Курс правоохранительные. Предмет система и значение дисциплины правоохранительные органы

В основе изучения любой юридической дисциплины лежит определенная отрасль права, например, конституционного, административного, гражданского процессуального права и др. Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» не имеет такой юридической основы. Особенность данного курса состоит в том, что это комплексная юридическая дисциплина, в рамках которой изучаются устройство, организация и функционирование различных правоохранительных органов. Поэтому правовую базу курса составляют не одна, а многие отрасли права, которые и определяют предмет этой дисциплины.

Примечание . Под предметом любой учебной дисциплины принято понимать те общественные отношения, круг вопросов и проблем, которые изучаются в ее рамках и составляют ее содержание.

Предмет дисциплины «Правоохранительные органы» - устройство, организация и наиболее существенные направления деятельности органов и организаций, обеспечивающих защиту прав, свобод и законных интересов личности, общества и государства, укрепление законности и правопорядка.

Дисциплина «Правоохранительные органы» - это вводная юридическая дисциплина, которая призвана дать студентам исходные данные о системе правоохранительных органовв Российской Федерации, в том числе о судебной системе России, прокуратуре, органах внутренних дел, органах юстиции, а также об основных направлениях их деятельности по защите права. Поэтому вопросы устройства, организации и деятельности, правоохранительных и судебных органах изучается в этом курсе лишь в той степени, в какой это относится непосредственно к выполнению возложенных на них правоохранительных функций.

Например , в соответствии с Положением о Минюста России, Минюст и его органы осуществляют свыше 50 полномочий. Однако дисциплина «Правоохранительные органы» изучает полномочия органов юстиции только по обеспечению: прав и законных интересов личности и государства; единства правового пространства РФ; установленного порядка деятельности судов; исполнения актов судебных и других органов; исполнения уголовных наказаний.

Предмет и содержание учебной дисциплины «Правоохранительные органы» находится в подвижном состоянии. В настоящее время в рамках этой дисциплины стали изучать правоохранительные органы, которые ранее не изучались (например, государственные органы обеспечения безопасности – СВР, ФСО и др.). Кроме того, в последние годы в Российской Федерации появились новые правоохранительные и судебные органы, призванные осуществлять правоохранительные функции. В их числе можно назвать Конституционный Суд РФ, конституционные (уставные) суды субъектов РФ, арбитражные суды, Уполномоченный по правам человека в РФ, частные детективные и охранные службы и некоторые другие.

Предмет учебной дисциплины «Правоохранительные органы» определяет ее содержание, которое включает совокупность взаимосвязанных между собой проблем и вопросов, относящихся к устройству и функционированию правоохранительных и судебных органов. Эти проблемы рассматриваются в определенной системе, обеспечивающей последовательное и логически выдержанное изучение этой дисциплины.

Система учебной дисциплины «Правоохранительные органы» включает 8 разделов (см. СД: Программа учебной дисциплины). Условно их можно разделить на Общую и Особенную (специальную) часть. В Общей части изучаются основные понятия, предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы», дается общая характеристика и классификация нормативных правовых актов о правоохранительных органах, анализируется понятие судебной власти, ее признаки и полномочия. Особенная (специальная) часть учебной дисциплине посвящена организации, компетенции и основным направлениям деятельности правоохранительных органов, правовому статусу сотрудников правоохранительных органов.

Взаимосвязь дисциплины «Правоохранительные органы» с другими юридическими дисциплинами

Изучение дисциплины «Правоохранительные органы», как уже отмечалось, предшествует изучению специальных курсов: административного права, гражданского права и процесса, уголовного права, уголовно-процессуального права и др.

Учебная дисциплина «Правоохранительные органы» тесно связана:

с теорией государства и права является методологической основой данного курса. В процессе изучения этой дисциплины, обучающиеся постоянно обращаются к основополагающим понятиям, разрабатываемым теорией государства и права (например, о праве, о соотношении права и закона, о правопорядке, о правосудии и др.);

с конституционным правом формулирует конституционные принципы организации и деятельности правоохранительных и судебных органов, рассматривает основополагающие функции правоохранительной деятельности: конституционный контроль; правосудие; прокурорский надзор. Для деятельности правоохранительных и судебных органов важное значение имеют конституционные положения о правах человека и гражданина;

с административным правом изучается деятельность органов государственного управления в различных сферах государственной жизни. Многие органы исполнительной власти (МЮ РФ, МВД, ФСБ и др.) осуществляют правоохранительные функции. Например, в курсе «Административное право» рассматриваются основания, и порядок применения мер административного принуждения, а деятельность правоохранительных и судебных органов связана с применением таких мер воздействия;

с процессуальными отраслями права – гражданским, арбитражным процессом и уголовным судопроизводством – регулируют порядок отправления правосудия по гражданским и уголовным делам, определяют компетенцию судебных органов и полномочия других субъектов процессуальных отношений. Процедура судопроизводства по возбуждению, расследованию, рассмотрению и разрешении уголовных дел, деятельность суда по рассмотрению гражданских и арбитражных дел, а также заявлений граждан, чьи права и свободы нарушены, регламентируется соответствующими кодексами (УПК РФ, АПК РФ, ГПК РФ) и другими нормативными правовыми актами, которые являются основой для деятельности соответствующих правоохранительных органов.

с материальными отраслями права – гражданское, семейное, трудовое, уголовное, таможенное, налоговое и др. Правоохранительные и судебные органы в своей деятельности широко применяют нормы указанных отраслей права при определении признаков правонарушения, о наступлении или не наступлении соответствующего вида (гражданской, уголовной, административной) ответственности, о мерах властного принуждения и т.д.

с курсами «Прокурорский надзор» и «Организация деятельности адвокатуры» изучают не только организацию прокуратуры и адвокатуры в Российской Федерации, но и саму деятельность этих правоохранительных органов по осуществлению своих функций, правовой статус прокурорского работника и адвоката, их правоприменительную практику.

§ 4. Учебная дисциплина "Правоохранительные органы": предмет, наименование, система

1 . Известно, чтопредмет любой учебной дисциплины определяется прежде всего кругом тех вопросов и проблем, которые должны изучаться в ее рамках. В соответствии с такой общей установкой и обозначен предмет преподаваемой в юридических высших учебных заведениях дисциплины "Правоохранительные органы".

В значительной мере содержание предмета уже раскрыто в предисловии и предыдущих параграфах данной главы учебника. Он включает сведения в первую очередь о государственных органах, выполняющих правоохранительную деятельность, а равно некоторых негосударственных образованиях, призванных содействовать такого рода деятельности. Среди этих сведений центральное место, естественно, занимают те, которые дают представление не только о правоохранительной деятельности в целом, но и о конкретных ее направлениях (функциях), а равно о построении соответствующих органов или организаций, их структуре, взаимосвязи и соподчиненности, главных полномочиях и задачах, взаимодействии друг с другом и со всем государственным механизмом. Внимание фокусируется также на порядке подбора и расстановки кадров соответствующих органов, их ответственности.

С учетом этого дисциплину "Правоохранительные органы" можно было бы определить как такую, в рамках которой изучаются основыорганизации и наиболее существенные направления и задачи деятельности этих органов, их взаимодействие друг с другом и иными органами государства.

В учебные планы юридических вузов уже давно включаются дисциплины, дающие начинающим студентам-юристам исходные сведения о судах, прокуратуре, органах юстиции, организации вы­явления и расследования преступлений, адвокатуре и некоторых других учреждениях и организациях, связанных с осуществлением функций, направленных на укрепление законности и правопорядка, охрану прав и законных интересов государственных и негосудар­ственных организаций, отдельных лиц. Их цель - как отмечено выше, предоставление минимума знаний об основных учреждениях, призванных обеспечивать реализацию правовых предписаний, а равно в целом о механизме правоприменения.

