Виды гос организаций. Государственные и негосударственные предприятия и учреждения

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ

как основная разновидность унитарных предприятий- коммерческая организация, имущество которой является единым (неделимым) объектом права собственности ее учредителя-государства (ст.113 ГК РФ). Это - единственный вид коммерческих организаций, не являющихся собственниками, не представляющих собой корпорации лиц (объединения на началах членства) и обладающих целевой (специальной) правоспособностью. Учредительный документ Г.п. - утвержденный собственником устав, орган управления - единоличный (назначенный собственником) руководитель - директор. Г.п. создаются, а также реорганизуются и прекращаются по решению уполномоченных на то государственных органов (министерств и ведомств)(постановление Правительства РФ от 10 февраля 1994 г. № 96 "О делегировании полномочий Правительства Российской Федерации по управлению и распоряжению объектами федеральной собственности"). На закрепленное за ними имущество собственника-учредителя (и на имущество, полученное в результате своей деятельности) Г.п. получают ограниченные вещные права. Юридическим лицом и субъектом права на имущество признается Г.п., а не его "трудовой коллектив", что исключает появление "народных", "коллективных" и подобных предприятий. По своим обязательствам Г.п. отвечает всем этим имуществом и не несет ответственности по обязательствам своего собственника-учредителя.

Разновидности Г.п. - унитарное предприятие, основанное на праве хозяйственного ведения и унитарное предприятие, основанное на праве оперативного управления (казенное) (ст. 114 и 115 ГК РФ). Казенные предприятия могут быть только федеральными, а при недостатке их имущества ответственность по их обязательствам несет РФ, в связи с чем они в отличие от других Г.п. не могут признаваться банкротами.

Признание предприятия, в том числе Г.п., юридическим лицом не свойственно странам с развитой рыночной экономикой, а в РФ представляет собой остатки прежнего правопорядка, сохраненные законом на переходный период. В развитом гражданском обороте не могут участвовать несобственники, за действия которых фактически руководящий ими учредитель-собственник не отвечает. Поэтому предприятия, в том числе Г.п., признаются имущественными комплексами - объектами, а не субъектами гражданского права (ст. 132,559,656 ГКРФ).

Суханов Е.А.


Энциклопедия юриста . 2005 .

Смотреть что такое "ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ" в других словарях:

    - (state enterprise) Компания, основанная по инициативе государства и руководимая им. Аргументы в защиту наличия государственной собственности состоят в том, что некоторые виды деятельности хотя и являются общественно полезными, но непривлекательны … Экономический словарь

    - (ГП) предприятие, основные средства которого находятся в государственной собственности, а руководители назначаются или нанимаются по контракту государственными органами. Если такое предприятие является бюджетным, то оно финансируется из средств… … Википедия

    См. Предприятие государственное Словарь бизнес терминов. Академик.ру. 2001 … Словарь бизнес-терминов

    По законодательству РФ учреждается орга нами управления РФ, республик, входящих в состав РФ, автономной области,автономных округов, краев и областей, уполномоченных управлять госу дарственным имуществом. Словарь финансовых терминовФинансовый словарь

    ГОСУДАРСТВЕННОЕ ПРЕДПРИЯТИЕ Юридическая энциклопедия

    См. Унитарное предприятие. Казенное предприятие … Юридический словарь

    государственное предприятие - предприятие, основные средства которого находятся в государственной собственности, а руководители назначаются или нанимаются по контракту государственными органами. Если государственное предприятие является бюджетным, то оно финансируется из… … Словарь экономических терминов

    Государственное предприятие - см. Унитарное предприятие … Энциклопедия права

    государственное предприятие - — [А.С.Гольдберг. Англо русский энергетический словарь. 2006 г.] Тематики энергетика в целом EN publicly owned establishment … Справочник технического переводчика

    государственное предприятие - valstybės įmonė statusas Aprobuotas sritis įmonių teisė ir įmonių valdymas apibrėžtis Ribotos civilinės atsakomybės viešasis juridinis asmuo, nuosavybės teise priklausantis valstybei ir patikėjimo teise valdantis, naudojantis jam perduotą… … Lithuanian dictionary (lietuvių žodynas)

    Предприятие, основные средства которого находятся в государственной собственности, а руководители назначаются или нанимаются по контракту государственными органами. Если Г.п. является бюджетным, то оно финансируется из средств государственного… … Энциклопедический словарь экономики и права

Книги

  • Кулинария , . Книга КУЛИНАРИЯ написана для повара, чтобы помочь ему в работе, поднять его квалификацию, научить основам кулинарии, привить полезные привычки и навыки. Вступительные разделы книги…
  • Манифест правильного чиновника. Как заставить госпредприятие приносить прибыль городу , Овчинников Василий Владимирович. Книга о том, как сделать госпредприятие прибыльным и успешным. Василий Овчинников - генеральный директор государственной компании "Мосгортур", которая совершила революцию в организованном…

Работа органов власти в аспекте развития общественных институтов и решения управленческих задач в значительной степени осуществляется посредством функционирующих на различных уровнях бюджетных учреждений. Это школы, детские сады и иного рода образовательные структуры, лечебные заведения, различного рода профориентационные центры и многие другие социально значимые организации. Каковы признаки бюджетных учреждений? По каким принципам в них реализуется бухучет и исчисляются налоги? Каковы нюансы использования терминов, отражающих возможные варианты учреждения бюджетных организаций?

Что такое государственное учреждение?

Для начала определимся с распространенными трактовками понятий, о которых идет речь. Государственные учреждения - это субъекты хозяйственной, исполнительно-распорядительной и иного характера деятельности, создаваемые властными органами РФ на федеральном, региональном уровнях. Исходя из формулировки одного из релевантных законов (а именно, ФЗ № 7 от 12 января 1996 года), к государственным очень близки учреждения муниципальные. То есть те, что создаются на уровне отдельных населенных пунктов, районов или округов.

В ряде случаев с термином "государственные учреждения" отождествляется понятие "бюджетные организации". Однако последние в связи с относительно недавними реформами в системе госуправления в ряде случаев принимают более узкую трактовку. В статье мы изучим обстоятельства, которые это определяют.

Классификация учреждений

Основные типы госучреждений - казенные, автономные, а также бюджетные. Есть три главных критерия, по которым три указанных различаются между собой. Во-первых, это обязательства. Во-вторых, это функции. В-третьих, это специфика финансового обеспечения и управления денежными средствами. Рассмотрим особенности каждого из критериев.

Государственные учреждения, относимые к казенным, ответственны по своим обязательствам, исходя из располагаемых денежных средств. Если их недостаточно, то соответствующие обязаннности возлагаются на собственника организации. Бюджетное учреждение - прежде всего именно в таком контексте можно сужать трактовку термина - отвечает по имеющимся обязательствам имуществом, которым пользуется посредством оперативного управления (включая то, что приобретено за счет выручки от предпринимательской деятельности), а также недвижимостью. Автономные государственные организации в аспекте своих обязательств ответственны любым имуществом, кроме недвижимости (а также того, что относится к типу "особо ценных").

Также, как мы отметили выше, бюджетное учреждение, автономное и казенное отличаются функциями. Рассмотрим соответствующую специфику разграничения для каждого типа организаций. Казенные учреждения призваны выполнять, главным образом, государственные и муниципальные функции, равно как оказывать услуги как в отношении физических, так и юридических лиц. В свою очередь, деятельность бюджетной организации, а также автономной, должна быть сконцентрирована только на обслуживании. Государственные и муниципальные функции данного типа учреждения выполнять не должны.

Третий критерий отражает финансовый аспект работы госорганизаций. Прежде всего, он может выражаться в источниках основного финансирования. В случае с автономными и бюджетными организациями это субсидии, а для казенных учреждений предусмотрена соответствующая бюджетная смета.

Доходы, которые поступают в госструктуры на счет самостоятельной деятельности (этот аспект мы также изучим - чуть позже), также подлежат распределению в рамках несхожих правил. В случае с автономным или бюджетным учреждением - они идут в самостоятельное пользование организацией, что касается казенных госструктур - перечисляются в бюджет. Отметим также, что бюджетные и казенные учреждения могут иметь расчетные счета только в Федеральном Казначействе, а автономные - также и в коммерческих банках.

Нюансы классификации

Вместе с тем, как отмечают юристы, в российских законах нет правовых норм, которые бы устанавливали критерии, по которым следует разграничивать понятия государственных "функций" и "услуг." Однако в некоторых правовых актах все же можно обнаружить соответствующие ориентиры. В частности, на базе формулировок Указа Президента РФ № 314 от 09 марта 2004 года, в котором затрагивается проблематика системы исполнительных органов власти, можно предположить, что ключевое различие заключается в том, наличествует или отсутствует в деятельности организации реализация политических или административных полномочий. Таких как, например, контроль, выдача лицензий, надзор и т. д.

Таким образом, термин "бюджетные организации" мы можем трактовать двумя способами. Во-первых, под таковыми структурами могут пониматься любые государственные организации. Во-вторых, термин "бюджетные организации" может отражать только один из трех типов госструктур. Тех, что, как правило, не включают в свою деятельность реализации властных полномочий и отвечают по своим обязательствам только тем имуществом, что есть у них в оперативном управлении.

