Международные договоры в финансовом праве. Международные договоры как источник финансового права

Понятие международного финансового права и его предмет. Система международно-правовых норм и принципов, регулирующих МФО, называется международным финансовым правом (МФП). Следует обратить внимание на ряд моментов. Вопервых, МФП - это только часть международной финансовой системы и даже только часть ее нормативного компонента. Вовторых, МФП - это подотрасль международного экономического права (МЭП), которое, в свою очередь, является отраслью международного права (МП). МФП - это право публичное. Втретьих, МФП имеет свой предмет регулирования и свои особенности. Вчетвертых, МФП тесно взаимодействует с другими нормативными комплексами, задействованными в регулировании внутригосударственных и международных финансовых отношений, и более того - переплетается с ними. В этом смысле МФП - часть международной нормативной системы и часть формирующегося глобального права.

Предметом регулирования посредством МФП являются международные финансовые отношения, но не вся совокупность этих отношений, а только часть их. Международное финансовое право регулирует, главным образом, отношения между публичными лицами (государствами, международными организациями) по поводу:

  • 1. Трансграничного движения финансовых ресурсов, потоков (на двустороннем и многостороннем уровнях).
  • 2. Внутренних правовых режимов, в рамках которых осуществляется движение финансовых ресурсов между лицами на частноправовом уровне международной финансовой системы.
  • 3. Организации, принципов построения и функционирования международного финансового правопорядка.

Исходя из этого предметом правоотношений в МФС могут быть и являются: права и обязанности государств по обеспечению финансовых потоков; правовой статус вещей и лиц (денежных единиц, прочих финансовых инструментов, банков и т.п.); порядок и формы международных расчетов; вопросы функционирования платежного баланса; условия обратимости валют; предоставление кредитов; долговые обязательства; финансовая помощь и т.п.

МФП содействует гармонизации и унификации внутреннего права членов мирового сообщества государств в финансовой сфере. МФП служит механизмом, посредством которого происходит демонтаж различных внутренних барьеров на пути иностранного финансового элемента и перестраивается вся международная финансовая система.

В международной финансовой системе наиболее заметно переплетение публичного и частного уровней отношений. Правоотношения, начинающиеся на публичном уровне, зачастую реализуются на частноправовом уровне, и наоборот, частноправовые финансовые отношения могут своими проблемами или масштабами так или иначе выходить на публичный уровень.

Имеется в виду, что МФП так или иначе обслуживает международную торговую систему, международную инвестиционную систему. МФП тесно связано с международным торговым правом, международным инвестиционным правом - другими подотраслями МЭП. В то же время МФП представляет собой некое самостоятельное явление, относительно автономный нормативный комплекс.

Примерами конкретных правоотношений, которые находятся в сфере регулирования посредством МФП, могут быть правоотношения, касающиеся:

  • * бюджетных дефицитов/профицитов;
  • * форм международных расчетов;
  • * состояния платежного баланса;
  • * соотношения валют и принципов формирования валютного курса;
  • * предоставления кредитов;
  • * условия погашения или реструктуризации государственного долга;
  • * условия оказания финансовой помощи;
  • * надзора за деятельностью коммерческих банков;
  • * общих подходов борьбы с отмыванием денег, полученных преступным путем;
  • * изменение или унификация внутреннего законодательства по вопросам финансовой проблематики.

С одной стороны, все больше и больше вопросов внутренней компетенции государств попадает в сферу регулирования МФП. С другой стороны, в МФП особенно заметны существенные пробелы, свидетельствующие о его некой «незрелости»; это касается и проблем внешней задолженности, и проблем неконтролируемой перекачки финансовых средств, и очевидного недостатка специальных международно-правовых принципов, и несовершенства многосторонних механизмов и т.п.

15. О методах регулирования в МФС. МФП осуществляет целенаправленное воздействие на поведение государств и международных организаций в МФС, на их внутренние правовые режимы. Каким образом происходит такое целенаправленное воздействие? Вопрос о методе - это почти всегда вопрос о том, как, какими средствами, каким образом? Если так посмотреть на проблематику метода МФП, то обнаружится, что методов - много, набор методов - широк. Среди методов можно сразу выделить правовые и неправовые методы. Само международное финансовое право является методом воздействия на МФС, с помощью которого обеспечивается международный финансовый правопорядок.

Нормы МФП, как и прочие нормы, могут нести в себе запрет, обязывание или дозволение. Есть сферы, в которых государства предпочитают регулировать отношения методом запрета, например в вопросах фальшивомонетничества, отмывания денег. И наоборот, есть сферы, полностью открытые государствами для волеизъявления самих операторов, - сферы «всеобщего дозволения», например в решении некоторых вопросов межбанковских отношений. Государства применяют сочетание этих методов в зависимости от типа экономики, характера финансовой политики.

Можно говорить о методах централизованного и децентрализованного регулирования; методах координации и субординации целей и интересов сторон; методах жесткого и мягкого регулирования; методах регулирования посредством транснационального и наднационального права.

В МФП, как и в международном праве в целом, используются:

  • а) регулирование посредством международных договоров (метод договорного регулирования);
  • б) регулирование посредством международных обычаев (метод обычно-правового регулирования).

Выделяются методы односторонних действий государств и методы двустороннего, многостороннего и универсального регулирования отношений в международной финансовой системе.

Уже из этой неполной картины методов видно, что в современной МФС прослеживается тенденция переключения, например, с мягкого на все более жесткое регулирование многих вопросов, с обычно-правового - на договорное, с односторонних действий - на многостороннее и универсальное регулирование.

При этом государства по мере развития осуществляют в отдельных аспектах дерегулирование внутренних финансовых систем в соответствии с требованиями рыночной экономики, но в то же время реструктурируют государственные функции в финансовой сфере, а коегде усиливают влияние государства или государств.

В ряду методов можно упомянуть также: метод разграничения и передачи компетенции от государств международным организациям; метод подразумеваемых полномочий международных организаций; метод учреждения платежных, валютных, экономических союзов и прочих интеграционных объединений; метод унификации международно-правовых норм, метод конвергенции внутренних правовых режимов; метод вхождения норм международного права во внутреннее право; методы процессуальноправового регулирования и др.

Перед МФП, как и международным правом в целом, стоит задача повышения эффективности механизма международно-правового регулирования. Повысить эффективность международно-правового регулирования можно, среди прочего, и правильным, гибким применением всего арсенала методов регулирования. Зачастую правильно выбранный метод или методы обеспечивают наиболее эффективное достижение результата.

16. МФП как наука и как учебная дисциплина. Следует отличать понятие «международное финансовое право» как явление реальности от понятия МФП как науки и учебной дисциплины.

МФП как наука собирает, обобщает и преумножает знания о механизме международно-правового регулирования отношений в международной финансовой системе. В этом смысле МФП обслуживает потребности и теории, и практики.

МФП как учебная дисциплина обеспечивает в определенной части подготовку специалиста, способного осуществлять правовую работу, связанную с финансовой сферой, - на частном уровне или на государственной службе. МФП как учебная дисциплина усиливает специализацию будущего юриста применительно к области международных финансовых отношений.

Имеется в виду, что учебный курс МФП должен изучаться вместе с другими дисциплинами специализации: финансовым правом, финансовым правом зарубежных стран, бюджетным правом, налоговым правом, банковским правом, страховым правом, международным экономическим правом, а также целым рядом экономических дисциплин.

Существуют авторские доктрины, которые исходят из смешанного характера предмета МФП и, как следствие, самого МФП (А.Б. Альтшулер). Согласно этим представлениям, МФП включает в себя нормы международного права и внутреннего права; публично-правовые и частноправовые. Выдвинута идея МФП как отрасли права (Г.В. Петрова). Подобные взгляды теоретически несостоятельны. Они, безусловно, являются отражением сложности изучаемого явления, но одновременно и ошибочных подходов.

Зачастую возможность смешения в учебной дисциплине изучения как публично-правовых, так и частноправовых норм наводит на неправильный вывод, что смешанный - комплексный - характер имеет и сама наука МФП. Построение учебной дисциплины по комплексному методу еще не означает, что должны быть перемешаны все правовые науки - международное право и науки, входящие в систему внутреннего права. Нет никаких оснований и нужды изобретать новую, комплексную науку МФП, в которой будут объединены предметы всех наук, имеющих отношение к финансовой проблематике.

В России МФП как наука и как учебная дисциплина стало складываться на основе предыдущего научного, теоретического багажа в 60х гг. XX века. Большой вклад в это внесли известные правоведы: А.Б. Альтшулер, М.М. Богуславский, Г.Е. Бувайлик, ГМ. Вельяминов, С.А. Войтович, Н.Г. Доронина, Л.А. Левина, В.И. Лисовский, Л.А. Лунц, Т.Н. Нешатаева, Е.А. Ровинский, O.A. Сафина, П.С. Смирнов, Г.П. Толстопятенко и многие другие.

17. О названии курса. Данный учебник назван «Международное финансовое право» - по названию правовой науки, на которую он опирается. Вместе с тем, выбор названия требует пояснений. Вопервых, совершенно однозначно, МФП рассматривается как публично-правовая дисциплина (несмотря на то, что в учебнике в отдельных случаях используются примеры на стыке публично-правового и частноправового регулирования).

Вовторых, избранное название курса, с экономической точки зрения, является не вполне точным. Более точным названием было бы: «Международное валютнофинансовое и международное кредитное право», однако оно очень громоздкое. В связи с этим термин «международное финансовое право» можно считать условным и наиболее удобным в применении, если заранее правильно понимать смысл, который в него вкладывается.

