Спортивное право и спортивное законодательство России на современном этапе: проблемы и перспективы. Понятие спортивного права как комплексной отрасли системы права Что такое спортивное право

Спортивное право представляется комплексной правовой отраслью, представляющей собой общность норм права, которые регулируют отношения в обществе, которые складываются в сфере спорта и физической культуры.

Источник спортивного права

На практике традиционно отрасль, а часто и правовая подотрасль, обладает системообразующим правовым актом, представляемый кодексом или иным федеральным законом, вокруг которого образуется целая система этой правовой отрасли или правовой подотрасли. В области физической культуры и спорта таким в настоящий момент представляется Федеральный закон от 04.12.2007 г. «О физической культуре и спорте в Российской Федерации».

Предмет и метод спортивного права

Основания для разделения права на отрасли представляются:

  • Предметом;
  • Методом.

Определение 1

Предметом спортивного права признаны отношения в обществе, которые выделены собственной однородностью и отрегулированные нормами конкретной отрасли спортивного права.

Методом спортивного права признается способ регулятивного влияние на предмет, приемы регулирования специфического типа.

В этой связи формирование конкретных правовых отраслей осуществляется не произвольно, а как следствие откола отделенной группировки отношений в обществе, которые представляют предмет, и формирование особенного регулятивного режима, который представляет методику правового урегулирования.

В науке права есть множество различных взглядов на метод правового регулирования спортивного права. Так, некоторые исследователи отличают общеправовые методы, представляемые запретами, предписаниями, дозволениями и пр., применяемые в каком-либо сочетании в отрасли спортивного права; а так же межотраслевые, представляемые договорными, методом возмещения ущерба и пр., являющийся характерными для некоторых отраслей.

В спортивном праве определяются отраслевые методы:

  • применение средств физической культуры и спорта для профилактики заболеваний и складывания здорового образа жизни населения государства, различном физическом усовершенствовании граждан;
  • обеспечения доступа для всех слоев населения к занятиям спортом и физической культурой;
  • применение спорта и физической культуры в форме средства подготовки к воинской службе и производственной деятельности, а также для профилактики наркомании, алкоголизма преступности и множество иных отраслевых методов.

В связи с этим, специфический предмет и метод представляются важнейшими условиями отделения одной правой отрасли от иной. Если же в науке образуется полемика, имеющая связь с образованием новой отрасти, то сущностью этого спора, прежде всего, будет являться обособление предмета данной отрасли от смежных и вычленение особенностей методики правового урегулирования.

Система спортивного права

Правовая наука рассмотрела правовую систему в образе объективной реальности. Обоснованной научно, грамотно структурированная правовая система оказывает помощь в его развитии, являясь ориентиром для законодателя. Обладая объективной основой, представляемой реально существующими общественными отношениями, эта система обретает научное осмысление, то есть оценку субъективного типа, в трудах правоведов-ученых. Тут могут быть возможными разнообразные точки зрения. При устроении «своих» правовых систем одна часть исследователей отстаивает необходимость в соблюдении предметной чистоты отрасли, другая же привлекает наиболее обширные комплексы. В правовой литературе не утихает спор в отношении обоснованности отделения новых элементов правовой системы.

Согласно главенствующему в юридической науке мнению принято выделение базовых, специальных и комплексных правовых отрасли. В соответствии с мнением С.С. Алексеева, весь нормативный материал собирается изначально в «базовые, профилирующие» отрасли, к каковым относят отрасли административного, конституционного, уголовного и гражданского права и соответственные отрасли процессуального права, позже в специализированные отрасли, такие как, земельное, трудовое, финансовое право и пр. и, как итог, в отрасли комплексного типа, для которых «характерным является соединение разнородных институтов специальных и профилирующих отраслей».

Алексеев С.С. полагает, что «комплексные правовые отрасли являются такими общностями правовых норм, которые реальным образом объективировались в системе права и которые, не нарушая основной правовой структуры права, существуют в образе вторичных образований права».

В данной связи система российского права содержит образования комплексного характера, к примеру, конкурентное, маркетинговое, банковское, приватизационное, биржевое, конкурсное, сервисное, страховое, спортивное право.

