Что такое предварительное согласование предоставления земельного участка. Форма заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка

Или другие нужды.

Зачем это нужно, можно ли без этого обойтись, каков срок оформления?

Заблаговременное согласование выделения земельного участка - процедура, предоставляемая заявителю с целью закрепления за ним участка земли в избранном им районе, желаемой категории, которая подходит для цели, соответствующей планам будущего пользователя.

Такая процедура применяется в случае, когда участок принадлежит государству или муниципалитету, а взять его намерены без торгов в такие виды пользования:

Заблаговременное согласование регламентируется ст. 39.15 ЗК РФ с изменениями, начинающими действовать с 01.01.2017 г. При местные власти обязаны руководствоваться ст. 39.16 ЗК РФ.

В случае вынесения отрицательного решения власти могут вместо запрашиваемого надела предложить другой, расположенный примерно там же, с категорий земель, соответствующих интересам заявителя.

Если это возможно и не противоречит интересам владельца земель, то просьбу удовлетворят.

В каких случаях необходимо, а в каких - нет

Заранее нужно согласовывать получение земель в таких случаях:

  • участок фактически никак не выделен, в этом случае его никак нельзя идентифицировать;
  • не проведено размежевание, то есть границы не закреплены на планах и картах.

Запрашиваемые сотки или гектары могут подлежать выделению из одного большого участка, или из двух или более наделов, в этом случае обязательно нужно вписывать их кадастровые номера.

Участки без предварительного согласования предоставляются в том случае, когда интересующий надел выделен, проведено размежевание, есть регистрация и присвоен кадастровый номер.

В этом случае сразу обращаются за предоставлением конкретного участка, который можно идентифицировать на карте, в базах реестров и в натуре.

Эта услуга контролируется на предмет отказа в данный момент времени и до 01.01.2020 г. не только требованиями законодательного акта - ст. 39.16 ЗК РФ, но и законами, принятыми на региональном уровне, с учетом местных условий.

Регламент предварительного согласования

Порядок предоставления этой процедуры начинают с подбора подходящего района, где может быть свободный на текущий момент надел с категорией земли, которая требуется обратившемуся гражданину. Потом нужно обратиться в уполномоченный орган (местную администрацию) и подать , в соответствии с требованиями ст. 39.15 ЗК РФ.

В этом документе нужно указать, кому адресовано заявление, а также подробно расписать все реквизиты заявителя, будь-то физическое лицо или представитель , в том числе адрес, ИНН.

Что касается желаемого надела, то нужно уточнить все нюансы, чтобы было ясно, в отношении какого именно участка идет речь:

  • если участок зарегистрирован, но границы должны уточняться, в этом случае вносят кадастровый номер;
  • при наличии - номер и дату решения, вынесенного по поводу утверждения проекта размежевания;
  • кадастровые номера наделов, из которых планируется выделение требуемого участка;
  • основание для выделения земли (в каждом конкретном случае свое);
  • если у заявителя несколько прав на получение этого участка, то указать, какое именно право он намерен использовать;
  • адрес электронной почты (при наличии).

К заявлению нужно присовокупить в качестве приложения , на основании которых заявитель претендует на получение земли без торгов, а также имеющиеся планы, схемы, топографические карты, проект и пр. Представитель юридического лица обязан приложить личные документы и . Дата и подпись - обязательные атрибуты.

Поданный пакет документов регистрируется уполномоченным органом.

При наличии на один и тот же надел земли нескольких заявлений выберут то, которое прошло регистрацию первым.

Специалисты рассматривают поданные бумаги, анализируя обоснованность и законность требований лица, обратившегося за предварительным согласованием.

Если власти вынесут решение согласовать предоставление участка , то необходимо будет закрепить границы надела и зарегистрировать его в ГКН, присвоив кадастровый номер, после чего уже обратиться за получением вполне определенного, конкретного участка.

Срок оформления

Не позже чем через 10 дней заявление вернут, если документ:

  • составлен неправильно;
  • подан не в тот орган;
  • приложение не содержит нужных документов.

Процесс рассмотрения заявления о предварительном согласовании выделения земельного участка длится не более 30-ти дней, а в результате выдадут или положительный ответ, или отказ. Положительный ответ имеет вид , срок действия которого - 2 года (п. 14 ст. 39.15 ЗК РФ).

