Кто выступает обязательным субъектом муниципально правовых отношений. Субъекты муниципально-правовых отношений

Предмет и метод муниципального права. Их особенности.

Предмет муниципального права – это система общественных отношений, возникающих в процессе организации и деятельности местного самоуправления, которые объективно подлежат нормативному регулированию и в данных социально-политических условиях требуют такого воздействия.

Особенности предмета муниципального права:

1. Предмет муниципального права носит комплексный характер. Но здесь несколько иное содержание: если комплексная отрасль – содержит нормы других отраслей. А комплексный предмет означает, что данные отношения очень разнообразны, различны по своему содержанию. Сюда входят, и социально-культурные проблемы, финансовые проблемы, экономические отношения, вопросы, связанные с ответственностью…

2. Отношения в сфере местного самоуправления – это отношения локально-территориального характера. В русскому языке «самоуправление» применяется во множестве случае (в семье, в студенческой группе, в организации, в государстве…), но предметом является только некая совокупность людей проживает на одной определённой территории и факт проживания на этой территории вызывает у них необходимость решения общих проблем. Проистекает из территориальной природы самоуправленческих отношений.

Метод муниципального право.

В основном выделяют три общих метода: дозволение, предписание, запрет.

В каждой отрасли есть набор средств, и этот набор средств называют «правовым режимом».

Выделяют прежде всего сочетание методов дозволения и предписания, это очень роднит муниципальное право с конституционным, там то же сочетание методов.

Кроме этого, выделяют два особых способа, метода:

1) Метод гарантий. Это означает, что государство должно в своих нормах создавать определённые условия для местного самоуправления: какая-то финансовая свобода для органов местного самоуправления…

2) Метод рекомендаций. Обязательные задания давать нельзя в постановлениях, но они могут написать: «рекомендовать органам местного самоуправления при решении такой-то проблемы сделать то-то…». Гордеев (наш губернатор) порекомендовал уйти с должности глава Липецкой (?..) области.

Муниципальные правоотношения – это общественные отношения, возникающие в процессе организации деятельности местного самоуправления и урегулированные нормами муниципального права.

Отношения: субъекты, объекты и содержание.

Особенности субъектов муниципальных правоотношений:

1. Обязательные субъекты муниципальных правоотношений.

2. Иные субъекты муниципальных правоотношений, которые могут присутствовать в данных правоотношениях.



Чтобы какое-нибудь правоотношение считалось муниципальным, обязательно хотя бы один из субъектов должен быть из группы обязательных субъектов.

Круг обязательных субъектов:

1) Население муниципального образования, как синоним – местное население, местное сообщество, территориальный коллектив.

В каких правоотношениях: выборы, референдум…

2) Муниципальное образование и их объединение. Примеров таких правоотношений немного. Чаще всего на практике встречается при объединении в какие-то союзы (к примеру, союз российских городов…).

3) Органы местного самоуправления. Это самый распространённый субъект: отношения, связанные с предоставлением льгот, реализацией компетенции.

4) Депутаты представительных органов местного самоуправления, должностные лица органов местного самоуправления и муниципальные служащие. Депутаты отчитываются перед избирателями… Или аттестация муниципального служащего.

5) Иные органы. Это весь остальной широкий круг субъектов, которые могут вступать в отношения с депутатами и т.д. Это могу быть государственные органы: прокуратура с протестом на решение воронежской государственной думы… Взаимоотношения между органами государственной власти и местного самоуправления, в ходе которого ему делегируются какие-либо полномочия.

6) Различные общественные объединения. Тоже могут быть участниками. Например, политические партии выдвигают кандидатов на муниципальных выборов. Или выступать с инициативой на обсуждении какого-то вопроса.

7) Предприятия, учреждения и организации. Органы местного самоуправления принимают какие-то решения о правилах сдачи в аренду муниципального имущества

8) Отдельные физические лица: граждане РФ, иностранцы, лица без гражданства. Также могут быть участниками: участвовать в собраниях, вносить предложения…

Вывод: круг этих субъектов достаточно широк и разнообразен.

