Предмет криминологии не включает в себя. Понятие криминологии

  • Биологические и социологические теории в криминологии
  • Механизм преступного поведения и характеристики преступности
  • Характеристика преступности в СССР и современной России
  • Виктимность и виктимология. Понятие и виды жертв преступлений
  • Понятие, предмет криминологии

    Криминология (от лат. «crimen» - «преступление» и «logos» - «учение») - «учение о преступлении». Впервые в науку ϶ᴛᴏ слово ввел в 1879 г. ученый Топинар. Итальянский ученый Рафаэль Горофало в 1885 г. издал книгу «Криминология».

    Криминология - общетеоретическая и прикладная наука о преступности, исследующая сущность и формы проявления преступности, причины и закономерности ее возникновения, изменения и возможности ее уменьшения, изучающая особенности личности субъектов, совершающих преступления, а также методы, формы социального воздействия на причины и условия преступности в целях ее предупреждения.

    Предмет криминологии - ϶ᴛᴏ совокупность изучаемых данной наукой явлений, процессов и закономерностей. Предмет криминологии включает 4 элемента:

    1. преступность;
    2. личность преступника;
    3. причины и условия преступности;
    4. предупреждение преступности.

    1. Преступность - совокупность преступлений, рассматриваемых в виде фактов социальной действительности, а не юридических конструкций (например состав преступления)

    В социальной действительности преступность подчиняется определенным закономерностям, имеет фиксированные качественно-количественные характеристики (например уровень, структура и динамика преступности), их изучает криминология

    2. Личность преступника изучается как система социально-демографических, социально-ролевых, социально-психологических ϲʙᴏйств субъектов преступления.

    Применительно к личности преступника рассматривается соотношение биологического и социального в ней.

    3. Детерминанты (причины и условия) преступности - совокупность социально-негативных экономических, демографических, идеологических, социально-психологических, политических, организационно-управленческих явлений, кᴏᴛᴏᴩые способствуют и непосредственно порождают, воспроизводят (детерминируют) преступность,

    4. Предупреждение преступности ϶ᴛᴏ специфическая область социального регулирования, управления и контроля, умеющая многоуровневый характер и преследующая цель борьбы с преступностью на базе выявления и устранения ее причин и условий.

    Криминология изучает предупреждение преступности как сложную динамическую систему. Ее функционирование связано с решением как общих задач социального развития, так и специализированных задач в области борьбы с негативными явлениями.

    Цели, задачи, функции и система криминологии

    Цели криминологии :

    1. теоретическая - познание закономерностей преступности и выработка на ϶ᴛᴏй основе научных теорий и концепций, гипотез;
    2. практическая - выработка научных рекомендаций и конструктивных предложений по повышению эффективности борьбы с преступностью;
    3. перспективная - создание разносторонней и гибкой системы предупреждения преступности, позволяющей нейтрализовать и преодолевать криминогенные факторы;
    4. ближайшая - осуществление ежедневной научной и практической работы в области борьбы с преступностью.

    Основные задачи криминологии :

    1. изучение объективных и субъективных факторов, влияющих на состояние, уровень, структуру и динамику преступности;
    2. социально-криминальное исследование видов преступности для определения способов борьбы с ними;
    3. изучение личности преступника;
    4. выявление механизма совершения конкретного преступления;
    5. классификация видов преступных проявлений и типов личности преступника;
    6. определение основных направлений и мер предупреждения преступности.

    Функции криминологии :

    1. описание явлений и процессов, входящих в предмет криминологии, на базе собранного материала;
    2. выяснение характера и порядка протекания изучаемого процесса, его особенностей;
    3. выявление путей возможного развития явления или процесса.

    Систему криминологии образуют Общая и Особенная части.

    В Общей части рассматриваются общие криминологические понятия: предмет, метод, цели, задачи, функции, история развития криминологии, преступность, личность преступника, механизм преступного поведения, предупреждение, прогнозирование и планирование преступности.

    В Особенной части дается криминологическая характеристика отдельных видов преступлений по содержанию преступных деяний или по особенностям контингента преступников.

    Место криминологии в системе наук

    Криминологию нельзя отнести к чисто юридической или социологической науке. Криминология как междисциплинарная, социально-правовая наука взаимодействует как с правовыми, так и с общественными дисциплинами.

    В наибольшей степени тесная связь криминологии с юридическими науками криминального цикла (уголовное, уголовно-исполнительное право, уголовный процесс), т. к. они используют общие понятия и термины; для практики расследования и судебного разбирательства уголовных дел имеют значение положения и выводы криминологии о причинах и условиях преступности, о личности преступника и др. Криминология связана с криминалистикой, кᴏᴛᴏᴩая разрабатывает технику, тактику и методику расследования преступлений с учетом криминологических учений о преступности (ее детерминантах, личности преступника)

    Связь криминологии с конституционным правом: многие положения Конституции РФ имеют непосредственное отношение к воспитанию граждан в духе уважения норм нравственности, закона и правил человеческого общежития.

    Связь криминологии с административным правом обусловлена значением административно-правовых средств борьбы с правонарушениями (административное взыскание, предупреждение и пресечение), а также ролью административно-правовых норм в регулировании деятельности правоохранительных органов.

    Криминология, изучающая негативное явление в обществе - преступность, тесно связана с социологией, кᴏᴛᴏᴩая изучает формы проявления и механизм действия общих законов функционирования и развития общества применительно к различным сферам его жизнедеятельности в разных исторических условиях.

    Связь криминологии с экономической наукой. Часть явлений и процессов, детерминирующих преступность, находятся в сфере экономики. Рыночная экономика во многом определяет преступность.

    Отметим, что тесно связана криминология со статистикой, в особенности уголовной. Криминология тесно связана с психологией (исследования субъективных причин и условий преступности, мотивации и механизма индивидуального преступного поведения) Криминология связана с педагогикой (изучаются детерминанты преступности, связанные с недостатками воспитания личности в семье, школе и других видах социальной среды) демографией (влияния демографических процессов на преступность) Криминология связана и с другими неюридическими науками, например, с генетикой, психиатрией, прогностикой и т. д.

    Исходя из всего выше сказанного, мы приходим к выводу, что криминология, опираясь на знания многих наук, развивает и углубляет представления о преступности и преступлениях как следствиях тех негативных факторов, кᴏᴛᴏᴩые присущи современному общественному бытию. При этом многие науки используют достижения криминологии.

    Пользовательское соглашение:
    Интеллектуальные права на материал - Криминология. Учебное пособие принадлежат её автору. Данное пособие/книга размещена исключительно для ознакомительных целей без вовлечения в коммерческий оборот. Вся информация (в том числе и "Криминология как наука. Предмет и методы криминологии") собрана из открытых источников, либо добавлена пользователями на безвозмездной основе.
    Для полноценного использования размещённой информации Администрация проекта сайт настоятельно рекомендует приобрести книгу / пособие Криминология. Учебное пособие в любом онлайн-магазине.

    Тег-блок: Криминология. Учебное пособие, 2015. Криминология как наука. Предмет и методы криминологии.

    (С) Юридический репозиторий сайт 2011-2016

    1. Какие понятия являются предметом криминологии:
    а) преступность;
    б) причины преступности;
    в) индивидуальное преступное поведение;
    г) состав преступления.

    2. Кто впервые использовал понятие «криминология»?
    а) Бентам;
    б) Гароффало;
    в) Ломброзо.
    3. «Закрытой» анкета- это:
    а) опрос ограниченного круга лиц;
    б) в анкете содержится перечень ответов на поставленный вопрос;
    в) в анкете отсутствуют варианты ответов на поставленный вопрос.
    4. Опрос специалистов для установления криминологически значимых обстоятельств — это:
    а) моделирование;
    б) тестирование;
    в) метод экспертных оценок.

