Может ли человек быть лишен гражданства рф. Что делать россиянину, если его лишили гражданства

Глава III. ПРЕКРАЩЕНИЕ ГРАЖДАНСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

  1. Прекращение российского гражданства — обособленная группа отношений института гражданства. Прекращение гражданства Российской Федерации представляет собой утрачивание лицом статуса гражданина Российской Федерации и основанных на гражданстве прав, обязанностей. Прекращение гражданства, как правило, осуществляется в целях приобретения гражданства или подданства иного государства.
  2. Современная правовая доктрина, основываясь на историческом опыте правового регулирования гражданства Российской Федерации и зарубежных стран, выделяет следующие формы прекращения гражданства:

1) экспатриация (от лат. ex — из; patria — родина, отечество) — выход из гражданства по собственному заявлению, экспатриация может носить разрешительный или свободный характер;

2) денатурализация (от фр. — утрата) — принудительное лишение гражданства натурализованных лиц государством;

3) денационализация (от фр. — утрата национальных особенностей) — лишение гражданства лиц, приобретших его по рождению.

Последние две формы прекращения гражданства в настоящее время охватываются общим понятием лишения гражданства. В современной практике зарубежных стран институт лишения гражданства встречается часто в форме денатурализации и согласно международной практике не является нарушением прав и свобод человека, если оно осуществляется в соответствии с законом и исключает возможность произвола со стороны государства. Напротив, лишение гражданства в этом случае позволяет государству учитывать свои интересы, защитить от возможных угроз и т.д. Обобщением зарубежного опыта в вопросах лишения гражданства является Европейская конвенция о гражданстве, закрепившая основания утраты гражданства ex lege (по закону) или по инициативе государства-участника. В ст. 7 настоящей Конвенции устанавливается, что государство-участник не может предусматривать в своем внутреннем законодательстве утрату его гражданства ex lege или по инициативе государства-участника, за исключением следующих случаев:

— добровольное приобретение другого гражданства;

— приобретение гражданства государства-участника путем мошенничества, предоставления ложной информации или сокрытия любого относящегося к делу факта, касающегося заявителя;

добровольная служба в иностранных вооруженных силах;

— поведение, причиняющее серьезный ущерб жизненно важным интересам государства-участника;

— отсутствие подлинной связи между государством-участником и гражданином, постоянно проживающим за границей;

— если в период несовершеннолетия ребенка устанавливается, что предусмотренные внутренним законодательством условия, которые позволили приобрести гражданство государства-участника ex lege, более не выполняются;

— усыновление ребенка, если ребенок приобретает или имеет иностранное гражданство одного или обоих усыновляющих его родителей.

Однако и в этом случае Европейская конвенция о гражданстве устанавливает гарантию, согласно которой государство-участник не может предусматривать в своем внутреннем законодательстве утрату его гражданства, если соответствующее лицо в результате этого становится лицом без гражданства. Исключением из этого являются случаи приобретения гражданства путем мошенничества, предоставления ложной информации или сокрытия любого относящегося к делу факта, касающегося заявителя.

Для отечественного законодательства институт лишения гражданства хорошо известен. Еще в период русского подданства предусматривалось прекращение подданства «само собой» в случае выхода русской подданной замуж за иностранца. Активно институт лишения гражданства использовался в советский период. Для обозначения принудительных форм прекращения гражданства законодатель советского периода использовал, как правило, более обобщенную терминологию «лишение» и «утрата». Одним из первых актов, установивших лишение гражданства, был Декрет от 15 декабря 1921 г. «О лишении прав гражданства некоторых категорий лиц, находящихся за границей». Согласно акту гражданства лишались лица, пробывшие за границей более 5 лет и не получившие от Советских представительств заграничных паспортов или советских удостоверений до 1 марта 1922 г., а также лица, выехавшие из России после 7 ноября 1917 г. без разрешения Советских властей и др. Положение о Союзном гражданстве, утвержденное Постановлением ЦИК СССР от 29 октября 1924 г., признавало утратившими гражданство СССР лиц, которые лишены гражданства согласно законодательным актам союзных республик, изданных до 6 июля 1923 г., лиц которые выехали за пределы СССР и не возвратились или не возвратятся по требованию соответствующих органов власти, лица, лишенные гражданства по приговору суда. В последующем также принимались специальные акты, предусматривающие лишение гражданства. Например, Постановление СНК СССР от 13 ноября 1925 г. «О лишении гражданства Союза ССР находящихся за границей и пропустивших сроки регистрации бывших военнопленных и интернированных военнослужащих царской и красной армий, а также амнистированных лиц, служивших в белых армиях и участников контрреволюционных восстаний» и Указ Президиума Верховного Совета СССР от 17 февраля 1967 г. N 818-VII «О выходе из гражданства СССР лиц, переселяющихся из СССР в Израиль». Наиболее полно институт лишения гражданства получил свое отражение в Законе СССР от 23 мая 1990 г. «О гражданстве СССР». В соответствии со ст. ст. 22 и 23 настоящего Закона принудительное прекращение гражданства осуществлялось в двух формах: утрате и лишении. Утрата гражданства СССР осуществлялась в случае:

— поступления лица на военную службу, службу безопасности, в полицию, органы юстиции или иные органы государственной власти и управления в иностранном государстве;

постоянного проживания лица за границей, без постановки на консульский учет без уважительных причин в течение 5 лет;

— приобретение гражданства СССР в результате представления заведомо ложных сведений или фальшивых документов.

Лишение гражданства СССР могло иметь место в исключительном случае в отношении лица, проживающего за границей, если оно совершило действия, наносящие существенный ущерб государственным интересам или государственной безопасности. Впоследствии Комитетом Конституционного надзора СССР в заключении от 14 февраля 1991 г. N 14 (2-11) отдельные положения советского законодательства о лишении гражданства СССР были признаны не соответствующими Конституции СССР и международным актам о правах человека.

Предложения о возвращении института лишения гражданства выдвигались и в современной России, несмотря на запрет, установленный в ч. 3 ст. 6 Конституции РФ. Наиболее показательным примером этого является проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Закон РФ «О гражданстве Российской Федерации» (по вопросу о защите геополитических интересов Российской Федерации)», внесенный в Государственную Думу Федерального Собрания РФ 22 ноября 1999 г. Проект закона предлагал возможность лишения гражданства Российской Федерации лиц, получивших гражданство Российской Федерации по их просьбе и только при условии, что срок их состояния в гражданстве Российской Федерации не превышает 5 лет, в следующих случаях:

— приобретение гражданства РФ путем обмана, представления о себе ложных сведений или искажении фактических сведений, явившихся основанием для получения гражданства РФ;

— выступление за насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение территориальной целостности Российской Федерации, подрыв безопасности государства, незаконное создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной и религиозной розни или занятие иной деятельностью, преследуемой в соответствии с федеральными законами;

— угроза государственной и общественной безопасности, жизни, здоровью и нравственности населения, правам, свободам и законным интересам граждан Российской Федерации и иностранных граждан;

— установление судом фактов совершения преступлений против Российской Федерации до или после приобретения гражданства РФ, предусмотренных законами РФ или международными договорами Российской Федерации;

— нахождение на службе в вооруженных силах, внутренних войсках, органах безопасности, органах юстиции иностранного государства или исполнение обязанностей в качестве должностного лица государственного учреждения иностранного государства, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации;

— вступившее в законную силу решение суда РФ или иностранного государства, осуждающего его к лишению свободы на срок не менее пяти лет;

— участие в международном терроризме, террористической или фашистской организации;

— участие в незаконном сбыте оружия либо в незаконном обороте наркотических средств или психотропных веществ;

— участие в незаконной переправе иностранных граждан через Государственную границу РФ либо транзите иностранных граждан через территорию РФ;

— участие в действиях, направленных на оказание содействия врагу во время войны, в которой участвует Российская Федерация.