Объекты муниципальных правоотношений.

Круг объектов также весьма обширен.

Классификация профессора Костюкова из Омска. Он предлагает разделить все объекты муниципально-правовых отношений разделить на 3 группы исходя из их содержания:

1) Объекты, складывающие в административно-политической сфере. Прежде всего, это отношения, вытекающие из самой власти; это вопросы, связанные с муниципальным правотворчеством; это вопросы, связанные с определением статуса депутатов, служащих, должностных лиц; это отношения, которые возникают по поводу территориальных границ, по поводу территории муниципального образования…

2) Объекты, складывающиеся в имущественной сфере (сфере имущественного характера). Отношения, возникающие по поводу муниципальной собственности. Самые разные отношения, связанные с её приватизацией, арендой… Сюда же входят отношения, связанные с предоставлением муниципальных услуг населению.

3) Это объекты, складывающиеся в финансовой сфере, в сфере финансовых отношений. Это такие объекты, как местный бюджет, налогообложение, местные налоги, осуществление муниципального финансового контроля.

Особенности: права и обязанности публичных правовых участников обычно называются таким термином, как «полномочия». То есть полномочие – это совокупность прав и обязанностей публичных правовых участников. Зачастую права являются и одновременно обязанностью, то есть право и обязанность принимать бюджет, «правообязанность».

Муниципальное право. Шпаргалки Ольшевская Наталья

12. Субъекты муниципально-правовых отношений

Субъекты муниципально-правовых отношений – лица, представляющие местное самоуправление и имеющие право принимать решения по вопросам местного значения, а также физические и юридические лица, общественные и государственные органы, вступающие с муниципалитетом в правовые отношения. Абсолютным признаком муниципально-правовых отношений является тот факт, что обязательной стороной этих отношений служит население муниципального образования непосредственно, а также его представители в лице органов местного самоуправления.

Субъекты муниципально-правовых отношений:

Муниципальное образование (может быть участником административных, конституционных, международных, а также множества частноправовых отношений – гражданских, трудовых, земельных и т. д.);

Ассоциации, или союзы, муниципальных образований (подлежат государственной регистрации);

Население муниципального образования;

Органы местного самоуправления;

Органы территориального общественного самоуправления;

Органы государственной власти;

Общественные объединения;

Муниципальные унитарные предприятия и учреждения.

Муниципальному образованию принадлежат права собственника в отношении имущества, входящего в состав муниципальной собственности. В соответствии с Конституцией РФ (ст. 124) муниципальные образования не являются юридическими лицами. Однако они выступают в отношениях, регулируемых гражданским законодательством, на равных началах с иными участниками этих отношений – гражданами и юридическими лицами. К муниципальным образованиям в этом случае применяются нормы, определяющие участие юридических лиц в имущественных отношениях.

Особый правовой статус муниципальных образований проявляется также и в том, что именно к ведению муниципальных образований ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления» относит вопросы местного значения, а также отдельные государственные полномочия.

Из книги Международное публичное право: учебное пособие (учебник, лекции) автора Шевчук Денис Александрович

Тема 7. Международные организации в системе международно-правовых отношений Международные организации влияют на развитие международно-правовых систем через участие в процессе правообразования. Правообразование (формирование права) – объемная категория, включающая в

Из книги Экологическое право автора Сазыкин Артем Васильевич

23. Объекты и субъекты водных отношений Основой регулирования водных отношений (использования и охраны водных объектов) является ВК РФ.Объект водных отношений – водный объект, т. е. сосредоточение вод на поверхности суши в формах ее рельефа или в недрах, имеющее границы,

Из книги Жилищное право: конспект лекций автора Пименова Елена Николаевна

ЛЕКЦИЯ № 6. Субъекты жилищных отношений Под субъектами правоотношения понимают их участников, наделенных законом или договором определенными правами и обязанностями.Участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, РФ, субъекты РФ, муниципальные