    5. Коэффициент преступности — это:
    а) криминальная активность населения;
    б) изменение преступности во времени;
    в) соотношение числа совершенных преступлений и численности населения;
    г) пространственная распространенность преступности.
    6. Динамика преступности- это:
    а) региональные особенности преступности;
    б) исторические предпосылки роста преступности;
    в) соотношение разных видов преступлений;
    г) изменение преступности во времени.
    7. Какие из перечисленных видов преступлений в наибольшей степени подвержены сезонному колебанию?
    а) грабеж;
    б) изнасилование;
    в)причинение тяжкого вреда здоровью;
    г) мошенничество.
    8. Пространственно-временное распределение преступлений, обусловленное спецификой регионов — это:
    а) плотностью преступности;
    б) географией преступности;
    в) структурой преступности.
    9. Структура преступности — это:
    а) состав преступления;
    б) удельный вес разных видов преступлений в общем их числе;
    в) элементы предмета криминологии;
    г) соотношение зарегистрированной и латентной преступности.
    10.Какой вид преступлений занимает наибольшее место в структуре преступности в России:
    а) убийство;
    б) кража;
    в) мошенничество;
    г) хулиганство.
    11.Латентная преступность — это:
    а) незарегистрированная преступность;
    б) нераскрытая преступность;
    в) особо тяжкие преступления;
    г) преступления, не представляющие большой общественной опасности.

    12.Какие виды преступлений обладают повышенной латентностью:
    а) убийство;
    б) разбой;
    в) массовые беспорядки;
    г) кражи.
    13.Естественная латентность -это:
    а) преступления остались неизвестными правоохранительным органам;
    б) преступления укрыты от учета правоохранительными органами;
    в) преступления, имеющие наиболее низкий уровень раскрываемости.
    14.Косвенные последствия преступности – это:
    а) непосредственный материальный ущерб от совершенных преступлений;
    б) моральный вред, причиненный потерпевшим;
    в) расходы государства и общества на борьбу с преступностью.
    15.Что относится к уголовно-правовым признакам личности преступника:
    а) возраст;
    б) мотив;
    в) совершение преступления в группе;
    г) прежняя судимость.
    16.Какой категории лиц свойственна наименьшая криминальная активность?
    а) служащим;
    б) рабочим;
    в) работникам образования, культуры, здравоохранения.
    17.Какие категории преступников имеют более низкий образовательный уровень?
    а) корыстные;
    б) экономические;
    в) против порядка управления;
    г) насильственные.
    18.Криминогенный тип личности — это:
    а) лицо, совершившее преступление;
    б) лицо, которое обязательно совершит преступление;
    в) лицо, наделенное признаками, повышающими вероятность совершения им преступления.
    19.Явления общественной жизни, порождающие преступность, это:
    а)условия преступности;
    б) причины преступности;
    в) проявления преступности;

    20.Криминологическая теория, объясняющая преступность отсутствием солидарности между членами общества, называется:
    а) теория опасного состояния;
    б) теория социальной дезорганизации общества;
    в) теория стигмы.
    21.Виктимология -это:
    а) наука о жертве преступления;
    б) наука о последствиях преступности;
    в) наука о личности преступника;
    г) наука о мерах борьбы с преступностью.
    22.Что с точки зрения представителей теории дифференциальной ассоциации лежит в основе обучения человека преступному поведению?
    а) врожденная склонность к восприятию негативных форм поведения;
    б) привлекательность преступного поведения;
    в) образцы криминального поведения чаще попадаются ему на глаза.
    23.Согласно какой из криминологических теорий основной причиной преступности является противоречие между ценностями, на достижение которых общество нацеливает людей и возможностями их достижения по установленным обществом правилам?
    а) теория дифференциальной ассоциации;
    б) виктимология;
    в) теория аномии.
    24.Представители каких профессий обладают наибольшей виктимностью?
    а) учителя;
    б) работники торговли;
    в) сотрудники правоохранительных органов.
    25.Какие из перечисленных криминологических теорий можно отнести к социологическим?
    а) антропологическая школа криминологии;
    б) теория опасного состояния;
    в) теория стигмы.
    26.Многоуровневая система государственных и общественных мер, направленных на устранение, ослабление или нейтрализацию причин и условий преступности — это:
    а) предупреждение преступности;
    б) профилактика преступности;
    в) предотвращение преступности.
    27.Общий рецидив преступлений – это:
    а) повторное совершение тождественного или однородного преступления;
    б) повторное совершение не однородного преступления;
    в) совершение преступления лицом, имеющим судимость.
    28.В каких из перечисленных преступлений наиболее велика доля женщин?
    а) кражи;
    б) убийства;
    в) хулиганств
    29. Преступность – это:
    а) объект криминологии;
    б) предмет криминологии;
    в) то и другое верно;
    г) то и другое неверно.

    30. Криминология и криминалистика:
    а) понятия совпадающие;
    б) это разные научные дисциплины;
    в) криминология – часть криминалистики.

    31. Опросы населения:
    а) используются в социологии;
    б) используются в криминологии;
    в) то и другое верно;
    г) то и другое неверно.

    32. Экономическая преступность изучается:


    в) социологией.

    33. Формулирование желаемого будущего результата научной деятельности по выявлению актуальных проблем борьбы с преступностью составляет:
    а) практическую цель криминологии;
    б) прикладную цель;
    в) теоретическую цель криминологии.

    34. Криминология делится на:
    а) теоретическую криминологию;
    б) прикладную криминологию;
    в) социологию права.

    35. Криминология изучает:
    а) экономическую жизнь общества;
    б) преступность,
    в) психологию людей;
    г) уголовное право.

    36. Основные функции криминологии:
    а) описательная;
    б) культурно-просветительная;
    в) объяснительная;
    г) предсказательная.

    37. Система конкретных способов, приемов, средств сбора, обработки и анализа информации – это:
    а) методология криминологических исследований;
    б) методика криминологических исследований;
    в) самостоятельная наука – социология.

    38. Виктимология входит в:
    а) общую часть криминологии;
    б) особенную часть криминологии;
    в) это самостоятельная наука.

    39. Кто из теоретиков криминологии утверждал, что суровые наказания, ожесточая нравы, только увеличивают преступность в народе?
    а) Ч. Беккария;
    б) И. Бентам;
    в) Л. Фейербах.

    40. Кто считал, что причины преступлений заложены в экономическом строе общества и устарелом механизме государственного управления?
    а) Ч. Ломброзо;
    б) Ч. Беккария;
    в) Э. Ферри.
    41. Кто утверждал, что «преступление – продукт трех родов естественных факторов (антропологических, физических и социальных)»?
    а) К. Маркс;
    б) И. Бентам;
    в) Э. Ферри.

    42. Кто из теоретиков считал, что успех в борьбе с преступностью может быть достигнуть в обществе, в котором уничтожены социальные антагонизмы в сфере политической и экономической жизни?
    а) Ч. Ломброзо;.
    б) К. Маркс;
    в) Р. Гарофало.

    43. Кто рассматривал преступление как борьбу изолированного индивида против господствующих эксплуататорских отношений (экономических и политических)?
    а) Ч. Ломброзо;
    б) Ч. Беккария;
    в) К. Маркс.

    44.Коэффициент преступности измеряет:
    а) динамику преступности;
    б) распространенность преступности;
    в) структуру преступности.

    45. Какова латентность кражи?
    а) минимальная;
    б) средняя;
    в) максимальная.

