Значение законодательных актов и постановлений советского правительства как исторических источников. Мемуары и их значение и особенности Значение законодательных актов их виды

Нормативные акты могут иметь общефедеральное, республиканское, краевое, областное и т. п. значение, то есть издаваться исполнительными органами всех субъектов Федерации и действовать в соответствующих границах. Вместе с тем нормативные акты могут издаваться исполнительными органами различного уровня, наделенными отраслевой (ведомственной) или межотраслевой компетенцией. В специально предусмотренных административно-правовыми нормами случаях нормативные акты отраслевого характера могут быть юридически-обязательными и за пределами данной отраслевой системы. Например, Правительством РФ установлено, что Министерство труда и социального развития по вопросам своей компетенции вправе принимать постановления, обязательные для исполнения всеми министерствами, другими органами исполнительной власти, предприятиями и учреждениями независимо от их ведомственной подчиненности. Аналогичную юридическую силу имеют нормативные акты некоторых других исполнительных органов с межотраслевой и отраслевой компетенцией.

Индивидуальные акты в отличие от нормативных носят ярко выраженный правоисполнительный (правоприменительный) характер. По своему юридическому содержанию это -- распорядительные правовые акты. В них всегда получают свое прямое выражение конкретные юридически-властные волеизъявления соответствующих субъектов исполнительной власти. Конкретность таких волеизъявлений (предписаний) проявляется в том, что, во-первых, с их помощью решаются индивидуальные административные дела или вопросы, возникающие в сфере государственного управления; во-вторых, они персонифицированы, то есть их адресатом является определенное лицо (лица); в-третьих, они являются юридическими фактами, вызывающими возникновение конкретных административно-правовых отношений. В качестве наиболее показательного примера индивидуального административно-правового акта может служить приказ о назначении того или иного лица на ту или иную должность в аппарате управления, постановление полномочного органа (должностного лица) о наложении на виновного в совершении административного правонарушения административного наказания.

Индивидуальные акты наиболее распространены в практике государственно-управленческой деятельности, так как они в наибольшей степени отвечают ее исполнительному назначению и являются важнейшим средством оперативного решения текущих вопросов управления. Кроме того, именно индивидуальные акты обеспечивают реализацию юрисдикционной (правоохранительной) функции административного права и исполнительной власти.

Индивидуальные акты всегда являются актами применения административно-правовых норм. Но этим их служебная роль не исчерпывается. Они используются также и для реализации норм ряда других отраслей российского права (например, финансового, земельного, трудового и т. п.). Тем не менее, главным требованием, предъявляемым к их изданию, является их соответствие нормативным административно-правовым актам. В противном случае они не могут быть признаны действительными. Например, индивидуальные акты, издаваемые по конкретным вопросам государственно-служебных отношений, должны основываться на нормах, содержащихся в Федеральном законе "Об основах государственной службы РФ".

Иногда по юридическим последствиям издание индивидуальных правовых актов связывают с установлением обязанностей, запретов, разрешений и дозволений. Тем самым создается впечатление, что юридическое содержание нормативных актов свободно от них, что не соответствует действительности. В нормативных актах прежде всего формулируются административно-правовые дозволения, предписания и запреты, а также условия их использования, в то время как в индивидуальных актах они непосредственно применяются к конкретным лицам. Правовые акты управления могут классифицироваться и по другим основаниям (критериям). Об их масштабности, то есть территориальной распространенности, уже говорилось. Иногда в одном административно-правовом акте могут сочетаться черты нормативности и индивидуальности, т,о есть нормы "переплетаются" с предписаниями индивидуального характера. Например, принимается решение о преобразовании действующего исполнительного органа или об образовании нового, причем одновременно в этом решении (акте) фиксируется в нормативном порядке его организационно-правовой статус, а также конкретное лицо назначается его руководителем. Такого рода акты называются смешанными, причем иногда их выделяют в самостоятельный вид правовых актов наряду с нормативными и индивидуальными. Для этого, однако, достаточных оснований не имеется. Поскольку индивидуальные предписания в подобных случаях "сопровождают" нормативные, постольку для определения юридической природы акта необходимо ориентироваться на его преобладающее качество, а именно -- на нормативность.

Помимо нормативных и индивидуальных, иногда упоминаются общие акты, содержащие общие кратковременные предписания (например, о переносе выходного дня) либо общие требования (например, экономить ресурсы). Однако перенос выходного дня -- типичный пример индивидуального управленческого решения, а призыв к экономии ресурсов -- вообще не имеет юридического значения.

Законы в рассматриваемый период носили разнооб­разные названия: уставы, регламенты, учреждения, ука­зы, причем точно установить разграничение между этими понятиями невозможно.

Наиболее важными для истории права памятниками эпохи Петра I явились регламенты, в которых определя­лись состав, устройство, круг ведомства и порядок делоп­роизводства вновь организованных Петром учреждений.

