Затопление или пожар на посту эц дсп. XIII

36. При возникновении пожара на тепловозе машинист должен:

перевести в нулевое положение рукоятку контроллера, остановить дизель горящей секции и принять меры к остановке поезда;

выключить все приборы управления, отключить рубильник аккумуляторной батареи (АБ);

подать оповестительный сигнал пожарной тревоги и сообщить о пожаре ДНЦ, ДСП, ограничивающим перегон;

так как распространение огня при пожаре на тепловозе происходит быстро, то незамедлительно, если позволяют обстоятельства, не дожидаясь остановки поезда, направить помощника машиниста на тушение пожара;

на тепловозах, оборудованных установкой пожаротушения, при значительном пожаре или когда огнетушителями потушить пожар не удается, привести в действие установку и приступить к тушению пожара при помощи установки;

если пожар не может быть ликвидирован своими силами и имеющимися средствами, отцепить тепловоз и переместить на 50 метров от вагонов, трансформаторных подстанций, деревянных строений и других пожароопасных объектов;

принять меры к удержанию поезда на месте путем приведения в действие ручных тормозов вагонов или путем укладки под колесные пары вагонов тормозных башмаков.

После этого, при опасности распространения огня с горящей секции на другую секцию, секции расцепить и отвести на безопасное расстояние. Для односекционных тепловозов, если отсутствует возможность локализовать распространение огня, локомотивная бригада по возможности должна определить необходимость отцепки от состава после полной остановки поезда.

При срабатывании пожарной сигнализации или обнаружении возгорания на локомотивах, оборудованных автоматической системой пожаротушения, необходимо руководствоваться и действовать согласно инструкции по эксплуатации локомотива соответствующей серии.

XIV. Порядок действий в случае возникновения пожара в грузовом поезде

37. При возникновении пожара в грузовом поезде машинист:

останавливает поезд, подает оповестительный сигнал пожарной тревоги и одновременно сообщает о пожаре ДНЦ, ДСП, ограничивающим перегон, о возгорании груза, передавая подробную информацию (номер поезда, координаты остановки, причину остановки, тип вагона, в котором возникло возгорание и его расположение в поезде);

вскрывает пакет с перевозочными документами для установления наименования груза в горящем и смежных вагонах, а при наличии опасного груза устанавливает его количество, номер аварийной карточки и размер опасной зоны;

в случае пожара в вагонах с горючими грузами, легковоспламеняющимися грузами и горящими жидкостями локомотивная бригада, одновременно с вызовом пожарного подразделения, осуществляет расцепку поезда и отвод горящих вагонов от других на расстояние
200 метров, где в радиусе примерно 200 метров отсутствуют пожароопасные объекты.

В случае пожара в вагоне с взрывчатыми материалами локомотивная бригада должна немедленно расцепить поезд, отвести горящий вагон от другого подвижного состава на безопасное расстояние, указанное в аварийной карточке, но не менее чем на 800 метров и действовать далее в соответствии с требованиями, изложенными в аварийной карточке на данный вид груза или инструкции, находящейся у сопровождающих лиц, при наличии таковых. При наличии в поезде опасного груза, кроме перечисленных выше требований, должны выполняться указания, содержащиеся в аварийной карточке на данный опасный груз. При этом локомотивная бригада вскрывает пакет с поездными документами и передает ДНЦ номер аварийной карточки и далее действует согласно инструкциям, передаваемым ДНЦ по радиосвязи или иным средствам связи.

XV. Порядок действий при срабатывании комплексов технических средств многофункциональных (КТСМ)

38. При получении информации от речевого информатора или ДСП команды «ТРЕВОГА-1» машинист:

снижает скорость до 20 км/час служебным торможением, обеспечивает остановку поезда на станции, не проезжая выходного сигнала (в пассажирском поезде сообщает начальнику (бригадиру поезда);

в случае отсутствия на станции осмотрщика вагонов осматривает указанные вагоны (помощник машиниста или машинист), а также не менее двух смежных вагонов с каждой стороны. Пассажирский поезд осматривает совместно с бригадиром поезда, докладывает ДНЦ, ДСП о результатах осмотра поезда, принятых мерах, возможности дальнейшего следования вагона или локомотива в составе поезда или о необходимости вызова осмотрщика вагонов с ближайшей станции при выявлении у грузового вагона нагревшегося буксового узла или дефектов на поверхности катания;

после отцепки, ремонта или неподтверждения нагрева следует далее с установленной скоростью, согласовав с ДСП, и по прибытию на станцию должен быть составлен акт установленной формы (на станции, где есть осмотрщики вагонов акт составляется на месте, в пассажирском поезде акт составляется совместно с начальником или бригадиром пассажирского поезда).

