О действии актов органов союза сср на территории рсфср. Ссср в законе Нормативно правовые акты бывшего ссср

Действие правовых актов СССР на территории России

Вопрос:

Каковы условия действия нормативных актов СССР, нужна ли их обязательная регистрация в Минюсте РФ?

Александров А.В.,
Редактор газеты “Знамя труда”

Ответ:

В период существования СССР многие сферы жизни были урегулированы союзным законодательством. После распада Советского Союза российский законодатель не мог в одночасье отменить законодательство СССР и заменить его нормативными актами России, поэтому и на сегодняшний день многие общественные отношения урегулированы законодательством СССР.

Первый съезд народных депутатов РСФСР 12 июня 1990 года принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. Указанная Декларация установила полноту власти РСФСР при решении всех вопросов государственной и общественной жизни, за исключением тех, которые ею добровольно переданы в ведение Союза ССР, верховенство Конституции РСФСР и Законов РСФСР на всей территории РСФСР, возможность приостановления действия Республикой на своей территории актов Союза ССР, вступающих в противоречие с суверенными правами РСФСР.

Постановлением Съезда народных депутатов РСФСР от 1 ноября 1991 года N 1831-1 с 1 ноября 1991 года по 1 декабря 1992 года был установлен особый порядок правового регулирования проведения и обеспечения радикальной экономической реформы в РСФСР, в соответствии c которым Законы РСФСР, указы Президента РСФСР и иные акты, принятые в обеспечение экономической реформы в РСФСР, подлежали приоритетному исполнению. Законодательные акты Союза ССР и РСФСР в период проведения радикальной экономической реформы применялись в части, не противоречащей актам, принятым в соответствии с указанным постановлением. Законодательные акты Союза ССР, препятствующие проведению экономической реформы, могли быть приостановлены Верховным Советом РСФСР или Президентом РСФСР.

В декабре 1991 года Верховный Совет РСФСР принял постановление N 2014-1 “О ратификации соглашения о создании Содружества Независимых Государств”. Указанным постановлением Верховного Совета РСФСР было установлено, что на территории РСФСР до принятия соответствующих законодательных актов РСФСР нормы бывшего Союза ССР применяются в части, не противоречащей Конституции РСФСР, законодательству РСФСР и Соглашению о создании Содружества Независимых Государств.

Регистрация правовых актов в Министерстве юстиции РФ была введена следующими правовыми актами:

Указом Президента Российской Федерации от 05.12.91 N 261 “О Министерстве юстиции РСФСР”;

Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.05.92 N 305 “О государственной регистрации ведомственных нормативных актов”;

Указом Президента Российской Федерации от 21.01.93 N 104 “О нормативных актах центральных органов государственного управления Российской Федерации (утратил силу с 5 июня 1996 года на основании Указа Президента Российской Федерации от 23 мая 1996 года N 763)”.

В Министерстве юстиции РФ подлежат регистрации нормативные акты министерств и ведомств Российской Федерации, принятые после 15 мая 1992 года, затрагивающие права и законные интересы граждан или носящие межведомственный характер.

С 5 мая 1996 года вступил в силу Указ Президента Российской Федерации от 23.05.96 N 763 “О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти”.

Этот Указ расширил круг нормативных правовых актов подлежащих обязательной регистрации в Министерстве юстиции. Теперь подлежат регистрации не только нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина или имеющие межведомственный характер, но и акты, устанавливающие правовой статус организаций.

Следует также отметить, что Указ Президента вместо привычного термина “акты министерств и ведомств” использует термин “акты федеральных органов исполнительной власти”. Содержанием термина “акты федеральных органов исполнительной власти” не охватываются акты Президента и Правительства. Акты Президента и Правительства не подлежат регистрации в Министерстве юстиции.

Структура федеральных органов исполнительной власти утверждена Указом Президента Российской Федерации от 14.08.96 N 1177 “О структуре федеральных органов исполнительной власти (с изменениями на 29 ноября 1996 года)”.

Таким образом, нормативные акты СССР применяются на территории России, если они не признаны утратившими силу или не пришли в противоречие с правовыми актами Российской Федерации, принятыми после 12 июня 1990 года (после принятия Декларации о государственном суверенитете РСФСР). Никакой регистрации в Министерстве юстиции РФ нормативных актов СССР не требуется.

Долженко А.Н., юрист
Центр правовых услуг

13. Основы конституционного строя в РФ.

Основы конституционного строя – это система принципов, регламентирующая соц.-правовые отношения, обеспечивающие подчинение государства праву.

Характерные черты КС:

1. Основы КС имеют основополагающее обобщающее и фундаментальное значение.

2. Политико-правовой характер.

3. Нормативность и общеобязательность.

4. Юридическое верховенство по отношению к положениям Конституции и всем н.а. государства.

6. Сжатость и концентрированность положений.

7. Постоянность действия.

8. Общеприемлемость и свобода от идеологических установок.

9. Целостность.

