Деловые личные и нравственные качества человека. Личные качества в резюме с примерами

Почему работодатели такое большое внимание уделяют деловым качествам соискателей? Потому что профессионализм в деловой сфере решает все: будет ли работа выполнена в должном качестве и завершена в срок, появятся ли у организации новые клиенты и партнеры, и т. д. Деловые и нравственные качества каждого человека, работающего в компании, - это важнейшее условие роста и развития любого предприятия.

Что представляют собой деловые качества? Это синтез профессиональных знаний, навыков и умений, помноженный на самодисциплину. Так, например, профессиональное умение организовывать людей будет мало эффективным, если вы не научитесь организовывать самих себя и приходить вовремя на встречи или станете забывать о запланированных делах.

Какие бывают деловые качества?

Перечень деловых качеств личности достаточно велик. Однако, он включает в себя такие пункты, которые могут пригодиться одной категории работников и быть совершенно ненужными для другой. Так, например, руководителю пригодятся хорошие ораторские способности для того, чтобы мотивировать рядовых сотрудников на новые свершения или увлекать партнеров и инвесторов своими идеями. Зато системному администратору подобный вид деловых качеств, скорее всего, не пригодится.

В целом, если говорить о наиболее популярных видах деловых качеств, список будет таким:

  • умение работать в команде;
  • организаторские способности;
  • навыки самостоятельной работы, без контроля со стороны;
  • умение четко излагать свои мысли устно и письменно;
  • умение убеждать;
  • умение выступать перед аудиторией;
  • умение находить язык с другими людьми;
  • профессиональная честность;
  • аккуратность в работе с документацией;
  • быстрота реакции;
  • умение вести деловую переписку;
  • умение планировать рабочий день, выделять главные и второстепенные задачи;
  • умение принимать решение;
  • умение четко выполнять инструкции;
  • вежливость и тактичность;
  • максимализм.

Понятно, что профессионалами не рождаются. Развитие деловых качеств происходит у работников в ходе трудовой деятельности, но и не только. Владельцы крупных компаний вкладывают сегодня гигантское количество средств в образование своих сотрудников. Тренинги делового общения, коммуникативной компетенции, креативности, уверенности в себе и т. д. - все это помогает работникам компании развить положительные деловые качества и стать профессионалами. Любой компании нужны именно такие люди, поэтому в некоторых организациях даже вводится в штат должность бизнес-тренера - человека, который будет «подтягивать» руководителя и других работников в плане развития деловых качеств.

Деловые качества человека напрямую влияют на его карьеру. Добиться повышения, не имея определенных профессиональных знаний и навыков управления, сегодня практически невозможно. Именно поэтому для деловых людей так важно учиться, посещать специализированные тренинги, читать профильные книги и развивать деловые качества.

Характеристика ваших деловых качеств - неотъемлемая часть любого резюме. Решив попробоваться на должность в той или иной компании, не забудьте составить список своих сильных профессиональных сторон и описать их в резюме. При этом решив включить в документ даже самые стандартные: «обучаемость», «исполнительность», «ответственность» и т.д., не забудьте, что все это придется продемонстрировать работодателю, когда вас примут на работу.

В резюме соискателя отдельный раздел посвящен личным и профессиональным качествам.

Какие качества указать в резюме

Предлагаем Вам возможные варианты личных качеств человека для резюме:

  • аккуратность;
  • активность;
  • амбициозность;
  • аналитические способности;
  • быстрая обучаемость;
  • вежливость;
  • внимательность;
  • высокая работоспособность;
  • гибкость;
  • дисциплинированность;
  • дружелюбие;
  • добросовестность;
  • инициативность;
  • исполнительность;
  • коммуникабельность;
  • креативность;
  • лояльность;
  • надежность;
  • настойчивость;
  • находчивость;
  • нацеленность на результат;
  • неконфликтность;
  • оптимизм;
  • ораторское мастерство;
  • организаторские способности;
  • организованность;
  • ориентация на результат;
  • ответственность;
  • отзывчивость;
  • порядочность;
  • предприимчивость;
  • презентабельная внешность;
  • принципиальность;
  • пунктуальность;
  • рационализаторство;
  • самоконтроль;
  • самокритичность;
  • самостоятельность;
  • скрупулезность;
  • способность к быстрому / самостоятельному принятию решений;
  • справедливость;
  • стремление к повышению профессионального уровня / самосовершенствованию / профессиональному росту / развитию;
  • стрессоустойчивость;
  • творческий подход к поиску способов выполнения поставленных задач;
  • трудолюбие;
  • уверенность в себе;
  • умение адаптироваться к переменам;
  • умение работать в команде;
  • умение убеждать;
  • хорошая дикция;
  • целеустремленность;
  • честность;
  • чувство юмора;
  • энергичность.

Данный список персональных качеств в резюме не является исчерпывающим.

Сильные и слабые стороны в резюме

При указании положительных и отрицательных качеств в резюме нужно быть очень внимательным, поскольку одна и та же характеристика в одной ситуации может оказаться достоинством, в другой, наоборот, недостатком. Многое зависит от должности, на которую пишется резюме, корпоративной культуры компании-работодателя и прочих личностных факторов.

Примеры cлабых и сильных сторон характера в резюме

В предложенном выше списке деловых и личных качеств для резюме можете выбрать несколько (5-10 штук) Ваших сильных сторон, которые соответствуют требованиям работодателя к должности, на которую претендуете. При указании личностных качеств в резюме будьте готовы привести на собеседовании конкретный пример, демонстрирующий наличие у Вас данной характеристики.

