Федеральное собрание. Федеральное собрание рф Конституция рф федеральное собрание

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.

2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.

3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

1. Государственная Дума избирается сроком на пять лет.

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливается федеральными законами.

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

Статья 104

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации и Верховному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

Статья 105

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

Статья 106

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:

а) федерального бюджета;

б) федеральных налогов и сборов;

в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;

г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;

д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;

е) войны и мира.

Статья 107

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

Основы конституционного статуса Федерального Собрания, его место в системе органов государства

1. Федеральное Собрание - парламент - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. Федеральное Собрание, состоящее из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы, - это общегосударственное федеральное представительное учреждение. Российский парламент - представительный орган всего многонационального народа Российской Федерации, всех ее составных частей - субъектов, призван выражать волю, реализовывать суверенитет, интересы народа, отражать мнение субъектов Федерации. Представительный характер Федерального Собрания обусловлен порядком формирования его палат. Всенародные выборы депутатов Государственной Думы также обусловливают ее представительную природу, обеспечивают отражение в ее деятельности разнообразных политических взглядов, интересов разных социальных слоев и групп, населения различных территорий, идеологического многообразия, политического плюрализма.

Представительная природа Федерального Собрания в определенной степени проявляется и в составе депутатов Государственной Думы. Среди них представители многих наций, народностей, этнических, групп, населяющих нашу страну, разных слоев общества, политических организаций, профессий, носители различных идеологических воззрений, религиозных взглядов. В их составе находит некоторое отражение демографическая структура населения: имеются мужчины и женщины, люди разных возрастных групп. Интересы и мнения социальных, профессиональных, демографических, этнических групп могут представлять в парламенте не только лица, к ним принадлежащие. Это могут делать и другие люди. Полномочными представителями народа, которые могут выражать его общие интересы и интересы, мнения составных его частей, парламентарии становятся в результате выборов, на которых избиратели высказали доверие им, их программам, политическим установкам.

Представительная природа Государственной Думы проявляется также в установлении определенного срока, по истечении которого (или даже раньше - при досрочном роспуске этой палаты) проводятся новые выборы и обновляется состав депутатов. Это способствует своевременному учету новых потребностей, мнений, настроений народа.

2. Федеральное Собрание олицетворяет законодательную власть Российской Федерации, осуществляет законодательную функцию в масштабе всей России, в том числе принимает законы о федеральном бюджете, осуществляет парламентский контроль. Законодательный орган Российской Федерации вместе с тем не обладает всеобъемлющей компетенцией, не должен подменять органы судебной и исполнительной власти, выходить за пределы компетенции Российской Федерации и вмешиваться в вопросы, по которым субъекты Федерации самостоятельно осуществляют всю полноту власти. Конституционный статус Федерального Собрания отражает принцип разделения властей, а также такой принцип федеративного устройства России, как разграничение предметов ведения и полномочий между органами государственной власти самой Российской Федерации и органами государственной власти ее субъектов. В отношениях с другими структурами власти Федеральное Собрание выступает как самостоятельный орган законодательной власти, осуществляя функции, свойственные парламентам. Оно юридически не подчинено никакому государственному органу, в том числе Президенту, Правительству.

Весьма значимы взаимоотношения Федерального Собрания с Президентом РФ. Он участвует в законодательном процессе, подписывает законы, обнародует их и обладает правом вето, может досрочно распускать Государственную Думу, но только в определенных Конституцией РФ случаях назначает выборы этой палаты.

Федеральное Собрание играет значительную роль в отношении Правительства РФ - органа, осуществляющего исполнительную власть Российской Федерации. Государственная Дума участвует в назначении Председателя Правительства РФ, давая на это согласие Президенту. Правительство РФ несет политическую ответственность не только перед Президентом РФ (хотя преимущественно перед ним), но и перед Государственной Думой, которая может выразить ему недоверие.

Федеральное Собрание может осуществлять законодательное регулирование системы федеральных органов законодательной, исполнительной и судебной властей, порядка их организации и деятельности, может регламентировать общие принципы организации представительных и исполнительных органов государственной власти.

