Систематизация нормативных актов
Систематизация нормативных актов - это упорядочение действующего нормативно-правового материала, объединение его в единую, стройную, внутренне согласованную систему.
Цель систематизации нормативных актов - упорядочение действующего законодательства и придание ему стабильности, внутренне согласованной нормативной системы.
Задачи систематизации нормативных актов:
Устранить противоречия, несогласованности и другие недостатки действующего законодательства;
Обеспечить учет и размещение по определенной схеме нормативно-правовых актов;
Обеспечить возможность использовать для практических нужд систематизированные акты, находить их, отсылать к ним;
Способствовать обнаружению пробелов, противоречий и т.п.
Способы систематизации:
Сбор и сохранение в оперативном состоянии необходимых нормативных актов;
Издание сборников нормативных актов;
Переработка и дополнения действующих норм права, создание новых нормативных актов;
Объединение нескольких нормативных актов в один укрупненный акт.
Виды систематизации нормативных актов
1.Учет нормативных актов - сбор, хранение и поддержание в рабочем состоянии сведений о действующем законодательстве.
Учет ведется всеми государственными органами, юридическими лицами и опытными юристами для удовлетворения собственных потребностей в нормативно-правовой информации либо в коммерческих целях. В органах юстиции, прокуратуры, арбитража, судах, крупных предприятиях и фирмах справочно-информационную работу осуществляют специальные отделы.
Способы учета нормативных актов:
Ручной (посредством журнального или картотечного учета).
Автоматизированный (с применением компьютеров).
2. Инкорпорация - это приведение нормативных актов в систему без изменения их содержания путем издания разного рода сборников. Инкорпоративными изданиями являются сборники законов, иных нормативных актов, собрание законодательства и свод законов.
Виды инкорпорации
1. В зависимости от принципа объединения : хронологическая и систематическая (по предмету правового регулирования).
2. В зависимости от объема : полная и частичная. (Собрание законодательства является полным, если включает в себя все действующие акты определенного уровня или типа. При частичной инкорпорации собрание содержит лишь определенную часть нормативных актов.)
3. По источнику: официальная, официозная и неофициальная. (Официальная инкорпорация осуществляется государственными органами, издавшим нормативный акт, официозная (полуофициальная) производится по поручению правотворческого органа или с его официального одобрения. Неофициальная - проводится организациями и частными лицами по своему усмотрению.)
Правила инкорпорации нормативных актов:
Нормативные акты располагаются в хронологическом или алфавитно-предметном
В инкорпорированном издании должны найти отражение изменения
и дополнения, которые произвел законодательный орган;
В акт не включаются нормы, которые отменены или утратили силу.
Результаты инкорпорации могут выражаться в издании сборников законов и иных нормативных актов, собраний законодательства, сводов законов. Например. Первое в России Полное Собрание законов было издано в 1830 г., состояло из законодательных актов царя, нормативных актов Сената, министерств, Святейшего Правительствующего Синода. Первый Свод законов был подготовлен в 1832 г.
3. Консолидация - преодоление множественности нормативных актов путем их сведения в один укрупненный акт, который заменяет вошедшие в него акты. При консолидации не меняется содержание ранее принятых актов, но проводится их редакционная правка: устраняются противоречия, повторы и длинноты.
Цель консолидации – устранение множественности нормативных актов, их унификация и создание в структуре законодательства крупных однородных блоков.
Консолидация особо актуальна для сферы ведомственного правотворчества.
4. Кодификация - это приведение нормативных актов в систему путем переработки и дополнения действующих норм права, изменения их содержания и принятия новых законов.
Отличительные черты кодификации:
В ходе кодификации происходит как внешняя, так и внутренняя переработка действующего законодательства путем подготовки и принятия нового кодификационного акта;
- кодификация всегда носит официальный характер и осуществляется исключительно государственными органами;
Формы кодификации:
Всеобщая кодификация предполагает образование сводных кодифицированных актов по основным отраслям законодательства;
Отраслевая кодификация представляет собой объединение нормативного материала какой-то определенной отрасли или подотрасли законодательства (Гражданский кодекс РФ, Уголовный кодекс РФ и др.);
Специальная кодификация объединяет нормы определенного правового института либо нескольких правовых институтов (Водный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ и т.д.).
