Что не является правоохранительным органом. Правоохранительные органы рф

Государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. К П.о. относятся: суд, арбитражный суд, конституционный суд, прокуратура, органы внутренних дел,… … Юридический словарь

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ - ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ, государственные органы, основные (специальные) функции которых охрана законности, укрепление правопорядка, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Правоохранительными органами являются суд, прокуратура, органы… … Современная энциклопедия

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ Большой Энциклопедический словарь

Правоохранительные органы - государственные органы, основной (специальной) функцией которых является охрана законности, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Правоохранительными органами являются суд, прокуратура, органы внутренних дел, безопасности, юстиции,… … Политология. Словарь.

правоохранительные органы - сущ., кол во синонимов: 7 милиция (19) наркоконтроль (3) … Словарь синонимов

Правоохранительные органы - ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ, государственные органы, основные (специальные) функции которых охрана законности, укрепление правопорядка, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Правоохранительными органами являются суд, прокуратура, органы … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Правоохранительные органы - государственные органы, которые в соответствии с национальным законодательством Сторон обеспечивают безопасность государства, общества, граждан и ведут борьбу с преступностью... Источник: ДОГОВОР О ПОРЯДКЕ ПРЕБЫВАНИЯ И ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ СОТРУДНИКОВ… … Официальная терминология

правоохранительные органы - государственные органы, основной (специальной) функцией которых является охрана законности, борьба с преступностью и иными правонарушениями. Правоохранительными органами являются суд, прокуратура, органы внутренних дел, безопасности, юстиции,… … Энциклопедический словарь

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ - специализированные государственные структуры, назначением которых является охрана прав и свобод граждан, обеспечение безопасности общества и государства, осуществление иной охранительной деятельности. В широком смысле слова к П.о. относятся все… … Энциклопедический словарь «Конституционное право России»

ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ - государственные органы, основной функцией которых является охрана законности и правопорядка, защита прав и свобод человека, борьба с преступностью. К П.о. относятся органы судебной власти: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ, Высший… … Энциклопедический словарь экономики и права

Книги

  • Правоохранительные органы , Г. Б. Романовский, О. В. Романовская. В учебном пособии в соответствии с государственным образовательным стандартом и учебной программой рассмотрены все основные вопросы, входящие в состав курса "Правоохранительные органы" . В… Купить за 620 руб
  • Правоохранительные органы , Константин Гуценко. Учебник, как и предыдущие двенадцать вариантов учебника по курсу «Правоохранительные органы», изданные с участием автора, подготовлен на базе многолетнего опыта преподавания этого курса на…

В результате изучения данной главы студент должен:

знать

уметь охарактеризовать задачи Конституционного Суда РФ, общих и арбитражных судов;

владеть навыками правильной оценки роли прокурора, нотариата и помощи адвоката в правоохранительной деятельности.

Правоохранительная система и ее задачи

Бесполезна власть, которая никогда не употребляется.

Латинская формула

Право без принуждения – ничто. Это аксиома. Вот почему в системе государственного аппарата, наряду с органами законодательными и исполнительными, выделяется особая группа органов: правоохранительные. Их насчитывается десять: Конституционный Суд, общие суды, арбитражные суды, прокуратура, полиция, уголовно-исполнительные органы, органы государственной безопасности, внешняя разведка, нотариат, таможенные органы. Их работе помогает адвокатура.

Правоохранительные органы также образуют систему, и эффективность их работы зависит от слаженности действий между ними.

Правоохранительная система – это система государственных органов, обеспечивающих защищенность граждан и организаций от противоправных действий.

Особую группу органов в этой системе составляют судебные органы (судебная власть). К ним относятся Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды (рис. 4.1).

Рис. 4.1.

Конституционный Суд РФ занимает особое место в структуре судебной власти. Он решает дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов федеральной власти и власти субъектов РФ. Предметом его рассмотрения являются документы, а не люди и их судьбы. Кроме того, Конституционный Суд РФ занимается толкованием Конституции РФ. Решения Конституционного Суда РФ обязательны для всех, в том числе и для любых государственных органов, обжалованию и пересмотру не подлежат.

Суды общей юрисдикции и арбитражные суды выполняют правоохранительные функции только в той части, когда они защищают права человека от противоправных посягательств. Однако круг их задач значительно более широкий. Суды рассматривают любые споры о праве и выступают органами правосудия, контролируют исполнительную власть, когда рассматривают жалобы на незаконные действия государственных органов.

В отличие от законодательных органов суды не создают новых правил. Они также не управляют обществом, как исполнительные органы. Судебная власть осуществляет правосудие, т.е. занимается разрешением споров на основе действующего законодательства, рассматривает уголовные, административные, гражданские дела. Главным принципом, на основе которого суд применяет общие нормы к конкретным ситуациям, является принцип справедливости. Можно сказать, что суд и справедливость – понятия неразделимые. Этот принцип означает, что человек должен получить от общества (быть наказан) то, что он ему дал (совершил).

Существует и другие правоохранительные органы. Рассмотрим их.

Прокуратура – это орган, который осуществляет надзор за исполнением законов всеми государственными органами, юридическими и должностными лицами, общественными объединениями, гражданами. Раньше прокуратуру называли "око государево". Возможно, это было справедливо. Сейчас перед прокуратурой поставлена задача в равной мере защищать интересы как государства, так и граждан, организаций.

Следственный комитет регистрирует, проверяет сообщения о преступлениях, возбуждает уголовные дела и ведет расследование преступлений.

Полиция – это орган, который призван охранять законность и общественный правопорядок. На нее возлагаются также обязанности по пресечению и предупреждению преступлений, розыску скрывшихся лиц, производству дознания и расследования некоторых преступлений. Практически все имущественные преступления или преступления против собственности относятся к компетенции полиции, и она проводит но ним следствие

Уголовно-исполнительные учреждения могут быть выделены в особую группу. К ним относятся различные виды колоний, тюрьмы, следственные изоляторы и т.п. Они выполняют специфические задачи: организуют работу по исправлению и перевоспитанию осужденных, содержанию лиц, находящихся под следствием.