Имея основание получить земельный участок без торгов, нужно воспользоваться услугой предварительного согласования. Важно соблюсти все требования ст. 39.15 ЗК РФ, чтобы заявление не вернули и разрешили получить участок.

Собственно, предмет предварительного согласования являет собой – площадь земли с четко установленными границами , у которого есть правовой статус, определенное географическое положение и его существование отражено в специальном сборнике документов (земельном кадастре).

Любой отрезок территории, ограниченной , имеет свой регистрационной номер в государственном кадастре .

Данное соглашение можно классифицировать как действие, направленное на оформление процесса отвода земель . Процесс осуществляется соответственно представленным в Земельном Кодексе нормам, об отведении муниципальных и государственных земель.

Организация по землеустройству берет на себя обязанность оформить земельно-кадастровую документацию , которая необходима для работы специальной комиссии по согласованию земельного участка.

Подборка и оформление документов осуществляется по распоряжению:

  • райисполкома;
  • договора подряда (соглашения, которое подписывается с тем, кто имеет виды на участок).

Ситуации, при которых оформляется

Процесс отведения земельной площади по предварительному соглашению, описанный в законодательных нормах, предусматривает, что узкий перечень субъектов (в список которых входят: казенные предприятия, госучреждения и муниципалитеты, органы местной власти и т.д.) получают наделы на следующих условиях:

  • с целью бессрочного (т.е. регулярного, непрерывного) пользования;
  • отдельным организациям, сакрально-религиозного характера с целью возведения каких-либо объектов религиозного значения, или строений благотворительных фондов.

Представители центрального аппарата управления или местные руководящие органы сохраняют за собой возможность владеть земельными наделами , предоставленными под строительство.

Алгоритм поступательных действий

Для получения площади необходимо пройти несколько этапов оформления документов и обойти немало бюрократических инстанций. Порядок действия выглядит следующим образом.

Лицо, в чьи интересы входит (гражданин, или фирма, предприятие) должен обратиться в региональный орган власти (исполком) согласно 29-й статье Земельного Кодекса.

Обращение необходимо представить письменно, в виде заявления , при оформлении которого требуется соблюсти ряд пунктов, а именно указать:

  • ФИО, город, улицу, дом проживания, реквизиты удостоверения личности ();
  • если заявление подает , необходимо написать имя и , а также государственный регистрационный номер, который фиксирует наличие предприятия в едином государственном реестре юридических лиц, плюс ИНН лица, платящего , сюда не входят ситуации, когда он является гражданином другого государства;
  • кадастровый номер земельной площади (может понадобиться уточнение границ);
  • реквизиты документа о сатисфакции проекта размежевания территории;
  • основания для получения земельного участка вне всяких торгов (согласно статьям: 39.3, 39.5, 39.6, 39.10 Земельного Кодекса);
  • если приобретение земельного участка предусматривает несколько видов права владения, то требуется указать в каком именно заинтересован будущий распорядитель;
  • намерения с которыми лицо приступает к получению площади земли (конкретная цель);
  • в ситуации, когда территория, предоставляющаяся в процессе обмена с государственными и муниципальными службами, которые получают другой отрезок земли для пользования, требуются реквизиты документа об изъятии другой земельной площади;
  • реквизиты документа о сатисфакции территориального планирования, если участок будет использован для строительства.

В качестве приложений к заявлению требуются следующие документы :

  • решение, которое служит подтверждением права владельца получить земельный участок без торгов;
  • если участку предстоит быть образованным из различных территорий, то необходимо добавить схему его планировки;
  • если речь идет о земельном участке в лесу, то потребуют документы с детальной информацией: площадь, местоположение, границы и другими качественными характеристиками;
  • если будущий владелец – иностранец, то потребуются документы, подтверждающие полномочия его представителя; а также перевод с иностранного языка документов о государственной регистрации юридического лица;
  • список ФИО членов организации (религиозной общины, садоводческой и т.д.), которая намерена получить земельный участок в безвозмездное пользование.

В случае несоблюдения определенных требований при оформлении заявления государственная организация должна вернуть его в течении 10 дней. Заявитель получает документ с пометками ошибок, которые необходимо исправить для принятия заявления государственной организацией.

