Функции правовой культуры общества. Структура правовой культуры общества

Структура правосознания.

В структуре правосознания различают два основных элемента: правовую идеологию и правовую психологию.

Правовую психологию составляют чувства, эмоции, переживания людей по поводу действующего права и практики его реализации. Правовая психология выражает стихийно складывающуюся реакцию людей на практическую деятельность, на правовое поведение, на сложившийся правопорядок. Эта реакция выражается в виде положительных или отрицательных эмоций, переживаний, в чувстве удовлетворения или недовольства.

Правовая идеология - выражается в правовых идеях, концепциях, теориях, взглядах, правовых знаниях. На этом уровне правосознание способно влиять на юридическую практику, на реализацию и совершенствование права.

Составные элементы правосознания

Различают три содержательных элемента правосознания: информационный, оценочный и волевой.

Информационный компонент характеризует правосознание с точки зрения определенного объема информации о праве, знание правовых предписаний, их содержания, источников.

Оценочный элемент характеризует правосознание с точки зрения отношения человека к полученным правовым знаниям. Получив информацию о праве, правовых явлениях, человек оценивает ее, сопоставляет с собственными ценностями.

На основе информации и ее оценки формируется волевой элемент правосознания, который характеризует психологическую направленность, готовность человека действовать определенным образом в правовой сфере.

Правосознание играет важную роль в общественной жизни. Устанавливая нормы права, правотворческие органы претворяют в жизнь правовые идеи. Весьма велика роль правосознания и на иных стадиях правового регулирования, особенно в процессе реализации и применения права.

Особенно отчетливо роль правосознания проявляется в его функциях. В науке отмечаются следующие функции правосознания: познавательная, оценочная и регулятивная.

Познавательная (информационная) функция проявляется в том, что правосознание обеспечивает приобретение знаний о праве, правовых нормах и правовых явлениях. Это позволяет людям ориентироваться в правовой действительности, обеспечивать совершенствование права, реализовать идеи законности в общественной жизни.

Оценочная функция выражается в том, что правосознание формирует отношение к праву в виде определенных предпочтений и оценок. Через правосознание субъекты правового регулирования дают оценку, направляя и корректируя свое поведение.

Регулятивная функция состоит в том, что правосознание выступает в качестве саморегулятора - внутреннего регулятора поведения субъектов. Кроме того, в отдельных случаях правосознание играет роль непосредственного формального регулятора. При рассмотрении юридического дела правоприменитель, в частности, судья, принимает решение не только на основе закона, но и на основе правосознания.


Наиболее тесно правосознание связано с таким явлением, как правовая культура.

Правовая культура – это часть (элемент) общечеловеческой культуры (наряду с политической, религиозной, физической).

Правовая культура представляет собой своего рода юридическое богатство, выраженное в достигнутом уровне развития регулятивных качеств права, накопленных правовых ценностей, тех особенностей права, юридической техники, которые относятся к духовной культуре, к правовому прогрессу. По существу, правовая культура – это совокупность всех позитивных компонентов правовой деятельности в ее реальном функционировании, воплотившая достижения правовой мысли, юридической техники и практики. По субъектному составу правовая культура анализируется как правовая культура личности и правовая культура общества.

Уровень правовой культуры отдельной личности характеризуют следующие критерии (показатели):

1. Знание права. Степень знания права, правовых предписаний у различных субъектов различна. Поэтому выше уровень правосознания тех, кто лучше знают действующее законодательство.

2. Осознание права, правовых предписаний, соответствующее чувство права и законности. Уровень правосознания выше у тех субъектов, которые не только знают, но осознают, понимают действующее законодательство,осознают необходимость его выполнения. Поэтому для повышения уровня правосознания важно, чтобы уважение к праву, к закону стало убеждением каждого человека.

3. Реализация права. Уровень правосознания определяется не только знанием и усвоением правовых норм, но и степенью их позитивной реализации. Высококультурный субъект не нарушает право, действует правомерно, в рамках правовых норм. Всякие правонарушения – показатель низкой правовой культуры.

4. Высший показатель правовой культуры личности – ее социальная активность. В этом случае личность не просто реализует нормы права, действует правомерно, но действует активно, инициативно. Субъект не только умело защищает свои права, но и осуществляет борьбу с правонарушениями, совершаемыми другими.

Следовательно, правовая культура личности – это знание и понимание права, сознательное, основанное на убежденности использование его предписаний в деятельности, связанной с реализацией прав, свобод, возложенных юридических обязанностей (Кожевников. С.167).

Правовая культура общества зависит от правовой культуры составляющих его субъектов. Однако это самостоятельное явление, складывающееся из ряда элементов:

1. Состояние правосознания в обществе. Это степень знания и понимания права участниками общественных отношений, осознание ими необходимости выполнения требований законности, развития чувства права и законности. Важным показателем правовой культуры общества является уровень массового правосознания.

2. Состояние законности, которое определяется реальностью ее осуществления. Правовая культура невозможна без строжайшей законности, то есть неукоснительного исполнения правовых предписаний всеми членами общества. Общество, где наблюдается разгул преступности, не может называться культурным.

3. Состояние законодательства. Уровень правовой культуры непосредственно зависит оттого, насколько действующее законодательство совершенно в техническом смысле и с точки зрения содержания. Отсутствие пробелов и противоречий, полнота регламентации, кодификация и инкорпорация – все это показатели правовой культуры.

4. Важным показателем правовой культуры общества является место судов в правовой системе общества. Суд – орган правосудия. И поэтому его роль в обеспечении прав и свобод человека, его место в системе государственных органов, в системе разделения властей - важный показатель уровня правовой культуры.

5. Развитие юридической науки – также важный показатель правовой культуры. Именно оттого, насколько эффективно развивается юридическая наука, насколько она отражает потребности общества, насколько в ней развиваются новейшие гуманистические теории, зависит правовая «культурность» общества.

6. Состояние правового образования и правового обучения. Правовая культура характеризуется и тем, насколько правовые идеи овладели обществом. А это зависит оттого, осуществляется ли правовое обучение в школе, в неюридических вузах и техникумах, насколько эффективны в освещении правовых вопросов средства массовой информации.

7. Правовая культура – часть общей культуры. Поэтому ее качество во многом определяется связью с иными элементами, в частности – с художественной культурой. Для уровня правовой культуры весьма важно, насколько полно вопросы права, правового регулирования освещаются в художественной литературе, в кино и на телевидении, какие аспекты права, правовой жизни показываются на экране: или это боевики, убийства, показатель жизни «новых», или это серьезный анализ правовых проблем.

Правовой культурой считают особое юридическое достояние общества, которое можно воспринимать как качественное правовое состояние общества, личности или социальной группы.В связи с данным определением можно выделить следующие виды правовой культуры:

1) правовая культура общества – это доля общей культуры, которая передает степень правового сознания и правовой активности общества;

2) правовая культура личности – это культура отдельного члена общества, человека.

Структура правовой культуры общества состоит из следующих элементов:

· уровня правосознания и правовой активности общества;

· степени прогрессивности юридических норм (уровень развития права, культура юридических текстов и т.п.);

· степени прогрессивности юридической деятельности (культура правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности).

Правовая культура общества является частью его общей культуры и характеризуется:

· полнотой, развитостью и обеспеченностью прав и свобод человека и гражданина;

· реальной потребностью в праве;

· состоянием законности и правопорядка в стране;

· степенью развитости в обществе юридической науки и юридического образования и т.п.

Правовая культура личности состоит из следующих элементов:

1) знание, а вместе с этим и понимание права;

2) отношение человека к праву, т. е. привычка, проявляющаяся в законопослушном и правомерном поведении человека;

3) уровень правового поведения – юридически значимого поведения, которое может проявляться в наличии у человека умений эффективного использования средств права с целью осуществления субъективных прав и свобод или для достижения своих личных целей;

4) правовая психология;

5) правовая идеология.