Среди этих регламентов необходимо отметить Генераль­ный регламент, или Устав коллегиям, которым был уста­новлен общий порядок службы во всех коллегиальных учреждениях - как центральных, так и местных (28 фев­раля 1720 г.), регламенты отдельных коллегий, например регламент Штатсконтор-коллегии, регламент Камер-кол­легии, регламент Духовной коллегии (Синода).

Близко к регламентам по кругу рассматриваемых воп­росов стояли указы об учреждении наиболее важных дол­жностей, например о должности сенаторов, о должности генерал-прокурора при Сенате, о должности прокурора в коллегиях, указ о должности фискалов. Далее необходи­мо отметить уставы, которые при Петре отличались от регламентов тем, что они кроме норм, регулирующих дея­тельность соответствующих учреждений, содержали в себе и нормы материального права. Среди уставов наибольшее значение имели Воинский Устав 1716 г., Морской Устав 1720 г., Устав о векселях 1729 г.. Устав о винокурении 1765 г. Устав благочиния 1782 г., Училищный устав 1786 г.

Воинский Устав явился кодексом военного права. Он содержал не только постановления, касавшиеся органи­зации и функций всех военных учреждений и высших чинов в армии, но и военно-уголовный и военно-процес­суальный кодексы. Он является свидетельством ориги­нальной военно-организационной и юридической мысли Петра I. Воинский Устав состоял из трех частей.

Первая часть Воинского Устава являлась уставом воинским в узком смысле. B нем дается описание высших и полковых чинов, содержатся нормы уставов внутрен­ней, гарнизонной, караульной и полевой службы. Этот Воинский Устав был утвержден в 1716 г. Вторая часть - «Артикул воинский с кратким толкованием» является сборником военно-уголовного права; третья часть - «Краткое изображение процессов или судебных тяжб» - сборником военно-процессуального права. Оба эти памят­ника впервые были изданы в 1715 г.

Решение вопроса о происхождении Воинского Устава Петра является заслугой советских ученых П. П. Епифа­нова и М. М. Исаева. П. П. Епифанов доказал, что ос­новным источником строевой и технической частей Уста­ва 1716 г. являлись первые уставные положения армии и личные инструкции и указы Петра, возникшие в ходе Северной войны и отражавшие последовательно моменты развития регулярной армии. Изучая соотношение памят­ников права, именно М. М. Исаев указал общие черты и различия Устава Воинского, Артикула воинского с крат­ким толкованием, Краткого изображения процессов или судебных тяжб и особого памятника военного права - положения «О экзерциции по приготовлению к маршу и о должности полковых чинов».

B деле организации русского военно-морского флота имел большое значение Морской Устав, составленный са­мим Петром I.

Другие законодательные акты носили название ука­зов, инструкций, манифестов (акты, имевшие торжествен­ный характер), грамот и т.

П. Среди указов заслуживает внимания указ об единонаследии 1714 г., который создал в России систему майората, отмененный императрицей Анной Ивановной в 1731 г. K числу указов можно отнес­ти «Табель о рангах» 1722 г. B истории процесса в рас­сматриваемый период особое значение имел Указ о форме суда, изданный в 1723 г.

Из законодательных актов, изданных преемниками Петра I, надо отметить Устав о векселях 1729 г., который имел своей целью регулировать вексельное обращение, и Устав благочиния 1782 г., посвященный организации го­родской полиции и содержащий ряд постановлений в об­ласти уголовного права.

Необходимо также указать на манифест 1762 г., осво­бодивший дворян от обязательной службы, Учреждение о губерниях 1775 г., Жалованные грамоты дворянству и го­родам 1785 г., Указ «О суде и наказаниях за воровство разных родов» 1781 г., «Акт о порядке престолонасле­дия» и «Учреждение о императорской фамилии» 1797 г.

Большую помощь в деле изучения основных момен­тов истории русского права может оказать изучение судеб­ных решений, в особенности решений высших судебных инстанций.

Предпосылки реформ политического аппарата и изда­ния главнейших законодательных актов можно установить путем изучения материалов, относящихся к работе соответ­ствующих комиссий, подготавливавших проекты законов.

Очень большое значение имеет также изучение пере­писки русских императоров и ближайших их помощни­ков. Велика роль и мемуарной литературы.

Попытки кодификации. Реформаторская деятельность Петра I имела своим последствием накопление огромно­го законодательного материала. При преемниках Петра также было издано множество законов, либо отменяю­щих петровское законодательство, либо развивавших его. Основной кодекс Русского государства - Соборное уло­жение 1649 г. - ни в эпоху Петра I, ни позже не было отменено, оставались в действии также и позднейшие ука­зы («Новоуказные статьи»).