Также отметим, что в ряде случаев термин "бюджетная организация" отождествляется с понятием "муниципальное учреждение". Строго говоря, особой ошибки здесь нет. Просто потому, что деятельность данного рода организаций возможна в силу финансирования за счет муниципального бюджета, который является неотъемлемой частью национальной системы управления финансами. То есть входит в общий бюджет РФ. Вместе с тем термин "муниципальное учреждение" и "государственная организация" отождествлять не вполне уместно. Почему? Дело в том, что в соответствии с российским законодательством, государственная и муниципальная власть независимы.

Таким образом, термин "бюджетная организация" допустимо употреблять как синоним таких понятий, как "государственное" или "муниципальное учреждение". Или же как самостоятельную категорию - в контексте классификации госучреждений. Термины "государственная организация" и "муниципальное учреждение" следует отождествлять осторожно. Только если соответствующий контекст не предполагает вероятности двойственного понимания. Разумеется, во всех официальных документах следует применять термины, исходя из фактического типа организации, определяемого тем, кто учредитель. Это всегда прописано на бумаге, в соответствующих правоустанавливающих документах.

Госучреждение или госпредприятие?

Выше мы сказали, что термин "государственные учреждения" синонимичен понятию "бюджетные организации". Примеры структур, вместе с тем, в которых принимает участие государство, могут быть самыми разными - есть, в частности, госпредприятия, госбанки. Являются ли они бюджетными организациями? Нет. не являются. Потому как типично бюджетные учреждения должны характеризоваться совокупностью следующих трех признаков:

  • основной профиль деятельности организаций не связан с коммерческими активностями;
  • учредителем структуры является Российская Федерация, ее субъект или же муниципальное образование;
  • главный источник финансирования работы учреждения - бюджет соответствующего уровня.

Таким образом, есть термины "госпредприятие", "государственная организация" и "учреждение". В некоторых случаях их, конечно, можно считать синонимами, но, исходя из контекста, может быть уместным определение только одного из них.

Например, если речь идет о таких структурах как Сбербанк или "Росатом", то их вполне допустимо называть "организациями", но никак не "учреждениями", поскольку их деятельность, по меньшей мере, не вполне соответствует первому и третьему признакам. Более того, для "Росатома" больше подходит термин "госпредприятие", так как данная структура занята в "реальном секторе".

Активности Сбербанка - главным образом коммерческие - выдача кредитов, обслуживание счетов, равно как и "Росатома", получающего выручку от реализации профильных проектов, связанных, в основном, с энергетикой. Соответственно, необходимость в бюджетной поддержке для каждой из этих организаций минимальна. В свою очередь, такого рода структуру как, например, Региональное отделение Фонда социального страхования по Республике Башкортостан в большей степени уместно назвать "государственным учреждением".

Какого рода соотношение терминов наиболее справедливо? Можно допустить, что "Государственное учреждение" - это всегда "организация", но крайне редко "предприятие". К слову, если в наименовании структуры применяется слово "бюджетный", то это, можно сказать, автоматически классифицирует ее как "организацию", не являющуюся предприятием, или, к примеру, госкорпорацией.

Какие еще признаки можно обозначить как характерные для госучреждений? Можно, в частности, обратить внимание на 8-й пункт статьи 161 Бюджетного Кодекса РФ - там сказано, что бюджетная организация не может кредитоваться в банках и иных финансовых структурах. В свою очередь, госпредприятие или госбанк, как правило, могут. Вместе с тем бюджетные организации вполне могут быть самостоятельным ответчиком в суде. Исполнение соответствующих обязательств может обеспечиваться лимитами бюджетных средств, а также предусматривает учредителя. Один из наиболее явных классифицирующих критериев - географическая привязка структуры. Например, бюджетные и большинства других населенных пунктов, как правило, именуются как принадлежащие к соответствующему району или территориальному органу власти. В свою очередь, в наименовании госпредприятий может обозначаться принадлежность к какой-либо правовой форме - например, к акционерному обществу.

Кто учредители?

Кем учреждается государственная бюджетная организация? Все зависит от уровня функционирования соответствующих органов власти. Что касается федеральных структур, то их учреждает, собственно, само государство, то есть РФ. Если речь идет о региональном уровне, то здесь учредителем выступает субъект - область, край, республика. В случае с муниципальными структурами - населенный пункт. Есть особенность, которой характеризуются бюджетные и других городов федерального подчинения. В них муниципальной единицей, как правило, выступает не сам населенный пункт в целом, а отдельные его административные части - в Москве это, например, районы. Следует отметить - у бюджетной организации может быть только один учредитель, функционирующий на конкретном уровне.

Виды деятельности бюджетных организаций

Какие виды деятельности обычно выполняют муниципальные и государственные учреждения (в данном контексте - всех трех типов)? Это определяется, прежде всего, основной целью их создания. Которой, исходя из формулировок российского законодательства, является необходимость реализации властных полномочий различных органов. Таким образом, деятельность бюджетной организации должна соответствовать тем целям, которые стоят перед учредившей их структурой. Конкретные ее виды должны быть указаны в Уставе учреждения. Если при ведомственной или надзорной проверке выяснится, что деятельность каких-то учреждений не соответствует целям учредителя (а также его полномочиям или профилю), то может быть принято решение о ликвидации данных структур или передаче в ведение другого органа (или на иной уровень власти). Все эти правила актуальны также и для муниципальных структур. В принципе, законодательство, регулирующее деятельность всех бюджетных, в широком смысле, организаций, в целом, довольно единообразно. В некоторых правовых источниках одни и те же нормы могут быть одновременно направлены на функционирующих как на федеральном, так и на региональном или же местном уровне.

Отметим также, что государственная или муниципальная бюджетная организация может вести деятельность, дополняющую основную, но несхожую с ней в силу типовых признаков. Как правило, речь здесь идет о предпринимательских активностях. О ведении "бизнеса", о коммерческом заработке. Которые, в силу своих признаков, действительно далеки от реализации властных полномочий и оказания услуг гражданам. Вместе с тем сторонняя деятельность, о которой идет речь, должна соответствовать тем целям, для достижения которых было создано учреждение. И потому виды "бизнеса" бюджетных организаций также должны быть указаны в соответствующих учредительных документах.

Какого рода предпринимательской деятельностью могут заниматься бюджетные организации? Примеры могут быть разными. Если это, например, школа, то предпринимательские активности могут выражаться в организации платных курсов, распечатке документов на принтере или их ксерокопирование, продажа канцелярских товаров.

Финансовый аспект

(организации, принадлежащие государству, но коммерческого типа предполагают самоокупаемость) структур, как правило, осуществляется за счет средств казны - федеральной, региональной, муниципальной. Также, денежные поступления могут появляться за счет "бизнеса" - дополнительных видов деятельности, а также за счет спонсорской помощи. Но, как правило, основной канал финансирования - соответствующего уровня - муниципальный, региональный или федеральный. Управление располагаемыми денежными средствами соотносительно с основными функциональными активностями учреждения отражается в особом документе - плане финансово-хозяйственной деятельности. Отметим, что он нужен только для двух типов организаций - "автономных" и "бюджетных". Для "казенных" требуется составление другого документа - сметы доходов и расходов. Учредитель организации, в соответствии с положениями релевантных законов, должен установить порядок составления и предоставления подобного рода источников.

Налогообложение

Выше мы сказали, что, несмотря на то что государственные (или же муниципальные) учреждения и организации - бюджетные, своего рода "бизнес" они все же могут вести. Получаемый при этом доход, так же как и в случае с деятельностью коммерческих фирм, облагается налогом. Посредством каких норм происходят его исчисление?

Как только клиентом "коммерческого профиля", обратившимся в учреждение, или получателем услуги осуществляется оплата - в бюджетной организации фиксируется факт поступления денежных средств на расчетном счету или в Федеральном казначействе.

Текущее налоговое законодательство РФ предполагает, что учреждение должно заплатить с выручки сразу несколько (если это применимо, исходя из специфики конкретных направлений деятельности) существующих на сегодня сборов. Речь идет, прежде всего, о налоге на прибыль. Касательно него - объектом обложения является весь объем поступившей на расчетные счета организации выручки, уменьшенный, при этом, на произведенные расходы. Источники доходов могут быть разные - выше мы привели несколько примеров. Вместе с тем прибылью не считаются поступления в рамках бюджетного финансирования, а также иного рода поступления целевого характера - прежде всего, спонсорская помощь. Ставка налога на прибыль для бюджетных организаций - 20%. Уплате в соответствующую финансово-хозяйственную систему субъекта РФ подлежит 18%. В федеральный бюджет отчисляется 2%. Отчетные периоды - первый квартал, полгода, а также девять месяцев.

Бухгалтерский учет

Следующий аспект деятельности государственных учреждений - бухучет. Зарплата в бюджетной организации, доходы от "бизнесов", а также спонсорская помощь - все это учитывается посредством бухгалтерских механизмов. Правила и нормы, касающиеся этих процессов, регулируются федеральным законодательством. Ключевые источники права здесь - НК РФ, а также ФЗ "О бухгалтерском учете". Какие нюансы, касающиеся данного направления деятельности учреждений, можно отметить?

