Береговая полоса реки водный кодекс. Что делать, если вас лишили доступа к реке

Реки и водоемы - одно из главных природных богатств нашей страны. А для многих – единственная
отдушина и место, где можно «перезарядить батареи» после долгой рабочей недели в городе. Однако такие места неизменно привлекают к себе и внимание представителей большого бизнеса, которые пытаются всеми правдами и неправдами получить земельные участки в частную собственность, отгородиться высоким забором и почувствовать себя «хозяевами жизни».

К сожалению, описанный случай – далеко не редкость, однако в действующем законодательстве предусмотрены различные правовые рычаги воздействия на таких нарушителей. Прежде всего, это нормы Водного кодекса РФ, в которых чётко закреплено, что «каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд» (пункт 2 статьи 6). Но что понимается в данном случае под «доступом» и «использованием»? В самом Кодексе имеется расшифровка: «Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств». То есть любому из нас законом предоставлено право прийти на любимую речку и купаться в ней, независимо от того, кто и какие сооружения пытается выстроить на её берегу.

Ширина береговой полосы, которая отводится под «общее пользование» также регламентирована: двадцать метров для рек, протяженность которых от истока до устья составляет более десяти километров и пять метров для более коротких (пункт 6 статьи 6 Водного кодекса). Не то, чтобы очень много, но для того, чтобы расслабиться на песочке летним днём вполне достаточно.

Итак, мы уяснили наши права, приехали к речке, но с удивлением обнаружили, что по всей её длине поставлен высокий забор, никак не позволяющий к ней подойти или подъехать. Это уже более вопиющий случай, который потребует довольно серьёзной юридической работы. Для начала уясним главное – никого нельзя лишить доступа к водным ресурсам . Теперь разберемся в механизме борьбы с высокими заборами.

Гражданское законодательство предусматривает такой вид ограничения прав собственников как «сервитут» или «право ограниченного пользования чужим земельным участком» (статья 274 Гражданского кодекса). Иными словами, в ряде случаев собственника земельного участка можно обязать не препятствовать проходу или проезду иных лиц через его объект частной собственности. При этом доступ к водному объекту общего пользования и его береговой полосе чётко указывается Земельным кодексом в качестве одного из оснований для установления публичного сервитута (статья 23).

Что же требуется сделать, чтобы возник такой публичный сервитут? В зависимости от статуса реки он может устанавливаться как на уровне федерального правительства, так и путем принятия акта органа местного самоуправления. Однако без вашей личной инициативы это вряд ли произойдёт, потребуется обращение (желательно коллективное) от лиц, желающих использовать сервитут, после чего будут проведены публичные слушания по данному вопросу, на котором будет принято окончательное решение. Ну а в случае отказа администрации установить сервитут или вообще рассмотреть ваше обращение всегда остаётся возможность обжаловать такие действия в судебном порядке. Правда, в данном случае потребуется запастись терпением и обратиться за услугами профессионального юриста.

Конечно, публичный сервитут – явление в российской правовой системе крайне редкое и в чем-то даже экзотичное, но тем не менее его можно и нужно использовать в борьбе за свои экологические права.
Более подробно об иных механизмах защиты экологических прав вы можете прочитать в пособии "Как защитить свои экоправа: практическое пособие для начинающих активистов" .

Также рекомендуем сайт одного из российских общественных движений, которое активно борется с захватом берегов – движения «Открытый берег», http://openbereg.ru .

На сайте, в частности, вы найдете раздел «Как бороться с захватом берега», содержащий, в числе прочих рекомендаций, образец письма в прокуратуру и раздел «Образец жалоб».

Примеры успешных случаев борьбы против захватов берегов - в блоге Аркадия Иванова, Дружина охраны природы МГУ: http://sinedra.livejournal.com/11257.html

Материал подготовлен Кириллом Зенчевым, юристом движения ЭКА


Водные объекты общего пользования.

Водные объекты общего пользования - общедоступные поверхностные водные объекты, находящиеся в государственной или муниципальной собственности. Общедоступность заключается в том, что каждый гражданин вправе иметь доступ к водным объектам общего пользования и бесплатно использовать их для личных и бытовых нужд, если иное не предусмотрено федеральными законами.

Размеры береговой полосы. Береговая полоса определяется для следующих водных объектов общего пользования:

1) моря или их отдельные части (проливы, заливы, в том числе бухты, лиманы и другие);

2) водотоки (реки, ручьи, каналы);

3) водоемы (озера, пруды, обводненные карьеры, водохранилища).

Ширина береговой полосы составляет двадцать метров, за исключением береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров - для них ширина береговой полосы составляет пять метров.