Свидетельством специализации и разветвления права в современном времени могли служить и подобные направления юриспруденции, как избирательное, парламентское, лицензионное, бюджетное, валютное, внешнеэкономическое, горное, служебное, церковное, образовательное, транспортное, градостроительное, корпоративное право. В линейке таких нормативно-правовых структур содержится и спортивное право. Эти образования представляются комплексными в связи с тем, что включенные в них нормы не имеют связи единым методом и механизмом урегулирования. Практически все они прописаны в основных правовых отраслях.

Нормы спортивного права можно абсолютно четко разделить по следующим основным правовым отраслям, как:

  • Гражданское;
  • Трудовое;
  • Предпринимательское;
  • Финансовое;
  • Административное;
  • Международное;
  • Уголовное;
  • Процессуальное.

Таким образом, в последний временной период происходит некоторое удвоение правовой структуры, которое целиком согласовано с философскими представлениями, касаемо возможностей объективации какого-либо явления в нескольких скрещивающихся структурах, о существовании иерархичности структурных образов. С данной точки зрения спортивное право в образе обособленной группировки норм может рассматриваться в форме комплексного образования, в котором посредством введения общих понятий, приемов, институтов и принципов урегулирования соединяется нормативный разнородный материал.

Это является доказательством того, что с высоты принципов устроения правовой системы России о спортивном праве можно вести разговор как о комплексной правовой отрасли.

Замечание 1

С точки зрения учебной дисциплины спортивное право России представляется полностью самостоятельным предметом, который охватывает сферу своеобразных, пронизываемых органичной единственностью и взаимно связанных отношений в обществе и соответствующей нормативной базой, отличающейся многообразностью и сложностью подлежащих изучению норм и институтов.

Физическая культура и спорт представляются одной из общепризнанных отраслей деятельности человека, которая так же, к примеру, как и сельскохозяйственная деятельность, потребовала специфическое правовое осмысление и регулирование.

Системность как существенное качество права в полной мере присуща и МСП. Первичным элементом международного спортивного права являются нормы (от лат. Norma – правило, образец).

Нормы, входящие в структуру МСП, должны быть построены в логическую систему, центром которой выступают принципы, т.е. исходные и ведущие начала формирования, функционирования и развития МСП. Принципы права пронизывают всю материю МСП, выступая в качестве особого рода несущей конструкции и позволяя сгруппировать разнообразные нормы МСП в отдельные правовые институты.

Институт представляет собой обособленную совокупность норм, имеющих узкую группу схожих общественных отношений в качестве предмета регулирования. Промежуточным подразделением между нормой и институтом в системе МСП может выступать субинститут.

Международное спортивное право как комплексное правовое образование включает ряд отдельных взаимосвязанных категорий – норм, институтов и субинститутов, которые объединяются в единую, целостную, внутренне организованную, логически структурированную систему, в часть общего международного права.

Своеобразным силовым полем, не только объединяющим юридически разнородный материал в известную целостность, но и придающим ему специфический иерархический оттенок, выступает наряду с основными принципами также предмет правового регулирования – международная спортивная деятельность. Именно она позволят «замкнуть» разные по своей природе категории в единый слаженный механизм.

Система МСП – явление в значительной степени объективное. Это означает, что она складывается «под давлением» национальных, культурных, экономических, глобальных и иных факторов. В то же время объективная природа МСП не означает, что государства не могут управлять развитием этой системы. Каждое государство в определенной степени вносит свой вклад в становление и эволюцию системы МСП. Многие институты и субинституты МСП возникли под осознанным влиянием или по инициативе развитых стран – ведущих спортивных держав, отдельных групп государств. Более того, управляемое воздействие на развитие МСП со стороны государств вообще и развитых государств в особенности усиливается.

В структуру МСП входят все виды институтов и субинститутов. В составе МСП имеются институты (субинституты) материальные и процессуальные; простые и сложные; целиком относящиеся к МСП и смешанные (т.е. состоящие из норм различных отраслей, подотраслей общего международного права); учредительные, регулятивные и охранительные.