39. При получении информации от речевого информатора или ДСП команды «ТРЕВОГА-2» машинист:

немедленно останавливает поезд служебным торможением, объявляет по радиосвязи об остановке машинистам локомотивов, следующих по перегону, ДСП, ограничивающим перегон, по форме «Внимание!!! Внимание!!! Слушайте все! Я, машинист..., поезда № ..., остановился на перегоне... километре..., пикете..., по причине показания «тревога-2», проявляйте особую бдительность»;

осматривает указанные вагоны, а также не менее двух смежных вагонов с каждой стороны;

докладывает ДНЦ/ДСП о результатах осмотра поезда, принятых мерах, возможности дальнейшего следования вагона или локомотива в составе поезда или о необходимости вызова осмотрщика вагонов с ближайшей станции при выявлении у грузового вагона нагревшегося буксового узла или дефектов на поверхности катания;

в случае остановки пассажирского поезда, машинист сообщает об этом начальнику поезда, совместно с ним осматривает неисправные вагоны и в зависимости от состояния узлов и деталей принимает решение о возможности их следования с поездом, о чем докладывает ДСП/ДНЦ.

При невыявлении причины срабатывания КТСМ (нагрев буксовых узлов и поверхности катания колесных пар отсутствует) грузовому поезду разрешается следовать со скоростью не более 20 км/час до ближайшей станции с особой бдительностью и осмотром состава. На ближайшей станции состав должен быть повторно осмотрен машинистом и специалистом-вагонником.

40. В случае подтверждения нагрева и невозможности следования поезда с перегона на станцию специалисты-вагонники должны принять соответствующее решение и обеспечить вывод поезда с перегона с исключением возможности вращения неисправной колесной пары и со скоростью не более 5-7 км/час с буксой без смотровой крышки и исключением движения поездов по соседнему пути.

В случае подтверждения нагрева и отсутствии на близлежащей станции работников вагонного хозяйства локомотивная бригада принимает решение о выводе поезда с перегона с исключением возможности вращения неисправной колесной пары и со скоростью не более 10 км/час либо затребовании восстановительных средств, если отсутствует возможность вывести неисправные вагоны самостоятельно.

XVI. Порядок действий при разъединении соединительных рукавов магистрали вспомогательного тормоза одиночного локомотива

41. В случае разъединения соединительных рукавов магистрали вспомогательного тормоза двухсекционного локомотива между секциями локомотивная бригада должна:

применить экстренное торможение поезда и создать максимальное давление в тормозных цилиндрах локомотива вспомогательным тормозом с одновременной подачей песка под колесные пары локомотива;

задействовать реостатный (электрический/электродинамический) тормоз;

привести в действие ручной тормоз локомотива или стояночный тормоз;

одновременно осуществить доклад ДСП/ДНЦ.

ДСП, получив сообщение о загорании в эл.поезде должен:

* Вызвать пожарную охрану города по т.6-101.

* Сообщить о пожаре в отдел пожарной охраны «М» т.2-18-20

* Подготовить первичные средства пожаротушения (поднести огнетушители, проложить рукав от пожарного крана к месту остановки горящего вагона).

* Дать указание работнику полиции на закрытие станции на вюд; ст. кассиру вывесить щит о закрытии станции; ДУЭ дать заявку на переключение эскалаторов на подъем (кроме одного, он должен работать на спуск, для прибывших пожарных, скорой помощи и др. формирований); организовать оповещение пассажиров о маршрутах эвакуации.

* Организовать эвакуацию пассажиров и тушение пожара.

* После снятия напряжения с КР сообщить об этом локомотивной бригаде; по указанию ДЦХ заполнить бланк уведомления о снятии напряжения с КР и вручить его под роспись.

* Докладывать ДЦХ о складывающейся обстановке на станции

* Выдать машинисту или прибывшим пожарным КТТ.

