Метод убеждения. Методы убеждения — эффективные инструменты руководителя

Метод убеждения - это влияние на имеющиеся у работника стимулы с использованием логических и психологических приемов с целью преобразования задачи в сознательный обязанность, внутреннюю потребность работника выполнять поручение.

Административное влияние только в том случае может рассчитывать на успех, если он сочетается с методами убеждения, дополняется ними и опирается на них.

Убеждение предназначено обеспечить разумное, полное и точное восприятие сущности задачи, его конечных целей и средств его решение. Оно тесно связано с информацией, пропагандой и агитацией.

Главной задачей убеждение является мобилизация личной активности работника, пробудить его дополнительную внутреннюю энергию.

Для менеджера особенно актуальными являются проблемы искусства убеждения не только в процессе распорядительной деятельности, но и в тех случаях, когда он взаимодействует с другими руководителями как с равными по рангу, так и с высшими. Здесь возникает задача отстаивать собственные позиции или опровергнуть доводы оппонента. И тогда, когда полномочия менеджера уже не действуют, должно использоваться умение убеждать других.

Реализация метода убеждения требует от менеджера знаний многих правил педагогики, психологии, социологии.

Факторами успешного применения методов убеждения является

  • сознание работников, их вера в необходимость решить те или иные проблемы;
  • личное участие менеджера в процессе убеждения;
  • глубокие знания, на которые можно опираться в процессе убеждения;
  • личная убедительность менеджера в том, в чем он собирается убедить других;
  • наличие полной информации по проблеме, которую необходимо решить;
  • знания позиции слушателей по вопросам убеждения и состояние атмосферы доверия к менеджера

В процессе убеждения особая роль принадлежит аргументации и доказательствам. Доказательства бывают логические и психологические, но на практике их трудно разграничить. С одной стороны, логические доказательства подкрепляются приемами, которые влияют на чувства, а с другой стороны, на чувства влияют доказательства, которые по мнению слушателя являются логичными.

Есть два главных пути логического доказательства:

  • вызвать положительное отношение к своей предложения;
  • вызвать негативное отношение к другим точкам зрения. Все логические методы делятся на:
  1. индуктивные;
  2. дедуктивные.

Индукция - это вывод, сделанный от частного к общему, а дедукция наоборот - от общего к частному. Например: "Все эти факты позволяют сделать общий вывод" (Индукция). "В этом случае Вы не выполните задание и как результат..." (Дедукция).

Индукция по правилам логики требует, чтобы факторы, которые положены в основу обобщения, соответствовали действительности и заключения, чтобы их было достаточно, чтобы эти факты были типичными.

Есть доказательства по аналогии - это вывод от частного к частному. Этот прием требует обоснования возможна ли такая аналогия, нет ли здесь существенной разницы между сопоставимые фактами.

Доказательством может быть причинная зависимость: "Себестоимость продукции возросла, потому что выросли цены на материалы".

Дедуктивный путь доказательств предполагает, что есть положения, с которым согласны обе стороны. Например: "Невыполнение задачи недопустимо", и исходя из этого можно строить доказательство: "Предложенный Вами путь приведет к невыполнению задачи, а отсюда...". При дедуктивном доказательствах трудно следить за тем, правильно ли посылки и выходит ли из них данный вывод.

В логических доказательствах нерациональными является обращение к сожаления или симпатий, обращение к традициям или авторитетов, вместо сути вопроса.

Таким образом, логично построены доказательства - это главный прием убеждения.

Психологические доказательства сведены к чувств, желаний, побуждений.

Большую силу имеют психологические доказательства, которые связаны с чувствами личной ответственности, чувства долга, чести, авторитета, престижа, репутации, чувства собственного достоинства.

Существенное значение имеют доказательства, которые призывают слушателей к здравому смыслу, конструктивного подхода в решении проблемы.

Психологические доказательства иногда бывают сильнее логических.

Используя психологические доказательства следует создавать у слушателя такой настрой, который можно будет использовать в процессе убеждения. Здесь важно соблюдать чувство такта.

Не совместимо призвать к чувству долга и одновременно к чувство личной выгоды. Этим можно полностью нейтрализовать оба доказательства, ослабить их.

Надо избегать трафаретных призывов, лозунгов и др. Влиять на эмоции желательно фактами, а не голыми призывами типа "Ваш долг " таин.

Технология убеждения

Многообразие задач, которые надо решать в ходе убеждению, требует использования различных методов убеждения.

1. Использование примеров и образцов.

Убедительным является ссылки на другого менеджера, на чей опыт, если речь идет о фактах, того же является авторитетная оценка фактов - позитивная или негативная, которая усиливает влияние. Необходимо опираться на личный опыт слушателя, на известные ему факты, на опыт знакомых ему людей, организаций.

2. Введение доказательств, которые являются существенными для слушателя.
Например, экономисту нужно обязательно привести данные о

стоимость предметов, а инженеру - о технические данные машин. Усиливает доказательства также заинтересованность слушателя о новых событиях.

3. Стремление к упорядоченности.

Хаотичность часто полностью згублює убедительность даже значительных доказательств. При розмірковуванні можно идти путем исторического или перспективного развития событий. Доказательства размещаются по-разному: в хронологическом порядке, за пространственными признакам, от частного к целому, строить их на сравнениях и сопоставлениях.

4. При изложении нескольких альтернатив альтернатива, что за хищається, должна обсуждаться или выкладываться последней.

Схеме доказательств могут быть: теория и практика, обязанность и выгода, факт и его значение.

5. Многообразие доказательств часто запутывает и ослабляет их.

Надо выделить два-три главных, которые обязательно запомнятся, а другими подкрепляются главные.

6. В разъяснениях и убеждениях менеджера должна быть вступительная и конечная часть.

Во вступительной указывается на важность вопроса для слушателя или для самого менеджера. Это может быть: цитата, яркий факт, удачный пример, юмористическое замечания.

В заключительной части кратко повторяются доказательства и формулируется обязывающий вывод. Есть выводы, которых надо избегать. Например: " Я осознаю, что мне не удалось объяснить все так, как надо было, но все же...", "Учитывая мало времени, я хотел бы еще добавить...".

Выводы должны выражать уверенность о решении задачи. Никогда не надо в выводах просить нечто сделать, если нет уверенности, что это будет выполнено.

7. Стремиться к тому, чтобы вызвать доброжелательное отно ня, а если это не удается, то обнаружить примирний настроение.

Если оппозиция очень сильна, можно изменить стиль доказательств: "Я не хочу, чтобы Вы изменили свою позицию, но мне хотелось бы в подробностях объяснить свою", или " Я не собираюсь навязывать свое мнение, мне надо вместе с Вами обсудить этот вопрос".

Если для выполнения задания от работника требуются большие усилия, то необходимо показать, что это же требуется и от менеджера, который может разделить с им заботы о преодолении трудностей, помогать в ходе выполнения задания.

Очень убедительно действует и такой прием: " Я изначально был против из таких соображений, а теперь изменил позицию в связи с тем...".

8. При обсуждении важно выбрать момент для выкладки сути дела.

Это кульминационный момент, и надо учитывать и анализировать весь процесс убеждения. Но здесь необходима особая четкость изложения. Надо избегать "лобовых" доказательств типа "Вы должны", "Я заставлю" и др. Здесь надо понимать, что слушатель в ходе беседы должен сам прийти к этому выводу, а при успешном убеждении, сам сформулирует его.

9. Если работник согласен с доказательством менеджера, то достаточно
только указать ему направление действий.

Если же не согласен, то надо искать новые пути, новые аргументы. Возможно вносить поправки, заверяя, что Вы уважаете контрдоводы и склонны в том-то и потому-то их учесть. Конечно речь идет не о сущность принципиальных вопросов, когда уступки недопустимы, а о пути объяснения проблемы, пути убеждения. Всегда в поле зрения надо иметь главную цель убеждения и помнить слова философа Сенеки: "Если человек не знает, к какой гавани плывет, никакой ветер не будет попутным".

10. Остерегаться того, чтобы не усиливалось взаимное непонимание.

Это чаще всего приведет к конфликту скрытом или явном.

11. Процедура убеждению должна быть сугубо индивидуальной.

В связи с этим не только доказательств, но и для выбора процедуры убеждению необходимая информация о квалификации работника, его возраст, авторитет и др. Это даст возможность выбрать порядок работы с убеждению, место, время и др.

Если, например, уже видно, что позиция работника неверна, то ход убеждение может быть построено таким образом:

  • острая постановка проблемы перед работником;
  • побуждение работника к оценке проблемы и общего решения;
  • объяснение ошибочности позиции работника;
  • обоснование верной точки зрения с привлечением надежной аргументации и примеров;
  • достижения фазы принятия работником верной позиции и ее развитие.