Господствующий класс - дворянство - был заинтере­сован в том, чтобы основные принципы и нормы права, утвердившиеся в ХѴШ в. и обеспечивавшие ему исключи­тельные привилегии, были проведены во всей правовой сис­теме, чтобы они пронизывали весь законодательный мате­риал. C другой стороны, существование огромного множества законов, не сведенных в один сборник, крайне затрудняло деятельность представителей администрации и судей. Есте­ственно, что был поставлен вопрос об объединении всего законодательного материала, о создании единого кодекса. Необходимость кодификации отлично сознавалась Петром I и его ближайшими помощниками и преемниками. Они по­нимали, что составление кодекса не может быть делом од­ного человека, что оно может быть осуществлено лишь B результате продолжительной работы целого коллектива - особой комиссии из компетентных людей, которые должны хорошо разбираться в основных принципах права ХѴШ в.

Кодификационные комиссии работали еще с самого начала XVIII в., с 1700 г. Они не раз создавались и рас­пускались заново и их работа не приводила к каким-либо положительным результатам. Всего в XVIII в. было со­звано девять таких комиссий (включая Екатерининскую). Неудача всех комиссий в значительной степени предопре­делялась тем, что план и основные принципы, положен­ные в основу работы комиссий, постоянно менялись, пе­ред комиссиями ставились новые задачи, состав комиссий часто менялся, комиссии распускались и вновь учрежда­лись, не доводя дела до конца и начиная все сначала.

B 1767 г. новую Комиссию для составления нового Уложения созвала Екатерина II. Состав Комиссии комп­лектовался путем выборов из представителей сословий. Кроме депутатов от сословий в Комиссию входили пред­ставители от государственных учреждений - Сената, Си­нода, коллегий, канцелярий (всего 28 представителей). Bcex депутатов было 564; из них депутатов от дворян было 161, от городского населения - 208, от казаков - 54, от крестьян - 79, от «инородцев» (т.е. национальных мень­шинств) - 34. Выборы от сословий происходили таким образом, что в состав Комиссии вошли наиболее зажиточ­ные и самые благонадежные, «преданные престолу и оте­честву» элементы. K выборам не были допущены крепост­ные крестьяне - помещичьи и посессионные, а также экономические крестьяне и половники (категория зависи­мых крестьян на Севере России) . Таким образом, классо­вое, дворянское господство в Комиссии обеспечивалось.

Каждый из депутатов должен был представить наказ от своих избирателей: от депутатов из крестьян требова­лись своды погостных наказов.

Открытие Комиссии состоялось в присутствии Ека­терины II. Екатерина вручила генерал-прокурору князю

Вяземскому, открывшему заседания Комиссйи, свой На­каз, предназначенный для депутатов Комиссии.

Основным источником Наказа Екатерины явилось про­изведение французского политического писателя Монтескье «О духе законов». Кроме того, ею были использованы сочи­нение итальянского криминалиста Беккариа *0 преступле­ниях и наказаниях» и ряд произведений менее известных писателей. Ho в Наказе самые важные принципы французс­кой просветительной философии были изменены.

Екатерина решительно отбросила в своем Наказе все те положения учения философов-просветителей, которые хоть в малейшей степени ограничивали власть монарха. Еще бо­лее лицемерно поступила Екатерина со взглядами просвети­телей на крепостное право. Некоторые из положений, кри­тикующих крепостное право, она воспроизвела в черновом варианте своего Наказа, но затем предоставила своим при­ближенным, редактировавшим Наказ, в большинстве своем крепостникам, право вычеркивать все, что им не нравится. Сама Екатерина сознавалась, что «они более половины того, что было написано мной, помарали». B первую очередь они, конечно, «помарали» все места о крепостном праве. B На­казе последней редакции нет ни слова об улучшении поло­жения крепостного крестьянства, не говоря уже о ликвида­ции крепостничества, что было одним из основных требований просветительной философии.

Другой документ, врученный Екатериной генерал-про­курору, открывавшему Комиссию, «Обряд управления Ко­миссией» содержал совокупность правил, определивших распорядок и делопроизводство в Комиссии. Общее уп­равление работой всей Комиссией и представительство на ее заседаниях были представлены особому лицу - мар­шалу. Ha дела Комиссии имел довольно большое влия­ние генерал-прокурор, ввиду чего Екатерина написала ге- нерал-прокурорский приказ, т. e. инструкцию, на основании которой он должен был действовать во время составления Уложения.

Наконец, уже спустя несколько месяцев после нача­ла работы Комиссии, Екатерина издала четвертый доку­мент, которым должна была руководствоваться Комис­сия - «Начертание о приведении к окончанию Комиссии по составлению проекта нового Уложения». «Начерта­ние» имело своей целью ознакомить депутатов со взгля­дами^ Екатерины на государственное устройство и управ­ление.

31 июня 1767 г. Комиссия приступила к своей дея­тельности. Маршалом Комиссии был назначен Бибиков, который впоследствии принимал деятельное участие в подавлении восстания Пугачева.

