Особенности начисления отпускных госслужащим. Предоставление отпуска гражданскому служащему Компенсация за неиспользованный отпуск государственным служащим

Горячая пора отпусков уже прошла. Тем не менее, сотрудники учреждений уходят в отпуска круглый год. Статьей 46 Закона N 79-ФЗ установлены определенные положения, касающиеся предоставления отпуска гражданскому служащему, — ему полагается ежегодный отпуск с сохранением замещаемой должности гражданской службы и денежного содержания. Причем такой отпуск должен предоставляться гражданскому служащему ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым представителем нанимателя (ч. 9 ст. 46 Закона N 79-ФЗ). Сегодня рассмотрим порядок предоставления отпуска, составления графика отпусков и расчета отпускных.

Продолжительность отпуска госслужащего

Согласно ч. 2 ст. 46 Закона N 79-ФЗ ежегодный оплачиваемый отпуск гражданского служащего состоит из основного оплачиваемого отпуска и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Ежегодный основной оплачиваемый отпуск предоставляется гражданским служащим, замещающим:

— высшие и главные должности гражданской службы, — продолжительностью 35 календарных дней (ч. 3 ст. 46);

— должности гражданской службы иных групп, — продолжительностью 30 календарных дней (ч. 4 ст. 46).

Что касается продолжительности ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет, он исчисляется из расчета один календарный день за каждый год гражданской службы (ч. 5 ст. 46). Согласно ч. 6 ст. 46 общая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска и ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет не может превышать для гражданских служащих:

— замещающих высшие и главные должности гражданской службы, — 45 календарных дней;

— замещающих должности гражданской службы иных групп, — 40 календарных дней.

Обратите внимание! Дополнительные отпуска за ненормированный рабочий день, а также в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы предоставляются сверх ежегодного оплачиваемого отпуска, предусмотренного ч. 6 ст. 46 Закона N 79-ФЗ.

Кроме этого, в ч. 7 ст. 46 Закона N 79-ФЗ сказано, что гражданскому служащему предоставляется ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск в связи с тяжелыми, вредными и (или) опасными условиями гражданской службы, в том числе в связи со службой в местностях с особыми климатическими условиями, в соответствии с законодательством РФ. Статьей 117 ТК РФ предусмотрено, что минимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска лицам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда, и условия его предоставления устанавливаются в порядке, определяемом Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. В настоящее время действует Постановление Правительства РФ от 20.11.2008 N 870 «Об установлении сокращенной продолжительности рабочего времени, ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска, повышенной оплаты труда работникам, занятым на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда». Согласно п. 1 указанного постановления для лиц, занятых на тяжелых работах, работах с вредными и (или) опасными и иными особыми условиями труда (по результатам аттестации рабочих мест), ежегодный дополнительный оплачиваемый отпуск составляет не менее семи календарных дней.

Что касается предоставления дополнительного отпуска гражданским служащим, работающим в местностях с особыми климатическими условиями, согласно ст. 14 Закона N 4520-1 он устанавливается следующей продолжительностью:

— в районах Крайнего Севера — 24 календарных дня;

— в приравненных к ним местностях — 16 календарных дней;

— в остальных районах Севера, где установлены районный коэффициент и процентная надбавка к заработной плате, — 8 календарных дней.

Отметим, что по заявлению гражданского служащего ежегодный оплачиваемый отпуск может предоставляться по частям, при этом продолжительность одной части отпуска не должна быть менее 14 календарных дней. По согласованию с представителем нанимателя гражданскому служащему может предоставляться часть отпуска иной продолжительности (ч. 8 ст. 46 Закона N 79-ФЗ).

Выплаты при предоставлении отпуска

Согласно ч. 10 ст. 46 Закона N 79-ФЗ гражданскому служащему за период ежегодного оплачиваемого отпуска производится выплата денежного содержания. При этом оно должно быть выплачено не позднее чем за 10 календарных дней до начала указанного отпуска. Кроме того, при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска производится единовременная выплата:

— федеральному гражданскому служащему — в размере двух месячных окладов денежного содержания (ч. 11 ст. 46);

— гражданскому служащему субъекта РФ — один раз в год в соответствии с законодательством субъекта РФ (ч. 12 ст. 46).

Порядок исчисления денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске

В настоящее время Правила исчисления денежного содержания федеральных государственных гражданских служащих утверждены Постановлением Правительства РФ от 06.09.2007 N 562 (далее — Правила N 562). Они определяют порядок исчисления денежного содержания таких служащих в различных случаях, в частности на период нахождения в ежегодном оплачиваемом отпуске (пп. «а» п. 1 Правил N 562). Пункт 2 данных правил ссылается на ч. 2 и 5 ст. 50 Закона N 79-ФЗ, в которых сказано, что денежное содержание гражданского служащего состоит из месячного оклада в соответствии с замещаемой им должностью государственной гражданской службы РФ и месячного оклада в соответствии с присвоенным ему классным чином гражданской службы, которые составляют оклад месячного денежного содержания гражданского служащего, а также дополнительных выплат, к которым относятся:

А) ежемесячная надбавка к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе;

Б) ежемесячная надбавка к должностному окладу за особые условия гражданской службы;

В) ежемесячная процентная надбавка к должностному окладу за работу со сведениями, составляющими государственную тайну;

Г) ежемесячное денежное поощрение;

Д) премии за выполнение особо важных и сложных заданий;

Е) материальная помощь, выплачиваемая за счет средств фонда оплаты труда гражданских служащих;

Ж) единовременная выплата при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска.