Выше мы сказали, что имущество бюджетных организаций находится в оперативном управлении. Интересно то, что, согласно нормам закона, оно в процедурах бухучета классифицируется так, как если бы находилось в собственности (как в случае с коммерческими структурами). Таким образом, в практике работы государственных учреждений, как полагают некоторые эксперты, можно пронаблюдать случай реализации вещных прав вне института собственности.

Госучреждения автномного типа, а также бюджетные должны использовать в своей деятельности планы счетов бухучета, определенные соответствующими Приказами Минфина. Для каждого типа учреждений они разные. должны задействовать план счетов бюджетного учета, также нормированный соответствующим Приказом Минфина. Работа в бюджетной организации бухгалтера, очевидно, предполагает весьма высокий уровень ответственности.

Доходы и расходы

Какого рода доходы и расходы могут фигурировать в отчетных и бухгалтерских документах госучреждений? Какова специфика их фиксации в соответствующих источниках? Касательно бюджетных учреждений, расходы могут быть классифицированы только по следующим основаниям:

  • оплата труда в рамках трудовых договоров;
  • перечисление взносов в ПФР, ФСС, ФОМС за сотрудников;
  • предусмотренные законодательством трансферты;
  • выдача командировочных и иных вплат в адрес сотрудников;
  • оплату товаров и услуг в соответствии с контрактами муниципального или государственного типа, а также сметами.

Иные варианты расходования средств бюджетными организациями не разрешены законом.

Государственными являются все учреждения, находящиеся в федеральной или региональной собственности и финансируемые из федерального и региональных бюджетов.

Муниципальными называются те учреждения, собственником которых является муниципальное образование и которые финансируются из местных бюджетов.

Каждое государственное или муниципальное учреждение должно иметь утвержденный учредителем и зарегистрированный в установленном порядке устав, бюджетную смету или план финансово-хозяйственной деятельности, самостоятельный баланс, а также имущество в оперативном управлении.

Государственные и муниципальные учреждения подразделяются на три типа:

Казенные;

Бюджетные;

Автономные.

Согласно ст. 6 БК РФ, казенные учреждения - это государственные (муниципальные) учреждения, осуществляющие оказание государственных (муниципальных) услуг, выполнение работ и (или) исполнение государственных (муниципальных) функций в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления, финансовое обеспечение деятельности которых осуществляется за счет средств соответствующего бюджета на основе бюджетной сметы.

Законом № 83-ФЗ установлено, что статус казенных учреждений должны иметь:

Управления объединений, управления соединений и воинские части Вооруженных Сил, военные комиссариаты, органы управления внутренними войсками, органы управления войсками гражданской обороны, соединения и воинские части внутренних войск, а также других войск и воинских формирований;

Учреждения, исполняющие наказания, следственные изоляторы уголовно-исполнительной системы, учреждения, специально созданные для обеспечения деятельности уголовно-исполнительной системы, выполняющие специальные функции и функции управления;

Специализированные учреждения для несовершеннолетних, нуждающихся в социальной реабилитации;

Учреждения МВД, Главного управления специальных программ Президента РФ, ФМС (Федеральная миграционная служба), ФТС, ФСБ, СВР (Служба внешней разведки), ФСО (Федеральная служба охраны), специальные, воинские, территориальные, объектовые подразделения федеральной противопожарной службы МЧС, аварийно-спасательные формирования федеральных органов исполнительной власти;

Психиатрические больницы (стационары) специализированного типа с интенсивным наблюдением, лепрозории и противочумные учреждения.

Казенные учреждения, являясь некоммерческими организациями, имеют ряд присущих именно им признаков:

1) цель создания - осуществление управленческих, социально-культурных, научных и иных функций некоммерческого характера;

2) учредитель такого учреждения - органы государственного управления и органы местного самоуправления;

3) закрепление имущества - на праве оперативного управления;

4) источники финансирования - средства соответствующих бюджетов и государственных внебюджетных фондов;

5) наличие бюджетной сметы, объем которой устанавливается учредителем, в том числе и на основе государственного задания;

6) высокая степень государственной регламентации их финансовой деятельности и низкий уровень самостоятельности при исполнении бюджетной сметы;

7) операции с бюджетными средствами проводятся через открытые им в казначейских органах лицевые счета;

8) отсутствие прав на предоставление и получение кредитов (займов), приобретение ценных бумаг;

9) зачисление в соответствующий бюджет бюджетной системы РФ внебюджетных поступлений от приносящей доход деятельности за исключением учреждений системы исполнения наказаний, где такие доходы в полном объеме направляются на финансовое обеспечение их функций сверх бюджетных ассигнований;

10) закрепление в уставе позиции о субсидиарной ответственности по обязательствам казенного учреждения публично-правового образования в лице органа исполнительной власти, осуществляющего функции и полномочия учредителя;

11) особый порядок ведения бухгалтерского учета в соответствии с приказом Минфина России от 6 декабря 2010 г. № 162н "Об утверждении Плана счетов бюджетного учета и Инструкции по его применению".

По функциональному признаку все государственные и муниципальные учреждения подразделяются:

На органы государственного управления и местного самоуправления. Например, это Администрация Президента РФ, Минфин России, федеральные агентства, администрация муниципального образования "Волховский район Ленинградской области" и т.п.;

Судебные органы, включающие, к примеру, Конституционный Суд РФ, Высший Арбитражный Суд РФ, суды общей юрисдикции и т.п.;

Военные, образовательные, медицинские и другие учреждения.

На примере сферы образования рассмотрим другой принцип группировки учреждений. В зависимости от реализуемой программы образовательные учреждения группируются в определенные типы учреждений, функционирующих в соответствии с утвержденными Правительством РФ типовыми положениями:

Дошкольные;

Общеобразовательные, включающие в себя три ступени: начального общего, основного общего, среднего (полного) общего образования;

Начального, среднего, высшего и послевузовского профессионального образования;

Дополнительного образования взрослых;

Дополнительного образования детей;

Специальные (коррекционные) для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии;

Для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей (законных представителей);

Другие учреждения, осуществляющие образовательный процесс.

В свою очередь, в составе типовой группы учреждений могут функционировать отдельные виды учреждений. Например, к общеобразовательным учреждениям относятся школы, гимназии, лицеи, школы-интернаты, вечерние школы.

В отличие от образования для других отраслей бюджетного сектора типовые положения не утверждаются, а их деятельность регламентируется уставами. Так, например, уставы всех государственных музеев напрямую утверждаются Правительством РФ.

Организационное построение государственной системы медицинских учреждений регулируется Минздравсоцразвития России путем утверждения соответствующей номенклатуры учреждений и правил их лицензирования. В соответствии с номенклатурой все учреждения сгруппированы в три крупных блока:

Лечебно-профилактические;

Государственной санитарно-эпидемиологической службы;

Аптечные.

В свою очередь, в каждую из перечисленных групп включаются учреждения определенных типов и видов, что свидетельствует о широко разветвленной структуре медицинских учреждений, название которых отражает специфику выполняемых ими функций. Например, к учреждениям охраны материнства и детства отнесены дома ребенка и родильные дома; диспансерами называются учреждения, специализирующиеся на отдельных видах заболеваний или видах деятельности (кожно-венерологические, наркологические и т.п.).

Ко второму типу государственных и муниципальных учреждений относятся бюджетные учреждения . К ним относятся некоммерческие организации, созданные Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием для выполнения работ, оказания услуг в целях обеспечения реализации предусмотренных законодательством РФ полномочий соответствующих органов государственной власти (государственных органов) или органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Во многом признаки, права и обязанности бюджетных учреждений до 1 июля 2012 г. будут схожи с признаками, правами и обязанностями казенных учреждений. В частности, бухгалтерский учет в бюджетных учреждениях будет осуществляться в том же, что и для казенных учреждений, порядке.

Следующий организационно-правовой тип - автономные учреждения. В Законе об автономных учреждениях приведено следующее определение: автономное учреждение (АУ) - это некоммерческая организация, созданная Российской Федерацией, субъектом РФ или муниципальным образованием (которые выступают его учредителем) для выполнения работ, оказания услуг в целях осуществления предусмотренных законодательством РФ полномочий органов государственной власти, полномочий органов местного самоуправления в сферах науки, образования, здравоохранения, культуры, социальной защиты, занятости населения, физической культуры и спорта, а также в иных сферах.

Помимо Закона об автономных учреждениях вопросы правового и финансового характера их функционирования изложены в следующих законодательных актах:

Законе РФ от 10 июля 1992 г. № 3266-1 "Об образовании", где говорится, что при создании автономного образовательного учреждения путем изменения типа существующего государственного или муниципального образовательного учреждения образовательное учреждение вправе осуществлять определенные в его уставе виды деятельности на основании лицензии и свидетельства о государственной аккредитации, выданных такому образовательному учреждению, до окончания срока действия этих лицензий и свидетельства;

БК РФ, которым установлено, что в бюджетах бюджетной системы РФ могут предусматриваться субсидии автономным учреждениям, включая субсидии на возмещение нормативных затрат на оказание ими в соответствии с государственным (муниципальным) заданием государственных (муниципальных) услуг (п. 1 ст. 78.1 БК РФ);

НК РФ: при определении налоговой базы для исчисления налога на прибыль в доходную часть не включаются субсидии автономным учреждениям (подп. 14 п. 1 ст. 251 НК РФ).

