К принципам правового статуса личности относятся. Принципы правового статуса личности в Российской Федерации: общая характеристика

Принципы правового статуса человека и гражданина

Принципы правового статуса личности – это признаваемые и охраняемые государством и правом основные начала, исходя из которых осуществляется использование прав и свобод человека и гражданина и выполнение ᴇᴦο обязанностей. Хотя принципы правового статуса закрепляются конституционным правом, они имеют универсальное значение, то есть применяются во всех отраслях российского законодательства.

Такими принципами являются˸

1. Равноправие граждан . Это основополагающий принцип, который включает в себя три аспекта˸ равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод человека и гражданина; равноправие мужчины и женщины. В самом общем виде этот принцип закреплен в статье 19 Конституции РФ.

Равенство всех перед законом и судом означает, что закон в равной мере обязателен для всех, а суд в равной мере доступен и справедлив для всех.

Равенство прав и свобод человека и гражданина означает их признание за всеми людьми в равной мере независимо от пола, расы, национальности, места жительства, религиозных убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

С учетом исторических традиций Конституция РФ закрепляет равенство мужчин и женщин в их правах, свободах и возможностях для их реализации.

2. Неотчуждаемость . Этот принцип состоит в том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому от рождения. Он закреплен в пункте 2 статьи 17.

3. Непосредственное действие прав и свобод . Этот принцип закреплен в статье 18 Конституции. Она гласит, что права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

4. Гарантированность права, свобод и обязанностей . Конституционные права и свободы не только представляются, их реализация обеспечивается совокупностью гарантий – экономических, политических, правовых. Предметом рассмотрения конституционного права являются правовые конституционные гарантии, об этом идет речь в статьях 2, 45 и ряде других статей Конституции РФ.

5. Соответствие международно-правовым актам . Этот принцип закреплен в пункте 1 статьи 17. В которой говорится, что в Российской Федерации признаются и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

6. Запрет на незаконное ограничение конституционных прав и свобод личности . В общем виде этот принцип закреплен в статье 55 Конституции, которая устанавливает, что в Российской Федерации ʼʼне должны издаваться законы, отменяющие или умаляющие права и свободы человека и гражданинаʼʼ. Это положение дополняется нормой Конституции о том, что ʼʼлюбые нормативные правовые акты, затрагивающие права, свободы и обязанности человека и гражданина, не могут применяться, в случае если они не опубликованы официально для общего сведенияʼʼ (п.3 ст. 15 Конституции РФ).

Принципы правового статуса человека и гражданина - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Принципы правового статуса человека и гражданина" 2015, 2017-2018.

Правовой статус личности базируется на конституционных принципах, которые отражают конкретные основы отношений между государством и физическим лицом. К конституционным принципам правового статуса личности относятся: принцип всеобщности прав и свобод; принцип равенства; принцип единства прав и обязанностей; принцип гарантированности прав и свобод; принцип взаимной ответственности государства и личности.

Принцип всеобщности прав и свобод означает, что все люди являются свободными и наделены правами от рождения (ст. 21 Конституции Украины).

Принцип равенства означает, что права, свободы и обязанности признаются за всеми в одинаковом объеме, независимо от происхождения, социального и имущественного положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, рода и характера занятий, места проживания и иных обстоятельств. Принцип равенства провозглашает равенство всех перед законом и судом (ст. 24 Конституции Украины).

Принцип единства прав и обязанностей проявляется в чет кой сбалансированности прав и обязанностей в правовом статусе личности. В социально организованном обществе у субъектане может быть прав без обязанностей, как и обязанностей без прав. Осуществление прав и свобод неотделимо от исполнения человеком и гражданином своих обязанностей. В Конституции Украины устанавливается, что использование субъективных прав и свобод не должно причинять ущерб интересам общества и государства, правам иных участников общественных отношений (ст. 23 Конституции Украины).

Принцип гарантированности прав и свобод заключается в том, что государство выступает в качестве главного субъекта, обеспечивающего возможность реализации конституционных прав и свобод с помощью правовых, политических, экономических, социальных и иных средств. Права и свободы гарантируются государством и не могут быть отменены; при принятии новых законов, а также при внесении изменений в действующее законодательство не допускается сужение содержания и объема существующих прав и свобод. Гарантированность прав и свобод в значительной степени определяется политическим режимом, уровнем развития демократии, наличием специальных органов, занимающихся защитой прав и свобод, высоким уровнем правовой культуры, социально-правовой активностью личности и т.д.