Но рассчитывать на положительный результат убеждения после одной-двух бесед не всегда возможно. Ведь неверная позиция работника формировалась и закреплялась долгое время и ему не так легко перестроиться. Поэтому иногда важно в ходе беседы просто породить у работника "зерно" сомнения в обоснованности своей позиции и представить мнение о верное решение. Пройдет некоторое время и посеянное "зерно" сойдет.

12. В процессе убеждения надо использовать вспомогательные приемы доказательств.

Ими могут быть:

  • сравнения;
  • примеры;
  • ссылки на авторитет;
  • статистические данные;
  • наглядные пособия.

13. Учитывать факторы на которые обращают внимание. Такими факторами могут быть:

  • внешний вид менеджера;
  • его манеры, позы и жесты;
  • звучность, темп, высота и тембр голоса;
  • произнесения и артикуляция.

Все эти факторы - это одно из существенных качеств искусства менеджера.

Разъяснение - это один из видов информирование работников о порядке выполнения задания. Менеджеру во многих случаях достаточно разъяснить свое распоряжение и ничего дополнительно делать не нужно. Это когда он имеет дело с квалифицированными работниками.

При проведении разъяснения надо учитывать и психологический аспект: разъяснения подчиненный воспринимает как знак уважения и доверия.

Разъяснения могут быть различными по степени детализации:

Разъяснение должно быть чіткім, ясным и не запутывать исполнителя. Но прежде всего нужно четко определить, какая цель ставится при проведении разъяснения. Это определяет и содержание разъяснения, и объем, и его построение.

При разъяснении, как и при убеждении, надо использовать и логические и психологические доказательства.

  • вводная часть;
  • пояснительная часть;
  • мотивационная часть.

Это страхует от угрозы неточной или неполной и неверного толкования и использования распоряжение.

Здесь надо учитывать, что длинные роз"яснювання вызывает больше всего раздражение, если в это время не выполняются более важные дела. Это же надо учитывать и иметь чувство меры и в письменных разъяснениях.

Понятию убеждение в социальной психологии дают следующие определения:

1. Убеждение - это система мировоззренческих знаний человека, прошедших через его ум, чувство и волю .

2. Убеждение - это совокупность разносторонних влияний на личность с целью воспитания у нее общественно необходимых качеств .

3. Убеждение - это побуждение человека к определенной деятельности . Убеждать -- это значит побуждать людей словом, делом, своим примером и целенаправленном организацией социальной сферы .

4. Убеждение - личностное образование, представляющее отношение человека к действительности и характеризующееся единством когнитивного и потребностно-личностного компонентов . Качества убеждения зависят от способа усвоения определённых знаний, мнений оценок.

5. Убеждение - это воздействие на сознание, чувства, волю людей посредством сообщения, разъяснения и доказательства важности того или иного положения, взгляда, поступка либо их недопустимости с целью заставить слушающего изменить существующие взгляды, установки, позиции, отношения и оценки либо разделить мысли или представления говорящего .

Убеждение - основной, наиболее универсальный метод руководства и воспитания . Механизм убеждения основан на активизации умственной деятельности человека, на обращении к рациональной стороне сознания. Предполагается, что убеждаемый должен осуществить сознательный выбор путей и средств достижения цели, т.е. чтобы убедить, надо привлечь внимание объекта воздействия, изложить и разъяснить новую информацию, привести впечатляющие аргументы.

Убедить кого-либо в чем-либо - значит добиться такого состояния, когда убеждаемый, вследствие логических рассуждений и умозаключений, согласится с определенной точкой зрения и будет готов защищать ее или действовать в соответствии с ней .

Основными средствами убеждения выступают графический знак, образ, тембр речи, жест, мимика, эмоционально-волевые состояния, ритм речи и действий, свет и цвет наглядного средства, результаты труда, статус и авторитет убеждающего. Следует добавить, что не все люди в равной степени обладают готовностью принять точку зрения воздействующего лица. Чаще всего воспринимается лишь та информация, которая согласуется с имеющимися установками .

В данном случае понятие, которое мы будем рассматривать в данной работе наиболее полно отражено в пятом определении, его дополняют третье и четвёртое определение. При этом понимаем, конечно, диалектическую взаимосвязь и единство всех названных сторон убеждения.

Виды убеждения

По мнению Майерса , существует два способа убеждения прямой и косвенный.

Прямой способ убеждения - это убеждение, имеющее место, когда заинтересованная аудитория сосредотачивает всё внимание на благоприятных аргументах .

Косвенный способ убеждения - это убеждение, имеющее место в том случае, когда на людей влияют случайные факторы, например: привлекательность автора .

Прямой способ убеждения имеет место, когда люди от природы склонны анализировать происходящее или заинтересованы в предлагаемой теме. Если тема не привлекает устойчивого внимания аудитории, убеждение может осуществляться по средством косвенного способа, когда люди используют случайные признаки или эвристику для поспешных выводов . Убеждение, осуществляемое прямым способом, является более аналитическим и менее поверхностным, оно более устойчиво и с большей вероятностью способно повлиять на поведение .

Вся процедура убеждения укладывается в четыре вида воздействия. Это информирование, разъяснение, доказательство и опровержение .

Информирование - это сообщение, во имя чего личность должна действовать. Для того чтобы побудить личность к деятельности, требуется целый спектр побудительных воздействий . Это связано с тем, что субъект воздействия, прежде чем действовать, хочет убедиться, что надо делать и сумеет ли он это делать. Никто не начнет действовать, если считает, что действовать либо не стоит, либо невозможно. Психолог Т. Томашевский вывел вышеизложенную зависимость и выразил её следующей формулой:

по которой решение, приводящее к действию, является функцией (f) ценности поли (У) и вероятности ее реализации (р) " . Между оценкой ценности цели и оценкой вероятности ее реализации существует отношение псевдопроизведения (если один элемент приближается к нулю, тогда и все произведения" приближается к нулю, несмотря на величину другого элемента).

В формуле Томашевского отражена очень важная для руководителя мысль: чтобы побудить работника к нужной деятельности, следует прежде всего информировать его о ценности цели и вероятности ее достижения, т. е. убедить его в целесообразности действий .

Ярким примером в этом плане является работа с людьми по стимулированию их на внедрение новой технологии и новой техники. Следует подчеркнуть, что все известные нам нововведения по степени принятия их людьми можно разделить на две группы:

а) нововведения, имеющие отношение исключительно к технической (технологической) стороне производства;

б) нововведения, связанные с социальными аспектами производства.

Первая группа нововведений - это, например, совершенствование какого-либо технического устройства, облегчающего труд работника.

В последнее время на многих предприятиях появилась проблема, связанная с компьютеризацией. Она заключается в том, что это техническое устройство значительно облегчит труд работника, при условии, что сотрудник владеет навыками работы с этой машиной. Зачастую специалисты в своём деле и большим опытом работы сталкиваются тем, что они беспомощны перед компьютером. Сотрудники обычно с негативизмом ждут такого нововведения, это связано с боязнью нового, ригидностью. Важно информировать персонал о пользе всякого нововведения, отправлять работников на курсы по овладению необходимыми навыками. Необходима работа с информацией для руководителя, как и по каким каналам, она поступает к подчинённым.

Вторая группа нововведений обычно также внедряется не гладко. Дело здесь заключается в том, что такое нововведение ломает устоявшиеся стереотипы поведения персонала .

Информирование о результатах работы - ознакомление с результатами деятельности оказывает стимулирующее воздействие на сотрудников. Рядом исследователей доказывается, что информирование исполнителя способно повысить результаты труда на 12 - 15% .

Речь идет об информации как об успехах, так и о неудачах. В то же время отсутствие какой-либо информации приводит к снижению результатов, напряженности, конфликту . Кроме того, информирование способствует налаживанию благоприятных деловых отношений "по вертикали", улучшает взаимопонимание, облегчает процесс воздействия в целом. Хорошо организованное обсуждение результатов работы способствует мотивации подчиненных, а также необходимо для ощущения ими собственной значимости и внесения тех или иных изменений в их поведение . Сила цифры иногда оказывается более действенной, чем убеждения и наказания .

Информирование о результатах деятельности будет действенно при условии, что до этого произведена объективная оценка работы сотрудников на основе выделенных и согласованных критериев . Желательно, чтобы для молодого сотрудника их было немного (два-три). В дальнейшем можно включать в набор оценок результатов работы другие критерии, например коммуникабельность, обязательность, дисциплинированность, взаимодействие и т.п. Обсуждение результатов работы должно проводиться регулярно: один раз в квартал и по истечении года . В условиях дефицита количественных показателей деятельности подчиненных наибольшую трудность для руководителя будет представлять преодоление "эффекта ореола", т.е. позитивной оценочной пристрастности при благоприятном отношении к сотруднику и гипертрофированном внимании к недостаткам при антипатии .

Следующий вид убеждающего воздействия, который занимает не менее важное место, чем информирование - это разъяснение . Сама должность обязывает руководителя производства разъяснять многие насущные вопросы. Можно выделить наиболее типичные виды разъяснения: а) инструктивное; б) повествующее; в) рассуждающее .