Все типы государственных и муниципальных учреждений обладают как общими, так и характерными признаками. Среди общих признаков необходимо отметить: наличие собственника имущества в лице органа государственной власти либо органа местного самоуправления; закрепление имущества на праве оперативного управления; закрепление земельного участка на праве постоянного (бессрочного) пользования; выполнение государственного (муниципального) задания; публикацию отчетности в средствах массовой информации; лицензирование отдельных видов деятельности независимо от того, оплачиваются ли их услуги гражданам и юридическим лицам за счет бюджета или предоставляются на платной основе.

Лицензия - специальное разрешение на осуществление конкретного вида деятельности при обязательном соблюдении лицензионных требований и условий, выданное лицензирующим государственным органом юридическому лицу или индивидуальному предпринимателю.

В соответствии с Федеральным законом от 4 мая 2011 г. № 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" подлежат лицензированию: образовательная деятельность, деятельность негосударственных пенсионных фондов по пенсионному обеспечению и пенсионному страхованию; медицинская и фармацевтическая деятельность и т.д.

Помимо лицензии потенциальные получатели бюджетных средств должны иметь и другие документы. Например, образовательные учреждения получают право выдавать документы государственного образца только после прохождения государственной аккредитации, которая проводится аккредитационным органом один раз в шесть лет в учреждениях начального, среднего, высшего и дополнительного профессионального образования и в научных организациях; один раз в двенадцать лет - в иных образовательных учреждениях.

Учредитель сохраняет полный контроль за деятельностью руководителя учреждения, несмотря на то, что в отличие от руководителя казенного учреждения у руководителя бюджетного или автономного учреждения появляется гораздо больше свободы и самостоятельности в принятии управленческих решений. Это касается расходования средств, управления персоналом, политики оказания платных услуг.

В табл. 1.1.1 приведены основные различия между системами управления материальными и финансовыми ресурсами на уровне казенных, бюджетных и автономных учреждений.

Таблица 1.1. Основные различия казенных, бюджетных и автономных учреждений

Что такое государственные и муниципальные унитарные предприятия? В российском законодательстве, в частности, в Гражданском кодексе, есть определение данного термина. В соответствии с ним, государственные и муниципальные унитарные предприятия – это организации, созданные с целью решения основных задач государства и получения прибыли, но при этом не являющиеся собственниками имущества, закрепленного за ними. Распоряжаться им имеет право лишь непосредственно учредитель. Унитарными они названы потому, что имущество не может быть разделено на доли, акции, вклады и иные части. В названии данного субъекта непременно должно присутствовать указание собственника.

Государственные и муниципальные унитарные предприятия делятся на 2 вида. Первый – организации, базирующиеся на праве хозяйственного ведения. Следует отметить, что сюда относят такие унитарные предприятия, как муниципальные. Они создаются после принятия соответствующего решения уполномоченным государственным органом или муниципалитетом. Второй вид – организации, базирующиеся на праве оперативного управления. Могут быть основаны лишь по решению правительства страны. Государственные и муниципальные унитарные предприятия в данном случае обладают довольно специфичным положением в правовом аспекте. Так, они создаются с целью оказания определенных услуг, выполнения работ или производства какой-либо продукции, что характерно для коммерческих организаций. В то же время, вся деятельность предприятия может быть основана на финансировании из средств бюджета.

В первую очередь, этот вид хозяйствующих субъектов имеет специальную правоспособность. То есть они созданы с целью выполнения определённых работ, оказания услуг или производства какой-то продукции, что является характерной чертой коммерческих организаций. Тем не менее, государственные и муниципальные унитарные предприятия вовсе не ограничены в правах на совершение тех или иных сделок. Так, например, они могут сдавать свободные помещения в аренду (если иное не предусмотрено уставом и другими нормативными актами). Другая особенность состоит в том, что такие хозяйствующие субъекты являются индивидуальными предприятиями. Третья специфическая черта данной разновидности предприятий связана с Гражданским кодексом. Особое внимание уделяется терминологии. Применительно к подобным организациям определение «предприятие» выступает субъектом гражданских прав, в иных случаях – это только объект правоотношений. Помимо всего прочего, они могут претендовать на целевое финансирование (сюда относятся дотационные отчисления, субсидирование, а также субвенции). Оно осуществляется для выполнения разнообразных программ. Преимущество отдается тем, которые имеют социальную направленность.

Отсюда следует четвертая особенность. Устав хозяйствующих субъектов унитарного типа должен включать информацию о непосредственном владельце имущества, источниках формирования уставного капитала и порядке его образования. Необходимо отметить, что предприятие не несет ответственность по обязательства собственника, но он отвечает за деятельность организации.

Здесь имеет место единоличный управленец, а не коллегиальный орган, как это бывает в иных случаях. Как правило, это директор. Человека на данную должность назначает собственник или специальный орган, обладающий соответствующими полномочиями.

Под термином «государственная корпорация» понимается некоммерческое учреждение, активы которого принадлежат РФ, созданное в целях осуществления общественно значимых функций, таких как, например, справедливое распределение финансовых ресурсов. На практике данная функция может выражаться в том, что государственные корпорации предоставляют рабочие места с хорошей зарплатой, стимулируя тем самым рост покупательной способности населения, или, например, в том, что соответствующего типа учреждения выступают крупными заказчиками для частных бизнесов, способствуя, в свою очередь, развитию предпринимательства. Госкорпорации стимулируют рост и модернизацию экономики в целом, способствуют выстраиванию активных международных связей РФ.

Госкорпорации, госкомпании и госпредприятия: соотношение понятий

Государственные корпорации и государственные компании - это 2 разновидности некоммерческих структур. Они в определенной степени отличаются, хотя и очень похожи. Прежде всего, следует отметить, что их деятельность регулируется одним и тем же источником права - Законом «О некоммерческих организациях».

Согласно его положениям, госкомпания - это НКО, которая не имеет членства, создана РФ на базе имущественных инвестиций в целях предоставления госуслуг и выполнения других функций при задействовании государственного имущества в форме доверительного управления. В свою очередь, госкорпорация - это также не имеющая членства НКО, созданная РФ на базе имущественного взноса, но уже для достижения социальных целей и для реализации, как мы отметили выше, общественно значимых функций. Оба типа государственных структур создаются на основе издания федеральных законов.

В свою очередь, госкорпорации и госпредприятия характеризуются еще более выраженными различиями. Первые имеют статус субъектов, учрежденных системой власти РФ. В свою очередь, госпредприятие - не то, что обязательно учреждено государством, но то, в котором ему принадлежит наибольшая доля акций. Совладельцами госпредприятия вполне могут быть и частные лица.

В свою очередь, различия между государственными корпорациями и предприятиями с трудом можно проследить на уровне организационно-правовых форм. Дело в том, что госкорпорации, в принципе, могут быть теми же хозяйственными обществами - открытыми или закрытыми, что и госпредприятия.

Некоторые юристы вместе с тем относят к категории государственных корпораций такого рода организации, как ФГУП. Госпредприятия в общем случае могут быть только хозяйственными обществами - такая форма, как унитарное предприятие, для них, как правило, не свойственна.

Однако есть эксперты, которые предпочитают разграничивать понятие «государственная корпорация» и ФГУП. Это связано с тем, что первые практически полностью неподконтрольны и неподотчетны государственным органам - исключением может быть необходимость периодического предоставления некоторых данных об осуществляемой деятельности Правительству РФ. В свою очередь, госструктуры могут иметь значительно больше полномочий в части управления ФГУПами.

Но, в целом, распространена точка зрения, согласно которой госкорпорация может быть представлена в любой организационно-правовой форме. Примеры госпредприятий - «Роснефть», РЖД, «Ростелеком». Примеры, в свою очередь, унитарных предприятий - «Почта России», Мосгортранс, агентство «ТАСС».

Так или иначе, но госпредприятия, государственные корпорации и государственные компании имеет смысл различать исходя из их фактического механизма учреждения. Который предопределяется прежде всего спецификой правового регулирования деятельности соответствующих организаций.

Особенности правового регулирования деятельности госкорпораций

Рассмотрим, таким образом, правовой аспект деятельности госкорпораций. Прежде всего стоит отметить, что государственные корпорации находятся в юрисдикции, прежде всего, гражданского права. То есть в сделках и иных правоотношениях выступают как юридически равноправный партнерам субъект. Однако правовой статус соответствующих организаций имеет ряд особенностей.

Прежде всего следует отметить, что государственные корпорации в России учреждаются на основании изданного федерального закона. Аспект деятельности соответствующих фирм в том, что они не наделены обязанностью отвечать по возникающим обязательствам РФ. И наоборот, государство не несет ответственности за работу госкорпораций. Исключением могут быть сценарии, при которых те или иные виды взаимной ответственности РФ и принадлежащих ей компаний прописаны в законе.

Привилегии госкорпораций

Еще один примечательный аспект деятельности госкорпораций - в отношении них не применимы положения законодательства, регулирующие банкротство. Кроме того, определенные привилегии соответствующего типа организации имеют в части отчетности:

  • они не должны раскрывать информацию о работе подобно тому, как это обязаны делать хозяйственные общества;
  • они в общем случае не имеют предписаний направлять отчет в государственные структуры, за исключением некоторых правительственных инстанций;
  • госкорпорации имеют право проводить конкурсы в рамках механизма госзакупок исходя из самостоятельно устанавливаемых правил, которые не обязательно могут совпадать с нормами, утвержденными в законодательстве о государственных закупках.