Из книги Жилищное право автора Пименова Елена Николаевна

23. Субъекты жилищных отношений Под субъектами правоотношения понимают их участников, наделенных законом или договором определенными правами и обязанностями.Участниками жилищных отношений являются граждане, юридические лица, РФ, субъекты РФ, муниципальные образования

Из книги Страхование автора Скачкова Ольга Александровна

56. Субъекты и участники отношений по негосударственному пенсионному обеспечению Субъектами отношений по негосударственному пенсионному обеспечению, обязательному пенсионному страхованию и профессиональному пенсионному страхованию являются:1) фонды;2) Пенсионный

Из книги Градостроительный кодекс Российской Федерации. Текст с изменениями и дополнениями на 2009 год автора Автор неизвестен

Статья 5. Субъекты градостроительных отношений 1. Субъектами градостроительных отношений являются Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, муниципальные образования, физические и юридические лица.2. От имени Российской Федерации, субъектов Российской

Из книги Гражданский процесс автора Мусин В А

Из книги Административное право России в вопросах и ответах автора Конин Николай Михайлович

2. Понятие, особенности, виды и структура административно-правовых отношений Административно-правовые отношения - это общественные отношения, урегулированные нормами административного права. Они возникают и изменяются в связи с применением административно-правовых

Из книги Муниципальное право: Шпаргалка автора Автор неизвестен

4. Способы защиты административно-правовых отношений Понятие защиты административно-правовых отношений означает создание и существование определенных условий и гарантий, которые бы обеспечивали развитие тех или иных правоотношений в точном соответствии с действующим

Из книги Налоги и налогообложение: Шпаргалка автора Автор неизвестен

21. Понятие и состав механизма муниципальных правовых отношений. Демократизм муниципальных правовых отношений Муниципальные правовые отношения – специфические общественные отношения, которые выражаются в процессе реализации управленческой деятельности,

Из книги Гражданско-процессуальное право. Шпаргалки автора Петренко Андрей Витальевич

3. Сущность налогов как финансово-экономической категории. Субъекты налоговых отношений Налог – обязательный, индивидуально безвозмездный платеж, взимаемый с организаций и физических лиц в форме отчуждения принадлежащих им на праве собственности, хозяйственного

Из книги Уголовное право. Особенная часть: Конспект лекций автора Ольшевская Наталья

94. Производство по делам, возникающим из административно-правовых (публичных) отношений Производство по делам, возникающим из административно-правовых отношений, – вид гражданского судопроизводства по рассмотрению и разрешению дел, возникающих как из

Из книги Муниципальное право. Шпаргалки автора Ольшевская Наталья

95. Порядок производства по делам, возникающим из административно-правовых (публичных) отношений Судебная защита избирательных прав граждан, вытекающих из конституционных (публичных) правоотношений, направлена на охрану как активного (права избирать), так и пассивного

Из книги Государственный (муниципальный) заказ России: правовые проблемы формирования, размещения и исполнения автора Кичик Кузьма Валерьевич

Преступления против личности несовершеннолетних, совершаемые вне сферы семейно-правовых отношений Вовлечение несовершеннолетнего в совершение преступления (ст. 150 УК РФ) . Согласно ч. 1 ст. 150 УК РФ преступлением признается вовлечение несовершеннолетнего в совершение

Из книги автора

13. Виды субъектов муниципально-правовых отношений Субъекты муниципально-правовых отношений – это общественные объединения, которые в соответствии со своими уставами принимают участие в выборах органов местного самоуправления, представляют и защищают свои права,

Из книги автора

Глава II Субъекты отношений, связанных с реализацией государственного (муниципального)

М-п отношения – отношения, урегулированные нормами мп и возникающие в процессе организации и деятельности органов мсу в границах муниципального образования при реализации населением права на мсу.

Данные отношения могут возникать как по воле одной стороны, так и по инициативе двух сторон; Носят организационный характер, способствуют организации процессов; Связаны с практической реализацией задач, функций и полномочий органов мсу в процессе осуществления управленческой деятельности, т. е. складываются в сфере мсу.

