Конкурсный управляющий: права и обязанности. Имеет ли право, конкурсный управляющий Чем занимается конкурсный управляющий

Вопрос: К нам в фирму обратился один из участников ООО, который до апреля 2017 года являлся генеральным директором. С апреля 2017 года введен конкурсный управляющий. Так вот этот бывший директор обратился к нам с просьбой восстановить бухгалтерский и налоговый учет и сдать отчетность в ИФНС и Фонды за период, когда он являлся директором. Имеем ли мы право оказывать такие услуги, когда уже действует конкурсный управляющий, если его в известность не ставят? Кто должен в таком случае подписывать отчетность: бывший директор или конкурсный управляющий? И если мы все это сделаем, ложится ли на нас какая-то ответственность?

Ответ: Подписывать отчетность должен конкурсный управляющий. Бывший директор не вправе подписывать отчетность. Связано это с тем, что с даты принятия арбитражным судом решения об открытии конкурсного производства полномочия руководителя организации-должника прекращаются. Бывший руководитель должен передать конкурсному управляющему бухгалтерскую и иную документацию должника, печати, штампы и пр.

С даты решения суда о введении конкурсного производства представлять организацию без доверенности и действовать от ее имени вправе только конкурсный управляющий. Остальные лица, в том числе и бывший руководитель, вправе действовать только с распоряжения конкурсного управляющего при наличии доверенности от него. Подача бухгалтерской и налоговой отчетности в ИФНС осуществляется в обычном порядке, но подписать ее должен конкурсный управляющий или лицо, уполномоченное делать это доверенностью конкурсного управляющего.

Закон от 26.10.2002 N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)"

«Статья 126. Последствия открытия конкурсного производства

1. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства:

срок исполнения возникших до открытия конкурсного производства денежных обязательств и уплаты обязательных платежей должника считается наступившим;

прекращается начисление процентов, неустоек (штрафов, пеней) и иных санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей, а также процентов, предусмотренных настоящей статьей;

сведения о финансовом состоянии должника прекращают относиться к сведениям, признанным конфиденциальными или составляющим коммерческую тайну;

совершение сделок, связанных с отчуждением имущества должника или влекущих за собой передачу его имущества третьим лицам в пользование, допускается исключительно в порядке, установленном настоящей главой;

прекращается исполнение по исполнительным документам, в том числе по исполнительным документам, исполнявшимся в ходе ранее введенных процедур, применяемых в деле о банкротстве, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

все требования кредиторов по денежным обязательствам, об уплате обязательных платежей, иные имущественные требования, за исключением текущих платежей, указанных в пункте 1 статьи 134 настоящего Федерального закона, и требований о признании права собственности, об истребовании имущества из чужого незаконного владения, о признании недействительными ничтожных сделок и о применении последствий их недействительности могут быть предъявлены только в ходе конкурсного производства;

исполнительные документы, исполнение по которым прекратилось в соответствии с настоящим Федеральным законом, подлежат передаче судебными приставами - исполнителями конкурсному управляющему в порядке, установленном федеральным законом;

снимаются ранее наложенные аресты на имущество должника и иные ограничения распоряжения имуществом должника. Основанием для снятия ареста на имущество должника является решение суда о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства. Наложение новых арестов на имущество должника и иных ограничений распоряжения имуществом должника не допускается;

исполнение обязательств должника, в том числе по исполнению судебных актов, актов иных органов, должностных лиц, вынесенных в соответствии с гражданским законодательством, уголовным законодательством Российской Федерации, процессуальным законодательством и законодательством Российской Федерации о налогах и сборах, осуществляется конкурсным управляющим в порядке и в случаях, которые установлены настоящей главой.

2. С даты принятия арбитражным судом решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства прекращаются полномочия руководителя должника, иных органов управления должника и собственника имущества должника - унитарного предприятия (за исключением полномочий общего собрания участников должника, собственника имущества должника принимать решения о заключении соглашений об условиях предоставления денежных средств третьим лицом или третьими лицами для исполнения обязательств должника).

Руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий в течение трех дней с даты утверждения конкурсного управляющего обязаны обеспечить передачу бухгалтерской и иной документации должника, печатей, штампов, материальных и иных ценностей конкурсному управляющему.

В случае уклонения от указанной обязанности руководитель должника, а также временный управляющий, административный управляющий, внешний управляющий несут ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

Статья 127. Конкурсный управляющий

1. При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего в порядке, предусмотренном статьей 45 настоящего Федерального закона, о чем выносит определение. Указанное определение подлежит немедленному исполнению и может быть обжаловано.