Втретьих, название «Международное финансовое право» представляется более правильным, чем используемый зачастую в научной и учебной литературе термин «международное валютное право». Несмотря на то, что термины «финансы» и «валюта» можно считать в некоторых случаях синонимами, тем не менее это не всегда совпадающие по смыслу и содержанию понятия. Название «Международное валютное право» было бы оправданно, если бы речь шла о правовом регулировании только международного валютного рынка. В настоящей книге рассматривается более широкий спектр финансовой проблематики.

Международное финансовое право - совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих межгосударственные валютно-финансовые отношения. Из-за преобладания в системе данных отношений валютных иногда эту подотрасль международного экономического права именуют международным валютным правом.
СЛАЙД34
Валютно-финансовые отношения всегда сопутствуют иным видам международного экономического сотрудничества (торговому, промышленному, научно-техническому, инвестиционному, таможенному, транспортному и т.д.). Но они могут существовать и самостоятельно. Комплекс валютно-финансовых отношений включает расчетные, кредитные отношения, отношения по финансовому обеспечению коммерческих сделок, по совершенствованию валютного рынка, по созданию и деятельности международных валютно-кредитных организаций.

СЛАЙД35
Источники международного финансового права
Основное регулирование валютно-финансовых отношений между государствами осуществляется двусторонними договорами. Нормы, относящиеся к этой сфере, содержатся в 1)общих договорах по торговому или экономическому сотрудничеству . Так, правовой режим, устанавливаемый торговыми договорами для всего комплекса торговых отношений сторон, распространяются и на валютно-финансовую деятельность. 2)Соглашения о торгово-экономическом , промышленном и научно-техническом сотрудничестве решают вопросы, связанные с финансированием совместных проектов, с долгосрочным кредитованием при строительстве крупных объектов, с оплатой импорта оборудования и т.д. Широкий круг валютно-финансовых вопросов решается 3)соглашениями о товарообороте и платежах (валюта расчетов, способы расчетов и пр.). Однако это не исключает наличия специальных соглашений валютно-финансового характера. 4)Клиринговые соглашения определяют порядок взаимных расчетов путем зачета встречных требований и обязательств, возникающих во внешнеэкономической сфере, без перевода иностранной валюты. Цель таких соглашений - сбалансировать взаимные платежи. Поскольку курс валюты, в которой происходят расчеты на специальных клиринговых счетах, колеблется, то в соглашения включается валютная оговорка, позволяющая пересчитать наличность на счетах при изменении курса валют. Иногда соглашения предусматривают перевод в конкретной валюте остатков, образовавшихся на счетах после взаимного зачета требований. Такие соглашения называют расчетно-клиринговыми. 5)Платежные соглашения регламентируют расчеты в согласованной валюте и устанавливают механизм расчетов. 6)Кредитные соглашения определяют условия предоставления займа, его формы (кредит может быть предоставлен золотом, валютой, товарами), его условия (сроки, процентное вознаграждение, способы погашения и пр.). (просто названия выделенные жирным шрифтом)

Валютно-финансовые отношения стали чаще регулироваться многосторонними договорами. В качестве примера можно сослаться на серию соглашений между странами Западной Европы о порядке взаимных расчетов в евровалюте (последнее из них - Маастрихтский договор 1992 г.). Другой пример - Соглашение о создании платежного союза государств - участников СНГ 1994 г.

Международные финансовые организации являются важным звеном механизма осуществления межгосударственного сотрудничества. Как и в других подотраслях международного экономического права, в регулировании международных финансовых отношений возрастающую роль играют уставы этих организаций, заключаемые в их рамках соглашения, а также такие неправовые акты, как резолюции организаций.
СЛАЙД36
Международный валютный фонд (МВФ) занимает центральное положение в системе международных валютно-финансовых организаций. Он создан в 1945 г. на основе договоров, принятых Конференцией Объединенных Наций по валютно-финансовым вопросам (Бреттон-Вудсские соглашения). Штаб-квартира находится в Вашингтоне. С 1947 г. имеет статус специализированного учреждения ООН. Членами Фонда являются почти все государства, включая Россию и другие страны СНГ. Главная цель МВФ состоит в том, чтобы координировать валютно-финансовую политику государств и предоставлять займы для поддержания их платежных балансов и валютных курсов. Кроме того, МВФ содействует международному сотрудничеству в валютной области и росту мировой торговли; принимает меры для поддержания стабильности валют и упорядочения валютных отношений между государствами; участвует в создании многосторонней системы расчетов, свободных от валютных ограничений, в частности на трансферт валюты. Право голоса каждой страны - члена МВФ в его высшем органе -Совете управляющих - зависит от ее доли в уставном капитале. При вступлении в Фонд государство подписывается на определенную долю его капитала. Она зависит от места страны в мировом хозяйстве и утверждается Советом управляющих. Выделенная государству квота определяет количество принадлежащих ему голосов, а также размер займов, на которые оно может рассчитывать. Размер не может превышать 450% квоты.

СЛАЙД37
Всемирный банк представляет сложное международное образование, связанное с ООН. В его систему входят четыре автономных учреждения, подчиненных президенту Всемирного банка: Международный банк реконструкции и развития (МБРР), Международная финансовая корпорация (МФК), Международная ассоциация развития (MAP), Многостороннее агентство по гарантиям инвестиций (МАГИ). Общая цель этих учреждений: содействие экономическому и социальному развитию менее развитых членов ООН путем оказания финансовой и консультативной помощи и содействия в подготовке кадров. В рамках этой общей цели каждое учреждение осуществляет свои цели.

МБРР учрежден в 1945 г. в Бреттон-Вудсе одновременно с МВФ. Его участниками являются подавляющее большинство государств, включая Россию и другие страны СНГ. Его главной целью является содействие реконструкции и развитию государств-членов путем капиталовложений на производственные цели и поощрений частных и иностранных инвестиций. Так же как и в МВФ, в Банке государство-член обладает количеством голосов, пропорциональным его доле в уставном капитале. Спецификой МФК и MAP является то, что они содействуют развитию беднейших развивающихся стран. Например, МФК предоставляет таким странам беспроцентные займы.
СЛАЙД38
Унификация норм, регулирующих финансовые отношения
Так же как и в международной торговле, в международных валютно-финансовых отношениях следует различать отношения межгосударственные, которые регулируются международным экономическим правом, и отношения между частными лицами (прежде всего с участием банков и иных кредитно-финансовых организаций), которые регулируются национальным правом. И тем не менее международное право имеет существенное значение и для регулирования отношений частного характера: оно выступает в качестве инструмента унификации и тем самым формирования национальных норм, предназначенных для регулирования валютно-финансовых отношений физических и юридических лиц. Наиболее важную роль в этой области играют Женевские конвенции об унификации права, относящегося к векселям (1930 г.) и Женевские конвенции об унификации права, относящегося к чекам (1931 г.).2 Конвенции получили большое распространение, но тем не менее универсальными не стали. В них не участвуют страны англо-американского права. В результате в экономических связях действуют две системы векселей и чеков - женевская и англо-американская.
В целях устранения подобного положения в 1988 г. была принята Конвенция ООН о международных переводных векселях и международных простых векселях (проект был подготовлен ЮНСИТРАЛ). К сожалению, Конвенции не удалось примирить противоречия и она пока не вступила в силу.
Прямое отношение к финансовым отношениям имеют и уже упоминавшиеся в разделе о торговом праве Оттавские конвенции 1988 г. о международном финансовом лизинге и о международном факторинге. Обе они посвящены коммерческому финансированию, т.е. финансовому обеспечению частноправовых контрактов.
Международные денежные расчеты издавна осуществляются в соответствии с правилами, складывающимися в банковской практике. Унификация таких правил осуществляется на неправительственном уровне, главным образом в рамках Международной торговой палаты. Подготовленные ею своды правил являются, по существу, единственными актами, регламентирующими международные денежные расчеты, и это несмотря на то, что юридической силой они не обладают. Главную роль в механизме их реализации играют банки. Национальные ассоциации банков и отдельные банки уведомляют МТП о принятии соответствующих правил и их применении, либо их применение оговаривается в корреспондентских соглашениях, заключаемых банками разных стран. Наиболее широкое применение получили Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов (последняя редакция 1993 г.), Унифицированные правила по инкассо (последняя редакция 1995 г.), Унифицированные правила для гарантий по требованию 1992 г., Унифицированные правила по договорным гарантиям 1978 г. (ВСЕ ЭТИ конвенции в одном слайде под заголовком унификация норм, регулирующих финансовые от-ния )

СЛАЙД39
5. МЕЖДУНАРОДНОЕ ИНВЕСТИЦИОННОЕ ПРАВО

Международное инвестиционное право следует рассматривать как систему норм национального и международного права, образующих правовое регулирование международной инвестиционной деятельности в качестве одного из видов предпринимательства на международном общемировом уровне. Понятия инвестиций, инвестиционной деятельности, инвестора, инвестиционного процесса в праве являются ключевыми для осмысления содержания международного инвестиционного права.

В процессе становления правовых институтов данной отрасли возрастало значение взаимодействия норм национального и международного уровня, соотношения инвестиционной и коммерческой деятельности, разграничения правовых понятий инвестиционного процесса и торгового оборота. Понятия международной инвестиционной деятельности и международного инвестиционного процесса не идентичны и обусловлены особенностями развития знаний о месте международного инвестиционного права как в системе МЭП, так и в системе МФП.

СЛАЙД40
Предмет науки международного инвестиционного права включает:

Международные публичные инвестиционные отношения в мировой экономике и на национальных рынках;
- международно-правовые нормативные акты (двусторонние и многосторонние международные договоры и конвенции), относящиеся к регулированию международных инвестиционных отношений.
- нормы национального законодательства об иностранных инвестициях, их налогообложении, концессионные договоры.