Большое значение имеют взаимоотношения парламента с судебной властью, независимой и подчиненной только Конституции РФ и закону. Совет Федерации назначает судей высших судебных инстанций, которые, однако, в дальнейшем несменяемы. Конституционный Суд играет важную роль в обеспечении конституционности законов, разрешает дела о соответствии федеральных законов, нормативных актов Конституции РФ. Признанные им неконституционными акты, в том числе законы или их отдельные положения, утрачивают силу.

Палаты Федерального Собрания: состав, порядок формирования, внутренняя организация

1. Федеральное Собрание имеет двухпалатную структуру и состоит из Совета Федерации (эту палату в средствах массовой информации часто называют верхней, однако Конституция РФ этот термин не использует, хотя и ставит ее на первое место) и Государственной Думы (ее иногда именуют нижней, скорее, по аналогии с зарубежными парламентами). Двухпалатная структура Федерального Собрания обладает рядом главных черт: 1) самостоятельность палат. Она проявляется в разграничении их функций, самостоятельном их осуществлении, отсутствии подчиненности палат, в собственной компетенции каждой из них, независимости во внутренней организации; 2) неодинаковая компетенция палат - к их ведению относятся в основном разные вопросы, а в законодательном процессе они имеют разные полномочия; 3) разный порядок формирования палат; 4) особенности представительной природы каждой палаты

2. Состав палат определяется Конституцией РФ. Совет Федерации состоит из представителей от каждого субъекта Российской Федерации - по два от каждого из субъектов РФ. Согласно Федеральному закону «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» от 5 декабря 1995 г, этими представителями являются главы исполнительного и законодательного (представительного) органов государственной власти субъекта Российской Федерации, которые входят в Совет Федерации по должности. С учетом числа субъектов Федерации (89) состав Совета Федерации должен насчитывать 178 человек. Число депутатов Государственной Думы установлено Конституцией РФ, их 450 (ч. 3 ст. 95).

3. Порядок формирования Совета Федерации и выборов депутатов Государственной Думы устанавливается на основе Конституции РФ федеральными законами. Государственная Дума избирается сроком на четыре года. Однако обе палаты первого созыва в виде исключения были в декабре 1993 г. избраны на два года.

В дальнейшем Конституция не предусматривает избрания Совета Федерации, а состав представителей от каждого субъекта РФ, естественно, может меняться при изменении персонального состава председателей законодательных органов субъектов, которые избираются их депутатами из своего состава, а также глав исполнительных органов субъектов (эти руководители должны избираться населением регионов, и их выборы проводятся в соответствии с законом).

Понятно, что депутатский корпус и руководители исполнительных органов субъектов могут обновляться в результате региональных выборов. Выборы же самого Совета Федерации, срок его полномочий Конституцией не предусматриваются.

Депутаты Государственной Думы избираются гражданами РФ на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Депутатом Государственной Думы может быть гражданин РФ, достигший на день выборов 21 года. Половина депутатов -225 человек - избираются по одномандатным избирательным округам: один депутат от каждого округа. При этом выборы должны быть альтернативными: в каждом таком округе должно быть не менее двух кандидатов. Остальные 225 депутатов Государственной Думы избираются по федеральному избирательному округу пропорционально количеству голосов, поданных за федеральные списки кандидатов в депутаты, выдвинутых избирательными объединениями, избирательными блоками. При выборах депутатов Государственной Думы, таким образом, применяется смешанная избирательная система. В одномандатных избирательных округах (их 225) результаты выборов определяются по мажоритарной избирательной системе относительного большинства. А результаты голосования за федеральные списки кандидатов по единому федеральному избирательному округу, включающему всю территорию Российской Федерации, определяются по пропорциональной избирательной системе.