При этом в п. 3 Правил N 562 сказано, что по отдельным должностям гражданской службы согласно ч. 3 ст. 50 Закона N 79-ФЗ устанавливается денежное содержание в виде единого денежного вознаграждения, в котором учтены должностной оклад, оклад за классный чин и ежемесячные надбавки к должностному окладу за выслугу лет на гражданской службе, за особые условия гражданской службы, за работу со сведениями, составляющими государственную тайну, но не учтены премии и ежемесячное денежное поощрение.

Обратите внимание! Для всех составляющих денежного содержания гражданских служащих, указанного в п. 2 и 3 Правил N 562, применяются районный коэффициент, коэффициент за работу в пустынных, безводных местностях, за работу в высокогорных районах, процентная надбавка к заработной плате за работу в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях, в южных районах Восточной Сибири и Дальнего Востока в размерах, установленных соответствующими нормативными правовыми актами РФ (п. 4 Правил N 562).

Согласно п. 6 Правил N 562 при исчислении денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске дополнительно учитываются премии за выполнение особо важных и сложных заданий и материальная помощь в размере 1/12 каждой из фактически начисленных выплат за 12 календарных месяцев, предшествующих дню ухода в ежегодный оплачиваемый отпуск.

Размер денежного содержания на период нахождения гражданского служащего в ежегодном оплачиваемом отпуске определяется путем деления исчисленного денежного содержания на 29,4 (среднемесячное число календарных дней) и умножения на число календарных дней отпуска. Приведем пример расчета такого денежного содержания.

Пример

Гражданский служащий уходит в отпуск 15 октября 2012 г. Его ежегодный оплачиваемый отпуск с учетом ежегодного оплачиваемого отпуска за выслугу лет составляет 40 календарных дней. Расчетный период — с 01.10.2011 по 30.09.2012.

Ежемесячное денежное содержание гражданского служащего состоит из:

— должностного оклада — 5 400 руб.;

— оклада за классный чин — 1 560 руб.;

— надбавки за выслугу лет — 10%, или 540 руб.;

— надбавки за особые условия гражданской службы — 100%, или 5 400 руб.;

— ежемесячного денежного поощрения — 7 000 руб.

Кроме того, гражданскому служащему выплачены:

— в мае 2012 г. — материальная помощь в размере одного оклада денежного содержания — 6 960 руб. (5 400 + 1 560);

— квартальные премии за выполнение особо важных и сложных заданий (в октябре 2011 г. за III квартал 2011 г. — 3 000 руб., в январе 2012 г. за IV квартал 2011 г. — 3 500 руб., в апреле 2012 г. за I квартал 2012 г. — 4 000 руб., в июле 2012 г. за II квартал 2012 г. — 4 000 руб.).

В соответствии с законодательством субъекта РФ, где служит гражданский служащий, при предоставлении ежегодного оплачиваемого отпуска один раз в год ему производится единовременная выплата в размере двух месячных окладов денежного содержания, то есть 13 920 руб. (6 960 руб. x 2).

Определим сумму, которую гражданский служащий получит в период нахождения в основном ежегодном оплачиваемом отпуске.

Вначале рассчитаем сумму материальной помощи, которую необходимо учесть при расчете ежемесячного денежного содержания в период отпуска. Напомним, что согласно п. 6 Правил N 562 материальная помощь учитывается в размере 1/12, значит, она будет равна 580 руб. (6 960 / 12).

В соответствии с указанным пунктом квартальные премии за выполнение особо важных и сложных заданий, которые будут учитываться в составе денежного содержания в период отпуска, рассчитываются аналогично. Итак, сумма квартальных премий, которую необходимо учесть при расчете денежного содержания за отпуск, составит 1 208,34 руб. ((3 000 руб. + 3 500 руб. + 4 000 руб. + 4 000 руб.) / 12).

Итак, согласно п. 2 и 6 Правил N 562 денежное содержание гражданского служащего в месяце ухода его в отпуск составит 21 688,34 руб. (5 400 + 1 560 + 540 + 5 400 + 7 000 + 580 + 1 208,34).

Всего гражданский служащий с учетом единовременной выплаты к отпуску в размере двух месячных окладов получит 43 428 руб. (29 508 + 13 920).

В заключение этого раздела отметим, что согласно п. 10 Правил N 562 данные правила не распространяются на гражданских служащих, оплата труда которых производится в зависимости от показателей эффективности и результативности профессиональной служебной деятельности, для которых в силу ч. 14 ст. 50 Закона N 79-ФЗ может устанавливаться особый порядок оплаты труда.

График отпусков

Как уже было сказано ранее, ежегодный оплачиваемый отпуск должен предоставляться гражданскому служащему ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым представителем нанимателя. В статье 123 ТК РФ говорится, что очередность предоставления оплачиваемых отпусков определяется ежегодно в соответствии с графиком отпусков, утверждаемым работодателем с учетом мнения выборного органа первичной профсоюзной организации не позднее чем за две недели до наступления календарного года в порядке, установленном ст. 372 ТК РФ для принятия локальных нормативных актов.