1.1. При принятии решения о признании должника банкротом и об открытии конкурсного производства в случае, предусмотренном пунктом 4 статьи 72 настоящего Федерального закона , арбитражный суд утверждает конкурсного управляющего, кандидатура которого представляется саморегулируемой организацией, членом которой является временный управляющий.

2. Конкурсный управляющий действует до даты завершения конкурсного производства или прекращения производства по делу о банкротстве.

Статья 129. Полномочия конкурсного управляющего

1. С даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом.

2. Конкурсный управляющий обязан:

принять в ведение имущество должника, провести инвентаризацию такого имущества в срок не позднее трех месяцев с даты введения конкурсного производства, если более длительный срок не определен судом, рассматривающим дело о банкротстве, на основании ходатайства конкурсного управляющего в связи со значительным объемом имущества должника;

включить в Единый федеральный реестр сведений о банкротстве сведения о результатах инвентаризации имущества должника в течение трех рабочих дней с даты ее окончания;

привлечь оценщика для оценки имущества должника в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом;

принимать меры, направленные на поиск, выявление и возврат имущества должника, находящегося у третьих лиц;

принимать меры по обеспечению сохранности имущества должника;

уведомлять работников должника о предстоящем увольнении не позднее чем в течение месяца с даты введения конкурсного производства;

предъявлять к третьим лицам, имеющим задолженность перед должником, требования о ее взыскании в порядке, установленном настоящим Федеральным законом;

заявлять в установленном порядке возражения относительно требований кредиторов, предъявленных к должнику;

вести реестр требований кредиторов, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом;

передавать на хранение документы должника, подлежащие обязательному хранению в соответствии с федеральными законами. Порядок и условия передачи документов должника на хранение устанавливаются федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации;

заключать сделки, в совершении которых имеется заинтересованность, только с согласия собрания кредиторов или комитета кредиторов;

исполнять иные установленные настоящим Федеральным законом обязанности.

3. Конкурсный управляющий вправе:

распоряжаться имуществом должника в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом;

увольнять работников должника, в том числе руководителя должника, в порядке и на условиях, которые установлены федеральным законом;

заявлять отказ от исполнения договоров и иных сделок в порядке, установленном статьей 102 настоящего Федерального закона. Конкурсный управляющий не вправе заявлять отказ от исполнения договоров должника при наличии обстоятельств, препятствующих восстановлению платежеспособности должника;

подавать в арбитражный суд от имени должника заявления о признании недействительными сделок и решений, а также о применении последствий недействительности ничтожных сделок, заключенных или исполненных должником, иски о взыскании убытков, причиненных действиями (бездействием) руководителя должника, лиц, входящих в совет директоров (наблюдательный совет), коллегиальный исполнительный орган или иной орган управления должника, собственника имущества должника, лицами, действовавшими от имени должника в соответствии с доверенностью, иными лицами, действовавшими в соответствии с учредительными документами должника, предъявлять иски об истребовании имущества должника у третьих лиц, о расторжении договоров, заключенных должником, и совершать другие действия, предусмотренные федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации и направленные на возврат имущества должника;

осуществлять иные права, связанные с исполнением возложенных на него обязанностей, установленных настоящим Федеральным законом.

5. При наличии оснований, установленных федеральным законом, конкурсный управляющий предъявляет требования к третьим лицам, которые в соответствии с федеральным законом несут субсидиарную ответственность по обязательствам должника».

Отвечает Владислав Волков,

заместитель начальника Управления налогообложения доходов физических лиц и администрирования страховых взносов ФНС России

«Инспекторы сравнят доходы физлиц в 6-НДФЛ с суммой выплат в расчете по страховым взносам. Такое контрольное соотношение инспекторы станут применять с отчетности за I квартал. Все контрольные соотношения для проверки 6-НДФЛ приведены в . Инструкцию и образцы заполнения 6-НДФЛ за I квартал смотрите в рекомендации.»

16 Июл 2008

ОАО учредило ООО, впоследствии в отношении ОАО введено конкурсное производство. ООО никакой деятельности не вело до момента назначения туда директора, причем директора назначил конкурсный управляющий. Вопрос - имеет ли право КУ назначать исполнительные органы в других обществах.

22 Июл 2008






Конкурсный управляющий -лицо со специальной компетенцией, данная компетенция содержит много полномочий не имеющихся у руководства должника, но так же во многом ограничен по сравнению с органами управления должника.

Данное ограничение не распространяется на внешнего управляющего, согласно п.1 ст 94 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" управление делами должника возлагается на внешнего управляющего, как и полномочия органов управления должника и собственника должника (за исключением приведённого перечня).

Таким образом, следует признать, что при введении конкурсного производства полномочия органов должника по назначению исполнительных органов в других обществах утрачиваются (как и многие другие), тогда как при введении внешнего управления они передаются внешнему управляющему.
Данное различие в правах подчеркивает различный смысл указанных процедур.