Можно также обратить внимание на то, как формируются осуществляющие управление госкорпорациями органы. Государственные корпорации возглавляются руководителями в соответствии с нормами, которые, как и в случае с учреждением организаций соответствующего типа, определяются отдельным законом. Так, согласно положениям ряда НПА, во многих случаях глава госкорпорации может назначаться напрямую президентом РФ.

Когда в России появились госкорпорации?

Государственные корпорации как субъекты гражданского права в РФ начали появляться по факту внесения 8.07.1999 года корректировок в Закон, регулирующий деятельность некоммерческих организаций. Появилась, таким образом, база для легализации деятельности соответствующего типа учреждений.

Как считается, первой госкорпорацией России стало агентство «АРКО», занимающееся реструктуризацией банковских организаций - оно было зарегистрировано в 1999 году. Однако после того как было учреждено данное агентство, государственные корпорации достаточно долгое время были не самой популярной организационно-правовой формой бизнеса с участием государства. Только в 2007 году их популярность приобрела устойчивый рост.

Крупнейшие госкорпорации России

Какие сегодня существуют государственные корпорации в России? Список таковых относительно небольшой, но он, безусловно, не может рассматриваться как закрытый. В зависимости от задач, которые ставит перед собой государства, могут создаваться новые организации соответствующего типа, упраздняться действующие.

В числе крупнейших госкорпораций РФ сегодня:

  • «Внешэкономбанк»;
  • «Ростехнологии»;
  • «Роснано»;
  • «Росатом».

Можно отметить, что за строительство олимпийских объектов в Сочи отвечала госкорпорация «Олимпстрой». Значимой по масштабам деятельности корпорацией считается Фонд ЖКХ.

Перспективы госкорпораций в России

Насколько перспективно дальнейшее развитие таких форм предприятий, как государственные корпорации? На этот счет есть разные точки зрения.

Так, в последние несколько лет в СМИ появляются сообщения о том, что соответствующую организационно-правовую форму деятельности предприятий планируется отменить. В частности, в одну из концепций совершенствования законодательства, регулирующего деятельность юрлиц, были включены тезисы о необходимости рассмотрения преобразования госкорпораций в иные типы организационно-правовых форм предприятий. При этом те привилегии, что имеют госкорпорации в соответствии с текущим законодательством, предполагалось аннулировать.

Но пока что госкорпорации успешно функционируют. Правда, их деятельность находится под пристальным мониторингом правительства, стремящегося повышать эффективность деятельности соответствующих организаций. В частности, довольно активно корректируются текущие системы оплаты труда сотрудников госпредприятий.

Есть, к примеру, предложения о привязке компенсаций работников соответствующих организаций к фактическим результатам труда. Есть инициативы, в соответствии с которыми полномочия сотрудников госкорпораций предполагается приблизить к тем, что характеризуют деятельность госслужащих. Аналогично планировалось возложить на специалистов государственных компаний дополнительные ограничения, в частности те, что связаны с возможностью ведения коммерческой деятельности.

Отраслевая специфика развития госкорпораций

Есть тезисы о том, что деятельность госкорпораций должна регулироваться исходя из специфики конкретного сегмента их деятельности. Так, финансовые государственные корпорации, возможно, будут в большей степени совместимы с правовыми актами, строго регламентирующими их активности. Инновационные госкорпорации, в свою очередь, возможно, будет не столь приемлемо регулировать жестко.

Аналогично отраслевой подход можно адаптировать к деятельности иных структур, таких как, например, отвечающий за развитие ЖКХ фонд. Государственные корпорации, таким образом, как формы деятельности сохраняют актуальность и имеют хорошие, как считают многие аналитики, перспективы развития.

Специфика зарубежных госкорпораций

Изучив специфику деятельности госкорпораций РФ, рассмотрим то, как работают соответствующие типы предприятий за рубежом. Учреждение подобных организаций предусматривает, конечно же, не только российская политическая система. Государственные корпорации есть во многих странах мира. Например, в США.

В числе самых известных американских госкорпораций - Amtrak. Данная фирма занимается оказанием услуг в сфере пассажирских перевозок на железных дорогах США. Учреждена она в 1971 году. Примечательно, что российские и американские госкорпорации в некоторой степени схожи в таком аспекте, как создание, - государственные корпорации в обеих странах формируются на основе принятых нормативно-правовых актов. Так, фирма Amtrak была учреждена постановлением Конгресса США.

Еще одна крупная американская госкорпорация - OPIC, осуществляющая инвестирование в зарубежные проекты. Как и Amtrak, была основана в 1971 году. Некоторые эксперты рассматривают ее как агентство, подотчетное правительству США, - в данном аспекте мы можем проследить различие между российскими и американскими организациями соответствующего типа. Несмотря на то что их в некотором смысле сближает такой аспект, как создание, государственные корпорации США могут быть в большей степени подотчетны органам государственной власти. В свою очередь, по закону госкорпорации РФ, как мы знаем, менее зависимы от системы государственного управления.

К слову, можно отметить, что классификация организаций соответствующего типа в США осуществляется по более сложной схеме, чем в РФ. Например, в Америке есть госкорпорации, спонсируемые правительством, - в России их прямой аналог на уровне федерального законодательства не определен.

Итак, мы рассмотрели сущность понятия «государственные корпорации». Примеры и характеристика соответствующих учреждений нами также были исследованы. Какие выводы мы можем сделать?

Прежде всего следует понимать, что госкорпорация и госпредприятие - не одно и то же. В достаточной мере близким первому термину по смыслу является понятие госкомпании. В частности, регулируются оба типа организаций положениями одного и того же закона. Однако стоит отметить, что исследованные нами термины, такие как «госкорпорация», «госпредприятие», а также «госкомпания», часто рассматриваются как синонимы. С юридической точки зрения это не вполне корректно, но в целом допустимо в силу того, что соответствующие понятия действительно очень близки.

Государственные корпорации в России, список которых достаточно регулярно корректируется, согласно приоритетам и динамике законотворческой деятельности органов власти являются, несмотря на тезисы о возможности упразднения соответствующего типа юрлиц, в достаточной мере перспективной формой работы предприятия.

Однако успешное развитие госкорпораций РФ во многом зависит от качества регулирующего законодательства, особенно в части определения критериев эффективности работы данных организаций. Популярен подход, в соответствии с которым оценка работы госкорпораций должна осуществляться по отраслевому принципу, исходя из конкретного сегмента деятельности учреждения. Также распространены тезисы о необходимости приблизить схемы регулирования деятельности государственных корпораций к тем, что характеризуют работу собственно органов власти.

Госкорпорации успешно развиваются не только в России, но и за рубежом. В частности, большое количество соответствующего типа учреждений функционирует в США. При этом их статус может иметь как признаки схожести с тем, что характеризует российские госкорпорации, так и существенные различия относительно модели работы государственных предприятий РФ.

  • Биологические мембраны. Цитоплазматическая мембрана: строение, свойства, функции.
  • в судебно-экспертных учреждениях и экспертных подразделениях
  • В то же время, старение тела - это прогрессирую­щий ожог химическими веществами, который приводит к повреждению желез и нарушению их функций, вплоть до их полой дисфункции.

  • Прежде всего необходимо подчеркнуть, что имеется в виду форма собственности, характерная для таких организаций. Уч­реждаются они государством, которому принадлежит право собст­венности на их имущество.

    Государственное предприятие – разновидность коммерческой организации, так как они создаются для производственно-хозяй­ственной деятельности (создание материальных ценностей, оказа­ние хозяйственных услуг и т.п.).

    В настоящее время количество государственных предприятий в отраслях промышленного и строительного производства, транс­порта, жилищно-коммунального хозяйства, торговли и т.п. резко сократилось.

    Это результат их приватизации и акционирования. Соответст­венно изменилась и роль государства по отношению к ним. Если раньше, когда все средства производства были обобществлены, го­сударство безраздельно господствовало в экономической сфере, в широком масштабе диктовало свою волю предприятиям, напри­мер, в форме адресных плановых заданий и директив иного рода, то сейчас положение изменилось. Государственные предприятия приобрели существенный объем оперативно-производственной самостоятельности, причем само государство ее гарантирует. В силу этого органам исполнительной власти запрещено вмеша­тельство в сферу их оперативной деятельности.

    Однако это не означает, что государство устранилось от какого бы то ни было организующего влияния на работу предприятий являющихся его собственностью. Тем не менее чисто административно-правовое регулирование их деятельности во многом замене но сейчас гражданско-правовым регулированием. Объясняется это тем, что государственные предприятия, как и другие коммерческие организации, являются юридическими лицами.

    Характерные черты административно-правового статуса государственных предприятий можно обнаружить на примере государственных унитарных предприятий. Ввиду отсутствия федерального закона о них им в настоящее время дается преимущественно гражданско-правовая характеристика как юридическим лицам особого рода. Но даже гражданское законодательство содержит ряд положений, имеющих прямое отношение к административно-правовой характеристике унитарных предприятий.