Международному инвестиционному праву, как системе национальных и международных норм финансирования инвестиционного оборота, формирования, распределения, использования финансовых средств в международном движении капиталов, присуща комплексность методов правового регулирования, порождающая разные формы регламентации, распределения и использования денежных средств в мировом хозяйственном обороте.
СЛАЙД41
К источникам международного инвестиционного права относятся:

Международный обычай как основной источник в системе международного права и международного инвестиционного права;
- международный договор как наиболее совершенный и распространенный источник и форма регулирования международных инвестиционных отношений;

Международные двусторонние договоры и соглашения о поощрении и гарантии инвестиций;

Международные двусторонние соглашения об избежании двойного налогообложения;

Международные многосторонние договоры и конвенции:
СЛАЙД42

· Конвенция о разрешении инвестиционных споров между государствами и частными лицами других государств (заключена в г. Вашингтоне в 1965 г.);

· Конвенция об учреждении "Многостороннего (международного) агентства по гарантии (страхованию) инвестиций" (заключена в г. Сеуле в 1985 г.);

· Соглашение об учреждении Всемирной Торговой Организации (ВТО) 1994 г.;

· Соглашение по торговым аспектам иностранных инвестиций (ТРИМ) 1994 г.;

Среди международных договоров как источников МФП следует, прежде всего, выделить многосторонние и двусторонние международные договоры.

Многосторонние международные договоры заключаются группой стран, и тем самым создается универсальный международно-правовой режим отношений для лиц, имеющих соответствующую государственную принадлежность.

На протяжении многих лет ведется активная работа различных международных организаций по подготовке и принятию многосторонних международных соглашений. Среди таких организаций следует упомянуть Гаагскую конференцию по международному частному праву, ЮНСИТРАЛ, УНИДРУА, ЮНКТАД и ряд других. Ими разработаны десятки важнейших многосторонних международных соглашений в различных областях МФП. Наиболее важные из них: Конвенция УНИДРУА о международном финансовом лизинге (заключена в г. Оттаве 28 мая 1988 г.) и Конвенция УНИДРУА о международном факторинге (заключена в г. Оттаве 28 мая 1988 г.).

К числу многосторонних международных договоров следует отнести также соглашения, которые хотя и не носят межгосударственного характера, но заключены специальными субъектами (банками, страховыми компаниями, биржами, инвестиционными фондами и др.) международных финансовых отношений, ТНК и профессиональными международными ассоциациями.

Двусторонние международные договоры в основном являются каналами реализации международного сотрудничества по вопросам о кредитовании, о налогах, финансовой помощи, развитии, поощрении и защите частных инвестиций. Например, соглашения о поощрении и взаимной защите капиталовложений заключены между Россией и Албанией, Аргентиной, Бельгией, Грецией, Данией, Египтом, Италией, Люксембургом и рядом других государств.

В рамках таких соглашений договаривающиеся стороны берут на себя обязательства поощрять инвесторов другой стороны осуществлять капиталовложения на своей территории. Стороны гарантируют в соответствии со своим законодательством полную и безусловную правовую защиту капиталовложениям инвесторов, обязуются обеспечивать таким капиталовложениям справедливый и равноправный режим, исключающий применение мер дискриминационного характера, которые могли бы препятствовать управлению и распоряжению капиталовложениями.

Выделяют также смешанные источники МФП. К ним относят договоры, заключаемые между государством, с одной стороны, и частными лицами другого государства, с другой.

Эти соглашения играют значительную роль в международном финансировании инвестиций и банковской деятельности. Характеризуя международные договоры, следует также учитывать их различие по юридической силе. В соответствии с п. 2 ст. 3 Федерального закона от 01.12.2007 № 318-ФЭ "О международных договорах Российской Федерации" международные договоры РФ подразделяются на межгосударственные (заключаемые от имени Российской Федерации), межправительственные (заключаемые от имени Правительства РФ) и межведомственные (заключаемые от имени федеральных органов исполнительной власти). Высшей юридической силой среди международных договоров обладают договоры, заключенные от имени Российской Федерации и ратифицированные Государственной Думой Федерального Собрания РФ.

Для России сохранили свое действие международные договоры, в которых Российская Федерация является стороной в качестве государства - правопреемника СССР.

15. Общие тенденции совершенствования финансового законодательства.

Значительное расширение Общей части финансового права за счет отнесения к ней общих положений о бюджетах, доходах, расходах, налогах и иных платежей, кредита, страхования, денежной системы и финансово-процессуальных норм.

· В Общей части институт финансово-правовой ответственности следует увязать с вопросами защиты законных прав и интересов субъектов финансового права и с правовой организацией финансового контроля.

· Построение Особенной части финансового права можно проводить по 2-ум направлениям в соответствии с организацией финансовой системы:

o Деление институтов по уровням финансов (федеральный, региональный и местный), где каждый из институтов регулирует свой бюджет, внебюджетные децентрализованные финансовые фонды, их доходы и расходы, взаимоотношения с экономическими субъектами по привлеченным и заемным средствам.

o Построить институты Особенной части в соответствии с институтами финансовой системы, то есть выделить институт бюджетной системы, институт внебюджетных фондов и институт децентрализованных финансов.

16. Основные направления реформирования бюджетного законодательства.

Совершенствование нормативно-правового регулирования бюджетного процесса.

Основной новацией бюджетного законодательства предстоящего периода будет являться подготовка новой редакции Бюджетного кодекса, которая должна подвести итоги проведенных бюджетных реформ, консолидировать в единую систему многочисленные принятые федеральные законы и разработанные законопроекты о внесении изменений в Бюджетный кодекс.

Бюджет как основной инструмент экономической политики государства призван активизировать в предстоящие годы структурные изменения в экономике.23 В настоящее время формируются фундаментальные предпосылки для реструктуризации российской экономики. С одной стороны, происходит перераспределение национального дохода от населения к корпоративному сектору, что создает финансовую базу для потенциальных инвестиций. С другой стороны, корректировка валютного курса и последующее изменение уровня цен отчасти способствуют исправлению некоторых из накопившихся структурных перекосов, обеспечивая перемещение финансовых и трудовых ресурсов в торгуемые секторы, где доходность на вложенный капитал заметно выросла.

Исходя из принципов ответственной бюджетной политики и с учетом положений бюджетного законодательства предлагается общий объем расходов федерального бюджета сократить по сравнению с утвержденными в 24 предыдущем бюджетном цикле параметрами только на величину условно утверждаемых расходов в 2016 году и условно утверждаемых расходов, превышающих 2,5% общего объема расходов, в 2017 году, и рассчитать объем расходов на 2018 год по «бюджетным правилам».

В то же время ограничение темпов роста расходов в номинальном выражении при применении предусмотренных законодательством Российской Федерации подходов к индексации основных социальных выплат (пенсий, пособий, оплаты труда) труднореализуемо в условиях разового скачка инфляции в конце 2014 – начале 2015 года. Сохранение действующего механизма индексации потребует дополнительного сокращения «незащищенных» статей расходов федерального бюджета, что может привести к негативным социально-экономическим последствиям (например, к необходимости увеличения нагрузки на работодателей путем повышения тарифов страховых взносов). Более того, действующий механизм индексации формирует риски усиления структурных дисбалансов в экономике: вытеснения сбережений и инвестиций текущим потреблением, частного спроса – государственным.

действующим законодательством Российской Федерации предусматривается проведение индексации страховой пенсии и фиксированной25 выплаты к ней с 1 февраля на фактический индекс потребительских цен и с 1 апреля исходя из стоимости одного пенсионного коэффициента (в 2015 году на 11,4%, в 2016 году на 11,9%, в 2017 году на 7,0%, в 2018 году на 8,4%).

Кроме того, в 2016 году предлагается осуществить доиндексацию пособий и социальных выплат с учетом фактического роста потребительских цен за 2015 год в соответствии с Федеральным законом от 6 апреля 2015 г. № 68-ФЗ

Также в 2016 году предлагается отказаться от индексации оплаты труда государственных служащих и военнослужащих, а вопрос индексации в 2017 - 2018 годах по указанной категории рассматривать в последующих бюджетных циклах за счет и в пределах условно утверждаемых расходов.

Отдельный вклад в обеспечение бюджетной устойчивости должен внести впервые разрабатываемый в 2015 году проект бюджетного прогноза 28 Российской Федерации на период до 2030 года. Данный документ должен быть нацелен на поддержание устойчивости функционирования бюджетной системы страны при сбалансированном распределении бюджетных ресурсов на обеспечение текущих потребностей экономики и социальной сферы в бюджетных средствах и решение задач их развития. Это подразумевает формирование необходимых финансовых резервов, механизмов управления рисками, определение предельных потолков расходов по государственным программам. Аналогичное требование Бюджетного кодекса по разработке бюджетных прогнозов на долгосрочную перспективу распространяется на субъекты Российской Федерации. Таким образом, комплексный подход к управлению бюджетной устойчивостью предполагает проведение согласованной политики по поддержанию сбалансированности бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в долгосрочной перспективе, повышению способности государственного бюджета справляться с временными макроэкономическими колебаниями (среднесрочная бюджетная стабильность, достаточность запаса прочности бюджета), расширение границ бюджетного маневра (повышение гибкости в структуре расходов). Кроме того, для поддержания сбалансированности бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов будет продолжено применение мер, направленных на ограничение дефицитов их бюджетов и уровня долга.

В состав мер по обеспечению сбалансированности федерального бюджета входит снижение зависимости бюджетов государственных внебюджетных фондов Российской Федерации от трансфертов из федерального бюджета.

