Всероссийская служба медицины катастроф. Организация всероссийской службы медицины катастроф Структура и организация медицины катастроф

2.1. Определение и задачи Всероссийской службы медицины катастроф.

2.2. Организационная структура Всероссийской службы медицины катастроф.

2.3. Формирование и учреждения службы медицины катастроф.

2.4. Режимы функционирования Всероссийской службы медицины катастроф.

2.1. ОПРЕДЕЛЕНИЕ И ЗАДАЧИ ВСЕРОССИЙСКОЙ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

В жизни современного человечества всё большее место занимают проблемы, связанные с обеспечением безопасности населения, сохранением экономического потенциала и окружающей среды. Это связано с ежегодным увеличением количества возникающих катастроф природного и техногенного характера, ростом масштабов ущерба от них. В связи с этими угрозами создаются государственные и международные организации, призванные решать эти проблемы.

В 1975 г. в Женеве было организовано Международное общество медицины катастроф (МОМК), в которое было принято около 30 государств, а в 1990 г. постановлением Правительства СССР (? 339) была создана служба экстренной медицинской помощи в чрезвычайных ситуациях в нашей стране. В структуре службы создавались центры экстренной медицинской помощи, специализированные медицинские бригады постоянной готовности, станции скорой медицинской помощи и станции экстренной помощи (санитарная авиация).

Следует отметить, что большинство требований постановления правительства, в частности по созданию центров экстренной медицинской помощи, резерва различного имущества и некоторые другие, не было выполнено.

Всё это заставило искать пути дальнейшего совершенствования службы, предназначенной для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. В постановлении Правительства Российской Федерации от 03.05.1994 г. ? 420 «О защите жизни и здоровья населения Российской Федерации при возникновении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций, вызванных стихийными бедствиями, авариями и катастрофами» сохранение жизни и здоровья населения России в условиях ЧС признано важнейшей государственной задачей.

Этим постановлением было регламентировано создание единой Всероссийской службы медицины катастроф (ВСМК), функционально объединяющей службы медицины катастроф Минздравсоцразвития России, Минобороны России, а также медицинские силы и средства других министерств и ведомств, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС. В свете данного постановления было разработано Положение о Всероссийской службе медицины катастроф, которое было утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 28.02.1996 г.

Правительство Российской Федерации подтвердило приоритетное значение службы медицины катастроф в решении задачи по сохранению жизни и здоровья населения в ЧС.

Всероссийская служба медицины катастроф - функциональная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций, функционально объединяющая службы медицины катастроф Минздравсоцразвития России, Минобороны России, а также медицинские силы и средства МВД России и других федеральных органов исполнительной власти, предназначенных для ликвидации медико-санитарных последствий

Основа ВСМК - служба медицины катастроф Министерства здравоохранения и социального развития РФ.

Служба медицины катастроф Минздравсоцразвития РФ предназначена для организации и осуществления медико-санитарного обеспечения при ликвидации ЧС. Она выполняет свои задачи при непосредственном взаимодействии с органами управления других отраслей здравоохранения (лечебно-профилактическими, санитарно-

гигиеническими и противоэпидемическими, охраны материнства и детства, подготовки кадров и др.).

Медицина катастроф - отрасль медицины, представляющая систему научных знаний и сферу практической деятельности, направленной на спасение жизни и сохранение здоровья населения при авариях, катастрофах, стихийных бедствиях и эпидемиях, предупреждение и лечение поражений (заболеваний), возникших в результате ЧС, сохранение и восстановление здоровья участников ликвидации ЧС.

Основные задачи ВСМК следующие:

Организация и осуществление медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий ЧС, в том числе в локальных вооружённых конфликтах и террористических актах;

Создание, подготовка и обеспечение готовности органов управления, формирований и учреждений ВСМК к действиям в ЧС;

Создание и рациональное использование резерва медицинского имущества и материально-технических средств, обеспечение экстренных поставок лекарственных препаратов при ликвидации последствий ЧС;

Подготовка и повышение квалификации специалистов ВСМК, их аттестация;

Разработка методических основ обучения населения и спасателей в подготовке к оказанию первой помощи в ЧС;

Научно-исследовательская работа и международное сотрудничество в области медицины катастроф.

Среди задач ВСМК важнейшей является медико-санитарное обеспечение населения в ЧС, включающее организацию и проведение лечебно-эвакуационных мероприятий, санитарнопротивоэпидемическое обеспечение, медицинскую защиту населения и личного состава, участвующего в ликвидации ЧС, снабжение медицинским имуществом.

Кроме того, ВСМК принимает участие в следующих мероприятиях:

В выявлении источников ЧС, способных стать причинами неблагоприятных медико-санитарных последствий, и организации постоянного их медико-санитарного контроля;

Проведении комплекса мероприятий по недопущению или уменьшению тяжести возможных ЧС;

Осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий в ЧС;

Разработки и осуществлении мер по социальной защите населения;

Проведении гуманитарных акций;

Обеспечении условий для реализации гражданами своих прав и обязанностей в области защиты от ЧС.

2.2. ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА

ВСЕРОССИЙСКОЙ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

В целом организация ВСМК определяется соответствующими постановлениями Правительства Российской Федерации, требованиями «Положения о Всероссийской службе медицины катастроф» и организационной структурой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций. Вышеуказанные документы определили защиту населения и медикосанитарное обеспечение его в ЧС как важнейшую государственную задачу.

ВСМК организуется по территориально-производственному принципу с учётом экономических, медико-географических и других особенностей региона или административной территории.

ВСМК организована на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях и имеет в своём составе органы управления, формирования и учреждения.

Формирования, учреждения и органы управления ВСМК создаются на базе существующих и вновь организуемых лечебнопрофилактических, санитарно-эпидемиологических учреждений территориального и ведомственного здравоохранения, центральных, клинических, научно-исследовательских и других учреждений с использованием их людских и материальных ресурсов.

Федеральный уровень ВСМК включает следующие звенья:

Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Минздравсоцразвития России (ВЦМК «Защита») с входящими в него штатными формированиями и учреждениями;

Органы управления, формирования и учреждения по санитарноэпидемиологическому надзору центрального подчинения;

Центр медицины катастроф и медицинские формирования и учреждения центрального подчинения Минобороны, МВД и других министерств и ведомств, предназначенные для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

Нештатные формирования, клинические базы Минздрава России, других министерств и ведомств, а также научные базы, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению.

Региональный уровень ВСМК представлен такими составляющими:

Филиалами ВЦМК «Защита» с входящими в них штатными формированиями и учреждениями в федеральных округах;

Межрегиональными центрами по чрезвычайным ситуациям Госсанэпидслужбы и центрами Госсанэпиднадзора регионального уровня с входящими в них формированиями;

Формированиями на региональном уровне Минобороны, МВД и других министерств и ведомств, предназначенными для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, а также клиническими и научными базами.

Территориальный уровень ВСМК представлен такими организациями:

Территориальными центрами медицины катастроф с входящими в них штатными формированиями;

Центрами Госсанэпиднадзора территориального уровня с входящими в них формированиями;

Нештатными формированиями ВСМК;

Клиническими базами, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению.

Местный уровень ВСМК включает следующие звенья:

Центры медицины катастроф или станции (подстанции) скорой медицинской помощи в масштабе районов, городов;

Центры Госсанэпиднадзора в городах и районах, формирующие санитарно-эпидемиологические бригады и группы эпидемиологической разведки;

Лечебно-профилактические учреждения, предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС.

Объектовый уровень ВСМК включает следующие составляющие:

Должностные лица, отвечающие за медико-санитарное обеспечение объекта в ЧС;

Медицинские силы и средства, имеющиеся на объекте.

Руководитель ВСМК на федеральном уровне - председатель федеральной межведомственной координационной комиссии ВСМК, на региональном, территориальном и местном уровнях - председатели соответствующих межведомственных координационных комиссий ВСМК.

Служба медицины катастроф Минздравсоцразвития России - основа ВСМК, обеспечивающая следующие мероприятия:

Разработку научно-методических принципов деятельности ВСМК;

Подготовку, повышение квалификации и аттестацию специалистов ВСМК;

Разработку методических основ подготовки населения к оказанию первой медицинской помощи в ЧС;

Руководство силами и средствами, участвующими в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Начальник службы медицины катастроф Минздравсоцразвития России - министр. Начальник службы медицины катастроф на региональном уровне - представитель министра здравоохранения в федеральном округе. Начальники служб медицины катастроф на территориальном и местном уровнях - руководители органов управления здравоохранением соответствующих органов исполнительной власти, а на объектовом - руководители объектовых учреждений здравоохранения.

Органы управления Всероссийской службы медицины катастроф

На федеральном уровне органом управления служит Всероссийский центр медицины катастроф (ВЦМК) «Защита» Минздравсоцразвития России. ВЦМК «Защита» - государственное многопрофильное учреждение, выполняющее функции органа управления ВСМК и службы медицины катастроф Минздравсоцразвития. Основные его подразделения таковы:

Управление;

Штаб ВСМК;

Филиалы ВЦМК «Защита» (в федеральных округах);

Клиника медицины катастроф с подвижным многопрофильным госпиталем (ПМГ);

Отделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи (санитарная авиация);

Институт проблем медицины катастроф и подготовки кадров (с входящими в него кафедрами и научно-исследовательскими лабораториями);

Центр медицинской экспертизы и реабилитации;

Отдел медико-технических проблем экстремальной медицины;

Отдел организации медицинской помощи при радиационных авариях;

Отдел медицинского снабжения со складом резерва Минздрава России для ЧС и другие подразделения.