Принцип взаимной ответственности государства и гражданина проявляется в их взаимных правах и обязанностях. Конституция Украины устанавливает ответственность государства перед обществом личностью за свою деятельность (ст. 3 Конституции Украины).

Гражданство Украины

Правовой статус личности определяется, прежде всего,ее принадлежностью к государству, наличием или отсутствием гражданства. В полном объеме права и свободы государство гарантирует только собственным гражданам. Соответственно, на граждан налагается и больше обязанностей.

Основы правового регулирования института гражданства в Украине составляют Конституция Украины, Закон Украины «О гражданстве Украины», а также иные нормативно-правовые акты. Закон Украины «О гражданстве Украины» определяет гражданство Украины как правовую связь между физическим лицом и Украиной, которая находит свое проявление в их взаимных правах и обязанностях.

Согласно ст. 2 Закона Украины «О гражданстве» гражданство Украины основывается на следующих принципах:

Единого гражданства - гражданства государства Украина, которое исключает существование гражданства административно-территориальных единиц Украины. Если гражданин Украины приобрел гражданство (подданство) другого государства, то в правовых отношениях с Украиной он признается только лишь гражданином Украины. Если иностранец приобрел гражданство Украины, то в правовых отношениях с Украиной он признается лишь гражданином Украины;

Предотвращения случаев возникновения безгражданства;

Невозможности лишения гражданина Украины гражданства Украины;

Признания права гражданина Украины на смену гражданства;

Невозможности автоматического приобретения, а также прекращения гражданства Украины;

Равенства перед законом граждан Украины независимо от оснований, порядка и момента приобретения ими гражданства Украины;

Сохранения гражданства Украины независимо от местожительства гражданина Украины.

Гражданами Украины являются:

а) все граждане бывшего СССР, которые на момент провозглашения независимости Украины (24 августа 1991 года) постоянно проживали на территории Украины;

б) лица, независимо от расы, цвета кожи, политических, религиозных и иных убеждений, пола, этнического и социального происхождения, имущественного положения, местожительства, языковых и иных признаков которые на момент вступления в силу Закон Украины «О гражданстве Украины» (13 ноября 1991 года) года постоянно проживали в Украине и не являлись гражданами других государств;

в) лица, прибывшее в Украину на постоянное проживание после 13 ноября 1991 года и которым в паспорте гражданина бывшего СССР образца 1974 года органами внутренних дел Украины внесена надпись «гражданин Украины», а также дети таких лиц, прибывшие вместе с родителями в Украину, если на момент прибытия в Украину они не достигли совершеннолетия;

г) лица, которые приобрели гражданство Украинысогласно законам Украины и международным договорам Украины.

Гражданство Украины приобретается:

1) по рождению;

2) по территориальному происхождению;

3) вследствие принятия в гражданство;

4) вследствие восстановления в гражданстве;

5) вследствие усыновления;

6) вследствие установления над ребенком опеки или попечительства;

7) вследствие установления над лицом, признанным судом не дееспособным, опеки;

8) в связи с пребыванием в гражданстве Украины одного или обоих родителей ребенка;

9) вследствие установления отцовства;

10) по иным основаниям, предусмотренным международными договорами Украины.

Согласно ст. 9 Закона Украины «О гражданстве Украины» условиями приема в гражданство Украины являются:

1) признание и соблюдение Конституции Украины и законов Украины;

2) обязательство прекратить иностранное гражданство или не пребывание в иностранном гражданстве;

3) беспрерывное проживание на законных основаниях на территории Украины в течение последних 5 лет;

4) получение разрешения на постоянное проживание в Украине;

5) владение государственным языком или его понимание в объеме, достаточном для общения;

6) наличие законных источников существования.

Положения, предусмотренные пп. 3-6, не распространяются на лиц, имеющих выдающиеся заслуги перед Украиной, и на лиц принятие которых в гражданство Украины представляет государственный интерес для Украины.

В гражданство Украины в силу ст. 9 Закона Украины «О гражданства Украины» не могут быть приняты лица, которые:

1) совершили преступление против человечества или осуществляли геноцид;

2) осуждены в Украине к лишению свободы за совершение тяж кого преступления до погашения или снятия судимости;

3) совершили на территории другого государства действия, признанные законодательством Украины тяжким преступлением.

Конституция Украины содержит широкий перечень прав и свобод человека и гражданина: из 161 статьи Основного Закона правовому статусу личности посвящено 48 статей - без малого третья часть текста Конституции. При этом права и свободы закреплены во втором разделе Конституции, который следует после раздела, устанавливающего основы конституционного строя.

Конституционные (основные) права и свободы по содержанию подразделяются на гражданские (личные), политические, социально-экономические, культурные и права в области экологии.