10. Устойчивость и особый порядок принятия и изменения.

Основы КС – глава1. Основы закреплены с помощью норм-принципов, которые условно разделены на 4 гр.:

· Гуманистические;

· Основные характеристика РФ;

· Экономические и политические;

· Основы организации гос. Власти.

Статус РФ:

Ст.1 РФ – есть демократическое федеративное правовое государство с республиканской формой правления.

Ст.7 РФ – социальное гос-во.

Ст.14 РФ – светское гос-во.

Демократический характер характеризуется установлением демократического политического режима: гражданам предоставлены и гарантируются политические права и свободы. Допускается деятельность оппозиции, исключается произвол и анархия. Представительная демократия осуществляется народом через выборные учреждения (см. ст.3 ).

Федеративное гос-во – состоит из нескольких равноправных субъектов, некоторые из которых (респ.) называются в Конституции государствами, однако эти субъкты не являются независимыми государствами. Всего 89 субъектов. Ст.5 закрепляет основы прав. статуса субъектов.

Правовое государство - это гос-во, которое во всей своейдеятельности подчиняется праву и главной целью считает обеспечение прав и свобод человека.

Основные признаки ПГ:

1. Высший приоритет правам и свободам человека и гражданина. Все что не запрещено, то дозволено.

2. Независимость суда . Ст.120 – Судьи неприкосновенны и несменяемы.

3. Верховенство Конституции по отношению ко всем н.а. См. ст.15 .

4. Приоритетмеждународного права . См. ст.15 ч.4 .

Социальное государство – гос-во, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь. См. ст.7 .

Светское гос-во – см. ст.14.

См. ст.2 . В основу государственности положены гуманистические идеи, исходящие из незыблемости и неотчуждаемости прав и свобод человека и гражданина. Государство в лице своих органов и должностных лиц выступает гарантом прав человека, его партнером. Оно ответственно перед гражданином и обеспечивает условия для свободного развития личности, защищает социальную стабильность, жизнь, честь, достоинство, свободу, личную неприкосновенность и неотчуждаемые права гражданина. В свою очередь гражданин ответственен перед государством за исполнение обязанностей, возложенных на него Конституцией и законом.

См. статьи 6, 8, 9 .

14. Основы правового статуса человека и гражданина.

Положение личности в обществе определяется не только правовыми нормами, но и всеми другими видами социальных норм и называется общественным статусом .

Правовой статус личности, закрепленный в Конституции РФ 1993 г., основан на новой концепции прав человека по сравнению с предшествующими конституциями, базируется на международно-правовых документах.

Конституция РФ содержит новое для конституционного законодательства положение об отношениях государства к человеку и гражданину. Согласно ст. 2 Конституции: «Человек, его права и свободы являются высшей ценностью. Признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязанность государства».

Это исходное базовое положение определяет содержание и структуру специальной главы 2, посвященной правам и свободам человека и гражданина. Понятия «права человека » - подчеркивает неотчуждаемость прав личности как таковой, исходя из присущих всем членам человеческого общества свободы и достоинства. «Права гражданина » - исходит из характеристики прав личности как гражданина государства, определяет его права и свободы в качестве такового.

Налицо отказ в Конституции РФ от классового подхода и переход к закреплению правового статуса личности.

Определенные ограничения иностранных граждан и лиц без гражданства установлены в Конституции РФ 1993 г., что означает, что конкретные права и свободы, а также обязанности имеют только граждане РФ. Соответственно иностранные граждане не пользуются избирательными правами, не могут служить в государственном аппарате, не исполняют обязанности воинской службы и т.д.

Правовой статус включает в себя не только его права и свободы, но и обязанности - Основные: 1) обязанность всех соблюдать Конституцию Российской Федерации и законы (п.2 ст. 15); 2) обязанность платить законом установленные налоги и сборы (ст. 57); обязанность охранять природу (ст. 58); 4) обязанность защиты Отечества (ст. 59). А также - ст. 17 Конституции РФ, ст. 21, ст. 34, ст. 38, ст. 43, ст. 44.

Свойства П, С и О:

1) значимость этих прав и свобод для человека и общества;

2) изначальный , прирожденный и неотчуждаемый характер принадлежащих человеку прав и свобод;

3) верховенство конституционных прав и свобод, делающее все иные права и свободы в той или иной сфере жизни (трудовые, социальные и т.д.) производными;

4) принадлежность основных прав и свобод каждому человеку и гражданину, либо каждому гражданину;

5) всеобщность основных прав, свобод и обязанностей, т.е. они равны и едины для всех без исключения, соответственно для каждого человека или для каждого гражданина;

6) основные права, свободы и обязанности не приобретаются и не отчуждаются по воле гражданина;

7) они действуют на всей территории государства.

15. Классификация конституционных прав и свобод.