Научно-практические подразделения разрабатывают предложения по государственной политике в области медицины катастроф с целью предупреждения и ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, а также осуществляют разработку и организуют выполнение федеральных целевых и научно-исследовательских программ по совершенствованию и повышению готовности ВСМК. В составе ВЦМК «Защита» действуют Учёный совет, секции Учёного совета по основным направлениям научной деятельности центра.

На региональном уровне органы управления службы медицины катастроф - филиалы ВЦМК «Защита» (РЦМК). Они обеспечивают выполнение задач ВЦМК «Защита» на региональном и территориальном уровнях, а также мероприятий в области защиты жизни и здоровья населения, его медико-санитарного обеспечения при ликвидации последствий ЧС.

На территориальном уровне органом управления службой медицины катастроф служит территориальный центр медицины катастроф (ТЦМК) - учреждение здравоохранения с правом юридического лица. Он подчиняется руководителю территориального органа управления здравоохранением.

Как правило, в составе ТЦМК существуют такие структуры:

Администрация;

Оперативно-диспетчерский и организационно-методический отделы;

Отделы медицинского снабжения и материально-технического обеспечения;

Штатные и нештатные формирования - бригады специализированной медицинской помощи, подвижной госпиталь (отряд), отделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи населению (санитарная авиация).

На местном уровне функции органов управления службы медицины катастроф выполняют центры медицины катастроф местного уровня (там, где они созданы), заместители главных врачей центральных районных (городских) больниц, руководители станций (подстанций) скорой медицинской помощи.

На объектовом уровне управление службой медицины катастроф осуществляют специально назначенные должностные лица по делам

2.3. ФОРМИРОВАНИЯ И УЧРЕЖДЕНИЯ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

Формирования и учреждения службы медицины катастроф организуются на всех уровнях и могут быть штатными и нештатными.

Штатные формирования службы медицины катастроф представлены следующими структурами:

Подвижными многопрофильными госпиталями;

Медицинскими отрядами;

Бригадами специализированной медицинской помощи.

Их создают в соответствии с утверждёнными штатами и обеспечивают по табелям специальным оснащением и оборудованием. Они могут работать автономно или в составе других формирований и учреждений, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

Нештатные формирования создают на базе медицинских образовательных, научно-исследовательских, лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений за счёт их персонала на всех уровнях службы медицины катастроф:

Медицинские отряды;

Бригады (группы) специализированной медицинской помощи;

Врачебно-сестринские бригады и др.

Обеспечение их готовности к работе возложено на руководителей лечебно-профилактических учреждений. При возникновении ЧС эти формирования поступают в оперативное подчинение органов управления службы медицины катастроф соответствующего уровня.

Передвижной многопрофильный госпиталь

Основное мобильное лечебно-диагностическое формирование службы медицины катастроф - полевой многопрофильный госпиталь ВЦМК «Защита».

Он предназначен для приёма поражённых, их медицинской сортировки, оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи поражённым, подготовки их к эвакуации, временной госпитализации нетранспортабельных, а также амбулаторной помощи населению. При полном развёртывании госпиталь может за сутки принять до 250 поражённых. Для госпитализации нетранспортабельных поражённых госпиталь может развернуть до 150 коек.

К штатным подразделениям госпиталя относятся следующие:

Управление;

Основные отделения (приёмно-диагностическое, хирургическое, реанимационно-анестезиологическое, госпитальное, эвакуационное);

Подразделения обеспечения (аптека, инженерно-техническое отделение, отдел материально-технического обеспечения).

Нештатные подразделения госпиталя - 17 бригад специализированной медицинской помощи (сортировочная, диагностическая, дежурная экстренного реагирования, общехирургическая, хирургическая детская, травматологическая, нейрохирургическая, ожоговая, офтальмологическая, реанимационная, экстракорпоральной детоксикации, терапевтическая, психиатрическая, инфекционная, радиологическая, токсикологическая и эвакуационная).

Бригады формируют из высококвалифицированных специалистов базовых лечебных учреждений.

Госпиталь может выдвигаться в зону ЧС полностью или частично. В зависимости от характера ЧС госпиталь комплектуют бригадами различного профиля. Он может развёртываться как хирургический, токсикологический, радиологический, терапевтический, педиатрический, туберкулёзный или многопрофильный.

В госпитале есть в наличии различная диагностическая и лечебная аппаратура, компактное санитарно-хозяйственное и специальное имущество, модульные каркасные палатки и необходимое оснащение, обеспечивающее автономную работу госпиталя в любых климатических условиях.

Бригады специализированной медицинской помощи

Бригады специализированной медицинской помощи (БСМП) могут быть штатными или нештатными. Они служат мобильными формированиями службы медицины катастроф и предназначены для специализации или усиления лечебно-профилактических учреждений, участвующих в ликвидации последствий ЧС.

Основные задачи БСМП таковы:

Медицинская сортировка поражённых, нуждающихся в специализированной медицинской помощи;

Оказание специализированной медицинской помощи поражённым;

Лечение нетранспортабельных поражённых;

Подготовка поражённых к эвакуации в специализированные лечебные учреждения;

Оказание консультативно-методической помощи лечебнопрофилактическим учреждениям.

Штаты и табели оснащения БСМП определяют на основе типового положения о бригадах специализированной медицинской помощи службы медицины катастроф.

Бригады формируются органами управления здравоохранением на базе республиканских, областных (краевых), городских многопрофильных и специализированных больниц, центральных районных больниц, больниц скорой медицинской помощи, клиник медицинских вузов, научно-исследовательских институтов и специализированных центров медицинского профиля и комплектуются из высококвалифицированных специалистов на добровольной основе.

Назначение и изменение основного состава и дублёров персонала БСМП осуществляются приказами руководителя учрежденияформирователя.

В режимах повседневной деятельности и повышенной готовности БСМП подчиняются руководителю учреждения и находятся в оперативном подчинении руководителю соответствующего центра медицины катастроф.

В режиме повышенной готовности специалисты штатных бригад в праздничные и выходные дни осуществляют дежурство на дому по графику, утверждённому руководителем учреждения-формирователя по согласованию с центром медицины катастроф. В ЧС руководство деятельностью бригады возложено на руководителя центра медицины катастроф.

Сроки выезда (вылета) БСМП с имуществом в район ЧС определяют исходя из местных условий, но не позднее 6 ч после получения распоряжения. Режим работы бригады в ЧС в среднем 12 ч в сутки.

Снабжение БСМП медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом осуществляется учреждением-формирователем по принципу приоритетного обеспечения согласно табелю оснащения. Имущество бригады комплектуется и хранится в учрежденииформирователе в специальных укладках, готовых к быстрой выдаче.

Доставка БСМП к месту работы при возникновении ЧС осуществляется в приоритетном порядке решением соответствующей комиссии по чрезвычайным ситуациям.

Руководитель учреждения, формирующего БСМП, несёт прямую ответственность за формирование, их готовность к выполнению возложенных на них задач. Обязанности руководителя следующие:

Укомплектовать БСМП специалистами;

Обеспечить БСМП табельным имуществом и организовать его сохранность и обновление;

При получении указания центра медицины катастроф обеспечить оповещение персонала БСМП и его сбор, своевременную доставку бригады в пункт сбора для отправки в зону ЧС;

Обеспечивать специальную подготовку специалистов БСМП и их аттестацию;

Осуществлять финансирование дежурств и работы БСМП в зоне

Руководитель бригады назначается приказом руководителя учреждения-формирователя из числа наиболее квалифицированных и опытных специалистов и отвечает за состояние готовности бригады к работе в ЧС и выполнение возложенных на неё задач. Его обязанности:

Обеспечивать постоянную готовность бригады к выполнению её штатных задач;

Организовывать и проводить специальную медицинскую подготовку персонала бригады;

Знать табельное имущество бригады, место его хранения, порядок получения;

Чётко организовывать работу бригады в соответствии с задачами. Специалисты бригады подчиняются руководителю бригады. Их

обязанности:

Знать свои действия при оповещении, место сбора;

Знать задачи бригады и свои функциональные обязанности;

Совершенствовать профессиональные знания и навыки работ

Знать табельное оснащение бригады;

Принимать участие в проведении медицинской сортировки, оказании специализированной медицинской помощи и организации эвакуации поражённых;

Осуществлять консультативно-методическую помощь специалистам в зоне ЧС лечебно-профилактических учреждений.

В соответствии с Типовым положением о бригадах специализированной медицинской помощи службы медицины катастроф существует 21 тип бригад. Наиболее часто привлекают для работы при ликви-

дации ЧС хирургические, травматологические, нейрохирургические, ожоговые, детские хирургические, акушерско-гинекологические, трансфузиологические, токсико-терапевтические, психиатрические и инфекционные БСМП.

Краткая характеристика бригад специализированной медицинской помощи

Хирургическая БСМП предназначена для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи поражённым хирургического профиля.