График отпусков обязателен как для работодателя, так и для работника. При этом о времени начала отпуска работник должен быть извещен под роспись не позднее чем за две недели до его начала.

Отдельным категориям работников в случаях, предусмотренных Трудовым кодексом и иными федеральными законами, ежегодный оплачиваемый отпуск предоставляется по их желанию в удобное для них время. По желанию мужа ежегодный отпуск ему предоставляется в период нахождения его жены в отпуске по беременности и родам независимо от времени его непрерывной работы у данного работодателя.

Кроме этого, при составлении графика отпусков необходимо учитывать положения ст. 122 ТК РФ, которой установлен порядок предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков. В ней сказано, что оплачиваемый отпуск должен предоставляться работнику ежегодно. При этом право на использование отпуска за первый год работы возникает у работника по истечении шести месяцев его непрерывной работы у данного работодателя. По соглашению сторон оплачиваемый отпуск может быть предоставлен и до истечения шести месяцев. Отпуск за второй и последующие годы работы может предоставляться в любое время рабочего года в соответствии с очередностью предоставления ежегодных оплачиваемых отпусков, установленной у данного работодателя.

Обращаем ваше внимание на то, что до истечения шести месяцев непрерывной работы оплачиваемый отпуск по заявлению работника должен быть предоставлен:

— женщинам — перед отпуском по беременности и родам или непосредственно после него;

— работникам в возрасте до 18 лет;

— работникам, усыновившим ребенка (детей) в возрасте до трех месяцев;

— в других случаях, предусмотренных федеральными законами.

Напомним, кому отпуск должен быть представлен в удобное для них время, так как это установлено федеральными законами:

— Герои Социалистического Труда и полные кавалеры ордена Трудовой Славы (ст. 6 Федерального закона от 09.01.1997 N 5-ФЗ «О предоставлении социальных гарантий Героям Социалистического Труда и полным кавалерам ордена Трудовой Славы»);

— Герои Советского Союза, Герои Российской Федерации и полные кавалеры ордена Славы (ст. 8 Закона РФ от 15.01.1993 N 4301-1 «О статусе Героев Советского Союза, Героев Российской Федерации и полных кавалеров ордена Славы»);

— инвалиды войны, участники Великой Отечественной войны, ветераны боевых действий, военнослужащие, проходившие военную службу в воинских частях, не входивших в состав действующей армии, в период с 22 июня 1941 года по 3 сентября 1945 года не менее шести месяцев, военнослужащие, награжденные орденами или медалями СССР за службу в указанный период, лица, награжденные знаком «Жителю блокадного Ленинграда», лица, работавшие в период Великой Отечественной войны на объектах противовоздушной обороны, строительстве оборонительных сооружений и других военных объектах в пределах тыловых границ действующих фронтов (ст. 14-19 Федерального закона от 12.01.1995 N 5-ФЗ «О ветеранах»);

— супруги военнослужащих — им отпуск по их желанию предоставляется одновременно с отпуском военнослужащих (ст. 11 Федерального закона от 27.05.1998 N 76-ФЗ «О статусе военнослужащих»);

— граждане, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне (ст. 2 Федерального закона от 10.01.2002 N 2-ФЗ «О социальных гарантиях гражданам, подвергшимся радиационному воздействию вследствие ядерных испытаний на Семипалатинском полигоне»);

— граждане, подвергшиеся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС (ст. 14 Закона РФ от 15.05.1991 N 1244-1 «О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС»);

— лица, награжденные знаком «Почетный донор России» (ст. 11 Закона РФ от 09.06.1993 N 5142-1 «О донорстве крови и ее компонентов»);

— женщины, имеющие двух и более детей в возрасте до 12 лет (п. 3 Постановления ЦК КПСС, Совмина СССР от 22.01.1981 N 235 «О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей»).

Заполнение графика отпусков

График отпусков работников учреждения составляется по унифицированной форме Т-7, утвержденной Постановлением Госкомстата РФ от 05.01.2004 N 1. В графике отражаются сведения о времени распределения ежегодных оплачиваемых отпусков работников всех структурных подразделений организации на календарный год по месяцам. При его составлении учитываются положения действующего законодательства РФ, специфика деятельности организации и пожелания работников. Он подписывается руководителем кадровой службы и утверждается руководителем организации или уполномоченным им на это лицом с учетом мотивированного мнения выборного профсоюзного органа (при наличии последнего) данной организации об очередности предоставления оплачиваемых отпусков.

При переносе срока отпуска на другое время с согласия работника и руководителя структурного подразделения в график отпусков вносятся соответствующие изменения с разрешения лица, утвердившего график, или лица, уполномоченного им на это. Перенос отпуска производится в порядке, установленном законодательством РФ, на основании документа, составленного в произвольной форме.

