Правовые акты регулирующие инновационную деятельность. Источники правового регулирования отношений, связанных с осуществлением инновационной деятельности

Вопросы правового регулирования общественных отношений, складывающихся в связи с деятельностью, направленной на использование научных знаний с целью получения нового или усовершенствованного продукта либо технологического процесса всегда занимали и продолжают занимать далеко не последнее место в комплексе мер, осуществляемых государством, в области инновационной политики.

В прежние годы правовое регулирование в данной области осуществлялось в русле единой научно-технической политики посредством многочисленных актов, издаваемых министерствами и ведомствами. Отсутствие прочного и ясного законодательного базиса развития научного и научно-технического потенциала страны порождало селективность регулирования и не создавало стройной системы нормативно-правовых актов, которая была бы способна опосредовать реальные закономерности научно-технического прогресса, одной из движущих сил которого выступают нововведения.

Не существует такой системы и в настоящее время. Об этом свидетельствует, прежде всего, отсутствие базового нормативного правового акта в ранге федерального закона, что на наш взгляд, препятствует процессу развития инновационной деятельности и, более того, снижает инновационную активность хозяйствующих субъектов.

В литературе отмечается, что «из-за отсутствия самостоятельного законодательного обеспечения понятие инноваций сегодня находится в «лоне» экономической науки.

В массиве нормативно-правовых актов, посвященных регулированию отношений, связанных с осуществлением инновационной деятельности, заметное место занимают, прежде всего, Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», Федеральный закон «О статусе наукограда Российской Федерации» Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации», Федеральный закон ««Об инновационном центре «Сколково» .

Первый из них регулирует отношения между субъектами научной и (или) научно-технической деятельности, органами государственной власти и потребителями научной и (или) научно-технической продукции (работ и услуг). Указанный Закон может применяться на так называемых интеллектуальных стадиях инновационного процесса. К важнейшим положениям Закона относятся нормы о статусе научного работника, специалиста научной организации и работника сферы научного обслуживания (ст. 4), о статусе научной организации (ст. 5), о договорах (контрактах) на создание, передачу и использование научной и (или) научно-технической продукции (ст. 8), об основных целях и принципах государственной научно-технической политики (ст. 11), о полномочиях органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ в области формирования и реализации государственной научно-технической политики (ст. 12). В Законе, кроме того, раскрывается содержание таких принципиальных понятий, как фундаментальные и прикладные научные исследования, научно-техническая деятельность, экспериментальные разработки, научный и (или) научно-технический результат, научная и (или) научно-техническая продукция.

Федеральный закон «О статусе наукограда Российской Федерации» регулирует отношения, связанные, в частности, с критериями присвоения муниципальному образованию статуса наукограда (ст. 2 ), порядком присвоения муниципальному образованию статуса наукограда и его сохранения (ст. 3), государственной поддержкой наукограда (ст. 7), реорганизацией или ликвидацией организаций научно-производственного комплекса наукограда в случае прекращения статуса наукограда (ст. 11).

Федеральный закон «Об особых экономических зонах в Российской Федерации» регулирует отношения, связанные, в частности, с созданием и прекращением существования особых экономических зон, в том числе технико-внедренческих (гл. 2), управлением особыми экономическими зонами (гл. 3), правовым положением резидентов особой экономической зоны (гл. 4), соглашением о ведении технико-внедренческой деятельности (гл. 6), гарантиями, предоставляемыми резидентам особых экономических зон (гл. 9).

Федеральный закон «Об инновационном центре «Сколково» регулирует отношения, возникающие при реализации проекта создания и обеспечения функционирования территориально обособленного комплекса (инновационного центра «Сколково») и обеспечении жизнедеятельности на его территории.

Заметное влияние на процессы развития инновационной деятельности в РФ оказывает влияние и гражданское законодательство, прежде всего, ГК РФ.

Так, ГК РФ содержит нормы о выполнении научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (гл. 38), о коммерческой концессии (гл. 54).

Раздел VII ГК РФ, специально посвященный охраняемым результатам интеллектуальной деятельности, регламентирует отношения, связанные с правами на результаты интеллектуальной деятельности и средства индивидуализации. Указанный раздел содержит восемь самостоятельных глав, каждая из которых отражает особенности правовой охраны, признания и использования различных продуктов интеллектуального труда и приравненных к ним средств индивидуализации.

Сферу отношений, связанных с осуществлением инновационной деятельности затрагивает значительное количество подзаконных актов в ранге указов Президента РФ и постановлений Правительства РФ, которые посвящены различным направлениям, сторонам и аспектам указанной деятельности. В подзаконных актах находят, в частности, правовое закрепление вопросы:

  • -сохранения интеллектуального потенциала страны и его эффективного использования (Указ Президента РФ от 22 июля 1998 г. № 863 «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной деятельности в сфере науки и технологий»);
  • -защиты интересов государства в сфере гражданско-правового оборота результатов НИР и ОКР (Указ Президента РФ от 14 мая 1998 г. № 556 «О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытноконструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения», постановление Правительства РФ от 29 сентября 1998 г. № 1132 «О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения» );
  • -развития фундаментальной науки (Указ Президента РФ от 15 апреля 1996 г. № 558 (с изменениями на 6 апреля 2000 г.) «О мерах по развитию фундаментальной науки в Российской Федерации и статусе Российской академии наук» );
  • -статуса научных центров и наукоградов (Указ Президента РФ от 22 июня 1993 г. № 939 (с изменениями на 25 февраля 2003 г.) «О государственных научных центрах Российской Федерации» , Указ Президента РФ от 6 мая 2000 г. № 821 «О присвоении статуса наукограда Российской Федерации г. Обнинску Калужской области»; Указ Президента РФ от 20 декабря 2001 г. № 1472 «О присвоении статуса наукограда Российской Федерации г. Дубне Московской области»; Указ Президента РФ от 29 декабря 2003 г. № 1530 «О присвоении статуса наукограда Российской

Федерации г. Реутову Московской области»; Указ Президента РФ от 17 января 2003 г. № 45 «О присвоении статуса наукограда Российской Федерации рабочему поселку Кольцово Новосибирской области»; Указ Президента РФ от 4 ноября 2003 г. № 1306 «О присвоении статуса наукограда Российской Федерации г. Мичуринску Тамбовской области»; Указ Президента РФ от 29 декабря 2003 г. № 1532 «О присвоении статуса наукограда Российской Федерации г. Фрязино Московской области»; постановление Правительства РФ от 23 июля 2005 г. № 449 «О присвоении статуса наукограда Российской Федерации г. Петергофу»; постановление Правительства РФ от 27 октября 2005 г. № 642 «О присвоении статуса наукограда Российской Федерации г. Пущино (Московская область)»;

  • -финансирования научных исследований и научных разработок (постановление Правительства РФ от 13 октября 1999 г. № 1156 «Об утверждении порядка образования и использования внебюджетных фондов федеральных органов исполнительной власти и коммерческих организаций для финансирования научных исследований и экспериментальных разработок». );
  • -привлечение инвестиций в инновационную сферу (постановление Правительства РФ от 31 марта 1998 г. № 374 «О создании условий для привлечения инвестиций в инновационную сферу» );
  • -об использовании результатов научно-технической деятельности (постановление Правительства РФ от 2 сентября 1999 г. № 982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности», постановление Правительства РФ от 17 ноября 2005 г. № 685 «О порядке распоряжения правами на результаты научно-технической деятельности» );
  • -контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности (постановление Правительства РФ от 26 января 2012 г. № 9 « Об осуществлении контроля и надзора в сфере правовой охраны и использования результатов интеллектуальной деятельности гражданского назначения, созданных за счет бюджетных ассигнований федерального бюджета, а также контроля и надзора в установленной сфере деятельности в отношении государственных заказчиков и организаций-исполнителей государственных контрактов, предусматривающих проведение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ» ;

Значительное количество нормативных правовых актов по инновационной тематике применяется на уровне министерств и ведомств. Назовем некоторые их них.

