Связь в пожарной охране: виды, организация, средства. Организация связи и оповещения

Основной задачей в случае возникновения любых чрезвычайных ситуаций является сохранение жизни людей, попавших в опасную зону. В настоящее время во главе угла при решении этой задачи стоит своевременное оповещение и информирование всех заинтересованных лиц при помощи современных средств связи. Какова структура действующей системы оповещения в России? В чем ее сильные и слабые стороны?

Прогнозируемые, и возникающие вне прогноза техногенные и природные чрезвычайные ситуации (ЧС) требуют оперативных и скоординированных действий со стороны всех уровней единой государственной системы предупреждения и ликвидации ЧС России (РСЧС). В число основных задач РСЧС входит оповещение ответственных должностных лиц в оперативных единых дежурно-диспетчерских службах (ЕДДС) МЧС РФ, департаментах, управлениях, отделах, ведомствах, службах, и оповещение населения, находящегося в районе ЧС. На решение комплекса этих задач направлена работа действующих систем оповещения ГО.

Создание, совершенствование (реконструкция) и поддержание в постоянной готовности к использованию систем оповещения ГО является составной частью мероприятий по гражданской обороне, которые проводят федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, и органы местного самоуправления на соответствующих территориях и в организациях.

Системы оповещения ГО должны охватывать 100% населения страны, в том числе:

  • 96% населения должны оповещаться автоматизированной системой централизованного оповещения РФ;
  • 4% населения должны оповещаться путем использования всех имеющихся действующих средств связи.

Значительная экономическая целесообразность функционирования таких систем оповещения подтверждена на практике. При возникновении ЧС каждая минута промедления часто оборачивается значительными материальными и, самое главное, людскими потерями. Это подтверждается анализом убытков, которые понесла Россия в результате последних техногенных ЧС. В данной ситуации лица, которые занимают руководящие посты разных уровней в сфере гражданской обороны, несут персональную ответственность за создание, совершенствование (реконструкцию) и поддержание в постоянной готовности к работе систем оповещения ГО.

Уровни системы оповещения ГО

В состав системы оповещения ГО России входят:

  • федеральная система оповещения;
  • региональные системы оповещения;
  • территориальные системы оповещения;
  • местные системы оповещения;
  • локальные системы оповещения;
  • объектовые системы оповещения (системы оповещения организаций).

Федеральная, региональные и территориальные системы оповещения

Федеральная автоматизированная система централизованного оповещения (АСЦО) в автоматическом режиме обеспечивает поступление сигналов и информации оповещения от пунктов управления МЧС России до всех региональных центров (РЦ), органов управления по делам ГОЧС, соединений и воинских частей войск ГО, находящихся в подчинении федерального центра, и до федеральных органов исполнительной власти.

Региональные системы оповещения обеспечивают передачу сигналов (распоряжений) и информации оповещения от пунктов управления региональных центров (РЦ) до подчиненных им органов управления по делам ГОЧС, сил, соединений и частей войск ГО. Их работа сопряжена с работой федеральной системы и обеспечивает оповещение 7 регионов.

Оповещение населения Российской Федерации и органов управления на территории городов, городских и сельских районов обеспечивается 88 территориальными системами оповещения, каждая из которых работает в автоматическом режиме. базовой задачей территориальных систем оповещения является обеспечение передачи сигналов (распоряжений) и информации оповещения от органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территориях субъектов Российской Федерации до:

  • органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории города и прилегающих к нему районов;
  • руководителей организаций и служб, обеспечивающих ГО, в республиках, краях, областях, автономных областях и округах, и в Москве и Санкт-Петербурге;
  • диспетчеров оперативных дежурных служб на потенциально опасных объектах и других крупных объектах экономики;
  • населения, проживающего на территории того или иного субъекта Российской Федерации.

Структура и комплексы технических средств федеральной системы оповещения, региональных систем оповещения, территориальных систем оповещения представлены на рис. 1. Они построены на базе комплекса технических средств (КТС) типа П-160, который обеспечивает разные ступени резервирования оборудования, используемых каналов и параллельной передачи сигналов по радиоканалам сетей связи.

Оборудование данных систем оповещения работоспособно. но морально устарели принципы и протоколы обмена, которые в нем использованы. К настоящему времени назрела необходимость обновления этого оборудования в рамках модернизации всей системы связи МЧС России.

Система связи МЧС России

В течение последних 10 лет в России происходил цикл активного внедрения телекоммуникационных технологий мировых стандартов:

  • цифровые сети интегрального обслуживания (ISDN);
  • технология АТМ (B-ISDN);
  • цифровые учрежденческо-производственные АТС с радиодоступом в стандарте DECT;
  • системы сотовой радиосвязи;
  • системы связи в стандарте GSM;
  • персональные мобильные средства радиосвязи;
  • пейджинговые системы;
  • системы сотовой подвижной радиосвязи;
  • спутниковые системы персональной связи.

Помимо этого изменились транспортные технологии, перешедшие с плезиохронной (PDH) на синхронную цифровую иерархию (SDH) скоростей передачи.

Применение данных технологий обеспечит органы управления РСЧС, ЕДСС, силы ГО, ПГС России и системы оповещения качественной оперативной, мобильной и стационарной, специальной, телефонной, факсимильной связью и передачей данных, которые эти органы могут применять как в повседневной деятельности, так и в режиме предупреждения, оповещения и ликвидации возникших ЧС. Внедрение современных технологий потребовало внести коррективы в приказ МЧС России № 718 от 6 ноября 1996 г. "О Концепции развития системы связи МЧС России (до 2005 года)".

Разработанная и введенная в действие приказом МЧС России № 609 от 9 декабря 2000 года "Концепция развития системы связи МЧС России на период до 2010 года" более полно учитывает тенденции прогрессивного развития современных технологий.

Местные системы оповещения

Основной задачей местных систем оповещения является обеспечение передачи сигналов (распоряжений) и информации оповещения от органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории города и прилегающих к нему районов. Сигналы (распоряжения) и информация оповещения сообщаются:

  • оперативным дежурным служб (диспетчерам) потенциально опасных объектов и других объектов экономики, имеющих важное экономическое значение или представляющих высокую степень опасности возникновения чрезвычайных ситуаций в военное и мирное время;
  • руководящему составу гражданской обороны города, городского и сельского районов, и руководителям районных и городских служб гражданской обороны;
  • населению, проживающему на территории города, городского или сельского района.

Средства местных систем оповещения можно условно разделить на:

  • средства оповещения должностных лиц;
  • средства оповещения населения;
  • средства оповещения трудовых коллективов.

Начиная с уровня местных систем оповещения и ниже, для построения использовались в основном комплексы технических средств (КТС) типа П-164. Данные КТС создавались для оповещения населения при крупномасштабных действиях ГО и слабо адаптированны к функционированию в условиях чрезвычайных ситуаций мирного времени. КТС марки П-164 находятся в эксплуатации более 15 лет (при установленном сроке службы аппаратуры оповещения до списания 12 лет). В связи с этим можно говорить о том, что функционирующие в настоящее время местные системы оповещения ГО морально и физически устарели. Основными факторами, ограничивающими использование данного оборудования в современных системах оповещения, являются:

  • непринцип. возможность совместной работы по каналам современных АТС, которые постепенно сменяют устаревшие ГТС;
  • отсутствие достаточного количества вариантов оповещения, которые выбираются в зависимости от складывающейся ситуации;
  • необходимость значительных эксплуатационных расходов.

Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий провело Государственные испытания и приняло к использованию КТС третьего поколения П-166, которые планируется внедрять по мере модернизации различных уровней систем оповещения. Данные КТС сопрягаются с используемыми сейчас П-160 и П-164 и могут постепенно устанавливаться на место последних. В настоящее время такие комплексы устанавливаются на территориальных, местных и ниже уровнях системы оповещения.

