Банкротство предприятий естественных монополий. Каковы условия для банкротства субъектов естественных монополий

12.4 Банкротство стратегических предприятий и субъектов естественных монополий

Под стратегическими предприятиями и организациями понимаются федеральные государственные унитарные предприятия и открытые акционерные общества, акции которых находятся в федеральной собственности и которые осуществляют производство продукции (работ, услуг), имеющей стратегическое значение для обеспечения обороноспособности и безопасности государства, защиты нравственности, здоровья, прав и законных интересов граждан Российской Федерации. К стратегическим относятся организации оборонно-промышлен-ного комплекса, в т. ч. производственные, научно-произ-водственные, научно-исследовательские, проектно-конструктор-ские, испытательные и другие организации, осуществляющие работы по обеспечению выполнения государственного оборонного заказа.

Значение стратегических организаций определяется не только тем, что они занимаются созданием вооружения и военной техники, но и тем, что они занимают определяющую роль в развитие телевидения, радиовещания, производства электронной, в т. ч. бытовой техники.

Стратегические предприятия и организации имеют отсрочку по возбуждению в отношении их дела о банкротстве. На подачу заявления о признании банкротом таких организаций дано 15 дней. Указанный срок отсчитывается с даты получения налоговой службой решения о возбуждении процедуры банкротства, принятого Правительственной комиссией по обеспечению реализации мер по предупреждению банкротства стратегических предприятий и организаций, а также организаций оборонно-промышленного комплекса.

По законодательству Правительство РФ имеет право устанавливать дополнительные требования к кандидатуре арбитражного управляющего, участвующего в деле о банкротстве стратегических предприятий, кроме установленных ст. 20 и ст. 23 Закона № 127-ФЗ. Так, постановлением Правительства РФ от 19 сентября 2003 г. № 586 предусмотрено наличие у кандидата стажа работы в организациях оборонно-промышленного комплекса не менее 5 лет, причем, не менее года – руководящей работы. Кроме этого арбитражный управляющий должен иметь соответствующий допуск к сведениям, составляющим государственную тайну.

Критерии несостоятельности стратегических организаций и предприятий отличаются от общеустановленных Законом № 127-ФЗ (таблица 57).
Таблица 57 - Сравнительная характеристика критериев несостоятельности организаций


Критерии несостоятельности

Стратегические организации и предприятия

Общеустановленные нормы

1. Срок неисполнения денежных обязательств и обязательных платежей

В течение 6 месяцев с даты, когда обязательства должны быть исполнены (п. 3 ст. 190 Закона № 127-ФЗ)

В течение 3 месяцев с даты, когда обязательства должны быть исполнены (п. 2 ст. 3 Закона № 127-ФЗ)

2. Размер требований, при которых может быть возбуждено дело о банкротстве

Не менее чем 500 тыс.руб. (п.4 ст.190 Закона №127-ФЗ) в совокупности

Не менее чем 100 тыс. руб. (п. 2 ст. 6 Закона № 127-ФЗ) в совокупности

В деле о банкротстве стратегических организаций и предприятий участвует Федеральный орган управления, который обеспечивает реализацию единой государственной политики в отрасли экономики, в которой участвует организация-должник. Федеральный орган исполнительной власти активно участвует в процедурах банкротства. Например, план внешнего управления не менее чем за 15 дней до даты его рассмотрения собранием кредиторов должен быть направлен внешним управляющим федеральному органу исполнительной власти, который в свою очередь направляет собранию кредиторов и арбитражный суд заключение о плане внешнего управления.

Продажа стратегического предприятия может осуществляться на этапе внешнего управления и конкурсного производства. Правительство РФ имеет преимущественное право на приобретение такого предприятия по цене, определенной в процессе конкурса.

Статьи 197–201 Закона № 127-ФЗ посвящены банкротству субъектов естественных монополий. Естественной монополией согласно Федеральному закону «О естественных монополиях» от 17 августа 1995 года № 147-ФЗ называется состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствии конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественных монополий, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на этот товар, чем спрос на другие виды товаров .

Естественная монополия имеет значение, когда эффект ее масштаба настолько велик, что один хозяйствующий субъект может снабжать весь рынок, имея более низкие издержки, чем были бы издержки у ряда конкурирующих с ним хозяйствующих субъектов.

В Законе № 127-ФЗ под субъектом естественной монополии понимается организация, осуществляющая производство и (или) реализацию товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии.