Вместе с тем в проекте предусматривался запрет лишения гражданства Российской Федерации, если в результате этого лицо становится лицом без гражданства. Лишение гражданства предлагалось осуществлять на основании вступившего в законную силу решения суда.

Как уже было отмечено, Конституция РФ в ч. 3 ст. 6 исключает какую-либо возможность лишения гражданства Российской Федерации. Такой подход с точки зрения его оценки соответствия интересам человека и государства является весьма сложным. С одной стороны, это создает дополнительные гарантии прав человека, с другой стороны — исключает возможность изменить свое отношение к гражданину в силу его поведения и совершенных поступков. При этом очевидно, что это может распространятся только в отношении натурализованных граждан, о чем свидетельствует международная практика. По мнению профессора С.А. Авакьяна, очевидным является обстоятельство, что Россия рано или поздно вернется к этой проблеме <16>.

———————————

<16> См.: Авакьян С.А. Россия: гражданство, иностранцы, внешняя миграция. СПб., 2003. С. 25.

Рассматривая допустимость лишения гражданства Российской Федерации, следует отметить, что концептуально оно возможно, при условии наличия в государстве действенного механизма обеспечения прав и свобод человека и гражданина, исключающего произвол со стороны государства, его органов и должностных лиц. При этом при решении вопроса о лишении гражданства следует учитывать позицию Конституционного Суда Российской Федерации (подробнее см.: Постановление Конституционного Суда РФ от 16 мая 1996 г. N 12-П «По делу о проверке конституционности п. «г» ст. 18 Закона Российской Федерации «О гражданстве Российской Федерации» в связи с жалобой А.Б. Смирнова»), согласно которой произвольное, без учета волеизъявления гражданина лишение или даже временное прекращение законно приобретенного гражданства умаляет достоинство личности, что является недопустимым как при издании, так и при применении законов.

  1. В настоящее время прекращение гражданства Российской Федерации в соответствии со ст. 18 комментируемого Закона возможно лишь по следующим основаниям:

— вследствие выхода из гражданства РФ (ст. 19);

— по иным основаниям, предусмотренным комментируемым Законом (см. комментарий к ст. ст. 21, 24 — 27);

— по иным основаниям, предусмотренным международным договором Российской Федерации.

Таким образом, в Российской Федерации прекращение гражданства возможно только в форме экспатриации. В силу ч. 3 ст. 6 Конституции РФ, установившей невозможность лишения гражданства Российской Федерации, прекращение гражданства РФ в форме денатурализации и денационализации неприменимо. Это правило касается и иных оснований прекращения российского гражданства, которые могут быть предусмотрены комментируемым Законом и международным договором Российской Федерации. Прекращение гражданства по настоящим основаниям может отличаться от правил, установленных при выходе из гражданства, но должны основываться на основном принципе экспатриации — добровольности прекращения человеком гражданства Российской Федерации.

В этой связи выход из российского гражданства является основной формой его прекращения и предполагает добровольное волеизъявление физического лица на прекращение отношений гражданства Российской Федерации.

  1. Иными основаниями прекращения гражданства являются те же основания, что и при приобретении гражданства: оптация, следование ребенком (недееспособным лицом) гражданству его родителей, усыновителей, опекуна или попечителя (см. комментарий к ст. ст. 24 — 27), международные соглашения Российской Федерацией с Казахстаном, Кыргызстаном и Беларусью, отличающиеся лишь конечным результатом — прекращением российского гражданства.

Следует также согласиться с О.Е. Кутафиным, отметившим, что прекращение гражданства может быть следствием не только отказа от гражданства, но и смерти гражданина <17>.

———————————

<17> См. Кутафин О.Е. Российское гражданство. М., 2003. С. 318.

  1. Следует не согласиться с другой точкой зрения, высказанной в правовой науке, признающей в качестве одного из оснований прекращения гражданства отмену решений по вопросам гражданства. <18>.

———————————

<18> См., например: Кутафин О.Е. Там же. С. 317; Корж Н.Я. Гражданство Российской Федерации. Историко-правовой аспект. СПб., 2004. С. 128.

Отмена решения допускается только в случае приобретения гражданства на основании подложных документов или заведомо ложных сведений. В этом случае комментируемый Закон, в отличие от предшественника, исходит из того, что отношения российского гражданства являются фиктивными с момента их возникновения и не порождающими правовые последствия, а все права и обязанности, возникающие на их основе, признаются ничтожными с момента их возникновения. В этой связи в ч. 2 ст. 23 комментируемого Закона устанавливается положение, согласно которому решение о приобретении гражданства считается недействительным со дня его принятия, а не с момента отмены.

Таким образом, решение об отмене российского гражданства на основании приобретения его с использованием заведомо ложных сведений и фальшивых документов не является мерой ответственности, а представляет собой возврат в исходное положение, своеобразную реституцию, не относящуюся к мерам ответственности <19>.

———————————

<19> См.: Авдеенкова М.П., Дмитриев Ю.А. Конституционное право РФ. М., 2002. Ч. I. С. 276.

7. Следует учитывать, что признание человека не являющимся гражданином Российской Федерации в результате замены паспорта гражданина Российской Федерации не является формой прекращения гражданства Российской Федерации. По смыслу норм комментируемого Закона, установленного Конституционным Судом РФ в Определении по жалобе гражданки Стрельцовой А.М., заявительница не была лишена гражданства Российской Федерации: из представленных в Конституционный Суд РФ материалов следует, что в связи с утерей паспорта гражданина Российской Федерации УФМС по г. Москве была проведена проверка обстоятельств, свидетельствующих о наличии (либо отсутствии) у нее гражданства Российской Федерации, по результатам которой было вынесено решение о признании ее не приобретшей гражданство Российской Федерации (подробнее см.: Определение Конституционного Суда Российской Федерации от 16 июля 2009 г. N 921-О-О «Об отказе в принятии к рассмотрению жалобы гражданки Стрельцовой Аллы Михайловны на нарушение ее конституционных прав Федеральным законом «О гражданстве Российской Федерации» и Указом Президента Российской Федерации «Об утверждении Положения о порядке рассмотрения вопросов гражданства Российской Федерации»).



Лишение гражданства РФ

Гражданство РФ дает своему владельцу массу прав как на территории России, так и за рубежом. Находясь на родине гражданин может получать помощь госслужб, распоряжаться своими правами и свободами. За границей же его будут защищать международные нормативы и акты. Гражданин РФ обладает всеми правами, гарантируемыми Конституцией, и права эти защищает множество ведомств.

Однако иногда гражданство РФ является помехой. Например, когда человек хочет получить гражданство другой страны. Законодательство России в целом не имеет ничего против двойного гражданства, однако многие иностранные государства не позволяют оставаться гражданами другой страны при переезде. В этой статье мы расскажем, зачем нужно лишать себя гражданства и как это сделать?