  • -приказ Министерства общего и профессионального образования РФ от 23 мая 1997 г. № 994 «О системе независимой экспертизы по проблемам инновационной деятельности в сфере науки и научного обслуживания и порядке проведения конкурсов проектов».
  • -приказ Министерства образования РФ от 6 июня 2000 г. № 1705 «О концепции научной, научно-технической и инновационной политики в системе образования Российской Федерации на 2001-2005 годы».
  • -приказ Министерства образования РФ от 4 февраля 2002 г. № 294 «О научно-технической программе «Инновационная деятельность высшей школы».
  • -приказ Министерства образования и науки РФ от 17 ноября 2004 г. № 111 «Об образовании Межведомственной комиссии по научноинновационной политике».
  • -Методические указания «Проведение экспертизы завершенных научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ (НИОКР) при оценке целесообразности их включения в банк инновационных предложений», одобренные Советом ИКС Минсельхоза РФ от 21 апреля 2000 г.
  • -приказ Министерства промышленности, науки и технологий РФ от 14 июля 2003 г. № 168 «Об организации в Минпромнауки России работы по участию научно-технического и инновационного потенциала регионов России.

Вопросы формирования инновационного потенциала, утверждения отдельных направлений инновационной политики, получают правовое закрепление и на уровне субъектов РФ. Нормативные правовые акты, посвященные регулированию инновационной деятельности, приняты, в частности, в Ямало-Ненецком автономном округе, Курганской области, Москве, Ленинградской области (региональные законы).

  • Волынкина М.В. Каким быть инновационному законодательству (постановка проблемы)//Законодательство и экономика. 2005. № 5.
  • СЗ РФ. 1996. № 35. Ст. 4137; РГ. 1998. 28 июля; 23 декабря; 2000. 11 января, 28 декабря; 2001. 4 января, 31 декабря; 2004. 31 августа; 2005. 5 июля.
  • СЗ РФ. 1999. № 15. Ст. 1750; РГ. 2004. 31 августа.
  • СЗ РФ. 2005. № 30. Ст. 3127; РГ. 2006. 8 июня.