Выдвигать кандидатов в депутаты могут непосредственно избиратели и избирательные объединения, избирательные блоки. Последние могут выдвигать как кандидатов в одномандатных округах, так и федеральный список кандидатов по федеральному избирательному округу, а непосредственно избиратели - только по одномандатным округам, причем каждый избиратель, достигший 21 года, может выдвинуть кандидатуру. В одномандатных округах в поддержку кандидата должно быть собрано не менее 1% подписей избирателей от общего числа избирателей данного избирательного округа. В поддержку федерального списка кандидатов избирательное объединение, избирательный блок обязаны собрать не менее 200 тыс. подписей избирателей, причем на один субъект Российской Федерации должно приходиться не более 14 тыс. из этого числа. Вместо сбора подписей может быть внесен избирательный залог.

Избранным по одномандатному избирательному округу считается кандидат, который получил наибольшее количество голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Выборы признаются состоявшимися, если в них приняло участие не менее 25% зарегистрированных по округу избирателей.

Результаты выборов в федеральном избирательном округе определяются по пропорциональной системе с учетом так называемого пятипроцентного «заградительного пункта», Прежде всего из распределения депутатских мандатов по федеральному избирательному округу исключаются те избирательные объединения, избирательные блоки, списки которых получили менее 5% голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Смысл этого «заградительного барьера» в том, чтобы предотвратить преобладание в парламенте мелких политических группировок, набравших незначительную долю голосов, способствовать укрупнению парламентских фракций, что должно сделать парламент более стабильным, предсказуемым. Далее подсчитывается сумма голосов избирателей, поданных за федеральные списки кандидатов от избирательных объединений, избирательных блоков, получивших 5 и более процентов голосов избирателей, принявших участие в голосовании, т.е. преодолевших «заградительный барьер». Потом эта сумма делится на число мандатов, распределяемых по федеральному избирательному округу, - 225. Получается избирательное частное, т.е. определяется «вес» одного мандата. Затем число голосов, полученных каждым избирательным объединением, блоком, получившим пять и более процентов голосов, делится на это избирательное частное и определяется количество полученных объединением, блоком депутатских мандатов - это целая часть числа, полученного в результате деления. Таким образом, избирательные объединения, блоки получают количество депутатских мандатов, соответствующее числу голосов, поданных за их списки кандидатов (чем больше голосов, тем больше депутатских мандатов). Законодательство предусматривает правила вторичного распределения оставшихся нераспределенных мандатов с учетом дробных частей (остатков), полученных в результате первого деления, а также распределения мандатов внутри кандидатского списка избирательного объединения.

Полученные избирательным объединением, блоком депутатские мандаты распределяются между кандидатами из федерального списка этого объединения или блока согласно порядку размещения кандидатов в этом списке, в соответствии с их очередностью в нем. В первую очередь получают депутатские мандаты кандидаты, указанные в начале списка. Избирательное объединение, блок, размещая кандидатов в списке, разбивают его (полностью. или частично) на региональные группы кандидатов (по субъектам РФ или их группам); при этом может быть выделена часть списка, охватывающая кандидатов, не включенных в региональные группы, и в этой части списка не может быть более 18 кандидатов. Они располагаются в начале списка, и при распределении мандатов именно они получают их в первую очередь.

Если депутат, избранный в Государственную Думу по федеральному списку кандидатов избирательного объединения, избирательного блока, досрочно выбывает, то его мандат по постановлению Государственной Думы передается следующему за выбывающим кандидату из того же федерального списка. Таким образом, соответствующим избирательным объединением депутатский мандат не утрачивается и при выбытии депутата, избранного по федеральному округу.

4. Конституция РФ 1993 г. предусматривает возможность досрочного роспуска одной из палат Федерального Собрания - Государственной Думы. Это может сделать Президент РФ в случаях и порядке, установленных ст. 111, 117 Конституции РФ: 1) после трехкратного отклонения данной палатой представленных главой государства кандидатур Председателя Правительства РФ; 2) если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству РФ; 3) при отказе этой палатой в доверии Правительству РФ, если его Председатель сам поставил вопрос о доверии Правительству (в последних двух ситуациях Президент РФ может не распускать эту палату, а объявить об отставке Правительства).