До революции 1917 г. эта дисциплина преподавалась как само­стоятельная не во всех юридических учебных заведениях: здесь данные о судах и иных связанных с ними органах, их основных пол­номочиях сообщались студентам в рамках других дисциплин - граж­данского и уголовного процесса. Однако такой подход устраивал не всех. Тогда и созрело понимание, что при подобной организации учебного процесса "теряется" многое из того, что нужно знать юри­сту о судах и работающих бок о бок с ними органах. Это обстоятель­ство и продиктовало необходимость введения еще в те времена са­мостоятельной дисциплины под названием "Судоустройство".

2 . В первые десятилетия после Октябрьской революции эта дисциплина получила широкое распространение. Еенаименование было прежним - "Судоустройство". И такое наименование в тех условиях являлось вполне оправданным, поскольку существовав­шее тогда законодательство о судоустройстве комплексно регламен­тировало основы организации и деятельности не только судов, но и учреждений юстиции, прокуратуры, следствия и адвокатуры, а рав­но некоторых других органов. Такими были, например, Положения о судоустройстве РСФСР, принимавшиеся в 1922 и 1926 гг. Наиме­нование дисциплины прямо отражало благие намерения хотя бы дек­ларировать ведущую роль суда среди правоохранительных органов, а также тот факт, что в те времена следственный аппарат находился в ведении судов, а прокуроры при рассмотрении дел в судах выполняли лишь функцию обвинения и опротестования судебных решений.

Как известно, по мере формирования командно-административной системы с подчинением всего государственного аппарата непос­редственно Центру претерпели существенные изменения организация и полномочия прокуратуры. Она стала строго централизованным учреждением, уполномоченным надзирать и за деятельностью суда, активно влиять на его решения. В таких условиях все больше кое у кого зрело мнение, что изложение данных об основах организации и деятельности прокуратуры в рамках дисциплины, именуемой "Судоустройством", - проявление-де серьезной недооценки значимости очень важного учреждения. Поэтому предлагалось, изменить это наименование и включить в него упоминание не только суда, но и прокуратуры. Это произошло в середине 50-х гг., когда вместо "Судоустройства" в учебные планы юридических вузов была включенадисциплина "Организация суда и прокуратуры в СССР". Под таким заголовком дисциплина просуществовала до конца 70-х гг., когда ее наименование еще раз изменили и стали называть "Суд и правосудие в СССР". Но на этом поиски самого удачного наименования дисциплины не закончились. В 1988 г. она получила еще одно - "Правоохранительные органы в СССР". В 1992 г. по известным причинам из него "исчезло" упоминание СССР. Несколько позже начались "ностальгические" эксперименты по реставрации того названия, которое было в первые десятилетия советского периода. "Изобретаются" и другие наименования - "Судоустройство и правоохранительные органы", "Организация судебной власти в Российской Федерации", "Правоохранительная система" и т.д. По сути своей, усилия такого рода вполне можно расценить как еще одну модную псевдореформаторскую акцию по "замене вывесок".

Предпринятым в 1988 г. изменением подчеркнута необходимость включения в рассматриваемую учебную дисциплину достаточно полных сведений не только об одном или двух правоохранительных органах - судах и прокуратуре, но и обо всех, поскольку все они взаимосвязаны. В результате в учебной программе и учебной литературе бóльшее внимание вполне обоснованно стало уделятьсяорганам юстиции, органам внутренних дел, другим органам, призванным выявлять и расследовать преступления

3 . Однако в принципесистема дисциплины существенно не изменилась. Как и прежде, в ее рамках рассматриваются некоторые общие вопросы, связанные с характеристикой и уяснением понятия и содержания правоохранительной деятельности, круга государственных и негосударственных организаций, создаваемых для выполнения этой деятельности, некоторых исходных идей, которые лежат в основе построения правоохранительных органов, их взаимодействия друг с другом и иными учреждениями.

Признание особой роли правосудия и иной деятельности судов требует привлечения значительного внимания к раскрытию понятия "правосудие" и его демократических основ (принципов), изложению сведений о построении судебной системы в целом, к характеристике организации и главных полномочий всех звеньев (гражданских) военных и арбитражных судов, Конституционного Суда РФ. Именно этим вопросам отведена большая часть тем учебной программы курса "Правоохранительные органы" и соответственно данного учебника.

Система дисциплины охватывает также темы, посвященные организационному обеспечению деятельности судов, прокурорскому надзору и иным направлениям работы прокуратуры, выявлению и расследованию преступлений, оказанию юридической помощи и иных правовых услуг, а вместе с этим и построению органов и учреждений, выполняющих эти правоохранительные функции.

Происходящий в последние годы поиск возможностей для со­вершенствования содержания и системы дисциплины "Правоохра­нительные органы" идет в основном по пути расширения круга органов, которым должно уделяться внимание. К примеру, до издания в 1992 г. первого Закона об оперативно-розыскной деятельности откры­то об этой деятельности не было принято говорить в аудиториях обычных (не специализирующихся на подготовке кадров для учреж­дений Министерства внутренних дел и других подобных ведомств) юридических вузов. Практически все сведения о ней и органах, ее осуществлявших, считались закрытыми. Соответственно "молчали" учебники и учебные программы. Названный Закон открыл возмож­ности для ознакомления студентов и общих вузов с исходными све­дениями о понятии и содержании оперативно-розыскной деятельно­сти и тех органах, которые уполномочены на ее осуществление.

"Семейство" правоохранительных органов "приросло" также за счет сравнительно недавно образованных Конституционного Суда РФ, арбитражных судов, о которых лет десять тому назад не было и речи. Суды стали "обрастать" органами судейского сообщества, играющими важную роль в обеспечении нормального функциониро­вания судебной власти. Начался и идет активно процесс формиро­вания упоминавшегося выше Судебного департамента при Верхов­ном Суде РФ и его местных органов, службы судебных приставов. Все это, естественно, потребовало соответствующих изменений со­держания учебных программ и учебников по курсу "Правоохрани­тельные органы".

Предпринимались и предпринимаются попытки корректиров­ки иного толка. В изданных в последние годы некоторых учебниках (рассчитанных на слушателей юридических учебных заведений узко специализированной направленности) в числе правоохранительных органов стали "появляться" такие учреждения, организации и структуры, основные функции которых весьма далеки от правоохрани­тельной деятельности либо вообще не имеют ничего общего с ней. Это Совет безопасности Российской Федерации, внутренние войска, пограничные войска, Служба внешней разведки, учреждения государственной налоговой службы, Федеральное агентство правительственной связи и информации и др.

Не должно быть никаких сомнений в том, что эти и подобные им органы важны и играют большую роль в государственном механизме в целом. Получать сведения о них будущие юристы должны. Но не в рамках дисциплины "Правоохранительные органы". Для этого есть другие юридические дисциплины - конституционное право, административное право, финансовое право, налоговое пра­во. На их изучение в вузах, готовящих юристов широкого профиля, отводится вполне обоснованно значительно больше учебного време­ни и тем самым создаются условия, исключающие поверхностное ознакомление с соответствующими органами.

§ 3. Предмет и система курса "Правоохранительные органы",

его соотношение с другими юридическими дисциплинами

Предметом любой учебной дисциплины выступает изучение определенного круга явлений объективной действительности, закономерностей их развития и функционирования. Любые юридические дисциплины призваны изучать по сути единый объект - совокупность государственно-правовых явлений общественной жизни или, иначе, государственно-правовую действительность. Тем не менее каждая из этих дисциплин имеет свой собственный предмет изучения, которым выступает определенная часть, элемент общего объекта правоведения. Предметом учебной дисциплины "Правоохранительные органы" является изучение структуры, функций, основ организации и деятельности системы государственных органов, осуществляющих правоохранительную деятельность, их взаимодействия друг с другом и с иными государственными и негосударственными органами и организациями.

