Виды развертывания сил. Общие сведения о боевом развертывание

Боевое развертывание – действия личного состава по приведению прибывших к месту вызова пожарных машин в состояние готовности к выполнению боевых задач по тушению пожаров.

Боевое развертывание включает в себя следующие этапы:

· подготовку к боевому развертыванию.

· предварительное боевое развертывание.

· полное боевое развертывание.

Боевое развертывание от первой прибывшей на место пожара автоцистерны осуществляется с подачей первого ствола на решающем направлении.

Подготовка к боевому развертыванию проводится по прибытии к месту вызова (пожара). При этом выполняются следующие действия:

· установка пожарного автомобиля на водоисточник и приведение пожарного насоса в рабочее состояние.

· открепление необходимого пожарно-технического вооружения.

· присоединение рукавной линии со стволом к напорному патрубку насоса, если иное не установлено РТП.

Предварительное боевое развертывание на месте вызова (пожара) проводят в случаях, когда очевидна дальнейшая организация действий по тушению пожара или получено указание РТП.

При предварительном боевом развертывании сил и средств:

· выполняют действия по подготовке к боевому развертыванию.

· прокладывают магистральные рукавные линии.

· устанавливают разветвления, возле которых размещают рукава и стволы для прокладки рабочих линий, другое необходимое пожарно-техническое вооружение.


1-2
(2)
3-4
1-2
б)
В4
1-2
3-4
1-2
ПГ-1
в)
В5
3-4
1, 2, 3
3-4
В-4
(2)
ПГ-1
1-2
б)
В-4
(2)
ПГ-1
1-2
1(2)
в)
В-4
(2)
ПГ-1
1-2
1(3)
2(4)

Рисунок 21. Полное развертывание отделения на автоцистерне с установкой ее на пожарный гидрант

а – с подачей трех стволов Б;

б – с подачей одного ствола А и одного ствола Б;

в – с подачей двух стволов ГПС-600

12. Нормативы по пожарно-строевой подготовке (извлечения).

Нормативы по пожарно-строевой подготовке – это временные, количественные и качественные показатели выполнения определенных задач, приемов и действий отдельными сотрудниками (работниками), отделениями, дежурными караулами (сменами), подразделениями пожарной охраны с соблюдением последовательности (порядка), предусмотренной наставлениями, правилами, руководствами и инструкциями.



Нормативы считаются выполненными, если при работе соблюдены условия их выполнения и не было допущено нарушений требований наставлений, правил, руководств и инструкций, в том числе мер безопасности.

Если при отработке (проверке выполнения) норматива обучаемым допущена хотя бы одна ошибка, которая может привести к травме личного состава, повреждению пожарно-технического вооружения, спасательного оборудования, средств защиты, выполнение норматива прекращается и оценивается «неудовлетворительно».

Обнаруженные технические неисправности в ходе выполнения нормативов не устраняются (если они не препятствуют выполнению норматива и не создают опасности для жизни и здоровья), обучаемый после выполнения норматива должен доложить о выявленных неисправностях.

Время выполнения норматива сотрудником (работником), отделением, дежурным караулом (сменой), подразделением отсчитывается по секундомеру в порядке, изложенном в условиях норматива. Все нормативы выполняются в боевой одежде и снаряжении по сезону. Начало выполнения норматива – поданная команда (сигнал тревоги), окончание – в порядке, изложенном в условиях норматива.

Условия и время на выполнение нормативов определены для личного состава до 30 лет и летнее время.

При выполнении норматива на пожарных машинах с передним и боковым расположением всасывающего патрубка время на выполнение нормативов увеличивается на 2 секунды, с подачей воды – на 5 секунд, с подачей пены – на 7 секунд на каждый рукав рабочей и магистральной линий (по одной наиболее протяженной линии).


Таблица 182

Условия и нормы выполнения нормативов с пожарной техникой и пожарно-техническим вооружением