Органы государственной безопасности, объединенные в Федеральную службу безопасности РФ, стоят на страже национальной безопасности страны: выявляют посягательства на конституционный строй, защищают экономическую безопасность России. В определенных случаях злоупотребление такими конституционными правами и свободами со стороны граждан, как право частной собственности, право на занятие предпринимательской деятельностью, может затрагивать государственные интересы и по этой причине попасть в их ноле зрения. В основном органы государственной безопасности используют негласные методы работы, и это является их особенностью. Гласные методы выявления правонарушений не всегда способны дать нужный эффект.

Внешняя разведка – государственный орган, который совсем недавно стал самостоятельным. Его задача – обеспечение безопасности России и, соответственно, с этой целью выявление информации, затрагивающей жизненно важные интересы страны, а также информации о реальных и потенциальных возможностях и намерениях иностранных государств.

Нотариат – это система нотариальных учреждений, в задачу которых входит придание законной формы различным фактическим обстоятельствам, например наследованию, купле-продаже дома (квартиры) и т.п. Совершая эти действия от имени государства, нотариусы, таким образом, содействуют утверждению правового порядка в общественной жизни.

Таможенные органы – это органы, которые в определенной мере ответственны за экономическую безопасность страны, с одной стороны, и, с другой, органы, способствующие пополнению государственной казны. Их эффективная работа по контролю за перевозкой товаров через границу и сбору таможенных пошлин способна принести стране ощутимую пользу. Чтобы лучше оценить их необходимость, представьте себе, как бы решалась проблема с сохранностью вашего личного имущества, если бы в квартире не было надежного замка.

Адвокатура – это не государственная организация, а добровольное объединение лиц, профессионально занимающихся адвокатской деятельностью, осуществляемой за вознаграждение. Хотя адвокатура и не является государственным органом, без нее бывает трудно обеспечить законность в работе других правоохранительных органов.

Должностные лица и работники правоохранительного аппарата – это люди, которые, хотя непосредственно и не заняты в производстве материальных благ, выполняют важные социальные функции. Однако, осуществляя деятельность по защите прав и свобод граждан и организаций, государственные служащие требуют на свое содержание немалых финансовых средств.

Однако существует еще большая опасность. Общепризнано, что, если правоохранительные органы бездействуют или работают не в полную силу, общество может погрязнуть в анархии и коррупции. Когда у них много работы, это также говорит о неполадках, имеющих место в социальном организме: это свидетельствует о том, что законодательство не отражает потребности людей, а навязывает им неприемлемые правила поведения. Как правило, такая ситуация складывается в тоталитарном государстве. В либеральном государстве правоохранительные органы не доминируют над обществом, не внушают страх людям, а, напротив, защищают их права и свободы, в том числе и право на частную собственность, на занятие предпринимательской деятельностью.

Одним словом, мера нужна во всем, и в деле определения объема правоохранительного аппарата в том числе.

Это надо запомнить

  • 1. Насчитывается 11 правоохранительных органов: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды, прокуратура, следственный комитет, полиция, уголовно-исполнительные органы, органы государственной безопасности, внешняя разведка, нотариат, таможенные органы. Их работе помогает адвокатура.
  • 2. Правоохранительная система – это система государственных органов, обеспечивающих защищенность граждан и организаций от противоправных действий.
  • 3. Судебная власть в России имеет три ветви: Конституционный Суд РФ, суды общей юрисдикции, арбитражные суды.
  • 4. Конституционный Суд решает дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов органов федеральной власти и власти субъектов РФ.
  • 5. Прокуратура – это орган, который осуществляет надзор за исполнением законов всеми государственными органами, организациями и гражданами.
  • 6. Следственный комитет ведет расследование преступлений.
  • 7. Полиция – это орган, предназначенный для защиты жизни, здоровья, прав и свобод граждан Российской Федерации, иностранных граждан, лиц без гражданства, для противодействия преступности, охраны общественного порядка, собственности и для обеспечения общественной безопасности.
  • 8. Уголовно-исполнительные органы организуют работу по исправлению и перевоспитанию осужденных, содержанию лиц, находящихся под следствием.
  • 9. Внешняя разведка имеет своей целью выявление информации, затрагивающей жизненно важные интересы России, а также информации о реальных и потенциальных возможностях и намерениях иностранных государств.
  • 10. Органы государственной безопасности выявляют посягательства на конституционный строй, защищают экономическую безопасность.
  • 11. Нотариат – это система нотариальных учреждений, в задачу которых входит придание законной формы различным фактическим обстоятельствам, например наследованию, купле-продаже дома (квартиры) и т.п.
  • 12. Таможенные органы осуществляют контроль за перевозкой товаров через границу и уплатой таможенных пошлин.

© П. Ю. Петров, составление, 2011

© ООО «Издательство “Сова”», 2011

Система правоохранительных органов РФ

Признаки и понятие правоохранительных органов

Полномочия по охране прав и свобод граждан возложены на специальные созданные государственной властью структуры, именуемые правоохранительными органами.

Правоохранительные органы – это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.

Назовем ряд признаков правоохранительных органов, которые выделяют их из общей массы социальных образований.

Признаки первой очереди

1. Первый признак. Цель деятельности – охрана права.

Охрана права подразумевает:

а) восстановление нарушенного права;

б) наказание правонарушителя;

в) одновременное восстановление нарушенного права и наказание правонарушителя.

Охрана права осуществляется вслед за нарушением права, однако одной из основных задач также является создание условий, препятствующих нарушению права.

Цель деятельности правоохранительных органов включает также охрану правовых устоев, обеспечивающих нормальное функционирование личности, общества, государства.

Право государства на санкции возникает лишь в случае установления всех обстоятельств правонарушения, чем и занимаются правоохранительные органы. Они выявляют нарушения, констатируют факты совершения правонарушений конкретными лицами, создают условия для принятия правосудных решений.

2. Второй признак. Правоохранительные органы – это государственные органы. Они создаются и финансируются государством. Комплектуются специалистами, отвечающими определенным требованиям, имеющими специальную подготовку и образование. Требования к ним, как и пределы их полномочий, закреплены в законе.

3. Третий признак. Деятельность правоохранительных органов регулируется специальными законами, например ФЗ «О полиции», «О прокуратуре Российской Федерации», «О Федеральной службе безопасности» и др.

4. Четвертый признак. Правоохранительные органы наделены правом применения мер принуждения. Дело в том, что для нормального функционирования государство вынуждено прибегать не только к положительному стимулированию физических и юридических лиц, но и к негативным рычагам воздействия.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков означает, что орган не может быть отнесен к правоохранительным.