Некоторые нюансы, связанные с отпусками

Статьей 124 ТК РФ предусмотрены случаи, когда работодатель обязан продлить или перенести ежегодный отпуск работника:

1) этот отпуск должен быть продлен или перенесен на другой срок, определяемый работодателем с учетом пожеланий работника, в случаях:

— его временной нетрудоспособности;

— исполнения работником во время ежегодного оплачиваемого отпуска государственных обязанностей, если для этого трудовым законодательством предусмотрено освобождение от работы;

— в других случаях, предусмотренных трудовым законодательством, локальными нормативными актами;

2) если работнику своевременно не была произведена оплата за время ежегодного оплачиваемого отпуска либо работник был предупрежден о времени начала этого отпуска позднее чем за две недели до его начала, то работодатель по письменному заявлению работника обязан перенести ежегодный оплачиваемый отпуск на другой срок, согласованный с работником;

3) в исключительных случаях, когда предоставление отпуска работнику в текущем рабочем году может неблагоприятно отразиться на нормальном ходе работы организации, индивидуального предпринимателя, допускается с согласия работника перенесение отпуска на следующий рабочий год. При этом отпуск должен быть использован не позднее 12 месяцев после окончания того рабочего года, за который он предоставляется.

Обратите внимание! Запрещается непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска в течение двух лет подряд, а также непредоставление ежегодного оплачиваемого отпуска работникам в возрасте до 18 лет и лицам, занятым на работах с вредными и (или) опасными условиями труда.

Кроме этого, ст. 46 Закона N 79-ФЗ предусмотрено следующее:

— при прекращении или расторжении служебного контракта, освобождении от замещаемой должности гражданской службы и увольнении с нее служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска. Либо по его письменному заявлению неиспользованные отпуска могут быть предоставлены ему с последующим увольнением, при этом днем освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее считается последний день отпуска (ч. 13);

— при увольнении в связи с истечением срока служебного контракта отпуск с последующим увольнением может предоставляться и тогда, когда время отпуска полностью или частично выходит за пределы срока действия служебного контракта. В этом случае днем освобождения от замещаемой должности гражданской службы и увольнения с нее также считается последний день отпуска (ч. 14);

— по семейным обстоятельствам и иным уважительным причинам гражданскому служащему по его письменному заявлению решением представителя нанимателя может предоставляться отпуск без сохранения денежного содержания продолжительностью не более одного года. Гражданскому служащему также предоставляется отпуск без сохранения денежного содержания в иных случаях, предусмотренных федеральными законами (ч. 15);

— гражданским служащим может предоставляться отпуск без сохранения денежного содержания, но при этом за ними сохраняются замещаемые должности гражданской службы (ч. 16).


Вернуться назад на

Последние новости подтверждают ожидаемое сокращение продолжительности отпуска для госслужащих в 2017 году, соответствующий закон был поддержан Госдумой и подписан Владимиром Путиным. Основной отпуск в следующем году не может превышать 30 дней, при этом действующее законодательство предусматривает дополнительные дни отдыха за большой стаж и ненормированный рабочий день.

Отпуск в 2017 году: последние новости для госслужащих

Существенные изменения при расчете отпуска для госслужащих вступили в действие в текущем году, и будут отражаться на продолжительности отдыха в 2017 году. Нововведения властей позволят достичь нескольких целей: экономия государственных средств и стандартизация продолжительности отпуска для различных госучреждений. При этом для рядовых госслужащих это обернется фактическим сокращением продолжительности отпуска.

Основной оплачиваемый отпуск госслужащего в следующем году не может превышать 30 дней. Ранее ежегодный отдых для высших категорий госслужащих достигал 35 дней, что не в полной мере отвечало принципам справедливости. В следующем году управленцы высшего звена останутся без дополнительных преимуществ при расчете ежегодного отпуска.

Помимо основной части отпуска, госслужащие в 2017 году смогут рассчитывать на дополнительные дни отдыха за ненормированный рабочий режим. Законодатели внесли уточнения, которые четко регламентируют продолжительность отпуска в данном случае – 3 дополнительные дня.

Ранее решение данного вопроса зависело от условий коллективного договора или особенностей распорядка конкретного государственного органа. Стандартизация позволит сделать более справедливыми условия работы в различных госучреждениях. Кроме того, отсутствие четких ограничений позволяло неконтролируемо увеличивать продолжительность отпуска, что приводило к значительному повышению государственных расходов.

Еще одна составляющая дополнительного отдыха – отпуск за выслугу лет.

В зависимости от стажа службы, госслужащие смогут рассчитывать на следующую прибавку к отпуску:

1-5 лет – 1 день;

5-10 лет – 5 дней;

10-15 лет – 7 дней;

Более 15 лет – 10 дней.

В результате наиболее опытные и квалифицированные кадры ежегодно смогут отдыхать на 10 дней дольше, что является значительным преимуществом. В 2016 году госслужащие смогут «догулять» отпуск, который накопился за предыдущие периоды, или получить соответствующую денежную компенсацию. Если представитель госучреждения не согласен с изменением принципа расчета продолжительности отпуска, то у нанимателя остается право его уволить.

Предложенные изменения будут иметь ряд положительных последствий, отмечают эксперты. При этом чиновники продолжат поиск дополнительных способов экономии государственных средств.

Последствия нововведений

Данная инициатива связана с экономическими факторами, отмечают эксперты. После начала экономического кризиса власти столкнулись с ростом дефицита бюджета, финансирование которого превращается в настоящую проблему. Оптимизация расходной части позволит решить данную проблему в среднесрочной перспективе.

