Выполнение аср. Организация проведения аварийно-спасательных работ

А варийно-спасательные работы (АСР) при авиакатастрофах первоочередной задачей ставят спасение людей, оказание им необходимой медицинской помощи и эвакуацию их с места катастрофы. Затем (или по возможности одновременно) выполняются операции направленные на локализацию последствий катастрофы, тушение возникших возгораний, устранение нежелательных экологических последствий и предотвращению возможного нанесения материального ущерба.
При авиационных инцидентах, как и в других случаях аварий связанных с угрозой жизни и здоровью людей, от скорости реагирования служб спасения напрямую зависит количество спасённых.
Данные службы должны быть готовы в максимально сжатые сроки привести в полную боевую готовность личный состав, требуемую технику и оборудование.

Авиакатастрофы могут произойти на значительном удалении от аэропорта и стационарного базирования подразделений МЧС. В данной ситуации требуется максимально оперативно организовать мероприятия по поиску места падения воздушного судна. При аварийной посадке самолёта на воду к проведению АСР привлекаются водолазы-спасатели. Необходимо обеспечение сезонным оборудованием для погружений.
При локализации места падения самолёта поисково-спасательным отрядам необходимо кроме принятия мер по спасению и оказанию первой помощи пострадавшим, не допустить возникновения и распространения паники, которая значительно затруднит проведение аварийно-спасательных работ.
В случае нахождения места крушения в труднодоступной местности (гористой, лесной, болотистой и т.п.) на минимально возможном расстоянии разворачивается лагерь-база и штаб по координации проведения АСР. Данная база должна иметь всё необходимое оборудование и снаряжение для оказания медицинской помощи пострадавшим.

Порядок действий при аварийно-спасательных работах

  • Поисковые-спасательные мероприятия.
  • Установление точного места крушения воздушного судна, помимо телеметрической информации особое внимание уделяется визуальному наблюдению и использованию специализированного спасательного транспорта (авиации, наземного, водного). Указанный транспорт должен быть обеспечен всем необходимым оборудованием, специальным оборудованием и средствами для оказания первой медицинской помощи.
  • План аварийно-спасательных работ, включающий подробные пункты поиска, эвакуации и учитывающий все возможные непредвиденные ситуации.
  • Уточняются координаты крушения на основе полученных данных в результате поисковых операций, в соответствии с планом оценивается общая ситуация, строится прогноз развития и возможные последствия аварии.
  • Проводятся первоочередные меры направленные на спасение людей и локализации последствий крушения.
  • На каждом этапе принимаются оперативные меры по непосредственному устранению чрезвычайной ситуации, ликвидации её последствий и недопущению дополнительного урона.

Основные положения при проведении АСР

  1. Заблаговременная подготовка сил и средств к оперативным действиям для ликвидации аварий.
  2. Тщательная подготовка и проверка специального оборудования, приборов и транспорта, укомплектованность средствами спасения, медпрепаратами.
  3. Максимально оперативное реагирование не только на возможное возникновение ЧС, но и на её угрозу.
  4. Постоянное и планомерное выполнение мероприятий исходя из принятого плана проведения аварийно-спасательных работ до окончательной ликвидации всех последствий авиакатастрофы.
  5. Использование методов основанных на современных технологиях для обеспечения наиболее результативных действий при осуществлении спасательных действий.
  6. Следование всем правилам техники безопасности.

Если авария на авиатранспорте произошла в районе аэропорта, то непосредственная организация поиска и спасения экипажа и пассажиров воздушного судна возлагается на начальника аэропорта с привлечением сил и средств от авиационных частей (предприятий и организаций), базирующихся на данном аэродроме, независимо от их ведомственной принадлежности.

В случае аварийной ситуации в непосредственно близости предприятия ГА (Предприятия ГА — государственные унитарные предприятия, входящие в структуру Госкорпорации по ОВД, аэропорты, авиакомпании) мероприятия по обеспечению аварийно-спасательных работ обеспечивают команды и дежурные расчёты этого предприятия и соответствующие службы (пожарно-спасательная, медицинская, диспетчерская, инженерная, стартовая, транспортная, полиции, спецтранспорта и пр.)

Первоочередной задачей является спасение людей - экипажа, пассажиров, сопровождающих груз лиц. Эти меры сводят к незамедлительной эвакуации с борта воздушного судна и удалению людей на безопасное расстояние. При этом следует учитывать как возможность пожара, так и взрыва топлива. По нормативам безопасности Международной организации гражданской авиации (ИКАО) все находящиеся на борту люди должны иметь возможность покинуть его через расположенные на одной стороне выходы не более чем за 90 секунд.

В случае эвакуации людей должны быть использованы как основные, так и служебные и запасные выходы. Эвакуацию необходимо проводить и через проломы в фюзеляже, грузовые и спецлюки, сделанные спасателями отверстия. Замки на дверях аварийных выходов конструктивно предусматривают возможность открывания не только изнутри, но и снаружи. Спасатели всегда должны помнить об этом и воспользоваться этим.

При возникновении пожара на борту необходимо учитывать, что:

  1. смертельная концентрация углекислого газа CO₂ образуется через 2-3 минуты после того, как появился открытый огонь;
  2. внутри салона температура резко возрастает с увеличением высоты, так если в районе пола может быть 60 °С, то на 1.7 метра - 300 °С
  3. все работы по пожаротушению необходимо производить используя специальные теплоизолирующие средства.

Эвакуация пассажиров и остальных людей с борта судна производится только с наветренной стороны одновременно с тушением пожара. В первую очередь вскрываются двери, поскольку через них за единицу времени возможно вывести больше людей, чем у отверстий сделанных спасателями.