Как арбитражный управляющий хочу сказать, что практика пошла по другому пути (что несомненно хорошо для нас), но нужно помнить о вышеупомянутых различиях и лучше (когда не имеет экономического смысла) избегать таких назначений.
С уважением, Казаков Илья.

Черепахи до самого низа.

22 Июл 2008

С точки зрения буквального трактования содержания закона о несостоятельности конкурсный управляющий не имеет права формировать исполнительные органы других обществ.
Согласно п.1 ст.129 ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)":
"С даты утверждения конкурсного управляющего до даты прекращения производства по делу о банкротстве, или заключения мирового соглашения, или отстранения конкурсного управляющего он осуществляет полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом".
В нашем случае ключевая фраза -"...в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим ФЗ".
Следовательно, такое полномочие должно быть упомянуто в законе.
Конкурсный управляющий должен инвентаризировать долю в ООО и реализовать ее, а новый собственник вправе совершить действия по формированию исполнительного органа.

22 Июл 2008

А где в законе установлено, что КУ, назначивший директора в данной ситуации, вышел за пределы своих полномочий? Где в законе установлены пределы его полномочий? Пределы полномочий бывших органов четко установлены в п.2 ст.126, из чего (с учетом п.1 ст.129) можно сделать вывод, что всеми остальными полномочиями располагает именно КУ.





С уважением, Казаков Илья.

Черепахи до самого низа.

22 Июл 2008


22 Июл 2008

Данное замечение справедливо именно для внешнего управляющего, именно там полномочия внешнего управляющего=все полномочия органов управления должника-конкретный перечень оставленных таким органам полномочий+специфические полномочия внешнего управляющего (проведение собраний кредиторов и т.п.).
Ключевая фраза -"Управление делами должника возлагается на внешнего управляющего".

В конкурсном нет такого возложения.
Там существует три вида полномочий:
1.Полномочия конкурсного управляющего =полномочия руководителя должника и иных органов управления должника, а также собственника имущества должника - унитарного предприятия в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом+специфические полномочия конкурсного управляющего.
Обо всех должно быть упомянуто в законе в силу ключевой фразы "...в пределах, в порядке и на условиях, которые установлены настоящим Федеральным законом".
2.Утраченные полномочия органов управления должника (никому не перешедшие).
3.Оставленные органам управления должника полномочия.

С уважением, Казаков Илья.

22 Июл 2008

Скажите, пожалуйста, Илья, а когда, по Вашему мнению, прекращаются полномочия КУ как руководителя должника в случае, если процедура банкротства прекращена, т.к. все требования погашены третьим лицом?
Это счастливое событие произошло более года назад и до сих пор новый руководитель не назначен, кто же я в таком случае?








С уважением, Казаков Илья.

Черепахи до самого низа.

22 Июл 2008

Это все хорошо. Но, к сожалению, имеется масса других законов и судебная практика, которая рассматривает всю совокупность нашего куцего законодательства. Хорошо бы,конечно, не иметь иных полномочий КУ, кроме оговоренных в ЗОБе. Но... попробуйте не сообщить в налоговую об открытии счета, попробуйте не сдать очередную декларацию, попробуйте не отчитаться в ФСС по больничным листам и т.д,и т.д. Вроде бы нет этого в ЗОБе, а делать надо.
Так и с назначением на "дочку". Если директора не назначите- Вы просто не сможете продать свою "дочку", т.е. не сможете исполнить как раз - оговоренных полномочий.

Мне не понятно как неназначение директора влияет на продажу дочки. У юрлица не может не быть исполнительного органа (это один из признаков организации по ГК). Следовательно, если на момент введения конкурсного производства такое предприятие существовало -то был и исполнительный орган (хотя возможно очень стеснялся в этом признаться).

Что касается реальности, что заставляют делать конкурсного, я с Вами согласен. Но в чём преимущество моей точки зрения-я не призываю не делать перечисленного Вами. Делайте, но знайте, если Вы вдруг не сделали чего то из незаконно навязываемого управляющему, то имея аргументированную позицию основанную на законе сможете отстоять свои права.
И когда у Вас есть выбор всё-таки жить полегче, да и подводные камни лучше знать, чем натыкаться на них.
Таково мое мнение.
С уважением,
Казаков Илья.

Черепахи до самого низа.

