Прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Методика прогнозирования чрезвычайных ситуаций, вредных и нежелательных явлений

Под мониторингом понимается система постоянного наблюдения за явлениями, процессами, происходящими в природе и техносфере, для предвидения нарастающих угроз для человека и среды его обитания.

Общей целью мониторинга опасных явлений и процессов в природе и техносфере является повышение точности и достоверности прогноза чрезвычайных ситуаций на основе объединения интеллектуальных, информационных и технологических возможностей различных ведомств и организаций, занимающихся вопросами мониторинга отдельных видов опасностей.

Данные мониторинга служат основой для прогнозирования. В общем случае прогнозирование - это творческий исследовательский процесс, в результате которого получают гипотетические данные о будущем состоянии какого-либо объекта, явления, процесса.

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций - это опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем.

Прогнозирование включает в себя ряд элементов. Один из них — информация об объекте прогнозирования, раскрывающая его поведение в прошлом и настоящем, а также закономерности этого поведения.

В основе всех методов, способов и методик прогнозирования лежит эвристический или математический подход.

Суть эвристического подхода состоит в использовании мнений специалистов-экспертов. Он находит применение для прогнозирования процессов, формализовать которые нельзя.

Математический подход заключается в использовании имеющихся данных о некоторых характеристиках прогнозируемого объекта, их обработке математическими методами, получении зависимости, связывающей указанные характеристики со временем, и вычислении с помощью найденной зависимости характеристик объекта в заданный момент времени.

Этот подход предполагает применение моделирования или экстраполяции.

Прогнозирование в большинстве случаев является основой предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.

В режиме повседневной деятельности прогнозируется возможность возникновения чрезвычайных ситуаций - факт возникновения чрезвычайного события, его место, время и интенсивность, возможные масштабы и другие характеристики предстоящего происшествия.

При возникновении чрезвычайной ситуации прогнозируется ход развития обстановки, эффективность тех или иных намеченных мер по ликвидации чрезвычайной ситуации, требуемый состав сил и средств. Наиболее важным из всех этих прогнозов является прогноз вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций. Его результаты могут быть наиболее эффективно использованы для предотвращения чрезвычайных ситуаций (особенно в техногенной сфере, а также для некоторых природных бедствий), для заблаговременного снижения возможных потерь и ущерба, обеспечения готовности к ним, определения оптимальных превентивных мер.

Предупреждение чрезвычайных ситуаций как в части их предотвращения (снижения вероятности возникновения), так и в плане уменьшения потерь и ущерба от них (смягчения последствий) проводится по следующим направлениям:

Мониторинг и прогнозирование чрезвычайных ситуаций;

Рациональное размещение производительных сил и поселений на территории страны с учетом природной и техногенной безопасности;

Предотвращение в возможных пределах некоторых неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов путем систематического снижения накапливающегося разрушительного потенциала;

Предотвращение аварий и техногенных катастроф путем повышения технологической безопасности производственных процессов и эксплуатационной надежности оборудования;

Разработка и осуществление инженерно–технических мероприятий, направленных на предотвращение возникновения источников чрезвычайных ситуаций, смягчение их последствий, защиту населения и материальных средств;

Обучение производственного персонала и повышение технологической и трудовой дисциплины;

Подготовка объектов экономики и систем жизнеобеспечения населения к работе в условиях чрезвычайных ситуаций;

Декларирование промышленной безопасности;

Лицензирование деятельности опасных производственных объектов;

Проведение государственной экспертизы в области предупреждения чрезвычайных ситуаций;

Государственный надзор и контроль по вопросам природной и техногенной безопасности;

Страхование ответственности за причинение вреда при эксплуатации опасного производственного объекта;

Информирование населения о потенциальных природных и техногенных угрозах на территории проживания;

Подготовка населения в области защиты от чрезвычайных ситуаций мирного и военного времени.

Под мониторингом понимается система постоянного наблюдения за явлениями и процессами, происходящими в природе и техносфере, для предвидения нарастающих угроз для человека и среды его обитания. Главной целью мониторинга является предоставление данных для точного и достоверного прогноза чрезвычайных ситуаций на основе объединения интеллектуальных, информационных и технологических возможностей различных ведомств и организаций, занимающихся наблюдением за отдельными видами опасностей. Мониторинговая информация служит основой для прогнозирования, в результате которого получают гипотетические данные о будущем состоянии какого–либо объекта, явления, процесса.

Прогнозирование чрезвычайной ситуации – это опережающее предположение о вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа причин ее возникновения и ее источника в прошлом и настоящем. Главным в этом процессе является информация об объекте прогнозирования, раскрывающая его поведение в прошлом и настоящем, а также закономерности этого поведения. В основе всех методов, способов и методик прогнозирования лежат эвристический и математический подходы. Суть эвристического подхода состоит в изучении и использовании мнений специалистов–экспертов. Этот подход применяется для прогнозирования процессов, формализовать которые нельзя. Математический подход заключается в использовании данных о некоторых характеристиках прогнозируемого объекта после их обработки математическими методами для получения зависимости, связывающей эти характеристики со временем, и вычислении с помощью найденной зависимости характеристик объекта в заданный момент времени. Этот подход предполагает активное применение моделирования или экстраполяции.

Прогнозирование в большинстве случаев является основой предупреждения чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. В режиме повседневной деятельности прогнозируется возможность возникновения таких ситуаций: их место, время и интенсивность, возможные масштабы и другие характеристики. При возникновении чрезвычайной ситуации прогнозируется возможное развитие обстановки, эффективность тех или иных мер по ликвидации ситуации, необходимый состав сил и средств. Наиболее важным является прогноз вероятности возникновения чрезвычайной ситуации. Его результаты могут быть наиболее эффективно использованы для предотвращения многих аварий и катастроф, а также некоторых природных бедствий.

Рациональное размещение производительных сил и поселений на территории страны является эффективной совокупностью мер, обеспечивающих предотвращение значительной части чрезвычайных ситуаций (снижение вероятности их возникновения) и уменьшение в определенных пределах возможных потерь и ущерба от них (смягчение их последствий). Это размещение представляет собой меры по распределению и перераспределению по территории страны объектов экономики и хозяйственной инфраструктуры, а также населенных пунктов в соответствии с критериями их защищенности от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера. Важной частью этих мероприятий является рациональное размещение потенциально опасных объектов и мест утилизации отходов. Объекты экономики размещают таким образом, чтобы они не попадали в зоны, в которых возможные природные и техногенные воздействия на них превышают допустимые нормативные. Объекты экономики должны находиться на таком расстоянии от жилых зон и друг от друга, которое обеспечивает их безопасность. Взрыво–и пожароопасные объекты и их элементы размещают с учетом защитных свойств и других особенностей местности. Потенциально опасные элементы радиационно опасных объектов размещают на таком расстоянии, которое обеспечивает изоляцию реакторных блоков атомных станций друг от друга. Химически опасные объекты возводят на безопасном расстоянии от рек, водоемов, морского побережья, подземных водоносных слоев и размещают с подветренной стороны населенных пунктов и жилых зон. Биологически опасные объекты и их элементы располагают с учетом розы ветров в данной местности. Вокруг радиационно, химически и биологически опасных объектов создают санитарно–защитные зоны и зоны наблюдения. В санитарно–защитных зонах не допускается размещение жилых домов, детских дошкольных учреждений, учебных заведений и некоторых других объектов. Гидротехнические сооружения возводят таким образом, чтобы в зоны возможного катастрофического затопления попадало минимальное число объектов социального и хозяйственного назначения. Размещение населенных пунктов и объектов важного экономического значения в этих зонах не допускается.

Предотвратить большинство чрезвычайных ситуаций природного характера практически невозможно. Однако существует ряд опасных природных явлений и процессов, негативному развитию которых можно воспрепятствовать. Это может быть выполнено проведением мероприятий по предупреждению градобитий, заблаговременному спуску лавин и сбрасыванию селевых озер, образовавшихся в результате завалов русел горных рек. К мерам по предотвращению таких ситуаций могут быть отнесены также локализация или подавление природных очагов инфекций, вакцинация населения и сельскохозяйственных животных.

В техногенной сфере работу по предотвращению аварий ведут в соответствии с их видами на конкретных объектах. В качестве мер, снижающих риск возможных ЧС, наиболее эффективными являются совершенствование технологических процессов; повышение качества технологического оборудования и его эксплуатационной надежности; своевременное обновление основных фондов; использование технически грамотной конструкторской и технологической документации, высококачественного сырья, материалов и комплектующих изделий; наличие квалифицированного персонала, создание и применение передовых систем технологического контроля и технической диагностики, безаварийной остановки производства, локализации и подавления аварийных ситуаций и многое другое.

