Когда была принята последняя конституция рф. «Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан

  • законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации;
  • группа численностью не менее одной пятой членов Совета Федерации или депутатов Государственной Думы.
  • Порядок внесения поправок в Конституцию и её пересмотра регламентируется Конституции, которая предусматривает четыре вида конституционных поправок в зависимости от значимости вопросов, регулируемых той или иной частью Конституции:

    1. пересмотр положений глав (основы конституционного строя), (права и свободы человека и гражданина) и 9 Конституции;
    2. поправки к остальным главам (кроме );
    3. внесение изменений в статью 65 в связи с изменением наименования субъекта Российской Федерации;
    4. внесение изменений в статью 65 в связи с изменением состава Российской Федерации.

    Изменения в статью 65 не устанавливают какие-либо принципиальные положения, а лишь конкретизируют состав Российской Федерации на данный момент. Поэтому изменения в статью 65 Конституции вносятся в упрощённом порядке.

    За время своего существования конституция претерпела 4 поправки.

    Внесение изменений в статью 65 Конституции в связи с изменением наименования субъекта России

    Часть 2 статьи 137 Конституции гласит:

    В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.

    Нормативный акт До изменений После
    Ингушская Республика Республика Ингушетия
    Указ президента Российской Федерации от 9 января 1996 г. № 20 Республика Северная Осетия Республика Северная Осетия - Алания
    Указ президента Российской Федерации от 10 февраля 1996 г. № 173 Республика Калмыкия - Хальмг Тангч Республика Калмыкия
    Указ президента Российской Федерации от 9 июня 2001 г. № 679 Чувашская Республика - Чаваш Республики Чувашская Республика - Чувашия
    Указ президента Российской Федерации от 25 июля 2003 г. № 841 Ханты-Мансийский автономный округ Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

    Внесение изменений в статью 65 в связи с изменением состава России

    В соответствии с частью 1 статьи 137 Конституции:

    Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в её составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации

    Федеральный
    конституционный закон
    Дата внесения
    изменений
    Исключено из статьи 65 Включено в статью 65
    от 25 марта 2004 года № 1 1 декабря Пермская область , Коми-Пермяцкий автономный округ Пермский край
    от 14 октября 2005 года № 6 1 января Таймырский (Долгано-Ненецкий) автономный округ , Эвенкийский АО -
    от 12 июля 2006 года № 2 1 июля Камчатская область , Корякский автономный округ Камчатский край
    от 30 декабря 2006 года № 6 1 января Усть-Ордынский Бурятский АО -
    от 21 июля 2007 года № 5 1 марта Читинская область , Агинский Бурятский автономный округ Забайкальский край
    от 21 марта 2014 года № 6 21 марта Республика Крым , город федерального значения Севастополь

    Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации

    Статья 136 Конституции гласит: «Поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступают в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации».

    Данные вопросы также урегулированы в Федеральном законе от 6 февраля 1998 года «О порядке принятия и вступления в силу поправок к Конституции Российской Федерации».

    Поправки в главы 3-8 должны быть одобрены двумя третями голосов депутатов Государственной Думы и тремя четвертями голосов членов Совета Федерации. После этого предложение о внесении конституционных поправок направляется законодательным (представительным) органам субъектов Российской Федерации. В течение года данное предложение должно быть одобрено законодательными (представительными) органами не менее чем в двух третях субъектов Российской Федерации. После установления результатов рассмотрения, Совет Федерации в течение семи дней направляет закон Российской Федерации о поправке к Конституции Российской Федерации президенту, который в течение четырнадцати дней подписывает и опубликовывает его.

    Пересмотр положений глав 1, 2 и 9 Конституции

    В статье 135 Конституции Российской Федерации указано, что должен быть принят Федеральный конституционный закон о Конституционном Собрании , однако, такой закон до сих пор не принят.

    Пересмотр Конституции отличается от внесения конституционных поправок тем, что в первом случае итогом является принятие новой конституции, а во втором - вносятся поправки в существующую Конституцию. При этом поправки могут быть внесены лишь в главы 3-8 Конституции. При изменении же положений глав 1, 2 и 9 должна быть начата процедура пересмотра Конституции.

    Процедура пересмотра Конституции Российской Федерации начинается с внесения субъектом конституционной законодательной инициативы предложения о пересмотре Конституции в Государственную Думу. Если это предложение будет принято Государственной Думой (необходимо не менее трёх пятых голосов), то оно в течение пяти дней направляется в Совет Федерации (который также должен одобрить его тремя пятыми голосов). После этого должно быть созвано Конституционное Собрание - особый учредительный орган , порядок формирования и деятельности которого должны быть прописаны в специальном Федеральном конституционном законе. Конституционное Собрание принимает одно из следующих решений:

    • подтверждает неизменность Конституции;
    • разрабатывает проект новой Конституции, который:
    • выносится на всенародное голосование , где проект должен быть одобрен более одной второй от числа избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нём приняло участие не менее половины избирателей.

    Первая Конституция СССР после юридического образования государства очертила основы юридических отношений между республиками и утвердила порядок реализации государственной власти на территории СССР.