22 Июл 2008

Понимаете если у Вы исходите из того, что у Вас нет полномочий -то это не Ваша проблема и из этого нужно исходить. Вы же не пытаетесь будучи временным управляющим производить такие назначения и не мучаетесь при этом (хотя может кто -то и расстраивается).
Что касается исключительных случаев, то они бывают везде, так кому не известен случай -ты закрыл предприятие, а через некоторое время выявляется дочка (еще и функционирует),хотя по документам никаких вкладов в уставный капитал ликвидированное предприятие не имело.
Каждый конкретный случай подлежит отдельному разбору,для уникальных случаев законодатель предусмотрел аналогию права, аналогию закона, общие начала законодательства,деловые обычаи и т.п. Всегда можно найти правовое решение.

Черепахи до самого низа.

22 Июл 2008

В данном случае в соответствии с п.1 ст.149 закона о банкротстве Ваши полномочия прекратились с момомента вынесения определения о прекращении производства по делу о банкротстве.
Согласно п.2 ст.127 закона конкурсный управляющий действует до завершения процедуры конкурсного производства.
Ст.149 называется "завершение конкурсного производства", следовательно, раз Ваш случай упомянут в п.1 данной статьи Ваши полномочия прекратились с момомента вынесения определения о прекращении производства по делу о банкротстве.
Что касается назначения нового руководителя.
Дело в том, что процедура конкурсного производства насильственная процедура воздействия государства на субъект права-юридическое лицо. Прекращение полномочий органов управления должника вызвано внешним актом по отношению к организации.
Следовательно, при прекращении такого акта, восстанавливаются полномочия прежних органов управления (как участников общества так и исполнительного органа).
Так, что с момента вынесения определения о прекращении конкурсного производства -прежний исполнительный орган продолжает функционировать и нести соответствующую ответственность.
Таким образом, Вам не нужно ждать назначения (переназначения) исполнительного органа.
А для собственного спокойствия напишите прежнему руководителю запрос (когда же он соизволит забрать свои документы и т.п.).

С уважением, Казаков Илья.


В данном случае АС с Вами не согласен, поскольку в определении написал следующее:

22 Июл 2008

В данном случае АС с Вами не согласен, поскольку в определении написал следующее:
"...Прекращение производства по делу о банкротстве влечет за собой прекращение полномочий конкурсного управляющего.
Согласно пункту 2 ст.123 ЗоБ (применяемой по аналогии), в случае, если конкурсное производство завершается погашением требований кредиторов, конкурсный управляющий продолжает исполнять свои обязанности в пределах компетенции руководителя должника до даты избрания (назначения) нового руководителя должника.
Конкурсный управляющий обязан созвать орган управления должника, к полномочиям которого, в соответствии с учредительными документами должника относится рассмотрение вопроса об избрании руководителя должника, для рассмотрении вопроса об избрании (назначении) руководителя должника."

Этот вопрос обсуждался в теме "Куда девать документы?" на с.5 данного форума, ситуация так и зависла, а к Вам вопрос - с целью услышать свежее мнение, раз уж обсуждаем полномочия руководителя.

Илья, а что вы понимаете под "прежним исполнительным органом"? Отстраненного и уволенного бывшего директора? Он то тут каким боком? Уже давно в другом месте работает.

P.S. На данный момент эта ситуация никак не изменилась.

Позволю себе не согласиться с АС. В законе как мне кажется четко прописана дата прекращения полномочий конкурсного управляющего.
Ст.123 относится к внешнему управляющему и соответствует его статусу и объему полномочий (провести собрание участников и т.п.). и аналогия здесь не уместна.
Что касается прежнего исполнительного органа, мое мнение такое, да директор теряет ТРУДОВУЮ связь с организацией, но его гражданско-правовых отношений это не должно касаться.
Когда то он был назначен участниками общества и это решение никто не отменял.
Таким образом, после отмены конкурсного производства, по моему мнению, именно он является исполнительным органом, до принятия решения участниками общества.
В противном случае, если признать, что полномочия исполнительного органа безвозвратно утрачены, то также утрачиваются и полномочия других органов общества -в том числе и собрания участников-что абсурдно. Их то кто будет восстанавливать? Если исполнительный орган можно избрать, то участников что?
Самое интересное, что законодатель в ст.146 говоря о возможности перехода к внешнему управлению из конкурсного производства, говорит о том, что все ограничения для органов управления должником снимаются (не делая различия при этом между руководитетелем и другими органами).
Следовательно, я все-таки думаю о том, что моя позиция верна.

Теперь о жизни. Определение суда Вы не обжаловали, значит нужно исполнять. Если органы не хотят избирать нового руководителя, а прежний при слове банкротство прячется за холодильник (был у меня такой случай). То совет такой-согласно ГК юридическое лицо не может существовать без исполнительных органов, следовательно отсутствие такового грубое нарушение законодательства. Такая деятельность запрещена законом, следовательно имеются основания для принудительной ликвидации согласно п.2 ст.61 ГК РФ.
Напишите заявление в уполномоченный орган-пусть ликвидируют -документы ликвидатору передадите.
Либо, если прошел такой большой срок (и никакой деятельности, а деятельность возможна только через исполнительный орган) пусть ликвидируют как отсутствующего должника.