Одним из направлений эффективного уменьшения масштабов чрезвычайных ситуаций является строительство и использование защитных сооружений различного назначения. К ним следует отнести гидротехнические защитные сооружения, предохраняющие водотоки и водоемы от распространения радиоактивного загрязнения, а также сооружения, защищающие сушу и гидросферу от некоторых других поверхностных загрязнений. Плотины, шлюзы, насыпи, дамбы и укрепление берегов используют для защиты от наводнений. Важная роль в деле снижения ущерба окружающей природной среде отведена коммунальным и промышленным очистным сооружениям. Для уменьшения негативного воздействия оползней, селей, обвалов, осыпей и лавин в горной местности применяют защитные инженерные сооружения на коммуникациях и в населенных пунктах. Для смягчения эрозивных процессов используют защитные лесонасаждения. Для защиты персонала объектов экономики и населения от опасностей военного времени, а также от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера используются защитные сооружения гражданской обороны.

Одним из направлений уменьшения масштабов чрезвычайных ситуаций является проведение мероприятий по повышению физической стойкости объектов во время стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф. К этим мероприятиям, прежде всего, следует отнести сейсмостойкое строительство в сейсмоопасных районах и сейсмоукрепление на этих территориях зданий и сооружений, построенных ранее без учета сейсмичности, а также повышение физической стойкости особо важных объектов, защита уникального оборудования, культурных, исторических, государственных ценностей, резервов наиболее важных ресурсов.

Эффективно содействует уменьшению масштабов чрезвычайных ситуаций (особенно в части потерь) создание и применение систем оповещения населения, персонала и органов управления, прежде всего системы централизованного оповещения на федеральном, региональном, территориальном, местном и объектовом уровнях. Благодаря этой системе можно в кратчайшие сроки оповестить об опасности большую часть населения страны или отдельных территорий. Своевременное оповещение позволяет принять меры по защите населения и тем самым снизить потери. На потенциально опасных объектах функционируют локальные системы оповещения, управляемые дежурным персоналом объекта или специалистами централизованной системы оповещения города. Задачей локальной системы оповещения является своевременное оповещение об опасности людей, проживающих вблизи потенциально опасного объекта. На случай, если дежурный персонал не сможет своевременно привести в действие систему оповещения, создают локальные или объединенные автоматизированные системы обнаружения опасных природных и техногенных факторов и оповещения о них. Такие автоматизированные системы контроля радиационной обстановки уже применяются на некоторых отечественных АЭС.

Одним из важнейших мероприятий по предупреждению возникновения и развития чрезвычайных ситуаций, прежде всего техногенного характера, является обучение производственного персонала и повышение технологической и трудовой дисциплины.

Сложившаяся в последние годы ситуация в области эксплуатации промышленных производств, особенно потенциально опасных, характеризуется высоким уровнем аварийности и травматизма. Пожары, взрывы, выбросы токсичных продуктов и другие аварийные ситуации на производстве часто становятся причиной чрезвычайных ситуаций. Несмотря на значительные усилия в области разработки технических систем безопасности и защиты, показатели аварийности в нашей стране в последние годы значительно выросли. В большинстве случаев это связано с низкой обученностью персонала и несоблюдением технологической и трудовой дисциплины. По причине «человеческого фактора» происходит более половины всех техногенных аварий и катастроф на объектах экономики, промышленного и сельскохозяйственного производства, наземном, воздушном и водном транспорте.

В соответствии с действующим законодательством работник несет ответственность за свою производственную деятельность в пределах собственной (аттестационной или лицензируемой) обученности, а также информированности об опасностях при исполнении своих функций на рабочем месте.

Поэтому повышается значимость непрерывного и дополнительного обучения и информирования работников. Трудовым кодексом Российской Федерации, который принят Государственной Думой РФ в декабре 2001 г., предусмотрены обязанности и права как работодателей, так и работников по профессиональной подготовке и переподготовке, а также соблюдению трудовой и технологической дисциплины и требований охраны труда. Много внимания этим вопросам уделяется и в других законодательных и нормативных актах, особенно регламентирующих деятельность в опасных сферах. Так, в статье 10 Федерального закона РФ «О промышленной безопасности опасных производственных объектов» говорится об обязанности организации, эксплуатирующей такой объект «обучать работников действиям в случае аварии или инцидента на опасном производственном объекте».

Профессиональная подготовка работника включает в себя:

Первичный инструктаж по безопасным методам работы для вновь принятого или переведенного из одного цеха в другой работника (проводится мастером или начальником цеха);

Ежеквартальный инструктаж по безопасным методам работы и содержанию планов ликвидации аварий и эвакуации персонала (проводятся руководителем организации);

Повышение квалификации рабочих по специальным программам в соответствии с «Типовым положением» (проводится аттестованными преподавателями).

Противоаварийная подготовка персонала предусматривает выполнение следующих мероприятий:

Разработка планов ликвидации аварий в цехах и на объектах, подконтрольных Госгортехнадзору России; а также подготовка планов эвакуации персонала цехов и объектов в случае возникновения аварий;

Первичный инструктаж по действиям в соответствии с планами ликвидации аварий и эвакуации персонала для вновь принятых или переведенных из цеха в цех рабочих (проводится мастером или начальником цеха);

Ежеквартальный инструктаж по действиям в соответствии с планами ликвидации аварий и эвакуации персонала (проводится руководителем организации).

В соответствии с Федеральным законом РФ «О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», а также постановлением Правительства Российской Федерации от 4 сентября 2003 г. № 547 предусмотрено обязательное обучение всех работников предприятий, учреждений и организаций правилам поведения, способам защиты и действиям в чрезвычайных ситуациях. Занятия с ними проводятся по месту работы в соответствии с программами, разработанными с учетом особенностей производства. Работники также принимают участие в специальных учениях и тренировках. Для руководителей всех уровней, кроме того, предусмотрено обязательное повышение квалификации в области гражданской обороны и защиты от чрезвычайных ситуаций при назначении на должность, а в последующем не реже одного раза в пять лет.

К мерам, уменьшающим масштабы чрезвычайных ситуаций, следует отнести также поддержание в готовности убежищ и укрытий, санитарно–эпидемические и ветеринарно–противоэпизоотические мероприятия, эвакуацию населения из неблагоприятных или потенциально опасных зон, обучение населения, поддержание в готовности органов управления и сил и многое другое, а также декларирование промышленной безопасности объекта. Декларация промышленной безопасности разрабатывается на каждом промышленном объекте, деятельность которого связана с повышенной опасностью. Она обеспечивает контроль за соблюдением мер безопасности и позволяет оценить достаточность и эффективность мероприятий по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Деятельность, связанная с проектированием потенциально опасных объектов промышленности и транспорта, их строительством (реконструкцией), вводом и выводом из эксплуатации, работой на конкретной территории, осуществляется только на основе лицензии, выданной федеральным или территориальным органом исполнительной власти, специально уполномоченным в области промышленной безопасности. Лицензия является официальным государственным разрешительным документом, удостоверяющим право ее владельца на осуществление определенного вида (видов) деятельности на данной территории в течение установленного срока при соблюдении им заранее оговоренных требований и условий.

Для реализации мер по обеспечению природной и техногенной безопасности объектов различного назначения еще на стадии их проектирования осуществляется государственная экспертиза в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.

Государственной экспертизе в этой области подлежат:

Градостроительная документация;

Проектная документация на строительство, расширение, реконструкцию, техническое перевооружение, снятие с эксплуатации и ликвидацию объектов промышленного и социального назначения, которые могут быть источником чрезвычайных ситуаций или могут влиять на обеспечение защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций;

Проекты защитных сооружений различного назначения.

Государственная экспертиза по указанным объектам проводится независимо от источников финансирования, организационно–правовых форм и принадлежности объекта на всех стадиях (этапах) разработки документации.

Важным элементом общей деятельности по предупреждению чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является государственный надзор и контроль в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций. Его целью является проверка полноты выполнения мероприятий по предупреждению чрезвычайных ситуаций и готовности соответствующих должностных лиц, сил и средств к действиям в случае их возникновения. Государственный надзор и контроль осуществляют федеральные органы исполнительной власти и органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации. По результатам надзорной и контрольной деятельности в области защиты населения и территорий разрабатываются рекомендации, направленные на снижение риска и уменьшение масштабов чрезвычайных ситуаций, а также обязательные для исполнения решения о расследовании причин возникновения чрезвычайных ситуаций.

Эффективным инструментом частичной компенсации ущербов от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера является страхование природных и техногенных рисков. Оно защищает имущественные и другие интересы граждан и юридических лиц в случае наступления событий (страховых случаев), определенных договором страхования или действующим законодательством.