Основными задачами ближайших лет по повышению эффективности бюджетных расходов являются: повышение эффективности и результативности имеющихся инструментов программно-целевого управления и бюджетирования; создание условий для повышения качества предоставления государственных услуг; повышение эффективности процедур проведения государственных закупок, в том числе путем внедрения казначейского сопровождения; совершенствование процедур предварительного и последующего контроля, в том числе уточнение порядка и содержания мер принуждения к нарушениям в финансово-бюджетной сфере; обеспечение широкого вовлечения граждан в процедуры обсуждения и принятия конкретных бюджетных решений, общественного контроля их эффективности и результативности. Только системный подход к повышению эффективности бюджетных расходов позволит выполнить поручение Президента Российской Федерации по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации от 4 декабря 2014 г. и обеспечить сокращение в 2015 - 2017 годах расходов федерального бюджета ежегодно не менее чем на 5% в реальном выражении за счет снижения неэффективных затрат. Главным инструментом, который призван обеспечить повышение результативности и эффективности бюджетных расходов, ориентированности на достижение целей государственной политики, должны стать государственные программы.

17. Основные направления реформирования налогового законодательства.

Территории опережающего развития на Дальнем Востоке

На территориях опережающего социально-экономического развития (далее - ТОР) будут созданы особые условия ведения предпринимательской деятельности для новых предприятий, в том числе 5-тилетние каникулы по налогу на прибыль организаций, НДПИ (за исключением нефти и газа), земельному налогу, налогу на имущество организаций . Такой режим будет применяться не только в регионах Дальнего Востока, но и в Иркутской области, Республике Тыва, Красноярском крае, Республике Хакасия, в Крыму и в Севастополе. Критерии для отбора инвестиционных проектов в рамках ТОР, характер и размер льгот по уплате страховых взносов работодателей будут определены в законодательстве о ТОР и о государственном социальном страховании.

Борьба с уклонением от налогообложения и деоффшоризация

Минфин указал, что в рамках данных инициатив планируется ввести в налоговое законодательство понятие налогового резидентства юридических лиц и правила КИК, усилить обмен информации между странами и поставить преграды безналоговой продаже недвижимости в РФ.

Улучшение инвестиционного климата

q Устранение барьеров для развития экспорта

q Упрощение процедур регистрации ООО (за исключением кредитных, страховых и иных финансовых организаций)

q Создание международного финансового центра

q Упрощение налогового администрирования

Не забыто и малое предпринимательство. Субъектам РФ предлагается предоставить право устанавливать для впервые зарегистрированных индивидуальных предпринимателей, перешедших на упрощенную систему налогообложения и патентную систему налогообложения и осуществляющих деятельность в производственной, социальной и научной сферах, налоговые каникулы (с некоторыми ограничениями). Также патентную систему налогообложения смогут использовать самозанятые граждане.

Акцизы

Ставки акцизов на табачную продукцию (на табак трубочный, курительный и прочий, на сигариллы, биди, кретек) предполагается проиндексировать на 10%, причем в документе говорится о необходимости гармонизации ставок на табачную продукцию с государствами – членами Таможенного союза. Ставки акцизов на моторное топливо будут определяться с учетом комплекса факторов. С 2017 года ставка акциза на бензин будет зависеть от его экологического класса (5-ый или ниже). Также предлагается освободить от акциза реализацию биоэтанола (денатурированного этилового спирта), используемого при производстве биотоплива.

Налогообложение природопользователей

Планируется дальнейшая настройка системы «налоговых каникул» при добыче углеводородного сырья:

q распространение «каникул» на добычу природного газа и газового конденсата на Гыданском полуострове (на условиях, аналогичных существующим льготам при добыче полезных ископаемых на полуострове Ямал);

q продление «каникул» для новых месторождений нефти в Ненецком АО и на полуострове Ямал.

Продолжится работа по реализации «налогового маневра» в нефтегазовой отрасли: снижение вывозных таможенных пошлин на нефть и нефтепродукты при соответствующем увеличении ставки НДПИ на нефть. Планируется провести масштабный пересмотр порядка налогообложения добычи твердых полезных ископаемых, в том числе:

q оценить целесообразность установления специфических ставок НДПИ по иным, кроме угля, видам твердых полезных ископаемых в привязке к мировым ценам;

q оценить эффект от ранее введенных мер налогового стимулирования, а также необходимости введения дополнительных налоговых стимулов;

q пересмотреть порядок определения налоговой базы НДПИ при добыче драгоценных металлов, многокомпонентных комплексных руд, драгоценных камней и камнесамоцветного сырья;

q рассмотреть вариант передачи региональным органами власти полномочий по установлению ставок НДПИ и оценке налоговой базы по общераспространенным видам полезных ископаемых.

Консолидированные группы налогоплательщиков

Планируется обязать участника КГН раскрывать информацию о налоговой базе, которая бы сформировалась у него, если бы он не входил в КГН. Кроме того, предполагается пересмотреть учет убытков участников КГН. Минфин видит два варианта изменения правил. В первом варианте сначала распределяется общая прибыль без учета убытков отдельных участников, а затем прибыль отдельных субъектов РФ, где были убыточные участники, уменьшается на их убытки (с возможностью переноса их на будущее). При таком варианте нагрузка на всю КГН может увеличиться (если убытки не будут полностью зачтены). При втором варианте при распределении прибыли между субъектами РФ игнорируются стоимость основных фондов и численность работников убыточных участников. Отметим, что одним из стимулов для создания КГН является зачет убытков одних участников против прибыли других участников. Устранение первого стимула может кардинально сказаться на привлекательности данного режима. Планов сделать режим КГН доступным для более широкого перечня налогоплательщиков Минфином не озвучено.

Налогообложение в Крыму и Севастополе

Предполагается, что Республика Крым и город федерального значения Севастополь будут включены в перечень субъектов РФ, на территории которых реализуются региональные инвестиционные проекты (мы подробно освещали вопросы региональных инвестиционных проектов в наших бюллетенях №36 за октябрь и №20 за июнь 2013 года). Вопросы создания в Крыму игорной зоны в документе Минфина не обсуждается.

Налоговые льготы

Минфин привел данные потерь бюджета из-за налоговых льгот. Главными «виновниками» выпадающих доходов бюджета по данным, приведенным Минфином на стр. 15 документа, явились амортизационная премия, льготы по налогу на имущество на инфраструктурные объекты (магистральные трубопроводы, линии электропередач, железнодорожные пути), применение понижающих коэффициентов по НДПИ, перенос убытков прошлых лет на будущее, пониженные региональные ставки налогов, применение 0% ставки по дивидендам. Минфином предлагается полностью отказаться от установления новых льгот, а также отменить ряд существующих.

Налог на недвижимость

Вместо действующего сейчас налога на имущество физических лиц с 2020 года предлагается ввести налог на недвижимое имущество физических лиц (субъекты РФ могут форсировать такую замену уже с 2015 года). Недвижимость будет облагаться исходя из кадастровой стоимости (сейчас налог на имущество рассчитывается от суммарной инвентаризационной стоимости, умноженной на коэффициент-дефлятор). Важно, что будут обложены и объекты незавершенного строительства. Ставка налога сравняется со ставкой налога на имущество организаций (конкретные ставки будут устанавливаться субъектами РФ). Для тех налогоплательщиков, для которых увеличение налоговой нагрузки будет существенным, будет предусмотрено плавное повышение в течение 5-ти лет с использованием применением коэффициентов (в качестве примера существенного повышения нагрузки Минфин указал увеличение более чем на 1000 руб. в год по объекту).

Налогообложение при продаже квартир

Предлагается принципиально иной подход к освобождению доходов физических лиц от продажи жилой недвижимости, основанный на том, является ли продаваемое жилье единственным:

q полное освобождение доходов вне зависимости от сроков владения в случае, если эта недвижимость является единственным жилым помещением в собственности налогоплательщика;

q если у физического лица на момент продажи находится в собственности более одного подобного объекта, то освободить доходы от продажи можно будет только в случае, если:

§ доходы от продажи объекта не превышают 5 млн. руб., либо продается садовый домик с жилой площадью до 50 кв.м. И

§ срок владения объектом составляет не менее 3 лет (субъекты РФ смогут увеличить этот срок до 10 лет). В отношении прочего имущества будет сохранен действующий порядок налогообложения. В целом предлагаемые изменения могут снизить привлекательность покупки жилую недвижимость ка объекта инвестиций

18. Основные направления реформирования страхового законодательства.

Основной целью настоящей стратегии является комплексное содействие развитию страховой отрасли - превращению ее в стратегически значимый сектор экономики России, обеспечивающий:

  • повышение экономической стабильности общества;
  • повышение социальной защищенности граждан и снижение социальной напряженности в обществе путем проведения эффективной страховой защиты имущественных интересов граждан и хозяйствующих субъектов;
  • привлечение инвестиционных ресурсов в экономику страны.

Достижение поставленной цели возможно путем решения следующих задач:

  1. создание условий, обеспечивающих развитие добровольных видов страхования, взаимного страхования, микрострахования, способствующих повышению добросовестной конкуренции и повышению инвестиционной привлекательности;
  2. обеспечение баланса интересов между субъектами страхового дела и страхователями (выгодоприобретателями), выработка мер по повышению качества предоставляемых страховщиками услуг в целях защиты прав потребителей страховых услуг, повышение их ответственности при выборе и организации способов страховой защиты и исполнении условий договоров страхования, сокращение предпосылок для возникновения споров между страховщиками и потребителями их услуг, создание института страхового омбудсмена;
  3. расширение сферы деятельности участников и субъектов страхового дела при обеспечении гарантий защиты прав потребителей их услуг;
  4. повышение стабильности, надежности инфраструктуры страхового рынка, оперативности и эффективности его деятельности;
  5. обеспечение эффективного использования бюджетных средств на страхование;
  6. становление международного финансового центра в России.

Основными условиями, позволяющими достичь поставленной цели и намеченных задач, являются:

  1. повышение уровня экономического и социального развития страны;
  2. эффективное нормативно-правовое регулирование страховой отрасли, совершенствование государственного страхового надзора, судебной системы и системы исполнения судебных решений;
  3. повышение социальной ответственности бизнеса за выполнение взятых обязательств.

Основные направления развития страховой деятельности в Российской Федерации на период до 2020 года.