Организацию, руководство и координацию действий спасателей по поиску, спасению, оказанию первой помощи и транспортировке в медучреждения экипажей и пассажиров в случае авиакатастрофы вне зоны ГА обеспечивается руководителями управлений Федерального Агентства воздушного транспорта . В случае происшествия с военным бортом - командирами соответствующего подразделения Министерства обороны .

При наличии на борту спецгруза обязательно подключаются команды ведомства
ответственного за его сохранность.

В целях обеспечения выполнения аварийно-спасательных работ в районе аэродрома в каждую смену приказом начальника предприятия ГА утверждается состав аварийно-спасательной команды (АСК) и руководитель, который координирует действия расчётов АСК.

Состав АСК:

  • стартовый пожарно-спасательный расчет;
  • поисково-спасательная группа;
  • расчет медицинской службы;
  • расчет службы спецтранспорта;
  • расчет инженерно-авиационной службы;
  • расчет аэродромной службы;
  • расчет службы перевозок;
  • подразделение полиции аэропорта;

Вся спецтехника и личный состав АСК находятся на аварийно-спасательных станциях (АСС) . Расположение АСС должно обеспечивать прибытие АСК не более чем за 3 минуты к торцам взлётно-посадочной полосы. Станция должна иметь вышки визуального контроля, дежурные помещения, помещения для расчётов и стабильную проводную или радиосвязь со всеми службами.

Способы ведения аварийно-спасательных работ

Видеолекция по дисциплине «Аварийно-спасательное дело»
Для специальности 5В073100 «Безопасность жизнедеятельности и защита окружающей среды»

Скачать эту статью « » в формате PDF

Стоимость вызова аварийно-спасательной службы — 5000 рублей.

Время прибытия по Москве — от 20 минут , по Московской области — от 30 минут.

Цена указана за однократное прибытие по указанному адресу. Дополнительные услуги оплачиваются отдельно, согласно действующим тарифам.

Стоит учитывать тот факт, что аварийно-спасательные работы обладают своими тонкостями при возникновении различных происшествий. Каждый профессиональный спасатель осведомлен о том, что существуют разные виды и цели этих процессов. Соответственно, обладают рядом особенностей организация и проведение аварийно-спасательных работ в ситуации разнообразных бедствий, катаклизмов и происшествий на производственных предприятиях повышенной опасности. Каждый ОПО должен быть оснащен собственной системой безопасности и АСП, готовым в любой момент выполнить задачу по устранению и локализации последствий ЧС. Исходя из требований законодательства, все ОПО обязаны заключать договор с аварийно-спасательными подразделениями. Для того, чтобы обеспечить готовность к таким мероприятиям, как локализация и устранение результатов аварий на опасных промышленных объектах, требуется планирование и осуществление таких операций в учебном порядке. Проводя ликвидацию, следует в точности соблюдать разработанный план действий, поскольку лишь благодаря грамотной и слаженной работе подразделений удаётся быстро ликвидировать негативные результаты аварийного происшествия.

Особенности проведения аварийно-спасательных работ

Проведение аварийно-спасательных и других неотложных работ включает в себя действия, производимые в ходе таких мероприятий, как: спасение человеческих жизней, предметов, имеющих культурную и материальную ценность, защита природы при ЧС, локализация и устранение, минимизация негативных последствий, характерных для ЧС. При работе в зоне ЧС имеются угроза состоянию специалистов, которые проводят такие мероприятия, а значит, им нужна не только соответствующая подготовка, но и оснащение с экипировкой. Среди основных видов аварийно-спасательных действий следует указать поисково-разведочные операции, действия, связанные с дорожным, транспортным, инженерным, материальным, гидрометеорологическим, техническим, а также медицинским обеспечением. АСР делятся действующим законодательством на операции по поиску и спасению людей, работы по тушению крупных пожаров и возгораний, газоспасательных процессов, проведение АСР на высоте, противофонтанных мероприятий, проведение АСР при наводнениях, ликвидации разнообразных факторов в результате ЧС.

План ликвидации аварийных ситуаций (ПЛАС) необходим для всех предприятий, независимо от класса опасности. Разработка данного документа выполняется для того, чтобы описать порядок действий, создать инструкцию для любого ЧС, возможного на промышленном объекте. ПЛАС разрабатывается и утверждается силами специальных служб, а также объединениями, целью которых является предотвращение и устранение опасности человеческой жизни и здоровью.

Любые действия, связанные с устранением аварий и спасением людей, должны иметь соответствующую подготовку и выполняться поступательно. Соблюдение последовательности при проведении аварийно-спасательных работ после взрыва и иных происшествий является залогом успешной ликвидации ЧС. При проведении таких операций определяется, с какой именно ЧС пришлось столкнуться, однако в грамотной подготовке нуждается любая операция. Часто применяют универсальную схему для подготовки работ того или иного вида:

  • На первом этапе нужно обеспечить защиту и спасти население, подготовить всё необходимое для того, чтобы проводить работы в полном масштабе.
  • Для выполнения второго шага осуществляется проведение аварийно-спасательных работ на высоте, эвакуация и остальные виды мероприятий, которые потребуются в данной ситуации.
  • На третьем этапе ликвидируются последствия.

АСР при пожаре

Огромную важность имеет грамотное, своевременное и профессиональное проведение аварийно-спасательных работ во время возгорания. Для того чтобы мероприятия по прекращению пожара возымели должный эффект, требуется быстро организовать такие действия, начиная от своевременного прибытия пожарного расчёта на место и заканчивая грамотным руководством действиями. Прежде всего, тушение пожара содержит в себе такую процедуру, как поиск людей, выведение их из зон, представляющих опасность для жизни, подача воздуха в помещения, которые заполнены дымом, предоставление доврачебной помощи тем, кто в ней нуждается, спасение ценностей материального характера.