С уважением,
Казаков Илья.

С уважением

Черепахи до самого низа.

Согласно п.1. ст.57 закона о банкротстве - арбитражный суд прекращает производство по делу о банкротстве в случае, в частности, удовлетворения всех требований кредиторов в ходе любой процедуры банкротства.
Согласно п.2 этой же статьи в этом случае применяются нормы ст.56 закона –т.е. прекращается действие всех ограничений накладываемых законом о банкротстве.
Соответственно восстанавливаются полномочия всех органов должника-собрания участников, совета директоров, исполнительного органа.
А так как я считаю, что решение органа юридического лица (совета директоров или собрания участников) никто не отменял (ну нет у конкурсного таких полномочий, согласно п.3 ст.129 закона о банкротстве конкурсный управляющий именно увольняет руководителя - термин относящийся к трудовому законодательству) то оно продолжает действовать в своей гражданско-правовой части и следовательно нет необходимости его повторного избрания, достаточно заключить прерванный трудовой договор.
А вот внешний управляющий, которому полномочия органов управления должника переходят в соответствие с п.1 ст. 94 закона, может прекратить как трудовые отношения руководителя с должником, так и гражданско-правовые, действуя в рамках полномочий совета директоров или собрания участников (акционеров) общества.
Всем юристам известна, двойственность отношений руководителя по отношению к юридическому лицу, она разбивается на две части: трудовой договор и гражданско-правовые отношения, этой двойственностью очень часто пользовались (особенно успешно в 90-е), когда прекратить полномочия руководителя (при его активном сопротивлении) было очень сложно. Наиболее яркий пример –борьба В.О.Палия с ТНК за пост директора Нижневартовскнефтегаза.

Таким образом, с момента введения конкурсного производства гражданско-правовая часть полномочий руководителя прекращается в силу закона п.2 ст.126 закона, а трудовая часть отношений прекращается конкурсным управляющим согласно п.3 ст.129.
При прекращении конкурсного производства (по рассматриваемому основанию) в силу ст.56 закона все ограничения снимаются, соответственно восстанавливаются все полномочия органов должника –прекращенные п.2 ст.126 закона, и следовательно восстанавливается гражданско-правовая связь руководителя должника с организацией.

2 Часть- другая точка зрения, она подтверждает мое мнение, о том, что полномочия конкурсного управляющего прекращаются в момент вынесения определения о прекращении конкурсного производства, но противоречит в части того, что прежний руководитель автоматически восстанавливает свою гражданско-правовую связь.
Основывается эта точка зрения на аналогии закона (но не применённой АС) а другой.
Заключение мирового соглашение-также прекращает производство по делу и имеет собой такие же последствия как и случай погашения задолженности третьим лицом.
Так вот п.4 ст.159 устанавливает, что с даты утверждения мирового соглашения арбитражным судом прекращаются полномочия временного управляющего, административного управляющего, внешнего управляющего, конкурсного управляющего.
Лицо, исполнявшее обязанности внешнего управляющего, конкурсного управляющего должника – юридического лица, исполняет обязанности руководителя должника до даты назначения (избрания) руководителя должника
Т.е. фактически говорится о том, что прежний руководитель утратил и гражданско-правовой аспект отношений с должником.

Как я думаю, моя точка зрения более системна, учитывает дух закона и позволяет лучше разрешить предложенную ситуацию, без попадания в положение неопределенности.
Но еще раз подчеркиваю –это мое личное мнение –никому его не навязываю, всего лишь предлагаю проследить элементарные логические построения.

С уважением, Казаков Илья.

Черепахи до самого низа.

Практически любое коммерческое предприятие в определенные моменты своей деятельности сталкивается с наличием непогашенной задолженности. Зачастую ее возникновение может быть связано с техническими вопросами: например, для того чтобы денежные средства поступили со счета организации на счет поставщика или партнера, необходимо несколько дней, в течение которых имеющаяся задолженность формально будет считаться непогашенной. Однако с такими аспектами бизнеса сталкиваются практически все компании, а потому их возникновение редко вызывает у кого-либо вопросы или претензии.

Совершенно иначе складывается ситуация, если причины возникновения непогашенной задолженности носят иной характер. Например, они могут быть связаны с наличием финансовых трудностей у компании, объем денежных обязательств которой на настоящий момент превышает ее возможности. В этом случае за несколько дней возникшая проблема не решается, для этого требуется более серьезный срок.