Признаки второй очереди

1. Право применения норм уголовного закона.

2. Осуществление полномочий в строго определенной процессуальной форме. Для деятельности судов, например, характерны различные виды судопроизводств: уголовное, гражданское, арбитражное, конституционное, административное.

При наличии хотя бы одного такого признака можно говорить, что перед нами правоохранительный орган.


Квазиправоохранительные органы – это государственные органы, общественные организации и частные институты, оказывающие содействие правоохранительным органам в выполнении их функций, а также непосредственно обеспечивающие правовую помощь гражданам и юридическим лицам.

К квазиправоохранительным органам можно отнести адвокатуру, нотариат, органы частной детективной и охранной деятельности; юридическую службу предприятий и организаций.

Состав системы правоохранительных органов

Система правоохранительных органов состоит из судебных органов (судов) и иных правоохранительных органов.

Судебная система включает в себя Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды (мировые судьи и конституционные/уставные суды) субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ судебный орган конституционного контроля, призванный самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Основная цель деятельности Конституционного Суда РФ – защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ.

Система федеральных судов общей юрисдикции состоит из системы общих судов и системы военных судов.

Обе эти системы имеют общий вышестоящий орган – Верховный Суд РФ (он является и общим, и военным судом одновременно).

Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ, районные суды. Помимо этого к судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи, хотя по своему организационно-правовому статусу они не относятся к федеральным судам общей юрисдикции, а формируются органами законодательной (исполнительной) власти субъектов РФ.

Система арбитражных судов создана преимущественно для разрешения экономических споров, возникающих между юридическими лицами, хотя арбитражные суды имеют и иные полномочия. В настоящее время система арбитражных судов включает в себя Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды), апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.

Суды субъектов РФ включают в себя мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ.


Основная задача мировых судей – рассматривать и разрешать правовые споры, которые наиболее часто встречаются в повседневной жизни граждан.

Конституционные (уставные) суды созданы для рассмотрения спорных правовых вопросов о соответствии принимаемых органами власти субъектов РФ нормативных правовых актов Конституции РФ или уставу субъекта.

Иные правоохранительные органы также образуют систему, в которую входят:

– органы прокуратуры;

– органы внутренних дел;

– федеральная служба безопасности;

– органы государственной охраны;

– органы государственной налоговой службы;

– таможенные органы;

– органы борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

– органы предварительного расследования;

– органы юстиции.


Функции системы правоохранительных органов:

– конституционный контроль;

– отправление правосудия;

прокурорский надзор;

– расследование преступлений;

– оперативно-розыскная функция;

– исполнение судебных решений;

– оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам;

– предупреждение преступлений и иных правонарушений. Все эти функции взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами

Правоохранительные органы осуществляют судебную и исполнительную власть. Взаимодействие их с органами законодательной власти происходит, как правило, через действующее и перспективное законодательство.

Правоохранительные органы обязаны исполнять законы. Они не вправе критиковать их, давать им политическую оценку. Правом законодательной инициативы наделены высшие судебные органы: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ.

Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с иными органами – обеспечение законности и безопасности. Они осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, работающих в иных органах, а также принадлежащее им имущество. Независимо от них не может существовать ни одна общественная и государственная структура. Силы правоохранительных органов привлекаются ко всем мероприятиям, проводимым иными государственными органами и общественными объединениями.

Правоохранительные органы РФ взаимодействуют с аналогичными структурами иностранных государств (УПК РФ, ч. 5: «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»). Для упорядочения этой деятельности разрабатываются также соответствующие договоры.

Нормативная база деятельности правоохранительных органов

Организация и деятельность правоохранительных органов регулируются множеством законодательных и иных нормативных правовых актов.

Нормативным правовым актом высшей юридической силы является Конституция РФ – основной закон нашей страны. Она служит фундаментом, юридической базой для любой отрасли права и законодательства. Конституция РФ обладает прямым действием и применяется на всей территории РФ.

Федеральные конституционные законы регламентируют наиболее важные направления деятельности правоохранительных органов, закрепляют правовые основы деятельности крупнейших блоков правоохранительной системы.

Современная судебная система опирается на такие федеральные конституционные законы, как ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», «Об арбитражных судах в РФ», «О судебной системе РФ».

Федеральные законы играют основную роль в регламентации деятельности правоохранительных органов. Почти каждому органу соответствует определенный закон, например: «О прокуратуре РФ», «О полиции», «О службе в таможенных органах РФ» и ряд других. Кроме того, указанные органы в своей деятельности опираются на ряд «универсальных» законов. Они организуют свою деятельность в соответствии с процессуальным законодательством (УПК, ГК, АПК) и другими законами, касающимися их деятельности, в частности, Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Подзаконные нормативные акты: постановления органов законодательной власти, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты.

Постановления органов законодательной власти: постановления Государственной Думы и органов законодательной власти субъектов РФ. Государственная Дума Федерального Собрания РФ может регламентировать отдельные вопросы деятельности правоохранительных органов, в частности, порядок прохождения службы, аттестации сотрудников и т. п.

Указы Президента РФ устанавливают структуру отдельных правоохранительных органов, например, органов федеральной службы безопасности, а также регламентируют вопросы функционирования отдельных подразделений.

Постановления Правительства РФ регламентируют работу правоохранительных органов, подпадающих под его подчинение, в частности, органов внутренних дел, таможенных органов, органов Минюста России и т. д. Так, Правительством РФ установлена структура криминальной полиции и полиции общественной безопасности.

Ведомственные нормативные акты занимают существенное место в детальной регламентации деятельности правоохранительных органов. Это различные приказы, инструкции, правила и положения соответствующих министерств и ведомств. Данные акты тщательно расписывают порядок функционирования правоохранительных органов в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

Межведомственные приказы и инструкции: Инструкция о порядке обращения с вещественными доказательствами подписана руководителями МВД России, Генеральной прокуратуры РФ и Минюста России.

Международные правовые акты: различные международные договоры, например, о выдаче террористов и прочих преступников и т. д.