Правосознание: понятие, структура и виды.

Правосознание - совокупность взглядов, идей, представлений, а также чувств, эмоций и переживаний, выражающих отношение людей к действующему или желаемому праву и к другим правовым явлениям. Речь идет о том, как люди понимают и воспринимают право, как его осознают и каким хотят видеть в идеале.

Структура правосознания состоит из 2-х элементов:

1) идеологии - система правовых идей, взглядов, теорий. Особенность правосознания в том, что оно отражает право во всех его состояниях в проявлениях, что и отличается от других видов идеологии.

2) психологии -чувства, эмоции, переживания связанные с восприятием права и всех производных от него явлений. Психологические моменты пронизывают весь процесс реализации права, механизм правового регулирования, юр. практику. Субъекты права – люди, им свойственны все психологические состояния.

Виды правосознания: По степени общности правосознание подразделяется на:

· массовое , когда определенные правовые взгляды получают широкое распространение;

· групповое , отражает правосознание определенных социальных слоев населения (студенчества, школы);

· индивидуальное , представляет собой суждение о праве отдельной личности.

По глубине отражения правосознание делится на:

· научное (доктринальное), наиболее адекватно отражает фактическое положение дел в правовой сфере, т.к. о правовой системе квалифицированно судят ученные, приводя аргументы, статистику, обоснование.

· профессиональное(Это суждение о праве юристов (судей, прокуроров, т.е. с высшим образованием), ценность их мнений в доказательности, компетентности, убедительности)

· обыденное, первичный уровень правосознания, знания субъекта о праве формируются под влиянием повседневной жизни и деятельности, общения с окружающими, получаемой информации. В тоже время вырабатываются правовые привычки, субъект соблюдает законы потому, что так воспитан.

Источники права: понятие и виды.

Источники права – это официально определенные формы внешнего выражения содержания права. Каждая система права имеет свои конкретно определенные источники права.

В качестве источников права выступают общественные отношения, требующие регулятивно-охранительного воздействия со стороны государства и в силу этого обусловливающие появление соответствующих правовых институтов. Такие источники называются материальными . К материальным источникам следует отнести нуждающиеся в правовом регулировании общественные отношения в сфере экономики, политики, социального обеспечения и т.д.

Под источниками права понимаются идеи, взгляды, теории, в которых отражается сущность социально-правового регулирования и которые оказывают серьезное влияние на правотворческую и правоприменительную деятельность. Такие источники называются идеальными . К идеальным источникам права следует отнести правосознание, правовую доктрину, правовую культуру и т.п.

Источниками права являются сформулированные и принятые в официальном порядке предписания властного порядка, в которых закрепляются общезначимые правила поведения и которые обеспечиваются системой государственных гарантий и санкций. Такие источники называются формально-юридическими источниками права или формами права.

Выделяют 4 основных источника права :

1) нормативный акт - это правовой акт, содержащий нормы права и направленный на урегулирование определенных общественных отношений (к их числу относятся конституция, законы, подзаконные акты и т.п.);

2) правовой обычай - это исторически сложившееся правило поведения, содержащееся в сознании людей и вошедшее в привычку в результате многократного применения, приводящее к правовым последствиям (например, согласно ст. 5, 6 и др. ГК РФ отдельные имущественные отношения могут регулироваться обычаями делового оборота);

3) юридический прецедент - это судебное или административное решение по конкретному юридическому делу, которому придается сила нормы права и которым руководствуются при разрешении схожих дел;

4) нормативный договор - соглашение между правотворческими субъектами, в результате которого возникает новая норма права (например, Федеративный договор РФ; коллективный договор, который заключают между собой администрация предприятия и профсоюз).

К источникам права относятся доктрина и религиозные тексты , а также нормы международного права. Под доктриной как источником права понимается наука (теория, концепция или идея), которые во всех без исключения случаях используются в правотворческом и правореализующем процессе. Особенно заметно значение доктрины, а также религиозной догмы в мусульманском праве, основанном на принципе авторитета религиозных догм и религиозных деятелей. Поэтому заключения древних юристов, знатоков ислама здесь имеют официальное юридическое значение. Аналогичная ситуация в индуистском праве.

Анализ понятия правовой культуры показал, что оно является сложным, структурированным правовым явлением. Правовая культура характеризует качественное состояние правовой жизни общества на основе ее культурно-правовых достижений. Правовая культура оценивается развитостью элементов правовой жизни общества - правосознанием, правомерным поведением, качеством закона, юридической техники и деятельности, соблюдением прав и свобод человека. Указанные элементы влияют на уровень структурирования правовой политики. Поэтому исследование правовой политики в рамках структурированного подхода имеет принципиальное значение для раскрытия ее понятия.

В философии понятие «структура» (от лат. «structura» - строение, расположение, порядок) означает совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность и тождественность самому себе, т. е. сохранение основных свойств при различных внешних и внутренних изменениях 1 . Понятие «структура» подразумевает строение изучаемого объекта, совокупность его элементов на основе их связей и отношений . По словам

Д. А. Керимова, понятие «структура» в составе предмета права характеризует внутреннюю форму целостного правового образования и выражает определенную упорядоченность частей данного целого 1 .

В юридической литературе нет единого мнения о структуре правовой культуры. Это объясняется тем, что правовая культура является многогранным, многоуровневым явлением. Многообразие подходов к пониманию правовой культуры обусловливает, соответственно, плюрализм трактовок ее внутренней структуры. Так, по мнению В. В. Смирнова, правовая культура складывается из следующих составляющих: существующее отношение к праву, правовым учреждениям и институтам и лицам юридических профессий; оценка их функционирования и деятельности; правовые ценности; нормы и образцы правового поведения .

Согласно другой точке зрения, составляющими правовой культуры являются: право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерная деятельность субъектов, а также юридические понятия и категории, оценки (оценочные суждения) и деонтические модальности (логическая структура правовой культуры) .

С. В. Бочкарева считает, что при изучении «структуры правовой культуры следует ориентироваться на структуру правовой жизни общества, так как анализ культуры в структурном плане выступает как анализ социальной структуры общества в целом или отдельных его сфер под углом зрения качественного состояния такой структуры. Следовательно, структура правовой культуры представляет собой не что иное, как структуру правовой сферы общественной жизни» .

Правовая культура характеризует уровень развития правовой жизни, ее качественное состояние. При этом она в структурном отношении отличается от структуры правовой жизни. Не все без исключения составляющие правовой жизни можно включать в структуру правовой культуры, поскольку правовая жизнь включает в себя наряду с позитивными достижениями и процессами также и негативные явления. Если структура правовой культуры будет отражать аналогичную структуру правовой жизни, то трудно будет провести различие между указанными явлениями. В случае совпадения структур правовой культуры и правовой жизни стирается грань различия между этими двумя, по сути различными, объектами. Следует согласиться с А. В. Малько, который утверждает, что понятие «правовая культура» более узкое по сравнению с понятием «правовая жизнь», в связи с чем правовая культура отражает положительное бытие, в сравнении с правовой жизнью с ее положительными и отрицательными явлениями и процессами 1 .

Аналогичное мнение высказывает и В. П. Сальников. Соответственно, элементами правовой культуры «выступают составляющие позитивную правовую реальность обстоятельства», которые «пронизывают само право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, законотворческую и правоприменительную, а также иную правовую деятельность, всю позитивную юридическую действительность в функционировании и развитии ее составных частей» .