Тем не менее, даже в данном случае у коммерческой организации, которая обнаружила недостаток денежных средств на своих счетах, есть возможность исправить положение. Например, она может в срочном порядке взять крупный заказ, условия договора по которому подразумевают внесение предоплаты, и тем самым получить необходимые средства, позволяющие ей рассчитаться с другими партнерами. Принимая эту возможность во внимание, действующее законодательство предоставляет коммерческим компаниям, столкнувшимся с финансовыми трудностями, достаточный срок для того, чтобы использовать экстренные пути решения такой проблемы. В этом случае она может избежать неприятных последствий в виде процедуры признания ее несостоятельной, в ходе которой может быть назначен конкурсный управляющий или применены другие меры.

В частности, статья 3 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает, что продолжительность такого срока составляет 3 месяца с того момента, когда компания должна была погасить имеющуюся задолженность перед партнером, поставщиком или другим контрагентом в соответствии с условиями договора с ним. По истечении этого срока кредитор, так и не получивший причитающихся ему денежных средств, имеет право обратиться в арбитражный суд с исковым заявлением о признании организации-неплательщика банкротом. К такому заявлению специалисты рекомендуют приложить все имеющиеся в наличии документы, которые, во-первых, подтвердят факт наличия задолженности перед кредитором, а во-вторых, засвидетельствуют тот факт, что отпущенный действующим законодательством срок для ее погашения уже истек.

Меры, которые могут быть применены арбитражным судом в отношении компании, проявившей признаки несостоятельности

Рассмотрев все представленные документы, арбитражный суд должен будет вынести решение о правомочности требований заявителя. В случае, если они будут признаны таковыми, в отношении компании-неплательщика будет инициирована процедура банкротства. Это, в свою очередь, подразумевает выбор судебной инстанцией мер, которые призваны обеспечить соответствие законным правам и интересам кредиторов.

Федеральный закон № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает перечень таких мер, в число которых входят наблюдение, финансовое оздоровление, и . Кроме того, в случае, если между должником и его кредиторами достигнута договоренность об удовлетворяющем все стороны порядке погашения имеющейся задолженности и сроках такого погашения, они могут заключить мировое соглашение.

Решение о применении той или иной меры по отношению к должнику принимается арбитражным судом с учетом всех обстоятельств ситуации. В частности, он анализирует, насколько компания, проявившая признаки несостоятельности, может восстановить свою платежеспособность и рассчитаться с кредиторами. Если арбитражный суд признает такую возможность маловероятной, он может прибегнуть к на предприятии как к наиболее эффективному инструменту удовлетворения законных прав и интересов кредиторов в данных обстоятельствах.

Конкурсный управляющий и его роль в рамках конкурсного производства

Конкурсное производство предполагает , принадлежащего должнику на момент инициации процедуры банкротства, и его последующую продажу на торгах. Средства, вырученные от этой продажи, должны быть переданы кредиторам в счет удовлетворения их требований.

При этом введение конкурсного производства на предприятии подразумевает вовлечение в процедуру компетентного специалиста — конкурсного управляющего.

Статья 2 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает, что конкурсный управляющий — это специалист, который будет ответственным за осуществление всех необходимых процедур в рамках конкурсного производства. При этом назначение и утверждение на должность конкурсного управляющего производится арбитражным судом, который занимается ведением конкретного дела. В случае, если должником, проявившим признаки несостоятельности, является банковское учреждение, назначение управляющего исполнит Агентство по страхованию вкладов.

Кандидатуру конкурсного управляющего арбитражный суд назначает самостоятельно, однако может предложить ему свою кандидатуру. Назначение той или иной кандидатуры конкурсного управляющего арбитражный суд должен зафиксировать изданием соответствующего определения. В случае, если кто-либо из участников процедуры банкротства не согласен с тем, кто именно получил назначение на эту должность, он может обжаловать соответствующее определение.

Если же заявления об обжаловании определения в установленный законом срок не поступило, специалист считается утвержденным на этой должности, а его полномочия действуют вплоть до окончания конкурсного производства или собственно процедуры банкротства.

Основные обязанности конкурсного управляющего

Функции конкурсного управляющего включают в себя достаточно широкий спектр полномочий, которые должны быть осуществлены им в ходе конкурсного производства. Так, в качестве одного из первых шагов на своей должности он обязан организовать публикацию сведений об инициации процедуры банкротства в отношении компании-должника и об . При этом такие сведения должны быть опубликованы не только в специализированном печатном издании, но и в .

Дальнейшая деятельность, которую осуществляет конкурсный управляющий на своей должности, фактически представляет собой реализацию полномочий руководства компании, проявившей признаки несостоятельности, поскольку статья 129 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» устанавливает, что с момента его утверждения на свою должность руководство организации отстраняется от своей работы, а управляющий имеет право реализовывать все его функции.