Комиссия начала свою работу с чтения Наказа Ека­терины, а затем отдельных депутатских наказов, прежде всего крестьянских. После этого она занялась вопросом о правах дворянства. C этой целью стали читать ранее из­данные законы о дворянстве. He докончив этого чтения, перешли к законам о купечестве. Далее, не закончив чте­ния законов о купечестве, перешли к чтению законов о привилегиях эстляндских, лифляндских и вообще ост­зейских провинций. Этой читкой законов Комиссия зани­малась до конца 1767 г., затем Комиссия переехала из Москвы в Петербург, где она в продолжении пяти меся­цев работала также совершенно непродуктивно.

Работа Комиссии продолжалась до 17 декабря 1768 г., когда по случаю объявления войны Турции общее собра­ние Комиссии было закрыто на неопределенное время. После этого продолжали работать лишь некоторые част­ные комиссии, существовавшие вплоть до 1774 г., когда депутаты, входившие в состав этих комиссий, были рас­пущены. Таким образом, возложенная на Комиссию зада­ча не была выполнена. Комиссия не была в состоянии не только составить новое Уложение, но и обсудить, а тем более принять ни одного проекта.

Основной причиной неудачи екатерининской Комис­сии являлось то, что сама Екатерина и ее ближайшее окру­жение не желали и не собирались довести дело до конца.

Чем можно объяснить, что Екатерина не желала продолжения работы Комиссии? Для понимания этого можно учесть следующее. Прежде всего, в случае приня­тия нового Уложения пришлось бы отразить в нем идеи Наказа, который она составила, в немалой степени имея в виду повлиять на общественное мнение Западной Ев­ропы. B какой степени она разделяла идеи французских просветителей, показывает вся последующая ее реакци­онная деятельность. И, следовательно, к закреплению этих идей в качестве доктринальной основы законода­тельства она вряд ли искренне стремилась. Кроме того, Екатерина самим фактом созыва Комиссии достаточно укрепила свой авторитет среди русского дворянства. Этим была достигнута основная цель. B дальнейшем Екатери­не Комиссия была не нужна, тем более, что благодаря ей правительство сумело ознакомиться с чаяниями широких масс населения. Наконец, приходится учитывать и свиде­тельство самого маршала Бибикова, что Комиссия была распущена вследствие постановки вопроса о крепостном праве. Хотя вопрос этот был поставлен некоторыми депу­татами крайне осторожно, тем не менее сам факт поста­новки этого вопроса был непереносим для Екатерины и ее ближайшего окружения.

Саранский кооперативный институт МУПК.

Курсовая работа

Тема:

“Нормативно–правовые акты,их виды и значения”

Преподаватель : Тимошкин В.В.

Выполнила : Студентка 1 курса заочного факультета, специальность “Юриспруденция” Юшкевич И.Н.

Саранск, 99г.

I. Введение стр. 3

II. Нормативно – правовые акты, как

источники права, их отличия от стр. 5

других источников права

III. Виды нормативно – правовых

атов стр. 9

IV. Систематизация нормативно –

правовых актов стр. 17

V. Действие нормативно – правовых

актов во времени, в пространстве

и по кругу лиц стр. 20

VI. Заключение стр. 27

Введение

Для того, чтобы стать реальностью и успешно выполнить присущие право регулятивные, воспитательные и иные функции, оно, так же как и государство, должно иметь своё внешнее выражение. В отечественной и зарубежной литературе в это ”внешнее выражение права” в одних случаях их именнуют одновременно и формами и источниками права.

В настоящей работе “форма права” будет рассматриваться, как синоним “источника права”. Здесь не придаётся принципиального значения тем непринципиальным по своему характеру смысловым нюансом, оттенкам и незначительным различиям, которые имеют термины “форма” и “источник” права. В качестве источников права можно трактовать те материальные, социальные и иные условия жизни общества, которые объективно вызывают необходимость издания или изменения и дополнения тех или иных нормативно – правовых актов, а также – правовой системы в целом.

Мировая юридическая наука рассматривает источники права в неразрывном единстве с содержанием правовых норм. Выражение юридических норм в обычае, прецеденте, в судебной практике имеет казуистический и не всегда определённый характер. Эти нормы складываются постепенно, мо мере повторения частных случаев, применения определённого правила поведения. Поэтому, юридические нормы не могут в указанных формах воплотить в себе общего и достаточно определённого выражения.

Переход к всеобщему нормативному регулированию осуществляется эволюционно.

В начале нормативное регулирование распростронялось лишь на те сферы общественные жизни, которые непосредственно касались интересов государственной власти.

Частные, имущественные и семейные отношения длительное время оставались под воздействием обыного права и судебной практики. Со временем нормативно – правовое регулирование расширяется, подчиняя себе другие области общественной жизни, и становится, таким образом преобладающей формой правового регулирования общественных отношений.

Нормативно – правовые акты, как источники права. Их отличия от других источников права.

Среди многочисленных форм (источников) права важное место занимают нормативно – правовые акты государственных органов. Для краткости их нередко называют нормативными актами.

Под нормативно – правовыми актами понимаются выражения в письменной форме решения компетентных государственных органов, в которых содержатся нормы права.

