Курсовая работа: Понятие и принципы гражданства. Двойное гражданство и многогражданство. Гражданство. Понятие и принципы гражданства

Понятие "гражданство"

Количество прав и свобод, которыми наделена личность и которые ему гарантируются государством (как. впрочем, и перечень его обязанностей перед государством), находится в прямой зависимости от наличия или отсутствия у него гражданства этого государства. Гражданство регулирует отношения между личностью и государством, оно является одним из признаков любого государства. Принадлежность человека тому или иному государству означает, что данное лицо наделено определенной совокупностью прав и обязанностей, установленных законами этого государства, и может пользоваться его зашитой и покровительство м.

Например, согласно разлету 1 ст. II Конституции США президентом может быть избран только прирожденный гражданин США, а для избрания в состав сената и палаты представителей Конгресса США установлены 7- и 9-лстнис цензы гражданства. Иначе говоря, конгрессменом или сенатором может быть избрано лицо, состоящее в гражданстве США не менее указанного срока. С этим связано и то обстоятельство, почему во многих развитых западных странах период натурализации, т.е. приема в гражданство иностранца по его заявлению, растянут во времени, а в наиболее богатых и благополучных государствах он доходит до 10-12 лет (в Швеции, Швейцарии, Дании, Норвегии и др.).

Следовательно, гражданство - это не просто наличие у гражданина паспорта или свидетельства о рождении, а правовое состояние, которое влияет на объем прав и свобод человека. Гражданство - это устойчивая правовая связь личности с государством, в результате которой на индивида распространяется суверенитет этого государства и он пользуется его защитой. Правда, состояние гражданства создает и обязанности для липа не только на территории своего государства, но и за рубежом.

Международное сообщество в Конвенции о сокращении безгражданства (1961) рекомендует всем государствам сокращать число лиц, не имеющих гражданства, в целях более эффективной зашиты прав и свобод личности и формирования большей ответственности самой личности за свои действия.

Отношения между личностью и государством выражают два понятия: "гражданство" и "подданство". Исторически гражданство возникло вместе с появлением рабовладельческого государства. Однако там гражданами были лишь свободные люди, а все остальное население (т.е. зависимые) не были гражданами и не имели многих прав (например, права на брак, на справедливый суд, на жизнь и т.п.).

В феодальном государстве вместо гражданства появляется подданство, которое означает не просто подвластность населения монарху, но и всестороннюю зависимость от него. Монарх даровал высшим сословиям привилегии и права, а большинство было лишено каких-либо прав. В XVIII в. после буржуазных революций подданство было заменено гражданством, которое предполагало равноправие всех членов общества. В настоящее время термин "подданство" используется для характеристики правового положения личности в монархических государствах. Например, англичане считают себя подданными Ее Величества Королевы Елизаветы II. Однако в ряде монархических государств (Испании, Бельгии, Нидерландах) термин "подданство" заменен в законодательстве на "гражданство".

Таким образом, гражданство - это устойчивая двусторонняя правовая связь человека с государством, которая обусловливает взаимные права и обязанности граждан и государства, указанные в конституции и законах.

Интересно, что в ряде стран "гражданство" означает буквально "национальность". Например, согласно ст. 34 Конституции Мексики "гражданами Республики являются мужчины и женщины, которые, будучи мексиканцами, отвечают, кроме того, следующим условиям: 1) достигли восемнадцатилетнего возраста: 2) ведут достойный об раз жизни".

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Введение

гражданство законодательство судебный

Без лишнего преувеличения можно сказать, что для жителей России, а равно и для миллионов людей, проживающих в соседних независимых государствах и за пределами бывшего СССР, принятый закон «О Гражданстве РФ» имеет огромное значение, так как этот документ является основным регулятором норм гражданства. Значимость гражданства для определения правового положения индивида заключается в том, что только граждане обладают полным объемом прав и свобод и более высоким уровнем их защиты государством, включая право на дипломатическую защиту. Взамен государство вправе потребовать от граждан выполнения некоторых обязанностей. Гражданство дает возможность личности принимать активное участие в политической жизни государства, поскольку именно институт гражданства наделяет ее избирательными и другими политическими правами, давая возможность участвовать в формировании органов государственной власти.

Данная тема весьма актуальна. Ее актуальность продиктована важными факторами, среди которых:

В.М. Гессен в работе «Подданство, его установление и прекращение» считал, что быть гражданином - значит иметь права и нести обязанности по отношению к государству.

До вступления на престол Александра I (1777-1825 гг.) в России приносили присягу в том, чтобы быть верным, добрым и послушным рабом и подданным. Нередко подданство в те времена рассматривалось как частноправовой институт рабства. Слово подданный происходит от слова «дань», а слово гражданин - от слова «горожанин». Ж.-Ж. Руссо определял гражданство как выражение сочленства лиц в государстве. В настоящее время термин «подданный» используется в монархических государствах, но по своему содержанию он соответствует содержанию современного понятия гражданства. Согласно ст. 1 Конвенции, регулирующей вопросы, связанные с коллизией законов о гражданстве, каждое государство само определяет в соответствии со своим законодательством, кто является его гражданином. Все современные государства являются государствами национальными, считают многие государствоведы в мире. В национальном государстве люди считаются гражданами. Принадлежность к нации люди определяют как общий набор символов, верований, традиций, которые обеспечивают индивиду причастность к единой социальной общности. Таким образом, люди ощущают чувство гордости от принадлежности к англичанам, немцам, французам, американцам, русским. Гражданство - это связь человека с государством, не основанная на этнической принадлежности. Все граждане России являются россиянами или русскими с разными этническими корнями.

Цель настоящей работы - определить понятие гражданства, рассмотреть основные принципы российского гражданства как института гражданства в целом, а также основания и порядок приобретения и прекращения гражданства РФ.

1. Изучить литературу и нормативно - правовые акты по данной теме

2. Рассмотреть понятие гражданства и его принципы;

3. Рассмотреть основания и порядок приобретения и прекращения гражданства РФ;

4. В заключении сделать выводы.

1. Понятие гражданства РФ

Понятие гражданства сформулировано в статье 3 Федерального закона от 31.05.2002 г. №62-ФЗ «О гражданстве РФ». Оно определяется как устойчивая правовая связь лица с Российской Федерацией, выражающаяся в совокупности их взаимных прав и обязанностей.

Гражданство обеспечивает личности, которая его имеет защиту существующих прав и свобод. Как правило, большая часть населения каждой страны автоматически приобретает гражданство в силу рождения на территории своей страны и не испытывает потребности его изменить на протяжении всей своей жизни. Вместе с тем, на территории земного шара постоянно имеют место определенные миграционные потоки - перемещения больших групп людей из одной страны в другую, связанные с ростом международных экономических связей, а также вызванные локальными национальными конфликтами и войнами. Такие передвижения - индивидуальные и групповые, весьма распространенные в РФ, а также браки, заключаемые между гражданами различных государств, постоянно порождают проблемы приобретения и изменения гражданства.

Обладание российским гражданством либо отсутствие такового предполагает наличие у конкретного индивида того или иного объема прав, свобод и обязанностей. Проживающие на территории России лица, не обладающие российским гражданством, преимущественно имеют права и свободы, присущие им от природы (права человека), но не имеют большинства политических, многих социально - экономических прав и свобод.

Конституция РФ, различая права человека и права гражданина, наделяет гражданина РФ не только естественными, данными человеку от рождения правами и свободами (основными правами человека), но и правами, вытекающими из его устойчивой правовой связи с Российской Федерацией (основными правами собственно российских граждан). То же самое касается закрепления за гражданами РФ дополнительных обязанностей (например, обязанности военной службы Отечеству).

Е.И. Колюшин считает, что понятие «российское гражданство» имеет триединое смысловое значение: взаимоотношение гражданина с РФ, конституционное право гражданина РФ, составляющая конституционного строя РФ. Ученый не разделяет существующую характеристику гражданства только как совокупность взаимных прав и обязанностей гражданина и государства, поскольку такая «перечислительная» трактовка (это - можно, это - должно, это - нельзя) принижает правовой статус гражданина как личности.