Формами кодификации законодательства являются основы, кодексы, уставы, положения и т.д.
Основы законодательства - устанавливают важнейшие положения (основные начала) отраслей права или сфер государственного регулирования. Основы составляют нормативную базу для кодификационной деятельности субъектов федерации.
Уставы регулируют определенную сферу государственной деятельности, например, работу железнодорожного транспорта, внутреннего водного транспорта, воинскую службу и так далее.
Положения - это нормативные акты определенного действия, которые детально регулируют статус либо организацию деятельности государственных органов, организаций и учреждений. Например, «Положение о службе в органах внутренних дел».
Правила - это нормативные акты, определяющие порядок организации какого-либо рода деятельности.
ЛИТЕРАТУРА:
Авакьян С.А. Общественный фактор в законотворчестве: некоторые проблемы и предложения// Конституционное и муниципальное право. 2006. № 3.
Баранов В.М., Поленина С.В. Система права, система и систематизация законодательства в правовой системе России. Н. Новгород. 2002.
Баранов В.М. Систематизация и кодификация нормативно-правовых актов. Н.Новгород. 1998.
Вишневский А.Ф., Дмитрук В.Н. Теория и практика подготовки проекта нормативного акта. М. 2005.
Власенко Н. А. Основы законодательной техники. Иркутск, 1995.
Гаврилов О. А. Стратегия правотворчества и социального прогнозирования. М., 1993.
Гошуляк В.В. Теоретико-правовые проблемы конституционного и уставного законодательства субъектов Российской Федерации. М. 2000.
Давыдова М.Л. Правовые декларации в российском законодательстве// Законотворческая техника современной России: современное состояние, проблемы, совершенствование. Сб. ст. Т. 1. Нижний Новгород. 2001.
Дудко И.Г. Законодательство субъектов Российской Федерации. Саранск, 2004.
Карташов В.Н. Законодательная технология: понятие, основные элементы, методика преподавания// Законотворческая техника современной России: современное состояние, проблемы, совершенствование. Сб. ст. Т. 1. Нижний Новгород, 2001.
Крашенинников П.В. Федеральный законотворческий процесс. М., 2001.
Керимов Д.А. Законодательная техника. М., 1998.
Колдаева Н.П. Конституционные основы систематизации законодательства Российской Федерации// Государство и право. 2003. № 2.
Летягин Н.Н. ревизия и систематизация законодательства // Государство и право. 2003. № 4.
Малиновский А.А. Оценочные понятия в законодательстве// Законотворческая техника современной России: современное состояние, проблемы, совершенствование. Сб. ст. Т. 1. Нижний Новгород. 2001.
Манохин В.М. Организация правотворческой деятельности в субъектах Российской Федерации. Саратов, 2002.
Морозова Л.А. Правотворческие ошибки и процессуальные средства их устранения// Государство и право. 2010. № 1.
Поленина С. В. Законотворчество в Российской Федерации. М., 1996.
Поленина С. В. Качество закона и эффективность законодательства. М., 1993.
Перевалов С.В., Югов А. А. Проблемы теории и практики законотворческого процесса в Российской Федерации// Российский юридический журнал. 1993. № 2.
Сенякин И. Н. Специализация и унификация российского законодательства. Проблема теории и практики. Саратов, 1993.
Сивицкий В.В. Систематизация конституционно-правовых актов Российской Федерации: форма, технология, объекты// Законотворческая техника современной России: современное состояние, проблемы, совершенствование. Сб. ст. Т. 1. Нижний Новгород, 2001.
Систематизация законодательства в Российской Федерации /Под ред. А.С. Пиголкина. СПб., 2003.
Тихомиров Ю. А. Правотворчество области как субъекта РФ // Государство и право. 1997. № 1.
Хамуков А.В. Законотворческий процесс и законодательный процесс: разграничение и соотношение // Российская юстиция. 2010. № 6.
Чернов С.Н., Галузо В.Н. Систематизация законодательства в России (историко-правовое исследование) // Государство и право. 2009. № 8.
Чухвичев Д.В. Кодификационные акты, их специфика и значение в системе права// Государство и право. 2009. № 8.
Шаклеин Н.И. К проблеме повышения эффективности законотворческой работы в России// Государство и право. 2008. № 10.