Законодательством предусмотрено не так уж и много условий, при которых возможно лишение гражданства РФ. Рассмотрим их все:

  • Добровольное лишение гражданства РФ с целью переезда;
  • Отказ в оформлении гражданства по какой — либо причине;
  • Выбор гражданства (оптация);
  • Лишение гражданства РФ несовершеннолетних в связи с изменением гражданства родителей.

Это важно

Обратите внимание на то, что человек не может быть лишен гражданства до тех пор, пока не будет иметь гражданства другой страны. При этом при лишении гражданства РФ он сразу получает статус «иностранный гражданин » либо «лицо без гражданства «.

Добровольное лишение гражданства

Если рассмотреть все четыре условия, то можно легко понять, что все они так или иначе основываются на добровольном лишении гражданства. Лишение гражданства детей происходит по желанию родителей, оптация так же происходит при переезде или получении гражданства другой страны. Единственное исключениеотказ в оформлении гражданства . Однако рассматривать его мы не будем, так как фактически это является не лишением гражданства, а лишением возможности получить гражданство.

В связи с тем, что лишение гражданства происходит по желанию гражданина, мы рассмотрим в основном только упрощенный стандартный вид процедуры.

Какие документы потребуются для добровольного лишения гражданства?

Первое, что нужно будет сделать для проведения этой процедуры — это собрать необходимый пакет документов. Их достаточно много, и все они очень важны, так как отсутствие или ошибка хотя бы в одном из них могут приостановить процедуру или даже полностью прервать её. Поэтому перед подачей бумаг стоит либо проконсультироваться у юриста , либо заручиться поддержкой специалиста по гражданству.

Итак, вам понадобятся:

  • Любой документ, подтверждающий факт того, что у вас есть возможность получения гражданства в другой стране. При этом не имеет значения — обязательно ли лишение текущего гражданства или нет. Таким документом может считаться абсолютно любой документ от иностранного государства — в каждой стране он свой;
  • Ваш паспорт гражданина РФ;
  • Справка из налоговой. Её основная задача — доказать, что у вас нет никаких задолженностей, а вашему отъезду не мешают никакие обстоятельства. Получить её можно в отделении налоговой, привязанному к месту вашей прописки. Однако для её оформления потребуется десять суток, так что заказать её стоит заранее;
  • Фотографии стандартного образца 30 на 40 мм. Могут быть как цветными, так и черно — белыми. Главные условия — отсутствие головных уборов (кроме религиозных), открытое лицо, четкие контуры самой фотографии;
  • Любые документы, свидетельствующие о смене имени, за все время проживания в России (если таковые имеются);
  • Полностью заполненный бланк установленной формы.

Все перечисленные документы раздобыть не так уж сложно — как правило, все они уже есть на руках у желающего . А вот о бланке стоит поговорит отдельно.

Бланк для отказа от гражданства РФ

Самый главный документ — заявление на лишение гражданства. Это бланк строгой формы, который требуется заполнять от руки, синей автоматической ручкой. При этом в нем не допускается опечаток, исправлений, помарок и неточностей. Так же в нем нельзя оставлять пустые поля . Само заявление состоит из следующих пунктов:

  1. Мотив для лишения гражданства. Тут вам потребуется указать, по какой причине проходит лишение гражданства. Чаще всего причиной служит смена гражданства и переезд;
  2. Информация о несовершеннолетних детях, так же лишающихся гражданства вместе с заявителем;
  3. Информация о родителе детей, лишающихся гражданства;
  4. ФИО заявителя. Потребуется указать как действующие ФИО, так и старые (если проводились изменения);
  5. Дата и место рождения;
  6. Пол заявителя;
  7. Национальность заявителя (этот пункт указывается по желанию);
  8. Вероисповедание (этот пункт так же можно по желанию пропустить);
  9. Образование. Потребуется указать: место учебы, когда оно окончено, номер диплома, дата и место выдачи диплома);
  10. Ученая степень. Потребуется указать номер диплома, дату и место получения;
  11. Информация по трудовой деятельности. В таблицу потребуется вписать всю свою трудовую деятельность так же, как она прописана в трудовой книжке;
  12. Информация о невыплаченных долгах по налогам;
  13. Информация о воинской службе заявителя;
  14. Информация о том, отбывал ли заявитель наказание за совершенное преступление;
  15. Информация о детях. В этом пункте потребуется указать, имеют ли выезжающие с вами дети иное гражданство;
  16. Адрес и телефон;
  17. Паспортные данные;
  18. Список прилагаемых к заявлению документов;
  19. Дата и подпись.

После проставления даты и подписи более ничего писать не надо — далее заявление заполняет ответственный сотрудник.

Бланк на в формате.doc



В каких случаях нельзя лишить себя гражданства?

Не всегда можно лишить себя гражданства добровольно. В Действующем законодательстве РФ существует , не дающих человеку перестать быть гражданином. Среди них:

  • Наличие задолженностей в налоговой;
  • Наличие долгов в Федеральной Службе Судебных Приставов;
  • Наличие непогашенной судимости или заключения суда, препятствующего выезду за границу;
  • Отсутствие другого гражданства;
  • Некоторые другие причины, препятствующие выезду за границу с детьми (например, судебный запрет при разводе);
  • В поданных документах имеются ошибки либо их недостаточно.

Как проходит лишение гражданства?

Сама процедура предельно проста. Гражданин берет все имеющиеся документы, заявление и паспорт иностранного гражданина (как альтернативу можно взять загранпаспорт). С этими документами он обращается в МФЦ, оплачивает госпошлину (в районе 2000 рублей , цена может меняться в зависимости от предоставляемых услуг) и передает документы ответственному сотруднику. Тот проводит проверку документов, передает их специалистам МФЦ по гражданству. По прошествии определенного срока (зависит от сложности ситуации, количества лишающихся гражданства и прочих менее важных факторов.

Как только МФЦ выдаст вам разрешение на лишение гражданства, вы обязаны будете в кратчайшие сроки сдать все ваши документы, подтверждающие статус гражданина (в том числе и паспорт). С этого момента вы будете считаться иностранным гражданином, находящимся на территории РФ. Вы можете либо еще какое то время оставаться в России, либо отправиться в страну, гражданство которой у вас имеется.

Александр Еремеев

Опыт работы юристом - с 2005 года. Закончил Московский государственный открытый университет с красным дипломом. Частная практика, специализация - миграционное и гражданское право.


Метки:

Формы прекращения гражданства . Гражданство может быть свободным, что предполагает право лица выйти из гражданства, изменить его. Так, в ч. 2 ст. 15 Всеобщей декларации прав человека от 10 декабря 1948 г. установлено: «никто не может быть произвольно лишен... права изменить свое гражданство». Поскольку изменение гражданства, как правило, связано с переменой страны постоянного проживания, ч. 2 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г. также закрепляет, что каждый человек имеет право покидать любую страну, включая свою собственную.

При ограничении или запрете государством возможности индивиду изменять собственное гражданство оно является связанным или несвободным.

Гражданин Российской Федерации вправе изменить свое гражданство согласно ч. 3 ст. 6 Конституции РФ. Это значит, что он вправе прекратить российское гражданство, стать гражданином другого государства или лицом без гражданства.