    Причины принятия Конституции

    30 декабря 1922 года считается датой создания СССР. Именно в тот день был подписан Договор об основании Союза Советских Социалистических республик. Подписали этот документ 4 субъекта: Украинская ССР, Российская ССР, Белорусская ССР и Закавказье. До этого времени действовала большевистская Конституция 1918 года, но ее обязательно надо было менять.

    Принятие первой Конституции СССР было обусловлено новой политической реальностью. Период Гражданской войны характеризовался политической раздробленностью, то есть не было единства в обществе. Конституция 1918 года уже не могла эффективно влиять на развитие общественной и политической жизни в государстве.

    Первая Конституция СССР: история ее утверждения

    Решение о разработке проекта Конституции было принято на том же Съезде народных депутатов, который узаконил создание государства в декабре 1922 года. Для разработки норм основного закона законодатели решили организовать работу шести комиссий. Безусловно, логика в этом есть. Во-первых, каждая комиссия отвечала за какую-то конкретную тематику. Во-вторых, на советскую власть в то время работало не так уж и много опытных юристов, поэтому в случае написания нескольких проектов партийное руководство должно было выбрать наиболее грамотный и соответствующий реальной обстановке вариант.

    После того как комиссии разработали проект Конституции и он был одобрен Центральным исполнительным комитетом, текст разослали для ознакомления и внесения собственных предложений республиканским правительствам. Логика этого действия вполне ясна: в первый период своего существования СССР действительно был "союзным", а не централизованным государством.

    После внесения предложенных и одобренных правок летом 1923 года документ рассматривают на Пленуме РКП (б) и на заседании ЦИК СССР. Он получает одобрение. Но для полной юридической легализации нормативно-правового акта в форме основного закона СССР требовалось созвать Второй Съезд народных депутатов СССР. Голосование о принятии Конституции состоялось 31 января 1924 года.

    Структура Конституции

    Как мы успели подметить, образование СССР, первая Конституция СССР - это явления взаимосвязанные. Прежде чем говорить о сути документа детально, рассмотрим структуру текста. Просмотрев бегло основные моменты, мы увидим, что в структуре Конституции можно выделить 2 основных раздела: Декларацию и Договор о создании СССР. В отличие от современных конституций, там не было раздела о правах и свободах человека, местном самоуправлении (на уровне города и села), избирательном процессе и т. д.

    Декларация как первый раздел Конституции

    Первая Конституция СССР вместо преамбулы имела в своем тексте декларацию. Такая структура немного нетипична даже для Конституций ХХ века, но все же... О чем шла речь в этом разделе?

    Первая Конституция СССР была принята в 1924 году. Годы войны были еще свежи в памяти народа, поэтому отражение в декларации влияния этих событий на жизнь людей выглядело вполне логично. Подчеркивалась победа диктатуры пролетариата над силами империализма. В нескольких словах констатировались факты тяжелых последствий военных действий в плане экономики (разоренные поля, разрушенные предприятия и т. д.).

    Кроме этого, очень четко показывались "недостатки" капиталистического строя (эксплуатация человека человеком, неравенство народов, дискриминация по расовому принципу). Советский строй, напротив, показывался как наиболее гуманный из всех возможных. Лишь диктатура пролетариата, по мнению авторов, могла стать надежной опорой для каждого жителя государства. Первая Конституция СССР была идеологически сильным документом, который гарантировал сильную основу для стартового развития советского государства.

    Полномочия СССР и союзное гражданство в Конституции 1924 года

    Договор об основании СССР предусматривал разделение властных полномочий между центром и властями союзных республик. Сфера компетенции центральных органов власти конкретно была обрисована в первой главе второй части основного закона. Итак, московские власти отвечали за:

    Взаимоотношения с иностранными государствами;

    Кредитную политику как внутри страны, так и за ее пределами;

    Вопросы войны и мира;

    Вопросы торговли с иностранными партнерами и внутри страны;

    За советскую армию, ее обеспечение и развитие;

    Транспортное сообщение и почтовое дело;

    Судебную, здравоохранительную и образовательные системы.

    Первая Конституция СССР вводила понятие общесоюзного гражданства. Глава 2 Договора устанавливала, что суверенитет союзных республик распространялся на всю их территорию. В каждой республике существовало свое собственное гражданство. Такая юридическая форма государства, как союз, автоматически подразумевает распространение суверенитета союза на всю его территорию. Соответственно, граждане союзных республик автоматически получали советское гражданство, дающее право беспроблемного проезда по всей территории огромного государства.

    Законодательная власть

    Первая Конституция СССР была принята в году смерти Владимира Ильича Ленина. Развитие советского государства на тот момент только начиналось. Отметим, что система власти, утвержденная Конституцией 1924 года, была довольно неплохой. Роль законодательного органа исполнял Центральный исполнительный комитет. Состоял этот орган из Совета Союза и Совета Национальностей. Совет Союза состоял из 414 депутатов. Представительство было от каждой союзной республики пропорциональное, в зависимости от количества населения. Совет Национальностей включал в себя по 5 представителей от полноправных союзных республик и по одному делегату от различных автономных образований (Аджария, Абхазия и т. д.). ЦИК рассматривал на своих заседаниях проекты законодательных актов, которые подавали: Президиум ЦИК (постоянный орган, который действовал в перерывах между сессиями ЦИК), народные комиссары, СНК.