№ п/п Вид норматива Оценка по времени, с Условия выполнения норматива
отлично хорошо удовлетворительно
Надевание боевой одежды и снаряжения 1. Боевая одежда и снаряжение уложены любым способом. Пояс с закрепленным на нем карабином и пожарным топором в кобуре лежит под одеждой. Подкасник может находиться рядом с уложенной боевой одеждой или внутри каски. Брезентовые рукавицы (краги) кладутся в карманы куртки, при отсутствии карманов – под пояс. 2. Пожарный стоит в положении «смирно» в одном метре от боевой одежды и снаряжения лицом к ним. 3. Окончание: боевая одежда и снаряжение одеты, куртка застегнута на все пуговицы (крючки), пояс застегнут и заправлен под пряжку, подбородочный ремень каски подтянут.
Надевание теплоотражательного костюма 1. Костюм вынут из мешка и уложен на столе (полке). 2. Пожарный в положении ”смирно” в боевой одежде и снаряжении стоит в одном метре от костюма лицом к нему. 3. Окончание: полукомбинезон одет и закреплен с помощью плечевых лямок. Куртка из металлизированной ткани одета и застегнута на все пуговицы. Шлем-маска с пелериной одета поверх каски и застегнута, рукавицы одеты.
Надевание тепло-отражательного костюма ТК-800 на правильность 1. Пожарный в повседневной одежде с двумя ассистентами стоит в одном метре от приготовленного костюма. 2. Надеть брюки комбинезона и сапоги 3. Надеть дыхательный аппарат со сжатым воздухом или КИП. 4. Надеть верхнюю часть комбинезона, застегнуть стягивающие ремни, закрыть защитный клапан, оставить не застегнутым один верхний стягивающий ремень и одну верхнюю кнопку защитного клапана. 5. Произвести боевую проверку КИП или открыть вентиль баллона АСВ до отказа (должен быть включен резерв дыхательного аппарата со сжатым воздухом). Включиться в дыхательный аппарат. Надеть пожарную каску 6. Окончание: капюшон и рукавицы надеты, стягивающий ремень застегнут
Сбор и выезд по тревоге (с посадкой в автомобиль за воротами гаража) 1. Боевая одежда и снаряжение уложены так, как определено условием выполнения норматива 1.
отделения 2. Личный состав дежурного караула находится в караульном помещении и располагается произвольно. Посадка в автомобиль производится после того, как полностью надеты боевая одежда и снаряжение. Разрешается застегивать боевую одежду и надевать пожарный пояс в кабине автомобиля
караула в составе двух и более отделений 3. Окончание: автомобиль находится за воротами гаража, личный состав отделения(ий) находится в автомобиле. Дверцы закрыты. Результат фиксируется в момент закрытия последней дверцы автомобиля(ей). Примечание: Для автомобилей с тормозной системой «КАМАЗ» нормативное время увеличивается на 60 с.
Прокладка рукавной линии со стволом (указывается ствол) длиной 40 м от колонки, установленной на гидрант 1. Пожарное оборудование сложено в одном метре от колонки. Пожарный стоит в положении «смирно» около оборудования. 2. Окончание: рукавная линия проложена, ствол присоединен к рукавной линии, пожарный на боевой позиции.
Прокладка магистральной линии диаметром 77 мм одним пожарным на: 1. Рукава в скатках уложены в отсеках пожарного автомобиля. 2. Окончание: линия собрана (с разветвлением) и присоединена к напорному патрубку насоса. Результат фиксируется по последнему соединению.
3 рукава
4 рукава
5 рукавов
6 рукавов
7 рукавов
Прокладка магистральной линии диаметром 77 мм расчетом из 2-х человек на: 1. Рукава в скатках (в «гармошку») уложены в отсеках пожарного автомобиля. 2. Окончание: линия собрана (с разветвлением) и присоединена к напорному патрубку насоса. Результат фиксируется по последнему соединению.
5 рукавов
6 рукавов
7 рукавов
8 рукавов
10 рукавов
Прокладка магистральной линии диаметром 77 мм расчетом из 3-х человек на: 1. Рукава в скатках (в «гармошку») уложены в отсеках пожарного автомобиля. 2. Окончание: линия собрана (с разветвлением) и присоединена к напорному патрубку насоса. Результат фиксируется по последнему соединению.
6 рукавов
7 рукавов
8 рукавов
10 рукавов
Вязка двойной спасательной петли без надевания ее на спасаемого 1. Пожарный стоит в положении «смирно». 2. Спасательная веревка, смотанная в клубок, находится в чехле с лямкой, надетой через плечо пожарного. 3. Окончание: спасательная петля связана
Вязка двойной спасательной петли с надеванием ее на спасаемого 1. Пожарный стоит в положении «смирно» в одном метре от спасаемого, лежащего на спине. 2. Спасательная веревка, смотанная в клубок, находится в чехле с лямкой, надетой через плечо пожарного 3. Окончание: спасательная петля связана, надета на спасаемого, длинный конец веревки намотан на карабин
Закрепление спасательной веревки за конструкцию здания (одним из четырех способов) 1. Пожарный стоит в положении ”смирно” в одном метре от места закрепления веревки за конструкцию. 2. Спасательная веревка, смотанная в клубок, находится в чехле с лямкой, надетой через плечо пожарного 3. Окончание: веревка закреплена за конструкцию, узел надежно завязан
Сматывание спасательной веревки в клубок длиной 30 (50) м на правильность 1. Пожарный стоит в положении «смирно» одном метре от размотанной веревки, один конец которой находится в руке пожарного. 2. Окончание: веревка смотана в клубок, свободный конец веревки заправлен в середину клубка уложен в чехол.
Подъем по стационарной лестнице на заданную высоту: 1. Пожарный стоит у лестницы-палки, приставленной к стационарной лестнице, двумя руками держится за тетивы, правая (левая) нога на первой ступеньке. 2. Окончание: пожарный стоит обеими ногами на заданной высоте, закрепился за ступеньку лестницы карабином Результат фиксируется по закреплению карабина. Примечание: при использовании лестницы-палки время увеличивается на 5 с.
8 м
12 м
16 м
20 м
Подъем по стационарной лестнице с сухой рукавной линией с присоединенным стволом (указывается ствол) на заданную высоту: 1. Пожарный стоит у входа на лестницу, рукавная линия в скатках находится у ног пожарного, соединительные головки соединены, один конец линии с присоединенным стволом перекинут через левое плечо, стволом к спине. 2. Окончание: пожарный стоит обеими ногами на заданной вы- соте, закрепился карабином за ступеньку лестницы, рукавная линия закреплена задержкой.. Результат фиксируется по закреплению задержки Примечание: при использовании лестницы-палки время увеличивается на 5 с.
8 м
12 м
16 м
20 м
Подъем по автолестнице, выдвинутой на: 1. Автолестница установлена и выдвинута на заданную высоту при угле наклона 70 градусов, пожарный стоит у входа на лестницу. 2. Окончание: пожарный достиг заданной высоты и закрепился карабином за продпоследнюю ступеньку лестницы. Результат фиксируется по закреплению карабина. Примечание: при использовании лестницы-палки время увеличивается на 5 с.
15 м
20 м
25 м
30 м
35 м
40 м
45 м
50 м
Подъем по автолестнице с сухой рукавной линией с присоединенным стволом (указать тип ствола) на заданную высоту: 1. Пожарный стоит у входа на лестницу, рукавная линия в скатках находится у ног пожарного, соединительные головки соединены, один конец линии с присоединенным стволом перекинут через левое плечо, стволом к спине. 2. Окончание: пожарный достиг заданной высоты и закрепился карабином за предпоследнюю ступеньку лестницы, рукавная линия закреплена задержкой. Результат фиксируется по закреплению задержки.
15 м
20 м
25 м
30 м
Переноска и подвеска штурмовой лестницы 1. Лестница лежит седьмой ступенькой на линии старта (32 м 25 см от основания учебной башни). Пожарный стоит в удобной для него позиции у линии старта, не касаясь руками или ногами стартовой линии и не отрывая лестницы от земли. 2. Окончание: лестница подвешена в окно 2-го этажа учебной башни на всю длину крюка. Результат фиксируется по касанию крюка о верхнюю поверхность подоконника.
Подъем по подвешенной штурмовой лестнице на 4-й этаж учебной башни 1. Лестница подвешена на подоконник 2-го этажа учебной башни. Пожарный левой (правой) ногой встал на первую ступеньку, руками держится за тетивы. 2. Окончание: пожарный двумя ногами коснулся пола 4-го этажа учебной башни. Результат фиксируется по касанию пола второй ногой.
Подъем по штурмовой лестнице на 4-й этаж учебной башни 1. Лестница лежит седьмой ступенькой на линии старта (32 м 25 см от основания учебной башни). Пожарный стоит в удобной для него позиции у линии старта, не касаясь руками или ногами стартовой линии и не отрывая лестницы от земли. 2. Окончание: пожарный двумя ногами коснулся пола 4-го этажа учебной башни. Результат фиксируется по касанию пола второй ногой.
Подъем по установленной выдвижной лестнице в окно 3-го этажа учебной башни 1. Выдвижная лестница установлена и закреплена за седьмую ступеньку, первый номер стоит около лестницы, руками держится за тетивы, левая нога на первой (второй) ступеньке. Второй номер стоит между стеной и лестницей, прижимает и удерживает ее. 2. Окончание: первый номер коснулся двумя ногами пола 3-го этажа учебной башни. Результат фиксируется по касанию пола второй ногой
Установка выдвижной лестницы в окно 3-го этажа учебной башни 1. Выдвижная лестница уложена и закреплена на крыше автомобиля, находящегося в 30 м от основания учебной башни (ось задних колес совпадает с отметкой 30 м). Рукавная катушка снята. 2. Двое пожарных находятся у заднего колеса автомобиля за линией старта. 3. Окончание: выдвижная лестница снята, перенесена, установлена и закреплена за седьмую ступеньку. Первый номер стоит в полушаге от лестницы лицом к ней, второй номер стоит между стеной и лестницей. Результат фиксируется по касанию тетивы лестницы подоконника
Установка и подъем по выдвижной лестнице в окно 3-го этажа учебной башни 1. Выдвижная лестница уложена и закреплена на крыше автомобиля, находящегося в 30 м от основания учебной башни (ось задних колес совпадает с отметкой 30 м). Рукавная катушка снята. 2. Двое пожарных находятся у заднего колеса автомобиля за линией старта 3. Окончание: первый номер коснулся двумя ногами пола 3-го этажа учебной башни. Результат фиксируется по касанию пола второй ногой.
Преодоление 100-метровой полосы с препятствиями 1. Пожарный со стволом стоит в удобной для него позиции у линии старта, не касаясь руками или ногами стартовой линии (ствол находится в любом положении). 2. Окончание: препятствия преодолены, дистанция закончена; ствол примкнут к рукавной линии, рукава соединены между собой и присоединены к разветвлению. Примечание: расстановка препятствий и условия их преодоления должны соответствовать Правилам соревнований по пожарно-прикладному спорту.