Работы, которые проводятся в зоне чрезвычайных ситуаций, прежде всего, имеют поисковый характер. При нахождении пострадавших их выводят за пределы воздействия негативных факторов и предоставляют неотложную скорую помощь. Затем те отправляются в больницу. При проведении такой операции разведывают маршруты следования, подают воздух в помещения, куда ограничен доступ и производят сан. обработку пострадавших и вещей, которые эвакуируют вместе с ними. АСР при наводнениях имеют свою специфику, так как связаны с природными явлениями, из-за которых возникают экстремальные ситуации, угрожающие здоровью и жизни, препятствующие работе предприятий. Как правило, такие происшествия имеют внезапный характер. Природные катаклизмы становятся причиной разрушения конструкций, уничтожения предметов, имеющих культурный и материальный характер, смерти людей, животных. У операций, которые осуществляются при стихийных бедствиях, есть масса особенностей подготовки и воплощения в жизнь.

Центр экстренной помощи в чрезвычайных ситуациях выполняет АСР по всей стране. Обладая всем необходимым оборудованием, а также обширным опытом, мы в кратчайшие сроки ликвидируем опасность и окажем необходимую помощь пострадавшим. Высокий профессионализм – вот что отличает работников ЦЭПЧС. Мы собрали команду из квалифицированных спасателей, которые знают толк в выполнении своей работы. Наши специалисты занимаются осуществлением спасательных операций на производстве, в лесных хозяйствах, на воде и на суше. Мы оказываем специализированную помощь в случае разлива нефти, в случае ЧС и в других внештатных случаях, которые требуют присутствия специалистов и быстрого реагирования на произошедшее.

Для любого вида опасных мероприятий у нас есть заранее разработанный порядок проведения аварийно-спасательных работ. Наши специалисты готовы к любым неожиданностям. Действуя по самым прогрессивным и современным методикам, они добиваются лучшего результата в своей работе. Обращаясь в ЦЭПЧС, вы получаете мгновенный отклик, заранее разработанную методику, предназначенную для максимально эффективного проведения спасательной операции, все возможности, которые предоставляет прогрессивная техника. Результатом станет оперативное и качественное проведение всех необходимых операций с достижением максимально возможного эффекта.

Аварийно-восстановительные работы (АВР) - первоочередные работы в зоне чрезвычайной ситуации по локализации отдельных очагов разрушений и повышенной опасности, по устранению аварий и повреждений на сетях и линиях коммунальных и производственных коммуникаций, созданию минимально необходимых условий для жизнеобеспечения населения, а также работы по санитарной очистке и обеззараживанию территории.

прокладывание колонных путей и устройство проходов в завалах и зонах заражения;

локализацию аварий на газовых, энергетических, водопроводных, канализационных, тепловых и технологических сетях в целях создания безопасных условий для проведения спасательных работ;

укрепление или обрушение конструкций зданий и сооружений, угрожающих обвалом или препятствующих безопасному проведению спасательных работ;

ремонт и восстановление поврежденных и разрушенных линий связи и коммунально-энергетических сетей в целях обеспечения спасательных работ;

обнаружение, обезвреживание и уничтожение невзорвавшихся боеприпасов в обычном снаряжении и других взрывоопасных предметов;

ремонт и восстановление поврежденных защитных сооружений, для укрытия от возможных повторных ядерных ударов противника.

санитарная очистка территории в зоне ЧС;

первоочередное жизнеобеспечение пострадавшего населения.

Аварийно-восстановительные работы организуют в минимально короткие сроки и проводят непрерывно днем и ночью, в любую погоду, до полного их завершения. Это требует от начальника ГО, штаба, служб и формирований высокой организованности, а от личного состава высокой морально - психологической стойкости, физической выносливости и мобилизации всех сил.

Успех проведения мероприятий по ликвидации ЧС, выполнению АСР и АВР достигается:

Заблаговременной подготовкой органов управления, сил и средств РСЧС к действиям при угрозе и возникновении ЧС;

Экстренным реагированием РСЧС на возникновение ЧС, организацией разведки, приведением в готовность органов управления, сил и средств, своевременным выдвижением их в зону ЧС, развертыванием системы управления;

Принятием обоснованных решений на ликвидацию ЧС;

Непрерывным, твердым и устойчивым управлением работами и тесным взаимодействием в ходе работ;

Непрерывным ведением работ в любую погоду и любое время уток до полной ликвидации ЧС;

Соблюдением мер безопасности, своевременной сменой формирований в целях восстановления их работоспособности;

Организацией бесперебойного материально-технического обеспечения работ.

В основе организации АСДНР лежат заблаговременно разработанные на всех уровнях РСЧС планы действий по предупреждению и ликвидации ЧС. Эти планы разрабатываются на основе оценки риска возникновения ЧС для соответствующей территории (объекта), прогнозирования вариантов возможной при этом обстановки, анализа возможных решений на проведение работ. В целях согласования содержания планов исходные данные, необходимые для планирования доводятся для подведомственных органов управления и сил РСЧС. Разработанные планы согласовываются с вышестоящими органами РСЧС и утверждаются руководителями учреждений, организаций и предприятий. Кроме того, планы действий уточняются при возникновении угрозы и непосредственно в процессе работ по ликвидации ЧС.