    Исполнительная и судебная власть

    Первая Конституция СССР в роли главного органа исполнительной власти определяла Совет народных комиссаров. Фактически это современное правительство. СНК создается ЦИКом как орган, ведающий исполнительной властью. Первая Конституция СССР говорит, что состав СНК таков:

    Председатель (аналогия в современном мире - премьер-министр);

    Несколько заместителей (вице-премьеры);

    Народные комиссары, отвечающие за политику в основных отраслях советской жизни: иностранные дела, армия и флот, торговля, транспорт, почта и телеграф (очень важные тогда средства связи), народное хозяйство, труд, финансы, продовольствие.

    Чем ознаменовался еще 1924 год в истории?

    Год первой Конституции СССР оставил еще один след в истории СССР - 21 января 1924 года умер лидер Октябрьской революции Владимир Ульянов-Ленин. Кроме того, Великобритания в этом году признала существование СССР как государства. Вследствие международных переговоров в Италии СССР заключило Рапалльский договор, который еще раз подтвердил международное признание СССР. Зимой 1924 года была проведена денежная реформа, приведшая к стабильности в финансовом секторе и практически исчезновению инфляции.

    ИСТОРИЯ КОНСТИТУЦИЙ В РОССИИ

    Как указывают исследователи, впервые о Конституции в России заговорили в начале 19 века. Тогда после революций в Америке и Европе приверженцами конституционного правления стали продвинутые представители дворянской аристократии.

    Первым конституционным проектом появившемся в России можно назвать "План государственного преобразования", разработанный в 1809 году графом Сперанским. Этот проект закреплял идею конституционной монархии, ограниченной парламентом, и отмену крепостного права. Конституция по Сперанскому - закон, "определяющий первоначальные права и отношения всех классов государственных между собой".

    Позже и декабристы подготовили свои проекты конституций.

    Самыми радикальными для тех времен были конституционные идеи Пестеля. Его "Русская правда" была воистину революционным проектом. Она не только уничтожала крепостное право, но и отменяла самодержавие, учреждая республику.

    Программа конституционных преобразований была разработана и царем-реформатором Александром II, но его идее не суждено было осуществиться. 1 марта 1881 года Царь-Освободитель был убит народовольцами, которые уже неоднократно покушались на его жизнь.

    Манифест от 6 августа 1905 года стал первым шагом на пути к конституционной монархии. Он учреждал Государственную думу и провозглашал избирательные права российских подданных. Манифест от 17 октября 1905 года провозглашал неотъемлемые гражданские права: неприкосновенность личности, свободу совести, слова, собраний. Акты 1905-1906 годов фактически учреждали в России конституционный строй. Но плавного перехода от абсолютной монархии к конституционной монархии не получилось.

    С этого момента до лета 1918 года в России действует неписаная конституция - свод основных декретов большевистского государства. Декреты провозглашали диктатуру пролетариата и закрепляли полновластие Советов. Они ликвидировали частную собственность, узаконивали национализацию помещичьих земель и крупной собственности. В ожидании близкой победы социализма во всем мире и скорейшего установления коммунизма Советы принимали утопичные декреты. Так, Декларация прав трудящегося и эксплуатируемого народа, впоследствии ставшая одной из основных частей первой конституции РСФСР, выражала решимость "вырвать человечество из когтей финансового капитала и империализма". Исторической задачей советской власти провозглашалось "беспощадное подавление эксплуататоров".

    ПЕРВАЯ КОНСТИТУЦИЯ РОССИИ

    Первая конституция в России была принята 10 июля 1918 года на Пятом Всероссийском съезде Советов.

    Конституция состояла из шести разделов. В нее, по предложению Владимира Ленина, была включена в полном объеме Декларация трудящегося и эксплуатируемого народа.

    Первая российская конституция документально закрепила диктатуру пролетариата. Верховным носителем власти стало все рабочее население страны, объединенное в городских и сельских Советах.

    Равные права граждан признавались независимо от расовой и национальной принадлежности. Но очень зависели от классовой. Непролетарские слои населения - а это "эксплуататорский класс", духовенство, бывшие служащие полиции, жандармерии и охранки - были лишены избирательных прав. В эту же категорию попали члены дома Романовых, осужденные и душевнобольные.

    Конституция 1918 года закрепила федеративное устройство России и утвердила конструкцию советской власти. Высшим органом власти стал Всероссийский съезд Советов, который созывался два раза в год. Между съездами высшей властью являлся Всероссийский Центральный Исполнительный комитет.

    Эта Конституция состояла из двух основных частей: Декларации об образовании Советского союза и Договора об образовании СССР.

    В декларации говорилось исключительно о политических аспектах образования нового государства. В частности была такая формулировка: "Со времени образования советских республик, государства мира раскололись на два лагеря: лагерь капитализма и лагерь социализма.

    Там, в лагере капитализма, национальная вражда и неравенство, колониальное рабство и шовинизм, национальное угнетение и погромы, империалистические зверства и войны. Здесь, в лагере социализма, взаимное доверие и мир, национальная свобода и равенство, мирное сожительство и братское сотрудничество народов".

    Целая глава была посвящена работе Объединенного главного политического управления (ОГПУ). Раздел о правах и свободах человека отсутствовал.