Источники правового регулирования инновационной деятельности
Определяя специфику инновационной деятельности в качестве особого предмета правового регулирования, необходимо учитывать как сложившееся положение в правовом обеспечении инновационных процессов в России, так и возможные перспективы его развития. Если оценивать состояние правового регулирования инновационной деятельности в нашей стране, то есть все основания констатировать, что на сегодняшний день комплексно этот вопрос не решен. Так, пока не принят базовый за­конодательный акт, в котором были бы закреплены понятие и виды инноваций с учетом современных мировых тенденций, механизм осуществления инновационной деятельности, порядок ее поддержки со стороны государства в наукоемких сферах производства, формы стимулирования привлечения иностранных инвестиций для активизации нововведений в ключевые для современной экономики области, включая информационные технологии.
Если сопоставить нормативные правовые акты действующего законодательства, в той или иной мере предназначенные для регулирования отношений, связанных с инновационной деятельностью, то из их числа можно сгруппировать несколько видов правовых источников в зависимости от их формы и целевой направленности. Так, следует выделить законодательные акты с нормами, призванными регулировать в качестве объекта интеллектуальную собственность, научно-техническую деятельность и отношения, возникающие в связи с созданием, правовой охраной и использованием изобретений, полезных моделей и промышленных образцов - объектов промышленной собственности.
С учетом вышеуказанного следует подчеркнуть, что правовой базой инновационных процессов в России на сегодняшний день является законодательство об интеллектуальной собственности, принятие которого в соответствии с п. «о» ст. 71 Конституции РФ находится в федеративном ведении. Согласно ст. 138 ГК РФ в качестве интеллектуальной собственности признается исключительное право гражданина или юридического лица на результаты интеллектуальной деятельности и приравненные к ним средства индивидуализации юридического лица, продукции и выполняемых работ или услуг. Вместе с тем в ГК РФ нет специальных норм, определяющих инновационную деятельность как объект регулирования, что дает основание для констатации факта отнесения законодателем инноваций к специфическому объекту, который не может быть отнесен к традиционным фажданско-правовым институтам.
Характеризуя систему источников правового регулирования инновационной деятельности, необходимо отметить особую роль таких федеральных законов, как Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3520-1 «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров» (в ред. от 24 декабря 2002 г.) (далее - Закон о товарных знаках), Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3526-1 «О правовой охране топологий интефальных микросхем» (в ред. от 9 июля 2002 г.) (далее - Закон о правовой охране топологий интефальных микросхем), Закон РФ от 23 сентября 1992 г. № 3523-1 «О правовой охране программ для электронных вычислительных машин и баз данных» (в ред. от 24 декабря 2002 г.) (далее - Закон о правовой охране профамм для ЭВМ), Закон о техническом регулировании, Закон РФ от 6 августа 1993 г. № 5605-1 «О селекционных достижениях» (далее - Закон о селекционных достижениях). Сопостав­ление норм этих законодательных актов приводит к выводу о регулировании ими только отдельных видов отношений, связанных с инновационной деятельностью, что свидетельствует об отсутствии необходимой ком­плексности в решении данной задачи.
Так, Закон о товарных знаках определяет правовую природу обозначения, используемого для индивидуализации товаров, выполняемых работ или оказываемых услуг. В Законе о правовой охране профамм для ЭВМ закрепляется не только понятие профаммы как совокупности данных и команд, предназначенных для функционирования ЭВМ с целью получения намеченного результата, но и баз данных, трактуемых в качестве совокупности систематизированных с использованием ЭВМ баз данных. Наряду с этим аспектом инновационной деятельности значимым является закрепление легального порядка оформления оптимальной топологии интефальных микросхем, созданных в результате научно-исследовательских разработок с определением пространственно- геометрического расположения совокупности элементов микросхемы и связей между ними, зафиксированного в специальном Законе о правовой охране топологий ин­тегральных микросхем.
В сравнении с указанными актами Закон о техническом регулировании нацелен на установление требуемых со стороны государства технических параметров, которые должны предъявляться в отношении используемых в различных сферах, в том числе в производственной, сырья, материалов, оборудования и т.д. Особо в приведенном перечне стоит Закон о селекционных достижениях, основное назначение которого заключа­ется в определении защитного механизма для таких участников инновационной деятельности как разработчики новых сортов растений и пород животных.
В числе актов, нормы которых регулируют инновационные отношения, следует выделить уже упоминавшийся в предыдущем параграфе Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» и Патентный закон Российской Федерации от 23 сентября 1992 г. № 3517-11 (в ред. от 7 февраля 2003 г.) (далее - Патентный закон). В отличие от Федерального закона «О науке и государственной научно-техни­ческой политике», имеющего рамочный характер, Патентный закон изначально был нацелен на решение ряда конкретных проблем в вопросах регулирования правовых отношений, связанных с отдельными аспекта­ми научно-технического прогресса. Этот закон устанавливает, например, систему охраны полезных моделей, технических и художественно-конструкторских новшеств-дизайнов, существенно отличающихся от прежней системы охраны промышленных прав.
В соответствии со ст. 5 Патентного закона под полезной моделью понимаются конструктивно выполненные средства производства и предметы потребления, а также их составные части. Полезная модель признается новой, если совокупность ее существенных признаков не известна в соответствующей технической сфере, что является актуальным для признания ее в качестве инновации. При этом промышленная применимость полезной модели обусловлена возможностью ее использования в промышленности и других отраслях деятельности. Еще одна особенность полезной модели заключается в том, что к ней, в отличие от изобретения, предъявляются требования относительной мировой новизны в сравнении с моделями более раннего применения.
Данным актом обеспечивается необходимая охрана патентных прав для их широкого включения в экономический оборот, в том числе путем инвестирования, в частности, в виде паевого взноса в уставный фонд хозяйственных обществ. При этом необходимо учесть, что в развитие Патентного закона, как и других рассмотренных актов, принят комплекс подзаконных актов, в которых детализируется правовой механизм оформления защиты отдельных элементов инновационной деятельности. К числу таких актов относится, например, Постановление Правительства РФ от 12 августа 1993 г. № 793 (в ред. от 12 августа 1996 г.), которым утверждено Положение о пошлинах за патентование изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, регистрацию товарных знаков, знаков обслуживания, наименований мест происхождения товаров, предоставления права пользования наименованиями мест происхождения товаров.
В рассматриваемой сфере большое количество подзаконных актов представлено документами профильных ведомств. Так, Постановлением Госкомстата РФ от 3 августа 1998 г. № 80 была утверждена форма феде­рального государственного статистического наблюдения за технологическими инновациями предприятия (организации) и инструкция по ее заполнению. Необходимо также отметить совокупность подзаконных ак­тов Российского агентства по патентам и товарным знакам (Роспатента). В качестве примера можно привести утвержденные Приказом Роспатента от 17 апреля 1998 г. № 83 Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на выдачу свидетельства на полезную модель.
В этих правилах дан перечень признаков, которыми может характеризоваться полезная модель, а именно: наличие конструктивного элемента; наличие связи между элементами; взаимное расположение элементов; форма выполнения элемента или устройства в целом, в частности, геометрической формы; формы выполнения связи между элементами и их взаимосвязь; материал, из которого выполнен элемент или устройство в целом; среда, выполняющая функцию элемента. Приведенные в указанных правилах требования к полезной модели практически не отличаются от соответствующих требований, содержащихся в аналогичных Правилах по изобретению.
Представляют также интерес и другие подобные документы, в числе которых выделим утвержденные Приказом Роспатента от 5 марта 2003 г. № 32 Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на реги­страцию товарного знака и знака обслуживания, а также Правила составления, подачи и рассмотрения заявки на регистрацию и предоставление права пользования наименованием места нахождения товара и заявки на предоставление права пользования уже зарегистрированным наименованием места происхождения товара, утвержденные Приказом Роспатента от 25 февраля 2003 г. № 24.
Наряду с указанными документами следует обратить внимание на наличие других нормативных правовых актов соответствующих ведомств, в том числе о порядке взимания пошлин за патентование и регистрацию тех или иных объектов промышленной собственности, правил, определяющих составление и порядок подачи заявок на регистрацию отдельных объектов, процедуру их рассмотрения с выдачей необходимых документов, подтверждающих соответствующие права на те или иные нововведения.