Бели машинист получил информацию от пассажиров или увидел сам в поезде загорание, но при этом со станции уже отправился, он должен принять меры к остановке поезда (до сигнального знака «Предельное место применения экстренного торможения», включиться в связь словами «Диспетчер, Срочно!» Далее сообщить свой номер поезда, маршрута, станцию с которой отправился, и причину экстренного торможения. ДЦХ, приняв такое сообщение извещает машиниста, что скоро даст приказ ему. Вызывает машиниста следом идущего поезда, и предупреждает о запрещении въезда на станцию, получив подтверждения от второго машиниста, что он понял, дабт приказ машинисту 1-го поезда на осаживание со скорость не более 5 км /ч. Машинист; осадив поезд на станцию, обязан открыть двери поезда, дать заявку на снятия напряжения с КР, чем тушить вагон огнетушителем или водой принимает машинист.

Пожарные рукава должны иметь длину не менее 20 м. На платформе хранятся в пирамидах пожарные рукава 2 шт. по 20 м, один из которых должен заканчиваться стволом. Пожарные краны устанавливают на вестибюлях в полу пассажирской платформы, в торцах пассажирской платформы, меж станционных переходах Каждый корридор станции имеет пожарный кран, к пожарным кранам крепятся пожарные рукава, кроме пожарных кранов, находящихся в полу платформы. Пожарный рукав должен заканчиваться стволом, пожарный кран может устанавливаться в деревянном, металлическом ящике. Дверь маркируется ПК №..., ящик пломбируется ДСП. На пирамидах и дверях пожарных кранов указаны телефоны городской пожарной охраны 6-101, 2-18-20. Пожарные краны под платформой закрыты люками, люки окрашены в красный пвет с белой окантовкой. Пожарные краны с пожарными рукавами используются для тушения пожара водой при снятии напряжении с контактного рельса на платформе, если тушение производится и пассажирских или служебных помещений. В кабине ДСП имеется комплект КТТ. выдается машинисту дм тушения пожара. В комплект входит: пожарный рукав не стандартный, с насадкой; перчатки; переходные устройства для подключения попарного рукава как к стандартным пожарным кранам, так и хозяйственным кранам в тоннеле. Тушение можно производить без снятая напряжения, так как насадок распыляет воду в облако. На станции, где напор воды 3 и менее атмосфер, КТТ применяется после снятия напряжения. На метрополитене на ряде станций глубокого заложения смонтированы сухотрубы для подачи воды от вестибюля до платформы станции из пожарных гидрангов города, использует городская пожарная команда. Станции, где отсутствуют сухотрубы, укомплектованы пожарными рукавами повышенной прочности. Эти рукава используют для подачи воды от пожарных автомобилей на платформы станции. Рукава хранятся на вестибюлях в металлических контейнерах, которые запираются на замок, один ключ находится у старшего кассира, выдается городской пожарной команде вместе с оперативным планом пожаротушения, второй хранится в электромеханической службе и на аварийной доске.



При поступлении от ДСП информации о прибывающем поезде, на котором возможно возгорание, ДСП готовит средства пожаротушения, по прибытии поезда и после высади пассажиров, ДСП прокладывает рукавную линию к очагу загорания без заломов и перегибов. При пользовании пожарным краном в полу платформы открывает люк, присоединяет пожарный рукав. Если пользуется пожарным краном в торце станции, пожарный рукав уже присоединен к пожарному крану. Что бы удлинить пожарный рукав, возможно присоединение второго пожарного рукава к нему (20м+ 20м = 40м). При необходимости, берут пожарные рукава из кабины ДСП, открывать пожарный кран можно только после снятия напряжения. Тушит машинист.

Билет №15.

Порядок включения и выключения автоблокировки на линиях, где основным средством сигнализации является система АЛС-АРС.

Порядок оплаты и условия проезда и провоза багажа в метрополитене. Проезд льготных категорий граждан, в том числе детей.

Работники предприятий, учреждений и организаций, в случае пожара должны осуществить действия по вызову пожарной службы, эвакуации людей и имущества, тушению очага пожара и организации встречи пожарных подразделений.

При обнаружении пожара необходимо:

1. Прекратить работу, обесточить оборудование;

2. Немедленно сообщить об этом в пожарную службу(при этом четко назвать адрес учреждения, место пожара, свою должность, и фамилию, также сообщить о наличии в здании людей);

3. Задействовать систему оповещения о пожаре; принять меры к предотвращению паники среди присутствующих, для чего при наличии громкоговорящей связи объявить спокойным ровным голосом о необходимости покинуть здание, выделить необходимое количество людей из числа должностных лиц для обеспечения контроля и сопровождения эвакуирующихся;

4. С помощью работников организовать тушение пожара имеющимися средствами;

5.При пожаре не открывать окон, не бить стекол, т.к. это усиливает пожар;

6.Направить персонал, хорошо знающий расположение подъездных путей и водоисточников для организации встречи пожарной службы к месту пожара;

7. Организовать эвакуацию материальных ценностей из опасной зоны, определить места их складирования и обеспечить, при необходимости, их охрану.