Береговая полоса как территория общего пользования.

Береговая полоса является территорией общего пользования, которой беспрепятственно пользуется неограниченный круг лиц . Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

Обеспечение свободного доступа граждан к водным объектам общего пользования и их береговым полосам отнесены к вопросам местного значения муниципальных образований.

Запрещается приватизация земельных участков в пределах береговой полосы. Договор аренды земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности и расположенного в пределах береговой полосы, заключается с пользователем водным объектом при условии обеспечения свободного доступа граждан к водному объекту общего пользования и его береговой полосе.

Комментарии:

Написано: potainoi Дата: 08/01/2014 16:59 1. Статья 6 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 N 167-ФЗ.
2. Статья 20 Водного кодекса Российской Федерации от 16.11.1995 № 167-ФЗ.
3. Пункт 12 статьи 1 Градостроительного кодекса Российской Федерации от 29.12.2004 N 190-ФЗ (ред. от 19.07.2011) (с изм. и доп., вступающими в силу с 01.09.2011).
4. Пункт 15 ч. 1 ст. 14, п. 28 ч. 1 ст. 15, п. 36 ч. 1 ст.16. Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ (ред. от 25.07.2011) «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступающими в силу с 02.08.2011).
5. Часть 8 ст. 27 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 19.07.2011).
6. Часть 3.2. ст. 22 Земельного кодекса Российской Федерации от 25.10.2001 N 136-ФЗ (ред. от 19.07.2011).
Написано: Kap18 Дата: 10/01/2014 00:13 Кому жаловаться на нарушение? В прокуратуру? Вы видели дачи прокурорских? А ведь все больше у воды строят. И чем выше должность, тем жирнее дача. А кто по праздникам бухает с прокурорами? Тот же губернатор, нач ГУВД, судьи, и прочие хозяева жизни. КОМУ Вы собрались жаловаться и на КОГО?
Написано: vldsp Дата: 10/01/2014 23:28 Спасибо! Самому порой лень почитать всякие там кодексы, слишком до... много их.
Написано: deniva48 Дата: 18/01/2014 20:25 Большое спасибо за собранную информацию.
  • 3.Порядок осуществления перевода земельных участков из одной категории в другую. (ст.2, 3, 14 №172-фзо переводе земель или земельных участков из одной категории в другую)
  • 4. Основания отказа в переводе земельного участка из одной категории в другую (ст 4 фз № 172 от 21. 12. 2004).
  • 5. Особенности перевода земель сельскохозяйственного назначения (ст 7. Фз 172)
  • 8. Перевод земель особо охраняемых территорий и объектов или земельных участков в составе таких земель или земельных участков в составе таких земель в другую категорию (ст 10 № 172- фз).
  • 9. Перевод земель лесного фонда или земельных участков в составе таких земель в другую (ст 11. Фз 172).
  • 10. Перевод земель водного фонда или земельных участков в составе данных земель в другую категорию. (ст 12. Фз 172).
  • 11. Понятие и характеристика земель с-х назначения (ст 77. Зк рф).
  • 12. Цели использования земель с-х. Назначения для с-х. Производства. Ограничения при использовании земель с-х. Назначения. (ст 78, 79 зк рф).
  • 13. Порядок и условия предоставления земельных участков из состава земель с-х. Назначения гражданам, пожелавшим вести кфх (глава 4 фз № 74 от 11.06.2003)
  • Глава 4. Земельные участки, предоставляемые и приобретаемые для создания фермерского хозяйства и осуществления его деятельности
  • 14. Состав и правовой режим имущества фермерского хозяйства. Распоряжение имуществом фермерского хозяйства (Глава 3 фз № 74)
  • 15. Порядок и условия выхода из Фермерского хозяйства. Основания и порядок прекращения кфх. (Глава 8 № 74- фз)
  • 16. Правовой режим земельных участков для ведения лпх (ст 2- 6, 10 фз №112 – фз от 07.07. 2003).
  • 17. Правовой режим земель, которые используются для ведения садоводства и огородничества (ст. 1 фз №-66 от 15.04.1998)
  • 18. Порядок предоставления земельных участков для садоводства, огородничества и дачного хозяйствования (ст 13, 14, 15, 28, 32, 33 фз №66 от 15.04.1998)
  • 19. Порядок создания и правовой режим садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединений граждан (ст. 4, 6, 7, 16, 17, 18, 19, 20, 39-44 фз № 66 от 15.04. 1998)
  • Глава V. Управление садоводческими, огородническими
