Что входит в земли общего пользования. Оформление и использование земель общего пользования

Владимир Лапач, доктор юридических наук, профессор Ростовского государственного университета.

Одна из наиболее сложных проблем современной правовой политики состоит в поисках баланса частных и публичных интересов, которые в переходной экономике то и дело вступают в конфликт между собой. В особенности это проявляется в недостаточной определенности разнообразных правовых режимов земель, среди которых, пожалуй, наиболее сложным для понимания и применения является статус земель общего пользования.

Пункт 1, ст. 262 ГК РФ под земельными участками общего пользования понимает не закрытые для общего доступа земельные участки, находящиеся в государственной и муниципальной собственности, на которых граждане имеют право свободно, без каких-либо разрешений находиться и использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Из этой формулы видно, что законодатель допускает общее пользование лишь в отношении "не закрытых для общего доступа" земельных участков, принадлежащих государству и муниципальным образованиям, причем такой доступ имеет место в виде двух взаимосвязанных правомочий:

"неограниченного" права граждан свободно, без каких-либо разрешений находиться на таких участках;

"ограниченного" права граждан использовать имеющиеся на этих участках природные объекты в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами, а также собственником соответствующего земельного участка. Следует заметить, что право пользования природными объектами на таких земельных участках предоставлено только гражданам, но не юридическим лицам. В то же время исходя из приведенной нормы Конституции РФ можно сделать вывод и о том, что сами собственники (государство или муниципальные образования) могут использовать природные объекты, расположенные на землях общего пользования, "в пределах, допускаемых законом и иными правовыми актами", однако непосредственное природопользование со стороны публично-правовых образований, не через образованные ими юридические лица, практически невозможно.

Наряду с земельными участками общего пользования в изложенном выше понимании существуют также земельные участки со специальным режимом общего пользования, определенным в п. 2 ст. 262 ГК: если земельный участок не огорожен либо его собственник иным способом ясно не обозначил, что вход на участок без его разрешения не допускается, любое лицо может пройти через участок при условии, что это не причиняет ущерба или беспокойства собственнику.

В этом случае возникает вопрос: к какой форме собственности на земельный участок может быть отнесен этот специальный режим? Поскольку п. 1 ст. 262 ГК позволяет гражданам свободно находиться на не закрытых для общего доступа земельных участках, состоящих в государственной и муниципальной собственности, можно утверждать, что право свободно находиться на участке поглощает собой и право проходить через такие участки. Следовательно, специальный режим характеризует только земельные участки, находящиеся в частной собственности. Специальный режим таких участков является нормой, отступление от нормы возможно лишь вследствие огораживания либо иного ясного обозначения запрета входа на участок без разрешения собственника. Пределы общего пользования на участке со специальным режимом заметно более жесткие, чем на участке с общим режимом: допускается лишь проход (не проезд!) граждан через участок, нахождение на участке и использование природных объектов невозможны.

Термины и понятия

Понятие земельных участков общего пользования соотносительно с понятием общественных мест, которое активно используется законодательством об административных правонарушениях. Так, ст. 20.20, 20.21 и 20.22 КоАП РФ под общественными местами понимают улицы, стадионы, скверы, парки, организации культуры, физкультурно-оздоровительные, спортивные сооружения, транспортные средства общего пользования и др.

Однако термин "общественное место" в подобных нормативных контекстах выявляет иной аспект проблемы, не имеющий прямой связи с правовым режимом земельного участка общего пользования. Под общественным местом в данном случае понимается не только земельный участок как таковой с элементами коммунальной инфраструктуры (улица, сквер, парк), но и здания и сооружения (организации культуры, стадионы и т.п.) и даже транспортные средства, которые вообще к определенному земельному участку не привязаны. Закон концентрирует внимание на недопустимости противоправного поведения (распития алкогольных напитков, потребления наркотических или психотропных средств, появления в состоянии опьянения) в местах, открытых для свободного доступа неограниченного круга лиц.

Насколько можно судить, исходя из ст. 85 Земельного кодекса РФ земельные участки общего пользования образуются исключительно из земель поселений и могут включаться в состав различных территориальных зон: жилых; общественно-деловых; производственных; инженерных и транспортных инфраструктур; рекреационных; сельскохозяйственного использования; специального назначения; военных объектов; иных территориальных зон. В соответствии с п. 12 ст. 85 ЗК РФ такие земельные участки не подлежат приватизации. К их числу отнесены по их назначению земельные участки, занятые площадями, улицами, проездами, автомобильными дорогами, набережными, скверами, бульварами, закрытыми водоемами, пляжами и другими объектами.