Существует государственная монополия на естественные (природные ресурсы) и монополии, возникшие в других отраслях в силу естественных причин. Среди монополистов можно назвать ОАО «Газпром», ОАО «Российские железные дороги» и др. В связи с особенностями деятельности субъектов естественных монополий кроме Закона № 127-ФЗ действует Федеральный закон «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса» от 24 июня 1999г. № 122-ФЗ (далее Закон № 122-ФЗ).

Данный закон устанавливает особенности признания несостоятельными (банкротами) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса, основная деятельность которых осуществляется в сферах транспортировки нефти и нефтепродуктов по магистральным трубопроводам, транспортировки газа по трубопроводам, услуг по передаче электрической и тепловой энергии, и проведения процедур их банкротства.

Закон № 122-ФЗ применяется также при признании несостоятельными (банкротами) и проведение процедур банкротства организаций топливно-энергетического комплекса, основная деятельность которых связана с производством электрической, тепловой энергии, добычей природного газа и которые имеют на праве собственности или на основании иного права имущество, отнесенное к перечню видов имущества, входящего в состав единого производственно-технологического комплекса.

По законодательству РФ не признаются несостоятельными (банкротами) и не подлежат процедурам банкротства атомные электростанции.

Процедуры банкротства субъектов естественных монополий отличаются тем, что лицом, участвующим в деле о банкротстве признается федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством РФ проводить государственную политику в отношении соответствующего субъекта естественной монополии.

Для субъектов естественных монополий установлены особые критерии признания их несостоятельными (банкротом), аналогичные критериям признания несостоятельными стратегических организаций и предприятий:


  • если обязательства по уплате денежных обязательств и обязательных платежей не исполнены ими в течение 6 месяцев (вместо 3 месяцев, установленных для всех организаций);

  • дело о банкротстве может быть возбуждено арбитражным судом, если требования кредиторов в совокупности составляют не менее чем 500 тысяч рублей (вместо 100 тысяч рублей общеустановленных).
При определении признаков несостоятельности субъектов естественных монополий ТЭК, должно учитываться все имущество должника, так как подсчет именно всего имущества может дать объективную оценку его дальнейшей возможности восстановления и снимает проблемы вовлечения в процессы банкротства платежеспособных предприятий, оказавшихся лишь временно в неблагоприятных условиях деятельности в связи с особенностью их функционирования.

Арбитражный суд может принять решение об отказе признания должника банкротом в случае, если признаны недействительными соответствующие акты государственной власти в части утверждения цен (тарифов). Для этого субъектом естественной монополии должно быть подано исковое заявление о признании недействительности актов органов государственной власти об утверждении цен на товары (работы, услуги) до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом. В этом случае рассмотрение дела о банкротстве такого должника приостанавливается до вынесения судом решения по данному иску.

Поскольку субъекты естественной монополии являются стратегически и социально значимыми для страны, законодательством установлен особый порядок продажи имущества такого должника. В период внешнего управления управляющий не вправе отчуждать имущество должника, представляющее собой единый технологический комплекс. Имущество должника выставляется на торги единым лотом. При продаже имущества покупатель обязан:


  • принять на себя обязательства по договорам поставки товаров должника;

  • обеспечить доступность производимых или реализуемых товаров для потребителей;

  • должен иметь лицензию на осуществление соответствующего вида деятельности.
Для обеспечения этих условий орган исполнительной власти должен заключить с покупателем указанного имущества соглашение об исполнении условий конкурса. В случае неисполнения покупателем этих условий договор расторгается арбитражным судом на основании заявления органа исполнительной власти. В этом случае имущество подлежит передаче в федеральную собственность. Однако законом не определен конкретный механизм осуществления контроля органов исполнительной власти за выполнением условий договоров покупателей.

Кроме того, при продаже имущества должника Российская Федерация, субъекты Российской Федерации и муниципальные образования в лице соответствующих уполномоченных органов имеют преимущественное право приобретения данного имущества.

Таким образом, при банкротстве стратегических предприятий и субъектов естественных монополий применяются одинаковые критерии признания несостоятельности. В процедурах банкротства обязательно должен участвовать орган исполнительной власти, это связано с социальным и стратегическим значением указанных субъектов.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Банкротство предприятий естественных монополий

1 ПОНЯТИЕ «ЕСТЕСТВЕННАЯ МОНОПОЛИЯ»

Реформирование «естественных монополий» - одна из самых обсуждаемых в настоящее время проблем. Что же все-таки представляет собой естественная монополия?