Краеугольным камнем МСП, применительно главным образом к международному олимпийскому движению, являются нормативные акты МОК, нормы которых в значительной своей части универсальны и императивны. МОК представляет собой механизм, сопоставимый с функциями, образно говоря, мирового министерства олимпийского спорта. В то же время система и нормативные акты МОК требуют корректировки.

В увязке с нормативными актами МОК и ряда других центральных МСО создаются и существуют нормы, институты и субинституты многосторонних универсальных соглашений, касающихся спортивной проблематики и охватывающих различное количество государств. В МСП существуют нормативные комплексы, используемые в регулировании международных спортивных отношений на региональном уровне (например, в Европейском Союзе). Кроме того, в состав МСП входит большое количество норм, институтов и субинститутов, регулирующих двусторонние международные спортивные отношения. Наконец, нормы МСП регламентируют внутригосударственные спортивные отношения, осложненные международным (иностранным) элементом.

При систематизации МСП его нормы по образцу международного права в целом можно подразделить на Общую и Особенную (или Специальную) части. В Общую часть входят нормы, институты и субинституты, которые охватывают, пронизывают своим регулированием все международные спортивные отношения, а в Особенную – нормы, институты и субинституты, регулирующие лишь отдельные вопросы, «срезы», группы международных спортивных отношений.

Следовательно, в Общую часть МСП можно включить нормы, институты и субинституты, закрепляющие:

· принципы МСП;

· правовое положение МСО;

· правовой статус государств в сфере международных спортивных отношений;

· правовое положение национальных спортивных организаций как субъектов МСП;

· статус спортсменов, тренеров, судей и других индивидуальных субъектов МСП, и др.

В Особенную часть МСП входят следующие институты:

· международное регулирование трудовых и социальных отношений в сфере международного спортивного движения; правовые основы организации и проведения международных спортивных соревнований;

· международно-правовая охрана интеллектуальной собственности в сфере спортивных отношений;

· регулирование международных налоговых отношений в сфере спорта;

· регулирование противодействия применению допинга в международном спортивном движении;

· международное регулирование борьбы с преступностью в сфере спорта;

· регулирование рассмотрения и разрешения международных спортивных споров и др.

Объем международно-правовых норм, задействованных в процессе регулирования международной спортивной деятельности, постоянно увеличивается. МСП становится все более сложным и разветвленным. Вместе с тем именно в международном спортивном праве особенно заметны существенные пробелы, свидетельствующие о его «мягкости» или даже некой «незрелости». Это касается и проблем международного движения трудовых ресурсов в сфере спорта, включая международный трансферт, аренду, иные виды переходов спортсмена (тренера) из одного клуба (спортивного общества) в другой, и международной деятельности спортивных агентов, и очевидного недостатка «структуро-держащих» международно-правовых принципов, и недостаточности многосторонних механизмов и т.п.

В последнее десятилетие XX и начале XXI в. стали ощутимы скоординированные усилия МСО и государств в наведении дисциплины в отдельных вопросах функционирования международного спортивного движения. В первую очередь речь идет о проблеме противодействия применению допинга. При этом МСО и государства все глубже осознают, что специализированные международно-правовые нормы и институты являются и могут стать еще более эффективным инструментом настройки и регулирования международных спортивных отношений.

Таким образом, МСП находится в постоянном движении и развитии, видоизменяясь и трансформируясь в зависимости от потребностей каждого периода времени. Динамика развития МСП непрямолинейна, однако можно утверждать, что определяющим фактором развития является тенденция к унификации норм МСП, в том числе на основе международных договоров и соглашений, и к их универсализации.

Из общей теории права известно, что отрасли права выделяются как самостоятельные и отличаются друг от друга, прежде всего, по предмету и методу правового регулирования, а также по целостности или однородности составляющих их правовых норм.

Следует ли вообще считать спортивное право отраслью российского законодательства? Как известно, отраслям законодательства присуща известная "обозримость" нормативного материала, допускающая управление им из единого центра системы – возглавляющего отрасль закона, выступающего в качестве первичного нормативного правового акта. Спортивное законодательство соединяет такое огромное число разнообразных по своему содержанию актов, что управление ими при помощи единого активного центра становится невозможным.