  • 21. Правовой режим индивидуальных садовых, огородных и дачных земельных участков на территории садоводческих, огороднических и дачных некоммерческих объединениях (ст. 8 фз – 66 от 15.04. 1998)
  • 22. Правовой режим земель сельскохозяйственного назначения, используемых сельскохозяйственными кооперативами (фз -№193 от 08.12.1995).
  • 23. Особенности правового режима земель опытно-производственных, учебных, учебно-опытных и учебно–производственных хозяйств.
  • 24. Право землепользования и землевладения хозяйственных товариществ и обществ.
  • 25. Фонд перераспределения земель (ст 80 зк рф).
  • 26. Понятие и признаки категории земель населенных пунктов, Нормативно правовые акты, регулирующие правовой режим земель населенных пунктов. (ст 83 зк рф)
  • 27. Понятие, порядок установления, утверждения и изменения границ населенных пунктов (ст 84. Зк рф, ст 23 грк рф).
  • 28. Состав земель населенных пунктов. Характеристика территориальных зон. (ст. 85 зк рф).
  • 28. Генеральный план поселений, генеральный план городских округов. Градостроительный регламент.
  • 29. Правила землепользования и застройки.
  • 30. Территориальные зоны (ст 34, 35 ГрК рф)
  • 31. Пригородные зоны (ст 86 зк рф)
  • 32. Понятие и состав земель промышленности, энергетики, транспорта и иного специального назначения. Понятие и условия установления зон с особыми условиями использования земель. (ст 87 зк)
  • 32. Правовой режим земель промышленности (ст. 88 зк рф).
  • 33.Правовой режим земель энергетики (ст. 89 зк рф).
  • 34. Правовой режим транспорта (ст 90 зк рф).
  • 35. Правовой режим земель связи, радиовещания, телевидения, информатики (ст. 91 зк рф).
  • 36. Правовой режим земель для обеспечения космической деятельности (ст92 зк рф).
  • 37.Правовой режим земель обороны и безопасности страны (ст 93 зк рф).
  • 38. Понятие земель водного фонда. Понятие водного объекта. Понятие и виды поверхностных водных объектов. (ст 102 зк рф, ст 1, 5, 6 вк рф)
  • 4) Болота;
  • 39. Понятия и правила установления береговой линии. Понятия и правила установления береговой полосы.
  • 40. Право собственности на водные объекты. Право пользования водными объектами. (ст 8, 9, 11, 12, 21 вк рф)
  • 1) Обеспечения обороны страны и безопасности государства;
  • 2) Сброса сточных вод и (или) дренажных вод;
  • 10) Рыболовства, товарного рыбоводства, охоты;
  • 41-42 Понятие, правила установления и правовой режим прибрежной защитной полосы и водоохранной зоны (ст 65. Вк рф)
  • 2) Размещение отвалов размываемых грунтов;
  • 3) Выпас сельскохозяйственных животных и организация для них летних лагерей, ванн.
  • 43. Понятие и правовой режим земель занятых гидротехничесими сооружениями.
  • 44. Понятие и состав и правовой статус земель особо охраняемых природных территорий. (ст. 94, 95 зк ст 2 фз № 33 от 14. 03 1995)
  • 1) Особо охраняемых природных территорий, в том числе лечебно-оздоровительных местностей и курортов;
  • 2) Природоохранного назначения;
  • 3) Рекреационного назначения;
  • 5) Иные особо ценные земли в соответствии с настоящим Кодексом, федеральными законами.
  • 45. Государственное управление и контроль в области организации и функционирования оопт. (ст. 3-5. Фз № - 33 14.03.1995)
  • 46. Правовой режим государственных природных заповедников (ст. 6-11 фз № 33 от 14.03 1995)
  • 47. Правовой режим земель государственных природных заказников (ст 22- 24 фз 33)
  • 48. Правовой режим земель национальных парков. Правовой режим природных парков (ст 12-21 фз № 33)
  • Раздел III. Национальные парки
  • 49. Правовой режим дендрологических парков и ботанических садов (ст. 28, 29 фз № 33 14. 03.1995)
  • 50.Правовой режим лечебно-оздоровительной местности и курорты (ст. 31, 32 фз № 33).
  • 51.Правовй режим памятников природы (ст. 25 -27 фз 33).
  • 52. Правовой режим земель природоохранного, рекреационного, историко-культурного назначения.
  • 53. (Ст 97 -99 зк рф)
  • 54.Правовй режим земель лесного фонда (ст 101 зк рф ст 5, 6 лк рф).
  • .Ширина береговой полосы водных объектов общего пользованиясоставляет двадцать метров , за исключениембереговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров . Ширина береговой полосы каналов, а также рек и ручьев, протяженность которых от истока до устья не более чем десять километров, составляетпять метров .