    Во-первых, унитарным признается предприятие, за которым закрепляется определенное имущество его собственником, т.е. го­сударством. Такое предприятие может быть создано только как государственное (если не учитывать возможность создания уни­тарных муниципальных предприятий).

    Во-вторых, унитарное предприятие создается по решению уполномоченного на то государственного органа, который утверж­дает и учредительный документ предприятия – его устав. Подра­зумевается соответствующий орган исполнительной власти. Так, Министерство путей сообщения РФ создает, реорганизует и ликви­дирует предприятия федерального железнодорожного транспорта, утверждает их уставы и т.д.

    В-третьих, органом унитарного предприятия является руко­водитель, назначаемый собственником либо уполномоченным им органом. Руководитель предприятия подотчетен как собственни­ку, так и указанному органу.

    В-четвертых, руководитель государственного унитарного предприятия наделяется определенным объемом полномочий юридически властного характера, которые реализуются в рамках предприятия.

    В-пятых, унитарное предприятие подлежит государственной регистрации в органах юстиции.

    К этому следует добавить, что именно органы исполнительной власти осуществляют контроль и надзор за деятельностью унитар­ных предприятий, применяют по отношению к ним различного рода административно-принудительные средства воздействия, ли­цензируют в установленных случаях их деятельность, имеют право в обязательном порядке размещать на них некоторые виды государственных заказов на поставку продукции (например, госу­дарственный оборонный заказ).

    Унитарное предприятие самостоятельно осуществляет текущее и перспективное планирование совей производственной деятель­ности.

    Руководство унитарным предприятием (его администрация) наделено необходимыми полномочиями по организации его рабо­ты, обеспечению трудовой и государственной дисциплины. Оно реализует от имени предприятия, действующего в качестве юриди­ческого лица, его гражданскую и административную правосубъектность. Административные полномочия реализуются им только в отношении руководимого им производственного коллек­тива. В отношениях внешнего характера с органами исполнитель­ной власти администрация вправе: обращаться к ним с соответст­вующими ходатайствами; обжаловать их действия как в админи­стративном, так и в судебном порядке; ставить перед ними вопрос о банкротстве предприятия и т.п. В отношении работников пред­приятия администрация обладает дисциплинарной властью.

    Специфично административно-правовое положение такой раз­новидности государственных предприятий, как казенные. Они могут быть образованы на базе имущества, находящегося в феде­ральной собственности, а потому являются федеральным казен­ным предприятием. Указом Президента РФ «О реформе государст­венных предприятий» от 23 мая 1994 г. было установлено, что казенные предприятия создаются на базе ликвидируемых феде­ральных государственных предприятий.

    Правительство РФ 12 августа 1994 г. утвердило Типовой устав казенного завода. Казенный завод находится в ведении соответст­вующего федерального органа исполнительной власти, который осуществляет регулирование и координацию в порученной ему сфере деятельности. Он утверждает индивидуальный устав казен­ного завода, назначает на должность его руководителя, принимает решение об осуществлении заводом самостоятельной производст­венной деятельности, т.е. дает разрешение на таковую. По этому поводу издается приказ, определяющий конкретные виды товаров (работ, услуг), на производство и реализацию которых распростра­няется разрешение.

    Типовой устав определяет цели и предмет деятельности казен­ного завода; его имущественную базу; основы организации его деятельности; систему управления заводом. Директор завода, действующий на принципах единоначалия, назначается уполномоченным Правительством РФ органом, утверждающим индивидуальный устав казенного завода.

    По согласованию с таким органом директор утверждает своих заместителей.

    Реорганизация и ликвидация казенных предприятий – компетенция ПравительстваРФ.

    Производственно-хозяйственная деятельность казенного завода осуществляется на основе плана-заказа. Распоряжение имуществом завода возможно только с согласия органа исполнительной власти, уполномоченного на руководство данным предприятием Практически этот орган осуществляет в отношении казенного завода (фабрики, хозяйства) директивное планирование.

    Нередко в казенные преобразуются государственные предприятия, ставшие несостоятельными (банкротами). Как правило, иди образование происходит на базе ликвидируемых федеральных государственных предприятий.

    Заслуживает внимания еще одна организационная форма государственных по своей сути предприятий. Речь идет о некоторых акционерных обществах (АО). Правовой основой их организации и деятельности является Федеральный закон «Об акционерных обществах» от 26 декабря 1995 г. (с изменениями, внесенными Федеральным законом от 13 июня 1996 г.). К сожалению, в законе не определены конкретные формы государственного влияния на деятельность таких обществ, что нередко приводит, как показыва­ет практика, к различного рода неблаговидным операциям, в част­ности, по продаже государственных акций негосударственным акционерным обществам (например, АО «Связьинвест»). Тем более в нем нет (впрочем, как и в ГК РФ) норм, специально посвященных акционерным обществам, создаваемым государством и, по сущест­ву, являющимися государственными организациями, объединяю­щими производственные предприятия. Между тем именно на по­добной основе функционирует ряд крупных акционерных обществ в сфере естественных монополий – производителей нефти, газа, энергоресурсов и т.д. Так, еще в 1993 г. Правительством РФ было учреждено Российское акционерное общество (РАО) «Газпром» и утвержден его устав. Это РАО разрабатывает месторождения газа, строит газопроводы, обеспечивает производство газа и газового конденсата и т.п. Существует РАО «Единая энергетическая систе­ма России» и др.

    О государственном характере такого рода АО свидетельствует следующее. В этих и ряде других АО Правительство РФ обеспечи­вает представление интересов государства по принадлежащим РФ пакетам акций. В этих целях оно назначает своих представителей (коллегии), через которых включает в повестку дня собрания ак­ционеров вопросы, связанные с удовлетворением государственных интересов и потребностей. Представители Правительства включа­ются в состав совета директоров РАО. Они обладают правом вето при принятии решений и другими правами. Очевидно, что все это становится возможным только в тех случаях, когда государству принадлежит контрольный пакет акций АО. Это АО с участием государства.

    Государственные учреждения по своей сути не относятся к ком­мерческим организациям. Действуют они преимущественно в со­циально-культурной сфере, причем, как правило, на тех же ос­нованиях, что и государственные предприятия, не отнесенные к числу казенных. Это означает, что они наделены, как и произ­водственные предприятия, достаточной самостоятельностью; их оперативная деятельность координируется и контролируется со­ответствующими органами исполнительной власти. Так, госу­дарственными могут быть общеобразовательные учреждения, вузы и т.п. В отдельных случаях руководители государственных учреждений квалифицируются в качестве представителя госу­дарства в данном учреждении (например, ректор вуза). При этом такой руководитель может быть как назначен соответствующим органом исполнительной власти, так и избран коллективом работ­ников учреждения. В последнем случае требуется последующее официальное утверждение итогов голосования (часто конкурсно­го). Для государственных учреждений в целом характерна более жесткая роль государственного регулирования их деятельности.

    И опять возникает вопрос: возможно ли руководителей государ­ственных унитарных и казенных предприятий, а также предста­вителей государства в акционерных обществах рассматривать в качестве государственных служащих и соответственно должност­ных лиц? По всем внешним признакам они подходят под эту кате­горию работников, но по духу законодательства о государственной службе – нет. Это еще раз свидетельствует о том, что сама идея государственной службы в ее современном понимании весьма про­тиворечива.

    Предусмотрено, что правовой статус государственных предпри­ятий и учреждений регламентируется специальным федеральным законом. Однако до сих пор такой правовой акт отсутствует многие вопросы их организации и деятельности решаются президентскими указами и правительственными постановлениями.

    Понятие государственного предприятия, его функции. Виды государственных предприятий.

    Государственное предприятие - это юридическое лицо, образуемое уполномоченными органами государства, имущество которого принадлежит предприятию на основе ограниченного вещного права хозяйственного ведения либо оперативного управления.

    Помимо того, государственное предприятие - это организационно- правовая форма государственного предпринимательства.

    Частным лицам запрещено учреждать предприятие в качестве субъекта права.

    Различают два основных вида государственных предприятий: предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, и предприятия, основанные на праве оперативного управления (казенные предприятия). То есть основным критерием классификации служат вещные права, на базе которых предприятие владеет, пользуется и отчасти распоряжается имуществом, находящимся на его балансе.

    В зависимости от субъекта государственной собственности, органа государства, создавшего предприятие, они подразделяются на предприя- тия, которые находятся в республиканской собственности, - республиканские государственные предприятия и предприятия, находящиеся в коммунальной собственности, - коммунальные государственные предприятия.

    Государственное предприятие на праве хозяйственного ведения может выступить учредителем другого государственного предприятия, ко - торое называется дочерним государственным предприятием.

    Цели создания и содержание деятельности государственных предприятий должны носить преимущественно публичный, социально значимый характер.

    Говоря о термине «предприятие», необходимо заметить, что законодатель употребляет его в двух смыслах.

    С одной стороны, государственное предприятие есть организационно- правовая форма юридического лица, субъект права. С другой, - под этим термином понимается объект прав, имущественный комплекс, используемый для осуществления предпринимательской деятельности, т.е. предприятие есть вещь.

    Для устранения смысловой путаницы, которая неизбежно возникает при использовании одного термина «предприятие» в двух разных значениях, российский законодатель, маркируя государственное предприятие в качестве субъекта гражданского права, использует словосочетание «унитарное предприятие».