    Для всех республик СССР Конституцией 1924 года устанавливалось единое гражданство - "смотрите, завидуйте, я гражданин - Советского Союза".

    В народе ее называли "сталинской" и "конституцией победившего социализма" - начальной стадии коммунизма. По мнению Сталина, эта конституция была самой демократической в мире.

    Ограничения и неравенство в избирательных правах ликвидировались. Вводились всеобщее избирательное право и прямое тайное голосование.

    В отличие от предыдущей Конституции 1924 года, где не было ни слова о правах человека, здесь гарантировалась свобода совести, слова и печати, митингов и демонстраций, неприкосновенность личности и тайна переписки. Все судебные заседания должны были быть открытыми.

    Статья 127: "Гражданам СССР обеспечивается неприкосновенность личности. Никто не может быть подвергнут аресту иначе как по постановлению суда или с санкции прокурора". Это 36-й год... Открыто в государстве диктатуры не существовало.

    Сталинская конституция закрепила за колхозами в бесплатное и бессрочное пользование землю, заложила главные принципы социализма: "Кто не работает, тот не ест" и "От каждого по его способности - каждому по его труду".

    С этого момента 5 декабря стал выходным праздничным днем. Таким он останется на протяжении 40 лет до принятия Конституции 1977 года.

    Хотя там были некоторые основы, некоторые идеи, опираясь на которые, скажем, правозащитники могли выйти на площадь с плакатом "Соблюдайте хотя бы эту свою Конституцию!" Но инструмента для ее соблюдения не было. Она была чистой декларацией, потому что ни одна ее норма напрямую не могла действовать. Для этого нужны были законы, подзаконные акты, инструкции. Была масса благих пожеланий, которые просто не могли реализоваться. Скажем, было записано право граждан на жалобу на административные органы в суды. Много лет эта норма не действовала, потому что закона не было. Никто никаких жалоб не принимал на основании прямой нормы Конституции. Никто, потому что не было закона.

    Брежневская конституция - 1977 год. Принята на внеочередной седьмой сессии Верховного совета СССР 7 октября. С этих пор выходной день не пятое декабря - День сталинской конституции, а седьмое октября - День брежневской конституции.

    В этой советской конституции впервые появляется преамбула. В ней рассказывается об историческом пути Советского Союза за 60 лет, дается характеристика "развитого социалистического общества".

    Конституция 1977 года назвала Советский Союз общенародным государством, то есть "государством при развитом социализме". Это, кстати, и было причиной принятия новой конституции - новое государство построено, нужна новая конституция.

    Тем не менее, основная часть брежневской конституции взята из сталинской. Только брежневская, по сравнению с предыдущими тремя, более четко утверждает ведущую роль коммунистической партии.

    КПСС - по новой конституции - руководящая и направляющая сила советского общества, ядро его политической системы, государственных и общественных организаций. Она определяет генеральную перспективу развития общества, линию внутренней и внешней политики СССР, руководит великой созидательной деятельностью советского народа.

    В 1985 году генеральный секретарь КПСС Михаил Горбачев объявил курс на перестройку. Одновременно начался процесс существенного изменения конституции РСФСР образца 1978 года.

    С учетом поправок 1989-1992 годов конституция совершенно преобразилась. Из официального названия страны и республик в составе РФ были исключены определения "советская" и "социалистическая". Бывшие автономные республики и ряд автономных округов и областей добились статуса республик в составе РФ. Повысился статус краев, областей, городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга. Изменилась государственная символика России. Теперь в Конституции подтверждалась полная международная правосубъектность России, самостоятельность ее внешней и оборонной политики. В обновленном варианте конституция фактически закрепляла отказ от единовластия компартии. Были узаконены политический плюрализм, множественность и равноправие форм собственности, в том числе частной. Были учреждены институты Президента, и 30 октября 1991 года - Конституционный суд РФ.

    Идея создать Конституционный суд, наверное, витала в воздухе, потому что теория уже давно считала, что разделение властей до конца никогда не может быть осуществлено, если судебная власть не уравновешивает законодательную власть, не проверяет ее акты на соответствие Конституции. До 1991 года в России и бывшем СССР эта идея никогда не получала должного развития. Считалось, что контроль за содержанием законов - это функция парламента. И поэтому в СССР уже в последние годы, в 1989 году, был создан парламентский орган конституционного надзора, который давал рекомендации законодателю о том, что какие-то акты, принимаемые им, не соответствуют Конституции. Для законодателя эти акты, если это касалось проектов законов, рассматриваемых законов, не имели обязательного значения. И комитет конституционного надзора не являлся судебным органом. Это была немножко другая организация, организация парламентского контроля за содержанием законов. Общепризнанная модель требует, чтобы это делала судебная власть. Это случилось впервые в России в 91-м году .

    Реформирование Конституции, начавшееся в 1989 г., шло по линии постепенного изменения прежде всего ее сущностных черт.