Обосновывая триединое смысловое значение термина «российское гражданство», Е.И. Колюшин отмечает, что гражданин России беспрепятственно пользуется законодательно предоставленными ему правами и свободами, одновременно находясь под защитой государства, как на территории РФ, так и за ее пределами.

Основной составляющей правовой связи лица с Российской Федерацией является необходимость постоянного проживания на территории страны. Подтверждением такого утверждения является наличие условия постоянного проживания в правовых нормах, определяющих статус «российское гражданство». Автор считает, что постоянное проживание на территории государства должно являться основой всех известных определений гражданства.

Н.В. Витрук считает гражданство совокупностью объективных и субъективных прав, определяя первую составляющую гражданства как институт права и законодательства, а вторую составляющую - как законодательно установленную процедуру по определению принадлежности лица к определенному государству.

Высказывая свое мнение, автор выделяет самостоятельность признания государством факта принадлежности лица к нему и последующее возникновение обязанности государства по защите такой принадлежности. Н.В. Витрук не согласен с теоретиками юриспруденции, которые представляют гражданство как систему взаимосвязанных прав и обязанностей государства и лица.

«Гражданство, - указывает он, - отлично от правового статуса личности и других правовых последствий, предпосылкой которых выступает. Однако самостоятельность указанных явлений нельзя преувеличивать. Это - самостоятельность неразрывно связанных явлений. Именно в органической связи гражданства и правового статуса личности кроется причина того, что многие ученые раскрывают содержание гражданства через систему прав, свобод и обязанностей личности, обладающей этим гражданством. По нашему мнению, с гражданством прямо и непосредственно связаны как правовой статус личности, так и юрисдикция, включающая юридическую ответственность лица перед государством и юридическую защиту со стороны последнего. Гражданство служит тем юридическим основанием, в силу которого лицо обладает в полном объеме всеми правами и свободами, выполняет обязанности, установленные конституцией и другими законами, отвечает за их нарушения, а также пользуется защитой государства, где бы это лицо ни находилось, в том числе и за пределами государства, гражданином которого оно является».

Гражданство - правовое, а не фактическое состояние. Отношения гражданства не связаны напрямую с фактом проживания человека в стране. Немало граждан России проживают за границей, а население России включает не только граждан, но и постоянно пребывающих на её территории иностранных граждан и лиц без гражданства. Все эти категории лиц составляют население страны, понятие которого характеризуется не как правовое, а как демографическое.

Гражданином государства лицо является не в силу проживания на его территории, а вследствие существующих между лицом и государством особых связей, составляющих содержание гражданства. Эти связи основаны на юридическом оформлении отношений государства. Государство в законе устанавливает основания, по которым то или иное лицо признается его гражданином, основания приобретения и прекращения гражданства, порядок решения этих вопросов.

Гражданство каждого индивидуального человека юридически оформляется документами. Ими являются паспорт гражданина РФ, свидетельство о рождении, иной документ, содержащий указание на гражданство. Государство регистрирует такие акты гражданского состояния как рождение и смерть гражданина. Устойчивость отношений гражданства заключается в их постоянном характере: они длятся обычно от рождения до смерти гражданина, для них установлен особый порядок прекращения, не допускающий расторжения их гражданином в одностороннем порядке. Прекращение отношений гражданства по ходатайству гражданина требует согласия государства, оформляемого в соответствующем индивидуальном акте уполномоченного на то органа. По инициативе государства в настоящее время они вообще не могут быть расторгнуты.

1.1 Развитие законодательства о гражданстве РФ

Необходимым условием глубокого познания действующего законодательства о гражданстве является анализ его содержания в историческом аспекте. Для этого важно проследить динамику развития правового регулирования различных сторон отношений гражданства.

В царской России существовало подданство, а не гражданство. Причем законодательство о подданстве сохраняло черты средневековых феодальных начал, не основывалось, в отличие от законодательства демократических государств того времени, на юридическом равенстве подданных.

В Российской империи подданные подразделялись на несколько разрядов с особым правовым статусом:

1) природные подданные, в составе которых, в свою очередь, выделялись:

а) дворяне;

б) духовные лица;

в) городские обыватели

г) сельские обыватели;

2) инородцы;

3) финляндские обыватели.

Кроме того, четыре группы природных подданных законодательство делило на лиц податного и неподатного состояния. Лица неподатного состояния (дворяне и почетные граждане) пользовались свободой передвижения и получали бессрочные паспорта для проживания на всей территории империи; лица податного состояния (мещане и крестьяне) не обладали этими правами. С принадлежностью к той или иной категории подданных законодательство связывало весьма существенные различия в правах и обязанностях. Первым актом советской власти по вопросам гражданства был Декрет ВЦИК об уничтожении сословий и гражданских чинов от 11 (24) ноября 1917 г.

В нем провозглашалось, что все существовавшие доныне в России сословия и сословные деления граждан, сословные привилегии и ограничения, сословные организации и учреждения, все гражданские чины, всякие звания, титулы и наименования гражданских чинов уничтожаются, и устанавливается одно общее для всего населения России наименование граждан Российской Республики. 1 апреля 1918 г. ВЦИК принял Декрет «О приобретении прав российского гражданства». Право принимать в российское гражданство иностранцев, проживающих в пределах РСФСР, было предоставлено местным Советам. Народный комиссариат по внутренним делам регистрировал принятых в гражданство иностранцев и публиковал их списки для всеобщего сведения.

Конституция РСФСР 1918 года отнесла к предметам ведения Всероссийского съезда Советов и ВЦИК издание общих постановлений о приобретении и утрате прав российского гражданства и о правах иностранцев на территории Республики. За местными Советами Конституция закрепила полномочия предоставлять права российского гражданства тем иностранцам, которые проживали в РСФСР для трудовых занятий, принадлежали к рабочему классу или к трудовому крестьянству.

С образованием Союза ССР было установлено гражданство СССР. В ст. 7, Конституции СССР 1924 года закреплялось единое союзное гражданство для граждан союзных республик. К предмету ведения верховных органов власти СССР относилось «основное законодательство в области союзного гражданства в отношении прав иностранцев». 29 октября 1924 г. было утверждено Положение о союзном гражданстве. В соответствии с ним правом принятия в союзное гражданство обладали ЦИК союзных республик.

Положение регламентировало вопрос о гражданстве детей в случае изменения гражданства родителей. Новое Положение о гражданстве Союза ССР было утверждено ЦИК и СНК СССР 13 июня 1930 г.В этом же году 23 ноября постановлением ЦИК и СНК СССР был введен упрощенный порядок приема в гражданство СССР и выхода из него. Это было закреплено в Положении о гражданстве Союза ССР 1931 года. Положение, исходя из конституционного принципа единого союзного гражданства, полно урегулировало вопросы, связанные с признанием лица гражданином СССР, с порядком принятия в гражданство и выхода из него, с гражданством детей. Каждое лицо, находившееся на территории СССР, признавалось гражданином Союза ССР, поскольку не доказана его принадлежность к гражданству иностранного государства. Положение закрепило, что гражданин СССР является гражданином той союзной республики, в пределах которой постоянно проживает. Если же он по национальности или по происхождению считает себя связанным с другой союзной республикой, то может избрать гражданство, этой республики. В соответствии с Положением 1931 года принятие иностранных граждан в гражданство одной из союзных республик и тем самым в гражданство СССР осуществлялось постановлением Президиума ЦИК СССР или Президиума ЦИК той союзной республики, в которой они проживали. Президиумы ЦИК союзных республик могли принимать в гражданство СССР иностранных граждан, проживающих за границей, если от них поступали заявления в эти органы. Выход из гражданства СССР разрешался не только Президиумом ЦИК СССР, но и президиумами ЦИК союзных республик.