Монополия (от греч. monopolia, monos - один, poleo - продаю) -

1) исключительное право (производства, торговли, промысла и т.д.), принадлежащее одному лицу, группе лиц или государству;

2) крупное хозяйственное объединение (картель, синдикат, концерн, консорциум и т.д.), находящееся в частной, индивидуальной, групповой или акционерной собственности и контролирующее производство и сбыт продукции. На основе высокой концентрации производства и капитала монополия устанавливает и контролирует цены с целью извлечения высоких прибылей. Монополизация производства подавляет конкурентный потенциал рыночной экономики, ведет к росту цен, снижению объемов производства и избыточным прибылям;

3) форма рынка, контролируемого одним или несколькими предприятиями.

Монополия может проявляться в форме монополии или олигополии.

Бекетов Н.В. считает, что «олигополия есть не что иное, как производство идентичной продукции несколькими компаниями». При этом рынок такой продукции определяется небольшим числом продавцов. Соответственно, инновации, осуществляемые фирмами-конкурентами, нацелены, прежде всего на совершенствование отдельных свойств товара, дизайна, сервиса с расчетом на определенную группу покупателей или сегмент рынка, на снижение себестоимости продукции за счет внедрения новых технологий, позволяющих создать ценовой барьер на пути новых конкурентов. Это может стать тормозом и на пути распространения нововведений, поскольку информационный потенциал, возможности получения сведений о новой технике сужаются. С другой стороны, фиксированное число компаний при олигополии позволяет относительно мирно делить рынок, что также в некоторой степени уменьшает их инновационную активность.

Понятие «естественная монополия» впервые было применено к ситуации установления контроля за использованием природных (естественных) ресурсов.

Данное явление исследовал в 1838 году французский математик, экономист и философ Антуан-Огюстен Курно, приведший пример собственника источника, способного контролировать потребление воды населением, живущим ниже по течению. Дж. Милль в 1848 году определил разницу между искусственной и естественной монополией.

При этом первая - создается государством, статус закрепляется законодательными актами, а ее возможное упразднение будет способствовать росту национального богатства. В отличие от искусственной, естественная монополия существует безотносительно к усилиям государства и закона.

В словаре делового английского языка Longman термин «естественная монополия» раскрыт в виде монополии, существующей только потому, что весь имеющийся спрос на продукцию может быть удовлетворен одним производителем с минимально возможными затратами.

Вкратце теория естественных монополий сводится к следующему. Если особенности производственных технологий - например, сравнительно высокие капитальные издержки - при расширении производства в долгосрочной перспективе ведут к снижению общих издержек, то возникает эффект естественной монополии.

В таких отраслях, утверждает эта теория, единственный производитель в конечном итоге сможет обеспечить меньшие издержки, чем два и более производителей, тем самым, приводя к ситуации «естественной монополии». Если число производителей на рынке превышает единицу, то это приведет к более высоким ценам.

В Республике Казахстан осуществляет свою деятельность институт проблем естественных монополий, основным направлением которого является проведение исследований в области естественных монополий России - газовой промышленности, электроэнергетики и железнодорожного транспорта. Кроме того, институтом проводятся комплексные исследования системных проблем на уровне макроэкономики.

Естественная монополия - это монополия, при которой создание конкурентной среды на товарном рынке (в том числе путем ввоза продукции на данный рынок) независимо от уровня спроса невозможно или экономически неэффективно при существующем уровне научно-технического прогресса.

2 СУБЪЕКТЫ ЕСТЕСТВЕНОЙ МОНОПОЛИИ

банкротство предприятие естественный монополия

Естественная монополия включает в себя состояние товарного рынка, при котором удовлетворение спроса на этом рынке эффективнее в отсутствие конкуренции в силу технологических особенностей производства (в связи с существенным понижением издержек производства на единицу товара по мере увеличения объема производства), а товары, производимые субъектами естественной монополии, не могут быть заменены в потреблении другими товарами, в связи с чем спрос на данном товарном рынке на товары, производимые субъектами естественных монополий, в меньшей степени зависит от изменения цены на товар, чем на другие виды товаров.

Под субъектом естественной монополии понимается хозяйствующий субъект (юридическое лицо), занятый производством (реализацией) товара в условиях естественной монополии.

К регулируемым законом сферам деятельности относятся:

Железнодорожные перевозки;

Услуги в транспортных терминалах, портах и аэропортах;

Услуги общедоступной электросвязи и общедоступной почтовой связи;

Услуги по передаче электрической энергии;

Услуги по оперативно-диспетчерскому управлению в электроэнергетике;

Услуги по передаче тепловой энергии;

Услуги по использованию инфраструктуры внутренних водных путей.