Условия и нормы выполнения нормативов по боевому развертыванию от основных пожарных автомобилей

Таблица 183

№ норматива Боевой расчет, чел Оценка по времени, с
n м /d м n 1 /d 1 n 2 /d 2 отлично хорошо удовлетворительно
26 (40) 29 (43) 32 (46) 1. Автоцистерна (насосно-рукавный автомобиль) установлена у гидранта. 2. Окончание: колонка навернута до отказа на стояк гидранта, всасывающие рукава присоединены. В скобках указано время с пуском воды из напорного патрубка.
39 (75) 45 (82) 52 (88) 1. Автоцистерна (насосно-рукавный автомобиль) установлена у водоема, укомплектована двумя всасывающими рукавами по 4 метра каждый. 2. Окончание: всасывающая рукавная линия собрана, веревка всасывающей сетки размотана, свободный конец веревки закреплен за конструкцию или всасывающий рукав. В скобках указано время с пуском воды.
72 (110) 80 (121) 88 (132) 1. Автоцистерна (насосно-рукавный автомобиль) установлена у водоема, укомплектована четырьмя всасывающими рукавами по 2 метра каждый. 2. Окончание: всасывающая рукавная линия собрана, веревка всасывающей сетки размотана, свободный конец веревки закреплен за конструкцию или всасывающий рукав. В скобках указано время с пуском воды
- 2/51 - 1. Автоцистерна установлена на площадке 2. Окончание: двигатель переключен на насос, рукавная линия проложена, соединительные головки соединены, пожарный со стволом находится на позиции, водитель у насоса
3/51

№ норматива Количество рукавов n, диаметром d Боевой расчет, чел Оценка по времени, с Схема боевого развертывания и условия выполнения норматива
n м /d м n 1 /d 1 n 2 /d 2 отлично хорошо удовлетворительно
- 2/51 - 1. Автоцистерна установлена на площадке 2. Окончание: двигатель переключен на насос, рукавная линия проложена, соединительные головки соединены, пожарный со стволом находится на позиции, водитель у насоса
3/51
3/77 2/51 1. Автоцистерна установлена у водоема (гидранта). 2. Окончание: автоцистерна установлена на водоем (гидрант), рукавные линии проложены и соединены, пожарный со стволом находится на позиции, водитель у насоса В скобках указано время с заполнением насоса водой

3 – 4 63 (70) 70 (75) 77 (80)
5 – 6 47 (70) 52 (75) 57 (80)
4/77 2/51
67 (70) 75 (75)
63 (70) 70 (75) 77 (80)
5 – 6 54 (70) 62 (75) 68 (80)
6/77 2/51
5 – 6 67 (70) 75 (75)

Таблица 184

Время выполнения операций с пожарно-техническим вооружением

№ п/п Операции t ± Dt
Раскатать напорный пожарный рукав диаметром 51-77 мм на горизонтальной поверхности:
одинарная скатка(для напорного пожарного рукава диаметром 51 мм) 4,0 0,35
двойная скатка(для напорного пожарного рукава диаметром 77мм) 7,0 0,57
Соединить напорные соединительные головки диаметром 51-77 мм 1,5 0,16
Соединить напорные соединительные головки всасывающих рукавов диаметром:
77мм 4,0 0,48
(не резьбовые) 125-150мм 6,0 0,8
Установить колонку на гидрант 9,0 1,0
Открыть крышку гидранта 2,0 0,2
Открыть колпачок гидранта 2,0 0,2
Подать воду в колонку 13,0 0,54
Открыть вентиль колонки 8,0 0,5
Переместиться с рукавной катушкой на расстоянии 100 м:
без раскатки рукавов 35,0 1,3
с раскаткой рукавов 40,0 1,4
Раскатать напорный рукав диаметром 51-66 мм по лестничному маршу лестничной клетки 12,0 1,1
Закрепить напорный пожарный рукав 2,0 0,3
Опустить спасательную веревку на 1 м 0,3 0,03
Опустить (поднять) напорные рукава в этажах зданий на 1 м 2,0 0,08
Размотать веревку на всасывающей сетке 10,0 1,0

Сигналы управления

Рис. 1. Сбор отделения Рис. 2. Внимание

Рис. 3. Подать ручной пожарный ствол Рис. 4. Подать лафетный пожарный ствол

Рис. 5. Подать пенный пожарный ствол Рис. 6. Подать воду

Рис. 7. Прекратить подачу воды Рис. 8. Лестница-палка

Рис. 9. Лестница-штурмовка Рис. 10. Выдвижная лестница

Рис. 11. Наверх Рис. 12. Вниз

Рис. 13. Опасность – отступай Рис. 14. Изолирующий противогаз надеть

Рис. 15. Снять противогаз Рис. 16. Вызов медицинской помощи

Рис. 17. Не понял – повтори сигнал Рис. 18. Отбой.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.