Согласно Положению 1931 года, иностранные граждане рабочие и крестьяне, проживающие в пределах СССР, для трудовых занятий, пользовались всеми политическими правами граждан СССР. Положение устанавливало упрощенный порядок приобретения гражданства СССР и выхода из него в отношении:

а) иностранцев рабочих и крестьян, проживающих в пределах СССР для трудовых занятий, а также иностранцев, пользующихся правом политического убежища вследствие преследования их за революционно - освободительную деятельность;

б) лиц, меняющих гражданство в связи со вступлением в брак. В этих случаях приобретение гражданства и выход из него осуществлялись по постановлению краевого (областного) исполнительного комитета, ЦИК АССР или исполнительного комитета автономной области, если заявитель проживал на территории СССР.

Конституция СССР 1936 года, как и предшествующая, закрепила принцип единого союзного гражданства.

19 августа 1938 г. был принят Закон о гражданстве Союза ССР. Сохраняя сложившиеся принципы гражданства, Закон закрепил ряд новых положений. Он установил, что гражданами СССР являются:

а) все лица, состоявшие к 7 ноября 1917 г., в подданстве бывшей Российской империи и не утратившие советского гражданства;

б) лица, которые приобрели советское гражданство в установленном законом порядке. Лица, не отвечающие данным условиям и проживающие в СССР, признавались лицами без гражданства (апатридами). Считалось, что такое изменение оснований для признания гражданства СССР было направлено на повышение политического и правового значения статуса гражданина СССР. Закон изменил и порядок решения вопросов о выходе из гражданства и о его лишении.

Конституция СССР 1977 г. более широко урегулировала сферу отношений, связанных с гражданством СССР. Согласно данной Конституции все вопросы гражданства входили в компетенцию Президиума Верховного Совета СССР.

1 декабря 1978 г. был принят новый Закон о гражданстве СССР. Закон по-иному сформулировал условие принадлежности к гражданству СССР, применив так называемый нулевой вариант. Исходным началом признавалось состояние в гражданстве на день вступления в силу настоящего Закона. Перестройка, учреждение поста Президента СССР вызвали необходимость изменений союзного законодательства о гражданстве. 23 мая 1990 года был принят Закон о гражданстве СССР. В нем появились разделы об органах, принимающих решение по вопросам гражданства; об исполнении и обжаловании решений. Полномочия принятия решений по вопросам гражданства перешли к Президенту СССР.

Принятый в 1991 году Закон о гражданстве РФ обстоятельно урегулировал все отношения, связанные с российским гражданством.

1.2 Принципы гражданства РФ

В общих чертах принципы гражданства характеризуются в юридической литературе как его основополагающие и руководящие начала. В правовой литературе до принятия Конституции СССР 1936 г. и Закона о гражданстве СССР 1938 г. специального внимания разработке построения системы принципов гражданства не уделялось. В появлявшихся научных работах того времени они рассматривались авторами в качестве основ правового положения человека в социалистическом государстве, т.е. анализ содержания принципов гражданства сводился главным образом к их социально - классовому аспекту.

Комплексное изучение принципов гражданства относится к началу 60-х годов двадцатого столетия. Первые попытки проведения таких исследований были предприняты Д.Л. Златопольским и С.И. Русиновой, которые рассматривали проблемы национально - государственного устройства в тесной связи с вопросами института гражданства, соотношении его принципов с государственным суверенитетом.

Из научных работ этого периода особо следует отметить книгу И.П. Ильинского и Б.В. Щетинина «Государственное право стран народной демократии». В ней была предпринята попытка не только выявить и охарактеризовать принципы гражданства, но и классифицировать их. Один из авторов этого исследования, Б.В. Щетинин, подразделил принципы гражданства на две группы - политические и юридические, хотя и без четкого определения состава каждой группы. Аналогичную классификацию, но с некоторыми дополнениями можно встретить и в книге И.Е. Фарбера.

Конституция Российской Федерации и Закон о гражданстве устанавливают, прежде всего, те общие основы, которые определяют существенные черты отношений гражданства. Среди них можно выделить следующие:

1) Принципы гражданства Российской Федерации и правила, регулирующие вопросы гражданства Российской Федерации, не могут содержать положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности.

Ч. 1 ст. 4 устанавливает запрет включения в нормы о гражданстве РФ положений, ограничивающих права граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Данный запрет вытекает из конституционного положения о равенстве всех перед законом и судом (ч. 1 ст. 19 Конституции РФ). В соответствии с ч. 2 ст. 19 Конституции РФ государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина, независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлежности к общественным объединениям, а также других обстоятельств. Запрещаются любые формы ограничения прав граждан по признакам социальной, расовой, национальной, языковой или религиозной принадлежности. Аналогичный запрет устанавливают и нормы международного права.

2) Гражданство Российской Федерации является единым. В силу федеративного устройства России этот принцип - один из важнейших и закрепляется в Конституции (ст. 6). Единое гражданство в федеративном государстве - необходимое условие его суверенного статуса, сохранения целостности.

3) Гражданство Российской Федерации является равным независимо от оснований приобретения. Законодательство не устанавливает никаких особенностей в правовом статусе лиц, ставших гражданами Российской Федерации по различным основаниям: по рождению, в связи с принятием в гражданство, восстановлением в гражданстве, усыновлением и др. Не имеет правового значения и время приобретения гражданства.

В ч. 2 ст. 4 Федерального закона «О гражданстве РФ» закреплены принципы единого и равного гражданства независимо от оснований его приобретения. Упомянутый принцип является одним из основ национально - государственного устройства РФ, в состав которой в качестве субъектов Федерации входит двадцать одна республика. Он закреплен в ст. 6 Конституции РФ и означает, что каждый гражданин республики в составе РФ одновременно является гражданином России. Этот принцип раскрывается следующим образом: граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики в составе Федерации, являются одновременно гражданами этой республики. Прекращение гражданства РФ влечет за собой прекращение гражданства республики. Принцип единства и равенства гражданства обусловливает независимость и целостность России как многонационального государства.

Равенство гражданства подразумевает, что все граждане России наделены одинаковым комплексом конституционных прав и обязанностей, вне зависимости от способа приобретения гражданства и от длительности обладания статусом «гражданин России». Таким образом, лицо, являющееся гражданином РФ по рождению (например, ребенок, родившийся на территории России от родителей - россиян), имеет одинаковый правовой статус с иностранцем, принятым в российское гражданство за особые заслуги перед РФ. Равные права и обязанности имеют граждане, проживающие в различных субъектах страны, причем объем таких прав и обязанностей не зависит от времени приобретения гражданства.

4) Гражданство Российской Федерации имеет открытый и свободный характер.

Во-первых, это выражается в наличии такой формы приобретения гражданства, как прием, осуществляемый к тому же на доступных для человека основаниях. В соответствии с международными документами о правах человека, призывающими государства стремиться к сокращению числа лиц без гражданства, Российская Федерация проводит в этом отношении активную политику. В соответствии с ч. 6 ст. 3 Закона лицо без гражданства - это лицо, не являющееся гражданином РФ и не имеющее доказательства наличия гражданства иностранного государства. В то же время ч. 3 ст. 62 Конституции РФ определяет, что иностранные граждане и лица без гражданства пользуются в России правами и несут обязанности наравне с гражданами России, кроме случаев, установленных российским законодательством или международным договором РФ.

В п. 6 ст. 4 Закона о гражданстве закреплено, что Россия поощряет приобретение гражданства Российской Федерации лицами без гражданства и не препятствует приобретению ими иного гражданства. В ст. 12 Закона установлено, что ребенок, родившийся на территории России от лица без гражданства, является ее гражданином. Во-вторых, свободный характер гражданства Российской Федерации выражается в том, что Конституция и Закон закрепляют право гражданина изменить гражданство. Этого право никто не может быть лишен. Присущая гражданству устойчивость связей лица и государства не означает насильственного, принудительного удержания человека в гражданстве. Это ущемило бы его свободу.