Обобщение состояния анализируемых правовых источников в сфере инноваций свидетельствует не только об отсутствии системного комплекса норм в рассматриваемой области, но и о необходимости принятия спе­циального законодательного акта об инновационной деятельности. Кстати, определенные шаги в этом направлении уже предпринимались, однако они не получили должного оформления. Так, разработанная в свое время Правительством РФ Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы предусматривала необходимость разработки федерального закона «Об инновационной деятельности и государственной инновационной политике Российской Федерации», который пока не принят.
В последующем по поручению Президента РФ Минэкономразвития России провело работу по подготовке плана мер по развитию инновационной деятельности для внесения его на рассмотрение в Правительство РФ в 2006 г. В этом документе определяется прежде всего технология закрепления инфраструктуры инновационной деятельности, а именно: стартовый капитал; связь науки и образования; развитие предпринимательства в научно-образовательной среде; защита интеллектуальной собственности; трансферт технологий и другие мероприятия, включая шаги по облегчению налогообложения НИОКР, в том числе ускоренная амортизация и списание расходов по НИОКР на затраты.
Данные шаги свидетельствуют о предпринимаемых органами законодательной и исполнительной власти Российской Федерации мерах в целях упорядочения правового механизма инновационной деятельности в стране. Вместе с тем, характеризуя соответствующие правовые источники как элементы рассматриваемого механизма, необходимо также учитывать его международно-правовую составляющую. Так, следует выделить прежде всего значимые для анализируемой сферы правового регулирования международно-правовые акты, ко многим из которых Россия присоединилась в порядке правопреемства по подписанным СССР межгосудар­ственным договорам в форме соглашений, конвенций.
Одним из ключевых международных актов для инновационной деятельности является Парижская конвенция по охране промышленной собственности от 20 марта 1883 г. (далее - Парижская конвенция) с пос­ледующими многочисленными поправками, в том числе в связи с подписанием 14 июля 1967 г. и вступлением в силу в 1970 г. Конвенции, учредившей Всемирную организацию интеллектуальной собственности (ВОИС). Россия как правопреемница СССР считается участницей Парижской конвенции с 1 июля 1965 г.
Участие в Парижской конвенции рассматривается в международном сообществе как одно из необходимых условий привлечения технологий и инвестиций в перспективные отрасли промышленности. В рамках Па­рижской конвенции осуществляется международная гармонизация национального законодательства в области промышленной собственности, включая охрану прав на научно-технические достижения в новейших областях техники (микроэлектроника, генная инженерия, информационные технологии). Одним из важнейших условий этой Конвенции является то, что охрана промышленных образцов не может быть поставлена в зависимость от использования в данной стране или от ввоза (ст. 5 ч. В). В отношении фирменных наименований предусмотрена обязанность государств-участников охранять их без обязательной подачи заявки или регистрации (ст. 8) с теми же санкциями в случае незаконного использования, что и для товарных знаков (ст. 9), а именно по принципу «как он есть» в стране происхождения.
В целях определения механизма регистрации товарных знаков, действующих одновременно в нескольких государствах, 14 апреля 1891 г. в Мадриде было заключено Соглашение о международной регистрации то­варных знаков, которое в последующем неоднократно пересматривалось. Данное мадридское соглашение как договор открыт для государств - участников Парижской конвенции, в том числе и для России. Его депо­зитарием (хранителем) является Генеральный директор ВОИС. Международная регистрация товарных знаков в соответствии с этим соглашением воспринимается их владельцами как определенная гарантия от недобро­совестной конкуренции, что способствует привлечению на рынок государств, являющихся его участниками, потребительских и промышленных товаров из других стран.
Особое место среди анализируемых международно-правовых актов занимает Конвенция о распространении несущих программы сигналов, передаваемых через спутники, подписанная в г. Брюсселе 21 мая 1974 г. (да­лее - Брюссельская конвенция) Россия как правопреемница СССР считается ее участницей с 20 января 1989 г. Согласно ст. 2(1) Брюссельской конвенции в обязанности договаривающихся государств входит предо­твращение незаконного распространения на своей или со своей территории любого несущего программы спутникового сигнала. При этом распространение является незаконным, если на него не было получено раз­решение от организации, составившей передаваемую программу. Вместе с тем из данного императивного условия сделаны исключения для кратких сообщений новостного или информационного характера (ст. 4).
Наряду с указанными международно-правовыми актами, значимыми для инновационной сферы, следует отметить заключенную рядом стран СНГ 9 сентября 1994 г. в Москве Евразийскую патентную конвенцию (далее - ЕАПК), которая вступила в силу 12 августа 1995 г. Не вызывает сомнения, что ЕАПК является важным инструментом частичного восстановления единого патентно-правового пространства на территории ее участников. Механизм правовой охраны изобретений, созданный в соответствии с ЕАПК, все активнее используется для получения правовой охраны изобретений на территории государств-участников, в том чис­ле иностранных заявителей. При выдаче евразийского патента он начинает действовать для всех государств - участников Конвенции на дату передачи евразийской заявки.
С учетом приведенного обзора отдельных международно-правовых актов с участием России в области инновационной деятельности следует отметить, что в связи с подготовкой к вступлению России в ВТО проведена работа по принятию Соглашения о торговых аспектах прав интеллектуальной собственности (заключено в г. Марракеше 15 апреля 1994 г.) и заключению других подобных договоров. Такое пристальное внимание к разработке и подписанию соответствующих многосторонних международных соглашений обусловлено прежде всего усиливающимися в мировой экономике тенденциями освоения результатов инновационной деятельности в транснациональных масштабах.
Правовые основы развития инновационной деятельности
Важнейшим элементом воздействия государства на инновационный процесс является правовое регулирование. Конституция РФ определила научно-технический прогресс, инновационный процесс как один из главных факторов удовлетворения материальных и духовных потребностей. Она закрепила в качестве государственной задачи организацию реализации научно-технических достижений в народном хозяйстве и других сферах жизни общества, гарантирует гражданам РФ свободу научно-технического творчества. Нормы Конституции являются исходными для правовой регламентации управления инновациями. Правовое обеспечение инновационного процесса обычно основывается на законодательных и нормативных актах, принятых на федеральном (государственном) и республиканском уровне. К этим актам следует отнести действующие федеральные законы, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ и центральных органов управления, государственные и межотраслевые стандарты, а также региональные законы, постановления республиканских правительств и др.
Отметим, что нередко правовое обеспечение инновационного процесса сужается до нормативно-правовых документов (законов, указов, постановлений, инструкций), относящихся лишь к финансированию и стимулированию инноваций. Инновационное законодательство должно рассматриваться в более широком смысле, охватывающем не только финансово-экономическую составляющую инновационного механизма, но и его организационную, информационную, управленческую и другие составляющие. Сюда же следует отнести правовое обеспечение морально- психологических методов воздействия на инновационную деятельность.
По характеру и содержанию в инновационном законодательстве можно выделить три группы нормативно-правовых актов:
1) устанавливающие правовое положение и определяющие формирование системы органов управления инновациями;
2) регулирующие функционирование этой системы;
3) определяющие и регулирующие непосредственно инновационный механизм и протекающие в нем процессы.
По первым двум группам регулятивная функция права ограничивается преимущественно решением структурных вопросов – построением системы органов управления, определением их компетенции, прав и обязанностей отдельных ее подразделений. В третьей группе в проблеме правового регулирования инновационного процесса большая роль отводится правовому режиму процессов организации, финансирования, стимулирования и планирования инновационного процесса и внедрения его результатов в производство, а также продвижения новшеств на внутренний и внешний рынок. Важнейшими являются нормативно-правовые акты, относящиеся к третьей группе.
Кратко рассмотрим некоторые элементы инновационного механизма с точки зрения нормативно-правового обеспечения их функционирования. Наиболее устойчивым, консервативным элементом инновационного механизма является организационная составляющая, т. е. типы организации и их внутренняя структура, сектора науки, методы выполнения инновационных работ. Инновационный механизм существовал до перехода к рыночным отношениям, и организационный его механизм практически сохранился. Организационный механизм инноваций формировался в течение десятилетий на основе нормативно-правовых актов того времени (законов, постановлений, положений и др.) и в целом себя оправдал. Поэтому нет необходимости в кардинальном изменении юридической основы организационного механизма инноваций. Ведь такое изменение приведет к значительным изменениям статуса многих типов организаций и как следствие – к нарушению их пропорций, связей и режима функционирования.