Ответы на отправленную документацию составляются в госструктурах по мере их поступления. Но в течении одного месяца государственное учреждения обязано рассмотреть заявление и составить на него ответ.

Исполком, или другой представитель местной власти, согласно 29 ст. Земельного Кодекса в ответ на заявление проводит выбор земельного участка на основе базы земельного кадастра и документов землеустройства (при этом во внимание берутся такие условия пользования участком, как экологические и градостроительные).

Государственные службы информируют население, которое живет на данной территории о будущих изменениях (например возведении каких-либо строительных конструкций).

При этом жители имеют все основания для участия в решении вопросов , связанных с выкупом или изъятием другой земли, особенно если это затрагивает их непосредственные интересы.

В ситуации, когда на территории выбранной площади земли, попадающей в соглашение о передаче, компактно проживают этнические меньшинства РФ , а цель передачи участка никак не имеет отношения к их традиционному ремеслу, или сельскохозяйственными работам, то необходимо провести собрание с обсуждением , возможно референдум и голосование. Исполкомы могут принять предварительное решение только после проведения подобных общественных собраний по учету мнения местных жителей .

Опираясь на результаты, полученные после оформления территории, создается акт о выборе участка для строительства – этот документ необходим согласно 31 ст. ЗК для будущего строительства на передаваемой по предварительному соглашению территории земли.

В состав документа об акте выбора входят две части:

  1. Графическая , наглядно демонстрирующая площадь земельного участка (используя масштабы – 1:1000, 1:2000), его полный адрес, схема расположения, данные о географических координатах, длина сторон на объединенных топографической и кадастровой картах. При составлении специального плана очерчиваются положение участка по отношению к линиям электропередач, газопровода, кабелей связи, водоохраной зоны.
  2. Текстовая , включает в себя информацию о будущем проекте строительства, список владельцев участка, аргументацию выбора именно этой земельной территории под строительство объекта.

Если процесс передачи отрезка земли предусматривает его изымание для потребностей государства или муниципалитета , то к акту выбора добавляется бухгалтерский отчет о тратах земельных владельцев, или издержек землепользователей, финансовых дефицитов сельскохозяйственной отрасли, и минусов для лесного хозяйства.

Орган местной исполняющей власти должен утвердить решение по вопросу о согласовании , которое ратифицирует акт о выборе площади для строительства, либо составляет отказ, обосновывая причины.

Аналогичный экземпляр решения о земельном наделе (с уточнение его территориальных границ), или отказ по данному вопросу должен быть выдан государственной структурой заявителю в течении одной недели после его оформления.

Документ, сообщающий о том, что согласование определенной территории не одобрено, не является бесповоротным и есть шанс на изменение, если заявитель пожалуется в суд .

Если суд признает первичный отказ государственного учреждения о отводе земли по заранее оговоренному соглашении – недействительным , то местное управление (согласно 29 ст. ЗК) обязано компенсировать истцу судебные издержки.

Если решение не состоялось согласно установленным срокам, то лица, отправившие всю необходимую документацию, имеют право на требование сатисфакции и компенсации от государственных структур .

В таких крупных городах государственной значимости, как Москва и Санкт-Петербург оформление соглашения о получении земельной территории осуществляется при помощи исполкомов , если это не противоречит законодательным актам данных субъектов федерации.

Образец заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

Сроки оформления

Процесс разрешается в течении одного месяца , заявление должно быть рассмотрено в течении семи дней с момента подачи.

Решение, касающееся земельных территорий, действительно на протяжении трех лет .

Если те, кто пользуется участком, получив уведомление о предварительном соглашении и передаче земельной площади в руки юридическому или физическому лицу, совершили какие-то финансовые вложения в данную территорию, то они рискуют потерять потраченные средства, так как они не будут возвращены .

Предварительное соглашение не будет завершено в двух случаях:

  • при возведении на территории, выделенной муниципалитетом, жилых комплексов;
  • при выборе территории, ранее уже задействованной для постройки других объектов.