При этом необходимо отметить, что перечень сфер деятельности, на который распространяется действие Закона не следует воспринимать абсолютно. Для применения соответствующих положений данного закона к тем или иным субъектам рынка необходимо и второе важное условие: их положение на этом рынке должно соответствовать естественно-монопольному.

Как справедливо констатирует Коломийченко О.В. о том, что «естественные монополии играют важные роли в экономическом и социальном развитии регионов, в связи с чем, обоснованно повышенное и заинтересованное внимание администраций субъектов Федерации к некоторым вопросам регулирования деятельности субъектов естественных монополий, осуществляющих деятельность на подведомственной территории».

При этом основные групповые экономические интересы, которые необходимо учитывать в связи с регулированием деятельности естественных монополий, представляют:

а) администрация субъекта;

б) население;

в) бизнес (промышленность, транспорт, строительство, другие отрасли экономики предпринимательства); предприятия, учреждения и организации, финансируемые из федерального бюджета);

г) субъекты естественных монополий.

В том случае, если досудебная санация не возымела действия и признаки банкротства стали очевидны у субъекта естественной монополии, то начинается проведение процедур, применяемых в деле о банкротстве в судебном порядке.

Принятие законодательного акта об особенностях субъектов естественных монополий предусматривалось еще Закона «О несостоятельности (банкротстве)», в соответствии с которой, предполагалось внесение соответствующих изменений в Закона «О естественных монополиях».

Организация-должник считается неспособной удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей, если соответствующие обязательства и (или) обязанность не исполнены организацией-должником в течение шести месяцев с момента наступления даты их исполнения и сумма кредиторской задолженности превышает балансовую стоимость имущества организации-должника, в том числе права требования.

Дела о несостоятельности (банкротстве) рассматриваются арбитражным судом по правилам, с особенностями, установленными законами, регулирующими вопросы несостоятельности (банкротства).

В соответствии с требованиями Закона «Об особенностях несостоятельности (банкротства) субъектов естественных монополий топливно-энергетического комплекса», заявление о признании организации-должника банкротом принимается арбитражным судом, если требования к организации-должнику в совокупности составляют не менее пятидесяти тысяч минимальных размеров оплаты труда и указанные требования не погашены в течение шести месяцев.

К заявлению кредитора о признании организации-должника банкротом должны быть приложены решение суда, подтверждающее обоснованность требований кредитора, доказательства, подтверждающие признание указанных требований должником, документы с исполнительной надписью нотариуса.

3 РАССМОТРЕНИЕ ДЕЛА О БАНКРОТСТВЕ СУБЪЕКТОВ ЕСТЕСТВЕННЫХ МОНОПОЛИЙ

В случае, если должником - субъектом естественной монополии до принятия арбитражным судом заявления о признании должника банкротом подано исковое заявление в суд о признании недействительными актов органов государственной власти об утверждении цен (тарифов) на товары (работы, услуги), производимые и (или) реализуемые в условиях естественной монополии, рассмотрение дела о банкротстве такого должника приостанавливается до вступления в законную силу решения по делу о признании недействительными соответствующих актов органов государственной власти.

Внешнее управление субъектом естественной монополии.

Внешний управляющий не вправе отказаться от исполнения договоров должника перед потребителями, в отношении которых в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами не допускается прекращение обязательств со стороны субъектов соответствующих естественных монополий.

Внешний управляющий не вправе отчуждать имущество должника, представляющее собой единый технологический комплекс субъекта естественной монополии. К указанному имуществу относится недвижимое и иное имущество, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, и запасы расходуемого сырья и материалов, которые используются для исполнения договоров, связанных с деятельностью должника в качестве субъекта естественной монополии.

При проведении процедур банкротства в качестве обязательного условия договора купли - продажи имущества должника - субъекта естественной монополии, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии. Имущество должника, непосредственно используемое для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, выставляется на торги единым лотом.

Обязательными условиями договора купли - продажи имущества должника - субъекта естественной монополии являются: согласие покупателя принять на себя обязательства должника по договорам поставки товаров, являющимся предметом регулирования законодательства о естественных монополиях; принятие на себя покупателем обязательств по обеспечению доступности производимого и (или) реализуемого товара (работ, услуг) для потребителей; наличие лицензии на осуществление соответствующего вида деятельности, если деятельность должника подлежит лицензированию.

При продаже непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии имущества должника путем проведения конкурса федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный Правительством Российской Федерации проводить государственную политику в отношении субъектов естественной монополии, заключает с покупателем указанного имущества должника соглашение об исполнении условий конкурса.