Рабочее место оператора (автоматизированный пульт управления П-166 АПУ) в составе системы централизованного оповещения позволяет:

  • формировать, корректировать и хранить в памяти ПЭВМ списки абонентов (номер телефона, Ф.И.О и др.);
  • формировать, корректировать и хранить данные о структуре сети оповещения;
  • документировать информацию о работе системы и факты подтверждений оповещения штатным печатающим устройствам ПЭВМ;
  • выводить на экран монитора ПЭВМ номера телефона и Ф.И.О. не ответивших абонентов;
  • программно формировать дополнительные команды управления для запуска системы, расширяя ее функциональные возможности; [=> принимать команды оповещения с КТС верхнего звена, поступление которых сопровождается индикацией номера принятой команды и звуковым сигналом;
  • передавать на КТС верхнего звена автоматические и ручные подтверждения о приеме сигнала оповещения;
  • передавать речевые сообщения непосредственно с микрофона или сообщения, подготовленные загодя;
  • производить речевой обмен с выбранным абонентом сети;
  • осуществлять прием и передачу данных о чрезвычайных ситуациях;
  • осуществлять передачу и прием информации по выделенным или по 4-проводным каналам связи, взятым у их основных потребителей.

Система позволяет произвести запуск как централизованного оповещения населения во всех зонах, так и выборочного оповещения в отдельных зонах.

Принцип запуска одной ветви системы оповещения населения представлен на рис. 2. При модернизации на уровне запуска электросирен используются оконечные устройства из КТС аппаратуры предыдущего поколения П-164.

Данный тип систем оповещения работает при помощи выделенных линий и каналов тональной частоты (ТЧ), а для работы по цифровым каналам требует дополнительного оборудования. Сложность реализации проектов на базе оборудования КТС П-166 заключается в довольно высокой стоимости их установки и эксплуатации.

Второй конкурирующей и аналогичной по функциональным возможностям системой оповещения является автоматизированная система оповещения (АСО), развитие которой начиналось с автоматизированной системы оповещения должностных лиц и впоследствии разрослось до размеров территориальных, местных и ниже систем оповещения. В этой системе, так же как и в КТС П-166, предусматриваются режимы работы по выделенным линиям, каналам ТЧ. Она сопрягается с оборудованием КТС П-160 П-164 и дорабатывается для сопряжения с КТС П-166. Дополнительно к вышеуказанным режимам работы П-166 АСО предусматривает модемный режим работы с передачей сигнала по аналоговым и цифровым каналам корпоративной сети МЧС, ГТС или МГТС. В этом случае работа осуществляется в следующем порядке: дозвон до оконечных циклорных устройств, запуск сирен (УЗС-1), получ. подтверждения. Такая система не требует размещения на каждой промежуточной АТС дорогостоящего оборудования и может производить запуск как одной, так и всех одновременно электросирен системы оповещения населения. Принцип работы, заложенный в АСО, показан на рис. 3.

В настоящее время возникают большие сложности с реализацией проектов электросиренного оповещения населения. Это вызвано отсутствием достаточного количества производителей электросирен на российском рынке. С целью оповещения, информирования населения и звукофикации объектов экономики часто используется КТС СГС-22М. Оборудование КТС П-166 и АСО сопрягаются с СГС-22М и могут работать совместно. В сетях оповещения населения новые, строящиеся зоны оповещения и зоны с выработавшими ресурс электросиренами можно постепенно переоснащать на оповещение с использованием КТС СГС-22М. Оставшиеся исправные электросирены могут быть использованы для замены выходящих из строя.

Рынок КТС местных систем оповещения в настоящее время ограничивается рассмотренным выше оборудованием. В "Концепция развития системы связи МЧС России на период до 2010 года" предлагается в ближайший период завершить разработку и провести государственные испытания комплексов технических средств оповещения нового поколения и наладить их серийное производство, что может заинтересовать ведущих производителей телекоммуникационного оборудования.

Локальные системы оповещения (ЛСО)

На объектах экономики (ОЭ) в технологических циклах производства постоянно возрастает степень автоматизации сложных циклов и увеличивается содержание опасных веществ, что в определенных ситуациях предполагает возникновение техногенных ЧС, т.е. возникновение пожаров, взрывов, токсичных выбросов, способных поражать обслуживающий персонал этих предприятий, население, находящееся в районе этого объекта, и окружающую среду. Постановлением Правительства Российской Федерации "О создании локальных систем оповещения в районах размещения потенциально опасных объектов" № 178 от 1 марта 1993 г. определены потенциально опасные объекты, сформулированы задачи органам власти по созданию ЛСО, установлены зоны действия ЛСО и определен порядок финансирования работ по созданию ЛСО.

Основной задачей ЛСО является обеспечение передачи сигналов и информации оповещения до:

  • объектовых сил и служб гражданской обороны;
  • руководителей (дежурных служб) объектов (организаций), расположенных в зоне действия ЛСО;
  • оперативных дежурных служб органов, осуществляющих управление гражданской обороной на территории субъекта Российской Федерации, города, городского или сельского района;
  • населения, проживающего в зоне действия локальной системы оповещения.

В настоящее время необходимость обеспечения обязательного оповещения населения, проживающего в зоне действия ЛСО, стимулирует развитие рынка для производителей КТС оповещения. Важным фактом является то, что проектирование и строительство ЛСО на территории предприятий и организаций финансируются из средств этих предприятий.

В настоящее время в ЛСО используется оборудование КТС П-164, которое постепенно заменяется на КТС П-166, АСО и СГС-22М. Построение ЛСО на базе КТС П-166 и АСО управляющими электросиренами аналогично рассмотренному в местных системах оповещения, только цикл оповещения осуществляется с охватом территорий меньшего масштаба.

Особенностью КТС СГС-22М является работа звуковоспроизводящих систем (динамических громкоговорителей) в трансформаторном режиме передачи поступающих сигналов от усилительного оборудования. Данный режим позволяет выносить звуковоспроизводящие системы на значительные расстояния от усилительного оборудования, размещенного на объекте, обеспечивая при этом оповещение в зонах радиусом 2,5 км и более. Данный режим выделяет КТС СГС-22М из числа комплексов, в которых используется традиционный метод подключения звуковоспроизводящих систем, требующий размещения усилительного оборудования в непосредственной близости.

Объектовые (использующиеся в организациях) системы оповещения

При аварии, последствия которой не выходят за пределы объекта, задействуется объектовая система оповещения. Такая система строится на базе существующей производственной сети связи, сети звукофикации объекта и нижнего уровня специальной аппаратуры комплекса оповещения П-164.

Основной задачей объектовой системы оповещения ГО является доведение сигналов и информации оповещения до:

  • руководителей и персонала объекта;
  • объектовых сил и служб гражданской обороны.

В настоящее время в объектовых системах оповещения оборудование постепенно модернизируется или заменяется на более современные системы: АСО - для оповещения должностных лиц и СГС-22М - для звукофикации объекта экономики. Использование СГС-22М на объектовых системах оповещения позволяет сразу проектировать и ЛСО и озвучивать как открытые пространства, так и помещения.

Оборудование обеспечивает подачу предупредительного сигнала "сирена" или передачу речевой информации, разъясняющей обстановку и передающей команды для управления действиями населения и сотрудников предприятий. Одновременно оборудование может быть использовано в системе местного вещания как односторонняя командно-поисковая связь и для ретрансляции вещательных программ.

Такая система позволяет оперативно формировать или выбирать подготовленные варианты оповещения:

  • речевые сообщения с микрофона;
  • речевые сообщения с винчестера ПЭВМ;
  • сиренного оповещения, записанного на винчестер ПЭВМ;
  • речевые сообщения с магнитофона;
  • ретрансляция принимаемого вещательного сигнала радиостанций;
  • переключение программ проводного вещания.

Особенностью этой системы является то, что всеми этими режимами работы можно управлять путем использования удаленного доступа с более высокого уровня местной системы оповещения, построенной на базе КТС АСО.