    Напомним основные вехи конституционного процесса в России в 1990–1992 гг.:

    – принятие Декларации о государственном суверенитете РСФСР;

    – создание Конституционной комиссии;

    – подготовка, принятие за рабочую основу и опубликование ею проекта новой Конституции России;

    – проведение референдума по учреждению поста Президента РФ; введение в действующий Основной закон глав (статей) о Президенте РФ, Конституционном Суде РФ, правах и свободах человека и гражданина;

    – принятие пятым Съездом народных депутатов РФ решения о делегировании Президенту России указного права по вопросам радикальной экономической реформы;

    – подписание Федеративного договора, включение его содержания в Конституцию и начало непростого строительства конституционной Федерации;

    – постатейное рассмотрение проекта новой Конституции Верховным Советом РФ и его принятие шестым СНД РФ фактически в первом чтении;

    – политический компромисс, выработанный совместно Президентом России и седьмым Съездом при участии КС РФ о проведении в апреле 1993 г. всероссийского референдума по основным положениям новой Конституции РФ .

    Начавшийся процесс перестройки, демократизации всех сторон жизни общества в правовой форме был ознаменован законами РСФСР "Об изменениях и дополнениях Конституции (Основного Закона) РСФСР" и "О выборах народных депутатов РСФСР", принятыми в 1989 г.

    Этими законами существенно менялись система органов РСФСР и порядок выборов народных депутатов. В качестве высшего органа государственной власти учреждался Съезд народных депутатов, который избирал тайным голосованием Верховный Совет - постоянно действующий законодательный, распорядительный и контрольный орган РСФСР. Причем впервые за всю историю конституционного развития России ее Верховный Совет стал двухпалатным органом.

    В новом избирательном законе, хотя и не предусматривалась обязательная альтернативность выборов (т.е. наличие в бюллетене не менее двух кандидатов), но открывалась возможность ее реализации, что и было осуществлено на первых свободных выборах.

    Дальнейшее реформирование Конституции России осуществлял Съезд народных депутатов.

    В этом процессе могут быть выделены следующие тенденции: постепенные изменения сущности Конституции; признание ее общедемократического характера, воплощение в ней воли всего народа. Отметим нововведения Конституции, которые проводились поэтапно:

    а) отказ от характеристики государства как социалистического и советского, определение его как суверенного, федеративного; отказ и от таких определений, как "социалистическая собственность", "социалистическая демократия", "социалистическая законность", и т.п.; исключение положений о строительстве коммунизма как цели общества;

    б) устранение из Конституции положений о коммунистической партии как ядре политической системы; коренное изменение содержания ст. 6, означающее конституционное признание многопартийности;

    в) признание приоритета прав человека и гражданина;

    г) признание частной собственности, защищаемой государством наряду с другими формами собственности; отказ от признания государственной собственности в качестве основной; допущение свободы экономической деятельности;

    д) постепенное видоизменение структуры советской власти, отказ от Республики Советов, переход на парламентскую систему; признание принципа разделения властей; введение института Президента; установление местного самоуправления.

    Все названные и другие изменения Конституции свидетельствовали о качественном преобразовании ее сущности.

    С распадом Союза ССР Конституция РСФСР приобрела новое сущностное свойство. Это была уже не Конституция субъекта Федерации, а Конституция независимого, самостоятельного государства.

    Объективно и неотвратимо назревавшая потребность перемен первоначально выразилась в требованиях реформирования союзной Федерации. Это происходило в остром противоборстве союзных и республиканских властей. Все республики, в том числе РСФСР, приняли Декларации о своем государственном суверенитете.

    В российской Декларации впервые была поставлена задача разработки новой Конституции РСФСР на основе провозглашенных в ней принципов, включая принцип разделения властей.

    Была образована Конституционная комиссия Съезда народных депутатов, которая начала эту работу.

    Однако сложная расстановка политических сил в составе народных депутатов приводила к значительной затяжке принятия новой Конституции.

    В основном процесс пошел по пути внесения многочисленных изменений в действующую Конституцию РСФСР, которая приобретала в связи с этим противоречивый характер. Одни ее нормы противоречили другим. Эта несогласованность вызывала то ожесточенное противостояние и противоборство законодательной и исполнительной властей, высшей точкой которого явились события в октябре 1993 г., разрешившиеся в ходе вооруженного столкновения властей роспуском Съезда народных депутатов и Верховного Совета. Налицо был не только политический, но и конституционный кризис.

    В этих условиях принятие новой Конституции должно было явиться базой, способствующей установлению стабильности в обществе.

    Проектов новой Конституции было подготовлено много. Главными из них являлись проект Конституционной комиссии и проект, подготовленный Конституционным Совещанием, созванным по решению Президента РФ. Проект Конституционного Совещания вобрал в себя многие положения проекта Конституционной комиссии и был принят за основу при окончательной доработке Конституции с привлечением субъектов Федерации, депутатов, их различных фракций, специалистов, рабочих групп. Именно этот проект Конституции и был вынесен Президентом на всенародное голосование. Оно проводилось на основе Положения о всенародном голосовании по проекту Конституции РФ 12 декабря 1993 г., утвержденного Указом Президента. Согласно Положению, Конституция считалась одобренной, если за ее принятие проголосовало большинство избирателей, принявших участие в голосовании, при том условии, что участие в голосовании приняли более половины числа зарегистрированных избирателей.

    Новая Конституция была принята всенародным голосованием 12 декабря 1993 г. и вступила в действие со дня ее опубликования 25 декабря того же года.