Вмешательства по неотложным показаниям;

Проведение всех видов оперативных вмешательств при повреждении органов грудной и брюшной полостей, таза;

Хирургическая обработка ран;

Оказание помощи поражённым с синдромом длительного сдавления, повреждением магистральных кровеносных сосудов, различными видами острой сосудистой патологии в сочетании с обширными повреждениями прилегающих анатомических образований;

Антибактериальная терапия и др.

Состав бригады: руководитель (врач-хирург), два врача-хирурга, врач-анестезиолог-реаниматолог, две операционные медицинские сестры, медицинская сестра-анестезиолог и медицинская сестра - всего восемь человек. За 12 ч работы бригада может выполнить до 10 оперативных вмешательств.

Травматологическая БСМП предназначена для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи поражён- ным с механическими повреждениями, главным образом опорнодвигательного аппарата, и их лечения.

Объём медицинской помощи бригады:

Клинико-инструментальное обследование поражённых;

Комплексная противошоковая терапия;

Иммобилизация и обезболивание;

Операции остеосинтеза;

Различные хирургические вмешательства по жизненным показаниям;

Анестезиологические и реанимационные мероприятия.

Состав бригады: руководитель (врач-травматолог), врачтравматолог, врач-анестезиолог-реаниматолог, две операционные медицинские сестры, медицинская сестра-анестезиолог и медицинская сестра перевязочная (гипсовая) - всего семь человек. За 12 ч работы бригада может выполнить до 10 оперативных вмешательств.

Нейрохирургическая БСМП предназначена для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи пора- жённым с травмами черепа, ушибами головного мозга и позвоночника, нуждающимся в хирургической помощи.

Объём медицинской помощи бригады:

Клинико-инструментальное обследование поражённых;

Первичная хирургическая обработка ран мягких тканей головы;

Устранение вдавленных переломов костей свода черепа;

Наложение трепанационных отверстий;

Резекционные костно-пластические трепанации;

Остановка внутричерепного кровотечения, удаление внутричерепных гематом, очагов размозжения мозга и инородных тел;

Декомпрессионные и стабилизирующие вмешательства на позвоночнике, удаление гематом и инородных тел из позвоночного канала и спинного мозга;

Анестезиологические и реанимационные мероприятия и др. Состав бригады: руководитель (врач-нейрохирург), врач-

нейрохирург, врач-анестезиолог-реаниматолог, две операционные сестры и медицинская сестра-анестезиолог - всего шесть человек. В течение 12 ч работы бригада проводит до шести оперативных вмешательств.

Ожоговая БСМП предназначена для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи пострадавшим с термическими поражениями.

Объём медицинской помощи бригады:

Проведение (продолжение) мероприятий по профилактике и лечению ожогового шока;

Интенсивная инфузионно-трансфузионная дезинтоксикационная терапия;

Трахеостомия при ожогах дыхательных путей;

Лампасные разрезы при циркулярных ожогах груди, затрудняющих дыхание, и конечностей (с нарушением кровоснабжения);

Проведение (продолжение) мероприятий по профилактике и лечению острой сердечно-лёгочной недостаточности, инфекционных осложнений и др.

Состав бригады: руководитель бригады (врач-хирург-анестезиолог), врач-хирург, врач-анестезиолог-реаниматолог, две операционные медицинские сестры и медицинская сестра-анестезиолог - всего шесть человек. За 12 ч работы бригада может оказать помощь 30 поражённым.

Детская хирургическая БСМП предназначена для оказания квалифицированной и специализированной хирургической помощи детям и их лечения. Эти бригады создают на базе детских клиник медицинских вузов, НИИ, институтов усовершенствования врачей, областных, городских детских больниц, имеющих отделения хирургического профиля.

Необходимость иметь в службе медицины катастроф такие БСМП обусловлена тем, что среди поражённых в ЧС в среднем 25 % составляют дети.

Объём медицинской помощи бригады:

Клинико-инструментальное обследование поражённых;

Комплексная противошоковая терапия;

Хирургическая обработка ран;

Все виды оперативных вмешательств при повреждении органов грудной, брюшной полостей и малого таза;

Хирургическая помощь при переломах костей, синдроме длительного сдавления, термических повреждениях;

Трансфузионная и антибактериальная терапия;

Анестезиологические и реанимационные мероприятия и др. Состав бригады: руководитель (врач-хирург детский), врач хирург-

травматолог-ортопед детский, врач анестезиолог-реаниматолог, две операционные медицинские сестры, медицинская сестраанестезиолог и медицинская сестра перевязочная (гипсовая) - всего семь человек. За 12 ч работы бригада может провести до 10 оперативных вмешательств.

Акушерско-гинекологическая БСМП предназначена для организации и оказания квалифицированной и специализированной акушерско-гинекологической помощи поражённым и больным, нуждающимся в ней, и их лечения.

Объём медицинской помощи бригады:

Клинико-инструментальное обследование;

Комплексная противошоковая терапия;

Выскабливание полости матки при маточных кровотечениях любой этиологии;

Принятие неосложнённых (неотложных) и патологических родов, в том числе оперативным путём;

Оперативное пособие при внутрибрюшном кровотечении гинекологической этиологии;

Операции надвлагалищной ампутации и экстирпации матки, анестезиологические и реанимационные мероприятия;

Трансфузионная и антибактериальная терапия и др.

Состав бригады: руководитель (врач акушер-гинеколог), врач акушер-гинеколог, врач анестезиолог-реаниматолог, акушерка, старшая операционная сестра, две медицинские сестры (анестезиолог и детская) - всего семь человек. За 12 ч работы бригада может оказать помощь 50 поражённым.

Трансфузиологическая БСМП предназначена для проведения инфузионно-трансфузионной интенсивной терапии, лечебного плазмафереза, гемодиализа и гемосорбции поражённым. Бригаду создают на базе институтов (станций) переливания крови, гематологических центров.

Объём медицинской помощи бригады:

Проведение трансфузионной терапии, лечебного плазмафереза, гемодиализа, гемосорбции;

Определение групповой и резус-принадлежности крови доноров и пострадавших;

Проведение биологической пробы и пробы на совместимость при переливании крови и её компонентов;

Медицинское освидетельствование доноров;

Заготовка и апробация донорской крови и её компонентов. Состав бригады: руководитель (врач-реаниматолог), врач хирург-

трансфузиолог, врач терапевт-организатор по заготовке крови доноров, врач-нефролог, врач-лаборант, старшая медицинская сестра (гемодиализ, заготовка крови, плазмаферез), медицинская сестраанестезиолог и фельдшер-лаборант - всего восемь человек. За 12 ч работы бригада может оказать помощь 50 поражённым.

Токсико-терапевтическая БСМП предназначена для организации и оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи и лечения поражённых аварийно-опасными химическими и отравляющими веществами. Создают на базе токсикологических центров, токсикологических отделений и отделений интенсивной терапии больниц.

Лечебные учреждения, закреплённые за химически опасными объектами и имеющие в своём составе токсикологическое отделение или отделение интенсивной терапии, формируют бригады из своего состава. При отсутствии таких отделений БСМП закрепляют за соот-

ветствующими объектами решением территориальных или местных органов здравоохранения.

Объём медицинской помощи бригады:

Мероприятия интенсивной терапии и реанимации;

Интенсивная и поддерживающая антидотная терапия;

Интенсивная детоксикация;

Симптоматическое лечение осложнений соматогенной фазы. Состав бригады: руководитель (врач анестезиолог-реаниматолог-

токсиколог), врач терапевт-токсиколог, медицинская сестра (анестезиолог), фельдшер и медицинская сестра - всего пять человек. За 12 ч работы бригада может оказать помощь 30 поражённым.

Психиатрическая БСМП предназначена для организации и оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи поражённым с острыми реактивными психозами и другими психическими расстройствами в ЧС. Создают на базе психиатрических больниц и диспансеров.

Объём медицинской помощи бригады в зависимости от места работы:

Дифференциально-диагностическая оценка психических расстройств;

Купирование реактивных состояний;

Психолого-психиатрическая помощь при стрессовых состояниях;

Адекватная терапия поражённых с реактивными психозами и выраженными невротическими расстройствами до их эвакуации;

Лечение поражённых в ЛПУ и специализированных медицинских учреждениях;

Профилактика невротических, астенических и психосоматических расстройств среди пострадавшего населения и лиц, выполняющих аварийно-спасательные работы.

Состав бригады: руководитель (врач-психиатр), два врача (психиатр и психофизиолог), две медицинские сестры - всего пять человек. За 12 ч работы бригада может оказать помощь 50-100 поражённым.

Инфекционная БСМП предназначена для оказания специализированной медицинской помощи и лечения инфекционных больных. Создают на базе ЛПУ инфекционного профиля и ЛПУ, имеющих инфекционные отделения.

Объём медицинской помощи бригады:

Введение лечебных сывороток, иммуноглобулинов, иммунных препаратов;

Антибактериальная терапия антибиотиками направленного действия, химиопрепаратами;

Дезинтоксикационная терапия, введение десенсибилизирующих препаратов;

Симптоматическое лечение и др.