Согласно материалам, представленным в "Концепции развития системы связи МЧС России на период до 2010 года", в качестве средства оповещения должностных лиц на всех уровнях предполагается использовать АСО-16 и АСО-8 из КТС АСО.

Они обеспечивают автоматизированную передачу речевых сообщений по коммутируемым телефонным линиям большой группе абонентов и ориентированы на применение оперативными службами. Системы аттестованы и разрешены к использованию на линиях ГТС и МГТС. База данных оповещаемых абонентов и загодя подготовленные тексты сообщений для оповещения хранятся в ПЭВМ. Программный синтезатор речи с неограниченным словарем позволяет изменять тембр голоса (с выбором из двух мужских и двух женских голосов) и темп синтезируемых из текста сообщений. Имеется также принцип. возможность записи текущего сообщения с микрофона.

Управляющая программа обеспечивает необходимый сервис по подготовке и оперативному редактированию базы данных и текстов сообщений, конфигурирование системы, прослушивание текущего сообщения, запуск сеанса оповещения и контроль за его ходом, просмотр результатов и вывод протокола сеанса оповещения, и сеансового статистического отчета о работе каналов аппаратуры АСО.

Программа поддерживает создание и хранение в базе данных списков абонентов, загодя подготавливаемых для тех или иных прогнозируемых ситуаций, требующих оповещения. В одном сеансе может производиться оповещение одним сообщением произвольной комбинации списков и/или отдельных абонентов, выбираемых оператором АСО.

Для передачи сообщений одновременно используются все подключенные к аппаратуре АСО телефонные линии, что обеспечивает минимальное время оповещения. Для абонентов, остающихся не оповещенными, производится требуемое количество попыток дозвона. В промежутках м. сеансами оповещения телефонные линии и ПЭВМ, работающие в составе АСО, могут использоваться для выполнения любых других задач.

Заключение

Данная статья не претендует на полноту изложения проблем, существующих в области рынка КТС оповещения. Автор хотел показать специфичность этого рынка его размеры, основные задачи и общие возможности КТС, чтобы заинтересовать ведущих производителей телекоммуникационного оборудования в проведении работ по данному направлению.

Статья написана на основе опыта, полученного при совместной работе с отделом связи и оповещения ГУ ГОЧС г. Москвы по вопросам модернизации системы оповещения населения г. Москвы, и по итогам проведенных стендовых испытаний опытной зоны системы оповещения населения.

В.Г. Годный
Ведущий научный сотрудник ФЦ ВНИИ ГОЧС МЧС России, к.т.н.

2.3.1. Основными задачами связи при возникновении ЧС являются:

обеспечение оповещения населения;

обеспечение устойчивой связи с вышестоящим (старшим) органом управления РСЧС, а также органов управления РСЧС с ОГ, АСС, АСФ;

техническое обеспечение своевременного оповещения ОГ, АСС, АСФ об угрозе воздействия поражающих факторов источника ЧС;

обеспечение связи с подразделениями АСС, проводящими разведку в зоне ЧС;

обеспечение связи при осуществлении взаимодействия органов управления и сил РСЧС при ведении ими АСДНР в зоне ЧС.

2.3.2. Связь в зоне ЧС организуется с учетом комплексного применения различных средств связи.

Основным видом связи при обеспечении управления силами РСЧС в условиях ЧС, при разрушении систем проводной связи, считать радиосвязь.

2.3.3. Организация связи в зоне ЧС зависит от характера и масштабов ЧС, структуры системы управления, состава, задач и возможностей сил РСЧС. Развертывание системы связи в зоне ЧС осуществляется поэтапно по мере прибытия ОГ и подразделений АСС.

2.3.4. Связь в ОГ и подразделениях АСС организуется своими силами и средствами в соответствии с принятой структурой управления. Руководство развертыванием и организацией связи осуществляет начальник ОГ соответствующего органа управления РСЧС, руководитель подразделения АСС по прибытии в зону ЧС.

2.3.5. Связь при угрозе возникновения ЧС.

2.3.5.1. При угрозе возникновения ЧС организуется оповещение должностных лиц РСЧС, а также привлекаемых подразделений АСС по системе централизованного оповещения и сетям действующей связи.

2.3.5.2. Основой для организации связи при угрозе возникновения ЧС являются схемы связи и планирующие документы, отработанные в период повседневной деятельности на режим чрезвычайной ситуации. При этом уточняется структура управления и в соответствии с этим проводится расчет необходимых сил и средств связи с учетом использования технических и оперативных возможностей сети связи общего пользования, выделенных и специальных сетей связи Федеральных органов исполнительной власти.



2.3.5.3. Проводится приведение в состояние готовности сил и средств связи, в том числе подвижных узлов связи, уточнение планов их действий и при необходимости выдвижение в зону вероятной ЧС. Осуществляется тренировка по развертыванию подвижного узла связи и его усиление необходимыми средствами связи с учетом предполагаемого характера и масштаба ЧС.

2.3.5.4. Осуществляется контроль за подготовкой к выделению органам управления каналов и линий связи (в том числе по паролю " Бедствие ") в соответствии с их заявками. Организуется подготовка обходных и резервных каналов и линий связи единой сети электросвязи РФ.

2.3.5.5. При необходимости формируется ОГ для выяснения обстановки по связи непосредственно в зоне вероятной ЧС и выработки предложений по ее организации. Проводится усиление дежурных служб на узлах связи и контроля за обстановкой на сетях связи, прогнозирование устойчивости функционирования сетей связи в результате воздействия поражающих факторов источника ЧС.

2.3.5.6. При принятии решения на эвакуацию населения основными задачами системы связи являются:

своевременное доведение распоряжения о начале эвакуации населения до органов управления РСЧС, эвакуационных органов, предприятий, организаций, учреждений, научных и учебных заведений, жилищно-эксплуатационных контор и населения;

обеспечение органам управления РСЧС непрерывного управления эвакомероприятиями;

обеспечение связи взаимодействия органов управления с эвакуационными органами, с транспортными организациями и управлениями (отделами) внутренних дел. При этом связь осуществляется в соответствии с заранее отработанными схемами связи.

2.3.5.7. Для обеспечения устойчивого управления эвакомероприятиями организуется прямая телефонная связь между органами управления РСЧС по сетям связи общего пользования и соответствующими эвакуационными комиссиями; между эвакуационными комиссиями и сборными эвакопунктами и станциями (пунктами) посадки эвакуируемого населения.

При проведении эвакомероприятий для обеспечения связи согласно планам взаимодействия используются силы и средства связи транспортных организаций, управлений (отделов) внутренних дел и других ведомств.

Оповещение населения об эвакомероприятиях осуществляется по РАСЦО, сетям проводного, радио и телевизионного вещания, с помощью ОКСИОН, подвижных пунктов оповещения, а также посыльными от жилищно-эксплуатационных органов и других организаций.

На сборных эвакопунктах и станциях посадки (высадки) доведение до эвакуируемого населения сигналов оповещения и другой информации обеспечивается с помощью подвижных пунктов оповещения и местных радиотрансляционных узлов.

2.3.6. Связь в условиях ЧС.

2.3.6.1. Связь в зоне ЧС организуется в соответствии с решением руководителя работ по ликвидации ЧС.

Общая координация связи в зоне ЧС осуществляется начальником связи ОГ соответствующего органа управления РСЧС.

2.3.6.2. Основными видами связи на начальном этапе при проведении АСР и ликвидации ЧС являются телефонная и различные виды документальной связи, организуемые по каналам радио и спутниковой связи. При наличии технической возможности организуется видеоконференцсвязь.

2.3.6.3. При работе в радиосети приоритет в установлении связи с главной радиостанцией предоставляется абонентам, передающим сигналы бедствия, сообщения о несчастье, предупреждения об опасности.

2.3.6.4. Связь со спасательными формированиями обеспечивается, через представителей формирований, пребывающих в зоны ЧС со своими средствами.