Это – акты правотворчества, с помощью которых и благодаря которым устанавливаются или же отменяются правовые нормы.

Все без исключения нормативно - правовые акты являются государственными по своему характеру актами. Они издаются или санкционируются только органами государства.

Имеют волевой характер. В них содержится и через них преломляется государственная воля. С нарушением велений, содержащихся в нормативно – правовых актах, связывается наступление уголовно – правовых, гражданско – правовых и иных юридических последствий.

В числе нормативно - правовых актов, издаваемых государственными органами, следует назвать законы, декреты, указы, постановления правительства (кабинета), приказы министров, председателей государственных комитетов, решения и постановления, применяемые местными органами государственной власти и управления. Система нормативно – правовых актов в каждой стране определятся конституцией, а так же изданными на её основе специальными законами, положениями о тех или иных государственных органах, правительственными постановлениями. Законодательством определяется так же порядок издания, изменения, отмены и дополнения нормативно – правовых актов; указывается, какой орган в соответствии с какой процедурой издаёт тот или иной нормативный акт.

Нормативно – правовые акты, как источники права имеют определённые организационно – технические и иные преимущества перед другими источниками права. Они проявляются: во – первых, в том, что издающие их государственные органы имеют гораздо большие координационные, чем все иные нормотворческие институты для выявления и отражения в праве не только групповых, классовых, индивидуальных, но и общих интересов; во – вторых, что в силу чётких требований, традиционно сложившихся правил изложения своего содержания нормативно – правовой акт считается лучшим способом оформления устоявшихся норм; и, в – третьих, что нормативно - правовой акт в силу своей чёткости и определённости более лёгок “в обращении”, чем другие формы права. На него, как подмечают теоретики и практики, легко ссылаться при разрешении дел, вносить необходимые коррективы, контролировать его исполнение. 1


1. Общая теория права / отв. ред. А.С.Пиголкин. М., 1994. С. 174.

Нормативные акты обладают рядом характерных признаков, которыми отличаются от всех иных правовых актов, в частности правоприменительных, носящих индивидуально – определённый характер. Эти признаки заключаются в следующем:

1. нормативные акты есть результат правотворческой деятельности компетентных органов государства и должностных лиц, а также уполномоченных на то общественных объединений и организаций;

4. применяются и реализуются в особом процессуальном порядке;

5. имеют строго определённую документальную форму (закон, указ, постановление и т. д.);

6. направлены на регулирование наиболее типичных, массовых отношений, в то время, как акты применения норм права касаются в основном лишь конкретных жизненных случаев, ситуаций, объстоятельств.

7. рассчитаны на постоянное либо длительное действие, тогда, как применительные акты – на однократную реализацию;

8. нормативные акты не персонифицированы, адресуются либо ко всем, либо к неопределённо большому числу субъектов, а акт применения правовой нормы имеет конкретного адресата.

Поэтому нормативно – правовые акты необходимо отличать от индивидуальных правовых актов, которыми источниками права не являются. Индивидуальный правовой акт распространяет своё действие на конкретных субъектов права, которые находятся в сфере правового регулирования. Он рассчитан на одноразовое применение, относится персонально к определённым лицам и прекращает своё действие с реализацией конкретного права или обязанности (например, назначение органом социального обеспечения пенсий конкретному лицу, решения суда о принудительном возвращении долга обязанным лицом).

Индивидуальные правовые акты являются и необходимым средством реализации общих предписаний правовых норм, содержащихся в нормативно – правовых актах. Они имеют обязательный государственный характер, их осуществление обеспечивается компетентными органами государства (судом, мэрией, арбитражем), однако источниками права они не являются, поскольку норм права не содержит. В отличие от правовых норм их предписания относятся к персонифицированным лицам и конкретным жизненным ситуациям.

От нормативно – правового акта, как источника права следует отличать источники правоведения, или источники нашего знания о праве. Мы черпаем сведения о нормах права из различного рода сборников законодательства, из исторических правовых памятников, из произведений профессиональных юристов. Всё это источники нашего познания правовых норм, а не источники права.

В итоге нормативно – правовой акт можно определить, как изданный в особом порядке официальный акт – документ компетентного правотворческого органа, содержащий нормы права.

Виды нормативно – правовых актов.

Классификация нормативно – правовых актов производится по различным основаниям: по юридической силе; по содержанию; по объёму и характеру действия; субъектам, их издающим.

По юридической силе все нормативно – правовые акты подразделяются на законы и подзаконные акты. Юридическая сила нормативно – правовых актов является наиболее существенным признаком их классификации. Она определяет их место и значимость в общей системе государственного нормативного регулирования. В соответствии с теорией и практикой правотворчества акты вышестоящих правотворческих органов обладают более высокой юридической силой, чем акты нижестоящих правотворческих органов. Последние издаются на основе и во исполнение нормативных актов, издаваемых вышестоящими правотворческими органами.