    46. Уровень преступности – это:
    а) количественно-качественная характеристика преступности;
    б) динамика преступности;
    в) структура преступности.

    47. Предметом криминологии являются:
    а) функции репрессивных органов в обществе;
    б) закономерности, условия и причины возникновения, развития и предупреждения преступности;
    в) сознание преступника.

    48. Преступность:
    а) социально обусловлена;
    б) результат случайных неблагоприятных обстоятельств;
    в) передается по наследству, врожденное качество.

    49. Криминология изучает:
    а) политическую жизнь общества;
    б) противоправное поведение людей,
    в) нравственность;
    г) административное право.

    50. Структура и характер преступности являются:
    а) количественными показателями;
    б) качественными показателями;
    в) показателями уровня преступности.

    51. Статистика правонарушений среди несовершеннолетних включает лиц:
    а) 14–18 лет;
    б) 10–13 лет;
    в) 18–21 лет.

    52. Основными признаками организованной преступности являются:
    а) наличие преступных объединений;
    б) незаконный бизнес;
    в) коррупция;
    г) наличие собственных банков.

    53. Впервые в нашей стране на возрастающую опасность незаконного оборота наркотиков обратили внимание:
    а) в 1960–70-х гг.;
    б) в 1970–60-х гг.;
    в) в 1990-х гг.;
    г) в начале ХХIв.

    54. Для терроризма характерно:
    а) насилие;
    б) устрашение;
    в) спонтанность

    55. С точки зрения уголовного права преступник – это:
    а) лицо, совершившее преступление и признанное судом виновным;
    б) индивид, предрасположенный к совершению преступления;
    в) любой человек, который может оказаться в ситуации неблагоприятных внешних обстоятельств, делающих его правонарушителем.

    56. Материальное положение личности преступника – это:
    а) социально-ролевое свойство;
    б) социально-демографическое свойство;
    в) социально-психологическое свойство личности преступника.

    57. Преступник – это:
    а) социально-психологическое свойство;
    б) социально-ролевое свойство;
    в) социально-демографическое свойство;
    г) политическое свойство личности.

    58. Наличие или отсутствие судимости является:
    а) криминологической характеристикой;
    б) социальной характеристикой;
    в) уголовно-правовой характеристикой личности преступника.

    59. Система внутреннего социально-личностного контроля относится к:
    а) органической структуре личности;
    б) психической структуре личности;
    в) социальной структуре личности.
    60. Лицо, впервые совершившее преступление, но допускавшее и ранее аморальные проявления и правонарушения, – это:
    а) «случайный» тип;
    б) «ситуационный» тип;
    в) «неустойчивый» тип;
    г) «злостный» тип личности преступника.

    61. Алкоголизм – это:
    а) психическая аномалия;
    б) биологический фактор преступления;
    в) физическая аномалия.

    62. Социально-деформированные убеждения личности преступника – это:
    а) уголовно-правовая характеристика;
    б) исправительно-трудовая характеристика;
    в) криминологическая характеристика личности преступника.

    63. Вычеркните лишнее. Наркомания есть условие преступности:
    а) сопутствующее;
    б) социальное;
    в) необходимое.

    64. Свойственна ли виктимности латентность?
    а) да, свойственна;
    б) нет, не свойственна, латентность связана только с преступностью;
    в) все зависит от вида преступности.
    65. Причинами преступления могут быть:
    а) объективные условия;
    б) субъективные факторы;
    в) мировоззрение индивида.

    66. Алкоголизм:
    а) никак не влияет на криминальное поведение личности;
    б) является причиной преступления;
    в) является сопутствующим фактором.

    67. Урбанизация – это:
    а) фактор, влияющий на преступность;
    б) причина преступности;
    в) условие преступности.

    68. Материальное благополучие общества:
    а) повышает уровень преступности;
    б) снижает уровень преступности;
    в) никак не влияет на преступность.

    69. Количество основных признаков, которые включает в себя определение системы
    а) один;
    б) два;
    в) три;
    г) четыре;
    д) пять.

    70. Основные признаки определения «система»
    а) два и более элементов, взаимность и взаимозависимость, целостное единство;
    б) совершенство;
    в) целостность;
    г) структурность;
    д) качественность образования.
    71. Какое количество подсистем (элементов) включает предмет криминологии?
    а) один;
    б) два;
    в) три;
    г) четыре;
    д) пять.

    72. Назовите основные элементы предмета науки криминологии
    а) закономерности развития науки;
    б) преступность, личность преступника, причины и условия уровня преступности, предупреждение и профилактика преступности;
    в) причины возникновения преступности;
    г) уровень развития, ликвидация последствий преступности;
    д) прогнозирование и планирование борьбы с преступностью.

    73. Назовите основной элемент предмета (его подсистемой) криминологии
    а) личность преступника;
    б) антиобщественные проявления;
    в) преступность как социально и уголовно-правовое явление;
    г) причины и условия преступности;
    д) профилактика преступлений.

    74. Назовите количественно-качественным показатель, характеризующий преступность
    а) причины;
    б) состав;
    в) условия;
    г) уровень, структура, динамика;
    д) предпосылки.

    75. Экономическая преступность изучается:
    а) общей частью криминологии;
    б) особенной частью криминологии;
    в) социологией.

    Термин «криминология» происходит от двух слов: лат. crimen — преступление и греч. logos — наука, учение. Впервые слово «криминология» было использовано итальянскими юристами Р. Гарофало и П. Топи нардом, которые в 1885 г. выпустили книгу пол таким названием. Как видим, это сравнительно молодая наука, получившая развитие главным образом в XX в.

    Логическое развитие криминологической мысли позволяет говорить о криминологии как общетеоретической науке о преступности, ее причинах и условиях, ей сопутствующих, личности тех, кто совершает преступления, а также о методах контроля за преступностью и борьбы с ней (включая в понятие борьбы с преступностью и ее предупреждение).

    Как мы увидим в дальнейшем, криминология тесно связана с другими науками. Поэтому, когда речь идет о предмете науки, важно выделить то главное, существенное, что ее отличает от близких ей наук. И чем глубже человек изучает преступность, тем с большим числом проблем он сталкивается — проблем, на первый взгляд далеко стоящих от преступности.

    В то же время расширительное толкование криминологии как науки и соответственно ее предмета уводило исследователей от того факта, что преступность, будучи социальным явлением, «ограничена» рамками права, закона. В уголовном праве на основе социального опыта целых поколений выработан и закреплен в законе (уголовном кодексе) перечень деяний, относимых к преступным. Произвольный выход за эти границы недопустим, поскольку он привел бы к ничем не ограниченному произволу.

    Таким образом, предмет науки криминологии — это само явление (преступность) в единстве и многообразии его сущности и те факторы, которые непосредственно с ним связаны.

    Как мы увидим далее, преступность как социально-правовое явление сложилась исторически. Постепенно сформировалось «устойчивое ядро» преступности: убийства, кражи, насилие, преступления против нравственности, против государства, против правосудия и ряд других. В той или иной степени они присущи любой социально-политической системе. Естественно, имеются и различия, однако они появились на более поздних этапах развития человечества и зависят от политических, экономических, социальных, национальных особенностей тех или иных государств.

    Предмет криминологии

    Остановимся теперь на предмете криминологии более подробно. Как видно из определения этой науки, первая и основная часть ее предмета - преступность.

    Определений преступности бесчисленное множество. Они несут на себе отпечаток философских взглядов авторов разных школ и направлений, правовых и даже религиозных воззрений.

    Преступность есть форма социального поведения людей, нарушающая нормальное функционирование общественного организма. Правда, такими нарушениями являются и аморальные поступки, и то, что называют делинквентным, отклоняющимся поведением. Но из всех нарушений преступность наиболее опасна для общества.