Юртаева Е.А. Системность и систематизация в законотворчестве: теория и опыт // Российская юстиция. 2010. № 4.
Под систематизацией нормативно-правовых актов понимается деятельность, направленная на совершенствование и упорядочение нормативных актов, приведение их в определенную систему. Сущность систематизации заключается в устранении противоречий, несогласованности и других недостатков действующего законодательства. Цель систематизации - упорядочение действующего законодательства и придание ему стабильности.
Приведение нормативно-правовых актов в упорядоченную систему осуществляется несколькими способами: -
путем издания сборника нормативных актов; -
путем переработки и дополнения действующих норм права, т. е. создания новых нормативных актов; -
путем объединения нескольких нормативных актов в один укрупненный акт.
В результате систематизации нормативно-правовых актов устраняются противоречия между правовыми нормами, изменяются или отменяются устаревшие нормы и создаются новые, более совершенные, отвечающие потребностям общества. Нор- мативно-правовые акты группируются по определенным системным признакам, сводятся в кодексы, собрания законодательства и другие систематизированные акты.
Выделяют три основных вида систематизации нормативных актов: инкорпорация, кодификация и консолидация.
Инкорпорация представляет собой объединение нормативных актов в сборники в определенном порядке без каких-либо изменений, содержания. Инкорпорацией занимается систематизирующий орган, не имеющий полномочий отменять, или изменять правовые нормы (например, министерство). Инкорпорация бывает различных видов:
а) в зависимости от принципа объединения инкорпорация классифицируется на: - хронологическую (по годам); -
систематическую (по предмету правового регулирования).
б) в зависимости от объема охватываемого нормативного материала на: -
генеральную (полную) - в собрание включаются все действующие акты определенного уровня или типа; -
частичную - собрания и сборники составляются по определенным вопросам, сферам государственной деятельности, определенным отраслям законодательства;
в) по источнику инкорпорация она может быть официальной и неофициальной: -
официальная осуществляется государственными органами или по их поручению; -
неофициальная - организациями и частными лицами по своему усмотрению.
Внешняя обработка законодательства при инкорпорации осуществляется по определенным правилам: -
в акт инкорпорации не включаются нормы, отмененные или утратившие силу; -
нормативно-правовые акты располагаются в хронологическом или алфавитно-предметном порядке; -
Кодщфикаїщя - это деятельность законодательных государственных органов по созданию нового сводного систематизированного норативно-правового акта, путем переработки действующего законодательства, чтобы обеспечить единое, внутренне согласованное регулирование определенной сферы общественных отношений.
Существуют следующие виды кодификации: 1)
всеобщая - принятие серии кодификационных актов по всем основным охраняемым отраслям законодательства; 2)
отраслевая - охватывает законодательство той или иной отрасли права;
3) комплексная (специальная) - кодификация комплексных отраслей права либо объединение норм различных отраслей, регулирующих однохарактерные отношения.
Формы кодификационных актов: 1)
основы законодательства - нормативно-правовые акты, устанавливающие важнейшие положения отраслей права или сфер государственного регулирования, основы образуют нормативную базу для кодификационной деятельности субъектов федерации.
Она характерна для федеративных государств; 2)
уставы - регулируют определенную сферу государственной деятельности, например, военную службу, работуже- лезнодорожного транспорта и т. д.; 4)
положения - акты определенного действия, которые достаточно регулируют статус либо организацию деятельности государственных органов, организаций.
Консолидация законодательства - это форма систематизации, при которой объединяются несколько нормативно-право- вых актов, действующих в одной и той же сфере общественных отношений, в единый свободный нормативно-правовой акт без изменения содержания.
Консолидация используется в правотворческой деятельности с целью упорядочения нормативных актов по вопросам управления, налогообложения и административной деятельности, когда можно свести воедино разрозненные нормативные предписания.
Учет - представляет собой деятельность по сбору, хранению и поддержанию в рабочем состоянии сведений о действующем законодательстве. Учет ведется всеми государственными органами. Сбор подлежащих учету нормативных актов (законов, указов, распоряжений, постановлений и т. п.) осуществляется различными способами: ручным, механизированным и автоматизированным. При ручном способе ведется журнальный и картотечный учет. Механизированный способ учета осуществляется пу-
^елык -..с. «мкидааЕрщ щ - ""W-: ?і? чгмй
тем применения технических средств, которые позволяют быстро обработать большой массив информации. Автоматизированный способ обработки и поиска правовой информации основывается на использовании компьютеров, позволяющих быстро обработать любой объем информации.