Целью изучения учебной дисциплины "Правоохранительные органы" является получение исходных, основополагающих сведений о системе органов, осуществляющих правоохранительную функцию государства, что обеспечивает успешное освоение в дальнейшем других юридических дисциплин.

Система курса "Правоохранительные органы" состоит из 12 тем, логически взаимосвязанных между собой в такой последовательности, которая позволяет описать всю систему правоохранительных органов от общих вопросов, понятий и принципов их организации и деятельности до изучения конкретных групп органов в соответствии с основными направлениями правоохранительной деятельности. В начале изучения курса рассматриваются некоторые общие вопросы, связанные с уяснением признаков и понятия правоохранительной деятельности, основных ее направлений, дается общая характеристика системы правоохранительных органов в РФ, изучается нормативно-правовая база организации и функционирования правоохранительных органов, дается характеристика наиболее важным законодательным актам, которые студентам необходимо изучить в рамках курса. Далее, в соответствии с центральной ролью судебных органов в правоохранительной деятельности, следует изучение понятий судебной власти и судебной системы, раскрываются основные черты и структура судебной системы РФ, даются понятия звена судебной системы и судебных инстанций. Следующая тема посвящена изучению правосудия и системы его демократических основ (принципов). Далее следуют темы, посвященные отдельным группам судов, составляющих российскую судебную систему, - судам общей юрисдикции, арбитражным судам, Конституционному Суду РФ и конституционным (уставным) судам субъектов РФ. В рамках следующей темы "Правовой статус судей, присяжных и арбитражных заседателей" изучаются права и обязанности судей и представителей народа, участвующих в отправлении правосудия, порядок формирования судейского корпуса, компетенция и основы организации органов судейского сообщества. В следующей теме изучается становление российской судебной системы, исторические этапы ее развития и реформирования. Изучение судебной системы РФ завершается темой, посвященной организационному обеспечению деятельности судов, Судебному департаменту при Верховном Суде РФ, а также вопросам о компетенции и системе органов юстиции. Следующие темы соответствуют остальным направлениям правоохранительной деятельности - прокурорскому надзору и органам прокуратуры, оперативно-розыскной деятельности, предварительному расследованию уголовных дел и системе органов, их осуществляющих. Изучение курса "Правоохранительные органы" завершается темой, посвященной вопросам организации и деятельности адвокатуры в России.

С тем чтобы лучше понять, какое место занимает курс "Правоохранительные органы" в системе юридических учебных дисциплин, вначале необходимо дать основные сведения об их классификации.

К правоведению относится широкий круг учебных дисциплин, которые условно можно подразделить на следующие группы:

1) историко-теоретические, призванные изучать исторические и теоретические вопросы развития и функционирования государства и права (теория государства и права, криминология, история государства и права России, зарубежных стран, история политических и правовых учений и др.);

2) отраслевые, направленные на изучение конкретных отраслей права (уголовное право, гражданское право, административное право, гражданское процессуальное, уголовно-процессуальное право и др.);

3) прикладные дисциплины, посвященные вопросам применения специальных знаний в практической деятельности юриста (криминалистика, судебная медицина, судебная психиатрия, судебная статистика и др.);

4) дисциплины, изучающие структуру и принципы деятельности различных государственных органов, а также отдельных негосударственных организаций. Очевидно, что дисциплина "Правоохранительные органы" относится к данной группе, куда также входят такие дисциплины, как прокурорский надзор, адвокатура и нотариат.

Дисциплина "Правоохранительные органы" - одна из вводных в правоведение дисциплин, и поэтому она тесно взаимосвязана практически со всеми другими юридическими дисциплинами. Рассмотрим ее взаимосвязь с конкретными учебными дисциплинами в соответствии с вышеуказанной их классификацией.

Основополагающей, фундаментальной теоретической дисциплиной в системе правоведения является теория государства и права (далее - ТГП), которая изучает наиболее общие специфические закономерности возникновения, развития и функционирования государства и права как социальных явлений, вырабатывает определения важнейших государственно-правовых категорий для всех без исключения юридических дисциплин. Не является исключением и дисциплина "Правоохранительные органы". ТГП определяет понятия таких явлений, как "право", "государство", "государственная власть", "государственный орган", "механизм государства", "функции государства", "правовое государство" и т.д. Таким образом, ТГП выполняет своего рода служебную миссию по отношению к другим юридическим наукам, обеспечивая их ключевыми категориями, определениями основных понятий в правоведении.

Государственным образовательным стандартом предусмотрено изучение в рамках дисциплины "Правоохранительные органы" исторических этапов развития судебной системы в России, кроме того при изучении курса студенты получают краткие сведения об истории прокурорского надзора, органов, осуществляющих предварительное расследование и адвокатуры. Эти знания призвана обобщать и анализировать история государства и права России. Они используются в дисциплине "Правоохранительные органы" для того, чтобы в наиболее общем виде представить историческую картину становления и развития правоохранительной системы в нашей стране.

Изучение системы правоохранительных органов РФ, принципов их организации и деятельности в рамках курса "Правоохранительные органы" создает основу для изучения отраслевых юридических дисциплин, прежде всего изучающих отрасли процессуального права - уголовно-процессуального, гражданского процессуального и арбитражного процессуального права. Изучив курс "Правоохранительные органы", студенты получают представление о судебной системе РФ, ее звеньях, судебных инстанциях, полномочиях государственных органов, участвующих в судопроизводстве. В рамках курса "Правоохранительные органы" изучаются демократические основы (принципы) правосудия, что позволяет заложить фундамент для изучения отраслевых дисциплин, сформировать правовое мировоззрение студентов в духе идей правового государства. В свою очередь, многие вопросы, изучаемые указанными дисциплинами, в наиболее краткой и доступной форме обобщаются и освещаются в рамках курса "Правоохранительные органы", что обеспечивает преемственность изучения дисциплины "Правоохранительные органы" и этих отраслевых дисциплин. К примеру, при рассмотрении понятия и видов судебных инстанций раскрываются их особенности применительно к уголовному, гражданскому и арбитражному судопроизводству.

Из всех направлений юридической деятельности наиболее остро затрагивает права и свободы человека деятельность уголовной юстиции. Именно здесь личность подвергается наиболее жестким мерам государственно-правового воздействия, поэтому значение соблюдения правовых норм, принципов, защищающих человека от произвола государственных органов и их должностных лиц, здесь наиболее важно. Именно поэтому столь большое внимание в рамках изучения курса "Правоохранительные органы" уделяется вопросам уголовного судопроизводства, т.е. деятельности суда по рассмотрению и разрешению уголовных дел и органов, осуществляющих предварительное расследование. В связи с этим дисциплина "Правоохранительные органы" наиболее тесным образом взаимосвязана с уголовно-процессуальным правом.

Тесно взаимосвязана рассматриваемая нами дисциплина с конституционным правом, в рамках которого, в частности, дается общая характеристика государственных органов РФ, затрагиваются вопросы о месте правоохранительных органов в государственном механизме, на основе изучения норм главы II "Права и свободы человека и гражданина" и VII "Судебная власть" Конституции РФ раскрывается содержание основных принципов деятельности органов государственной власти.

Вопросы, связанные с функционированием таких правоохранительных органов, как, например, органы юстиции и органы внутренних дел, изучаются в рамках административного права, в предмет которого входит изучение организации и деятельности органов исполнительной власти. Система этой дисциплины включает также темы, посвященные органам, компетентным налагать административные взыскания, и процедуре их наложения.

Теснейшим образом связаны "Правоохранительные органы" с изучением таких дисциплин, как прокурорский надзор, адвокатура и нотариат, которые изучаются на старших курсах обучения. Эти дисциплины, по сути, конкретизируют ряд важных тем курса "Правоохранительные органы", расширяют те познания, которые получили студенты в процессе его изучения.