    В соответствии с действующим законодательством имущество может принадлежать государственному предприятию на праве хозяйственного ведения либо на праве оперативного управления. И если первое - это есть вещное право исключительно государственных предприятий, то второе (право оперативного управления) - вещное право казенных предприятий, а также учреждений.

    Перечисленные характеристики позволяют отнести государственные предприятия (наряду с государственными учреждениями) к особой группе юридических лиц, которую можно обозначить как «государственные организации».

    Согласно ст. 2 Закона «О государственном предприятии» основными функциями и назначением государственных предприятий является решение социально-экономических задач, определяемых потребностями общества и государства. В числе таких задач значатся: материальное обеспечение обороноспособности государства и защита интересов общества; производство товаров (работ, услуг) первой необходимости в тех сферах экономики, которые не охвачены либо недостаточно охвачены частным сектором (например, если производство того или иного товара не может принести дохода, в силу чего частные лица не занимаются его производством); осуществление деятельности в сферах, отнесенных к государственной монополии или являющихся функцией государства, за исключением контрольных и надзорных функций, и т.д.

    Поскольку п. 2 ст. 34 ГК предусматривает, что коммерческая организация может быть создана в форме государственного предприятия, и ГК не делает уточнений по видам государственных предприятий, следовательно, как предприятие на праве хозяйственного ведения, так и казенное предприятие являются коммерческими организациями. Юридически обеспеченная возможность извлекать доход из своей деятельности позволяет государственным предприятиям не только выполнять общественно-значимые задачи, возложенные на них учредителем - государством, но и приносить доход и пополнять бюджет. При этом, однако, следует уточнить, что вопрос об отнесении казенных предприятий к коммерческим организациям в казахстанской юридической литературе не получил однозначной оценки.

    Законодательство о государственных предприятиях состоит из: ГК (§ 2 гл. 2 «Юридические лица» (Общие положения), ст.ст. 102-104, а также ст.ст. 119, 196-208); Закона «О государственном предприятии»; ряда постановлений Правительства РК.

    В соответствии с п. 3 ст. 3 ГК, а также п. 4, 5 ст. 1 Закона «О государственном предприятии» особенности правового положения, создания, лицензирования, регулирования деятельности, ответственности, условий реорганизации и ликвидации государственных банков определяются действующим банковским законодательством. Причем, предприятия, создаваемые Национальным Банком РК, являются республиканскими государственными предприятиями.

    Все без исключения государственные республиканские предприятия должны быть включены в поименный перечень республиканских государственных предприятий, который утверждается Правительством Республики Казахстан.

    Поименный перечень коммунальных государственных предприятий утверждается местными исполнительными органами.

    Правосубъектность государственного предприятия Особенность государственного предприятия состоит в том, что оно, являясь коммерческой организацией, обладает целевой (или специальной) правоспособностью. Все иные коммерческие организации - акционерные общества, хозяйственные товарищества и производственные кооперативы обладают общей правоспособностью, за изъятиями, установленными законодательными актами или их учредительными документами.

    Предмет и цели деятельности государственного предприятия должны соответствовать целям и предмету, закрепленным в законодательных актах о государственном предприятии, и определяются в уставе его учредителем - уполномоченным органом по представлению органа государственного управления.

    Осуществление государственным предприятием деятельности и совершение им сделок, не отвечающих предмету и целям деятельности, закрепленным в уставе предприятия, запрещается.

    Об особом характере государственного предпринимательства говорит также то, что предприятие не вправе отказаться от заключения договоров в качестве покупателя или продавца товаров, работ, услуг, если заключение этих договоров предусмотрено заказом государства. Заказ государства для государственного предприятия является обязательным. И только продукция, работы, услуги, не охваченные заказом государства, реализуются предприятием самостоятельно (ст. 13 Закона «О государственном предприятии»).

    Особенности создания и управления государственными предприятиями

    Особое значение в управлении системой госпредприятий играют органы государства, реализующие по отношению к предприятиям права государственной собственности, а также органы, непосредственно занимающиеся вопросами создания и управления государственными предприятиями.

    Функции субъекта права республиканской собственности по отношению к республиканским государственным предприятиям выполняет государственный орган, уполномоченный Правительством РК на распоряжение республиканской государственной собственностью, а также Национальный Банк. Эти органы именуются уполномоченными органами.

    Органами государственного управления по отношению к республиканским государственным предприятиям выступают министерства, агентства, ведомства и иные уполномоченные на это Правительством Республики Казахстан государственные органы, а также Национальный Банк Республики Казахстан.

    Функции уполномоченного органа - субъекта права коммунальной собственности по отношению к коммунальным государственным предприятиям осуществляет акимат соответствующей административно-территориальной единицы.

    Органом государственного управления коммунальными государственными предприятиями является акимат соответствующей административно-территориальной единицы либо уполномоченный акимом исполнительный орган, финансируемый из местного бюджета.

    Любое государственное предприятие создается, ликвидируется и реорганизуется по решению собственника в лице его уполномоченного органа.

    Учредительными документами как республиканских, так и коммунальных предприятий являются решение собственника и устав, который утверждается его учредителем - уполномоченным органом по представлению органа государственного управления.

    Поскольку государственное предприятие обладает не общей, а специальной или целевой правоспособностью (п. 1 ст. 35 ГК), то его устав, кроме обычных сведений, указываемых в учредительных документах любой организации с правами юридического лица, должен содержать сведения о целях и предмете деятельности предприятия. В уставе определяются также взаимоотношения между предприятием и учредителем (уполномоченным органом), предприятием и органом государственного управления, администрацией предприятия и его трудовым коллективом.

    Государственное предприятие как коммерческая организация имеет фирменное наименование. Его фирменное наименование должно содержать указание на собственника имущества, на принадлежность к виду государственной собственности (республиканское или коммунальное) и на ведомственную подчиненность. Скажем, «Республиканское государственное предприятие «Казвоенпроект Министерства обороны Республики Казахстан» (на праве хозяйственного ведения) г. Алматы». Фирменное наименование предприятия на праве оперативного управления должно содержать указание на то, что оно является казенным, например, «Казенное предприятие «Хозяйственное управление Министерства финансов Республики Казахстан» г. Астана». Государственное предприятие имеет печать с изображением Государственного герба Республики Казахстан и фирменным наименованием предприятия.

    Рассмотрим структуру непосредственного управления предприятием. Верхнюю или высшую ступеньку здесь занимает руководитель госу- дарственного предприятия, он является органом предприятия как юридического лица. Обычно руководитель предприятия именуется директором, генеральным директором, управляющим, иногда менеджером и т. п. В отличие от других видов юридических лиц, к примеру, акционерных обществ, в качестве высшего органа которых выступает общее собрание - коллегиальный орган, государственные предприятия возглавляются единоличным органом.

    Руководитель предприятия работает на принципах единоначалия и самостоятельно решает все вопросы, касающиеся деятельности предприятия в соответствии с компетенцией, определяемой законодательными актами и уставом предприятия. В своих действиях руководитель подотчетен органу государственного управления.

    Государственное предприятие на праве хозяйственного ведения

    Государственные предприятия должны содержаться за счет доходов от собственной деятельности. Это значит, что создание предприятий на праве хозяйственного ведения имеет смысл в тех сферах, где существует возможность получения прибыли, и государство как собственник имущества заинтересовано в получении части чистого дохода (части прибыли, полученной предприятием).

    Орган государственного управления ежегодно устанавливает общий размер фонда оплаты труда предприятия. Формы оплаты труда, штатное расписание, размеры должностных окладов, система премирования и иного вознаграждения определяются предприятием самостоятельно, но в пределах установленного фонда оплаты труда.

    В целях недопущения злоупотреблений со стороны руководства предприятия, размеры должностных окладов руководителя предприятия, его заместителей, главного (старшего) бухгалтера, система их премирования и иного вознаграждения устанавливаются органом государственного управления.

    За государственным предприятием закрепляются уставный и резервный капиталы.

    Размер уставного капитала предприятия определяется его учредителем (уполномоченным органом), он не может превышать общей стоимости передаваемого предприятию имущества и быть менее 10 000 размеров МРП, установленного на дату государственной регистрации предприятия.

    Размер уставного капитала указывается в уставе предприятия. Уставный капитал должен быть полностью сформирован собственником (учредителем) к моменту государственной регистрации предприятия.

    Предприятие обязано формировать резервный капитал в размере, определяемом его уставом и составляющим не менее 10% его уставного капитала, направляя на эти цели не менее 5% остающейся в его распоряжении прибыли до достижения резервным капиталом установленной величины.

    Средства резервного капитала используются исключительно на покрытие убытков, исполнение обязательств перед бюджетом, погашение государственных кредитов и выплату вознаграждения по ним в случае недостаточности иных средств предприятия.

    Законодательными актами об отдельных видах предпринимательской деятельности могут быть установлены иные размеры и порядок формирования уставного и резервного капиталов, однако они не должны быть менее, чем это предусмотрено в Законе «О государственном предприятии».

    Как субъект гражданского оборота организация с правами юридического лица, предприятие на праве хозяйственного ведения отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом.

    Предприятие не несет ответственности по обязательствам государства - собственника его имущества.