Инструктивное разъяснение - это схематическое раскладывание деятельности подчиненных, побуждаемых к усвоению инструкции . При таком разъяснении мышление подчинённого не загружается, а задействуется память. Следует заметить, что такой прием не очень нравится творческим натурам или лицам с художественными наклонностями. У тех же, кто привык к строгим, можно сказать алгоритмическим, правилам и указаниям, инструктирование не порождает противодействия .

Повествующее разъяснение - это своеобразный рассказ нацелен на изложение фактов в виде живого повествования, которое последовательно приводит к вполне определенным выводам . Во многих случаях такой вид разъяснений привычнее (знаком еще со школьной скамьи) и потому предпочтительнее. Но его использование обязывает руководителей производства тренироваться в компоновке материала сообщения, в постановке голоса, мимики и жестов .

Рассуждающего разъяснения - это разъяснение с полемикой, активизирует мыслительную деятельность, побуждает внимательнее отнестись к предлагаемым конкретным выводам . Приёмы рассуждающего разъяснения важны для руководителей, общающихся с творческими, инициативными людьми, которые жаждут активного участия общения .

Рассуждающее разъяснение строится таким образом, что руководитель ставит перед собеседником вопросы "за" и "против", заставляя его мыслить самого . При рассуждающем разъяснении можно, поставив вопрос, самому ответить на него, а можно побудить к ответу слушающего. Именно побудить, всем ходом рассуждения возбудить у собеседника желание дать ответ. Здесь нельзя требовать ответа. Как только руководитель начнет побуждать к ответу, рассуждающее разъяснение теряет смысл. При рассуждающем разъяснении слушающий вместе с руководителем ищет пути разрешения ситуации (конечно, под направляющим влиянием руководителя). Слушающий (подчинённый) при этом ощущает свою значимость. Когда же из него вытягивают ответы, то он, лишаясь такого ощущения, переходит в состояние психологической защиты. И тогда рассуждающее разъяснение превращается в инструктивное .

Естественно рассуждающее разъяснение очень полезно и в устном выступлении руководителя перед аудиторией . В этом случае желателен переход от рассуждений к постановке проблемы. Таким образом, в рассуждающем разъяснении ответ на поставленный вопрос высказывается в основном руководителем, а в проблемном он формируется самими слушающими . Проблемное разъяснение практикуется главным образом перед аудиторией в специальном выступлении .

Доказательство - логическая операция, строящаяся на основах законов логики: законе тождества, законе противоречия, законе исключённого третьего и законе достаточного основания . Суть доказательства заключается в том, что выдвигается какой-то тезис и подыскиваются аргументы или доводы для доказывания тезиса .

Сама процедура обычно называется демонстрацией . Чтобы убедить сотрудников или доказать им истинность какого-либо положения необходимы факты. Без фактов нет доказательства. Факты создают у работников соответствующий настрой на восприятие действительности, формируют установку .

Оценка труда подчинённых очень сильно сказывается на мотивации их трудовой активности, если эта оценка воспринимается ими, как реальная, истинная, то она выполняет свою побуждающую функцию, если же она воспринимается, как заниженная, надуманная, не реальная, то и побуждения нет . Подчинённым нужны факты, доказывающие истинность оценки. Не менее важная роль в доказательстве принадлежит личным качествам руководителя . Успех доказательства зависит от его чувства такта, от умения ладить с людьми . Доказывая что-либо, мы тем самым опровергаем идею нашего собеседника, а значит для опровержения слово, дело и личность руководителя также свойственны, как и для доказательства .

Опровержение - критика устоявшихся взглядов и стереотипов поведения людей, с разрушением и формированием его установок . Во время опровержения мы встречаемся с чувством собственного достоинства оппонента. В связи с этим одной логики оказывается недостаточно. Нет смысла вступать в спор, чтобы опровергнуть что-либо. Наш оппонент не признается, что был не прав, для замены одной установки на другую требуется не один день.

Существуют специфические социально-психологические правила:

1. При опровержении доводов оппонента следует обращаться к его чувству собственного достоинства. Чувство собственного достоинства (ЧСД) равно отношению величины успеха данного лица (У) к его притязаниям (П) .

Чем выше успех и чем меньше притязания, тем выше ЧСД . Под успехом здесь понимается не материальная, социально-психологическая величина, выступающая в виде оценочных суждений со стороны окружающих . Во всех случаях добиваются успеха в тех случаях, если дают человеку почувствовать его собственное "Я": называют его по имени и отчеству, подчёркивают реальные заслуги, дают возможность проявить инициативу, побуждают к самостоятельным действиям, стараются не навязывать чужой образ мыслей, а стимулируют к размышлению .

Эффективность убеждения зависит от личностных свойств тех, кого убеждают . Согласно исследованиям американских учёных убеждению не поддаются: люди с ограниченной фантазией, внутренне ориентированные личности, социально не контактные люди, лица с явно выраженной агрессивностью, индивиды с параноидальными тенденциями .

Уже в 20-е годы этот метод получает научное признание. Его педагогическая роль определяется тем, что процесс воспитания органически связан с развитием сознатель­ности учащихся, с пониманием ими правил поведения и своего места в преобразовании окружающей жизни. В педагогике подчеркивалось, что организация жизни и деятельности учащихся должна находиться в органичес­ком единстве с развитием их нравственного сознания, с расширением их гражданского кругозора, с постоянной разъяснительной работой. Все это говорит о необходимо­сти широкого использования метода убеждения в воспи­тании, о многогранности его педагогического влияния на развитие и социализацию учащихся.

Указывая на сущность этого метода, Н.И.Болдырев писал, что убеждение - это воздействие воспитателя на

Пинкевич А.П. Педагогика. М., 1924. Т. 1. С. 85.


сознание, чувства и волю воспитуемых с целью форми­рования и закрепления у них положительных моральных качеств и устранения отрицательных черт в их характе­ре и поведении. Данная дефиниция нуждается в уточне­нии, поскольку она исходит из идеи внешнего воздей­ствия на детей. Более правильным будет сказать:

убеждение - это такой метод воспитания, который выража­ется в эмоциональном и глубоком разъяснении сущности социальных и духовных отношений, норм и правил поведе­ния, в развитии сознания и чувств воспитуемой личности.

Только через механизмы содержательной и эмоцио­нально окрашенной разъяснительной работы этот метод находит свое педагогическое осуществление. Конечным же результатом этого процесса должно быть формирова­ние твердых, глубоко осмысленных и эмоционально пе­режитых убеждений по различным вопросам отношения к окружающему миру, то есть убеждений как цементи­рующей основы сознания и поведения. Вот почему необ­ходимо отличать убеждение как метод, как процесс вос­питания и убеждение как результат этого процесса, как устойчивая жизненная позиция личности.

Психологической основой этого метода является прин­цип опережающего отражения в сознании ученика тех действий и поступков, которые он собирается совершить. Это опережающее отражение (планирование, мысленное моделирование) поведения базируется не только на при­обретенном опыте, но и на знании норм, правил и прин­ципов деятельности. Предпринимая те или иные действия, личность так или иначе сообразует их с моральными пред­писаниями и общественными требованиями. Именно по­этому весьма важно развивать сознательность учащихся в различных видах деятельности, приучать их к обдумы­ванию своего поведения.

Сопоставляя свои действия и поступки с тем, как необ­ходимо себя вести, личность полнее осознает и пережи­вает внутренние противоречия, которые возникают между достигнутым и необходимым уровнем интеллектуального, нравственного, эстетического и физического развития, и на этой основе у нее появляется потребность в совершен­ствовании своего поведения и личностных качеств.

Существенное значение имеют те конкретные средства метода убеждения, которые используются в процессе его применения. К важнейшим из этих средств относятся:


формы учебной работы, разъяснительные индивидуальные и коллективные беседы, ученические вечера, конферен­ции на научные, нравственные, эстетические и санитар­но-гигиенические темы, диспуты, встречи с деятелями науки, техники, искусства и т.д.

Об использовании этих средств воспитания и их мето­дике более подробно будет идти речь при освещении воп­росов нравственного, эстетического и физического воспи­тания. Здесь же следует подчеркнуть, что только глубокая содержательность и эмоциональность убеждений способ­ствует развитию сознательности учащихся и действенно­му формированию у них личностных черт и качеств и при­дает воспитанию подлинно гуманистический характер.

4. Метод положительного примера. Развитие лично­сти происходит не только в результате воздействия слова и мысли как средств разъяснения и убеждения. Исклю­чительно большое воспитательное значение имеют поло­жительные образцы и примеры поведения и деятельнос­ти других людей. Недаром один мудрый человек сказал, что для духовного развития личности нужны три усло­вия: большие цели, большие препятствия и большие при­меры. Вот почему в процессе формирования личностных качеств учащихся широкое применение находит положи­тельный пример как метод воспитания.