1. Федеральный закон № 123-ФЗ от 22 июля 2008 г. «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности».

2. ГОСТ 12.1.033 – 81* ССБТ Пожарная безопасность. Термины и определения.

3. ГОСТ 12.1.004 – 91* ССБТ Пожарная безопасность. Общие требования.

4. ГОСТ 27331 – 87 Пожарная техника. Классификация пожаров.

5. Иванников В.П., Клюс П.П. Справочник руководителя тушения пожара. – М.: Стройиздат, 1987. – 288с.: ил.

6. Повзик Я.С. Справочник руководителя тушения пожара. – М.: ЗАО «СПЕЦТЕХНИКА», 2001. – 361с.

7. Теребнёв В.В. Справочник руководителя тушения пожара. Тактические возможности пожарных подразделений. – М.: Пожкнига, 2004 г. – 256с., ил.

8. Теребнёв В.В. «Справочник спасателя-пожарного». – М.: Пожкнига, 2006 г. – 528с.

Боевое развертывание

Боевое развертывание пожарного караула-это при­ведение сил и средств в состояние готовности для выполнения боевой задачи на пожаре. Оно требует слаженно­сти номеров боевого расчета, знания ими своих обязан­ностей, быстроты действий, доведенных до автоматизма, максимального физического напряжения, а от руководи­теля-знания тактических возможностей своего подраз­деления и используемой техники (табл. 1, 2), потому что, отдавая приказ о проведении боезого развертывания, он должен учитывать реальные возможности пожарного ка­раула.

Таблица 1. Тактические возможности автоцистерн

Показатель АЦ 40 (375) АЦ-40 (131) АЦ-40 (130Е) АЦ-40 (130) АЦС 40 (131)
Число подаваемых стволов:
А
Б
лафетный - -
Время работы от емкости, мин:
ствол Б
(Р=17м) 19,6 11,7 10,2 10,2 11,7
(Р==19м) 17,5 10,5 10,5
ствол А:
(Р==17м) 10,2 6,1 5,3 5,3 6,1
(Р=19м) 9,3 5,6 4,9 4,9 5.6
ствол РС-Б при 18,5 11.4 11,4
распыленная струя
Время работы ГПС-600, мин:
от емкости 8,3 6,9 6,2 6,2 6,9
с установкой на гидрант 8,3 6,9 6.9 6,9 6,9
Количество получаемой пены,
м 3:
от емкости 223,5 223,5
с установкой на гидрант
Возможный объем тушения пе­
ной средней кратности, м 3:
от емкости 74,5 74,5
с установкой на гидрант

Кроме данных, указанных в таблицах, необходимо знать габариты пожарных автомобилей, особенно шири­ну и высоту, а также массовую характеристику, так как, отдавая приказ на боевое развертывание, командир по­жарного подразделения должен принимать во внимание наличие арок, ворот, мостов, эстакад и других сооружений, способных помешать проезду (подъезду) пожарных автомобилей к зданию, гидранту, водоему и т. п. (табл. 3).-



Таблица 2. Тактические возможности автонасосов

Таблица 3. Массовые и габаритные характеристики некоторых пожарных автомобилей

Пожарный автомобиль Масса состояния боевой готовнос­ти, кг Габаритные размеры, мм
длина ширина высот
АЦ-40 (375)
АЦ-40 (131) 137 11 050
АЦ-40 (130Е) 126
АЦ-40 (130) 63А
АЦС-40 (131) 42Б 11 160
АН-40 (127)
АНР-40 (127А)
АН-45 (375)
АВПТ
АА-60 (543) 160
ПНС-110 (131) 10ЭОО
АР-2
АЛ-130 (131)
Автоподъемник
«Бронто-Лифт ЗЗО» на шасси
КамАЗ

Пренебрежение приведенными в таблице данными мо­жет не только существенно замедлить боевое развертыва­ние, но и привести к аварии или поломке пожарной тех­ники и, как следствие, невозможности выполнения бое­вой задачи по тушению пожара.

Боевое развертывание пожарного подразделения со­стоит из следующих этапов:

1) подготовки к боевому развертыванию, которая про­водится по прибытии на пожар одновременно с разведкой и включает в себя:

установку пожарных автомобилей на водоисточники с присоединением всасывающих рукавов и пуском воды в насос;

снятие креплений пожарно-технического вооружения;

включение насоса автоцистерны в рабочее положение без установки ее на водоисточник и присоединение ру­кавной линии со стволом к штуцеру насоса;

проведение других подготовительных мероприятий г, зависимости от местных условий, например подготовка места для установки дополнительных пожарных автомо­билей на открытый водоисточник, отыскание дополни­тельных гидрантов и их расчистка в зимних условиях, создание площадок для маневрирования пожарных ав­томобилей и т. п.;

2) предварительного развертывания, которое прово­дится в том случае, когда по внешним признакам пожа­ра сразу можно определить направление прокладки ма­гистральных рукавных линий или кто-то из встречаю­щих лиц укажет это направление. В дополнение к дейст­виям, проводимым при подготовке к боевому разверты­ванию, необходимо проложить магистральные линии и установить разветвления, поднести к ним рукава для ра­бочих линий, стволы, лестницы и т. п.;

3) полного боевого развертывания, которое может проводиться сразу по прибытии подразделения на пожар или же после подготовки или предварительного развер­тывания. Ствольщики выходят на позиции кратчайшими и наиболее безопасными путями, используя для этого по­жарные лестницы, коленчатые подъемники, устраняя пре­грады путем вскрытия и разборки конструкций и т. п.

