Почему нельзя превышать скорость движения. Допустимое превышение скорости: причины, опасности и скоростной режим на дорогах РФ

О том, каковы бывают последствия всевозможных аварий можно узнать, посмотрев http://avtostuk.ru/video/ . Несчастные случаи с участием пешеходов, съезды в кювет, лобовые столкновения - по данным статистики, огромная часть всего этого связана с высокими скоростями. Не секрет, то ежегодно - в весенний период, наблюдается всплеск дорожно-транспортных происшествий.

Последствия ДТП при превышении скорости поистине ужасающие. Нередко разобраться в том, что произошло можно только просмотрев видео, снятое на видеорегистратор. Неправильно выбранный скоростной режим является главным фактором аварийности. Почему так происходит? Дело в том, что при возникновении аварийной ситуации водитель, который управляет автомобилем, просто не имеет физической возможности принять необходимые меры для того, чтобы избежать столкновения или наезда. Разумеется, что пока машина остается неподвижной, она не представляет никакой опасности. Однако, только начиная движение, с каждой минутой, при нарастании скорости, опасность, которая исходит от нее, возрастает. Разумеется, вы можете посмотреть также аварии видео, в которых участвует и неподвижный автомобиль. Но его вины в происходящем ДТП уже нет. В некоторых же случаях даже превышение скорости не является причиной произошедшей аварии.

Каждый человек, который садиться за руль своего транспортного средства, должен хорошо понимать, что от его действий зависит не только сохранность его машины. Но и сама жизнь, а также жизни многих других людей. По печальным сведениям, более тринадцати процентов от общего числа ДТП связано с лихачеством. При этом более тридцати процентов от всех аварий имеют смертельный исход. Если же рассматривать особенности поведения водителей на российских дорогах, то ситуация еще более ужасающая. По данным, более половины шоферов превышают скоростной режим регулярно.

Сегодня в глобальной паутине можно найти немало видео о ДТП, например на сайте http://avtostuk.ru/ просмотр которых мог бы существенно повлиять на представление водителей о том, как стоит вести себя на трассах. Однако, несмотря на это, количество аварий, связанных с неправильно выбранным скоростным режимом не только не уменьшается. Но и продолжает расти. Говорить о том, каковы могут быть последствия превышения скорости можно бесконечно долго. Отметить стоит лишь то, что они могут быть действительно любыми. Это может привести и к смерти самого водителя, и к гибели его пассажиров, и к смертельным травмам пешеходов, и к любым другим самым печальным последствиям. Перед тем, как превысить скорость, шофер должен осознать, чем он рискует в таком случае!

Соблюдение скоростного режима на дороге является важным действием, так как от этого зависит жизнь и здоровье участников дорожного движения. Однако, отечественные водители до сих пор интересуются, на сколько можно превышать скорость без штрафа. Это связано с особенностями действующих ПДД в России, в частности гл.10 и Кодекса об административных правонарушениях.

Установленные лимиты зависят от разных внешних обстоятельств. К данным факторам относятся:

  • технические характеристики ТС и его тип, например, легковушка, мотоцикл либо автобус и пр.;
  • зона расположения дорог, будет ли она в населенном пункте либо вне него, и определенная законодательством их категория;
  • обеспечение определенных транспортных функций, к которым могут относиться перемещение опасных грузов, буксирование или перевозка большого количества пассажиров.

Чтобы не ошибиться, нужно соблюдать определенный скоростной режим. Он установлен действующими Правилами дорожного движения:

  • разрешенная скорость в городе на дворовых территориях и жилых зонах максимум – 20 км/ч;
  • максимальная скорость в городе или в пределах любого населенного пункта лимитирована 60 км/ч;
  • грузовики, перевозящие людей за пределами городов и транспорт, перевозящий детей по любым типам дорого не должен превышать 60 км/ч;
  • нарушение скоростного режима будет автобусом или легковушкой, которые при загородном буксировании будут ехать быстрее 70 км/ч;
  • мотоциклы вне городов, автобусы на дорогах, легковые и грузовые ТС могут ехать до 90 км/ч;
  • относящиеся к автомагистралям пути позволяют разгоняться легковым машинам и грузовикам менее 3,5 т до 110 км/ч.