    Преступность — социально-правовое явление. Масса (цифра) преступности складывается из суммы совершенных в данном обществе и в данный период преступлений, предусмотренных уголовным кодексом.

    Заметим, что преступность — не просто сумма совершенных преступлений, а явление, имеющее свои закономерности существования, связанное с другими социальными явлениями, а часто ими и определяющееся.

    В криминологической литературе происхождение преступности связывается с периодом возникновения государства, права, социальным, имущественным и классовым расслоением общества.

    Вторая составная часть предмета криминологии — причины преступности и условия, ей способствующие . Проблема причинности — одна из ключевых и трудных проблем в общественных науках, и конечно в криминологии. Ее решение во многом определяется тем, какие философские взгляды исповедует ученый. В то же время проблема причинности не только теоретическая, но и практическая, поскольку без изучения причин такого явления, как преступность, и условий, ему способствующих, нельзя на научной основе, со знанием дела ей противодействовать, причем не только силами одной правоохранительной системы и с помощью закона, но и приводя в движение экономические, социальные и иные рычаги, которыми располагают общество и государство.

    Развитие криминологии и внедрение ее рекомендаций в практику с достаточной убедительностью показали реальность установления и причинных связей в проблеме преступности, и условий, способствующих совершению преступлений. Практические правоохранительные органы научились выявлять эти условия и причины преступлений, а наука вооружила их методикой этой работы. Законодатель закрепил обязанность правоохранительных органов выявлять причины и условия совершения преступлений и принимать (в пределах своих возможностей и компетенции) меры к их предупреждению.

    На заре развития криминологии ученые представляли преступника как тип личности, как бы выпадающий из человеческой популяции. Одни видели в преступниках людей, отмеченных печатью Каина, в соответствии с теологическими концепциями. Другие, наблюдая жестокость многих преступников или приверженность их к занятию конкретным преступным промыслом, стали искать причины этого в биологических особенностях людей. Такое представление, начавшееся с учений френологов и получившее законченный вид в теориях Ч. Ломброзо и его последователей, было распространенным в течение длительного времени. Третьи конструировали специфические социальные типы преступников, отвергая биологический подход. Четвертые искали компромисс между социологическим и биологическим подходом к личности.

    Углубленное изучение проблемы привело многих ученых к тому, что понятие «личность преступника» было поставлено под сомнение и высказана идея о том, чтобы отказаться от нее, заменив более пространным, но более точным понятием личности людей, совершающих преступления.

    Почему пришли к этому выводу? Потому что понятие «личность преступника» предполагает какую-то заданность, порождает представление о том, что данный человек уже предрасположен к преступлению. Однако опыт свидетельствует о том, что в действительности почти каждое преступление может совершить любой человек. Американские криминологи, например, говорят о том, что каждый американец хоть раз в жизни, но совершил преступление. Как же быть в таком случае с понятием «личность преступника»?

    Классификация конкретных социальных типов преступников весьма важна. Убийцы отличаются от воров, представляя собой специфический тип личности; мошенники — от «белых воротничков», хотя последние могут применять методы мошенничества; расхитители имущества — от сексуальных насильников и т. д. Изучение типов личности тех, кто совершает преступления, требует разработки как общих, так и индивидуальных мер и методов предупреждения преступлений. Однако при этом следует иметь в виду временный характер нахождения в «мундире» личности преступника (иначе зачем говорить об исправлении и перевоспитании преступников). И если для уголовного права преступник тот, кто совершил деяние, содержащее все элементы состава преступления, то для криминологии определение понятия «личность преступника» — более сложная задача, поскольку связана с отнесением человека к определенной, осуждаемой обществом страте этого же общества, с неизбежным вопросом: насколько долго такое состояние человека может продолжаться?

    Принципиальным для криминологии, для правильного понимания соотношения является тот факт, что биологические особенности влияют на тип поведения человека (холерик в одинаковой жизненной ситуации поступит иначе, чем флегматик или сангвиник, но в целом их поступки диктуются еще и степенью социальной воспитанности), не являясь причинами его поведения, в том числе преступного.

    Наконец, в предмет криминологии входит предупреждение преступности. Проблема предупреждения преступности неотрывна от других составляющих предмет криминологии. Она как бы завершает все, что связано с наличием преступности в человеческом обществе и борьбой с ней. Понимание преступности как социального явления, отражающего его противоречивость и особенности функционирования, свойства личности тех, кого само общество, как правило, превращает в преступников, и есть та база, на которой рождается теория предупреждения преступности. Поэтому проблема предупреждения преступности рассматривается на трех уровнях: общесоциальном, специально-криминологическом и индивидуальном.

    Поскольку преступность - явление социальное, необходимо исходить из того, что успешной борьба с ней может быть лишь тогда, когда подход к ней будет комплексным как при ее изучении, так и при разработке мер предупреждения. Поэтому борьба с преступностью в широком общесоциальном плане есть использование мер экономических, социально-культурных, воспитательных и, наконец, правовых. При этом очевидно, что политическая атмосфера в обществе — это то, что может свести на нет любые формы и методы руководства обществом, довести их до хаоса и развала либо, напротив, привести к стабилизации общественного (и государственного) организма.

    Опыт показывает, что чем выше уровень экономического, технического, культурного состояния общества, тем больше оснований полагать, что преступность в таком обществе будет ниже, нежели в обществе, прозябающем в экономической разрухе, социальной и политической неустойчивости, в обществе, где забота о людях декларируется (даже является спекулятивным политическим лозунгом), но не претворяется в жизнь.

    Специально-криминологические меры предупреждения преступности могут быть общими и конкретными. Они хотя и затрагивают, допустим, сферу управления, однако являются такими, которые требуют не совершенствования крупных ее блоков, а изменения каких-то частей, например учета и контроля за расходованием денежных средств либо материалов в какой-либо отрасли производства или управления, что снимет (на определенный период) опасность хищений либо иных злоупотреблений. Конкретные рекомендации еще более узки по своей целенаправленности, например меры организации охраны материальных средств на конкретном предприятии.

    Криминологи за годы своего «вторжения» в социальную жизнь наработали немало практически значимых рекомендаций по предупреждению преступлений в различных отраслях промышленности и сельского хозяйства. Меры по предупреждению преступности касаются как организации производственных процессов (с точки зрения их криминогенной уязвимости), так и воспитательной работы с разными категориями работающих, а также методов учета, охраны материальных средств и т. д.

    Эти рекомендации могли появиться на свет лишь в результате длительного и всестороннего изучения конкретных отраслей хозяйства. Такое направление в криминологии неисчерпаемо, поскольку формы хозяйствования, их структуры меняются, соответственно меняются и условия, способствующие совершению преступлений, а значит, должны совершенствоваться предупредительные меры.

    Меры предупреждения разные и для различных видов преступлений (например, для корыстных и насильственных, убийств и изнасилований, краж и мошенничества и т. д.). Блоки преступности тоже требуют специфических мер (скажем, организованная преступность — одних мер, рецидивная — других, женская — третьих и т. п.). Внутри же этих блоков различны и многочисленны виды конкретных преступлений, требующие соответствующих мер для их предупреждения.

    Деление преступности на уровни определяет и особенности индивидуальной профилактики, ибо отдельные преступления совершаются конкретными людьми, профилактическая (воспитательная) работа с которыми требует сугубо индивидуального подхода. В этой части криминология вступает в контакт прежде всего с такой наукой, как психология. Не случайно среди правовых наук прочное место завоевала ныне юридическая психология.