Поскольку гражданство представляет собой политико-правовую связь двух сторон - государства и гражданина, то ее устойчивость обеспечивается совпадением воли государства и воли гражданина. При отсутствии такого совпадения отношения гражданства могут быть прекращены по желанию любой из сторон. В социальном аспекте прекращение гражданства по воле лица открывает для него возможности поиска иного приемлемого сообщества людей 1 Белкин А.А. О некоторых доктринальных вопросах института гражданства // Правоведение. 1995. № 6. С. 12. .

Мировой практике известны следующие основания прекращения гражданства:

  • в результате выхода из гражданства по собственному желанию (экспатриация );
  • принудительное лишение государством гражданства лица, приобретшего его по рождению (денационализация );
  • принудительное лишение гражданства натурализованных лиц (денатурализация );
  • в результате массового возвращения лиц на прежнее место жительства (репатриация ) 2 В порядке репатриации предусматривался выход из советского гражданства лиц испанской национальности, проживавших в СССР в период с 1936 по 1940 год. Они считались выбывшими из советского гражданства с момента их выезда на постоянное жительство в Испанию. ;
  • в результате массового выбора гражданства при изменении территориальной юрисдикции (оптация );
  • на основе международного договора или же по иным основаниям, предусмотренным соответствующим законом.

Законодательством государства может быть установлена свобода экспатриации. Это означает, что если какое-либо лицо, имеющее гражданство данного государства, натурализовалось за рубежом, то оно автоматически утрачивает гражданство этого государства. В законодательстве США, основанном на доктрине свободы экспатриации, автоматическая утрата гражданства представляет собой типичную форму его прекращения. В западной доктрине существует мнение о том, что безусловная свобода экспатриации является международно-правовой нормой. Согласно этой точке зрения лицо, натурализованное в каком-либо государстве, должно считаться утратившим свое прежнее гражданство. Однако практика ее опровергает. Значительное число государств не придерживается свободы экспатриации, и в качестве международно-правовой нормы она выступает лишь в том случае, если предусмотрена международным договором для его участников.

Российское законодательство о гражданстве, как это вытекает из перечня оснований прекращения гражданства России, закрепленных в главе III Закона о гражданстве, также не придерживается принципа свободы экспатриации.

Целесообразно рассмотреть соотношение понятий «утрата гражданства» и «прекращение гражданства». В советском законодательстве о гражданстве прекращение политико-правовых связей лица с государством называлось утратой и включало в себя формы прекращения гражданства:

а) вследствие выхода из гражданства СССР;

б) вследствие лишения гражданства СССР;

в) по основаниям, предусмотренным международными договорами СССР;

г) по иным основаниям, предусмотренным законом.

В ныне действующем Законе о гражданстве России, как и в законах государств - участников СНГ, под утратой гражданства имеется в виду прекращение гражданства независимо от воли гражданина или даже вопреки его воле. В Законе о гражданстве России 2002 г., как и в предыдущем, термин «утрата гражданства» не используется даже как название одной из форм прекращения гражданства.

Закон о гражданстве России предусматривает возможность добровольного прекращения состояния российского гражданства липом в результате выхода из гражданства или выбора гражданства другой страны (оптации). В качестве одной из форм прекращения гражданства Законом предусмотрена отмена решения о приеме в гражданство, если оно приобретено на основании ложных документов, что должно быть установлено в судебном порядке.

В Законе о гражданстве в ст. 18 перечислены основания прекращения российского гражданства:

а) вследствие выхода из гражданства Российской Федерации;

б) по иным основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом или международным договором Российской Федерации.

Прекращение гражданства в форме выхода из гражданства по собственному желанию (экспатриация) . Выход из гражданства Российской Федерации представляет собой главное основание его прекращения.

В Законе «О гражданстве РСФСР» были предусмотрены две формы выхода из гражданства: по ходатайству гражданина Российской Федерации и упрощенный порядок по регистрации. Регистрационный порядок способствовал воссоединению семей в условиях распада СССР.

В порядке ходатайства решение о выходе из гражданства принималось Президентом РФ, в порядке регистрации - регистрировалось соответствующими органами внутренних дел.

В упрощенном порядке в прежнем Законе о гражданстве заявить о намерении выйти из российского гражданства могло лицо, у которого хотя бы один из родителей, супруг или ребенок имел иное гражданство, либо если лицо выехало на постоянное место жительство в другое государство в установленном законом порядке, и отсутствовали предусмотренные Законом препятствия.

В первоначальной редакции Закона «О гражданстве РСФСР» в п. «б» ч. 1 ст. 23 содержалась существенная оговорка, конкретизировавшая выход из гражданства по данному пункту: «Таким правом гражданин может воспользоваться при условии, что приобретает гражданство соответственно родителя, супруга или ребенка». В дальнейшем указанная оговорка была из текста статьи исключена, и. исходя из текста норм Закона «О гражданстве РСФСР», посвященных прекращению российского гражданства, стала возможна ситуация, при которой лицо выхолит из российского гражданства без намерения выехать за пределы страны, оставаясь на прежнем месте жительства. В газете был описан случай, когда гражданка России, мать пятерых детей, по собственному желанию вышла из российского гражданства, выразив таким образом протест государству, не выполняющему своих обязательств 3 Жизнь без гражданства // Новая газета. 1997. Сентябрь. . Путем выхода из гражданства возможно освобождение от гражданских обязанностей, в том числе от воинской службы. Такие случаи носили единичный характер, однако очевидно, что для государства нетерпима ситуация, при которой значительная часть его населения выходит из его гражданства. Кроме того, такая возможность, вытекающая из Закона, противоречит политике сокращения безгражданства, основанной на том, что лицо, утрачивая гражданство одного государства, должно приобретать гражданство другого.

В прежнем союзном законодательстве предусматривался выход из гражданства только по ходатайству лица. Закон «О гражданстве РСФСР» определил две группы оснований, препятствующих выходу. При наличии одной группы оснований в выходе из гражданства может быть отказано. Так, согласно ч. 2 ст. 23 Закона «О гражданстве РСФСР» ходатайство о выходе из гражданства России может быть отклонено, если гражданин проживает или намеревается поселиться в стране, не связанной с Российской Федерацией договорными обязательствами о правовой помощи, но имеет либо имущественные обязательства перед физическими или юридическими лицами Российской Федерации, либо неисполненные обязанности перед государством, вытекающие из оснований, определяемых законом Российской Федерации.

Вторая группа оснований, согласно ч. 2 ст. 23 Закона «О гражданстве РСФСР», исключала саму возможность выхода из гражданства.

Согласно этой норме выход из гражданства Российской Федерации не допускался:

а) после получения повестки о призыве на срочную военную или альтернативную службу и до ее окончания;

б) если гражданин, ходатайствующий о выходе из гражданства Российской Федерации, привлечен в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу обвинительный приговор суда.

Выход из гражданства предусмотрен законами всех государств - участников СНГ. При этом все государства обычно ограничивают выход из гражданства как условиями отказа в выходе из гражданства, так и условиями недопущения выхода из гражданства (иногда эти условия объединяются).