Многие мыслители и педагоги отмечали высокую пе­дагогическую эффективность этого метода.

Древнеримский философ Сенека утверждал: "Трудно привести к добру нравоучением, легко - примером". К.Д.Ушинский подчеркивал, что воспитательная сила из­ливается только из живого источника человеческой лич­ности, что на воспитание личности можно воздействовать только личностью.

Сущность положительного примера как метода воспи­тания состоит в использовании лучших образцов поведе­ния и деятельности других людей для возбуждения у уча­щихся стремления (потребности) к активной работе над собой, к развитию и совершенствованию своих личностных свойств и качеств и преодолению имеющихся недостатков.

Психологической основой влияния положительного примера на воспитание детей является их подражатель­ность. Раскрывая характер подражательной деятельнос­ти ребенка, французский психолог Анри Валлон писал: "Подражание - это вызывание действия внешней мо-


делью". Я.А.Коменский, указывая на воспитательную роль подражательности, отмечал, что дети "учатся раньше подражать, чем познавать".

Психологический механизм воздействия подражания заключается в том, что, воспринимая различные образцы поведения и деятельности, дети переживают внутренние противоречия между достигнутым и необходимым уров­нем развития, и у них появляется потребность в совер­шенствовании своих личностных черт и качеств.

Хотя пример как метод воспитания основывается на подражательности детей, его психолого-педагогическое значение не сводится только к приспособительной деятель­ности. Он оказывает сильнейшее влияние на развитие сознательности и моральных чувств детей. Наблюдая и анализируя живые образцы высокого патриотического мужества, трудолюбия, культуры отношений между людь­ми, школьник отчетливее осмысливает сущность и со­держание этих качеств. С этой точки зрения метод поло­жительного примера выполняет своеобразную роль убеж­дения и служит важным средством повышения влияния различных форм разъяснительной работы, формирова­ния у учащихся духовных потребностей, мотивов пове­дения и моральных установок.

В процессе воспитания используются самые разнооб­разные примеры. Это прежде всего поучительные эпизоды из жизни и деятельности известных людей - ученых, писа­телей, общественных деятелей и т.д. Школьников увлекают научные свершения Н.И.Лобачевского, Д.И.Менделеева, К.Э.Циолковского, И.П.Павлова, мужество и отвага летчика Алексея Маресьева и многих других.

Немаловажное значение в воспитании имеют примеры добросовестного поведения, труда и учебы, которые про­являют лучшие школьники. Однако их необходимо тактич­но использовать. Примеры положительного поведения луч­ших учащихся не должны превращаться в нудное морали­зирование и сводиться к постоянным рассказам о "добро­детельных мальчиках и девочках". Нужно заострять вни­мание не столько на их расхваливании, сколько на осмыс­лении моральной сущности их поступков с тем, чтобы не вносить в детскую среду соперничества и не противопос­тавлять учащихся друг другу.

Большого внимания заслуживает и такая деталь. Неко­торые школьники не всегда вдумчиво подходят к оценке тех примеров, которые они перенимают. Между тем в ряде случаев эти примеры имеют отрицательный характер. Так,


следуя рискованному примеру своих товарищей, отдель­ные учащиеся проявляют "смелость", прыгая со второго этажа здания или включаясь в воровство и т.д.

В этих случаях большую роль играют разъяснитель­ные мероприятия, коллективные и индивидуальные беседы, а главное - организация содержательной и разно­образной внеклассной работы.

При использовании положительного примера в воспи­тании существенное значение имеет учет особенностей личностного развития учащихся. С возрастом у школь­ников повышается критичность в оценке поведения то­варищей и взрослых. В их глазах только тот хороший поступок заслуживает одобрения и подражания, который совершен авторитетным и уважаемым человеком. Это особенно относится к учителям. В одной из лекций А.С.Макаренко говорил, что "без авторитета невозможен воспитатель" 1 . По этому поводу Н.К.Крупская высказы­вала такую мысль 2:

Для ребят идея не отделена от личности. То, что гово­рит любимый учитель, воспринимается совсем по-друго­му, чем то, что говорит презираемый ими, чуждый им чело­век. Самые высокие идеи в его устах становятся ненавис­тными.

У нас требуют от учителя известного уровня подготов­ки. Это правильно. Но нужно не только это. Нужно обду­мать, как проверять также и умение учителя влиять на ребят, заслуживать их любовь и уважение.

5. Метод упражнений (приучения). Как уже отмеча­лось, в структуре личностных качеств важное значение имеют навыки и привычки поведения и деятельности. Их формированию способствует метод упражнений, или приучения.

Метод этот как специфический способ воспитания не сразу получил признание в нашей педагогике. В 20-е годы, когда острой критике подвергались методы воспитатель­ной муштры и в некоторой степени идеализировалась теория "свободного воспитания", понятие упражнение ассоциировалось с понуждением к той или иной форме поведения. Главными и, пожалуй, чуть ли не единствен-

1 Макаренко А.С. Соч. Т. 4. С. 351.

2 Крупская Н.К. Пед. соч. Т. 5. С. 265-266.


ными считались методы разъяснения, убеждения и апел­лирования к сознанию ребят.

Существенным образом положение изменяется в сере­дине 30-х годов, когда широкое признание в педагогике получили творческие достижения А.С.Макаренко и его выступления по теоретическим и методическим вопро­сам воспитания. Выдающийся педагог подвергал резкой критике те тенденции в воспитании, согласно которым дисциплина детей якобы целиком должна вытекать из сознания. Указывая на то, что наша дисциплина должна быть сознательной, А.С.Макаренко отмечал 1:

В 20-х годах, когда такой широкой популярностью пользовалась... тенденция свободного воспитания... эту формулу о сознательной дисциплине расширяли, счита­ли, что дисциплина должна вытекать из сознания. Уже в своем раннем опыте я видел, что такая формулировка может привести только к катастрофе, то есть убедить чело­века в том, что он должен соблюдать дисциплину, и наде­яться, что при помощи такого убеждения можно добиться дисциплины, это значит рисковать 50-60 % успеха.

А.С.Макаренко не только не отрицал роли сознания в нравственном развитии воспитанников, но всячески под­черкивал его огромное значение. Однако он считал, что в процессе воспитания крайне важно и необходимо воору­жать детей практическим опытом, формировать у них навыки и привычки поведения. Он писал 2:

Наше поведение должно быть сознательным поведе­нием... но это вовсе не значит, что в вопросах поведения мы всегда должны апеллировать к сознанию... Настоящая широкая этическая норма становится действительной толь­ко тогда, когда ее "сознательный" период переходит в пе­риод общего опыта, традиции, привычки, когда эта норма начинает действовать быстро и точно.

А.С.Макаренко со всей определенностью указывал на необходимость нравственной натренированности воспи­танников, вооружения их моральным опытом 3:

Нужно стремиться к тому, чтобы у детей как можно креп­че складывались хорошие привычки, а для этой цели

1 Макаренко А.С. Соч. Т. 5. С. 435.

2 Там же. С. 436.

3 Там же. Т. 2. С. 257.


наиболее важным является постоянное упражнение в пра­вильном поступке. Постоянные же рассуждения и разгла­гольствования о правильном поведении могут испортить какой угодно опыт.

Впоследствии проблема формирования умений, навы­ков и привычек поведения в процессе воспитания стала привлекать внимание психологов. Л.И.Божович отме­чала 1:

Качество личности нельзя воспитывать только путем убеждений, требований, поощрений и наказаний. Спосо­бам устойчивого поведения надо учить ребенка так же, как мы учим его русскому языку и арифметике.

Что же следует понимать под методом упражнений (приучения)? Как писал Н.И.Болдырев, под методом упражнений (приучения) понимается многократное повторение действий и поступков учащихся в целях образования и закрепления у них необходимых навыков и привычек поведения. Это определение в основном пра­вильно раскрывает сущность упражнения, хотя и нуж­дается в некотором дополнении. Речь идет о том, что в процессе формирования у учащихся навыков и привычек поведения повторяться должны не только действия и поступки, но и вызывающие их потребности и мотивы, то есть те внутренние стимулы, которыми определя­ется поведение личности.

Сущность упражнений (приучения) как повторения одних и тех же действий и поступков и вызывающих их потребностей и мотивов поведения находит свое подтвер­ждение в физиологии и психологии. С физиологической точки зрения, навыки и привычки поведения представ­ляют собой результат повторения и закрепления опреде­ленного образа действий, определенных нервных связей между организмом и средой. И.П.Павлов подчеркивал 2:

Наше воспитание, обучение, дисциплинирование вся­кого рода, всевозможные привычки представляют собой длинные ряды условных рефлексов. Кто не знает, как ус­тановленные, приобретенные связи известных условий, то есть определенных раздражений, с нашими действиями

1 Божович Л.И. Изучение качеств личности и аффективной сферы ребенка: Тез. докл. на II съезде общества психологов. М., 1963. Вып. 5. С.105.