В силу крайней разнородности своего предмета спортивное право, впрочем, как и административное право, не поддается кодификации. Французский ученый Ж. Ведель отмечает, что все то, что называется административным кодексом, представляет собой сборник законов и декретов, сгруппированных в зависимости от предмета регулирования по инициативе того или иного издателя.

Разделение системы права на частное и публичное право выходит за отраслевые рамки. Это более крупные, чем отрасль, структурные образования. Общим для публичного и частного права является то, что каждое из них объединяет совокупность однородных по своим признакам отраслей права: частное – гражданское, семейное, трудовое право; публичное – все остальные отрасли права. Разумеется, это не исключает, а напротив, предполагает проникновение частных начал в сферу действия правовых отношений, охватываемых публичным правом. Например, появилась категория административных договоров. Вместе с тем публичные начала проникают в отрасли частноправового блока, в том числе устанавливаются пределы и границы проявления частной инициативы и ответственности в случае их нарушения.

Как и при делении системы права на отрасли, группировка отраслей права в публичный и частный блок происходит в соответствии с предметом и методом правового регулирования. Однако роль этих критериев в каждом из названных случаев не совпадает. При классификации отраслей права предмет регулирования выступает, во-первых, во всей полноте всех элементов. В их число входит круг общественных отношений (объект) как главный системообразующий фактор (субъект, юридические факты и др.). Во-вторых, применительно к отраслям нрава предмет регулирования представляет собой основной критерий классификации, а метод правового регулирования – дополнительный.

Точных, признаваемых всеми критериев разграничения частного и публичного права пока не существует. Профессор Ю. Н. Старилов, оговариваясь, что ни одна из существующих теорий не реализована на практике, все-таки привлекает внимание к следующим трем из них .

  • 1. Теория интересов – определяет интересы (частные или публичные), обеспечиваемые образуемыми правоотношениями.
  • 2. Теория субординации (соподчинения ) – в зависимости от проявляющихся интересов определяет характер взаимосвязей между субъектами возникающих правоотношений.
  • 3. Теория относительности и допустимости правовых норм – являясь формальной по своей сути, исходит из того, что публично-правовые нормы могут создавать правоотношения между точно установленными субъектами нрава, а число адресатов частноправового регулирования носит неограниченный характер.

Спортивное право регулирует широкий круг общественных отношений, складывающихся главным образом в сфере государственного и муниципального управления. Оно является одной из отраслей частного права России. Отметим, что точных, признаваемых всеми критериев разграничения частного и публичного права пока не существует.

Предметом спортивного права является совокупность общественных отношений, складывающихся в процессе организации и деятельности органов исполнительной власти. В настоящее время пока еще нет единого научного взгляда на предмет спортивного права России.

Жукова Юлия Игоревна/Zhukova Yulia Igorevna , Российский Государственный Университет Дружбы Народов

Аннотация : в статье рассматривается роль спортивного права в правовой системе РФ ….

Ключевые слова : анализ, право,спортивное право

В современный период в России и во всем мире возрастает роль законодательства, регулирующего сферу физической культуры и спорта. Физическое воспитание граждан в нашей стране является неотъемлемой частью здорового образа жизни населения и предметом особого внимания со стороны государства, что обусловливает необходимость более глубокого изучения и понимания внутренней логики и закономерностей развития правовых норм, совокупность которых в настоящее время объединяется в систему спортивного права.

Вопросы, поднимаемые и обсуждаемые ведущими специалистами в области правового регулирования физкультуры и спорта в монографических и диссертационных исследованиях , а также в иных научных публикациях охватывают достаточно широкий спектр вопросов исследуемой комплексной отрасли права. Возрастающий интерес к спортивному праву со стороны юристов и общественности продемонстрировала также состоявшаяся 3 апреля 2015 года Девятая Международная научно-практическая конференция «Спортивное право. Перспективы развития».