Распуская Государственную Думу досрочно, Президент назначает дату выборов так, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска. Однако в некоторые периоды эта палата не может быть распущена либо вообще, либо по некоторым основаниям. В течение года после избрания Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, обозначенным в ст. 117 Конституции РФ (отказ в доверии Правительству или повторное в течение трех месяцев выражение недоверия Правительству РФ). Она не может быть распущена вообще в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ, кроме того, с момента выдвижения ею обвинения против Президента и до принятия соответствующего решения Советом Федерации, а также в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения.

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации (ст. 94) - представительный и законодательный орган.

Согласно Конституции РФ (ст. 95) Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы. В соответствии с Федеральным законом от 5 августа 2000 г. «О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации» в Совет Федерации входят по 2 представителя от каждого субъекта Федерации – один от исполнительного, второй – от законодательного органа.

Палаты Федерального Собрания самостоятельно решают вопросы, относящиеся к их ведению. Однако, палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента, посланий Конституционного Суда и выступлений руководителей иностранных государств.

Согласно ст. 102 Конституции РФ к полномочиям Совета Федерации относятся :

Утверждение изменения границ между субъектами Федерации;

Утверждение указа Президента о введении военного и чрезвычайного положения;

Решение вопросов о возможности использования Вооруженных Сил России за пределами ее территории;

Назначение выборов Президента РФ;

Назначение на должность судей Конституционного, Верховного, Высшего арбитражного судов;

Назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ.

Государственная Дума - избираемый государственный орган, она состоит из 450 депутатов, избираемых на 4 года.

Депутатом Государственной Думы может быть избран российский гражданин, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

Согласно Конституции, избирательным правом не обладают: признанные судом недееспособные граждане, а также лица, отбывающие наказание по приговору суда.

Половина депутатов Государственной Думы избирается по одномандатным избирательным округам, а половина – по партийным спискам.

Согласно ст. 103 Конституции РФ к полномочиям Государственной Думы относятся:

Дача согласия Президента РФ на назначение Председателя Правительства;

Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

Назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты;

Назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека;

Объявление амнистии;

Выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

Государственной Думой принимаются федеральные законы РФ и федеральные конституционные законы (ст. 108).

Принятие законов - основное направление деятельности парламента Российской Федерации.

Статьи 104-108 Конституции регулируют основы законодательного процесса, участниками которого являются субъекты права законодательной инициативы, Федеральное Собрание и Президент РФ.


Правительство РФ

Исполнительную власть в России согласно Конституции осуществляет Правительство РФ (ст. 110). Положение Правительства как высшего органа федеральной исполнительной власти обеспечивается его полномочиями, закрепленными в Конституции РФ и ФКЗ от 17 декабря 1997 г. «О Правительстве Российской Федерации».

Правительство РФ возглавляет единую систему исполнительной власти в РФ, обеспечивает в соответствии с Конституцией осуществление полномочий федеральной исполнительной власти на всей территории России. Оно направляет работу министерств и иных федеральных органов исполнительной власти, организует исполнение федеральных законов, указов Президента РФ, международных договоров России, осуществляет систематический контроль за их исполнением федеральными органами исполнительное власти и органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации.

В состав федерального Правительства входят: Председатель Правительства, заместители Председателя Правительства и федеральные министры (ч. 2 ст. 110). Председатель Правительства РФ назначается главой государства с согласия Государственной Думы (ч. 1 ст. 111).

Председатель Правительства определяет основные направления деятельности Правительства и организует его работу (ст. 113). В случае временного отсутствия Председателя Правительства его обязанности исполняет один из его заместителей.

Правительство РФ действует в пределах срока полномочий главы государства и слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом РФ (ст. 116).

Правительство может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом (ч. 1 ст. 117). В свою очередь, Президент сам может принять решение об отставке Правительства. Государственная Дума также может выразить недоверие Правительству.