Вся работа по развертыванию сил должна проводить­ся с таким учетом, чтобы действия одного пожарного не затрудняли последующих действий других пожарных. Для беспрепятственного, быстрого и наиболее целесооб­разного развертывания дополнительных сил и средств перед местом пожара должен быть свободный участок (площадь).

Одной из характерных ошибок, наиболее часто допу­скаемых пожарными караулами, является приезд машин

Рис. 1. Схема боевого развертывания от автоцистерны при подаче двух стволов Б

Рис. 2. Схема боевого развертывания при подаче ГПС через пенные вставки

а - при подаче ГПС-600; б - при подаче ГПС-2000

Рис. 3. Подача ГПС с помощью пеноподъемника

Рис. 4. Схемы боевого развертывания П НС-110

Рис. 5. Схема полного боевого развертывания автомобиля ГДЗС

непосредственно к месту горения, при этом автомобили ставят бессистемно, и в короткое время прилегающие улицы и территория загромождаются дополнительно при­бывающими силами. Все это осложняет дальнейшее маневрирование, подъезд необходимых пожарных автомо­билей затрудняется или задерживается, останавливается уличное движение. Особенно часто подобные ситуа­ции возникают, когда силы и средства сосредоточивают­ся достаточно быстро, а работа тыла еще не организова­на. В этом случае командиры прибывающих пожарных подразделений должны проявить организованность и дис­циплинированность, что в значительной степени будет способствовать успешному проведению боевого разверты­вания.

Другой характерной ошибкой, встречающейся при от­даче приказания на боевое развертывание, является не­полное использование тактических возможностей подраз­деления и пожарной техники. Например, очень часты случаи, когда отделению автоцистерны ставится задача провести боевое развертывание с подачей только одного ствола Б на тушение пожара, хотя тактические возмож­ности позволяют, а сложившаяся обстановка требует по­дачи сразу двух таких стволов.

Это в равной степени относится и к ошибкам в использовании тактических и технических возможностей других, в том числе и специальных пожарных подразделений и автомобилей. Нередко на пожарах при вскрытии конструкций не используют электрифицированный или механизированный инструмент, в то время как автомобили ГДЗС и технической службы простаивают. Нередко действуют два отделения бойцов и работают агрегаты двух пожарных автомобилей там, где с задачей могло бы справиться одно отделение ГДЗС. Максимальное и эффективное использование тактических возможностей пожарных подразделений при боевом развертывании – залог успешного тушения пожара. На рис. 1 – 6 приведены некоторые схемы боевого развертывания.

Л Е К Ц И Я

по пожарной тактике для курсантов и студентов первого курса

специальности 280104.65 «Пожарная безопасность» на тему №5:

«Боевое развёртывание. Действия при боевом развёртывании»

Обсуждена на заседании кафедры ОП и ПАСР.

Протокол № ___ от «___» ________ 201_ г.

Санкт-Петербург


I. Цели занятия

1. Обучающая: Изучить особенности прогнозирования и развития пожаров.

2. Развивающая: Развить тактическое мышление у курсантов (студентов).

3. Воспитательная: Воспитать у курсантов (студентов) чувство ответственности за принятие тактических решений.

II. Расчет учебного времени

III. Литература

Основная

1. Артамонов В.С., Бессмертнов В.Ф., Скопцов А.А., Ширинкин П.В. “Пожарная тактика в вопросах и ответах”: Учебное пособие. СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2009.

2. Решетов А.П., Башаричев А.В., Клюй В.В. «Пожарная тактика»: Учебное пособие. СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2011.

3. Башаричев А.В., Решетов А.П., Ширинкин П.В. Пожарная тактика.: Учебно-методическое пособие по решению пожарно-тактических задач. СПб.: Санкт-Петербургский университет ГПС МЧС России, 2009.

Дополнительная

1. Повзик Я.С. Пожарная тактика. М.: Спецтехника, 2001.

2. Повзик Я.С. Справочник руководителя тушения пожара. М.: Спецтехника, 2001.

4. Организационно-методические указания по тактической подготовке начальствующего состава федеральной противопожарной службы МЧС России (утверждены 24.06.2007 г.)



Нормативно-правовые документы

1. Федеральный закон №69-ФЗ «О пожарной безопасности» от 21.12.1994 г.

2. Федеральный закон №123-ФЗ «Технический регламент о требованиях пожарной безопасности» от 22.07.2008.

3. ГОСТ 12.1.114-82г. Пожарная техника. Обозначения условные графические. 1982 г.

4. ПОРЯДОК тушения пожаров подразделениями пожарной охраны. Утвержден приказом МЧС России от 31.03.2011 156 , Зарегистрирован в Минюсте России регистрационный № 20970 от 09.10.2011

5. ПОРЯДОК организации службы в подразделениях пожарной охраны. Утвержден приказом МЧС России от 05.04.2011 167 , Зарегистрирован в Минюсте России регистрационный № 20868 от 25.05.2011

IV. Учебно-материально обеспечение:

1. Технические средства обучения: компьютерная техника, мультимедий-ный проектор.

Этапы боевого развертывания

Боевое развертывание - действия личного состава по приведению прибывших к месту вызова пожарных машин в состояние готовности к выполнению боевых задач по тушению пожаров.

Боевое развертывание включает в себя следующие этапы:

Подготовку к боевому развертыванию;

Предварительное боевое развертывание;

Полное боевое развертывание.

Боевое развертывание от первой прибывшей на место пожара автоцистерны осуществляется с подачей первого ствола на решающем направлении.

Подготовка к боевому развертыванию проводится непосредственно по прибытии к месту вызова (пожара). При этом выполняются следующие действия:

Установка пожарного автомобиля на водоисточник и приведение насоса в рабочее состояние;

Открепление необходимого пожарно-технического вооружения;

Присоединение рукавной линии со стволом к напорному патрубку насоса, если иное не установлено РТП.

Предварительное боевое развертывание на месте вызова (пожара) проводится в случаях, когда очевидна дальнейшая организация боевых действий или получено указание РТП.

При предварительном боевом развертывании:

Выполняют подготовку к боевому развертыванию;

Прокладывают магистральные рукавные линии;

Устанавливают разветвления, возле которых размещают рукава и стволы для прокладки рабочих линий, другое необходимое пожарно-техническое вооружение.