Огромный потенциал в деле снижения рисков чрезвычайных ситуаций заключается в использовании для оперативного информирования и оповещения населения комплексной системы, включающей в себя федеральные, региональные и местные информационные центры, соединенные с различными оконечными устройствами отображения информации. Такими устройствами в местах массового пребывания людей наружные и внутренние электронные табло с видеокамерами (для обеспечения обратной связи и профилактического наблюдения). В других местах оконечными устройствами могут служить мобильные телефоны, портативные компьютеры с беспроводным выходом в Интернет, бытовые радио–и телеприемники. На указанные устройства может выводиться информация о возможных чрезвычайных ситуациях, характере их поражающих факторов, правилах безопасного поведения, сигналы оповещения. Наличие обратной связи позволяет в этом случае осуществлять интерактивный процесс обучения, а также профилактическое наблюдение и мониторинг мест массового пребывания людей.

Информация о прогнозируемых и возникших чрезвычайных ситуациях, их последствиях, о состоянии радиационной, химической, медико–биологической, взрывной, пожарной и экологической безопасности на соответствующих территориях должна быть правдивой и своевременной. Сокрытие, несвоевременное представление, либо представление заведомо ложной информации недопустимо и влечет за собой ответственность в соответствии с законодательством Российской Федерации.

В настоящее время особое значение приобретает борьба с терроризмом . В связи с этим разрабатывается и осуществляется комплекс следующих мероприятий:

Уточнение перечня объектов и систем жизнеобеспечения, наиболее вероятных для проведения на них террористических актов;

Разработка на объектах экономики мероприятий по предотвращению несанкционированного проникновения посторонних лиц и прогнозирование возможных чрезвычайных ситуаций на них в случае террористических актов;

Внедрение системы страхования ответственности за причинение вреда гражданам, в том числе и от аварий в результате террористических актов;

Осуществление лицензирования деятельности опасных производств, декларирование безопасности и повышение готовности к локализации и ликвидации аварий, в том числе в результате террористических актов;

Подготовка специальных разведывательных групп для обнаружения и идентификации опасных веществ, использование которых возможно при совершении террористических актов;

Определение перечня и разработка специальных мероприятий по обнаружению и обезвреживанию средств совершения технологических террористических актов.

В качестве профилактических мер на объектах целесообразно использовать следующее:

Ужесточение пропускного режима при входе и въезде на территорию;

Установка систем сигнализации, аудио–и видеозаписи;

Тщательный подбор и проверка кадров;

Использование специальных средств и приборов обнаружения взрывчатых веществ;

Организация и проведение совместно с сотрудниками правоохранительных органов инструктажей и практических занятий с работающим персоналом;

Регулярный осмотр территорий и помещений. Все указанные выше мероприятия по предупреждению возникновения и развития 1С имеют общий характер. На каждом отдельном объекте экономики с учетом его специфики специалисты разрабатывают и осуществляют конкретные мероприятия.

Вопросы и задания

1. Какие мероприятия проводятся в нашей стране для предупреждения возникновения и развития чрезвычайных ситуаций?

2. Проведение каких мероприятий на объекте экономики будет способствовать предотвращению техногенных чрезвычайных ситуаций?

3. Какие мероприятия предусмотрены для повышения физической стойкости объектов к воздействию поражающих факторов чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера?

4. На каких объектах экономики и с какими целями создаются локальные системы оповещения о возникновении чрезвычайных ситуаций?

5. Кратко сформулируйте перечень своих обязанностей в области безопасности в соответствии со своей будущей профессией.

определение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем. Прогнозирование может носить долгосрочный, краткосрочный или оперативный характер.


EdwART. Словарь терминов МЧС , 2010

Смотреть что такое "Прогнозирование чрезвычайных ситуаций" в других словарях:

    прогнозирование чрезвычайных ситуаций - прогнозирование чрезвычайных ситуаций: По ГОСТ Р 22.1.02; Источник … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

    прогнозирование чрезвычайных ситуаций - прогнозирование ЧС Опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем. Примечание Прогнозирование может носить долгосрочный… …

    ПРОГНОЗИРОВАНИЕ ЧРЕЗВЫЧАЙНЫХ СИТУАЦИЙ - Опережающее отражение вероятности возникновения и развития чрезвычайной ситуации на основе анализа возможных причин ее возникновения, ее источника в прошлом и настоящем. Примечание. Прогнозирование может носить долгосрочный, краткосрочный или… … Комплексное обеспечение безопасности и антитеррористической защищенности зданий и сооружений

    Комплекс наблюдений за состоянием окружающей среды (атмосферы, гидросферы, иных геосфер, почвенно растительного покрова, животного мира, объектов техносферы), с целью контроля ее состояния и охраны, а также опережающее отражение вероятности… …

    Заблаговременное определение вероятности появления и развития чрезвычайных ситуаций в техносфере (на потенциально опасных объектах) и их масштабов с учетом их воздействий на население и окружающую среду. Для прогнозирования техногенных… … Словарь черезвычайных ситуаций

    Прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций - Прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций; прогнозирование техногенных ЧС: опережающее отражение вероятности появления и развития техногенных чрезвычайных ситуаций и их последствий на основе оценки риска возникновения пожаров, взрывов,… … Официальная терминология

    прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций - прогнозирование техногенных ЧС Опережающее отражение вероятности появления и развития техногенных чрезвычайных ситуаций и их последствий на основе оценки риска возникновения пожаров, взрывов, аварий, катастроф. [ГОСТ Р 22.1.02 95] Тематики… … Справочник технического переводчика

    прогнозирование природных чрезвычайных ситуаций - прогнозирование природных ЧС Заблаговременное определение вероятности возникновения последствий природных ЧС на основе анализа и прогнозирование источников природных ЧС и их воздействия на население, территорию и окружающую природную среду. [ГОСТ … Справочник технического переводчика

    Прогнозирование природных чрезвычайных ситуаций - Прогнозирование природных чрезвычайных ситуаций: заблаговременное определение вероятности возникновения последствий природных ЧС на основе анализа и прогнозирование источников природных ЧС и их воздействия на население, территорию и окружающую… … Официальная терминология

    Прогнозирование возникновения природных ЧС Заблаговременное определение вероятности возникновения источников природных ЧС и их интенсивности. [ГОСТ Р 22.0.11 99] Тематики предупреждение природных чрезвычайных ситуаций Синонимы прогнозирование… … Справочник технического переводчика

Книги

  • , Б. С. Мастрюков Категория: Учебники для ВУЗов Серия: Издатель: Академия , Производитель: Академия ,
  • Безопасность в чрезвычайных ситуациях в природно-техногенной сфере. Прогнозирование последствий , Б. С. Мастрюков , Рассмотрены вопросы прогнозирования и оценки обстановки при чрезвычайных ситуациях с целью принятия мер по предупреждению аварий, катастроф, стихийных бедствий. Приведены методологии… Категория: Безопасность жизнедеятельности Серия: Высшее профессиональное образование Издатель:

Прогнозирование ЧС обычно имеет цель установить возможный факт ее появления и возможные последствия. Для прогнозирования ЧС используют закономерности территориального распределения, и проявления во времени различных процессов и явлений, происходящих в живой и неживой природе.

Методика прогнозирования заключается в определении вероятности аварий и катастроф путем выявления источников опасности; определения части оборудования, которое может вызвать опасные состояния; исключения из анализа маловероятных случаев. Обычно источником опасности являются источники энергии, процесс производства и условия его осуществления. Окончательно опасность можно оценить только после оценки ЧС.

Прогнозирование природных процессов и явлений возложено прежде всего на Главгидромет, но в прогнозировании ряда процессов и явлений участвуют научно-исследовательские учреждения других министерств и ведомств.

Прогнозирование бурь, ураганов, смерчей осуществляется на основе изучения перемещения воздушных масс, обнаружения и определения маршрута движения циклона. Признаком, указывающим на приближение циклона является нарушение нормального суточного хода атмосферного давления и его падения Признаками возможного шквала или смерча являются мощные кучево-дождевые облака. Смерч прогнозируют также путем обнаружения атмосферных радиопомех, так как обычно вокруг смерчей образуется электромагнитное поле строго определенного диапазона частот. Смерчи прекращают свое существование над лесами, возвышенностями, в городах. Это используется для прогнозирования смерчей.

Прогнозирование ливней, затяжных дождей, заморозков и сильных снегопадов основывается на оценке облачного покрова, атмосферного давления, влажности, температуры воздуха, направления и силы ветра. Обычно такие прогнозы отличаются значительной точностью, и население оповещается о них по средствам массовой информации. Прогнозирование грозы, молнии, града возможно на основе анализа и оценки кучево-дождевых облаков, температуры воздуха на высотах 7–15 км. Если на этих высотах температура достигает –15–20 0 С, то ожидается гроза, а при переохлаждении воды – и град.