Для достижения поставленных настоящей стратегией цели и задач необходимо принять ряд мер по следующим основным направлениям:

Совершенствование регулирования обязательного страхования

Стимулирование развития добровольного страхования

Расширение сферы деятельности субъектов страхового дела

Развитие инфраструктуры страхового рынка

Оптимизация системы управления рисками за счет бюджетных средств

Развитие системы сельскохозяйственного страхования

Повышение эффективности форм и методов государственного контроля и надзора за субъектами страхового дела и обеспечения их финансовой устойчивости.

Систематизация форм и методов государственного страхового надзора и применяемых органом страхового надзора санкций

Совершенствование требований к финансовой устойчивости и платежеспособности страховщиков

Повышение качества раскрываемой субъектами страхового дела информации

Защита прав потребителей страховых услуг, повышение страховой культуры, популяризация страхования

Усиление роли российского страхового рынка на международном уровне

19. Основные направления реформирования банковского законодательства.

Роль банка выражается в том, что он обеспечивает, во-первых, концентрацию свободных капиталов и ресурсов, необходимых для поддержания непрерывности ускорения производства; во-вторых, упорядочение рационализации денежного оборота. Реализуя общественное назначение, банки посредством денежных монетарных инструментов оказывают существенное влияние на состояние экономики и финансов, производство и обращение товаров .

Первейшим приоритетом в развитии банковской системы считается подготовка кадров с более высокими квалификацией, банковской культурой, представлением о бизнесе, организаторскими способностями. Банкиры, слишком рано уверовавшие в профессиональную силу, нуждаются в серьезном изучении банковского дела.

Вторым приоритетом следует признать формирование законодательного обеспечения банковской деятельности. Недостаток правил игры очевиден. Ярким примером этого является закон о гарантировании вкладов граждан в банке. На очереди должен быть закон о кредитном деле, в котором речь должна пойти об оздоровлении кредита в России, восстановлении его производительных качеств и снижении инфляционных последствий для экономики .

Третьим приоритетом можно назвать формирование банковского сектора как системы, отрасли народного хозяйства. Сегодня в ней отсутствуют целые блоки: нет учреждений мелкого кредита, кредитной кооперации, банков развития, банковской инфраструктуры, информационного, полного методического, научного, кадрового обеспечения, без чего не обходится ни одна отрасль современной экономики.

Четвертым приоритетом считаем необходимость скорректировать сложившиеся представления о связи банка с производством, клиентами, ради которых они работают на рынке. У финансовых и банковских структур нет иного пути выживания кроме поворота в сторону реальной экономики. Яркое подтверждение тому состояние банковской системы в посткризисный период. Именно банки, инвестировавшие неоправданно большой объем заемных средств, в т.ч. вкладчиков в спекулятивные инструменты, и при этом не проводившие анализ кредитных рисков и ликвидности в погоне за сверхприбылями, потерпели серьезное фиаско.

Центральный банк выступает за повышение роли денег в экономике. В реальности налицо рост значимости в современной России бартера, квазиденег, существенных денежных потоков, идущих мимо банков. С этим же связана проблема инфляции и поиска точки равновесия на денежном рынке . Глобальная задача экономической политики, ее важнейшего денежно- кредитного сегмента состоит в стимулировании роста потребительского спроса и обеспечение на этой основе устойчивого роста ВВП. Можно констатировать, что в последние годы произошла серьезная эволюция в постановке целей денежно-кредитной политики - от лобовой атаки на инфляцию до конструктивного подхода в стимулировании потребительского спроса, роста ВВП, обеспечения занятости и увеличения доходов населения.

Большой проблемой для банков является проблема кредитоспособности предприятий. Существуют организации, которым нужны средства, но не у всех из них хорошая репутация. Иногда трудно найти предприятие, пользующееся репутацией надежного плательщика. К ней же добавляется неэффективность юридической системы по защите прав заимодавцев, т.е. банков. Поэтому, выделяя ссуды, банки учитывают, что не существует законодательно установленных эффективных методов возврата ссуд в случае недобросовестности заемщика. В этой связи для обеспечения надежности вложения банкам необходимо решение ряда проблем. Первая - закрепление гарантий инвестиций на законодательном уровне. Это не означает, что государство берет на себя материальную ответственность за инвестирование в промышленность. Прежде всего, это подразумевает выработку такой правовой базы, в которой государство или частный инвестор, физическое или юридическое лицо нашли бы на законодательном уровне подробно прописанные правила защиты интересов против мошенничества и правила страхования риска. Должна быть детально прописана договорно-правовая часть отношений, разработаны формы страхования инвестиций, а судебная защита должна стать общедоступной, действенной, менее коррумпированной. Понятно, что бюджет не может нести расходы по созданию такой системы, но это и не нужно. Во многих странах институт гарантирования инвестиций имеет собственные источники дохода, а судебная система окупается за счет всевозможных пошлин.

20. Основные направления реформирования валютного законодательства.

Законопроектом предусмотрены следующие изменения.

1. Прежде всего, Минфин России считает необходимым вернуть прежнее понятие резидента в отношении российских граждан.

Напомним, ранее в Закон о валютном регулировании были внесены изменения 3 , согласно которым резидентами признавались российские граждане, за исключением граждан РФ, постоянно проживающих в иностранном государстве не менее одного года, в том числе имеющих выданный уполномоченным государственным органом соответствующего иностранного государства вид на жительство, либо временно пребывающих в иностранном государстве не менее одного года на основании рабочей или учебной визы со сроком действия не менее одного года или на основании совокупности таких виз с общим сроком действия не менее одного года.

Это положение получило неоднозначное толкование на практике. В частности, споры среди специалистов вызвал вопрос, будет ли прерываться годичный срок проживания (пребывания) за рубежом, если гражданин РФ хотя бы на один день приедет в Россию. Если следовать поддерживаемому специалистами Росфиннадзора подходу, по которому прерывание годичного срока будет иметь место, то любой гражданин РФ, проживающий за рубежом, но посетивший Россию, с момента пересечения российской границы вновь становится резидентом со всеми применимыми к нему ограничениями валютного законодательства.
Как следствие, не была достигнута цель введения этого изменения – позволить гражданам РФ, проживающим и работающим за границей, получать от российских организаций заработную плату в иностранной валюте на свои зарубежные счета. Такую возможность этим гражданам должен был предоставить статус нерезидента.

Минфин России предлагает изложить соответствующую норму Закона о валютном регулировании (подп. «а» п. 6 ч. 1 ст. 1) в первоначальной редакции. Согласно этой норме резидентами не являются те граждане РФ, которые признаются постоянно проживающими в иностранном государстве по законодательству этого государства.

2. Законопроектом также прямо разрешается выплата российскими организациями зарплаты и иных подобных выплат в иностранной валюте физическим лицам – резидентам, работающим за пределами территории РФ. Ранее уже был существенно расширен перечень операций, средства по которым могут зачисляться на зарубежные счета резидентов 4 . Но несмотря на это, граждане РФ, проживающие и работающие в другом государстве, до сих пор не могут получать от российских работодателей выплаты в иностранной валюте на свои зарубежные счета, поскольку по общему правилу операции в иностранной валюте между резидентами запрещены, а выплаты по трудовым договорам, названные в перечне разрешенных случаев зачисления средств на зарубежные счета резидентов, относятся лишь к договорам, заключенным с нерезидентами. Как было отмечено выше, изменение понятия резидента, внесенное в Закон о валютном регулировании для признания таких граждан РФ нерезидентами, не достигло своей цели.

Для того чтобы сделать возможным осуществление таких выплат, законопроектом вносится дополнение в часть 1 статьи 9 Закона о валютном регулировании, устанавливающую исключения из запрета на осуществ-ление валютных операций между резидентами. Кроме того, предлагаются изменения в части 5 и 6.1 статьи 12 названного Закона, по которым физические лица – резиденты смогут получать соответствующие суммы на свои счета в зарубежных банках, а российские организации – осуществлять эти выплаты со своих зарубежных счетов (вкладов) при условии, что средства на них зачислены согласно российскому валютному законодательству.

3. Наконец, законопроект устраняет пробел Закона о валютном регулировании, разрешая выплачивать зарплату сотрудникам – резидентам зарубежных филиалов российских юридических лиц через зарубежные счета этих филиалов. На сегодня такая возможность преду-смотрена только для зарубежных представительств российских организаций (п. 2 ч. 6.1 ст. 12 Закона о валютном регулировании).

Вероятно, в ближайшее время следует ожидать внесения законопроекта в Государственную Думу.

21. Роль международного права в регулировании финансово-правовых отношений России.

Нормы международного финансового права создаются государствами как основными субъектами в процессе сотрудничества в финансовой сфере в соответствии с их внутренними и внешними потребностями посредством координации интересов, согласования воль и достижения взаимоприемлемого компромисса. Национальное финансовое право производно от единоличной воли государства, которое обладает всей полнотой власти в пределах собственной территории и юрисдикции. При рассмотрении соотношения норм национального и международного финансового права государств нецелесообразно ограничиваться выяснением преимущественной силы норм международного права над нормами национального финансового права, или наоборот. Решение вопроса соотношения международного и национального права заключается в выявлении реальных связей между ними в процессе формирования норм международного права, с одной стороны, и в процессе применения норм международного и национального права - с другой. Международное право является особой системой права, принципиально отличающейся от внутригосударственного права. Такие отличия международного права от права внутригосударственного, определяемые "различиями между международной системой и внутригосударственными системами" <1>, состоят прежде всего в объекте международно-правового регулирования, субъектах международного права, процессе создания норм международного права.