Важно знать, что в субъектах Федерации региональные исполнительные органы вправе самостоятельно устанавливать более высокий порог максимального скоростного режима на отдельных участках, обозначая их соответствующей инфраструктурой, когда это не окажет негативного влияния на дорожную ситуацию.

Самым большим скоростным значением, с которым может двигаться любое авто в России, является 130 км/ч. Этот параметр обязан соблюдаться для всех дорого общественного назначения.

Установленное наказание

Законодательством дифференцированы штрафные санкции, которые зависят от степени превышения. Чем дальше отклоняется стрелка на спидометре, тем больше в итоге водитель будет обязан заплатить. Соотношения нарушения и наказания:

  • если машина ехала на участке дороги с отклонением скорости более чем на 20 и менее чем на 40 км/ч, то наказание – 500 руб.;
  • когда интервал был 40-60 км/ч, то санкции согласно статье 12.9 Кодекса админнарушений составят 1000-1500 руб.;
  • при превышении на 60-80 км в час придется расстаться с 2-2,5 тыс. руб. и правами на 4-6 мес.;
  • если же авто двигалось еще быстрее, то удостоверение водителя заберут на полгода вместе с 5 тыс. руб.

Водителя за повторное нарушение, которое произошло в течение года с момента первого эксцесса и выявлено сотрудником ГИБДД лично, накажут дополнительно на 2-2,5 тыс. руб. и лишат прав на год. Если же фиксацию провели с помощью камер, автоматических средств фиксации, то сумма платежа дойдет до 5000 руб., но при этом не имеют права лишать водительского удостоверения.

Допустимое превышение скорости в России не существует, так как любое превышение скоростного режима является нарушением. Водитель обязан соблюдать ПДД. Разрешенное превышение скорости чаще всего водителями воспринимается как интервал выше лимита на 20 и менее км/ч. Это связано с тем, что такой скоростной отрезок не штрафуется.

Способы фиксации дорожных правонарушений

Сотрудника автоинспекции для выявления недопустимого превышения скорости в России используют средства фиксации. Они представляют собой радары и делятся на такие группы:

  • переносные;
  • стационарные;
  • мобильные.

Разница между переносными и мобильными заключается в том, что первые – работают с руки инспектора, а вторые – базируются на кузове автомобиля для четкой фиксации. После обнаружения нарушения сотрудник ГИБДД обязан провести ряд действий:

  • продемонстрировать водителю показания на приборе;
  • предоставить доказательства того, что данные относятся к конкретному авто, если виден поток транспортных средств;
  • при необходимости продемонстрировать сертификат на прибор, где будет видно срок метрологической последней поверки и указана погрешность этого оборудования.

Если виновник согласен с нарушением, то ему выписывает инспектор соответствующее постановление и отдает копию. Когда со стороны водителя нет согласия, то событие оформляется в виде админпротокола и отправляется в суд или территориальные органы ГИБДД.

Стационарные устройства фиксации правонарушений смонтированы на спецконсрукциях и расставлены на наиболее интенсивных участках дорог, где за последнее время регистрировалась высокая аварийность. Учет ведется по государственным автомобильным номерам.

Собранные автоматически данные отправляются в единый информцентр, где на их основе формируются постановления. Далее все распечатывается и отправляется заказным письмом владельцам ТС. На этот процесс уходит около 3 дней. Сумма штрафа берется по нижнему порогу установленной законом вилки.

Важно знать, что получить протокол владелец авто вне зависимости от того, кто находился в это время за рулем.

Водитель имеет законное право сэкономить на оплате выписанного инспектором штрафа. Достаточно оплатить установленную сумму не позднее 20 суток после вынесения наказания. Также можно оспорить действия провоохранителей в судебном порядке.