Одной из сторон всегда выступает население мо или орган мсу, причем одна из сторон муниципально-правовых отношений выступает от имени населения мо. Споры, возникающие в рамках м-п отношений, могут разрешаться как в административном (внесудебном), так и в судебном порядке.

Основным элементом м-п отношений являются субъекты правоотношений . В качестве субъектов могут выступать:

1)Муниципальное образование . Например, в соответствии со ст. 126 ГК РФ мо отвечает по своим обязательствам принадлежащим ему на праве собственности имуществом, кроме имущества, которое закреплено за созданными им юрлицами на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, а также имущества, которое может находиться только в муниципальной собственности.

2) Граждане РФ . На основании ч. 2 ст. 130 К РФ мсу осуществляется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и иные органы мсу.

3) Население. В соотв. с ч. 1 ст. 130 К РФ мсу в РФ обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью.

Согласно ст. 3 ФЗ № - 131 «Об общих принципах организации мсу в РФ» граждане РФ имеют право на осуществление мсу независимо от пола, расы, национальности……Также предусматривается возможность предоставления права на осуществление мсу негражданами РФ. Так, иностранные граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории мо, обладают при осуществлении мсу правами в соответствии с международными договорами РФ и ФЗ.

4) Группы граждан. В соответствии с действующим законодательством выдвигать кандидатов на выборные муниципальные должности могут группы граждан, зарегистрированные в соответствующей избирательной комиссии. Кроме того, группы граждан могут направлять коллективные обращения в органы мсу, выступать с инициативой проведения местного референдума, опроса жителей, иным образом участвовать в осуществлении мсу.

5) Органы мсу. Ст. 132 К РФ гласит, что органы мсу самостоятельно управляют мун. собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, устанавливают местные налоги и сборы, осуществляют охрану общественного порядка. Могут наделяться законом отдельными гос. полномочиями с передачей необходимых для их осуществления материальных и финансовых средств.

6) Ассоциации, союзы, иные объединения мо, органов мсу.

7) Органы территориального общественного самоуправления - создаются на части территории мо для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив в вопросах местного значения.

8) Органы гос. власти – оказывают поддержку мсу, содействие его становлению и развитию. Органы гос. власти и органы мсу могут вступать во взаимоотношения при совместном проведении к-либо мероприятий.

9) Общественные объединения, некоммерческие организации. Общ. Объединения могут участвовать в выборах, выдвигать кандидатов на выборные муниципальные должности.

10) Государственные и негос. предприятия, учреждения, организации. Органы мсу вправе координировать участие предприятий, учреждений и организаций в комплексном социально-эк. развитии территории мо.

11) Муниципальные унитарные предприятия и учреждения. В ФЗ-131 закрепляется право органов мсу на создание мун. предприятий и учреждений, участие в создании хоз. обществ, необходимых для осуществления полномочий по решению вопросов местного значения.

Субъектов делят на обязательных и иных.

Должны быть обязательно: население; МО и их союзы; органы мсу; депутаты представительных органов, должностные лица, муниципальные служащие.

Иные: это другие физ. и юрлица.

Объекты: Костюков выделяет 3 группы объектов: 1. Объекты, складывающиеся в административно-политической сфере (по поводу власти, издания НА, изменение границ мо). 2. Объекты, складывающиеся в гражданско-правовой сфере (объекты муниципального имущества; муниципальные услуги. 3. Объекты в финансовой сфере (местный бюджет, налоги, финансовый контроль).

Юридические факты – конкретные жизненные обстоятельства, вызывающие в соответствии с нормами права возникновение, изменение и прекращение правоотношений. Юридические факты в муниципальном праве – те явления реальной жизни, которые приводят муниципально-правовую норму в движение, вызывают ее реализацию в правовых отношениях, превращают субъекты муниципального права в субъекты конкретных муниципальных правоотношений.
Являясь одним из элементов механизма муниципально-правового регулирования, юридические факты выполняют свою главную функцию – обеспечивают возникновение, изменение или прекращение муниципальных правоотношений. Они создают переход от общей модели поведения субъектов к конкретному поведению конкретных субъектов, воплощаемому в муниципально-правовом отношении. В этом и состоит их основная задача.