5) Сохранение гражданства при проживании гражданина России за ее пределами. Не существует каких-либо сроков, по истечении которых в случае проживания россиянина в другом государстве он утрачивал бы гражданство Российской Федерации. Право на изменение гражданства - неотъемлемое право любого российского гражданина, отказ в выходе из гражданства Российской Федерации может быть только мотивированным и на основании отлагательных обстоятельств, предусмотренных законом.

Принцип сохранения гражданства РФ лицами, проживающими или пребывающими за рубежом, регламентирован п. 3 ст. 4 Федерального закона «О гражданстве РФ». Этот принцип означает, что обладание российским гражданством не обусловливается обязательным проживанием в РФ. Выезд российского гражданина на постоянное место жительства за рубеж не повлечет автоматического прекращения его гражданства. С другой стороны, гражданин может выйти из российского гражданства, не выезжая из страны.

Принцип обусловлен правом гражданина России, установленным ст. 27 Конституции РФ, свободно выезжать за пределы РФ и беспрепятственно возвращаться обратно.

Федеральный закон от 24.05.1999 №99-ФЗ «О государственной политике РФ в отношении соотечественников за рубежом» (ст. 7) гарантирует своим гражданам, находящимся за границей, покровительство и защиту. На граждан РФ, проживающих на территории иностранных государств, распространяются те же права и обязанности, что и на граждан РФ, проживающих на территории России.

6) Невозможность лишения гражданина Российской Федерации гражданства или права изменить его.

Данный принцип призван обеспечить беспрепятственное осуществление гражданином своих прав без боязни утратить российское гражданство (в частности, за инакомыслие, несогласие с политикой властей и т.п.). В случае осуществления российским гражданином, какой бы то ни было противоправной деятельности, к нему могут применяться различные виды ответственности и наказания, но такой санкции, как «лишение гражданства», российское законодательство не предусматривает и предусматривать не может.

В полном соответствии со ст. 15 Всеобщей декларации прав человека ч. 4 статьи 4 Федерального закона «О гражданстве РФ» определяет, что «гражданин РФ не может быть лишен гражданства РФ или права изменить его». Здесь, очевидно, законодатель имел в виду лишение или изменение гражданства РФ по воле государства, или каких-то иных органов и / или лиц, поскольку ст. 19 комментируемого Закона предоставляет гражданину право выйти из гражданства РФ в любое время на основании его добровольного волеизъявления. Такое право может быть ограничено лишь на основании ст. 20 комментируемого Закона. До 1991 г. законодательство СССР содержало нормы, предоставляющие право государству в одностороннем порядке лишать лиц гражданства страны. Норма комментируемой статьи гарантирует право лица как на сохранение гражданства, так и на выход из гражданства независимо от мировоззрения лица, его публичных высказываний, места проживания.

7) Невозможность высылки российского гражданина за пределы России или выдачи иностранному государству (экстрадиции).

Гражданин России не может быть выслан из страны, равно как и иметь препятствия для возвращения на Родину (при этом данный принцип не ограничивает полномочия органов государственной власти РФ по выдворению за пределы России иностранных граждан и лиц без гражданства по предусмотренным законом основаниям). Россиянин также не может быть выдан другому государству в случае совершения правонарушения за рубежом и предъявления соответствующего требования этого государства о выдаче с целью привлечения к ответственности. Экстрадиция других лиц, находящихся на территории Российской Федерации, возможна на основании межгосударственных договоров о правовой помощи для привлечения к уголовной ответственности или приведения приговора в исполнение. Однако, если совершенное деяние, за которое преследуется российский гражданин, является противоправным и с точки зрения российского законодательства, то этот гражданин должен быть привлечен к ответственности по нормам законодательства РФ.

Часть 5 ст. 4 Федерального закона «О гражданстве РФ» содержит запрет высылки граждан РФ за ее пределы и их выдачи иностранному государству. В системе принципов российского гражданства это положение занимает особое место, так как ограничивает роль государства в отношениях гражданства и защищает российских граждан от уголовного преследования по законодательству иностранных государств.

Принудительная высылка граждан России за ее пределы по воле государства запрещена, однако в отношении иностранных граждан предусмотрена депортация в тех случаях, когда ими нарушены сроки пребывания или проживания в РФ.

8) Гражданину РФ предоставляется возможность иметь гражданство иностранного государства (двойное гражданство) в соответствии с федеральным законом или международным договором РФ (ст. 62).

Это - новая норма в законодательстве о гражданстве. Двойное гражданство по закону не может возникнуть автоматически. А такие основания появления у российского гражданина иностранного гражданства в жизни бывают нередко: рождение на территории государства, признающего этих лиц своими гражданами, автоматическое распространение гражданства мужа на жену и т.д. Подобного рода двойного гражданства российское законодательство не признает. В Законе указывается, что за лицом, состоящим в гражданстве РФ, не признается принадлежность к гражданству другого государства, если иное не предусмотрено международным договором России. Граждане РФ, имеющие иное гражданство, не могут на этом основании быть ограничены в правах, уклоняться от выполнения обязанностей или освобождаться от ответственности, вытекающих из гражданства РФ.

9) Гражданство РФ основано на отрицании автоматического его изменения при заключении или расторжении брака гражданином России с лицом, не принадлежащим к её гражданству, а также при изменении гражданства другим супругом.

Это принцип отражает сущность гражданства как индивидуальной, персональной связи лица с государством, недопустимость автоматического прекращения гражданства без должного волеизъявлении лица и соблюдения установленного порядка. Кроме того, подобная норма исходит из признания брака равноправным союзом, не допускающим безусловного следования супруга гражданству другого супруга. В равной мере брак, заключенный гражданином России с иностранным гражданином, не предоставляет последнему российского гражданства без надлежащей процедуры.

2. Основания и порядок приобретения и прекращения гражданства

2.1 Порядок приобретения гражданства РФ

Приобретение гражданства - это предусмотренное федеральным законом получение физическим лицом российского гражданства по признаку или причине, соответствующим одному из положений, выдвигаемым законом. Закон РФ от 28 ноября 1991 г. «О гражданстве» определял, что гражданство РФ приобретается:

а) в результате его признания;

б) по рождению (филиация);

в) в порядке его регистрации;

г) в результате приема в гражданство (натурализация);

д) в результате восстановления в гражданстве РФ (реинтеграция);

е) путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренным международными договорами Российской Федерации.

Новый Закон о гражданстве, вступивший в силу с 1 июля 2002 г., в числе оснований приобретения российского гражданства не указывает те, которые перечислены в пунктах «а» и «в».

Признание гражданства как основание его приобретения не предусматривалось в предшествующем законодательстве. Во всех прежних законах содержалась общая норма, определяющая принадлежность к гражданству, т.е. дающая ответ на вопрос о том, кто является гражданином государства. Обретение такого статуса связывалось с двумя основаниями - признание гражданства и приобретением гражданства в порядке, устанавливаемом каждым данным законом. Признание гражданства означало законодательное решение вопроса о том, за кем из числа лиц, состоящих в гражданстве данного государства на момент вступления в силу нового закона, сохраняется этот статус. Закон обычно применяет «нулевой вариант». Он заключается в том, что по новому закону гражданами государства признаются все лица, которые состояли в его гражданстве на момент вступления в силу данного закона. Именно эта формула была использована в законах о гражданстве СССР 1978 и 1990 годов. Однако по закону от 1938 года признание гражданства СССР распространялось только на лиц, состоявших к 7 ноября 1917 года подданными бывшей Российской империи и не утративших советское гражданство. По предшествующим Положениям гражданами СССР признавались все лица, находящиеся на территории СССР, поскольку не доказана их принадлежность к гражданству другого государства. При принятии действующего закона о гражданстве РФ не было оснований для выделения признания гражданства из оснований его приобретения. В ст. 2 установлено, что гражданами России являются лица, приобретшие гражданство в соответствии с настоящим законом, а норма о признании гражданства включена в статью об основаниях его приобретения. Российский закон не мог использовать форму признания гражданами всех лиц, которые состояли в её гражданстве на день вступления в силу Закона. Это объясняется тем, что гражданство РФ за весь период её пребывания в составе СССР не имело юридического оформления. Действовал единый паспорт гражданина СССР, и нельзя было правовыми средствами ни подтвердить, ни опровергнуть факта принадлежности к гражданству РФ. Поэтому в Законе признание гражданства получило необычную форму выражения и зафиксировано как основание приобретения гражданства. Согласно ст. 13, гражданами РФ признаются все граждане бывшего СССР, постоянно проживающие на её территории, на день вступления в силу настоящего закона, если в течение года они не заявят о своем нежелании состоять в гражданстве Российской Федерации. Следовательно, основаниями признания явились такие признаки, как обладание гражданством СССР и постоянное проживание на территории России. По сути дела, это «нулевой вариант», ибо фактически никому не пришлось принимать какие-либо меры для подтверждения гражданства. Необычна для законодательства о гражданстве и оговорка о возможности в течение года заявить о нежелании состоять в гражданстве РФ. Наличие её в законе объясняется тем, что среди лиц, отвечающим условиям для признания их гражданами РФ, могли быть такие, которые считали себя гражданами других союзных республик, и право этому не препятствовало. Отсутствовали правовые нормы о том, на каких основаниях определяется республиканское гражданство, и какое-либо его документальное оформление. В Положении о гражданстве СССР 1931 года указывалось на возможность признания гражданина СССР по его желанию гражданином не той республики, где он проживает, а другой. Признание гражданства как форма его приобретения - процесс, завершающийся в основном в день вступления в силу Закона, реализующийся одноактно.