1. Личные права и свободы включают в себя: право на жизнь;

право на уважение чести и достоинства; право на свободу и личную неприкосновенность; право на неприкосновенность жилища, тайну переписки, телефонных переговоров, телеграфной и иной корреспонденции; право на невмешательство в личную и семейную жизнь;

право на свободу передвижения и свободный выбор места жительства, право на свободу мысли и слова, право на свободу мировоззрения и вероисповедания и другие права и свободы.

2. К политическим правам и свободам относятся: право принимать участие в управлении государственными делами; право избирать и избираться; право на свободу союзов и ассоциаций; право на свободу мирных собраний и т.д.

3. Социально-экономическими правами и свободами являются:

право владеть, пользоваться и распоряжаться своей собственностью, право на свободу предпринимательской деятельности; право на труд; право работающих на забастовку для защиты всех своих экономических и социальных интересов; право на отдых; право на социальную защиту; право на жилище; право на достаточный жизненный уровень для себя и своей семьи; право на охрану здоровья, медицинскую помощь и медицинское страхование и другие.

4. Культурные права это: право на свободу литературного, художественного, научного и технического творчества, право на защиту интеллектуальной собственности; право на свободный доступ к культурному наследию; право на образование т.д.

5. Впервые на конституционном уровне (ст. 50 Конституции Украины) в нашем государстве устанавливается, что каждый имеет право на безопасную для жизни и здоровья окружающую среду и на возмещение причиненного нарушением этого права вреда. Каждому гарантируется право свободного доступа к информации о состоянии окружающей среды, качестве пищевых продуктов и предметов быта, а также право на распространение такой информации. Перечисленные права составляют категорию экологических прав и свобод.

К основным обязанностям относятся: обязанность неукоснительно соблюдать Конституцию Украины и законы Украины; не посягать на права, свободы, честь и достоинство других субъектов; защищать Отечество; независимость и территориальную целостность Украины; уважать государственную символику, не причинять ущерб природе, культурному наследию, возмещать причиненный убытки; платить налоги и сборы.


Похожая информация.


Под принципами правового статуса личности понимаются признаваемые и охра-няемые государством и правом основные начала, в соответствии с которыми осуществля-ется реализация прав и свобод человека и гражданина и его обязанностей.

Принципами правового положения человека и гражданина в России являются:

1. Равноправие граждан. С учетом важности этого принципа он закреплен в осно-вах конституционного строя. В п. 2 ст. 6 Конституции Российской Федерации указывает-ся: «Каждый гражданин Российской Федерации обладает на ее территории всеми правами и свободами и несет равные обязанности, предусмотренные в Конституции Российской Федерации».

Принцип равноправия граждан как основополагающий принцип статуса человека и гражданина раскрывается в ст. 18 Конституции и означает:

равноправие всех перед законом и судом - закон в равной мере обязателен для всех, а суд для всех в равной мере доступен и справедлив;

равенство прав человека и гражданина - с одной стороны, выражает их признание за всеми людьми в равной мере и государственную гарантию независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного по-ложения, места жительства, религиозных убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. С другой стороны, оно налагает запрет на любые ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, язы-ковой или религиозной принадлежности;

равноправие мужчины и женщины - закреплено в Конституции Российской Федера-ции как равенство их прав и свобод, а также равенство возможностей для их реализации.

2. Неотчуждаемость прав и свобод как принцип правового статуса человека и гра-жданина состоит в том, что основные права и свободы человека неотчуждаемы и принад-лежат ему от рождения (п. 2 ст. 17 Конституции РФ). Это значит, что ни одно лицо, ни по каким причинам не может быть лишено конституционных прав и свобод, а в соответствии с п. 3 ст. 6 Конституции гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства.

3. Непосредственное действие прав и свобод. В ст. 18Конституции Российской Федерации указывается: «Права и свободы человека и гражданина являются непосредственно действующими. Они определяют смысл, содержание и применение законов, дея-тельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием». Данный принцип в сочетании с высшей юридической силой и прямым действием Конституции Российской Федерации означает, что конституционные нормы о правах и свободах человека и гражданина не требуют какого-либо дополнительного разъяснения или дополнения и позволяют заинтересованному лицу требовать защиты своих прав в судебном порядке, ссылаясь только на конституционную формулировку.

4. Гарантированность прав, свобод и обязанностей. Конституция Российской Федерации не только закрепляет права и свободы человека и гражданина, но и гарантирует возможность их реализации.