Судебная власть в Российской Федерации

Понятие и признаки судебной власти

Судебная власть – это исключительные полномочия, предоставленные независимым и обособленным государственным органам – судам – для самостоятельного разрешения правовых вопросов, отнесенных к их компетенции, а также основанная на законе реализация этих полномочий путем конституционного, гражданского, уголовного, административного и арбитражного судопроизводства.

Определение судебной власти как суда или системы судов также не является ошибкой. Его надо рассматривать как дополнительную структурную характеристику понятия «судебная власть».

Ст. 10 Конституции РФ закрепляет положение, согласно которому государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны.

Признаки судебной власти

Первый признак. По Конституции РФ, судебная власть – это вид государственной власти. Термин «власть» обозначает наличие полномочий и возможностей их реализации. Слово «судебная» конкретизирует, кому принадлежат полномочия.

Второй признак: судебная власть принадлежит только судам.

Третий признак: исключительность судебной власти. Полномочия, предоставленные судебной власти, не могут дублироваться никакими другими органами ни при каких обстоятельствах.

К исключительным полномочиям судебной власти относятся: осуществление правосудия; конституционный контроль; контроль за законностью и обоснованностью решений и действий государственных органов и должностных лиц в случае, если эти действия обжалованы в судебном порядке; санкционирование следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий, которые ущемляют конституционные права граждан; контроль за законностью и обоснованностью арестов и задержаний, произведенных органами предварительного расследования; разъяснение вопросов судебной практики; участие в формировании корпуса судей; и др.

Четвертый признак: судебная власть обладает такими свойствами, как независимость, самостоятельность, обособленность.

– Независимость означает, что суд принимает решения самостоятельно, вне зависимости от чьей-либо воли. Судья подчиняется только закону, правосознанию и совести. Независимость – это не только право суда, но и его обязанность. Закон предусматривает целый набор гарантий независимости судей – материальных, социальных, гарантий безопасности и т. д.

– Самостоятельность судебной власти подразумевает самостоятельное принятие решений судом без чьего бы то ни было санкционирования и утверждения.

– Обособленность судебной власти означает, что суды образуют автономную систему, включающую не только суды (в узком смысле слова), но и другие подразделения, обеспечивающие их жизнедеятельность. Однако обособленность судебной власти не означает ее изоляции. Судебная власть напрямую связана с властью законодательной, поскольку может осуществляться и совершенствоваться только в рамках закона. Законодательная власть в свою очередь определяет судебные процедуры, судейский статус и т. п. Исполнение решений невозможно без тесного сотрудничества судебной власти с властью исполнительной.

Пятый признак: особый процессуальный порядок деятельности судебных органов. Свои полномочия суд осуществляет в порядке, который определен законом. Порядок судопроизводства регламентируется целым рядом процессуальных кодексов (УПК, АПК, ГПК, КоАП).

Судопроизводство – специфическая деятельность органов судебной власти, которая начинается в предусмотренных законом случаях и протекает в установленной процессуальной форме. Существует несколько видов судопроизводства – конституционное, административное, гражданское, уголовное, арбитражное.

Шестой признак: подзаконность судебной власти. Несмотря на высокий статус, судебная власть не может действовать по собственным правилам.

Суд как орган судебной власти
Признаки суда как органа судебной власти

Первый признак. Суд – это государственный орган. По Конституции РФ, судебная власть принадлежит следующим органам: Конституционный Суд РФ; федеральные суды общей юрисдикции, арбитражные суды. Перечисленные суды называются федеральными. ФКЗ «О судебной системе РФ» говорит также о судах субъектов РФ: конституционные (уставные) суды субъектов РФ и мировые судьи.

Второй признак. Особый порядок формирования судов. Комплектование судов кадрами осуществляется путем строгого отбора. Требования, предъявляемые к кандидату, должны соответствовать как объективным характеристикам (возраст, гражданство), так и субъективным (образование, морально-деловые качества, отсутствие судимости). Для того чтобы стать судьей, недостаточно получить высшее юридическое образование. Необходимо сдать квалификационный экзамен и получить согласие на занятие судейской должности от квалификационной коллегии судей.

Третий признак. Особый порядок обеспечения независимости суда, который предусматривает установление ответственности за давление на суд вплоть до уголовной; создание специализированных органов для обеспечения нормальной работы суда; защита жизни, здоровья и имущества; высокое материальное и социальное обеспечение.

Четвертый признак. Особая процедура реализации своих полномочий с целью обеспечить законное и обоснованное решение правовых вопросов, входящих в компетенцию суда. Процедура реализации судом своих полномочий облекается в конкретную процессуальную форму, называемую судопроизводством. Существует конституционное, гражданское, уголовное, арбитражное, административное судопроизводство. Каждое судопроизводство регламентируется своим процессуальным кодексом: УПК, ГКП, КоАП, АПК. Конституционное судопроизводство осуществляется в соответствии с требованиями ФКЗ «О Конституционном Суде РФ».

Пятый признак. Осуществление полномочий в пределах компетенции, определенной законом, т. е. юрисдикцией. Юрисдикция суда может распространяться на: а) административно-территориальные образования (район, город, область); б) структурные образования ВС РФ (военный округ, флот, гарнизон); в) судебный округ. Этот округ может совпадать, а может и не совпадать с территориальными образованиями. Он может объединять несколько административно-территориальных единиц. Юрисдикция по судебным округам присуща арбитражным судам. Есть десять арбитражных округов, объединяющих несколько субъектов; г) судебный участок. На территории судебного участка осуществляют свою деятельность мировые судьи. Один судебный участок создается на 15–30 тыс. жителей.

Шестой признак. Осуществление судебной власти в определенном судебном составе. Закон устанавливает, в каком составе должно быть рассмотрено то или иное дело – единолично либо коллегиально. Отступление от требований закона – серьезное процессуальное нарушение, влекущее за собой ничтожность всех принятых судом решений.

Судебная система

Судебная система устанавливается Конституцией РФ (гл. 7) и ФКЗ «О судебной системе РФ». Она включает в себя Конституционный Суд РФ и конституционные (уставные) суды субъектов РФ, суды общей юрисдикции (в том числе военные суды), арбитражные суды.

Конституционный Суд РФ в соответствии со ст. 125 Конституции РФ решает вопросы о соответствии законов, нормативных актов центральных и местных органов Конституции РФ, разрешает споры о компетенции между органами государственной власти различных уровней, дает толкование Конституции РФ.