Прогнозирование засухи делают на основе анализа и оценки результатов прогнозирования выпадения дождей, степени увлажнения почвы за счет таяния снега весной, учитывается особенность почвы, ландшафт и др.

Прогнозирование наводнений основывается на анализе и оценке количества таящего снега весной, скорости его таяния, глубины промерзания грунта на полях, наличие заторов и зажоров на реках и т.д. Наводнения могут возникнуть и за счет затяжных или ливневых дождей, а также за счет аварий и катастроф на гидротехнических сооружениях.

Прогнозирование лесных и торфяных пожаров основывается на оценке состояния погоды, прогнозирования засухи, степени посещаемости леса людьми и т.д. Так, при жаркой погоде, если дождей не бывает 15–18 дней, то лес становится настолько сухим, что любое неосторожное обращение с огнем вызывает пожар.

Прогнозирование землетрясений. Республика Беларусь находится вне пояса сильных землетрясений. Магнитуда сейсмических волн от землетрясений, эпицентры которых находятся на расстоянии многих сотен и тысяч километров, на территории РБ не превышает 4 баллов по шкале Рихтера. РБ получает информацию прогнозирования землетрясений от других стран.

Прогнозирование техногенных чрезвычайных ситуаций

Прогнозирование техногенных ЧС – опережающее отражение вероятности появления и развития техногенных ЧС и их последствий на основе оценки риска возникновения пожаров, взрывов, аварий, катастроф.

Прогнозирование техногенных ЧС основано на оценке технического состояния оборудования, техники, оценке человеческого фактора и факторов окружающей среды.

Известно, что технологическое оборудование имеет свой «жизненный цикл». Он обычно начинается с установки, наладки, иногда доработки технологического оборудования на предприятии. Люди, которые его будут обслуживать, как правило, нуждаются в обучении. С началом эксплуатации этого оборудования вероятность аварий значительна как по вине обслуживающего персонала, не имеющего опыта эксплуатации, так и из-за несовершенства самого оборудования. На этом этапе обычно на оборудовании устраняются недостатки, а обслуживающий персонал приобретает опыт его эксплуатации. Очевидно, что в средине «жизненного цикла» величина риска аварий и катастроф минимальна. В дальнейшем, по мере износа оборудования, величина риска в конце «жизненного цикла» растет.

Для более точного прогнозирования величины риска и возможных причин ЧС используют методику прогнозирования, суть которой рассмотрим на примере того же технологического оборудования на предприятии. Она заключается в следующем. Прежде всего, выявляются источники опасности, оборудование, которое может вызвать опасные состояния, и исключают из анализа маловероятные случаи. Обычно источниками опасности являются источники энергии, процессы и условия эксплуатации оборудования.

Источники энергии, представляющие опасность: топливо, взрывчатые вещества, заряженные конденсаторы, емкости под давлением, пружинные механизмы, подвесные устройства, газогенераторы, аккумуляторные батареи, приводные устройства, катапультированные предметы, нагревательные приборы, вращающиеся механизмы, электрические генераторы, статические электрические заряды, насосы, вентиляторы, воздуходувки и др.

Процессы и условия, представляющие опасность: разгон, коррозия, нагрев, охлаждение, давление, влажность, радиация, загрязнения, химическая диссоциация, химическое замещение, механические удары, окисление, утечки, электрический пробой, пожары, взрывы и др.

Прогнозирование ЧС экологического характера обычно проводят учреждения Министерства здравоохранения, Министерство сельского хозяйства и продовольствия и др.

Экологическое прогнозирование – это научное предвидение возможного состояния природных экологических систем, определяемого естественными и антропогенными экологическими факторами.

Чрезвычайные ситуации экологического характера выявляются и прогнозируются при проведении мониторинга окружающей среды государственными структурами. Для получения исходной информации, необходимой для оценки состояния природной среды, используют различные методики исследований.

С помощью приборов обычно измеряют физические и химические параметры среды: величины и спектр шумов, температуру, характеристики электромагнитных полей, характеристики радиоактивного загрязнения среды, характеристики геофизических явлений, концентрации химических загрязнений воздуха, воды, почвы и др. Для прогнозирования ЧС экологического характера измерения отдельных параметров приборами недостаточно. Поэтому для прогнозирования, уточнения прогнозов широко используются и биоиндикаторы.

В Республике Беларусь законодательно установлены допустимые нормы большинства экологических загрязнений, в частности, для химических загрязнений установлены предельно допустимые концентрации (ПДК) и предельно допустимые выбросы (ПДВ) вредных веществ отдельными хозяйственными объектами.

Прогнозирование биолого-социальных чрезвычайных ситуаций

Для прогнозирования биолого-социальных ЧС обычно проводится биологический мониторинг государственными научно-исследовательскими учреждениями. Он включает: прогнозирование эпидемий, эпизоотий и эпифитотий.

Прогнозирование эпидемий – определение вероятности возникновения, масштабов развития эпидемий и их последствий с целью разработки и обоснования мероприятий по предупреждению распространения инфекционных болезней среди населения, снижению общей инфекционной заболеваемости людей и ликвидации социально-экономических последствий, вызванных эпидемиями.

Прогнозирование эпизоотий – определение вероятности возникновения, масштабов развития эпизоотий и их последствий с целью разработки и обоснования мероприятий по предупреждению распространения инфекционных болезней сельскохозяйственных животных, снижению их общей инфекционной заболеваемости и ликвидации социально-экономических последствий, вызванных эпизоотиями.

Прогнозирование эпифитотий – определение вероятности возникновения, масштабов развития эпифитотий и их последствий, а также появления и размножения вредителей сельскохозяйственных структур с целью разработки и обоснования мероприятий по предупреждению распространения инфекционных болезней и вредителей сельскохозяйственных растений и ликвидации социально-экономических последствий, вызванных эпифитотиями.

Обобщенная оценка ЧС.

Оценка ЧС проходит как на этапе прогнозирования, так и непосредственно после ее возникновения. Она проводиться по отдельным видам или группе видов ЧС на определенных территориях и за определенное время. Поэтому различают:

Обобщенную оценку данного вида ЧС за год (или другой период);

Комплексную обобщенную оценку нескольких видов ЧС за определенный период времени;

Оценку каждой ЧС непосредственно после ее возникновения.

На основании первых двух оценок принимают меры по предупреждению ЧС и обеспечению безопасности, а на основании третей – определяют комплекс мероприятий по ликвидации ЧС и ее последствий.

Различают обобщенную и частные методики оценки ЧС. Первая используется для оценки любой ЧС, вторые характерны только для отдельных ЧС, но во всех случаях должны быть известны:

– необходимые исходные данные;

– критерии оценки;

– величины и параметры, которые нужно определить.

При обобщенной оценке обычно определяют:

– величину социального риска;

– величину экономического риска;

– величину экологического риска;

– экономический ущерб различным отраслям народного хозяйства;

– социальный ущерб, в частности касающийся жизни и здоровья чело­века, выраженный как и в деньгах, так и в других показателях;

– экономический ущерб, наносимый различным отраслям народного хозяйства;

– ущерб, причиняемый экологическим системам с определением способности и времени на самовосстановление при переходе в равновесное состояние.

Под риском понимается неопределенно существующая опасность и возможность ее реализации с негативным воздействием на жизнь и здоровье человека, на работу хозяйственных объектов и экологической сис­темы.

Под социальным (групповым) риском понимается неопределенно существующая опасность и возможность ее реализации с негативным воздействием на жизнь и здоровье группы людей. Так же различают индивидуальный риск – это существующая опасность и возможность ее реализации с негативным воздействием на жизнь и здоровье конкретного индивида.

Под экономическим риском понимается неопределенно существующая опасность и возможность ее реализации с негативными последствиями для экономики страны. Экономический риск измеряется, как правило, в денежном выражении или в натуральных показателях исходя из предполагаемого числа жертв, уничтоженных и разрушенных объектов хозяйствования, средств производства, техники, сельскохозяйственных угодий. Недополученной прибыли и т.д.

Под экологическим риском понимается неопределенно существующая опасность и возможность ее реализации с негативными последствиями на природную среду. Он измеряется:

– предполагаемыми натуральными показателями ущерба (число жертв, разрушенных объектов, недополученной прибыли и т.д.);

– предполагаемым уровнем загрязнения природной среды;

– предполагаемыми размерами ухудшения качества природных ресурсов, деградации природных систем.

Вероятность возникновения ЧС различного характера оценивают по раз­личным методикам, но общим для всех методик является сравнение получен­ных результатов с принятыми критериями. Выбор критериев - одна из важных проблем оценки риска. В качестве критериев риска могут быть приняты:

– величина допустимого (приемлемого) риска;

– величина недопустимого риска.