Примеры слабых сторон характера в резюме: отсутствие опыта работы; излишняя эмоциональность; неумение врать и др. - если Вас специально не просят указать отрицательные качества в резюме, не стоит упоминать о своих недостатках по собственной инициативе.

Постоянно занимаясь составлением резюме, я всегда и всем рекомендую писать в резюме достижения. Резюме от этого становится сильнее и эффектнее, соискатель выглядит солиднее и с ним хочется побеседовать.

Что вам дадут достижения в резюме

  • Достижения покажут вас человеком успешным и результативным. Вы не просто работаете и выполняете свои обязанности, вы ведете компанию к процветанию. Это делаете вы! Не ваш начальник, а вы!
  • Профессиональные достижения в резюме разыгрывают самолюбие работодателей. Они тоже хотят, чтобы вы подняли им прибыль, снизили затраты, ускорили какие-либо процессы, упростили, обезопасили, изобрели и т.д. Собственники хотят эти достижения и поэтому им нужны вы.
  • Ваши успехи показывают вашу ответственность и целеустремленность. Я не люблю, когда люди в резюме в списке своих личностных качеств указывают ответственность, целеустремленность, обязательность… Такое перечисление ничего не говорит и не доказывает, а вот ваши достижения доказывают. Это неоспоримые факты, которые подтверждают то, что вы достигаете поставленные цели.
  • Ваши достижения в резюме намекают на то, что вы делаете карьеру и растете. Они подчеркивают то, что вы цените и любите вашу работу, хотите в ней преуспеть, вырасти, добиться большего. Это в свою очередь тонкий намек на высокую зарплату и серьезную должность.

Как писать достижения в резюме

Теперь давайте разбираться в том, как указывать свои успехи. Я рекомендую придерживаться трех правил.

1. Конкретика

Личные достижения в резюме нужно формулировать конкретно – повысил на 17%, ускорил на 6 секунд, обучил 3-х менеджеров, написал 74 статьи, прошел 4 аудиторские проверки, нарисовал 23 рекламных плаката и т.д.

Что написать в резюме о себе: примеры личных качеств

Не важно, какими единицами вы измеряете, главное, чтобы ваш результат был выражен в цифрах.

Если результат сложно измерить, пишите без цифр и постарайтесь описать суть.

2. Привязка достижений к месту работы

Обычно работодателя интересуют последние 2-3 места работы, поэтому свои успехи лучше описывать именно для них. На каждом месте свой список достигнутых целей.

3. Соответствие желаемой должности

Очень часто в консультировании я сталкиваюсь с тем, что люди указывают достижения, которые не подходят для будущей работы. Многие путают уровень руководителя и подчиненного. Например, ищут работу главного бухгалтера, а успехи пишут уровня младшего экономиста. Или человек хочет устроиться программистом, а до этого работал в своем бизнесе и достижения описывает на высшем управленческом уровне.

Итак, какие достижения указывать в резюме? Если вы ищете работу руководителя, следите за тем, чтобы уровень успехов был руководительский. Если вы в поисках работы линейного специалиста, соответствуйте этому уровню.

Не важно, кем вы работали до, важно, кем вы хотите стать сейчас. Делайте свое резюме под будущую работу, а не описывайте то, что есть сейчас.

Примеры достижений в резюме

Мне хочется, чтобы вы увидели не просто примеры достижений в резюме, но и стандартные ошибки, поэтому я сделал табличку в стиле «правильно – не правильно».

Размыто Сильно
Обучала новых сотрудников отдела продаж (эта фраза – не достижение, а обязанность) Обучила трех новых сотрудников отдела продаж
Реализовал ряд изменений, которые упростили документооборот (какие изменения? как упростили?) Упростил документооборот: каждый водитель-экспедитор получил сканер для автоматического учета накладных в системе, вместе с программистами я придумал систему автоматического создания транспортных документов – теперь логист просто ставит галочку и все делается само собой).
Построил отдел с нуля Построил отдел с нуля (нанял и обучил 7 человек, прописал инструкции и положения, разработал систему мотивации и зарплат).

Подумайте, как описать достижения в резюме так, чтобы было вкусно поищите хорошие формулировки. От этого зависит, захотят ли вас пригласить на собеседование.

Вот в качестве образца еще несколько примеров успехов и достижений из реальных резюме:

  • Организовал переход со стандартов GAAP на стандарты МСФО.
  • Организовал слияние двух баз данных КАСКО/ОСАГО в одну базу данных единого формата.
  • Осуществила переход с 1С 7.7. на 8.2.
  • Успешно прошла 4 налоговые проверки.
  • Обнаружил прямой убыток реализацию продукции по ценам ниже себестоимости.
  • Лицензировал 18 топливозаправочных пунктов.
  • Заняла первое место, по выпущенным в цех и проданным моделям одежды за год.
  • Увеличила базу постоянных англоговорящих клиентов на 70%.

Если детали вашей работы это коммерческая тайна

Если вам запрещено рассказывать детали вашей работы, показатели и цифры, то оставайтесь на грани возможного. Все равно расскажите о ваших достижениях – немного размыто, без названий, но расскажите.

Системно и пошагово о составлении эффективного резюме

Если вам кажется, что достижений нет

Вам кажется. Успехи есть у всех и чтобы их найти нужно просто начать их искать. Возможно, у вас не будет супердостижений и подвигов, а получится скромный список. Ну и что с того!? Успехи у всех разные.

Хочу сразу оговориться, есть ряд должностей, где достижения не имеют значения – уборщица, грузчик, разнорабочий, кассир, работник фастфуд-ресторана, водитель и т.д. Если ваша работа входит в список неквалифицированного труда, не пишите достижений. Они там будут лишние.