Суды общей юрисдикции: Верховный Суд РФ; верховные суды республик в составе РФ; краевые и областные суды; городские суды Москвы и Санкт-Петербурга; суды автономной области и автономных округов; районные суды. Эти суды рассматривают гражданские, уголовные и административные дела как по существу, так и по кассационной и надзорной инстанции.

Военные суды также относятся к судам общей юрисдикции. Они создаются по территориальному принципу по месту дислокации войск и флотов и осуществляют судебную власть в войсках, органах и формированиях, где федеральным законом предусмотрена военная служба. К ним относятся военные суды округов (флотов) и военные суды гарнизонов. Военные суды в пределах своей компетенции рассматривают дела в качестве суда первой и второй инстанции, в порядке надзора и по вновь открывшимся обстоятельствам.

Арбитражные суды: Высший Арбитражный Суд РФ; федеральные арбитражные суды арбитражных округов; арбитражные апелляционные суды; арбитражные суды субъектов РФ (республик, краев, областей). Основу деятельности арбитражных судов составляет рассмотрение и разрешение хозяйственных споров.

Все суды принято группировать по звеньям и инстанциям.

Звенья судебной системы – суды, наделенные однородными полномочиями и имеющие единую структуру.

Суды общей юрисдикции состоят из четырех звеньев:

1) мировые судьи;

2) районные суды (основное звено);

3) краевые (областные) и приравненные к ним суды (среднее звено);

4) Верховный Суд РФ (высшее звено).

Суды второго звена (районные), несмотря на введение института мировых судей, по-прежнему рассматривают большинство дел. Поэтому это звено и именуется основным.

Суды второго, третьего и четвертого звеньев полномочны проверять решения нижестоящих судов. Поэтому их именуют вышестоящими. Суд первого звена не может быть вышестоящим.

Военные суды имеют трехзвенную систему:

1) военные суды гарнизонов;

2) военные суды округов (флотов);

3) Верховный Суд РФ (в его составе действует Военная коллегия).

Система арбитражных судов тоже состоит из четырех звеньев:

1) арбитражные суды республик, краев, областей и других субъектов РФ;

2) арбитражные апелляционные суды;

3) федеральные арбитражные окружные суды;

4) Высший Арбитражный Суд РФ.


Суд первой инстанции – это суд, который уполномочен принимать решения по существу основных вопросов дела, например, для уголовного дела – вопросы о виновности или невиновности лица и о применении или неприменении к нему наказания; для гражданского – о доказанности или недоказанности иска и правовых последствиях иска.

В качестве суда первой инстанции может выступать любой суд, но суды первого звена могут быть судами только первой инстанции.

Суд второй (апелляционной и кассационной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, не вступивших в законную силу. Это может быть любой из судов второго, третьего, четвертого звена.

Суд третьей (надзорной) инстанции проверяет законность и обоснованность приговоров и других судебных решений, вступивших в законную силу.

В книге изложены ответы на основные вопросы темы «Правоохранительные органы». Издание поможет систематизировать знания, полученные на лекциях и семинарах, подготовиться к сдаче экзамена или зачета. Пособие адресовано студентам высших и средних образовательных учреждений, а также всем интересующимся данной тематикой.

Из серии: Конспект лекций

* * *

Приведённый ознакомительный фрагмент книги Правоохранительные органы (П. Ю. Петров, 2011) предоставлен нашим книжным партнёром - компанией ЛитРес .

© П. Ю. Петров, составление, 2011

© ООО «Издательство “Сова”», 2011

Система правоохранительных органов РФ

Признаки и понятие правоохранительных органов

Полномочия по охране прав и свобод граждан возложены на специальные созданные государственной властью структуры, именуемые правоохранительными органами.

Правоохранительные органы – это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.

Назовем ряд признаков правоохранительных органов, которые выделяют их из общей массы социальных образований.

Признаки первой очереди

1. Первый признак. Цель деятельности – охрана права.

Охрана права подразумевает:

а) восстановление нарушенного права;

б) наказание правонарушителя;

в) одновременное восстановление нарушенного права и наказание правонарушителя.

Охрана права осуществляется вслед за нарушением права, однако одной из основных задач также является создание условий, препятствующих нарушению права.

Цель деятельности правоохранительных органов включает также охрану правовых устоев, обеспечивающих нормальное функционирование личности, общества, государства.

Право государства на санкции возникает лишь в случае установления всех обстоятельств правонарушения, чем и занимаются правоохранительные органы. Они выявляют нарушения, констатируют факты совершения правонарушений конкретными лицами, создают условия для принятия правосудных решений.

2. Второй признак. Правоохранительные органы – это государственные органы. Они создаются и финансируются государством. Комплектуются специалистами, отвечающими определенным требованиям, имеющими специальную подготовку и образование. Требования к ним, как и пределы их полномочий, закреплены в законе.

3. Третий признак. Деятельность правоохранительных органов регулируется специальными законами, например ФЗ «О полиции», «О прокуратуре Российской Федерации», «О Федеральной службе безопасности» и др.

4. Четвертый признак. Правоохранительные органы наделены правом применения мер принуждения. Дело в том, что для нормального функционирования государство вынуждено прибегать не только к положительному стимулированию физических и юридических лиц, но и к негативным рычагам воздействия.

Отсутствие хотя бы одного из перечисленных признаков означает, что орган не может быть отнесен к правоохранительным.

Признаки второй очереди

1. Право применения норм уголовного закона.

2. Осуществление полномочий в строго определенной процессуальной форме. Для деятельности судов, например, характерны различные виды судопроизводств: уголовное, гражданское, арбитражное, конституционное, административное.

При наличии хотя бы одного такого признака можно говорить, что перед нами правоохранительный орган.


Квазиправоохранительные органы – это государственные органы, общественные организации и частные институты, оказывающие содействие правоохранительным органам в выполнении их функций, а также непосредственно обеспечивающие правовую помощь гражданам и юридическим лицам.

К квазиправоохранительным органам можно отнести адвокатуру, нотариат, органы частной детективной и охранной деятельности; юридическую службу предприятий и организаций.

Состав системы правоохранительных органов

Система правоохранительных органов состоит из судебных органов (судов) и иных правоохранительных органов.