При расторжении договора покупателю имущества за счет средств федерального бюджета возмещаются средства, затраченные на покупку имущества и осуществление за истекший период инвестиций. При расторжении договора имущество подлежит передаче в федеральную собственность.

Уполномоченные органы РК вправе приостановить продажу имущества, непосредственно используемого для производства и (или) реализации товаров (работ, услуг) в условиях естественной монополии, в ходе внешнего управления на срок не более чем три месяца для выработки предложений о восстановлении платежеспособности субъекта естественной монополии.

Также требования кредиторов должны быть подтверждены исполнительным документом и не удовлетворены в полном объеме путем обращения взыскания на имущество кредиторов первой и второй очереди в соответствии с Законом «Об исполнительном производстве».

Лицами, участвующими в деле о банкротстве организации-должника, признаются:

Орган управления топливно-энергетическим комплексом;

Орган исполнительной власти субъекта РК, орган местного самоуправления по месту нахождения организации - должника.

В отзыве организации-должника должны также указываться задолженность потребителей ее продукции (товаров, услуг), снабжение которых топливно-энергетическими ресурсами не подлежит ограничению и (или) прекращению в соответствии с законами РК, иными нормативными правовыми актами РК, задолженность потребителей ее продукции (товаров, услуг), которые финансируются из бюджетов всех уровней, а также задолженность потребителей ее продукции (товаров и услуг) которым осуществляются в соответствии с международными договорами Республики Казахстан.

Таким образом, особенности банкротства были установлены только для одной категории естественных монополистов.

Иными словами, в настоящее время банкротство большинства субъектов естественных монополий должно осуществляться обычным порядком, без применения каких-либо особенностей.

Безусловно, что при проведении процедур, применяемых в деле о банкротстве, ключевую роль играет арбитражный управляющий.

В Законе «О банкротстве» перечислены обязательные условия членства в саморегулируемой организации арбитражных управляющих. Среди них:

Наличие высшего профессионального образования;

Наличие стажа работы на руководящих должностях не менее чем год и стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем шесть месяцев или стажировки в качестве помощника арбитражного управляющего в деле о банкротстве не менее чем два года, если более продолжительные сроки не предусмотрены стандартами и правилами профессиональной деятельности арбитражных управляющих, утвержденными саморегулируемой организацией (далее - стандарты и правила профессиональной деятельности);

Сдача теоретического экзамена по программе подготовки арбитражных управляющих;

Отсутствие наказания в виде дисквалификации за совершение административного правонарушения либо в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью за совершение преступления;

Отсутствие судимости за совершение умышленного преступления.

С ПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

2. Бекетов Н.В. Цикличность развития экономической системы и инновационные отношения в конкурентной среде. // Экономический анализ: теория и практика. №2, 2008 г.

3. Ди Лоренцо Т. Миф о естественной монополии. // ЭКО. - Новосибирск, 2001. - №4. - С.81-98.

4. Государственное регулирование естественных монополий: опыт, проблемы, перспективы. / Под ред. Коломийченко О.В., Ворожейкина В.Н. - СПб.: б.и., 2000, 255 с.

5. Научно-практический постатейный комментарий Закона «О несостоятельности (банкротстве)» под ред. В.В. Витрянского, М., Статут, 2003 г.

6. Телюкина М.В. Комментарий к ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)», С.480.

7. Ткачев В.Н. Несостоятельность (банкротство) особых категорий субъектов конкурсного права: теоретические и практические проблемы правового регулирования. М.: Волтерс Клувер, 2007. 368 стр.

8. Российская газета. №137 от 27.07.2002 г.

9. Князева И.В. Антимонопольная политика в России: учебное пособие для студентов вузов, обучающихся по специальности «Национальная экономика». / М.; Издательство «Омега-Л», 2008 г., 493 с.

10. Дерипаска О.В. Какими быть естественным монополиям. http://www.basel.ru/.

11. Жилинский С.Э. Предпринимательское право (правовая основа предпринимательской деятельности): Учебник для вузов / Предисл. проф. В.Ф. Яковлева. - 6-е изд., обновл. - М.: Норма, 2005. С.624.

12. Гриценя Е.В. Особенности налогообложения естественных монополий (на примере ОАО «Газпром»). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата экономических наук. М.

Размещено на Allbest.ru

Подобные документы

    Особенности и приоритеты ценового регулирования на продукцию субъектов естественных монополий, этапы и закономерности, а также нормативно-правовые основы реализации данного процесса. Стимулирующие методы и пути ценообразования, принципы их внедрения.