Для проведения АСДНР в зависимости от характера и масштаба ЧС могут привлекаться:

Федеральные, региональные и территориальные поисково-спасательные формирования и службы МЧС России;

Воинские формирования и формирования ГО;

Аварийно-спасательные и специализированные формирования министерств, ведомств и организаций РФ;

Нештатные аварийно-спасательные формирования органов местного самоуправления (АСК ПГ);

Учреждения и формирования Всероссийской службы медицины катастроф;

Специально подготовленные соединения, части и подразделения инженерных войск, войск радиационной, химической и биологической защиты Вооруженных Сил РФ, другие войска и воинские формирования.


Ведение аварийно-спасательных работ имеет свои особенности в условиях возникновения разного рода аварий. В данной статье разберемся с видами и задачами работ, особенностями их организации, аварийно-спасательными работами при пожарах, чрезвычайных ситуациях, стихийных бедствиях и авариях на опасных производственных объектах.

Виды аварийно-спасательных работ

Аварийно-спасательные работы – это действия, включающие в себя следующие мероприятия: спасение людей, культурных и материальных ценностей, защита природной среды в зоне возникновения чрезвычайной ситуации, подавление опасных факторов, характерных для данной ЧС. Во время проведения аварийно-спасательных работ присутствуют факторы, угрожающие жизни и здоровью людей, проводящих эти работы, поэтому требуется специальная подготовка, экипировка и оснащение.

К основным видам обеспечения аварийно-спасательных работ относится разведка, транспортное, дорожное, инженерное, гидрометеорологическое, материальное, техническое и медицинское обеспечение.

В действующем законодательстве предусмотрены следующие виды АСДНР:


  • поисково-спасательные;


  • горноспасательные;

  • противофонтанные работы (проводятся на буровых и нефтяных скважинах);

  • работы по тушению пожаров;

  • ликвидация медико-санитарных последствий ЧС.


Задачи аварийно-спасательных работ

Аварийно-спасательные работы проводятся с целью предотвращения ЧС, чтобы ничто не угрожало жизни и здоровью людей. Первоочередные спасательные действия во время аварий, пожаров, взрывов, пожаров, землетрясений и других ЧС – поиск и спасение пострадавших, которые остались в поврежденных или разрушенных зданиях, людей, которых отрезал огонь (дым, стены и т.п.) или они оказались заблокированными в помещении.

Задачи аварийно-спасательных работ: тушение пожаров, ликвидация медико-санитарных последствий ЧС и проведение других неотложных действий, перечень которых при необходимости уточняет Правительство РФ.

Организация проведения аварийно-спасательных работ

Организация и подготовка к проведению аварийно-спасательных и других работ выполняется в несколько этапов. Последовательность проведения мероприятий изменяется в зависимости от создавшейся ЧС, но в любом случае требуется грамотная .

Зачастую используется универсальная схема подготовки, организации и проведения АСР:


  • Первый этап: защита и спасение населения, подготовка сил и средств АСС или АСФ к проведению полномасштабных работ.

  • Второй этап: непосредственное проведение аварийно- спасательных работ в зоне возникновения ЧС.

  • Третий этап: ликвидации последствий чрезвычайной ситуации.

Более подробно об организации проведения аварийно-спасательных работ читайте тут (Основы организации аварийно-спасательных работ).

Аварийно-спасательные работы при пожаре

Пожар – это неконтролируемое горение, которое может привести к разрушению сооружений, взрывов и других факторов, причиняющих материальный ущерб и вред здоровью и жизни людей. Для успешного выполнения требуется быстрая и эффективная организация боевых действий (своевременное прибытие на место пожара, привлечение необходимых сил и средств, грамотное руководство деятельностью).

Первоочередные аварийно-спасательные работы при тушении пожаров включают в себя розыск пострадавших людей, их извлечение из опасной зоны (заваленных или частично разрушенных зданий), подача воздуха в задымленные помещения, первая доврачебная помощь, эвакуация людей и материальных ценностей. Более подробно с первоочередными аварийно-спасательными действиями во время пожаров вы можете .


Аварийно-спасательные работы при ЧС

Аварийно-спасательные работы в зонах ЧС проводятся с целью поиска и удаления пострадавших за пределы действия опасных факторов. Оказывается неотложная медицинская помощь пострадавшим и их эвакуация в лечебные учреждения, ведь на месте часто невозможно создать условия, необходимые для спасения человека.

Работы по ликвидации аварийных ситуаций на ОПО

Для обеспечения готовности к работам по локализации и ликвидации последствий аварийных ситуаций организации, эксплуатирующие ОПО, обязаны планировать и выполнять мероприятия по локализации и ликвидации аварий на ОПО. При ликвидации аварийной ситуации важно придерживаться , ведь слаженная и грамотная работа всех подразделений приведет к быстрой ликвидации АС.

Аварийно-спасательная служба Москвы оказывает широкий спектр услуг по организации спасательных работ, а также по стационарному наблюдению за аварийно-опасными объектами производства. Связаться с нами можно при помощи страницы .

Общая характеристика железнодорожного транспорта

Пожарная опасность железнодорожных станций и подвижного состава Железнодорожный транспорт включает в себя подвижной состав, станции, составы, вокзалы, предприятия по обслуживанию и ремонту подвижного состава, прирельсовые склады и контейнерные площадки, которые располагаются в полосе отвода железной дороги.

В настоящее время на железных дорогах России более половины участков электрифицированы, и подвижной состав находится под контактными проводами высокого напряжения до 27 500 Вольт переменного тока или 3300 Вольт постоянного тока.

Железнодорожные станции по своему назначению и характеру работы подразделяются на пассажирские, грузовые, сортировочные, участковые и промежуточные. В зависимости от объема пассажирских, грузовых, технических операций сложности работы железнодорожные станции подразделяются на внеклассные, 1, П, Ш, 1У, У классов.