Классификация прав и свобод человека и гражданина возможна на основе определенных признаков (критериев). Так, в зависимости от субъектов их делят на права и свободы человека и права и свободы гражданина. В зависимости от вида субъекта - на индивидуальные и групповые (коллективные). По их генезису - на естественные (прирожденные) и производные от них (сформулированные в международных пактах). По характеру образования -основные (конституционные) и дополнительные (конкретизирующие).

Наиболее распространенным классификационным признаком является содержание прав и свобод человека и гражданина.

1. Личные (гражданские) - часто открывают перечень прав и свобод человека и гражданина, составляют основу правового статуса и закреплены в наибольшем количестве статей конституций.

Согласно главе 2 Конституции РФ, к этой группе прав относятся : право на жизнь, право на свободу и личную неприкосновенность, неприкосновенность жилища, охрана частной жизни, тайна переписки, телефонных переговоров, почтовых, телеграфных и иных сообщений, защита частной жизни лица, право определения национальности, право на пользование родным языком, свобода передвижения и места жительства, свобода совести.

Особенности :

1) они являются по своей сущности неотчуждаемыми , естественными правами человека, т.е. каждого, и не связаны напрямую с принадлежностью к гражданству государства;

2) они включают право на охрану достоинства личности, что возлагает соответствующие обязанности на государство и других граждан;

См. статьи 20-23, 25-29.

2.Политические права связаны с обладанием гражданством государства и принадлежат только «гражданам». Их реализация позволяет гражданам участвовать в политической жизни общества, в управлении государством. Граждане, ассоциированные как народ, осуществляют власть, а гражданин, как индивид, участвует в осуществлении государственной политической власти. Применительно к политическим правам правосубъектность в полном объеме наступает с 18 лет.

См. статьи 3, 13 ч.3, 29 ч.4, 30, 31.

3. Социально-экономические П и С являются основой всех иных прав. В их число входят культурные права, права собственности, трудовые отношения, здоровье, отдых, образование. Они служат обеспечению материальных, духовных, физических и других социально значимых потребностей и интересов личности. Их реальность делает государство социальным, обеспечивающим достойный и достаточный уровень жизни человека, его свободное развитие. См. ст. 7 Конституции РФ, ст. 34 - 44).

16. Основания приобретения гражданства

Нормы законодательства о гражданстве по предмету регулирования можно объединить в три группы:

а) регулирующие порядок приобретения гражданства;

б) регулирующие порядок прекращения гражданства;

в) регулирующие порядок разрешения дел о гражданстве.

Ст. 12 Закона о гражданстве определяет основания и порядок приобретения гражданства РФ:

1. В результате его признания. Все граждане СССР, постоянно проживавшие на территории РФ на день принятия закона 6 февраля 1992 г. В течении 1 года можно было заявить о нежелании состоять в гражданстве РФ.

2. По рождению. Не требует совершения к.-л. действий. (право крови, право почвы).

3. В порядке регистрации. Путем подачи заявления в ОВД.

4. В результате приема в гражданство (натурализация). Осущ. Президент по личному ходатайству. Для иностранцев - проживать 5 лет, а для лиц без гражданства - 3 года.

5. В результате восстановления гражданства;

6. Путем выбора гражданства (оптация) при изменении территории РФ;

7. По иным основаниям, предусмотренным законом.

К иным основаниям приобретения гражданства законодательство относит: усыновление, опекунство, соглашение родителей о российском гражданстве ребенка, предоставление почетного гражданства и др.

В порядке регистрации гражданином РФ могут стать:

·лица, у которых родственники являются гражданами РФ,

·лица, у которых на момент рождения хоть 1 из родителей был гражданином РФ, но которые приобрели другое гражданство по рождению,

·в течении 5 лет после достижения 18-летнего возраста, дети, бывшие граждане РФ, родившиеся после прекращения у родителей гражданства РФ.

В ч. 3 ст.6 Конституции РФ установлен запрет на лишение гражданина России его гражданства. Никакой государственный орган, никакое должностное лицо не могут сделать это ни при каких обстоятельствах, так как лишение гражданства противоречит естественным правам человека и является антигуманным.

Формы восстановления в гражданстве: 1) в порядке регистрации; 2) путем признания компетентными органами факта восстановления и 3) по ходатайству лица.

Гражданство РФсчитается приобретенным или прекращенным со дня принятия решения полномочным органом или издания Указа Президента РФ. Срок рассмотрения ходатайств в ведомстве Президента - не более 9 месяцев. Решения обжалованию не подлежат, но через один год возможно повторное ходатайство. Решения исполняются органами внутренних дел или иностранных дел за рубежом.

Органы , занимающиеся вопросами гражданства:

·Президент РФ;

·Комиссия по вопросам гражданнства при Президенте РФ;

·Дипломатич. Представительства РФ;

·Консульские учреждения.

17. Принципы гражданства.

Г. - устойчивая политико-правовая связь человека с государством, в соответствии с которой на него распространяется суверенная власть как в пределах гос-ва, так и за его границами. В силу этого человек обладает определенной совокупностью прав и обязанностей, установленных законодательством этого государства и может пользоваться его защитой.