К условиям отказа в выходе из гражданства относятся: наличие неисполненных обязательств перед государством (в том числе - обязательств военной службы), а также обязательств, с которыми связаны существенные интересы граждан, предприятий и общественных организаций (Законы о гражданстве Азербайджана, Грузии, Казахстана, Таджикистана, Узбекистана, Украины).

В названных законах наряду с условиями отказа в выходе из гражданства предусмотрены условия, при которых выход из гражданства не допускается, либо ходатайство об этом может быть отклонено.

Типичными для этого основаниями отказа являются:

  • призыв на срочную военную службу или альтернативную службу;
  • привлечение обвиняемого к уголовной ответственности или наличие вступившего в силу приговора суда, подлежащего исполнению (Законы о гражданстве Азербайджана, Грузии, Казахстана, России, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана);
  • если выход из гражданства противоречит интересам государственной безопасности республики (Законы Азербайджана, Казахстана, Таджикистана, Туркменистана, Узбекистана).

Указание в абстрактной форме на противоречие выхода из гражданства интересам государственной безопасности дает возможность произвольного лишения лица права на изменение своего гражданства. В то же время это требование не противоречит ч. 3 ст. 12 Международного пакта о гражданских и политических правах от 16 декабря 1966 г., где говорится, что право на свободное передвижение и свободу местожительства, а также право покидать любую страну, включая свою собственную, не могут быть ограничены, за исключением предусмотренных законом ограничений, необходимых для охраны государственной безопасности, общественного порядка, здоровья или нравственности населения. В соответствии с ранее действовавшим Законом СССР от 20 мая 1991 г. о порядке выезда из СССР и въезда в СССР граждан СССР гражданину СССР могло быть временно отказано в выдаче заграничного паспорта для выезда из СССР в том случае, если он осведомлен о сведениях, составляющих государственную тайну, или действуют иные договорные, контрактные обязательства, препятствующие выезду из СССР, до прекращения действия обстоятельств, препятствующих выезду (п. 1 ч. 1 ст. 7). Статья 12 этого Закона предусматривала, что выезд из СССР гражданам СССР, осведомленным о сведениях, составляющих государственную тайну, может быть не разрешен до истечения установленного срока с момента прекращения доступа граждан к этим сведениям. Указанный срок не может превышать пяти лет.

Это объяснялось тем, что в советское время решение о выходе из гражданства рассматривалось не только как личное дело человека, исключительно ответственный шаг в его жизни, но и как факт, затрагивающий интересы близких ему людей, других граждан, общественных организаций, наконец, интересы общества и государства. Поэтому советское государство, его законодательство защищали эти интересы или стремились минимизировать наносимый им ущерб, связанный с выходом из гражданства. Руководствуясь подобными соображениями, законодатель предусмотрел следующие ограничения свободы выхода из гражданства СССР:

а) если лицо, ходатайствующее о выходе из советского гражданства. имеет неисполненные обязательства перед государством;

б) лицо не выполнило свои имущественные обязанности, с которыми связаны существенные интересы граждан или государственных, кооперативных и других общественных организаций (ст. 17 Закона о гражданстве 1978 г.).

Выход из гражданства также не допускался, если лицо, ходатайствующее о выходе, привлечено в качестве обвиняемого либо в отношении него имеется вступивший в законную силу приговор суда, подлежащий исполнению, или если выход лица из гражданства СССР противоречит интересам государственной безопасности СССР. В Законе «О гражданстве РСФСР» положение о противоречии выхода лица из гражданства интересам государственной безопасности отсутствовало, что позволяло беспрепятственно выходить из российского гражданства ученым, инженерам и другим специалистам. Ограничения на выезд из Российской Федерации указанной категории лиц налагает Федеральный закон от 18 июля 1996 г. «О порядке выезда из Российской Федерации и въезда в Российскую Федерацию».

В Законе о гражданстве 2002 г. закреплено, что выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории Российской Федерации, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в общем порядке, за исключением случаев, содержащих наличие оснований отказа в выходе из гражданства Российской Федерации.

Выход из гражданства Российской Федерации лица, проживающего на территории иностранного государства, осуществляется на основании добровольного волеизъявления такого лица в упрощенном порядке, за исключением случаев, содержащих наличие оснований отказа в выходе из гражданства Российской Федерации.

Выход из гражданства Российской Федерации ребенка, один из родителей которого имеет гражданство Российской Федерации, а другой родитель является иностранным гражданином, либо единственный родитель которого является иностранным гражданином, осуществляется в упрощенном порядке по заявлению обоих родителей либо по заявлению единственного родителя.

В ст. 20 Закона о гражданстве 2002 г. условия отказа в выходе из гражданства Российской Федерации и условия отклонения заявления лица о выходе из гражданства (условия недопущения выхода из гражданства) объединены в единые основания отказа в выходе из гражданства Российской Федерации.

Выход из гражданства Российской Федерации не допускается, если гражданин Российской Федерации:

а) имеет не выполненное перед Российской Федерацией обязательство, установленное федеральным законом;

б) привлечен компетентными органами Российской Федерации в качестве обвиняемого по уголовному делу либо в отношении него имеется вступивший в законную силу и подлежащий исполнению обвинительный приговор суда;

в) не имеет иного гражданства и гарантий его приобретения.

Прекращение гражданства в форме выбора гражданства (оптация) . Основанием прекращения гражданства в Российской Федерации является также оптация (выбор) гражданства в случаях, когда гражданин России при изменении государственной принадлежности территории, на которой он проживает, выбирает иное гражданство.

В Законе 1991 г. «О гражданстве РСФСР» отдельной статьи, посвященной оптации, в главе «Прекращение гражданства Российской Федерации» не содержалось, поскольку являвшаяся одновременно основанием не только утраты, но и приобретения гражданства норма об оптации находилась среди оснований приобретения гражданства (п. 3 ч. 1 ст. 12 Закона).

В Законе о гражданстве Российской Федерации 2002 г. нормы об оптации содержатся как в главе, предусматривающей приобретение гражданства Российской Федерации, так и в главе о прекращении гражданства Российской Федерации, хотя эти нормы и не совпадают друг с другом текстуально. В ст. 21 «Выбор иного гражданства (оптация) при изменении Государственной границы Российской Федерации» закреплено, что при территориальных преобразованиях в результате изменения в соответствии с международным договором Российской Федерации ее Государственной границы российские граждане, проживающие на территории, которая подверглась указанным преобразованиям, вправе сохранить или изменить свое гражданство согласно условиям данного международного договора.

В Законе предусмотрена возможность прекращения гражданства Российской Федерации по иным основаниям, предусмотренным Законом о гражданстве или международным договором Российской Федерации. В Законе о гражданстве к иным основаниям можно отнести возможность изменения гражданства детей и недееспособных лиц при изменении гражданства родителей, опекунов и попечителей.

Отмена решения о приобретении или прекращении российского гражданства . Российское гражданство может быть прекращено в случае отмены решения о приобретении гражданства Российской Федерации. Такое же решение об отмене может быть вынесено и относительно прекращения гражданства.

Основанием для этого является принятие решения о приобретении или прекращении российского гражданства на основании установленного в судебном порядке факта предоставления заявителем заведомо подложных документов или заведомо ложных сведений.

Отмена решения по вопросам гражданства Российской Федерации осуществляется Президентом РФ или иным полномочным органом, ведающим делами о гражданстве Российской Федерации и принявшим такое решение.