Состав бригады: руководитель (врач-инфекционист), два врача (терапевт-инфекционист и педиатр), три медицинские сестры - всего шесть человек. За 12 ч работы бригада может оказать помощь 50-100 больным.

Лечебные учреждения, участвующие в ликвидации последствий ЧС, при необходимости могут усиливаться и другими БСМП: анестезиологическими, реаниматологическими, офтальмологическими, оториноларингологическими, челюстно-лицевой хирургии, терапевтическими, педиатрическими, лабораторно-диагностическими. Все эти бригады возглавляются врачами соответствующих специальностей, имеют в составе ещё два-три врача и три-пять средних медицинских работников.

Среди других БСМП необходимо отметить следующие:

санитарно-токсикологическую БСМП: руководитель (врачгигиенист), врач-токсиколог, два химика-аналитика, инженер по электронной технике - всего пять человек;

радиологическую БСМП: руководитель (врач-гигиенист), два врача-специалиста по радиационной медицине, врач лаборантгематолог, два физика-дозиметриста, физик-спектрометрист - всего семь человек.

К формированиям службы медицины катастроф, предназначенным для оказания поражённым первой врачебной помощи, относятся следующие:

Врачебные выездные бригады скорой медицинской помощи;

Врачебно-сестринские бригады.

Врачебные выездные бригады скорой медицинской помощи создают на базе станций, подстанций, отделений скорой медицинской помощи. Основные задачи бригады:

Медицинская сортировка поражённых;

Оказание первой врачебной помощи в установленном объёме и эвакуация поражённых из очага (зоны) ЧС.

Состав бригады: руководитель - врач, два фельдшера (либо фельдшер и медицинская сестра-анестезиолог), санитар-водитель - всего четыре человека. На оснащении бригада имеет специальные укладки, укомплектованные согласно табелю. За 6 ч работы в ЧС бригада может оказать помощь 50 поражённым.

Врачебно-сестринские бригады - нештатные мобильные формирования службы медицины катастроф, предназначенные для оказания первой врачебной помощи, организации и проведения медицинской сортировки и подготовки к эвакуации поражённых из очага. Их создают на базе городских, центральных, районных, межрайонных, участковых больниц, а также поликлинических учреждений и травмпунктов.

Состав бригады: руководитель (врач), старшая медицинская сестра, две медицинские сестры, санитар, водитель-санитар - всего шесть человек. За 6 ч работы бригада обеспечивает оказание врачебной помощи 50 поражённым.

Комплектование медицинским имуществом врачебносестринских бригад осуществляют учреждения-формирователи согласно табелю. Имущество, готовое к работе, хранят в учрежденииформирователе в специальных укладках. Комплектование транспорта водителями проводится распоряжением руководителя учрежденияформирователя или решением администрации города (района).

К формированиям службы медицины катастроф, предназначенным для оказания поражённым доврачебной помощи, относятся следующие:

Бригады доврачебной помощи;

Фельдшерские выездные бригады скорой медицинской помощи. Бригады доврачебной помощи - подвижные медицинские формирования здравоохранения, предназначены для следующих действий:

Медицинской сортировки поражённых;

Оказания им доврачебной помощи;

Подготовки к эвакуации.

Эти бригады создают и комплектуют согласно табелю на основании решения территориальных органов здравоохранения на базе городских, центральных, районных и участковых больниц, а также поликлинических учреждений, здравпунктов и используют для работы в очаге ЧС (на границе очага).

На объектах бригады могут быть созданы по решению руководителя объекта за счёт персонала медико-санитарной части (здравпункта).

Состав бригады: руководитель (фельдшер или медицинская сестра), одна или две медицинские сестры, водитель-санитар - всего три или четыре человека. За 6 ч работы в ЧС бригада может оказать помощь 50 поражённым.

Фельдшерские выездные бригады скорой медицинской помощи создают на базе станций (подстанций, отделений) скорой медицинской помощи.

Состав бригады: два фельдшера (один из них руководитель), санитар и водитель - всего четыре человека. На оснащении бригада имеет специальные укладки, укомплектованные согласно табелю. За 6 ч работы в ЧС бригада может оказать помощь 50 поражённым.

Мобильность, оперативность и постоянная готовность формирований и учреждений к работе в ЧС обеспечены следующим:

Наличием подвижных медицинских формирований, находящихся в постоянной готовности и способных работать автономно;

Регулярными тренировками их личного состава и его высоким профессионализмом;

Использованием для доставки сил и средств службы в районы ЧС и эвакуации поражённых современных скоростных транспортных средств;

Созданием запасов имущества и медикаментов;

Совершенствованием системы связи и оповещения, обеспечивающей своевременность получения информации о возникновении ЧС, сложившейся обстановке и оперативностью использования сил и средств службы медицины катастроф.

2.4. РЕЖИМЫ ФУНКЦИОНИРОВАНИЯ ВСЕРОССИЙСКОЙ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

В соответствии с положениями, принятыми Единой государственной системой по предупреждению и ликвидации ЧС, ВСМК организует свою работу в одном из перечисленных режимов функционирования:

Повседневной деятельности;

Повышенной готовности;

Чрезвычайной ситуации.

Организованный переход от одного режима функционирования к другому осуществляют в соответствии с планом медико-санитарного обеспечения населения в ЧС.

Режим повседневной деятельности ВСМК включает выполнение следующих мероприятий:

Участие в организации и осуществлении наблюдения за средой обитания населения и обстановкой на потенциально опасных объектах в плане возможных медико-санитарных последствий ЧС;

Организация и обеспечение постоянного эффективного функционирования дежурно-диспетчерской службы;

Обеспечение готовности отделений экстренной и консультативной медицинской помощи населению и организации их работы;

Организация и проведение санитарно-гигиенических и противоэпидемических мероприятий, направленных на предупреждение возникновения эпидемических очагов;

Создание и поддержание готовности органов управления, формирований и учреждений службы медицины катастроф, совершенствование подготовки её личного состава;

Создание резервов медицинского имущества, его накопление, обновление, контроль хранения и правильного использования;

Разработка и реализация комплекса мероприятий по материальнотехническому обеспечению формирований и учреждений необходимыми материальными средствами и техническими приспособлениями, позволяющими организовать работу в условиях любых

Участие в медицинской подготовке личного состава аварийноспасательных формирований РСЧС.

Мероприятия режима повседневной деятельности должны обеспечить быстрый полноценный переход в другие режимы функционирования.

Уровень медицинской защиты населения находится в прямой зависимости от обеспеченности медицинскими средствами защиты, своевременности выдачи и умения населения их использовать, а также от обучения правилам поведения в очагах ЧС, способам профилактики поражений, оказания первой помощи себе и окружающим.

В режиме повышенной готовности ВСМК выполняет следующие основные мероприятия:

Оповещение о введении режима повышенной готовности и сбор личного состава органов управления, формирований и учреждений службы медицины катастроф;

Усиление дежурно-диспетчерской службы;

Анализ причин, обусловивших введение режима повышенной готовности, и прогнозирование возможного развития обстановки;

Уточнение планов медико-санитарного обеспечения населения в ЧС с учётом возникшей обстановки и прогноза её изменений;

Проверка готовности к использованию материально-технических ресурсов и резервов медицинского имущества и их пополнение;

Уточнение планов взаимодействия с формированиями РСЧС и

Усиление наблюдения за санитарно-гигиенической и эпидемиологической обстановкой, прогнозирование возможности возникновения массовых инфекционных заболеваний.

Все мероприятия, проводимые службой при введении режима повышенной готовности, направлены на сокращение сроков достижения полной её готовности к ликвидации возможной ЧС.

Решение о введении режима повышенной готовности принимает начальник ВСМК данного уровня (руководитель органа здравоохранения) на основе указаний руководителя органа исполнительной власти этого уровня. При этом в зависимости от характера и масштаба ЧС определяют содержание, объём, сроки и порядок выполнения упомянутых и других мероприятий. В частности, уточняют заблаговременно разработанный план оповещения и сбора личного состава службы (только руководящего состава или всего персонала органа управления, личного состава только определённых или всех формирований и учреждений и т.п.).

В режиме чрезвычайной ситуации ВСМК проводит следующие основные мероприятия:

Оповещение личного состава органов управления, формирований и учреждений службы медицины катастроф о введении режима чрезвычайной ситуации;

Сбор информации об обстановке в районе ЧС, её оценка и доклад председателю межведомственной координационной комиссии

Немедленное выдвижение в зону ЧС оперативных групп центра медицины катастроф, формирований и учреждений службы медицины катастроф;

Проведение лечебно-эвакуационных мероприятий в зоне ЧС;

Организация взаимодействия с аварийно-спасательными и другими формированиями РСЧС, работающими в зоне ЧС;

Организация и осуществление медицинского обеспечения личного состава формирований и учреждений, участвующих в ликвидации последствий ЧС, и эвакуируемого населения;

Организация и осуществление мероприятий медико-санитарного обеспечения населения;

Организация и проведение судебно-медицинской экспертизы погибших и судебно-медицинского освидетельствования поражённых.

При введении этого режима в первую очередь принимают меры по получению данных об обстановке в зоне ЧС, созданию устойчивой

системы управления, контролю готовности формирований, предназначенных для работы в зоне ЧС, и их выдвижению.