Регулятивная функция финансового права (национального) реализуется на уровне международного финансово-правового регулирования в результате принятия международных договоров РФ, которые одновременно относятся к источникам национального и международного финансового права. Волеизъявление Российской Федерации как суверенного государства необходимо для их признания частью российской правовой системы и согласования финансово-правовых норм. В финансовом законодательстве устанавливается приоритет положений международных договоров РФ. Бюджетный кодекс определяет взаимодействие бюджетного законодательства и норм международного права. В его ст. 4 определено, что, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены бюджетным законодательством РФ, применяются правила международного договора. Международный договор РФ применяется к бюджетным правоотношениям непосредственно, за исключением случаев, когда из международного договора следует, что для их применения требуется издание внутригосударственных актов. Аналогичные правила в отношении приоритета международного договора по отношению к валютному законодательству определены ст. 4 Федерального закона "О валютном регулировании и валютном контроле". Налоговый кодекс устанавливает, что если международным договором РФ, содержащим положения, касающиеся налогообложения и сборов, установлены иные правила и нормы, чем предусмотренные НК и принятыми в соответствии с ним нормативными правовыми актами о налогах и (или) сборах, то применяются правила и нормы международных договоров РФ (ст. 7 НК).

ОРГАНИЗОВАННЫЙ РЫНОК ЦЕННЫХ БУМАГ

22. Законодательство, регулирующее отношения в сфере рынка ценных бумаг.

Основой – высшим уровнем системы правовых норм является Конституция РФ, обладающая высшей юридической силой и имеющая прямое действие на всей территории РФ.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-16

Развитие экономического сотрудничества между государствами привело к разветвлению различных по своему содержанию видов хозяйственных связей. В частности, за последние годы значительно расширились межгосударственные финансовые, кредитные и валютные отношения. Являясь одной из форм экономического, научно-технического и культурного сотрудничества между государствами, эти отношения вместе с тем имеют специфические особенности. Учет этих особенностей позволяет объединить указанные отношения в одну группу международных финансовых отношений и выявить специфику их международно-правового регулирования.
Основными видами международных финансовых отношений являются:

  • международные собственно финансовые отношения, возникающие при передаче одним государством другому денежных средств с целью пополнения его официальных валютных резервов (предоставление валютных займов);
  • международные кредитные отношения, которые складываются при движении в международном плане определенной стоимости на условиях возврата и, как правило, с уплатой процентов;
  • международные валютные отношения, возникающие при осуществлении государствами мероприятий, направленных на поддержание на определенном уровне курсового соотношения их валют, а также на организацию системы денежных отношений между ними;
  • международные налоговые отношения, складывающиеся между государствами при осуществлении ими мероприятий, направленных на урегулирование порядка налогообложения.

Предметом международного финансового права являются международные финансовые отношения. Вместе с тем многообразие международных финансовых отношений- это «многообразие в единстве». Возникающие в международной жизни финансовые отношения характеризуются целым рядом признаков, присущих всем видам этих отношений. Такими родовыми признаками следует признать: а) денежный характер этих отношений; б) обязательное участие в них суверенных государств (или создаваемых государствами международных организаций); в) возникновение этих отношений во внешней деятельности государств.
Объектом всех видов финансовых отношений служат деньги или денежные обязательства. Но международный характер они приобретают лишь тогда, когда складываются в процессе внешней деятельности государства, выполнения его внешних функций и задач. В связи с этим финансовые отношения характеризуются тем, что они основываются на принципах международного права и, прежде всего, на принципе уважения государственного суверенитета. Международные финансовые отношения характеризуются также и тем, что они являются межгосударственными. Межгосударственный характер проявляется не только в том, что их установление происходит на основе международных договоров и соглашений, но и в том, что их реализация отнесена к компетенции внутригосударственных органов, связанных с финансовой деятельностью государства, с его финансовыми и кредитными институтами. Финансовые обязательства, вытекающие из межгосударственных финансовых отношений, отражаются в национальных государственных бюджетах, платежных балансах государств и в других государственных финансовых актах.
Специфические особенности международных финансовых отношений, предопределенные, прежде всего, характером объекта этих отношений и целями их возникновения, требуют специальных норм их правового регулирования, существенно отличающихся от норм, регулирующих иные виды международных отношений.
Международные финансовые правоотношения связаны с выполнением определенных государственных обязательств, принятых государствами на основе соглашения и в результате согласования их воль, что получает свое выражение в международно-правовой норме. В ряде случаев соглашениями предусматривается форма рекомендаций или решений, в том числе и по вопросам, касающихся финансов. В форме рекомендаций выражаются согласованные действия по широкому кругу финансовых мероприятий. Однако юридическую силу эти рекомендации приобретают лишь после того, как заинтересованные государства в лице компетентных органов принимают по ним в соответствии со своим законодательством надлежащие решения об их приемлемости.
Для международных финансовых отношений характерно и то, что их регулирование осуществляется на основе специальных соглашений: кредитных, валютных и т.п. В этих актах содержатся согласованные нормы, регулирующие определенные виды межгосударственных отношений.
Несомненный интерес представляет вопрос о взаимосвязи норм международного и национального финансового права. В области международного финансового права такая взаимосвязь проявляется, прежде всего, в том, что «внутригосударственные финансово-правовые нормы призваны определить способы приведения в действие норм международного финансового права внутри данного государства».

Развитие международных финансовых отношений обусловило развитие международного финансового права, что не могло не привлечь внимания науки международного финансового права. В настоящее время необходимо описать и систематизировать международные финансовые отношения, подвергнуть их анализу, с целью обобщить практику и установить общие принципы, на которые опираются эти отношения. В науке международного финансового права можно выделить следующие направления:

  1. международное налоговое право;
  2. международное валютное право;
  3. международно-правовое регулирование (институт) государственного долга.

Международно-правовое регулирование государственного долга- это институт международного финансового права, регулирующий отношения по урегулированию задолженности между суверенными субъектами.
Выделение новой отрасли науки права- науки международного финансового права–вызвало споры по вопросу ее принадлежности.
Предметом обсуждения является вопрос о том, следует ли рассматривать международное финансовое право как отрасль международного публичного права или оно представляет собой комплексную отрасль, включающую нормы международного публичного права и нормы международного частного права.
В некоторых учебниках по международному публичному праву мы встречаем следующее определение международного финансового права- это совокупность международно-правовых принципов и норм, регулирующих межгосударственные валютно-финансовые отношения. Из-за преобладания в системе данных отношений валютных иногда эту подотрасль международного экономического права именуют международным валютным правом. Данная точка зрения ошибочна, так как международное финансовое право не следует отождествлять с международным валютным правом.
Наиболее приемлемым, по мнению автора, подходом к изучению международного финансового права является позиция Е.А. Ровинского о том, что международные финансовые отношения- это межгосударственные отношения (международные валютно- кредитные и финансовые организации в сфере международного финансового права выступают посредниками в отношениях государств).
Международное финансовое право является «производной» от международного публичного права. По нашему мнению, международное финансовое право является частью (отраслью, подотраслью) международного публичного права.
Формирование международного финансового права как части (отрасль, подотрасль) международного публичного права опирается на принципы международного права, а также на общие положения национального финансового права. Развивать международное финансовое право исключительно в недрах международного права бесперспективно, научный анализ норм международного финансового права требует знания инструментария как международного, так и финансового права.
Исследование проблем международного финансового права может дать положительные результаты для практики лишь в том случае, если оно будет опираться на основы международного права и их проявление в межгосударственных финансовых отношениях, а также на основы национального финансового права.

  1. Источники МФП

Источ никами МФП (как и всего МП) являются, главным образом, международные договоры и международные обычаи. Между народные договоры при этом могут быть:
а) межгосударственными, например, о валютных, платежных союзах и т.п.;
б) межправительственными, например, о принципах взаим ных расчетов, о предоставлении кредитов, об избежании двойного налогообложения и т.п.;
в) межведомственными, например, по вопросам неторговых платежей и т.п.

Международные договоры как источники МФП. Источниками МФП (как и всего МП) являются, главным образом, международные договоры и международные обычаи. Международные договоры при этом могут быть:
а) межгосударственными, например, о валютных, платежных союзах и т.п.;
б) межправительственными, например, о принципах взаимных расчетов, о предоставлении кредитов, об избежании двойного налогообложения и т.п.;
в) межведомственными, например, по вопросам неторговых платежей и т.п.

В МФП, как и в международном праве вообще, различаются договоры двусторонние и многосторонние.К договорным источникам МФП относятся также учредительные соглашения (уставы) международных организаций, в частности Договоры о Международном валютном фонде (МВФ) и Между-
народном банке реконструкции и развития (МБРР). Много договоров заключено и действует на региональном уровне. Примером может служить Конвенция Совета Европы «Об отмывании, выявлении, изъятии и конфискации доходов от преступной деятельности» 1990 года.
Финансовая проблематика часто фигурирует в международных договорах общеполитического и общеэкономического характера.

Роль международного обычая как источника МФП требует специального научного исследования. Как представляется, международные обычаи занимают существенное место в поддержании международного финансового правопорядка. Так, во второй половине XIX века, например, на основе латиноамериканской «доктрины К. Кальво и Л. Драго» сложился обычай недопустимости дипломатического и вооруженного вмешательства иностранных государств с целью взыскания долгов с государства и его граждан. В 1907 году этот обычай был закреплен Гаагской конвенцией об ограничении случаев применения силы для взыскания по договорным долговым обязательствам.

В условиях очевидной недостаточности универсального договорного регулирования международная финансовая система, тем не менее, функционирует как слаженный механизм. Достигается это, главным образом, за счет международных обычаев регионального, локального и универсального характера и мягкого права.
33. Договор о МВФ. Главным источником МФП на универсальном уровне является Договор о Международном валютном фонде, являющийся фактически уставом этой организации. Договор был подписан - одновременно с Договором о МБРР - в июле 1944 года и вступил в силу в декабре 1945 года.
Договор состоит из Вводной и 31 статьи, а также нескольких дополнений (приложений); каждая статья имеет разделы. В российской правовой и экономической литературе название Договора о МВФ переводят на русский язык по-разному: Соглашение о МВФ; Статьи соглашения о МВФ; Устав МВФ и т.п. В первоначальный текст Договора несколько раз на основании резолюций Совета управляющих вносились изменения, которые вступали в силу в июле 1969 года; с 1 апреля 1978 года; в ноябре 1992 года.