Муниципально-правовые отношения представляют собой урегулированные нормами МП общественные отношения, которые возникаю в процессе организации и деятельности местного самоуправления в городских и сельских поселениях, а также на др. территориях с учетом исторических и иных местных традиций.

Объектом муниципально-правовых отношений является деятельность местных жителей и формируемых ими муниципальных органов, направленная на решение вопросов местного значения, определенных уставом соответствующего муниципального образования, и отдельных государственных полномочий, переданных конкретным муниципальным образованиям в установленном законом порядке.

Учитывая объект и содержание муниципально-правовых отношений их можно подразделить на:

    отношения, связанные с организацией местного самоуправления образование, объединение, преобразование муниципальных образований, установление и изменение их границ и наименований, утверждение символики, а также определение структуры органов МС, их наименование и формирование, контроль за деятельностью органов МС, их ответственность.

    отношения, характеризующие муниципальную д-ть по непосредственному жизненобеспечению населения муниципального образования решение вопросов обеспечения социально-экономического развития муниципального образования, управление муниципальной собственностью регулирование планировки и застройки территории муниципального образования, организация, содержание и развитие муниципальных образовательных учреждений и здравоохранения, организация муниципальных энерго-, газо-, тепло-, водо- снабжения и канализации, муниципальное дорожное строительство, утилизация бытовых отходов, благоустройство и озеленение территории, организация ритуальных услуг, организация муниципального транспорта, связи, торговли, питания и бытового обслуживания и т. д.

    отношения, в которых находит свое воплощение деятельность органов МС по осуществлению отдельных госполномочий остается открытым вопрос о перечне подобных полномочий (ч.2 ст.135 КРФ). Закон не определяет, да и не может определить конкретный их перечень. Очевидно, что эта задача должна в каждой конкретной ситуации решаться индивидуально.

Субъектами муниципально-правовых отношений по смыслу действующего законодательства выступают местные жители, формируемые ими муниципальные органы и муниципальные сообщества, представляющие собой исторически сложившиеся территориальные образования в составе субъекта РФ.

В зависимости от от субъекта муниципально-правовых отношений их можно подразделить на:

    отношения, в которых одной из сторон выступает муниципальное образование здесь находит свое выражение правовой статус муниципального образования (собственность, бюджет, символика и т. д.);

    отношения, в которых одним из субъектов выступает население муниципального образования (непосредственное волеизъявление населения);

    отношения, где одной из сторон выступает орган или должностное лицо МС (д-ть органов МС по решению местных воросов, исполнение государственных полномочий).

Теория МП выделяет следующие виды субъектов муниципально-правовых отношений:

1) муниципальное образование ФЗ «Об общих…» дает четкое определение что такое муниципальное образование: «…- городское, сельское поселение, несколько поселений, объединенных общей территорией, часть поселения, иная населенная территория, предусмотренная настоящим ФЗ, в пределах которых осуществляется местное самоуправление, имеются муниципальная собственность, местный бюджет и выборные органы местного самоуправления.» Муниципальное образование обладает правом собственности на имущество, входящее в состав муниципальной собственности. Оно не является юридическим лицом (ст. 124 ГК РФ), но в гражданско-правовых отношениях выступает на равных с иными их участниками (физическими и юридическими лицами). Кроме того муниципальное образование имеет право создавать объединения в форме ассоциаций или союзов в целях координации своей д-ти, более эффективной реализации своих прав и интересов, а также иметь собственную символику.

2) субъекты, наделенные правом принимать решения по вопросам местного значения

НАСЕЛЕНИЕ – избирает представительный орган местного самоуправления, выборных должностных лиц МС, определяет структуру органов МС, решает др. вопросы местного значения. Население независимо от своей численности обладает правом на осуществление МС. Непосредственно населением может быть принят устав муниципального образования, выражено недоверие выборным органам МС. С учетом мнения населения решаются вопросы об образовании, объединении, о преобразовании или об упразднении муниципальных образований, установлении или изменении их территорий. В соответствии с уставом муниципального образования население имеет право на правотворческую инициативу в вопросах местного значения.