В свою очередь, Градостроительный кодекс РФ говорит не о земельных участках, а о "территориях общего пользования", подчеркивая, как и ГК, возможность для неограниченного круга лиц беспрепятственного пользования ими (п. 12 ст. 1) и включая в неисчерпывающий перечень таких территорий площади, улицы, проезды, набережные, скверы, бульвары. При этом Грк РФ в подп. 2 п. 4 ст. 36 особо оговаривает, что действие градостроительного регламента не распространяется на земельные участки в границах территорий общего пользования. Это означает, что правовой режим земельных участков общего пользования, равно как и всего, что находится над и под поверхностью таких земельных участков, определяется не нормами градостроительного, а земельного, гражданского и природоресурсного законодательства. По всей видимости, такая позиция законодателя обусловлена тем, что земли общего пользования, как правило, не рассматриваются в качестве базиса для застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. Но было бы, на наш взгляд, неверным понимать земли общего пользования исключительно как незастроенные и в перспективе незастраиваемые территории. Значительное число таких земель представляют собой застроенные или по меньшей мере благоустроенные территории, в отношении которых возможна та или иная градостроительная деятельность.

Во многих случаях ситуация складывается таким образом, что на землях общего пользования располагаются объекты незавершенного строительства или уже введенные в эксплуатацию здания, строения и сооружения, отчужденные в частную собственность в процессе приватизации. Федеральный закон от 21 декабря 2001 г. N 178-ФЗ "О приватизации государственного и муниципального имущества" содержит общую норму (п. 1 ст. 28), согласно которой приватизация зданий, строений и сооружений, а также объектов, строительство которых не завершено и которые признаны самостоятельными объектами недвижимости, осуществляется одновременно с отчуждением лицу, приобретающему такое имущество, земельных участков, занимаемых таким имуществом и необходимых для их использования, если иное не предусмотрено федеральным законом. Но тот же Закон в п. 8 той же статьи определяет, что отчуждению не подлежат земельные участки в составе земель общего пользования (улицы, проезды, дороги, набережные, парки, лесопарки, скверы, сады, бульвары, водоемы, пляжи и другие). При этом п. 3 той же статьи говорит об обязанности собственников объектов недвижимости, не являющихся самовольными постройками и расположенных на земельных участках, относящихся к государственной и муниципальной собственности, взять в аренду либо приобрести в собственность указанные земельные участки, если иное не предусмотрено федеральным законом.

Неопределенная ситуация

Возникает достаточно двусмысленная ситуация: если приватизированное строение расположено на земельном участке общего пользования, обязанность выкупа земельного участка в силу п. 8 ст. 28 Закона отпадает, однако обязанность аренды этого участка в силу п. 3 того же Закона сохраняется. Действительно, при аренде земельного участка смены собственника не происходит, однако, удовлетворившись этим формальным моментом, Закон совершенно упускает из виду момент содержательный. Может ли земельный участок, переданный в аренду собственнику приватизированного здания или сооружения на нем, продолжать считаться участком в общем пользовании? Ведь согласно общему определению договора аренды (ст. 606 ГК) имущество передается во временное владение и пользование именно арендатору, а не в общее пользование неопределенному кругу лиц! Совершенно очевиден правовой парадокс, при котором арендатор земельного участка общего пользования оплачивал бы не только свое пользование участком, но и пользование этим участком любым и каждым. Таких конструкций гражданское право до сих пор не знало.

По одному из дел арбитражный суд, рассматривая спор о признании недействительным договора выкупа земельного участка собственником расположенных на нем строений, установил одновременно два обстоятельства:

  • по данным органа архитектуры и градостроительства городской администрации, этот участок находится в общем пользовании (территория общегородского рынка);
  • по данным имущественно-земельного органа городской администрации, этот же участок в течение 8 лет до момента выкупа находился в аренде у предприятия, приватизировавшего данные строения как инфраструктуру общегородского рынка <*>.
<*> Дело N А53-20962/2005-С5-47 Арбитражного суда Ростовской области.