Крупные железнодорожные станции состоят из комплекса зданий и сооружений различного назначения, включающих в себя предприятия по обслуживанию и ремонту подвижного состава, открытые и закрытые склады и вокзалы. В их состав входят также и рабочие парки по приему поездов, сортировке подвижного состава, формированию и отправке поездов с развитой сетью железнодорожных путей. Площадь станций достигает 150 Га, а их протяженность 16 км, количество путей до 80.

Крупные станции могут иметь 6-8 рабочих парков. В парке может одновременно накапливаться до 3 тыс. вагонов с различными грузами. Наиболее опасными в пожарном отношении являются сортировочные парки, в которых происходит наибольшее скопление подвижного состава. В сортировочных парках преобладает грузы наиболее развитой в этом регионе промышленности (целлюлозно-бумажной, химической, деревообрабатывающей, нефтеперерабатывающей и др.). В этих парках подвижной состав формируется в поездах. Вагоны не сцеплены и у них нет локомотивов, с помощью которых можно быстро эвакуировать составы.

Пожарная опасность усугубляется нарушением технологического процесса сортировки. Цистерны, двигаясь с сортировочной горки с превышением скорости, сталкиваются, что приводит к утечкам и аварийному разливу огнеопасных жидкостей. Перевозка грузов производится подвижным составом различной конструкции в зависимости от вида, свойств, агрегатного состояния веществ, материалов и продукции.

Перевозимые грузы по опасным свойствам подразделяются на категории опасности согласно требованиям Правил (1). Перевозка многих грузов, в том числе разрядных и опасных, осуществляется в сопровождении ответственных лиц и под прикрытием вагонов с безопасными грузами. На упаковке грузов или ярлыках наносятся маркировка о его опасности, а на перевозочных документах ставится штемпель о нормах прикрытия, их взрывной и пожарной опасности, порядке спуска с горок, очистке и безопасности тары.

Кроме отечественных грузов по железной дороге производится транспортировка импортного сырья и веществ, физико-химические и пожаровзрывоопасные свойства которых зачастую не изучены.

При пожарах, как правило, возникают затруднения с расшифровкой вида перевозимых грузов в поездах. Подвижной состав, его подготовка к разгрузке, упаковка грузов и их крепление, а также перевозка должны соответствовать требованиям ППБО-109-92.

Правила пожарной безопасности на железнодорожном транспорте. Пожарная опасность подвижного состава зависит от пожаровзрывоопасных свойств перевозимых веществ и материалов, опасности самого подвижного состава, горючая нагрузка которого состоит из конструктивных элементов, технологического оборудования, топлива и смазочных материалов.

Большинство парков пассажирских вагонов на железной дороге состоит из ЦМВ, в конструкциях и отделке которых используется древесина, древесноволокнистая плита, бумажно-слоистый пластик, винилискожа, линолеум и ткани.

Наибольшую пожарную опасность представляют пассажирские вагоны постройки до 1965 года, особенно купейные и плацкартные. В настоящее время в России выпускаются плацкартные вагоны, пожарная нагрузка которых составляет 173 кг.м -2 , а общая поверхность горючих материалов с общей пожарной нагрузкой более 180 кг.м -2 без учета багажа пассажиров и постельных принадлежностей. При этом следует учесть, что по показателям дымообразования облицовочные полимерные материалы ППУ-Э, ПСБ-С, винилискожа, бумажно-слоистый пластик и др., представляют наибольшую опасность, так как при сгорании 1 м3 из них выделяется около 300 м3 газообразных продуктов, в состав которых входит окись углерода, двуокись углерода, хлористый водород и цианистый водород.

Организация тушения пожаров на железнодорожном транспорте

При организации аварийно-спасательных работ по ликвидации последствий транспортных аварий, катастроф и пожаров необходимо учитывать следующие их особенности:
аварии, катастрофы и пожары происходят в пути следования, как правило, внезапно, в большинстве случаев при высокой скорости движения транспорта, что приводит к телесным повреждениям у пострадавших, часто к возникновению у них шокового состояния, нередко к гибели;
несвоевременное получение достоверной информации о случившемся, что ведет к запаздыванию помощи, к росту числа жертв, в том числе из-за отсутствия навыков выживания у пострадавших;
отсутствие, как правило, на начальном этапе работ специальной техники, необходимых средств тушения пожаров и трудности в организации эффективных способов эвакуации из аварийных транспортных средств;
трудность в определении числа пострадавших на месте аварии или катастрофы, сложность отправки большого их количества в медицинские учреждения с учетом требуемой специфики лечения;
усложнение обстановки в случае аварии транспортных средств, перевозящих опасные вещества;
необходимость организации поиска останков погибших и вещественных доказательств катастрофы часто на больших площадях;
необходимость организации приема, размещения и обслуживания (питание, услуги связи, транспортировка и др.) прибывающих родственников пострадавших и организация отправки погибших к местам их захоронения;
необходимость скорейшего возобновления движения по транспортным коммуникациям.

Особенности ликвидации последствий аварий и пожаров на железнодорожном транспорте большая масса подвижного состава (общая масса грузового поезда составляет 3 – 4 тыс. тонн, масса пассажирского состава – около 1 тыс. тонн, масса одной цистерны – 80–100 тонн);
высокая скорость передвижения состава (до 200 км/час), а экстренный тормозной путь составляет несколько сотен метров; наличие на пути следования опасных участков дорог (мосты, тоннели, спуски, подъемы, переезды, сортировочные горки);
наличие электрического тока высокого напряжения (до 30 кВ);
влияние человеческого фактора на причины аварии (управление локомотивом, комплектование состава, диспетчерское обслуживание);
многообразие поражающих факторов и возможность их комбинированных сочетаний. Особую опасность длян может охватить один вагон за другим.