Принципы г-ва:

1. Гражданство РФ явл. единым , т.е. гражданин, проживающий на территории республики в составе РФ, является гражданином этой республики и одновременно гражданином РФ.

2. Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований и времени приобретения.

3. Доступность и свободный характер гражданства Российской Федерации, выражается,

во-первых, в том, что каждый человек в РФ, включая граждан иностранных государств и лиц без гражданства, имеет право на гражданство, независимо от каких бы то ни было условий;

во-вторых, наличие достаточно простого и легкого пути приобретения гражданства;

в-третьих, в запрете на лишение гражданства и наличие права его изменять;

в-четвертых, в допустимости двойного гражданства;

в-пятых, в сокращении количества лиц без гражданства;

в-шестых, в праве российских граждан изменить гражданство;

в-седьмых, в запрете на лишение гражданства, т.е. на расторжение связей по инициативе государства в одностороннем порядке, без согласия гражданина.

4. Принцип приоритета норм международного права и международных договоров по вопросам гражданства над национальным законодательством.

5. Неотъемлемость гражданства , что выражается,

во-первых, в несвязанности гражданства с мерами наказания гражданина за совершенные правонарушения;

во-вторых, в сохранении за гражданами РФ, проживающими за ее пределами, гражданства РФ;

в-третьих, в недопустимости высылки гражданина РФ за пределы РФ.

6. Защита и покровительство граждан РФ , находящихся за пределами РФ. Это значит, что государственные органы РФ, ее дипломатические и консульские учреждения, их должностные лица обязаны содействовать тому, чтобы гражданам РФ была создана возможность в полном объеме использовать все права и свободы, установленные законодательством государства, международными договорами РФ и международными обычаями, а при необходимости принимать меры по восстановлению нарушенных прав граждан РФ.

Гражданин РФ не может быть выслан за пределы российского государства или выдан другому государству. За преступления, совершенные за границей, гражданин РФ подлежит уголовной ответственности по законам Российской Федераций.

7. Почетное гражданство , которое может быть предоставлено лицу, не имеющему российского гражданства, но имеющему заслуги перед Россией или мировым сообществом, с его согласия. Почетное гражданство предоставляется Президентом РФ.

8. Отрицание автоматического изменения гражданства:

·заключение или расторжение брака с гражданином РФ с лицом, не имеющим гражданства РФ не влечет за собой изменения гражданства.

·изменение гражданства одним супругом не влечет изменения гражданства другим.

·расторжение брака не влечет за собой изменения гражданства родившихся в этом браке детей.

9. Принцип сохранения гражданства за лицами, проживающими за пределами РФ.

Принимая нормативный правовой акт, законодатель стремится урегулировать ту или иную сферу общественных отношений, создать справедливые и понятные всем участникам отношений правила поведения. Нормы права могут как создавать новые общественные отношения, так и закреплять уже существующие. Появление нового закона в сфере образования направлено на решение двух задач. Во-первых, реформировать систему образования, установив новые правовые институты. Во-вторых, упорядочить правовое регулирование образовательных отношений, проведя систематизацию законодательства. И в первом, и во втором случае для успешного решения поставленных задач вместе с принятием нового закона необходимо «расчистить» законодательный массив, отменив те нормативные акты, которые уже фактически перестали действовать. В теории права можно встретить несколько способов прекращение действия нормативного правового акта:

прямая отмена нормативного правового акта;

фактическая отмена одного нормативного правого акта другим нормативным правовым актом, принятым по тому же предмету правового регулирования;

истечение срока, на который был издан нормативно-правовой акт, если этот срок был установлен;

исчезновение общественных отношений, на урегулирование которых был направлен нормативный правовой акт .

В данном случае происходит смешение двух понятий: прекращение действия нормативного правового акта и прекращение действия нормы права. Нормативный правовой акт может прекратить свое действие, только по двум основаниям: или принята норма об его отмене, или истек срок, на который он был принят. В остальных случаях акт будет продолжать действовать, не имея при этом никаких юридических последствий. Действие формально неотмененных, однако фактически не регулирующих общественные отношения актов создает трудности для правоприменителя при выборе нужной нормы права. В идеальной ситуации нормативный правовой акт, который перестал фактически регулировать общественные отношения, должен быть отменен формально.

Отмена нормативных правовых актов может быть оформлена тремя различными способами. Во-первых, с принятием закона может быть принят закон о его введении в действие, где будут содержаться нормы об отмене ранее действовавших актов. Такая практика характерна при принятии кодексов. Во-вторых, могут приниматься специальные акты, содержанием которых является только отмена нормативных правовых актов. На современном этапе нормотворчества такие акты принимаются достаточно редко и в основном на подзаконном уровне . Законодатель стремится своевременно отменять «устаревшие» акты. Наиболее эффективно это получается делать третьим из возможных способов – включением специальных норм об отмене ранее действовавших норм в текст акта, содержащего новые правила поведения. По такому пути и пошел законодатель при принятии федерального закона «Об образовании в Российской Федерации». Комментируемые статьи, отменяют действия ранее принятых актов.