Также читайте

»Как правильно составить резюме

»Как указать ключевые навыки в резюме

»Как указать слабые стороны и недостатки в резюме

Личные качества в резюме с примерами

Главная / Как составить резюме

7 «не» для резюме

Из года в год в разнообразных изданиях по трудоустройству специалисты объясняют, что и как нужно указывать в резюме. Сегодня же речь пойдет о том, чего в этом документе быть не должно.

Практика показывает, что немало соискателей стремится отличиться нестандартным подходом в составлении резюме: или сообщить о себе что-то такое, что должно произвести на работодателя неизгладимое впечатление, или просто рассказать о себе все-все-все. Между тем, большинство подобных шедевров вызывают лишь недоумение или смех. Однако все это было бы смешно, когда бы ни было так серьезно. Ведь порою из-за одной единственной коварной строчки ни один работодатель не приглашает человека на собеседование.

Итак, какой информации не должно быть в вашем резюме…

90-60-90, фото и прочие физические данные

Описание своей внешности в резюме актуально разве что для моделей. Когда человек претендует на менеджерские позиции, то рост, вес и прочие уточнения вызывают у работодателя вполне закономерное изумление. Конечно, бывают вакансии, где требуются определенные стандарты. Например, продавцов в бутиках и магазинах молодежной одежды хотят видеть стройными и не больше 46-го размера. Или, скажем, в магазинах для полных — наоборот. И, тем не менее, в первую очередь нормальных работодателей интересует опыт, образование и деловые навыки кандидата на вакансию. А когда соискатель на должность менеджера пишет о себе, что он «высокий, стройный, с приятной внешностью», это выглядит странно.

Спортивные результаты

Один претендент на руководящую должность 48 лет от роду неизменно писал в своем резюме: «Пробегаю стометровку за 14 секунд». Мужчина, по его объяснению, хотел подчеркнуть, что он молод и бодр душой и телом. Но как это откровение воспринимали работодатели?

Какие личные качества указывать в резюме?

Однозначно: никто не спешил приглашать кандидата на собеседование. И как только данная строчка была из резюме изъята, соискатель тут же начал получать очень приличные предложения.

Также не следует писать о своих спортивных разрядах, полученных в далеком детстве, если только вы не претендуете на вакансии в спортивных клубах и подобных организациях.

Семейное положение

В принципе, нет ничего страшного в том, если кандидат лаконично укажет в резюме «женат» или «замужем». Но когда люди пускаются в подробности, выглядит это двусмысленно. Зачем работодателю при первом знакомстве нужно знать, какого возраста и пола ваши дети? Или сколько раз вы бывали замужем? Конечно, на собеседовании вас могут об этом спросить, но в резюме данная информация явно лишняя. И большинство кадровиков, которые будут читать ваше послание, решат, что для вас семейная жизнь приоритетнее служебных достижений. А это, согласитесь, не в вашу пользу. То, что вы примерный семьянин — безусловно, хорошо. Но когда вы сами акцентируете на этом внимание, то вызываете у кадровиков сомнения.

Личные качества

Один кандидат чрезвычайно повеселил кадровое сообщество с форума нашего сайта. О себе он сообщил следующее: «Занимаю активную жизненную позицию, но вредных привычек не имею (игры в карты, винопитие, табакокурение, увлечение многими женщинами).

Высокая работоспособность. Скрупулезен, внимателен, любознателен, коммуникабелен. Серьезность и аккуратность, свойственные зрелому возрасту. Посещаю бассейн». Если задача кандидата — рассмешить работодателя, то с этим он справился. Вот только приглашений на собеседование он вряд ли дождется.

Более того, о личных качествах можно вообще не писать. Ведь никто не скажет о себе, что он невнимателен, необязателен и неаккуратен. Так что личные характеристики — не более чем общие слова, не дающие работодателю никакой актуальной информации. Лучше сосредоточьтесь на выполняемых обязанностях и достижениях в работе.

Достижения

К этой строчке резюме отнеситесь со всей серьезностью. Перечисленные достижения должны быть тесно связаны с той сферой деятельности, в которой вы собираетесь получить работу. Поэтому «1-й разряд по регби» для менеджера по продажам или «лауреат конкурса резьбы по дереву» для бухгалтера — совершенно лишние сведения, которые поставят под сомнение адекватность кандидата. Если ничего ценного в голову не приходит, лучше вообще исключить раздел «Достижения».

Хобби

Если хобби имеет отношение к профессиональной деятельности, то не возбраняется его упомянуть в резюме. Но чаще всего ваши увлечения являются сугубо личным делом, и знакомить с ними потенциального работодателя ни к чему.

Бывали даже случаи, когда кандидату отказывали в работе исключительно из-за хобби. Один руководитель искал главного бухгалтера. После ряда собеседований у него осталось два претендента, и он затруднялся сделать окончательный выбор. Но тут обратил внимание на то, что одна из соискательниц указала в резюме в качестве хобби экстремальные виды спорта. И работодатель отдал предпочтение другому кандидату, не экстремалу, поскольку счел, что любовь к риску не украшает главбуха.

Мечты и планы

О своих мечтах стать директором или просто раскрыть личный творческий потенциал лучше вообще не писать в резюме. Чтобы говорить о карьерных устремлениях, нужно быть абсолютно уверенным, что в компании это приветствуется. Да и в любом случае лучше оставить эту тему до собеседования. Ведь резюме призвано показать, какой вы специалист на настоящий момент, имеете ли достаточный опыт для того, чтобы занять вакантную должность. А дальнейший рост, согласитесь — дело будущего.