    Теория предупреждения преступности неразрывно связана (как и остальные составные предметы криминологии) с проблемой прогнозирования преступности, а также планированием предупредительных мер.

    Предупреждение преступности может и должно планироваться. Планирование предупредительной работы в государстве имеет свои особенности. В борьбе с преступностью нет и не может быть однозначных рекомендаций. К сожалению, иногда конкретные советы и предписания сводятся к лозунгам, призывам: усилить профилактическую работу, обязать прокурора усилить надзор за соблюдением законов, обязать МВД разработать планы усиления индивидуальной профилактики силами участковых инспекторов и т. д., к чему привыкли и чем пестрит практика борьбы с преступностью в нашем государстве, оборачивающаяся наличием пустых, неконтролируемых и невыполнимых «планов». Причем наша практика страдала и продолжает страдать неоправданной гигантоманией и глобальностью планов.

    Завершая рассмотрение предмета криминологии, отметим, что в него входит и проблема жертвы преступления. В науке это направление получило название «виктимология».

    Исследования показывают, что поведение преступника нередко обусловлено как поведением его жертвы, так и особыми се качествами, а также взаимоотношениями преступника с потерпевшим, сложившимися ранее либо в процессе столкновения. Нередко преступное поведение провоцируется отрицательным поведением потерпевшего. В преступлениях, где имеются мотивы межличностного порядка, это видно особенно отчетливо.

    Развитие виктимологии привело к возникновению термина «виктимизация». Это процесс превращения в жертву преступления конкретного лица, а также определенной общности людей. Виктимизация отличается от преступности тем, что представляет собой совокупность процессов становления жертвами.

    Система криминологии

    Можно говорить о системе науки, т. е. о перечне и о порядке рассмотрения проблем, скажем, от наиболее общих, основополагающих до конкретных. Можно говорить и о системе курса или учебника, где в наиболее удобном для изучения порядке освещаются отдельные проблемы науки.

    С такой же позиции следует подходить и к криминологии. В юридических науках, которые тесно связаны с законодательством, система науки нередко совпадает с системой законодательства. Как известно, наука уголовного права складывается из Общей и Особенной (специальной) частей, соответственно уголовные кодексы имеют Общую и Специальную части. И в том и в другом случае в Общей части излагаются общетеоретические, исходные для науки и практики вопросы, а в Специальной части указываются виды преступлений, конкретные их составы и меры наказания за них.

    Для криминологии проблема деления на две части более условна, чем кажется на первый взгляд. Прежде всего потому, что многие из вопросов, казалось бы, справедливо отнесенных к проблемам Специальной части, например рецидивная преступность, сами по себе имеют общетеоретическое значение. Эти виды преступности наполнены собственным глубоким теоретическим содержанием, позволяющим, строго говоря, их самих делить на общее и конкретное (особенное, специальное).

    В частности, можно сказать, что криминология систематизирует преступления: 1) по сферам деятельности преступников; 2) степени их организации; 3) составу преступного контингента; 4) причинам не только самих преступлений, но и того социального распределения преступников, которое наблюдается в стране.

    Если взять за основу подходы к криминологии как к науке, получившие отражение в ранее изданных курсах, учебниках, монографиях, специальных статьях, то обобщенно система криминологии выглядит следующим образом.

    Сначала рассматриваются понятия, предмет, задачи науки; вслед за этим — история и состояние криминологии как науки; затем анализируются ее ключевые проблемы (преступность, причины и условия преступности, личность преступника, методы изучения, прогнозирование и предупреждение преступности, включая планирование борьбы с преступностью); далее анализируются наиболее опасные и распространенные виды преступности.

    Криминология и другие науки

    Уже из ознакомления с предметом криминологии видно, что эта наука междисциплинарная, т. е. тесно связанная с некоторыми другими науками. Это науки юридические и социальные в широком смысле слова.

    Прежде всего рассмотрим соотношение криминологии с юридическими науками. На первом месте здесь связь криминологии с уголовным правом.

    И уголовное право, и криминология изучают преступление и преступность. Но делают они это по-разному. Уголовное право — наука об ответственности за совершение преступлений. Поэтому и преступление она изучает с юридических позиций как понятие и совокупность признаков (состав) определенного акта противоправного поведения. Уголовное право изучает и наказание, налагаемое судом за совершение преступления, смягчающие и отягчающие ответственность обстоятельства, определяет принципы назначения наказания и освобождения от него.

    Уголовное право не обращается к тем явлениям, событиям и поступкам человека, которые предшествуют преступлению; его непосредственно не интересуют причины преступности и условия, способствующие совершению преступлений. А личность преступника сводится в уголовном праве к понятию субъекта преступления, который характеризуется в основном двумя свойствами: возрастом и вменяемостью (плюс признаками так называемого специального субъекта). За границами уголовного права остаются социальные, нравственные и психологические особенности преступника. Но все то, что не входит в предмет уголовного права, как раз интересует криминолога, в частности механизм преступного поведения и причины противоправного развития событий.

    Органичная связь криминологии с уголовным правом состоит в том, что уголовное право определяет границы, рамки предмета криминологии. Ведь перечень преступных деяний определяется уголовным кодексом. А именно этот круг деяний и изучается криминологией.

    Криминология тесно связана с наукой уголовного процесса, изучающей процедуры предварительного расследования и судебного рассмотрения дела. В уголовно-процессуальном законодательстве содержится прямое предписание: следователь, прокурор, суд обязаны по каждому уголовному делу выявлять причины и условия, способствующие совершению преступлений, и предлагать меры, направленные на их устранение.

    Еще одна юридическая наука - криминалистика, которая изучает методику, технику и тактику расследования преступлений, получает от криминологии данные о состоянии преступности, особенностях механизмов, способов совершения различных преступлений и о свойствах личности преступников. Криминалистика использует эти сведения для разработки наиболее эффективных методов раскрытия преступлений. Неразрывна связь криминологии и с теорией оперативно-розыскной деятельности, которая дает возможность изучать преступность в определенном смысле «изнутри» с помощью специальных средств и методов.

    Криминология связана и с уголовно-исполнительным правом, изучающим принципы и условия назначения и отбывания наказаний. Многие преступления совершаются в местах лишения свободы или лицами, вышедшими из заключения, поэтому взаимодействие криминологов и специалистов по уголовно-исполнительному праву весьма полезно.

    Есть еще несколько наук, обычно относимых к циклу юридических. Это судебная статистика, судебная медицина и судебная психиатрия. И с ними криминология имеет непосредственные контакты. Так, она широко использует данные судебной статистики. А разработки судебных психиатров помогают криминологам составить более полное представление об особенностях личности различных категорий преступников.

    В ходе развития криминологических учений вносились предложения расширить ее предмет за счет изучения смежных с преступностью явлений (социальных аномалий): алкоголизма, наркомании, проституции, самоубийств и т. и. Но возобладала точка зрения, ограничивающая предмет криминологии только анализом преступности. Тем самым сохранилась и укрепилась и ее связь с юридическими науками.

    Но, как отмечалось, криминология не менее тесно связана и с науками, не имеющими юридической направленности. Прежде всего это , изучающая общество в процессе его функционирования. У социологии есть несколько ответвлений: социология семьи, социология труда, социология спорта и др. Криминологию с полным основанием можно назвать социологией преступности. Попутно отметим: если в России криминология изучается в юридических вузах, то англо-американская традиция состоит в преподавании криминологии на факультетах социологии.

    Далее укажем на тесную связь криминологии с юридической психологией, предметом которой является внутренняя жизнь человека, его поведение в природе и обществе. С полным основанием можно назвать криминологию или по крайней мере определенную ее часть психологией преступника.