Если речь идет об автоматическом способе фиксации, то оспаривать нужно через отделение ГИБДД, написав им жалобу, составленную с помощью профессиональных юристов. Также стоит знать, что если превышение скорости сопровождалось ДТП, то под страховой случай данный факт не подпадает, поэтому финансовую компенсацию в таком случае не стоит ожидать.

Если составить топ самых «популярных» штрафов, то штраф за превышение скорости будет располагаться на самых верхних позициях.

Печальная статистика демонстрирует, что ежегодно частота совершения такого нарушения все увеличивается.

Причины

Так все-таки, каковы же причины того, что многие так безответственно относятся к правилам движения на дорогах?
Существует несколько объяснений:

    1. Скоростные дороги.

Дело в том, что сами ограничения на скорость не подходят под естественную скорость на дорогах, они сильно занижены. Очень часто возникают случаи, когда водителю приходится в течение длительного времени ехать по прямой дороге среди однообразного, серого пейзажа и у него развивается так называемый синдром монотонии.

Подобное состояние возникает ввиду недостатка информации для мозга – «сенсорным голодом». Как раз в это время возникает непроизвольное и непреодолимое желание что-то резко изменить, например, неоправданно увеличить скорость.

Такое же стремление можно ощутить и в условиях открытой местности, где скорость автомобиля ощущается слабее и кажется заниженной, отчего и возникает мысль о том, чтобы разогнаться. Если не опираться на закон, можно вполне согласиться с тем, что каждый водитель подбирает какую-то конкретную скорость для себя, ориентируясь не на размер штрафа, который ему, возможно, будет выписан впоследствии, не исходя из дорожных знаков, а опираясь на внутреннее ощущение того, какая скорость будет наиболее безопасной и естественной в данный конкретный момент.

Конечно, водитель, доверяя своим личным ощущениям, не всегда бывает прав, но вряд ли кто-то будет оспаривать то, что ему все-таки лучше знать. К тому же, каждый, кто сидит за рулем и водит машину, прекрасно понимает все возможности своей реакции.

Рассуждая подобным образом, многие автолюбители утверждают, что ограничения по скоростному режиму очень сложно претворить в реальной жизни законным путем, поэтому логичнее вовсе от них отказаться, тогда количество нарушающих снизится, а уровень безопасности самого дорожного движения не изменится.

    1. Положительные эмоции, возникающие при быстрой езде.

Многие люди действительно получают большое удовольствие, когда за минимальное время им удается развить большую скорость. К сожалению, опять-таки многие водители, особенно это свойственно новичкам, переоценивают свои способности и теряют контроль, забывая о различных авариях и гибели людей.

    1. Выработавшаяся привычка к риску.

Среди автолюбителей и чаще всего именно среди молодых есть определенный пласт людей, которые вообще в принципе спокойно и даже пацифистически относятся ко всем опасностям, в том числе и последствиям больших скоростей.

    1. Адаптация к пренебрежению правила дорожного движения.

В сегодняшних реалиях нельзя винить что-то одно. Если человек за рулем уже однажды нарушил правила и понял, что пострадавших нет и что превышение скорости даст ему шанс сэкономить свое время, он будет нарушать и потом, даже если понимает, что не факт, что в следующий раз все обойдется так же благополучно.

Но беда в том, что вероятность провала многие считают чуть ли не ничтожной, искренне веря, что они-то уж точно никогда не попадут в такие аварии, которые мы привыкли видеть в самых фантастических боевиках. Человек всегда думает, что что-то произойдет с кем-нибудь другим, но только не с ним, а потом приходится отдавать слишком высокую цену за выигранные секунды или минуты.

    1. Глупое желание «показать себя».

Молодые парни очень часто попадают в такую ситуацию, когда рядом с водительским сидением находится обворожительная спутница и хочется показать ей все, на что ты способен. К сожалению, иногда такое поведение ставит под угрозу жизни нескольких людей одновременно.