Что касается творческих потенциалов и самореализации, то они также не слишком интересуют работодателя, особенно при предварительном знакомстве. Тем более что соискатели нередко выдумывают такие фразы, что после их прочтения у кадровика отпадает охота знакомиться с кандидатом ближе. Лучше вообще ничего не пишите, чем, к примеру, такое: «Имею служебную мечту: найти не только работу, дающую средства к существованию, но и связанную с ней радость, приносящую чувство умиротворения».

Елена Худякова
Работа для Вас

Одним из важнейших составляющих успешного поиска работы является грамотно написанное резюме. Этот небольшой документ призван выделить соискателя среди прочих претендентов на должность и заинтересовать потенциального работодателя. Важно не только достоверно указать возраст, образование и опыт работы, но и личные качества в резюме. Примеры из жизни показывают, что именно на эту информацию в последнее время серьезно обращают внимание рекрутеры и руководители. Можно обратиться за помощью к специалистам или попробовать сделать это самостоятельно.

Важные нюансы

Прежде чем выбирать, какие указать личные качества в резюме, примеры и образцы нужно изучить, ознакомиться с основными правилами заполнения этого раздела.

  • Любая информация должна быть достоверной и правдивой. Обман рано или поздно все равно раскроется, так что не стоит водить за нос ни окружающих, ни себя самого.
  • Личные качества должны быть изложены коротко и понятно. Однако не стоит использовать только заезженные общие фразы, которые не несут для потенциального работодателя никакой конкретной информации.
  • Этот раздел, как и всё резюме в целом, должен быть написан грамотно, без ошибок и просторечной лексики.
  • Как правило, просят указать пять самых важных личных качеств, поэтому не нужно переусердствовать и указывать все подряд. Необходимо внимательно проанализировать, какие именно черты характера или поведения могут быть полезными для конкретной профессии или должности. Например, экономисту вовсе необязательно быть креативным, а вот продавцу очень пригодиться умение выходить из конфликтных ситуаций.

Группы и шаблоны

Личные качества для резюме условно могут быть разделены на несколько групп, каждая из которых имеет свои шаблонные фразы.

  • Работа и должностные обязанности. Сюда можно отнести: высокая работоспособность и трудолюбие, целеустремленность или нацеленность на результат, аналитические способности, решительность, ответственность, умение адаптироваться, дисциплинированность.
  • Взаимоотношения с людьми. Шаблоны: коммуникабельность, дружелюбие, стрессоустойчивость и неконфликтность, умение убеждать, умение работать в команде, справедливость, вежливость, грамотная речь.
  • Творческое мышление и развитие. Возможные варианты: легкая обучаемость, стремление к развитию, желание самосовершенствоваться, креативность, творческий подход, находчивость.
  • Особенности характера. Типовые выражения: усидчивость, внимательность, аккуратность, активность, пунктуальность, порядочность, жизнерадостность.

Личные качества в резюме: примеры написания для некоторых профессий и должностей

Имеется много шаблонных фраз, которые можно использовать при составлении анкеты. Работодатель внимательно изучает личные качества в резюме.

Пример руководителя:

  • нацеленность на результат работы всей команды;
  • умение убеждать и направлять; наличие навыков быстрого анализа ситуации и принятия решений;
  • стрессоустойчивость;
  • повышенная работоспособность.

Бухгалтер: внимательность к деталям, скрупулезность при работе с документами, умение легко обучаться и адаптироваться при смене законодательных требований, усидчивость, порядочность.

Юрист: грамотность, умение находить, запоминать и анализировать объемы информации, усидчивость при работе с документами, умение оперативно принимать решения, контактность.

Секретарь: приятный и ухоженный внешний вид, грамотная речь и хорошая дикция, умение общаться, способность сглаживать конфликтные ситуации, расторопность, аккуратность.

Очень важно правильно расписать личные качества для профессий, предполагающих работу с людьми (менеджеры, продавцы, консультанты и т.д.). Можно использовать для составления резюме образец.

Личные качества (пример): коммуникабельность, умение легко устанавливать контакт, умение убеждать, стрессоустойчивость, неконфликтность.

Первая работа

Если резюме составляется впервые, и графу о трудовой деятельности заполнить пока нечем, то в разделе о личных качествах специалиста лучше указывать следующее:

  • желание развиваться и совершенствоваться;
  • быстрая обучаемость;
  • хорошая память;
  • активность;
  • креативность и творческий подход к работе;
  • желание работать в команде.

Однако не стоит забывать об уместности качеств для конкретного места работы.

Никто не идеален

Из изложенной в предыдущих пунктах информации понятно, как написать личные качества в резюме. Примеры, приведенные выше, помогут разобраться и грамотно заполнить этот раздел. Но что делать, если работодатель просит изложить свои недостатки?

Игнорировать этот пункт и оставлять пустым ни в коем случае нельзя. Поскольку идеальных людей просто не существует. Нежелание указать свои слабые стороны может насторожить потенциального работодателя. В этом вопросе следует помнить, что некоторые отрицательные черты характера или особенности поведения для одних профессий являются просто недопустимыми, но для других не имеют никакого значения или, наоборот, очень даже могут пригодиться.