2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

3) кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее - испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости";

4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;

5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

(см. текст в предыдущей редакции)

7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;

8) цель использования земельного участка;

9) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;

10) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;

11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

2. К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:

1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем , установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;

2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;

3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка, за исключением лесного участка, образуемого в целях размещения линейного объекта;

(см. текст в предыдущей редакции)

4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;

5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

6) подготовленный садоводческим или огородническим некоммерческим товариществом реестр членов такого товарищества в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование такому товариществу.

(см. текст в предыдущей редакции)

3. В течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

4. Рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления.

5. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, поданному гражданином, приложена схема расположения земельного участка, подготовленная в форме документа на бумажном носителе, уполномоченный орган без взимания платы с заявителя обеспечивает подготовку в форме электронного документа схемы расположения земельного участка, местоположение границ которого соответствует местоположению границ земельного участка, указанному в схеме расположения земельного участка, подготовленной в форме документа на бумажном носителе.

Взимание платы с уполномоченного органа в случае подготовки в соответствии с настоящим пунктом схемы расположения земельного участка в форме электронного документа с использованием официального сайта органа регистрации прав в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не осуществляется.

(см. текст в предыдущей редакции)

6. В случае, если на дату поступления в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, образование которого предусмотрено приложенной к этому заявлению схемой расположения земельного участка, на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении срока рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.

Срок рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка приостанавливается до принятия решения об утверждении направленной или представленной ранее схемы расположения земельного участка или до принятия решения об отказе в утверждении указанной схемы.

7. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

7.1. В случае, если схема расположения земельного участка, в соответствии с которой предстоит образовать земельный участок, подлежит согласованию в соответствии со статьей 3.5 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации", срок, предусмотренный пунктом 7 настоящей статьи, может быть продлен не более чем до сорока пяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка. О продлении срока рассмотрения заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган уведомляет заявителя.

КонсультантПлюс: примечание.

До 01.01.2020 допускается отказ в предварительном согласовании предоставления земельного участка или его предоставлении без проведения торгов по основаниям, установленным законом субъекта РФ, наряду с основаниями ст. 39.15 (ФЗ от 23.06.2014 N 171-ФЗ).

8. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:

1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственной регистрации недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1 - 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

(см. текст в предыдущей редакции)

9. В случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:

1) условный номер испрашиваемого земельного участка, который предстоит образовать в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков (при наличии данного номера);

(см. текст в предыдущей редакции)

2) площадь испрашиваемого земельного участка, который предстоит образовать в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков;

(см. текст в предыдущей редакции)

3) адрес земельного участка или при отсутствии адреса иное описание местоположения такого земельного участка;

4) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

(см. текст в предыдущей редакции)

5) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);

6) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;

7) наименование органа государственной власти, если заявителем является орган государственной власти;

8) наименование органа местного самоуправления, если заявителем является орган местного самоуправления;

9) в качестве условия предоставления испрашиваемого земельного участка проведение работ по его образованию в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков;

(см. текст в предыдущей редакции)

10) территориальная зона, в границах которой будет образован испрашиваемый земельный участок и на которую распространяется градостроительный регламент, или вид, виды разрешенного использования испрашиваемого земельного участка;

11.1) сведения об ограничениях по использованию земельного участка, если земельный участок расположен в границах особо охраняемой природной территории, границах территории объекта культурного наследия либо зоны с особыми условиями использования территории, если сведения об указанных границах внесены в Единый государственный реестр недвижимости;

12) право заявителя обращаться без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета испрашиваемого земельного участка, а также с заявлением о государственной регистрации государственной или муниципальной собственности на испрашиваемый земельный участок;

13) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, в соответствии с которым предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка (при наличии этого проекта).

10. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, также должно содержать указание на необходимость изменения вида разрешенного использования такого земельного участка и его перевода из одной категории в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка в случае, если указанная в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка цель его использования:

1) не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, установленным для соответствующей территориальной зоны;

2) не соответствует категории земель, из которых такой земельный участок подлежит образованию;

3) не соответствует разрешенному использованию земельного участка, из которого предстоит образовать земельный участок, указанный в заявлении о предварительном согласовании его предоставления.