Статья 2 Конституции Российской Федерации устанавли-вает, что признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина - обязан-ность государства, а в п. 1 ст. 17 Конституции подчеркивается, что в Российской Федера-ции права и свободы человека и гражданина не только признаются, но и гарантируются. Эти положения раскрываются в ст. 45 Конституции и выражаются в следующем:

■ государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федера-ции гарантируется;

■ каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом.

Конкретные правовые и иные гарантии реализации прав и свобод содержатся в статьях гл. 2 Конституции Российской Федерации, устанавливающих отдельные права и свободы человека и гражданина. Статья 114 Конституции Российской Федерации в подпункте «е» п. 1 возлагает на Правительство Российской Федерации обеспечение законно-сти, прав и свобод граждан, подчеркивает важную роль в этой сфере правоохранительных органов.

5. Соответствие международно-правовым актам. В ч. 1ст. 17 Конституции Российской Федерации закреплено положение о том, что в Российской Федерации признают-ся и гарантируются права и свободы человека и гражданина согласно общепризнанным принципам и нормам международного права.

6. Запрет на незаконное ограничение конституционных прав и свобод человека
и гражданина. Этот Принцип означает, что ни один орган в государстве не может издать правовой акт, ограничивающий права и свободы. Так в ч. 2 ст. 55 Конституции Российской Федерации установлено, что в Российской Федерации не должны издаваться законы, отме-няющие или умаляющие права и свободы человека и гражданина.

В Конституции Российской Федерации перечислены только основные права и сво-боды человека и гражданина, большинство из которых закреплены в международных до-кументах. В этой связи в ч. 1 ст. 55 подчеркнуто: «Перечисление в Конституции Россий-ской Федерации основных прав и свобод не должно толковаться как отрицание или ума-ление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина».

Запрет на ограничение прав и свобод не является абсолютным. Во-первых, в ч. 3 ст. 17 Конституции закреплено, что осуществление прав и свобод человека и гражданина не должно нарушать права и свободы других лиц. Во-вторых, допускается ограничение прав и свобод человека и гражданина в установленных Конституцией Российской Федерации слу-чаях: «Права и свободы человека и гражданина могут быть ограничены федеральным зако-ном только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ конституционного строя, нравственности, здоровья, прав и законных интересов других лиц, обеспечения обо-роны страны и безопасности государства» (ч. 3 ст. 55 Конституции РФ). Одно из условий такого ограничения закреплено в ч. 1 ст. 56 Конституции, в которой говорится: «В условиях чрезвычайного положения для обеспечения безопасности граждан и защиты конституцион-ного строя в соответствии с федеральным конституционным законом могут устанавливать-ся определенные ограничения прав и свобод с указанием пределов и срока их действия».

Конституция Российской Федерации установила гарантии прав и свобод граждан в условиях чрезвычайного положения и определила перечень прав и свобод, которые не подлежат ограничению даже в этих условиях, а именно: право на жизнь, право на обеспечение достоинства личности, право на неприкосновен-ность частной жизни и др. Особое значение имеет положение Конституции о том, что в условиях чрезвычайного положения каждому гарантируется весь комплекс прав и свобод человека и гражданина, предусмотренных в статьях 46-54.

Конституция допускает ограничения в реализации отдельных прав и свобод чело-века и гражданина, но не иначе как в случаях, установленных федеральным законом или на основании судебного решения. Например, на основании судебного решения может быть ограничено право на тайну переписки, телефонных переговоров, почтовых, теле-графных и иных сообщений (ч. 2 ст. 23 Конституции РФ), допускается проникновение в жилище против воли проживающих в нем лиц в установленных законом случаях, а также на основании судебного решения (ст. 25 Конституции РФ), не имеют права избирать и быть избранными граждане, признанные судом недееспособными, а также содержащиеся в местах лишения свободы по приговору суда (ч. 3 ст. 32 Конституции РФ) и т.п.

Основні принципи правового статусу особи Принципи конституційно-правового статусу особи. Загалом їх можна визначити як основоположні ідеї на яких базується правове становище людини і громадянина в державі й суспільстві реалізуються основні права свободи та обов"язки є одним з важливих його елементів. В узагальненому вигляді основними принципами конституційноправового статусу особи конституційноправового інституту прав і свобод людини і громадянина в Україні можна визначити такі принципи як: визнання людини її життя і здоров"я...


Поделитесь работой в социальных сетях

Если эта работа Вам не подошла внизу страницы есть список похожих работ. Так же Вы можете воспользоваться кнопкой поиск


41 . Основні принципи правового статусу особи

Принципи конституційно-правового статусу особи. Загалом їх можна визначити як основоположні ідеї, на яких базується правове становище людини і громадянина в державі й суспільстві, реалізуються основні права, свободи та обов"язки, є одним з важливих його елементів.