При наличии установленного в судебном порядке подобного факта помимо отмены решения по вопросам гражданства лицо может быть привлечено к уголовной ответственности в том случае, если в его действиях содержится состав преступления.

В отличие от предыдущего Закона о гражданстве 1991 г., норма Закона о гражданстве 2002 г. позволяет распространять решение об отмене в приобретении или прекращении российского гражданства на членов семьи лица, которое уличено в предоставлении фальшивых документов и заведомо ложных сведений. Кроме того, если в Законе о гражданстве 1991 г. был установлен предельный пятилетний срок для отмены решения о предоставлении гражданства, по прошествии которого российское гражданство, полученное на основе фальшивых документов, уже не могло быть отменено, то в Законе о гражданстве 2002 г. ограничения по срокам для отмены решений по вопросам гражданства отсутствуют.

Лишение гражданства . Существует взаимосвязь между отменой решения о предоставлении гражданства и лишением гражданства: отмену решения о предоставлении гражданства можно рассматривать как разновидность лишения гражданства.

Во-первых, это единственное основание, допускающее прекращение гражданства без добровольного волеизъявления лица.

Во-вторых, лишение гражданства, в том числе в случае натурализации обманным путем, является обычной формой утраты гражданства в зарубежных странах. Вместе с тем, нельзя отождествлять лишение гражданства, практиковавшееся в советское время, и автоматическую утрату гражданства, существующую в законодательстве зарубежных государств.

Закон «О гражданстве Российской Федерации» 2002 г., также как предыдущий, исключает возможность произвольного лишения гражданства. Согласно ч. 4 ст. 4 Закона гражданин Российской Федерации не может быть лишен своего гражданства.

Принцип недопустимости лишения гражданства появился только в российском законодательстве о гражданстве, поскольку все законы о союзном гражданстве, включая Закон о гражданстве СССР 1990 г., закрепляли такую форму утраты гражданства.

Лишение гражданства - расторжение связи гражданства по инициативе государства, в одностороннем порядке, не предусматривающее в качестве условия согласие гражданина.

Лишение гражданства широко практиковалось советским государством на протяжении всей истории его развития, выступало как средство борьбы с инакомыслием, форма репрессий, непризнания за советскими гражданами права проживать за границей. Лишение гражданства имело смысл в условиях идеологического противостояния двух систем, когда лишение гражданства СССР, как правило, сопровождалось выдворением из пределов СССР.

Вот что писалось о лишении гражданства в 1982 г.: «Лишение гражданства СССР - это тяжкая мера наказания. В моральном отношении она, пожалуй, значительно тяжелее мер уголовной ответственности (кроме расстрела). Одно дело, когда человек отбудет уголовное наказание в виде лишения свободы и вернется после этого к себе домой, к своим родным и близким, приобщится к общественно полезному труду и постепенно его переживания забудутся, а другое - когда человека принудительно лишают гражданства, выдворяют за пределы СССР и он теряет свою Родину» 4 Головко А.А. Человек, личность, гражданин. Минск, 1982. С. 30. .

На практике право лишения гражданства СССР использовалось в отношении лиц, не угодных режиму, главным образом диссидентов. Характерно, что законодательные акты о гражданстве до принятия Закона о гражданстве 1978 г. не содержали никаких указаний на основания, по которым могло применяться лишение гражданства, оставляя решение этого вопроса на усмотрение компетентных органов. Впервые такие основания установил Закон о гражданстве СССР 1978 г. К ним относились «действия, порочащие высокое звание гражданина СССР и наносящие ущерб престижу или государственной безопасности СССР». Лишение гражданства СССР могло иметь место в исключительном случае по решению Президиума Верховного Совета СССР (ст. 18 Закона о гражданстве 1978 г.). Лишение гражданства носило строго персональный характер и не влекло изменения гражданства ни супруга данного лица, ни его детей, которые сохраняли советское гражданство. Лицо, лишенное гражданства СССР, могло быть выдворено из пределов СССР.

Закон о гражданстве СССР 1990 г., закрепляя лишение гражданства, ограничил возможности его применения - только к тому гражданину, который проживает за границей, и установил такое основание, как «действия, порочащие высокое звание гражданина», решил не регулируемый ранее вопрос о том, кто вносит представление о лишении гражданства.

Специфической чертой практики лишения гражданства в первые годы существования советского гражданства был не индивидуальный характер лишения определенного конкретного лица, а массовый подход, распространявшийся на целые категории граждан. Гражданства лишались подданные бывшей Российской империи, покинувшие пределы государства без разрешения компетентных государственных органов, так называемые невозвращенцы и др. Когда окончательно опустился «железный занавес», подобного рода основания для массового лишения гражданства утратили значение. Стал применяться в основном индивидуальный подход к решению вопросов о лишении гражданства, касавшийся так называемых диссидентов. Однако в условиях, когда в период «оттепели» железный занавес немного приоткрылся и советские граждане получили право выезжать на постоянное место жительства за границу, массовый подход к лишению гражданства был реанимирован, хотя и под видом выхода из гражданства.

В 1967 г. Президиум Верховного Совета СССР принял Указ «О выходе из гражданства лиц, переселяющихся из СССР в Израиль». Они считались выбывшими из гражданства с момента их выезда из СССР. Этот Указ носил закрытый характер, не был опубликован, на него нельзя было ссылаться. Секретность с него была снята по заключению Комитета конституционного надзора СССР, на основе которого Указ был официально опубликован через 24 года после его принятия.

Запрет на применение лишения гражданства вытекает из права человека на гражданство, двустороннего характера связей между человеком и государством, образующих отношения гражданства и предполагающего недопустимость расторжения этих связей как одной, так и другой стороной без взаимного согласия. В то же время лишение гражданства может быть законодательно сформулировано как утрата гражданства либо как одно из оснований выхода из гражданства. Наоборот, возможны случаи, когда законодатель (как в Молдове) под законодательной формулировкой лишения гражданства имеет в виду выход из гражданства.

Между тем, лишение гражданства в качестве санкции, наказания практикуют многие демократические страны, не придерживающиеся принципа неотъемлемого гражданства. Обычно такая мера применяется только в отношении натурализованных граждан, допустивших недозволенное поведение в течение сравнительно небольшого срока после натурализации. Часть 2 ст. 11 испанской Конституции устанавливает, что «ни один испанец по происхождению не будет лишен своей национальности»; натурализованные, следовательно, могут быть лишены. Австрийский закон, допускающий лишение гражданства натурализованных граждан, запрещает это по истечении шести лет после натурализации (§ 34, абз. 3). Верховный Суд США в 1958 г. поддержал федеральный закон, по которому предусматривалась утрата гражданства за «участие в голосовании на выборах в иностранном государстве».

Лишение гражданства сокращает объем правосубъектности лица. снижает меру его правовой защищенности. По своим последствиям лишение гражданства сходно с такими мерами, как поражение в правах, «лишение основных прав» (ст. 18 Основного закона ФРГ, ст. 66 швейцарской Конституции), гражданская казнь и пр., влечет утрату или сокращение политических связей с государством либо лишение покровительства - основных элементов гражданства.