    Особенности, которые присущи Конституции РФ 1993 г. и отличают ее от бывших советских конституций, весьма значительны .

    В апреле 1993 года был известный всероссийский референдум, который состоялся по инициативе президента Ельцина, - о доверии президенту, политике правительства, о доверии парламенту - Верховному совету. "Да, да, нет, да" - известные ответы на вопросы. После этого образовался какой-то политический тупик. Референдум стали толковать и так и сяк. И тогда возникла идея Конституционного совещания. По указу Президента с начала мая 1993 года до начала июля проект Конституции в основе своей был уже подготовлен. Он разрабатывался на основе пактов о правах человека, начиная с ООН 1948 года.

    На фоне разработки новой Конституции России к осени 1993 года после указа Ельцина о роспуске Верховного Совета в России разразился кризис власти…

    После октябрьских событий 1993 года стало понятно всем, что России нужна новая конституция.

    12 декабря 1993 года всенародным референдумом была принята ныне действующая Конституция Российской Федерации.

    9 сентября 1994 года Президент России Борис Ельцин подписал указ, в соответствии с которым 12 декабря объявлялся государственным праздником.

    Ныне действующая Конституция - пятая в истории России, но первая, принятая всенародным голосованием.

    Первая из девяти глав - глава об основах конституционного строя. Высшей ценностью по Конституции образца 93-го года является человек, его права и свободы, их незыблемость и неотчуждаемость.

    В основном законе закреплено народовластие, разделение властей, светский социальный характер государства, верховенство права.

    Конституция гарантирует равноправие всех субъектов федерации и обеспечение прав всех наций. Президент России - гарант Конституции.

    В ней указано, что он избирается всенародным голосованием на четыре года, не более двух сроков подряд. Правда, есть в России люди, которые уверены, что эти нормы немного устарели. Как вносить поправки в Конституцию, оговорено в ее девятой главе. С подобными предложениями могут выступать Президент, Федеральное собрание, правительство и законодательные органы субъектов федерации.

    Со школьной скамьи мы знаем, что Конституция - это Основной Закон государства, что он обладает высшей юридической силой. И, наверное, есть смысл иметь государственный праздник в честь этого важного документа. Хотя бы для того, чтобы подчеркнуть его значимость, значимость правовых актов для нашего общества.

    Теперь какое бы дело не рассматривал суд, всегда рассматриваются права граждан. Любой гражданин может обратиться в Конституционный суд, у него просто фантастическое право - он равен законодателю. Он может обжаловать закон, принятый высшей федеральной властью: Государственной думой, Федеральным собранием, но в том случае, если этот закон был применен в его конкретном деле, если этим законом его права нарушены, если есть сомнения в том, что этот закон противоречит Конституции. Огромное количество дел, которые касаются вопросов судебной защиты граждан, вопроса равенства сторон в процессе, вопросов применения разного рода репрессивного воздействия на граждан и т.д. Очень много вопросов по налоговому законодательству, прав собственности или свободы предпринимательской деятельности, проблемой прописки, когда гражданин был прикреплен к какому-то определенному месту, и от этого места зависели большинство его прав…

    Из истории создания Конституции Российской Федерации. Конституционная комиссия: стенограммы, материалы, документы (1990–1993 гг.). Том 4: 1993 год. Книга первая (январь–апрель 1993 года)/Под общей редакцией кандидата юридических наук О.Г. Румянцева

    КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО РОССИИ. Издание третье, переработанное и дополненное. Е.И. КОЗЛОВА, О.Е. КУТАФИН

    Официальной датой принятия конституции России считается 12 декабря 1993 года. До недавнего времени этот день считался государственным праздником и был официальным выходным днем. Однако в настоящее время выходной день перенесен на новогодние каникулы для того, чтобы россияне могли подольше отдохнуть на Новый год и Рождество Христово. Тем не менее этот день остался памятной датой, так как она стала первой и на данный момент единственной действующей конституцией независимого государства Российская Федерация. До этого Россия носила название РСФСР, входила в состав Союза Советских Социалистических Республик.

    Особенности исторического периода

    В то время, когда была принята действующая конституция России, обстановка в стране была очень сложной. Поскольку СССР уже не существовал, старая конституция была объявлена неподходящей, и правительство приняло решение о создании нового документа, регламентирующего политическую и социально-экономическую жизнь страны. Основные особенности исторического периода 1991 – 1993 года:

    • Нестабильная политическая ситуация в стране после распада СССР;
    • Экономический кризис, вызванный переходом от плановой экономики к рыночной и так называемой «шоковой терапией» экономических реформ;
    • Необходимость разработки новой государственной идеологии и новой символики Российского государства взамен старой, советской;
    • Стремление властей и народа к переменам.

    В этих условиях принятие нового закона было действительно необходимо. После памятного путча 1991 года и штурма Белого Дома в Москве в 1993 году и народ, и власти пребывали в растерянности. Страна отчаянно искала выход из кризиса. Новый документ был разработан с целью внести некую упорядоченность в хаос, который царил в стране в это «смутное» время .