В заключение следует отметить, что мероприятия, соответствующие режимам повышенной готовности и чрезвычайной ситуации, планируют, организуют и проводят с учётом места, масштабов, характера возможной или возникшей ЧС.

Таким образом, ВСМК - централизованная государственная структура, функциональная подсистема Единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС. Она предназначена для эффективной и быстрой ликвидации медико-санитарных последствий разнообразных аварий, катастроф, стихийных бедствий, эпидемий, вооружённых конфликтов, террористических актов и других ЧС.

Контрольные вопросы

1. Определение и задачи Всероссийской службы медицины катастроф.

2. Территориально-производственный принцип деятельности

3 Организационная структура ВСМК.

4. Органы управления Всероссийской службы медицины катастроф.

5. Формирования и учреждения Всероссийской службы медицины катастроф.

6. Краткая характеристика бригад специализированной медицинской помощи.

7. Режимы деятельности ВСМК и их характеристика.

  • СМК Минздрава России является основой ВСМК и организационно-функциональной отраслью системы здравоохранения РФ.

    Начальником СМК Минздрава России является Министр здравоохранения РФ.

    Начальником Службы на межрегиональном уровне является представитель Министра здравоохранения в федеральном округе, на региональном и местном уровнях - руководители органов управления здравоохранением соответствующих органов исполнительной власти, а на объектовом - руководители учреждений здравоохранения.

    Органами управления Службы являются центры медицины катастроф (ВЦМК «Защита», его филиалы - РЦМК, ТЦМК), которые одновременно выполняют функции штабов службы.

    Формирования службы медицины катастроф Минздрава России: полевые госпитали, мобильные медицинские отряды, бригады (специализированной медицинской помощи, врачебные, врачебно-сестринские, фельдшерские).

    Формирования организуются на всех уровнях и могут быть штатными и нештатными. Штатными являются формирования, постоянно финансируемые за счет средств, выделяемых службе медицины катастроф данного уровня.

    Нештатные формирования создаются на базе медицинских образовательных, научно-исследовательских, лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений за счет их персонала. Финансируются за счет средств этих учреждений. Обеспечение их готовности возлагается на руководителя объекта. При возникновении чрезвычайных ситуаций эти формирования поступают в оперативное подчинение органов управления службы медицины катастроф соответствующего уровня.

    К формированиям относятся:

    1. Многопрофильный госпиталь (ПМГ) ВЦМК «Защита»,

    2. Бригады специализированной медицинской помощи (БСМП),

    3. Врачебные линейные бригады скорой медицинской помощи,

    4. Врачебно-сестринские бригады,

    5. Фельдшерские линейные бригады скорой медицинской помощи,

    6. Бригады доврачебной помощи.

    Полевой многопрофильный госпиталь (ПМГ) - это мобильное многопрофильное лечебно-диагностическое формирование ВЦМК «Защита.

    ПМГ предназначен для выдвижения в зону ЧС, приема пораженных; их сортировки, оказания квалифицированной с элементами специализированной медицинской помощи пораженным, подготовки их к эвакуации, временной госпитализации нетранспортабельных, а также амбулаторной помощи населению.

    При полном развертывании госпиталь может за сутки принять до 250 пораженных. Для госпитализации нетранспортабельных пораженных госпиталь может развернуть до 150 коек. Госпиталь в полевых условиях размещается в пневмокаркасных модулях, а в населенных пунктах - в зданиях местных лечебных учреждений или приспособленных помещениях, выделенных для этих целей местной администрацией в районе ЧС (школы, клубы, спортивные залы и др.).

    Организационно-штатная структурагоспиталя состоит из двух частей - штатной или постоянной и нештатной или переменной.

    Постоянная часть ПМГ включает: управление; лечебно-диагностические подразделения (приемно-диагностическое, хирургическое, педиатрическое, реанимационно-анестезиологическое, госпитально-эвакуационное, лабораторное, переливания и заготовки крови, поликлиническое, медицинской статистики); бригада экстренного реагирования (БЭР) и подразделения обеспечения автономной работы госпиталя - аптека, отделение материально-технического обеспечения и инженерно-технический отдел).

    Переменная часть ПМГ используется в соответствии с характером ЧС и преобладанием среди пораженных той или иной патологии и, как правило, включает бригады специализированной медицинской помощи хирургического, травматологического, нейрохирургического, ожогового, офтальмологического, анестезиолого-реанимационного, терапевтического, педиатрического, радиологического, токсикологического и других профилей. Бригады формируются из высококвалифицированных специалистов базовых лечебных учреждений Минздрава России, ФМБА России, РАМН, предназначенных и привлекаемых для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

    Перечень, количество, состав БрСМП, привлекаемых для работы в составе ПМГ, зависят в основном от таких факторов, как вид ЧС, массовость поступления и структура входящего потока пораженных (больных), объем оказываемой медицинской помощи и др.

    Госпиталь может выдвигаться в зону ЧС полностью или частично. В зависимости от характера ЧС госпиталь комплектуется бригадами различного профиля и развертывается как хирургический, токсикологический, радиологический, терапевтический, педиатрический, туберкулезный или многопрофильный.

    Все пораженные (больные) после оказания им необходимого объема медицинской помощи и временной госпитализации по нетранспортабельности подлежат эвакуации в стационарные ЛПУ для продолжения лечения.

    Бригады специализированной медицинской помощи могут быть штатными или нештатными. Они предназначены для специализации или усиления лечебно-профилактических учреждений, участвующих в ликвидации последствий ЧС. Бригады формируются органами управления здравоохранением на базе республиканских, областных (краевых), городских, многопрофильных и специализированных больниц, центральных районных больниц, больниц скорой медицинской помощи, клиник медицинских ВУЗов, научно-исследовательских институтов и специализированных центров медицинского профиля и комплектуются из высококвалифицированных специалистов на добровольной основе.

    В соответствии с Типовым положением о бригадах специализированной медицинской помощи СМК имеется 21 тип бригад. Наиболее часто привлекаются для работы при ликвидации ЧС хирургические, травматологические, нейрохирургические, ожоговые, детские хирургические, акушерско-гинекологические, трансфузиологические, токсико-терапевтические, психиатрические и инфекционные БСМП.

    К формированиям службы медицины катастроф, предназначенным для оказания пораженным первой врачебной помощи, относятся врачебные линейные бригады скорой медицинской помощи и врачебно-сестринские бригады .

    Врачебные линейные бригады скорой медицинской помощи создаются на базе станций, подстанций, отделений скорой медицинской помощи. Врачебно-сестринские бригады являются нештатными мобильными формированиями и создаются на базе городских, центральных районных, участковых больниц, а также поликлинических учреждений. Основными задачами бригад являются: медицинская сортировка пораженных, оказание первой врачебной помощи в установленном объеме и эвакуация пораженных из очага (зоны) ЧС. За 6 часов работы в ЧС бригада может оказать помощь 50 пораженным.

    Основными формированиями, предназначенными для оказания доврачебной помощи и эвакуации пораженных из очага, являются бригады доврачебной помощи (создаются на базе ЛПУ) и фельдшерские линейные бригады скорой медицинской помощи. За 6 ч работы в ЧС бригада может оказать помощь 50 пораженным.

    Служба медицины катастроф Минздрава России - организационно-функциональная отрасль системы здравоохранения Российской Федерации, предназначенная для организации и осуществления медико-санитарного обеспечения при ликвидации ЧС мирного времени; она выполняет свои задачи при непосредственном взаимодействии с органами управления других отраслей этой системы (лечебно-профилактическими, санитарно-гигиеническими и противоэпидемическими, охраны материнства и детства, подготовки кадров и др.).

    Задачи ВСМК :

    Организация Всероссийской службы медицины катастроф

    Всероссийская служба медицины катастроф организована на принятых в нашей стране общих принципах охраны здоровья и оказания медицинской помощи населению. Принципы организации ВСМК:

      Государственный и приоритетный характер.

      Территориально-производственный принцип.

      Централизация и децентрализация управления.

      Централизация управления в период ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

      Децентрализация управления.

      Плановый характер

      Принцип универсализма.

      Принцип основного функционального предназначения сил и средств ВСМК

      Лечебно-эвакуационное обеспечение организуется на основе системы этапного лечения пораженных с их эвакуацией по назначению.

      Оказание медицинской помощи пораженным и больным, их эвакуация и лечение в ЧС, сопровождающихся небольшими санитарными потерями, могут быть организованы так же, как и в обычных условиях.

      Принцип материальной заинтересованности и ответственности.

      Мобильность, оперативность и постоянная готовность.

      Юридическая и социальная защищенность медицинских и других специалистов службы.

      Всеобщая подготовка населения, в том числе лиц с профессиями повышенного риска, к действиям, оказанию первой медицинской помощи пораженным, правилам адекватного поведения в различных ЧС.