Предмет и система дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации»

Предметом изучения учебной дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации» выступают государственные и негосударственные образования, деятельность которых связана с охраной правовой системы государства, а также с защитой прав, свобод и законных интересов граждан. Цель данной учебной дисциплины – информировать студентов о ключевых моментах деятельности и регулирующих ее нормативных правовых актах.

Структурно дисциплину «Правоохранительные органы Российской Федерации» можно представить в виде трех органически связанных между собой разделов. Первый раздел включает следующие основные понятия: понятие правоохранительных органов, их система, принципы, нормативные основы деятельности и т. д. Без их тщательного изучения невозможно составить системное представление о правоохранительных органах России и основных тенденциях и закономерностях их развития.

Второй раздел содержит информацию о судебной системе Российской Федерации: о действующих в стране судах, их задачах, компетенции, структуре, а также о правовом статусе судей и органов судейского сообщества.

Третий раздел охватывает все иные правоохранительные органы, выходящие за рамки судебной системы. Так же как и в предыдущем разделе, рассматриваются задачи, принципы деятельности, компетенция, структура и особенности формирования кадровой политики в этих правоохранительных структурах.

Освоение студентами учебной дисциплины «Правоохранительные органы Российской Федерации» способствует лучшему пониманию положений специальных юридических дисциплин: уголовного права и уголовного процесса, административного права и административной деятельности, оперативно-розыскной деятельности, гражданского процесса, конституционного права и др.

|1.2. Понятие и признаки правоохранительных органов

Защита прав и свобод гражданина и человека – конституционная обязанность государства. Полномочия по их охране возложены на специальные созданные государственной властью структуры, именуемые правоохранительными органами.

Что же следует считать правоохранительными органами? Сам термин «правоохранительные органы» в последнее время активно используется законодателем. Однако ни в одном нормативном акте данное словосочетание не расшифровывается. В связи с этим перед авторами настоящего пособия стоит задача сформулировать свое собственное определение данного термина.

Прежде всего рассмотрим признаки, которые выделяют правоохранительные органы из общей массы социальных образований.

Первый признак связан с целью деятельности правоохранительных органов. Цель эта вытекает из наименования органов. Это охрана права. Охрана права подразумевает: а) восстановление нарушенного права; б) наказание правонарушителя; в) одновременное восстановление нарушенного права и наказание правонарушителя. Как явствует из данного толкования, охрана права следует за нарушением права. Иными словами, право охраняется лишь тогда, когда оно нарушено. По общему правилу так действительно и бывает: нельзя никого осудить до преступления. Однако представляется, что суть охраны права тремя приведенными выше задачами не исчерпывается. Гражданину важно не только, чтобы его нарушенное право оперативно восстанавливалось, а нарушители карались по справедливости, но чтобы его права не нарушались вовсе. В этой связи целесообразно в суть охраны права добавить еще такую составляющую, как создание условий, препятствующих нарушению права.

Цель деятельности правоохранительных органов включает также охрану правовых устоев, обеспечивающих нормальное функционирование личности, общества, государства, а также других объектов, в частности окружающей среды.

Нарушенное право порождает обязанность государства проявить соответствующую реакцию в виде осуждения или санкции. Право на это возникает лишь в случае установления всех обстоятельств правонарушения. Выяснением реальной картины противоправных событий и занимаются уполномоченные государством правоохранительные органы. Они выявляют нарушения, констатируют факты совершения правонарушений конкретными лицами, создают условия для принятия правосудных решений.

Отсюда вытекает второй признак правоохранительных органов: правоохранительные органы – это государственные органы. Все правоохранительные органы создаются и финансируются государством. Комплектуются специалистами, отвечающими определенным требованиям, имеющими специальную подготовку и образование (как правило, юридическое). Приведенный признак поглощает собой целый ряд черт, которые отдельные авторы выделяют в качестве самостоятельных признаков правоохранительных органов, как то: осуществление правоохранительной деятельности специальными лицами; обязательность принимаемых этими лицами решений.

Требования к специалистам правоохранительных органов и пределы их полномочий закреплены в законе. Отсюда третий признак: правоохранительные органы осуществляют свою деятельность на основании закона и в соответствии с ним. Деятельность правоохранительных органов регулируется специальными законами. В качестве примера можно привести законы «О милиции», «О Прокуратуре Российской Федерации, „О Федеральной службе безопасности“ и т. д.

Для своего нормального функционирования государство вынуждено прибегать не только к положительному стимулированию физических и юридических лиц, но и к негативным рычагам воздействия. Поэтому правоохранительные органы наделены правом применения мер принуждения. В этом заключается четвертый признак, отделяющий их от иных государственных структур.

Названные признаки присущи всем без исключения правоохранительным органам. Их можно обозначить как признаки первой очереди. Отсутствие хотя бы одного из них означает, что орган не может быть отнесен к правоохранительным.

Вместе с тем есть признаки, которые принадлежат лишь некоторым правоохранительным органам. Это так называемые признаки второй очереди. При наличии хотя бы одного такого признака можно говорить, что перед нами правоохранительный орган. Однако даже при отсутствии всех признаков второй очереди невозможно сделать противоположный вывод.

К признакам второй очереди относятся:

– право применения норм уголовного закона;

– осуществление полномочий в строго определенной процессуальной форме. Для деятельности судов, например, характерны различные виды судопроизводств: уголовное, гражданское, арбитражное, конституционное, административное.

Опираясь на приведенные выше признаки, можно сформулировать определение правоохранительных органов.

Правоохранительные органы – это специальные органы, созданные государством в целях охраны права, действующие на основании и в соответствии с законом, наделенные правом применения мер принуждения, а в ряде случаев правом применения уголовного закона и обязанностью соблюдения определенной процессуальной формы.

Под приведенное определение подходит большинство правоохранительных органов, в частности милиция, прокуратура, органы безопасности и т. д. Однако у отдельных образований явно правоохранительной направленности могут отсутствовать некоторые признаки. В качестве примера можно привести такую организацию, стоящую на позиции охраны прав граждан, как адвокатура. Из приведенных признаков к адвокатуре подойдут лишь два: цель деятельности и функционирование на основе закона. Таким образом, формально такие органы нельзя назвать правоохранительными. Однако они, бесспорно, являются правоохранительными по сути и, главное, по целям своей деятельности.

Для того чтобы выделить правоохранительный характер деятельности этих органов и в то же время показать, что в узком понимании они не являются правоохранительными, представители нижегородской школы процессуалистов (в частности, В. Т. Томин) ввели особый термин«квазиправоохранительные органы». Этот термин образован при помощи латинской приставки «квази-», имеющей два значения: а) мнимый, ненастоящий; б) почти, близко. В данном случае указанная частица применена во втором значении.

Таким образом, квазиправоохранительные органы – это государственные органы, общественные организации и частные институты, оказывающие содействие правоохранительным органам в выполнении их функций, а также непосредственно обеспечивающие правовую помощь гражданам и юридическим лицам.

К квазиправоохранительным органам кроме названной уже адвокатуры можно отнести нотариат, органы частной детективной и охранной деятельности; юридическую службу предприятий и организаций.

Учебный курс "Правоохранительные органы России" является вводной обзорной юридической дисциплиной. Именно в нем начинается углубленное изучение специальной юридической терминологии. Усвоение содержания юридических терминов и понятий курса представляет собой одну из задач обучения.

Единообразное понимание и толкование юридических терминов позволяют профессиональным юристам точно и недвусмысленно формулировать норму закона, усваивать и запоминать смысл правового предписания и правильно толковать положения нормы при применении на практике.

Основные понятия учебного курса "Правоохранительные органы России" составляют лишь незначительную часть тех юридических терминов, которые предстоит изучить за период обучения. Однако они являются исходными и ключевыми в дальнейшей учебе.