Принимая решение о признании сделки приватизации недействительной, суд учитывал лишь первое обстоятельство, однако испытывал, по всей видимости, серьезные трудности в правовой квалификации второго факта, вследствие чего не дал надлежащей оценки имеющейся совокупности доказательств. В какой-то мере суд можно понять: он поставлен в трудное положение законодателем, который при составлении данной нормы упустил из виду логический закон исключенного третьего: два противоречащих суждения не могут быть не только одновременно истинными, но они не могут быть также и одновременно ложными. Если истинно одно из них, то другое необходимо ложно, и наоборот.

Вот и получается, что если земельный участок арендован собственником находящихся на нем строений, такой участок не может сохранять статус участка общего пользования, поскольку у него появляется единственный пользователь - арендатор. А если такой единственный пользователь теоретически и практически возможен, какой смысл запрещать выкуп соответствующего участка, если интересы муниципального сообщества могут быть обеспечены путем установления постоянного публичного сервитута?

Конечно, решение этого вопроса только за счет толкования закона суду не под силу; необходимо изменение ст. 28 Закона о приватизации, без чего в нашем законодательстве на неопределенное время будет законсервирована одна из бесконечной череды бессмысленных и вредных конструкций - аренда земельных участков общего пользования.

Как мы уже говорили ранее в данной работе, в населенных пунктах выделяются территории, которыми беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц -- территории общего пользования (п.12 ст.1 Градостроительного кодекса РФ). К их числу относятся, в частности, площади, улицы, проезды, набережные, береговые полосы водных объектов общего пользования, скверы, бульвары. Помимо этого сюда следует отнести также автомобильные дороги, пляжи и другие объекты (ч.12 ст.85 Земельного кодекса РФ).

В литературе отмечается проблема, связанная с отсутствием в законодательстве некоторых определений понятий объектов общего пользования, перечисленных в п.12 ст.1 Градостроительного кодекса РФ и ч.12 ст.85 Земельного кодекса РФ. В частности, речь ведется о таком понятии, как «набережная». В российском законодательстве она рассматривается в нескольких значениях: как гидротехническое сооружение (Общероссийский классификатор основных фондов ОК 013-94) и как улица (Земельный и Градостроительный кодексы РФ). От этого, непонятно, в каком именно смысле следует понимать термин «набережная» в целях реализации норм, касающихся запрета на приватизацию объектов общего пользования. Все это создает проблемы в практике Лапач В. Приватизация земель общего пользования // Эж-Юрист. - №32. - август 2006. - С.6..

Действительно, достаточно проблематично найти нормативное содержание терминов, упоминаемых в указанных выше нормах. Все они являются привычными для нашего понимания. Однако обыденное толкование законодательства не всегда является «помощником» в реализации положений законодательства. Нормативно-правовые акты не должны содержать противоречивых, двусмысленных или неопределенных понятий.

Порядок использования территорий общего пользования в населенном пункте устанавливается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления. Так, например, в соответствии с ч.1 ст.29 Правил землепользования и застройки городского округа «Город Орел» установлено, что использование территорий общего пользования определяется их назначением в соответствии с законодательством. Данные территории могут отображаться на карте градостроительного зонирования, что влечет за собой обязательство уполномоченного в сфере градостроительной деятельности органа администрации города Орла подготовить и утвердить проекты планировки территории, которые обеспечат правовой статус указанных территорий (ч.3 ст.29 Правил). Помимо этого земли общего пользования муниципального образования «Город Орел» освобождаются от уплаты земельного налога Постановление Орловского городского Совета народных депутатов от 17.11.2005 №77/811-ГС «Об установлении земельного налога» (в редакции Решения Орловского городского Совета народных депутатов от 25.04.2013 №32/0619-ГС) // Вестник Орловского городского Совета народных депутатов, №10, 2005; Орловская городская газета, №17, 08.05.2013..

Назначение территорий в населенных пунктах определяется на основании территориальных планов (ч.1 ст.9 Градостроительного кодекса РФ). В этих планах также отмечаются и территории общего пользования. Границы таких территорий (существующих, планируемых, изменяемых, вновь образуемых) обозначаются так называемыми «красными линиями» (п.11 ст.1 Градостроительного кодекса РФ). В проекте межевания территории также указываются линии отступа от красных линий в целях определения места допустимого размещения зданий, строений, сооружений (п.2 ч.5 ст.43 Градостроительного кодекса РФ).