2.3.6.5. Связь при выдвижении подразделений АСС в зону ЧС обеспечивается с использованием носимых радиостанций, командно-штабных машин (далее – КШМ) или других специально оборудованных транспортных средств. Организация связи на данном этапе должна обеспечивать: своевременную передачу подразделениям АСС распоряжения на подготовку к выдвижению в зону ЧС; непрерывное управление подразделениями АСС при их погрузке, движении и выгрузке; своевременное получение данных о характере и масштабе ЧС от группы разведки; управление подразделениями технического и тылового обеспечения; прием сигналов оповещения и доведения их до подразделений АСС.

2.3.6.6. Развертывание связи по прибытии в зону ЧС осуществляет ОГ соответствующего органа управления РСЧС на основе КШМ, носимых радиостанций, станций спутниковой связи и систем мобильной радиосвязи (транкинговой, сотовой, информационно-навигационной). Размещение и инженерное оборудование подвижных узлов связи должно обеспечивать: защиту средств связи и личного состава от поражающих факторов источника ЧС; своевременное установление требуемых связей для должностных лиц РСЧС; удобство пользования средствами связи должностными лицами подвижного пункта управления; возможность быстрой эвакуации сил и средств связи в случае возникновения угрозы воздействия поражающих факторов источника ЧС; возможность оперативного управления связью.

2.3.6.7. При выборе мест размещения подвижного узла связи учитываются условия организации различных видов и родов связи и возможность организации его охраны. Связь на начальном этапе ликвидации ЧС обеспечивается с использованием сил и средств сети связи общего пользования, а также организаций и промышленных объектов, на территории которых возникла ЧС.

2.3.6.8. ОГ соответствующего органа управления РСЧС, прибывшая в зону ЧС со своими средствами связи, принимает на себя управление спасательными работами.

2.3.6.9. С целью совершенствования управления мероприятиями по ликвидации ЧС, целесообразно предусмотреть заблаговременное создание радиосетей взаимодействия в региональных, муниципальных и объектовых органах управления. Работа в этих радиосетях открывается при возникновении ЧС.

2.3.6.10. Для управления мероприятиями по ликвидации ЧС могут использоваться местные и объектовые телефонные сети: проводится оценка (разведка) состояния сетей связи операторов единой сети электросвязи РФ, определяется возможность их использования, организуется их частичное восстановление, прокладываются полевые кабельные линии.

2.3.6.11. На этапе ликвидации ЧС создается объединенный узел связи и осуществляется его привязка с помощью кабельных или радиорелейных линий связи к единой сети электросвязи РФ.

2.3.6.12. В зонах ЧС организуется система связи на основе комплексного применения различных видов связи. При этом предусматривается обеспечение телефонной, факсимильной и телеграфной связи, видеоконференцсвязи, передачи данных и телевизионных изображений, а также решение других информационных и навигационных задач в реальном масштабе времени, при необходимости используется право на приоритетное использование любых сетей связи и средств связи, в также приостановление или ограничение использования этих сетей связи и средств связи.

2.3.7. Связь на пожаре.

2.3.7.1. Связь на пожаре организуется на основе типового варианта и предназначена для обеспечения устойчивого информационного обмена между руководителем тушения пожара (далее - РТП) и подразделениями пожарной охраны, участвующими в тушении пожара, управления работой этих подразделений и получения от них сведений об обстановке на пожаре. Кроме того, для управления силами и средствами на пожаре устанавливается связь между РТП и оперативным штабом (начальником штаба), начальником тыла, начальниками участков тушения пожара и при необходимости с пожарными автомобилями.

2.3.7.2. Для обеспечения оперативной связи используются возимые радиостанции и громкоговорящие установки (усилитель мощности УМ-100 и громкоговоритель) автомобилей связи и освещения (далее - АСО), а также носимые радиостанции, полевые телефонные аппараты, подключенные к коммутатору оперативной связи, электромегафоны.

2.3.7.3. Для взаимодействия между участками тушения пожара (подразделениями), работающими на пожаре, устанавливается связь между начальниками участков тушения пожара (подразделений). При этом используются носимые радиостанции, полевые телефонные аппараты и связные. В случае невозможности применения средств связи используются сигналы управления.

2.3.7.4. Для обеспечения передачи информации с места пожара устанавливается связь между РТП, оперативным штабом и ЦППС (ПСЧ) с помощью городской телефонной сети или радиостанций пожарных автомобилей, автомобилей связи и освещения, оперативных автомобилей. При этом обеспечивается обмен информацией между ЦППС (ПСЧ) и подразделениями ГПС, находящимися на пожаре и в пути следования. Кроме того, с помощью средств радиосвязи обеспечивается передача сообщений об обстановке и ходе тушения пожара, вызов дополнительных сил и средств и передача требований РТП к привлеченным к тушению пожара силам.

2.3.7.5. Для обеспечения надежной связи на пожаре в подземных сооружениях, в условиях не прохождения радиоволн, необходимо использовать телефонную связь объекта, прямые линии (полевой кабель), УКВ радиосвязь с использованием ретрансляторов, установки громкоговорящей связи, мегафоны и горноспасательную аппаратуру связи.

2.3.7.6. При использовании оперативным штабом абонентской телефонной сети (городской АТС) необходимо переключить телефонную линию абонента на телефонный аппарат штаба.

Системы связи и оповещения предназначены для управления РСЧС и представляют собой организационно-техническое объединение сил, средств связи и оповещения, сетей вещания, каналов сети общего пользования и ведомственных сетей связи, обеспечивающих доведение информации и сигналов оповещения до органов управления, сил единой системы и населения.

Информационное обеспечение в РСЧС осуществляется с использованием автомати-зированной информационно-управляющей системы (АИУС), представляющей собой сово-купность технических систем, средств связи и оповещения, автоматизации и информацион-ных ресурсов, обеспечивающей обмен данными, подготовку, сбор, хранение, обработку, ана-лиз и передачу информации.

Для приема сообщений о ЧС, в том числе вызванных пожарами, в телефонных сетях населенных пунктов в настоящее время установлен единый номер – 01.

Положение о РСЧС регламентирует также порядок и особенности действий руководи-телей работ по ликвидации ЧС, порядок финансирования РСЧС, целевых программ и меро-приятий по ликвидации ЧС, использование материального резерва, порядок, организацию и осуществление работ по профилактике пожаров и непосредственному их тушению, между-народной гуманитарной помощи.

2.2. Защита населения и территории в переходный период и военное время.

В переходный период и военное время функции защиты населения и территории страны выполняет Гражданская оборона Российской Федерации (ГО).

Медицинская служба гражданской обороны (МСГО) – это система органов управления, учреждений и формирований, предназначенных для организации и проведения всего комплекса мероприятий медицинского обеспечения, направленных на сохранение жизни и здоровья населения, а также своевременное оказание медицинской помощи пораженным и больным, их лечение, с целью возвращения к трудовой деятельности, снижения инвалидности и смертности в условиях военного времени.

Медицинское обеспечение включает в себя комплекс лечебно-эвакуационных, санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на сохранение жизни и здоровья пострадавшего населения, а также мероприятий по медицинскому снабжению формирований и учреждений МС ГО и медицинской защите населения от поражающих факторов современных средств поражения.

МС ГО является государственной службой , которая создается на базе органов и учреждений здравоохранения РФ, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности.

Методическое руководство созданием и деятельностью МСГО осуществляет МЗ РФ. Приказы, директивы и инструкции, а также регламентирующие нормативные документы, издаваемые МЗ РФ по вопросам медицинского обеспечения населения в военное время, являются обязательными для всех организаций и органов исполнительной власти.