Ограничение продолжительности отпуска госслужащих позволит снизить затраты бюджета на отпускные. При этом ежегодно государственная казна будет экономить около 3 млрд. руб. В том числе проблемы в нормативной базе позволяли значительно увеличивать отпуск за счет ненормированной работы. В следующем году будет действовать четкое ограничение, что позволит избежать возможных злоупотреблений.

Еще одно важное изменение – более объективные критерии для определения продолжительности отпуска. Если ранее чиновники высшего звена претендовали на большее количество дней отдыха, то в нынешних условиях продолжительность зависит исключительно от стажа и ненормированной работы.

Экономия на госслужащих не ограничится сокращением отпуска, в 2017 году начнется увеличение пенсионного возраста для данной категории граждан. Данная реформа позволит снизить бюджетные затраты на финансирование пенсий. В будущем власти планируют запустить масштабную пенсионную реформу для всех категорий населения, на необходимости данной меры настаивают в Минфине. В противном случае бюджет ПФР останется дефицитным.

В рамках действующего законодательства, отпуск госслужащего в следующем году составит от 30 до 43 дней. Помимо основной части, общее количество дней отдыха будет зависеть от стажа службы и ненормированного рабочего режима.

Основные цели предложенной реформы – стандартизация продолжительности отпуска и экономия государственных средств. В будущем году продолжительность отпуска представителей различных государственных учреждений будет определяться по единым критериям. Согласно оценкам чиновников, данные изменения позволят ежегодно экономить порядка 3 млрд. руб. бюджетных средств.

Помимо сокращения отпуска, в следующем году стартует увеличение пенсионного возраста для госслужащих, что также направлено на оптимизацию расходов. В последующем данная мера коснется всех категорий населения.

Для государственных служащих регулировался положениями Федерального закона под номером 79, принятого в июле 2004 года. Этот законодательный документ претерпел две редакции, одна из которых произошла в декабре 2015 года, а вторая - в мае 2016 года.

Изменения в федеральном законодательстве, одобренные Советом Федерации, касаются сокращения продолжительности отпускного периода. Примечательно, что эти изменения затронули не только рядовых служащих, но чиновников высшего управленческого звена .

В 2017 году длительность ежегодного отпуска для бюджетников все также составляет 30 дней (согласно изменениям 2016 года). Кроме того, ожидается увеличение длительности рабочего дня и утверждение дополнительных выходных за ненормированный рабочий день (максимум 3 дня) и стаж. Таким образом власти надеются сэкономить средства и стандартизировать продолжительность отдыха бюджетников.

На количество дополнительных дней отпуска также значительное влияние теперь будет оказывать стаж (так называемый отпуск за выслугу лет). Так, надбавки к основному отпуску будут следующие:

Суть изменений 2016 года

Изменения коснулись 45-й и 46-й статьи упомянутого федерального закона. В частности, был издан отдельный ФЗ под номером 418 в декабре 2015 года, и ФЗ под номером 176 в начале июня 2016 года.

Согласно последним поправкам пересмотрена длительность отпускных периодов для всех без исключения категорий служащих.

Предоставляемый за выслугу, теперь рассчитывается по-новому. До 2016 года при его оформлении учитывалось три основных параметра, соответственно, продолжительность зависела:

  • от занимаемой чиновником или служащим (текущей) должности;
  • от общего количества лет, отданных государственной службе (от );
  • от наличия (например, необходимости присутствия на рабочем месте в праздничные и выходные дни).

После внесённых в федеральное законодательство изменений предоставление отпускных периодов будет производиться по единым стандартам.

С оплатой сокращён до 30 дней . Ранее оплачивалось 35-45 дней отдыха для служащих высшего звена и 28-30 дней для рядовых служащих. Внесённые поправки позволили обеспечить равное отношение государства ко всем лицам, занятым государственной службой.

Дополнительные дни оплачиваемого отдыха теперь зависят от длительности службы или выслуги и рассчитываются следующим образом:

  • работа на государство в течение одного-пяти лет позволяет получить дополнительно один день отдыха;
  • от пяти до десяти лет является основанием для начисления пяти дополнительных дней;
  • работа в течение десяти-пятнадцати лет «оценена» государством в дополнительные семь дней отдыха;
  • при солидном стаже более пятнадцати лет сотрудник может рассчитывать на получение десяти дополнительных дней.

Что касается за работу по ненормированному графику, государство не устанавливает их максимальное количество для разных категорий служащих. Но минимальное количество составляет 3 дня.

По результатам внесённых поправок в федеральное законодательство суммарная продолжительность отпускных периодов в течение одного года для служащих теперь составляет от 30 до 43 дней (учитываются календарные, а не рабочие дни).

Льготное начисление дополнительных отпускных дней сохранено для лиц, занятых трудовой деятельностью в особо сложных или вредных для здоровья условиях. Например, согласно Закону под номером 4520-1 для служащих, занятых трудовой деятельностью в особых климатических условиях, дополнительный отпускной период начисляется следующим образом:

  • работники могут рассчитывать на 24 дополнительных дня отдыха;
  • лица, занятые трудовой деятельностью на территориях, близких по климатическим условиям к Северу, получают дополнительно 16 дней отдыха;
  • лица, работающие в северных регионах с установленной надбавкой к окладу (), могут дополнительно к основному отпускному периоду оформить ещё восемь дней.