*Если произошло возгорание на одном из работников спецодежды, то нужно остановить пострадавшего, быстро сбросить, сорвать горящую одежду или погасить пламя водой, снегом. Можно накинуть на пострадавшего плотную ткань (голову при этом не закрывать). Иногда пострадавшему удается сбить пламя, как бы «катаясь» в горящей одежде по земле, полу.

При обнаружении пожара в грузовом поезде машинист локомотива обязан:

а) подать сигнал пожарной тревоги;

б) остановить поезд по возможности на площадке и уточнить тип вагона, в котором обнаружен пожар;

в) через поездного диспетчера или ДСП вызвать пожарные аварийно-спасательные подразделения МЧС и БЖД;

г) вскрыть перевозочные документы, установить наименование груза в горящем и смежных вагонах, вид его опасности;

д) направить с имеющимися на локомотиве средствами пожаротушения своего помощника к горящему вагону, для выяснения обстановки и принятия мер по ликвидации пожара;

е) организовать тушение пожара всеми имеющимися средствами до прибытия пожарного аварийно-спасательного подразделения;

ж) при невозможности ликвидации пожара первичными средствами, вместе с помощником принять меры к расцепке состава и отводу его головной и хвостовой части от горящего подвижного состава;

з) В случаях, когда пожар обнаружен на неблагоприятном участке пути (выемка. высокая насыпь, уклон) и потушить его первичными средствами пожаротушения не представляется возможным. машинист поезда, убедившись по документам в отсутствии в горящем и рядом стоящих вагонах опасных грузов. может продолжить следование до ближайшей станции, сообщив о пожаре ДНЦ или ДСП для принятия ими мер по вызову пожарных аварийно-спасательных подразделений и подготовке средств тушения.

На ж.д. мостах;

Под мостами;

Вблизи зданий, сооружений и составов с опасными грузами;

В местах массового скопления людей и других местах, создающих угрозу быстрого распространения огня, препятствующих организации тушения пожара и спасению людей.

При пожарах на подвижном составе с легковоспламеняющимися жидкостями (далее - ЛВЖ) до прибытия пожарных подразделений тушение производится пенными, порошковыми огнетушителями, землей, песком. Вытекающая ЛВЖ отводится по каналам в естественные и искусственные выемки, котлованы и кюветы с одновременной засыпкой песком. В необходимых случаях создаются заградительные земляные валы или отводные каналы.

При пожаре в цистернах со сжатыми и сжиженными газами локомотивная бригада (если пожар возник в пути следования) обязана вместе с отцепкой горящего вагона от поезда и удалением его на расстояние не менее 200м приступить к тушению первичными средствами пожаротушения. Если пожар принял значительные размеры. то производить его тушение первичными средствами до прибытия пожарных подразделений запрещается.

Локомотивная бригада совместно с лицами, сопровождающими взрывчатые материалы и опасные грузы класса 4-9,обязана немедленно произвести расцепку поезда, отвести его хвостовую и головную части на расстояние не менее 300 м от горящего вагона, приступив к ликвидации пожара имеющимися средствами пожаротушения по аварийной карточке. до прибытия пожарных аварийно-спасательных подразделений.

При возникновении пожара в пассажирских, дизель-и электропоездах, электровозах, тепловозах, рефрижераторных поездах силами локомотивных и поездных бригад немедленно должен быть остановлен поезд, проведена эвакуация пассажиров, расцепка подвижного состава от горящих вагонов, и начата ликвидация пожара имеющимися первичными средствами пожаротушения. Одновременно локомотивная бригада должна сообщить ДСП или ДНЦ об пожаре для вызова пожарного подразделения.