Итак, рассмотрим личные качества в резюме: примеры, слабые стороны в выгодном свете:

  • Излишняя скрупулезность или перфекционизм. Организатору праздников или аниматору такой недостаток, скорее всего, очень сильно будет мешать в работе. А вот такой бухгалтер или финансист станет просто находкой для руководителя.
  • Чрезмерная активность. Для профессий, требующих усидчивости (аналитики, расчетчики, экономисты, бухгалтера, швеи, телефонисты и т.д.), это большой недостаток, но для тех, от кого ждут "свернутых гор" (менеджеры, продавцы, журналисты и т.д.), это отрицательное качество на самом деле просто незаменимо.
  • Неумение обманывать или хитрить. Для продавца, скорее всего, такой недостаток будет существенным, а вот помощник руководителя с такой слабой стороной устроит потенциального работодателя.
  • Наличие вредных привычек. Сегодня многие фирмы и предприятия отказывают в трудоустройстве людям, ведущим нездоровый образ жизни, но человек, курящий сигареты, вполне гармонично впишется на должность менеджера по продажам в табачную компанию.
  • Внешний вид. К примеру, лишний вес может быть огромным минусом для многих профессий, но для диспетчера службы поддержки или телефониста, принимающего заказы такси, такой недостаток не имеет никакого значения, поскольку его никто не увидит.

Резюме на собеседовании

При написании своей характеристики следует учесть вероятность того, что на собеседовании соискателя попросят подтвердить написанное конкретными действиями. Поэтому стоит серьезно обдумывать, какие личные качества указать в резюме.

Пример: человек, претендующий на место аналитика, написал о своем умении быстро находить любую информацию. На собеседовании его могут попросить это сделать, чтобы на практике убедиться в наличии этого навыка.

Или другой пример: соискателя на должность менеджера по продажам, который легко находит подход к людям, могут попросить познакомиться и взять номер телефона у первого встречного.

Такие проверки сейчас очень популярны и используются при приемах на работу во многих крупных компаниях.

Что же хочет знать наниматель о потенциальном работнике помимо его образования, опыта и профессиональных навыков? Обычно это отношение к работе, к другим людям (сотрудникам и клиентам), а также карьерные цели.

Личностные качества для резюме должны быть представлены кратким, но емким описанием своих преимуществ. Отрицательные качества для резюме логично добавлять, только если их требует работодатель.

Писать о себе стоит честно. Обман вскроется на собеседовании и будет очень серьезным минусом для соискателя. Лучше не писать ничего, чем приписывать себе несуществующие достоинства.

Какие качества лучше не указывать

Это напрямую зависит от желаемой должности. Менеджеру и руководителю торговой организации лучше подобрать соответствующие деловые качества для резюме. Креативность или любовь к детям в данном случае неуместны.

Коммуникабельность не стоит указывать для специальностей, требующих сосредоточенности и усидчивости. А их, в свою очередь, не следует упоминать людям творческих профессий: дизайнерам и художникам.

О привлекательной внешности и спортивной подготовке стоит написать, только если они требуются для будущей профессии.

Как избежать шаблонов

Рекрутеров раздражают типовые и заезженные «ответственности» с «пунктуальностями». Соискатель автоматически попадает в список одинаковых претендентов. К тому же, на банальных фразах взгляд не задерживается. Время, которое затрачивает рекрутер на просмотр, не превышает половины минуты.

Как же привлечь его внимание? Просто раскрыть значение слова как пояснение, или вообще заменить его. В качестве примера: выражение «свои обязанности выполняю добросовестно» лучше, нежели стандартное «ответственность». «Коммуникабельность» можно расписать более развернуто, если были пройдены специальные курсы и бизнес-тренинги.

С точки зрения психологии полезнее обходиться без частицы «не». Как пример: «неконфликтный» - доброжелательный, миролюбивый, спокойный.

Эффективнее развернуто, но немногословно расписать свои личные сильные стороны характера в резюме, примеры более эффективного раскрытия личностных качеств приведены далее в статье.

Случается, что наниматель требует указать также и список недостатков. Какие отрицательные качества человека для резюме подходят, определяется предполагаемой должностью.

Пример написания

Ниже приведены наиболее часто используемые личные качества для резюме, списки которых мы свели в таблицах.

Сильные стороны характера и личные качества человека для резюме:

Сильные стороны для резюме

Выражения-синонимы (которые можно добавить или использовать вместо черт характера)

Ответственный

Добросовестно отношусь к работе

Пунктуальный

Всегда выполняю задания в срок

Коммуникабельный

Легко нахожу общий язык с людьми

Всегда нахожу индивидуальный подход к клиенту

Стараюсь найти подход к каждому ребенку (ученику)

Вежливый

Не нуждается в перефразировке

Всегда вежлив и сохраняю спокойствие в любой конфликтной ситуации

Креативный

Ищу и воплощаю оригинальные решения даже для обыденных задач

Обучаемый

Постоянно занимаюсь самосовершенствованием, повышаю квалификацию на курсах и тренингах, готов к дальнейшему обучению

Работоспособный

Способен производительно работать, сосредотачиваясь на конечных целях

Стрессоустойчивый

Сохраняю самообладание при любых обстоятельствах

Уравновешенный

Чаще всего можно оставить и так

Инициативный

Организованный

Аккуратный

Дисциплинированный

Отрицательные личностные свойства и стороны характера, представленные как достоинства:

Творческий подход к рассказу о себе помогает найти новую работу, даже если требования в вакансии указаны в формализованных формулировках. А вдруг это первая проверка на реальную заинтересованность?

Нужно помнить, что невозможно составить универсальный список характеристик для всех компаний. Лучше подготовить несколько вариантов резюме и быть готовым аргументировать написанное на собеседовании.

Дисциплинированность, аккуратность, выполнение в срок заданий;

Готовность к дополнительной работе;

Умение преодолевать трудности;

Инициативность;

Способность принимать решения;

Рационально использовать свое время;

Отношение к обучению и самообучению;

Общительность, коммуникабельность;

Потенциал профессионального и служебного роста;

Организаторские способности.