Правовая культура отличается от правовой жизни по своему внутреннему структурированному содержанию. Она, в отличие от правовой жизни как целостного правового образования со всеми без исключения явлениями позитивного и негативного характера, выступает формой организации позитивной правовой жизни со всеми ее достижениями в правовой сфере. Поэтому структурирование правовой культуры необходимо осуществлять с учетом позитивных достижений (правовые ценности, позитивный опыт юридической практики и техники, высокий уровень правосознания, правомерное поведение и др.).

Такой подход широко применяется в научной литературе. Так, А. В. Мелехин утверждает, что, в отличие от правосознания и профессионального сознания, правовая культура и профессиональная юридическая культура включает в себя только положительные, социально полезные и ценные компоненты правовой деятельности, которые накоплены человечеством в ходе его развития и которые, в конечном счете, способствуют социальному прогрессу, цивилизации .

Иногда правовую культуру сводят к правовому сознанию. На этом основании в структуре правовой культуры преобладают духовные элементы, в частности правосознание. Например, утверждается, что правовая культура умирает, если в нее не привносить идею и чувство прогрессирующего правосознания 1 .

Ряд авторов полагают, что именно духовный компонент играет роль системообразующего компонента правовой культуры. Например, О. Н. Братусева утверждает: «Духовная культура любого общества чрезвычайно богата. Иначе и не может быть, ибо юридические реалии социальной жизни сложны, многоаспектны и нередко противоречивы. Правовое сознание представляет собой определенную духовную сферу рациональных, психологических, логических, волевых, эмоциональных, иррациональных, интуитивных и других моментов и условий. Его глубинной внутренней структурой предстает правовой менталитет» . На этом основании отмечается, что «именно в духовном компоненте правовой культуры следует искать ее системообразующий компонент» . О правовом менталитете как базовой составляющей правовой культуры пишут многие авторы .

По мнению О. Н. Братусевой, хотя в структурном плане правовая культура представлена духовным и материальных компонентом, «при этом основополагающим, базовым выступает именно духовный компонент, во многом определяющий качественное состояние писаного права, правотворческой и правореализационной деятельности, законности и правопорядка. Материальную правовую культуру следует рассматривать как материальное выражение духовной правовой культуры» .

Сведение правовой культуры к системе духовных ценностей (правовые идеи, представления, воззрения, чувства, эмоции и др.) ведет к сужению ее содержательных компонентов. В таком случае понятие «правовая культура» отождествляется с понятием «правосознание». Причем отведение понятия правовой культуры к системе духовной культуры общества наблюдается в культурологической литературе. Например, А. Н. Маркова правовую культуру наряду с художественной, нравственной и другими культурами включает в состав духовной культуры .

По словам С. В. Бочкаревой, культура - «субъективный фактор исторического процесса, явление в целом духовное. Правовая же культура существует как в объективированных, предметных, так и в субъективированных формах. Носителем этих последних форм существования правовой культуры является действующий субъект» 1 . Подобное различение культуры общества и правовой культуры не вносит ясности в исследование данного вопроса. Как было отмечено в предыдущих разделах, культура общества как способ организации и развития человеческой жизнедеятельности представлена в продуктах материального и духовного производства. Поэтому как культура общества в целом, так и правовая культура как ее неотъемлемая часть и разновидность включают материальные и духовные ценности. Такое строение внутреннего содержания культуры, в том числе правовой культуры, накладывает отпечаток на структурирование содержания правовой культуры.

Согласно другой точке зрения правовая культура представляет собой внутреннюю, ментально-духовную сторону правовой системы общества и пронизывает правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правотворческую, правоприменительную и любую иную юридическую деятельность . Существует аналогичная точка зрения о том, что правовая культура является элементом духовной культуры, взаимодействуя с другими ее сферами: эстетической, религиозной, политической, нравственной культурой .

Следует признать обоснованной точку зрения о том, что «правовая культура как часть общей культуры включает как творческую (идеальную), так и деятельную (материальную) сторону, представляя собой диалектическое единство идеального и материального. Нельзя сводить правовую культуру только к духовным или только к материальным ценностям - она вбирает в себя ценности и богатства как идеального (субъективного), так и материального (объективного) порядка» .

Духовную жизнь оценивают как отражение материальной жизни данного общества, хотя она имеет относительную самостоятельность, выражающуюся в способности опережать бытие, отставать от нее, творчески влиять на бытие. По словам О. М. Петраш- кевич-Тихомировой, идеальное «как субъективно реальное, объективируясь и распредмечиваясь в форму «идеи», воплощается и выражается в языке - в письменности и устной речи, в картинках, в скульптуре, как, впрочем, и в вещной культуре» 1 .

Подход к правовой культуре как системе идеальных и материальных ценностей и достижений широко практикуется в литературе. Так, по словам М. И. Абдулаева, «правовая культура - это составная часть общей культуры народа и отдельной личности. При этом надо иметь в виду, что под культурой понимают не только духовные достижения, но и материальные ценности, созданные человеком в процессе своей творческой деятельности. В этом плане правовая культура включает в себя все достижения юридической теории и практики. Все позитивное, положительное, накопленное человечеством в области права - это и есть правовая культура» .

Существует и точка зрения, что «правовая культура есть, прежде всего, способ организации правовой сферы (жизни) общества. Поэтому как содержательная категория она воспроизводит эту сферу в сознании индивида и общества, то есть на идеальном уровне, а также в материализованном виде» . В. И. Каминская и А. Р. Ратинов под правовой культурой понимают систему овеществленных и идеальных элементов, относящихся к сфере действия права и их отражения в сознании и поведении людей .

Такой подход применяется также в международной практике. Так, в Декларации Всемирной конференции в области культуры, принятой в Мехико в 1982 г., культура определяется в качестве «совокупности ярко выраженных черт, духовных и материальных, интеллектуальных и эмоциональных, характеризующих общество или социальную группу» .

Довольно часто дефиниции правовой культуры осуществляются на основе структурированных элементов данного явления. Во многих определениях понятия «правовая культура» легко обнаружить позицию их авторов о содержательных компонентах правовой культуры. Например, под правовой культурой понимаются сформированные в процессе человеческой жизнедеятельности и имеющие отношение к механизму правового регулирования материальные и нематериальные артефакты: нормы права, тексты нормативных правовых актов, юридическая терминология, научнотеоретические исследования и научные работы в области юриспруденции, правовые идеи, концепции и т. п. 1

А. В. Поляков раскрывает связь понятия правовой культуры с правовой средой обитания людей, которая включает «все правовые ценности (духовные и материальные), способы и типы восприятия этих ценностей, а также деятельность по их созданию, пользованию и реализации» .

Понимание правовой культуры как системы материальных и правовых ценностей или артефактов соответствует общим культурологическим дефинициям понятия культуры. Так, в культурологии понятие «культура» определяется как семиотически воспроизводимая система целесообразных артефактов (идеальных и вещественных), созданная людьми для преодоления конфликта с природой» .

Специфика культуры как универсума артефактов - «в ее роли опосредования мира нечеловеческой объективности природы и мира спонтанной человеческой субъективности, в результате чего возникает третий мир объективированных, вписанных в природу человеческих импульсов и очеловеченной природы» .

Таким образом, правовая культура - это система духовных и материальных юридических ценностей. Такой подход к правовой культуре выдержан в рамках философского и культурологического подхода к культуре общества. В философии понятие «культура» характеризуется как система культурных достижений, созданных в процессе материального и духовного производства. В культурологии различают материальную и духовную культуру. Материальная культура включает культуру труда, материального производства, быта, топоса (места жительства), физическую культуру. Духовная культура включает познавательную (интеллектуальную), нравственную, художественную, педагогическую, религиозную и другие культуры . В соответствии с этой позицией материальная культура - это орудия труда, оружие, одежда, постройки, бытовой инвентарь, технические средства связи и т. д., а духовная культура - это процесс и результаты духовного производства религии, философии, морали, искусства, науки и т. д.