В этой связи трудно согласиться с подходом, предусматривающим классифицировать инновационные организации в России в соответствии с рекомендациями «Руководства Фраскати» (документ принят в 1993 г. в итальянском городе Фраскати). По этим рекомендациям к секторам науки относятся государственный, предпринимательский, высшее образование, частный и бесприбыльный. Официальное признание и законодательное закрепление такой классификации, во-первых, может привести к значительному изменению нормативно-правовых актов, статистики инноваций; во-вторых, положения «Руководства Фраскати» противоречат многим российским юридическим документам (законам, указам), относящимся к инновационной деятельности и принятым после перехода к рыночным отношениям. Поэтому данные рекомендации не могут быть приняты за организационную основу инновационного механизма в России, где имеются проверенные временем, устоявшиеся формы его организации, статус которых подтвержден нормативно-правовыми актами последних лет. Вместе с тем они могут быть использованы для выполнения отдельных конкретных задач, например для сравнения инновационных данных различных стран, оценки доли прибыльных или бесприбыльных организаций и т. д.
Правовые аспекты организационных основ инновационного механизма дополнены после перехода к рыночным отношениям новыми законами, указами и постановлениями, которые в основном подтверждают необходимость функционирования сложившихся организационных форм. Основополагающим юридическим документом при этом является Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике» от 23 августа 1996 г. В этом законе выделяются академический, отраслевой и вузовский сектора науки и определяются области их деятельности, особенности функционирования и финансирования. Кроме того, немало дополняющих и раскрывающих отдельные положения этого закона юридических документов принято в последние годы. К ним следует отнести Указ Президента РФ «Концепция национальной безопасности Российской Федерации» от 17 декабря 1997 г. и др.
Кроме этих основополагающих законов приняты и действуют другие нормативно-правовые акты, регулирующие (наряду с другими аспектами) организацию инновационной деятельности. Это указы Президента РФ «О государственных научных центрах Российской Федерации» от 22 июня 1993 г. и «О неотложных мерах по сохранению научно-технического потенциала Российской Федерации» от 27 апреля 1992 г., Федеральный закон РФ «О государственной поддержке малого предпринимательства в Российской Федерации» от 18 июня 1995 г., Гражданский кодекс Российской Федерации (введен в действие 1 марта 1996 г.), постановление Правительства РФ «О первоочередных мерах по обеспечению деятельности государственных научных центров Российской Федерации» от 25 декабря 1993 г.
Что касается других элементов инновационного механизма, таких, как финансово-экономическая, управленческая и информационная составляющие, то в последние годы в плане их правового обеспечения также принят пакет специальных законов и нормативных актов. В инновационной деятельности возникает такое юридическое понятие, как защита интеллектуальной собственности. В России законодательная охрана интеллектуальной собственности гарантирована Конституцией РФ (ст. 44). За последние 10 лет для правового регулирования инновационной деятельности, в том числе для защиты авторских прав на интеллектуальную собственность, принят ряд законодательных и нормативных актов. К основным из них можно отнести Патентный закон РФ, законы «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных» и «О правовой охране топологий интегральных микросхем» от 23 сентября 1992 г., Закон «Об авторском праве и смежных правах» от 9 июля 1993 г., постановление Правительства РФ «О порядке использования изобретений и промышленных образцов, охраняемых на территории Российской Федерации авторскими свидетельствами на промышленный образец, и выплаты их авторам вознаграждения» от 12 июля 1993 г. и др.
Информационное обеспечение инновационной деятельности в правовом аспекте регулируется на основе Федерального закона «Об информации, информатизации и защите информации» (1992) и постановления Правительства РФ «Положение о государственной системе научно-технической информации» от 24 июля 1997 г.
Для правового обеспечения финансово-экономической составляющей инновационного механизма также принят комплекс документов. Это указы Президента РФ «О частных инвестициях в Российской Федерации» от 17 сентября 1994 г. (в редакции указов Президента РФ от 20 сентября 1996 г. и от 16 апреля 1996 г.), постановления Правительства РФ «О Федеральном фонде поддержки малого предпринимательства» от 4 декабря 1995 г., «О Федеральном фонде производственных инноваций» от 26 августа 1995 г., «О фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере» от 3 февраля 1994 г. (в редакции постановления Правительства РФ от 12 декабря 1995 г.), «О порядке образования и использования отраслевых и межотраслевых внебюджетных фондов научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ» от 12 апреля 1994 г. (в редакции постановления Правительства РФ от 27 июля 1996 г.), «Об утверждении порядка предоставления государственных гарантий на конкурсной основе за счет средств бюджета развития Российской Федерации и положения об оценке эффективности инвестиционных проектов при размещении на конкурсной основе централизованных инвестиционных ресурсов бюджета развития Российской Федерации» от 22 октября 1997 г.
Вместе с тем в инновационном законодательстве России имеются существенные пробелы, многие нормативно-правовые акты требуют дополнений, доработки и уточнений. Имеющиеся недостатки в известной мере снижают действенность инновационного законодательства и как следствие – эффективность инновационного механизма в целом. Для устранения этих недостатков необходимы прежде всего разработка и принятие ряда специальных законодательных и нормативных актов:
об инновационной деятельности;
о заводском секторе науки, его статусе;
об интеллектуальной собственности;
о морально-психологических формах и методах воздействия на инновационную деятельность.
Необходимо принять специальный закон об интеллектуальной собственности и нормативно-правовой акт (закон, указ, постановление) о морально-психологических методах воздействия на инноваторов. Первый важен из-за необходимости разделения прав на интеллектуальную собственность между автором разработки, научной организацией и государством (например, в связи с изменением форм собственности), второй – из-за особенностей и характера труда научных работников, специфики содержания инновационной деятельности.
Указанные пути устранения недостатков инновационного законодательства затрагивают вопросы методического, организационно-статусного и социально-психологического характера и обусловлены содержанием действующих нормативно-правовых актов. Это составляет одно из направлений совершенствования правового регулирования для стимулирования инновационного процесса. Второе направление – это совершенствование правового регулирования мер поощрения работников научных, конструкторских и производственных коллективов за достижения в инновационной сфере, освоение перспективных разработок. Это касается прежде всего нормативно-правовых актов, определяющих систему заработной платы и премирования. Третье направление – разработка и закрепление в правовых формах постоянных связей между организациями (секторами науки), осуществляющими инновационные работы, и производством, а также совершенствование договорно-обязательственных отношений между ними. Четвертое направление – создание благоприятных условий для пересмотра сложившихся различных нормативов, ассортиментных сдвигов, стандартов, цен на инновационную продукцию, сертификатов и др.
Общая характеристика. Рассматривая признаки инновационной деятельности и анализируя ее особенности, мы имели возможность убедиться в том, что создание, производство и реализация инновационного продукта требуют участия широкого круга субъектов: от изобретателей, конструкторов и технологов до профессиональных предпринимателей и специализированных организаций. Все они являются участниками единого инновационного процесса и в ходе осуществления тех или иных действий, результатом которых выступает конкрет-ный интеллектуальный либо материальный продукт, вступают между собой в определенные взаимоотношения. Данные взаимоотношения весьма многообразны и складываются в рамках волевых отношений между людьми. Регулируя эти отношения, законодатель придает им определенные правовые формы, которые фиксируют общие направления решения проблем, связанных с инновационной деятельностью. Таких форм множество, но все они могут быть дифференцированы по двум уровням регулирования: публично-правовому и частно-правовому
Коммерческое право. Ч. II. Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. – СПб., С.-Петербургский университет, 1998. С. 98
При этом на каждом из них регулированию подлежат не сами процессы получения новых научных (научно-технических) знаний или процессы производства и внедрения, а механизмы их организации.
На публично-правовом уровне регулирования основными являются правовые формы государственного воздействия на инновационную деятельность, доминантой которого выступает охрана совокупных интересов всех членов общества. Они, как правило, выступают сегодня в виде актов исполнительной власти, издаваемых Правительством Российской Федерации и ведомствами (министерствами, комитетами и др.) по предметам их ведения. В этих актах выражается воля государства, отражающая общие его интересы в регулируемой сфере общественных отношений. Акты, издаваемые органами исполнительной власти, облекаются в различные формы, например, акты государственного регулирования (постановления, распоряжения), плановые акты (программы, проекты), методические указания, инструкции, положения, письма и т.п.
На частно-правовом уровне регулирования основой, упорядочивающей отношения субъектов инноваци
и т.д.................