Еще по теме 40. Систематизация нормативно-правовых актов: понятие и виды:
- Коллектив Авторов. Правовые основы судебной медицины и судебной психиатрии в Российской Федерации: Сборник нормативных правовых актов, 2010
Систематизация нормативных правовых актов - это деятельность государственных органов, негосударственных институтов, отдельных лиц по упорядочению нормативного правового материала, приведению его в стройную согласованную систему.
При помощи систематизации достигается согласованность правовых норм, устраняется множественность и раздробленность нормативных актов; они упорядочиваются и располагаются в соответствии с определенными признаками. Осуществляя систематизацию, государственные органы отменяют устаревшие нормы, устраняют обнаружившиеся пробелы в праве, проводят обновление законодательства.
В науке и юридической практике различают несколько основных видов систематизации нормативных правовых актов:
Инкорпорация;
- кодификация;
- консолидация.
Инкорпорация - это такое объединение нормативных актов, при котором они полностью или частично помещаются в различные сборники без изменения их нормативного содержания.
Правовой материал может объединяться в хронологическом, предметном (систематическом) или алфавитном порядке.
Инкорпорация называется официальной, если она осуществляется уполномоченными на то государственными органами. Примером официального инкорпорированного сборника является Национальный реестр правовых актов Республики Беларусь, издаваемый с 1999 г. Неофициальная инкорпорация осуществляется любыми другими органами или лицами по собственной инициативе (например, сборники нормативных правовых актов, составленные учеными или юристами-практиками).
Кодификация - такой вид систематизации, который предполагает не только внешнюю обработку нормативного правового материала, но и изменение его содержания. Это наиболее сложный вид систематизации, так как он представляет собой правотворческую деятельность. В процессе кодификации осуществляется «расчистка» законодательства от устаревших положений и происходит обновление нормативных установлений. Изложенный в кодексах материал, хотя и имеет сложную структуру, отличается внутренним единством, поскольку построение его осуществляется на единых принципах. Формами кодификации являются кодексы, уставы, положения, правила. Поскольку в содержание кодификации всегда входит правотворческий процесс, она может осуществляться только официальными органами, наделенными соответстующими правотворческими функциями.
Консолидация - вид систематизации, в процессе которого происходит объединение в одном нормативном правовом акте разрозненных актов, регулирующих один и тот же вид общественных отношений. Консолидация представляет собой нечто среднее между инкорпорацией и кодификацией. В результате консолидации сам нормативный материал не перерабатывается, однако возможно исключение отдельных норм для устранения дублирований и противоречий.
Еще одной разновидностью упорядочения нормативных правовых актов является учет законодательства. Существует несколько видов учета. Журнальный учет в настоящее время применяется крайне редко. Более совершенный вид учета - картотечный. Однако наиболее совершенным и перспективным является компьютерный учет, осуществляемый при помощи специальных информационных банков данных (база данных Национального центра правовой информации, электронная версия Национального реестра правовых актов Республики Беларусь, правовая база данных «Консультант- Плюс»).