В культурологии применяется классификация ценностей культуры. Например, ценности, составляющие структуру культуры, классифицируются следующим образом:

  • - витальные ценности: жизнь, здоровье, безопасность, качество жизни, уровень потребления, экологическая безопасность;
  • - экономические ценности: наличие равных условий для товаропроизводителей и благоприятных условий для развития производства товаров и услуг, предприимчивость;
  • - социальные ценности: социальное положение, трудолюбие, семья, достаток, равенство полов, личная независимость, способность к достижениям, терпимость;
  • - политические ценности: патриотизм, гражданская активность, легитимность, гражданская свобода, гражданский мир;
  • - моральные ценности: добро, благо, любовь, дружба, долг, честь, бескорыстие, честность, верность, любовь к детям, справедливость, порядочность, взаимопомощь, уважение к старшим;
  • - религиозные ценности: Бог, вера, спасение, благодать, Священное Писание и Предание;
  • - эстетические ценности: красота, гармония, стиль и т. д. 1

Классификация правовых ценностей осуществляется и в юридической литературе. Так, по словам О. В. Мартышина, «у права и государства есть и свои, особые закономерности, и свои важнейшие принципы, которые можно назвать ценностями (право и государство и сами по себе являются ценностями), такие как законность, права человека, презумпция невиновности и многое другое. Но они вторичны, производны от основных универсальных ценностей», каковыми являются справедливость (главная ценность), а также «свобода, равенство, общее благо, классовый интерес, национальный интерес, личный интерес и т. д. - признаются лишь постольку, поскольку они справедливы» .

В другой своей работе О. В. Мартышин предлагает следующий перечень ценностей: «сохранение извечного и разумного порядка, установленнего высшими силами; справедливость; добродетель; благополучие; безопасность; равенство; свобода; общее благо; благо личности; национальный интерес; классовый интерес; демократия; солидарность; полезность; прогресс и др.» . Наряду с указанными сменяющимися ценностями есть вечные ценности - справедливость, добродетель, общее благо (благополучие), порядок и безопасность. Причем порядок и безопасность «очень важны как для действия, так и для понимания государства и права» 1 . Наравне с универсальными ценностями существуют дополнительные, частные ценности, в связи с чем любое отношение, учреждение, правило, принцип, вызывающие уважение в качестве блага, представляют ценность. Государство и право относятся к числу общих правовых ценностей, поскольку являются необходимыми формами организации общественной жизни, средствами обеспечения универсальных ценностей - справедливости, равенства, свободы и др., гарантиями от произвола и беззакония. Более частные, специальные правовые ценности охватывают аспекты и стороны государства и права (нормы права, принципы права и др.) .

Правовая культура наряду с духовными правовыми ценностями включает также материальные ценности, созданные в правовой сфере жизнедеятельности общества, в процессе юридической деятельности различных субъектов, в ходе деятельности людей в связи с правом. Правовые памятники, правовые образы (символ богини правосудия и др.), юридические документы, представляющие социально-политическое значение (Декларация независимости США, Декларация прав человека и гражданина Франции и др.), сочинения философов и мыслителей по политико-правовым вопросам, политико-правовые идеи и теории о правовом государстве, правах человека, гражданском обществе и др., иные материальные юридические артефакты определяют содержание правовой культуры. Как утверждает А. П. Семитко, «по дошедшим до нас памятникам права и иным правовым документам историки восстанавливают и атмосферу правовой жизни общества, и особенности того или иного уклада хозяйственной жизни, того или иного строя общественных отношений. В правовых актах находит официальное закрепление форма собственности на орудия и средства производства, отражается факт наличия в руках какого-либо класса, социальной группы экономической и политической власти, структура государственного аппарата, правовое положение личности в обществе, уровень защищенности прав и свобод человека» .

В литературе высказано мнение о том, что правовая культура вбирает как духовные, так и материальные ценности. Так, А. Б. Венгеров пишет по данному поводу: «Если правосознание охватывает только духовную жизнь общества, становится только частью общественного сознания, то правовая культура включает в себя как духовные характеристики, так и «материальные» придатки права - юридические учреждения, их организацию, отношения; как роль в обществе права, судебной, нотариальной, арбитражной и иных систем, так и стиль, культуру их работы, отношений с гражданами, защиту их законных интересов, знание и соблюдение законных интересов в обществе; как соотношение правовой культуры с другими системами общей культуры - политической, научной, художественной, так и формы рассмотрения споров в суде, работу законодательных органов и т. п.» .

Это подтверждает мысль о том, что об уровне правовой культуры можно судить не только по уровню правосознания, но и по качеству материальных культурно-правовых документов, актов, памятников. Материальные объекты показывают реальный уровень правосознания общества на различных этапах исторического развития, исторический и современный опыт объективирования правовых идей, представлений, воззрений. Они показывают также уровень развития юридической техники в различных обществах.

Культура общества включает материальные и духовные достижения, которые неразделимы и взаимообусловлены. Материальные и духовные культурные достижения в совокупности определяют способ организации жизнедеятельности общества. В процессе их создания люди постепенно отделялись от природы. Поэтому культура отличается от природы тем, что культурные достижения создаются людьми с целью поиска разумной организации их жизни, удовлетворения их материальных и духовных потребностей, достижения общего блага. Именно в процессе создания материальных и духовных ценностей человеческое общество отделилось от природы, приобрело черты разумной организации жизни.

Материальные и духовные достижения создавались и продолжают создаваться также в сфере правовой жизни общества, в процессе учреждения государственных институтов, юридических учреждений, юридической (законотворческой, судебной, нотариальной и др.) деятельности. В эпоху перехода к цивилизации людьми были найдены и апробированы новые формы организации жизнедеятельности общества, которые способствовали дальнейшему общественному развитию. Такими формами разумной организации жизни людей в новых исторических условиях стали государство и право. Они изначально были предназначены для обеспечения правопорядка, организованности, стабильности в жизнь общества. Первые государственные образования возникли в регионах поливного земледелия и в рамках земледельческой культуры. Первыми формами выражения права были агрокалендари. Первые зачатки права также зародились в земледельческой культурной среде. Поэтому государство и право неотделимы от культуры человечества, от той культурной среды, в рамках которой была налажена жизнь раннеземледельческих обществ, возникших в результате неолитической революции. Материальные и духовные достижения в государственно-правовой сфере неотделимы от общекультурных достижений. Как отмечает В. С. Нерсесянц, в общекультурном процессе создания людьми духовных и материальных достижений «к сфере правовой культуры относятся и достижения в развитии права и государства, в совершенствовании правовой (и государственно-правовой) организации жизни свободных людей» 1 .

Право, его формы, правовые нормы, идеи, ценности реализуются в практической деятельности государственных органов, в процессе законотворческой, правоохранительной, правозащитной деятельности, а также в ходе правовой деятельности граждан, их правомерного поведения, правовой активности. Правовая культура проявляется как в сфере правосознания (идеи, воззрения, ценности), так и посредством организации и функционирования институтов государства. Правовое сознание и качество юридической деятельности определяют уровень развития общества.

Право, как и государство, является неразрывной частью общечеловеческой культуры. Они формировались на протяжении тысячелетий в рамках культурно-цивилизационной среды, во взаимосвязи с иными культурными достижениями (письменность, тексты, язык, символы и др.). В ряде дефиниций культуры государство и право наравне с иными материальными и духовными достижениями рассматриваются как элементы культуры общества. К примеру, в «Новом энциклопедическом словаре» подчеркивается, что «культура (в отличие от понятия природы) характеризует мир человека и включает в себя ценности и нормы, верования и обряды, знания и умения, обычаи и установления (включая такие социальные институты, как право и государство), язык и искусство, технику и технологию и т. д.» .