Согласно п. 3.8 Инструкции о порядке проектирования и установления красных линий в городах и других поселениях Российской Федерации (РДС 30-201-98), утвержденной Постановлением Госстроя РФ от 06.04.1998 №18-30, красные и другие линии градостроительного регулирования подлежат обязательному отражению и учету:

В генеральных планах, совмещенных с проектами детальной планировки, проектах детальной планировки, проектах застройки, проектах планировки магистралей, улиц и площадей;

В проектах инженерно-транспортных коммуникаций;

При инвентаризации земель в поселениях;

При установлении границ землепользований;

В проектах землеустройства;

В проектах межевания территорий;

При установлении границ территориальных зон в поселениях;

В земельном и градостроительном кадастрах;

На планах земельных участков, прилагаемых к свидетельству на право пользования, владения.

Правовой статус красных линий имеет огромное значение, поскольку от этого зависит правовой режим земельного участка, находящегося в таких границах.

В качестве основных задач красных линий называются: отграничение территорий общего пользования от иных территорий, определение границ земельных участков, на которых расположены линейные объекты Письмо Министерства экономического развития РФ от 25.04.2011 №Д23-1704 «О рассмотрении обращения» // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

Департамент недвижимости Минэкономразвития РФ отмечает, что красные линии «сами по себе не создают ограничений или запретов для собственников земельных участков, так как они являются лишь условными обозначениями в проекте планировки территории и проекте межевания территории границ публичных земель или местоположения линейных объектов (существующих или проектируемых)». Далее Департамент говорит о том, что красные линии не ограничивают какую-либо деятельность на территориях, расположенных в этих границах, а их наличие определяет требование к градостроительному плану. При этом участки, которые ограничены красными линиями не предоставляются под строительство Письмо Министерства экономического развития РФ от 01.12.2009 №Д23-4068 «О строительстве объектов капитального строительства в границах красных линий и охранных зон линейных объектов» // Справочно-правовая система «ГАРАНТ».

Данное мнение поддерживается и в литературе. В частности, существует точка зрения, согласно которой «утверждение планируемых (изменяемых, вновь образуемых) красных линий не означает автоматического причисления соответствующих земельных участков и их частей, например, к территориям общего пользования. Утвержденные в составе проектов планировки красные линии должны в этом случае рассматриваться как основание для последующего принятия (в случае необходимости) решений о резервировании, выкупе земельных участков для государственных или муниципальных нужд» Трутнев Э.К., Бандорин Л.Е. Комментарий к Градостроительному кодексу Российской Федерации. - "Проспект", 2010. - С.481-482. При этом, «при установлении красных линий посредством проектов планировки осуществляется первая стадия регулирования планировочной организации территории, когда «публичные» земли в качестве инфраструктурного планировочного «каркаса» территории (в виде дорог, сетей инженерно-технического обеспечения) отделяются от «частных» земель» Трутнев Э.К., Бандорин Л.Е., Гудзь Т.В. и др. Правовые вопросы межевания и преобразования застроенных территорий жилого назначения - М.: Фонд "Институт экономики города", 2006.- С. 100-101. Подобная позиция отражена и в судебной практике Постановление Федерального арбитражного суда Дальневосточного округа от 03.02.2012 №Ф03-6713/2011 по делу №А73-6383/2011 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»..

Помимо этого в литературе отмечается, что красные линии «лишь отграничивают территории, которые либо уже являются землями общего пользования, либо могут стать ими в перспективе. Следовательно, утверждение красных линий никак не отражается на правовом режиме земельного участка» Андрианов Н. За границами красных линий // Эж-Юрист. - №23. - июнь 2011. - С.7.

Подобный вывод можно сделать и из позиции официальных органов. В частности, в Письме Министерства экономического развития РФ от 25.04.2011 №Д23-1704 указывается, что ограничения в отношении земельного участка общего пользования возникают не на стадии планирования, а на стадии формирования такого земельного участка. Таким образом, из указанной позиции официальных органов можно сделать вывод, что запрет приватизации земельного участка возникает не с момента утверждения проекта планировки, а с момента, когда земельный участок будет сформирован и зависит, как мы уже отмечали ранее, именно от свойств и расположения земельного участка, а не от «воли» органов управления.