Организационно МСГО представляет собой систему органов управления, учреждений и формирований, предназначенных для медицинского обеспечения населения, пострадавшего от военных действий или вследствие этих действий

На МСГО возлагаются следующие основные задачи:

1.Прогнозирование и оценка возможных медико-санитарных последствий применения противником современных средств поражения;

2.Планирование, организация и проведение мероприятий по медицинскому обеспечению населения в военное время;

3.Подготовка органов управления здравоохранением и учреждений здравоохранения к работе в военное время;

4. Создание и подготовка сил и средств службы к выполнению задач при проведении мероприятий ГО;

5.Организация снабжения учреждений и формирований МСГО медицинским, санитарно-хозяйственным и специальным имуществом;

6.Подготовка специалистов по вопросам медицинского обеспечения населения в военное время;

7.Участие в подготовке населения и личного состава гражданских организаций ГО (сани-тарных дружин) по вопросам оказания первой медицинской помощи;

8.Медицинское обеспечение населения при проведении эвакуационных мероприятий;

9.Организация и проведение санитарно-противоэпидемических (профилактических) мероприятий, направленных на предупреждение возникновения и распространения инфекционных заболеваний и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия населения;

10.Организация и проведение медицинских мероприятий по первоочередному жизнеобеспе-чению населения, пострадавшего при ведении военных действий или вследствие этих действий;

11.Медицинский контроль за захоронением трупов в очагах массовых потерь населения в военное время.

В случае возникновения войны условия деятельности МСГО будут иметь ряд особенностей, влияющих главным образом на организацию и проведение мероприятий по медицинскому обеспечению населения.

Основными из них являются :

1.Массовость, одномоментность возникновения потерь среди населения, разнообразный характер и тяжесть поражений, появление новой патологии;

2.Нарушение работы медицинских учреждений и потери среди личного состава МСГО;

3.Разрушение зданий и сооружений в городах и населенных пунктах, осложняющее развертывание и работу медицинских формирований и учреждений;

4.Возможное заражение обширных территорий, продовольствия, воды РВ, ОВ, БС и СДЯВ;

5.Возможное повышение эпидемической напряженности в связи с эвакуационными мероприятиями ГО и сложность санитарно-эпидемической обстановки в очагах массового поражения;

6.Сложность управления силами и средствами службы при ликвидации последствий нападения противника.

Указанные возможные условия деятельности МСГО в современной войне находят свое отражение в принципах организации и основах лечебно-эвакуационных обеспечения пораженного населения.

Основными принципами организации МСГО являются:

1.МСГО организуется на базе существующих органов и учреждений здравоохранения;

2.В МСГО создаются формирования, способные работать в любом очаге поражения, что дает возможность осуществлять широкий маневр формированиями для работы в очагах без существенной перестройки (принцип универсализма подготовки);

3.Каждое формирование и учреждение предназначаются для выполнения определенного, свойственного им перечня мероприятий или функций в системе МСГО;

4.Оказания медицинской помощи, лечения пораженных, проведения противоэпидемических мероприятий и т.п. (принцип функционального предназначения);

5.Для оказания первой медицинской помощи пораженным и больным привлекается само население, путем создания санитарных постов и санитарных дружин и обучения всего населения приемам оказания само-и взаимопомощи.

Выполнение стоящих перед МСГО задач имеет большое государственное значение и осуществляется в постоянном взаимодействии с МЧС России и его территориальными органами, медицинской службой ВС РФ, МВД РФ, другими службами ГО. МСГО создается по территориальному принципу и имеет 4 уровня:

Федеральный - включает силы и средства МСГО на территории всей РФ;

Территориальный - включает силы и средства МСГО на территории субъекта РФ (области, края, республики в составе РФ);

Местный - включает силы и средства МСГО на территории города, городского совета, сельского округа;

объектовый - представлен силами и средствами МСГО организаций (объектов экономики).

Элементы организационной структуры МСГО.

На каждом уровне в состав МСГО:

1. Руководство;

2. Органы управления;

3. Силы (учреждения и формирования (гражданские организации ГО).

К руководству относятся начальники медицинской службы ГО. Начальником МСГО является первый заместитель МЗиСР РФ.

Связь и, в первую очередь, радиосвязь является важнейшим средством бесперебойной и надёжной работы по управлению и организации борьбы с лесными пожарами. Для обеспечения оперативного обнаружения пожаров и управления силами пожаротушения необходима развитая система связи в органах управления лесным хозяйством, механизированных отрядах, авиабазах и авиаотделениях.

Успешная борьба с лесными пожарами возможна лишь при координации действий авиационных и наземных сил. Здесь главная роль отводится совместным пунктам диспетчерского управления (ПДУ) авиазвеньев, региональных и центральной авиабаз и органов управления лесным хозяйством.

Основными задачами радиосвязи в системе «Авиалесоохраны» являются обеспечение оперативного управления работой подразделений баз авиациооной охраны лесов, лесозащитных предприятий, воздушных судов, используемых авиалесоохраной.

Для обеспечения работы лесопожарных служб «Авиалесоохраны» организуется следующая система радиосвязи:

Непосредственная радиосвязь каждого авиаотделения с авиазвеном и с авиабазой, при которой вызов корреспондента может быть осуществлен немедленно. Такая же радиосвязь должна быть между соседними авиаотде­лениями;

Радиосвязь каждого самолета и вертолета с авиаотделением, при которой вызов корреспондента в обоих направлениях должен быть осуществлен не­медленно, а при отсутствии на борту автономной командной УКВ радио­станции, настроенной на частоту авиаотделения, не позже чем через 10 - 15 минут после возникновения необходимости в таком вызове;

Радиосвязь авиаотделения с руководителями тушения тех пожаров, кото­рые не были локализованы на следующий день после их обнаружения;

Радиосвязь самолетов и вертолетов с группами, занятыми на тушении по­жаров в период нахождения воздушного судна в районе пожара;

Радиосвязь воздушных судов с авиапожарными станциями и обслуживае­мыми лесхозами при выполнении патрульного полета над территорией со­ответствующего лесхоза.

Для радиостанций авиаотделений и авиазвеньев время начала связи с авиа­базой ежедневно устанавливается пунктом диспетчерского управления. Пере­рывы в радиосвязи и окончание связи этих радиостанций с авиабазой произво­дятся с разрешения диспетчера авиабазы.

Оборудование центральной радиостанции авиабазы, выбор количества и типов радиостанций в авиазвеньях, авиаотделениях, рабочие частоты и рас­писание работы определяются с учетом обеспечения своевременной передачи информации о работе авиаотделений и горимости лесов, а также соответствую­щих распоряжений по организации борьбы с лесными пожарами.

При наличии в органе управления лесным хозяйством собственных радио­станций их работа на пожароопасный сезон организуется по расписанию, со­гласованному с авиабазой.

Радиосвязь между радиостанциями авиаотделений, лесхозов, лесничеств и патрульными воздушными судами осуществляется в следующем порядке.

В день вылета в назначенное накануне время радиостанция авиаотделения проводит сеанс циркулярной связи, при котором уточняется время вылета, принимаются заявки лесхозов на осмотр отдельных частей их территории, ре­шаются вопросы взаимодействия по тушению лесных пожаров, а также сооб­щается о случаях отмены полетов и назначается время следующего сеанса цир­кулярной связи.

С момента вылета патрульного воздушного судна все командные радио­станции на охраняемой территории обязаны непрерывно работать в режиме приема. Прекращать связь с воздушным судном наземные радиостанции име­ют право только с разрешения летчика-наблюдателя.

Во время работы летчика-наблюдателя с одной из радиостанций на охраня­емой территории все остальные радиостанции должны прекращать радиообмен на этой частоте и могут возобновить его только после того, как летчик-наблю­датель закончил очередной сеанс связи.

После взлета воздушного судна и набора высоты летчик-наблюдатель уста­навливает связь с лесхозом, над территорией которого в данное время происхо­дит полет. При обнаружении лесного пожара или нарушений правил пожарной безопасности в лесу летчик-наблюдатель передает лесхозу сообщение о них и принятых мерах по их ликвидации и при необходимости согласовывает с лес­хозом свои дальнейшие действия.

За 5 – 10 минут до подхода воздушного судна к границе другого лесхоза лет­чик-наблюдатель устанавливает с ним связь.