Допустимый (приемлемый) риск – это риск, при котором применяются необходимые меры безопасности и существует реальная возможность достичь реального результата с минимальными негативными последствиями, это некоторый компромисс между уровнем безопасности и возможностями ее достижения.

Недопустимый риск – это риск, при котором применяются все возможные меры безопасности, но реализация опасности с негативным воздействием на жизнь и здоровье индивидуумов, на работу объектов хозяйствования, на природную среду продолжает существовать.

Вероятность возникновения ЧС применительно к техническим объек­там и технологиям оценивают на основе статистических данных или теоре­тических исследований. Величины социального, экономического и экологического рисков в раз­личных ЧС разные. Иногда некоторые из них или очень малы или отсутствуют и наоборот в других ЧС некоторые из них значительны. Ввиду множества вариантов численного определения социального, эко­номического и экологического рисков конкретных ЧС рассматривают способы их определения на конкретных примерах. На практике часто социальный и эко­номический риски рассматриваются совместно.

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ШУЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ»

КАФЕДРА БЕЗОПАСНОСТИ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ОБЩЕТЕХНИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН И МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ

Контрольная работа

По Гражданской Обороне

на тему:

Прогнозирование обстановки при возникновении ЧС природного характера.

Выполнил:

студент 3 курса 2 группы ТФ

специальности 050104.65

Безопасность жизнедеятельности

Лодягин Павел Евгеньевич

Введение…………………………………………………………………………3

1.Определение ЧС………………………………………………………………4

2.Основные виды ЧС природного характера………………………………….4

3.Природные ЧС и прогнозирование. ………………………………………….6

4.Понятие об обстановке и прогнозировании при угрозе и возникновении ЧС…………………………………………………………………………………9

5.Мониторинг и прогнозирование ЧС…………………………………………13

Список литературы……………………………………………………………..20

Введение.

Природные катастрофы страшны своей внезапностью и большой разрушительной силой, за короткий промежуток времени они способны унести множество человеческих жизней, опустошить территорию, разрушить дома, коммуникации, уничтожить имущество, вывести из нормального процесса жизнедеятельности целые регионы. Однако такие определения природных процессов как «катастрофичность» и «стихийность» во многом относительны, т.к. характеризуют больше не сами процессы, а их восприятие людьми. Для прогнозирования стихийных бедствий и эффективной ликвидации их последствий необходимы глубокие и обширные знания об их генезисе, причинах возникновения, характере и механизме их проявления. Своевременный и точный прогноз - главное условие успешной и эффективной защиты от природных чрезвычайных ситуаций, то есть является частью процесса управления риском. Но следует отметить, что не менее важно и планирование действий ликвидаторов чрезвычайных ситуаций, развитие планов реагирования при возможном проявлении тех или иных стихийных процессов. Только таким образом может быть достигнут эффект минимизации ущерба от стихийных бедствий. Управление риском - это системный подход, используемый при принятии политических решений, при осуществлении процедур и практических мероприятий по предупреждению или уменьшению бедствий, представляющих опасность для населения, экономики, приносящих вред окружающей среде. При этом анализ риска является частью этого системного подхода и представляет собой систематическое использование имеющейся информации для выявления опасностей и оценки риска для отдельных групп населения и природной среды. Анализ риска направлен на выявление опасностей и оценку степени риска. Понятие риск всегда включает два элемента: частоту, с которой происходит то или иное опасное событие, и последствия этого опасного события. То есть применение понятия риска позволяет переводить опасность в разряд измеряемых величин. Использование доступной информации, научно обоснованных прогнозов оценки опасности стихийных бедствий помогают надежнее оценить риск. Эффективность оценки риска зависит от многих факторов. В первую очередь от правильности выбранной методики, точности ее расчетов, а также от уровня технологического оснащения при практическом применении методик, имеется в виду: наличие базы данных, длительность и пространственно-временной охват наблюдений за природными процессами, способы осуществления мониторинга окружающей среды. Важно и решение организационных вопросов: привлечение квалифицированных и компетентных специалистов, занимающихся оценкой риска, выбор объекта для анализа, финансирование, согласованные действия всех заинтересованных структур. Высокой эффективностью могут обладать прогнозы, основанные на анализе природных факторов с моделированием перспективы развития ситуации.

1. Определение ЧС.

ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ СИТУАЦИЯ - это обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей природной среде, а также значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности. ЧС классифицируются по характеру источника и по масштабам.

ЧС природного характера можно подразделить на:

геологические (землетрясения, извержения вулканов, оползни, сели, снежные ла-

метеорологические (ураганы, бури, снежные бури, смерчи);

гидрологические (цунами, наводнения заторы, зажоры, нагоны);

природные пожары (лесные, торфяные, степные);

массовые заболевания (эпидемии, эпизоотии (животных), эпифитотии (расте-

2. Основные виды ЧС природного характера.

Рассмотрим отдельные характеристики наиболее часто встречающихся ЧС природного характера и их последствий.

Землетрясения – это подземные толчки и колебания земной поверхности, вызванные в основном геофизическими причинами под действием тектонических сил

Наводнения – это значительное затопление местности в результате подъема уровня воды в реке, озере, водохранилище, вызываемого притоком воды в периоды снеготаяния или ливней, ветровых нагонов воды, при заторах льда на реках, прорыве плотин и ограждающих дамб, завалах рек при землетрясениях, горных обвалах или селевых потоках.

Оползни – это скользяще смещение масс горных пород вниз по склону под влиянием силы тяжести.

Сель (селевый поток) – бурый грязевой или грязекаменный поток, состоящий из смеси воды и обломков горных пород, внезапно возникающий в бассейнах небольших

горных рек.

Снежные лавины также относятся к оползням и возникают также, как и другие оползневые смещения. Силы сцепления снега переходят определенную границу и силы гравитации вызывают скольжение снежных масс по склону

Ураганы, тайфуны, штормы, бури, смерчи эти явления природы представляют собой чрезвычайно быстрые перемещения воздушных масс, зачастую имеющие катастрофические последствия.

Ураган – это ветер большой разрушительной силы и значительной продолжитель ности, скорость которого примерно равна 32 м/с и более (12 баллов по шкале Бофорта).

Буря – это ветер, скорость которого меньше скорости урагана и может достигать 15-20 м/с. Сильную бурю иногда называют штормом.

Шторм при движении воздушных масс над поверхностью моря (океана) вызывает сильное волнение.

Смерч (торнадо) вихревое движение воздуха, возникающее в грозовом облаке, а затем распространяющееся в виде черного рукава к земле.

Метели, бураны, пурга, вьюга, снежные заносы характеризуются перемещением огромных масс снега с большой скоростью (50-100 км/ч) в течение от нескольких часов до нескольких суток.

Ландшафтные пожары имеют причинами возникновения неосторожное обраще ние с огнем, нарушение правил пожарной безопасности, удары молний, а также самовоз горание торфа и сухой растительности. В целом, по статистике, до 90% пожаров возникает по вине человека и только 8-10% - от молний.

Лесные пожары по интенсивности горения подразделяются на слабые, средние и сильные, а по характеру горения на низовые и верховые, беглые и устойчивые.

Лесные низовые пожары характеризуются горением лесной подстилки, надпочвенного покрова и подлеска без захвата крон деревьевЛесные верховые пожары развиваются, как правило, из низовых и характеризуются горением крон деревьев. При устойчивом верховом пожаре огнем охватываются не только кроны, но и стволы деревьев. Пламя охватывает весь лес от почвенного покрова и до вершин деревьев и распространяется со скоростью 5-8 км/ч.

Подземные пожары возникают иногда, как продолжение лесных. Заглубление пожара начинается у стволов деревьев и распространяется со скоростью от нескольких сантиметров до нескольких метров в сутки.

Торфяные пожары могут возникать и самостоятельно, без связи с лесными. Опасность их состоит в том, что после горения в земле остаются пустоты, в которые могут проваливаться люди, животные, техника.

Таким образом, лесные и торфяные пожары – опасные стихийные бедствия, в результате которых уничтожаются материальные ценности, возможна гибель людей и животных.

Помимо поражающих факторов – высокой температуры, пламени, способных вызвать возгорания в населенных пунктах, на сельскохозяйственных объектах и т.п., задымления больших районов, пожары вызывают тяжелые психологические последствия у людей.

Степные (полевые) пожары возникают на открытой местности при наличии сухой травы или созревших хлебов. Они носят сезонный характер и чаше бывают летом, реже –весной и практически отсутствуют зимой.

3. Природные ЧС и прогнозирование.

Население и территория Земли с многочисленными объектами хозяйства подвержены негативным воздействиям более 50 опасных природных и техногенных процессов.

В зависимости от конкретных природно-климатических условий и гелиофизических факторов каждого года (или ряда лет) повышается риск одних из них и снижается риск других.