    курсовая работа , добавлен 30.03.2014

    Разработка государственной финансовой стратегии в развитии регионов Российской Федерации. Организационно-методологические основы построения системы управления бюджетом территорий. Реализация государственной политики в сфере естественных монополий.

    дипломная работа , добавлен 23.01.2015

    Раскрытие понятия банкротства. Анализ российского законодательства о несостоятельности (банкротстве). Выявление сущности банкротства в условиях рыночного хозяйства на основе определения сущности и соотношения терминов "банкротство" и "несостоятельность".

    реферат , добавлен 18.12.2010

    Раскрытие понятия и принципов формирования системы управления финансовыми рисками. Сравнительная характеристика методов оценки совокупного риска производственных предприятий. Разработка дискриминантивной модели прогнозирования вероятности банкротства.

    Рассмотрение в суде дела о банкротстве, главные особенности процедуры для должника и кредитора. Сущность реальной, технической и криминальной разоренности. Аспекты деятельности государства в развитии института банкротства в современных условиях.

    реферат , добавлен 29.03.2012

    Теоретические аспекты прогнозирования банкротства предприятий: понятие, виды, причины, нормативное регулирование процесса. Методы диагностики вероятности банкротства. Анализ имущественного состояния и финансовых результатов деятельности организации.

    курсовая работа , добавлен 27.07.2011

    Теоретические аспекты мотивов банкротства в Российской Федерации. Основные стадии банкротства: наблюдение, санация, внешнее управление, конкурсное производство и мировое соглашение. Антикризисное управление и финансовое оздоровление торговых предприятий.

    курсовая работа , добавлен 25.04.2014

    Теоретические основы, сущность и причины банкротства, процедуры: наблюдение, финансовое оздоровление, внешнее управление, конкурсное производство, мировое соглашение. Оценка основных финансовых показателей предприятия, анализ его неплатежеспособности.

    дипломная работа , добавлен 31.05.2010

    Суть и особенности банкротства предприятия. Последствия банкротства для предприятия и экономики в целом. Анализ современного состояния банкротства предприятий в РФ. Характеристика способов и мер по предубеждению финансовой несостоятельности предприятия.

    курсовая работа , добавлен 20.03.2017

    Критерии банкротства, сущность и экономическая природа данного состояния предприятия. Возбуждение дела о банкротстве. Определение неудовлетворительной структуры баланса. Анализ финансовой устойчивости и ликвидности организации в современных условиях.

Банкротство естественных монополий относится к принципиально новым аспектам правового регулирования, предусмотренным законодательством Российской Федерации. Форма и порядок процедуры регламентируется параграфом 6 Главы IX Федерального закона №127-ФЗ «О несостоятельности (банкротстве)» от 26 октября 2002 года.

Основные положения

Согласно со статьей 197 указанного Закона, субъектом естественной монополии является организация (юридическое лицо), осуществляющая реализацию и (или) производство продукции (товаров, услуг, работ) в условиях естественной монополии. Неплатежеспособность субъекта понимается, как невозможность исполнить им обязательства по уплате обязательных платежей в государственный бюджет и внебюджетные фонды и (или) удовлетворить денежные требования кредиторов в течение шести месяцев после наступления установленной даты исполнения.

Дело о признании банкротства (несостоятельности) возбуждается арбитражным судом при наличии у должника (субъекта естественной монополии) задолженности в размере не менее, чем 500 000 тыс.руб. (пятьсот тысяч рублей). Указанный долговой минимум достигается путем сложения денежных требований кредиторов и обязательств по уплате обязательных платежей в госбюджет и внебюджетные фонды. Весомыми для составления заявления в арбитражный суд являются только требования, подтвержденные исполнительным документом, но не удовлетворенные в полном объеме вследствие обращения взыскания на имущество должника, оговоренное пунктами 1-3 части 1 статьи 94 Федерального закона «Об исполнительном производстве».

Ключевые особенности

Законодательно особенности банкротства субъектов естественных монополий распространяются на лицо, участвующее в деле о признании несостоятельности (статья 198 Закона №127-ФЗ). Наряду с юридическими и физическими лицами, определенными ФЗ, в деле о банкротстве указанного должника принимает участие федеральный орган исполнительной власти, наделенный, в соответствии с решением Правительства Российской Федерации, полномочиями проводить государственную политику в отношении данного субъекта естественной монополии.
Существующая редакция Закона упраздняет процедуру добровольного признания несостоятельности, регламентируя особенности внешнего управления и продажи имущества задолжавшего субъекта естественной монополии, неспособного удовлетворить денежные обязательства и исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Внешний управляющий должника при продаже имущества субъекта и исполнении договоров перед потребителем имеет право (статья 200 Закона):