Нормативно – правовые акты классифицируются также по содержанию. Такое деление в известной мере условно. Условность эта объективно объясняется тем, что не во всех нормативно - правовыхактах содержатся нормы однородного содержания. Имеются акты, содержащие нормы только одной отросли прав(трудовое, семейное, уголовное законодательство). Но наряду с отраслевыми нормативными актами действуют и акты, имеющие комплексный характер. Они включают нормы различных отраслей права, обслуживающих определённую сферу общественной жизни. Хозяйственная, торговая, военная, морское законодательство – примеры комплексных нормативно - правовых актов

По объёму и характеру действия нормативно – правовые акты подразделяются.

Нормативные акты в зависимости от их юридической силы можно разделить на несколько уровней. Однако выделяются две большие группы:законы иподзаконные акты . Очень часто используется термин «законодательство». В это понятие входят все нормативные акты, изданные федеральными и региональными органами государства. Такое терминологическое наименование оправданно потому, что основу целостной системы нормативных актов образуют именно законы.

Перечислим и кратко охарактеризуем основные виды нормативных актов (рис. 2.6).

Законы - это нормативные акты, принятые в особом порядке органами законодательной власти, регулирующие важнейшие общественные отношения и обладающие высшей юридической силой.

Законы - это наиболее значительный вид нормативных актов.

Во-первых, законы могут приниматься только одним органом - парламентом, которому принадлежит законодательная власть в стране. Так, в США федеральные законы принимаются Конгрессом США, в России - Государственной Думой РФ.

Во-вторых, законы принимаются в особом порядке, который называется законодательной процедурой.

В-третьих, законы регулируют наиболее важные отношения в обществе. В одних странах установлен строгий перечень вопросов, которые подлежат урегулированию именно с помощью закона. В других государствах, например в России, такого перечня нет, поэтому Федеральное Собрание формально может принять закон по любому вопросу. Однако вряд ли парламент сочтет необходимым принимать закон по вопросу, не имеющему первостепенного значения.

В-четвертых, законы обладают высшей юридической силой по сравнению с другими видами нормативных актов.

Рис. 2.6. Виды нормативных актов в Российской Федерации

По своей значимости федеральные законы делятся на группы:

1. конституционные законы, регулирующие вопросы общественной жизни, отнесенные к предмету Конституции РФ (Федеральный конституционный закон «О судебной системе Российской Федерации» и др.). Такие вопросы в общих чертах урегулированы в Конституции, однако в конституционных законах они получают дальнейшее развитие и детализацию. Понятно, что конституционные законы не должны противоречить Конституции РФ;

2. текущие (обычные) законы , принимаемые для урегулирования всех остальных важных вопросов жизни общества (например, Федеральный закон «Об акционерных обществах», ГК РФ, УК РФ, Закон РФ «Об образовании» и др.). Текущие законы также не должны противоречить Конституции РФ и федеральным конституционным законам.

Разновидность текущих законов -кодексы , которые представляют собой сложные систематизированные акты. Как правило, в кодексе в определенном порядке располагаются все или самые главные нормы какой-нибудь отрасли права. Так, в УК РФ собраны все нормы о преступлении и наказании, в ГК РФ - самые важные нормы, регулирующие имущественные отношения. Кодексы относятся к наиболее высокому уровню законодательства. Каждый кодекс - это как бы развитое «юридическое хозяйство», в котором должно быть все, что необходимо для регулирования той или иной группы общественных отношений. Причем весь этот материал приведен в единую систему, распределен по разделам и главам, согласован. Как правило, кодекс состоит из двух частей: общей и особенной. В общей части собраны нормы, имеющие значение для применения любой нормы особенной части, т. е. для любого отношения, регулируемого кодексом. Так, в Общей части УК РФ содержатся нормы о возрасте, с которого наступает уголовная ответственность, понятие преступления, перечень наказаний, основные правила их применения. В Особенной части УК РФ предусмотрены конкретные деяния и наказания за них.

Указы издает Президент РФ по вопросам, относящимся к его компетенции, которая у него достаточно широка, поскольку он одновременно является главой государства и фактически главой исполнительной власти. В случае если указ противоречит Конституции и законам России, он может быть признан Конституционным Судом РФ недействительным. Нормативными по своему характеру являются указы Президента, в которых он выступает в качестве гаранта Конституции РФ или регулирует порядок осуществления предоставленных ему Конституцией полномочий, в частности, по вопросам структуры исполнительной власти, обороны, охраны общественного порядка, гражданства, награждения. Публикуются указы в «Собрании законодательства Российской Федерации», а также в «Российской газете».