В последние годы наметилась тенденция уменьшения числа стихийных бедствий и чрезвычайных ситуаций природного характера. Это вызвано как естественно-природными, так и социально-экономическими причинами, заключающимися в поступательном развитии экономики в последние 3 года и увеличении расходов на текущие и капитальные защитные мероприятия.

С точки зрения возможности проведения превентивных мероприятий опасные природные процессы, как источник чрезвычайных ситуаций, могут прогнозироваться с очень небольшой заблаговременностью.

В последние годы в связи с общими тенденциями изменения климата отмечается потепление почти на всей территории и повышается опасность засух и пожаров в лесных массивах.

Прогнозируется увеличение частоты неблагоприятных краткосрочных явлений (внеурочных периодов аномально теплой погоды и заморозков, сильных ветров и снегопадов и т.п.). Ожидается уменьшение повторяемости особо опасных ливневых и длительных дождей, и других особо опасных явлений, связанных с увлажнением. Отмечаемое в последние годы уменьшение периода изменений погоды - 3-4 дня против обычных 6-7 дней - вызовет определенные трудности в прогнозировании стихийных гидрометеорологических явлений, что скажется на степени оперативности оповещения о них и, в большей степени, на возможность прогнозирования их последствий.

По-прежнему, особенно актуальным остается вопрос изменений локального климата и локальных погодных условий применительно к городским поселениям, в особенности, к крупным городским агломерациям, где независимые от естественных погодных условий факторы трансформируют метеорологические процессы до совершенно непредсказуемых проявлений.

Наводнения, паводковая обстановка

К регионам, которым наводнения наносят наибольший ущерб, относятся области с широкими устьями рек. Научно обоснованный прогноз гидрологического режима рек выполняется Белгидрометом в конце зимы на основании оценки сформировавшихся запасов снега.

Можно ожидать снижение риска весенних наводнений при более низкой водностью рек.

Затопления от наводнений заторного типа, которые мало зависят от уровня водности года, следует ожидать в апреле-мае. Тревогу вызывает неудовлетворительное техническое состояние подпорных гидротехнических сооружений как крупных, так и мелких водохранилищ.

Ситуацию может осложнить обстоятельство, когда гидротехнические сооружения малых и средних водохранилищ могут оказаться бесхозными, что создает в случае интенсивного таяния снега весной или продолжительных дождей летом и осенью повышенную угрозу их прорыва.

Ветры, дожди, град

Прогноз сильных ветров и интенсивности дождей имеет кратковременную заблаговременность (от нескольких суток до нескольких часов). Сильные ветры со скоростью свыше 20 м/сек и ливневые осадки могут наблюдаться на территории практически всех областей.

При сохраняющейся тенденции наибольшее количество сильных ветров следует ожидать в период с мая по август.

Наиболее возможно возникновение смерчей в центральных районах, причем чаще всего они наблюдаются в июне-июле. В последние годы наблюдается уменьшение числа смерчей, что предположительно связано с ростом повторяемости западной формы циркуляции атмосферы.

В 2003 году возможно уменьшится количество опасных ливневых длительных дождей в целом по Республике.

Максимум повторяемости града (4-5 раз в год), который наносит наибольший ушерб сельскохозяйственным посевам и населенным пунктам.

Количество чрезвычайных ситуаций, вызванных сильными ветрами, дождями и градом, в основном, сохраниться на прежнем уровне, либо будет увеличиваться за счет проявления плохо прогнозируемых локальных метеопроцессов на фоне значительного износа объектов коммунального хозяйства и социальной сферы.

Эрозия берегов

В виду сворачивания в последние годы берегоукрепительных работ и износа существующих берегозащитных сооружений серьезно возросла угроза крупномасштабных обрушений объектов экономики и жизнеобеспечения, расположенных в непосредственной близости от разрушающихся берегов рек и водохранилищ. Особую тревогу вызывает вероятность разрушения канализационных коллекторов с последующим сбросом больших объемов загрязненных вод в речные системы.

Карстовые процессы.

Карстовые процессы. Повышенная опасность возникновения чрезвычайных ситуаций, вызванных активизацией карстовых процессов, характерна для урбанизированных территорий, испытывающих техногенное подтопление.

Опасность проявления карстовых процессов высока в крупных городах, причем их активизация вызывается, как правило, несоблюдением норм строительства и эксплуатации городских подземных коммуникаций, а также нерациональной подземной разработкой полезных ископаемых.

Природные пожары

Методы долгосрочного прогнозирования до настоящего времени не получили практического подтверждения. Как показывает мировой опыт реальное прогнозирование возникновения и развития пожарной обстановки возможно только с заблаговременностью не более 5 дней, но достоверность даже таких краткосрочных прогнозов не превышает 50%.

Какая-либо достоверная оценка пожароопасного сезона может быть дана не ранее марта на основании данных Белгидромета об основных составляющих водного баланса на начало снеготаяния, сроках снеготаяния и предположительного метеорологического прогноза температурного и осадочного режимов.

Однако на территории областей есть традиционно опасные регионы, пожарный сезон в которых каждый год бывает напряженным. Как обычно сложная пожарная обстановка ожидается преимущественно в южных районах.

Основные весенние пожары пройдут как обычно в апреле-мае. С точки зрения вероятности возникновения чрезвычайных ситуаций наибольшую опасность могут представлять летне-осенние пожары. Основной причиной возгораний остается в основном антропогенный фактор - порядка 90%, в северо-западных районах страны - антропогенный фактор - 60% и грозовые разряды - до 40%.

Достаточно высока вероятность развития торфяных пожаров, чему также способствует свертывание профилактических мероприятий на объектах торфодобывающей отрасли.

4. Понятие об обстановке и прогнозировании при угрозе и возникновении ЧС.

Оперативная обстановка – это совокупность факторов и условий сложившихся к определенному времени на ОХД или территории при угрозе и возникновении ЧС и негативно влияющая на жизнедеятельность территории, угрожающая жизни и здоровью населения.

Основными из них являются:

параметры и масштабы ЧС;

сведения о размещении населения и ОХД;

состояние системы защиты населения и территорий в ЧС;

результаты воздействия ЧС на территорию, население, ОХД; силы и средства противодействия;

физико-географические, гидрографические и метеорологические условия;

экономическое положение и санитарно-эпидемиологическое состояние территорий;

характеристика городов, районов, населенных пунктов и ОХД, как элементов среды обитания;

время, предоставленное для подготовки и выполнения задач реагирования.

По масштабам обстановка может быть простой, умеренной, сложной и катастрофической, а в зависимости от среды распространения опасного фактора –атмосферной, гидросферной и биосферной.

Выявление обстановки может осуществляться несколькими способами, основными из которых являются разведка и прогнозирование.

Целью прогнозирования масштабов и динамики развития ЧС является установление (определение) и нанесение на рабочую карту (план, схему) с определенной степенью достоверности местоположение размеров зон возможных разрушений, затоплений, пожаров, радиационного и химического заражения, а также определение количественных показателей, возможных последствий ЧС, необходимых для оценки обстановки и принятия тех или иных решений реагирования.

Для достаточно точного прогнозирования возможной обстановки в районе ЧС необходимо учитывать большое количество различных показателей, что требует значительного времени. С целью оптимизации этого процесса по каждому виду обстановки устанавливается минимальное число показателей, которое позволяет спрогнозировать возможные масштабы и последствия ЧС без заметного ущерба для их точности и достоверности.

Количественные показатели, характеризующие возможную обстановку в районе ЧС определяют математическими расчетами по соответствующим для каждого вида обстановки методиками. Их цель- по минимальным исходным данным о параметрах ЧС, характеристике жилой, промышленной застройки и условий возникновения в короткие сроки рассчитать основные величины, характеризующие инженерную, химическую, пожарную, медицинскую и другие виды обстановки.

Основное требование к расчетам – простота и возможность достаточно быстрого определения наиболее важных количественных показателей.

Методика расчетов может быть значительно упрощена за счет использования компьютерной техники, а также за счет сведения сложных формульных математических зависимостей в специальные таблицы, графики, номограммы и т. п.

Эффективность прогнозирования возможной обстановки определяется наличием необходимой информации – исходных данных. Точность прогноза, степень его приближения к реальной обстановке во многом зависит от достоверности и полноты исходных данных. Частью таких достоверных данных органы управления будут располагать заблаговременно до возникновения ЧС. Например, характеристика жилой и промышленной застройки, степень защищенности населения и т. п. В то же время достоверных данных об источнике ЧС – количество, тип, вид, о времени и месте возникновения ЧС, метеоусловиях до возникновения ЧС, практически знать невозможно.