В настоящее время не существует какого-либо единого нормативного акта, регулирующего отношения, возникающие при осуществлении инновационной деятельности. Действующие нормативные акты определяют отдельные правовые аспекты этого процесса. Совокупность правовых источников, затрагивающих данную сферу предпринимательства, может быть представлена в виде следующей системы.

Законодательство об интеллектуальной собственности . В его состав входят законы, регламентирующие порядок оформления прав и правовой режим отдельных объектов интеллектуальной собственности - изобретений, полезных моделей, промышленных образцов, нетрадиционных объектов, средств индивидуализации, объектов авторского права. Также здесь следует назвать нормативные акты патентного ведомства, регламентирующие порядок регистрации отдельных объектов и некоторые другие вопросы.

Более подробно данный материал освещен в разделе настоящего учебника об интеллектуальной собственности субъектов предпринимательства, Нормы законодательства об интеллектуальной собственности регламентируют не только собственно правовой режим объектов и порядок оформления прав на них, но и затрагивают отдельные договорные формы взаимоотношений между субъектами инновационной деятельности, которые не предусмотрены Гражданским кодексом, например лицензионные договоры, договоры о вознаграждении автору изобретения, договоры об уступке промышленных прав.



Гражданский кодекс РФ. Особое значение в рассматриваемой сфере имеют нормы Кодекса, касающиеся отдельных видов договоров - главным образом, договоров на выполнение научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, договоров о возмездном оказании услуг, о совместной деятельности.

Нормативные акты, направленные на оказание государственной поддержки и стимулирование инновационной деятельности. Прежде всего, к ним относятся документы программного, декларативного характера. Так, 5 августа 2005 г. Правительством РФ утверждены уже упоминавшиеся Основные направления политики Российской Федерации в области развития инновационной системы на период до 2010 года, определившие цели, задачи государственной инновационной политики, ее основные направления, механизмы, меры реализации. Также здесь можно назвать Указ Президента РФ от 22 июля 1998 г. № 863 «О государственной политике по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности в сфере науки и технологий».

В Указе было заявлено о приоритетности государственного стимулирования процессов создания, правовой охраны и использования результатов научно-технической деятельности как основного направления государственной политики по вовлечению в хозяйственный оборот результатов научно-технической деятельности и объектов интеллектуальной собственности.

Существует ряд постановлений Правительства РФ об утверждении федеральных программ, касающихся отдельных сфер инновационной деятельности. К ним относятся: постановления Правительства РФ: от 21 января 2002 г. № 65 «О федеральной целевой программе «Электронная Россия» (2002-2010 годы)»; от 8 ноября 2001 г. № 779 «Об утверждении федеральной целевой программы «Национальная технологическая база» на 2002-2006 годы»; от 25 ноября 1998 г. № 1391 «О федеральной целевой программе «Медицина высоких технологий» и др.

К источникам данной группы относятся принятые Правительством РФ акты индивидуального регулирования, направленные на формирование специальных фондов поддержки инновационной деятельности. Это постановления Правительства РФ от 3 февраля 1994 г. № 65 «О Фонде содействия развитию малых форм предприятий в научно-технической сфере»; от 26 августа 1995 г. № 827 «О Федеральном фонде производственных инноваций» Схожие по направлению деятельности некоммерческие организации могут создаваться и субъектами Федерации, муниципальными образованиями, ненормативные акты об учреждении которых также входят в рассматриваемую группу источников.

Нормативные акты, направленные на защиту государственных интересов. Они касаются тех случаев, когда деятельность по созданию инновации финансируется за счет средств государственного бюджета, в связи с чем возникает необходимость в принятии различных организационных решений, упорядочивающих участие государственных органов в этом процессе и обеспечивающих реализацию интересов Российской Федерации.

Здесь могут быть названы, например, следующие источники: Указ Президента РФ от 14 мая 1998 г. № 556 «О правовой защите результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения»; постановление Правительства РФ от 29 сентября 1998 г. № 1132 «О первоочередных мерах по правовой защите интересов государства в процессе экономического и гражданско-правового оборота результатов научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ военного, специального и двойного назначения»; постановление Правительства РФ от 2 сентября 1999 г. № 982 «Об использовании результатов научно-технической деятельности» (в ред. от 17 ноября 2005 г № 685).

Законодательство о науке и научно-технической деятельности . В первую очередь это Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике», а также образовательное законодательство, представленное Федеральными законами «Об образовании» и «О высшем послевузовском профессиональном образовании».

Нормативные акты по бухгалтерскому учету, отражающие специфику бухгалтерского учета нематериальных активов . К ним относятся: Положение по бухгалтерскому учету «Учет нематериальных активов» ПБУ 14/2000, утвержденное приказом Минфина России от 16 октября 2000 г. № 914, и Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в Российской Федерации, утвержденное приказом Минфина России от 29 июля 1998 г. № 34н (п. 55-57).

Подводя итог обзору правовых источников регулирования инновационной деятельности, отметим, что инновационное законодательство следует определить как комплексную отрасль законодательства, поскольку оно представляет собой совокупность разноотраслевых элементов, причем «большинство правовых норм об инновациях напрямую воплощают те принципы регулирования, которые характерны для базовых, фундаментальных отраслей - главным образом права гражданского».

Вместе с тем в России уже давно назрела необходимость в принятии комплексного законодательного акта об инновационной деятельности и инновациях, который содержал бы не набор положений декларативного характера, а воплощал в себе целостную систему норм права, органично встраивающих инновационные отношения в правовое поле современного предпринимательского законодательства.

Важность инновационной деятельности для стабильного экономического развития и государственного регулирования этого процесса в настоящее время признается не только в развитых странах, но и в большинстве государств мира, включая и Россию, о чем свидетельствуют недавно принятые на самом высоком уровне программные документы, в первую очередь "Основы политики Российской Федерации в области развития науки и технологий на период до 2010 года и дальнейшую перспективу". На реализацию данного выбора влияют многие факторы, как внутренние, так и внешние. Сегодня уже ясно, что без определения долгосрочных целей социально-экономического развития и путей их достижения, учитывающих как исторические, социально-экономические и геополитические реальности России, так и закономерности современного этапа общемирового развития, экономическая политика нашего государства не будет иметь реальной перспективы.

Понятие и признаки инновационной деятельности

Следует различать понятие инновационной деятельности в широком и узком смыслах. В широком смысле под инновационной деятельностью понимают любое использование в практических целях научных или научно-технических результатов во всех сферах человеческой деятельности. В узком смысле инновационной деятельностью считают использование в практических целях научных или научно-технических результатов в одной из сфер человеческой деятельности. В настоящей главе используется преимущественно узкая трактовка понятия инновационной деятельности, областью применения которой является научно-техническая сфера.