Связь с лесхозом, облет территории которого закончен, прекращается толь­ко после пролета его границ, при этом летчик-наблюдатель назначает время следующего сеанса связи.

Летчики-наблюдатели воздушных судов, имеющих на борту радио­станцию, могут при необходимости устанавливать в полете прямую связь с ра­диостанцией авиазвена или авиабазы.

Сообщения об обнаружении или необходимых мерах по тушению лесных пожаров с борта воздушного судна, при отсутствии связи с авиаотделением или лесхозом летчик-наблюдатель может передавать через диспетчера соответству­ющего аэропорта. Получив радиограмму о пожарах, диспетчер аэропорта обя­зан передать ее авиаотделению или лесхозу, находящемуся в этом пункте, либо в авиазвено или авиабазу.

При значительном удалении и отсутствии прямой радиосвязи в УКВ диа­пазоне с авиаотделением передача сообщений может производиться с помо­щью других воздушных судов, с которыми удается установить прямую связь в воздухе.

Порядок и схема установления связи авиаотделений и лесхозов с авиапред­приятиями гражданской авиации для передачи сообщений о лесных пожарах и обеспечения полетов воздушных судов взаимно согласовываются перед нача­лом пожароопасного сезона.

Штатные средства связи и оповещения авиаотделений:

Стационарная радиостанция KB диапазона - 2 шт.;

Стационарная радиостанция УКВ диапазона воздушной подвижной служ­бы - 2 шт.;

Стационарная радиостанция УКВ диапазона наземной подвижной служ­бы - 1 шт.;

Мобильная радиостанция УКВ диапазона наземной подвижной службы (на каждую единицу автотранспорта) - 1 шт.;

Звуковещательная станция для воздушных судов - 1 шт.;

Электромегафон - 1 шт.

В авиабазах, где организовано диспетчерское управление работой авиаотде­лений, летчик-наблюдатель обязан немедленно сообщить по радио с борта воз­душного судна о пожаре и принимаемых мерах по его ликвидации в авиаотде­ление для передачи этих сообщений в пункт диспетчерского управления авиабазы.

При наличии радиосвязи с лесхозом, на территории которого обнаружен пожар, летчик-наблюдатель открытым текстом передает сообщение о пожаре. Донесение в этом случае может не составляться.

Если радиосвязь с лесхозом отсутствует, летчик-наблюдатель обязан сбро­сить донесение о лесном пожаре в ближайший пункт приема донесений, от ко­торого наиболее удобны пути подхода к пожару.

Если дальнейший маршрут полета проходит вблизи конторы лесхоза или лесничества, летчик-наблюдатель в необходимом случае может сбросить туда копию донесения или сообщение с указанием места пожара, его характеристи­ки и мер по его тушению.

При обнаружении нарушений Правил пожарной безопасности в лесах Рос­сийской Федерации летчик-наблюдатель обязан принять меры к их прекраще­нию:

Если нарушение не предопределяет возможность возникновения лесного пожара, летчик-наблюдатель может передать сообщение о нем в соответст­вующий лесхоз после окончания полета;

Если в результате выявленного нарушения может начаться лесной пожар, летчик-наблюдатель обязан сбросить нарушителям письменное предписа­ние о прекращении нарушения или использовать для передачи сообщения звуковещательную станцию, имеющуюся на борту судна.

Связь с руководителем тушения лесного пожара осуществляется в основ­ном по радио, а при отсутствии радиосвязи - при помощи звуковещательной станции или сигнальными ракетами, а также знаков, выложенных на земле из подручных материалов. При необходимости летчик-наблюдатель может в своем сообщении по звуковещательной станции или в записке, сброшенной вымпелом, указать, каким знаком с земли должен быть подан ответ на заданный им вопрос.

Организация связи на базах авиационной охраны и порядок работы изло­жены в Инструкции по авиационной охране лесов. Патрульный самолет исполняет роль разведчика: увидел огонь, определил координаты пожара и сообщил их на землю в лесхоз. Целесообразно иметь на борту патрульного самолета аэронавигаци­онный комплекс, с помощью которого через спутник, в считанные секунды определяются координаты очага возгорания.

Для связи с бортами летательных аппаратов используются радиосредства УКВ диапазона воздушной подвижной службы - как стационарные, так и во­зимые и носимые.

Вариант схемы организации связи органов управления и сил, задействован­ных в борьбе с лесными пожарами на территории субъекта Российской Феде­рации изображен на рис 4.2. Своевременное обнаружение и ликвидация возникающих пожаров в лесах могут быть оперативно обеспечены лишь при наличии в лесхозах достаточного количества средств связи и хорошо организованной их работы.

Рис. 4.2 Схема огрганизации связи органов управления сил, задействованных в борьбе с лесными пожарами на территории субъекта РФ.

Лесхозы должны быть обеспечены связью с лесничествами, пожарными наблюдательными пунктами, пожарно-химическими станциями, авиаотделения­ми авиабаз и с экипажами патрульных самолетов (вертолетов), а также по воз­можности с лесопользователями и другими работающими в лесах предприяти­ями, организациями и учреждениями.

Лесничества должны быть обеспечены связью с расположенными на их территории пожарными наблюдательными пунктами, пунктами приема доне­сений о пожарах от экипажей самолетов (вертолетов), пожарно-химическими станциями, кордонами лесной охраны, с патрулирующими работниками лес­ной охраны и временными пожарными сторожами, с командами и бригадами рабочих занятых на тушении пожаров. Отдаленные лесничества, кроме того, должны иметь непосредственную связь с экипажами патрулирующих самолетов (вертолетов).

Пожарно-химические станции лесхозов должны иметь: устойчивую теле­фонную или радиосвязь с лесхозом, лесничеством, лесопожарными бригадами, расположенными или действующими вне станции, а также с пожарными на­блюдательными пунктами и вышками, лесопользователями, авиаотделениями, патрульными воздушными судами.

В районах где осуществляется авиационное патрулирование, при каждой ПХС организуется пункт приема донесений от летчика-наблюдателя (допол­нительно к радиосвязи), при использовании вертолетов устраивается посадоч­ная площадка.

В каждом лесхозе разрабатывается схема организации связи, определяю­щая (в зависимости от наличия необходимых объектов связи, расстояний меж­ду ними, рельефа местности, обеспеченности средствами общегосударствен­ной связи) потребности в строительстве новых линий связи, типы радиостан­ций по объектам и в обслуживающем связь персонале.

Работа всех направлений радиосвязи проводится по расписанию. В распи­сании указывается время работы радиостанций, используемые частоты и дру­гие необходимые данные. Расписание является обязательным для всех работ­ников, обслуживающих радиосвязь на определенной территории, где центра­льная станция лесхоза, управления, авиазвена, авиабазы, является командной (старшей).

В районах деятельности авиационной охраны лесов расписание работы всех радиостанций на пожароопасный сезон утверждается директором лесхоза совместно с начальником авиаотделения.

Радиостанции лесхозов, лесничеств, над территориями которых проводит­ся патрульный полет, находятся постоянно на дежурном приеме на частоте бортовой радиостанции летательного аппарата.

Связь с пожарными командами или бригадами, работающими на тушении пожара, а также с работниками, осуществляющими наземное патрулирование (при наличии у них средств радиосвязи), поддерживается в течение всего пери­ода работ по тушению пожаров или при патрулировании лесов.

Сообщение о лесном пожаре, поступившее от работников авиационной или наземной охраны лесов на любой пункт связи (лесничество, ПХС, кордон лесной охраны и т. д.), должно быть немедленно передано в контору лесхоза. Основными техническими средствами связи являются телефонная провод­ная связь и радиосвязь, вспомогательными - односторонняя связь экипажа самолета (вертолета) с землей с помощью звуковещательной станции. Отсутствие связи напрямую сказывается на оперативности борьбы с лесными пожарами.