Особенности выплат

Этот законодательный документ также ссылается на Закон под номером 79 (на его 50-ю статью), определяющий порядок начисления отпускных сумм для государственных служащих.

Денежное содержание служащих на период оплачиваемого отдыха формируется:

  • из месячного , начисленного согласно занимаемой человеком должности;
  • из ещё одного оклада, присвоенного в зависимости от класса службы;
  • из дополнительных выплат.

Дополнительные выплаты формируются из нескольких составляющих, в зависимости от трудовой деятельности служащего.

Обычно они состоят:

  • из ;
  • из надбавки, начисляемой за особые условия на рабочем месте (например, к ним можно отнести труд на Севере);
  • из надбавки за работу с документами, содержащими государственные тайны (выплата начисляется в процентах к должностному окладу);
  • из денежных поощрений, если они были назначены служащему в течение ближайшего рабочего месяца;
  • из премиальных надбавок (начисляются обычно за сложные или особые задания, полученные от руководства), если они были начислены в текущем месяце;
  • из материальной помощи, начисляемой из средств Фонда оплаты труда для государственных служащих;
  • из единовременной выплаты, предоставляемой за ежегодный оплачиваемый отпускной период.

При этом в 50-й статье (часть третья) Закона номер 79 указывается, что все начисленные средства выплачиваются одной суммой (единым денежным вознаграждением). А согласно 46-й статье того же Закона начисление и выплата всех перечисленных выше денежных сумм производится не позднее десяти дней до начала ежегодного отпускного периода (учитываются календарные дни!).

Порядок предоставления отпускных периодов производится по общим правилам, в этом федеральное и трудовое законодательство осталось неизменным. Очерёдность основного отпускного периода определяется согласно составленному в учреждении (123-я статья ТК).

К исключению из общего правила относятся ситуации, когда супруг желает взять ежегодный отпускной период на время нахождения его супруги в декрете. Работодатель обязан учесть пожелание работника и внести соответствующие поправки в отпускной график учреждения.

Оформляется по заявлению служащего и при наличии у него уважительных причин. Степень их уважительности определяется непосредственным руководителем.

Чем вызваны изменения их последствия?

Основной целью государства было исключение несправедливой дифференциации количества отпускных дней для государственных служащих. До введения изменений служащие, занимавшие главные должности, получали 45 дней ежегодного оплачиваемого отпуска. А для рядовых служащих в отдельных случаях отпускной период с оплатой не превышал 28 дней.

В результате ожидается существенное изменение условий трудовой деятельности государственных служащих. Согласно принятым изменениям в обязанности нанимателя (работодателя) входит своевременное оповещение всех служащих, входящих в рабочий штат учреждения, о новых принципах предоставления отпускных периодов и, соответственно, об уменьшении размеров начисленных отпускных средств.

Лицам, не согласившимся перейти на новые принципы расчёта отпускных периодов, будет предложено покинуть государственную службу.

Увольнение в этом случае может быть оформлено по инициативе руководителя учреждения.

Федеральный закон от 1 мая 2017 г. № 90-ФЗ внес поправки в статью 21 Федерального закона от 2 марта 2007 г. № 25-ФЗ «О муниципальной службе в Российской Федерации».

Законодатель:

  • установил одинаковую продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска для всех категорий муниципальных служащих;
  • сократил продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет;
  • определил точную продолжительность отпуска муниципальных служащих, для которых установлен ненормированный служебный день;
  • закрепил право муниципальных служащих получить неиспользованные на день вступления в силу Закона № 90-ФЗ (12 мая 2017 г.) основные и дополнительные оплачиваемые отпуска или денежную компенсацию за них по старым правилам.

Изменения в системе отпусков муниципальных служащих с 2017 года

В 2016 году в Федеральный закон от 27 июля 2004 г. № 79-ФЗ «О государственной гражданской службе Российской Федерации» были внесены изменения. Законодатель уточнил положения о предоставлении ежегодных основных и дополнительных оплачиваемых отпусков государственным гражданским служащим и сократил продолжительность этих отпусков для большинства из них. Теперь законодатель, руководствуясь пунктом 5 статьи 5 Закона № 25-ФЗ о соотносительности основных условий оплаты труда и социальных гарантий государственных гражданских и муниципальных служащих, закрепил те же требования для муниципальных служащих. Изменения сводятся к следующему.

  1. Ежегодный основной оплачиваемый отпуск для всех без исключения муниципальных служащих теперь составляет 30 календарных дней (ч. 3 ст. 21 Закона № 25-ФЗ). Органы государственной власти субъектов РФ больше не имеют права устанавливать для муниципальных служащих, замещающих должности муниципальной службы отдельных групп, ежегодный основной оплачиваемый отпуск большей продолжительности. Ранее такая возможность была предусмотрена частью 3 статьи 21 Закона № 25-ФЗ. Законодатель исключил эту норму. Регионы, в которых для муниципальных служащих была установлена продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска более 30 дней, должны привести свою нормативную правовую базу в соответствие с Законом № 90-ФЗ.
  2. Максимальная продолжительность ежегодного дополнительного оплачиваемого отпуска за выслугу лет сокращена с 15 до 10 календарных дней

3 календарных дня - продолжительность отпуска муниципальных служащих за ненормированный служебный день.