Полномочия Правительства РФ:

1. В области экономики и финансов:

Осуществляет регулирование экономических процессов;

Разрабатывает и обеспечивает проведение единой финансовой, кредитной и денежной политики;

Разрабатывает федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение и т.д.;

2. В социальной сфере:

Принимает меры к реализации трудовых прав граждан;

Обеспечивает проведение единой социальной политики;

3. В области науки, культуры и образования:

Разрабатывает и осуществляет политику государственной поддержки развития науки, культуры, образования;

4. В области природопользования и охраны окружающей среды:

Организует деятельность по рациональному использованию, воспроизводству и охране природных ресурсов;

5. В области укрепления законности и правопорядка:

Участвует в разработке и реализации государственной политики в области обеспечения безопасности личности, общества и государства;

Осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности;

6. В области обороны и государственной безопасности:

Осуществляет меры по обеспечению обороны страны и др.

Правительство обладает правом законодательной инициативы.

Полномочия Правительства России реализуются посредством его актов - постановлений и распоряжений, которые издаются на основании и во исполнении Конституции РФ, федеральных законов и нормативных указов главы государства. Постановления и распоряжения Правительства обязательны к исполнению в Российской Федерации.

Действует Редакция от 30.12.2008

"КОНСТИТУЦИЯ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ" (принята референдумом 12.12.93) (ред. от 30.12.2008)

Глава 5. ФЕДЕРАЛЬНОЕ СОБРАНИЕ

2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.

2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.

3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.

2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.

2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.

3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.

4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.

2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.

3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

1. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.

2. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.

3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.

4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.

5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

1. К ведению Совета Федерации относятся:

а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;

б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;

в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;

д) назначение выборов Президента Российской Федерации;

е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;

ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;

з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;

и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.

2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

1. К ведению Государственной Думы относятся:

а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;

б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;

в) заслушивание ежегодных отчетов Правительства Российской Федерации о результатах его деятельности, в том числе по вопросам, поставленным Государственной Думой;

от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

Г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;

(в ред. Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

д) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;

(в ред. Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

Е) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

(в ред. Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

ж) объявление амнистии;

(в ред. Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

з) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.

(в ред. Закона Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации от 30.12.2008 N 7-ФКЗ)

2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.

2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.

3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.

3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.

4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета

2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.

4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.

5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

Глава 5. Федеральное Собрание Статья 94 Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации. См. комментарии к статье 94 Конституции...

Глава 5. Федеральное Собрание

Статья 94

Федеральное Собрание - парламент Российской Федерации - является представительным и законодательным органом Российской Федерации.

См. комментарии к статье 94 Конституции РФ

Статья 95

1. Федеральное Собрание состоит из двух палат - Совета Федерации и Государственной Думы.
2. В Совет Федерации входят по два представителя от каждого субъекта Российской Федерации: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти.
3. Государственная Дума состоит из 450 депутатов.

О прекращении производства по делу о толковании положений статьи 95 Конституции РФ см. Определение Конституционного Суда РФ от 7 декабря 1995 г. N 80-О

См. комментарии к статье 95 Конституции РФ

Статья 96

1. Государственная Дума избирается сроком на четыре года.
2. Порядок формирования Совета Федерации и порядок выборов депутатов Государственной Думы устанавливаются федеральными законами.

О прекращении производства по делу о толковании положений части 2 статьи 96 Конституции РФ см. Определение Конституционного Суда РФ от 7 декабря 1995 г. N 80-О

О порядке формирования Совета Федерации Федерального Собрания Российской Федерации см. Федеральный закон от 5 августа 2000 г. N 113-ФЗ

О выборах депутатов Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации см. Федеральный закон от 18 мая 2005 г. N 51-ФЗ

См. комментарии к статье 96 Конституции РФ

Статья 97

1. Депутатом Государственной Думы может быть избран гражданин Российской Федерации, достигший 21 года и имеющий право участвовать в выборах.
2. Одно и то же лицо не может одновременно являться членом Совета Федерации и депутатом Государственной Думы. Депутат Государственной Думы не может быть депутатом иных представительных органов государственной власти и органов местного самоуправления.
3. Депутаты Государственной Думы работают на профессиональной постоянной основе. Депутаты Государственной Думы не могут находиться на государственной службе, заниматься другой оплачиваемой деятельностью, кроме преподавательской, научной и иной творческой деятельности.