До появления в лесном хозяйстве портативных радиостанций авиация помогала поддерживать связь с руководителем группы тушения, сбрасывая ему донесения со схемой распространения пожара и получая от него (условными знаками) сообщения о том, какая требуется помощь. Сейчас у пожарных на земле имеются 1-2 радиостанции, с помощью которых поддерживается устойчивая, оперативная связь с патрульным самолетом (вертолетом) и лесхозом.

Необходимым условием эффективного использования лесопожарных сил и средств является разработка и внедрение автоматизированной информаци­онно управляющей системы связи, включающей оснащение всех территориа­льных органов федерального органа управления лесным хозяйством персона­льными компьютерами и модемами, применение пакетной радиосвязи в УКВ и KB диапазонах, автоматической ретрансляции, электронной почты.

KB радиосвязь еще продолжительное время будет занимать основное место системах управления и обмена информацией среди организаций лесного хозяйства, которые находятся в отдаленной и труднодоступной местности. Для повышения эффективности использования имеющегося парка KB paдиостанций разработан комплекс технических средств обмена информа­цией по радиоканалу между периферийным оборудованием и ПЭВМ для со­здания мобильной сети сбора, подготовки и передачи алфавитно-цифровых данных с помощью интеллектуальных пультов без прокладки физических линий связи на расстояние до 1000 км.

Повышение эффективности использования даже устаревших KB радио­станций (типа «Ангара-1», РСО-30 и др.) достигается использованием метода пакетной радиосвязи, на основе применения специального пакетного конт­роллера - ВИП-М (выносной интеллектуальный прибор - модернизирован­ный). Прибор представляет собой микропроцессорное устройство, совмещен­ное с модемом, для передачи данных по радиоканалу.

Использование ВИП-М обеспечивает автоматизированный сбор текстовой информации и передачу сигналов от разбросанных на сотни километров друг от друга объектов. Устройство может работать не только от сети переменного тока, но и от бортсети самолета или автомобиля. Таким образом, появилась возможность получать информацию как со стационарных, так и движущихся объектов. Такая система под названием «Поток» разработана и успешно вне­дрена предприятием «Инком». «Поток» обеспечивает централизованную рас­сылку и сбор информации, сбор стандартных форм документов, отображает маршруты движения подвижных объектов на электронной карте, дает возмож­ность ведения журнала всех операций. Удаленные пункты, входящие в общую систему, благодаря ВИП-М могут не только готовить, хранить, передавать и распечатывать на принтере текстовую информацию и стандартные формы документов, но и принимать из центра сигналы и команды оповещения с выда­чей звукового или светового сигнала. Скорость обмена по KB радиоканалу до­стигает до 600 бит/с, по УКВ радиоканалу - до 2400 бит/с. Оборудование, установленное на подвижных объектах, снабженное спутниковыми навигаци­онными приборами, дает им возможность передавать информацию о том, где этот объект находится в конкретное время.

Область применения системы - авиабазы охраны лесов от пожаров, управ­ления лесами, лесхозы. Система уже используется на многих авиабазах охраны ле­сов от пожаров (Западно-Сибирской, Иркутской, Томской, Уральской, Хан­ты-Мансийской, Красноярской и ряда др.).

В настоящее время появилось новое поколение KB радиостанций, имею­щих исключительные возможности по обеспечению надежной связи с выходом в коммутационную телефонную систему общего пользования. Наиболее эф­фективным в этом диапазоне частот является применение однополосной амп­литудной модуляции. Новое поколение КВ обладает следующими достоинствами:

Использование совершенных видов модуляции ОБП (одна боковая поло­са), а также, при необходимости, переключения на любой другой вид моду­ляции;

Возможность увеличения отдаваемой мощности в полезный сигнал;

Значительно улучшенные электрические параметры;

Система автоматического соединения с анализом частот наилучшего про­хождения и минимизации помех по приему;

Использование устройств автоматического согласования с антенной в ши­роком интервале частот (2-30 МГц) для настройки на проволочную антен­ну любой длины;

Использование на автомобилях штыревых антенн, позволяющих иметь связь в движении;

Возможность передачи данных с высокой достоверностью, сравнительно высоким объемом и скоростью.

Несмотря на сохранившиеся недостатки (зашумленность каналов связи, наличие «мертвых» зон в радиусе от 50 до 180 км) использование KB радиосвязи на современном оборудовании является очень эффективным, так как используется на огром­ные расстояния.

УКВ радиостанции играют очень важную роль в обеспечении радиосвязи в структуре лесного хозяйства. Они состоят на оснащении авиабаз и авиаотделений, лесхозов и лесничеств, ими укомплектованы все воздушные суда авиалесоохраны, многие средства наземного пожаротушения. Их выдают практически всем группам тушения на пожаре. И хотя дальность связи на УКВ не превышает 10 - 20 км, а при подъеме антенны на высоту до 40 м – 50 - 60 км, но этого бывает достаточно для обеспечения оперативного и эффективного управления.

Для десантных групп пожарных с лесопатрульной и пожарной авиацией при тушении лесных пожаров могут быть использованы современные радиостанции (табл. 4.4).

В густом лесу дальность радиосвязи уменьшается. Чем чаще лес и короче длина волны (выше частота), тем дальность связи меньше. В лесу радиостанцию целесообразно развертывать на опушке, лесной поляне, просеках, идущих в направлении корреспондента.

2.3.1. Основными задачами связи при возникновении ЧС являются:

обеспечение оповещения населения;

обеспечение устойчивой связи с вышестоящим (старшим) органом управления РСЧС, а также органов управления РСЧС с ОГ, АСС, АСФ;

техническое обеспечение своевременного оповещения ОГ, АСС, АСФ об угрозе воздействия поражающих факторов источника ЧС;

обеспечение связи с подразделениями АСС, проводящими разведку в зоне ЧС;

обеспечение связи при осуществлении взаимодействия органов управления и сил РСЧС при ведении ими АСДНР в зоне ЧС.

2.3.2. Связь в зоне ЧС организуется с учетом комплексного применения различных средств связи.

Основным видом связи при обеспечении управления силами РСЧС в условиях ЧС, при разрушении систем проводной связи, считать радиосвязь.

2.3.3. Организация связи в зоне ЧС зависит от характера и масштабов ЧС, структуры системы управления, состава, задач и возможностей сил РСЧС. Развертывание системы связи в зоне ЧС осуществляется поэтапно по мере прибытия ОГ и подразделений АСС.

2.3.4. Связь в ОГ и подразделениях АСС организуется своими силами и средствами в соответствии с принятой структурой управления. Руководство развертыванием и организацией связи осуществляет начальник ОГ соответствующего органа управления РСЧС, руководитель подразделения АСС по прибытии в зону ЧС.

2.3.5. Связь при угрозе возникновения ЧС.

2.3.5.1. При угрозе возникновения ЧС организуется оповещение должностных лиц РСЧС, а также привлекаемых подразделений АССпо системе централизованного оповещения и сетям действующей связи.

2.3.5.2. Основой для организации связи при угрозе возникновения ЧС являются схемы связи и планирующие документы, отработанные в период повседневной деятельности на режим чрезвычайной ситуации. При этом уточняется структура управления и в соответствии с этим проводится расчет необходимых сил и средств связи с учетом использования технических и оперативных возможностей сети связи общего пользования, выделенных и специальных сетей связи Федеральных органов исполнительной власти.

2.3.5.3. Проводится приведение в состояние готовности сил и средств связи, в том числе подвижных узлов связи, уточнение планов их действий и при необходимости выдвижение в зону вероятной ЧС. Осуществляется тренировка по развертыванию подвижного узла связи и его усиление необходимыми средствами связи с учетом предполагаемого характера и масштаба ЧС.

2.3.5.4. Осуществляется контроль за подготовкой к выделению органам управления каналов и линий связи (в том числе по паролю " Бедствие ") в соответствии с их заявками. Организуется подготовка обходных и резервных каналов и линий связи единой сети электросвязи РФ.