2 Павлов И.П. Соч. М.; Л., 1947. Т. 4. С. 327.


упорно воспроизводятся сами собой, часто даже несмотря на нарочитое противодействие с нашей стороны? Это оди­наково касается как производства тех или других действий, так и выработанного их задерживания, то есть как поло­жительных, так и отрицательных рефлексов. Известно далее, как иногда нелегко развить нужное торможение в случае как отдельных лишних движений при играх, при манипуляции в разных искусствах, так и действий. Точно так же практика давно научила, как исполнение трудных задач достигается только постепенными и осторожными подходами к ним.

Но если физиологи рассматривают деятельную сторо­ну образования навыков и привычек поведения, то пси­хологи связывают их с многократным повторением одних и тех же переживаний. Указывая на эту сторону упражнений, С.Л.Рубинштейн писал, что проблема фор­мирования характера и свойств личности должна "сосре­доточиться... на... проблеме перехода ситуационно, сте­чением обстоятельств порожденных мотивов (побужде­ний) в устойчивые личностные побуждения" 1 .

Упражнения (приучение) как общий метод воспита­ния применяются для решения самых разнообразных задач нравственного, эстетического и физического разви­тия учащихся. Например, в процессе нравственного воспи­тания этот метод способствует формированию у детей при­вычки правильно сидеть за партой, обращаться к товари­щам, учителям и взрослым, а также принципиальности, патриотизма, дисциплинированного поведения и т.д. Уп­ражнения выступают как основной метод выработки у уча­щихся санитарно-гигиенических умений и навыков, разви­тия художественно-эстетических способностей.

Широкий диапазон воспитательного влияния этого метода на учащихся обусловливает большое разнообра­зие средств его реализации. В качестве таких средств выступают различные формы учебной работы, разнооб­разные внеклассные мероприятия, а также общение как особый вид деятельности, в процессе которого вырабаты­ваются культура речи, навыки и привычки вежливости, правдивости, товарищества и т.д. Иначе говоря, всякая практическая деятельность учащихся, если она соответ­ствующим образом организована, является средством метода упражнений (приучения).

1 Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. М., 1959. С. 135.


Но важно не только то, что этот метод охватывает все стороны развития растущей личности. Главное заключа­ется в том, что без разумно осуществляемых упражне­ний (приучения) нельзя добиться эффективности воспи­тания. А.С.Макаренко говорил 1:

Попробуйте серьезно, искренно, горячо задаться целью воспитать мужественного человека. Ведь в таком случае уже нельзя будет ограничиться душеспасительными разго­ворами. Нельзя будет закрыть форточки, обложить ребенка

ватой и рассказывать ему о подвиге Папанина. Нельзя будет потому, что результат для вашей чуткой совести в этом случае ясен: вы воспитываете циничного наблюда-

теля, для которого чужой подвиг - только объект для гла-зения, развлекательный момент.

Нельзя воспитать мужественного человека, если не по­ставить его в такие условия, когда бы он мог проявить мужество,- все равно в чем,- в сдержанности, в прямом открытом слове, в некотором лишении, в терпеливости, в смелости.

Педагогические основы организации упражнений (приучения) с целью формирования у учащихся прак­тических умений, навыков и привычек в тех или иных областях деятельности и поведения обстоятельно и глу­боко раскрыл К.Д.Ушинский. В соответствии с психо­логической структурой личностных качеств в процес­се выработки навыков и привычек он выделял следу­ющие приемы:

- постановку воспитательной задачи и возбуждение
у учащихся потребности в том или ином виде
деятельности;

-разъяснение способов деятельности и вооружение
их соответствующими знаниями (развитие сознания);

-практический показ действия по решению постав­
ленной задачи;

-организацию первоначального воспроизведения уча­
щимися показанных действий (образцов поведения);

-последующую тренировку в совершенствовании и
закреплении способов деятельности и поведения;

-предъявление требований к учащимся в совершен­
ствовании организуемых упражнений;

-напоминание и контроль за поведением.

Макаренко А.С. Соч. Т. 5. С. 424-425.


К.Д.Ушинский писал 1:

Привычка укореняется повторением какого-нибудь дей­ствия, повторением его до тех пор, пока в действии нач­нет отражаться рефлективная способность нервной сис­темы и пока в нервной системе не установится наклон­ность к этому действию. Повторение одних и тех же дей­ствий есть, следовательно, необходимое условие установ­ления привычки.

В то же время Ушинский отмечал, что вначале это повторение должно быть более частым с тем, чтобы оно быстрее закрепилось в поведении, а в последующее время выработанный навык следует подкреплять напоминани­ем, контролем и периодическим повторением трениро­вок.

К сожалению, до сих пор в практике воспитательной работы существует боязнь в применении метода упраж­нений. Не все учителя осознают, что если ученики не умеют соблюдать порядок в классе и на переменах, опаз­дывают на занятия и т.д., то в данном случае нужны не только разъяснительные беседы, увещевания и требова­ния, но главным образом организация специальных уп­ражнений, нравственная тренировка. Многие недочеты в поведении, которые нередко наблюдаются в школах, объясняются недостаточной натренированностью уча­щихся, отсутствием должной системы в организации упражнений в правильных поступках.

6. Методы одобрения и осуждения. В процессе вос­питания применяются методы одобрения и осуждения. Однако в 20-е годы отношение к ним было негативное, поскольку они считались атрибутами старой школы. Неприемлемость одобрения и осуждения пытался, напри­мер, обосновать П.П.Блонский. Он считал, что меры осуж­дения вызывают у ребят неприязнь к воспитателям, по­рождают страх и создают моральных циников. Исполь­зование же различных наказаний может порождать у воспитателей соблазн сделать их основными средства­ми воздействия на детей и забывать о других воспита­тельных мерах 2 . С позиций отрицания педагогической

Ушинский К.Д. Собр. соч. Т. 10. С. 388. Блонский П.П. Педагогика. М., 1924. С. 91.


целесообразности поощрений и наказаний выступал С.Т.Шацкий.

Эту точку зрения не разделял А.П.Пинкевич. Он счи­тал, что в процессе воспитания полезно использовать разумные меры взыскания, побуждающие ребят быть более требовательными к своему поведению 1:

От простого шутливого укора, добродушного выговора до временного удаления из помещения, где идет общая работа, - такова дистанция в применении наказаний.

Что же касается поощрений, то они, по мнению А.П.Пинкевича, вызывают нездоровое честолюбие, и он решительно их отвергал.

Одним из первых, кто стал критически оценивать су­ществующее в теоретической педагогике негативное от­ношение к наказаниям, был А.С.Макаренко. Обосновывая правомерность наказания как одного из методов воспи­тания, он указывал на то, что они помогают "оформиться крепкому человеческому характеру", способствуют повы­шению ответственности детей за свои поступки, воспи­тывают волю и человеческое достоинство, вырабатывают "уменье сопротивляться соблазнам и преодолевать их" 2 .

Что же следует понимать под методами одобрения и осуждения?

Одобрение как метод воспитания есть не что иное, как признание, положительная оценка поведения или качеств учащегося со стороны педагога или коллектива товарищей, выражаемые публично или в личной форме. В противопо­ложность этому осуждение выражается в неодобрении и отрицательной оценке действий и поступков личности, ко­торые противоречат нормам и правилам поведения.

Психологической основой методов одобрения и осуж­дения выступают те внутренние противоречия и пережи­вания, которые возникают у учащихся при их примене­нии. Дело в том, что каждый ученик стремится к разви­тию и совершенствованию своих личностных качеств. Реализуя свои целевые установки, он чутко прислуши­вается к оценочным суждениям учителей, коллектива и отдельных учащихся. Если его действия и поступки одоб­ряются, он переживает чувство удовлетворения. Это сти-

1 Пинкевич А.П. Педагогика. Т. 1. С. 79. 2 Макаренко А.С. Соч. Т. 5. С. 399.


мулирует его к улучшению своего поведения, вызывает прилив бодрости и энергии и укрепляет уверенность в дальнейшем росте.

Такое же влияние оказывает на учащихся и метод осуждения, вызывая у них отрицательные внутренние переживания. Эти переживания заставляют школьника анализировать свои поступки и недостатки, обращать внимание на те внутренние противоречия, которые воз­никают между характером его поведения и более высо­ким уровнем требований коллектива. Все это побуждает более детально обдумывать свое поведение и способству­ет выработке так называемых задерживающих способно­стей, умения сопротивляться соблазнам и тормозить неблаговидные действия, нарушение порядка и дис­циплины.

Следовательно, смысл одобрения и осуждения зак­лючается в том, чтобы развивать у школьников нрав­ственное сознание и чувства, критичность к своему по­ведению и более требовательное отношение к себе.