    Федеральный уровень ВСМК включает:

      Всероссийский центр медицины катастроф «Защита» Минздрава России (ВЦМК «Защита») с входящими в него штатными формированиями и учреждениями,

      Департамент по санитарно-эпидемиологическому надзору Минздрава России,

      Федеральный центр государственного санитарно-эпидемиологического надзора со специализированными формированиями и учреждениями Госсанэпидслужбы и Федеральное управление «Медбиоэкстрем»,

      Всеармейский центр медицины катастроф и медицинские формирования и учреждения центрального подчинения Минобороны России;

      учреждения и формирования центрального подчинения МВД России, МГТС России, других министерств и ведомств, предназначенные для участия в ликвидации медико-санитарных последствий

      в интересах ВСМК используются нештатные формирования, клинические базы Минздрава России, других министерств и ведомств, а также научные базы, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, оказания экстренной и консультативной, скорой и неотложной медицинской помощи населению.

    Региональный уровень ВСМК представлен:

      филиалами ВЦМК «Защита» (РЦМК) с входящими в них штатными формированиями и учреждениями в федеральных округах (Северо-Западный, Центральный, Южный, Приволжский, Уральский, Сибирский, Дальневосточный);

      межрегиональными центрами по чрезвычайным ситуациям госсанэпидслужбы в Москве и Новосибирске и центрами Госсанэпиднадзора регионального уровня с входящими в них формированиями;

      формированиями на региональном уровне Минобороны, МВД и МПС России, других министерств и ведомств, предназначенными для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС, а также клиническими и научными базами.

    Территориальный уровень ВСМК представлен:

      территориальными центрами медицины катастроф с входящими в них штатными формированиями;

      центрами Госсанэпиднадзора территориального уровня с входящими в них формированиями;

      нештатными формированиями ВСМК;

      формированиями Минобороны, МВД и МПС России, других ведомств, рас положенными на данной территории и предназначенными для участия в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

      клиническими базами, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС и оказания экстренной и консультативной медицинской помощи населению.

    Местный уровень ВСМК включает:

      центры медицины катастроф (там, где они создаются)

      станции (подстанции) скорой медицинской помощи (с входящими в них и формируемыми в других ЛПУ формированиями), выполняющие функции органов управления службы медицины катастроф;

      центры Госсанэпиднадзора в городах и районах, формирующие санитарно-эпидемиологические бригады и группы эпидемиологической разведки;

      формирования постоянной готовности военно-медицинских учреждений,

      формирования органов МВД, МГТС России,

      учреждения Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Минздраве России,

      другие федеральные органы исполнительной власти, участвующие в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации ЧС;

    Объектовый уровень ВСМК включает:

      должностных лиц по медико-санитарному обеспечению объекта в ЧС;

      медицинские формирования;

      подразделения санитарно-эпидемиологического надзора;

      лечебно-профилактические учреждения, предназначенные для медико-санитарного обеспечения в ЧС.

    Медицина катастроф является разделом медицины и представляет собой систему научных знаний и сферу практической деятельности, направленные на спасение жизни и сохранение здоровья, предупреждение и лечение поражений (заболеваний) населения, сохранение и восстановление здоровья участников ликвидации ЧС.

    ВСМК - функциональная подсистема РСЧС объединяющая службы медицины катастроф Минздравсоцразвития РФ, Минобороны РФ, а также силы и средства МПС, МВД РФ и других федеральных органов исполнительной власти, предназначенные для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

    Основой ВСМК является служба медицины катастроф Министерства здравоохранения и социального развития Российской Федерации.

    Служба медицины катастроф МЗСР РФ - организационно-функциональная отрасль системы здравоохранения РФ, предназначенная для ликвидации медико-санитарных последствийЧС.

    Она выполняет свои задачи при непосредственном взаимодействии с другими отраслями этой системы - лечебно-профилактическими, санитарно-гигиеническими, противоэпидемическими, охраны материнства и детства, подготовки кадров и др.

    ВСМК включает в себя органы управления, формирования и учреждения предназначенные для оказания всех видов медицинской помощи пораженным (больным) в ЧС.

    Формирования ВСМК подвижные медицинские организации, выполняющие задачи в зонах (очагах) ЧС.

    Учреждения ВСМК - медицинские организации, выполняющие задачив местах постоянной дислокации.

    Основные задачи ВСМК:

    · организация и осуществление медико-санитарного обеспечения населения при ликвидации последствий ЧС;

    · создание, подготовка, обеспечение готовности и совершенствование органов управления, формирований и учреждений службы к действиям в ЧС;

    · создание и рациональное использование резервов медицинского имущества, финансовых и материально-технических ресурсов, обеспечение экстренных поставок лекарственных средств при ликвидации последствий ЧС;

    · подготовка и повышение квалификации специалистов ВСМК, их аттестация;

    · разработка методических основ обучения, подготовка населения и спасателей к оказанию первой медицинской помощи в ЧС;

    · научно-исследовательская работа и международное сотрудничество в области медицины катастроф.

    Кроме того, ВСМК принимает участие:

    · в выявлении источников ЧС, которые могут быть причинами неблагоприятных медико-санитарных последствий, в организации постоянного медико-санитарного контроля за ними;

    · в проведении комплекса мероприятий по недопущению или уменьшению тяжести возможных ЧС;

    · в осуществлении государственной экспертизы, надзора и контроля в области защиты населения и территорий от ЧС;

    · в разработке и осуществлении мер по социальной защите населения;

    · в проведении гуманитарных акций;

    · в обеспечении условий для реализации гражданами своих прав и обязанностей в области защиты от ЧС.

    Основные принципы построения ВСМК.

    Государственный и приоритетный характер. Защита населения и медико-санитарноеобеспечение его в ЧС является важной государственной задачей.

    Территориально-производственный принцип . ВСМК организуется по территориально-производственному принципу с учетом экономических, медико-географических и других особенностей региона или административной территории. Ее формирования, учреждения и органы управления создаются на базе существующих и вновь организуемых лечебно-профилактических, санитарно-эпидемиологических учреждений территориального и ведомственного здравоохранения.

    Централизация и децентрализация управления . Централизация управления обеспечивается созданием системы управления службой способной обеспечивать информацией все уровни и подсистемы, принимающие участие в ликвидации последствий ЧС.

    Централизация управления в период ликвидации медико-санитарных последствий ЧС предполагает единое управление всеми силами и средствами ВСМК независимо от их ведомственной принадлежности на любом уровне ее функционирования.

    Децентрализация управления предусматривает ведущую роль того уровня управления в подготовке и осуществлении медико-санитарного обеспечения в ЧС, на территории которого возникла данная ЧС.

    Плановый характер предусматривает заблаговременную подготовку сил и средств ВСМК.

    Принцип универсализма предполагает создание формирований и учреждений, готовых к работе в любых ЧС без существенной их реорганизации.

    Принцип основного функционального предназначения означает, что силы, и средства ВСМК могут быть использованы для решения соответствующих задач и имеют определенное функциональное предназначение:

    · для оказания доврачебной, первой врачебной, квалифицированной и специализированной медицинской помощи;

    · выполнения противоэпидемических и санитарно-гигиенических мероприятий;

    · снабжения медицинским имуществом.

    Принцип материальной заинтересованности и ответственности личного состава формирований и учреждений службы, задействованных для ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

    Принцип мобильности, оперативности и постоянной готовности к работе в ЧС достигаются:

    · наличием подвижных медицинских формирований, находящихся в постоянной готовности и способных работать автономно;

    · регулярными тренировками их личного состава и его высоким профессионализмом;

    · использованием для доставки сил и средств службы в районы ЧС и эвакуации пораженных современных скоростных транспортных средств;

    · созданием запасов медицинского имущества;

    · совершенствованием системы связи и оповещения, обеспечивающей своевременность получения информации о возникновении ЧС, сложившейся обстановке и оперативность использования сил и средств СМК.

    Принцип юридической и социальной защищенности . Этот принцип реализуется в соответствии с Федеральным законом «Об аварийно-спасательных службах и статусе спасателей», принятым Государственной Думой РФ 14.07.95 . Личный состав СМК участвует в ликвидации медико-санитарных последствий межнациональных конфликтов только на добровольных началах (по контракту) и находится под защитой Законов РФ.

    Принцип всеобщей подготовки населения к оказанию первой медицинской помощи пораженным и правилам адекватного поведения в различных ЧС. Этот принцип реализуется созданием и четкой реализацией стройной системы подготовки населения, а также созданием учебно-методической базы.

    3. Организация Всероссийской службы медицины катастроф .

    ВСМК создана с учетом возлагаемых на нее задач, структуры РСЧС и требований «Положения о Всероссийской службе медицины катастроф».

    ВСМКобъединяет :

    · СМК Минздравсоцразвития РФ.

    Начальником СМК МЗСР РФ является Министр здравоохранения и социального развития РФ. Непосредственное руководство службой осуществляет первый заместитель Министра .

    Начальником СМК на региональном уровне является представитель Министра в федеральном округе.

    Начальниками СМК на территориальном и местном уровнях являются руководители органов управления здравоохранением соответствующих органов исполнительной власти, а на объектовом - руководители объектовых учреждений здравоохранения.

    · СМК Миноброны РФ . Руководит и организует работу Главное военно-медицинское управление. В состав СМК входят: органы управления, формирования и учреждения.

    · СМК МВД и МПС РФ . Состав: органы управления, формирования и учреждения.

    · СМК других федеральных органов исполнительной власти.

    Служба организована на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях. На каждом уровне служба имеет органы управления, формирования и учреждения .


    Всероссийская служба медицины катастроф организуется на пяти уровнях: федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом.