Отмена нормативных правовых актов в сфере образования преследует несколько задач, важнейшей из которых является систематизация законодательства в сфере образования для удобства его использования правоприменителями. Несмотря на то, что новый закон не получил название кодекса, он является базовым законом, регулирующим отношения в сфере образования. Нормы, регулирующие отношения в сфере образования и содержащиеся в других федеральных законах и иных нормативных правовых актах Российской Федерации, должны соответствовать данному закону (п. 4 ст. 4 Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации»). В данном случае отмена ранее принятых нормативных правовых актов не означает кардинальной реформы системы образования. Многие нормы, содержавшиеся в отмененных законах, воспроизводятся в новом законе. Отмена же актов необходима для устранения коллизии и упрощения работы с данными нормами, так как они содержатся в одном акте. Еще одна задача при отмене актов – исключить правовые нормы, регулирующие общественные отношения, которые фактически перестали существовать. Так, например, в Постановлении Верховного Совета СССР от 12 апреля 1984 года № 13-11 «Об Основных направлениях реформы общеобразовательной и профессиональной школы» содержится положение об основах идейно-политического воспитания: «В идейно-политическом воспитании во главу угла надо поставить формирование сознательного гражданина, с прочными коммунистическими убеждениями. На это должны работать все элементы учебно-воспитательного процесса, вся общественная жизнь школы. Воспитывать молодежь на идеях марксизма-ленинизма, на примерах жизни и деятельности К. Маркса, Ф. Энгельса, В.И. Ленина, историческом опыте КПСС» . Несомненно, в современных общественно-политических реалиях данная норма морально устарела.

Обе комментируемые статьи содержат перечни актов, действие которых отменяется на территории Российской Федерации. Необходимость двух статей, посвященных данному вопросу, обусловлена различием правовой природы актов в них содержащихся. Статья 109 признает акты не действующими на территории Российской Федерации. В данной статье содержатся акты, изданные от имени СССР. Статья 110 признает утратившими силу актов РСФСР и Российской Федерации. Разница между актами, отмененными на территории Российской Федерации, и актами, утратившими силу, заключается в особенностях юридической техники, а также действии актов во времени и пространстве.

СССР прекратило свое существование, а Российская Федерация является правопреемником СССР на международной арене. Однако в вопросе действия нормативных правовых актов СССР вопрос решается иначе. Для того чтобы дать ответ на вопрос о действии нормативных правовых актов, принятых в советский период, необходимо рассмотреть раздел 2 и ч. 3 ст. 15 Конституции РФ, в соответствии с которыми законы и другие правовые акты, действовавшие на территории Российской Федерации до вступления в силу Конституции РФ, применяются в части, ей не противоречащей. При этом применяться может только тот акт, который был официально опубликован. Таким образом, если акт издан в советский период и не противоречит Конституции РФ, был официально опубликован, то данный акт признается действующим на территории Российской Федерации.

В состав СССР к моменту его распада входило 15 союзных республик, в их числе и Российская Советская Федеративная Социалистическая Республика. Акты, принимаемые на общесоюзном уровне, то есть на уровне СССР, действовали на территории всего Советского Союза, в том числе и на территории РСФСР. После распада СССР в конституциях многих вновь образованных государств закреплялось переходное положение о продолжении действия актов СССР. На современном этапе отменить действие акта СССР Российская Федерация не может, так как эти акты могут продолжать действовать на территории государств, входивших ранее в СССР. Такая отмена значила бы вмешательство в суверенитет других государств. Именно по этой причине в отношении любых актов, принятых от имени СССР, Российская Федерация может лишь приостановить их действие на своей территории. В отношении же актов РСФСР Российская Федерация полномочна принять решение об их отмене.

Вызывает интерес правовая природа утративших силу актов. По общему правилу акты отменяются актами равной юридической силы. Так законы отменяются законами, акты правительства – актами правительства и т.д. Однако в перечне актов, не действующих на территории Российской Федерации и подлежащих отмене, помимо собственно законов содержатся и иные акты: указы Президиума Верховного Совета СССР, постановления Верховного Совета, постановления Президиума Верховного Совета СССР.

Правовая природа таких актов требует отдельного пояснения. Трудность в их определении или даже перечислении заключается в том, что нельзя определить исчерпывающий перечень вопросов, которые могли быть решаемы Верховным Советом. Как высший государственный орган СССР он мог принять к рассмотрению любой вопрос государственной жизни, отнесенной к общесоюзной компетенции. В форме постановлений, как правило, принимались распорядительные акты. Например, об утверждении персонального состава органов власти, прямо подотчетных Верховному Совету (Президиум, Совет Министров, Верховный Суд, Генеральный прокурор), об утверждении государственного бюджета и об одобрении политики советского правительства по основным направлениям внутренней и внешней политики государства. С точки зрения юридической силы, перечисленные постановления в системе источников советского права были выше, чем акты всех других органов государственной власти союза и республик.