    Государство, в свою очередь, не отвечает по обязательствам предприятия, за исключением случаев банкротства, которое было вызвано действиями учредителя (уполномоченного органа) или органа государственного управления. В этих случаях при недостаточности у предприятия собственных средств для удовлетворения требований кредиторов государство отвечает по обязательствам предприятия.

    Законодательными актами могут быть установлены иные случаи ответственности государства по обязательствам предприятия.

    Государственные предприятия, основанные на праве хозяйственного ведения, могут создавать дочерние предприятия.

    Дочернее государственное предприятие является юридическим лицом, которое создано другим государственным предприятием за счет имущества последнего. Дочернее предприятие следует отличать от дочерней организации (ст. 94 ГК), которая может быть образована любым частным юридическим лицом, тогда как учредителем дочернего предприятия выступает исключительно государственное предприятие на праве хозяйственного ведения. Существенные различия есть также в ответственности указанных организаций.

    Потребность в образовании дочернего предприятия возникает в основном там, где необходимо разукрупнить основное предприятие, преобразовать его филиалы в самостоятельные юридические лица либо освободить основное предприятие от несвойственных ему видов деятельности и функций.

    Учредителем дочернего предприятия выступает основное предприятие, однако необходимо разрешение Правительства республики либо разрешение местного исполнительного органа. Порядок создания дочерних предприятий определен в ст. 49 Закона «О государственном предприятии».

    Устав дочернего предприятия утверждает его учредитель (основное предприятие) по согласованию со своим вышестоящим органом государственного управления.

    Дочернее предприятие не вправе создавать другое дочернее предприятие.

    Органом государственного управления дочерним предприятием, а также органом, осуществляющим по отношению к нему функции субъекта права государственной собственности, выступает основное предприятие, которое в отношении дочернего предприятия обладает основными правами уполномоченного органа государства. Фактически, происходит наделение основного предприятия контрольными и, отчасти, властно-распорядительными полномочиями.

    Ответственность дочернего предприятия по своим обязательствам, а также ответственность основного предприятия по обязательствам дочернего предприятия наступает в соответствии с правилами, установленными ст. 30 Закона «О государственном предприятии». Так, дочернее предприятие отвечает по своим обязательствам всем принадлежащим ему имуществом. Дочернее предприятие не несет ответственности как по обязательствам основного предприятия, так и по обязательствам государства - собственника его имущества.

    Основное предприятие и государство не отвечают по обязательствам дочернего предприятия за исключением случаев банкротства, которое было вызвано действиями учредителя, либо уполномоченного органа, либо органа государственного управления. В этих случаях основное предприятие либо государство отвечает по обязательствам дочернего предприятия при недостаточности средств последнего для удовлетворения требований кредиторов.

    Казенное предприятие.

    Право оперативного управления является более узким по объему вещным правом, по сравнению с правом хозяйственного ведения. Однако, если право хозяйственного ведения есть только у государственного предприятия, то право оперативного управления принадлежит как казенным предприятиям, так и учреждениям, в том числе частным, негосударственным. Таким образом, организации, основанные на праве оперативного управления, призваны управлять чужим имуществом, независимо от того, кому это имущество принадлежит - государству или частным лицам.

    Получив имущество от собственника, казенное предприятие осуществляет в пределах, установленных законодательными актами, в соответствии с целями своей деятельности, заданиями собственника и назначением имущества права владения, пользования и распоряжения этим имуществом.

    Приобретение и прекращение права оперативного управления осуществляются на условиях и в порядке, предусмотренных ГК для приобретения и прекращения права собственности и иных вещных прав, если иное не установлено законодательством. Данная норма подчеркивает вещный характер права оперативного управления.

    Казенное предприятие может иметь на праве оперативного управления лишь то имущество, которое необходимо ему для обеспечения его уставной деятельности. Эта норма прямо указывает на то, что казенное предприятие - это организация цели, причем цель любого государственного предприятия - это реализация тех или иных функций государства как публичного субъекта, например, обеспечение безопасности и поддержание обороноспособности страны, защита прав и свобод граждан, поддержка и развитие образования, культуры, фундаментальной и прикладной науки, здравоохранения и т.п. В силу всего сказанного, казенные предприятия могут осуществлять лишь конкретные виды деятельности, определенные для них государством.

    Так, казенные предприятия могут создаваться в установленном законодательством порядке для: выполнения горноспасательных и иных специальных работ в чрезвычайных и аварийных ситуациях, защиты от пожаров, наводнений и других стихийных бедствий; осуществления производственной деятельности в области уголовно-исполнительной системы и др.

    Хозяйственная деятельность казенного предприятия определяется его целями и задачами, зафиксированными в уставе, а также заказами государства, доводимыми до предприятия через орган государственного управления. Осуществление иной хозяйственной деятельности не допускается.

    Цены на все товары (работы, услуги), производимые и реализуемые казенным предприятием, устанавливаются органом государственного управления.

    Деятельность казенного предприятия финансируется за счет собственного дохода по смете, утверждаемой органом государственного управления. Отдельной строкой в смете выделяется государственный заказ.

    Смета представляет собой сводную ведомость, перечень или список всех доходов и расходов предприятия. В смете отражаются планируемые доходы и расходы на предстоящий год или иной период. Расходная часть сметы содержит постатейный перечень расходов, их объем и конкретное назначение, например, на оплату труда, на приобретение нового оборудования, на пополнение оборотных средств и т.п.

    Доходы, полученные казенным предприятием сверх сметы, подлежат перечислению в соответствующий бюджет.

    Государство-собственник не несет обязанности финансировать убыточные казенные предприятия и покрывать их расходы из бюджета.

    Ответственность казенного предприятия определяется п. 1 ст. 44 ГК и ст. 44 Закона «О государственном предприятии».

    Согласно общепризнанной норме, относящейся ко всем юридическим лицам, организации с правами юридического лица не отвечают по обязательствам своего учредителя; в данном случае казенное предприятие не отвечает по обязательствам государства - собственника его имущества.

    По своим обязательствам казенное предприятие отвечает только деньгами, находящимися в его распоряжении. Обращение взыскания на остальное имущество казенного предприятия не допускается, за исключением случая ликвидации этого предприятия. Так, при недостаточности у ликвидируемого казенного предприятия имущества для удовлетворения требований кредиторов последние вправе обратиться в суд с иском об удовлетворении оставшейся части требований за счет государства - собственника имущества этого предприятия.

    При недостаточности у казенного предприятия денег субсидиарную ответственность по его обязательствам несут Республика Казахстан или соответствующая административно-территориальная единица. Однако по обязательствам Государственного центра по выплате пенсий государство в лице Правительства РК несет ответственность в полном объеме.

    По договорным обязательствам казенного предприятия Республика Казахстан или административно-территориальная единица несут субсидиарную ответственность только в рамках выполнения государственного заказа. Поэтому все гражданско-правовые сделки, заключаемые казенными предприятиями в рамках выполнения государственного заказа и государственными учреждениями, подлежат регистрации в порядке, определяемом Правительством РК.

    Таким образом, согласно действующему законодательству, если у казенного предприятия нет или недостаточно денег, скажем, на строительство нового здания, а государство, разрешая и даже понуждая начать строительство и заключить договор подряда, не включает его в государственный заказ и не финансирует проект, то государство-собственник не несет никакой ответственности за расчеты с подрядчиком.

    Истец - ТОО «Ердос» обратился в суд с иском к казенному предприятию «Карагандинская государственная медицинская академия» о взыскании суммы задолженности за выполненные строительные работы.

    Карагандинский областной суд иск удовлетворил и принял решение взыскать долг с ответчика. Однако из-за отсутствия средств на расчетном счете ответчика определением Карагандинского областного суда взыскание было обращено на имущество ответчика в виде части здания, которое было построено истцом для ответчика по договору с последним.

    В надзорной жалобе ответчик просил отменить определение Карагандинского областного суда, мотивируя тем, что РГКП «Карагандинская государственная медицинская академия» является казенным предприятием и обладает имуществом на праве оперативного управления и в силу статей 207 ГК и ст. 44 Закона «О государственном предприятии» обращение взыскания на имущество казенного предприятия не допускается. Вышестоящий суд отменил вышеуказанное определение и постановил вернуть забранное здание.

    Любое предприятие на праве хозяйственного ведения может быть преобразовано в казенное предприятие. Все расходы по преобразованию, а также расчеты с кредиторами преобразуемого предприятия при отсутствии достаточных средств у самого предприятия осуществляются за счет соответствующего бюджета.

    Созданное казенное предприятие является правопреемником преобразованного предприятия по ранее выделенным ему государственному имуществу и деньгам, а также в части землепользования, природопользования, использования недр, предоставления квот, лицензий и ранее заключенных договоров, если последнее соответствуют предмету и цели деятельности вновь созданного казенного предприятия.

    При преобразовании предприятия на праве хозяйственного ведения в казенное предприятие правовой режим закрепленного за ним имущества меняется с права хозяйственного ведения на право оперативного управления.

    Еще по теме 4. Государственные предприятия:

    1. Понятие, виды и административно-правовойстатус предприятий по ФЗ от 14.11.2002 г. «О государственных и муниципальных унитар­ных предприятиях», органы внутреннего управления предприятием и порядок их формирования.