  1. Психологический аспект.

Человек ментально так устроен, что, как правило, он выполняет только те запреты, обоснованность и адекватность которых он сам признает. Если на дороге стоит знак об ограничении скорости и водитель не понимает, почему конкретно этот знак стоит здесь и почему именно в таком месте, то, скорее всего, он его проигнорирует (конечно, если он располагает достоверной информацией о том, что, например, на этом участке дороги не зафиксированы камеры наблюдения или нет представителей органов правопорядка).

Опасности быстрой езды

Очевидно, езда на высоких скоростях опасна, и вот причины этого:

  • отказ ходовой части двигателя автомобиля. Если во время движения авто на высоких скоростях ходовая часть начнет отказывать, последствия будут более тяжкими, чем в случае, когда отказ произошел при малых скоростях;
  • притупление способности быстро и своевременно реагировать. Когда водитель управляет транспортом на высокой скорости, возможность реагировать на внезапные факторы сильно снижается.

Скоростной режим на дорогах Российской Федерации

Чтобы избежать риска получения такого административного взыскания, как штраф, или лишения , а также обезопасить свою жизнь и жизни окружающих людей, будет полезно узнать, сколько километров составляет допустимый показатель превышения скорости на городских дорогах и за чертой города.

Если водитель управляет автомобилем в условиях дорог города, он должен обладать информацией касательно допустимых показателей скорости. Если автолюбитель честно соблюдает все предписанные правила и порядки, ему не грозит штраф за небольшую скорость, но вот превышение установленной законом нормы уже влечет за собой различные административные взыскания, а, возможно, и даже лишение прав на вождение.

В городе по пешеходной зоне можно ехать со скоростью, не превышающей 20 км, если стоит специальный знак, то не более 40 км, без знаков ограничения – 60 км. Скорость движения по междугородним магистралям не должна превышать 110 км, если магистраль обозначена соотвествующим знаком, то 130 км. Эти показатели официально зафиксированы в правилах движения на дорогах.

Но ограничение режима скорости вождения до 60 км (в час) может применяться не везде и не во всех случаях. Вполне допустимо, что вдоль дороги водитель автомобиля может встретить знаки, которые ограничивают скорость до 50-30 км.

Необходимо отметить: немаловажны и отдельные правила, которые влияют на скорость движения машины в пределах города. В мегаполисе и за городом скорость авто во время буксировки не должна составлять более 50 км.

Но некоторые дорожные знаки не только заставляют снижать режим скорости до 50 или 30 километров, но и оповещают водителей о том, что скорость можно превысить. Если человек видит знак, на котором написано 90 км, это означает, что на некоторых безопасных участках дороги транспортным средством можно управлять быстрее предписанных норм и 60 км.

Если рассматривать движение автомобиля за городом, то, как правило, разрешается ехать немного быстрее, чем на скорости 30-50 км. Скорость, на которой может передвигаться транспортное средство, максимально допустимая в России, — 130 км.

Но не следует забывать о дорожных знаках и разметке, так как только они в полной мере могут уведомить, какая скорость будет наиболее подходящей для данной трассы, ведь каждая трасса сугуба индивидуальна. Также при помощи знаков можно узнать, после превышения какой именно отметки водителю непременно будет выписан штраф за превышение режима скорости. На жилых территориях и участках при дворах машина не может превышать 20 км, в данном случае нет никаких допустимых отклонений в сторону увеличения скорости.

Таблица варьирования штрафов

Совсем недавно за превышение режима скорости, ограниченного до 20 км, перестали выписывать административные взыскания.

Теперь наказанием за такое увеличение скорости является не штраф, а устное предупреждение инспектора ДПС. Многих водителей интересует, сколько нужно будет заплатить, если есть превышение более 20 км.