Если пожар возник на подвижном составе или в поезде и для его тушения необходимо приближаться к находящимся под напряжением проводам ближе 2 м, машинист, через поездного диспетчера. должен потребовать снятия напряжения с контактной сети и ее заземления. Также требуется снятие напряжения с контактной сети и заземление, когда контактный провод касается подвижного состава или груза и имеется вероятность его пережога. Аналогично отключаются и другие воздушные линии электроснабжения, расположенные на опорах контактной сети. До снятия напряжения с контактной сети или воздушной линии электроснабжения, тушение горящих предметов, крыши, стенок локомотива, вагонов и груза, находящихся на расстоянии менее 2 м от контактной сети и проводов воздушной линии электроснабжения, разрешается производить только углекислотными, углекислотно- бром-этиловыми, аэрозольными, и порошковыми огнетушителями , не приближаясь к проводам контактной сети и воздушной линии электроснабжения ближе 2м.

Тушение указанных горящих предметов водой, химическими, пенными или воздушно-пенными огнетушителями можно производить только при снятом с контактной сети напряжении и после ее заземления.

Тушение горящих предметов, расположенных на расстоянии свыше 7 м от контактной сети и воздушной линии электроснабжения, находящихся под напряжением, допускается любыми огнетушителями без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пенного раствора не приближалась к контактной сети и другим частям, находящимся под напряжением, на расстояние менее 2 м.

При организации тушения пожара на электрифицированных участках запрещается, до снятия напряжения и заземления, приближаться к проводам и другим частям контактной сети и воздушных линий на расстояние менее 2 м, а к оборванным проводам контактной сети и воздушной линии электроснабжения на расстояние менее 8 м до места их касания земли.


Похожая информация.


14.1. При обнаружении пожара в локомотиве или в составе поезда при следовании по перегону машинист должен остановить поезд на участке, по возможности горизонтальном и благоприятном для подъезда полярных автомобилей (у шоссейных дорог, переездов).

14.2. Категорически запрещается останавливать поезд с горящими вагонами, независимо от рода груза: на железнодорожных мостах, в тоннелях, под мостами, вблизи трансформаторных подстанций, тяговых подстанций, сгораемых строений или других местах, создающих угрозу быстрого распространения огня или препятствующих организации тушения пожара и эвакуации пассажиров.

В отдельных случаях, когда поезд находится на неблагоприятном участке пути (выемка, высокая насыпь и т.д.) или, когда пожар потушить имеющимися средствами не представляется возможным, машинист поезда, убедившись по документам в отсутствии в горжцем и рядом стоящих вагонах опасных грузов, 1-3 классов, по согласованию с ДНЦ может продолжить следование до ближайшей станции, сообщив о пожаре и роде горящего груза ДНЦ ипн ДСП, на которую следует поезд, для принятия ими мер. Остановка поезда на электрифицированных линиях железных дорог должна производиться с таким расчетом, чтобы горящие вагоны или локомотив не располагались под жесткими или гибкими поперечинами, секционными изоляторами, воздушными стрелками.

14.3. Одновременно с принятием мер по остановке поезда, машинист должен подать звуковой сигнал пожарной тревоги (один длинный и два коротких сигнала) и, используя поездную радиосвязь или любой другой возможный в создавшейся ситуации вид связи, сообщить о пожаре поездному диспетчеру или дежурному по ближайшей станции для вызова пожарных подразделений.

14.4. До получения приказа энергодиспетчера о снятия напряжения в контактной сети и её заземления работниками ЭЧ запрещается приближаться к проводам и другим частям контактной сети и воздушных линий на расстояние менее 2 м, а к оборванным проводам контактной сети на расстояние менее 8 м до их заземления.

До снятия напряжения в контактной сети тушение горящих объектов разрешается производить только углекислотными, аэрозольными и порошковыми огнетушителями, не приближаясь к проводам контактной сети ближе 2 м.

Использование воды, химических, пенных или воздушно-пенных огнетушителей разрешается только после снятия напряжения и заземления контактной сети.

Тушение горящих материалов, расположенных на расстоянии более 8 м от контактной сети, находящейся под напряжением, допускается любыми средствами пожаротушения без снятия напряжения. При этом необходимо следить, чтобы струя воды или пенного раствора не приближалась к контактной сети на расстояние менее 2 м.



14.5. Организация работ по тушению пожара в поезде до прибытия пожарных подразделений осуществляется:

на железнодорожной станции - начальником станции, его заместителем, а в их отсутствие дежурным по станции;

на перегоне - локомотивной бригадой совместно с поездной бригадой;

во всех остальных случаях - локомотивной бригадой.