Исследование внутренней структуры правовой культуры должно опираться на предпринимаемые в рамках культурологического подхода попытки структурирования культуры в целом. Так, в культурологии различаются три сферы культуры - духовная, социальная и витуальная. Витуальная культура (первый «этаж») включает культуру труда, малых социальных групп, семьи, отдыха, общения и т. п. Ее базовыми составляющими являются семья, труд, питание, общение, дружба и т. д. Социальная культура (средний «этаж») включает власть, церковь, право, мораль, собственность, политику, хозяйство. Духовная культура (верхний «этаж») включает философию, науку, религию, искусство. Социальная культура включает четыре основных типа социальных деяний: 1) создание общества; 2) создание хозяйственной системы; 3) создание государства; 4) создание культа. Причем создание государства характеризуется как самая таинственная цель культуры, а само государство и его динамика оцениваются как ключ ко всем цивилизационным процессам. В различных типах культур доминировали наука (культура Нового времени), хозяйственная деятельность (культура Новейшего времени и первобытные культуры), церковь (Средневековье), государство (XVIII, XIX, XX вв.). В рамках социальной культуры культурные механизмы благодаря социальной коммуникации работают эффективнее, чем дух и природа, культура «может безличное превратить в личное, а личное - в объективное и интерсубъективное» 1 .

Культура - «специфический способ организации и развития человеческой жизнедеятельности» . Государство и право также являются формами организации и развития жизнедеятельности общества. Государство осуществляет жизненно необходимую функцию управления обществом, обеспечивает стабильность, организованность, порядок в обществе. Важнейшие общественные отношения регламентируются при помощи права, его установлений и предписаний, запретов и дозволений. Поэтому государство и право входят в число культурных достижений человечества.

Учитывая неразрывную связь права и государства с общечеловеческой культурой, В. С. Нерсесянц пишет: «С культурологической точки зрения право и государство - это определенные явления культуры, культурные формы наряду с многими другими культурными формами - земледелием, градостроительством, литературой, театром, религией и т. д.» 1 . Исходя из этого, автор утверждает, что правовая культура «включает в себя государственную (политическую, публично-властную) культуру, которая по своей сути есть государственно-правовая культура, поскольку само государство является правовой формой организации публично-властной власти» .

По мере развития государства, проявления его гуманистической миссии, приобретения им необходимых качеств правовой организации общества все больше осознается значение государства как элемента культуры. По мнению А. Н. Соколова, правовое государство как философско-правовая теория и практика организации конструктивной политической власти является одним из существенных достижений общечеловеческой цивилизации, поскольку оно является эффективным институтом защиты прав человека, средством борьбы с бюрократией, местничеством, ведомственностью, формой осуществления народовластия .

А. А. Контарев, касаясь самобытности государства, обосновывает тезис о том, что идея государства является продуктом культурно-исторического творчества народа, его самосознания и самобытности .

Об уровне правового развития общества свидетельствуют как качество правовых идей, воззрений, ценностей, теорий, так и степень их практической реализации. Уровень правосознания, степень осознания людьми значимости и ценности права и правовых ценностей в жизни общества проявляются в их правовой деятельности в качестве юридической практики, разрешения правовых споров, удовлетворения законных интересов. Судя по качеству законотворческой, судебной, нотариальной и иной юридической деятельности, реальному состоянию в сфере реализации и защиты прав и свобод человека, удовлетворения законных интересов граждан, правовой активности, можно утверждать о подготовленности граждан, их объединений, институтов государственной власти к реализации юридических достижений. Поэтому можно согласиться с В. С. Нерсесянцем, который утверждает, что основными элементами правовой культуры являются «правовые

(государственно-правовые) воззрения, нормы, институты (учреждения) и поведенческие отношения» 1 .

Правовая культура сопряжена также с жизненно важными для организации жизнедеятельности общества нормами, выступающими в качества образцов, эталонов поведения людей и их организаций. В культурологии неотъемлемыми компонентами культурной картины мира наряду с интуитивными представлениями, архетипами, способами мировосприятия являются также культурные нормы, представляющие собой «определенные образцы, правила поведения, действия, познания» и выступающие в разнообразных формах на разных исторических этапах: культурные нормы, воплощение в идеологии, этических учениях, религиозных концепциях, нормы морали, семейные нормы и др.

Нормативность правовой культуры не следует сводить исключительно к нормам права в рамках позитивистского правопонима- ния. Нормы права конечно же играют ключевую роль в формировании правовой культуры, в частности в передаче (трансляции) заложенной в них правовой информации адресатам и участникам правоотношений. Они регламентируют деятельность политикоюридических учреждений и институтов. Предметные правовые ценности - объект правового регулирования. Правовая норма является своего рода ценностью, поскольку устанавливает эталоны человеческого поведения в соответствии с интересами государства, общества и людей, вносит стабильность, организованность, порядок в жизнь общества.

При этом ценностное значение имеют те нормы права, которые соответствуют таким универсальным общечеловеческим ценностям, как справедливость, свобода, равенство и др., отвечают благим намерениям субъекта нормотворчества. «Представляется более оправданным, - пишет О. В. Мартышин, - относить к разряду ценностей не каждую правовую норму, а только те из них, которые устанавливают принципы, выходящие за рамки данной нормы, институты, представляющиеся важными для более широкой сферы отношений и потому становящиеся критерием оценки других правовых явлений» .

Нормативность правовой культуры проявляется в том, что она посредством правил поведения, дефинитивных, оценочных, диспозитивных и других норм, стимулов, принципов права нормирует жизнедеятельность общества, устанавливает разумные пределы деятельности субъектов правовой культуры, нормативные основы регулирования ее объектов, вносит стабильность и порядок в жизнь людей, в их отношение к правовым артефактам.

Правовая культура помимо норм права включает более ранние социальные нормы - правовые обычаи, которые в течение столетий заменяли собой нормы правотворческих органов. «В древнем правовом обычае, как и в современном, можно сказать, неизменно пребывает юридическая норма и в то же время правосознание в его элементарном раздвоении на интеллектуальные и психологические компоненты», - пишет Г. В. Мальцев 1 . Обычай в сознании народа обозначает такие понятия, как «правда», «норов», «предание», «пошлина» (то, что «пошло», - общепринятость издавна) . Персидско-таджикские мыслители (Низам ал-Мульк, Джами, Ахмад Дониш и др.) высоко чтили древние обычаи в сфере управления государством, особенно те, которые широко практиковались при справедливых правителях (Фаридун, Хосров Ануширван и др.), вносили стабильность в жизнь людей, отвечали благим намерениям и составляли неотъемлемый компонент древней культуры таджиков .

Иные источники права (сочинения видных юристов, религиозные тексты, священные книги, заповеди, договоры и др.) также составляли компонент правовой культуры на различных этапах исторического развития. Они представляют ценность и в наши дни, регламентируя жизнедеятельность общества. Словом, все формы права (естественные права человека, нормативные правовые акты, юридическая доктрина, принципы права, нормативный договор, религиозные тексты, судебный прецедент и др.) входят в содержание правовой культуры. Они являются достижениями правовой культуры, представляют ценность для разумной организации и нормального функционирования общества, служат гарантией от произвола и бесправия.

Различные типы культур, включая правовую культуру, формируются и развиваются не изолированно, а в условиях культурного взаимообмена. Способность правовой культуры к культурным взаимосвязям касается также ее отдельных структурных элементов - права, властных учреждений, науки, образования и т. д. Это обусловлено, главным образом, тем, что в любой культуре существуют динамичные элементы, которые в процессе взаимодействия с другими цивилизациями заимствуют полезные нормативы, не разрушая при этом цивилизационные основы социальной жизни 1 . К таким элементам Е. А. Лукашева относит «право (особенно в сфере регулирования межхозяйственных связей различных государств), некоторые политические институты, информатику, достижения науки, значимые литературные произведения. Эти компоненты культуры поддаются усвоению, заимствованию, не разрушая основы цивилизации, а модернизируя ее» .