Приобретение гражданства по рождению является общепринятым основанием приобретения гражданства. В любом государстве преобладающая часть граждан - это граждане именно по рождению. Приобретение гражданства по рождению (филиация) означает, что гражданская связь лица с государством возникает из самого факта его рождения.

При приобретении гражданства по рождению в государствах мира применяются два основных принципа. Принцип «права крови», в соответствии с которым гражданство ребенка определяется гражданством родителей независимо от места рождения. Принцип «права почвы», согласно которому гражданство ребенка, напротив, определяется по месту рождения, территории государства, на которой он родился, независимо от гражданства родителей. Применение в том или ином государстве первого или второго принципа в качестве преобладающего обусловливается рядом факторов (традицией, количеством и плотностью населения, демографической политикой и др.) и не исключает их сочетания. В Российской Федерации при определении гражданства родившихся детей применяются оба принципа, но преобладает принцип «права крови». Это означает, что независимо от места рождения ребенок приобретает российское гражданство, если оба его родителя или единственный родитель являются гражданами РФ, а также, если один из его родителей имеет гражданство РФ, а другой является лицом без гражданства, или признан безвестно отсутствующим, или место его нахождения неизвестно. В то же время российское законодательство допускает применение и принципа «права почвы», прежде всего в целях исключения и сокращения состояния безгражданства родившихся детей. Это возможно при условии рождения ребенка на территории России в следующих случаях:

* если один из родителей имеет гражданство РФ, а другой является иностранным гражданином. Следует отметить, что в такой ситуации ребенок может приобрести и гражданство государства, гражданином которого является второй родитель, однако если законодательство этого государства не предусматривает такой возможности и ребенок может стать лицом без гражданства, то он приобретает гражданство Российской Федерации по российскому законодательству;

* если оба родителя (или единственный родитель), проживающие на территории Российской Федерации, являются иностранными гражданами или лицами без гражданства, при условии, что государства, гражданами которых являются родители (или единственный родитель), не предоставляют ребенку своего гражданства;

* если родители ребенка неизвестны и не объявятся в течение шести месяцев со дня обнаружения его на территории Российской Федерации. В этом случае точное место рождения ребенка неизвестно, но устанавливается своего рода презумпция его рождения на территории России, дающая основание приобрести российское гражданство по принципу «права почвы».

Филиация является самым распространенным и простым основанием приобретения гражданства, не требует какой-либо особой процедуры.

Закон о гражданстве установил и такое новое основание, как приобретение гражданства РФ в порядке регистрации (ст. 18). Регистрация - это упрощенный порядок приобретения гражданства. Она не связана со сложными процедурами, сопутствующими решению о приеме в гражданство, которое оформляется Указом Президента РФ. Регистрация осуществляется соответствующими органами внутренних дел. Введение такой формы было обусловлено рядом обстоятельств, связанных с предшествующей историей России. Во-первых, многие лица - граждане СССР, считавшие себя гражданами России, ко времени распада Союза проживали на территории других союзных республик, превратившихся в независимые государства. Вопрос об их гражданстве должен был быть решен, исходя из их безусловного права на гражданство РФ. Поэтому Закон определил, что такие лица, проживающие в бывших союзных республиках, а также прибывшие для проживания на территорию России после 6 февраля 1992 г. (день вступления Закона о гражданстве в силу), могут приобрести её гражданство в порядке регистрации. Такое же право, но в течение одного года, закреплялось за лицами без гражданства, постоянно проживавшими на территории России или других республик, а также иностранными гражданами и лицами без гражданства независимо от их места жительства. Необходимым условием было, если они сами или хотя бы один из их родственников по прямой восходящей линии состояли в российском гражданстве (подданстве) по рождению. Во-вторых, Закон исходил из необходимости восстановления справедливости в отношении лиц, признанных состоявшими в гражданстве РФ по рождению, неправомерно лишенных гражданства СССР, а также из интересов восстановления семей.

Одним из оснований приобретения гражданства иностранцами и лицами без гражданства является прием в гражданство. Так как прием в гражданство касается лиц, не имеющих права на гражданство данного государства, он является не обязанностью государства, а его правом, актом свободного усмотрения государственной власти, которая всегда может в нем отказать.

Прием в гражданство, на основании п. «б» ст. 11 Федерального закона «О гражданстве», является одним из оснований приобретения гражданства иностранцами и лицами без гражданства. Если основание приобретения гражданства по рождению основано только на факте рождения, то основание, предусмотренное п. «б» данной статьи, предполагает наличие определенной процедуры и выполнение желающим получить гражданство ряда формальностей. Приобретение гражданства РФ в результате приема в гражданство не означает, что гражданином России может стать любое лицо, подавшее заявление в компетентный государственный орган. Предоставление гражданства по упомянутому основанию является правом государства, которое оно применяет, если лицо соответствует определенным специальным условиям. К таким условиям, в частности, относятся наличие определенного срока проживания на территории государства и владение русским языком, а также наличие источника средств к существованию.

Термин «натурализация» российское законодательство не использует. Действовавший до 1 июля 2002 г. Закон о гражданстве оперировал понятием «приобретение гражданства по ходатайству». Федеральный закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве РФ» для характеристики натурализации вводит два понятия: «прием в гражданство РФ в общем порядке» и «прием в гражданство РФ в упрощенном порядке».

Федеральным законом «О гражданстве РФ» (п. 1 ст. 13) право приобретения российского гражданства в общем порядке предоставлено дееспособным иностранным гражданам и лицам без гражданства при достижении ими 18-летнего возраста. Указанные лица могут обратиться с заявлением о приеме в гражданство РФ при условии, если они:

а) проживают на территории РФ со дня получения вида на жительство в течение 5 лет непрерывно. Срок проживания на территории РФ считается непрерывным, если лицо выезжает за пределы РФ для учебы или лечения не более чем на 3 месяца;

б) обязуются соблюдать Конституцию и законодательство РФ;

в) имеют законный источник средств к существованию;

г) обратились в полномочный орган иностранного государства с заявлением об отказе от имеющегося у них иного гражданства;

д) владеют русским языком (порядок определения уровня знаний устанавливается положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ).