Если водителя останавливает инспектор ГИБДД:

Если камеры фиксации установили превышение режима скорости:

Превышение режима скорости

Так насколько же можно превышать? Если затрагивать максимальный режим скорости, на который превышение возможно без несения ответственности в виде таких административных взысканий, как штрафы, или лишения водителя прав на управление автомобилем, то это только 20 километров.

Итогами превышения разрешенного режима скорости вождения могут стать необратимые последствия, ведь те или иные знаки совершенно неслучайно установлены на определенных участках дорог. Их ставят с учетом тех возможных аварий, которые вполне могут там произойти при несоблюдении правил.

Важно знать: не только высокие скорости, но и чрезмерно малые могут послужить причиной создания аварийно-опасных происшествий на дорогах.

Например, если скорость передвижения автомобиля по дороге в течение длительного времени ограничивается до 40 километров, это может спровоцировать появление негативных эмоций у водителя, его внимание будет быстро рассеиваться, а время реагирования на изменение каких-либо деталей – расти.

Это может не только сделать идею снижения скорости абсолютно бесполезной, но и создать реальную угрозу для безопасности движения на дорогах. Самым правильным советом во всей этой ситуации будет, пожалуй, то, что нужно изменять скорость передвижения своего авто, когда это допускается законом, но не превышать скорость настолько, чтобы потом пришлось оплачивать штраф или же прощаться с правами.

Какой должна быть скорость движения на различном транспорте, смотрите в следующем видео:

Ежедневно на дорогах тысячи водителей превышают скорость, зачастую даже не задумываясь о последствиях. Пожалуй, считанные единицы могут похвастаться тем, что никогда не нарушали это правило. Именно превышение скорости становится основной причиной конфликтов между автовладельцами и сотрудниками ГИБДД. Причем неправыми в этой ситуации бывают как водители, не соблюдающие элементарные правила ПДД, так и инспекторы, безосновательно обвиняющие автомобилистов, часто с целью получения легкой наживы.

Что же нужно знать автолюбителю, чтобы избежать проблем?

Ограничение скорости

Самое главное, что должен помнить водитель - скорость движения, максимально допустимая по городу, составляет 60 км/ч. Некоторые ошибочно считают, что разрешенная скорость достигает 70 км/ч, но это не так. Действительно, штрафуют за превышение скорости после 70, но в случае аварийной ситуации виновным будет признан тот автомобиль, который превысил отметку 60 км/ч.

Какие же ограничения скорости существуют на сегодняшний день?

  • 110 км/ч – с подобной скоростью разрешается ездить по автомагистралям.
  • 90 км/ч – допускается развить на пригородных дорогах.
  • 60 км/ч – это та скорость, которая максимально допустима для движения по городу.
  • 50 км/ч – такая скорость разрешается при буксировке другого транспортного средства.
  • 20 км/ч – скорость, с которой можно передвигаться в жилой зоне.

Недавно Всемирной Организацией Здравоохранения было предложено ограничить скорость движения по дорогам города до 50 км/ч, но одобрения это предложение пока не получило.

Ограничение скорости дорожными знаками

Часто работники ГИБДД бессовестно пользуются неосведомленностью водителей в некоторых моментах связанных с дорожными знаками. Чтобы такого не случилось, желательно хорошо изучить правила, согласно которым применяются дорожные знаки, но если такое желание напрочь отсутствует, то нелишним будет хотя бы ознакомиться с их основными положениями:

  • Если знак устанавливается на опасном отрезке дороги, то его зона действия должна соответствовать длине опасного участка.
  • Если максимальная скорость на ограниченном участке отличается от скорости на предшествующем участке дороги более чем на 20 км/ч, то в таком случае применяется ступенчатое ограничение скорости.
  • Знаки 3.26—3.30, а также 3.16, 3.20, 3.22 и 3.24 начинают действовать от того места, где установлен знак, и до следующего перекрестка. Если такой знак установлен в населенном пункте, а перекресток отсутствует, то знак действует до конца населенного пункта.