Неоднозначные по своей юридической природе правовые акты Президиума Верховного Совета СССР являются следствием неясности в определении положения данного органа власти в системе государственного управления . Среди форм правовых актов Президиума Верховного Совета можно выделить указы и постановления. Постановления Президиума представляли собой акты внутриорганизационного характера, регламентирующие деятельность самого Президиума и его аппарата. Со временем в процессе реализации своих функций перед Президиумом возникла необходимость использовать формы постановления для принятия актов, сфера регулирования которых выходила за рамки организации работы Президиума. Наиболее часто такая форма использовалась при оформлении совместных решений Президиума и иных государственных или партийных органов. В форме постановлений принимались также и акты официального толкования, так называемые интерпретационные акты.

Другой формой актов, издаваемых Президиумом Верховного Совета СССР, являлись указы. Указы, в свою очередь, подразделялись на два вида: нормативные и распорядительного характера. Первые подлежали утверждению Верховным Советом .

Таким образом, утратившими юридическую силу были признаны не только нормативные, но и распорядительные и интерпретационные акты.

Лазарев В. В., Липень С. В. Теория государства и права. М.: Спарк, 1998.


См.: Федеральный закон от 30 ноября 1994 года № 52-ФЗ «О введении в действие части первой Гражданского кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1994. № 32. Ст. 3302; Федеральный закон от 13 июня 1996 года № 64-ФЗ «О введении в действие Уголовного кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 1996. № 25. Ст. 2955; Федеральный закон от 18 декабря 2001 года № 177-ФЗ «О введении в действие Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации» // Собрание законодательства РФ. 2001. № 52 (1 ч.). Ст. 4924 и др.


См: Постановление Правительства РФ от 28 марта 2012 года № 245 «О признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных нормативных правовых актов (положений нормативных правовых актов) СССР и о признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов (положений нормативных правовых актов) РСФСР»// Собрание законодательства РФ. 2012. № 15. Ст. 1777; Постановление Правительства РФ от 26 июня 2015 года № 634 «О признании утратившими силу отдельных нормативных правовых актов РСФСР и признании не действующими на территории Российской Федерации отдельных нормативных правовых актов (положений нормативных правовых актов) СССР» // Собрание законодательства РФ. 2015. № 27. Ст. 4069 и др.


Ведомости Верховного Совета СССР. 1984. № 16. Ст. 237.


Кравцов Б. П. Верховный Совет СССР. М., 1954; Беспалый И. Т. Президиум Верховного Совета союзной республики. М., 1959; Кутафин О. Е. Взаимоотношения постоянных комиссий палат Верховного Совета СССР и Советом Министров СССР // Советское государство и право. 1966. № 4; Кузнецов И. Н. Компетенция Президиума Верховного Совета СССР и правовые проблемы ее регламентации // Ученые записки ВНИИСЗ. Вып. 8.


Мицкевич А.В. Акты высших органов советского государства. М., 1967. С.111


Гинзбург Юрий Владимирович, старший научный сотрудник Федерального центра образовательного законодательства.
По состоянию законодательства на 1 января 2016 года.

Советские правовые акты продолжили действовать в России после распада СССР и остаются действующими до сих пор, если не были отменены или изменены. Сейчас таких документов осталось около 45 тыс., сообщил замминистра юстиции Виктор Евтухов. По его словам, специалисты Минюста проверят соответствие советских правовых актов российской Конституции и современным законам. После этого часть документов признают утратившими силу, а остальные включат в действующее законодательство.

Как выяснили «НИ», только на федеральном уровне продолжают действовать около 400 постановлений советского правительства. Постановление «О праве пользования дополнительной жилплощадью» было издано в 1930 году и продолжает действовать в редакции от 1964 года. Согласно этому документу при получении жилья от государства право на дополнительные 10 кв. метров имеют среди прочих категорий граждан «члены общества бывших политических каторжан и ссыльнопоселенцев и общества старых большевиков».

Выплата аванса регулируется постановлением Совета министров СССР от 1957 года. Там сказано, что минимальный размер аванса не может быть ниже тарифной ставки за половину месяца. Приобретать проездные билеты на городской общественный транспорт бюджетные организации обязаны в соответствии с постановлением Совета министров РСФСР от 1963 года. Постановление разрешает покупать проездные только для тех работников, чья работа связана с разъездами и кому не выделен специальный транспорт.

Действующая инструкция по борьбе с утечкой воды в московском водопроводе датирована 1953 годом. Инструкция по учету, хранению и транспортированию этилового спирта – 1986-м. А принятые в 1988 году Типовые правила охоты запрещают без лицензии находиться в лесу не только с ружьем, но и с собаками охотничьих пород.