Закон предусматривает обстоятельства, смягчающие прием в гражданство РФ, т.е. дающие право на сокращение указанных требований, вплоть до полного их исключения. Так, лицо, имеющее особые заслуги перед РФ, может быть принято в гражданство РФ без соблюдения перечисленных условий. До 1 года сокращается обязательный срок проживания в РФ при наличии хотя бы одного из таких оснований, как:

§ рождение лица на территории РСФСР и состояние в гражданстве бывшего СССР в прошлом;

§ состояние в браке с гражданином РФ не менее 3 лет;

§ наличие у нетрудоспособного лица дееспособных и совершеннолетних сына или дочери, имеющих гражданство РФ;

§ наличие высоких достижений в области науки, техники и культуры, а также обладание профессией или квалификацией, представляющими интерес для РФ;

§ получение политического убежища на территории РФ; признание лица беженцем.

Упрощенный - это льготный порядок приобретения российского гражданства, исключающий в отношении определенной Законом категории лиц требование о 5-летнем сроке проживания на территории РФ. Это право предоставляется Законом лицам:

§ которые имеют хотя бы одного родителя, имеющего гражданство РФ и проживающего на территории РФ;

§ имели гражданство СССР, проживали и проживают в государствах, входивших в состав СССР, не получили гражданства этих государств и остаются лицами без гражданства.

Без соблюдения всех условий, предусмотренных Законом (ч. 1 ст. 13), в гражданство РФ в упрощенном порядке принимаются являющиеся иностранными гражданами (лицами без гражданства) ребенок и недееспособное лицо, если: один из родителей ребенка - гражданин РФ; единственный родитель ребенка имеет гражданство РФ; опекуны или попечители ребенка или недееспособного лица являются гражданами РФ. Для приобретения в указанном порядке гражданства РФ во всех этих случаях родитель ребенка (являющийся гражданином РФ), опекун, попечитель ребенка или недееспособного должен обратиться с заявлением в соответствующий орган.

Закон о гражданстве РФ 2002 г. рассматривает восстановление в гражданстве в качестве одного из оснований приобретения гражданства РФ (п. «в» ст. 11). В Законе сказано: «иностранные граждане и лица без гражданства, ранее имевшие гражданство РФ, могут быть восстановлены в гражданстве РФ в соответствии с ч. 1 ст. 13 настоящего Федерального закона. При этом срок их проживания на территории РФ сокращается до трех лет».

Необходимо отметить, что данное основание приобретения гражданства не распространяется на бывших граждан РСФСР - государства, которое входило в состав СССР. Восстановление в гражданстве происходит в порядке, установленном для приема в гражданство РФ, но имеет более простую процедуру (в частности, срок непрерывного проживания на территории РФ в таких случаях сокращен до трех лет).

Гражданство РФ может приобретаться в результате выбора гражданства (оптации). Такая форма применяется при изменении государственной принадлежности территории и по другим основаниям, предусмотренными международными договорами РФ. Проживающим на таких территориях лицам предоставляется право на выбор гражданства: либо оставление прежнего гражданства, либо приобретение гражданства того государства, к которому отходит данная территория. Условия этого, порядок и сроки определяются международным договором РФ. Обычно такой выбор в соответствующих случаях связывается с переселением лиц, избравших иное гражданство.

К иным основаниям приобретения гражданства, предусмотренным действующим Законом, относятся усыновление, опекунство, соглашение родителей о российском гражданстве ребенка, предоставление почетного гражданства и др.

К основаниям, предусмотренным международным договором РФ, можно отнести, например, положение о приобретении гражданства РФ лицами, имеющими гражданство страны, с которой имеется соглашение об урегулировании вопросов двойного гражданства (в настоящее время такие правила предусмотрены договорами с Таджикистаном и Туркменистаном). Также Россия имеет обязательства об упрощенном порядке приобретения гражданства лицами, состоящими в гражданстве некоторых стран СНГ (на основании Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией об упрощенном порядке приобретения гражданства от 26.02.1999).

Так, например, ПВС ОВД Гвардейского района было обязано выдать Макарчуку Сергею Александровичу, 05.09.1985 г.р., паспорт гражданина РФ, на основании определения СК по гражданским делам Калининградского областного суда от 18.06.2003 №33-1281/2003. Ранее ПВС ОВД Гвардейского района отказывала в данном действии Макарчуку С.А. на основании того, что он является гражданином Республики Казахстан, должен там получить паспорт, а затем на общих основаниях получить гражданство РФ.

Поскольку в 2000 г. семья Макарчука С.А. переехала из Республики Казахстан на постоянное жительство в Калининградскую область, в 2001 г. мать Макарчука С.А. восстановила российское гражданство, впоследствии также получил гражданство РФ и отец Макарчука С.А.

В соответствии со ст. 11 Федерального закона «О гражданстве РФ» гражданство РФ может быть приобретено не только по рождению, в результате приема в гражданство РФ и восстановления в гражданстве РФ, как указал суд, но и по иным основаниям, предусмотренным комментируемым Законом или международным договором РФ.

В соответствии со ст. 3 Соглашения между Республикой Беларусь, Республикой Казахстан, Кыргызской Республикой и Российской Федерацией от 26.02.1999, вступившего в силу для России 04.11.2000, касающегося приобретения гражданства в упрощенном (регистрационном) порядке, при изменении гражданства родителей, вследствие которого оба родителя становятся гражданами другой стороны, изменяется соответственно и гражданство их несовершеннолетних детей.

2.2 Прекращение гражданства РФ

Согласно ст. 6 Конституции РФ, каждый российский гражданин может изменить свое гражданство и, следовательно, прекратить его, переходя или не переходя в иное гражданство. Прекращение гражданства РФ возможно, как правило, только на основе добровольного волеизъявления (за исключением малолетних детей и недееспособных, которые не обладают свободой воли, а также в случае решения об отмене гражданства конкретного лица в связи с представлением ложных сведений при его приобретении). Лишение гражданства государственными органами РФ по их усмотрению теперь невозможно. Прекращение гражданства РФ осуществляется федеральным актом (указом Президента РФ).

Федеральный закон «О гражданстве РФ» устанавливает, что гражданство РФ прекращается:

а) вследствие выхода из гражданства;

б) по иным основаниям, предусмотренным данным Законом или международным договором РФ.

Очевидно, к таким основаниям можно отнести отмену решения о приеме в гражданство, выбора гражданства (оптация) при изменении государственной принадлежности территории РФ.

Наиболее распространенным способом прекращения гражданства является выход из гражданства, который означает предусмотренное законом право гражданина в установленном порядке прекратить отношения гражданства с данным государством. Закон от 31 мая 2002 г. «О гражданстве РФ» устанавливает, что выход из гражданства РФ возможен на основании добровольного волеизъявления такого лица, как правило, в общем порядке (ст. 19). В этом случае решение о выходе по заявлению лица рассматривается Президентом РФ. Выход из гражданства РФ лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется в упрощенном порядке. Если у ребенка, намеревающегося выйти из гражданства, один из родителей - гражданин РФ, а другой - иностранный гражданин, то выход из гражданства осуществляется в упрощенном порядке. В соответствии со ст. 20 Закона о гражданстве выход из гражданства РФ не допускается: а) если гражданин РФ имеет не выполненное перед РФ обязательство, установленное федеральным законом (например, после получения лицом призывного возраста повестки о призыве на срочную военную службу до ее окончания); б) в случае привлечения данного лица в качестве обвиняемого по уголовному делу либо если в отношении его имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда; в) в случае, если лицо не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения

...

Подобные документы

    Понятие, основные принципы гражданства. Основания, порядок приобретения гражданства. Гражданство детей, родителей, опекунов. Изменение гражданства детей. Особый институт двойного гражданства. Правовое регулирование решения дел о гражданстве РФ.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2006

    Развитие законодательства о гражданстве в современной России, его этапы и специфические признаки. Основы правового регулирования гражданства РФ: понятие и принципы гражданства. Основания и порядок приобретения, изменения и прекращения гражданства.

    курсовая работа , добавлен 16.11.2010

    Изучение и анализ института гражданства Российской Федерации и его законодательное регулирование на современном этапе его развития. Правовые основы возникновения двойного гражданства и статуса "без гражданства". Процедура приобретения гражданства.

    курсовая работа , добавлен 23.10.2014

    Государство как официальный представитель всего общества. История и происхождение гражданства, понятие, принципы и виды. Основания приобретения и прекращения гражданства Российской Федерации на современном этапе, правовые основы данных процессов.