    Итак, при выяснении взаимосвязей криминологии со смежными науками мы приходим к выводу, что эта наука имеет комплексный характер. Она находится на стыке юриспруденции с социологией и психологией и использует данные всех этих и других наук.

    Нельзя не отметить, что среди специалистов в области уголовного права существует точка зрения, отрицающая вопреки фактам действительности и развитию мировой науки не только самостоятельность криминологии в качестве общетеоретической науки о преступности, но и как науку вообще. Эти ученые полагают, что криминология — часть уголовного права либо часть социологии. На наш взгляд, истоки таких взглядов восходят к середине 1920-х гг., когда вопрос о причинах преступности при социализме был решен «полностью, однозначно и окончательно». Коротких, мало к чему обязывающих призывов в рамках учения о преступлении в уголовном праве было достаточно. Теперь же подобные суждения выглядят анахронизмом. Криминология, ее выводы позволяют глубже понять институты уголовного, уголовно-исполнительного, процессуального права, криминалистики, в целом практики борьбы с преступностью и вовсе не принижают их и не разобщают науки, как это утверждали «ликвидаторы» и противники криминологии как науки.

    Криминология действительно вышла из уголовного права (хотя можно говорить и о том, что она вышла и из общей социологии, — такая точка зрения гоже существует, как, кстати, говорят и о «медицинской криминологии» и других ее видах, поскольку проблемой преступности занимались ученые разных специальностей, привнося свое в эту проблему), но, выйдя, она получила возможность собственного развития. Став самостоятельной, она осталась тесно связанной и с уголовным правом, и с другими правовыми науками, а также с социологией, философией и медициной, особенно психиатрией, и с рядом других наук. В условиях стремительного развития и дифференциации различных наук, имеющих общий корень, это вполне естественное явление.

    Вопрос 1: Назовите предмет науки криминологии?

    Ответ: Предметы различных наук взаимосвязаны между собой, но он у каждой науки свой и для полноты и глубины исследования своего предмета каждой науке приходится изучать круг общественных отношений, которые позволяют выявить собственные закономерности и познать природу механизма их зарождения и развития.

    Предмет науки криминологии – это ответ на вопрос, что именно изучает данная наука, то есть это исследование законов, закономерностей, принципов и свойств конкретных общественных отношений в объекте. Он составляет конкретные стороны, закономерности и законы развития определенных элементов объекта науки криминологии.

    Содержание предмета криминологии : преступность; детерминанты преступности; лица совершившие преступление; предупреждение преступления; другие объекты исследования криминологии; история криминологической науки; сопутствующие преступности негативные социальные явления (алкоголизм, проституция, наркомания и т. д.); методы криминологических исследований и осуществления профилактики; криминологические проблемы зарубежных стран; криминологические особенности отдельных видов преступности.

    Основные элементы предмета науки криминологии : 1) Преступность как система социально-негативных явлений; 2) Личность преступника, его место и роль в антиобщественных проявлениях; 3) Причины и условия уровня преступности; 4) Решение задач предупреждения и профилактики преступлений.

    Вопрос 2: Сформулируйте определение криминологии?

    Ответ: Криминология – это комплексная, социально-правовая, теоретико-прикладная наука, исследующая преступность, личность преступника, причины и условия преступления, методы и средства ее предупреждения с позиций диалектического исторического и системного подходов; характеризующаяся как самостоятельная система научных знаний о преступности, ее причинах и условиях, личности преступности и мерах предупреждения преступлений и преступности в целом.

    То есть криминология – это самостоятельная наука о преступности и рациональных методах ее предупреждения, которая по содержанию является социально-правовой, а по принадлежности юридической дисциплиной, задачи которой состоят: в познании закономерностей преступности как специфического социального явления с одной стороны, а с другой – конкретизируются практическими потребностями борьбы с преступностью на современном этапе; в научном обеспечении практической политики борьбы с преступностью; в создании и внедрении в практику научно обоснованных методик по изучению и прогнозированию преступности, рекомендаций по профилактике наиболее распространенных и опасных видов преступления (хищения, убийства, преступления совершаемые рецидивистами, несовершеннолетними и организованными преступниками); изучение опыта предупреждения преступности и отдельных ее видов зарубежных стран с целью использования в нашей стране.

    Вопрос 3: Раскройте содержание основных элементов предмета науки криминологии?

    Ответ: Основными элементами предмета науки криминологии являются : преступность как система социально-негативных явлений; личность преступника, его место и роль в антиобщественных проявлениях; причины и условия уровня преступности; решение задач предупреждения и профилактики преступлений.

      Преступность как система социально-негативных явлений.

    Преступность, как система может рассматриваться в контексте социальных явлений, и она представляет собой взаимосвязь статистической совокупности совершенных преступлений и факторов, обусловливающих такую совокупность.

    Помимо исследования преступности и ее причин, личности преступника и проблем предупреждения преступлений, изучает также вопросы, тесно связанные с криминологическими проблемами. При анализе преступности, например, обнаруживается ее тесная связь с рядом явлений, которые рассматриваются как антисоциальные, негативные социальные, фоновые. К таким явлениям, в частности, относятся пьянство и алкоголизм, наркомания, проституция.

    Совершение преступления обычно предваряют многие формы девиантного, отклоняющегося поведения, например бродяжничество и попрошайничество. Однако первостепенное значение криминология придает именно пьянству и алкоголизму, наркомании и проституции, поскольку эти негативные социальные явления ближе всего расположены к преступному поведению, способствуют совершению различных преступлений и представляют в силу этого серьезную опасность для общества и отдельных граждан. Поэтому криминология рассматривает пьянство, алкоголизм и наркоманию в качестве причин и условий преступлений, сопутствующих им явлений.

    Исходными в понимании взаимосвязи преступности с другими негативными видами девиантного поведения являются положения:

     Преступность и иные формы девиантности находятся в сложных, иногда линейных взаимосвязях (повышенный уровень алкоголизма населения может сопровождаться пониженным уровнем преступности и на оборот, в обратной зависимости могут находиться убийства и самоубийства);

     Преступность и иные формы девиантности соотносятся не как «причины» и «следствия» (ни пьянство, ни наркотизм не являются «причиной» преступности), а как одно-порядковые социальные феномены, существующие, развивающиеся и изменяющиеся под воздействием общих экономических, социальных, политических, демографических и иных факторов;

     Общность факторов, влияющих на состояние, уровень, структуру и динамику преступности, на уровень и динамику наркотизации и алкоголизации населения, на масштабы проституции и суицидального поведения, позволяет вырабатывать единые стратегические направления противодействия нежелательным для общества явлениям хотя бы на уровне общесоциальной профилактики.

      Личность преступника, его место и роль в антиобщественных проявлениях .

    Под личностью преступника понимается лицо, совершившее преступление, в котором проявилась его антиобщественная направленность, выражающая совокупность негативных социально значимых свойств, влияющих в сочетании с внешними условиями и обстоятельствами на характер преступного поведения.

    Личность преступника изучается как подсистема социально-демографических, социально-ролевых, социально-психологических свойств субъектов преступления и рассматривается: 1) как общественный статистический портрет, отражающий совокупность социальных признаков, выделяющих преступников из населения, проживающего на определенной территории в тот или иной период; 2) как особый социальный тип, получивший название криминогенный тип личности; 3) личность преступника изучается в отношении отдельного человека, совершившего противоправное деяние.