В узагальненому вигляді основними принципами конституційно-правового статусу особи, конституційно-правового інституту прав і свобод людини і громадянина в Україні можна визначити такі принципи, як:

визнання людини, її життя і здоров"я, честі і гідності, недоторканності і безпеки найвищою соціальною цінністю (ст. 3 Конституції України);

Вільності й рівності людини у своїх правах (ст. 21);

Невідчужуваності і непорушності її прав і свобод (ст. 21);

Невичерпності прав і свобод людини і громадянина (ст. 22);

гарантованості прав і свобод людини і громадянина і неможливості їх скасування (ст. 3, ст. 22);

неприпустимості звуження змісту та обсягу закріплених Конституцією прав і свобод людини та громадянина (ст. 22);

рівності громадян перед законом (ст. 24); права і свободи людини і громадянина визнаються за всіма однаково, незалежно від статі, раси, національності, мови, походження, місця проживання (частина третя ст. 24);

— неприпустимості обмеження конституційних прав і свобод
людини і громадянина, окрім випадків, передбачених Конституцією
України
(ст. 64);

Принцип відповідності правового статусу особи в Україні вимогам і стандартам, які склалися в міжнародному співтоваристві, проявляється в тому, що в нормах Конституції України втілені моделі, апробовані світовою практикою конституціоналізму. Крім того, в ст. 9 Конституції встановлюється, що чинні міжнародні договори, згода на обов"язковість яких надана Верховною Радою України, є частиною національного законодавства України. В ст. 55 Конституції закріплено, що кожен має право після використання всіх національних засобів правового захисту звертатися за захистом своїх прав і свобод до відповідних міжнародних організацій, членом або учасницею яких є Україна.

Визнаючи міжнародні норми з прав людини, Українська держава бере на себе зобов"язання не тільки перед міжнародним співтовариством, а й перед усіма, хто перебуває під її юрисдикцією. Кожний індивід має право вимагати від держави виконання взятих нею на себе міжнародних зобов"язань, і з цією метою особа може використовувати як національні механізми захисту, в тому числі можливості Уповноваженого Верховної Ради України з прав людини, так і звертатись до міжнародних судових й несудових органів.

Юридична рівність громадян України , їх рівність як принцип основ конституційного статусу людини і громадянина в Україні є одним з основоположних. Ст. 24 Конституції встановлює, що «громадяни мають рівні конституційні права і свободи та є рівними перед законом», а частина перша ст. 21: «Усі люди є вільні і рівні у своїй гідності та правах». У ст. 24 Конституції виділені два основні аспекти цього принципу: а) рівність громадян перед законом; б) рівність жінки і чоловіка.

Гарантованість конституційного статусу особи як принцип правового статусу людини і громадянина насамперед проявляється в положенні частини другої ст. З Конституції України, що права і свободи людини та їх гарантії визначають зміст і спрямованість діяльності держави. Держава відповідає перед людиною за свою діяльність. Утвердження і забезпечення прав і свобод людини є головним обов"язком. Кабінет Міністрів України «вживає заходів щодо забезпечення прав і свобод людини і громадянина» (п. 2 ст. 116 Конституції). Місцеві державні адміністрації на відповідній території забезпечують «законність і правопорядок; додержання прав і свобод громадян» (п. 2 ст. 119 Конституції). На прокуратуру України покладається представництво інтересів громадян у суді у випадках, визначених законом (п. 2 ст. 121 Конституції).

Принцип єдності прав і обов"язків як принцип основ конституційного статусу особи виражається не тільки в тому, що у кожного є як права, так і обов"язки, а й у тому, що багато прав є водночас і обов"язками. Найбільш чітко цей принцип закріплений у ст. 23 Конституції України, що не буває прав без обов"язків. Так, ст. 13 Конституції проголошує, що кожний громадянин має право відповідно до закону користуватися об"єктами права власності, а п. 8 ст. 41 Основного Закону передбачає, що використання власності не може завдати шкоди правам, свободам та гідності громадян, інтересам суспільства, погіршувати екологічну ситуацію і природні якості землі, а ст. 66 Конституції встановлює, що «кожен зобов"язаний не заподіювати шкоди природі». З установленим у частині першій ст. 50 Конституції правом кожного на безпечне для життя і здоров"я довкілля кореспондується обов"язок оберігати природу (ст. 66 Конституції).