  • отчуждать имущество должника, составляющее единый технологический комплекс указанного субъекта естественной монополии. К числу данного относится недвижимость, оборудование и иное имущества, используемое для реализации и (или) производства продукции (товаров, услуг, работ). Также, отчуждению могут подлежать запасы расходуемых материалов и сырья, использующиеся для исполнения договоров, связанных с осуществлением деятельности должника, как субъекта естественной монополии;
  • отказаться от исполнения обязательств должника перед потребителями, в отношении которых, согласно Федеральному законодательству и иным нормативно правовым актам, прекращение обязательств со стороны субъектов соответствующих естественных монополий не допустимо.

До принятия арбитражным судом заявления об инициализации процедуры несостоятельности (банкротства) должника, управляющий субъекта вправе подать исковое заявление о признании недействительными актов, составленных органами государственной власти, об утверждении тарифов (цен) на продукцию (услуги, работы), реализуемые и (или) производимые в условиях естественной монополии.

Субъект естественной монополии представляет собой предприятие, специализирующуюся на производстве или продаже продукции в условиях монополии. Данный субъект может быть признан неспособным удовлетворить финансовые обязательства перед кредиторами в том случае, если они не были исполнены в течение полугода.

Банкротство субъектов естественных монополий происходит в арбитражном суде. Процедура возможна в том случае, если финансовая задолженность субъекта перед кредитором насчитывает не менее 500 тыс. рублей .

Положения в законе

Дорогие читатели! Статья рассказывает о типовых способах решения юридических вопросов, но каждый случай индивидуален. Если вы хотите узнать, как решить именно Вашу проблему - обращайтесь к консультанту:

ЗАЯВКИ И ЗВОНКИ ПРИНИМАЮТСЯ КРУГЛОСУТОЧНО и БЕЗ ВЫХОДНЫХ ДНЕЙ .

Это быстро и БЕСПЛАТНО !

Анализируя действующее законодательство РФ, можно выделить общие положения, характеризующие банкротство субъектов естественных монополий:

  • В соответствии с Законодательством Российской Федерации субъектом монополии выступает предприятие, которое реализует производство или продажу продукции в контексте естественной монополии.
  • Субъект, то есть должник, признается неспособным удовлетворить финансовые требования кредиторов в тех случаях, когда с момента срока исполнения обязательств прошло не менее полугода.
  • реализуется арбитражным судом в том случае, если сумму задолженности субъекта монополии перед кредиторами насчитывает не менее 500 тыс. рублей . Перечисленные требования подлежат подтверждению исполнительным документом.

Кроме того, в Законодательстве, а именно в статье 198 регламентируется, что лицо, которое принимает участие в деле должника, должен быть признан федеральный орган исполнительной власти, который был уполномочен Правительством РФ, для проведения государственной политики в отношении субъекта монополии.

Процедура несостоятельности будет реализована при условии подтверждения требований исполнительным документом и в том случае, если требования не будут удовлетворены посредством обращения на взыскание имущества должника

Особенности

Признание несостоятельности субъекта монополии процесс не из легких. Законодательные нормы содержат в себе множество тонкостей, знание о которых будет полезным всем участникам процесса.

Управляющий По отношению к должнику, в рамках установленных норм, могут быть введены различные процедуры банкротства. К примеру, порядок продажи имущества характеризуется некоторыми специфическими моментами.

Таким образом, не имеет права на следующие действия:

  • Осуществлять отказ от обязательств, прописанных в договоре между должником перед потребителями его услуг, в отношении которых невозможно допустить прекращение обязательств со стороны субъекта монополии.
  • Отчуждать собственность должника, являющуюся технологическим комплексом субъекта монополии. В данном случае речь идет, как о движимом, так и не о движимом имуществе, которое применяtтся для производства и реализации товаров и услуг, а также о сырье и материалах, используемых для исполнения договоров монополии.
Лоты и сделки Собственность заемщика, которая применяется как для производства, так и для продажи продукции в рамках может быть выставлена на торги единым лотом.

Главенствующими условиями для оформления купли – продажи собственности заемщика является следующее:

  • покупатели, должны дать официальное согласие на принятие обязательств заемщика по договору поставки продукции в рамках закона о естественной монополии;
  • покупатели должны взять обязательства касательно предоставления товаров и услуг для потребительской аудитории;
  • покупатели должны иметь соответствующую лицензию на производства и реализацию продукции.