- Предмет и методология теории государства и права
- Предмет теории государства и права
- Методология (методы) теории государства и права
- Место теории государства и права в системе гуманитарных и юридических наук
- Происхождение государства и права
- Характеристика власти в первобытном обществе
- Социальные нормы первобытного общества и способы социального регулирования
- Происхождение государства
- Понятие и признаки государства
- Понятие, признаки и сущность государства
- Государственная власть, ее свойства и формы осуществления
- Теории происхождения государства
- Многообразие теорий происхождения государства
- Общая характеристика основных теорий происхождения государства
- Типология государства
- Понятие типа государства, критерии типологии
- Формационный подход к типологии государства
- Цивилизационный подход к типологии государства
- Достоинства и недостатки формационного и цивилизационного подходов в типологии государства
- Функции государства
- Понятие функций государства, их признаки и содержание
- Классификация функций Российского государства
- Формы осуществления функций государства
- Форма государства
- Понятие формы государства и ее основные элементы
- Форма правления, классификация
- Форма государственного устройства
- Государственно-политический режим
- Механизм государства
- Понятие механизма государства
- Структура государственного механизма
- Государственный орган - основной элемент государственного механизма
- Государство в политической системе общества
- Политическая система: понятие, основные черты, типы
- Основные элементы политической системы
- Правовое государство и гражданское общество
- Соотношение гражданского общества и правового государства
- Личность, право и государство
- Понятие, признаки, сущность и содержание права
- Понятие и основные признаки права
- Сущность и содержание права
- Основные школы права
- Естественно-правовая концепция. Историческая школа права. Нормативистская теория права
- Марксистская теория права. Психологическая теория права. Социологическая теория права
- Право в системе социальных норм
- Социальные нормы: понятие и виды
- Право, мораль, обычаи и религиозные нормы
- Право, корпоративные и технические нормы
- Принципы и функции права
- Понятие, сущность и классификация принципов права
- Понятие, признаки и характеристика функций права
- Правосознание, правовая культура, правовое сознание
- Понятие, структура, функции и виды правосознания
- Понятие, структура, функции и виды правовой культуры
- Правовое воспитание: понятие, формы и методы
- Нормы права
- Понятие, признаки и структура нормы права
- Классификация правовых норм
- Способы изложения правовой нормы в статьях нормативного правового акта
- Формы (источники) права
- Понятие формы (источника) права
- Правовой обычай
- Юридический прецедент
- Нормативный правовой акт
- Нормативный договор и иные источники права
- Действие нормативных правовых актов во времени, в пространстве и по кругу лиц
- Правотворчество
- Понятие, принципы и виды правотворчества
- Этапы и стадии законотворческого процесса
- Законодательная техника
- Система права и система законодательства
- Понятие и структурные элементы системы права
- Основания деления права на отрасли
- Отрасли и институты права
- Внутригосударственное и международное право
- Соотношение системы права и системы законодательства
- Систематизация нормативных правовых актов
- Правовые отношения
- Правовые отношения: понятие, признаки, динамика
- Структура и содержание правоотношения
- Классификация правоотношений
- Юридические факты и их классификация
- Реализация норм права
- Реализация права: понятие и формы
- Применение как особая форма реализации права
- Стадии применения права
- Акты применения правовых норм
- Толкование норм права
- Понятие толкования норм права
- Способы (виды) толкования правовых норм
- Виды толкования по субъектам
- Виды толкования по объему
- Коллизии и пробелы в праве
- Понятие юридических коллизий, их виды и способы устранения
- Понятие пробелов в праве и способы их устранения
- Правомерное поведение и правонарушение
- Понятие и характеристика правомерного поведения
- Классификация правомерного поведения
- Понятие, признаки и состав правонарушения
- Виды правонарушений
- Юридическая ответственность
- Понятие, признаки, основания юридической ответственности
- Функции юридической ответственности
- Принципы юридической ответственности
- Обстоятельства, исключающие юридическую ответственность. Основания освобождения от ответственности
- Виды юридической ответственности
- Законность, правопорядок, общественный порядок
- Понятие и принципы законности
- Содержание законности
- Понятие, признаки, структура правопорядка
- Содержание, форма, функции и принципы правопорядка
- Соотношение правопорядка, общественного порядка, законности
- Правовое регулирование и его механизм
- Понятие и пределы правового воздействия и регулирования
- Механизм правового регулирования: понятие и элементы
- Способы, типы и режимы правового регулирования
- Правовые системы современности
- Понятие и структура правовой системы, классификация правовых систем
- Англосаксонская правовая семья (общего права)
- Романо-германская правовая семья (континентального права)
- Правовые семьи религиозного и традиционного права
Систематизация нормативных правовых актов
Систематизация нормативных правовых актов является деятельностью, направленной на упорядочение и совершенствование правовых норм.
В настоящее время используются следующие основные виды систематизации.