Другие похожие работы, которые могут вас заинтересовать.вшм>

3581. Загальні засади конституційно-правового статусу людини і громадянина 16.67 KB
Поняття і сутність правового статусу особи. Етимологічно поняття “Правовий статус” (з лат. “status” означає положення чи становище) означає правове положення чи становище соціального суб’єкта в суспільстві та державі. В юридичній літературі існують різні визначення правового статусу особи
8553. Загальні положення правового статусу господарських товариств. Акціонерне товариство, його види та характеристика 25.17 KB
Мета: дати загальну характеристику господарському товариству визначити види господарських товариств дати правову характеристику акціонерним товариствам та його видам визначити поняття акції та її види характеристика дивідендів студенти повинні знати законодавство яке регулює діяльність господарських товариств. План заняття: Поняття та види господарських товариств Правова характеристика та типи акціонерного товариства Цінні папери та девіденди акціонерного товариства. Закон України Про акціонерні товариства від 17 вересня...
4875. Основні принципи навчання та дидактичні правила їх реалізації 28.61 KB
На сьогоднішній день для роботи у загальноосвітніх навчальних закладах широко впроваджуються принципи навчання. До них включається принцип всестороннього розвитку особистості школяра в процесі навчання, науковості і посильної трудності, свідомості й творчої активності учнів при керівній ролі вчителя, наочності навчання і розвитку творчого мислення, систематичності, звязку навчання з життям, переходу від навчання до самоосвіти.
8791. Exіt-poll: методика та основні принципи організації дослідження 133.51 KB
Exіtpoll: методика та основні принципи організації дослідження Сутність методу опитування на виході. Провідні функції exіtpoll. Мітофскі відомий американський соціолог журналіст дослідник громадської думки творець методу exіtpoll. Історія проведення exіtpoll в світі Україні.
8282. Основні принципи і положення захисту населення і територій у разі надзвичайної ситуації 30.68 KB
Рівень національної безпеки не може бути достатнім якщо в загальнодержавному масштабі не буде вирішено завдання захисту населення об’єктів економіки національного надбання від надзвичайних ситуацій техногенного природного або іншого характеру. Зовнішні загрози – це загрози пов’язані з розв’язанням війни або локальних збройних конфліктів іншою державою виникненням глобальних катастроф за межами України на землі або навколоземному просторі які можуть негативно вплинути на населення та територію нашої держави. Забезпечення безпеки...
13897. Універсам Полтава Структура комерційної діяльності Основні принципи комерційної діяльності 26.82 KB
Другий блок містить також складні елементи, що сприяють реалізації обміну за участі оптової та роздрібної торгівлі. Вони характерні для сегментів ринку, які не можуть функціонувати без організованої оптової торгівлі. Йдеться про ринок непродовольчих товарів, фармацевтичної продукції, частково продовольчих товарів, не переробленої сільгосппродукції. У третьому блоці «роздрібна торгівля – сфера споживання» зосереджені найтонші комерційні інструменти.
11329. ЗНАЧЕНИЕ ПРАВОВОГО СОЗНАНИЯ В УСЛОВИЯХ ПОСТРОЕНИЯ ПРАВОВОГО ГОСУДАРСТВА 104.04 KB
Изучение установок и представлений людей о законе, о значимости его соблюдения, о своих правах, институтах суда и государственной власти является важным, поскольку позволяет выяснить отношение общества к тем основным структурам, на которых базируется правовое государство.
18273. Анализ правового статуса Президента Республике Казахстан с позиций общепринятых критериев правового государства и принципа разделения властей 73.64 KB
Суть подхода Президента состояла в том что страна должна развиваться естественным образом эволюционно. Президентское правление - предусмотренное Конституцией государства это прекращение деятельности институтов самоуправления определенного регионального административного образования и осуществление управления последним посредством уполномоченных назначаемых главой государства - президентом и подотчетными ему лицами; предусмотренное Конституцией наделение главы государства - президента чрезвычайными полномочиями в масштабе всего...
21264. ФІЗИЧНІ ОСОБИ, ЯК СУБ’ЄКТИ МІЖНАРОДНОГО ПРАВА 54.04 KB
Іноземці які тимчасово перебувають на території України. Правове становище громадян України за кордоном. Страсбург діє щодо держав-членів Ради Європи та двохсторонні міжнародні договори за участю України про усунення випадків подвійного громадянства наприклад Договір між Україною та Республікою Узбекистан про запобігання виникненню випадків подвійного громадянства від 05.
1315. Пчелиная семья. Развитие пчелиной особи 341.58 KB
Состав пчелиной семьи Пчелиная семья сложный организм состоящий из нескольких тысяч рабочих пчел нескольких сот трутней и матки связанных в единое целое обменом веществ. Рабочие пчелы заботливо ухаживают за маткой чистят ее убирают за ней и кормят ее. Во время кормления пчелы передают матке...