  1. Определена точная продолжительность отпуска муниципальных служащих за ненормированный служебный день - три календарных дня. Ранее он составлял не менее трех календарных дней (ст. 119 Трудового кодекса РФ). Муниципальными правовыми актами можно было установить продолжительность такого отпуска и более трех дней. Законодатель исключил эту норму.

Таким образом, нормы законодательства о муниципальной службе приведены в соответствие с законодательством о государственной гражданской службе.

Социальные гарантии муниципальных служащих в части предоставления им отпусков уменьшены, также как и у государственных гражданских служащих. Применение новых норм несколько ухудшит положение муниципальных служащих.

Компенсация за неиспользованный отпуска мунициальные служащие получают по старым правилам

Муниципальные служащие, у которых на момент вступления в силу Закона № 90-ФЗ (12 мая 2017 г.) оставались неиспользованные ежегодные оплачиваемые отпуска или части этих отпусков, могут получить их либо денежную компенсацию за них по старым правилам:

  • ежегодный основной оплачиваемый отпуск более 30 дней, если региональным законом была установлена большая продолжительность ежегодного основного оплачиваемого отпуска;
  • ежегодный дополнительный отпуск - 15 календарных дней;
  • отпуск за ненормированный служебный день более трех календарных дней, если это было предусмотрено муниципальным правовым актом.

Продолжительность основных и дополнительных оплачиваемых отпусков муниципального служащего нужно будет считать по новым правилам начиная с его нового служебного года. Год службы муниципального служащего исчисляется с момента поступления на нее.

Полезно знать

Муниципальный служащий, как и прежде, сможет разделить свой ежегодный оплачиваемый отпуск (основной и дополнительный) на части. Одна из них должна быть не меньше 14 дней (ст. 125 Трудового кодекса РФ)

Пример. Муниципальный служащий приступил к работе в ноябре 2016 года. Новый служебный год для него начнется в ноябре 2017 года. До этой даты для муниципального служащего будет действовать прежняя редакция Закона № 25-ФЗ в части предоставления ежегодных основных и дополнительных оплачиваемых отпусков.

Как применять новации при замене части отпуска денежной компенсацией

Часто возникают ситуации, когда руководители органов местного самоуправления не хотят отправлять в продолжительный отпуск муниципальных служащих, так как их некем заменить. И нередко служащие требуют замены неиспользованного основного ежегодного оплачиваемого отпуска или его части денежной компенсацией. В таком случае муниципальному служащему надо учитывать, что правило о запрете замены неиспользованного отпуска денежной компенсацией действует в отношении части отпуска продолжительностью 28 календарных дней. Оставшиеся два дня из 30 можно заменить денежной компенсацией по письменному заявлению служащего. Потребовать выплату денежной компенсации и получить ее муниципальные служащие могут и за неиспользованные дополнительные отпуска: за выслугу лет, ненормированный рабочий день и др. Если у служащего накопились ежегодные оплачиваемые отпуска за два или более лет, действуют аналогичные правила. Денежной компенсацией можно заменить часть каждого такого отпуска, превышающую 28 календарных дней, или любое количество дней из этой части (ст. 126 Трудового кодекса РФ). Исключение: выплата денежной компенсации за неиспользованный отпуск при увольнении с муниципальной службы. В этом случае муниципальному служащему выплачивается денежная компенсация за все неиспользованные отпуска.

В современной России действует широкий спектр указов и нормативов, регулирующих деятельность государственных служащих любых масштабов. Каждый гражданин, трудоустроенный в правительственном ведомстве должен соблюдать ряд правил и установок во избежание возникновения негативных последствий.

Законодательство ежегодно меняется, что усложняет деятельность данной социальной группы. В 2016 году были внесены коррективы, согласно которым отпуск на госслужбе претерпел изменения. Сегодняшняя статья расскажет о существующих на данный момент разновидностях и предоставляемых денежных компенсациях.

Что такое отпуск?

Они отразились на продолжительности всех , оплачиваемых согласно принятому закону. Данные коррективы позволили устранить пробелы в законодательстве, которые не позволяли сформировать строгую продолжительность перерыва от трудовой деятельности.

В противном случае возникала дифференциация, пагубно влияющая на функционирование государственных служащих.

В соответствии со статьей 46 федерального норматива О государственной и гражданской службе России, каждый служащий обладает законным правом на , в котором закрепляется занимаемое им должностное положение и обеспечивается соответствующее финансовое содержание.

Длительность перерыва варьируется от нескольких факторов.

Они определены в вышеуказанном федеральном законе. Классификация выглядит следующим образом:

  • государственные служащие, периодически замещающие высшие чины и главенствующие должности могут находиться в ежегодном финансируемом отпуске не более тридцати пяти календарных дней;
  • государственные служащие, периодически замещающие служебные должности гражданских ведомств и прочих групп, имеет право ежегодно пребывать в отпуске менее тридцати календарных дней.