См. комментарии к статье 97 Конституции РФ

Статья 98

1. Члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока их полномочий. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты обыску, кроме случаев задержания на месте преступления, а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей.
2. Вопрос о лишении неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора Российской Федерации соответствующей палатой Федерального Собрания.

См. комментарии к статье 98 Конституции РФ

Статья 99

1. Федеральное Собрание является постоянно действующим органом.
2. Государственная Дума собирается на первое заседание на тридцатый день после избрания. Президент Российской Федерации может созвать заседание Государственной Думы ранее этого срока.
3. Первое заседание Государственной Думы открывает старейший по возрасту депутат.
4. С момента начала работы Государственной Думы нового созыва полномочия Государственной Думы прежнего созыва прекращаются.

См. комментарии к статье 99 Конституции РФ

Статья 100

1. Совет Федерации и Государственная Дума заседают раздельно.
2. Заседания Совета Федерации и Государственной Думы являются открытыми. В случаях, предусмотренных регламентом палаты, она вправе проводить закрытые заседания.
3. Палаты могут собираться совместно для заслушивания посланий Президента Российской Федерации, посланий Конституционного Суда Российской Федерации, выступлений руководителей иностранных государств.

См. комментарии к статье 100 Конституции РФ

Статья 101

1. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей.
2. Председатель Совета Федерации и его заместители, Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты.
3. Совет Федерации и Государственная Дума образуют комитеты и комиссии, проводят по вопросам своего ведения парламентские слушания.
4. Каждая из палат принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности.
5. Для осуществления контроля за исполнением федерального бюджета Совет Федерации и Государственная Дума образуют Счетную палату, состав и порядок деятельности которой определяются федеральным законом.

См. комментарии к статье 101 Конституции РФ

Статья 102

1. К ведению Совета Федерации относятся:
а) утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации;
б) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении военного положения;
в) утверждение указа Президента Российской Федерации о введении чрезвычайного положения;

О порядке утверждения Советом Федерации Федерального Собрания РФ указа Президента РФ о введении чрезвычайного положения см. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ

Г) решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил Российской Федерации за пределами территории Российской Федерации;
д) назначение выборов Президента Российской Федерации;
е) отрешение Президента Российской Федерации от должности;
ж) назначение на должность судей Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации, Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации;
з) назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора Российской Федерации;
и) назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов.
2. Совет Федерации принимает постановления по вопросам, отнесенным к его ведению Конституцией Российской Федерации.
3. Постановления Совета Федерации принимаются большинством голосов от общего числа членов Совета Федерации, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

См. комментарии к статье 102 Конституции РФ

Статья 103

1. К ведению Государственной Думы относятся:
а) дача согласия Президенту Российской Федерации на назначение Председателя Правительства Российской Федерации;
б) решение вопроса о доверии Правительству Российской Федерации;
в) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка Российской Федерации;
г) назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов;
д) назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом;

См. Федеральный конституционный закон от 26 февраля 1997 г. N 1-ФКЗ "Об Уполномоченном по правам человека в Российской Федерации"

Е) объявление амнистии;
ж) выдвижение обвинения против Президента Российской Федерации для отрешения его от должности.
2. Государственная Дума принимает постановления по вопросам, отнесенным к ее ведению Конституцией Российской Федерации.

О толковании части третьей статьи 103 Конституции см. постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. N 2-П

3. Постановления Государственной Думы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иной порядок принятия решений не предусмотрен Конституцией Российской Федерации.