Содержание предмета и системы учебного курса предопределяет ту терминологию, которая подлежит изучению, и ее объем. Значительное количество изучаемых в рамках данного курса нормативных актов предполагает, что усвоение их содержания потребует использования большого числа юридических терминов и понятий. Однако часть их останется для изучения в других дисциплинах, вторая часть будет представлена в ознакомительном плане, а третья должна быть изучена и осмыслена в предлагаемых формулировках. Именно последняя группа юридических терминов и составляет те основные понятия курса, с которыми и предстоит в дальнейшем работать.

Последовательное усвоение тем системы учебного курса "Правоохранительные органы России" позволяет предметно и конкретно подходить к выбору основных понятий и их систематизации для более глубокого изучения. Выделенные в системе учебного курса разделы и темы ориентируют и на соответствующую группу понятий, раскрывающих основное содержание темы.

Учитывая, что содержание учебного курса составляют знания о системе правоохранительных органов в целом и каждого органа в отдельности, можно предложить определенную схему понятий, позволяющих самостоятельно и более глубоко изучить материал. Построение и организация деятельности в каждом отдельно взятом правоохранительном органе имеет специфику. По есть и общие принципиальные основы их организации. Поэтому знание и усвоение нескольких основных ключевых понятий даст возможность представить и охватить материал всей темы по конкретному правоохранительному органу и не упустить нужных вопросов темы.

При изучении тем о конкретных правоохранительных органах в число основных понятий, раскрывающих содержание темы, включаются следующие: понятие правоохранительного органа; задачи, функции (направления деятельности), система органа; звено в системе правоохранительного органа; структура звена правоохранительного органа; состав звена или структурного подразделения звена правоохранительного органа; компетенция звена или структурного подразделения звена правоохранительного органа; полномочия должностных лиц правоохранительного органа, звена, структурного подразделения звена правоохранительного органа; аппарат правоохранительного органа (руководители, сотрудники, работники, технический и обслуживающий персонал и т.д.); кадры правоохранительного органа: назначение, увольнение, продвижение по службе, поощрение и дисциплинарная ответственность работающих лиц.

Используя и зная содержание названных понятий в их совокупности и изложенной взаимозависимости, можно добиться и соответствующей глубины изучения вопросов темы о конкретном правоохранительном органе, например органах внутренних дел.

Необходимо и важно правильно устанавливать взаимосвязь понятий и раскрывать их соотношение, подчеркивая общие и специфические признаки.

Например, рассматривая соотношение таких понятий, как: "учебный курс “Правоохранительные органы России”", "правоохранительные органы России", "организация правоохранительных органов", "деятельность правоохранительных органов", можно увидеть не только общее в этих словосочетаниях, но и раскрыть самостоятельность этих понятий, подчеркивающих специфические стороны изучаемого предмета.

Учебный курс "Правоохранительные органы России" – это совокупность знаний, изучаемых студентами, слушателями, учащимися. Правоохранительные органы России – это реально существующие и действующие учреждения государства. Понятие "организация правоохранительных органов" указывает на организационное устройство органов, их систему в Российской Федерации. Деятельность правоохранительных органов включает их функционирование, работу по выполнению поставленных задач, конкретные действия должностных лиц. Указываемые особенности подчеркивают специфику содержания юридических понятий, связанных с одним основным изучаемым элементом – "правоохранительные органы".

Собрать и дать определения всех или даже основных понятий учебного курса в отдельной теме сложно, да и вряд ли целесообразно. К тому же большая часть понятий будет изучаться в темах, посвященных отдельным правоохранительным органам. Однако на этом этапе изучения нельзя не выделить основные ключевые понятия, знание которых даст возможность представить основные положения учебного курса и осмысленно подходить к изучению тем о конкретных правоохранительных органах.

Приводимые ниже определения понятий сформулированы специально для изучения данного курса с учетом его специфики.

Итак, остановимся на определении нескольких понятий: судоустройство, суд, правосудие, прокуратура, прокурорский надзор, предварительное расследование, адвокатура, адвокат, нотариат, нотариус.

Судоустройство – это закрепленная в законе организация существующей в государстве системы судов, построения отдельных ее звеньев, судейского сообщества, приобретения и изменения статуса судей.

Суд – специальный государственный орган, предназначенный для реализации судебной власти и осуществления правосудия.

Правосудие – это осуществляемый судом особый вид государственной деятельности по реализации судебной власти путем рассмотрения в конституционном, гражданском, арбитражном, административном и уголовном судопроизводстве правовых споров, обеспеченный возможным применением на основе закона государственного принуждения для установления или восстановления нарушенных прав, наказания правонарушителей и защиты законных интересов граждан, юридических лиц и государства.

Прокуратура – это предусмотренная законом единая федеральная централизованная система специальных государственных органов, осуществляющих от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов государственными органами, коммерческими и некоммерческими организациями, должностными лицами и гражданами, уголовное преследование, координацию деятельности правоохранительных органов по работе с преступлениями.

Прокурорский надзор – это осуществляемая на основе закона Генеральным прокурором РФ и подчиненными ему прокурорами специфическая государственная деятельность от имени Российской Федерации, независимая от местных органов власти, по надзору за точным и единообразным исполнением действующих на ее территории законов государственными органами, коммерческими и некоммерческими организациями, должностными лицами и гражданами.

Предварительное расследование – предусмотренная УПК деятельность специально уполномоченных органов государства по собиранию доказательств для установления обстоятельств совершения преступления, установлению и изобличению лиц, их совершивших, и предъявлению им обвинения, а также по подготовке уголовных дел для рассмотрения их в суде общей юрисдикции.

Адвокат – это лицо, обладающее специальным правовым статусом, подтвержденным внесением в Реестр Адвокатской палаты субъекта РФ и выдачей органом Минюста России удостоверения адвоката, и имеющее право осуществлять адвокатскую деятельность.

Адвокатура – это профессиональное некоммерческое объединение адвокатов, организованное по государственно-территориальному принципу на основе самофинансирования и самоуправления, призванное на основе закона оказывать населению и организациям юридические услуги и юридическую помощь в избранных и оформленных адвокатских образованиях.

Нотариат – это система государственных учреждений и специальных должностных лиц, уполномоченных государством в соответствии с действующим законодательством осуществлять от имени Российской Федерации нотариальные действия в установленных нотариальных округах на территории РФ или за границей для обеспечения нрав граждан и юридических лиц, а также некоммерческих профессиональных организаций, объединяющих нотариусов, занимающихся частной практикой, и представляющих их интересы.

Нотариус – лицо, работающее в государственной нотариальной конторе в указанной должности или наделенное в установленном законом порядке полномочиями и занимающееся частной нотариальной практикой.

Государственный нотариус – это гражданин Российской Федерации, назначенный в установленном законом порядке и работающий в должности нотариуса в государственной нотариальной конторе в определенном нотариальном округе России и имеющий соответствующий классный чин.

Нотариус, занимающийся частной практикой, – это лицо, назначенное на должность нотариуса в установленном Основами законодательства о нотариате порядке и являющееся членом нотариальной палаты субъекта РФ.

Предложенные определения понятий специальных юридических терминов учебного курса имеют некоторые особенности. От них и их содержания следует отталкиваться при изучении тем учебной дисциплины и в целом учебного курса как от самых элементарных правовых знаний. Понятия данного учебного курса формируются с учетом его познавательной специфики, а именно направленности на изучение построения и организации деятельности правоохранительных органов.

Вопросы:

1. Предмет, система и структура курса «Правоохранительные органы» и его соотношение с другими юридическими науками и дисциплинами.

2. Источники кура.

3. Понятие правоохранительного органа.