Правовое регулирование отношений в данной сфере осуществлялось посредством многочисленных актов, издаваемых министерствами и ведомствами. Отсутствие четкого законодательного базиса развития научно-технического потенциала страны порождало селективность регулирования и не создавало стройной нормативно-правовой системы, которая была бы способна опосредовать реальные закономерности научно-технической революции, одной из движущих сил которой выступают нововведения.

Рассмотрим субъекты инновационной деятельности. В отсутствие законодательно установленного круга лиц, участвующих в инновационном процессе, возникают дополнительные трудности при определении фигуры, обладающей статусом субъекта инновационной деятельности.

Для того, чтобы стать участником инновационной деятельности, нет необходимости приобретать одноименный статус, как, например, того требует закон от предпринимателя. Этот вид деятельности не требует и лицензирования, по крайней мере в настоящее время. Вместе с тем нормативно-правовые акты, регламентирующие вопросы организации инновационной деятельности в РФ, и сам характер нововведений позволяют очертить круг субъектов, не только принимающих непосредственное участие в инновационном процессе, но и обеспечивающих этот процесс.

Что касается объектов инновационной деятельности, отмеченные выше признаки инновационной деятельности, характеризуют ее в экономическом смысле как процесс, имеющий содержанием ряд этапов, которые проходит научная или техническая идея, минуя “интеллектуальные” и “материальные” стадии инновационного цикла. Очевидно, что формы, в которые трансформируется инновационная идея в рамках каждой из стадий инновационного цикла, могут быть выявлены путем фиксации конечного продукта на “выходе” той либо иной стадии.

Если полагать в качестве объекта деятельности предмет, на который направлена активность субъекта и результат этой активности в форме продукта, то применительно к инновационной деятельности ее объект будет проявляться в форме комплексных и собирательных понятий “интеллектуального продукта” и “готового товара”. При дальнейшем анализе объектов инновационной деятельности мы будем опираться именно на такой подход к определению объекта.

К охраняемым результатам интеллектуальной деятельности по законодательству РФ относятся:

Объекты патентных прав, включающие изобретения, полезные модели, промышленные образцы;

Объекты, индивидуализирующие участников гражданского оборота и производимой ими продукции, включающие фирменные наименования и коммерческие обозначения, товарные знаки и знаки обслуживания, наименования мест происхождения товаров;

нетрадиционные объекты интеллектуальной собственности, включающие открытия, топологии интегральных микросхем, рационализаторские предложения, селекционные достижения, информацию, составляющую служебную или коммерческую тайну.

К ним, в частности, могут быть отнесены научные теории и математические методы, научные принципы и факты, методы выполнения умственных операций, методы организации и управления хозяйством, решения, противоречащие общественным интересам, принципам гуманности и морали, ноу-хау, концепции и т.д. (см., напр., п. 3 ст. 4 Патентного закона РФ, п. 4. ст. 8Закона РФ “Об авторском праве и смежных правах”, ст.6,7 Закона РФ “О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров”, п. 4 ст. 3 Закона РФ “О правовой охране топологий интегральных микросхем”, а также иные нормативные акты, регулирующие отношения в сфере создания, использования и охраны объектов интеллектуальной собственности).

Весь массив неохраняемых результатов интеллектуальной деятельности перечислить невозможно, ибо в него могут быть включены все результаты, основанные на рассудочной, умственной, мыслительной способностях человека, не охраняемые в соответствии с законодательством, а также охраноспособные результаты, по каким-либо причинам не получившие правовую охрану.

Рассмотрим равовые формы инновационной деятельности:

Рассматривая признаки инновационной деятельности и анализируя ее особенности, мы имели возможность убедиться в том, что создание, производство и реализация инновационного продукта требуют участия широкого круга субъектов: от изобретателей, конструкторов и технологов до профессиональных предпринимателей и специализированных организаций. Все они являются участниками единого инновационного процесса и в ходе осуществления тех или иных действий, результатом которых выступает конкретный интеллектуальный либо материальный продукт, вступают между собой в определенные взаимоотношения. Данные взаимоотношения весьма многообразны и складываются в рамках волевых отношений между людьми. Регулируя эти отношения, законодатель придает им определенные правовые формы, которые фиксируют общие направления решения проблем, связанных с инновационной деятельностью. Таких форм множество, но все они могут быть дифференцированы по двум уровням регулирования: публично-правовому и частно-правовому

На публично-правовом уровне регулирования основными являются правовые формы государственного воздействия на инновационную деятельность, доминантой которого выступает охрана совокупных интересов всех членов общества

На частно-правовом уровне регулирования основой, упорядочивающей отношения субъектов инновационной деятельности, является все то же государственное воздействие, но его доминирующим началом выступает охрана частных интересов отдельных лиц.

Государственная политика и регулирование инновационной деятельности.Государственная научно-техническая и инновационная политика в России реализуется на двух уровнях деятельности: общегосударственном (федеральном) и региональном (местном).

Основной задачей федеральной инновационной политики является создание благоприятного инновационного климата для материализации государственных приоритетов научно-технического развития страны. Общегосударственная политика направлена на решение проблем межотраслевого и отраслевого характера, приводящим к кардинальному изменению технологической базы страны и требующих концентрации ресурсов в масштабе национальной экономики.

Общие вопросы инновационной политики отражены в указах и распоряжениях Президента РФ, в подготовке которых участвуют аппарат Президента Российской Федерации, а также Совет при Президенте Российской Федерации по науке, технологиям и образованию. Являясь консультативным органом, Совет вырабатывает предложения Президенту по определению приоритетных направлений государственной научно-технической и инновационной политики, политики в области образования и мер, направленных на их реализацию; систематически информирует Президента о положении дел в сфере науки, технологий и образования в России и за рубежом; и т.п.

Органы законодательной власти РФ -- Государственная Дума и Совет Федерации -- имеют право на законодательные инициативы в сфере инновационной деятельности.

Одна из функций государства по поддержке инновационной деятельности -- руководство формированием федеральных целевых программ. Координацию усилий государства по поддержке инновационной деятельности осуществляют два ведомства:

Министерство образования и науки Российской Федерации,

Министерство экономического развития и торговли Российской Федерации.

Министерство образования и науки РФ является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, развития федеральных центров науки и высоких технологий, государственных научных центров и наукоградов, интеллектуальной собственности.

Вопросы Министерства образования и науки Российской Федерации

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 9 марта 2004 г. № 314 "О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти" Правительство Российской Федерации постановляет:

1. Установить, что Министерство образования и науки Российской Федерации является федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере образования, научной, научно-технической и инновационной деятельности, интеллектуальной собственности, а также в сфере молодежной политики, воспитания, социальной поддержки и социальной защиты обучающихся и воспитанников образовательных учреждений.