См. комментарии к статье 103 Конституции РФ

Статья 104

1. Право законодательной инициативы принадлежит Президенту Российской Федерации, Совету Федерации, членам Совета Федерации, депутатам Государственной Думы, Правительству Российской Федерации, законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. Право законодательной инициативы принадлежит также Конституционному Суду Российской Федерации, Верховному Суду Российской Федерации и Высшему Арбитражному Суду Российской Федерации по вопросам их ведения.
2. Законопроекты вносятся в Государственную Думу.
3. Законопроекты о введении или отмене налогов, освобождении от их уплаты, о выпуске государственных займов, об изменении финансовых обязательств государства, другие законопроекты, предусматривающие расходы, покрываемые за счет федерального бюджета, могут быть внесены только при наличии заключения Правительства Российской Федерации.

См. комментарии к статье 104 Конституции РФ

О толковании статьи 105 Конституции см. постановление Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995 г. N 1-П

Статья 105

1. Федеральные законы принимаются Государственной Думой.

О толковании части второй статьи 105 Конституции см. постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. N 2-П

2. Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации.
3. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации.
4. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой.

О толковании части пятой статьи 105 Конституции см. постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. N 2-П

5. В случае несогласия Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы.

См. комментарии к статье 105 Конституции РФ

О толковании статьи 106 Конституции см. постановлением Конституционного Суда РФ от 23 марта 1995 г. N 1-П

Об отказе в принятии к рассмотрению запроса о толковании статьи 106 Конституции РФ см. Определение Конституционного Суда РФ от 4 декабря 1995 г. N 133-О

Статья 106

Обязательному рассмотрению в Совете Федерации подлежат принятые Государственной Думой федеральные законы по вопросам:
а) федерального бюджета;
б) федеральных налогов и сборов;
в) финансового, валютного, кредитного, таможенного регулирования, денежной эмиссии;
г) ратификации и денонсации международных договоров Российской Федерации;
д) статуса и защиты государственной границы Российской Федерации;
е) войны и мира.

См. комментарии к статье 106 Конституции РФ

Статья 107

О толковании отдельных положений статьи 107 Конституции см. постановление Конституционного Суда РФ от 22 апреля 1996 г. N 10-П

1. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования.
2. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его.

О толковании части третьей статьи 107 Конституции см. постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. N 2-П

О подтверждении обязанностей Президента РФ, предусмотренных частью третьей статьи 107 Конституции РФ, см. постановление Конституционного Суда РФ от 6 апреля 1998 г. N 11-П

3. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию.

См. комментарии к статье 107 Конституции РФ

Статья 108

1. Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации.

О толковании части второй статьи 108 Конституции см. постановление Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. N 2-П

2. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежит подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию.

См. комментарии к статье 108 Конституции РФ

Статья 109

См. толкование положений статей 84 (пункт "б"), 109 (части 1 и 2), 111 (часть 4) и 117 (части 3 и 4) Конституции РФ (во взаимосвязи с другими ее положениями), данное в Постановлении Конституционного Суда РФ от 11 ноября 1999 г. N 15-П

1. Государственная Дума может быть распущена Президентом Российской Федерации в случаях, предусмотренных статьями 111 и 117 Конституции Российской Федерации.
2. В случае роспуска Государственной Думы Президент Российской Федерации назначает дату выборов с тем, чтобы вновь избранная Государственная Дума собралась не позднее чем через четыре месяца с момента роспуска.
3. Государственная Дума не может быть распущена по основаниям, предусмотренным статьей 117 Конституции Российской Федерации, в течение года после ее избрания.
4. Государственная Дума не может быть распущена с момента выдвижения ею обвинения против Президента Российской Федерации до принятия соответствующего решения Советом Федерации.
5. Государственная Дума не может быть распущена в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения, а также в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента Российской Федерации.