Судебная система включает в себя Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды (мировые судьи и конституционные/уставные суды) субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ – судебный орган конституционного контроля, призванный самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства.

Основная цель деятельности Конституционного Суда РФ – защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории РФ.

Система федеральных судов общей юрисдикции состоит из системы общих судов и системы военных судов. Обе эти системы имеют общий вышестоящий орган – Верховный Суд РФ (он является и общим, и военным судом одновременно).

Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ, районные суды. Помимо этого к судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи, хотя по своему организационно-правовому статусу они не относятся к федеральным судам общей юрисдикции, а формируются органами законодательной (исполнительной) власти субъектов РФ.

Система арбитражных судов создана преимущественно для разрешения экономических споров, возникающих между юридическими лицами, хотя арбитражные суды имеют и иные полномочия. В настоящее время система арбитражных судов включает в себя Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды), апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.

Суды субъектов РФ включают в себя мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ.


Основная задача мировых судей – рассматривать и разрешать правовые споры, которые наиболее часто встречаются в повседневной жизни граждан.

Конституционные (уставные) суды созданы для рассмотрения спорных правовых вопросов о соответствии принимаемых органами власти субъектов РФ нормативных правовых актов Конституции РФ или уставу субъекта.

Иные правоохранительные органы также образуют систему, в которую входят:

– органы прокуратуры;

– органы внутренних дел;

– федеральная служба безопасности;

– органы государственной охраны;

– органы государственной налоговой службы;

– таможенные органы;

– органы борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

– органы предварительного расследования;

– органы юстиции.


Функции системы правоохранительных органов:

– конституционный контроль;

– отправление правосудия;

– прокурорский надзор;

– расследование преступлений;

– оперативно-розыскная функция;

– исполнение судебных решений;

– оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам;

– предупреждение преступлений и иных правонарушений. Все эти функции взаимосвязаны и дополняют друг друга.

Взаимодействие правоохранительных органов с другими органами

Правоохранительные органы осуществляют судебную и исполнительную власть. Взаимодействие их с органами законодательной власти происходит, как правило, через действующее и перспективное законодательство.

Правоохранительные органы обязаны исполнять законы. Они не вправе критиковать их, давать им политическую оценку. Правом законодательной инициативы наделены высшие судебные органы: Конституционный Суд РФ, Верховный Суд РФ и Высший Арбитражный Суд РФ.

Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с иными органами – обеспечение законности и безопасности. Они осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, работающих в иных органах, а также принадлежащее им имущество. Независимо от них не может существовать ни одна общественная и государственная структура. Силы правоохранительных органов привлекаются ко всем мероприятиям, проводимым иными государственными органами и общественными объединениями.

Правоохранительные органы РФ взаимодействуют с аналогичными структурами иностранных государств (УПК РФ, ч. 5: «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»). Для упорядочения этой деятельности разрабатываются также соответствующие договоры.

Нормативная база деятельности правоохранительных органов

Организация и деятельность правоохранительных органов регулируются множеством законодательных и иных нормативных правовых актов.

Нормативным правовым актом высшей юридической силы является Конституция РФ – основной закон нашей страны. Она служит фундаментом, юридической базой для любой отрасли права и законодательства. Конституция РФ обладает прямым действием и применяется на всей территории РФ.

Федеральные конституционные законы регламентируют наиболее важные направления деятельности правоохранительных органов, закрепляют правовые основы деятельности крупнейших блоков правоохранительной системы.

Современная судебная система опирается на такие федеральные конституционные законы, как ФКЗ «О Конституционном Суде РФ», «Об арбитражных судах в РФ», «О судебной системе РФ».

Федеральные законы играют основную роль в регламентации деятельности правоохранительных органов. Почти каждому органу соответствует определенный закон, например: «О прокуратуре РФ», «О полиции», «О службе в таможенных органах РФ» и ряд других. Кроме того, указанные органы в своей деятельности опираются на ряд «универсальных» законов. Они организуют свою деятельность в соответствии с процессуальным законодательством (УПК, ГК, АПК) и другими законами, касающимися их деятельности, в частности, Федеральным законом от 12.08.1995 № 144-ФЗ «Об оперативно-розыскной деятельности».

Подзаконные нормативные акты: постановления органов законодательной власти, указы Президента РФ, постановления Правительства РФ, ведомственные нормативные акты.

Постановления органов законодательной власти: постановления Государственной Думы и органов законодательной власти субъектов РФ. Государственная Дума Федерального Собрания РФ может регламентировать отдельные вопросы деятельности правоохранительных органов, в частности, порядок прохождения службы, аттестации сотрудников и т. п.

Указы Президента РФ устанавливают структуру отдельных правоохранительных органов, например, органов федеральной службы безопасности, а также регламентируют вопросы функционирования отдельных подразделений.

Постановления Правительства РФ регламентируют работу правоохранительных органов, подпадающих под его подчинение, в частности, органов внутренних дел, таможенных органов, органов Минюста России и т. д. Так, Правительством РФ установлена структура криминальной полиции и полиции общественной безопасности.

Ведомственные нормативные акты занимают существенное место в детальной регламентации деятельности правоохранительных органов. Это различные приказы, инструкции, правила и положения соответствующих министерств и ведомств. Данные акты тщательно расписывают порядок функционирования правоохранительных органов в соответствии с Конституцией РФ и федеральными законами.

Межведомственные приказы и инструкции: Инструкция о порядке обращения с вещественными доказательствами подписана руководителями МВД России, Генеральной прокуратуры РФ и Минюста России.

Международные правовые акты: различные международные договоры, например, о выдаче террористов и прочих преступников и т. д.

Правоохранительная система - понятие более широкое, нежели понятие системы правоохранительных органов. Правоохранительная система включает как правовые, так и государственные структуры. Это прежде всего механизм обеспечения. Он состоит, во-первых, из системы органов законодательной (представительной) государственной власти и органов муниципального самоуправления, обеспечивающих принятие правовых актов, необходимых для осуществления правоохранительной деятельности. Во-вторых, из системы юридических норм, в которых правоохранительная ориентация является доминирующей. И только тогда, когда нарушаются правовые запреты и возникает необходимость в применении соответствующих мер юридического воздействия подключаются правоохранительные органы. Правоохранительные органы и организации России: компетенция и полномочия. / Под ред. А.П. Гуляева. М., 2001 г.