Последним пунктом работники ГИБДД пренебрегают чаще всего, штрафуя водителей, несмотря на то, что действие знака уже закончилось.

Иногда бывает так, что превышение скорости происходит неумышленно. Это может произойти, если знак, установленный на соответствующей направлению движения стороне, был загорожен от водителя габаритным транспортом. Если дублирующий знак не установлен на противоположной стороне, то у водителя просто нет возможности увидеть его и подчиниться требованиям. В этом случае водитель может доказать свою невиновность и избежать административного наказания.

Как фиксируется превышение скорости?

Обычно превышение установленной скорости движения фиксируется при помощи ручного радара. Кроме них в арсенале сотрудников ДПС есть радары автоматические и приборы, обладающие возможностью видеофиксации.

Ручные радары . В случае, когда инспектор фиксирует превышение при помощи обычного радара, есть возможность доказать, что зафиксирована скорость не того автомобиля, который был остановлен. Так как такой прибор не способен устанавливать модель и марку автомобиля, превысившего скорость, инспектор обычно определяет нарушителя «на глаз», что не может быть абсолютно верно, если автомобиль двигался в общем потоке транспорта. Для того чтобы зафиксировать превышение скорости, необходимо составить протокол – пока его нет, административного правонарушения тоже нет.

Видеофиксация – самый объективный способ подтвердить правонарушение. Эта спецтехника ведет запись нарушения в режиме реального времени, при этом на мониторе отображается и автомобиль, и та скорость, с которой он передвигался. Но и здесь есть несколько способов избежать ответственности. Можно попробовать доказать, что в момент совершения правонарушения за рулем находился не автовладелец. Для этого придется представить неоспоримые доказательства и показания свидетелей. Когда в зону действия видеофиксатора попадают участки дороги с различной максимальной скоростью, инспектору ГИБДД придется доказывать, что скорость на мониторе была зафиксирована именно на участке с меньшей допустимой скоростью.

Кроме того, всегда есть вероятность того, что техника подведет, и номерной знак автомобиля рассмотреть не удастся. В таком случае запись не сможет служить доказательством в деле об административном правонарушении.

Наказание за превышение скорости

Самое распространенное наказание за превышение скорости – штраф. Его размер будет зависеть от того, на сколько водитель превысит допустимую скорость.

  • 100 рублей будет стоить превышение скорости от 10 до 20 км/ч;
  • 300 рублей заплатит тот, кто превысит скорость на 20-40 км/ч;
  • 1000 рублей придется отдать за превышение на 40-60 км/ч;
  • 2500 рублей отдаст лихач, превысивший максимально допустимую скорость на 60 км/ч и выше. Кроме того, подобная «гонка» может закончиться лишением прав, как минимум, на 4 месяца.

Не стоит забывать о том, что вовремя обратившись к адвокату, лишения прав за превышение скорости можно избежать,отделавшись штрафом.

DialogPlanet.ru


Кто не любит прокатиться с ветерком? Вопрос риторический. Превышение скорости - это едва ли не самое распространенное нарушение ПДД.

И несмотря на то, что от соблюдения скоростных лимитов напрямую зависит безопасность на дорогах, желание выжать педаль газа до максимума слабее не становится. Разберемся, стоит ли выходить за рамки дозволенного.

Законное превышение?

Глава 10 ПДД «Скорость движения» - азбука любого водителя. Оно и понятно, соблюдать установленные лимиты в прямом смысле слова жизненно необходимо.

Закон требует придерживаться следующих правил: в населенных пунктах ехать на скорости не более 60 км/ч, а передвигаясь по жилым зонам и дворам, не превышать отметку в 20 км/ч (п. 10.2 ПДД). Вне населенных пунктов на скоростные лимиты влияет масса факторов (п. 10.3-10.4 ПДД):

  • тип дороги;
  • вид + масса транспортного средства;
  • факт буксировки: механических ТС, прицепа;
  • наличие крупногабаритного, тяжеловесного или опасного груза;
  • присутствие в ТС детей;
  • присутствие в кузове грузового авто людей.