В советских правовых актах «много здравого смысла», однако есть случаи «дублирования регламентации одного и того же вопроса несколькими актами», говорит замминистра Евтухов. По его словам, «формально действующие, но фактически утратившие силу нормативно-правовые акты» дают повод для произвола со стороны тех, кто законы применяет. Есть и случаи, когда «социалистические законы регулируют капиталистическую сферу деятельности». Например, действующее постановление «О составлении и форме переводного векселя» было принято в 1937 году, постановление «О чеках» – в 1929-м с изменениями в 1986-м.

Продолжают действовать и постановления пленумов Верховного суда СССР, однако приведением их в соответствие с нынешней судебной практикой займется пленум Верховного суда РФ. Одно из таких постановлений, изданное в 1975 году, предписывает за «скупку и перепродажу с целью наживы спиртных напитков или иных продуктов по более высоким в соответствии с прейскурантом ценам в предприятиях общественного питания» наказывать не как за обман покупателей, а как за спекуляцию.

Постановление Госкомитета СССР по труду и социальным вопросам от 1984 года позволяет женщинам, имеющим детей, требовать для себя гибкий график работы. Начальство должно пойти навстречу, если технологический процесс от этого не страдает и остальные сотрудники не против. Рабочее время такой сотрудницы будет состоять из двух частей – «фиксированной», когда она обязана находиться на работе, и «переменной», когда сама решает, работать ли ей или уйти домой. Главное, чтобы смена длилась не более 10 часов, а общее количество отработанного времени за год было не меньше 2092 часов.

Деревья в московских парках охраняются согласно решению Московского городского совета депутатов от 1949 года. Документ запрещает подвешивать к деревьям качели, гамаки и веревки для сушки белья, а также скидывать на зеленые насаждения снег и лед с крыш «без принятия мер к обеспечению сохранности деревьев и кустарников». В парках запрещено играть в и и кататься на лыжах, «за исключением мест, специально отведенных для этой цели». Строители до начала работ обязаны закрыть деревья «глухими щитами, гарантирующими их от повреждений», а при асфальтировании дорог и тротуаров вокруг деревьев нужно оставлять участки земли диаметром в 1,5 метра. Наказание установлено в том же документе – штраф до 100 рублей, а при повторном нарушении наступает уголовная ответственность.

Впредь до приведения законов и иных нормативных правовых актов, действующих на территории Российской Федерации, в соответствие с настоящим Кодексом законы и иные правовые акты Российской Федерации, а также законодательные и иные нормативные правовые акты бывшего Союза ССР, действующие на территории Российской Федерации в пределах и порядке, которые предусмотрены Конституцией Российской Федерации, Постановлением Верховного Совета РСФСР от 12 декабря 1991 года N 2014-1 "О ратификации Соглашения о создании Содружества Независимых Государств", применяются постольку, поскольку они не противоречат настоящему Кодексу.

Изданные до введения в действие настоящего Кодекса нормативные правовые акты Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и применяемые на территории Российской Федерации постановления Правительства СССР по вопросам, которые в соответствии с настоящим Кодексом могут регулироваться только федеральными законами, действуют впредь до введения в действие соответствующих федеральных законов.

Комментарии к ст. 423 ТК РФ


1. В связи с принятием ТК необходимо было привести в соответствие с ним законы и иные содержащие нормы трудового права нормативные правовые акты, действующие на территории РФ.

В ч. 1 комментируемой статьи содержится норма о том, что законы и иные нормативные правовые акты, действующие на территории РФ, применяются постольку, поскольку они не противоречат ТК. Применение этого положения означает, что необходимо сопоставлять нормы ТК с нормами иных законов и других нормативных правовых актов, выносить суждение о том, противоречат ли Кодексу нормы иных актов и, соответственно, подлежат ли они применению.

2. Поскольку более удобным и предпочтительным для правоприменения является вариант определения юридической силы нормативного правового акта на законодательном уровне, ст. 2 Закона от 30 июня 2006 г. N 90-ФЗ признаны не действующими на территории РФ следующие нормативные правовые акты (положения нормативных правовых актов) СССР:

1) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 декабря 1956 г. "Об усилении охраны труда подростков";

2) Закон СССР от 11 февраля 1957 г. "Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР "Об усилении охраны труда подростков";

3) Закон СССР от 7 мая 1960 г. "О завершении перевода в 1960 году всех рабочих и служащих на семи- и шестичасовой рабочий день";

4) Закон СССР от 15 июля 1970 г. N 2-VIII "Об утверждении Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде";

5) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 10 августа 1973 г. N 4629-VIII "Об изменении части второй статьи 102 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде";

6) абз. 3 Закона СССР от 14 декабря 1973 г. N 5190-VIII "Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР, вносящих некоторые изменения в действующее законодательство СССР";

7) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 24 сентября 1974 г. N 310-IX "Об условиях труда рабочих и служащих, занятых на сезонных работах";

8) Закон СССР от 20 декабря 1974 г. N 769-IX "Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР "Об условиях труда рабочих и служащих, занятых на сезонных работах" и "Об условиях труда временных рабочих и служащих" в части, касающейся Указа Президиума Верховного Совета СССР от 24 сентября 1974 г. N 310-IX "Об условиях труда рабочих и служащих, занятых на сезонных работах";

9) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 13 июля 1976 г. N 4204-IX "Об утверждении Положения о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации";

10) Закон СССР от 29 октября 1976 г. N 4699-IX "Об утверждении Указа Президиума Верховного Совета СССР "Об утверждении Положения о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации";

11) Закон СССР от 7 октября 1977 г. N 6366-IX "Об объявлении дня принятия Конституции (Основного Закона) СССР всенародным праздником";

12) ст. 6 Закона СССР от 7 октября 1977 г. N 6367-IX "О порядке введения в действие Конституции (Основного Закона) СССР";

13) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 7 января 1980 г. N 1369-X "О внесении изменения в статью 16 Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде";

14) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 12 марта 1980 г. N 1728-X "О внесении изменений и дополнений в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде";

15) абз. 3 и 6 Закона СССР от 25 июня 1980 г. N 2362-X "Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о внесении изменений и дополнений в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде, в Основы земельного законодательства Союза ССР и союзных республик и в Основы водного законодательства Союза ССР и союзных республик";

16) ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1981 г. N 5571-X "О мерах по усилению государственной помощи семьям, имеющим детей";

17) ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 5 мая 1982 г. N 7058-X "О внесении изменений в Основы законодательства Союза ССР и союзных республик о труде и другие законодательные акты СССР" в части, касающейся Основ законодательства Союза ССР и союзных республик о труде;

18) ст. ст. 9, 15 и 17 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 26 января 1983 г. N 8723-X "О внесении изменений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам гражданских правоотношений, брака и семьи, труда и социального обеспечения";

19) Закон СССР от 17 июня 1983 г. N 9500-X "О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями";

20) Постановление Верховного Совета СССР от 17 июня 1983 г. N 9501-X "О введении в действие Закона СССР "О трудовых коллективах и повышении их роли в управлении предприятиями, учреждениями, организациями";

21) ст. ст. 1 и 4 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 12 августа 1983 г. N 9814-X "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР";

22) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 16 ноября 1983 г. N 10291-X "О внесении изменений в статью 13 Положения о материальной ответственности рабочих и служащих за ущерб, причиненный предприятию, учреждению, организации";

23) абз. 11 Закона СССР от 29 декабря 1983 г. N 10575-X "Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР";

24) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 19 мая 1986 г. N 4679-XI "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Союза ССР о труде";

25) п. п. 2 и 7 ст. 6 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 23 мая 1986 г. N 4719-XI "Об усилении борьбы с извлечением нетрудовых доходов";

26) абз. 7 Закона СССР от 19 июня 1986 г. N 4923-XI "Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР";

27) ст. 2 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 14 октября 1986 г. N 5878-XI "О некотором изменении порядка взыскания алиментов на несовершеннолетних детей";

28) Указ Президиума Верховного Совета СССР от 2 сентября 1987 г. N 7639-XI "О расширении льгот работающим беременным женщинам и женщинам, имеющим малолетних детей";

29) абз. 6 Закона СССР от 20 октября 1987 г. N 7884-XI "Об утверждении Указов Президиума Верховного Совета СССР о внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР";

30) ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 4 февраля 1988 г. N 8430-XI "О внесении в законодательство Союза ССР о труде изменений и дополнений, связанных с перестройкой управления экономикой";

31) ст. 1 Указа Президиума Верховного Совета СССР от 29 марта 1988 г. N 8695-XI "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР о труде";

32) ст. 4 Закона СССР от 22 мая 1990 г. N 1501-1 "О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты СССР по вопросам, касающимся женщин, семьи и детства";

33) Закон СССР от 10 декабря 1990 г. N 1818-1 "О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности";

34) Постановление Верховного Совета СССР от 10 декабря 1990 г. N 1819-1 "О введении в действие Закона СССР "О профессиональных союзах, правах и гарантиях их деятельности";

35) ст. 4 Закона СССР от 5 марта 1991 г. N 2000-1 "Об изменении и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Союза ССР о государственной помощи семьям, имеющим детей";

36) Закон СССР от 11 марта 1991 г. N 2016-1 "О порядке разрешения индивидуальных трудовых споров";

37) ст. 1 Закона СССР от 12 мая 1991 г. N 2151-1 "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Союза ССР о труде";

38) Постановление Верховного Совета СССР от 12 мая 1991 г. N 2152-1 "О введении в действие Закона СССР "О порядке разрешения индивидуальных трудовых споров" и Закона СССР "О внесении изменений и дополнений в законодательные акты Союза ССР о труде";

39) Постановление Верховного Совета СССР от 20 мая 1991 г. N 2180-1 "О введении в действие Закона СССР "О порядке разрешения коллективных трудовых споров (конфликтов)".

3. Норма ч. 2 комментируемой статьи направлена на недопущение возникновения пробелов в нормативно-правовом регулировании.