14.6. После остановки поезда локомотивная бригада обязана:

Принять меры его закреплению на месте и уточнить вагон, в котором обнаружен пожар;

Вскрыть пакет с перевозочными документами, установить наименование груза в горящем и рядом стоящих вагонах, а при наличии опасного груза его количество, номер аварийной карточки и размеры опасной зоны.

14.7. Локомотивной бригаде необходимо при пожаре:

Вагонов с горючими грузами одновременно с вызовом пожарного подразделения закрепить оставляемые вагоны тормозными башмаками и расцепить поезд, отведя горящие вагоны от состава на расстояние 200 м и где в радиусе 200 м нет пожароопасных объектов;

Цистерн с легковоспламеняющимися (ЛВЖ) и горючими (ГЖ) жидкостями горящие цистерны отвести от поезда на расстояние, где в радиусе 200 м отсутствуют пожароопасные объекты;

Вагонов со сжатыми и сжиженными газами в баллонах - отцепить и отвести горящий вагон от поезда на 200 м, закрепить его и одновременно приступить к его тушению имеющимися в её распоряжении средствами пожаротушения;

Цистерн со сжиженным, сжатым под давлением газом и возникновении опасности его взрыва, горящую цистерну отвести на безопасное расстояние и организовать её охрану (тушение такой цистерны огнетушителями запрещается);

Вагона со взрывчатыми материалами (ВМ) немедленно расцепить поезд, отвести горящий вагон на безопасное расстояние, указанное в аварийной карточке, но не менее 800 м и действовать далее в соответствии с требованиями, изложенными в аварийной карточке на данный вид груза или инструкции,

находящейся у сопровождающих груз лиц.

В вагонах пассажирского поезда, тушение пожара осуществляется поездной бригадой, локомотивная бригада в тушении пожара не участвует.

Во всех случаях расцепления вагонов их закрепление производится согласно установленным нормам.

14.8. При возникновении пожара в локомотиве локомотивная бригада обязана:

Перевести в нулевое положение контроллер пульта машиниста, остановить дизель (на тепловозе), выключить вспомогательные машины, отключить главный выключатель, опустить токоприёмник и остановить поезд;

Принять меры к закреплению поезда на месте и отключить приборы управления и рубильник аккумуляторной батареи локомотива;

На электровозах убедиться, что токоприёмник опущен, и контактный провод не касается крыши или имеющегося на ней оборудования и, если очаг расположен не ближе 2 м к контактному проводу, приступить вместе с помощником машиниста к тушению пожара, используя имеющиеся огнетушители и сухой песок;

Включить систему стационарного пожаротушения в зависимости от конструкционных особенностей локомотива;

При возгорании тяговых двигателей или подводящих кабелей к ним тушение пожара начинать с кузова электровоза;

Если пожар не может быть ликвидирован своими силами и имеющимися средствами, отцепить электровоз и отвести его от состава поезда на расстояние не менее 50 метров и после этого, при опасности распространения огня с горящей секции на другую, расцепить их с отводом на безопасное расстояние,

предварительно закрепив горящую секцию.

После ликвидации пожара, подача напряжения на локомотив (запуск дизеля), где имело место повреждение электроаппаратов и проводов, запрещается. Локомотив, поврежденный пожаром, должен следовать в депо с опущенными токоприёмниками и отключенными цепями управления.

14.9. При возникновении пожара в МВПС локомотивная бригада обязана:

На электропоездах - перевести в нулевое положение рукоятку контроллера, отключить выключатель управления (на поездах постоянного тока), или главный выключатель (на поездах переменного тока), опустить все токоприемники, остановить поезд и принять меры к его удержанию на месте;

На дизель-поездах (автомотрисах, рельсовых автобусах) - перевести в нулевое положение рукоятку контроллера и остановить дизель (на дизель- поездах ДР1 остановить также вспомогательный дизель), выключить все приборы управления на пульте управления, остановить дизель-поезд (автомотрису, рельсовый автобус) и принять меры к его удержанию на месте;

Подать звуковой сигнал пожарной тревоги (один длинный, два коротких) и сообщить о пожаре ДНЦ или ДСП, ограничивающих перегон;

Убедиться в том, что все токоприемники опущены и что контактный провод, который может быть пережжен, не касается вагонов;

При необходимости оповестить пассажиров о случившемся по внутри салонной связи, организовать эвакуацию пассажиров из горящего вагона и вагонов, которым угрожает опасность;

Запереть кабину, из которой производилось управление, и приступить вместе с помощником к тушению пол<ара, используя имеющиеся огнетушители и песок;

Если подвижной состав оборудован установкой пожаротушения привести ее в действие;

Если пожар не может быть ликвидирован своими силами и имеющимися средствами, принять меры к расцепке состава и отводу горящего вагона на расстояние, исключающее возможность перехода огня на соседние вагоны или находящиеся вблизи здания и сооружения, не менее 50 м и совместно с прибывшими пожарными подразделениями ликвидировать пожар.