Каждый из этих методов имеет соответствующие средства реализации и требует особого искусства в их при­менении. Так, средствами метода одобрения являются следующие виды (меры) поощрения: личная похвала учи­теля, классного руководителя, директора школы, благо­дарность в приказе по школе, награждение похвальными грамотами, медалями, ценными подарками. Кроме того, в школах имеются Доски почета, Книги почета, которые также являются своеобразными средствами одобрения.

Используя этот метод, прежде всего нужно учитывать возрастные особенности учащихся. В младших классах поощрения применяются чаще. Каждый положительный поступок ученика учитель должен заметить и как-то по­ощрить. Ученик правильно сидит за партой, правильно поднимает руку, не шумит на уроке - все это в младших классах должно привлекать внимание учителя. В стар­ших же классах одобряются уже более значительные поступки, например, если школьник систематически са­мостоятельно выполняет домашние задания, изготовля­ет приборы, активно участвует в труде и т.д. Но нельзя слишком часто расточать в этих классах благодарности и похвалы.

Поощрение надо применять как по отношению к от­дельным ученикам, так и по отношению к коллективу.


Лучшие учителя не просто поощряют ребят, а стремятся давать оценку их положительных действий и поступков. Например, они отмечают, что хорошая работа на пришколь­ном учебно-опытном участке - это не только показатель трудолюбия, но и проявление сознательной дисциплины. При использовании поощрений следует также учиты­вать то, как относятся к ученику его товарищи, коллек­тив. Поощрение ученика, который делает все для показа, будет приносить не пользу, а вред. В этой связи надо заме­чать и отмечать положительные поступки тех школьни­ков, которые обычно не отличаются хорошим поведением. Это будет побуждать их к преодолению своих недостатков.

Вообще надо стремиться больше привлекать внима­ние учащихся ко всему хорошему, положительному, осу­ществляя принцип опоры на их лучшие поступки и качества.

С этой целью оформляются стенды "Что хорошего в нашей школе", "Их поступками гордится школа", "За честь школы" и т.д.

Средствами (мерами) метода осуждения выступают: замечание учителя, устный выговор, постановка уче­ника у парты, выговор в приказе по школе, вызов для внушения на педсовет, перевод в параллельный класс или в другую школу, исключение из школы по согласо­ванию с районным отделом образования и, наконец, на­правление в школу для трудновоспитуемых.

Осуждение только тогда достигает цели, когда оно является справедливым и поддерживается общественным мнением коллектива. Вот почему А.С.Макаренко считал, что на первых порах работы с ученическим коллективом следует по возможности воздерживаться от наказаний, а многие учителя и классные руководители, прежде чем прибегать к осуждению поступков тех или иных уча­щихся, советуются с коллективом.

Всякое осуждение должно сопровождаться анализом неблаговидного поступка и его моральной оценкой. Не следует использовать меры осуждения в тех случаях, когда ученик нарушил правила поведения необдуманно, случайно, - здесь вполне можно ограничиться разъяс­нительной беседой или же простым упреком. Особо вни­мательно следует относиться к тем ученикам, которые отличаются повышенной раздражительностью и неурав­новешенным характером. В таких случаях меры осужде­ния могут побуждать этих учеников на необдуманные и


рискованные поступки: уход с уроков, из дому и т.д. В подходе к таким учащимся нужно проявлять особую ос­торожность и очень тактично анализировать допускае­мые ими нарушения правил поведения.

Признавая правомерность применения одобрения и осуждения в системе школьного воспитания, нельзя, од­нако, преувеличивать их педагогическое значение, так как неправильное или слишком широкое их использова­ние может оборачиваться отрицательными последствия­ми. Именно поэтому одобрение и осуждение относят к вспомогательным методам воспитания, которые приме­няются главным образом для коррекции поведения.

7. Методы требования и контроля за поведением. Метод переключения. Комплексное использование методов воспитания. Личность постоянно испытывает влияние множества разнообразных внешних воздействий и внутренних побуждений. Нередко эти воздействия и побуждения отвлекают учащихся от выполнения уста­новленных норм и правил поведения. Например, чрез­мерное увлечение отдельными играми может создавать помехи в учебе, дружба с недисциплинированными свер­стниками - вызывать склонность к неблаговидным действиям и поступкам и т.д. Подобных помех в воспита­нии встречается немало. Вот почему наряду с убеждением, положительным примером, упражнениями, одобрением и осуждением возникает необходимость в применении таких методов воспитания, как предъявление требований, осу­ществление контроля за поведением учащихся, а также переключение с одного вида деятельности на другой.

В чем же заключается сущность этих методов и их педагогическое значение?

Требование есть способ непосредственного побужде­ния учащихся к тем или иным поступкам или действиям, направленным на улучшение поведения.

Требования помогают учащимся осознавать и пережи­вать возникающие у них внутренние противоречия меж­ду имеющимся и необходимым уровнем развития и тем самым вызывают потребность в работе над собой. Педа­гогическими средствами этого метода являются просьба, тактичные указания и распоряжения учителей, классных руководителей, директора школы и его заместителей. Значение этого метода состоит в том, что он позволяет


оперативно и действенно реагировать на отклонения в поведении учащихся и соответствующим образом коррек­тировать его. Естественно, что его эффективность опре­деляющим образом зависит от благожелательных отно­шений между учащимися и учителями, от педагогичес­кого такта и чуткости последних.

Под контролем (от фр. controle - надсмотр с целью проверки) понимается такой метод воспитания, который выражается в наблюдении за деятельностью и поведени­ем учащихся с целью побуждения их к соблюдению уста­новленных правил поведения, а также к выполнению предъявляемых заданий или требований.

Средствами осуществления контроля являются: повсед­невное наблюдение за поведением и работой учащихся, ин­дивидуальные беседы о выполнении полученных заданий или общественных поручений, отчеты школьников перед товарищами о своей работе и дисциплине. Контроль выпол­няет роль напоминающего фактора в поведении учащихся, выступая в качестве действенного стимула их деятельнос­ти и соблюдения установленного порядка.

Несколько иной является психолого-педагогическая основа воспитательного влияния метода переключения. В процессе воспитания иногда наблюдаются факты одно­стороннего увлечения учащихся той или иной деятель­ностью, которая нередко способствует формированию негативного поведения (например, чрезмерное увлечение детективной литературой, нездоровыми играми, в том числе и в карты, хождение группами по улицам поздно вечером и т.д.). Запреты и увещевания в этих случаях не всегда помогают. Гораздо более действенным методом преодоления подобных недостатков является переключе­ние учащихся на другие, более положительные виды деятельности и постепенное формирование нового стерео­типа поведения.

Весьма действенным оказывается этот метод, когда нужно возбудить у школьника или коллектива новые психические переживания, например, сгладить появив­шуюся обиду, снизить угнетающее воздействие неудачи или плохого настроения. Хорошо влияет этот метод тогда, когда учитель наталкивается на упрямство ученика и прямые требования не дают положительных результатов. В этих случаях лучше всего переключить внимание на другую деятельность, а в процессе ее побудить его к осоз­нанию допущенных ошибок.


Педагогическая действенность метода переключения связана с тем, что, переключая ученика или целый коллек­тив на новые виды деятельности, педагог возбуждает у них новые психические переживания, создает новые внутрен­ние установки в поведении и таким образом усиливает свое воздействие на их сознание, чувства и волевую сферу.

Очень полезен метод переключения в тех случаях, когда учителя сталкиваются с детской драчливостью, капризами и непослушанием. Хорошую мысль по поводу этого высказывал в свое время А.П.Пинкевич 1:

Детская драчливость, даже капризы в большинстве случаев ничего "ужасного" не представляют, нужно толь­ко суметь направить энергию в другое русло. Наступатель­ные инстинкты найдут себе прекрасное выражение в различных играх, в спорте, в старшем возрасте - в заня­тиях исследовательского типа, в соревновании при работе, в физическом труде и т.д. И скорее отсутствие наступа­тельного инстинкта у ребенка в первые годы его развития должно нас беспокоить, чем его присутствие.

Заканчивая рассмотрение общих методов и средств воспитания, следует подчеркнуть, что только умелое их применение обеспечивает успех в развитии учащихся в целом и в формировании у них личностных качеств в частности. Вот почему всегда нужно помнить следующее положение А.С.Макаренко 2:

Никакое средство нельзя рассматривать отдельно взя­тое от системы. Никакое средство вообще, какое бы ни взяли, не может быть признано ни хорошим, ни плохим, если мы рассматриваем его отдельно от других средств, от целой системы, от целого комплекса влияний.

Это ставит перед учителем задачу овладения искус­ством комплексного применения всех методов и средств воспитания и повышения их педагогической действен­ности.

ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ

1. Дайте определение сущности методов и средств воспитания. Пе­речислите основные методы воспитания.

1 Пинкевич А.П. Введение в педагогику. М., 1925. С. 37.

2 Макаренко А.С. Соч. Т. 5.,С. 116.


2. В чем заключается сущность и неприемлемость авторитарного
воспитания и его методов?