Элементы правовой культуры способны к взаимопроникновению в рамках межцивилизационных контактов. Такое качество как правовой культуры в целом, так и ее отдельных элементов (права, правовых памятников, правовых норм, правовых образов, юридических учреждений, правовой практики и др.) стало складываться издавна и продолжает проявляться в современном нам мире. Именно в рамках культурного диалога, цивилизационных контактов формировались общечеловеческие ценности (справедливость, свобода, равенство, порядок, стабильность, благо, права человека, достоинство человека, личная безопасность и др.), которые, в свою очередь, проникали в различные сферы жизнедеятельности общества, в том числе в правовую сферу жизни общества, пронизывая организацию и деятельность институтов государственной власти посредством внесения благих поведенческих эталонов в жизнь государственно-организованного общества.

Функция культурного взаимообмена свойственна любым типам культур. Так, культура таджиков на различных этапах исторического развития развивалась под влиянием передовых культурных достижений других народов, в условиях проникновения в местную (арийскую) культурную среду ценностей исламской культуры после включения территории исторического Таджикистана в состав Арабского халифата, а позднее - ценностей российской правовой культуры на этапе присоединения к царской России, затем - советской правовой культуры в советский период. Вместе с российской и советской культурой в культуру таджиков проникали европейские ценности, в частности традиции римского и романо-германского права, российский и советский опыт организации и функционирования политических институтов и учреждений.

При структурировании содержания правовой культуры необходимо учитывать уровень развития компонентов данного социально-правового феномена. Уровень развития правосознания, качество законов, правоприменительных актов, иных юридических документов, степень развитости правовой деятельности, степень соблюдения и защиты прав человека определяют в целом состояние и развитость правовой культуры. Такой подход к структурированию содержания правовой культуры применяется в литературе.

Правовая культура включает элементы, которые характеризуют ее теоретический и практический уровни. Правовая культура проявляется на уровне правосознания (правовых идей, представлений, ценностей) и ее материализации в практической деятельности различных субъектов (люди, юридические учреждения и институты), сопричастных реализации компонентов правового сознания, а также в юридических актах-документах.

Анализ структуры правовой культуры служит для того, чтобы уяснить процесс перевода правовых идей и представлений от сознания к практической деятельности, показать достигнутое качественное состояние правовой жизни общества, тем самым выявить проблемы в сфере реализации правосознания и наметить пути их разрешения. Поэтому структурирование правовой культуры имеет как теоретическое, так и социально-практическое значение. В процессе исследования деятельности правотворческих и правоприменительных органов, судебной и правоохранительной практики, качества закона, эффективности правоприменительных актов, степени реализации, соблюдения и защиты прав и свобод человека выявляются меры по устранению существующих проблем с целью повышения уровня правовой культуры, в частности культуры законотворчества, правоприменения, прав человека. Следует согласиться с А. П. Семитко, который утверждает: «Анализ правовой культуры необходим для того, чтобы сначала выделить и описать правовые ценности, идеалы и образцы, к которым следует стремиться законодателю, правоприменителю, гражданину и обществу в целом, а затем, оценив с этой точки зрения реальное состояние дел, искать пути и средства достижения намеченных идеалов, построения правового государства и общества, в котором обеспечиваются соответствующие его социально- экономическому и духовному строю права и свободы человека» 1 .

Такого подхода к структурированию содержания правовой культуры придерживается также С. В. Бочкарева. По ее мнению, о правовой культуре любого общества можно судить на основании уровня развития всей системы правовых текстов данного общества, юридической техники правовых актов, правовой деятельности, а также двух подсистем правовой культуры: уровня правового сознания и правового развития субъекта .

Причем, как справедливо отмечает А. П. Семитко, структурные компоненты правовой культуры в свою очередь имеют собственный состав и структуру . Данный подход заслуживает внимания. При структурировании правовой культуры необходимо также учитывать структуру ее элементов, например структуру права, правосознания и т. д. Структура элементов правовой культуры влияет на структурный уровень правовой культуры.

При структурировании правовой культуры необходимо учитывать также структуру уровней и видов правовой культуры - правовой культуры личности, социальных групп, в частности профессиональной правовой культуры, а также правовой культуры общества. По мнению С. В. Бочкаревой, структура правовой культуры общества «состоит из следующих элементов: уровня правосознания и правовой активности общества; степени прогрессивности юридических норм (уровня развития права, культуры юридических текстов ит. п.); степени прогрессивности юридической деятельности (культуры правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности)»

Правовая культура - это особое социальное явление, качественно характеризующее правовое состояние как отдельной личности, так и общества в целом, вид духовной культуры, охватывающий своим содержанием все ценности, созданные деятельностью людей в области права.

Под правовой культурой понимается также обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития субъекта (человека, различных групп, всего населения), а также степени гарантированности государством и гражданским обществом свобод и прав человека.

Понятно, что правовая культура - это один из элементов общечеловеческой культуры и, подобно тому как национальная духовная культура придает целостность и интегрированность обществу в целом, правовая культура определяет принципы правового поведения личности, систему правовых ценностей, идеалы, правовые нормы, обеспечивающие единство и взаимопонимание правовых институтов и организаций.

Правовая культура - емкое общественно-политическое и правовое явление, характеризующее всю структуру политической системы государства и его жизнь с точки зрения роли права в общественно-политических процессах. Цементирующим и основополагающим началом правовой культуры выступает принцип юридической справедливости. Подлинная правовая культура и юридическая справедливость гармонически взаимосвязаны.

Различают три уровня правовой культуры: правовая культура личности, правовая культура социальных групп и правовая культура общества в целом.

Правовая культура личности - это уровень и степень правовой образованности, правового воспитания отдельного человека, его умение пользоваться нормативно-правовым материалом, его поведение в соответствии с требованиями норм права.

Правовая культура социальных групп - это уровень и степень правовой образованности, правового воспитания той или иной социальной группы, общественного слоя, особых социальных групп. В частности, высокого уровня правовой культуры требует юридическая профессия, связанная с нормативно-правовым регулированием общественных отношений, обеспечением правопорядка, правовой оценкой поведения членов общества.

Правовая культура общества - это уровень и степень правовой образованности, правового воспитания общества в целом, компетентно-профессиональное творение норм права, их благодатная социальная эффективность.

Становление и развитие правового государства самым тесным образом связано с правовой культурой, которая способствует утверждению основополагающих правовых принципов общественного бытия, необходимого правопорядка, правомерного поведения граждан, чувства правовой ответственности членов общества, повышению их нравственного потенциала.

Какую роль играет правовая культура в жизни общества?

Во-первых, правовая культура - своеобразная форма гармоничного развития человека, через которую достигается общесоциальный прогресс. Этот прогресс связан как с созданием собственно правовых ценностей (способы и средства разрешения социальных конфликтов, институты обеспечения прав человека и т.д.), обогащающих личность, так и предоставлением обществу необходимых юридических условий для спокойного и упорядоченного развития. Право, юридические инструменты организуют благоприятную среду, исключающую насилие, произвол, разрушение материальных и духовных благ, накопленных за тысячелетия обществом. Правовая культура выступает именно той сдерживающей формой, в которой купируется, ограничивается и вытесняется антиобщественное и потому антиправовое поведение.