;3 Профессионализм (способность и склонность человека к эффективному выполнению определенной деятельности):

Уровень интеллектуального развития;

Способность к анализу и обобщениям;

Логика, четкость мышления;

Стремление к поиску;

Обладание теоретическими и специальными знаниями, навыками, умениями.

4 Моральные качества:

Трудолюбие;

Принципиальность;

Честность;

Ответственность, добросовестность;

Обязательность;

Самокритичность;

Мотивы побуждения к труду.

5 Потенциал( характеризует возможности осуществления тех или иных видов деятельности), способности и личностные качества, необходимые для выполнения служебных обязанностей:

Самостоятельность, решительность;

Самоконтроль, самообладание;

Быстрота реакции;

Эмоциональная и нервно-психическая устойчивость.

У руководителей факторами оценки дополнительно являются способности:

Планировать деятельность;

Организовывать работу подчиненных;

Управлять в критических ситуациях;

Работать с документами (разрабатывать, согласовывать проекты решений, контролировать их выполнение);

Делегировать полномочия (обеспечивать подчиненных четкими указаниями, рационально распределять обязанности, определять и контролировать сроки исполнения, оказывать необходимую помощь);

Развивать подчиненных (помогать в адаптации, освоении новой работы, организовывать обучение и повышение квалификации);

Взаимодействовать с другими подразделениями (координировать деятельность, вести переговоры, налаживать хорошие отношения);

Поддерживать моральные устои;

Осуществлять инновации (искать новые подходы к решению проблем, проявлять творческое отношение к работе, преодолевать сопротивление).

Аттестационная оценка персонала – мероприятия, в рамках которых оценивается сам работник, его труд и результат деятельности. Аттестационная оценка персонала является основой множества управленческих действий: внутренних перемещений, увольнений, зачисления в резерв на более высокую должность, материального и морального поощрения, переподготовки и повышения квалификации, совершенствования организации, приемов и методов управленческого труда. Подготовка к проведению аттестации включает следующие мероприятия:

Составление необходимых документов на аттестуемых;

Разработка графиков проведения аттестации;

Определение состава аттестационных комиссий;

Организация разъяснительной работы о целях и порядке проведения аттестации.

Конкретные сроки, а также график проведения аттестации и состав аттестационных комиссий утверждаются руководителем организации и доводятся до сведения аттестуемых работников. В очередную аттестацию не включаются лица, проработавшие в организации менее года, молодые специалисты, беременные женщины и женщины, имеющие детей в возрасте до

Вопросы для обсуждения

1 Дайте характеристику методов оценки персонала.

2 По каким критериям оценивается труд претендента?

3 Охарактеризуйте личные средства оценки персонала.

4 В чем суть экспертной оценки персонала?

5 Какие основные задачи решаются при проведении оценки эффективности трудовой деятельности?

6 Какие показатели характеризуют деятельность работников в отношении повышения квалификации?

7 Как оценка персонала может повлиять на эффективность производства?

8 Какова значимость оценки различных категорий работников?

      Развитие персонала

Научно-технический прогресс, охвативший все сферы общественного производства, постоянно требует повышения профессионализма и систематического изменения содержания и технологии труда. Смена целей общественного развития и способов их достижения, функционирование в рыночных условиях диктуют необходимость переобучения кадров в плане освоения рыночных механизмов, адаптации к новым социальным условиям, переквалификации в связи со структурными изменениями развития производства и внедрением современных технологий и приемов труда. От кадров потребовались высокий профессионализм и одновременно способность к быстрой адаптации к постоянным изменениям и колебаниям во внутренней структуре организации и во внешней среде. Однако подготовка новых кадров не осуществляется в короткий период, а одномоментное освобождение от работников, имеющих большой трудовой стаж, может перерасти в крупную социальную проблему. Поэтому перед каждой организацией стоит задача обучения своего персонала наряду с подбором новых сотрудников и их профессиональной адаптацией. Послевузовское профессиональное образование осуществляется через аспирантуру, докторантуру, организуемые при учреждениях высшего профессионального образования и научных учреждениях, получивших на это права. Постоянное повышение образовательного стандарта, сложность и ответственность работы персонала, изменение условий и технологий труда требуют непрерывного дополнительного образования. Оно осуществляется на основании лицензии на дополнительные образовательные программы учреждениями повышения квалификации, курсами, центрами профессиональной ориентации.

Развитие персонала представляет собой совокупность организационно-экономических мероприятий в области обучения, повышения квалификации и профессионального мастерства персонала, стимулирования творчества. Возможность развития должна представляться всем, ибо в результате не только совершенствуется сам человек, но и повышается конкурентоспособность организации, где он трудится.

Потребность в профессиональном развитии обусловлена необходимостью приспособиться к изменениям внешней среды, новым образцам техники и технологии, стратегии и структуре организации.

Обучение – метод подготовки персонала, направленный на повышение эффективности работы организации. Оно позволяет:

Повысить эффективность и качество работы;

Сократить потребность в контроле;

Быстрее решить проблему дефицита кадров;

Сократить текучесть и затраты, вызванные ею.

Конкретные цели обучения персонала:

Повышение общего уровня квалификации;

Получение новых знаний и навыков, если меняется или усложняется характер работ, открываются новые направления деятельности;

Подготовка к занятию новой должности;

Ускорение процесса адаптации;

Улучшение морально-психологического климата.

Первым шагом в организации обучения является анализ работы (перечень специальных знаний и умений, требуемых для ее выполнения).