Постановления издаются Правительством РФ. В компетенцию Правительства входит в основном решение вопросов социально-экономического характера (руководство промышленностью, сельским хозяйством, строительством, транспортом и связью, социальная зашита населения, внешние экономические связи, организация работы министерств и др.). Большое количество актов Правительства связано с выработкой механизма, порядка исполнения законов, принятых парламентом. «Запуск» их в жизнь - очень важный вид правотворческой деятельности, осуществляемой Правительством, поскольку, если не будет разработан механизм исполнения законов, они потеряют свой смысл. Постановления - зеркало деятельности Правительства. Их анализ дает ответ на вопрос, эффективно, грамотно, оперативно ли действовало Правительство. Публикуются они в тех же источниках юридической печати, что и законы.

Нормативными актами министерств являютсяинструкции, приказы, положения, наставления, правила, уставы и т. д. Но ведущую роль играют именно инструкции. Они регулируют основные виды (формы) служебной деятельности, функциональные обязанности работников определенной категории. Но есть инструкции, которые носят межотраслевой характер и распространяются не только на работников, но и на другие организации, на всех граждан (инструкции Министерства финансов РФ, Министерства транспорта РФ, Министерства здравоохранения и социального развития РФ и др.). Такие акты подлежат регистрации в Министерстве юстиции РФ, где проверяется их законность. Публикуются акты министерств в «Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти».

Нормативные акты законодательных (представительных) органов субъектов Федерации - законы , это наиболее распространенное их наименование. Далеко не все субъекты Федерации активно занимаются законотворчеством. В этом плане себя проявляют города федерального значения Москва и Санкт-Пе- тсрбург, а также Свердловская и Саратовская области. Бюджет, налоги, приватизация - вот наиболее серьезные вопросы регионального нормотворчества. Причем принятие акта такого рода требует заключения администрации субъекта Федерации.

Нормативные акты губернаторов краев, областей (президентов республик) называются указами.

Нормативные акты администрации краев, областей (правительств республик) принято именоватьпостановлениями. Они могут регулировать различные вопросы: порядок предоставления в аренду помещений, земельных участков, взимание платы за проезд в общественном транспорте, за обучение в детских музыкальных школах и т. п.

Акты как законодательных (представительных), так и исполнительных органов субъектов Федерации публикуются в местных газетах.

Акты органов местного самоуправления называются, как правило,решениями. Они издаются по вопросам местного значения, касающимся жителей городов, районов, сел, поселков, деревень (озеленение, благоустройство, торговля, коммунальное хозяйство, бытовое обслуживание и т. д.).

Корпоративные (внутриорганизапионные, внутрифирменные) нормативные акты - это такие акты, которые издаются различными организациями для регламентации своих внутренних вопросов и распространяются на членов этих организаций. Корпоративные акты регулируют самые разнообразные отношения, возникающие в конкретной деятельности предприятий (вопросы использования их финансовых средств, управленческие, кадровые, социальные вопросы и др.). В процессе уменьшения вмешательства государства в дела предприятий и расширения их самостоятельности корпоративные акты берут на себя все большую нагрузку.

Конституция Республики Беларусь, настоящий Кодекс и законы Республики Беларусь, декреты и указы Президента Республики Беларусь (Ст. 1 Гражданского процессуального кодекса Республики Беларусь)


Смотреть значение Законодательные Акты в других словарях

Акты Мн. — 1. Ученые труды, записки, журналы, издававшиеся научными учреждениями (в Российском государстве до 1917 г.).
Толковый словарь Ефремовой

Акты Гражданского Состояния — - 1) основные события в жизни человека, подлежащие обязательной регистрации в государственных органах записи А. г. с., с которыми
закон связывает возникновение,
........
Экономический словарь

Акты О Труде Нориативные Локальные — нормативные правовые акты, принимаемые руководителем компании, фирмы с участием работников или их представителей. Локальные нормативные акты о труде регулируют трудовые........
Экономический словарь

Законодательные Декреты — - в Италии, Испании и некоторых других государствах - название актов правительства (
президента), имеющих силу
закона, издаваемых
правительством (президентом)........
Экономический словарь

Законодательные Ограничения — правительственные решения, направленные на
ограничение конкуренции,
наряду с экономическими. Образуют барьеры для конкуренции, например
патенты,
ограничения........
Экономический словарь

Законодательные Органы — высшие органы государственной власти, обладающие правом и уполномоченные принимать законы.
Экономический словарь

Законодательные Положения О Разделении Города На Зоны — Постановления
муниципалитета о разделении города на административные зоны (
округа) и установлении границ этих зон. Такое
разделение вводится для облегчения........
Экономический словарь

Локальные Нормативные Акты О Труде — См. Акты о труде нормативные локальные
Экономический словарь

Незаконные Акты Против Безопасности Гражданской Авиации — -
действия, угрожающие безопасности воздушных судов. Согласно
Конвенции о борьбе с незаконными актами, направленными против безопасности гражданской авиации........
Экономический словарь

Нормативные Акты, Регулирующие Трудовые Отношения В Российской Федерации — - принципиальные вопросы трудовых отношений определены Конституцией РФ 1993 г. В соответствии со ст. 37 Конституции РФ
труд свободен. Каждый имеет
право свободно........
Экономический словарь