3. Как формировался в педагогике гуманистический подход к осу­
ществлению воспитательной работы и какое влияние он оказал на разра­
ботку методов воспитания?

4. Раскройте сущность и психологические основы каждого из
рассмотренных методов воспитания, а также педагогические средства
их осуществления.

5. Сопоставьте методы воспитания со структурой личностных ка­
честв человека. Какая связь существует между методами воспитания и
процессом формирования личностных качеств?

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Болдырев Н.И. Методика воспитательной работы в школе. М., 1984.

Гордин Л.Ю. Поощрения и наказания в воспитании детей. М., 1980.

Журавлев В.И. Сочетание средств и методов воспитания// Сов. пе­дагогика.1985. № 6.

Kopomoв B.M. Общая методика учебно-воспитательного процесса.М., 1983.

Харламов И.Ф. Основные вопросы организации воспитательной работы в школе. Мн., 1967.

Приемы и способы психологического воздействия на людей - это основная часть практической психологии. Благодаря этому каждый день наука открывает, изучает, проверяет, обобщает и предлагает использовать психологические методы влияния людей друг на друга в их жизни. Это может быть семейная, производственная, трудовая и общественная сфера. Все люди, когда общаются между собой, влияют друг на друга, специально или не специально, и используют при этом на практике определённые механизмы.

Какие существуют приемы и методы воздействия на человека?

Среди основных выделим следующие:

  • заражение;
  • внушение;
  • убеждение;
  • принуждение;
  • подражание;
  • поощрение.

Самым древним из них является механизм заражения. Он являет собой передачу эмоционально-психического настроя от одного к другому (смех, паника). Эффект заражения в большой степени зависит от интенсивности эмоционального состояния воздействующего человека.

Внушение: характеристика метода

Внушение лежит в основе обращения к эмоционально-бессознательной сфере человека. Оно имеет вербальный характер, а значит, осуществляется при помощи слов.

Та информация, которая предназначена для внушения, должна быть очень короткой, но имеющий максимальный смысл и насыщенность. А также использовать момент экспрессии, чтобы человек вмиг поверил в то, что ему говорят. Кроме этого, воздействующий человек не должен быть в эмоциональном трансе, а обязан быть в здравом рассудке, чувствовать себя уверенно, поскольку авторитетность источника информации - основа внушения. Если же воздействующий (внушающий) не имеет авторитета для воспринимающего (внушаемого), тогда сеанс не окончится успешно.

Важно помнить, что эффективность внушения может зависеть от интонации голоса человека. Она должна показывать уверенность, авторитетность и важность слов.

Методы убеждения: влияние внешних факторов на человека

Ежедневно мы сталкивается с убеждением. К примеру, производители продуктов питания желают, чтоб мы приобретали их масло и сыр, а киностудии - чтоб посещали премьеры их фильмов в кинотеатрах.

Так как методы убеждения - главная составляющая нашей жизни, зачастую мы не всегда можем заметить то, как оказались под их воздействием и влиянием внешних факторов. Эту науку изучали еще с древних времен, её конечной целью являлось заставить другого человека со спокойствием усвоить определённый аргумент и принять новое суждение элементов его системы мировоззрения.

Какие существуют основные методы убеждения и насколько они эффективны?

Ниже приведем несколько высокоэффективных приёмов убеждения. Кроме них также используются: поощрения, наказания, позитивный или негативный опыт, взывание к моральным качествам человека.

К методам убеждения относятся следующие виды:

  1. Наставление. Когда убеждаемый настроен положительно к убеждающему (если у него есть авторитет), он наставляет слушателей, убеждает их вести себя конкретным, нужным ему образом. В форме наставления директор дает непосредственные рекомендации своим подчиненным: «Сделайте это следующим образом, и мы добьемся таких-то результатов».
  2. Команды и приказы. К этим методам прибегают очень часто, если перед аудиторией имеется авторитет. Главное, чтоб приказы выполнялись. Но для успеха убеждаемый не должен критиковать поставленные задачи. К примеру, на просьбу родителей или бабушки собрать игрушки, малыш будет реагировать по-разному, если мама строга с ним, а бабушка проявляет мягкость.
  3. Совет. Когда между людьми есть доверие, близость, понимание. Конечно, давать советы нужно правильно, и делать это так, чтобы не обидеть близкого человека.
  4. Намек. Этот вид воздействия является косвенным, поскольку информацию сообщают не напрямую, а в виде полушутки или сравнения. По большей части намек нацелен не на мышление человека, а обращён к его эмоциональному состоянию. Лучше всего его использовать тогда, когда человек в игривом, приподнятом настроении.
  5. Косвенное одобрение. Данный прием можно использовать, когда человек в целом действует правильно. Главная цель - не дать свернуть с нужного пути. Но почему одобрение - косвенное? Если человеку сказать все напрямую и открытым текстом, это будет похоже на лесть и может отпугнуть. Абсолютно неуместно заглядывать человеку прямо в глаза и говорить: «Вы молодец! Таким образом, вы добьетесь желаемого». Лучше будет использовать убедительную фразу. Например: «Такой подход, как правило, дает отличные результаты».
  6. Плацебо. Данный эффект уже давно известен медицине. Как правило, доктор дает пациенту вместо серьезного лекарства обычную аскорбинку и говорит, что это препарат нового поколения, и он поможет от всех бед. Больной верит в хороший исход лечения и таким образом исцеляется. Также можно использовать данный прием, чтоб убедить собеседника, что все у него получится. К примеру, дать ребенку талисман и сказать, что пока он его хранит, сможет достичь всего, о чем мечтает. Правда, если еще приложит усилия. И вот увидите, у ребенка непременно все получится.

Все эти приемы известны каждому, в них нет ничего поражающего воображение, главное, правильно ими пользоваться, и тогда успех гарантирован. Существуют психологические методы убеждения, основная цель которых - воздействие на сознание человека и прием вашей точки зрения.

Психологические приёмы

Метод убеждения, примеры которого представлены в статье, широко используется психологами. Разберём их основные приёмы:

  1. Фундаментальный. Прямая речь к собеседнику, которого в открытую знакомят с нужной информацией, служащей основой доказательств правды.
  2. Противоречия. Выявление нестыковок в доводах убеждаемого и тщательная проверка личных аргументов на непротиворечивость, дабы предотвратить контратаку.
  3. Извлечение выводов. Аргументы раскрывают не сразу, а постепенно. Добиваясь согласия на каждом шаге.
  4. Куски. Аргументы убеждаемого распределяют на сильные, средние, слабые. Первых в основном не касаются, главная цель - последние.
  5. Акцентирование. Подчёркивание определённых моментов в приводимых собеседником доводах («ты же сам говоришь»).
  6. Игнорирование. Используется, если факт, который привел собеседник, не поддается опровержению.
  7. Двусторонняя аргументация. Для убедительности говорят сначала о преимуществах, а затем о недостатках предлагаемого способа решения данного вопроса.
  8. Метод бумеранга. Собеседнику возвращают его же аргументы, но направленные в другую сторону. Аргументы «за» превращаются в аргументы «против».

О принуждении

Методы убеждения и принуждения требуют их правильного использования на собеседнике. Эти два приёма абсолютно нельзя отрывать друг от друга, между ними существует диалектическая связь, единая объективность характера, и их использование определяется уровнем развития отношений в обществе.

Техника принуждения - это метод воздействия, имеющий два фактора: морально - психологический и физический. Он по своей сути схож с убеждением. Ведь в обоих главная задача ведущего - чтобы собеседник начал думать, как он. Как при использовании метода убеждения, в принуждении человек вначале обосновывает свою непосредственную точку зрения, прибегая к разным доказательствам. Поэтому их принято считать основными способами психологического воздействия на своего собеседника.

Акт убеждения является чуть ли не одним из самых сложных и требует определенных правил. Главное место в данном процессе является аргументирование позиции и стремление сделать так, чтобы её приняли другие люди. Методы принуждения и убеждения призваны заставить собеседника сделать то, что вам необходимо.

О поощрении

Становится определённо понятно, на что направлены методы убеждения. Методы поощрения - являются ли психологическим воздействием на человека? Техника данного способа направлена на стимулирование и закрепления положительного поведения воспитуемого. Но важно помнить, что поощрение не должно превращаться в захваливание, поскольку это затормозит стремление к деятельности. Особенно нужно это для детей дошкольного, школьного и подросткового возраста.

Психолог О. Запорожец, исследовав данный метод, пришел к выводу, что поощрение и похвала от учителей, родственников хорошо влияет на деятельность ребят. Такое влияние включает в себе две стадии. На первой - похвала будет действовать, как прямое положительное усиление деятельности. На второй - прямое усиление обретет внутреннюю, подсознательную мотивацию для дальнейших действий. Чтобы обратиться к данному способу, необходимо учитывать объективность и справедливость. Также не забывать о возрастных и индивидуальных особенностях воспитанника. Практика поощрения человека материальными средствами в семье часто приводит к большим проблемам.