Полное боевое развертывание на месте вызова (пожара) проводят по указанию РТП, а также в случае очевидной необходимости подачи огнетушащих веществ.

При полном боевом развертывании:

Выполняют подготовку и предварительное боевое развертывание;

Определяют боевые позиции ствольщиков, к которым прокладывают рабочие рукавные линии;

Заполняют огнетушащими веществами магистральные и рабочие (при наличии перекрывных стволов) рукавные линии.

Максимальная численность боевых расчетов составляет: на автоцистернах 5-6 человек, на автонасосах 7-9 человек, однако численность боевых расчетов бывает значительно меньше.

Учитывая, что тактико-технические данные основных пожарных автомобилей значительно шире физических возможностей боевых расчетов, а уровень механизации трудоемких работ, связанных с боевым развертыванием подразделений, недостаточный, в гарнизонах применяют различные приемы боевого использования основных пожарных автомобилей и взаимодействия между номерами боевых расчетов в отделениях и между ними.

Период боевого развертывания подразделений на пожаре от начала развертывания первого подразделения до окончания последнего составляет продолжительность ввода сил и средств на тушение пожара.

Мы же рассмотрим, от каких факторов зависит время боевого развертывания одного подразделения, участвующего в процессе введения сил и средств.

Скорость боевого развертывания зависит от условий обстановки на пожаре, физической тренированности, тактической и психологической подготовки личного состава подразделений, а также от их количества в боевом расчете, типов и видов вводимых стволов, места их введения, способов и приемов боевого развертывания.

В практике работы пожарных подразделений существуют способы боевого развертывания: ручной, механизированный, комбинированный. Наиболее эффективными являются механизированные способы развертывания, однако они еще недостаточно разработаны. Чаще всего применяются комбинированные способы развертывания.

Основным показателем боевого развертывания является скорость прокладки рукавных линий, которая зависит от способов прокладки рукавных линий: из скаток, из гармошки или с помощью рукавных катушек и автомобилей по горизонтали; по маршам лестниц, между маршами, из скаток сверху вниз, подъем линий по спасательной веревке, автолестницам, коленчатым подъёмникам по вертикали.

Время боевого развертывания во многом зависит от оптимальности его схемы. В основу боевого развертывания может быть положен принцип выбора насосно-рукавных систем, позволяющих обеспечить необходимую подачу огнетушащих средств на наибольшее расстояние или на наибольшую высоту за минимальное время.

Схема должна пропускать не только расход огнетушащего средства, требуемый в данный момент, но и максимальный при работе насоса на полную мощность.

Согласно этому принципу любая схема подачи огнетушащего средства, если она не рассчитана на максимальную подачу насоса, должна быть выполнена так, чтобы имелась возможность, например, путём присоединения второй магистральной линии к насосу или рабочей к разветвлению, увеличить пропускную способность схемы до максимальной.

Схема боевого развертывания должна обеспечить необходимый напор огнетушащего средства в контрольной точке (у насадки ствола, генератора пены и т.д.) и быть оптимальной в данной обстановке на пожаре.

Определение оптимальных насосно-рукавных систем можно осуществлять аналитическим методом, т. е. Путем гидравлического расчета или с помощью специальных таблиц, графиков, номограмм, счетных линеек или экспонометра.

Для решения рассматриваемой задачи необходимо располагать следующими исходными данными: тип и расход вводимых стволов на тушение или защиту; высота отметок боевых позиций ствольщиков; характеристика рельефа местности, прилегающей к месту пожара; расстояние от водоисточников до места введения стволов; тактико-технические данные пожарных автомобилей.

Развертывание сил и средств подразделений (далее - развертывание) включает в себя действия личного состава подразделений по приведению прибывших к месту пожара (вызова) пожарной техники и аварийно-спасательных автомобилей в состояние готовности к выполнению основной задачи при тушении пожаров и проведении АСР и подразделяется на следующие этапы:

подготовку к развертыванию;

предварительное развертывание;

полное развертывание.

Развертывание от первого, прибывшего на место пожара (вызова) основного пожарного автомобиля, с установкой или без установки на водоисточник, осуществляется с подачей первого ствола на решающем направлении.

Подготовка к развертыванию проводится непосредственно по прибытии к месту пожара (вызова). При этом выполняются следующие действия:

1. установка пожарного автомобиля на водоисточник и приведение пожарного насоса в рабочее состояние;

2. открепление необходимого пожарного инструмента и оборудования;

3. присоединение рукавной линии со стволом к напорному патрубку насоса.

Предварительное развертывание на месте пожара (вызова) проводят в случаях, когда очевидна дальнейшая организация действий по тушению пожара и проведению АСР или получено указание руководителя тушения пожара.

При предварительном развертывании:

· выполняются действия, предусмотренные пунктом 2.32 настоящего Порядка;

· прокладываются магистральные рукавные линии;

· устанавливаются разветвления, возле которых размещают рукава и стволы для прокладки рабочих линий, другие необходимые пожарные инструменты и оборудование.

Полное развертывание на месте пожара (вызова) проводят по указанию руководителя тушения пожара, а также в случае очевидной необходимости подачи огнетушащих веществ.

При полном развертывании:

выполняются действия, предусмотренные пунктами 2.32 - 2.33 настоящего Порядка;

· определяются места расположения сил и средств подразделений, осуществляющих непосредственное ведение действий по спасанию людей и имущества, подаче огнетушащих веществ, выполнению специальных работ на пожаре (далее - позиция), к которым прокладываются рабочие рукавные линии;



· заполняются огнетушащими веществами магистральные и рабочие (при наличии перекрывных стволов) рукавные линии.

При прокладке рукавных линий:

1. выбираются удобные пути к позициям ствольщиков, не загромождая пути эвакуации людей и имущества;

2. обеспечиваются их сохранность и защита от повреждений, в том числе путем установки рукавных мостиков и использования рукавных задержек;

3. устанавливаются разветвления вне проезжей части дорог; как можно ближе к месту пожара, в домах повышенной этажности у подъезда и на этаже где произошел пожар.

4. Магистральная линия должна проходить по наиболее кратчайшему пути в обход препятствий

5. создается запас пожарных рукавов для использования на решающем направлении.