Особенно быстро это происходит во время движения поезда, когда в течение 15–20 минут вагон полностью выгорает. Температура в горящем вагоне составляет порядка 950 °С. Время эвакуации пассажиров должно быть не более 2 минут.

Пожар на тепловозах осложняется наличием большого количества топлива (5–6 т) и смазочных материалов (1,5–2 т). В случаях, когда пассажирские поезда оказываются заблокированными снежными заносами, обвалами, камнепадами, лавинами, селевыми потоками, водой, задача спасателей сводится к обнаружению пострадавших, их освобождению и оказанию им помощи.

Как показывает опыт, для ликвидации последствий аварий на железнодорожном транспорте МПС России располагает достаточными силами и средствами (на 17 дорогах в состав их сил, предназначенных для ликвидации чрезвычайных ситуаций, входят 304 восстановительных и 369 пожарных поездов). Поэтому, если авария устраняется в течение суток, привлечение сил и средств РСЧС, как правило, не требуется. В то же время, если авария связана с десятками погибших и сотнями пострадавших, когда требуется проведение сложных спасательных работ по извлечению людей из завалов и разрушенных конструкций вагонов, тогда использование дополнительных сил необходимо.

Взаимодействие сил при таких чрезвычайных ситуациях крайне важно, так как, кроме чисто технических проблем (разборки завалов, тушения пожаров, восстановления железнодорожного пути и т.п.), приходится решать задачи с привлечением дополнительных сил.

К таким задачам относятся:
охрана общественного порядка;
обеспечение работы пожарной и медицинской службы; опознание и идентификация погибших;
розыск, оповещение, встреча и размещение родственников погибших;
отправка оставшихся в живых с места катастрофы.

Решение этих вопросов возлагается, как правило, на руководителей КЧС и правоохранительных органов.

Организация тушения пожара с прибытием пожарной охраны

При пожарах на железнодорожном транспорте возможны:
наличие большого количества подвижного состава с пассажирами и различными по взрывопожарной опасности грузами;
наличие угрозы людям, находящимся в вагонах и соседних поездах, и возникновение паники среди них;
возможность взрыва вагонов с ВВ., железнодорожных цистерн со сжиженными газами и ЛВЖ;
быстрое распространение огня на соседние поезда, здания и сооружения;
растекание горючих и ядовитых жидкостей из поврежденных цистерн и образование загазованности прилегающей территории;
наличием большого количества железнодорожных путей с непрекращающимся движением по ним поездов;
большая продолжительность выяснения вида горящих грузов и обесточивания электроконтактной сети, находящейся под высоким напряжением;
удаленность водоисточников;
ограниченная возможность подъездов и проездов к горящему подвижному составу;
сложность боевого развертывания под железнодорожными путями с передвигающимися по ним подвижным составом.

С прибытием к месту пожара подразделений пожарной охраны руководители тушения пожара назначаются согласно инструкции. По прибытию к месту пожара подразделений пожарной охраны руководство тушением пожара осуществляется согласно требований Боевого Устава пожарной охраны. Руководителем ликвидации последствий аварий, столкновений, крушений или схода поездов является старший начальник железной дороги (начальник дороги, отделения, станции или их заместители).

Тушение пожаров на железнодорожных станциях (в парках отстоя)

При получении сообщения о пожаре на железнодорожной станции диспетчер ЦППС, кроме выполнения основных задач должен: уточнить у главного диспетчера станции о принятых мерах по эвакуации подвижного состава с соседних путей и снятию напряжения с электроконтактной сети, место отвода горящих вагонов и пути подъезда к ним пожарных автомобилей. Указанные сведения передаются прибывающим к месту пожара подразделениям.

Для успешного тушения пожара и проведения эвакуации подвижного состава во всех случаях требуется создание оперативного штаба. В состав оперативного штаба на пожаре включается представитель администрации, руководящий ликвидацией пожара до прибытия пожарной охраны, и представители служб железной дороги. Совместно с ними проводит разведку пожара согласно требований БУПО, в ходе которой уточняет обстановку и недостающие сведения. Одновременно назначается представитель охраны труда.

Учитывая сложность в организации ликвидации аварии и тушения пожара на железнодорожных станциях, РТП следует уделять внимание вопросам связи, особенно между штабом и работниками железнодорожного транспорта. Работники железнодорожного транспорта связь между собой поддерживают с помощью связи железной дороги (радио, теле..., громкоговорящей).

Для четкости взаимодействия работников железной дороги со штабом и РТП к ним необходимо прикрепить связных с радиостанциями, работающими на частотах штаба пожаротушения. Для обеспечения успешной эвакуации подвижного состава создается боевой участок (БУ).

В помощь начальнику БУ необходимо придавать двух помощников из числаобязан: определить вероятные пути распространения пожара по разлитой жидкости, наметить очередность эвакуации вагонов и в первую очередь следует обеспечить эвакуацию пассажирских поездов с людьми, вагонов с ВВ, ЯВ, РВ, цистерн со сжиженными газами, ЛВЖ, разрядными грузами. Особенно внимание следует обратить на подвижной состав, находящийся на путях растекания жидкости.

Имеющие локомотивы, в т.ч. электровозы ведут работу одновременно с двух концов станции и по обе стороны горящего состава.

В начале необходимо обеспечить эвакуацию подъездов с ближайших трех путей от горящего состава.