1. Учет и регистрация законодательства представляют собой первичную систематическую деятельность по сбору, сохранению и поддержанию в контрольном состоянии всего массива нормативных правовых актов. Кроме того, данный вид систематизации позволяет создать определенную поисковую систему законодательства. Учет осуществляется всеми субъектами правоотношений, государственными органами и юридическими лицами для удовлетворения собственных потребностей. Совокупность нормативных правовых актов, взятых на учет, составляет информационный фонд, в котором эти акты хранятся в определенном порядке. В государственных органах учетом и поиском нормативной информации занимаются специальные службы (кодификационные бюро и др.). Наиболее простой вид учета законодательства - это фиксация нормативных актов в специальных журналах (журнальный учет). Такой учет может вестись по хронологическому, алфавитно-предметному или системно-предметному принципам. Другой формой является картотечный учет (совокупность карточек, располагающихся по определенной системе). В карточках фиксируются основные реквизиты акта или полный его текст. Карточки могут объединяться в определенные разделы, отделы и другие подразделения. Следующей формой учета законодательства является ведение контрольных текстов действующих нормативных актов (внесение в тексты официальных изданий нормативных правовых актов отметок об их изменении, дополнении, отмене). В последнее время все более активно используется автоматизированный учет законодательства.
2. Инкорпорация представляет собой объединение нормативных правовых актов в сборник без изменения их содержания. Происходит создание унифицированных сборников, при этом каждый из нормативных актов сохраняет свое юридическое значение. При инкорпорации объединение норм права происходит, как правило, но внешним признакам (хронологическому и предметному), т.е. по времени принятия и определенной тематике. Хронологическая инкорпорация означает «приведение нормативных актов в определенный порядок в процессе их официального опубликования». «Предметная инкорпорация - более сложный вид систематизации, в результате которой создаются тома Собрания действующих нормативных актов высших органов государственной власти и управления, расположенных по предметному принципу со строго тематической направленностью».
Инкорпорация - самый простой вид систематизации, но она может охватывать все законодательство по определенному предмету регулирования (генеральная инкорпорация). Но если она охватывает лишь часть законодательства, то является частичной инкорпорацией. «Простейший вид инкорпорации - это внесение в текст нормативного акта всех последующих после его принятия официальных изменений с указанием официальных реквизитов тех актов, которыми эти изменения и внесены. Кроме того, в процессе инкорпорации из текста могут удаляться отдельные абзацы, пункты, статьи, главы, разделы и иные части, признанные утратившими силу...» Инкорпорация может быть генеральной (полной) или частичной. Генеральная инкорпорация (своды законов) охватывает систематизацией все действующее законодательство, частичная инкорпорация объединяет в себе нормы отдельной отрасли или института (сборники законов). Инкорпорацию осуществляют систематизирующие органы (министерство юстиции), не имеющие полномочий отменять, изменять или устанавливать правовые нормы. При этом осуществляется внешняя обработка нормативного акта, не затрагивающая его нормативного содержания. Сохранение неизменным нормативного содержания акта - основное отличие инкорпорации от консолидации и кодификации как более сложных видов систематизации. Результатом инкорпорации является издание различных сборников и собраний законов.
Инкорпорация подразделяется на официальную, официозную и неофициальную. Официальная инкорпорация означает упорядочение правотворческим органом норм путем издания сборников действующих нормативных правовых актов, носящих официальный характер или издание актов от имени правотворческих органов. Официозными (полуофициальными) являются собрания, которые осуществляются по поручению правотворческого органа специально уполномоченными органами. Неофициальная инкорпорация означает внешнюю обработку законодательства, которая осуществляется различными организациями или частными лицами без специальных на то полномочий правотворческих органов. Значение данной инкорпорации - справочно-информационное, она лишь создает удобства для учебных или некоторых практических целей, но не связано с возможностью правоприменения. Примерами инкорпорации являются: «Полное Собрание законов Российской империи», «Свод законов Российской империи», «Свод законов СССР», «Собрание законодательства Российской Федерации», «Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации» и др.
3. Консолидация - форма систематизации путем объединения нормативных актов без изменения их содержания в единый акт, где каждый из актов теряет свое самостоятельное юридическое значение (устранение множественности нормативных правовых актов). Здесь нормативные акты объединяются по признаку отношения к определенному виду деятельности (медицина, образование, транспорт), т.е. по определенному предмету правового регулирования. Как форма компромиссной систематизации, консолидация сочетает в себе элементы инкорпорации и кодификации. Консолидация является формой укрупнения множества разрозненных норм в единый акт без изменения их содержания. Нормативное содержание актов не изменяется, возможны лишь редакционные изменения. То, что консолидационный акт является сводным нормативным правовым актом, сближает его формально с кодификацией, но то, что он, по существу, не вносит ничего нового в регулирование определенных отношений, сближает его с инкорпорацией. Консолидация выступает в основном как промежуточный этап перед кодификацией.