2. Министерство образования и науки Российской Федерации осуществляет координацию и контроль деятельности находящихся в его ведении Федеральной службы по интеллектуальной собственности, патентам и товарным знакам, Федеральной службы по надзору в сфере образования и науки, Федерального агентства по науке и Федерального агентства по образованию.

3. Министерство образования и науки Российской Федерации на основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации самостоятельно осуществляет правовое регулирование, а также разрабатывает и вносит в Правительство Российской Федерации проекты федеральных конституционных законов, федеральных законов и актов Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации по следующим вопросам:

а) образование, включая дошкольное и общее образование, начальное, среднее, высшее, послевузовское и дополнительное профессиональное образование, социальная поддержка и социальная защита обучающихся и воспитанников образовательных учреждений, научная, научно-техническая и инновационная деятельность, интеллектуальная собственность, а также молодежная политика;

б) формирование приоритетных направлений развития образования, науки, технологий и техники, перечня критических технологий и приоритетов инновационной деятельности Российской Федерации;

в) координация научных исследований и разработок, финансируемых за счет средств федерального бюджета, а также средств акционерных обществ, контрольный пакет акций которых находится в государственной собственности;

г) разработка и утверждение государственных стандартов дошкольного и общего образования, начального, среднего, высшего, послевузовского и дополнительного профессионального образования;

д) деятельность Высшей аттестационной комиссии;

е) развитие информационных технологий в сфере образования и науки.

4. Разрешить Министерству образования и науки Российской Федерации иметь 2 заместителей Министра, а также в структуре центрального аппарата до 6 департаментов по основным направлениям деятельности Министерства.

5. Установить предельную численность работников центрального аппарата Министерства образования и науки Российской Федерации в количестве 380 единиц (без персонала по охране и обслуживанию зданий).

образование инновация педагогический

Планы практических занятий

По инновационному праву

Тема 1.

Вопросы к теме:

Тема 2

Правовое регулирование научной деятельности

Вопросы к теме:

1.Понятие научной деятельности.

2.Законодательство о науке и государственной научно-технической политике.

3.Субъекты научной деятельности.

4.Объекты научной деятельности.

5.Права и обязанности научных работников.

Занятие проводится в форме деловой игры, в ходе которой:

1. Студентам поручается выступить в молодежной аудитории и раскрыть, что понимается под научной деятельностью с последующим обсуждением темы.

2. Заслушать и обсудить по 2-3 реферата.

Подготовьте реферат по одной из тем:

1. Законодательство о науке и научно-технической политике.

2. Правовое положение научных организаций.

3. Объекты научной деятельности.

Контрольные вопросы

1. Каково соотношение понятий “Фундаментальные научные исследования”, “научно-технический результат”, “научно-техническая продукция”, “Прикладные научные исследования”?

2. В процессе выполнения научных исследований была обнаружена невозможность получения ожидаемого результата. Заказчик оплатил исполнителю по договору 500 тыс. рублей. Какие права и обязанности в данном случае возникают у заказчика и исполнителя, возможно ли возмещение убытков и в какой форме?

5. Профессор И.Ю. Юрин отказался продолжать научные исследования и готовить свое заключение по теме научного исследования в связи с тем, что применение результатов этих исследований могут нанести вред экологии региона, в котором он проживает. Имеет ли такой отказ юридическое обоснование? Перечислите права и обязанности научных работников.

Тема 3.

Инновационное законодательство

Вопросы к теме:

1. Развитие законодательства об инновационной деятельности.

2. Источники инновационного права.

3. Соотношение инновационного законодательства с законодательством об интеллектуальной собственности.



4. Соотношение инновационного законодательства с законодательством о предпринимательской и коммерческой деятельности.

Занятие проводится в виде инновационной игры, в ходе которой инсценируются процедуры подготовки, а также принятия Положения об инновационной деятельности в конкретном хозяйствующем субъекте (Обществе с ограниченной ответственностью, товариществе на вере, полном товариществе) с анализом действующего законодательства об инновационной деятельности и моделированием идеальной ситуации.

Задания для самостоятельного изучения темы:

Составьте логическую схему базы знаний:

1. Подготовка концепции законодательного обеспечения инновационной деятельности.

2. Структура проекта закона об инновационной деятельности.

3. Формирование отдельных положений Закона об инновационной деятельности (понятие инновационной деятельности, правовое положение субъектов, объекты инновационной деятельности, ответственность в инновационной сфере и т.д.) .

Контрольные вопросы

1. Как разрабатывалась Концепция инновационной политики Российской Федерации на 1998-2000 годы?

1. Что Вам известно о Проектах законов, вынесенных на обсуждение органов законодательной власти, относящихся к правовому регулированию инновационной деятельности?

2. Как Вы оцениваете современное состояние обеспечения законодательного регулирования инновационной деятельности?

Тема 4.

Тема 5.

Тема 6

Тема 7

Тема 8

Международные и региональные соглашения, связанные с регулированием инновационной деятельности

Вопросы к теме:

1. Бернская конвенция об охране литературных и художественных произведений (1886 г.). Всемирная (Женевская) конвенция об авторском праве (1952 г.).

2. Парижская конвенция об охране промышленной собственности(1883 г.) Соглашение о патентной кооперации (РСТ).



3.Евразийская патентная конвенция.

4.Значение вступления России в ВТО. Соглашение по торговым аспектам интеллектуальной деятельности (ТРИПС).

В ходе занятия:

1. Проводится дискуссия, с обсуждением основных принципов международных соглашений по охране промышленной собственности.

2. Заслушать и обсудить 2-3 реферата.

Задания для самостоятельного изучения темы:

1. Подготовить анализ международного соглашения ТРИПС.

2. Подготовить реферат по одной из тем:

Международные соглашения по промышленной собственности.

Влияние международных договоров на патентование российских изобретений за границей.

Современные тенденции развития международных отношений в плане правового регулирования инновационной деятельности. Вступление России в ВТО.

Участие России в соглашении по торговым аспектам интеллектуальной собственности

Контрольные вопросы

1.На каких принципах основаны международные соглашения по охране авторских прав?

2.Каково значение конвенционного приоритета для признания приоритета за авторами изобретений?

3.Как осуществляется оформление патента по системе РСТ?

4. В чем особенности оформления охранных документов в рамках Евразийской Патентной конвенции?

5. Каковы основные положения международного соглашения по правовым аспектам интеллектуальной собственности (ТРИПС)?

Планы практических занятий

По инновационному праву

Тема 1.

Понятие, предмет и метод инновационного права. Инновационная деятельность.

Вопросы к теме:

1. Понятие, необходимость и экономическая сущность инновационной деятельности в обществе.

2. История и развитие доктрин об инновационной деятельности.

3. Основные этапы развития инновационной деятельности в России.

4. Понятие, предмет и метод инновационного права. Место инновационного права в системе права.

5. Нормы инновационного права.

6. Инновационное правоотношение.

7. Основные стадии инновационного цикла.