    Организационная структура службы медицины катастроф включает следующие элементы: руководящие органы (руководство), органы управления, силы и средства.

    Руководящими органами ВСМК на федеральном, региональном, территориальном и местном уровнях являются соответствующие межведомственные координационные комиссии.

    В состав комиссии федерального уровня входят по должности:

    · Министр здравоохранения РФ (председатель комиссии),

    · заместитель Министра здравоохранения РФ (заместитель председателя),

    · президент Российской академии медицинских наук (заместитель председателя),

    · главный Государственный санитарный врач РФ (заместитель председателя),

    · директор Всероссийского центра медицина катастроф «Защита»,

    · руководители медицинских (медико-санитарных) служб Министерства обороны РФ, Министерства внутренних дел РФ и Министерства путей сообщения РФ,

    · председатель центрального комитета Российского общества Красного Креста.

    Состав региональных комиссий определяется федеральной межведомственной координационной комиссией Службы по согласованию с органами исполнительной власти соответствующих субъектов Российской Федерации, командованием военных округов, федеральными органами исполнительной власти, участвующими в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации чрезвычайных ситуаций на региональном уровне.

    Состав территориальных комиссий определяется органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, Москвы и Санкт-Петербурга, а местных комиссий - органами исполнительной власти и органами местного самоуправления районов и городов (населенных пунктов). В состав указанных комиссий входят руководители всех медицинских, медико-санитарных, санитарно-профилактических служб, учреждений скорой медицинской помощи, службы крови, органов обеспечения медицинским имуществом и медицинской техникой, директора центров медицины катастроф, расположенных на соответствующей территории.

    Основными задачами комиссий являются :

    · участие в разработке и осуществлении согласованных мероприятий по предупреждению ЧС и уменьшению тяжести их медико-санитарных последствий;

    · разработка проектов законодательства и других нормативных правовых актов по вопросам, относящимся к компетенции ВСМК;

    · участие в разработке и выполнении научно-технических программ по совершенствованию организации и деятельности ВСМК;

    · решение наиболее важных вопросов совершенствования организации и деятельности ВСМК, в том числе определение перечня, количества, места создания, порядка обеспечения формирований и учреждений ВСМК;

    · обеспечение постоянной готовности органов управления, формирований и учреждений ВСМК к выполнению возложенных на них задач;

    · решение принципиальных вопросов комплексного использования входящих в состав ВСМК формирований и учреждений различных федеральных органов исполнительной власти при ликвидации медико-санитарных последствий ЧС;

    · участие в разработке плана медико-санитарного обеспечения населения в ЧС;

    · реализация единой системы подготовки сил и средств ВСМК;

    · координация создания и использования резервов финансовых, медицинских и материально-технических ресурсов;

    · определение научных и клинических баз ВСМК;

    · комплексная разработка проблем подготовки и деятельности ВСМК;

    · разработка предложений по экономическому и правовому обеспечению работы личного состава органов управления, формирований и учреждений ВСМК;

    · определение основных направлений международного сотрудничества в области медицины катастроф.

    Органами управления ВСМК являются соответствующие центры медицины катастроф, которые одновременно выполняют функции штабов ВСМК. На местном и объектовом уровнях функции штабов ВСМК возлагаются на штабы медицинской службы Гражданской обороны. Штабы службы подчиняются руководителям соответствующего звена здравоохранения.

    Основным документом , регулирующим деятельность ВСМК, является план медико-санитарного обеспечения населения в чрезвычайных ситуациях, который разрабатывается соответствующими штабами ВСМК, согласовывается с членами межведомственной координационной комиссии ВСМК, подписывается ее председателем, начальником штаба и утверждается председателем соответствующей комиссии по чрезвычайным ситуациям.

    К силам службы медицины катастроф относятся существующие и вновь создаваемые в здравоохранении учреждения и формирования.

    К средствам службы относится любое имущество, необходимое для деятельности службы (медицинское, санитарно-хозяйственное, специальное) и санитарно-транспортная техника.

    Силы службы медицины катастроф условно подразделяются на стационарные и подвижные. К стационарным силам на разных уровнях административно-территориального деления относятся центры медицины катастроф, создаваемые на базе клинических институтов, медицинских вузов, крупных областных (краевых) больниц или других лечебно-профилактических учреждений. К подвижным силам службы относятся штатные формирования, созданные на базе центров медицины катастроф и нештатные формирования, созданные по заданию соответствующих межведомственных комиссий на базе лечебно-профилактических учреждений различных министерств и ведомств.

    Формирования Всероссийской службы медицины катастроф - это подвижные госпитали, отряды, бригады, группы, создаваемые для решения задач службы медицины катастроф в соответствии с утвержденными штатами из персонала лечебно-профилактических, санитарно-противоэпидемических, медицинских учебных и научно-исследовательских учреждений и обеспеченные по табелям специальным оснащением. Формирования Всероссийской службы медицины катастроф предназначаются для работы в районах чрезвычайных ситуаций, в составе других формирований и учреждений, участвующих в ликвидации медико-санитарных последствий ЧС.

    СИЛЫ СЛУЖБЫ МЕДИЦИНЫ КАТАСТРОФ

    СТАЦИОНАРНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ
    Штатные формирования постоянной готовности центров медицины катастроф НЕШТАТНЫЕ ФОРМИРОВАНИЯ
    Клинической базы службы медицины катастроф Местного, городского, районного уровня
    Всероссийский

    центр медицины катастроф «Защита» - головное научно-практическое учреждение ВСМК с клиническими и научными базами

    Подвижные

    Многопрофильные госпитали

    Бригады специализированной медицинской помощи (БСМП) Бригады скорой

    мед. помощи линейные (БСкМПвр, БСкМПф)

    Региональные центры медицины катастроф с клиническими базами регионального уровня Подвижные госпитали (ПГ) или отряды (ПО)

    Бригады специализированной медицинской помощи постоянной готовности (БСМП ПГ):

    Хирургический профиль: (травматологические, хирургические, нейрохирургические, ожоговые, акушерско-гинекологические, трансфузиологические

    детские хирургические) и др.

    Терапевтический профиль: токсико-терапевтические, радиолого-терапевтические, психотерапевтические, инфекционные и др.

    Профиль этих

    бригад аналогичен БСМП ПГ

    Специализированные бригады

    скорой мед. помощи (СБСМП): интенсивной терапии, токсико-терапевтические, психиатрические, педиатрические

    Территориальные центры медицины катастроф с клиническими базами территориального уровня Создаются на базе НИИ мед. профиля, клиник, мед. вузов, крупных специализированных и многопрофильных

    Формирования, финансируемые из бюджета Всероссийской службы медицины катастроф, являются штатными.

    Учреждениями Всероссийской службы медицины катастроф являются центры медицины катастроф, больницы и госпитали службы.

    На федеральном уровне Всероссийская служба медицины катастроф представлена: Всероссийским центром медицины катастроф «Защита» (с входящими в него формированиями и учреждениями), который одновременно выполняет функции регионального центра; медицинскими формированиями и учреждениями центрального подчинения Министерства обороны Российской Федерации, Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации, Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, клиническими и научными базами.

    На региональном уровне Всероссийская служба медицины катастроф представлена: региональными центрами медицины катастроф (с входящими в них формированиями и учреждениями), медицинскими формированиями военных округов, флотов и федеральных органов исполнительной власти, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации чрезвычайных ситуаций на региональном уровне.

    На территориальном и местном уровнях Всероссийская служба медицины катастроф представлена: территориальными центрами медицины катастроф (с входящими в них формированиями и учреждениями), формированиями постоянной готовности военно-медицинских учреждений, формированиями органов Министерства внутренних дел Российской Федерации, Министерства путей сообщения Российской Федерации, Государственной санитарно-эпидемиологической службы Российской Федерации, учреждениями Федерального управления медико-биологических и экстремальных проблем при Министерстве здравоохранения и Российской Федерации, других федеральных органов исполнительной власти, участвующих в соответствии с возложенными на них обязанностями в ликвидации чрезвычайных ситуаций на территориальном уровне.

    Организационная структура службы медицины катастроф министерства здравоохранения Российской Федерации

    В соответствии со структурой Единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и структурой Всероссийской службы медицины катастроф Служба создана на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях и располагает соответствующими учреждениями и формированиями.

    Начальником службы медицины катастроф Минздрава России является Министр здравоохранения РФ. Непосредственное руководство Службой осуществляет первый заместитель Министра здравоохранения РФ. Начальниками служб медицины катастроф на территориальном, местном и объектовом уровнях являются руководители соответствующих органов управления здравоохранения Минздрава России.

    Начальники Службы на всех уровнях являются одновременно председателями межведомственных координационных комиссий.

    На федеральном уровне Служба представлена: Всероссийским центром медицины катастроф «Защита» (ВЦМК «Защита») с входящими в него формированиями, подразделением экстренной и планово-консультативной медицинской помощи населению, подразделением скорой и неотложной медицинской помощи; специализированными формированиями и учреждениями Госсанэпидслужбы и Федерального управления «Медбиоэкстрим»; клиническими базами, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций, оказания экстренной и планово-консультативной, скорой и неотложной медицинской помощи населению; научными базами.