    контрольная работа , добавлен 29.11.2011

    Понятие и история российского гражданства, конституционные принципы гражданства в России. Основания и нюансы приобретения российского гражданства, основные причины его прекращения. Права, обязанности и ответственность в связи с нахождением в гражданстве.

    реферат , добавлен 11.11.2010

    Общие условия приобретения гражданства Российской Федерации в современных условиях. Основные признаки гражданства. Основания отклонения заявлений о приобретении российского гражданства. Приобретение гражданства по рождению и в общем и упрощенном порядке.

    дипломная работа , добавлен 26.12.2010

    Общие положения по гражданству. Основания, порядок приобретения и прекращения гражданства РФ. Гражданство детей, родителей, опекунов, попечителей и недееспособных лиц. Правовое регулирование решения вопросов о гражданстве РФ. Действие уголовного закона в

    курсовая работа , добавлен 11.09.2005

    Понятие гражданства. Конституционно–правовые основы гражданства. Развитие законодательства о гражданстве. Правовая основа гражданства на современном этапе. Международно-правовое регулирование вопросов гражданства.

    курсовая работа , добавлен 14.05.2007

    Общие положения по гражданству. Особый институт двойного и почетного гражданства. Основания и порядок приобретения гражданства Российской Федерации. Гражданство детей, родителей, опекунов, попечителей и недееспособных лиц. Прекращение гражданства.

    курсовая работа , добавлен 11.09.2005

    Понятие, основные принципы гражданства, нормативно-правовое обоснование и порядок его получения и прекращения. Изменение гражданства детей. Правовое регулирование решения дел в данной области, ответственные государственные органы, их обязанности.

2. Основания приобретения гражданства.

3. Прекращение гражданства.

4. Государственные органы, ведающие делами о гражданстве.

5. Правовой статус иностранцев, апатридов, лиц с двойным гражданством.

6. Институт политического убежища.

1. Что такое институт гражданства?

2. Какие нормативно-правовые акты регулируют вопросы гражданства?

3. Какие документы подтверждают гражданство РФ?

4. Может ли быть лишён гражданства российский гражданин?

5. Назовите способы приобретения гражданства РФ.

6. Какие требования предъявляются при приёме в российское гражданство?

7. Что означает приём в гражданство РФ в упрощённом порядке?

8. С какого момента российское гражданство считается приобретённым?

9. При каких условиях возможно восстановление в гражданстве РФ?

10. В связи с чем, ходатайство о приёме в гражданство и о восстановлении в гражданстве может быть отклонено?

11. Требуется ли согласие ребёнка на изменение его гражданства?

12. Назовите способы утраты гражданства РФ.

13. С какого момента российское гражданство считается прекращённым?

14. По каким основаниям не допускается выход из гражданства РФ?

15. Какие вопросы гражданства относятся к ведению Президента РФ?

16. В какие сроки выносятся решения о принятии в российское гражданство?

17. На каких основаниях гражданин РФ может получить гражданство иностранного государства?

18. Какие ограничения в правах установлены для лиц с двойным гражданством?

19. Какие ограничения в правах распространяются на иностранных граждан и лиц без гражданства?

20. Назовите основания предоставления политического убежища в РФ.

21. Каков порядок предоставления политического убежища?

1. Конституция Российской Федерации. – М.: Эксмо, 2010. – 31 с. – (Законы и кодексы)

2. Федеральный закон от 31.05.2002 № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» (последняя редакция)

3. Указ Президента РФ от 21.07.1997 № 746 «Об утверждении Положения о порядке предоставления Российской Федерацией политического убежища» (последняя редакция)

4. Кашанина Т. В., Кашанин А. В. Российское право: учебник. – М.: Норма, 2009. – 783 с.

5. Марченко М. Н., Дерябина Е. М. Основы права: учебник. – М.: Проспект, 2009. – 336 с.

6. Правоведение: учебник / Под ред. В. И. Авдийского. – М.: Юрайт, 2011. – 402 с.

7. Правоведение: учебник для бакалавров / Под ред. С. И. Некрасова. – М.: Юрайт, 2012. – 693 с.

8. Перевалов В. Д. Теория государства и права: учебник для бакалавров. – М.: Юрайт, 2012. – 415 с.

9. Юридический словарь / Под ред. А. Н. Азрилияна. – М.: Институт новой экономики, 2009. – 1152 с.

Интернет-ресурсы:

10. Информационно-правовой портал «Консультант плюс»: http://www.consultant.ru//

11. Информационно-правовой портал «Гарант»: http://www.garant.ru/

Гражданство устойчивая правовая связь человека с госу­дарством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

В Российской Федерации вопросы гражданства регулируют­ся соответствующими конституционными нормами и Законом РФ «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. Они устанавливают принципы гражданства. Наиболее важные из них следующие:

Принцип единого гражданства. Он означает, что граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики в ее составе, являются одновременно гражданами этой республики.

Принцип равного гражданства. Гражданство является рав­ным независимо от оснований его приобретения.

Гражданин РФ не может быть лишен гражданства или пра­ва изменить его, выслан за пределы страны или выдан другому государству.

Российская Федерация гарантирует своим гражданам за­щиту и покровительство и за ее пределами.

Допускается двойное гражданство. Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства (двойное гражданст­во) не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанно­стей, вытекающих из российского гражданства.

Сохранение гражданства РФ лицами, проживающими за пределами Российской Федерации.

Сохранение гражданства РФ при заключении или растор­жении брака, изменении гражданства другим супругом.

Гражданство подтверждается следующими документами: паспортом, удостоверением личности, а до их получения – сви­детельством о рождении.

Гражданство РФ может быть приобретено по ряду основа­ний: а) в результате признания гражданства РФ; б) по рождению; в) в порядке его регистрации; г) путем приема в гражданство; д) в результате восстановления в гражданстве; е) путем выбора гражданства при изменении; ж) государственной принадлежности (оптация).

Признание гражданства РФ означает, что его носителями признаны все граждане бывшего СССР, постоянно проживав­шие на территории РФ на день вступления в силу Закона РФ «О гражданстве РФ» (6 февраля 1992 г.), если в течение одного года после этого дня они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве РФ.

Распространенное основание приобретения гражданства – по рождению. Ребенок, родители которого на момент его рож­дения состоят в гражданстве РФ, есть ее гражданин, независимо от места рождения. При различном гражданстве родителей, один из которых состоит в гражданстве РФ, вопрос о гражданстве ребенка, независимо от места рождения, определяется письменным соглашением родителей.

В порядке регистрации. В этом случае решение принима­ется по заявлениям об изменении гражданства органами внут­ренних дел, а за пределами РФ – дипломатическими и консуль­скими учреждениями РФ. Такой порядок распространяется, на­пример, на лицо, супруг которого или родственник по прямой восходящей линии является гражданином РФ, на граждан быв­шего СССР, не являющихся российскими гражданами.

В результате приема в гражданство (натурализации); решение по этому вопросу принимает Президент РФ. О приоб­ретении гражданства может ходатайствовать достигшее 18-летнего возраста дееспособное лицо, независимо от проис­хождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к рели­гии, политических и иных убеждений.

Закон устанавливает два возможных варианта условий прие­ма в гражданство: 1) постоянное проживание на территории РФ в течение 5 лет или 2) непрерывно непосредственно перед об­ращением – 3 года. Для беженцев действует сокращенный срок. Не принимаются в гражданство те лица, которые выступают за насильственное изменение конституционного строя РФ, со­стоят в организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами РФ, осуждены и отбывают наказание за действия, преследуемые по российским законам.

В результате восстановления российского гражданства тем, кто в 70–80-е гг. был его лишен (например, А.И. Солженицыну, М.Л. Ростроповичу и др.).