Силы и средства, приданные НБУ, используются:
для защиты людей, расцепляющих вагоны;
защиты железнодорожных цистерн со сжиженными газами и ЛВЖ, а также вагонов с разрядными грузами;
подачи пены на железнодорожные пути с целью их сохранности для последующей эвакуации поездов и ликвидации загораний на эвакуированном из зоны пожара подвижном составе.

К поездам, эвакуированным в первую очередь, относятся и нефтеналивные составы с пустыми цистернами, в которых образуются взрывоопасные паровоздушные концентрации из-за наличия в них остатка продуктов.

Для пожарных поездов, как правило, 4-й и 5-й пути от горящего состава. После освобождения ближайших от фронта путей на них могут быть выданы саморазгружающиеся полувагоны, платформы с несгораемыми сыпучими материалами (песком, щебнем, гравием, шлаком и т.п.) для устройства обвалования против растекания разлитых жидкостей.

Один из помощников НБУ по эвакуации подвижного состава одновременно, используя громкоговорящую диспетчерскую связь станции, организует сбор рабочих для выполнения работ по устройству обвалования и рытья лотков для отвода разлитых жидкостей на безопасные расстояния (в естественные выемки и котлованы), а также предотвращения их попадания в канализацию и другие подземные коммуникации.

При горении разлитых на железнодорожных путях жидкостей и других материалов для предотвращения деформаций ходовой части вагонов и рельсов необходимо организовать их охлаждение.

Боевое развертывание на железнодорожных станциях должно выполняться путем прокладки рукавных линий под железнодорожными путями и вдоль железнодорожных путей.

Для боевого развертывания выбираются участки с наименьшим количеством пересекающихся путей (до стрелочных переводов, у горловин парков) и отсутствием на них подвижного состава. В порядке исключения, для обеспечения быстрой подачи стволов, боевое развертывание можно провести путем прокладки рукавных линий по железнодорожным путям до окончания прокладки магистральных рукавных линий по путям.

Для успешной боевой работы личного состава, между вагонами поездов при возможности необходимо проделывать проходы (разрывы) путем их растяжки на расстояние 10-20 метров. В зависимости от количества железнодорожных путей, боевое развертывание под путями может выполняться одновременно в нескольких направлениях. Наиболее целесообразными следует применять способ прокладки во встречном направлении.

При этом проделываются лотки для одновременной прокладки двух магистральных линий Ф 77 мм. Подключение рабочих линий необходимо производить только через разветвления, установленные между путями. В этом месте следует иметь резерв рукавов. Для наблюдения за работой магистральных рукавных линий необходимо назначить ответственных лиц из состава боевых расчетов.

При пожаре РТП через представителя администрации, входящего в состав штаба, обязан:
установить вид материалов в горящих и соседних вагонах;
принять меры по отцепке горящих вагонов и выводу их на специальную площадку или безопасное место;
до начала тушения потребовать письменное подтверждение о снятии напряжения с контактных электросетей.

После расшифровки вида горящих материалов РТП совместно с администрацией по аварийным карточкам определяет их свойства, пожарную опасность и необходимые для их тушения огнетушащие вещества.

Ликвидация пожаров в подвижном составе на электрифицированных участках должна производиться только после получения РТП письменного разрешения с указанием в нем номера приказа энергодиспетчера и времени снятия остаточного напряжения. При этом на этих участках запрещается до обесточивания электросети и снятия остаточного напряжения приближаться на расстояние менее 2м к контактным проводам и ближе 10 м к их оборванным концам.

Допускается тушение внутри вагонов, а также подвижного состава и горящих предметов, расположенных на расстоянии свыше 7м от контактной сети, без снятия напряжения при условии, что струя пены или воды не будет касаться контактных проводов и других частей, находящихся под напряжением. 2.4. Тушение пожаров на перегонах

При пожаре на перегонах успех тушения во многом зависит от наличия полной информации, которая должна быть получена в процессе следования к месту вызова.

Диспетчером центрального пункта пожарной связи (ЦППС) через дежурного поездного диспетчера станции уточняются следующие сведения:
вид грузов в горящем и смежных вагонах, их количество, принятые меры по отцепке вагонов и эвакуации от них соседних, а также обесточивание участка электроконтактной сети над местом пожара, возможность проезда к месту происшествия пожарных автомобилей и наличия вблизи водоисточников, наличие разлива горючих и ядовитых жидкостей, наличие опасных грузов в очаге пожара и т. п.

Сведения диспетчер ЦППС обязан передать следующим к месту вызова подразделениям и дежурной службе пожаротушения (ДСП).

Наличие данных позволяет до прибытия к месту вызова решить следующие организационные вопросы:
определить необходимость привлечения других служб города, железной дороги;
специальной пожарной техники и отправления их к месту вызова;
направления к месту залива горючих материалов;
подготовку платформ для погрузки пожарной техники и ее отправку по железной дороге;
необходимость вызова специальной защитной одежды для личного состава;
обесточивания электроконтактной сети на участке происшествия и т.д.

При необходимости доставки пожарной техники и личного состава к месту пожара железнодорожным транспортом ЦППС направляет телефонограммой заявку дежурному по отделению дороги на необходимое количество платформ и вагонов с указанием времени и места их подачи. Крепление пожарной техники на железнодорожных платформах проводится силами личного состава пожарной охраны совместно с работниками железной дороги.

Диспетчер ЦППС систематически уточняет у поездного диспетчера сведения об обстановке на пожаре, а также места передвижения горящих вагонов и информирует следующие к месту вызова подразделения и ДСП. По прибытию на пожар РТП действует согласно требованиям Боевого Устава пожарной охраны. В первую очередь РТП должен поручить НТ с группой произвести разведку водоисточников по обе стороны от полотна железной дороги для организации подачи воды в перекачку или путем ее подвоза.