Из анализа приведенных точек зрения можно предположить, что проведение красной линии по территории, на которой ранее был расположен недвижимый объект, не является основанием для отказа в приватизации такого земельного участка. Об этом мы уже говорили ранее в данной работе. Данная позиция подтверждается и в Определении Верховного суда РФ от 27.10.2009 №11-В09-19.

Практика арбитражных судов основывается на утверждении, что само по себе установление актом органа местного самоуправления красных линий, обозначающих размещение планируемого объекта общего пользования, не нарушает прав владельца такого земельного участка, поскольку они обозначают планируемый к размещению объект, при условии, что в нем не содержится положений об изъятии или о разделении участка. Определение Высшего Арбитражного Суда РФ от 24.02.2011 №ВАС-11626/09 по делу №А56-6916/2008 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс»; Постановление Четвертого арбитражного апелляционного суда от 11.12.2012 №04АП-5292/12 по делу № А19-11341/2012 // Справочно-правовая система «ГАРАНТ»; Постановление Федерального арбитражного суда Западно-Сибирского округа от 15.12.2011 №Ф04-6597/11 по делу №А70-6952/2011 // Справочно-правовая система «Консультант Плюс».

Однако указывая, что прав собственника проставление красной линии через земельный участок в проекте планировки не нарушает, суды не признают возможности приватизации таких земельных участков. И несмотря на то, что мы не являемся сторонниками отмены законодательного запрета приватизации земель общего пользования, следует отметить некоторую непоследовательность в практике применения законодательства о красных линиях. Казалось бы, если суд допускает размещение красных линий на территориях, которые ранее уже были предоставлены в собственность гражданам и не были изъяты у собственника, то почему бы не разрешить собственнику, который длительное время владеет таким земельным участком на праве аренды, исправно внося арендную плату, не предоставить этот участок в собственность? Такая позиция судов нам не ясна.

В этой связи следует согласиться с мнением о том, что необходима дифференциация правового статуса красных линий на существующие и планируемые. При этом существующие красные линии «будут иметь юридическое значение и должны соответствовать ч.12 ст.85 ЗК РФ - земельные участки общего пользования не подлежат приватизации». В свою очередь, планируемые красные линии, которые будут лишь закреплять намерение органов власти изменить границы территорий общего пользования, однако юридического значения иметь не будут Трубкин Н.В. К вопросу о правовом статусе красных линий // Юрист. - 2012. - №14. - С.14-15..

К таким объектам относятся:

  • улицы и площади;
  • проезды и автодороги;
  • набережные и парковые территории;
  • водные объекты и пляжи.

Земли общего пользования не передаются в индивидуальную собственность. Однако некоторые объекты могут быть оформлены во временное пользование. Подобные действия проводятся с обязательным условием того, что их использование всеми желающими никак не будет ограничено.

Обратите внимание!

Если на участке, который передается в общественное использование, уже есть объекты частной собственности, закон разрешает сдавать наделы под этой недвижимостью в аренду на 49 лет.

Так как оформить в собственность общие земли невозможно, существует только два варианта их использования:

  • аренда;
  • безвозмездное бессрочное пользование.

Аренда это самый распространенный вид правоотношений, которые оформляются между владельцами капитальных строений, находящихся на участках общего пользования, и собственником этой земли (государством).

Хозяин здания, расположенного на земле общего пользования, имеет преимущественное право заключения арендного соглашения на нее.

Аренда используется тогда, когда одной из сторон сделки является юридическое лицо. Если же речь идет о взаимоотношениях обычного гражданина и государства, то вариантом получения надела во владение будет выступать заключение договора на право постоянного бессрочного пользования. И при аренде, и при бессрочном пользовании арендатор имеет право возвести на участке какой-нибудь капитальный объект.

Если строение прошло государственную регистрацию, и на него оформлено право собственности, владелец может производить с ним любые юридические действия: продать, подарить, оставить в наследство. При таком раскладе земля под сооружением перейдет к новому собственнику строения. Однако ввиду того, что оформить в собственность такой надел нельзя, произойдет лишь переход права аренды.

Собственником земли остается государство, а пользователи могут распоряжаться возведенными на таких наделах строениями и переуступать права пользования новому владельцу здания.