В этой связи, возникает необходимость при прогнозировании возможной обстановки до возникновения ЧС использовать в качестве исходных данных как известные фактические данные, так и вероятностные оценки и средне – статистические данные. С возникновением ЧС органы управления будут располагать фактическими данными о месте и времени возникновения ЧС, типе и количестве источника опасности, а также реальными метеоданными. Это дает возможность прогнозировать обстановку более точно, чем до возникновения ЧС.

Однако прогнозирование, как способ получения первичной информации об обстановке дает только приближенные характеристики масштабов и последствий ЧС. При прогнозировании определяется не конкретное местоположение зон разрушений, пожаров, заражения, затопления и т. д. , районы (зоны, территории), в пределах которых возможно влияние опасного фактора. Вместе с тем следует подчеркнуть, что прогнозирование обладает, как минимум, двумя неоспоримыми достоинствами. Во–первых, дает возможность с достаточной степенью достоверности выявить возможную обстановку, которая может возникнуть в случае катастрофы, или стихийного бедствия и заблаговременно спланировать и организовать подготовку мероприятий по противодействию ЧС. Во – вторых, позволяет достаточно быстро получить данные об обстановке при возникновении ЧС и обеспечить своевременное принятие экстренных мер.

Для принятия окончательного решения на противодействие ЧС органы управления должны располагать данными о фактической обстановке в районе ЧС и дать их только может разведка. Поэтому данные прогнозирования обстановки должны обязательно уточняться всеми видами разведки. Выявление, сбор и передача данных о фактической обстановке в районе ЧС займет у разведки определенное время, а для принятия экстренных мер по защите населения, локализации источника ЧС, снижению потерь ущерба необходимо знать эти данные практически немедленно. Вместе с тем, знание даже ограниченного количества исходных данных о ЧС, дает возможность методом прогнозирования достаточно быстро предопределить возможную обстановку, близкую к фактической, оценить ее и принять первичные решения по противодействию.

Таким образом и прогнозирование и разведка решают одну задачу – выявление масштабов ЧС. Отличие состоит в степени достоверности данных: прогнозирование с достаточной степенью точности дает приближенные к фактическим данные об обстановке, а разведка – фактические данные. Чем полнее и с большей точностью будет осуществлено прогнозирование, тем целесообразнее будут принятые решения, раньше начнутся работы по противодействию, меньше будет потерь и утрат.

Из сказанного выше следует, что выяснение обстановки при угрозе или возникновении ЧС осуществляется, как правило, в три этапа, при этом, каждый этап имеет свое назначение.

Первый этап – долгосрочное (оперативное) прогнозирование, осуществляемое до возникновения ЧС, при деятельности ЕГС в повседневном режиме и режиме повышенной готовности.

На этом этапе по результатам прогнозирования и последующей оценки обстановки определяется степень потенциальной опасности и возможное влияние природных аномалий на жизнедеятельность территорий, разрабатываются мероприятия по предупреждению ЧС, снижению возможного ущерба, защите населения и территорий, обеспечению их жизнедеятельности, определяется состав, эшелонирование, размещение сил и средств реагирования, разрабатываются вопросы материально – технического и финансового обеспечения действий сил по ликвидации ЧС и другие вопросы – т. е. заблаговременное прогнозирование ложится в основу разработки планов действий по ликвидации ЧС, целевых программ по предупреждению ЧС, устойчивости функционирования ОХД и т. д.

Второй этап – аварийное прогнозирование, которое осуществляется непосредственно после возникновения ЧС и основывается на конкретных данных. На этом этапе по результатам прогнозирования и последующей оценки обстановки в короткие сроки уточняются (плановые или определяются основные экстренные меры по защите и спасению людей, локализации источника ЧС (зоны ЧС), организации управления силами и средствами. Аварийное прогнозирование, таким образом, является основой эффективного реагирования на ЧС.

Третий этап – непрерывное уточнение принятых решений по данным разведки. Анализ потенциальных источников опасности на территории Донецкой области определяет необходимость прогнозирования возможной обстановки по следующим видам ЧС:

прогнозирование пожарной обстановки при возникновении массовых пожаров природного происхождения;

прогнозирование гидродинамической обстановки при наводнения, паводках, разрушениях плотин и т. д.;

прогнозирование обстановки при снежных заносах и обледенениях;

прогнозирование обстановки при ураганах, смерчах и бурях;

прогнозирование эпидемиологической обстановки при возникновении эпидемий, эпизоотий, эпифитотий.

Особое место занимает прогнозирование возможной медицинской обстановки, которая осуществляется по каждому виду обстановки, при любой ЧС, по соответствующим методикам.

5. Мониторинг и прогнозирование ЧС.

Сущность и назначение мониторинга и прогнозирования ЧС - в наблюдении, контроле и предвидении опасных процессов и явлений природы и техносферы, являющихся источниками чрезвычайных ситуаций, динамики развития чрезвычайных ситуаций, определения их масштабов в целях предупреждения и организации ликвидации бедствий.

Деятельность по мониторингу и прогнозированию чрезвычайных ситуаций осуществляется многими организациями (учреждениями), при этом используются различные методы и средства. Например, мониторинг и прогноз событий гидрометеорологического характера осуществляется учреждениями и организациями Росгидромета, который, кроме того, организует и ведет мониторинг состояния и загрязнения атмосферы, воды и почвы.

Сейсмические наблюдения и прогноз землетрясений в стране осуществляются федеральной системой сейсмологических наблюдений и прогноза землетрясений, в которую, входят учреждения и наблюдательные сети Российской академии наук, МЧС России, Минобороны России, Госстроя России и др.

Важную роль в деле мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций выполняет Минприроды России, которое осуществляет общее руководство государственной системой экологического мониторинга, а также координацию деятельности в области наблюдений за состоянием окружающей природной среды. Это министерство и его учреждения организуют и ведут:

мониторинг источников антропогенного воздействия на природную среду;

мониторинг животного и растительного мира, наземной флоры и фауны, включая леса;

мониторинг водной среды водохозяйственных систем в местах водозабора и сброса сточных вод;

мониторинг и прогнозирование опасных геологических процессов, включающий три подсистемы контроля: экзогенных и эндогенных геологических процессов и подземных вод.

Минздрав России через территориальные органы санитарно-эпидемиологического надзора организует и осуществляет социально-гигиенический мониторинг и прогнозирование обстановки в этой области.

Мониторинг состояния техногенных объектов и прогноз аварийности организуют и осуществляют федеральные надзоры - Госгортехнадзор России и Госатомнадзор России, а также надзорные органы в составе федеральных органов исполнительной власти. Надзорные органы имеются также в составе органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а на предприятиях и в организациях - подразделения по промышленной безопасности предприятий и организаций.

Существуют и другие виды мониторинга и прогноза, осуществляемые по разным видам объектов, явлений и процессов, контролируемым ингредиентам и параметрам по различным видам опасностей.

Качество мониторинга и прогноза чрезвычайных ситуаций определяющим образом влияет на эффективность снижения рисков их возникновения и масштабов.

Важность этого направления в деле защиты населения и территорий от природных и техногенных чрезвычайных ситуаций нашла свое отражение в распоряжении Президента Российской Федерации от 23 марта 2000 г. № 86-рп, определившем необходимость и порядок создания в стране системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций.

Система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций является функциональной информационно-аналитической подсистемой РСЧС. Она объединяет усилия функциональных и территориальных подсистем РСЧС в части вопросов мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций и их социально-экономических последствий.

В основе структурного построения системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций лежат принципы структурной организации министерств и ведомств, входящих в РСЧС, в соответствии с которыми вертикаль управления имеет три уровня: федеральный, региональный и территориальный.

Методическое руководство и координация деятельности системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций (СМП ЧС) на федеральном уровне осуществляется Всероссийским центром мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС России (Центр “Антистихия”), в федеральных округах и субъектах Российской Федерации - региональными и территориальными центрами мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера (далее - региональными и территориальными центрами мониторинга).

Основными задачами региональных и территориальных центров мониторинга являются:

сбор, анализ и представление в соответствующие органы государственной власти информации о потенциальных источниках чрезвычайных ситуаций и причинах их возникновения в регионе, на территории;

прогнозирование чрезвычайных ситуаций и их масштабов;

организационно-методическое руководство, координация деятельности и контроль функционирования соответствующих звеньев

(элементов) регионального и территориального уровня системы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

организация и проведение контрольных лабораторных анализов химико-радиологического и микробиологического состояния объектов окружающей среды, продуктов питания, пищевого, фуражного сырья и воды, представляющих потенциальную опасность возникновения чрезвычайных ситуаций;

создание и развитие банка данных о чрезвычайных ситуациях, геоинформационной системы;

организация информационного обмена, координация деятельности и контроль функционирования территориальных центров мониторинга.