С этой целью в труднодоступных местах наиболее эффективно могут быть использованы мотопомпы. Для расшифровки грузов по перевозочным документам в исключительном случае может быть привлечена локомотивная бригада встречного поезда. При наличии неизвестных веществ и материалов РТП обязан потребовать у представителей железной дороги принять меры по их расшифровке через грузоотправителя и грузополучателя, а в необходимых случаях направления их специалистов на место происшествия.

Подавать огнетушащие вещества (воду, пену) для ликвидации горения неизвестных веществ категорически запрещается. Из числа лиц начсостава пожарной охраны, прибывших на пожар, необходимо назначить ответственного за соблюдением правил охраны труда. При пожаре на электрифицированном участке личный состав должен быть проинструктирован о правилах подачи огнетушащих веществ в близи электроконтактных проводов,находящихся под напряжением. РТП также требует от представителей железной дороги отправки дежурной группы электриков для снятия остаточного напряжения с электроконтактных проводов и выдачи ими письменного разрешения.

Для получения письменного разрешения следует убедиться, что подвижной состав отключен от электроконтактной сети и электроконтактные провода не касаются подвижного состава, а при их обрыве - в 10 м от них установлено ограждение. Подачу огнетушащих веществ для ликвидации горения внутри подвижного состава стоящего под электроконтактной сетью, находящейся под напряжением, необходимо осуществлять в электрозащитных индивидуальных изоляционных средствах (перчатках, ботах).

Личному составу запрещается подниматься на крыши вагонов, а также подавать компактные струи воды и пену так, чтобы они касались электроконтактных проводов или устройств, находящихся под напряжением.

Приемы и способы тушения пожаров Боевые действия подразделений в первую очередь должны обеспечить эвакуацию пассажиров:
тушение и охлаждение цистерн и вагонов с взрывчатыми и взрывоопасными веществами, газами, ЛВЖ и ГЖ с целью предотвращения взрывов в них;
повреждений подвижного состава с ЯВ;
избежания утечки и разлива жидкости;
распространения огня на соседние поезда, здания и сооружения.

При горении горловин цистерн, вагонов без разлива жидкости их отцепляют от не горящих вагонов и подают на специальную площадку для целей пожаротушения подвижного состава или отводят на безопасное расстояние, удобное для подъезда пожарной техники, где принимают меры по ликвидации пожара.

Поврежденные цистерны с вытекающими горючими веществами, жидкостями эвакуировать запрещается. Во избежание загорания, не допускается производить эвакуацию цистерн и вагонов с опасными грузами через зону пожара. Эвакуацию следует производить только противоположную сторону от очага пожара. При разливе ЛВЖ, ГЖ из поврежденных железнодорожных цистерн и их горение на путях, необходимо обеспечить ее тушение пеной средней кратности или распыленной водой не допуская распространения по ней пламени.

Одновременно обеспечиваются ограничения ее растекания путем устройства обвалования или отвода в безопасное место. При наличии в зоне пожара вагонов и цистерн с взрывоопасными грузами, сжиженными газами и ЛВЖ, ЯВ и РВ в первую очередь нужно принять меры по защите - охлаждению каждой единицы 2 лафетными стволами и выводу их из зоны пожара.

При невозможности их эвакуации охлаждение должно продолжаться непрерывно одновременно с двух сторон. Личный состав должен работать в теплоотражательных костюмах, теплозащищенных и защищаться распыленными струями воды. Боевые позиции для них следует выбирать с учетом защиты от возможных взрывов под прикрытием вагонов на соседних путях.

Охлаждать железнодорожные цистерны необходимо по всей поверхности, особенно верхнюю ее часть с паровоздушной средой и горловину с дыхательной аппаратурой. Горение над горловиной следует ликвидировать стволом ГПС-600, асбестовым одеялом, смоченным брезентом или кошмой после охлаждения ее поверхности. После ликвидации горения цистерны необходимо продолжать ее охлаждение распыленными струями воды с использованием турбинных насадок НТР-2,5; 5,0; 10; 20.

Первоочередному охлаждению также подлежат, находящиеся в зоне теплового воздействия, пустые железнодорожные цистерны с остатками продуктов, скорость которых выше, чем заполненных. При загорании на железнодорожных станциях цистерны со сжиженными углеводородными газами следует принять неотложные меры по ее выводу под прикрытием 4 пустых платформ для полувагонов в безопасное место (тупик), не прерывая при этом ее охлаждения.

При невозможности ее отвода необходимо обеспечить защиту распыленными струями воды соседних зданий, сооружений и поездов, продолжая последовательную эвакуацию подвижного состава. Тушение аварийного истечения сжиженного углеводорода газа из железнодорожных цистерн производится лишь после завершения подготовительных мероприятий по устранению его утечки, а также в случае, если его горение способствует взрывам, опасным деформациям и обрушениям.

Тушение вертикальных факелов над цистернами водяными струями с помощью ручных стволов более эффективно с уровня крыш соседних вагонов. Эффективность водяных струй, в том числе подаваемых с помощью лафетных стволов, намного снижается при тушении над дыхательной арматурой цистерн разветвленных факелов пламени.

Тушение веерных факелов водяными струями не эффективно, для их ликвидации следует использовать подачу порошковых составов лафетными стволами.

Тушение факелов сжиженного газа порошком ПСБ с помощью одного АП-3 возможно при расходе газа не превышающем 4 кг\сек-1.