Статья 12.9 КоАП РФ неустанно бдит за выполнением установленных правил, наказывая за нарушение оных штрафами и лишением прав. В таблице среди установленных для лихачей санкций вы не найдете штрафа за превышение скоростного лимита на величину не более чем 20 км/ч. Вплоть до 2013 года действовал п. 1 все той же статьи 12.9. КоАП РФ, устанавливающий предупреждение или штраф в размере 100 рублей за поездки на скорости, превышающей установленные лимиты на величину не менее 10 км/ч, но не более 20 км/ч. Целесообразность отмены этой нормы обсуждают до сих пор. Поводов для жарких дискуссий за прошедший период времени было множество, самый главный из них - рост количества аварий из-за любителей прокатиться с ветерком. Но так ли ненаказуем существующий «зазор», как кажется на первый взгляд?

Стоит ли игра свеч?

Пункт 10.1 гл. 10 ПДД содержит формулировку, которая делает скоростное послабление достаточно условным:

« Водитель должен вести транспортное средство со скоростью, не превышающей установленного ограничения, учитывая при этом интенсивность движения, особенности и состояние транспортного средства и груза, дорожные и метеорологические условия, в частности видимость в направлении движения. Скорость должна обеспечивать водителю возможность постоянного контроля за движением транспортного средства для выполнения требований Правил. При возникновении опасности для движения, которую водитель в состоянии обнаружить, он должен принять возможные меры к снижению скорости вплоть до остановки транспортного средства ».

Получается, по факту, водитель всегда должен придерживаться скоростных ограничений. Отклониться в большую сторону от цифр, указанных на знаке, на допустимые 20 км/ч можно, но не из-за того, что дико опаздываешь по важным делам, а, в первую очередь, если полностью уверен, что не спровоцируешь своим поведением ДТП. Поднимая стрелку спидометра, автомобилист должен учитывать целый ряд факторов:

  1. Просчитать остановочный путь, который существенно увеличивается на большой скорости. Нельзя забывать, что в случае возникновения опасности и любой экстремальной ситуации у водителя в запасе должно быть достаточно времени, чтобы сбросить скорость или вовсе остановиться. Одинаково важно думать и об окружающих водителях, которые должны успеть совершить необходимый им маневр, и о пешеходах, ориентирующихся на знаки. Вторым априори тяжело точно определить скорость приближающейся машины.
  2. Изменение угла обзора - еще один немаловажный фактор, который нельзя сбрасывать со счетов. Видимость водителя, несущегося на всех парах, снижается в разы, а это значит, что корректно спрогнозировать дорожную ситуацию, увидеть препятствия, помехи справа/слева гораздо сложнее.
  3. Ни в коем случае нельзя игнорировать силу удара при возможном столкновении с пешеходами, другими участниками дорожного движения, препятствиями, которая на скорости многократно увеличивается. Вероятность того, что человек выживет при скорости 30 км/ч, очевидно выше, чем при 80 км/ч, где шансов уже практически не остается.

Выходит, что на водителе лежит огромная ответственность за свое решение ускориться. Если случается авария, то скорость движения будет учитываться далеко не в самую последнюю очередь. В большинстве подобных ДТП назначается автотехническая экспертиза, которая будет устанавливать причинно-следственную связь между случившейся аварией и отклонением от скоростных лимитов. В ходе такого исследования выясняют прежде всего:

  1. Какой была скорость машины в момент торможения?
  2. Можно было бы избежать аварии, если бы водитель соблюдал установленные скоростные лимиты и вовремя начал тормозить?
  3. Успел бы пешеход, велосипедист, другой автомобилист и/или иные участники дорожного движения совершить необходимый маневр, если бы скоростные лимиты были четко соблюдены?
  4. Какие еще факторы повлияли на аварию: освещение, погода, состояние дорожного полотна, машины, шин, направление движения и т.д.?
  5. Проанализировал и учел ли водитель все сопутствующие факторы, прежде чем разогнаться?