СОБРАНИЕ ГРАЖДАН – может в отдельных поселениях осуществлять полномочия представительного органа МС, а также выступать не только как форма решения населением вопросов местного значения, но и как форма организации территориального общественного самоуправления, которое создается на части территории муниципального образования и обеспечивает осуществление гражданами собственных инициатив в решении вопросов местного значения (собрание жителей дома, улицы и т. д.).

ВЫБОРНЫЕ И ДРУГИЕ ОРГАНЫ МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ – к ним относятся: представительный орган МС, обладающий правом представлять интересы населения и принимать от его имени решения; выборное должностное лицо МС, наделенное согласно уставу муниципального образования полномочиями на решение вопросов местного значения. Устав муниципального образования может предусматривать должность главы муниципального образования – выборного должностного лица, возглавляющего д-ть по осуществлению МС, а также должности иных выборных должностных лиц МС. Данные субъекты в соответствии со своей компетенцией управляют муниципальной собственностью, формируют, утверждают и исполняют местный бюджет, принимают др. решения по вопросам местного значения. Они являются юридическими лицами.

ГРАЖДАНЕ РФ – имеют право на МС независимо от пола, национальности, расы, имущественного и должностного положения и т. д. Граждане реализуют право на МС путем участия в местных референдумах, выборах, посредством др. форм прямого волеизъявления, а также через выборные и др. органы МС. Граждане имеют равный доступ к муниципальной службе, право на ознакомление с документами и материалами, непосредственно затрагивающими права и свободы человека и гражданина и др. достоверной информацией о д-ти органов МС. Реализовать свое право избирать и быть избранными в выборные органы МС граждане могут лишь по достижении определенного возраста. Так ФЗ «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан РФ» предусматривает, что минимальный возраст кандидата при выборах в органы МС не может превышать 21 года.

ДЕПУТАТЫ ПРЕДСТАВИТЕЛЬНОГО ОРГАНА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ – участвуют в принятии решений об утверждении местного бюджета и отчета о его исполнении, установлении местных налогов и сборов, принятии планов и программ развития муниципального образования и т. д. Их полномочия начинаются со дня избрания и прекращаются с момента начала работы выборного органа МС нового состава.

3) субъекты, содействующие осуществлению МС:

ОРГАНЫ ТЕРРИТОРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВЕННОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ – создаются гражданами по месту жительства, осуществляют инициативы в вопросах местного значения, могут быть юридическими лицами и образовывать ассоциации.

ОБЪЕДИНЕНИЯ МУНИЦИПАЛЬНЫХ ОБРАЗОВАНИЙ В ФОРМЕ АССОЦИАЦИЙ ИЛИ СОЮЗОВ – координация д-ти, повышение эффективности осуществления прав и интересов муниципальных образований, но оин не могут осуществлять полномочия органов МС.

ГОСУДАРСТВЕННЫЕ ОРГАНЫ – оказывают поддержку местному самоуправлению, создают необходимые правовые, организационные, материально-финансовые условия для становления и развития МС.

ПРЕДПРИЯТИЯ, УЧРЕЖДЕНИЯ, ОРГАНИЗАЦИИ, находящиеся на территории муниципального образования. Если они находятся в муниципальной собственности, то цели, условия и порядок их д-ти определяются органами МС. Взаимоотношения органов МС с предприятиями, учреждениями, организациями, не находящимися в муниципальной собственности, строятся на основе договоров.

ОБЩЕСТВЕННЫЕ ОБЪЕДИНЕНИЯ – в соответствии со своими уставами принимают участие в выборах органов МС, предстваляют и защищают свои права, законные интересы своих членов и участников, а также др. граждан в органах МС. Если вопросы, разрешаемые органами МС, затрагивают интересы общественных объединений, то они должны рассматриваться с их участием.

ИНОСТРАННЫЕ ГРАЖДАНЕ И ЛИЦА БЕЗ ГРАЖДАНСТВА.