Таким образом, к правоохранительным органам следует отнести: судебные органы, органы прокуратуры, органы Министерства внутренних дел РФ, Федеральную службу безопасности РФ, органы налоговой полиции, таможенные органы, органы Министерства юстиции РФ, а также негосударственные организации обеспечения правоохраны (адвокатуру, "частный нотариат", частные охранные и детективные структуры). При этом необходимо подчеркнуть, что "собственно правоохранительными" среди них являются только органы прокуратуры, внутренних дел (милиция и органы предварительного следствия) и министерства юстиции (служба судебных приставов и органы уголовно-исполнительной системы). Часть из них являются специальными службами, призванными защищать непосредственно государственные интересы (политические, экономические и др.).

Это правоохранительные органы "узкой (специальной) компетенции". Правоохранительная функция в их деятельности является второстепенной. К их числу можно отнести органы безопасности и налоговой полиции (например, в деятельности органов ФСБ основной является контрразведывательная функция).

В системе правоохранительных органов можно выделить и контролирующие органы с элементами правоохранительной деятельности - таможенные органы. Их деятельность является фискальной и связана с обеспечением экономической безопасности государства (взимание таможенных платежей за пересечение грузами и транспортными средствами таможенной границы).

Правоохранительная функция в органах ГТК выполняется специальными подразделениями, входящими в так называемый "правоохранительный блок". Отличие "собственно правоохранительных органов" от специальных служб и контролирующих органов состоит в целях их деятельности. Если для первых защита прав и свобод граждан от противоправных посягательств является основным, непосредственным видом деятельности, то для органов второй и третьей групп носит опосредованный (производный) или второстепенный характер.

Однако с правоохранительными органами их объединяет наличие сходных подразделений и способ деятельности. Они все являются органами предварительного расследования, а также имеют в своем составе оперативные подразделения. Выявление противоправных деяний (преступлений и правонарушений) осуществляется ими с помощью производства оперативно-розыскных мероприятий и процессуальных (следственных) действий. Систему правоохранительных органов можно подразделить на судебные органы (суды) и иные правоохранительные органы. Аврутин Ю.Е. Эффективность правоохранительной деятельности. СПб., 2008 г. Судебная система, в свою очередь, включает в себя Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды (мировые судьи и конституционные (уставные) суды) субъектов РФ.

Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля. Этот судебный орган призван самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Основная цель деятельности Конституционного Суда РФ - это защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции на всей территории РФ.

Система федеральных судов общей юрисдикции уже своим названием подчеркивает широту охвата правовых вопросов, подпадающих под ее процессуальную компетенцию. По сути, все правовые вопросы, возникающие в жизни граждан, разрешаются главным образом в судах общей юрисдикции.

В системе федеральных судов общей юрисдикции в свою очередь могут быть выделены: система общих судов и система военных судов. Последние обособились в силу исторической традиции и состоят из судов военных округов (флотов) и гарнизонных судов. Обе эти системы имеют общий вышестоящий орган - Верховный Суд РФ (он является и общим, и военным судом одновременно). Система общих судов включает в себя суды субъектов РФ, районные суды. Помимо этого к судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи, хотя по своему организационно-правовому статусу они не относятся к федеральным судам общей юрисдикции, а формируются органами законодательной (исполнительной) власти субъектов РФ.

Система арбитражных судов создана преимущественно для разрешения экономических споров, возникающих между юридическими лицами, хотя арбитражные суды имеют и иные полномочия. В настоящее время система арбитражных судов включает в себя Высший Арбитражный Суд РФ, федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды), апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.

Суды субъектов РФ включают в себя мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Основная задача мировых судей - рассматривать и разрешать правовые споры, которые наиболее часто встречаются в повседневной жизни граждан. Конституционные (уставные) суды созданы для рассмотрения спорных правовых вопросов о соответствии принимаемых органами власти субъектов РФ нормативных правовых актов Конституции или уставу субъекта.

Иные правоохранительные органы также образуют систему, состоящую из:

· органов прокуратуры;

Прокуратура в Российской Федерации является единой федеральной централизованной системой органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за соблюдением Конституции и исполнением законов, а также реализующих иные функции, установленные федеральным законодательством в целях обеспечения единства и укрепления законности, защиты прав и свобод человека и гражданина, охраняемых законом интересов общества и государства. Правовой основой организации и деятельности прокуратуры в Российской Федерации являются Конституция, Закон о прокуратуре, другие федеральные законы, приказы и распоряжения Генерального прокурора РФ. Чувилев А.А., Чувилев Ан.А. Правоохранительные органы: Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 2000.

Систему прокуратуры РФ составляют Генеральная прокуратура РФ, прокуратуры субъектов РФ, приравненные к ним военные и другие специализированные прокуратуры, научные и образовательные учреждения, редакции печатных изданий, являющиеся юридическими лицами, а также прокуратуры городов и районов, другие территориальные, военные и иные специализированные прокуратуры.

В систему органов прокуратуры РФ входит также Следственный комитет при прокуратуре РФ, который включает в себя следующие структурные подразделения: - главное следственное управления Следственного комитета при прокуратуре РФ; -следственные управления Следственного комитета при прокуратуре РФ по субъектам РФ; -следственных отделов Следственного комитета при прокуратуре РФ по районам, городам. Кроме того, в состав Следственного комитета при прокуратуре РФ входят следственные управления (отделы) при военных и специализированных прокуратурах.

· органов внутренних дел; Правоохранительные органы Российской Федерации: Учебник / Под ред. В. П. Божьева. М., 2009 г.

ОВД - Государственные органы исполнительной власти, составная часть правоохранительной системы, главной задачей которой является обеспечение общественного порядка и общественной безопасности, борьба с преступностью, а также иными правонарушениями. ОВД осуществляют свою деятельность на основе социально-правовых принципов, закрепленных в Конституции РФ, ФЗ, указах и распоряжениях Президента РФ, постановлениях и распоряжениях Правительства РФ, а также приказах, инструкциях и других нормативных актах МВД. Эти органы образуются Президентом РФ, органами государственной власти субъектов РФ, им подотчетны и подконтрольны. ОВД осуществляют следующие функции: обеспечение общественной безопасности: борьба с противоправными посягательствами на жизнь, здоровье, честь, достоинство, свободы и интересы граждан, а также интересы предприятий, учреждений и организаций:

· организация и проведение профилактики правонарушений: охрана общественного порядка: обеспечение необходимых условий труда и отдыха граждан в общественных местах, населенных пунктах:

· обеспечение безопасности дорожного движения; надзор за соблюдением актов, регулирующих общественный порядок и общественную безопасность; дознание и следствие в пределах определенной законом компетенции: охрана различных форм собственности и личного имущества граждан по договорам: обеспечение наряду с другими органами государства режима чрезвычайного положения.