Введение

Данная лекция открывает изучение курса «Правоохранительные органы». Главная цель учебного курса – сформировать у обучаемых научные представления о системе и структуре правоохранительных органов РФ и основных направлениях их деятельности, поэтому в ходе лекции должно быть задано стратегическое направление дальнейшего изучения курса; проанализированы основные определения, которые будут использованы в ходе изучения учебной дисциплины; рассмотрены источники курса, к которым, в первую очередь, относятся:

    Конституция Российской Федерации. М.: Юрид. лит. 1993.

    Указ Президента РФ № 314 от 9 марта 2004 г. «О системе и структуре федеральных органов исполнительной власти» (в ред. от 22 июня 2010) // СЗ РФ. 2004. № 11 ст. 945

Литература, необходимая для более глубокого изучения данной темы, включает в себя, в первую очередь, учебники, учебные пособия и курсы лекций:

    Бельский К.С. Полицейское право: Лекционный курс. – М.: Издательство «Дело и Сервис», 2004.

    Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность России: Курс лекций. СПб.: Из-во СПб ун-та МВД России, 2008.

    Правоохранительные органы: курс лекций / ред. В.И. Качалова, ред. О.В. Качалова. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Омега-Л., 2006.

    Правоохранительные органы: учебник / МВД России ДКО; состав. А.Н. Артамонов и др. – М.: ЦОКР МВД России, 2007.

    Правоохранительные органы: учебник для вузов / ред. О. А. Галустьян, А.В. Ендольцева, А.П. Кизлык. – 5-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА: Закон и право, 2008.

Нормативные правовые акты, необходимые для изучения данной темы, будут названы при рассмотрении соответствующих вопросов темы.

1. Предмет, система и структура курса «Правоохранительные» и его соотношение с другими юридическими науками и дисциплинами

Каждая учебная дисциплина, так же, как и каждая наука, изучает «что-то» . У них всегда существует то, что называют объектом и предметом науки или, соответственно, учебной дисциплины.

Понятия «предмет» и «объект» изучаются философией, и в самом общем виде они могут быть определены следующим образом:

объект науки – это те феномены (явления, материальные объекты) окружающего мира, которые изучает наука;

предмет науки – те стороны (свойства, аспекты, закономерности), которые изучает наука.

Из этого следует, что один и тот же объект может являться предметом изучения различных наук. Например, шариковую ручку может изучать механика (навинчивающийся колпачок), химия (состав пластмассы и чернил), эргономика (поиск оптимальной толщины корпуса ручки), эстетика (качество общего оформления), даже баллистика – если кому-нибудь захочется оценить возможность выстрела шариковой ручкой из, например, арбалета.

Все сказанное относится и к объекту и предмету учебной дисциплины.

Как следует из названия курса, его объектом являются правоохранительные органы и их деятельность. Предмет курса – определенные стороны объекта, поскольку изучать правоохранительные органы возможно в рамках и таких учебных дисциплины, как административное право, конституционное право, социология организаций и т.д. Особенность предмета нашего учебного курса определяется тем, что курс «Правоохранительные органы» носит синтетический, междисциплинарный характер. В рамках нашего курса из названных выше подходов выделяются те, которые характеризуют:

1. виды правоохранительных органов и их место в системе государства (правоохранительную систему);

2. правовое регулирование организации и деятельности правоохранительных органов;

3. организацию правоохранительных органов и правоохранительной деятельности.

Обычно предмет дисциплины «Правоохранительные органы» рассматривают в широком и узком (непосредственном) смысле.

В широком смысле - это исследование истории и современного состояние правоохранительных органов государства и организации их деятельности. В этом смысле изучаются задачи, структура и система правоохранительных органов; правовой статус их работников; место этих органов в государственном механизме; общие принципы, задачи и порядок осуществления правоохранительной деятельности в целом и отдельных ее видов.

В узком (непосредственном) смысле - это конкретные нормы ряда отраслей права, в которых закреплено устройство и деятельность правоохранительных органов (конституционного, административного, таможенного и других материальных отраслей права, а также процессуальных отраслей права).

Внутренняя структура курса «Правоохранительные органы» включает в себя три части - общую, особенную и специальную.

Общая часть посвящена рассмотрению и характеристике правоохранительной деятельности и правоохранительных органов, их взаимодействию между собой и с другими органами государства, основных понятий, системы и структуры учебной дисциплины, ее законодательных источников.

Особенная часть содержит рассмотрение основных направлений правоохранительной деятельности и конкретных органов, эту деятельность осуществляющих. При этом рассматривается организация и деятельность как государственных, так и негосударственных правоохранительных органов.

Специальная часть курса посвящена рассмотрению международного сотрудничества в правоохранительной деятельности.

Обычно говориться о том, что курс «Правоохранительные органы» связан с такими научными и учебными дисциплинами, как общая теория государства и права, конституционное право, административное право, гражданский, уголовный процесс и т.д. С этим утверждением сложно спорить, поскольку проблемы и вопросы, которые рассматриваются в данных дисциплинах, так или иначе связаны и с правоохранительной деятельностью. Однако кроме юридических дисциплин, курс «Правоохранительные органы и правоохранительная деятельность» тесто связан с такими научными дисциплинами, как социологии организаций и теория управления. Эти дисциплины изучаются на старших курсах, но наиболее простые их положения будут рассмотрены нами в настоящей лекции в рамках третьего и четвертого вопросов.

В результате изучения раздела студент должен:

  • знать систему курса «Правоохранительные органы России», соотношение данного курса с другими юридическими дисциплинами;
  • уметь анализировать основные понятия учебного курса «Правоохранительные органы России», давать общую характеристику федерального законодательства и других нормативных правовых актов, в том числе о судах;
  • владеть навыками сравнительного исследования Конституции РФ, федеральных конституционных и федеральных законов, указов Президента РФ, постановлений Правительства РФ и нормативных правовых актов правоохранительных органов РФ.

ПРЕДМЕТ И СИСТЕМА УЧЕБНОГО КУРСА «ПРАВООХРАНИТЕЛЬНЫЕ ОРГАНЫ РОССИИ» И ЕГО ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

Предмет и система курса «Правоохранительные органы России», методы его изучения

Накопленный объем научных знаний о государственном устройстве России, опыт практической деятельности в государстве по созданию, построению правоохранительных органов, организация деятельности государственных органов по охране и защите прав граждан, юридических лиц и общества составляет основу предмета учебной дисциплины «Правоохранительные органы России».

Понятие предмета учебной дисциплины «Правоохранительные органы России» в основном сформировалось в учебной литературе. Однако четких критериев его определения не выработано. К определению предмета учебной дисциплины существует несколько подходов. Одни ученые отталкиваются от назначения уголовного процесса и организации в государстве уголовного преследования за совершенные преступления. Другие исходят из построения в государстве судебной системы и связанных с ней в своей деятельности органов прокуратуры и предварительного расследования. Третьи расширяют предмет учебной дисциплины до организации и построения органов, осуществляющих отдельные виды правоохранительной деятельности наряду с главной и основной для них иной правоисполнительной деятельностью.

Определение предмета учебного курса «Правоохранительные органы России», по нашему мнению, опирается на организацию осуществления предусмотренной законом правоохранительной деятельности. Органы государства, специальные учреждения и должностные лица, организующие предусмотренную законом правоохранительную деятельность, составляют основу для выделения предмета изучения.

Содержание предмета образует совокупность имеющихся в обществе знаний о существующих в Российской Федерации правоохранительных органах и их системе на всей территории государства. Этот элемент предмета является ключевым, так как выражает сущностное понятие учебной дисциплины и раскрывает направленность изучения материала. Действующие нормативные акты, регулирующие организацию и деятельность правоохранительных органов, составляют значительную часть содержания предмета учебной дисциплины. Более глубокое проникновение в содержание предмета предполагает изучение организации и построения отдельных правоохранительных органов, их системы, структуры, состава и компетенции звеньев этих органов. Порядок назначения на должность, прекращения полномочий или увольнения работников правоохранительных органов, продвижение их по службе, поощрения и дисциплинарная ответственность составляют неотъемлемую часть предмета изучения.