Однако на сегодняшний день существует ряд проблем в определении соотношения спортивного и иных отраслей права.

Рассмотрение законодательства, регулирующего спортивные отношения, его предметной и целевой структуры, а также специфики и обособленности в общей системе законодательства позволяет с определенностью утверждать, что спортивное право, несомненно, представляет новую сложившуюся комплексную отрасль. Вместе с тем нельзя отрицать существование корреляции законодательства о спорте и административного законодательства России.

Основным нормативным документом, регламентирующим отношения в сфере физической культуры и спорта, является Федеральный закон от 4 декабря 2007 г. № 329-ФЗ "О физической культуре и спорте в Российской Федерации", вступивший в силу в 2008 году. Но за время, прошедшее с момента принятия закона, в него было внесено достаточно изменений, наиболее значимыми из которых являются введение в закон понятий всероссийского реестра видов спорта и антидопинговых правил.

Так, в 2011 г. целях введения юридической ответственности за применение допинга были внесены соответствующие поправки в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ). В статье 6.18 КоАП РФ закреплено, что «нарушение тренером, специалистом по спортивной медицине или иным специалистом в области физической культуры и спорта установленных законодательством о физической культуре и спорте требований о предотвращении допинга в спорте и борьбе с ним, выразившееся в использовании в отношении спортсмена запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода независимо от согласия спортсмена либо в содействии в использовании спортсменом или в отношении спортсмена запрещенной субстанции и (или) запрещенного метода, если эти действия не содержат уголовно наказуемого деяния, влечет дисквалификацию на срок от одного года до двух лет», а аналогичные действия, совершенные в отношении несовершеннолетнего спортсмена, влекут дисквалификацию на срок три года.

Перечень субстанций и (или) методов, запрещенных для использования в спорте конкретизирован федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по проведению государственной политики, нормативно-правовому регулированию, оказанию государственных услуг и управлению государственным имуществом в сфере физической культуры и спорта. В частности, к запрещенным субстанциям дополнительно отнесены миметики и триметазедин; каратэ исключено из списка видов спорта, по которым в соревновательный период запрещен алкоголь; бета-блокаторы дополнительно запрещены в соревновательный период по подводному плаванию.

Следует заметить, что вопрос о соотношении административного и спортивного права в определенной степени можно считать дискуссионным, и с утверждением о том, что спортивное законодательство представляет собой структурную часть административного законодательства, вряд ли можно согласиться.

Специфика метода регулирования общественных отношений в сфере физической культуры и спорта заключается в том, что регулирование определенной части этих отношений осуществляется без обращения к императивному методу правового регулирования. Таким образом, следует признать, что спортивное право, будучи органически и родственно связано с административным правом, в целом и основном от него отличается.

Если согласиться с той схемой отношений законодательства и права, которая представляется в работах А.Ф. Шебанова и С.С. Алексеева , то следует признать, что обособившееся законодательство в сфере физической культуры и спорта активно формируется в комплексную отрасль права – спортивное право.

В данном отношении С.С. Алексеевым совершенно точно отмечено, что "в большинстве случаев, когда исторически формируется отрасль законодательства, это одновременно означает, что перед нами становление особой отрасли права... Это связано с тем, что само по себе обособление той или иной области законодательства уже означает... известное преобразование в самой правовой материи"

Вышеизложенное, а также специфика формирующихся в сфере спорта и физической культуры особых общественных отношениях, подтверждает обоснованность выделения комплексной отрасли права - спортивного права.

Предмет спортивного права как комплексной отрасли права, представляющей собой совокупность правовых норм и институтов – это общественные отношения, связанные с различными направлениями в сфере физической культуры и спорта, а также возникающие между физкультурно-спортивными организациями и другими субъектами. Здесь могут возникать и некоммерческие отношения, а также отношения, связанные с государственным регулированием физкультурно-спортивной деятельности в целях обеспечения интересов общества и государства

Механизм управления физкультурно-спортивной деятельностью отличается многоэлементностью, поэтому очевидно, что в нем должны ассоциативно использоваться различные методы правового регулирования, что характерно для комплексных отраслей права.