    Личность преступника, с одной стороны, понятие общесоциологическое, с другой - юридическое. Это означает, что личность преступника нельзя рассматривать в отрыве от социальной сущности человека, вне связи со всей системой общественных отношений, участником которых он является. Под их воздействием формируется не только его социальный облик как целостное единство конкретного лица, но и образующие его нравственно-психологические черты и свойства (взгляды, убеждения, ценностные ориентации, жизненные ожидания, интеллектуальные и волевые свойства). Это происходит независимо от того, воспринимает или осознает индивид, данный процесс. Поэтому личность преступника следует воспринимать как продукт реальной действительности (хотя и нежелательный, и даже враждебный по отношению к обществу), имеющий свою социальную природу.

    Главными типологическими признаками антисоциальной направленности личности являются: негативно-пренебрежительное отношение к личности человека и ее важнейшим благам; корыстные побуждения; индивидуалистическое, антисоциальное отношение к различным общепринятым ценностям и социальным установкам; легкомысленно-безответственное отношение к своим обязанностям и охраняемым законом социальным ценностям

    Изучается личность с целью выработки мер предупреждения новых преступлений (рецидива) со стороны этой личности. Особое значение имеет изучение ее социально-психологических характеристик для выработк5и индивидуальных форм профилактики ее антиобщественной деятельности.

    В настоящее время ученые криминологи едины в признании социальной природы преступности и ее причины, считая, что определяющее значение в механизме преступного поведения имеют социальная среда и социальные качества индивида, а биологические детерминанты не являются причиной преступного поведения, хотя и играют важную роль.

    Индивидуальное развитие личности, формирование неповторимого духовного облика каждого человека происходит во взаимодействии генетической и социальной программ.

      Причины и условия уровня преступности

    Преступность – результат действия множества обстоятельств, которые принято именовать ее причинами.

    Под причинной связью понимается такая объективная связь между явлениями, когда одно из них (причина) при наличии определенных условий порождает другое (следствие). То есть, причины преступности – это негативные явления, вызывающие ее.

    Рассматривая преступность как социальное явление, следует иметь в виду, что оценка явлений в качестве причин, а других – в качестве условий всегда носит относительный характер и в разных случаях одно и тоже явление может выступать либо причиной, либо условием.

    Причины преступности являются фундаментальной и самой острой проблемой науки криминологии. В ней сконцентрированы элементы философии, экономики, политики, юриспруденции, социальной психологии, социологии и социальной практики.

    Причинный комплекс принято классифицировать с точки зрения иерархического уровня на: 1) Общие причины преступности; 2) Причины отдельных видов преступлений; 3) причины конкретных преступлений. Причем на каждом из этих уровней действуют и соответствующие условия, благоприятствующие развитию причин преступного поведения.

    Под причиной преступности понимается явление (или совокупность взаимосвязанных явлений), которое при определенных условиях порождает, производит другое явление, рассматриваемое как следствие.

    При установлении того, что является причиной, а что следствием в цепи причин и следствий, необходимо стремиться выделить два соседних звена, ближе всех остальных стоящих друг к другу. Такое вычленение позволяет определить одно звено в качестве причины, другое - следствия.

    Значительную роль в существовании преступности играют и условия, ей способствующие.

    В условиях обострения социально-экономической и политической обстановки в стране, роста преступности, упадка нравственности и морали изучение причин преступности становится особенно актуальным. Эти условия нацеливают криминологическую науку и общественную практику на глубокое и конкретное исследование причинных зависимостей преступности применительно к новым процессам и происходящим в обществе изменениям.

    Причина создает возможность определенного следствия. Условия же способствуют реализации этой возможности.

    Условия преступности это явления, способствующие их действию.

    Условия преступности обычно подразделяются на три основные группы: сопутствующие (они образуют общий фон событий и явлений, обстоятельства места и времени), необходимые (без таких условий событие могло бы не наступить), достаточные (совокупность всех необходимых условий). Когда все эти условия налицо, можно говорить об их целостном комплексе.

    Изучение процесса детерминации преступности предполагает учет относительности, условности деления явлений и процессов на причины и условия. Многие из них в отдельных случаях выступают как причина, в других - как условие преступности. В то же время общим для всех детерминант преступности является то, что в их основе всегда лежат объективные социальные противоречия (например: несоответствие между ростом потребностей и возможностями общества по их удовлетворению; нарушение социальной справедливости в сфере распределения и обмена; различия в условиях, видах и формах труда различных социально-профессиональных групп населения; различия в культурно-бытовых условиях жизни в разных регионах страны; имущественные и иные различия; политические разногласия и социальная нестабильность общества; недостатки идеологической, культурно-воспитательной работы; недостатки в хозяйственном механизме, торговле и обслуживании населения; низкая эффективность профилактики преступлений)

    Анализ причин и условий, способствующих совершению преступлений, имеет целью ответить на вопрос, почему растет преступность, что способствует ее росту, какие элементы механизма имеют причинную связь, а какие являются способствующими условиями роста или снижения преступности.

    В любом случае для глубокого криминологического анализа причин преступности следует обращаться к противоречиям современной общественной жизни как основному источнику всего причинного комплекса нынешней преступности.

      Решение задач предупреждения и профилактики преступлений

    Все, что рассматривается о преступности, ее причинах, личности преступника, причинах и механизмах совершения конкретного преступления, в конечном счете, преследует цель овладеть современными криминологическими знаниями о предупреждении преступлений.

    Предупреждение преступности – в узком смысле, это деятельность государственных и общественных органов и организаций, направленная против преступности с целью удержания ее на социально терпимом уровне посредством устранения или нейтрализации порождающих ее причин, а в широком понимании – это криминологическая категория, обозначающая исторически сложившуюся систему преодоления объективных и субъективных предпосылок этих негативных явлений, реализуемого путем целенаправленной деятельности всех институтов общества по устранению, уменьшению и нейтрализации факторов, детерминирующих существование преступности и совершение преступлений.

    Целью предупреждения преступлений , как и целью борьбы с преступностью, является противодействие криминальным процессам в обществе, обеспечение сдерживания, сокращение преступности и темпов ее роста, защита личности, общества и государства от преступных посягательств.

    Эта цель находит свою конкретизацию в решении ряда следующих задач:

     выявление и устранение или нейтрализация причин преступности и условий, способствующих их совершению;

    индивидуальное профилактическое воздействие на лиц с противоправным поведением;

     предотвращающие замышленных и готовящихся преступлений;

     снижение у населения и отдельных граждан риска стать жертвами преступных посягательств.

    Решая указанные задачи, предупреждение преступлений в то же время представляет собой важную часть общего процесса борьбы с преступностью. Реализуя задачу общей и частной превенции, оно пронизывает большинство составных элементов этого процесса, включающего выявление, раскрытие, расследование преступлений; розыск лиц, скрывшихся от органов дознания, следствия и суда; осуществление правосудия по уголовным делам; исполнение уголовного наказания; устранение негативных последствий преступлений.

    Основными принципами, на которых базируется предупреждение преступлений, являются: 1) законность, обеспечивающая строгое соблюдение в процессе реализации предупредительных мер требований Конституции, ратифицированных Россией международных договоров, законов, а также подзаконных нормативных актов; 2) социальная справедливость и гуманизм, предусматривающие защиту законных интересов физических и юридических лиц при осуществлении мероприятий по предупреждению преступлений, недопущение причинения физических страданий или унижения достоинства личности; 3) комплексность, предполагающая объединение усилий субъектов предупредительной деятельности; 4) своевременность и достаточность используемых мер - их использование в таком объеме и с такой интенсивностью, которые позволяют не допустить совершение преступлений; 5) дифференциация мер предупредительного воздействия, означающая учет особенностей личности профилактируемого, динамики изменений ее поведения; 6) эффективность, предполагающая достижение наибольших результатов предупредительной деятельности при наименьших материальных, финансовых, ресурсных затратах.