(Козлова, Кутафин) Принципы правового статуса личности есть те признаваемые и охраняемые правом, государством начала, исходя из которых осуществляются использование прав и свобод человека и гражданина, выполнение его обязанностей.

Рассматриваемые принципы универсальны. Они определяют главные черты статуса всех членов общества, распространяются на все без исключения права, свободы и обязанности независимо от того, какой отраслью права они зафиксированы.

В Конституции 1993 г. закреплены следующие принципы правового статуса личности, непосредственно связанные с исходными началами утверждаемой в государстве концепции прав человека.

1. Права, свободы и обязанности человека и гражданина реализуются на основе равноправия. Это главный принцип, характеризующий правовой статус личности. Содержание рассматриваемого принципа многогранно. В ст. 19 Конституции выделены три основных его аспекта: равенство всех перед законом и судом; равенство прав и свобод человека и гражданина; равноправие мужчины и женщины.

Равенство всех перед законом и судом означает, что закон, его предписания в равной мере обязательны для всех его адресатов, что суд в равной мере доступен для всех и должен руководствоваться только законом, а не какими-либо посторонними соображениями и не принимать во внимание не предусмотренные законом обстоятельства, касающиеся обращающегося за судебной защитой или отвечающего перед судом за свои действия.

Эти начала являются важным условием обеспечения справедливости в пользовании человеком своими правами и свободами, которые гарантированы при их нарушении судебной защитой. Рамки этой защиты в Конституции и федеральном законодательстве неукоснительно расширяются. На конституционном уровне закреплена возможность обжалования в суд решения и действия (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц (ч. 2 ст. 46), что в прежнем советском законодательстве не предусматривалось.

Реальность равенства каждого человека перед законом и судом основывается на закрепленных в Конституции принципах деятельности суда и судопроизводства: независимость судей и подчинение их только закону; состязательность и равноправие сторон; открытость разбирательства дел в суде и др. Проводящаяся в настоящее время реформа судебной системы должна привести, в частности, к полному воплощению в жизнь начала равенства перед судом, нарушения которого имеют место в судебной практике, устранить влияние на судебные решения административных, общественных и иных структур, политических ситуаций.

Равенство прав и свобод человека и гражданина означает, что они признаются за всеми людьми в равной мере, не допускается дискриминация в пользовании правами и свободами по каким-либо основаниям, зависящим от естественных особенностей личности и ее социального статуса. Конституция фиксирует широкий, причем не закрытый, перечень таких оснований.

Равенство прав и свобод признается независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств.

В зависимости от перечисленных выше и иных личных и социальных признаков человека ему не могут быть предоставлены какие-либо привилегии или допущено ущемление в правах по сравнению с другими.

Это, разумеется, не исключает установления в законе широкой системы льгот для определенных категорий граждан: участников войны, блокадников Ленинграда, сирот, инвалидов и др. Социальная помощь тем лицам, которые в ней нуждаются, не нарушает принципа равенства прав и свобод.

Равноправие Конституция понимает как равенство возможностей, а не как фактическое равенство, которое в жизни реально недостижимо.

В социалистической теории весьма критически оценивалась трактовка равенства прав как юридически закрепляемого равенства возможностей. Упор делался на достижение фактического равенства, создание некоего усредненного общества, всеобщего уравнительного образа жизни.

Однако каждый человек в силу субъективных и объективных причин и обстоятельств по-разному реализует свои возможности, раскрывает свой творческий потенциал, у людей неодинаковые способности к инициативной, самостоятельной деятельности, обеспечивающей соответствующий уровень жизни.

Естественно, политика государства должна быть направлена на создание условий, препятствующих значительному социальному расслоению общества, с использованием для этого как правовых, так и организационных средств.

В качестве особого аспекта равноправия Конституция выделяет равные права и свободы мужчины и женщины и равные возможности их реализации. Необходимость этого обусловлена тем, что проблема выравнивания прав по признаку пола еще далека от разрешения как в нашей стране, так и в мировом масштабе. Бывший Союз ССР ратифицировал Конвенцию ООН о ликвидации всех форм дискриминации в отношении женщин 1979 г., и у нас в стране сделано в этом отношении немало. Однако до сих пор равные возможности реализации прав женщин не обеспечиваются. Женщины слабо представлены на руководящих постах, их мало, в частности, среди депутатов, предпринимателей. В условиях растущей безработицы "кандидатами" на увольнение часто бывают женщины, сокращаются их возможности получения нового места работы.