Также законодательством регламентированы обособленные разновидности отпусков и граждан, имеющих возможность использовать их. Классификация имеет следующий вид:

  • за ненормированные смены работы. Длительность отпуска составляет более трех календарных дней за расчетный период;
  • за выслуженные годы. При формировании расчетов берется один календарный день за год;
  • за деятельность во вредных для здоровья и опасных для жизни условиях. Длительность формируется исходя из расчета неделя за год;
  • за работу, находящуюся в отдаленных северных районах. За год положено двадцать четыре дня. Если гражданин проходит службу на другой территории с идентичными условиями, то шестнадцать дней.

Расчет общей продолжительности отпуска

Продолжительность отпуска зависит от стажа.

Для более достоверного понимания методики расчета общей длительности отпуска следует отметить, что неизвестные детали, не регламентированные 79 статьей федерального закона, разрешаются при помощи прочих трудовых актов. Как правило, в них содержатся нормативные установки рассматриваемой области.

Согласно 120 статье Трудового Кодекса Российской Федерации исчисление суммарной продолжительности ежегодного финансируемого отпуска производится методом суммирования с ежегодным перерывом, обязательным для предоставления. Дополнительные прибавляются к обязательным и формируется итоговая длительность.

Методы расчета служащим гражданских ведомств не отличается от обычных граждан. Однако, имеются определенные отличия в разделе сложения основного перерыва и отпуска по выслуге лет.

Разница выглядит следующим образом. При сложении обязательного и дополнительного отпуска лица, занимающего руководящие и главенствующие должности гражданской службы, итоговая величина не может быть более сорока пяти календарных дней.

Если гражданин, занимает замещающий чин в ведомстве, то продолжительность отпуска составляет не более чем сорок дней.

Порядок предоставления ежегодных отпусков

Оплачиваемый отпуск предоставляется не всем.

В соответствии с действующим трудовым законодательством выделяется каждому государственному служащему обязательно, но не более одного раза за год. Сотрудник становится обладателем возможности его использования по истечении полугода с момента официального трудоустройства на правительственную службу.

Также предусматриваются случаи, в которых разрешается выходить в отпуск раньше установленной законодательством даты. Они применимы к следующим категориям граждан:

  1. Лица, не достигшие возраста совершеннолетия;
  2. Женщины перед декретным отпуском или при возникновении осложнений после его отбытия;
  3. Граждане, оформившие опекунство на младенцев младше трех месяцев;
  4. Прочие лица, попадающие под категории, закрепленные в федеральном законодательстве.

В государственных и частных учреждениях порядок предоставления отпуска аналогичен.

Дата выхода и продолжительность формируется и утверждается с непосредственным руководителем, составляющим график.

Денежная компенсация

Несколько видов денежных компенсаций.

Согласно действующему законодательству определено несколько способов выплаты финансовых компенсаций для граждан, занимающих должности на государственной службе:

  • денежные средства предоставляются в полном объеме за один раз;
  • денежные средства переводятся на счет и предоставляются не позднее десяти календарных дней до момента начала ежегодного оплачиваемого отпуска.

Финансовые выплаты во время перерыва от рабочей деятельности варьируются в зависимости от следующих параметров:

  1. Оклад по классификации занимаемой служебной должности;
  2. Среднемесячная , изменяемая в зависимости от должностного положения;
  3. Дополнительные надбавки, предусмотренные регламентированными факторами.

Последняя указанная статья финансовых выплат формируется из таких деталей:

  1. Дополнительные финансовые выплаты за особый характер трудовой деятельности;
  2. Финансовые поощрения, назначаемые должностному лицу в месяце предполагаемого ежегодного отпуска;
  3. Материальная помощь для государственных служащих;
  4. Выплата за выслугу лет;
  5. Выплата за обработку документации в рабочей деятельности, принадлежащей к разряду государственных тайн;
  6. Финансовые вознаграждения и премии, предполагаемая выплата которых осуществляет в период отпуска.

Отпуск на госслужбе за свой счет

Необходимо заранее написать заявление.

Неоплачиваемый отпуск государственным служащим утверждается руководителем и должностным лицом, составляющим ежегодный график отпусков.

Согласно действующему законодательству претендующий сотрудник имеет право не оглашать причины выхода на преждевременный перерыв. Рекомендуется поставить руководство в известность за несколько дней до предполагаемого выхода, а не перед непосредственным его наступлением.

На основании заявления отделом кадров формируется приказ, декларирующий длительность отпуска, дату начала и его окончания.

У государственных служащих предусмотрена особенность его оформления. Отпуск без сохранения не должен превышать одного года. Причины его оформления формируются и одобряются в идеальном порядке.

Поводом может выступить необходимость написания работы для получения научной степени.

Детальная информация о предоставляемом отпуске указывается в личной карточке государственного служащего.

Табель учетного времени содержит следующие кодовые значения:

  • ДО — выход в отпуск по предварительному согласованию с руководством;
  • ОЗ — выход в отпуск по причинам, регламентированным в действующем трудовом законодательстве.

Можно ли взять академический отпуск на госслужбе?

Согласно действующему законодательству государственные служащие обладают правом на оформления академического отпуска. Для его оформления необходимо предоставить подтверждающую документацию и утвердить заявление в отделе кадров за долго до предполагаемого выхода в о избежание конфликтных ситуаций с руководящим персоналом.

Длительность такого отпуска может достигать одного года. Порядок его предоставления ничем не отличается от частных организаций.

Из этого видео вы узнаете о порядке предоставления отпусков.

Форма для приема вопроса, напишите свой