В целом система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций представляет собой целый ряд межведомственных, ведомственных и территориальных систем (подсистем, звеньев, учреждений и т.п.), к которым можно отнести:

Всероссийский центр мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера МЧС России; региональные и территориальные центры мониторинга чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера в составе соответствующих органов управления ГОЧС;

Сеть наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации;

Единую государственную систему экологического мониторинга;

Cпециальные центры и учреждения, подведомственные исполнительным органам субъектов Российской Федерации и органам местного самоуправления.Все отношения и взаимосвязи приведенных выше систем (подсистем) в рамках РСЧС определены соответствующими нормативно-правовыми актами.

Техническую основу мониторинга составляют наземные и авиационно-космические средства соответствующих министерств, ведомств, территориальных органов власти и организаций (предприятий) в соответствии со сферами их ответственности.

При этом главной составляющей являются наземные средства Сети наблюдения и лабораторного контроля гражданской обороны Российской Федерации, ее основных звеньев, подведомственных Росгидромету, Минсельхозу России, Минздраву России и МПР России, а также средства контроля и диагностики состояния потенциально опасных объектов экономики, являющихся основными источниками чрезвычайных ситуаций техногенного характера.

Космические средства мониторинга предназначаются, в основном, для выявления и уточнения обстановки, связанной с лесными пожарами, наводнениями и другими крупномасштабными, опасными природными явлениями и процессами с незначительной динамикой.

Авиационные средства используются для тех же целей, что и космические, а также для получения данных о состоянии радиационной обстановки, обстановки в зонах широкомасштабных разрушений, о состоянии магистральных трубопроводов и другой обстановки (дорожной, снежной, ледовой и т.п.). Они имеют более широкие возможности, по сравнению с космическими средствами, как по составу объектов наблюдения, так и по оперативности и поэтому находятся на оснащении целого ряда соответствующих мониторинговых подразделений с учетом сфер ответственности последних.

Общий порядок функционирования системы мониторинга и прогнозирования определяется Положением о системе мониторинга, лабораторного контроля и прогнозирования чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, утвержденным приказом МЧС России от 12 ноября 2001 г. № 483, а ее отдельных звеньев и элементов - положениями, утвержденными соответствующими федеральными министерствами, ведомствами, региональными и территориальными органами управления ГОЧС.

В зависимости от складывающейся обстановки, масштаба прогнозируемой или возникшей чрезвычайной ситуации система мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций функционирует в режиме повседневной деятельности, режиме повышенной готовности или режиме чрезвычайной ситуации.

Прогнозирование чрезвычайных ситуаций включает в себя достаточно широкий круг задач (объектов или предметов), состав которых обусловлен целями и задачами управленческого характера.

Наиболее значимыми и остро необходимыми задачами (объектами или предметами) прогнозирования являются:

вероятности возникновения каждого из источников чрезвычайных ситуаций (опасных природных явлений, техногенных аварий, экологических бедствий, эпидемий, эпизоотий и т.п.) и, соответственно, масштабов чрезвычайных ситуаций, размеров их зон;

возможные длительные последствия при возникновении чрезвычайных ситуаций определенных типов, масштабов, временных интервалов или их определенных совокупностей;

потребности сил и средств для ликвидации прогнозируемых чрезвычайных ситуаций.

Для решения задач прогнозирования используются соответствующие методики.

В целом результаты мониторинга и прогнозирования являются исходной основой для разработки долгосрочных, среднесрочных и краткосрочных целевых программ, планов, а также для принятия соответствующих решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

В последние годы активно внедряются методы планирования мероприятий по данной проблеме на основе прогнозирования и анализа рисков чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами анализа и прогнозирования рисков чрезвычайных ситуаций являются:

Выявление и идентификация возможных источников чрезвычайных ситуаций природного характера на соответствующей территории;

оценка вероятности (частоты) возникновения стихийных бедствий, природных катастроф (источников чрезвычайных ситуаций);

прогнозирование возможных последствий воздействия поражающих факторов, источников чрезвычайных ситуаций на население и территории.

На первом этапе анализу подвергаются источники чрезвычайных ситуаций, в результате возникновения и развития которых:

существенно нарушаются нормальные условия жизни и деятельности людей на соответствующей территории;

возможны человеческие жертвы или ущерб здоровью большого количества людей;

возможны значительные материальные потери;

возможен ущерб окружающей среде.

При выявлении источников чрезвычайных ситуаций наибольшее внимание уделяется потенциально опасным объектам, оценке их технического состояния и угрозы для населения, проживающего вблизи от них, а также объектам, находящимся в зонах возможных неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов.

На следующем этапе проводится оценка вероятности возникновения стихийных бедствий, аварий, природных и техногенных катастроф и величины возможного ущерба от них, которые и характеризуют риск соответствующих чрезвычайных ситуаций.

Прогноз вероятности возникновения аварий на объектах экономики и их возможных последствий осуществляется руководителями и специалистами этих объектов.

Прогноз рисков чрезвычайных ситуаций, вызываемых стихийными бедствиями, авариями, природными и техногенными катастрофами, возможными на территориях субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, осуществляется соответствующими территориальными звеньями (центрами) СМП ЧС.

Прогноз рисков чрезвычайных ситуаций на территории страны в целом осуществляется МЧС России во взаимодействии с другими федеральными органами исполнительной власти.

Без учета данных мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций нельзя планировать развитие территорий, принимать решения на строительство промышленных и социальных объектов, разрабатывать программы и планы по предупреждению и ликвидации возможных чрезвычайных ситуаций.

От эффективности и качества проведения мониторинга и прогнозирования во многом зависит эффективность и качество разрабатываемых программ, планов и принятия решений по предупреждению и ликвидации чрезвычайных ситуаций.

Основными задачами федеральных и территориальных органов исполнительной власти, органов местного самоуправления и организаций различных организационно-правовых форм и форм собственности, участвующих в организации мониторинга окружающей среды, неблагоприятных и опасных природных явлений и процессов и прогнозировании чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера, являются:

создание, постоянное совершенствование и развитие на всех уровнях соответствующих систем (подсистем, комплексов) мониторинга окружающей среды и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

оснащение организаций и учреждений, осуществляющих мониторинг окружающей среды и прогнозирование чрезвычайных ситуаций, современными техническими средствами для решения возложенных на них задач;

координация работ учреждений и организаций на местном, территориальном и федеральном уровнях по сбору и обмену информацией о результатах наблюдения и контроля за состоянием окружающей природной среды;

координация работ отраслевых и территориальных органов надзора по сбору и обмену информацией о результатах наблюдения и контроля за обстановкой на потенциально опасных объектах;

создание информационно-коммуникационных систем для решения задач мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

создание информационной базы об источниках и масштабах чрезвычайных ситуаций;

совершенствование нормативной правовой базы мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

определение органов, уполномоченных координировать работу учреждений и организаций, решающих задачи мониторинга и прогнозирования чрезвычайных ситуаций;

обеспечение с установленной периодичностью (в экстренных случаях немедленно) представления данных мониторинга окружающей среды и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, соответствующих анализов роста опасностей и предложений по их снижению;

своевременное рассмотрение представляемых данных мониторинга окружающей среды и прогнозирования чрезвычайных ситуаций, принятие необходимых мер по снижению опасностей, предотвращению чрезвычайных ситуаций, уменьшению их возможных масштабов, защите населения и территорий в случае их возникновения.

Список литературы.

1. Вахтин А.К. Меры безопасности при ликвидации последствий стихийных бедствий и производственных аварий. - М.: Энергоатомиздат, 1984. - 288с.

2. Гринин А.С., Новиков В.Н. Экологическая безопасность. Защита территории и населения при чрезвычайных ситуациях: Учебное пособие. - М.: ФАИР - ПРЕСС, 200. - 336с.

3. . Безопасность жизнедеятельности_Гриценко В.С_Уч. пос_МЭСИ, 2004, -244с.

4. Русак О.Н., Малаян К.Р., Занько Н.Г. Безопасность жизнедеятельности. СПб.: Лань, 2001. - 448с.

5. ГОСТ Р 22.1.07 - 99. Мониторинг и прогнозирование опасных метеорологических явлений и процессов. Общие требования. - М.: Госстандарт, 1999. - 11с.

6. Чрезвычайные ситуации и защита от них.

Сост. А.Бондаренко. Москва, 1998 г.

7. Мешков Н. Основы безопасности жизни. 1998 г.

8,Учебник «Гражданская оборона» - В.Г.Атаманюк, Л.Г.Ширшев, Н.И.Акимов.

9.«Безопасность жизнедеятельности» - С.В. Белов, В.А. Девисилов, А.Ф. Козьяков, Л.Л.Морозова, В.С. Спиридонов, В.П.Сивков, Д.М. Якубович. Высшая школа, М. 2000.