Конституционная норма и нацелена на то, чтобы обеспечить правовую основу защиты прав женщин от любых форм ущемления по признаку пола. Текущее законодательство предусматривает развернутую систему мер, направленных на реализацию данного конституционного принципа. Однако практическая организационная работа по его воплощению в жизнь требует совершенствования.

2. Права, свободы и обязанности человека и гражданина основываются на их гарантированности .

Этот принцип получает правовое выражение в различных формах - и как общее начало реализации всего объема прав и свобод личности, и как конкретные гарантии каждого права и каждой свободы в отдельности.

Как общее начало правового статуса личности указанный принцип закреплен в ряде статей Конституции. Так, в ст. 2 устанавливается в качестве одной из основ конституционного строя обязанность государства признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина. В ст. 17, 19 также предусмотрено, что в Российской Федерации гарантируются права и свободы человека и гражданина. Причем надо отметить, что такого рода общие нормы являются новыми, их не было и в последней редакции Конституции 1978 г.

Кроме этих общих норм о гарантиях, фактически каждое конкретное право и каждая конкретная свобода сопровождаются указанием на условия, способы их гарантий.

Наиболее обстоятельно и конкретно в Конституции закреплены гарантии прав человека в тех случаях, если речь идет о привлечении его к уголовной ответственности, о применении к нему мер принудительного воздействия, о лишении его свободы (ст. 46 - 54).

Закрепленная в Конституции система такого рода гарантий определяет соответствующую направленность уголовно-процессуального, уголовного законодательства.

Субъектом, который прежде всего гарантирует права и свободы, является государство. В ст. 45 Конституции записано, что государственная защита прав и свобод человека и гражданина в Российской Федерации гарантируется. Роль государства как главного гаранта прав и свобод вытекает и из содержания ст. 2, 17, 19 и др. Она осуществляется через систему государственных органов. В ст. 18 установлено, что права и свободы человека и гражданина определяют смысл, содержание и применение законов, деятельность законодательной и исполнительной власти, местного самоуправления и обеспечиваются правосудием.

Статья 80 Конституции закрепляет, что Президент является гарантом прав и свобод человека и гражданина. Федеральное Собрание осуществляет защиту прав и свобод, закрепляя их гарантии посредством законодательной деятельности. Соответствующую деятельность в обеспечении гарантий прав и свобод проводят Правительство Российской Федерации, органы государственной власти субъектов Федерации. В восстановлении нарушенных прав и свобод личности особая роль принадлежит судебным органам - Конституционному Суду Российской Федерации, конституционным и уставным судам субъектов Российской Федерации, судам общей юрисдикции.

В Конституции предусмотрен и такой специфический орган, как Уполномоченный по правам человека в Российской Федерации.

Создание условий для реализации прав и свобод - задача не только государственных структур. Ее осуществляют и органы местного самоуправления. Свою роль играют общественные объединения и, прежде всего, профсоюзы, творческие союзы, женские, молодежные, ветеранские организации.

Конституция РФ расширила рамки участия и самого человека в защите им своих прав и свобод. В ст. 45 закреплено, что "каждый вправе защищать свои права и свободы всеми способами, не запрещенными законом". Усилены возможности судебной защиты каждым своих прав и свобод, закреплено право обжалования в суд решений и действий (или бездействия) органов государственной власти, органов местного самоуправления, общественных объединений и должностных лиц, право каждого обращаться в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, если исчерпаны все имеющиеся внутригосударственные средства правовой защиты.

С 5 мая 1998 г. (со дня ратификации Россией Конвенции о защите прав человека и основных свобод) российские граждане могут реализовать возможность обращаться в Европейский Суд по правам человека в Страсбурге с жалобами на действия властей всех уровней, о правонарушениях, имевших место после ратификации. Такие обращения допустимы:

1) только в отношении тех прав, которые предусмотрены в Конвенции;

2) только против действий или решений органов властей;

3) в случае если использованы все возможные внутренние средства защиты в государстве;

4) до истечения шести месяцев после вынесения решения судебным органом или властной инстанцией.

В положениях Конституции прослеживается тенденция повысить роль самого человека в обеспечении максимально полного использования им прав и свобод, усилить его самостоятельность. Это вытекает из утверждения новых взаимоотношений человека и государства, из отказа от оценки роли государства как патрона, направляющего деятельность пассивной личности. Новые ориентиры в этой области нацелены на развитие творческого потенциала каждого человека, на преодоление иждивенчества, что является важным условием исторического прогресса.