Во-вторых, правовая культура является средоточием, "мемориалом" накопленных человечеством юридических ценностей. Она - их хранитель, селекционер, генератор и ретранслятор на иные сферы общественных отношений. Правовая культура - живой организм, все элементы которого - нормы, юридические акты, институты, процессы, режимы, статусы - обладают качествами продуктов человеческого духа, кропотливого труда, исторического отбора, жизненной апробации. Поэтому бережное отношение к правовой культуре есть условие социального прогресса, гарантия эффективности усилий по совершенствованию человеческой личности. Продукты правовой культуры - юридические нормы, памятники права, способы разрешения конфликтов, опыт юридической деятельности, народный правовой фольклор - нуждаются в охране и защите не менее, чем традиционные культурные ценности. Разрушение культурного слоя права чревато невосполнимыми потерями в государственно-политическом самосознании нации, способно породить хаос и произвол в общественных отношениях.

В-третьих, правовая культура - практически единственная глобальная форма, через которую воспроизводятся ценность и своеобразие национальных правовых феноменов - государственности, правопорядка, правовой системы. Культура несет в себе "генетический код" отечественных юридических явлений, служит как средством их обогащения в процессе всемирного право-культурного обмена, так и особым бастионом от чуждого инокультурного влияния, разрушающего исходные предпосылки национальной правовой идентичности. Интернациональный и одновременно национальный характер правовой культуры позволяет сочетать и саморегулировать отечественные и иностранные источники правового прогресса. Названные черты правовой культуры объясняют сложность этого явления для познания, его неоднозначный гносеологический статус, который в теории становится темой многочисленных взглядов, точек зрения, доктрин правовой культуры. Эти концепции, представления, позиции, расходясь в конкретных интерпретациях понятия, содержания, структуры правовой культуры, как правило, едины в понимании основных функций, которые сводятся прежде всего к сохранению духовных ценностей в юридической области, передаче правового опыта последующим поколениям, поддержанию механизмов воспроизводства правового сознания народа и его влияния на жизненно важные сферы взаимоотношений (государство, политика, экономика, международные отношения и т.д.).

Высокий уровень правовой культуры - важнейший признак правового государства. От уровня правовой культуры зависят степень общественной активности граждан, их непосредственного участия в деятельности государства, контроль за его деятельностью, высокая гражданская ответственность за происходящее в государстве, формирование институтов гражданского общества.

Правовая культура оптимизирует систему правовой охраны и защиты прав личности, упреждает недоверие между различными слоями населения, нациями и народами. Чем выше уровень правовой культуры, тем качественнее и эффективнее правотворческая и правоприменительная деятельность, тем совершеннее институциональное обустройство государства, деятельность его органов.

Правовая культура характеризует аксиологический аспект права, его ценность: степень развития законодательства, прогрессивность юридической практики, культуру правового общения власти и населения, уровень законности, состояние гарантированности прав и свобод граждан, престиж юридической профессии, роль юридической науки и т.д. Правовая культура охватывает своим содержанием правосознание, но лишь в позитивных (развитых) формах его выражения. Правовая культура, таким образом, охватывает все ценности, которые созданы деятельностью людей в области права; она пронизывает право, правосознание, правовые отношения, режим законности, складывающийся правопорядок, правовой менталитет нации и отдельных групп населения.

Явление правовой культуры так же объективно, как объективна правовая жизнь общества. Она зафиксирована в памятниках права и в действующем законодательстве, проявляется в деятельности и в образе мышления участников правового общения. Правовая культура выступает следствием и показателем зрелости правовой системы.

Правовая культура зависит от нравственности, от уровня экономического развития общества, от материального благосостояния народа. По это - особая ценность общества. Если в обществе есть определенный уровень правовой культуры, то можно говорить о формировании правового государства. Если нет этой правовой культуры, то формирование правового государства крайне затруднено и связано лишь с ростом правовой культуры. Правовое государство и правовая культура органически связаны между собой, а наличие демократического гражданского общества является необходимым условием формирования правовой культуры и правового государства.

Понятие правовой культуры значительно шире, чем понятие правосознания, хотя часто правовую культуру понимают как правовое сознание. Правосознание является только одним из необходимых элементов правовой культуры. Правосознание - определенная разновидность общественного и индивидуального сознания людей. Высокий уровень правосознания включает в себя и знание права, и понимание значения права в жизни общества.

Помимо высокого уровня правосознания, правовая культура включает в себя и все реальные достижения в области правовой жизни общества (законодательство, его уровень, его технику, степень цивилизованности его содержания). У нас не было цивилизованного законодательства. Качество законов и способы их реализации по-прежнему остаются на низком уровне.

Можно задумать хороший закон, но если с точки зрения юридической техники он будет неудовлетворительным, реализовать его невозможно.

Правовая культура - это еще и высокий уровень культуры правосудия. Уровень правовой культуры зависит от многих факторов. Имеет значение и состояние помещений для судебных заседаний, и облик судей, и само проведение судебного процесса. В реальной жизни культура правосудия не находится еще на достаточно высоком уровне. А это в свою очередь влияет на общий уровень правовой культуры населения. Правовая культура - это высокий уровень культуры законодательства и правосудия, их реальное состояние.

Следующий элемент правовой культуры - фактическое состояние законности и правопорядка в стране. Состояние преступности - это определенная характеристика правопорядка, но главным, тем не менее, является состояние правонарушаемости. Когда совершено преступление и преступник понес наказание, законность торжествует и правопорядок восстанавливается. Но если кто-нибудь наказан несправедливо - законности уже нет. Необходимо, чтобы виновный был наказан и не был наказан невиновный. Необходима система, которая бы это обеспечивала.

Существуют различные модели правовой культуры (например, западная модель правовой культуры, конфуцианская правовая культура, мусульманская правовая культура и т.д.).

Западная модель правовой культуры характеризуется тем, что главной ценностью здесь признаются основные права и свободы человека и гражданина. Она начала формироваться еще с античных времен. Специфической чертой этой модели является, во-первых, осознание социальной ценности права как меры свободы и равенства и приоритет права во всех сферах общественной жизни. Во-вторых, осознание ценности индивидуальных прав личности. В сокровищницу мировой правовой культуры входят теория естественных прав и свобод человека, теория разделения властей Т. Гоббса, Дж. Локка, Г. Гроция, а также законодательные акты, закрепляющие права и свободы личности.

Правовая культура является непременным элементом правового государства, без последней любая форма правления может переродиться в антидемократическую, что чревато пагубными последствиями для общества и государства, в том числе и для всего правопорядка. Произвол и бесправие приводят к массовым нарушениям прав и свобод личности, к отрицанию самой необходимости и ценности права. Правовая культура общества в современном интегрированном мире часто уже не определяется территориальными границами одного государства. Идет процесс интернационализации и взаимообогащения различных культурных ценностей. В таком взаимном сближении национальных культур состоит процесс формирования единой культуры с позиций общечеловеческих ценностей. Кроме того, мировое сообщество уже осознало необходимость выработки общечеловеческих начал и принципов деятельности в межгосударственных отношениях, которые закрепляются в важнейших нормативных правовых актах международного характера.

В общеупотребительном смысле понятие «культура» связано с опытом человеческой деятельности, которая накапливается и передается последующим поколениям как в виде материальных предметов (материальная культура), так и в виде духовных ценностей (духовная культура). Культура как собирательное понятие имеет множество различных форм проявлений, сторон, видов.

Правовая культура является частью общей культуры общества. Она тесно связана с политической, нравственной, духовной и другими видами культуры. Правовая культура – важнейший элемент правовой системы общества, непременное условие нормального функционирования государства. Правовая культура выражает этику взаимоотношений субъектов общественной жизни с правом, законами, другими юридическим феноменами.