Освоение учебной дисциплины «Правоохранительные органы России» не ограничивается знанием только современного состояния законодательства. Ознакомление с историей становления и развития правоохранительных органов в Российской империи, РСФСР и СССР, а также с нормативными актами, регулировавшими организацию и деятельность правоохранительных органов, позволяет освоить и эту часть знаний. Наряду с историей информационную часть содержания предмета составляют и нормативно-обзорные материалы о правоохранительных органах и правовом регулировании этих вопросов в зарубежных государствах Европы, Азии и Америки.

Такой подход к определению предмета учебного курса делает его сложной, комплексной юридической дисциплиной. Все названные элементы предмета в совокупности дают представление о направленности учебной дисциплины и выполняют организующую роль в подборе и изучении необходимого материала.

Таким образом, предмет учебного курса «Правоохранительные органы России» можно определить как совокупность учебно-научной, законо- дательно-нормативной, исторической и ознакомительной информации о системе правоохранительных органов и их построении.

Учитывая, что в научной и учебной литературе нет единства мнений в определении понятий «правоохранительная деятельность» и «правоохранительные органы», содержание предмета изучения может корректироваться различными учеными, представляющими разные научные школы.

Перечень вопросов, изучаемых в курсе, достаточно широк и требует изложения в определенной системе, обеспечивающей последовательное и осознанное усвоение материала изучаемой дисциплины.

Формирование системы учебного курса в имеющихся в России учебниках и учебных пособиях осуществляется по-разному. Одни излагают учебный материал в определенной последовательности глав, другие выделяют разделы и главы, в которых систематизируется изучаемый материал, третьи предлагают выделить две части: Общую и Особенную.

В данном учебнике авторами предлагается также определенная систематизация изложения материала, которую можно посмотреть и вывести из оглавления работы. Излагаемый вариант системы учебного курса основан на анализе имевшихся вариантов на период подготовки учебника и отражает предложение авторов по взаимосвязи материала курса.

Раздел I. Общие положения.

Раздел II. Органы судебной власти и судебная система Российской Федерации.

Раздел III. Государственные органы обеспечения охраны порядка и безопасности в Российской Федерации.

Раздел IV. Органы предварительного расследования и прокурорского надзора.

Раздел V. Органы по обеспечению правовой помощи.

Раздел VI. Органы юстиции в зарубежных государствах.

Для получения и усвоения знаний по учебному курсу используются имеющиеся в науке методы познания выделяемых явлений. При освоении курса «Правоохранительные органы России» ведущим является диалектический метод: реально существующие правоохранительные органы изучаются не только в статике, но и в динамике, во взаимосвязи с другими органами и организациями. Используются также и другие методы: формально-юридический, исторический, сравнительного анализа, системного анализа, конкретно-социологический.

1. Под правоохранительными органами понимается совокупность судебных органов, органов исполнительной власти и негосударственных организаций, которые систематизируются по признаку профессиональной принадлежности и по осуществлению своей деятельности.

2. Правоохранительные органы как учебная дисциплина – система теоретических знаний об органах, осуществляющих правоохранительную деятельность, основывающихся на обобщении нормативной и практической деятельности, представляющей собой основу всей правоохранительной структуры РФ. Это предмет изучения данной дисциплины. Предметом курса «Правоохранительные органы Российской Федерации» являются юридические институты и нормы права разного уровня правовой силы и значимости, на основе и во исполнение которых действуют все правоохранительные органы.

3. Предмет данного курса состоит из следующих элементов:

☝структура и устройство органов;

☝основы организации правоохранительных органов в части ее соответствия задачам и целям, для которых они предназначены;

☝функции, которые выполняют правоохранительные органы;

☝правовые и технические средства, посредством которых осуществляется деятельность правоохранительных органов.

4. Курс «Правоохранительные органы» делится на шесть разделов.

Раздел 1 определяет общие положения, основные понятия, предмет и систему данного курса; основные черты, задачи и функции правоохранительных органов, приоритетные направления их деятельности; источники права о правоохранительных органах.

Раздел 2 рассматривает судебную власть; значение, характерные черты, правовое регулирование правосудия; конституционные основы организации и деятельности органов судебной власти, их понятие и систему принципов правосудия. Данный раздел отражает судебную систему РФ.

Раздел 3 раскрывает сущность государственных органов обеспечения охраны порядка и безопасности. Здесь раскрываются задачи и структура органов внутренних дел; организационные основы полиции в РФ. Данный раздел характеризует органы внутренних дел; органы обеспечения безопасности; налоговые органы; таможенные органы; органы юстиции.

Раздел 4 рассматривает органы предварительного расследования, задачи и структуру следственного аппарата, органы дознания и их задачи.

Раздел 5 раскрывает сущность и предназначение прокуратуры РФ.

Раздел 6 рассматривает систему органов по правовому обеспечению и правовой помощи, в которую включаются нотариат, адвокатура и др. Также рассматриваются частные детективные и охранные службы.

5. Учебный курс «Правоохранительные органы» рассматривает вопросы организации и основы деятельности

суда, прокуратуры, органов дознания и предварительного следствия, адвокатуры, нотариата и др. Освоение этой учебной дисциплины способствует лучшему пониманию положений специальных юридических дисциплин: уголовного права и уголовного процесса, административного права и административной деятельности, оперативно-розыскной деятельности, гражданского процесса, конституционного права и др.

2. Система правоохранительных органов

1. Систему правоохранительных органов можно подразделить на судебные органы (суды) и иные правоохранительные органы. Судебная система, в свою очередь, включает в себя Конституционный Суд РФ, федеральные суды общей юрисдикции, систему арбитражных судов и суды (мировые судьи и конституционные (уставные) суды) субъектов РФ.

2. Конституционный Суд РФ является судебным органом конституционного контроля. Этот судебный орган призван самостоятельно и независимо осуществлять судебную власть посредством конституционного судопроизводства. Основная цель деятельности Конституционного Суда РФ – это защита основ конституционного строя, основных прав и свобод человека и гражданина, обеспечения верховенства и прямого действия Конституции РФ на всей территории Российской Федерации.

3. Система федеральных судов общей юрисдикции уже своим названием подчеркивает широту охвата правовых вопросов, подпадающих под ее процессуальную компетенцию. По сути, все правовые вопросы, возникающие в жизни граждан, разрешаются главным образом в судах общей юрисдикции. В системе федеральных судов общей юрисдикции, в свою очередь, могут быть выделены: система общих судов и система военных судов. Последние обособились в силу исторической традиции и состоят из судов военных округов (флотов) и гарнизонных судов. Обе эти системы имеют общий вышестоящий орган – Верховный Суд РФ (он является и общим, и военным судом одновременно).

4. Система судов общей юрисдикции включает городские и районные суды. Помимо этого к судам общей юрисдикции относятся и мировые судьи, хотя по своему организационно-правовому статусу они не относятся к федеральным судам общей юрисдикции, а формируются органами законодательной (исполнительной) власти субъектов РФ.

5. Система арбитражных судов создана преимущественно для разрешения экономических споров, возникающих между юридическими лицами, хотя арбитражные суды имеют и иные полномочия. На основании Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации» систему арбитражных судов также возглавляет Верховный Суд РФ. Кроме того, в структуру арбитражных судов также входят федеральные арбитражные суды арбитражных округов (кассационные суды), апелляционные суды и арбитражные суды субъектов РФ.