Согласно Федеральному конституционному закону от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" Государственная Дума продолжает свою работу в течение всего периода действия чрезвычайного положения

См. комментарии к статье 109 Конституции РФ

Глава 6. Правительство Российской Федерации

Статья 110

1. Исполнительную власть Российской Федерации осуществляет Правительство Российской Федерации.
2. Правительство Российской Федерации состоит из Председателя Правительства Российской Федерации, заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

См. комментарии к статье 110 Конституции РФ

Статья 111

1. Председатель Правительства Российской Федерации назначается Президентом Российской Федерации с согласия Государственной Думы.
2. Предложение о кандидатуре Председателя Правительства Российской Федерации вносится не позднее двухнедельного срока после вступления в должность вновь избранного Президента Российской Федерации или после отставки Правительства Российской Федерации либо в течение недели со дня отклонения кандидатуры Государственной Думой.
3. Государственная Дума рассматривает представленную Президентом Российской Федерации кандидатуру Председателя Правительства Российской Федерации в течение недели со дня внесения предложения о кандидатуре.

О толковании положений части 4 статьи 111 Конституции РФ см. Постановления Конституционного Суда РФ от 11 декабря 1998 г. N 28-П, от 11 ноября 1999 г. N 15-П

4. После трехкратного отклонения представленных кандидатур Председателя Правительства Российской Федерации Государственной Думой Президент Российской Федерации назначает Председателя Правительства Российской Федерации, распускает Государственную Думу и назначает новые выборы.

См. комментарии к статье 111 Конституции РФ

Статья 112

О толковании части первой статьи 112 Конституции РФ см. Постановление Конституционного Суда РФ от 27 января 1999 г. N 2-П

1. Председатель Правительства Российской Федерации не позднее недельного срока после назначения представляет Президенту Российской Федерации предложения о структуре федеральных органов исполнительной власти.
2. Председатель Правительства Российской Федерации предлагает Президенту Российской Федерации кандидатуры на должности заместителей Председателя Правительства Российской Федерации и федеральных министров.

См. комментарии к статье 112 Конституции РФ

Статья 113

Председатель Правительства Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами и указами Президента Российской Федерации определяет основные направления деятельности Правительства Российской Федерации и организует его работу.

См. комментарии к статье 113 Конституции РФ

Статья 114

1. Правительство Российской Федерации:
а) разрабатывает и представляет Государственной Думе федеральный бюджет и обеспечивает его исполнение; представляет Государственной Думе отчет об исполнении федерального бюджета;
б) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой финансовой, кредитной и денежной политики;
в) обеспечивает проведение в Российской Федерации единой государственной политики в области культуры, науки, образования, здравоохранения, социального обеспечения, экологии;
г) осуществляет управление федеральной собственностью;
д) осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации;
е) осуществляет меры по обеспечению законности, прав и свобод граждан, охране собственности и общественного порядка, борьбе с преступностью;
ж) осуществляет иные полномочия, возложенные на него Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, указами Президента Российской Федерации.
2. Порядок деятельности Правительства Российской Федерации определяется федеральным конституционным законом.

См. Федеральный конституционный закон от 17 декабря 1997 г. N 2-ФКЗ "О Правительстве Российской Федерации"

См. комментарии к статье 114 Конституции РФ

Статья 115

1. На основании и во исполнение Конституции Российской Федерации, федеральных законов, нормативных указов Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации издает постановления и распоряжения, обеспечивает их исполнение.
2. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации обязательны к исполнению в Российской Федерации.
3. Постановления и распоряжения Правительства Российской Федерации в случае их противоречия Конституции Российской Федерации, федеральным законам и указам Президента Российской Федерации могут быть отменены Президентом Российской Федерации.

См. комментарии к статье 115 Конституции РФ

Статья 116

Перед вновь избранным Президентом Российской Федерации Правительство Российской Федерации слагает свои полномочия.

См. комментарии к статье 116 Конституции РФ

Статья 117

1. Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.
2. Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.

О толковании частей третьей и четвертой статьи 117 Конституции РФ см. Постановления Конституционного Суда РФ от 12 апреля 1995 г. N 2-П, от 11 ноября 1999 г. N 15-П

3. Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.
4. Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.
5. В случае отставки или сложения полномочий Правительство Российской Федерации по поручению Президента Российской Федерации продолжает действовать до сформирования нового Правительства Российской Федерации.

См. комментарии к статье 117 Конституции РФ

17.09