Налогообложение земель общего пользования

Так как общие земли находятся в собственности у государства, порядок их налогообложения имеет свои особенности:

  • участок арендован физическим или юридическим лицом.

Налоги на него будут начисляться, только если там нет строений, оформленных как недвижимое имущество. Если такие объекты есть, земельный налог заменяется арендной платой;

  • у земли нет конкретного пользователя.

Земельный налог будет заменен другим, а его сумма будет разделена на всех пользователей надела;

  • участок расположен в пределах СНТ.

Налог за территории садового некоммерческого товарищества обязаны платить все владельцы наделов этого объединения.

Самозахват и ответственность

Частым нарушением законодательства об использовании земель общего пользования является самозахват таких территорий. Ответственность за проступок предусмотрена в ст. 7.1 КоАП РФ. Согласно этой статье под самозахватом общих земель понимается их самовольное занятие и эксплуатация без наличия соответствующих разрешений. Самозахватом надела общего пользования называется использование участка без документов.

Наказание за такое правонарушение назначается по этой же статье. Оно предполагает наложение штрафа:

Обратите внимание!

Если на участке уже что-то самовольное построено, одним штрафом отделаться не получится. Строение придется снести и восстановить первоначальный вид территории. Нарушитель обязан сделать это за свой личный счет.

Жалоба на захват земли, возведение незаконного строения или другое нарушение подается в уполномоченные органы местной администрации. Ходатайство может подать как физическое, так и юридическое лицо.

Как оформляются земли СНТ?

СНТ сокращенное наименование садового некоммерческого товарищества, которое предполагает выделение людям земельных наделов под огород и другую подобную деятельность.

Относительно участков совместного использования в СНТ у многих возникает вопрос, нужно ли оформлять их в собственность товарищества. Такой обязанности законодательство не предусматривает, поэтому необходимость переоформления рассматривается в индивидуальном порядке.

Вопрос оформления таких наделов в собственность рассматривается в каждом отдельном случае индивидуально. Для постановки земли общего пользования в СНТ на кадастровый учет необходимо предоставить в регистрирующий орган следующую документацию:

  • схемы расположения земельных участков согласно проведенному межеванию, данные собственников, а также информацию о тех территориях, которые назначаются в общее использование;
  • подтверждение правомерности использования выделенных территорий документы на использование и получение наделов;
  • учредительную документацию товарищества.

Бумаги передаются в орган местного самоуправления.

На основании проведенного межевания и предоставленной информации разрабатывается план территории, в котором указываются частные земельные участки и объекты общего пользования.

Правила эксплуатации предписывают, что приватизация надела допускается только в том случае, если сохраняется совместный доступ. При этом исключается возможность определить в частное или долевое использование старые объекты. К примеру, есть дорога. Если соседи скинутся и заасфальтируют ее, то они не смогут оформить долевую собственность, поскольку она уже числилась по бумагам как общая.

Резюме

Земли общего пользования это собственность государства. Приватизировать или купить такой участок не получится, его можно только взять в аренду. Особенности правового статуса таких наделов накладывают отпечаток как на возможности реализации, так и на режим налогообложения.

Часто возникают вопросы по объектам общественного значения. Большая часть аспектов касается правового регулирования вопросов использования данных территорий. Немаловажным в данной случае является необходимость определения их принадлежности, особенно если речь идет о совместном использовании.

Что такое земли общего пользования?

Земли общего пользования по Земельному кодексу регламентируются . Она указывает на следующий перечень таких объектов:

  • площади и улицы;
  • проезды, автомобильные дороги;
  • набережные, парковые зоны;
  • водные объекты и пляжи.

Статья 85 ЗК РФ также указывает, что земли общего пользования не подлежат передаче в частную собственность . Однако в судебной практике возникают ситуации, когда определенные объекты могут быть сданы в аренду. Такие действия проводятся с обязательным условием о том, что их использование не будет ограничено ни в коей мере.

Земли общего пользования в населенных пунктах

В населенных пунктах объекты общего пользования могут быть причислены к определенным территориям. Данное распределение необходимо для назначения ответственности за обслуживание и содержание таких участков. В отдельном порядке возникает при этом вопрос, можно ли взять в аренду землю общего пользования .