Конкретизация основных функций спортивного права позволяет выделить регулятивную (фиксирование физкультурно-спортивных правоотношений, формирование прав и обязанностей сторон физкультурно-спортивных правоотношений; определение фактов, с которыми нормы спортивного права связывают начало юридических последствий) и охранительную (установление санкций и составов правонарушений, которые образуют основания для юридической ответственности) функции.

В силу того, что отношения в спорте развиваются достаточно стремительно, в современной практике появляются проблемы, задающие векторы совершенствования законодательства в исследуемой сфере.

Федеральным законом от 03.11.2015 N 308-ФЗ "О внесении изменения в статью 34.3 Федерального закона "О физической культуре и спорте в Российской Федерации» закреплена необходимость обеспечивать не реже одного раза в четыре года повышение квалификации тренеров, осуществляющих руководство прохождением лицами спортивной подготовки.

Тем не менее, правовая регламентация спортивной подготовки, закрепляющая механизмы установления требований к тренировочному процессу, совершенствование федеральных стандартов спортивной подготовки, регламентации деятельности тренеров, нуждается в совершенствовании.

Еще одним, не менее значимым направлением развития спортивного права, является исследование правового статуса спортивных федераций, а также совершенствование правового механизма их взаимодействия с органами государственной власти.

Особое отражение в спорте приобретают институты гражданского права (проблемы спонсорства), трудового права (правовые отношения между работодателем и спортсменом, тренером и работодателем), институт аттестации (допуск спортсмена к соревнованиям и определение квалификации тренера\спортсмена), институт страхования спортсменов, а также агентская деятельность. Необходимо обратить внимание также и на то, что своеобразие спортивного права определяется не только особенностями институтов, которые его составляют, но и системой, спецификой взаимодействия этих институтов.

Спорт, с одной стороны, это комплексное явление с множеством функций: имиджевой, экономической, инвестиционной и спонсорской, с другой стороны, спорт интерпретируется как динамично развивающаяся сфера, что обусловливает необходимость своевременного совершенствования законодательства. В числе приоритетных направлений дальнейшего развития законодательства следует отметить урегулирование отношений в сфере детско-юношеского спорта, спорта инвалидов, профессионального спорта.

Представляется, что рассмотрение системы спортивного права на концептуально-правовом уровне, позволит дальше строить работу по его совершенствованию, результатом которого станет повышение уровня правовой регламентации общественных правовых отношений в сфере физической культуры и спорта, соответствующего прогрессивным интересам развития личности, общества и государства.

См., например, Алексеев С. В. Спортивное право. Трудовые отношения в спорте: Учебник для вузов / Под ред. П. В. Крашенинникова. М., 2013; Гусов К. Н., Шевченко О. А. Спортивное право: правовой статус спортсменов, тренеров, спортивных судей и иных специалистов в области физической культуры и спорта. 2-е изд. М.: Проспект, 2011; Соловьев А. А. Российский и зарубежный опыт систематизации законодательства о спорте: Монография / Комиссия по спортивному праву Ассоциации юристов России. М., 2011 и др.

См., например, Жабин Н. А. Административно-правовое регулирование отношений в области спорта: автореф. дис. ... к.ю.н.:- М, 2012.- 25 с.; Гребнев Р. Д. Конституционное право на спорт: сравнительно-правовое исследование: дис. ... к.ю.н.:- М, 2012.- 27 с.; Понкина, А. И. Государственное управление и самоуправление в области спорта: дисс. …к.ю.н.- М, 2013.- 217 с.; Бабаев Р. Ю. Особенности правового регулирования труда иностранных граждан в сфере физической культуры и спорта в Российской Федерации: дисс. …к.ю.н.- М, 2014.- 173 с.

См., например: Шебанов А.Ф. О понятиях источника и формы права. // Правоведение. 1965. № 4

См., например, Алексеев С.С. Проблемы теории права. Курс лекций в 2 томах. Свердловск, 1973.