6. Суды субъектов РФ включают мировых судей и конституционные (уставные) суды субъектов РФ. Основная задача мировых судей – рассматривать и разрешать правовые споры, которые наиболее часто встречаются в повседневной жизни граждан. Конституционные (уставные) суды созданы для рассмотрения спорных правовых вопросов о соответствии принимаемых органами власти субъектов РФ нормативных правовых актов Конституции или уставу субъекта.

7. Иные правоохранительные органы также образуют систему, состоящую:

✓ из органов прокуратуры;

✓ органов внутренних дел;

✓ федеральной службы безопасности;

✓ органов государственной охраны;

✓ органов государственной налоговой службы;

✓ таможенных органов;

✓ органов борьбы с незаконным оборотом наркотиков;

✓ органов предварительного расследования;

✓ органов юстиции.

8. Система правоохранительных органов призвана реализовать такие важнейшие функции, как:

✓ конституционный контроль;

✓ отправление правосудия; прокурорский надзор;

✓ расследование преступлений;

✓ оперативно-розыскная деятельность;

✓ оказание юридической помощи и защиты по уголовным делам;

✓ предупреждение преступлений и иных правонарушений.

9. Качественное решение задач, стоящих перед правоохранительными органами, возможно лишь при взаимодействии этих органов между собой и с другими государственными органами.

10. Правоохранительные органы осуществляют судебную и исполнительную власть. Взаимодействие их с органами законодательной власти происходит, как правило, через действующее и перспективное законодательство. Правоохранительные органы не вправе критиковать законы, давать им политическую оценку, они обязаны исполнять законы. Вместе с тем ряд правоохранительных органов наделен правом законодательной инициативы. Это высшие судебные органы: Конституционный Суд РФ и Верховный Суд РФ.

11. Основная сфера взаимодействия правоохранительных органов с иными органами – обеспечение законности и безопасности. По сути, ни одна общественная и государственная структура не может существовать независимо от правоохранительных органов. Последние осуществляют охрану жизни, здоровья лиц, работающих в иных органах, а также принадлежащего им имущества. Ко всем мероприятиям, проводимым иными государственными органами и общественными объединениями, привлекаются силы правоохранительных органов.

12. Правоохранительные органы РФ взаимодействуют с аналогичными структурами иностранных государств. Для упорядочения этой деятельности разрабатываются соответствующие договоры. Указанная деятельность нашла отражение и в УПК РФ (ч. 5 «Международное сотрудничество в сфере уголовного судопроизводства»).

3. Место и роль правоохранительных органов в системе органов государства. Законодательство о правоохранительных органах

1. Правоохранительные органы как общественно-правовой институт взаимодействуют с такими институтами права, как защита прав граждан, включающая в себя судебную защиту, оказание юридической помощи, деятельность несудебных государственных и негосударственных учреждений и неправительственных правозащитных организаций.

2. Критерии, которым должен соответствовать государственный орган для отнесения его к правоохранительным:

☝правоохранительный орган уполномочивается законом для осуществления этой деятельности;

☝правоохранительный орган осуществляет свою деятельность не в произвольной форме, а с соблюдением установленных законом правил и процедур, за нарушение которых в отношении должностных лиц, их допустивших, установлена юридическая ответственность;

☝в процессе своей деятельности правоохранительные органы, используя властные полномочия, имеют право применять государственное принуждение;

☝законные и обоснованные решения правоохранительных органов подлежат обязательному исполнению, их неисполнение влечет дополнительную юридическую ответственность.

3. Исходя из указанных критериев к правоохранительным органам могут быть отнесены: прокуратура, органы внутренних дел, органы обеспечения безопасности, органы налоговой службы, таможенные органы, органы предварительного расследования, органы юстиции, нотариат. Спорным является мнение об отнесении к указанным органам адвокатуры и частных охранных и детективных служб.

4. Определяя место правоохранительных и судебных органов в системе органов государства, необходимо исходить из принципа разделения власти. С этой позиции место правоохранительных органов определяется функциями данного вида государственной деятельности, обеспечивающими выполнение стоящих перед ними задач: защиту личности, общества, государства.

5. Деятельность каждого из правоохранительных и судебных органов нацелена на достижение определенных результатов:

☝обеспечение конституционной законности путем устранения нарушений предписаний Конституции РФ, проверки конституционности законодательных и иных нормативных актов;

☝справедливое разбирательство и разрешение гражданских, административных и уголовных дел;

☝выявление и устранение нарушений закона с помощью средств прокурорского надзора и поддержания обвинения;

☝раскрытие преступлений и изобличение лиц, виновных в их совершении, подготовку материалов для рассмотрения конкретных дел в суде;

☝исполнение приговоров и иных судебных решений; предупреждение преступлений и иных правонарушений;

☝предоставление квалифицированной помощи всем, в ней нуждающимся, оказание других юридических услуг.

6. Данные результаты достигаются путем реализации правоохранительными и судебными органами соответствующих функций:

✓ конституционный (уставный) контроль;

✓ правосудие и судебный контроль;

✓ прокурорский надзор;

✓ выявление и расследование преступлений;

✓ исполнение судебных решений;

✓ предупреждение преступлений и иных правонарушений;

✓ оказание юридической помощи гражданам и организациям.

Некоторые правоохранительные органы призваны осуществлять только одну функцию, на другие же возлагается целый ряд функций.

7. В соответствии с Конституцией РФ к ведению Российской Федерации отнесены:

☝установление системы федеральных органов судебной власти;

☝судоустройство; прокуратура;

☝формирование федеральных органов судебной власти;

☝формирование федеральных органов исполнительной власти, включая правоохранительные органы.

8. Законодательство о правоохранительных органах РФ состоит из нескольких частей. К основным нормативным актам о правоохранительных органах относятся:

✓ Конституция РФ;

✓ Кодекс РФ об административных правонарушениях (далее – КоАП РФ);

✓ Кодекс административного судопроизводства РФ (далее – КАС РФ);

9. Другую часть законодательства о правоохранительных органах составляют законы, определяющие место и роль конкретного правоохранительного органа, например федеральные конституционные законы от 21 июля 1994 г. № 1-ФКЗ «О Конституционном Суде Российской Федерации», от 31 декабря 1996 г. № 1-ФКЗ «О судебной системе Российской Федерации», от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных судах в Российской Федерации» и от 5 февраля 2014 г. № 3-ФКЗ «О Верховном Суде Российской Федерации»; федеральные законы от 28 декабря 2010 г. № 403-ФЗ «О Следственном комитете Российской Федерации», от 17 января 1992 г. № 2202-I «О прокуратуре Российской Федерации», от 31 мая 2002 г. № 63-ФЗ «Об адвокатской деятельности и адвокатуре в Российской Федерации», от 20 апреля 1995 г. № 45-ФЗ «О государственной защите судей, должностных лиц правоохранительных и контролирующих органов», от 7 февраля 2011 г. № 3-ФЗ «О полиции», от 3 апреля 1995 г. № 40-ФЗ «О федеральной службе безопасности», Основы законодательства Российской Федерации о нотариате.

10. Также к законодательству о правоохранительных органах относятся законы РФ, которыми вносятся изменения и дополнения в действующие кодифицированные или комплексные нормативные акты. К числу подобных нормативных актов относится, например, Федеральный закон от 15 декабря 2001 г. № 169-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ “О статусе судей в Российской Федерации»”.

11. Нельзя не учитывать указы Президента РФ. Они носят подзаконный характер. Относительно правоохранительных органов Президент РФ принимает указы в целях обеспечения исполнения Конституции РФ, федеральных, конституционных и иных законов. Вслед за президентскими актами необходимо выделить среди нормативных актов постановления Правительства РФ. В законодательстве о правоохранительных органах взаимодействуют положения Конституции РФ с положениями конституций республик в составе РФ, положения федеральных законов – с положениями законов республик в составе РФ, указы Президента РФ – с постановлениями Правительства РФ, положения международных соглашений – с положениями ведомственных нормативных актов и т. д.