2.3.5.5. При необходимости формируется ОГ для выяснения обстановки по связи непосредственно в зоне вероятной ЧС и выработки предложений по ее организации. Проводится усиление дежурных служб на узлах связи и контроля за обстановкой на сетях связи, прогнозирование устойчивости функционирования сетей связи в результате воздействия поражающих факторов источника ЧС.

2.3.5.6. При принятии решения на эвакуацию населения основными задачами системы связи являются:

своевременное доведение распоряжения о начале эвакуации населения до органов управления РСЧС, эвакуационных органов, предприятий, организаций, учреждений, научных и учебных заведений, жилищно-эксплуатационных контор и населения;

обеспечение органам управления РСЧС непрерывного управления эвакомероприятиями;

обеспечение связи взаимодействия органов управления с эвакуационными органами, с транспортными организациями и управлениями (отделами) внутренних дел. При этом связь осуществляется в соответствии с заранее отработанными схемами связи.

2.3.5.7. Для обеспечения устойчивого управления эвакомероприятиями организуется прямая телефонная связь между органами управления РСЧС по сетям связи общего пользования и соответствующими эвакуационными комиссиями; между эвакуационными комиссиями и сборными эвакопунктами и станциями (пунктами) посадки эвакуируемого населения.

При проведении эвакомероприятий для обеспечения связи согласно планам взаимодействия используются силы и средства связи транспортных организаций, управлений (отделов) внутренних дел и других ведомств.

Оповещение населения об эвакомероприятиях осуществляется по РАСЦО, сетям проводного, радио и телевизионного вещания, с помощью ОКСИОН, подвижных пунктов оповещения, а также посыльными от жилищно-эксплуатационных органов и других организаций.

На сборных эвакопунктах и станциях посадки (высадки) доведение до эвакуируемого населения сигналов оповещения и другой информации обеспечивается с помощью подвижных пунктов оповещения и местных радиотрансляционных узлов.

2.3.6. Связь в условиях ЧС.

2.3.6.1. Связь в зоне ЧС организуется в соответствии с решением руководителя работ по ликвидации ЧС.

Общая координация связи в зоне ЧС осуществляется начальником связи ОГ соответствующего органа управления РСЧС.

2.3.6.2. Основными видами связи на начальном этапе при проведении АСР и ликвидации ЧС являются телефонная и различные виды документальной связи, организуемые по каналам радио и спутниковой связи. При наличии технической возможности организуется видеоконференцсвязь.

2.3.6.3. При работе в радиосети приоритет в установлении связи с главной радиостанцией предоставляется абонентам, передающим сигналы бедствия, сообщения о несчастье, предупреждения об опасности.

2.3.6.4. Связь со спасательными формированиями обеспечивается, через представителей формирований, пребывающих в зоны ЧС со своими средствами.

2.3.6.5. Связь при выдвижении подразделений АСС в зону ЧС обеспечивается с использованием носимых радиостанций, командно-штабных машин (далее – КШМ) или других специально оборудованных транспортных средств. Организация связи на данном этапе должна обеспечивать: своевременную передачу подразделениям АСС распоряжения на подготовку к выдвижению в зону ЧС; непрерывное управление подразделениями АСС при их погрузке, движении и выгрузке; своевременное получение данных о характере и масштабе ЧС от группы разведки; управление подразделениями технического и тылового обеспечения; прием сигналов оповещения и доведения их до подразделений АСС.

2.3.6.6. Развертывание связи по прибытии в зону ЧС осуществляет ОГ соответствующего органа управления РСЧС на основе КШМ, носимых радиостанций, станций спутниковой связи и систем мобильной радиосвязи (транкинговой, сотовой, информационно-навигационной). Размещение и инженерное оборудование подвижных узлов связи должно обеспечивать: защиту средств связи и личного состава от поражающих факторов источника ЧС; своевременное установление требуемых связей для должностных лиц РСЧС; удобство пользования средствами связи должностными лицами подвижного пункта управления; возможность быстрой эвакуации сил и средств связи в случае возникновения угрозы воздействия поражающих факторов источника ЧС; возможность оперативного управления связью.

2.3.6.7. При выборе мест размещения подвижного узла связи учитываются условия организации различных видов и родов связи и возможность организации его охраны. Связь на начальном этапе ликвидации ЧС обеспечивается с использованием сил и средств сети связи общего пользования, а также организаций и промышленных объектов, на территории которых возникла ЧС.

2.3.6.8. ОГ соответствующего органа управления РСЧС, прибывшая в зону ЧС со своими средствами связи, принимает на себя управление спасательными работами.

2.3.6.9. С целью совершенствования управления мероприятиями по ликвидации ЧС, целесообразно предусмотреть заблаговременное создание радиосетей взаимодействия в региональных, муниципальных и объектовых органах управления. Работа в этих радиосетях открывается при возникновении ЧС.

2.3.6.10. Для управления мероприятиями по ликвидации ЧС могут использоваться местные и объектовые телефонные сети: проводится оценка (разведка) состояния сетей связи операторов единой сети электросвязи РФ, определяется возможность их использования, организуется их частичное восстановление, прокладываются полевые кабельные линии.

2.3.6.11. На этапе ликвидации ЧС создается объединенный узел связи и осуществляется его привязка с помощью кабельных или радиорелейных линий связи к единой сети электросвязи РФ.

2.3.6.12. В зонах ЧС организуется система связи на основе комплексного применения различных видов связи. При этом предусматривается обеспечение телефонной, факсимильной и телеграфной связи, видеоконференцсвязи, передачи данных и телевизионных изображений, а также решение других информационных и навигационных задач в реальном масштабе времени, при необходимости используется право на приоритетное использование любых сетей связи и средств связи, в также приостановление или ограничение использования этих сетей связи и средств связи.

2.3.7. Связь на пожаре.

2.3.7.1. Связь на пожаре организуется на основе типового варианта и предназначена для обеспечения устойчивого информационного обмена между руководителем тушения пожара (далее - РТП) и подразделениями пожарной охраны, участвующими в тушении пожара, управления работой этих подразделений и получения от них сведений об обстановке на пожаре. Кроме того, для управления силами и средствами на пожаре устанавливается связь между РТП и оперативным штабом (начальником штаба), начальником тыла, начальниками участков тушения пожара и при необходимости с пожарными автомобилями.

2.3.7.2. Для обеспечения оперативной связи используются возимые радиостанции и громкоговорящие установки (усилитель мощности УМ-100 и громкоговоритель) автомобилей связи и освещения (далее - АСО), а также носимые радиостанции, полевые телефонные аппараты, подключенные к коммутатору оперативной связи, электромегафоны.

2.3.7.3. Для взаимодействия между участками тушения пожара (подразделениями), работающими на пожаре, устанавливается связь между начальниками участков тушения пожара (подразделений). При этом используются носимые радиостанции, полевые телефонные аппараты и связные. В случае невозможности применения средств связи используются сигналы управления.

2.3.7.4. Для обеспечения передачи информации с места пожара устанавливается связь между РТП, оперативным штабом и ЦППС (ПСЧ) с помощью городской телефонной сети или радиостанций пожарных автомобилей, автомобилей связи и освещения, оперативных автомобилей. При этом обеспечивается обмен информацией между ЦППС (ПСЧ) и подразделениями ГПС, находящимися на пожаре и в пути следования. Кроме того, с помощью средств радиосвязи обеспечивается передача сообщений об обстановке и ходе тушения пожара, вызов дополнительных сил и средств и передача требований РТП к привлеченным к тушению пожара силам.

2.3.7.5. Для обеспечения надежной связи на пожаре в подземных сооружениях, в условиях не прохождения радиоволн, необходимо использовать телефонную связь объекта, прямые линии (полевой кабель), УКВ радиосвязь с использованием ретрансляторов, установки громкоговорящей связи, мегафоны и горноспасательную аппаратуру связи.

2.3.7.6. При использовании оперативным штабом абонентской телефонной сети (городской АТС) необходимо переключить телефонную линию абонента на телефонный аппарат штаба.