Отношения в обществе сегодня регулируются одной довольно сложной и обширной категорией, которая имеет название «право». Существование этого явления было обусловлено развитием социальных формаций. Постепенный переход человечества от родоплеменных объединений к государственным повлек необходимость создания механизма, который стал бы основным регулятором внутренних процессов подобных структур. Таковая категория была создана. Её конкурентоспособность была доказана исключительной эффективностью в процессе координирования отношений совершенно разной направленности.

При этом право в течение всей человеческой истории постоянно развивалось. На сегодняшний день оно есть настоящей системой, в которую входят разные по своей сути юридические отрасли. К тому же право не является одинаковым на всей планете. Экономические, исторические и этнические особенности каждого государства сильно влияют на юридическую категорию. Тем не менее, международная сфера сейчас приобретает все большую актуальность. Ведь большинство типов человеческой деятельности стали чаще выходить на всемирный уровень.

Отличным примером есть спорт. Сегодня состязания в разных видах спорта - это не только борьба за победу и первенство, но еще и тонкая политическая игра, особенностями которой пользуются многие государства. Поэтому данная сфера деятельности человека регулируется специальной а именно спортивной.

Международная отрасль регулирования: понятие

Международное спортивное право - это одна из отраслей классической международной сферы координирования. Поэтому рассмотрение категории необходимо начинать с анализа её истоков. Международное право существовало далеко не всегда, однако является поистине старинной отраслью. В теории оно представляет собой совокупность юридических норм и регулируемых ими правоотношений, в которых присутствует иностранных элемент.

Существуют также иные взгляды на проблематику этой отрасли. Например, некоторые ученые рассматривают международное право, исключительно как совокупность специальных нормативных актов, сторонами в которых есть суверенные государства. Развитие представленной отрасли началось давно, ведь дипломатия была известна уже во времена Древнего Египта, Греции, Рима и т.д. Заключенные между древними государствами соглашения стали примером первых международно-правовых отношений. Что касается современности, то в XXI веке отрасль разделена на несколько отдельных частей. Это обусловлено рядом достаточно специфических особенностей.

Что повлекло разделение международной отрасли?

Спортивное право есть относительно молодым структурным элементом ранее упомянутой сферы регулирования. Его появление обусловлено процессом развития и популяризации общественных отношений определенного рода. Забегая немного вперед, следует отметить, что спортивное право - это группа взаимосвязанных юридических норм, то есть, похожих или же однородных. Возникновение и последующее развитие подотрасли обуславливается тремя объективными факторами:

  • появлением новых, быстро набирающих популярность отношений в обществе;
  • фактической заинтересованностью нескольких государств в установлении правового порядка в новой среде общественных отношений;
  • разработкой, созданием и признанием общеправовых начал в новой сфере человеческой деятельности.

Таким образом, развитие новой отрасли или подотрасли возможно в том случае, если она есть актуальной для международного сообщества. В данном случае спортивное право является примером отрасли, уровень популярности и востребованности которой на сегодняшний день возрастает все больше. Поэтому представленную сферу регулирования можно рассматривать как самостоятельное явление.

Понятие спортивного права

Итак, выше мы рассмотрели ключевые особенности международной юридической отрасли в целом. В данном случае возникает логичный вопрос о том, что собой представляет международное спортивное право. Согласно общему мнению большинства ученых МСП, это целая система однородных юридических норм и устоявшихся правил, которыми регулируются отношения общественного характера в сфере спортивной деятельности. Ключевым фактором подобного взаимодействия социума есть его международный характер. То есть, мы говорим о спорте не в контексте одной страны, например России, а о деятельности, которая объединяет в себе интерес большого количества разных государств.

Что такое международная спортивная деятельность?

Любая правовая отрасль регулирует человеческую работу в определенной сфере. Физкультурно-спортивное право есть системой юридических норм. Это говорит о направленности его регулирования, ключевым объектом которого есть международная спортивная деятельность. Эта категория включает в себя массу относительно самостоятельных моментов. Другими словами, международную спортивную деятельность можно представить как:


Предмет сферы юридического регулирования

Анализируя все представленные выше ведомости, можно сделать вывод, что предметом спортивной отрасли есть отношения, возникающие в процессе осуществления субъектами спортивной деятельности мирового уровня. Но особенности данной сферы регулирования проявляются не только в структуре её предмета. Большое значение также имеют принципы и система спортивного права.