Второй шаг. Сравнение должностной спецификации с уровнем подготовки работника, что позволяет выявить имеющиеся у него проблемы

(отсутствие навыков, опыта, незнание методов и проч.) и сформулировать цели обучения.

Третий шаг – определение того, насколько процесс обучения может решить эти проблемы, где и в какой форме оно должно осуществляться – на рабочем месте без отрыва от производства, в организации; с отрывом от производства (разного рода центры, школы, другие организации).

Действующее трудовое законодательство предполагает следующие формы обучения работников предприятий: профессиональную подготовку, переподготовку, повышение квалификации, обучение вторым профессиям.

Подготовка новых работников первоначальное профессиональное и экономическое обучение лиц, принятых на предприятие и ранее не имевших профессии, приобретение ими знаний, умений и навыков, необходимых для занятия должности.

Переподготовка (переобучение) организуется для освоения новых профессий высвобождаемыми работниками, которые не могут быть использованы по имеющимся у них специальностям, а также лицами, выражающими желание сменить профессию с учетом потребности производства.

Повышение квалификации – обучение после получения основного образования, направленное на последовательное поддержание и совершенствование профессиональных и экономических знаний, навыков, рост мастерства по имеющейся профессии.

Инструктаж представляет собой разъяснение и демонстрацию приемов работы непосредственно на рабочем месте и может проводиться как сотрудником, давно выполняющим данные функции, так и специально подготовленным инструктором.

Труд – это использование умственных и физических способностей людей, их навыка и опыта в форме товара и услуг, необходимых для производства экономических и социальных благ. Стимулирование труда является центральным звеном системы управления. Одним из важнейших его направлений остается регулирование заработной платы. Заработная плата – это плата за труд, или цена труда. Она должна отражать его объем, качество, физические и морально-психологические, интеллектуальные затраты, сложность процесса, степень риска и т.п. Заработная плата в любой общественно-политической и социально-экономической системе регулируется государством. Формы оплаты труда - сдельная и повременная. Для оптимизации управления персоналом, если позволяют условия, выбираются поощрительные виды оплаты труда. Материальное стимулирование персонала должно отвечать определенным требованиям. К ним относятся:

Простота и понятность системы стимулирования для каждого сотрудника;

Оперативность поощрения положительных результатов;

Формирование у сотрудников ощущения справедливой системы стимулирования;

Повышение интереса к общим результатам деятельности подразделения, организации;

Стремление улучшить индивидуальные результаты деятельности.

Вопросы для обсуждения

1 Аттестация персонала.

2 Этапы процесса аттестации.

3 Объясните, что понимается под развитием кадров.

4Перечислите основные направления профессионального обучения и повышения квалификации кадров.

    Руководитель в системе управления персоналом

Стиль управления общественным производством - совокупность методов и приемов, позволяющих оказывать целенаправленное воздействие на трудовую деятельность людей.

Для определения стиля обычно используются следующие параметры взаимодействия руководителя с подчиненными: приемы принятия решений, способ доведения решений до исполнителей, распределение ответственности, отношение к инициативе, подбору кадров, собственным знаниям, стиль общения, характер отношений с подчиненными, отношение к дисциплине, моральному воздействию на подчиненных.

Стиль, который использует руководитель, определяется двумя факторами: приемами , которыми он побуждает сотрудников к выполнению возложенных на них обязанностей, иметодами , которыми контролирует результаты деятельности своих подчиненных.

Авторитарный стиль руководства основывается на абсолютной воле руководителя в пределах учреждения, представлении о его непогрешимости и рассмотрении коллектива как исполнителя приказов. Руководитель, придерживающийся авторитарного стиля, единолично принимает решения, распоряжается, приказывает их выполнять, принимает на себя основную ответственность, подавляет инициативу, подбирает работников, которые не могут стать его соперниками, держит дистанцию с подчиненными, прибегает к наказаниям как мощному методу стимулирования труда.

Демократический стиль (от греч.demos– народ иkratos- власть) основан на активном участии всего коллектива в решении управленческих проблем, соблюдении прав и свобод участников трудового процесса, развитии их творческого потенциала и инициативы при ведущей роли руководителя в принятии решений и обеспечении их выполнения. Руководитель демократического стиля в своей деятельности всегда опирается на общественные организации и руководителей среднего звена, поощряет инициативу снизу, подчеркивает свое уважение к подчиненным и дает указания не в форме предписаний, а в виде предложений, советов или даже просьб. Прислушивается к мнению подчиненных и учитывает его. Контроль за деятельностью своих сотрудников осуществляется им не единолично, а с привлечением других членов коллектива. Руководитель демократического стиля управляет людьми без грубого нажима, поощряет творческую активность подчиненных, способствует созданию в коллективе атмосферы взаимного уважения и сотрудничества.

Либеральный стиль (от лат.Liberalis- свободный) основан на предоставлении коллективу максимальной свободы деятельности, регламентируемой только конечной целью, без активного вмешательства в методы ее достижения. Руководитель, придерживающийся этого стиля, принимает решения по указанию вышестоящих работников или на основании решения коллектива. Он снимает с себя ответственность за ход работ и передает инициативу в руки подчиненных. Во взаимоотношениях с подчиненными руководитель-либерал вежлив и доброжелателен, относится к ним уважительно, старается помочь в разрешении их просьб. Но неспособность такого руководителя направлять действия сотрудников может привести к тому, что свобода будет принята ими за вседозволенность.