    Власти справедливо полагали, что появление этого документа поможет народу немного успокоиться, оправиться от потрясений последних лет и сделает жизнь в молодом Российском государстве более стабильной. Конечно, это произошло не сразу. Тем не менее, принятие документа способствовало постепенному выходу России из политического и социально-экономического кризиса.

    Основные положения действующей Конституции РФ

    Конституция Российской Федерации состоит из нескольких разделов , регламентирующих основные сферы жизни государства, народа и правительства. В частности, в этом важном документе рассматриваются такие аспекты, как:

    • Государственная символика и идеология;
    • Разделение власти на несколько ветвей: законодательную, исполнительную и судебную;
    • Права и обязанности президента страны;
    • Права и обязанности правительства;
    • Роль кабинета министров в управлении страной.

    Особое внимание в документе уделяется правам гражданина страны. Так, в разделе о защите прав человека упоминаются такие важные гражданские права, как право на свободу слова , право на национальное самоопределение, право на свободу религии и многие другие важные права и свободы. По своему строению и содержанию она во многом схожа с аналогичными документами других европейских государств, а также с законом Соединенных Штатов Америки. Однако есть и существенные различия. Во многом эти различия обусловлены необычной политической ситуацией, в которой оказалась страна после распада СССР.

    Ознакомиться с полным текстом этого документа можно на интернет-сайтах, посвященных российскому законодательству, а также в специализированной литературе. Изучение действующей конституции России входит в обязательную учебную программу дисциплин «Правовая грамотность» и «Обществоведение» («Обществознание»), которые изучаются во всех средних общеобразовательных школах. Также этот документ изучают студенты младших курсов – будущие юристы, социологи и политологи.

    Значение действующей Конституции

    Конституция России, принятая в 1993 году, сыграла решающую роль в последующей судьбе нового государства – Российской Федерации. Образно выражаясь, ее можно сравнить с путеводной звездой, которая указала правительству и народу России правильный путь к выходу из кризиса, к интенсивному развитию, к формированию новых основ российской государственности.

    Народ, в большинстве своем, положительно отнесся к новому документу, а день ее принятия был сразу же объявлен государственным праздником . Конечно, документ был далек от совершенства, так как разрабатывался он в спешке. К тому же это были первые годы России как независимого государства, и отечественное правительство еще не знало и не понимало многих вещей, которые впоследствии станут очевидными.

    Однако, несмотря на многие недочеты и противоречия, Российская Конституция 1993 года имеет большое значение. До наших дней она дошла в значительно измененном виде, с многочисленными поправками. Но в целом суть документа не изменилась. Конституция России так и осталась главным документом, гарантирующим защиту основных прав и свобод граждан страны, а также регулирующим полномочия государственной власти.

    Основные законы Российской Федерации принимаются исходя из Конституции. Ни один закон не будет принят, если он противоречит главному документу, регулирующему жизнь Российского государства. Все это свидетельствует о важности отечественной Конституции, о ее непосредственном влиянии на жизнь народа и правительства, на защиты прав и свобод человека, на социально-экономическое развитие Российской Федерации. Государственная жизнь, которая строится на конституционной основе – ситуация, характерная не только для России, но и для большинства цивилизованных государств Западной и Восточной Европы. Любое нарушение конституции и законов, основанных на ней, преследуется законом.

    В свое время Конституция России стала своеобразным «спасательным кругом», за который ухватились власти страны для того, чтобы выйти из затяжного кризиса. В настоящий момент она является важнейшим документом, регламентирующим все аспекты политической и социально-экономической деятельности президента, правительства и российского народа. В связи с этим роль конституции в 1993 года в развитии независимого государства Российская Федерация нельзя недооценивать. Соблюдение основных положений конституции – залог стабильности и процветания страны.


    Термин «конституция» имеет латинское происхождение и обозначает свод незыблемых правил, определяющих административно-правовое устройство государства и характер взаимоотношений между государством и его гражданами. Конституция имеет высшую юридическую силу. Ни один закон, противоречащий статьям конституции, не может быть принят.

    Принятие и утверждение конституции осуществляется учредительным собранием либо на народном референдуме (свободное голосование граждан), что определяет уровень демократии в стране. Именно в конституции отражены права и обозначена ответственность граждан во всех сферах общественно-политической и социальной жизни. Знание ее норм и основных положений говорит о правовой грамотности человека и является одним из гарантов гражданской защищенности. В РФ в настоящее время действует конституция 1993 года, которая была принята в сложное для государства время и стала важным этапом на пути смены формы правления и переформирования всех государственных структур.

    События, предшествующие принятию Конституции РФ 1993 года

    Разработка нового проекта конституции РФ была острой необходимостью, диктуемой политической обстановкой в стране. В 1991 году РСФСР вышла из состава СССР и провозгласила о своей независимости. За год до событий 1993 года на съезде Народных депутатов начинается открытая критика правительства Гайдара. Уже в декабре 1992 года президент Б. Н. Ельцин выступает с предложениями о всероссийском референдуме. Так, 12 декабря было принято решение о народном референдуме, который запланировали на 11 апреля 1993 года. Возникший конфликт между правительством во главе с Б. Н. Ельциным и парламентом, состоявший в разделении власти и выборе путей экономического развития, необходимо было урегулировать путем конституционного закрепления полномочий. На референдуме планировалось обсуждение основных положений нового проекта конституции, составленного Съездом народных депутатов и утвержденного президентом.