Таким образом, основное различие между лишением гражданства, существовавшим в советский период, и автоматической утратой гражданства, закрепленной в законодательстве о гражданстве зарубежных государств, заключается в том, что лишение гражданства не содержало четких оснований применения и рассматривалось как мера наказания, в то время как автоматическая утрата гражданства наступает по строго определенным в законе о гражданстве основаниям и может рассматриваться как реакция государства, направленная на упорядочение отношений гражданства.

Утрата гражданства . Основания прекращения гражданства в Российской Федерации по новому Закону о гражданстве, также как по предыдущему Закону о гражданстве 1991 г., не включают в себя распространенных в законодательстве о гражданстве других стран норм об автоматической утрате гражданства. Можно сказать, что российский закон о гражданстве предусматривает только одно основание утраты гражданства: путем отмены решения о приеме в гражданство - при предоставлении заведомо ложных сведений и фальшивых документов.

Между тем, основания утраты гражданства в законодательстве о гражданстве зарубежных стран довольно разнообразны. Каждое государство, исходя из собственных исторических, политических, экономических и других условий, устанавливает и контролирует их исполнение.

Например, в США лицо утрачивает гражданство США, если оно:

  1. приобретает гражданство иностранного государства путем натурализации на основании личного заявления, поданного от его имени, заявления одного из родителей, опекуна, уполномоченного представителя либо натурализации родителей, осуществляющих правовую опеку над этим лицом;
  2. приносит присягу либо иным образом заявляет о верности иностранному государству или его политико-территориальному подразделению;
  3. поступает на службу или служит в вооруженных силах иностранного государства без специального письменного разрешения госсекретаря и министра обороны;
  4. поступает на службу, состоит в должности или исполняет какие-либо обязанности в любом учреждении правительства иностранного государства или его политико-территориального подразделения при условии, что оно имело или приобретает гражданство данного иностранного государства;
  5. делает формальное заявление должностному лицу дипломатического или консульского учреждения США об отказе от гражданства в установленной госсекретарем форме;
  6. подает в США официально письменное заявление об отказе от гражданства назначенному генеральным атторнеем должностному лицу в установленной форме;
  7. совершает любой вид измены, предпринимает попытку насильственным путем свергнуть правительство Соединенных Штатов или находится в составе вооруженных сил, действующих против США 5 Соединенные Штаты Америки: Конституция и законодательные акты. М., 1993. С. 347-348. .

В соответствии с Федеральным законом Австрии о гражданстве 1965 г. лицо может утратить гражданство Австрии вследствие:

а) приобретения иностранного гражданства;

б) поступления на военную службу в иностранном государстве;

в) лишения гражданства;

г) отказа от гражданства.

В Италии утрачивает гражданство лицо:

  1. по своей воле получившее иностранное гражданство и переселяющееся или переселившееся за границу;
  2. получившее помимо своей воли иностранное гражданство, заявившее об отказе от итальянского гражданства и переселяющееся за границу;
  3. принятое на службу иностранным правительством или поступившее на военную службу иностранной державы и не оставившее ее, несмотря на предупреждение итальянского правительства, в течение установленного срока.

В вышеуказанных случаях утрата гражданства не освобождает лицо от воинской обязанности, если такое освобождение не предусмотрено специальным законом.

Наиболее типичными основаниями утраты гражданства, в том числе закрепленными в законах о гражданстве государств - участников СНГ, являются:

а) поступление на военную или иную государственную службу другого государства без ведома или разрешения своего государства . Данное основание утраты гражданства значится в законах о гражданстве Азербайджана (ст. 20), Беларуси (ст. 20), Грузии (ст. 32), Казахстана (ст. 21), Киргизии (ст. 25), Молдовы (сформулированное как лишение гражданства в ст. 24), Украины (ст. 19), Таджикистана (ст. 20), Туркменистана (ст. 22), Узбекистана (ст. 21).

В п. 5 ст. 19 Закона о гражданстве Украины от 2001 г. говорится, что гражданство Украины утрачивается, если гражданин Украины без согласия государственных органов Украины добровольно поступил на военную службу, на работу в службу безопасности, правоохранительные органы, органы юстиции или органы государственной власти или местного самоуправления другого государства.

Наличие подобного основания вытекает из понимания гражданства как нарушения верности государству. Европейская конвенция о гражданстве закрепляет возможность утраты гражданства только в случае добровольного поступления лица на военную службу в иностранном государстве, но, по общему правилу, если лицо при этом не становится апатридом.

В Западной Европе указанное основание прекращения гражданства в том или ином виде сохранилось в Австрии. Греции. Испании, Италии. Финляндии, Франции. При этом законодательно закрепляется, что лицо может быть лишено гражданства, хотя это не означает обязательность лишения гражданства в каждом конкретном случае.

Согласно п. 5 ч. 1 ст. 19 Закона «О гражданстве Украины» (в ред. от 18 января 2001 г.) украинское гражданство утрачивается, если гражданин Украины без согласия государственных органов Украины добровольно поступил на военную службу, на работу в службу безопасности, правоохранительные органы, органы юстиции или органы государственной власти либо органы местного самоуправления другого государства. Однако соответствующее положение об утрате гражданства не применяется, если вследствие этого гражданин Украины станет лицом без гражданства.

В литературе нет единой позиции в том, надо ли лишать гражданства лицо, которое поступило на государственную службу в другом государстве.

Контраргументы здесь следующие.

1. Служба гражданина в государственных органах иностранного государства может представлять опасность только тогда, когда эти государства находятся не в дружеских отношениях.

2. Сегодня уже имеется практика, когда граждане Европейского Союза имеют право доступа к государственной службе в странах, являющихся членами ЕЭС, наравне с гражданами этих государств.

3. Служба в органах государственной власти источник материального существования человека.

4. На государственной службе могут находиться и лица, деятельность которых не связана с решением государственных вопросов.

5. Наличие такой нормы в законодательстве существенно ограничивает возможности трудоустройства своих граждан, проживающих за границей, что в условиях экономического кризиса в странах СНГ отрицательно влияет на благосостояние граждан этих стран. Наличие такой правовой нормы носит скорее историко-традиционный характер, чем обусловливается требованиями современного периода развития социума;

б) нарушение сроков постановки на консульский учет за границей (как правило, от двух до пяти лет). Это основание утраты гражданства закреплено в законах о гражданстве Азербайджана (ст. 20). Грузии (ст. 32), Киргизии (ст. 25), Таджикистана (ст. 20). Узбекистана (ст. 21), Украины (ст. 21).

Закон «О гражданстве Украины» в редакции от 16 апреля 1997 г. закреплял возможность утраты лицом гражданства, если оно, находясь за пределами Украины, не стало без уважительных причин на консульский учет в течение 7 лет. Уважительными причинами считались: отсутствие дипломатических представительств или консульских учреждений Украины в стране постоянного проживания, длительная болезнь, военные действия и другие ситуации чрезвычайного характера (п. 4 ст. 20).

Подобное основание утраты гражданства в законодательстве других стран встречается крайне редко, хотя Конвенция о сокращении безгражданства от 30 августа 1961 г. допускает утрату гражданства по данному основанию: «Натурализовавшееся лицо может утратить свое гражданство в результате проживания за границей в течение периода продолжительностью не менее семи непрерывных лет, как это определяется законом соответствующего Договаривающегося Государства, вследствие упущения им заявить соответствующим властям о своем намерении сохранить свое гражданство».