4. Кодификация - это форма систематизации нормативно-правового материала, носящая завершающий характер, связанная с приданием правовому регулированию комплексного системного характера (внешняя и внутренняя обработка нормативного материала). В результате кодификации создается новый сводный акт путем внутренней переработки действующего законодательства и внесения в него существенных изменений. Кодификационные акты характеризуются значительным объемом нормативного материала, имеют сложную структуру, формулируя нормы по соответствующим частям, разделам, главам, статьям. Кодификация заменяет ранее действующие нормы и связана с изданием нового законодательного акта.
Кодификационной деятельностью занимаются только компетентные государственные органы. Различают всеобщую, отраслевую и специальную кодификацию. Всеобщая кодификация связана с образованием сводных кодифицированных актов по основным отраслям законодательства. Отраслевая кодификация является объединением нормативного материала в определенной отрасли или подотрасли законодательства (Гражданский кодекс, Семейный кодекс, Уголовный кодекс, Трудовой кодекс и др.). Специальная кодификация предполагает объединение норм определенного правового института или нескольких институтов (Лесной кодекс РФ, Водный кодекс РФ и т.д.). В результате кодификации создается новый нормативный правовой акт сводного характера. Кодификационный акт становится основным по сравнению с другими актами в определенной сфере правового регулирования. Эти акты рассчитаны на длительное регулирование общественных отношений. Кодификационные акты подразделяются на основы законодательства, кодексы, уставы, положения, правила.
Основы законодательства являются кодифицированными актами, которые формулируют лишь основные принципы правового регулирования определенных отношений (Основы законодательства о нотариате и др.). Уставы в систематическом виде излагают нормы, связанные с регулированием конкретного вида деятельности или деятельности определенных органов (транспортные уставы, дисциплинарные уставы и др.).
Положения , как правило, регулируют порядок деятельности, компетенцию и организационные отношения в сфере деятельности определенных органов (Положение о Верховном Суде РФ и др.).
Правила определяют порядок организации конкретных отношений, регламентируют определенный вид деятельности (Унифицированные правила международной торговой деятельности, Правила дорожного движения. Правила перевозки грузов на железных дорогах и др.). В отличие от иных сборников, составленных в результате инкорпорации или консолидации, кодифицированные акты отличаются новым качеством нормативного материала и новой формой его изложения.
Систематизация нормативных правовых актов
Систематизация нормативных актов имеет целью упорядочение правового материала, расположение его по определенным разделам и рубрикам, т.е. классификацию, облегчающую поиск необходимых нормативных актов и служащую условием выполнения требований законности. В этом аспекте принято говорить о внешней систематизации нормативных актов. Во внутреннем плане систематизация направлена на достижение внутреннего единства правовых норм, т.е. на устранение коллизий и пробелов в праве.
В систематизации нормативных правовых актов нуждаются законодатель, правоприменители и все граждане.
Известны три вида систематизации нормативных правовых актов: инкорпорация, кодификация и консолидация. Это деление базируется на различиях в самом процессе упорядочения правового материала. Кодификация охватывает как внешнюю, так и внутреннюю обработку актов. В ходе кодификационных работ осуществляется не только классификация нормативных актов, но и внесение в их содержание существенных изменений и дополнений, отменяются устаревшие принципы и нормы, создаются новые. Она может осуществляться только правотворческими органами государства и является разновидностью правотворчества.
Инкорпорация основывается только на внешней систематизации или простой классификации нормативных актов по определенным тематическим признакам: предметному и (или) хронологическому.
Консолидация представляет собой промежуточное звено, нечто среднее между кодификацией и инкорпорацией. В процессе консолидации несколько нормативных актов объединяются в один. При этом нормы права, включенные в прежние акты, излагаются в логической последовательности, устраняются повторы и противоречия.
Возможна даже новая редакция некоторых статей. Однако консолидация не вносит существенных изменений в правовое регулирование общественных отношений, что сближает ее с инкорпорацией, хотя в то же время для консолидации характерны некоторые черты, присущие кодификации. В качестве примера ссылаются обычно на Указ Президиума Верховного Совета СССР от 1 октября 1980 г. «О праздничных и памятных днях».