В том случае, если покупатель не выполнит свои обязательства, арбитражный суд в дальнейшем расторгнет заключенный договор, на основании заявления от федерального органа. Расторгая договор, покупатель получит возмещение за счет федерального бюджета.

Имущество
  • В случае продажи имущества, которое используется для производства и реализации продукции, субъекты Российской Федерации, а также муниципальные структуры, представляющие собой уполномоченные органы вправе приобрести имущества должника, которое было выставлено на продажу.
  • Более того, уполномоченные лица имеют право временно остановить продажу собственности в процессе внешнего управления на срок, не превышающий три месяца. Процедура возможна в тех случаях, когда уполномоченные лица будут реализовывать разработку предложений, предназначенных для восстановления платежеспособности должника.

Как проходит банкротство субъектов естественных монополий

Процесс банкротства субъектов естественной монополии сложен и многогранен. Как владельцам должников-предприятий, так и кредитором стоит изучить его специфику для того чтобы сориентироваться на всех стадиях процесса.

Участие суда

Согласно нормам, установленным Законодательством РФ, процедура несостоятельности субъектов монополии выполняется посредством арбитражного суда. Судебный процесс осуществляется в том случае, если сумма задолженности перед кредиторами насчитывает не менее 500 тыс. рублей . Более того, требования должны подтверждаться исполнительным документом.

Стоит отметить, что арбитражный суд должен получить доказательства, подтверждающие неудовлетворение требований кредиторов:

  • имущество, не используемое в процессе производства, к примеру, ценные бумаги или сумма денежных средств на депозитном счету;
  • готовые товары или материальные ценности, не относящиеся к процессу производства.

Важно обратить внимание на тот факт, что арбитражный суд, при определенных условиях, вправе приостановить дело. Процедура возможна в том случае, если должник до момента принятия судебным органом заявления о несостоятельности должника предоставит иное заявление, которое гласит о некорректности актов от государственных органов касательно стоимости на товары и услуги субъекта монополии.

Судебное дело приостанавливается до вступления в силу непризнания актов государственных органов.

В том случае, если акты недействительны, суд может отказаться признать должника банкротом

Ведение дела

Особенности признания банкротами субъектов естественных монополий регламентированы Законодательством РФ. Правовые нормы подробно описывают процедуру признания несостоятельности должника.

Основанием для ведения дела является неспособность должника удовлетворить финансовые обязательства перед кредитором проистечение полугода с установленного срока выплаты. Кроме того, факт неуплаты нужно подтвердить исполнительным документом.

Отзыв предприятия должника о признании банкротства должен содержать данные о задолженности потребителей, снабжение которых не может быть ограничено или прекращено, а также тех лиц, которые подлежат финансированию из бюджета разных уровней или заключали международный договор поставки.

В дальнейшем, арбитражный суд назначает лицо, которое имеет опыт в сфере деятельности заемщика и соответствующий аттестат, который был получен федеральным органом. Одной из главенствующих целей указанного органа является реализация процедур по предотвращению банкротства должников и реализации процесса несостоятельности.

Сроки внешнего управления, согласно установленным нормам, составляет восемнадцать месяцев. По решению арбитражного суда, срок может быть продлен до пяти лет. В таком случае, предприятие – должник должно начать расчет с кредиторами через двенадцать месяцев с тех пор, как был продлен срок управления.

Меры предупреждения кризиса

Современные PR технологии содержат в себе ряд действий, которые направлены на антикризисную деятельность. Вся совокупность мероприятий условно разделяется на два этапа.

Первый этап специалисты обозначили как стратегическое планирование.

Среди основных целей первого этапа можно выделить следующее:

  • определение слабых сторон предприятия;
  • анализ вероятных угроз;
  • разработка эффективных мероприятий по предотвращению сложившихся проблем.

Второй этап носит название посткризисных мероприятий. Специалисты утверждают, что при возникновении кризисной ситуации возникает необходимость разработки действий на начальный период, который как показывает практика, является самым сложным. Грамотно составленный план действий должен стать неким буфером, защищающим предприятие от негативной информации.

Руководящим лицам организации рекомендовано работать в прежнем режиме и обратиться к специалистам в сфере PR. В этом случае, на экстренной встрече соберется команда специалистов, которая была назначена PR агентством, к которому обратились руководители компании.

В антикризисных мероприятиях важно брать в учет ресурсы, которыми обладает предприятие. В данном случае речь идет о денежных средствах, интеллектуальных способностях, опыте работников, полезных связях и прочее. В кризисной ситуации важную роль играет оперативное использование всех ресурсов, взамен на недостаток временного ресурса.