Однако, поскольку компания уже находится в стадии банкротства и в отношении нее арбитражным судом принято решение о введении конкурсного производства, содержание работы такого специалиста будет существенно отличаться от обычной повседневной работы руководства организации. В частности, его основной функцией в течение всего срока полномочий будет являться подготовка и проведение торгов с целью получения денежных средств, необходимых для удовлетворения требований кредиторов, зафиксированных в списке получателей задолженностей.

Список функций, которые должен осуществить специалист на своей позиции, зафиксирован в пункте 2 статьи 129 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)». Обязанности, включенные в этот список, можно разделить на несколько крупных групп:

  • анализ текущего материального состояния компании-должника, включая инвентаризацию принадлежащей ей собственности и ее оценку;
  • увеличение объема , то есть имущества, подлежащего продаже на торгах, путем взыскания долгов перед компанией-банкротом, возврата ее собственности, находящейся в пользовании третьих лиц, и подобных действий;
  • решение кадровых вопросов, включая увольнение сотрудников компании, в отношении которой проводится процедура банкротства.

После того как все необходимые действия им произведены, в течение 1 месяца с момента получения компетентной оценки стоимости списка вещей и предметов, принадлежащих компании-банкроту, конкурсный управляющий должен обратиться к собранию кредиторов с предложением, содержащим описание конкурсной массы и условия ее реализации на торгах.

Если кредиторы выражают согласие с предложенными условиями, конкурсный управляющий должен организовать и провести такие торги, а затем осуществить окончательный расчет с кредиторами в рамках их требований. Если же они выражают несогласие с предложением конкурсного управляющего, он может обратиться в арбитражный суд, занимающийся ведением данного дела, который обладает полномочиями по утверждению условий проведения торгов.

Отчетность конкурсного управляющего в ходе реализации своих полномочий

В ходе осуществления своих полномочий конкурсный управляющий должен регулярно отчитываться о результатах своей работы перед собранием кредиторов. В частности, статья 143 Федерального закона № 127-ФЗ от 26 октября 2002 года «О несостоятельности (банкротстве)» предусматривает, что такая отчетность должна предоставляться им с регулярностью, согласованной с общим собранием кредиторов. Однако при этом срок между двумя отчетами не должен превышать 3 месяцев. Кроме того, все необходимые сведения конкурсный управляющий должен будет предоставить также арбитражному суду в случае, если последний запросит у него такую информацию.

Предприятие, для которого наступил этап банкротства, обязательно столкнется с работой арбитражного управляющего. Этот человек играет важную роль в движении делопроизводства, тщательно анализируя правомерность действий должника и кредиторов, распоряжаясь имуществом для уплаты долгов, а в некоторых случаях может даже спасти предприятие от краха. Однако на разных этапах дела можно услышать об участии других управляющих – временного, конкурсного. И тогда возникает вопрос, чем отличается конкурсный управляющий от арбитражного управляющего.

Что такое СОАУ

Саморегулируемые организации арбитражных управляющих (СОАУ) – это сообщества, созданные на некоммерческой основе, целью которых является повышение эффективности работы участников, постоянный контроль их деятельности и защита интересов. Подробно о полномочиях и обязанностях АУ можно узнать из ФЗ «О несостоятельности».

Важное условие для законной работы организации – запись в едином государственном реестре. Для включения СОАУ в госреестр, она должна соответствовать следующим требованиям:

  • нахождение в составе СРО не менее 100 участников с достаточным уровнем знаний, квалификацией и опытом, требуемыми правилами конкретной организации;
  • создание общего фонда, который является гарантией ответственности (размер минимального взноса – 50 тыс. рублей);
  • опыт успешного ведения дел о банкротстве, причем в совокупности число мероприятий на всех участников должно составлять не менее ста.

Кроме непосредственно самих управляющих в каждом сообществе должен быть юридический отдел и бухгалтерия. Руководящую функцию выполняет коллегиальный орган управления, состоящий как минимум из семи человек. В его полномочиях находятся принятие решений о вступлении или исключении участников, разработка правил, контроль качества предоставляемых услуг.

Для государственной регистрации СОАУ учредителям сообщества необходимо подготовить базовый пакет документов и оплатить пошлину. В течение последующих семи дней после обращения в госорганы происходит регистрация саморегулируемой организации. Получить статус СРО может только некоммерческое учреждение.

Для получения членства в СОАУ кандидату необходимо соответствовать всех предъявляемым требованиям

В функции СОАУ входит:

  • улучшение качества работы управляющих, обучение и стажировка;
  • проверка соответствия требованиям, установленным на законодательном уровне, а также внутренним правилам сообщества;
  • защита интересов и прав участников в случае возникновения споров или обращения в арбитраж;
  • обеспечение прозрачности процедуры банкротства.
  • обработка жалоб, поступивших в СРО, на действия АУ в ходе делопроизводства;
  • ведение реестра, содержащего данные обо всех участниках.