10.1. В случае, предусмотренном пунктом 10 настоящей статьи, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для обращения заявителя без доверенности в органы государственной власти или органы местного самоуправления:

1. В заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:

2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц и идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случаев, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер земельного участка, заявление о предварительном согласовании предоставления которого подано (далее - испрашиваемый земельный участок), в случае, если границы такого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости";
4) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, если образование испрашиваемого земельного участка предусмотрено указанным проектом;
5) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости;(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 206-ФЗ.

6) основание предоставления земельного участка без проведения торгов из числа предусмотренных пунктом 2 статьи 39.3, статьей 39.5, пунктом 2 статьи 39.6 или пунктом 2 статьи 39.10 настоящего Кодекса оснований;
7) вид права, на котором заявитель желает приобрести земельный участок, если предоставление земельного участка возможно на нескольких видах прав;
8) цель использования земельного участка;
9) реквизиты решения об изъятии земельного участка для государственных или муниципальных нужд в случае, если земельный участок предоставляется взамен земельного участка, изымаемого для государственных или муниципальных нужд;
10) реквизиты решения об утверждении документа территориального планирования и (или) проекта планировки территории в случае, если земельный участок предоставляется для размещения объектов, предусмотренных указанными документом и (или) проектом;
11) почтовый адрес и (или) адрес электронной почты для связи с заявителем.

2. К заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагаются:
1) документы, подтверждающие право заявителя на приобретение земельного участка без проведения торгов и предусмотренные перечнем, установленным уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти, за исключением документов, которые должны быть представлены в уполномоченный орган в порядке межведомственного информационного взаимодействия;
2) схема расположения земельного участка в случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать и отсутствует проект межевания территории, в границах которой предстоит образовать такой земельный участок;
3) проектная документация лесных участков в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления лесного участка;(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 206-ФЗ.

4) документ, подтверждающий полномочия представителя заявителя, в случае, если с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка обращается представитель заявителя;
5) заверенный перевод на русский язык документов о государственной регистрации юридического лица в соответствии с законодательством иностранного государства в случае, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
6) подготовленные некоммерческой организацией, созданной гражданами, списки ее членов в случае, если подано заявление о предварительном согласовании предоставления земельного участка или о предоставлении земельного участка в безвозмездное пользование указанной организации для ведения огородничества или садоводства.

3. В течение десяти дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган возвращает заявление заявителю, если оно не соответствует требованиям пункта 1 настоящей статьи, подано в иной уполномоченный орган или к заявлению не приложены документы, предусмотренные пунктом 2 настоящей статьи. При этом заявителю должны быть указаны причины возврата заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка.

4. Рассмотрение заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков осуществляется в порядке их поступления.

5. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, поданному гражданином, приложена схема расположения земельного участка, подготовленная в форме документа на бумажном носителе, уполномоченный орган без взимания платы с заявителя обеспечивает подготовку в форме электронного документа схемы расположения земельного участка, местоположение границ которого соответствует местоположению границ земельного участка, указанному в схеме расположения земельного участка, подготовленной в форме документа на бумажном носителе.Взимание платы с уполномоченного органа в случае подготовки в соответствии с настоящим пунктом схемы расположения земельного участка в форме электронного документа с использованием официального сайта федерального органа исполнительной власти, уполномоченного в области государственного кадастрового учета недвижимого имущества и ведения государственного кадастра недвижимости, в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" не осуществляется.

6. В случае, если на дату поступления в уполномоченный орган заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка, образование которого предусмотрено приложенной к этому заявлению схемой расположения земельного участка, на рассмотрении такого органа находится представленная ранее другим лицом схема расположения земельного участка и местоположение земельных участков, образование которых предусмотрено этими схемами, частично или полностью совпадает, уполномоченный орган принимает решение о приостановлении срока рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю.Срок рассмотрения поданного позднее заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка приостанавливается до принятия решения об утверждении направленной или представленной ранее схемы расположения земельного участка или до принятия решения об отказе в утверждении указанной схемы.

7. В срок не более чем тридцать дней со дня поступления заявления о предварительном согласовании предоставления земельного участка уполномоченный орган рассматривает поступившее заявление и проверяет наличие или отсутствие оснований для отказа в предварительном согласовании предоставления земельного участка и по результатам этих рассмотрения и проверки принимает решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка или при наличии оснований, указанных в пункте 8 настоящей статьи, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка и направляет принятое решение заявителю. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать все основания отказа.