  1. Система МФП и международные финансовые отношения.

Объектом регулирования при помощи МФП являются международные финансовые отношения, но не вся совокупность таких отношений, а только часть их.
В международной финансовой системе (в отличие от любой другой) наиболее заметно переплетение "публичного" уровня отношений с уровнем "частным". Международные правоотношения, начинающиеся на "публичном" уровне, зачастую реализуются через частноправовые отношения, и наоборот, частноправовые финансовые отношения могут своими проблемами или масштабами так или иначе "выходить" на "публичный" уровень.
Система МФП - явление в значительной степени объективное. Это означает, что она складывается "под давлением" экономических, культурных, национальных, глобальных и иных факторов.
В то же время объективная природа МФП не означает, что государства не могут управлять развитием данной системы. Государства (каждое государство - в определенной степени) вносят свой вклад в становление и эволюцию МФП. Многие институты и субинституты МФП возникли под осознанным влиянием или "с подачи" крупных развитых государств западного цивилизационного типа, отдельных групп государств.
В составе МФП имеются институты/субинституты материальные и процессуальные; простые и сложные; в полной мере относящиеся к МФП как подотрасли и смешанные (т.е. состоящие из норм двух и более отраслей, подотраслей МП); регулятивные, охранительные и учредительные.

  1. Субъекты МФП

Участниками МФП являются публичные и частные лица. К первым относятся суверенные государства и международные организации.
Государство как субъект:
К "естественным правам" государств в сфере МФО можно отнести право:
- вводить национальные деньги - металлические и бумажные, давать им название, устанавливать порядок и объемы их выпуска (эмиссии);
- вводить или не вводить конвертируемость национальной валюты;
- устанавливать и изменять курсовое соотношение национальных денег по отношению к иностранным валютам, определять пределы курсовых колебаний;
- проводить деноминацию национальной валюты, денежные реформы;
- вводить ограничения на вывоз/ввоз национальной и иностранной валюты;
- вводить валютную монополию;
- создавать валютные союзы, вступать или не вступать в них;
- вводить/применять любые финансовые инструменты, в том числе ценные бумаги, разрешать/запрещать их хождение, применение;
- определять структуру банковской системы, правовой режим функционирования банков, бирж, фондов;
Банки - основные операторы МФО
Банки - не просто хранилища денег и кассы для их выдачи, или кредитования; они представляют собой главный регулятор денежного обращения, а через него - и всей хозяйственной деятельности.
Роль банков - специфична. Они являются своего рода финансовыми посредниками: привлекают свободные денежные средства у одних лиц (населения, предприятий) в форме банковских вкладов, депозитов

  1. Международный валютный фонд и МБРР как субъект МФП

Международный валютный фонд, МВФ (англ. International Monetary Fund, IMF) - специализированное учреждение ООН, со штаб-квартирой в Вашингтоне, США.

На Бреттон-Вудской конференции ООН по валютно-финансовым вопросам 22 июля 1944 года была разработана основа соглашения (Хартия МВФ). Наиболее существенный вклад в разработку концепции МВФ внесли Джон Мейнард Кейнс, возглавлявший британскую делегацию, и Гарри Декстер Уайт - высокопоставленный сотрудник Министерства финансов США. Окончательный вариант соглашения первые 22 государства подписали 27 декабря 1945 года - официальная дата создания МВФ. МВФ начал свою деятельность 1 марта 1947 года как часть Бреттон-Вудской системы. В этом же году Франция взяла первый кредит. В настоящее время МВФ объединяет 188 государств, а в его структурах работают 2500 человек из 133 стран.

МВФ предоставляет кратко- и среднесрочные кредиты при дефиците платёжного баланса государства. Предоставление кредитов обычно сопровождается набором условий и рекомендаций, направленных на улучшение ситуации.

Политика и рекомендации МВФ в отношении развивающихся стран неоднократно подвергались критике, суть которой состоит в том, что выполнение рекомендаций и условий в конечном итоге направлены не на повышение самостоятельности, стабильности и развитие национальной экономики государства, а лишь на привязывание её к международным финансовым потокам.

Официальные цели МВФ

  1. «способствовать международному сотрудничеству в валютно-финансовой сфере»;
  2. «содействовать расширению и сбалансированному росту международной торговли» в интересах развития производственных ресурсов, достижения высокого уровня занятости и реальных доходов государств-членов;
  3. «обеспечивать стабильность валют, поддерживать упорядоченные отношения валютной области среди государств-членов» и не допускать «обесценивания валют с целью получения конкурентных преимуществ»;
  4. оказывать помощь в создании многосторонней системы расчётов между государствами-членами, а также в устранении валютных ограничений;
  5. предоставлять временно государствам-членам средства в иностранной валюте, которые давали бы им возможность «исправлять нарушения равновесия в их платежных балансах».

Основные функции МВФ

  • содействие международному сотрудничеству в денежной политике
  • расширение мировой торговли
  • кредитование
  • стабилизация денежных обменных курсов
  • консультирование стран-дебиторов (должников)
  • разработка стандартов международной финансовой статистики
  • сбор и публикация международной финансовой статистики

Описание работы

Шпаргалка состоит из 23 вопросов и ответов. Их чаще всего задают в контрольных работах.
Развитие экономического сотрудничества между государствами привело к разветвлению различных по своему содержанию видов хозяйственных связей. В частности, за последние годы значительно расширились межгосударственные финансовые, кредитные и валютные отношения. Являясь одной из форм экономического, научно-технического и культурного сотрудничества между государствами, эти отношения вместе с тем имеют специфические особенности.

Другим крупным нормативным блоком в составе международного экономического права являются международно-правовые нормы и принципы, регулирующие отношения в международной финансовой системе (МФС).

Валютно-финансовые потоки  сложное по составу и структуре глобальное явление. В них присутствуют средства, которые сопровождают движение товаров в международной торговле , а также «неторговые платежи». Финансовые потоки отражаются в национальных платежных балансах.

Так или иначе, трансграничное движение финансовых средств «обслуживает» как международную торговую систему, так и международную инвестиционную систему. Одновременно МФС представляет собой самостоятельное, автономное образование, в котором деньги являются товаром, деньги порождают деньги.

МФС с наибольшей очевидностью «обслуживает» государственные стратегические интересы ведущих западных государств; в ней практически не представлены ни государственные стратегические интересы развивающихся стран, ни, тем более, общечеловеческие интересы. В этом смысле международная финансовая система лишена морали и несправедлива.

Предметно-объектным компонентом МФС являются международные финансовые отношения (МФО). В МФО взаимодействуют друг с другом национальные финансовые системы и финансовые инструменты (деньги, ценные бумаги). Финансовые потоки носят публичный (государственный), частный или смешанный характер.

Субъектным компонентом МФС являются «финансовые операторы»: публичные и частные лица. Активными финансовыми операторами являются частные банки (в том числе многонациональные банки) и центральные банки государств мира.

Применительно к МФС государства как субъекты МП имеют право:

 вводить национальные деньги  металлические и бумажные, давать им название, устанавливать порядок и объемы их выпуска (эмиссии );

 вводить или не вводить конвертируемость национальной валюты;

 устанавливать и изменять курсовое соотношение национальных денег по отношению к иностранным валютам, определять пределы курсовых колебаний;

 проводить деноминацию национальной валюты, денежные реформы;

 вводить ограничения на вывоз/ввоз национальной и иностранной валюты;

 вводить валютную монополию;

 создавать валютные союзы, вступать или не вступать в них;

 вводить/применять любые финансовые инструменты, в том числе ценные бумаги , разрешать/запрещать их хождение, применение;

 определять структуру банковской системы, правовой режим функционирования банков, бирж , фондов;

 ограничивать иностранное присутствие в банковской сфере;

 использовать или устанавливать различные формы кредитования, процентные ставки по кредитам;

 определять структуру платежного баланса, его дефицитность, объем и состав резервов;

 определять размеры и структуру государственного долга (внешнего и внутреннего);

 проводить удобную финансовую политику внутри страны и вовне;

 регулировать цены, уровень инфляции и другие важные финансово-экономические показатели, а также пределы их колебаний и др.

В процессе правового обеспечения функционирования международной финансовой системы государства посредством, в частности, международно-правовых норм ограничивают, конкретизируют, изменяют свои права, передают часть своей суверенной компетенции международным организациям .

Институциональную основу в международной финансовой системе составляют международные финансовые организации. Центральное место среди них занимает Международный валютный фонд (МВФ).

Кроме МВФ, свои «ниши» в международной финансовой проблематике имеют: Международный банк реконструкции и развития (МБРР) с системой организаций  МФК, МАР, МАГИ (Международная финансовая корпорация, Международная ассоциация развития, Многостороннее агентство по гарантированию инвестиций), Банк международных расчетов (БМР) и др.

В системе интеграционных объединений создаются международные организации, являющиеся институциональной основой платежных, валютных союзов.

В международных долговых правоотношениях заметны «параорганизации»: Парижский и Лондонский клубы кредиторов.

Нормативным компонентом МФС являются: нормы внутреннего права государств, международно-правовые нормы, нормы «мягкого права» и др.

Сфера финансовых отношений в значительной степени дерегулирована . Здесь государства предоставили очень большую свободу действий частноправовым участникам МФС. Вследствие этого в МФС заметно явление транснационального права.