Результатом кодификации является издание нового законодательного акта, который заменяет ранее действовавшие по данному вопросу нормативные акты и называется кодификационным актом. Кодификация подразделяется на общую и специальную.
В российском праве существовали и существуют следующие основные виды кодификации:
Принятие основ и основных начал законодательства. Например, в недавней истории это Основы уголовного законодательства Союза ССР и союзных республик, Основы гражданского законодательства Союза ССР и союзных республик, Основы лесного законодательства РФ, Основы законодательства РФ об охране здоровья граждан. В будущем это могут быть основы или основные принципы российского законодательства, устанавливающие ведущие положения в той или иной области регулирования общественных отношений в пределах Российской Федерации;
Принятие федеральных кодексов и уставов. Например, Кодекс торгового мореплавания СССР, Устав железных дорог СССР. В будущем эти кодексы будут российскими или СНГ (в зависимости от степени интеграции государств, входящих в СНГ);
Принятие кодексов Российской Федерации, например Уголовный кодекс РФ, Гражданский кодекс РФ.
Более простым и распространенным видом систематизации является инкорпорация правовых актов. В результате инкорпорации нормативные акты соединяются в сборник по признаку регулирования ими определенной области общественных отношений (например, области пенсионного или жилищного обеспечения).
Инкорпорация может охватывать все законодательство по данному предмету регулирования - тогда она называется генеральной, а может относиться лишь к его части, и тогда это будет частная инкорпорация. Инкорпорация бывает официальной и неофициальной. Официальная инкорпорация осуществляется компетентными органами. Примером являются Ведомости Съезда народных депутатов Российской Федерации и Верховного Совета Российской Федерации, Собрание актов Президента и Правительства Российской Федерации. Они не являются новыми нормативными актами, а служат лишь способом (формой) опубликования и переопубликования действующих нормативно-правовых актов в обработанном и упорядоченном виде. В качестве разновидности официального собрания законодательства указывают свод законов. При этом проводится как внешняя, так и содержательная обработка актов. Сейчас идет работа по подготовке свода законов России.
Неофициальная инкорпорация проводится организациями и лицами по их инициативе. Она не является формой опубликования нормативных актов. Практическое значение неофициальной инкорпорации - справочно-информационное.
В результате такой систематизации также создаются сборники законодательства, которые обычно носят неофициальный характер. Здесь нормы права соединяются по признаку их относимости к одному виду деятельности (охрана природы, капитальное строительство, кадровая работа и т.п.). Отдельные нормативные акты включаются как в целом (например, Закон об образовании в Российской Федерации), так и в выдержках (например, статьи Положения о службе в органах внутренних дел и Закона о милиции, в которых закрепляются вопросы обучения в вузах и средних учебных заведениях органов внутренних дел. Такие сборники обычно используются как юридические пособия для лиц, занятых в соответствующих государственных или общественных сферах деятельности.
Научно обоснованная систематизация правовой информации позволяет правотворческому органу в короткий срок оценить весь массив действующего законодательства, более успешно и с меньшей затратой сил и средств выявлять несогласованность, противоречия, пробелы правового регулирования и принимать меры по их устранению.
Систематизация законодательства необходима правоприменителям всегда, особенно в период резкого увеличения объема выполняемой работы, так как логически последовательное, внутренне согласованное изложение правовой информации обеспечивает поиск нужной правовой нормы и ее толкование.
Законодательство должно быть доступно широким слоям населения. Из первоисточника они должны узнать о своих правах и свободах, а также о тех требованиях, которые предъявляют к ним государство и общество. Только надлежащее систематизированное законодательство позволит достичь должного уровня правовой культуры населения и профессионально-юридической культуры правоприменителей. Систематизация законодательства должна быть основана на научных принципах и использовании научных методов. Поиск и активное использование имеющихся сведений потребует определенных умений и навыков лиц, работающих с правовой информацией, так как массив этой информации составляет десятки миллионов знаков. Недалек тот день, когда информационный поиск нужного нормативно-правового акта на основе традиционных систем станет невозможным. Подобное положение делает особенно актуальной проблему создания механизированных и автоматизированных информационно-поисковых систем в области нормативно-правовой документации, обеспечения работников, использующих эту информацию, персональными компьютерами.