    7. Береговая полоса болот, ледников, снежников, природных выходов подземных вод (родников, гейзеров) и иных предусмотренных федеральными законами водных объектовне определяется.

    8. Каждый гражданин вправе пользоваться (без использования механических транспортных средств) береговой полосой водных объектов общего пользования для передвижения и пребывания около них, в том числе для осуществления любительского и спортивного рыболовства и причаливания плавучих средств.

    40. Право собственности на водные объекты. Право пользования водными объектами. (ст 8, 9, 11, 12, 21 вк рф)

    Статья 8. Право собственности на водные объекты

    1. Водные объекты находятся в собственности Российской Федерации (федеральной собственности), за исключением случаев, установленныхчастью 2настоящей статьи.

    2. Пруд, обводненный карьер, расположенные в границах земельного участка , принадлежащегона праве собственности субъекту Российской Федерации ,муниципальному образованию, физическому лицу, юридическому лицу , находятся соответственно в собственностисубъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лица , если иное не установлено федеральнымизаконами.

    3. Право собственности Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования, физического лица, юридического лицана пруд, обводненный карьер прекращается одновременно с прекращением права собственности на соответствующийземельный участок , в границах которого расположены такие водные объекты.

    4. Пруд, обводненный карьер, указанные в части 3настоящей статьи, могут отчуждаться в соответствии с гражданскимзаконодательствоми земельнымзаконодательством.Не допускается отчуждение таких водных объектов без отчуждения земельных участков, в границах которых они расположены. Данные земельные участки разделу не подлежат, если в результате такого раздела требуется раздел пруда, обводненного карьера.

    5. Естественное изменение русла реки не влечет за собой прекращение права собственности Российской Федерации на этот водный объект.

    6. Формы собственности на подземные водные объекты определяются законодательствомо недрах.

    Статья 9. Право пользования водными объектами

    1. Физические лица, юридические лица приобретают право пользования поверхностными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установленыглавой 3настоящего Кодекса.

    2. Естественное изменение русла реки не влечет за собой изменение или прекращение права пользования этим водным объектом, если из существа правоотношения и настоящего Кодекса не следует иное.

    3. Физические лица, юридические лица приобретают право пользования подземными водными объектами по основаниям и в порядке, которые установлены законодательствомо недрах.

    Статья 11. Предоставление водных объектов в пользование на основании договора водопользования или решения о предоставлении водного объекта в пользование

    1. На основании договоров водопользования , если иное не предусмотреночастями 2и3настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

    1) забора (изъятия) водных ресурсов из поверхностных водных объектов;

    2) использования акватории водных объектов , в том числе для рекреационных целей;

    3) использования водных объектов без забора (изъятия) водных ресурсов для целейпроизводства электрической энергии.

    2. На основании решений о предоставлении водных объектов в пользование , если иное не предусмотреночастью 3настоящей статьи, водные объекты, находящиеся в федеральной собственности, собственности субъектов Российской Федерации, собственности муниципальных образований, предоставляются в пользование для:

Водоохранными зонами являются территории, которые примыкают к береговой линии (границам водного объекта) морей, рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и на которых устанавливается специальный режим осуществления хозяйственной и иной деятельности в целях предотвращения загрязнения, засорения, заиления указанных водных объектов и истощения их вод, а также сохранения среды обитания водных биологических ресурсов и других объектов животного и растительного мира.

2. В границах водоохранных зон устанавливаются прибрежные защитные полосы, на территориях которых вводятся дополнительные ограничения хозяйственной и иной деятельности.

3. За пределами территорий городов и других населенных пунктов ширина водоохранной зоны рек, ручьев, каналов, озер, водохранилищ и ширина их прибрежной защитной полосы устанавливаются от местоположения соответствующей береговой линии (границы водного объекта), а ширина водоохранной зоны морей и ширина их прибрежной защитной полосы - от линии максимального прилива. При наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос этих водных объектов совпадают с парапетами набережных, ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной.

4. Ширина водоохранной зоны рек или ручьев устанавливается от их истока для рек или ручьев протяженностью:

1) до десяти километров - в размере пятидесяти метров;

2) от десяти до пятидесяти километров - в размере ста метров;

3) от пятидесяти километров и более - в размере двухсот метров.

5. Для реки, ручья протяженностью менее десяти километров от истока до устья водоохранная зона совпадает с прибрежной защитной полосой. Радиус водоохранной зоны для истоков реки, ручья устанавливается в размере пятидесяти метров.