8. Уполномоченный орган принимает решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка при наличии хотя бы одного из следующих оснований:
1) схема расположения земельного участка, приложенная к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, не может быть утверждена по основаниям, указанным в пункте 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса;
2) земельный участок, который предстоит образовать, не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-13, 15-19, 22 и 23 статьи 39.16 настоящего Кодекса;
3) земельный участок, границы которого подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", не может быть предоставлен заявителю по основаниям, указанным в подпунктах 1-23 статьи 39.16 настоящего Кодекса.

9. В случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать, в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:
1) условный номер испрашиваемого земельного участка, который предстоит образовать в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков (при наличии данного номера);(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 206-ФЗ.

2) площадь испрашиваемого земельного участка, который предстоит образовать в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков;(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 206-ФЗ.

3) адрес земельного участка или при отсутствии адреса иное описание местоположения такого земельного участка;
4) кадастровый номер земельного участка или кадастровые номера земельных участков, из которых в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка, в случае, если сведения о таких земельных участках внесены в государственный кадастр недвижимости;(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 206-ФЗ.

5) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
6) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
7) наименование органа государственной власти, если заявителем является орган государственной власти;
8) наименование органа местного самоуправления, если заявителем является орган местного самоуправления;
9) в качестве условия предоставления испрашиваемого земельного участка проведение работ по его образованию в соответствии с проектом межевания территории, со схемой расположения земельного участка или с проектной документацией лесных участков;(Подпункт в редакции, введенной в действие с 1 октября 2015 года Федеральным законом от 29 июня 2015 года N 206-ФЗ.

10) территориальная зона, в границах которой будет образован испрашиваемый земельный участок и на которую распространяется градостроительный регламент, или вид, виды разрешенного использования испрашиваемого земельного участка;
11) категория земель, к которой относится испрашиваемый земельный участок;
12) право заявителя обращаться без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета испрашиваемого земельного участка, а также с заявлением о государственной регистрации государственной или муниципальной собственности на испрашиваемый земельный участок;
13) реквизиты решения об утверждении проекта межевания территории, в соответствии с которым предусмотрено образование испрашиваемого земельного участка (при наличии этого проекта).

10. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать, также должно содержать указание на необходимость изменения вида разрешенного использования такого земельного участка и его перевода из одной категории в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка в случае, если указанная в заявлении о предварительном согласовании предоставления земельного участка цель его использования:
1) не соответствует видам разрешенного использования земельных участков, установленным для соответствующей территориальной зоны;
2) не соответствует категории земель, из которых такой земельный участок подлежит образованию;
3) не соответствует разрешенному использованию земельного участка, из которого предстоит образовать земельный участок, указанный в заявлении о предварительном согласовании его предоставления.

11. В случае, если испрашиваемый земельный участок предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на утверждение схемы его расположения. В этом случае обязательным приложением к решению о предварительном согласовании предоставления земельного участка, направленному заявителю, является схема расположения земельного участка.

12. При наличии в письменной форме согласия лица, обратившегося с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, который предстоит образовать в соответствии со схемой расположения земельного участка, уполномоченный орган вправе утвердить иной вариант схемы расположения земельного участка.

13. В случае, если границы испрашиваемого земельного участка подлежат уточнению в соответствии с Федеральным законом "О государственном кадастре недвижимости", в решении о предварительном согласовании предоставления земельного участка указываются:
1) фамилия, имя и (при наличии) отчество, место жительства заявителя, реквизиты документа, удостоверяющего личность заявителя (для гражданина);
2) наименование и место нахождения заявителя (для юридического лица), а также государственный регистрационный номер записи о государственной регистрации юридического лица в едином государственном реестре юридических лиц, идентификационный номер налогоплательщика, за исключением случая, если заявителем является иностранное юридическое лицо;
3) кадастровый номер и площадь испрашиваемого земельного участка;
4) в качестве условия предоставления заявителю испрашиваемого земельного участка уточнение его границ;
5) право заявителя обращаться без доверенности с заявлением об осуществлении государственного кадастрового учета в связи с уточнением границ испрашиваемого земельного участка.

14. Срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка составляет два года.

15. Лицо, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечивает выполнение кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка или уточнения его границ.

16. Решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является основанием для предоставления земельного участка в порядке, установленном статьей 39.17 настоящего Кодекса.

17. Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа. В случае, если к заявлению о предварительном согласовании предоставления земельного участка прилагалась схема расположения земельного участка, решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на отказ в утверждении схемы расположения земельного участка.

Комментарий к статье 39.15 ЗК РФ

В случае если земельный участок, в предоставлении которого заинтересовано лицо уже образован, сразу подается заявление о предоставлении земельного участка на соответствующем виде права без торгов, при этом необходимо руководствоваться ст. 39.17 ЗК РФ.

Документы, в соответствии с которыми осуществляется образование земельных участков из земель и земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, определены ст. 11.3 ЗК РФ.

Исходя из комплексного анализа положений ч.3 ст. 25, ч.4 ст. 27, ч.7, 9 ст. 38 ФЗ от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости" уточнение местоположения границ земельного участка допускается в следующих случаях:
- при отсутствии в государственном кадастре недвижимости сведений о координатах характерных точек границ земельного участка;
- в случае если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости координаты характерных точек границ земельного участка определены с точностью ниже нормативной точности определения координат для земель определенного целевого назначения;
- в случае если содержащиеся в государственном кадастре недвижимости сведения о координатах какой-либо характерной точки границ земельного участка не позволяют однозначно определить ее положение на местности (например, в государственном кадастре недвижимости содержатся несколько значений координат указанной характерной точки);
- при исправлении ошибки в сведениях государственного кадастра недвижимости, в том числе кадастровой ошибки, о местоположении границ земельного участка.

________________
См.: Письмо Минэкономразвития России от 27 декабря 2011 года N 29478-ИМ/Д23.

Предусмотренный этап предварительного согласования предоставления земельного участка не является аналогом ранее действующего предварительного согласования места размещения объекта. Так, сейчас предусмотрена обязанность заинтересованного гражданина или юридического лица самостоятельно подготовить схему размещения земельного участка или указать земельный участок, образование которого предусмотрено проектом межевания территории и на который претендует указанное лицо.

При этом уполномоченный орган вправе отказать в утверждении схемы и принятии решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка только при наличии оснований, предусмотренных законом. Данный подход представляется более продуктивным, чем действующий порядок, предусматривающий подбор земельного участка органом местного самоуправления, по мнению которого в большинстве случаев свободные участки для заявленных целей просто отсутствуют.

Во-вторых, существенное отличие указанных процедур - отсутствие необходимости получения согласований в целях принятия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка. Это обусловлено тем, что возможность использования земельного участка в соответствии с тем или иным видом разрешенного использования должна решаться не в каждом конкретном случае индивидуально, а определяется при подготовке документов территориального планирования, градостроительного зонирования и документации по планировке территории.

Важным представляется закрепленное в п.4 комментируемой статьи правило о рассмотрении заявлений о предварительном согласовании предоставления земельных участков в порядке их поступления. Отсутствие четкого регулирования данного вопроса ранее нередко приводило к спорам и злоупотреблениям на местах. Особенно актуальным в настоящий момент законодательное закрепление данного положения видится в связи с тем, что оно определяет и очередность рассмотрения схем расположения земельных участков, местоположение которых может совпадать.

Последствия поступления в уполномоченный орган схем расположения земельного участка на кадастровом плане территории при наличии на рассмотрении органа иной схемы расположения земельного участка, предусматривающих полное или частичное совпадение таких земельных участков, урегулированы п.6 комментируемой статьи (в этом случае рассмотрение поступившей позднее схемы приостанавливается до принятия решения в отношении ранее поступившей схемы).

Наличие в комментируемой статье п.5 обусловлено тем, что в целях более точного определения местоположения границ образуемого земельного участка, обеспечения их совместимости с местоположением иных земельных участков, подлежащих образованию, отображения их на публичной кадастровой карте установлено общее требование о подготовке схемы расположения земельного участка в форме электронного документа.