В случае получения запроса от лица, заинтересовавшегося информацией реестра, орган управления обязан обеспечить к ней свободный доступ.

Арбитражный управляющий

Чтобы стать АУ, гражданин РФ обязан вступить в саморегулируемую организацию. Чтобы коллегиальный орган принял в свои ряды нового участника, он должен соответствовать следующим требованиям:

  • высшее образование;
  • стаж профессиональной деятельности на руководящей должности не менее одного года;
  • отсутствие в биографии серьезных нарушений закона и, соответственно, судимостей;
  • получение практического опыта в роли помощника управляющего (более двух лет);
  • успешная сдача экзамена по теоретическим знаниям;
  • отсутствие запретов на занятие определенными видами деятельности (также по причине преступлений в прошлом);
  • и другие требования, установленные конкретной саморегулируемой организацией (относительно добросовестности или компетентности специалиста).

Выполнение соответствующих правил позволяет специалисту оставаться членом СРО. Если он перестает отвечать установленным требованиям сообщества, то в течение одного месяца с момента обнаружения несоответствия его исключают.

Чтобы вступить в СОАУ, кандидат на членство в сообществе должен предоставить необходимые документы. Коллегиальный орган принимает решение о его вступлении в ряды участников. Если ответ положительный, то информация включается в реестр участников СРО в течение трех дней, а в течение 10 последующих дней новому сотруднику выдается документ, подтверждающий его принадлежность сообществу.

Управляющий может быть участником только одной СРО

Если ответ о приеме отрицательный – заявителю все равно присылается уведомление с результатами решения в течение 10 дней. Однако и такой вердикт можно обжаловать в течение полугода.

АУ имеет право заниматься любой другой деятельностью, включая коммерческую, если она не мешает выполнению обязанностей в ведении дела о банкротстве.

Главные обязанности специалиста по банкротству:

  • анализ финансовой состоятельности объекта;
  • защита собственности должника;
  • ведение реестра кредиторов;
  • распоряжение имуществом и конкурсной массой;
  • выявление неправомерности действий должника или кредиторов.

Привлеченный сотрудник обязан действовать на законных основаниях, а также в интересах предприятия-должника и кредиторов.

К понятию арбитражный управляющий можно отнести такие определения: временный, административный, внешний или конкурсный. Различие заключается в функциях, которые выполняет специалист на каждом этапе дела о банкротстве.

Обязанности конкурсного управляющего

Конкурсное производство – завершающий этап дела о банкротстве, когда происходит ликвидация собственности предприятия и погашение задолженности перед кредиторами. На решение задачи отводится не более полугода.

Обязанности управляющего в этот период:

  • инвентаризация и оценка стоимости имущества обанкротившегося предприятия;
  • публикация информации о банкротстве в СМИ;
  • обеспечение сохранности описанного имущества;
  • возврат собственности объекта, находящейся на хранении у третьих лиц;
  • анализ финансового состояния предприятия;
  • уведомление работников о предстоящем увольнении;
  • объявление о будущих торгах;
  • продажа имущества и погашение задолженностей;
  • отчет перед судом и собранием кредиторов о проделанной работе.

С момента получения полномочий конкурсный управляющий имеет право распоряжения и активами ликвидируемого предприятия. При нарушениях или невыполнении обязанностей сотрудник привлекается к ответственности.

Разница между конкурсным и административным управляющим

Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод о разнице между арбитражным управляющим и конкурсный управляющим.

Административный управляющий – это понятие, общее для всех сотрудников, ведущих дело о банкротстве. Только на каждом этапе процедуры ответственный специалист имеет свое название:

  • временный – на этапе наблюдения занимается анализом экономической состоятельности и рассмотрением требований кредиторов;
  • административный – ответственный за погашение задолженностей на этапе финансового оздоровления;
  • внешний – разрабатывает мероприятия по восстановлению состоятельности и платежеспособности убыточного предприятия;
  • конкурсный – занимается формированием конкурсной массы и распределением ее между кредиторами.

Выходит, главное отличие в том, что конкурсный управляющий всегда является арбитражным, но не наоборот, поскольку если в деле о банкротстве не было запущено конкурсное производство, то конкурсного управляющего может и не быть.

Речь в видео пойдет об арбитражном управляющем:

Внимание! В связи с последними изменениями в законодательстве, юридическая информация в данной статьей могла устареть!

Наш юрист может бесплатно Вас проконсультировать - напишите вопрос в форме ниже:

Бесплатная консультация с юристом

Заказать обратный звонок