Правовая культура отражает не только деятельность человека непосредственно в правовой сфере, но и за ее пределами, связанную так или иначе с применением правовых знаний, которые сегодня востребованы многими науками, дисциплинами и специальностями как гуманитарного, так и не гуманитарного профиля. Эти знания необходимы практически во всех областях, где действуют законы. Не случайно почти во всех вузах страны общеобразовательная подготовка студентов включает в себя и правовую, ибо в этом нуждается любая профессия, любой вид деятельности.

В отечественном правоведении над проблемой правовой культуры активно работали и работают такие ученые, как Н. Л. Гранат, В. И. Каминская, Н. М. Кейзеров, А. Р. Ратинов, В. П. Сальников, А. П. Семитко, В. Н. Синюков и др. Так, А. Р. Ратинов под правовой культурой понимает «систему овеществленных и идеальных культурных элементов, относящихся к сфере действия права, и их отражение в сознании и поведении людей».

Правовая культура – это обусловленное всем социальным, духовным, политическим и экономическим строем качественное состояние правовой жизни общества, выражающееся в достигнутом уровне развития правовой деятельности, юридических актов, правосознания и в целом в уровне правового развития человека, различных групп и всего населения.

Понятие «правовая культура» используется для характеристики всей правовой системы страны и всегда предполагает оценку качества правовой жизни того или иного общества и сравнение его с наиболее развитыми правовыми образцами, идеалами и ценностями. Выявим основные черты правовой культуры . Итак, правовая культура:

Принадлежит к конкретному этапу исторического развития общества, права и государства;

Представляет собой определенную совокупность накопленных ценностей в сфере правового регулирования общественных отношений;

Отражает уровень развития правосознания как личности, так и общества в целом;

Объединяет такие понятия, как право, правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правомерное поведение, правовые учреждения, а также уровень признания обществом всего многообразия правовых ценностей.

Понятие правовой культуры можно рассмотреть в двух основных значениях – узком (правовая культура личности) и широком (правовая культура общества).

Правовая культура в узком смысле – это культура отдельного лица, которая включает в себя определенный уровень правосознания, качественное овладение навыками правомерного поведения, умение использовать свои права. Изучение понятия правовой культуры личности особенно активизировалось в связи с признанием теории прав человека и правового государства. Это привносит в понятие «правовая культура личности» гуманистические начала.

Характерными признаками правовой культуры личности являются:

Достаточно высокий уровень правосознания;

Знание действующих законов страны;

Соблюдение, исполнение или использование этих законов;

Убеждение в необходимости, полезности, целесообразности законов и иных правовых актов, внутреннее согласие с ними;

Правильное понимание своих прав и обязанностей, свободы и ответственности, своего положения в обществе, норм взаимоотношений с другими людьми;

Правовая активность – целенаправленная деятельность субъекта по пресечению правонарушений, противодействию беззаконию, поддержанию правопорядка; преодолению правового нигилизма.

Правовая культура в широком смысле – это правовая культура общества, которая охватывает все правовые ценности, в том числе законы, законодательную технику, юридическую науку и образование, юридическую практику и правовой порядок. Правовая культура составляет внутреннюю, ментально-духовную сторону правовой системы общества и глубоко пронизывает правосознание, правовые отношения, законность и правопорядок, правотворческую, правоприменительную и иную юридическую деятельность, регулирует поведение людей, сообразуясь с историческими и культурными особенностями, выступает инструментом достижения социальной стабильности. Правовая культура нашего общества находится в состоянии перехода от авторитарно-бюрократического режима к режиму демократическому.

Правовая культура может быть представлена как системное образование, которое включает в себя: культуру правового сознания; культуру правового поведения; культуру деятельности законодательных, правоохранительных и судебных органов.

Структурные элементы правовой культуры общества :

1. Правовое сознание населения . Правовая культура общества зависит прежде всего от уровня развития правового сознания населения, т. е. от того, насколько глубоко освоены им такие правовые феномены, как ценность прав и свобод человека, ценность правовой процедуры при решении споров, поиске компромиссов, насколько информировано в правовом отношении население, какова установка граждан на соблюдение (несоблюдение) правовых предписаний и т. д.

2. Правовая деятельность . Уровень развития правового сознания может быть зафиксирован только в реальной правовой деятельности, в правовом поведении. Правовая деятельность состоит из теоретической (деятельность ученых-юристов, образовательная деятельность студентов и курсантов юридических вузов и т. д.) и практической – правотворческой и правореализующей деятельности.

3. Система юридических актов , т. е. текстов документов, в которых выражается и закрепляется право данного общества. Наиболее важное значение для оценки правовой культуры общества имеет система законодательства, основой которой является конституция государства. В целом важен и уровень развития всей системы нормативно-правовых актов – от законов, актов центральных исполнительных органов власти до актов местных органов власти и управления. Наконец, должно учитываться и состояние индивидуальных правовых актов.

4. Правовая наука . Речь идет об уровне развития юридической науки и влиянии правовой теории на юридическую практику.

5. Материальные предметы , обеспечивающие и сопровождающие правовую деятельность.

6. Правовой субъект . Правовая культура общества выражается в уровне правового развития субъекта – различных социальных и профессиональных групп, а также отдельных индивидов.

В юридической литературе выделяют две основные модели развития правовой культуры :

1. Модель эволюционного развития . Данная модель предполагает развитие правовой культуры как процесс восприятия опыта предшествующих этапов и поколений, бесконфликтной адаптации этого опыта к новым условиям. В этом случае «культура детей» является производной от «культуры отцов».

2. Модель революционного развития . Для данной модели характерен разрыв преемственности между поколениями, невосприятие по тем или иным причинам традиций и установок, сложившихся в сфере правового общения на предшествующем этапе. В этом случае возникает противопоставление «культуры отцов» и «культуры детей».

Виды правовой культуры. В зависимости от уровня выделяют три вида правовой культуры: обыденную, профессиональную и доктринальную.

Обыденный уровень правовой культуры характеризуется отсутствием системных правовых знаний и юридического опыта, имеет поверхностный и фрагментарный характер. Обыденный уровень правовой культуры затрудняет реализацию прав и обязанностей, защиту законных интересов и зачастую ведет к нарушениям норм права.

Профессиональный уровень правовой культуры складывается у практических юристов: судей, адвокатов, сотрудников правоохранительных органов. Юристы-практики вырабатывают высокий уровень правовых знаний в сфере своей деятельности, качественно овладевают правовыми умениями, навыками и профессионально применяют их в юридической деятельности.

Доктринальный (научный) уровень правовой культуры опирается на знание всего механизма правового регулирования, а не отдельных его направлений. Правовая культура теоретического уровня вырабатывается коллективными усилиями ученых и представляет собой идейно-теоретический источник права, способствует совершенствованию законодательства, развитию науки и подготовке юридических кадров.

Функции правовой культуры . Главные задачи функций правовой культуры состоят в том, чтобы привнести правовые знания и убеждения в сознание сотрудников органов внутренних дел, обеспечить их достоверной и оперативной информацией, практически вовлечь их в правовые процессы и дать необходимый нормативный и ценностный инструментарий для квалифицированного решения правовых вопросов на уровне своей деятельности.

Правовая культура выполняет три основные функции: познавательную, регулятивную и нормативно-аксеологическую.

Познавательная функция правовой культуры проявляется в процессе отражения объективной правовой деятельности, существующих правовых явлений. В правовой культуре фиксируются достигнутые, приобретенные правовые знания, правовой опыт, правовые ценности, идеалы и т. п.

Регулятивная функция правовой культуры направлена на обеспечение эффективного функционирования всех элементов правовой системы и создание устойчивого правопорядка.

Нормативно-аксеологическая функция правовой культуры состоит в оценке индивидуального поведения, законности, правопорядка и действующего законодательства путем сопоставления с моделями поведения, ориентирами которого являются нормы позитивного права и нормативные установки естественного права.