    Однако при составлении проекта возникло много сложностей, некоторые положения противоречили друг другу. Разногласия между исполнительной и законодательной властью снова обострились. В итоге поставили вопрос о конституционной реформе в РФ. 29 марта после неудачной попытки отстранить Ельцина от власти Съезд народных депутатов заявил о переносе даты референдума на 25 апреля. В весеннем референдуме приняли участие чуть более 60% избирателей. Основным направлением голосования стали вопросы доверия населения действующему правительству РФ. Решение было принято лишь по одной части поставленных вопросов.

    Первая публикация нового президентского конституционного проекта вышла 30 апреля. Начинаются демонстрации и жесткая критика в адрес правительства. К осени 1993 года ситуация в стране становится кризисной.

    Политическая обстановка в стране в сентябре-ноябре 1993 года

    21 сентября 1993 года Ельциным был подписан указ о прекращении деятельности Съезда народных депутатов и назначении на 11-12 декабря выборов в Государственную Думу. Этот указ, согласно действующей тогда конституции, был неправомерен и приводил к отстранению президента от выполняемых обязанностей. Тем не менее, Ельцин продолжает подписывать указы, противоречащие конституции, игнорируя требования об отставке.

    В результате конфликт выливается в вооруженное столкновение 3-4 октября, после которого Ельцин, беря на себя полномочия законодательной власти, выпускает указ о проведении поэтапной конституционной реформы. И уже 15 октября, нарушая закон о референдуме, датой всенародного голосования по новому проекту конституции назначается 12 декабря 1993 года.

    За новую конституцию на референдуме проголосовали около 60% избирателей. Таким образом, считается, что ныне действующая конституция принята 12 декабря 1993 года на Всероссийском референдуме, признанном правомерным. Всего за период с 1992 по 1993 год было составлено 4 проекта конституции. Принятый проект значительно изменил структуру и полномочия органов государственной власти, внедряя принцип разделения властей.

    Поправки к конституции РФ 1993

    Последняя Конституция РФ является комбинированной. Это означает, что в ней допускается изменение ряда пунктов путем внесения поправок, при этом есть установленный список положений, изменение которых невозможно.

    Таким образом, не стоит полагать, что Конституция РФ до сегодняшнего дня сохранилась именно в том виде, в котором ее приняли 12 декабря 22 года назад. Б. Н. Ельциным неоднократно вносились поправки о переименовании некоторых субъектов РФ. Важной поправкой, внесенной Д. А. Медведевым, стало увеличение срока правления Президента РФ до 6 лет вместо 4. Также серьезные реформы коснулись Верховного суда и прокуратуры. Несколько поправок усилили влияние законодательной власти над исполнительной.

    Полная замена существующей Конституции должна быть обусловлена значительными изменениями политического и экономического развития государства, а новый проект должен быть утвержден на народном референдуме.

    Структура конституции РФ и ее особенности

    Конституция РФ состоит из двух разделов: в первом расписана организация государственной власти, административно-правовая структура государства, политический строй, отражены все права и обязанности граждан, как единицы общества и государства в целом; во втором находятся положения о действии и прекращении действия данной конституции, о порядке отмены нормативно-правовых актов и внесения поправок. Федеральный

    Закон, содержащий поправку к Конституции, рассматривается в трех чтениях, для его принятия необходимо одобрение 66% депутатов Думы и 75% членов Совета Федерации. Когда закон одобрен, его публикуют и отправляют на рассмотрение в субъекты Федерации, рассмотрение на местах длится один год. Официальное принятие закона возможно лишь в том случае, когда количество субъектов, где получено одобрение, превышает 66 %.

    Принципы и нормы, изложенные в Конституции, являются основой для всего законодательства. Именно Конституция РФ устанавливает иерархию прочих нормативно-правовых актов и определяет границы их действия.

    Личные права и свободы, прописанные в Конституции, не противоречат Всемирной Декларации прав человека.

    Государственный праздник в честь принятия Конституции 1993 года

    С 1994 г. 12 число в декабре было признано нерабочим днем, а сам праздник получи статус государственного. Но в декабре 2004 г. после внесения поправок в Трудовой Кодекс 12 число окрасилось на календаре в черный цвет. Этот день перестал быть официальным выходным. Однако такие изменения не означают желание преуменьшить значимость референдума и основополагающую роль самой Конституции. С 2004 г. 12 день в декабре считается памятной датой России.

    Конституции разных стран могут сильно отличаться своей основой, не все представлены в одном завершенном документе (кодифицированная конституция, состоящая из одного документа, имеется во Франции, США и России). Они гарантируют разную степень защищенности граждан и стабильности государства, в редких случаях документ можно считать совершенным. Тем не менее, этот основополагающий нормативно-правовой акт служит неким гарантом демократии и свободы для граждан конкретного государства.

    Конституционное развитие России длилось десятки лет начиная с дореволюционных проектов и заканчивая конституцией 1978, ставшей базовой основой действующей Конституции. С изменением экономического и политического устройства будет возникать необходимость и в изменении конституционных норм, поэтому принятие новых поправок вполне ожидаемо.

    Видео конституция РФ была принята