Прекращение гражданства РФ тоже возможно различными путями. В частности, путем выхода из него по соответствующему разрешению Президента. В определенных случаях допускается более упрощенный вариант выхода – в порядке ре­гистрации. В других обстоятельствах, напротив, выход из граж­данства временно не допускается (по­сле получения тем или иным лицом повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее оконча­ния, если гражданин привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу, либо в отношении него уже имеется подлежащий исполнению обвинительный приговор су­да и т.д.).



Задание № 1. Заполните таблицу «Основания приобретения гражданства РФ».

Основания приобретения гражданства

Порядок

приобретения

Признание гражданства

По рождению

Регистрация

Прием в гражданство

Восстановление в гражданстве

Задание № 2.

А) Гражданка РФ Грасова Н.В., проживающая в Австрии, захотела поменять гражданство годовалого сына с австрийского на российское. При этом отец ребёнка – гражданин Австрии, не даёт своего согласия на изменение гражданства сына.

Ознакомьтесь с п. 6. ст. 14 Федерального закона от 31.05.2002 г. № 62-ФЗ «О гражданстве Российской Федерации» и предложите пути выхода из данной ситуации.

Б) Гражданин РФ Лайков уехал в Израиль. Через 10 лет он решил вернуться в Россию. Должен ли Лайков восстанавливать гражданство РФ?

В) В 1987 г. Мартов уехал из СССР на постоянное место жительства в Узбекистан, от гражданства не отказывался. Возможно ли получение Мартовым гражданства РФ в упрощённом порядке?

Г) Гражданка РФ Ларина, её супруг – гражданин Германии и их дочь – гражданка РФ проживают в России. Имеет ли право супруг Лариной получить российское гражданство по упрощённой процедуре?

Д) Гражданка Эстонии Кротова С., состоящая в браке с гражданином РФ Кротовым Г., родила ребёнка в Эстонии. Можно ли считать ребёнка Кротовых гражданином РФ по рождению?

Гражданство – устойчивая правовая связь человека с государством, выражающаяся в совокупности их взаимных прав, обязанностей и ответственности, основанная на признании и уважении достоинства, основных прав и свобод человека.

В своей совокупности граждане РФ составляют народ, но на территории государства могут проживать иностранные граждане и лица без гражданства, которые имеют иное правовое положение по сравнению с гражданами этого государства. Лишь граждане РФ в полном объеме пользуются правами и несут обязанности, но это, конечно, не означает, что иностранцы и лица без гражданства бесправны.

В Российской Федерации вопросы гражданства регулируются соответствующими конституционными нормами и Законом «О гражданстве Российской Федерации» от 28 ноября 1991 г. (с последующими изменениями и дополнениями).* Они устанавливают принципы гражданства. Рассмотрим самые важные из них.

* ВВС. 1992. № 6. Ст. 243; 1993. № 29. Ст. 1112; СЗ РФ. 1994. № 4. Ст. 302; 1995. № 7. Ст.496.

В связи с федеративным устройством России большое значение имеет конституционный принцип единого гражданства, положение закона о том, что граждане РФ, постоянно проживающие на территории республики в ее составе, являются одновременно гражданами этой республики.

Конституционный принцип равного гражданства означает, что оно является равным независимо от оснований его приобретения (ч. 2 ст. 6 Конституции). В соответствии с этим равный правовой статус имеют все граждане Российской Федерации, ставшие ими как по рождению, так и по другим основаниям, например в результате приема в гражданство по решению Президента РФ.

Важное демократическое значение имеет конституционное закрепление недопустимости лишения гражданства или права изменить его (ч. 3 ст. 6 Конституции). В настоящее время, таким образом, государство не может в одностороннем порядке расторгнуть правовую связь с гражданином. В то же время гражданин имеет право изменить свое гражданство, и государство не должно лишать его этого права.

Допускается двойное гражданство в соответствии с федеральным законом или международным договором, т.е. гражданин РФ может иметь и гражданство иностранного государства (ч. 1 ст. 62 Конституции). Наличие у гражданина РФ гражданства иностранного государства (двойное гражданство) не умаляет его прав и свобод и не освобождает от обязанностей, вытекающих из российского гражданства, если иное не предусмотрено федеральным законом или международным договором РФ (ч. 2 ст. 62 Конституции).

Следует отметить еще ряд принципов гражданства РФ: сохранение гражданства РФ лицами, проживающими за пределами Российской Федерации; защита и покровительство граждан РФ со стороны Российской Федерации; сохранение гражданства РФ при заключении и расторжении брака, изменении гражданства другим супругом; недопустимость выдачи гражданина РФ другому государству или высылки его за пределы РФ.

Гражданство подтверждается документами: паспортом, удостоверением личности, а до их получения – свидетельством о рождении или иным документом, содержащим указание на гражданство лица.

Гражданство РФ может быть приобретено по ряду оснований:

в результате признания гражданстваРФ;

по рождению;

в порядке его регистрации;

в результате приема в гражданство;

в результате восстановления в гражданстве;

путем выбора гражданства (оптации) при изменении государственной принадлежности.*

* И по другим основаниям, предусмотренным международными договорами.

Гражданство может быть приобретено также и по другим основаниям, указанным в законе. Например, дети в возрасте до 14 приобретают российское гражданство при получении его родителями (гражданство детей в возрасте от 14 до 18 лет изменяется при их согласии).

Признание гражданства РФ означает, что его носителями признаны все граждане бывшего СССР, постоянно проживавшие на территории РФ на день вступления в силу Закона РФ «О гражданстве Российской Федерации» (6 февраля 1992 г.), однако с оговоркой, – если в течение одного года после этого дня они не заявили о своем нежелании состоять в гражданстве РФ.

Распространенное основание приобретения гражданства – по рождению. Прежде всего, ребенок, родители которого на момент его рождения состоят в гражданстве РФ, есть ее гражданин, причем независимо от места рождения. При различном же гражданстве родителей, один из которых состоит в гражданстве РФ, а другой имеет иное гражданство, вопрос о гражданстве ребенка независимо от места рождения определяется письменным соглашением родителей.

Лицо, не состоящее в гражданстве РФ, может быть принято в него; решение по этому вопросу – прерогатива Президента РФ. Об этом может ходатайствовать достигшее 18-летнего возраста дееспособное лицо независимо от происхождения, социального положения, расовой и национальной принадлежности, пола, образования, языка, отношения к религии, политических и иных убеждений. Обычное условие приема в гражданство РФ – постоянное проживание на территории РФ всего пять лет или непрерывно непосредственно перед обращением – три года. Для беженцев установлен сокращенный срок. Правда, есть некоторые обстоятельства, при которых то или иное лицо не принимается в гражданство. Это относится к тем, кто выступает за насильственное изменение конституционного строя РФ, состоит в организациях, деятельность которых несовместима с конституционными принципами РФ; осужден и отбывает наказание за действия, преследуемые по российским законам.

Регистрационный порядок – более простой по сравнению с приемом в гражданство способ приобретения гражданства, не требующий решения Президента РФ; решения по заявлениям об изменении гражданства в порядке регистрации принимаются органами внутренних дел, а за пределами РФ – дипломатическими представительствами и консульскими учреждениями РФ. Регистрационный порядок приобретения гражданства распространяется на определенные категории лиц, например на лицо, супруг которого либо родственник по прямой восходящей линии является гражданином РФ, на граждан бывшего СССР, не являющихся российскими гражданами.

Прекращается гражданство РФ, в частности, путем выхода из него. Разрешение на это дает Президент РФ. В определенных случаях установлен упрощенный вариант выхода – в порядке регистрации. В некоторых случаях выход из гражданства временно не допускается (впрочем, препятствующие этому обстоятельства при выполнении требований закона, обязательств могут быть устранены), например, после получения тем или иным лицом повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания; или в случае, когда гражданин, ходатайствующий о выходе из гражданства РФ, привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него уже имеется вступивший в силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда.

Ведают делами о гражданстве Президент РФ, Комиссия по вопросам гражданства при Президенте РФ, Министерство внутренних дел РФ и его органы, Министерство иностранных дел РФ, дипломатические и консульские учреждения Российской Федерации.