, осматривать место происшествия и заполнять необходимые документы, находитесь рядом;
  • Обратите внимание на наличие камер видеонаблюдения, которые установлены вблизи места аварии. Получить информацию с них могут только сотрудники полиции, но подсказать им это совсем не помешает.

Оставление места аварии уже само по себе является правонарушением. Но это не факт, что виновным аварии стал именно водитель, скрывшийся с места происшествия.

В случае выявления лица, виновного в ДТП и необходимости возмещения ущерба, вину приходится доказывать лицу, потерпевшему в аварии.