Основные структурные звенья системы ОВД: министерства внутренних дел (МВД) РФ и субъектов РФ. главные управления внутренних дел (ГУВД), управления внутренних дел (УВД) краев, областей - субъектов РФ, управления (отделы) внутренних дел на транспорте (УВДТ, ОВДТ). городские, районные органы внутренних дел (ГОВД. РОВД), управления и отделы 8-го Главного управления внутренних дел (на режимных объектах). Кроме того, в структуру МВД входят: Главное управление государственной противопожарной службы (ГУГПС), окружные управления материально-технического и военного снабжения (ОУМТиВС), учебные заведения (Академия управления, академии, высшие и средние специальные учебные заведения), научно-исследовательские учреждения и иные подразделения, предприятия, учреждения и организации, созданные для осуществления задач, возложенных на ОВД.

Свою деятельность ОВД строят в соответствии с принципами законности, гуманизма, уважения прав человека, гласности, взаимодействуя с другими государственными органами и общественными объединениями, организациями иных форм собственности, трудовыми коллективами, гражданами, СМИ:

осуществляют ее в разнообразных формах: организационные мероприятия (организационно-массовая работа); материально-технические операции; нормо-творческая деятельность; правоприме-нительная(регулятивная и правоохранительная) деятельность. Чувилев А.А., Чувилев Ан.А. Правоохранительные органы: Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 2000. Компетенция ОВД определяется общими, типовыми и индивидуальными положениями о том или ином органе, а также специальными законодательными и иными нормативными актами. Чувилев А.А., Чувилев Ан.А. Правоохранительные органы: Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 2000.

· федеральной службы безопасности;

Федерамльная слумжба безопамсности Россимйской Федерамции (ФСБ России ) -- единая централизованная система органов федеральной службы безопасности, осуществляющая в пределах своих полномочий решение задач по обеспечению безопасности Российской Федерации. Руководство деятельностью ФСБ России осуществляется Президентом Российской Федерации . Создана в июне 1995 г. путём преобразования (переименования) Федеральной службы контрразведки Российской Федерации .

В соответствии со статьёй 8 Федерального закона от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», деятельность органов ФСБ осуществляется по следующим основным направлениям:

· контрразведывательная деятельность;

· борьба с терроризмом;

· борьба с преступностью;

· разведывательная деятельность;

· пограничная деятельность;

· обеспечение информационной безопасности.

Иные направления деятельности органов ФСБ определяются федеральным законодательством. Права и обязанности Федеральной службы безопасности Российской Федерации установлены статьями 12 и 13 федерального закона «О федеральной службе безопасности» № 40-ФЗ.

Контрразведывательная деятельность -- деятельность органов ФСБ России в пределах своих полномочий по выявлению, предупреждению, пресечению разведывательной и иной деятельности специальных служб и организаций иностранных государств, а также отдельных лиц, направленной на нанесение ущерба безопасности Российской Федерации.

Борьба с преступностью и террористической деятельностью Чувилев А.А., Чувилев Ан.А. Правоохранительные органы: Учебное пособие. - М.: Юриспруденция, 2000.

Органы ФСБ в соответствии с законодательством Российской Федерации осуществляют оперативно-розыскные мероприятия по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию шпионажа, террористической деятельности, организованной преступности, коррупции, незаконного оборота оружия и наркотических средств, контрабанды и других преступлений, дознание и предварительное следствие по которым отнесены законом к их ведению, а также по выявлению, предупреждению, пресечению и раскрытию деятельности незаконных вооружённых формирований, преступных групп, отдельных лиц и общественных объединений, ставящих своей целью насильственное изменение конституционного строя Российской Федерации.На органы ФСБ нормативными правовыми актами федеральных органов государственной власти могут возлагаться и другие задачи в сфере борьбы с преступностью.

Разведывательная деятельность

Разведка -- деятельность органов ФСБ России в пределах Российской Федерации по добытию, доставке и обработке секретной информации, связанной с организованными преступными и террористическим группировками. Разведывательная деятельность осуществляется органом внешней разведки федерального органа исполнительной власти в области обеспечения безопасности в соответствии с Федеральным законом Российской Федерации «О внешней разведке».

Пограничная деятельность

Направлениями пограничной деятельности являются: Правоохранительные органы и организации России: компетенция и полномочия. / Под ред. А.П. Гуляева. М., 2001 г.

· защита и охрана Государственной границы Российской Федерации в целях недопущения противоправного изменения прохождения Государственной границы Российской Федерации, обеспечения соблюдения физическими и юридическими лицами режима Государственной границы Российской Федерации, пограничного режима и режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации;

· защита и охрана экономических и иных законных интересов Российской Федерации в пределах приграничной территории, исключительной экономической зоны и континентального шельфа Российской Федерации, а также охрана за пределами исключительной экономической зоны Российской Федерации запасов анадромных видов рыб , образующихся в реках Российской Федерации.

Обеспечение информационной безопасности

Обеспечение информационной безопасности -- деятельность органов ФСБ, осуществляемая ими в пределах своих полномочий:

· при формировании и реализации государственной и научно-технической политики в области обеспечения информационной безопасности, в том числе с использованием инженерно-технических и криптографических средств;

· при обеспечении криптографическими и инженерно-техническими методами безопасности информационно-телекоммуникационных систем, а также систем шифрованной, засекреченной и иных видов специальной связи в России и её учреждениях,

· органов государственной охраны;

Федеральная служба охраны Российской Федерации (ФСО России) -- федеральный орган исполнительной власти Российской Федерации , осуществляющий функции по выработке государственной политики, нормативно-правовому регулированию, контролю и надзору в сфере государственной охраны, президентской, правительственной и иных видов специальной связи и информации, предоставляемых федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации и другим государственным органам.