Для обеспечения безопасности участников тушения пожара и проведения АСР, возможности маневра прибывающей пожарной техники и установки резервной пожарной техники проводятся действия по ограничению доступа посторонних лиц к месту пожара, движения транспорта на прилегающей к нему территории, в том числе принудительного его перемещения с соблюдением требований законодательства Российской Федерации.

При тушении пожаров по повышенным номерам вызова, в случае, когда техники, стоящей в боевом расчете, для тушения пожара и проведения АСР недостаточно, руководитель тушения пожара принимает решение о привлечении техники опорных пунктов тушения пожаров гарнизонов пожарной охраны.

Расчет рукавов на высоту здания:

Длина рукавных линий определяется из расчета:

При вертикальной прокладке в здании

4-5 м на каждый этаж жилого дома;

6-8 м на каждый этаж административного здания

При горизонтальной прокладке в здании

10 м в жилом доме;

12-15 м в административном здании

К этому запас рукавов для маневра

При горизонтальной прокладке по земле – на 100 м – 120 м рукавов

требование правил охраны труда при проведении специальных работ.

1. Организация работ по вскрытию и разборке строительных конструкций должна проводиться под непосредственным руководством оперативных должностных лиц на пожаре, определенных РТП, а также с указанием места складирования (сбрасывания) демонтируемых конструкций. До начала их проведения необходимо провести отключение (или ограждение от повреждения) имеющихся на участке электрических сетей (до 0,38 кВ), газовых коммуникаций, подготовить средства тушения возможного (скрытого) очага.

2. Отключение электропроводов путем резки допускается при фазном напряжении сети не выше 220 В и только тогда, когда иными способами нельзя обесточить сеть.

3. Запрещается обрезать одновременно многожильные провода и кабели, а также одножильные провода и кабели, проложенные группами в изоляционных трубах (оболочках) и металлических рукавах.

4. При проведении работ по вскрытию и разборке строительных конструкций в условиях пожара необходимо внимательно следить за их состоянием, не допуская нарушения их прочности и ослабления, принимая соответствующие возможные меры по предотвращению их обрушения.

5. Запрещается сбрасывать с этажей и крыш конструкции (предметы) без предварительного предупреждения об этом работающих внизу у здания (сооружения). В местах сбрасывания конструкций, предметов и материалов выставляется постовой, задача которого не пропускать никого до полного или временного прекращения работ. В ночное время место сбрасывания конструкций обязательно освещается.

6. Разобранные конструкции, эвакуируемое оборудование, материалы и т.п. следует складывать острыми (колющими) сторонами вниз, не загромождать проходы к месту работы.

7. Работы по вскрытию кровли или покрытия проводятся группами по 2 - 3 человека. Работающие обязаны страховаться спасательными веревками или пожарными поясными карабинами. Не допускается скопление личного состава подразделений ГПС в одном месте кровли.

8. При разборке строительных конструкций, во избежание падения высоких вертикальных сооружений (труб, антенных устройств и т.п.), нельзя допускать нарушения их креплений (опор, растяжек, распорок и т.п.).

9. При вскрытии деревянных конструкций цепными пилами не допускать зажима в профиле верхней части цепи, вследствие которого инструмент отбрасывает на оператора.

10. К управлению автолестницами и автоподъемниками допускаются водители, прошедшие курс обучения.

11. Подъем (спуск) людей по маршу автолестницы, при неприслоненной вершине и угле наклона до 50 град., разрешается только одному человеку, а при угле свыше 50 град. - одновременно не более двух человек. По прислоненной лестнице личный состав подразделений ГПС может перемещаться цепочкой с интервалом не менее 3 м, а при переносе тяжестей массой 100 - 120 кг - с интервалом не менее 8 метров. При этом необходимо передвигаться не в такт, чтобы не возникло резонансных колебаний лестницы.

12. При выполнении специальных работ по спасанию и защите людей, имущества, сосредоточении необходимых сил и средств, подаче огнетушащих веществ и иных работах с помощью автолестницы (автоподъемника) запрещается:

· устанавливать автолестницы (автоподъемники) на крышке люков, колодцев и т.п., а также ближе 2,0 - 2,5 метра от середины опорных дисков выдвинутых выносных опор до обрывов, котлованов, каналов и т.п.;

· устанавливать и работать на автолестнице (автоподъемнике) на расстоянии ближе 30 метров от крайнего провода высоковольтной линии электропередачи;

· прокладывать по коленам автолестницы (стрелам автоподъемника) электрические кабели и телефонные провода;

· выключать автомат бокового выравнивания при выдвигании лестницы;

· выходить за пределы поля движения при работе с ручным приводом;

· работать на автолестнице (автоподъемнике) при скорости ветра более 10 м/с, а также при нахождении людей под поднятой люлькой или коленами;

· работать ручными и лафетными пожарными стволами из люльки автоподъемника при нахождении в ней более 2 человек;

· производить какие-либо движения автолестницы (автоподъемника) механическим или ручным способом, если на ней находятся люди;

· оставлять без надзора автолестницу (автоподъемник) с поднятыми коленами.

Казалось бы, для тушения огня достаточно человека и источника воды. На самом деле деятельность спасателей это управление большим хозяйством: автомобилями, техническими средствами, устройствами. Их нужно доставить к месту пожара, настроить на рабочее состояние. Эти действия называются боевым развертывание сил и средств на пожаре.


Вся деятельность пожарных по спасению людей, имущества, тушению пожара приравниваются к боевым действиям. Каждый шаг, работа, поступки, начиная с поступления вызова на возгорание, выполняются в строгом порядке. Этот порядок устанавливается в соответствии с методическими рекомендациями, введенными в действие указанием МЧС № 43-2007-18 от 26.05.2010 г. Вся деятельность подразделяется на следующие направления:

  1. Прием вызова, обработка звонка о пожаре.
  2. Выезд, следование к объекту возгорания.
  3. Проведение разведки.
  4. Спасательные работы.
  5. Развертывание сил и средств на пожаре.
  6. Тушения огня.
  7. Сбор, возвращение.

К силам и средствам относится:

  • личный состав (пожарные) ;
  • пожарная, спасательная техника;
  • средства связи;
  • огнетушащие вещества;
  • иные технические устройства.