В реальной жизни ни один стиль руководства не встречается в чистом виде. В поведении почти каждого руководителя наблюдаются черты, присущие различным стилям при доминирующей роли какого-либо одного из них. Успешность выбора стиля управления в решающей мере определяется тем, в какой степени руководитель учитывает при этом способности подчиненных и их готовность к исполнению его решений, традиции коллектива, а также свои собственные возможности, обусловленные уровнем образования, стажем работы и психологическими качествами. Стиль работы, выбираемый руководителем, зависит не только от него самого, но и в немалой степени от подготовки и поведения подчиненных.

В коллективе, управляемом в демократическом стиле, организация и показатели деятельности стабильны вне зависимости от того, на посту руководитель или в командировке, отпуске и т. п. Приавторитарном же стиле работы отсутствие руководителя приводит к существенному ухудшению деятельности, которая вновь активизируется с его возвращением. В присутствии руководителя-либерала работники обычно склонны проявлять меньшую активность, нежели когда он находится вне коллектива. Необходимо также отметить, что стиль руководства не является раз и навсегда заданным, он может и должен меняться в зависимости от условий. Нужно учитывать состав коллектива, уровень знаний и навыков его членов, временные рамки работы, насущность задач, степень своей ответственности в зависимости от потребностей, которые диктуются сложившимися условиями. Важным условием, определяющим эффективность управления, являетсяавторитет самой личности руководителя . Если он высок, то допустимы как демократические, так и авторитарные методы управления. Но большой авторитет может принести не только пользу, но и вред. С одной стороны, руководитель позволяет легко добиваться исполнения своих указаний и подчинять себе людей, а с другой - способствует подавлению самостоятельности и инициативы, творческого мышления подчиненных. Современному руководителю необходимо осознавать требования времени и проявлять гибкость, а в случае изменения внешних условий и появления новых потребностей – изменять устаревшие стили и методы руководства.

Особый такт приходится проявлять при необходимости показать недостатки работы людей, старших по возрасту, занимающих в свое время посты и имеющих высокий статус.

Любой руководитель имеет часы приема сотрудников по личным вопросам, в решении которых принимает активное участие. Сотрудник должен быть уверен, что организация поддержит его в трудной ситуации, и это не будет сделано в форме подачки, а как признание заслуг и уважение к его личности.

Вопросы для обсуждения

1 Характер и содержание управленческого труда.

2 Психологические проблемы руководства.

3 Ограничения, препятствующие эффективной работе коллектива.

4 Биографические характеристики руководителя.

5 Способности.

6 Черты личности.

7 Факторы успешной деятельности руководителя.

8 Охарактеризуйте стили руководства.

    Мотивация трудовой деятельности

Отношение к труду – степень использования возможностей человека, то, как человек использует свои возможности для высокоэффективной деятельности.

Таким образом, мотивация - это совокупность внутренних и внешних движущих сил, побуждающих человека к деятельности.

Потребность – первоисточник – нужда в том, что необходимо для нормального существования: еда, жилье, продолжение рода.

Потребности: духовные, интеллектуальные, культурные и социальные.

Интерес – осознанная потребность к благам, объектам, видам деятельности. Именно интерес побуждает человека к определенным социальным действиям.

Мотив – осознанное отношение к своей деятельности.

Ценностные ориентации – это более строгое понятие, характеризующее устойчивое отношение к идеалам (высшей цели).

Стимулы – оказание внешнего воздействия на человека с целью побудить его к определенным трудовым действиям (определенному трудовому поведению).

На стимулы влияет большая группа объективных и субъективных факторов, формирующих отношение человека к труду.

Объективные факторы – социально-политическая обстановка, экономическое соответствие регионов, условий труда на предприятии, уровень организации и культуры на предприятии, демографическая структура коллектива, морально-психологический климат.

В настоящее время оценкой персонала занимается либо кадровое агентство, или служба управления персоналом. Причем для каждой из них мотивационные критерии различны.

Субъективные факторы – личностные характеристики самого работника (пол, возраст, образование, воспитание, профессия, стаж, личный опыт, профессиональная культура, должностные ориентации).

Через объективные факторы определяются уровень управления заданиями по должностям, дисциплина трудовой деятельности, степень инициативности, творческого поиска, путей улучшения деятельности.

Через субъективные факторы определяются степень удовлетворенности трудом работником, индивидуальная трудоспособность, настроение работника.

В коллективе всегда есть различные социальные группы.

Социальная группа – работники обладающие общими, объединяющими их признаками (профессия, уровень образования, стаж работы). Социальные группы образуют социальную структуру коллектива, что является важнейшим компонентом, влияющим на эффективную работу отдела (организации).

Управление персоналом должно воздействовать на мотивацию людей так, чтобы у работника появилось желание к работе, желание проявить себя с лучшей стороны. Крайне важны модели работников. В своей работе менеджер должен создать целостность, он должен сознавать, какой результат работы будет конечным. При этом его подчиненные должны видеть важность работы (иметь материальные стимулы), иметь возможность участвовать в принятии решений и, конечно, должна быть связь между менеджером и работником. Оценка эффективности труда работника зависит только от менеджера. Следовательно, он должен быть объективен и справедлив. Спроектированная на основе этих принципов работа обеспечивает внутреннее удовлетворение каждого участника. Именно на основе этих данных была разработана модель характеристик работы с точки зрения мотивации.

Вопросы для обсуждения

1 Что такое мотивация?

2 Что входит в структуру мотива?

3 Расскажите о механизме трудовой мотивации.

4 В какие группы можно объединить потребности согласно теории А.Маслоу?

5Какие основные функции выполняет стимулирование персонала?

6 Каким образом соотносятся теории А.Маслоу и Ф. Герцберга?

7 Что является самым важным моментом теории В.Врума?