    При этом криминологическое предупреждение преступлений представляет собой наиболее действенный способ борьбы с преступностью, поскольку оно: обеспечивает выявление и устранение ее корней, истоков, упреждает возможность совершать преступления; воздействует на криминогенные факторы, когда они еще не набрали силы и легче поддаются устранению; позволяет, используя разнообразные средства, прерывать замышляемую преступную деятельность; препятствует наступлению вредных последствий; решает задачи борьбы с преступностью наиболее гуманными способами с наименьшими издержками, без включения на полную силу сложного механизма уголовной юстиции, без применения такой формы государственного принуждения, как уголовное наказание.

    Однако было бы неправильным ограничить широкий и многообразный вид социальной деятельности по предупреждению преступлений только уголовно-правовым аспектом. Предупреждение преступлений - задача не только правоохранительных органов. Ее решение лежит в плоскости коренных преобразований общества (прежде всего в сфере экономики, социальной жизни, идеологии, воспитания человека).

    Наряду с предупреждением преступлений в криминологической литературе часто употребляются понятия профилактики преступлений, их предотвращения, пресечения.

    В зависимости от иерархии причин и условий преступности выделяются три основных вида:

    1) Общая профилактика (общесоциальный уровень) включает в себя деятельность государства, общества, их институтов, которая направлена на разрешение противоречий в области экономики, социальной жизни и т.д. Осуществляется она различными органами госвласти и управления, общественными формированиями, для которых функция предупреждения преступности не является главной или профессиональной.

    Проводится она в жизнь посредством государственных планов экономического и социального развития.

    2) Криминологическая профилактика (Специально-криминологический уровень) состоит в целенаправленном воздействии на криминогенные факторы, связанные с отдельными видами и группами преступного поведения и осуществляется она специальными субъектами, для которых профилактика является одной из основных задач, в форме ведомственных и межведомственных планов по усилению борьбы с преступностью, в которых предусматривается система мероприятий, направленных на профилактику конкретного вида и групп преступности и в целом всей преступности на определенной территории.

    3) Индивидуальная профилактика (индивидуальный уровень) включает в себя деятельность в отношении конкретных лиц, поведение которых вступает в конфликт с правовыми нормами.

    Реализуется в нескольких формах: при устранении причин и условий, способствовавших совершению конкретных преступлений, которые выявлены в процессе следствия или в суде, то это – предписание прокурора, представление следователя, частное определение суда. А когда речь идет о личности конкретного преступника, то применяются программы индивидуальной коррекции правонарушающего поведения.

    Криминоло́гия («наука о преступлении», от лат. crimen - преступление и др.-греч. logos - учение) - социолого-правовая наука, которая изучает преступность, личность преступника, причины и условия преступности, пути и средства ее предупреждения. Считается, что термин «криминология» ввёл в 1879 году антрополог Топинар. В 1885 году впервые с названием «Криминология» вышла книга итальянского ученого Р. Гарофало. Однако, представления о преступном поведении и борьбе с ним можно обнаружить и в более ранних источниках, например в труде Чезаре Беккариа «О преступлениях и наказаниях».

    Учёный-юрист, специализирующийся в области криминологии, называется криминологом.

    Предмет изучения криминологи и включает в себя четыре основных элемента:

    преступность - изучается как социально-правовое исторически изменчивое негативное массовое явление. Оно слагается из всей совокупности совершаемых в тот или иной период в государстве (регионе, мире) преступлений, имеющих количественные (уровень, динамика) и качественные (структура и характер преступности) показатели. Различают различные виды преступности, такие как насильственная преступность, преступность несовершеннолетних, экологическая преступность и т. д.;

    Преступность исторически изменчивое и неизбежное, общественно опасное, социально-правовое явление, которое порождено условиями общежития, представляющее собой совокупность всех преступлений, совершенных в данном государстве за определенный период времени.

    Ей присущи качественно-количественные показатели:

    Состояние (уровень или коэффициент) преступности;

    Структура преступности;

    Динамика преступности.

    личность преступника , рассматриваемого в качестве индивида, наделенного совокупностью социальных, биологических и психологических черт, с особенностями формирования и развития, которые позволили ему удовлетворить свои интересы и потребности путем совершения преступления. Кроме того, личность преступника исследуется как непосредственный субъект профилактики и предупреждения новых преступлений (рецидива);

    причины и условия преступности (детерминанты преступности) - изучается совокупность негативных экономических, демографических, психологических, политических, организационно-управленческих явлений и процессов, которые порождают и обусловливают преступность. Причины и условия преступности в многообразии их содержания, природы и механизма действия изучаются на разных уровнях: причины и условия преступности в целом, по отдельным группам преступлений, конкретного преступления;

    предупреждение преступности понимается как система общесоциальных и специально-криминологических мер, направленных на устранение, нейтрализацию или ослабление причин и условий преступности, удержание от преступлений и коррекцию поведения правонарушителей. Профилактическая система анализируется: по направленности, механизму действия, этапам, масштабу, содержанию, субъектам и другим параметрам.

    2. Место криминологии среди других отраслей научных знаний

    Наиболее тесно взаимосвязана криминология с уголовным правом. Уголовно правовая теория и основанный на ней уголовный закон определяют юридические признаки преступного деяния и лица, являющегося преступником.

    Криминология обеспечивает уголовное право, законодателя и правоприменительную практику информацией об уровне преступности, ее структуре, динамики, эффективности профилактики преступлений. Тем самым способствует определению уголовной политики в стране. Криминологическая информация способствует своевременной реализации нормотворческой деятельности в плане криминализации либо декриминализации деяний, а также в процедуре дифференциации санкций (замены уголовных наказаний иными мерами воздействия).

    Криминология связана с уголовным процессом и прокурорским надзором. Так, уголовный процесс, изучает порядок предварительного расследования и судебного рассмотрения, субъекты такой деятельности (следователь, прокурор, суд) обязаны выявлять причины и условия совершения преступлений, предлагать эффективные меры, направленные на их устранение, своевременно выявлять и нейтрализовать преступления, а также предупреждать их совершение.

    Связь криминалистики и криминологии. Криминалистика использует данные криминологии о состоянии преступности, о личностных особенностях преступников, способах и механизмах преступного поведения для разработки эффективного применения криминалистических средств и методов. В 1995 году в России основан Сроюз криминалистов и криминологов, Криминологическая ассоциация (президент Долгова Азалия Ивановна – д.ю.н.,профессор, Заслуженный юрист РФ, Почетный работник прокуратуры РФ).

    Взаимодействие с уголовно-исполнительным правом. Криминология изучает рецидивную и пенитенциарную преступность, причины ее роста и разрабатывает меры предупреждения, направленные на устранение или нейтрализацию негативных ситуаций, способствующих совершению повторных преступлений. А уголовно-исполнительное право изучает сам порядок отбывания наказания, используя при этом сведения криминологического характера. На основе такого взаимодействия разрабатываются совместно рекомендации по предупреждению рецидива, по повышению эффективности исправления осужденных лиц и дальнейшей, успешной их ресоциализации и адаптации после отбытия ими наказания.

    Связь криминологии и правовой статистики. Одним из основных методов в криминологии по сбору и анализу информации служит статистический метод, он позволяет системно отразить множество преступлений во времени и в пространстве, статистические данные дают общую картину преступности в стране и в отдельных регионах. Статистические данные показывают динамику преступности, способствуют выработке необходимых мер предупреждения преступности.

    Среди не правовых наук криминология взаимодействует с общей, социальной, юридической психологией, социологией (социологией преступности), экономикой, психиатрией, демографией, политологией, педагогикой.