    ВЦМК «Защита» является головным научно-практическим учреждением и органом управления Всероссийской службы медицины катастроф и службы медицины катастроф Минздрава России (схема 3). Основным штатным подразделением Центра является штаб ВСМК и Службы. ВЦМК «Защита» одновременно выполняет функции регионального центра медицины катастроф Центрального региона Российской Федерации, Евроазиатского центра медицины катастроф государств-участников СНГ и Сотрудничающего центра ВОЗ по медицине катастроф и чрезвычайным ситуациям.

    На региональном уровне Служба представлена филиалами ВЦМК «Защита», межрегиональными центрами по чрезвычайным ситуациям Госсанэпидслужбы России в гг. Москве и Новосибирске и центрами Госсанэпиднадзора регионального уровня. Филиалами ВЦМК «Защита» в федеральных округах являются: г.Москва (Центральный регион), г. Хабаровск (Дальневосточный регион), г. Новосибирск (Западно-Сибирский регион), г. Екатеринбург (Уральский регион), г. Нижний Новгород (Приволжский регион), г. Санкт-Петербург (Северо-Западный регион), г. Ростов-на-Дону (Северо-Кавказский регион).

    Филиалы ВЦМК «Защита» при выполнении задач применительно к региону подчиняются ВЦМК «Защита».

    На территориальном уровне Служба представлена: территориальными центрами медицины катастроф, центрами Госсанэпиднадзора территориального уровня, входящими в них формированиями и учреждениями, клиническими базами, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций и оказания экстренной и планово-консультативной медицинской помощи населению.

    Территориальный центр медицины катастроф непосредственно подчинен руководителю территориального органа управления здравоохранения, а по специальным вопросам - соответствующему региональному центру медицины катастроф.

    На местном и объектовом (на объектах экономики) уровнях Служба представлена имеющимися на данной территории или объекте формированиями и учреждениями здравоохранения, предназначенными для ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций.

    Центры медицины катастроф являются учреждениями здравоохранения Российской Федерации и, как правило, включают в свой состав администрацию, оперативное и дежурно-диспетчерское подразделения, подразделение экстренной и планово-консультативной медицинской помощи, оперативную группу управления со средствами связи, клиническую базу, бригады специализированной медицинской помощи постоянной готовности, транспортное подразделение.

    Центры медицины катастроф работают круглосуточно под руководством соответствующих органов здравоохранения. Они в своей работе взаимодействуют в установленном порядке с имеющимися на данной территории силами и средствами военно-медицинской службы МО РФ, Главным врачебно-санитарным управлением министерства путей сообщения, медицинскими подразделениями частей и соединений гражданской обороны, с аварийно-спасательными формированиями постоянной готовности и транспортными организациями других министерств и ведомств.

    На клинической базе центра медицины катастроф может создаваться подвижное формирование (госпиталь, отряд), предназначенное для оперативного выдвижения в зону чрезвычайной ситуации, оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи пострадавшему населению и автономной работы в течение до 15 суток. В режиме повседневной деятельности клиническая база центра обеспечивает оказание экстренной, планово-консультативной и специализированной медицинской помощи населению в районе постоянной дислокации.

    Центры Службы с формированиями и учреждениями постоянной готовности, входящими в их состав, являются штатными силами Службы. Работа филиалов ВЦМК «Защита» и территориальных центров регламентируется соответственно Положением о региональном центре медицины катастроф и Положением о территориальном центре медицины катастроф, утвержденных приказом Минздрава России от 21 июня 1996 года №261.

    На федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях для участия в ликвидации медико-санитарных последствий чрезвычайных ситуаций создаются нештатные формирования Службы за счет имеющихся лечебно-профилактических и санитарно-профилактических учреждений Минздрава России, основными из которых являются следующие.

    На федеральном и региональном уровнях :

    · бригады специализированной медицинской помощи (хирургические, травматологические, нейрохирургические, ожоговые, акушерско-гинекологические, трансфузиологические, токсикологические, психотерапевтические, инфекционные, детские хирургические, радиологические и др.);

    · санитарно-эпидемиологические бригады (эпидемиологические, радиологические, санитарно-гигиенические (токсикологические) бригады);

    · специализированные противоэпидемические бригады.

    На территориальном, местном и объектовом уровнях :

    · бригады скорой медицинской помощи (врачебные, фельдшерские);

    · специализированные бригады скорой медицинской помощи (интенсивной терапии, токсикологические, радиологические, психиатрические, педиатрические и др.);

    · бригады первой врачебной помощи (врачебно-сестринские бригады),

    · бригады доврачебной помощи;

    · медицинские отряды;

    · бригады специализированной медицинской помощи;

    · санитарно-эпидемиологические отряды;

    · санитарно-эпидемиологические бригады;

    · противоэпидемические бригады.

    Профиль, количество, сроки готовности и лечебно-профилактические учреждения, на базе которых создаются нештатные формирования Службы, определяются исходя из медико-санитарной обстановки при возможных чрезвычайных ситуациях.

    Обеспечение готовности нештатных формирований к работе возлагается на руководителя учреждения-формирователя; при возникновении чрезвычайных ситуаций они поступают в оперативное подчинение органов управления Службы соответствующего уровня.

    Для создания формирований Службы, подготовки ее кадров и решения научных задач на всех уровнях используются расположенные на данной территории медицинские учебные заведения и научно-исследовательские институты, лечебно-профилактические и санитарно-профилактические учреждения.

    Центры медицины катастроф обязаны поддерживать в постоянной готовности к работе силы и средства и оказывать консультативную помощь структурным подразделениям службы медицины катастроф.

    К подвижным сипам службы медицины катастроф Минздрава, созданным на базе лечебно-профилактических учреждений, относятся:

    1. Подвижные штатные формирования постоянной готовности центров медицины катастроф всех уровней:

    · подвижные многопрофильные госпитали (ПМГ), созданные на клинической базе центров медицины катастроф и предназначенные для оперативного выдвижения в район чрезвычайной ситуации, оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи пострадавшего населению и автономной работы в течение 15 сут;

    · подвижные госпитали (ПГ) или отряды, созданные на базе некоторых центров медицины катастроф и предназначенные для оперативного выдвижения в район чрезвычайной ситуации и оказания первой врачебной и квалифицированной медицинской помощи пораженным в очаге (на границе очага), их временной госпитализации и подготовки к дальнейшей эвакуации. Профили этих госпиталей (отрядов) определяются решением межведомственных комиссий службы медицины катастроф;

    · бригады специализированной медицинской помощи постоянной готовности (БСМП ПГ), предназначенные для оказания квалифицированной и специализированной экстренной медицинской помощи, организационно-консультативной помощи ЛПУ и координационной помощи медицинским работникам на местах. Они создаются на клинической базе центров медицины катастроф. Бригады имеют следующий профиль: хирургический (травматологические, хирургические, нейрохирургические, ожоговые, акушерско-гинекологические, трансфузиологические, детские хирургические), терапевтический (токсико-терапевтические, радиолого-терапевтические, психотерапевтические, инфекционные) и др.

    2. Подвижные нештатные формирования клинической базы службы медицины катастроф всех уровней:

    · бригады специализированной медицинской помощи (БСМП), создаваемые на базе НИИ медицинского профиля, медицинских вузов, крупных специализированных больниц, подчиненных Минздраву РФ. Они предназначены для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи в стационарных условиях, усиления и перепрофилизации лечебных учреждений, обеспечивающих эти виды помощи, развертывания стационаров (отделений) по своему профилю на базе больниц, которым эти бригады приданы.

    Профиль этих бригад аналогичен бригадам специализированной медицинской помощи постоянной готовности. Кроме того, могут создаваться специализированные бригады педиатрической помощи разного профиля.

    3. Подвижные нештатные формирования территориального, местного и объектового уровней, создаваемые по заданию межведомственной территориальной (местной) комиссии на базе городских станций скорой медицинской помощи, лечебно-профилактических учреждений, медико-санитарных частей предприятий, диспансеров и т. д.

    · бригады скорой медицинской помощи линейные (врачебные и фелъдшерские) для работы в очаге и на границе очага для оказании доврачебной и первой врачебной помощи;

    · специализированные бригады скорой медицинской помощи (интенсивной терапии, токсико-терапевтические, радиологические, психиатрические, педиатрические и др.) для работы в очаге и на границе очага для оказания квалифицированной и специализированной медицинской помощи;

    · бригады первой врачебной помощи (врачебно-сестринские бригады (ВСЕ) - это мобильные бригады, предназначенные для работы в очаге (на границе очага) самостоятельно или для усиления бригад скорой медицинской помощи; оказывают первую врачебную помощь и готовят пораженных к дальнейшей эвакуации;

    · бригады доврачебной помощи (БДП) для оказания доврачебной помощи и участия в медицинской эвакуации пораженных;

    · медицинские отряды (МО) - мобильные медицинские формирования, предназначенные для приема, медицинской сортировки, оказания доврачебной и первой врачебной помощи и подготовки пораженных к дальнейшей эвакуации. МО состоит из 2-5 ВСЕ и 3-5 БДП, объединенных единым руководством. Медицинский отряд может развертывать пункт медицинской помощи (ПМП) как этап медицинской эвакуации.