Требования к поощрению

Следует обратить внимание на следующие моменты:

  1. Нужно поощрять поступки ребенка, которые являются примером для других.
  2. При таком методе нужно учитывать возраст и личные особенности.
  3. Поощрение эффективно только от авторитетных лиц или микросоциума.
  4. Нельзя применять способ по отношению к одним и тем же детям.

В таком принципе главное, чтобы дети или сотрудники испытывали чувство гордости и удовлетворения за хорошие результаты в работе или учебе.

Соотношение убеждения и внушения

Методы внушения и убеждения - каково соотношение между ними? Иногда кажется, что в обоих случаях происходит навязывание человеку чужих мыслей или чувств. Существует ли между двумя методами разница и в чём она заключается?

Убеждение - это элемент мировоззрения личности, который побуждает действовать конкретным образом (например, не соглашаться на интимную близость на первом свидании, поскольку хорошие девочки так себя ведут). Повлиять на человека в таком случае, значит передать мировоззрение другому человеку (убедить подругу, что на свидании - никакого секса, поскольку так правильно). Внушение же не затрагивает систему взглядов человека. Рассмотрим это подробнее.

Тонкости метода внушения

Внушение - другой процесс, это в первую очередь агрессивное психологическое воздействие. В обход сознанию и критическому мышлению человека, ему уверенно навязывают установку, которую необходимо принять. Этот процесс проходит через подсознание. Внушаемый слепо впитывает информацию. Это может происходить с помощью гипноза, давления или эмоционально-волевого проявления. Многие полагают, что внушить человеку что-нибудь можно даже мысленно.

Организованность совместной деятельности характеризуется актив­ным взаимодействием организатора и организуемых (руководителя и подчиненных). Интенсивность этого взаимодействия, постоянная кон­тактность, единство управленческих ситуаций создают особую психо­логическую канву организаторской работы.

Чувство верности своей группе (организации), причастности к ее делам не возникает само по себе, оно является следствием опыта со­вместной деятельности. Поэтому так важно, чтобы в организации для этого были созданы необходимые условия и, в первую очередь, компе­тентное и этически целесообразное управленческое (организаторское) воздействие руководителя как на отдельного исполнителя, так и на груп­пу в целом.

Это воздействие характеризуется разнообразием методов. И оттого, насколько адекватны выбранные менеджером способы воздействия, зависит результативность его организаторской деятельности в целом.

Диапазон организаторских методов весьма значителен. Остановимся на наиболее важных, таких как методы убеждения, требования, кри­тики, поощрения и наказания.

Метод убеждения

Методы убеждения являются ведущими среди методов организаторс­кого воздействия. Убеждение - это, прежде всего, разъяснение и дока­зательство правильности и необходимости определенного поведения либо недопустимости какого-то проступка.

Слово - великий инструмент человеческого общения и безгранич­ного воздействия на людей. Руководители часто заботятся о содержа­нии словесного воздействия и в то же время беззаботно относятся к его форме, а ведь она очень важна. Когда речь идет о технике словесного убеждения, подразумевается: дикция (четкое произношение звуков), выразительное произношение (в частности, правильное оперирование логическими ударениями), гром­кость (в зависимости от аудитории), умение управлять своими жеста­ми и мимикой, четкая логическая структура речи, наличие пауз, крат­ких перерывов. Следует отметить, что убеждает не только слово, но и дело, поэтому рассчитывать в убеждающем воздействии только на слова, даже правильно и доходчиво сказанные, но не подтвержденные конк­ретными делами, не стоит.

Процесс убеждения, пожалуй, самый сложный среди способов орга­низаторского воздействия. Ведущее место в этом процессе занимает аргументирование руководителем своей позиции и стремление сделать так, чтобы она стала позицией каждого участника коллективной дея­тельности. Поэтому более внимательно рассмотрим аргументирование как важнейшую основу убеждения.

Способов аргументирования существует множество, но, как и в шах­матах, практика выработала ряд «правильных дебютов». Они могут быть сведены к следующим четырем приемам.

1. Прием снятия напряженности требует установления эмоциональ­ного контакта с собеседником. Для этого достаточно нескольких слов. Шутка, вовремя и к месту сказанная, также во многом способствует разрядке и созданию позитивной психологической обстановки для об­суждения.

2. Прием «зацепки» позволяет кратко изложить ситуацию и, увя­зав ее с содержанием беседы, использовать как исходную точку для проведения обсуждения проблемы. В этих целях можно с успехом использовать какие-то события, сравнения, личные впечатления, анек­дотический случай или необычный вопрос.

3. Прием стимулирования воображения предполагает постановку в начале беседы множества вопросов по содержанию тех проблем, кото­рые должны рассматриваться. Этот метод дает хорошие результаты, когда исполнитель отличается трезвым взглядом на решаемую проблему.

4. Прием прямого подхода предполагает непосредственный пере­ход к делу без какой-либо преамбулы. Схематично это выглядит сле­дующим образом: кратко сообщаете причины, по которым созывается заседание, и переходите к их обсуждению.

В зарубежной литературе содержатся разного рода правила и реко­мендации, как заставить человека принять вашу точку зрения. С одним из вариантов стоит ознакомиться, поскольку эти рекомендации могут пригодиться в психокоррекционной работе.

Правило первое: убеждать человека в чем-либо - не значит спо­рить с ним. Недоразумения нельзя уладить спором, их можно устра­нить лишь с помощью такта, стремления к примирению и искреннего желания понять точку зрения другого.

Правило второе: уважайте мнение других людей, никогда не гово­рите человеку резко, что он не прав, особенно при незнакомых людях, так как в этом случае ему будет трудно согласиться с вами.

Никогда не начинайте с заявления: «Я готов вам доказать». Это равносильно тому, как если бы вы сказали: «Я умнее вас». Это своего рода вызов. Такое обращение настраивает собеседника против вас еще до того, как вы начнете его убеждать.

Если человек высказывает какую-то мысль и вы считаете ее непра­вильной или даже абсолютно уверены в ее ошибочности, тем не менее, лучше обратиться к своему собеседнику со словами: «Я могу ошибать­ся. Давайте разберемся в фактах». Вы никогда не окажетесь в затруд­нительном положении, если будете признавать, что можете ошибаться. Это остановит любой спор и заставит вашего собеседника быть столь же справедливым и откровенным, вынудит его признать, что он тоже может ошибаться.

Правило третье: если вы не правы, то признавайтесь в этом быст­ро и решительно. Гораздо легче самому признать свои ошибки или не­достатки, чем выслушивать осуждение со стороны другого человека. Если вы предполагаете, что кто-то хочет отозваться о вас отрицатель­но, скажите это раньше сами. Этим вы обезоружите оппонента. В не­которых случаях гораздо приятнее признать себя неправым, чем пы­таться защищаться. Признание ошибки, как правило, вызывает снисхождение к тому, кто ее совершил.

Правило четвертое: когда вы хотите убедить человека в правиль­ности вашей точки зрения, ведите разговор в доброжелательном тоне. Не начинайте с вопросов, по которым ваши мнения расходятся. Гово­рите о том, в чем ваши мнения совпадают.

Правило пятое: старайтесь получить от собеседника утвердитель­ный ответ в самом начале беседы. Если человек сказал: «Нет», - его гордость требует, чтобы он оставался последовательным до конца.

Правило шестое: предоставьте другому человеку право больше го­ворить, а сами старайтесь быть немногословным. Даже наши друзья предпочитают больше говорить о своих успехах, чем слушать, как хва­лимся мы. Большая часть людей, пытаясь добиться того, чтобы чело­век понял их точку зрения, сами много говорят, - это явная ошибка. Дайте возможность другому высказаться, для этого научитесь сами задавать вопросы собеседникам.

Правило седьмое: дайте человеку почувствовать, что идея, кото­рую вы ему подали, принадлежит ему, а не вам.

Правило восьмое: если хотите убедить людей в чем-либо, старай­тесь смотреть на вещи их глазами. У каждого человека есть причина поступать именно так, а не иначе. Найдите эту скрытую причину, и у вас будет «ключ», вы поймете действия другого.

Правило девятое: отнеситесь с сочувствием к идеям и желаниям другого человека. Сочувствия - вот чего страстно желает каждый.

Правило десятое: чтобы изменить мнение или точку зрения кого-либо, апеллируйте к благородным мотивам. Человек обычно руковод­ствуется двумя мотивами в своих действиях: один - тот, который бла­городно звучит, другой - истинный. Сам человек будет думать об истинной причине. Но все мы, будучи идеалистами в душе, любим го­ворить о благородных побуждениях.

Правило одиннадцатое: используйте принцип наглядности для до­казательства своей правоты. Выразить правду только словами порой бывает недостаточно. Правда должна быть показана живо, интересно, наглядно.

Методически убеждающее воздействие хорошо раскрывают при­емы аргументирования, предложенные югославским психологом Предрагом Мицичем (1984).