Развертывание означает действия личного состава по установке на позиции спасательных и , приведение их в состояние боевой готовности к тушению огня. Позиция – это место, на котором располагаются силы, средства для ведения спасательных работ, боевых действий по тушению возгорания.

Этапы

Количество этапов развертывания сил и средств на пожаре предусмотрено всего три:

  1. Подготовка.
  2. Предварительное.
  3. Полное развертывание.

К первому этапу пожарные приступают сразу же после прибытия на место возгорания. Подготовка к развертыванию состоит из следующего:

  1. Установка автомобильной техники на источник воды.
  2. Установка насоса в рабочее состояние.
  3. Присоединение рукавной линии.

В том случае, когда предусмотрена дальнейшая организация тушения огня, при получении указаний от руководителя тушения пожара (РТП), после выполнения подготовки выполняется этап предварительного развертывания:

  1. Присоединяются, прокладываются линии (магистральные, рабочие).
  2. Устанавливаются разветвления рукавов и стволов.

Полное развертывание сил и средств на пожаре наступает, когда требуется подача ОВ (огнетушащего вещества). Для этого по указанию РТП проводится следующая деятельность после организации подготовки и предварительного этапа:

  1. Назначение позиций ствольщиков.
  2. Прокладка рукавных линий.
  • Заполнение рукавных линий ОВ.

Подготовка к развертыванию

Первый этап боевого развертывания является базой, на которой основывается вся дальнейшая деятельность на пожаре. На многих объектах заранее разрабатываются планы и карточки тушения огня. Эти документы создаются по приказу начальника гарнизона с письменного разрешения собственника (руководителя) объекта.

В планах содержится схемы развертывания основных пожарных автомобилей, которые позволяют быстро и эффективно расположить пожарную технику. Также в нем рассматриваются наиболее вероятные варианты развития событий, содержится другая оперативно-тактическая информация.

Прокладка рукавных линий проводится с соблюдение правил:

  • Пожарные рукава складываются в гармошки, скатки, пачки. Для распрямления скатки в левой руке фиксируется конец, а правой скатка откидывается в выбранном направлении. Рукава, сложенные гармошкой и пачкой, распрямляются со стороны соединительной головки (в сторону возгорания).
  • Линии проводят внутри здания по лестничным маршам или между ними. Снаружи здания линии протягиваются с использованием ручных, автомобильных лестниц или подъемников.
  • Через заборы, трамвайные, железнодорожные пути, канавы, другие препятствия используются рукавные седла, мостики или рукава располагаются под рельсами между шпалами.

Более точные сведения о планировании деятельности пожарных можно почерпнуть из книги «Основы научных исследований оперативно-тактических действий».

Пожарная и спасательная техника

Эффективность тушения пожара в первую очередь зависит от наличия пожарной, аварийно-спасательной техники. На сегодня для спасения людей используется следующие устройства:

Наименование Рисунок Назначение
Автолестница Используются для спасательных работ с большой высоты, а также для подъема пожарных, средств тушения огня.
Автоподъемник
Индивидуальное канатно-спусковое устройство Применяется для спуска, спасения людей, до которых невозможно добраться другими способами.
Прыжковое устройство Предназначено для спасения падающих с большой высоты людей, гашения кинетической энергии.
Спасательный рукав Используется для спасения большого количества людей с верхних этажей зданий за короткий промежуток времени.

Автомобили для тушения пожара подразделяются на основные (общего применения, целевые) и специальные:

Вид Наименование Рисунок Назначение
Основные общего применения Автоцистерны
Используется для транспортировки личного состава, оборудования и вооружения, а также проведения аварийно-спасательных работ, тушения пожара, оборудован емкостью для огнетушащих веществ (ОВ), насосом, средствами подачи ОВ.
Насосно-рукавные автомобили
Доставляет к месту пожара личный состав, оборудован комплектом рукавов, насосом.
Машины первой помощи
Применяется для начальной стадии возгорания. Транспортирует подразделение спасателей, оборудована насосной установкой, емкостями ОВ.
Техника с насосом высокого давления
Используется для тушения огня в высотных зданиях.
Пожарно-спасательный
Кроме насоса, емкости ОВ, комплекта рукавов имеет оборудование для подъема спасателей к месту возгорания, проведения спасательных работ.
Основные целевые Аэродромный
Имеет специальное оборудование для ликвидации последствий возгораний, крушения самолетов.
Порошкового, пенного, комбинированного, газового, газоводяного тушения
Оснащен специальный устройствами для образования, подачи ОВ.
Автонасосные станции
Применяется для подачи воды при сложном разветвлении рукавов на крупном пожаре.
Пеноподъемники
Оснащен подъемной стрелой с пеногенераторами.
Специальные Автомобили диагностики, отогрева пожарной техники, автолаборатория, компрессорная станция, газодымозащитной службы, дымоудаления, ремонта средств связи, оперативно-служебный и т.д.

Это далеко не полный перечень техники. Для того, чтобы действовать быстро, необходимы постоянные тренировки личного состава пожарной охраны.

Методический план


Всасывающие головки: а) ГРВ; б) ГМВ; в) ГЗВ Ручные пожарные стволы комбинированные а) ОРТ-50 и ОРТ-50А; б) СРВД-2/300 с рукавной катушкой КРВД-400-60(90); в) СВПР

Все групповые, индивидуальные тренировки проводятся в соответствии с методическими планами занятий. Во время занятий происходит знакомство со всеми видами техники, оборудования. Все участники боевого расчета отрабатывают индивидуальный порядок действий во время боевого развертывания пожарных. Например:

Участники боевого расчета Порядок действий
Командир отделения Руководит этапами развертывания сил и средств на пожаре
1-й пожарный Прокладывает рабочие, магистральные линии, работает со стволом.
2-й Прокладывает линии рабочие, магистральные. Вместе с 3-м пожарным устанавливает раздвижную лестницу. Использует инструмент для резки электрических проводов.
3-й Помогает прокладывать линии. Устанавливает лестницу. Работает шанцевым инструментом.
водитель Устанавливает машину на источник воды. Переключает двигатель на работу насоса. Обеспечивает подачу воды, пены.

Стоит отметить, на все виды работ, в том числе на этапы боевого развертывания на пожаре существуют временные нормативы выполнения, которые отрабатываются на практических занятиях. Кроме того, на все виды боевого развертывания в пожарной охране проводятся соревнования.