Однако, учитывая отсутствие в большинстве случаев специальных знаний и технических возможностей у граждан, для них предусмотрена возможность осуществлять подготовку схемы в целях образования земельного участка для его предоставления без проведения торгов по выбору гражданина - в форме электронного документа или в форме документа на бумажном носителе (п.9 ст. 11.10 ЗК РФ).

Уполномоченный орган обязан обеспечить такой "перевод" схемы без взимания платы с заявителя, а срок на выполнение указанного действия, учитывая отсутствие специальных оговорок в комментируемой статье, не может влиять на общий срок рассмотрения заявления, установленный комментируемой статьей.

В случае если земельный участок подлежит образованию, не являются поводом для принятия решения об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка такие основания, как несоответствие разрешенного использования земельного участка заявленным целям, отсутствие установленного вида разрешенного использования земельного участка, неотнесение земельного участка к определенной категории земель. В этом случае решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка должно содержать указание на необходимость изменения вида разрешенного использования такого земельного участка и его перевода из одной категории в другую в качестве условия предоставления такого земельного участка (п.10).

Указанное правило не распространяется на случаи, когда обращаются с заявлением о предварительном согласовании предоставления земельного участка, границы которого подлежат уточнению, или с заявлением о предоставлении земельного участка. В данном случае для решения вопроса соответственно о предварительном согласовании предоставления земельного участка и о предоставлении земельного участка до обращения в уполномоченный орган следует установить и (или) изменить вид разрешенного использования земельного участка, категорию земель в общем порядке, установленном законодательством.

В соответствии с ч.21 ст. 34 Закона N 171-ФЗ, в случае если земельный участок образуется на основании схемы расположения земельного участка, в отношении которого не установлен вид разрешенного использования, либо из земельного участка, который не отнесен к определенной категории земель, решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка является решениями об установлении вида разрешенного использования земельного участка или земельных участков и (или) об отнесении земельного участка или земельных участков к определенной категории земель.

При этом принятие органом государственной власти или органом местного самоуправления отдельного решения об установлении вида разрешенного использования земельного участка и (или) об отнесении земельного участка к определенной категории земель не требуется. Установление вида разрешенного использования земельного участка и отнесение земельного участка к определенной категории земель осуществляются с учетом документов территориального планирования, документации по планировке территории (при наличии такой документации) и ограничений, установленных в зонах с особыми условиями использования территории. Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов.

Субъекты РФ до 1 января 2020 года наделяются правом принимать решения об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, в предварительном согласовании предоставления земельного участка по иным основаниям, предусмотренным законами данных субъектов РФ, которые должны быть приняты не позднее 1 января 2016 года (ч.29, 31, 32 ст. 34 Закона N 171-ФЗ).

Лицо, в отношении которого было принято решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка, обеспечивает выполнение кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка или уточнения его границ в соответствии с ФЗ от 24 июля 2007 года N 221-ФЗ "О государственном кадастре недвижимости".

Срок п.14 сокращен по сравнению со сроком действия решения о предварительном согласовании места размещения объекта, который составлял 3 года (п.8 ст. 31 ЗК РФ). Это связано с тем, что срок действия решения о предварительном согласовании предоставления земельного участка увязан с аналогичным сроком действия решения об утверждении схемы размещения земельного участка (п.15 ст. 11.10 ЗК РФ). При установлении данного срока также учитывалось, что в период действия такого решения не допускается утверждение иных схем расположения земельных участков, местоположение которых частично или полностью совпадают.

Кроме того, двухлетний период представляется достаточным сроком для выполнения кадастровых работ, необходимых для образования испрашиваемого земельного участка или уточнения его границ. Следует также отметить, что решение о предварительном согласовании предоставления земельного участка в большей степени гарантирует защиту прав и законных интересов заявителей, чем ранее действовавшее решение о предварительном согласовании места размещения объекта.

Консультации и комментарии юристов по ст 39.15 ЗК РФ

Если у вас остались вопросы по статье 39.15 ЗК РФ и вы хотите быть уверены в актуальности представленной информации, вы можете проконсультироваться у юристов нашего сайта.

Задать вопрос можно по телефону или на сайте. Первичные консультации проводятся бесплатно с 9:00 до 21:00 ежедневно по Московскому времени. Вопросы, полученные с 21:00 до 9:00, будут обработаны на следующий день.