Судебная практика показывает, что аренда таких объектов возможна в том случае, если будут обеспечены все условия для их функционирования. Также регулируется ситуация, когда на участке, который определяется в общественное использование, уже находятся объекты частного владения. В этой ситуации допускается сдача земли под указанной недвижимостью в аренду на срок до 49 лет.

Земля общего пользования между соседями

Вопросы земельных споров актуальны для всех владельцев земельных участков. Особенно часто они возникают между соседями, и не последнее место занимает совместное использование общественных участков.

Межевание земель общего пользования в СНТ

СНТ — садовое некоммерческое товарищество, которое предполагает выделение земельного надела под ведение огорода и соответствующей хозяйственной деятельности. Однако как и для любого иного типа территории для полноправного владения такой территорией должен быть оформлен . Он включает в себя определение границ и план всех имеющихся построек.

Межевание территорий, которые определены для общественного использования, осуществляется для разграничения всех соседних наделов. При этом оно может проводиться и в том случае, если право на собственность такой территории имеется у отдельного частного лица. В этом случае однако должно соблюдаться основное условие в предоставлении доступа к используемому объекту.

Оформление земель общего пользования в собственность СНТ

В отношении земельных участков совместного использования в СНТ в 2018 году часто возникает вопрос, оформлять их в собственность товарищества или нет. Такой обязанности в переоформлении перед СНТ по законодательству не имеется. Поэтому необходимость переоформления рассматривается им в индивидуальном порядке.

То есть при наличии ранее оформленных документов, которые соответствует действовавшим нормативам, допускается отсутствие современного кадастрового паспорта. Однако для возможности в полной мере оформлять новые документы без задержек и осложнений, рекомендуется все же привести документацию в соответствие с текущими стандартами.

Как поставить земли общего пользования на кадастровый учет в СНТ

Для постановки земли общего пользования в садовом товариществе на кадастровый учет необходимо предоставить следующую информацию:

  • схемы расположения земельных участков согласно межеванию, указание собственников, а также тех территорий, которые назначаются в общее использование;
  • подтверждение правомерности использования выделенных территорий — документы на использование и получение наделов;
  • данные по учредительной документации садового товарищества.

Все документы предоставляются в органы местного самоуправления. На основании проведенного межевания и предоставленной информации разрабатывается план территории, с указанием как частных земельных участков, так и объектов общего пользования. (О том, как поставить на учёт мотоцикл, читайте )

Правила эксплуатации земли общего пользования в СНТ предписывают при этом, что отдельная приватизация допускается только в том случае, если сохраняется совместный доступ. При этом не допускается возможность определить в частное или долевое использование старых объектов. К примеру имеется дорога. Если соседи скинутся и проведут ее улучшение — они не смогут оформить долевую собственность на нее, поскольку она уже числилась по документам.

Налог на земли общего пользования в СНТ в 2018 году

Вопрос о налогообложении земель общего пользования в садовых товариществах является актуальным для всех участников. Часто возникают ситуации, когда налог просто распределяется в равной степени на всех, без учета льгот и их возможностей.

Чтобы определить порядок внесения платежей, необходимо обратиться к правоустанавливающим документам. Если во владении указанной территории перечислены конкретные лица, то налогообложение распределяется между ними. Если такого перечня не имеется, то налоговый сбор взимается с товарищества. Внутреннее поступление взносов на уплату налогов определяется общим собранием.

Расчет размера сборов основывается также на документах, подтверждающих право на данные территории. При отсутствии кадастрового паспорта и постановки на соответствующий учет, размер определяется по общему положению, установленному в регионе.

О том как выйти из СНТ читайте

Незаконный захват земли общего пользования

Незаконный захват земли общего пользования не является редкостью. Сдвиг забора, незаконная постройка за его пределами, расширение пахотной территории — такие случаи бывают достаточно часто.

Законодательство указывает, что в случае самовольного расширения территории, назначаются штрафы:

  • от 500 рублей до тысячи для физических лиц;
  • от одной до двух тысяч — для должностных лиц;
  • от двух до 20 тыс. — для юридических.

Жалоба на захват, незаконное строение или иное нарушение подается в уполномоченные органы местной администрации. Такие заявления принимаются от любых лиц, как юридических, так и физических. Однако важным условием становится правильное оформление документа.