6. Ширина водоохранной зоны озера, водохранилища, за исключением озера, расположенного внутри болота, или озера, водохранилища с акваторией менее 0,5 квадратного километра, устанавливается в размере пятидесяти метров. Ширина водоохранной зоны водохранилища, расположенного на водотоке, устанавливается равной ширине водоохранной зоны этого водотока.

7. Границы водоохранной зоны озера Байкал устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 1999 года N 94-ФЗ "Об охране озера Байкал".

8. Ширина водоохранной зоны моря составляет пятьсот метров.

9. Водоохранные зоны магистральных или межхозяйственных каналов совпадают по ширине с полосами отводов таких каналов.

10. Водоохранные зоны рек, их частей, помещенных в закрытые коллекторы, не устанавливаются.

11. Ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в зависимости от уклона берега водного объекта и составляет тридцать метров для обратного или нулевого уклона, сорок метров для уклона до трех градусов и пятьдесят метров для уклона три и более градуса.

12. Для расположенных в границах болот проточных и сточных озер и соответствующих водотоков ширина прибрежной защитной полосы устанавливается в размере пятидесяти метров.

13. Ширина прибрежной защитной полосы реки, озера, водохранилища, имеющих особо ценное рыбохозяйственное значение (места нереста, нагула, зимовки рыб и других водных биологических ресурсов), устанавливается в размере двухсот метров независимо от уклона прилегающих земель.

14. На территориях населенных пунктов при наличии централизованных ливневых систем водоотведения и набережных границы прибрежных защитных полос совпадают с парапетами набережных. Ширина водоохранной зоны на таких территориях устанавливается от парапета набережной. При отсутствии набережной ширина водоохранной зоны, прибрежной защитной полосы измеряется от местоположения береговой линии (границы водного объекта).

15. В границах водоохранных зон запрещаются:

2) размещение кладбищ, скотомогильников, объектов размещения отходов производства и потребления, химических, взрывчатых, токсичных, отравляющих и ядовитых веществ, пунктов захоронения радиоактивных отходов;

4) движение и стоянка транспортных средств (кроме специальных транспортных средств), за исключением их движения по дорогам и стоянки на дорогах и в специально оборудованных местах, имеющих твердое покрытие;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ часть 15 статьи 65 настоящего Кодекса дополнена пунктом 5

5) размещение автозаправочных станций, складов горюче-смазочных материалов (за исключением случаев, если автозаправочные станции, склады горюче-смазочных материалов размещены на территориях портов, судостроительных и судоремонтных организаций, инфраструктуры внутренних водных путей при условии соблюдения требований законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса), станций технического обслуживания, используемых для технического осмотра и ремонта транспортных средств, осуществление мойки транспортных средств;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ часть 15 статьи 65 настоящего Кодекса дополнена пунктом 6

6) размещение специализированных хранилищ пестицидов и агрохимикатов, применение пестицидов и агрохимикатов;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ часть 15 статьи 65 настоящего Кодекса дополнена пунктом 7

7) сброс сточных, в том числе дренажных, вод;

Информация об изменениях:

Федеральным законом от 21 октября 2013 г. N 282-ФЗ часть 15 статьи 65 настоящего Кодекса дополнена пунктом 8

8) разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых (за исключением случаев, если разведка и добыча общераспространенных полезных ископаемых осуществляются пользователями недр, осуществляющими разведку и добычу иных видов полезных ископаемых, в границах предоставленных им в соответствии с законодательством Российской Федерации о недрах горных отводов и (или) геологических отводов на основании утвержденного технического проекта в соответствии со статьей 19.1 Закона Российской Федерации от 21 февраля 1992 года N 2395-I "О недрах").

16. В границах водоохранных зон допускаются проектирование, строительство, реконструкция, ввод в эксплуатацию, эксплуатация хозяйственных и иных объектов при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод в соответствии с водным законодательством и законодательством в области охраны окружающей среды. Выбор типа сооружения, обеспечивающего охрану водного объекта от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, осуществляется с учетом необходимости соблюдения установленных в соответствии с законодательством в области охраны окружающей среды нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов. В целях настоящей статьи под сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод, понимаются:

1) централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения;

2) сооружения и системы для отведения (сброса) сточных вод в централизованные системы водоотведения (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), если они предназначены для приема таких вод;

3) локальные очистные сооружения для очистки сточных вод (в том числе дождевых, талых, инфильтрационных, поливомоечных и дренажных вод), обеспечивающие их очистку исходя из нормативов, установленных в соответствии с требованиями законодательства в области охраны окружающей среды и настоящего Кодекса;