Органы Законодательные — органы государства, имеющие право разрабатывать, рассматривать и принимать законы.
Экономический словарь

Акты Гражданского Состояния — факты юридические (рождение, смерть,заключение и расторжение брака, перемена имени, отчества и фамилии),которые подлежат регистрации в установленных законом органах (в мэрии,загсах и т. п.).
Большой энциклопедический словарь

Акты Исторические — документы правового характера (договорные, договорно-законодательные, договорно-распорядительные и др.), один из видов исторических источников. Классифицируются специалистами........
Исторический словарь

Акты Мучеников — (лат. acta martyrum) или акты святых (acta sanctorum), наименование сборников древнейших известий о мучениках. Различаются два типа подобных актов. Первый тип представлен официальными........
Исторический словарь

Акты Святых — см. акты мучеников.
Исторический словарь

"акты Южной И Западной России — "Акты, относящиеся к истории Юж. и Зап. России, собранные и изданные Археографич. комис- сиею" (АЮЗР), - собрание документов по истории Украины, Белоруссии и России 14-17 вв.........

Акты — исторические - документы, в к-рых в форме определенных юридич. норм зафиксированы экономич. или политич. сделки, договоры между частными лицами; частным (юридич. или физич.)........
Советская историческая энциклопедия

акты Археографической Экспедиции — "Акты, собранные в библиотеках и архивах Рос- сийской империи Археографич. экспедициею имп. Академии наук" (ААЭ), - серия док-тов по истории России, изд. Археографической........
Советская историческая энциклопедия

Акты Виленской Археографической Комиссии — (АВАК) - серия док-тов по социально-экономич. и политич. истории Белоруссии и Литвы 14-19 вв. (т. 1-39, Вильна, 1865-1915). Документы подобраны и классифицированы по формальному признаку.........
Советская историческая энциклопедия

акты Гражданской Расправы — "Акты, относящиеся до граждан- ской расправы Древней России" (АГР), - собрание рус. юридич. актов 15-17 вв., подготовленное к печати А. Федотовым-Чеховским (т. 1-2, К., 1860-63). Под........
Советская историческая энциклопедия

акты Западной России — "Акты, относящиеся к истории Зап. России, собранные и изданные Археографич. комиссией" (АЗР), - публикация док-тов, охватывающая периоде 1340 по 1699 (5 тт., СПБ, 1846-53). Том 1-й охватывает........
Советская историческая энциклопедия

акты Исторические — ", собранные и издан- ные Археографич. комиссией" (АИ), - серия док-тов по истории России, изданная Археографической комиссией (т. 1-5, СПБ, 1841-43): т. 1-й охватывает 1334-1598, 2-й -........
Советская историческая энциклопедия

акты Кавказской Археографической Комиссии — "Акты, собранные Кавказской Архео- графич. комиссией" (АКАК), - серия документов по истории Кавказа с 10 в. по 1862, издававшаяся по инициативе русских властей. Состоит из........
Советская историческая энциклопедия

акты Калачова — см. "Акты юридического быта".
Советская историческая энциклопедия

акты Московского Государства — (АМГ) - публикация документов по политич. и воен. истории России, изданная АН под ред. Н. А. Попова и Д. Я. Самоквасова (т. 1-3, СПБ, 1890-1901). Т. 1-й охватывает 1571-1634, т. 2-й - 1635-59, т.........
Советская историческая энциклопедия

акты Социально-экономической Истории Северо-восточной Руси Конца Xiv - Начала Xvi Вв. — (АСЭИ) - изданы Ин-том истории АН СССР (т. 1-2, М., 1952-58). Их выпуск завершит публикацию всех выявленных и ранее опубликованных актов с конца 14 в. по 1505. Часть актов, не вошедших........
Советская историческая энциклопедия

акты Тургенева — "Акты исторические, относящиеся к России, извлеченные из иност- ранных архивов и библиотек... А. И. Тургеневым" ("Historica Russiae Monumenta ex antiquis exterarum gentium archivis et bibliothecis deprompta ab A. I.........
Советская историческая энциклопедия

акты Феодального Землевладения И Хозяйства — (АФЗИХ) - изданы Ин-том истории АН СССР (ч. 1-3, М., 1951-61). В 1-й ч. полностью опубликована первая (основная) часть древнейшей копийной книги моск. митрополичьей кафедры, содержащая........
Советская историческая энциклопедия

акты Хозяйства Боярина Б. И. Морозова — издание АН СССР сохранившейся части вотчинного архива крупного феодала-землевладельца 17 в. Б. И. Морозова; важный источник по социально-экономич. истории СССР (ч. 1-2,........
Советская историческая энциклопедия

акты Юридические — ", или собрание форм старинного делопроизводства" (АЮ), - сборник рус. частных актов 15 - нач. 18 вв. (СПБ, 1838). В АЮ опубликованы купчие, меновные, данные, вкладные, духовные........
Советская историческая энциклопедия