В действующем Законе «О гражданстве Украины» (в ред. от 18 января 2001 г.) не содержится такое основание утраты гражданства Украины, как непостановка на консульский учет, что объясняется:

1) тем, что ранее действовавшая норма, регулировавшая данный вопрос, оказалась неэффективной;

2) отсутствием законодательной дефиниции «лицо, находящееся за границей»;

3) отсутствием в ряде случаев информации у работников консульских учреждений о лицах, длительное время проживавших в данной стране, но не ставших на консульский учет;

4) тем, что норма п. 4 ст. 28 Закона «О гражданстве Украины» (в ред. от 16 апреля 1997 г.) противоречила ч. 2 ст. 7 данного Закона: «Проживание или временное пребывание гражданина Украины за пределами государства не прекращает его гражданства Украины». Таким образом, можно считать, что действующий Закон «О гражданстве Украины» более рационально регулирует эти отношения;

в) вследствие приобретения лицом гражданства другого государства, если иное не предусмотрено международным договором .

Данное положение содержится в законах о гражданстве Беларуси (ст. 20), Грузии (ст. 32).

По данным Комиссии по вопросам гражданства при Президенте РФ, в странах СНГ и Балтии за 1992-1999 г. из гражданства Российской Федерации вышли: в 1992-1996 гг. - 71 500 чел., в 1997 г. - 18 963 чел., в 1998 г. - 24 295 чел., в 1999 г. - 27 616 чел., всего за 1992-1999 гг. - 142 374 чел.

Эти данные согласуются с данными о миграции населения из России (тыс. чел.): в 1998 г. выбыли 133 тыс. чел. (из них в страны СНГ и Балтии - 80,3); в 1999 г. - 129.7 (из них в страны СНГ и Балтии - 85.2) 6 Россия в цифрах // Аргументы и факты. 2000. № 14. .

Как видно из приведенных данных, число лиц, оформивших выход из российского гражданства, остается стабильным и не имеет тенденции к снижению, хотя в целом оно на порядок меньше, по сравнению с числом лиц, приобретших российское гражданство за указанный период.

Пока Госдума обсуждает, стоит ли у террористов аннулировать российское подданство, предлагаем изучить действующее законодательство, допускающее лишение гражданства РФ – в каких случаях это происходит?

Законные основания

Сменить подданство и перестать быть гражданином России могут заставить разные обстоятельства, но чаще всего речь идет о переезде в другую страну. Если во многих других государствах «многоподданство» запрещено, российское законодательство в подобной практике относится лояльно, а на лишение гражданства смотрит как на законное конституционное право, но при одном условии – акт должен быть абсолютно добровольным.

На заметку! Аннулировать свои гражданские права россиянин не может до тех пор, пока не получит подданства в другом государстве. На территории же Российской федерации он приобретет статус иностранца или лица без гражданства.

Перечислим основания для лишения гражданства РФ:

    добровольное желание россиянина, например, в случае иммиграции;

    оформление подданства другой страны;

    выбор в пользу подданства усыновителей;

    лишение гражданства РФ несовершеннолетних по причине смены подданства родителей;

    отказ в оформлении (в этом случае речь идет в большей степени о невозможности получения документов).

На заметку! Изъятие паспорта не является актом аннулирования подданства.

По собственной воле

Если еще раз пробежаться по всем причинам лишения российского гражданства (за исключением последнего пункта), то очевидным становится факт, что каждая из них основывается на добровольном желании человека. Кроме него, потребуется собрать увесистый пакет документов.

    Подтверждение возможности получения подданства другого государства, и у каждой страны такое подтверждение имеет свою форму.

    Действующий паспорт.

    Справка из налоговой об отсутствии задолженностей (срок оформления – 10 дней).

    Фото 30х40: допускаются как черно-белые, так и цветные снимки; главное условие – отсутствие головных уборов, за исключением религиозных, четкость фотографии, хорошо различимые черты лица.

    Справка из ЗАГСа о смене ФИО (при наличии).

Заявителю также придется заполнить бланк для отказа от российского паспорта. Стандартный бланк заполняется вручную (используется черная или темно-синяя паста). Ошибки, опечатки и исправления не допускаются. Оставлять пустые строки нельзя, если нет специальной отметки «по желанию».

Что же придется указать в бланке?

  • Данные о несовершеннолетних, которые лишаются подданства вместе с родителями (при наличии).

    Данные о родителях (если речь идет об отказе от гражданства ребенка).

    ФИО (действующие и старые, если менялись).

    День рождения и место появления на свет.

    Национальность и вероисповедание (по желанию).

    Образование с указанием вуза и данных из диплома (серия, дата, место выдачи), а также ученая степень (при наличии)

    Наличие/отсутствие долгов.

    Данные военного билета.

    Справка об отсутствии/наличии судимостей.

    Имеют ли переезжающие вместе со взрослыми дети другое подданство.

    Контактные данные (адрес, телефон).

    Данные паспорта.

    Опись приложенных документов.

В конце бланка становится личная подпись и дата его заполнения.

Документы подаются в Управление по вопросам миграции МВД России. Если они соответствуют всем требованиям, то заявитель получает уведомление об утрате действующего статуса. Паспорт и св-ва о рождении возвращаются, а вместо них выдается справка-разрешение выхода из гражданства РФ.

На заметку! Бланки и образцы заявлений можно распечатать с официального сайта Управления по вопросам миграции МВД. Навигация до нужного раздела следующая: Главная – Деятельность – Госуслуги – ГУВМ МВД России – Государственная функция. Гражданство Российской Федерации.

Куда обращаться?

Само лишение гражданства РФ по конституции РФ представляет собой довольно простую процедуру. Собранные документы, заявление, загранпаспорт и квиток на оплату госпошлины (от 2000 руб. – зависит от объема предоставляемых услуг) нужно принести в многофункциональный центр или отделение УВМ МВД.

Упрощенная схема

Обратиться с просьбой можно как на территории России, так и за пределами. В последнем случае нужно посетить диппредставительство или консульство той страны, где заявитель проживает.

Воспользоваться ускоренным рассмотрением вопроса могут:

    те, кто постоянно живет в другом государстве;

    при наличии родителей, являющихся подданными другой страны.

Правда, вместе с общим пакетом документов придется дополнительно подать:

    заявление о снятии с регистрации по месту жительства (в связи с выездом на ПМЖ за границу);

    справку-подтверждение легального нахождения в другом государстве.

На заметку! Если стандартная процедура может длиться до года, то по упрощенной схеме всё займет вдвое меньше.

Что может помешать?

Действующим законодательством предусмотрены ситуации, когда даже желание человека не позволит ему перестать быть россиянином:

    наличие долгов (перед бюджетом страны по уплате налогов, по исполнительным производствам у приставов);

    наличие непогашенной судимости;

    судебное решение о запрете покидать территорию РФ;

    отсутствие возможностей для получения другого подданства;

    судебный запрет на выезд за границу при разводе;

    отклонение от службы в армии;

    проблемы с поданными документами: имеют ошибки, собран неполный пакет, искажение реальных фактов и пр.

На вопрос, существует ли в России лишение гражданства, дать однозначный ответ нельзя. Принудительного – не существует, хотя из-за распространения террористической угрозы введение подобных санкций в ближайшем будущем исключать нельзя. А вот добровольный выход возможен.