Структура отрасли

Любая правовая сфера регулирования есть системой по своей сути. В этом факте заключен принцип эффективного координирования общественных отношений юриспруденцией в целом. Спортивное право в данном случае не является исключением из правил. Его система поделена на институты и отдельные нормы. В данном случае мы не можем говорить о подотрасли МСП, ведь оно само является часть международного права. Характерной чертой системы спортивной отрасли является её открытость. Другими словами, субъекты МСП, то есть отдельные государства, могут его изменять посредством собственных национальных юридических систем.

Принципы спортивного права

Любая юридическая система регулирования общественных отношений имеет определенные исходные положения. В основу спортивного права также входят специфические принципы. Вообще, их система в рамках МСП довольно обширна, что обусловлено наличием нескольких групп. Спортивная школа права имеет некоторые общие принципы, структура которых включает в себя следующие основополагающие положения, а именно:

  • принцип добросовестности выполнения обязательств;
  • положение об уважении человеческих свобод;
  • принцип унификации норм и институтов МСП;
  • принцип всеобщей технологизации.

Представленные исходные положения можно встретить не только в рамках международного спортивного права.

Они существуют также в иных подотраслях международной и национальных сфер регулирования общественных отношений. Однако есть также специальные принципы МСП, которые отображают всю специфику и суть представленной в статье категории. Исходные положения такого рода регулируют конкретные отношения, связанные с:

  • проведением Олимпийских игр;
  • тренировочной деятельностью;
  • развитием МСП и всемирного спорта и т.п.

Таким образом, за счет данных принципов международное спортивное право существует в виде самостоятельной отрасли. При этом её исключительный характер также обусловлен наличием иных особенных категорий в структуре МСП.

Метод правового регулирования

Международное, российское спортивное право и аналогичные отрасли иных государств объединяет факт наличия определенных приемов и способов, которыми осуществляется регулирование общественных отношений. В теории это называется методом юридического координирования. В МСП регулирование осуществляется посредством целенаправленного воздействия на спортсменов, организации и других субъектов отрасли. Набор методов является довольно широким и включает в себя:

  • децентрализованное и ;
  • субординация, координация интересов отдельных сторон;
  • регулирование жесткого и мягкого характера.

Следует отметить, что в большинстве случаев используется метод двухстороннего воздействия на государства-участники. Иными словами, допускается проявление инициативы, но при условии следования общепринятым в спортивном сообществе правилам.

Отраслевые источники

Изучение любой существующей на сегодняшний день отрасли права невозможно без проведения анализа её источников. Международное спортивное право характеризуется определенной двойственностью в этом вопросе. Вся система источников делится на внутригосударственную и международно-правовую группу. В первом случае мы говорим о национальном законодательстве субъектов регулирования МСП, судебных прецедентах этих стран. Таким образом, источником в данном случае признается вся совокупность юридических норм отдельных держав. Международно-правовые источники есть более конкретными. Ведь в них заключены нормы, регулирующие отношения, входящие в компетенцию непосредственно МСП.

Источники международного характера

На сегодняшний день теоретики выделяют четыре формы МСП. Сюда непосредственно относится:

  • договор международного характера;
  • международно-правовой обычай;
  • акты спортивных организаций;
  • судебные прецеденты международных инстанций.

Представленные источники рождаются в процессе общей деятельности субъектов МСП. Например, права спортивной федерации какого-либо типа позволяют ей принимать определенные акты по вопросам внутренней организации или по внешнему взаимодействию. Если структура имеет международный характер, то выданный акт является эталонным и автоматически приравнивается к источнику МСП.

Заключение

Таким образом, международное спортивное право - это самостоятельная, вполне сформированная на сегодняшний день структура, которая имеет собственную систему и метод нормативного регулирования. Её развитие необходимо продолжать, ведь мировой спорт неустанно эволюционирует в XXI веке.