ПОРЯДОК ДЕЙСТВИЯ ПОЕЗДНОЙ БРИГАДЫ ПРИ ОБНАРУЖЕНИИ ПОЖАРА В ПАССАЖИРСКОМ ВАГОНЕ выписка из распоряжения 2255р

А.1. В случае обнаружения пожара проводники обязаны:

При обнаружении задымленности в вагоне, появлении запаха дыма или открытого огня во время следования поезда дежурный проводник, немедленно вызвав проводника, находящегося на отдыхе, обязан:

Остановить поезд стоп-краном (за исключением случаев, когда поезд находится в тоннеле, на мосту, виадуке, акведуке, путепроводе или под мостом и в других местах, где затруднена эвакуация пассажиров и имеются препятствия для тушения пожара).

В случае, когда возникновение пожара обнаружено при нахождении поезда в местах, исключающих его остановку, он должен быть остановлен немедленно после проследования этих мест;

Обесточить вагон (в светлое время суток), а в ночное время отключить все потребители кроме цепи аварийного освещения и приступить к тушению пожара.

Дежурный проводник приступает к тушению пожара, соблюдая правила личной безопасности в изолирующем самоспасателе (СПИ-20 или др.), первичными средствами пожаротушения и установкой пожаротушения с использованием запаса воды из системы вагона (кроме электрощита вагона и агрегатов, находящихся под напряжением).

В случае срабатывания установки пожарной сигнализации (УПС) дежурный проводник вагона должен убедиться в достоверности ее показания и в случае обнаружения пожара принять вышеуказанные меры, а в случае ложного срабатывания вызвать электромеханика поезда.

Второй проводник в это время обязан вызвать по цепочке через проводников соседних вагонов или по внутрипоездной связи начальника поезда и поездного электромеханика и сообщить машинисту локомотива. Открыть и зафиксировать тамбурные боковые и торцевые двери (а при отсутствии высокой платформы и фартуки) обоих тамбуров в аварийном вагоне и закрепить их фиксаторами. Открыть аварийные двери (окна), где они предусмотрены конструкцией вагона, при отсутствии аварийных выходов в вагоне и невозможности эвакуации пассажиров через тамбурные двери, разбить или открыть окна, расположенные за очагом пожара. Открыть двери всех купе, объявить и организовать эвакуацию пассажиров.

Примерный текст оповещения пассажиров:

"Граждане пассажиры! В связи с возможной опасностью пожара прошу срочно покинуть вагон. Все двери и аварийные выходы открыты".

При эвакуации пассажиров проводники аварийного и соседнего вагонов должны, не допуская паники и встречного движения, вывести пассажиров в соседние вагоны и на полевую сторону путей.

В зависимости от места возникновения пожара эвакуацию пассажиров производить с учетом того, что огонь распространяется в противоположном направлении по ходу поезда.

Второй проводник - после эвакуации пассажиров обязан закрыть торцевые тамбурные двери на соседних и на горящем вагонах и приступить к тушению пожара. Во время тушения пожара, после эвакуации пассажиров, торцевые тамбурные двери должны быть закрыты до окончания тушения пожара.

Второй проводник приступает к тушению пожара в изолирующем самоспасателе (далее - самоспасатель) первичными средствами пожаротушения и установкой пожаротушения с использованием запаса воды из системы вагона (кроме электрощита вагона и агрегатов, находящихся под напряжением), а также после эвакуации пассажиров - аэрозольными генераторами оперативного применения.

Проводники приступают к тушению пожара, не дожидаясь прибытия начальника поезда и поездного электромеханика.

При этом в целях соблюдения личной безопасности проводники должны помнить продолжительность времени защитного действия самоспасателя указанного в паспортах к этим средствам защиты.

При обслуживании тремя проводниками двух вагонов: два проводника выполняют работы в аварийном вагоне (согласно выше описанным действиям), третий проводник помогает эвакуации пассажиров, затем выполняет распоряжения начальника поезда по участию в тушении пожара и ликвидации его последствий.