Эти наводящие вопросы должны определить главное - можно было бы избежать ДТП, если скорость автомобиля четко совпадала с установленной на конкретном отрезке трассы цифрой. Понятно, что целый комплекс довольно неоднозначных и противоречивых факторов, помноженный на превышение скорости, пусть и на законодательно допустимую отметку, могут сделать из водителя нарушителя. Доказать обратное будет крайне непросто. Поэтому, прежде чем воспользоваться имеющимся люфтом, нужно хорошо взвесить все «за» и «против», ведь в случае аварии поблажек ждать не стоит.

Оказаться виновным можно именно из-за превышения скорости. А это значит,что страховая компания откажет в выплатах. При самом лучшем раскладе придется самому ремонтировать не только свое, но и чужое авто, а в худшем - не избежать летального исхода. Получается палка о двух концах. Превышать, как говорится, можно, если осторожно. Идя на ускорение, нельзя забывать, что 5–10 минут, которые так стремятся выиграть некоторые водители, могут стоить кому-то жизни. По сути, скоростной «зазор» не снимает вины за возможные последствия.

Без вины виноватый

Бывают случаи, когда водитель проявляет добросовестность и соблюдает скоростные ограничения, но показания мобильного комплекса фиксации накидывают лишний километр, который может в итоге привести к лишению прав. Прежде чем безоговорочно соглашаться с показаниями прибора, не забывайте, что у него может быть погрешность, и попросите предъявить сертификат на радар (п. 1 ст. 26.8 КоАП РФ). В этом документе как раз и содержится информация о погрешности прибора, а также данные о метрологической поверке.

Вполне возможно, что с учетом погрешности вам удастся настоять на отсутствии нарушения либо, если оно все-таки было, переквалифицировать его в менее строгое. Ну и, конечно, попросите инспектора предоставить доказательства того, что показания относятся именно к вашему автомобилю. Для этого нужно запротоколировать, как именно инспектор совершал измерения: зафиксировать скорость и расстояние до машины в момент ее определения. Если манипуляции происходили, скажем, через стекло машины ДПС, то вероятность получить неточные данные увеличивается. Поэтому с особой тщательностью подойдите к составлению протокола и проверке самого измерительного прибора.

Европейский опыт

Логично, что заядлых автомобилистов-путешественников не меньше тревожит вопрос скоростных лимитов в Европе и возможность всласть насладиться скоростью без штрафов. Но пыл все-таки придется поумерить.

В европейских странах предусмотрены ограничения скоростного режима как внутри, так и вне населенных пунктов, а также на автомагистралях. Скорость движения по населенному пункту в Европе, как правило, ограничена 50 км/ч (если нет других знаков). Максимально разогнаться можно, пожалуй, только на знаменитых автобанах Германии, и то если нет запрещающих знаков. При этом даже на скоростных трассах Германии есть рекомендованная отметка в 130 км/ч. На отдельных участках автобанов могут устанавливаться ограничения скоростного режима.

Допустимые пределы превышения скорости в Европе отсутствуют, то есть превышение в 1 км/ч уже может стать критичным. Штраф светит, если превысил на 1–3 км/ч с учетом погрешности радара. А уж о бесплатном «зазоре» в +20 км/ч и мечтать не стоит (причем уже начиная с территории сопредельных стран СНГ, той же Белоруссии).

***

Соблюдать скоростной режим крайне важно не столько, чтобы защитить себя от возможных штрафов или лишения прав, сколько для безопасности окружающих и своей собственной. Каждый раз, решаясь на превышение, оценивайте дорожную ситуацию и помните, что, по сути, бесплатный «зазор» не спасет вас от вины за аварию, которую можно спровоцировать своей неосторожностью.