Так, например, все более-менее крупные банки мира имеют двусторонние межбанковские соглашения с банками-партнерами за рубежом. В таких соглашениях банки договариваются об открытии и режиме взаимных корреспондентских счетов, объеме средств на счетах, порядке приема и платежей друг друга, акцепта переводных векселей, предоставления кредитов, об обмене информацией, оказании других видов банковских и иных услуг и т. п.

Таким образом, банки вводят в свои взаимоотношения дополнительный нормативный массив, который можно назвать «lex financiaria».

Система международно-правовых норм , регулирующих МФО, составляет международное финансовое право (МФП).

Большой вклад в развитие МФП как науки и учебной дисциплины внесли известные юристы, в частности: А. Б. Альтшулер , М. М. Богуславский , Г. Е. Бувайлик, Г. М. Вельяминов, С. А. Войтович , Н. Г. Доронина , Л. А. Левина, В. И. Лисовский, Л. А. Лунц , Т. Н. Нешатаева , Е. А. Ровинский, О. А. Сафина, П. С. Смирнов, Г. П. Толстопятенко и многие другие.

Функциональным компонентом МФС являются методы регулирования: односторонний, двусторонний, многосторонний, универсальный. К ним следует добавить такие методы, как транснациональное, наднациональное регулирование. Большое значение в МФС имеет регулирование с помощью норм «мягкого права».

В МФС прослеживается тенденция создания региональных валютных союзов, обеспечивающих приоритет какой-либо одной национальной валюты (евро, доллар).

Ядро МФС представляет сегодня Международный валютный фонд (МВФ) . Он играет роль универсального регулятора важнейших сторон МФС.

Идеологическим компонентом МФС являются концепции и доктрины, касающиеся роли золота, мировых валют и т. п.

Международное финансовое право регулирует две группы отношений:

1) отношения между публичными лицами по поводу финансовых ресурсов (в двустороннем и многостороннем порядке) и международно-правовых режимов;

2) отношения между публичными лицами по поводу внутренних правовых режимов, в рамках которых осуществляется движение финансовых ресурсов и финансовых операторов на частноправовом уровне .

Примерами конкретных правоотношений , которые находятся в сфере регулирования посредством МФП, могут быть правоотношения, касающиеся:

 бюджетных дефицитов/профицитов;

 внутреннего налогового режима;

 форм международных расчетов;

 состояния платежного баланса;

 соотношения валют и принципов формирования валютного курса;

 предоставления кредитов;

 условий погашения или реструктуризации государственного долга;

 условий оказания финансовой помощи;

 надзора за деятельностью коммерческих банков;

 общих подходов борьбы с отмыванием денег, полученных преступным путем;

 изменения или унификации внутреннего законодательства по вопросам финансовой проблематики.

Международное финансовое право призвано обеспечить порядок в международной финансовой системе, т. е. упорядоченность отношений, гармонизацию государственных интересов.

Что служит препятствием на пути к порядку в международной финансовой системе?

Во-первых, различия в национальных финансовых системах, степени их «открытости», что отражается внутригосударственным правом стран. В разных странах используются разные регуляторы финансовых потоков, выстроены разные барьеры на пути иностранного финансового элемента, различается высота «финансовых границ».

Во-вторых, различаются внутренние правовые режимы для банков и других «финансовых операторов» (т. е. для «лиц»).

В-третьих, различаются внутренние правовые режимы национальных и иностранных валют, прочих финансовых инструментов (т. е. для «вещей»).

В-четвертых, сказываются на правопорядке в международной финансовой системе размеры финансовых резервов и внешней задолженности, неравновесие платежных балансов и валютных рынков.

Очевидно, что только часть этих вопросов интернационализирована, подпадает под международно-правовое регулирование в рамках международного финансового права .

В принципе, задачу МФП можно определить следующим образом:

 создать международно-правовой режим трансграничного движения финансов и финансовых операторов;

 совместить национальные финансовые системы, в том числе путем унификации внутреннего правового режима ;

 создать некие надгосударственные инструменты типа международной резервной единицы СДР («специальных прав заимствования») в системе МВФ.

Международные финансовые отношения, с предметной точки зрения, можно, в свою очередь, подразделить на несколько «составляющих», в частности:

платежно-расчетные отношения;

валютные отношения;

кредитные отношения;

долговые отношения;

 отношения международной финансовой помощи и др.

С учетом этого Особенную часть МФП права можно было бы подразделить на следующие институты:

 международное платежное право;

 международное валютное право;

 международное кредитное право;

 международное долговое право;

 право международной финансовой помощи и др.

Выделяются также и другие институты, например институт финансовых услуг, институт международного банковского права (в публично-правовом его понимании), институт борьбы с отмыванием преступных доходов и т. п.

В качестве одного из основных принципов МФП выступает, как представляется, принцип государственного суверенитета в отношении национальных финансов и финансовой системы. Этот принцип вытекает из международного обычая .

В то же время в данном принципе образовываются определенные «бреши» (исключения, отступления), например в «праве МВФ», в системе ЕС.

В учебной и научной литературе выделяются и другие принципы МФП конвенционного или обычно-правового характера, например:

 принцип свободы участия частных лиц на международном валютном рынке в соответствии с национальным законодательством ;

 принцип равновесия платежных балансов;

 принцип свободы выбора валютного курса под контролем МВФ;

 принцип запрета на использование девальвации (смены валютного курса ) в качестве средства конкурентной борьбы на товарных рынках;

 принцип свободы выбора платежно-расчетных систем в двусторонних отношениях при ненанесении ущерба международной финансовой системе;

 принцип возврата (погашения) государственных внешних долгов;

 принцип льготного кредитования развивающихся стран;

 принцип совместных действий по недопущению финансовых кризисов (в том числе путем взаимодействия с МВФ);

 принцип оказания финансовой помощи в случае финансового кризиса;

 принцип гарантирования в отношении финансовых рисков и др.

Набор указанных принципов представляется достаточно произвольным. Он может быть скорректирован или расширен. Безусловно, в содержании каждого из этих принципов возникают и будут возникать (и легализовываться) определенные исключения, которые сами по себе могут быть принципами.

Особую часть принципов в МФС составляют принципы-стандарты , которые помогают, в частности, уравнивать внутригосударственные правовые режимы или условия «вхождения» иностранных лиц и вещей в «чужую правовую среду». Тем самым все эти принципы «служат» одному «богу»  равноправию, недискриминации.

Субъекты МП в силу обычая, международного договора, внутреннего права используют эти принципы в различных сочетаниях применительно к различным (широким или узким) сферам правоотношений.

В круг таких принципов включаются:

 принцип недискриминации (в МФП он приобретает форму принципа недискриминации в МФО, например недискриминации при предоставлении кредитов, недискриминации при освобождении от двойного налогообложения);

 принцип предоставления режима наиболее благоприятствуемой нации;

 принцип предоставления национального режима;

 принцип преференций;

 принцип взаимности.

К основным источникам МФП относятся:

 на многостороннем уровне: Договор о Международном валютном фонде; Договор о Международном банке реконструкции и развитии (оба  1944 г., вступили в силу в 1945 г.); ряд Женевских конвенций 19301931 годов  о единообразном законе о переводном и простом векселях; о некоторых коллизиях законов о переводных и простых векселях; о единообразном законе о чеках; о гербовом сборе в отношении переводных и простых векселей; Генеральное соглашение о займах 1962 года (МВФ); Соглашение ОЭСР об основных условиях экспортных кредитов, пользующихся государственной поддержкой, 1978 года; Конвенция ООН о договорах международной купли-продажи товаров 1980 года; Конвенция ООН о международном переводном и международном простом векселе 1988 года (пока в силу не вступила); Конвенции УНИДРУА 1988 года  о международном финансовом лизинге; о международном факторинге; Генеральное соглашение по торговле услугами (ГАТС) из пакета соглашений ВТО; Новое соглашение о займах 1994 года (МВФ); Международная конвенция о борьбе с финансированием терроризма 2000 года;

 на двустороннем уровне: договоры о принципах платежно-расчетных отношений, о валютном контроле; о предоставлении кредитов, реструктуризации долгов, о помощи в введении национальных денежных знаков и т. п.

В рамках ЕС источниками правового регулирования отношений по созданию Единой валютной системы (ЕВС) являются:

 введенный Маастрихтским договором о Европейском союзе 1991 года новый раздел в тексте Римского договора о создании ЕЭС  Раздел IV «Экономическая и валютная политика»;

 протоколы к Маастрихтскому договору  об Уставе Европейской системы центральных банков и Европейского центрального банка; об Уставе Европейского валютного института; о процедуре, касающейся чрезмерного дефицита; о переходе к третьему этапу Экономического и валютного союза и др.;

 большое число директив, например директива № 2000/12/ECC от 20 марта 2000 года, получившая неофициальное название «Банковского кодекса»; она объединила (с изменениями) нормы принятых ранее директив по вопросам банковского контроля.

Среди источников МФП есть также международные обычаи и акты международных организаций.

Помимо МФП, активное воздействие на МФС оказывают и другие нормативные блоки, в частности транснациональное право. К многосторонним источникам транснационального права в МФС (lex financiaria) можно, в частности, отнести выработанные Международной торговой палатой:

 Унифицированные правила и обычаи для документарных аккредитивов 1993 года (публикация № 500);

 Унифицированные правила для инкассо 1996 года (публикация № 522);

 Унифицированные правила для контрактных гарантий 1978 года (публикация № 325);

 Унифицированные правила для гарантий по требованию 1982 года (публикация № 458);

 Унифицированные правила для межбанковского рамбурсирования по документарным аккредитивам 1996 года (публикация № 525).

В унифицированных правилах обобщена практика и обычаи межбанковских расчетно-платежных отношений.

К «Унифицированным правилам» присоединилось подавляющее большинство банков мира, в том числе российских. Эти «Правила», получают одобрение посредством локальных актов банков.